Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения. Угрозы безопасности информации


В современном мире в свете последних событий, все чаще поднимаются темы, объясняющие факторы риска и в целом все военные угрозы национальной безопасности России. Чтобы рассмотреть эту проблему шире, необходимо для начала разобраться с самим понятием. Удовлетворение любых национальных интересов в современном мире происходит благодаря обоюдному и взаимному действию стран, находящихся на мировой арене при содействии сил непосредственно внутри страны. Такие отношения находятся на грани сотрудничества и противоборства - одновременно. Таким образом, можно рассматривать такое положение дел, как обыкновенную борьбу за выживание. Поэтому, так или иначе, но страны должны учитывать обоюдные интересы. Но при несоблюдении правил игры или наплевательском отношении одного государства к другому это может быть расценено, как угроза безопасности или целостности государства, как минимум в экономическом плане.

Что такое угроза безопасности

Таким образом, военные угрозы национальной безопасности России могут быть определены, как косвенные или прямые возможности нанесения рисков свободе, конституционным правам, территориальной ценности, уровню и качеству жизни граждан, развитию, безопасности и обороне государства.

Такие столкновения на почве удовлетворения своих национальных интересов и являются первым шагом к проблемам, связанным с безопасностью. Так выглядит трактовка понятия, но исходя из этого, нужно отметить следующее. При отсутствии национального интереса угрозы как таковой не существует, таким образом, это может быть классифицировано как опасность, которая сама по себе может появиться не только вследствие деятельности человека, но и природных, техногенных и стихийных катастроф.

Классификация угроз

Перед тем как рассмотреть, насколько национальная безопасность РФ крепка и откуда необходимо ожидать опасность, стоит разобрать виды угроз.

Потенциальная угроза всегда рассматривается во время разработок и создания любой программы. Несмотря на план и его направленность, такие риски должны обязательно просчитываться. В это же время непосредственные угрозы требуют немедленного задействования специальных систем и «рычагов» для кризисного принятия адекватной ответной меры. Чаще всего очагом таких проблем являются именно потенциальные угрозы. Источники могут иметь целенаправленный характер, для какой-то определенной цели и относительно географической направленности. Последние, в свою очередь, могут быть обусловлены не только внешними, но и внутренними источниками, о которых мы поговорим подробнее на конкретном примере.

Внутренние угрозы национальной безопасности России

На данный момент основные угрозы военной безопасности можно разделить на следующие:

  • в обществе может являться одним из самых опасных рисков. Это так называемая бомба замедленного действия, которая может разорваться в любой момент, как только пропасть между богатыми и бедными достигнет критического предела. Отсюда следует рост напряженности в обществе, проституция, алкоголизм, наркомания, криминальная составляющая.
  • Ресурсная ориентация, в данном примере нефть и газ, безусловно, позволяет иметь высокий доход для всего государства, но при этом, стоит отметить, что ни о каком устойчивом и стабильном экономическом росте речи и идти не может.
  • Усиление разрыва роста экономики между разными регионами. В условиях, когда один регион живет лучше другого, разрушаются связи, и это однозначно не способствует интеграции между регионами.
  • Криминогенная обстановка всего общества в России. В последнее время участились случаи нетрудового дохода, причем это может наблюдаться как среди обычного населения, так и верхушки власти, что сказывается на общей нестабильности и неустойчивости экономики. В такой ситуации вывести национальную экономику из сложившегося кризиса практически невозможно.
  • Проблемы, связанные с уменьшением научно-технического потенциала, как основы роста экономики. На самом деле национальная безопасность РФ находится перед достаточно серьезной угрозой, из-за того, что в последнее время Россия не делала достаточного вклада в наукоемкие отрасли, поэтому необходимого научного потенциала просто нет.
  • Сепаратистские взгляды отдельных территорий, что функционируют по принципу федеративного устройства.
  • Межнациональная и межэтническая напряженность, которая в последнее время только усиливается.
  • Демографический кризис и снижение физического здоровья населения.

Если рассматривать в купе все вышеприведенные угрозы безопасности, видно, что они достаточно тесно связаны. При возникновении одной может стать актуальной следующая, и так далее по цепочке. Ликвидация всех этих проблем необходима для того, чтобы обеспечить сохранение государственности. Но помимо внутренних угроз, особенное внимание стоит уделить и внешним.

Внешние угрозы национальной безопасности России

Что касается проблем извне, то тут все намного проще, и они кажутся более очевидными, так как в основном от их действия страдает вся страна целиком. Среди таких угроз можно отметить следующие:

  • Международный терроризм.
  • Уменьшение роли РФ в мировой политической и экономической жизни, из-за целенаправленных действий как конкретных государств, так и организаций (пример ОБСЕ и ООН).
  • Территориальная экспансия относительно Китая и Японии.
  • Постоянное увеличение военного присутствия НАТО.
  • Размещение вблизи границ России военных сил, в частности США.
  • Повсеместное распространение оружия массового поражения.
  • Ухудшение отношений со странами СНГ, в частности Беларусью и Украиной.
  • Кризис оборонного потенциала страны.
  • Постоянное возникновение военных вооруженных противостояний вблизи границ и стран СНГ, яркий тому пример и военный переворот 2013-2015 гг.
  • Ослабление позиции в сфере телекоммуникаций, из-за ряда стран, которые вкладывают в информационную войну просто колоссальные средства.
  • Активизация на территории РФ иностранных организаций, шпионов и так называемой

Таким образом, внутренние и внешние угрозы обязательно требуют постоянного наблюдения для того, чтобы безопасность была под контролем.

Проявление угрозы со стороны США (Холодная война)

На самом деле, попытки проявления недружественного отношения со стороны США были постоянно, и об этом свидетельствует много фактов, и такие маневры от этой стороны будут продолжаться и далее. этой проблемы вряд ли можно найти, так как интересы РФ и Америки лежат в абсолютно разных плоскостях и понимании происходящего. Но, как уже успели отметить эксперты, Холодная война на самом деле не закончилась, а всего лишь был взят небольшой перерыв, чтобы с новой силой ударить по России.

Многое может пролить свет на последние шахматные рокировки в Восточной Европе и интерес Соединенных Штатов во всем этом. Несмотря на то что ЦРУ имеет 4 базы за пределами Америки, в планах, скорее всего, построить еще одну прямо у границ с Россией, а именно на Украине.

Как видно из последней ситуации в этой стране, украинские структуры некомпетентны, сумасбродны, лживы и ко всему прочему видны откровенные элементы неуважения ни к президенту России, ни к государству в целом. В случае если база ЦРУ будет открыта, то Америка сможет вести разговор с РФ, уже если не на повышенных, то на уверенных тонах. Таким образом, у границ появится опытная, высоко отлаженная структура, которая устанавливала свой порядок более чем в 40 странах.

Конфликт на Украине как прямая угроза

Затрагивая тему "врага у ворот", безусловно, стоит отметить, что военные угрозы национальной безопасности России стали критическими после конфликта на Украине, и это отмечают компетентные службы всего мира.

Итак, предположим, что в планах правительства самой «демократической» страны в мире (по версии ее же самой), действительно стоит строительство баз на Украине. Зачем это нужно и что это даст по факту? На самом деле ответ кроется не только в геополитическом контроле этого региона. Естественно, в этой стране первым делом будет создан специальный центр по подготовке радикалов и террористов, для того чтобы впоследствии они были переброшены в Россию для наведения беспорядков. В данном случае речь идет о тех молодых людях, которых идеологически обрабатывали еще с начала 90-х. Теперь практически большая половина дружественной, братской и когда-то единой страны в составе СССР считает Россию корнем всех бед и главным врагом, поэтому с радостью пойдет обучаться убивать врага на американские полигоны.

Радикалы и террористические организации

Не меньшей проблемой может быть отмечена угроза терроризма и радикализма. Первоочередной задачей таких организаций является обострение градуса напряжения, наведение хаоса, беспорядков и страха в обществе, необходимость раскачивать ситуацию и напрягать обстановку.

Как известно, прямых доказательств того, что США в промышленных масштабах создает террористов, достаточно много, но вот мировая общественность почему-то постоянно закрывает на это глаза (по непонятным причинам). В Афганистане это была Аль-Каида, и ее действия прямым образом были направлены против СССР. После распада необходимость в ней спала, а после был убит и двойной агент ЦРУ Усама Бен Ладен, как лишний и уже ненужный свидетель, но в СМИ он подавался как террорист №1.

Что мы видим в современном мире? Ливия, Сирия, Украина, а дальше кто? А следующей будет Россия, и поможет Америке в этом ИГИЛ. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что угроза терроризма в основном идет только от одного «демократического» государства, которое под прикрытием ярого борца с этими структурами само и создает опасность.

НАТО

Несмотря на то что базы НАТО заполонили весь мир, прямые военные действия с РФ практически исключены. Поэтому со стороны этого блока военные угрозы национальной безопасности России близки к нулю. Об этом может говорить много фактов, и, конечно же, не последнюю роль играет Российский «ядерный кулак». Никто не хочет обрекать всю планету на смерть, а открытие Южного и Восточного фронта как раз может привести к этому. Конечно же, не исключается вероятность активного участия этого блока, если РФ все-таки сможет выдержать экономическую блокаду и санкции, но все же это опять-таки будет не открытая, а подпольная деятельность в подготовке боевиков, террористов и переброска их на территорию. Но, так или иначе, такие внешние военные угрозы, как можно смело расценивать, как потенциальные

Экономическая угроза (санкции)

В ходе последних событий, хочется понять, почему такая крупная, богатая и сильная страна страдает от намеренного экономического воздействия? А проблема в следующем, как говорится, «пришла беда, откуда не ждали». Современная Россия — это сырьевой придаток экономики, но только не собственной, речь идет про экспорт. Удар санкций был настолько спланированным и ощутимым, что были задействованы все мировые рычаги. Это и искусственное снижение цен на нефть со стороны арабских государств, и те ограничения, которая ввела Европа. Современная экономика РФ в большей степени игнорирует потребности гражданина, как и 20 лет назад. Современный бизнес сам по себе производит недостаточно, а зачастую просто торгует своим сырьем или, и того хуже, импортными товарами. Поэтому был сделан упор на самые уязвимые и жизненно необходимые отрасли. Это надо расценивать как толчок к перепрофилированию на восточный рынок, вот только не поздно ли, разве нельзя было предвидеть этот ход?

Современные угрозы

Безусловно, терроризм - угроза национальной безопасности России №1, но если посмотреть в недалекое будущее, то к этой проблеме может прибавиться еще несколько, не менее важных. Уже начиная с 2015 года, РФ может оказаться в самом центре схватки "насмерть" за природные богатства. Мир стал перестраиваться от многополярности к полицентризму, начался рост нестабильности, ожесточение конкуренции между новыми центрами силы. Современный мир вступает в один из самых сложных демографических, экологических и сырьевых периодов. Россия в этой ситуации - очень важный игрок, благодаря своему И никакая военная угроза не страшна лишь тогда, когда с тобой считаются как с равным, а в случае с Россией - когда боятся. Поэтому, сколько бы попыток для ослабления ее геополитических и географических позиций ни проводилось, все они будут сведены на нет. Но благодаря тому, что рост на сырьевое топливо постоянно растет, а газ и нефть, будут оставаться основными источниками энергии и иметь прогнозированную долю 84% до 2030 года, время России еще впереди. Единственная опасность в том, что РФ граничит с 16 государствами, которые то и дело стараются пересматривать свои границы.

Прогноз на будущее

Конечно, отношения Кремля с Брюсселем и Вашингтоном уже никогда не станут прежними. И в ответ на все угрозы НАТО, систем НПРО США, постоянных «цветных» революций в ряде постсоветских стран и у границ России правительство обновило доктрину, где говорится про обеспечение национальной безопасности государства. По этому документу, в ответ на действие сразу будет следовать противодействие, благодаря чему вся страна может спать спокойно и не волноваться за свое будущее.


Опасность - вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда кому-либо, чему-либо, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами. Опасность для системы проявляется в виде угроз внешнего или внутреннего характера.

Угроза - наиболее конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.

Под угрожающим экономической, безопасности фактором понимается совокупность условий, препятствующих реализации национальных экономических интересов или создающих опасность сокращения производственного потенциала субъектов хозяйственной деятельности.

Угрозы (опасности) описываются количественными и/или качественными характеристиками, присущими объекту, процессу, событию или явлению. Опасность выступает как потенциальное и часто как имманентное свойство некоторых объектов, процессов, событий или явлений окружающей действительности наносить при возникновении некоторых условий ущерб другим объектам, процессам и т. д., которые сами по себе также могут обладать (или не обладать) опасными свойствами.

В нормативно-законодательных актах и экономической литературе предлагаются различные варианты состава экономических угроз. При этом имеет место тенденция к его неограниченному расширению, включению в него обычных недостатков, свойственных переходному состоянию экономики. При таком подходе сама проблема экономической безопасности «растворяется» в общих характеристиках экономического развития страны, и на такой основе трудно разработать мероприятия по ее обеспечению.

Очевидно, что на экономическую безопасность влияют многообразные факторы, которые можно классифицировать по различным основаниям. Например:

По сфере человеческой деятельности (политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, экологическая, информационная и т. д.);
- по источнику угрозы (внутренняя - источник на территории РФ, внешняя - источник за пределами РФ);
- по отношению к человеческой деятельности (объективная - формируется независимо от целенаправленной деятельности; субъективная - создается сознательно);
- по вероятности реализации, наступления (реальные - могут осуществляться в любой момент времени; потенциальные - могут реализоваться в случае формирования определенных условий);
- по возможности прогнозирования (прогнозируемые, непрогнозируемые);
- по последствиям (всеобщие - отражаются на всей стране или большинстве ее субъектов; локальные - отражаются на отдельных субъектах);
- по величине ущерба (катастрофические, значительные, вызывающие трудности).

Основные угрозы национальной безопасности России на современном этапе ее развития определены в Концепции национальной безопасности РФ и по сферам человеческой деятельности классифицируются следующим образом:

1) Угрозы в сфере экономики.
2) Угрозы федеративному устройству и социально экономическому укладу Российской Федерации.
3) Угроза криминализации общественных отношений.
4) Угрозы в социальной сфере.
5) Угрозы в международной сфере.
6) Угрозы в информационной сфере.
7) Угрозы в военной сфере.
8) Угрозы в пограничной сфере.
9) Угрозы в экологической сфере.
10) Угрозы в духовной сфере.

Классификация угроз экономической безопасности

По источникам подразумевает их деление на две большие взаимосвязанные группы: внешние угрозы, в качестве источников которых выступают негативные процессы и явления за пределами Российской Федерации, и угрозы внутренние, источники которых «расположены» на территории страны. Эти угрозы проявляют себя во всех сферах человеческой деятельности.

Внутренние угрозы:

Структурная деформация экономики;
- неадекватные целям и задачам результаты приватизации;
- снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала;
- тенденция превращения России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
- усиление импортной зависимости;
- утечка из страны валютных ресурсов;
- углубление имущественного расслоения общества;
- усиление региональной дифференциации уровня социально-экономического развития;
- криминализация экономических отношений.

Внешние угрозы:

Продовольственная уязвимость России вследствие критической зависимости страны от импорта продуктов питания;
- технологическая блокада;
- негативное влияние финансовых, фондовых, валютных рынков;
- потеря рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье;
- дискриминационные меры зарубежных стран, международных финансовых и экономических организаций во внешнеэкономических отношениях с Россией;
- завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
- недостаточный экспортный и валютный контроль;
- необустроенность таможенной границы.

Классификация угроз по отношению к человеческой деятельности осуществляется на основе признаков объективности и субъективности.

К первым следует отнести угрозы, которые возникают в результате действия объективных законов природы и социально-экономических законов функционирования человеческой цивилизации. Например, стихийные бедствия (наводнения, сели, ураганы, землетрясения и т. д.) представляют угрозу экономике, жизни и благополучию людей. Действие объективных законов рынка (законы спроса и предложения, ценообразования; колебания ставок ценных бумаг на фондовых биржах, курсов национальных валют и т.д.), которые, естественно, проявляют себя и в интеграционных процессах (образование транснациональных корпораций, политических и экономических сообществ государств), порождают целый спектр различных угроз во всех сферах человеческой деятельности.

Субъективные угрозы создаются сознательно и проистекают из узких политических, экономических и иных интересов конкретных государств, организаций, группировок и отдельных людей: протекционизм в политической и экономической сфере; разведывательная деятельность; биржевые игры «медведей» и «быков»; контрабанда; террористическая и подрывная деятельность; организованная преступность и т. д.

Вариант классификации угроз по вероятности реализации в различных сферах человеческой деятельности отражает временные характеристики появления и существования угроз и, очевидно, важен с точки зрения планирования мероприятий по их недопущению или нейтрализации. При этом под реальными угрозами чаще всего подразумеваются краткосрочные угрозы, т. е. те, которые существуют в настоящее время или могут проявиться в ближайшем будущем, а под потенциальными - угрозы долгосрочные, которые могут проявиться в обозримом или отдаленном будущем, если не будут приняты меры по смягчению или нейтрализации реальных угроз или меры по недопущению и предотвращению угроз прогнозируемых.

Например, реальные (краткосрочные) угрозы в экономической сфере - это дезинтеграция экономического пространства РФ, автономизация хозяйственной деятельности регионов; потенциальные (долгосрочные) угрозы, соответственно, - это потеря экономической самостоятельности и превращение РФ в топливно-сырьевой придаток мировой экономики с закреплением ее технологической отсталости; потенциальная уязвимость России вследствие ее зависимости от продовольственного импорта.

Реальные (краткосрочные) угрозы в социальной сфере - это рост преступности, повышение степени агрессивности и организованности преступного мира, его проникновение во властные структуры и смыкание с зарубежными, включая СНГ, преступными образованиями. Соответственно, потенциальные (долгосрочные) угрозы - это недостаточно эффективное функционирование основных институтов социальной защиты населения (здравоохранение, образование, социальная помощь и др.); нелегальная иммиграция, сокращение средней продолжительности жизни, падение рождаемости, ухудшение здоровья населения.

Реальные (краткосрочные) угрозы в военной сфере - это существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов; нарушение целостности обороны и неопределенность режима государственной границы Российской Федерации на некоторых направлениях. Потенциальные (долгосрочные) угрозы в военной сфере - распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в реализации своих военных и политических целей; сохранение угрозы международного терроризма, шантажа, в том числе с использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения.

В технологической сфере реальные (краткосрочные) угрозы - это быстрое нарастание вероятности техногенных катастроф, в том числе крупных, в связи со старением оборудования в сфере промышленного производства и на транспорте, снижением до опасных пределов уровня технологической дисциплины и дефицитом средств, необходимых для технологического обновления производства. Потенциальные (долгосрочные) угрозы - рост количества и масштабов возможных техногенных катастроф.

Классификация угроз безопасности по вероятности реализации может быть применена ко всем сферам человеческой деятельности. На основе данной классификации можно сделать вывод о том, что значительная часть угроз безопасности, определяемых как «долгосрочные», является производной от краткосрочных угроз при условии непринятия мер по нейтрализации или недопущению последних.

Классификация угроз по вероятности реализации может проводиться с использованием математических методов анализа (в рамках теории вероятности и математической статистики). В этом случае угрозы могут подразделяться, например, на маловероятные и высоковероятные.

Понятия «краткосрочности» и «долгосрочности» можно использовать при классификации угроз по длительности действия (или длительности существования угрозы). Например, к краткосрочной угрозе можно отнести изменение курса валют или ставок ценных бумаг на фондовой бирже (если это происходит по объективным причинам). К долгосрочным угрозам можно отнести угрозы, порождаемые непродуманностью и непоследовательностью прошедших в стране реформ, эмиграцией высококвалифицированных специалистов за рубеж; угрозы, связанные с ухудшением экологической обстановки; угрозы для будущего нации из-за снижения рождаемости и увеличения заболеваемости и смертности. В рамках классификации по длительности действия можно также выделить постоянные угрозы (например, пока существуют государственные границы, будут существовать и угрозы, порождаемые контрабандой).

При классификации угроз по последствиям большинство из них следует отнести к всеобщим, т. е. отражающимся на всей стране. Классификация угроз по последствиям необходима, например, для выделения регионов, где в наибольшей степени отражаются угрозы в экономической, социальной, экологической и других сферах, для объявления тех или иных территорий зонами экономического, экологического или стихийного бедствия, что должно, очевидно, приводить к принятию местными, региональными или федеральными органами соответствующих мер экономического, социального, технического и иного характера.

Характеристика угроз по классификационным признакам дает возможность определить механизм их действия, что на практике позволяет выявить основные направления противодействия им.

Системный анализ угрозы позволяет определить ее сущностные элементы, к которым относят:

Объект посягательства (управление, информация, производственные ресурсы, персонал, др.);
- природу возникновения угрозы (объективные, например, в виде стихийных бедствий; осознанно или неосознанно субъективные, посредством конкуренции, государственной политики и т. п.);
- результат реализации угрозы (ущерб, нарушение функционирования/деятельности, прекращение существования и т. д.);
- величину нанесенного вреда (катастрофическая, критическая, кризисная);
- вид воздействия (явный, латентный);
- способы защищенности.

Таким образом, в данной теме были рассмотрены следующие основные понятия и категории: безопасность, национальная безопасность, экономическая безопасность, внешняя безопасность, внутренняя безопасность, экономические приоритеты, экономические интересы, факторы безопасности, опасность, системная безопасность, субъекты и объекты экономической безопасности, угроза, классификация угроз.

Практическая ситуация 1

Сегодня наметилась явная угроза экономической безопасности нашей страны в области недропользования: западный капитал уверенно занимает позиции там, где прежде была государственная геологоразведка, и в первую очередь геофизика.

Эксперты Совета Безопасности отмечают, что если положение не изменится, то в ближайшем будущем иностранные компании будут обладать всей полнотой информации о стратегических запасах российской нефти и газа. Ситуация усугубляется еще и тем, что техническое отставание россиян в области применения высоких технологий в нефтедобыче порой компенсируется вхождением иностранного капитала в уставные фонды наших добывающих компаний. Развитие событий по такому сценарию вполне может привести к образованию компрадорского капитала и его геополитическому влиянию, идущему вразрез с национальными интересами России.

По прогнозам ученых, в нашей стране рентабельные для отработки запасы нефти смогут обеспечить текущий уровень добычи в течение максимум 20 лет. Далее, при отсутствии упреждающего воспроизводства минерально-сырьевой базы, последует резкий спад уровня добычи углеводородного сырья. Угроза развития такого сценария вполне реальна, поскольку общая выработанность разведанных запасов нефтегазового комплекса весьма высока. Уровень воспроизводства нефти существенно отстает от уровня добычи; что же касается природного газа, то более 80 % от его добываемых объемов приходится на месторождения, вступающие в фазу падающей добычи. Если положение в ближайшее время в корне не изменится, то может произойти резкий спад добычи нефти и газа.

Все имеет свое начало и конец

Сырьевые отрасли России, имеющие фундаментальное значение для обеспечения экономической безопасности государства, переживают ни много ни мало, но системный кризис. Тому причин несколько. Во-первых, действующее законодательство о недрах не обеспечивает эффективного недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы, поскольку государство за последние годы утратило какие-либо рычаги влияния в сфере добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов. Сегодня по целому ряду полезных ископаемых, и в первую очередь по нефти и газу, перед страной замаячила реальная перспектива скорого исчерпания имеющихся запасов даже при нынешних уровнях их добычи, что создает непосредственную угрозу экономической безопасности страны.

Во-вторых, наши добывающие компании в условиях рыночных отношений мало озабочены проблемами рационального недропользования и уж тем более не думают о восстановлении минерально-сырьевой базы, доставшейся им почти даром. В большинстве своем, они стремятся лишь к получению максимально возможной прибыли за счет отработки наиболее доступных запасов, разведанных еще в советское время.

Еще не все потеряно

А пока что нас обнадеживают результаты, полученные в Ханты-Мансийском автономном округе. Там была проведена оценка потенциальных ресурсов углеводородов, которая показала, что невыявленные ресурсы, т. е. требующие поиска, оценки и разведки, составляют еще около половины общего нефтяного потенциала региона. Кстати, одного из самых перспективных и хорошо изученных. Так что есть над чем работать и к чему стремиться.

В чем же дело? Почему расширенное воспроизводство не поспевает за добычей? По мнению экспертов Совбеза, всему виной резкое сокращение объемов геологоразведочных работ, произошедшее после известных изменений в налоговом законодательстве: были упразднены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за счет которых худо-бедно, но существовали государственные геологоразведочные службы как федерального подчинения, так и в регионах. Их разрушение привело к тому, что объемы изыскательских работ сократились более чем в три раза, почти полностью исчерпан поисковый задел, необходимый для дальнейшего наращивания разведанных запасов.

Вскоре после отмены ставок ВМСБ произошло ощутимое снижение прироста запасов. Только по нефти их объемы сократились в 1,5 раза. Но мир не терпит пустоты. Освободившуюся нишу после развала единой государственной системы геологоразведки самым активным образом начали занимать западные сервисные компании, располагающие современным оборудованием и владеющие новейшими методами разведки полезных ископаемых. В итоге наша страна оказалась перед реальной угрозой монополизации национального рынка геофизических услуг со стороны западных компаний, которые сегодня самым активным образом скупают акции российских предприятий, оказавшихся в трудном положении. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе геологоразведочные партии из-за малого объема работ вынуждены бороться за место под солнцем, снижая расценки до минимально возможного уровня, утрачивая при этом возможность развиваться, внедрять новую технику и технологии.

Россиян отодвинули

Из-за низких зарплат высококвалифицированные геологи уходят в добывающие компании, и страна упускает из рук золотой фонд специалистов, создавших российскую геологическую школу. Очевидно, что в таких условиях наши геологоразведочные предприятия не в состоянии конкурировать с Западом на рынке сервисных услуг. Им не по плечу тягаться с такими компаниями, как «Halliburton (годовая выручка 12,6 млрд. долл.) или «Шлюмберже» (годовая выручка 14 млрд. долл.). В том же Ханты-Мансийском автономном округе работало более десяти отечественных сервисных компаний, осуществляющих поисковое бурение, то их число сократилось более чем в 3 раза!

Что же касается геофизики и применения современных методов увеличения нефте отдачи, то в этих областях произошло практически полное замещение

Услуг, предоставляемых российскими компаниями. При проведении гидроразрывов пласта наши недропользователи применяют большей частью иностранные технологии, оборудование, программное обеспечение, материалы, привлекают специалистов из-за рубежа. Более того, полевые измерения практически всеми российскими геофизическими компаниями выполняются с помощью телеметрических комплексов производства США и Франции (фирмы «SERSEL», «INRSUN»). Обработка и интерпретация полученных данных также обеспечивается применением программного продукта западного производства (Schlumberger, Technology, PGS, Landmark Grafics Corporation и другими). Понятно, что все это не может положительно сказаться на экономике России, ее будущем. Техническое отставание нашей страны в области инновационных технологий требует немедленной структурной перестройки экономики, переориентации финансовых потоков из сырьевого сектора в научно-технический, под развитие конкурентоспособной государственной геофизической службы. В противном случае мы обречены уступить место на этом поприще более продвинутым, более удачливым, более мобильным... иностранным компаниям.

Играй, но карты не показывай

Это сегодня происходит повсеместно, и глупо винить российский бизнес за отсутствие патриотизма или еще за что-то в этом роде: наши нефтяники всего лишь стремятся быть эффективными собственниками и отдают предпочтение тому, кто лидирует на рынке.

В отсутствие государственного протекционизма по отношению к российским сервисным компаниям, западные партнеры не мытьем, так катаньем добиваются заказов на отечественном рынке геофизических услуг. Зачастую россияне получают от иностранных «партнеров» льготные кредиты в обмен на полную информацию о недрах, о запасах, в том числе и стратегических. Бывает, что передача новых технологий сопряжена с участием западного партнера в уставном капитале россиян.

Скажем, уже упоминавшаяся одна из крупнейших в мире сервисных компаний «Шлюмберже» не первый год расширяет свое присутствие в России. В Башкортостане ее представителями изучается возможность выкупа блокирующих пакетов акций предприятий ОАО «Башнефть-геофизика», ОАО НПФ «Геофизика», ОАО «Гео физприбор» с целью захвата всего объема проводимых на территории республики геофизических работ.

По последним данным, активность «Шлюмберже» на этом поприще увенчалась успехом. Компания приобрела контрольный пакет акций российской нефте-сервисной фирмы «Петроальянс». Представители ОАО «Газпром» и компании «Шлюмберже» подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу создания технологического альянса. И тотчас западные специалисты приступили к консультациям своих российских коллег по вопросам разработки программного продукта, дающего возможность проводить подсчеты запасов, планировать добычу, вести квартальное, годовое и перспективное планирование.

По информации из достоверных источников, «Шлюмберже» планирует выполнять в России до 70% объемов геофизических работ.

Здесь, как говорится, комментарии излишни. Если ничего не изменится, может статься, лет через пять Запад будет являться собственником подробной и детальной информации о недрах России, в том числе об основных запасах и уровнях добычи сырья, имеющего стратегическое значение. А это уже слишком.

Под крылом иностранного капитала

Никто не оспаривает тот факт, что технический прогресс, привнесенный в нефтегазовую отрасль иностранными нефтяными компаниями, - несомненное благо для нашей страны, как, впрочем, и любые инвестиции. Но, с другой стороны, чрезвычайно важно соблюсти баланс между объемами такой помощи отечественным компаниям и степенью их зависимости от иностранного капитала, с тем, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным и не представляло угрозы для экономической безопасности страны. А такая угроза сегодня реально существует.

Например, создание совместного предприятия ТНК ВР позволило иностранцам получить доступ к основным месторождениям на юге Тюменской и Оренбургской областей, в городах Нижневартовске, Мегионе, Нягани и Новом Уренгое. Сегодня в компании ОАО ТНК 95,73% акций принадлежит ООО «Дойче Банк», у нефтяной компании «Сиданко» - 57,4% акций во владении того же банка, 60,5% акций НК ЮКОС принадлежит Group MENATEP, и вполне естественно, что интересы западных финансовых структур не привязаны к национальным интересам России.

Повышенный интерес иностранных инвесторов к российской нефтегазовой отрасли, помимо экономического, имеет ярко выраженный геополитический аспект. На фоне четко обозначившейся тенденции объединения крупных компаний и поглощения ими мелкого и среднего бизнеса возникает реальная угроза монополизации отрасли и получения иностранными ФПГ контроля над большей частью нефтяной промышленности России. Мировой опыт показывает, что установление подобного контроля над бюджето-образующими отраслями ведет к формированию компрадорского капитала, ориентированного на защиту интересов Запада.

По мнению, аналитиков Совбеза России, было бы целесообразным сформировать национальную стратегию недропользования для обеспечения расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы и в рамках административной реформы разработать концепцию функционирования Федеральной геологической службы России.

Но, к сожалению, благие пожелания так и остались на бумаге.

Сколько людей - столько мнений

В числе рекомендаций Совбеза - и необходимость наискорейшего внедрения механизма экономического стимулирования отечественных недропользователей, осуществляющих поиск и разведку месторождений за собственные средства. Предлагается предоставлять им право «первой руки»: без конкурсов и аукционов отдавать в разработку месторождения тем, кто вложился в поисковые и разведочные работы. В то же время эта мера поощрения не должна ограничивать широкого применения в практике недропользования гражданско-правовых отношений - договора аренды, концессии и других. Право «первой руки» нашло отражение в новом законопроекте «О недрах», но когда он будет внесен в Госдуму, и тем более принят, - это вопрос вопросов.

Совет безопасности рекомендует произвести дифференциацию НДПИ в зависимости от условий добычи, с тем, чтобы стимулировать эксплуатацию низкодебитных скважин, допуская переход с этой целью от налоговой системы к взиманию дифференцированных рентных платежей. МЭРТ вот уже несколько лет намеревается осуществить дифференциацию, но на практике никак не может определиться с чего начать. Далеко не все предложения экспертов Совета Безопасности, направленные на исправление ситуации, сложившейся в минерально-сырьевом комплексе страны, воспринимаются однозначно в регионах.

Так, власти ХМАО считают необходимым с осторожностью относиться к применению в минерально сырьевом комплексе таких форм гражданско-правовых отношений, как концессии, договоры аренды и подряда. И свою точку зрения обосновывают «неутешительной практикой применения договорных форм недропользования на Сахалине». Анализ хода выполнения действующих в России СРП Сахалин1 и Сахалин2 свидетельствует о сложной ситуации и очевидном проигрыше государства. Сахалин же, напротив, всячески ратует за действующие соглашения о разделе продукции, которые оживили экономику региона. Сколько людей, сколько интересов - столько и мнений.

В их изобилии и противоречивости важно соблюсти государственный интерес, основанный на взвешенном отношении к проблеме и необходимости, в первую очередь, обеспечить экономическую безопасность страны. Предложения известны, - настала пора сделать выводы.

Практическая ситуация 2. Кофе дорожает

За последние пять лет кофе сорта «робуст» подорожал в три раза. «Робуст» уступает по качеству «арабике», но содержит достаточно кофеина и имеет умеренно горький привкус, поэтому используется преимущественно при производстве растворимого напитка, так что рост цен на «робуст» ведет к подорожанию растворимого кофе.

Введение

Безопасность Российской Федерации -- это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под угрозами безопасности мы понимаем потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям нации и Государства. Угрозы безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе и за пределами её территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.

К основным объектам безопасности относятся:

личность -- ее права и свободы; общество -- его материальные и духовные ценности;

государство -- его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность

Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности в зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности. их можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

Угрозы безопасности: внешние, внутренние, трансграничные

Сегодня существует несколько типов угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные. К внешним угрозам следует отнести развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Р.Ф. со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

1. снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

2. снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

3. усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

4. наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

5. повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

6. ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

7. создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

8. территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

9. международный терроризм;

10. ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

11. активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

12. резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

13. активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

К внутренним угрозам специалисты относят: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

1. усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;

2. деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;

3. усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

4. криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;

5. резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста - научно-технический потенциал - за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;

6. усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;

7. усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;

8. повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

9. снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;

10. демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Негативными тенденциями характеризуется экологическая обстановка в мире. Её характерными чертами являются истощение природных ресурсов, периодическое возникновение обширных зон экологических бедствий и катастроф, деградация возобновляемых природных ресурсов. Для большинства стран характерно применение экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте. Реальную угрозу интересам России представляет тенденция использовать её территорию для размещения вредных отходов химической и атомной промышленности развитых стран Европы.

Нарастают негативные тенденции в мировой социальной сфере. Отмечается увеличение удельного веса больных, инвалидов, людей, страдающих от голода и недоедания, употребления некачественной воды. Остается высокой доля безграмотных и безработных (по официальному показателю уровня безработицы Россия пока входит в число наиболее благополучных стран, занимая примерно 7-е место в мире). Однако по классификации Международной Организации Труда в России насчитывается более 5 млн. безработных. Примерно столько же трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденном отпуске, снижается уровень материального обеспечения населения. Расширяются до угрожающих размеров миграционные процессы. Ухудшаются показатели физического и умственного развития людей.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения. Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Потребление учтённого и неучтённого алкоголя на душу населения в перерасчете на чистый спирт составляет от 11 до 14л, тогда как ситуация оценивается опасной при показателе -8л.

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

Деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан. Трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

Деятельность международных террористических организаций.

Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях - межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию.

Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России - это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них, как видится автору, весьма затруднительно.

Терроризм несет угрозу интересам страны в социальной сфере, которые заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Разрушая экономическую и политическую системы жизни общества, терроризм препятствует достижению высшей ценности общества, которая заключается в его собственном благополучии.

Терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека - право на жизнь. Результат двух чеченских войн и деятельности всех про- и антироссийских администраций - полномасштабная гуманитарная катастрофа. За 12 лет антитеррористической войны в Чеченской Республике суммарные потери составили около 45 тыс. человек. Свыше полумиллиона жителей Чечни и прилегающих территорий вынуждены были покинуть свои дома

Процесс выявления источников опасностей и угроз требует ясного понимания их общих и специфических признаков. Источники опасности для безопасности государства находятся в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Представляется, что наиболее существенные из них скрыты в сферах политических отношений государства, классов, социальных групп общества; экономических отношений; духовно-идеологической, этно-национальной и религиозной, а также в экологической сфере и сфере обеспечения информационной безопасности и др.

Естественные и искусственные угрозы

Развитие новых информационных технологий и всеобщая компьютеризация привели к тому, что информационная безопасность не только становится обязательной, она еще и одна из характеристик ИС. Существует довольно обширный класс систем обработки информации, при разработке которых фактор безопасности играет первостепенную роль (например, банковские информационные системы).

Под безопасностью ИС понимается защищенность системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, от попыток хищения (несанкционированного получения) информации, модификации или физического разрушения ее компонентов. Иначе говоря, это способность противодействовать различным возмущающим воздействиям на ИС.

Под угрозой безопасности информации понимаются события или действия, которые могут привести к искажению, несанкционированному использованию или даже к разрушению информационных ресурсов управляемой системы, а также программных и аппаратных средств.

Угрозы информационной безопасности делятся на два основных типа - это естественные и искусственные угрозы . Остановимся на естественных угрозах и попытаемся выделить основные из них. К естественным угрозам относятся пожары, наводнения, ураганы, удары молний и другие стихийные бедствия и явления, которые не зависят от человека. Наиболее частыми среди этих угроз являются пожары. Для обеспечения безопасности информации, необходимым условием является оборудование помещений, в которых находятся элементы системы (носители цифровых данных, серверы, архивы и пр.), противопожарными датчиками, назначение ответственных за противопожарную безопасность и наличие средств пожаротушения. Соблюдение всех этих правил позволит свести к минимуму угрозу потери информации от пожара.

Если помещения с носителями ценной информации располагаются в непосредственной близости от водоемов, то они подвержены угрозе потери информации вследствие наводнения. Единственное что можно предпринять в данной ситуации - это исключить хранение носителей информации на первых этажах здания, которые подвержены затоплению.

Еще одной естественной угрозой являются молнии. Очень часто при ударах молнии выходят из строя сетевые карты, электрические подстанции и другие устройства. Особенно ощутимые потери, при выходе сетевого оборудования из строя, несут крупные организации и предприятия, такие как банки. Во избежание подобных проблем необходимо соединительные сетевые кабели были экранированы (экранированный сетевой кабель устойчив к электромагнитным помехам), а экран кабеля следует заземлить. Для предотвращения попадания молнии в электрические подстанции, следует устанавливать заземленный громоотвод, а компьютеры и серверы комплектовать источниками бесперебойного питания.

Следующим видом угроз являются искусственные угрозы , которые в свою очередь, делятся на непреднамеренные и преднамеренные угрозы. Непреднамеренные угрозы - это действия, которые совершают люди по неосторожности, незнанию, невнимательности или из любопытства. К такому типу угроз относят установку программных продуктов, которые не входят в список необходимых для работы, и в последствии могут стать причиной нестабильной работы системы и потеря информации. Сюда же можно отнести и другие «эксперименты», которые не являлись злым умыслом, а люди, совершавшие их, не осознавали последствий. К сожалению, этот вид угроз очень трудно поддается контролю, мало того, чтобы персонал был квалифицирован, необходимо чтобы каждый человек осознавал риск, который возникает при его несанкционированных действиях.

Преднамеренные угрозы - угрозы, связанные со злым умыслом преднамеренного физического разрушения, впоследствии выхода из строя системы. К преднамеренным угрозам относятся внутренние и внешние атаки. Вопреки распространенному мнению, крупные компании несут многомиллионные потери зачастую не от хакерских атак, а по вине своих же собственных сотрудников. Современная история знает массу примеров преднамеренных внутренних угроз информации - это проделки конкурирующих организаций, которые внедряют или вербуют агентов для последующей дезорганизации конкурента, месть сотрудников, которые недовольны заработной платой или статусом в фирме и прочее. Для того чтобы риск таких случаев был минимален, необходимо, чтобы каждый сотрудник организации соответствовал, так называемому, «статусу благонадежности».

К внешним преднамеренным угрозам можно отнести угрозы хакерских атак. Если информационная система связана с глобальной сетью интернет, то для предотвращения хакерских атак необходимо использовать межсетевой экран (так называемый firewall), который может быть, как встроен в оборудование, так и реализован программно.

Человека, пытающегося нарушить работу информационной системы или получить несанкционированный доступ к информации, обычно называют взломщиком, а иногда «компьютерным пиратом» (хакером).

В своих противоправных действиях, направленных на овладение чужими секретами, взломщики стремятся найти такие источники конфиденциальной информации, которые бы давали им наиболее достоверную информацию в максимальных объемах с минимальными затратами на ее получение. С помощью различного рода уловок и множества приемов и средств подбираются пути и подходы к таким источникам. В данном случае под источником информации подразумевается материальный объект, обладающий определенными сведениями, представляющими конкретный интерес для злоумышленников или конкурентов.

К основным угрозам безопасности информации и нормального функционирования ИС относятся:

Утечка конфиденциальной информации;

Компрометация информации;

Несанкционированное использование информационных ресурсов;

Ошибочное использование информационных ресурсов;

Несанкционированный обмен информацией между абонентами;

Отказ от информации;

Нарушение информационного обслуживания;

Незаконное использование привилегий.

Утечка конфиденциальной информации - это бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы ИС или круга лиц, которым она была доверена по службе или стала известна в процессе работы. Эта утечка может быть следствием:

Разглашения конфиденциальной информации;

Ухода информации по различным, главным образом техническим, каналам;

Несанкционированного доступа к конфиденциальной информации различными способами.

Разглашение информации ее владельцем или обладателем есть умышленные или неосторожные действия должностных лиц и пользователей, которым соответствующие сведения в установленном порядке были доверены по службе или по работе, приведшие к ознакомлению с ним лиц, не допущенных к этим сведениям.



Возможен бесконтрольный уход конфиденциальной информации по визуально-оптическим, акустическим, электромагнитным и другим каналам.

Несанкционированный доступ - это противоправное преднамеренное овладение конфиденциальной информацией лицом, не имеющим права доступа к охраняемым сведениям.

Наиболее распространенными путями несанкционированного доступа к информации являются:

Перехват электронных излучений;

Применение подслушивающих устройств (закладок);

Дистанционное фотографирование;

Перехват акустических излучений и восстановление текста принтера;

Копирование носителей информации с преодолением мер защиты

Маскировка под зарегистрированного пользователя;

Маскировка под запросы системы;

Использование программных ловушек;

Использование недостатков языков программирования и операционных систем;

Незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ информации;

Злоумышленный вывод из строя механизмов защиты;

Расшифровка специальными программами зашифрованной: информации;

Информационные инфекции.

Перечисленные пути несанкционированного доступа требуют достаточно больших технических знаний и соответствующих аппаратных или программных разработок со стороны взломщика. Например, используются технические каналы утечки - это физические пути от источника конфиденциальной информации к злоумышленнику, посредством которых возможно получение охраняемых сведений. Причиной возникновения каналов утечки являются конструктивные и технологические несовершенства схемных решений либо эксплуатационный износ элементов. Все это позволяет взломщикам создавать действующие на определенных физических принципах преобразователи, образующие присущий этим принципам канал передачи информации - канал утечки.

Однако есть и достаточно примитивные пути несанкционированного доступа:

Хищение носителей информации и документальных отходов;

Инициативное сотрудничество;

Склонение к сотрудничеству со стороны взломщика;

Выпытывание;

Подслушивание;

Наблюдение и другие пути.

Любые способы утечки конфиденциальной информации могут привести к значительному материальному и моральному ущербу как для организации, где функционирует ИС, так и для ее пользователей.

Существует и постоянно разрабатывается огромное множество вредоносных программ, цель которых - порча информации в БД и ПО компьютеров. Большое число разновидностей этих программ не позволяет разработать постоянных и надежных средств защиты против них.

Угрозы информационной (компьютерной) безопасности – это различные действия, которые могут привести к нарушениям информационной безопасности. Другими словами, это потенциально возможные события/процессы или действия, которые могут нанести ущерб информационным и компьютерным системам.

Угрозы ИБ можно разделить на два типа: естественные и искусственные. К естественным относятся природные явления, которые не зависят от человека, например, ураганы, наводнения, пожары и т.д. Искусственные угрозы зависят непосредственно от человека и могут быть преднамеренные и непреднамеренные. Непреднамеренные угрозы возникают из-за неосторожности, невнимательности и незнания. Примером таких угроз может быть установка программ, которые не входят в число необходимых для работы, в дальнейшем нарушающих работу системы, что и приводит к потере информации. Преднамеренные угрозы, в отличие от предыдущих, создаются специально. К ним можно отнести атаки злоумышленников как извне, так и изнутри компании. Результат этого вида угроз – огромные потери компанией денежных средств и интеллектуальной собственности.

Классификация угроз информационной безопасности

В зависимости от различных способов классификации все возможные угрозы информационной безопасности можно разделить на следующие основные подгруппы:

Нежелательный контент включает в себя не только вредоносные программы, потенциально опасные программы и спам, которые непосредственно созданы для того, чтобы уничтожить или украсть информацию, но и сайты, которые запрещены законодательством, или нежелательные сайты, что содержат информацию, не соответствующую возрасту потребителя.

Источник: международное исследование EY в области информационной безопасности «Путь к киберустойчивости: прогноз, сопротивление, ответная реакция», 2016 год

Несанкционированный доступ – просмотр информации сотрудником, который не имеет разрешения пользоваться данной информацией, путем нарушения должностных полномочий. Несанкционированный доступ приводит к утечке информации. В зависимости от того, какая информация и где она хранится, утечки могут организовываться разными способами, а именно через атаки на сайты, взлом программ, перехват данных по сети, использование несанкционированных программ.

Утечка информации в зависимости от того, чем она была вызвана, может разделяться на умышленную и случайную. Случайные утечки происходят из-за ошибок оборудования, программного обеспечения и человека. А умышленные, в отличие от случайных, организовываются преднамеренно, с целью получить доступ к данным, нанести ущерб.

Потерю данных можно считать одной из основных угроз информационной безопасности. Нарушение целостности информации может быть вызвано неисправностью оборудования или умышленными действия пользователей, будь то они сотрудниками или злоумышленниками.

Не менее опасной угрозой является фрод (мошенничество с использованием информационных технологий). К мошенничеству можно отнести не только манипуляции с кредитными картами (кардинг) и взлом онлайн-банка, но и внутренний фрод. Целью этих экономических преступлений является обход законодательства, политики, нормативных актов компании, присвоение имущества.

Ежегодно по всему миру возрастает террористическая угроза постепенно перемещаясь в виртуальное пространство. На сегодняшний день никого не удивляет возможность атак на АСУ ТП различных предприятий. Но подобные атаки не проводятся без предварительной разведки, для чего и нужен кибершпионаж, который поможет собрать необходимые данные. Существует также такое понятие, как информационная война, которая отличается от обычной войны только тем, что в качестве оружия выступает тщательно подготовленная информация.

Источник угроз информационной безопасности

Нарушение информационной безопасности может быть вызвано как спланированными действиями злоумышленника, так и неопытностью сотрудника. Пользователь должен иметь хоть какое-то понятие об ИБ, вредоносном программном обеспечении, чтобы своими действиями не нанести ущерб компании и самому себе.

Чтобы пробиться через защиту и получить доступ к нужной информации злоумышленники используют слабые места и ошибки в работе программного обеспечения, веб-приложений, ошибки в конфигурациях файрволов, прав доступа, прибегают к прослушиванию каналов связи и использованию клавиатурных шпионов.

Потеря информации может быть обусловлена не только внешними атаками злоумышленников и неаккуратностью сотрудников, но и работниками компании, которые заинтересованы в получении прибыли в обмен на ценные данные организации, в которой работают или работали.

Источниками угроз выступают киберпреступные группы и государственные спецслужбы (киберподразделения), которые используют весь арсенал доступных киберсредств:

  • нежелательный контент;
  • несанкционированный доступ;
  • утечки информации;
  • потеря данных;
  • мошенничество;
  • кибервойны и кибертерроризм;

То, чем будет производиться атака, зависит от типа информации, ее расположения, способов доступа к ней и уровня защиты. Если атака будет рассчитана на неопытность жертвы, то возможно использование спам рассылок.

Оценивать угрозы информационной безопасности необходимо комплексно, при этом методы оценки будут различаться в каждом конкретном случае. Например, чтобы исключить потерю данных из-за неисправности оборудования, нужно использовать качественные комплектующие, проводить регулярное техническое обслуживание, устанавливать стабилизаторы напряжения. Дальше следует устанавливать и регулярно обновлять программное обеспечение. Отдельное внимание нужно уделить защитному ПО, базы которого должны обновляться ежедневно:

  • защита от нежелательного контента (антивирус, антиспам, веб-фильтры, анти-шпионы)
  • фаерволы и системы обнаружения вторжений IPS
  • защита веб-приложений
  • анти-ддос
  • анализ исходного кода
  • антифрод
  • защита от таргетированных атак
  • системы обнаружения аномального поведения пользователей (UEBA)
  • защита АСУ ТП
  • защита от утечек данных
  • шифрование
  • защита мобильных устройств
  • резервное копирование
  • системы отказоустойчивости

Обучение сотрудников компании основным понятиям информационной безопасности и принципам работы различных вредоносных программ поможет избежать случайных утечек данных, исключить случайную установку потенциально опасных программ на компьютер. Также в качестве меры предосторожности от потери информации следует делать резервные копии. Для того чтобы следить за деятельностью сотрудников на рабочих местах и иметь возможность обнаружить злоумышленника, следует использовать DLP-системы.

Организовать информационную безопасность помогут специализированные программы, разработанные на основе современных технологий. Примером таких технологий предотвращения утечек конфиденциальных данных являются DLP-системы. А в борьбе с мошенничеством следует использовать анти-фрод системы, которые предоставляют возможность мониторить, обнаруживать и управлять уровнем фрода.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...