Если стал свидетелем нарушения пдд. Нарушение пдд


Соблюдение правил дорожного движения – важное условие безопасности всех участников процесса: и водителей, и пассажиров транспортных средств, велосипедистов, и пешеходов.

Нарушения ПДД (это правила дорожного движения) бывают различными, в зависимости от их видов и степени тяжести автовладельцы могут нести за них такую ответственность как административное (штрафы или лишение прав) или даже уголовное наказание.

Как и за что могут наказать водителя – нарушителя?

Что такое ПДД? История создания

Правила дорожного движения появились уже давно, их прототип был создан еще в Древнем Риме вместе с первым транспортом. Но официальным началом их рождения признают появление в Лондоне в 1868 году первого семафора для управления средствами передвижения по столичным улицам. С 1909 года начали обсуждать международные правила организации движения по дорогам мира .

ПДД в России представляет собой свод определенных требований к транспорту и лицам, его эксплуатирующим.

Формирование основ безопасности дорожного движения началось еще при Петре 1, в 1920 году в правилах движения по Москве уже упоминались водительские права, но привычный нам вид этот нормативный акт приобрел к 1968 году, затем в документ вносились только изменения.

Почему надо соблюдать ПДД и чем грозит их нарушение?

Понятно, что следование единым правилам для всех участников дорожного движения, позволяет обеспечивать безопасность, поддерживать порядок и управлять транспортными потоками без особого вмешательства.

Нарушение ПДД прежде всего ставит под удар самого нарушителя – он рискует своим автомобилем и здоровьем , но и наказание может оказаться существенным.

Часто водителей волнуют такие вопросы – «Каким будет наказание за непристегнутый ремень водителя, взрослого пассажира или ребенка?», «Нарушение правил перевозки детей: какую ответственность придется нести водителю?» и «Как можно использовать и что будет, если нарушить правила?», есть и множество других нарушений ПДД, которые водитель может совершить за рулем.

Нужно сначала четко понимать, какую ответственность автолюбителям нужно будет понести :

  1. При нанесении нарушителем тяжкого вреда здоровью или причинении смерти пострадавшим в аварии, а также повторное нахождение за рулем в пьяном виде или отказ от на алкоголь – уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы .
  2. При нанесении легкого вреда здоровью и причинении ущерба транспортному средству и имуществу пострадавших – административная ответственность , в том числе штраф, арест авто или лишение водительских прав.

Лучше не совершать никаких правонарушений и не узнавать на практике, на сколько гуманен или строг суд к нерадивым автовладельцам.

Какие виды нарушений ПДД подпадают под действие УК РФ?

Специально для нарушителей этих правил в Уголовном Кодексе есть статья 264 и ее положения содержат следующий перечень наказаний:

  1. За тяжкий вред здоровью, нанесенный в ДТП – лишение свободы на срок до 2 лет, при опьянении водителя возможный срок увеличивается до 4 лет.
  2. За смерть пострадавшего в аварии – лишение свободы до 5 лет, а если предварительно автовладелец выпил, то на срок до 7 лет.
  3. За причинение смерти по неосторожности при аварии – до 7 лет и до 9 лет в зависимости от состояния водителя, соответственно.

С 1 июля 2015 года также была введена дополнительная статья 264.1 УК РФ, посвященная вопросу, чем грозит водителю езда в пьяном виде? Вообще с алкоголем шутки плохи, и уголовная ответственность наступает даже без ДТП в следующих случаях :

  • попался «лишенец» прав, который потерял их ранее по причине алкогольного опьянения;
  • повторное употребление алкоголя за рулем – в течение 1 года после прошлого нарушения;
  • судимость за аварию в нетрезвом состоянии и в течение 3 лет после отбывания наказания за это преступление.

За такое повторное нарушение ПДД как задержание пьяным нарушитель может получить до 2 лет тюрьмы или штраф величиной (размером) от 200 до 300 тысяч рублей.

Водительского удостоверения у него уже нет, но уголовное наказание окажется достаточно строгим.

Повторное нарушение ПДД: отягчающее обстоятельство?

В случае, если имеющееся наказание, никак не влияет на поведение водителя, можно говорить о повторном нарушении ПДД.

В соответствии с п.1.2 ст. 4.3 КоАП РФ отягчающим обстоятельством административного правонарушения является повторное совершение нарушения ПДД в течение срока, когда лицо считается подвергнутым наказанию.

Тот же Кодекс гласит, что такой срок – это 1 год с даты исполнения постановления о нарушении. Таким образом, если вы совершили : предусмотренные штрафы могут оказаться выше при повторном совершении этого в течение года. Аналогичная ситуация и с любым другим «хроническим» нарушением ПДД.

Вот и повторное управление транспортом в нетрезвом состоянии наказывается по всей строгости – вплоть до уголовного преследования, даже если жертв и ДТП не было, а водителя просто задержали на дороге дважды за тот период, пока действует прежнее наказание.

Что является доказательством нарушения ПДД?

В качестве доказательств правомерности действий инспектора ГИБДД могут выступать следующие:

  1. Материалы фото- и видеосъемки непосредственно процесса нарушения (допускается фиксация этого спецустройствами).
  2. Схема происшествия , составленная непосредственно на месте.

В протокол сотрудник дорожной полиции вписывает выявленные нарушения и при необходимости просит понятых расписаться. Оспорить эти доказательства можно ответными мерами – предоставление свидетелей, данные которых также можно внести в протокол, видеосъемкой с других ракурсов, аудиозаписью беседы с гаишником. Свое несогласие с содержанием обвинения можно представить в судебном и внесудебном порядке в течение 10 дней после получения на руки постановления.

Зафиксировать факт нарушения и составить протокол (постановление) об административном правонарушении ПДД вправе не только представители органов , отвечающие за порядок на дорогах (в том числе и ВАИ), но и участковые уполномоченные полиции, а также сотрудники других правоохранительных органов.

Однако их власть распространяется только на ограниченный перечень правонарушений (ст. 23.3 КОАП РФ), в иных ситуациях он должен вызвать наряд ДПС. Теперь вы знаете, может ли участковый полицейский выписать штраф за нарушение ПДД.

Понятия “субъект” и “объект” нарушения ПДД

Объектом нарушения правил дорожного движения является общественный порядок , а также имущество и интересы людей, и главное – их безопасность.

Субъект – это физическое лицо , юридическое и должностное лицо, управляющее транспортным средством и отвечающим за его безопасную эксплуатацию, либо другие участники движения, ставшие виновниками ДТП или просто не исполняющими правила.

Статистика нарушений

Субъектом правонарушений в сфере дорожного движения чаще всего являются водители легковых автомобилей – их числе в общей доле (около 29 млн. нарушений) достигает 78%, водители грузовиков и автобусов – соответственно 9 и 3%, пешеходы – 8%, а на долю остальных (водители мототранспорта и самоходной техники, пассажиры) приходится еще 1% несоблюдения правил.

А еще более 31 млн. отступления от ПДД фиксируется автоматически специальными камерами и потом автовладельцы получают «письма счастья» с требованием оплатить штраф.

Типовые примеры допускаемых нарушений

Наиболее распространены следующие проблемы, которые волнуют многих автолюбителей:


Есть ли амнистия по нарушениям?

Амнистия предполагает снятие ответственности с тех, кто не является особо опасным преступником.

Приурочено такое всепрощение обычно к какой-либо значимой дате – юбилею Победы, например.

В 2015 году предлагалось применить амнистию и для нарушителей ПДД и неплательщиков штрафов. Но эта инициатива не была одобрена .

Сейчас депутаты не отказались от идеи включить в сферу амнистирования нарушения правил дорожного движения и могут принять соответствующий законопроект, вот только ест вероятность, что к обсуждению этого вопроса больше не будут возвращаться.

Избежать ответственности и не платить штраф можно, если исполнительный лист о наказании где-то затерялся на два года и более. Срок давности по таким документам прошел, а наказать за нарушение ПДД через 2 года уже нельзя.

Вот только пересекаться с гаишниками и приставами в этот период не рекомендуется – тогда штраф будет удержан , транспортное средство вовсе попадает на арест площадку, а самого автовладельца не выпустят из страны. В течение всего этого срока нарушитель также будет ограничен в другом, в том числе в возможности поставить на учет автомобиль или переоформить права с истекшим сроком действия.

В каких случаях за нарушение ПДД наказание НЕ последует?

Существует несколько ситуаций, когда нарушитель правил дорожного движения может быть безнаказанным. Например, автовладелец докажет в судебном порядке, что инспектор ГИБДД неправильно осуществлял все формальности при составлении протокола и фиксации нарушения, не соблюдал необходимые регламенты и процедуры .

А есть другая возможность не быть наказанным – доказать, что действовали в рамках крайнем необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ ). При подтверждении наличия такой необходимости в судебном порядке можно оспорить наказание за свои неправомерные действия. Крайней признается такая ситуация, когда слепое следование правилам дорожного движения повредит здоровью или жизни граждан:

Суд может согласиться, что водитель был прав , пересекая двойную сплошную или выезжая на встречную полосу, если это позволило избежать ДТП.

Будут рассматриваться с учетом смягчающих обстоятельств.

Когда доктор останавливает свою машину там, где парковка запрещена, чтобы помочь человеку, которому стало плохо на улице – он может доказать, что нарушение было по крайней необходимости.

Тогда вопрос, какой штраф получит водитель в случае , не будет актуален для него.
Или автолюбитель оставил место аварии, чтобы доставить пострадавших в больницу, а не дожидаться гаишников и должным образом оформлять происшествие.

Однако невозможно избежать ответственности, если за руль пришлось сесть в пьяном виде , например, для того, чтобы срочно отвезти больного к врачу (можно вызвать «скорую») или успеть доставить родственника в аэропорт (можно заказать такси). Поэтому нужно четко понимать, когда необходимость нарушить ПДД вызвана крайней необходимостью, и ваши действия позволят устранить опасность для жизни окружающих, а не подвергать их еще большему риску.

Н икакого приложения еще нет в природе, зато есть его описание – фактически техническое задание на разработку. И уже из него понятно, что законодатель «изобретает велосипед».

Во-первых, пользоваться таким приложением будет неудобно. Те, кто захочет зафиксировать нарушение ПДД, будут вынуждены сначала зарегистрироваться на портале Госуслуг, затем скачать приложение на смартфон и, наконец, войти в это приложение, что невозможно при отсутствии Интернета. Во-вторых, такой алгоритм демонстрирует явное неуважение к гражданам, которых заведомо подозревают в стремлении фальсифицировать материалы, сделанные с помощью обычного фотоаппарата или видеорегистратора.

Если сообщить о нарушении хочет водитель другого автомобиля, то ему было бы гораздо проще воспользоваться своим видеорегистратором, скачав видео на компьютер и отправив файл по электронной почте. Уже не говоря о том, что пользоваться мобильным телефоном за рулем строго воспрещается, можно только предположить, сколько времени понадобится для работы в специальном приложении, когда человек спешит на работу или по своим делам.

К тому же пока он введет какие-то коды и пароль от «Госуслуг», все нарушители уже спокойно уедут, так что снимать будет некого.

Приложение хорошо лишь для тех, кто имеет много свободного времени. Заняв позицию на каком-нибудь сложном участке дороги, можно часами «ловить» нарушителей, привыкших, скажем, проезжать под запрещающий знак или через сплошную линию разметки. Но сидеть в засаде – это любимый метод работы гаишников – обычным гражданам, как правило, недосуг. Так на кого же рассчитано такое приложение?

Странная избирательность

Вторая странность законопроекта выявляется при анализе нарушений, которые могут быть зафиксированы на Едином портале государственных и муниципальных услуг, с применением технических средств, имеющих функции видеозаписи, и специализированного программного обеспечения.

В предлагаемых изменениях КоАП предлагается штрафовать автовладельцев за нарушения правил движения через железнодорожные пути, проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, нарушение правил проезда перекрестков, маневрирования и расположения транспортного средства на проезжей части дороги, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, а также за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения.

Сразу возникает вопрос – а почему в этот список не попало движение по обочине или по тротуару? Ведь именно такое нарушение проще всего зафиксировать пешеходу, движению которого воспрепятствовал чей-то автомобиль. Может, список стоит еще раз уточнить?

Опять без презумпции невиновности?

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что видеоматериалы будут просматривать сотрудники Госавтоинспекции. Именно они классифицируют нарушение и идентифицируют водителя по номеру машины, а затем, если есть на то основание, выпишут штраф. И хотя это будет сделано «лишь при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения», возникает еще один закономерный вопрос – а как человеку, идентифицированному по номеру автомобиля, доказать свою невиновность?

Сейчас приобщенные к обращениям граждан фото- или видеоматериалы, полученные с помощью устройств, не являющихся специальными техническими средствами, подлежат рассмотрению лишь в совокупности с иными материалами (свидетельскими показаниями, объяснениями лиц, в отношении которых ведется проверка, и др.).

Это очень не нравится авторам законопроекта, поскольку «рассмотрение подобных обращений влечет за собой значительные временные и ресурсные затраты сотрудников Госавтоинспекции на процесс доказывания обстоятельств правонарушения (вызов лица предоставившего информацию о событии правонарушения, установление по банкам данных предполагаемого правонарушителя, его вызов для опроса, установление дополнительных свидетелей, принятие решения о возможности допустимости как доказательства видеозаписи)».

Но именно такая процедура позволяет исключить злоупотребления правом.

У нас в стране и так отсутствует презумпция невиновности в случаях, когда нарушение ПДД зафиксировано дорожными камерами. Но эти камеры устанавливаются по специальным правилам, они сертифицируются, проверяются, о них сообщают дорожные знаки.

Если же информация о транспортном средстве, якобы нарушающем ПДД, поступает через мобильное приложение, то судить о событии административного правонарушения сотрудники ГИБДД должны исключительно по закону, то есть с соблюдением всех процессуальных правил.

В противном случае мы можем столкнуться с многочисленными случаями огульных обвинений, когда из чувства мести или просто неприязни к владельцу автомобиля его будут специально снимать с такого ракурса, который позволит предполагать нарушение ПДД даже там, где его заведомо не было.

В качестве примера можно привести случаи объезда препятствия через сплошную линию. Нужно лишь так снимать «нарушителя», чтобы препятствие (которое снимающий может специально положить на дорогу) не было видно, зато хорошо просматривался бы факт наезда на линию разметки.

Даже в тех случаях, когда автовладельцу приходят «письма счастья», он все-таки защищен от явных ошибок. Например, недавно был-таки отменен штраф, когда машина-нарушитель передвигалась не своим ходом, а на эвакуаторе, и на фотографии это было отлично видно. Хотя налицо оплошность сотрудника, который был обязан просмотреть фото, убедиться, что там действительно есть нарушение и выявить нарушителя – водителя эвакуатора, превысившего допустимую скорость.

Любительскую видеозапись просматривать следует еще более тщательно, чтобы убедиться, что нарушение совершено именно тем автомобилем, который попал в кадр, что место и время съемки соответствуют заявленным. Наконец, что у лица, которое подозревается в совершении правонарушения, нет алиби или каких-то других оправданий (а для этого его обязательно нужно опросить). Лишь после этого может быть подписано постановление о штрафе. В противном случае, мы можем столкнуться с таким беспределом, о котором сейчас даже не хочется думать.

Верховный суд дал разъяснения, полезные каждому водителю. Речь идет о спорных случаях штрафа на основе фотовидеофиксации нарушения правил. Верховный суд решил: в таких случаях одной фотографии мало. И ГИБДД, и судьи должны доказывать факт нарушения.

Суть же проблемы заключается в том, что именно для собственников машин сделано исключение из нерушимого правила презумпции невиновности. То есть в случае вынесения ему штрафа он сам должен доказать, что ничего не нарушал. Практика наказания водителей развивается довольно странным образом, и некоторые инспекторы ГАИ, а также судьи считают, что бремя доказания невиновности при нарушении правил лежит на самом водителе. Однако Верховный суд по-другому посмотрел на эту ситуацию.

Предположим, на фотографии видно, что водитель движется с неправильной стороны от двойной сплошной. Он точно нарушает правила. Или на фотографии видно, как водитель разворачивается через сплошную. Это случаи бесспорные. А вот как быть в ситуациях, когда на фотографиях не видно ничего, кроме самого автомобиля?

Где доказательства нарушения правил? А главное, каких конкретно? Если речь идет о превышении скорости - это показания радаров. А если речь идет о нарушении разметки или знаков? Верховный суд посчитал, что в спорных ситуациях судьи должны изучать все обстоятельства дела.

Верховный суд посчитал, что в спорных ситуациях судьи должны изучать все обстоятельства дела

Такое произошло и с Денисом Асташиным, который получил "письмо счастья" от Центра автоматизированной фотовидеофиксации ГИБДД Самарской области. На снимке машина едет по прямой. А в постановлении указано, что он совершил нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.16 КоАП, то есть поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За что на него наложен штраф в тысячу рублей.

Так как пояснений в письме, что же именно нарушил Асташин, не было, он решил обжаловать это постановление.

Но суд первой инстанции посчитал, что водитель допустил поворот налево в нарушение требований, предписанных дорожным знаком 5.15.1 "Направления движения по полосам". При этом сослался на письменный отзыв инспектора центра.

Инспектор указал, что "на фотоматериале, хранящемся в официальной базе данных, отображено, что водитель допустил проезд из правого ряда налево, проигнорировав требования, предписанные дорожными знаками и разметкой проезжей части дороги".

Также суд указал на обязанность по доказыванию невиновности собственника машины. А он таких доказательств не представил. С судом первой инстанции согласилась и апелляционная. Однако не согласился Верховный суд.

Он отметил, что из представленных в деле фотографий усматривается лишь то, что автомобиль якобы нарушителя движется прямо, пересекая стоп-линию.

Вмененный водителю поворот налево или разворот в неположенном месте или с нарушением правил на снимках не запечатлен.

Кроме того, в постановлении не указано, какое именно нарушение совершил Асташин: требования чего конкретно он нарушил? Какие знаки или какая разметка запрещала ему совершить данный маневр в этом месте дороги? Есть только ссылка на отзыв инспектора ЦАФАП. Также на снимках нет знаков, на которые ссылается автоинспектор.

При этом суд первой инстанции, а также апелляционный не запрашивали дислокацию дорожных знаков и разметки на данном участке дороги.

Кроме того, он не допросил инспектора. А отзыв этого инспектора был приобщен к делу в виде незаверенной должным образом копии. То есть такой документ не может служить доказательством и вообще не мог быть приобщен к делу.

Что же касается исключения из презумпции невиновности, то разбирательство по делу не отменяет необходимость суда выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Одной статьей об исключении необходимости доказывания, кто был за рулем, Кодекс об административных правонарушениях не исчерпывается. Например, есть требования статей 24.1, 26.1 КоАП о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 Кодекса о непосредственности исследования доказательств. Так вот они при рассмотрении дела в нижних инстанциях соблюдены не были. А есть еще другие статьи КоАП, направленные на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях. И на это не раз указывал в своих определениях Конституционный суд.

Из фотографий в деле усматривается лишь то, что автомобиль нарушителя движется прямо, пересекая стоп-линию

Такое распределение обязанностей по доказыванию факта нарушения правил, как указал Верховный суд, не освобождает ни уполномоченные органы, то есть ГИБДД, ни суды от сбора и предоставления необходимых доказательств нарушения правил.

Верховный суд также напомнил, что любые сомнения в виновности того или иного лица толкуются в пользу обвиняемого.

Но всех этих установленных законом требований не исполнил ни суд первой инстанции, ни апелляционный.

А поэтому Верховный суд отменил все решения нижестоящих судов по этому делу, а также само постановление о штрафе. А производство по делу прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств.

Верховный суд еще раз пояснил, что для решения о нарушении только фотографии еще недостаточно. Необходимо исследовать и другие доказательства. А раз их нет, то трактовать все сомнения следует в пользу обвиняемых. При обжаловании "писем счастья" суды обязаны исследовать все обстоятельства дела.

Понятно, что из-за штрафа в 500 рублей не каждый водитель пойдет жаловаться. Но даже малое количество жалоб должно быть серьезным сигналом местным властям и ГИБДД о том, что у них что-то неправильно работает.

Каждый водитель нарушал правила ПДД. Это могли быть мелкие отхождения от правил или весомые деяния. В зависимости от их тяжести гражданин, находящийся за рулем транспортного средства, должен нести определенную ответственность. При этом за каждое нарушение нормативными актами предусмотрены конкретные меры наказания.

Какой ответственности подлежит водитель за нарушение ПДД и какие последствия нарушения ПДД существуют? Что такое административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД, в чем заключается их суть и какие санкции применяются к водителю по каждому из видов ответственности? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Какая ответственность лежит на водителе за игнорирование ПДД?

Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД. Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются, являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положения классифицируют ответственность водителя таким образом:

  • административная;
  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • уголовная.

Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видом нарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.

Административная ответственность

Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям в соответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения и инструкции по использованию транспортного средства, совершенное в совокупности с такими деяниями:

  • Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этом нарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей или отказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.
  • Причинение среднего вреда человеческому здоровью. На водителя накладывается штраф, равный 10000 - 25000 рублей или у него изымают права на 1,5-2 года.
  • Управление автомобилем в нетрезвом виде. Существует несколько видов деяний, связанных с этим пунктом. В зависимости от их особенностей водитель подвергается денежному штрафу (от 30000 до 50000 рублей), лишению прав (от 1,5 до 3 лет) или административному аресту (10 – 15 суток).

Обратите внимание! На ответственность за нанесение вреда здоровью потерпевшего влияет факт покидания места, где произошло ДТП. Если инспектор считает, что имеет место быть алкогольное опьянение, он должен доказать это.

Санкции за административное правонарушение

По отношению к водителю могут применяться такие административные наказания:

  • Предупреждение.
  • Штраф административного типа.
  • Ограничение доступа к вождению.
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток.
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально.

Обратите внимание! Назначение штрафа или вынесение предупреждения находится в компетенции автоинспектора. Решение о конфискации транспортного средства, лишении прав на него или аресте нарушителя принимается судом.

Гражданская ответственность

Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку, должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенность гражданской ответственности. Если человек, управляющий автомобилем в момент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенное деяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность за происшествие лежит на тех, кто за него отвечает.

Гражданская ответственность подразумевает возмещение вреда морального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьем человека. Этот момент регулируется 1079 статьей ГК РФ.

Обратите внимание! Прежде чем на водителя автомобиля накладывается наказание, доказывается его вина. Если ДТП – это результат непреодолимой силы (стихийное бедствие или другое происшествие) или действий потерпевшего, то он избегает наказания.

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности грозит водителю, который работает в транспортной организации. Меры наказаний при этом назначаются непосредственно работодателем за нарушение дисциплины. В зависимости от вины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание, оформить выговор или прервать с ним трудовой договор. Основанием для таких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность

Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющий любым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по его эксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при таких обстоятельствах:

  • Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случае трезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года. Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.
  • Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водитель лишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чем на 5 лет. Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок может увеличиться до 7 лет.
  • ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия. Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он был трезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить в свободе на больший срок (до 9 лет).

Обратите внимание! Ответственность уголовного типа предусмотрена также за покидание места аварии с пострадавшими (125 статья УК РФ). Самое строгое наказание в данном случае – ограничение свободы на срок в 1 год. Однако ответственность за уголовное правонарушение может установить только суд после рассмотрения дела.

За что водителя лишают прав?

Лишением прав водитель наказывается за уголовное или административное правонарушение. В первом случае это нанесение вреда жизни и здоровью. Список административных правонарушений при этом больше. К ним относятся:

  • Нахождение владельца автомобиля за рулем в пьяном состоянии.
  • Доверение управления транспортным средством нетрезвому человеку.
  • Отказ от назначенного медосвидетельствования.
  • Пренебрежение скоростным режимом.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Эксплуатация автомобиля при отсутствии на нем регистрационных знаков.
  • Неправильное обращение со световыми приборами, предусмотренными конструкцией транспортного средства.
  • Игнорирование стандартов, предусмотренных при перевозке грузов с крупными габаритами.

Если водитель игнорирует предупреждение инспектора и совершает какое-либо правонарушение повторно, он также лишается права управления транспортным средством.

Обратите внимание! Конфискованные права хранятся в ГИБДД не более 3 лет. Если вовремя не забрать их, то они подлежат утилизации. Водителю придется снова сдавать экзамены для их получения.

Заключение

Даже самый внимательный водитель не застрахован от нарушений ПДД, за которыми последует ответственность. При этом у него будет возможность доказать свою невиновность. В противном случае ответственности за совершенное деяние избежать не удастся.

Не так давно в МВД подготовили проект поправок в КоАП. Документ, который пока находится на общественном обсуждении, предусматривает, что каждый гражданин сможет с помощью специальной программы на смартфоне фиксировать нарушения ПДД и отправлять их прямиком в ГИБДД. Там без лишней волокиты будут все жалобы рассматривать. Поправки существенно облегчают процедуру наказания тех водителей, чьё нарушение не заметил ни лично инспектор, ни камера фото- и видеофиксации. Пока же добиться штрафа в таких случаях простым гражданам очень сложно.

Явка свидетеля

Доказать факт нарушения и привлечь нерадивого водителя к ответственности хоть и сложно, но можно. Первым делом надо, разумеется, всё зафиксировать. Здесь есть два варианта — либо фото, либо видео. При этом надо понимать, что по некоторым статьям невозможно наказать водителя по одному изображению. Но, допустим, для доказательства неправильной парковки видеозапись будет даже излишней. Главное, чтобы можно было разглядеть номера автомобиля. Крайне желательно, чтобы ваш смартфон позволял автоматически определять GPS-координаты места съёмки и точное время. Не записав эти данные, шансов добиться успеха нет.

Но запечатлеть необходимый момент — это даже не полдела. Дальше немало времени съедают бюрократические процедуры. Необходимо составить заявление с указанием своих данных, адреса и контактного телефона либо в письменном виде, либо в электронном на сайте ГИБДД. В последнем случае объём жалобы не должен превышать 2000 знаков. Если хотите обратиться на бумаге, то можно отправить заказное письмо. Хотя это, конечно, не самый быстрый и не самый надёжный вариант.

«Обращение может содержать вложенные документы и материалы в электронной форме (приложения) в виде одного или нескольких файлов без архивирования. Общий размер файлов приложений не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv», — подробно разъясняют в Госавтоинспекции.

В заявлении не надо лирики, здесь должны содержаться только факты: точное время и место нарушения, данные автомобиля, включая регистрационный знак, и нарушенный пункт ПДД. Но и после этого даже при идеальном выполнении требований гарантии успеха нет. Инспекторы вызывают для дачи свидетельских показаний заявителя, а также самого нарушителя. Весь процесс может затянуться. А по закону, у нарушения есть срок давности — два месяца. Если за это время привлечь к ответственности не удастся, дальнейшие процедуры бессмысленны.

«Мобильные» регионы

Процедура попроще тоже есть, но пока не везде. В нескольких регионах довольно давно действуют свои электронные способы наказания нарушителей. С помощью мобильного приложения любой человек может отправить жалобу. Правда, пока только за конкретные действия. Так, столичные жители с прошлого года активно пользуются приложением для смартфонов «Помощник Москвы», которое доступно в App Store и Google Play. Требования к устройству — камера от 5 мегапикселей и GPS/ГЛОНАСС-приёмник, а к человеку — регистрация на московском портале «Госуслуг». Пока жаловаться можно только за неправильную парковку: неоплату и стоянку под запрещающим знаком. В электронной карте «Помощника» все дорожные знаки имеют геопривязку. В подробной инструкции рассказано, как всё правильно сделать, а сама программа во время фиксации подскажет с помощью компаса, с какой стороны сфотографировать машину. Если следовать рекомендациям, нарушитель не уйдёт от ответственности.

Ещё раньше приложение для жалоб появилось в Татарстане. «Народный инспектор» начал работу ещё два года назад, и за это время с помощью него оштрафовано несколько десятков тысяч человек. Всё потому, что местное приложение позволяет снимать самые разные нарушения, а не только неправильную парковку. В частности, пользователи фиксируют выезд на полосу для общественного транспорта, непредоставление преимущества пешеходам и проезд на запрещающий сигнал светофора.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...