Примерами нормативно правовых актов решения. Понятие и виды нормативно-правовых актов


Форма правового акта - как нормативного, так и пра­воприменительного - должна быть выражена так, чтобы акт был пригодным для практического применения. В этом назначение формы акта. На выбор формы того или иного нормативного правового акта влияют, конечно, правовые свойства акта. На этом основано деление актов на виды. Существенное значение имеют также содержание акта, его структура, объем предмета регулирования и другие обстоятельства. По форме акта можно судить о его со­держании. Если, например, называется положение, то в нашем воображении сразу ассоциируется представление либо об органе (структурном подразделении), либо о сравнительно небольшом комплексе отношений в рамках соответствующей отрасли права. Такая форма, как кодекс, тоже пригодна к определенным условиям правового ре­гулирования.

При рассмотрении форм нормативных правовых актов, используемых в субъектах РФ, стоит задача - показать особенности каждой формы правового акта и определить, какие виды актов та или иная форма опосредует.

1. КОНСТИТУЦИЯ как форма нормативного правового акта из всех норм имеет, пожалуй, самое ограниченное применение, но находится на вершине системы правовых актов. Конституция - форма только закона, притом Зако­на Основного и только для государственных образова­ний - Российской Федерации и республик в составе Рос­сийской Федерации (ст. 66 Конституции РФ). На основе и после принятия Конституции РФ республики в составе Российской Федерации приняли свои конституции, боль­шинство республик в 1994 г., некоторые - в последующие два года. Как форма Основного Закона государственного образования Конституция согласно сложившейся много­летней практике советского и постсоветского законода­тельства закрепляет именно основы социального и госу­дарственного устройства, организации государственной власти. Да и мировой опыт конституционного законода­тельства придерживается в основном этого правила.

В числе нормативных правовых актов следует назвать и такую давнюю традиционную форму, как «Основы законо­дательств а». В СССР практически в каждой отрасли права действовали Основы законодательства - гражданского, уголовного, земельного, водного, об административных правонарушениях и другие только как законы. При этом понятие «Основы» означало, что они были актами не пря­мого действия, а составляли базу, основу для норматив­ных актов для прямого действия, как правило, кодексов ­ГК, УК, КоАП и т.д.

Восприняли ли данную форму закона Российская Фе­дерация и ее субъекты?

Форма оказалась приемлемой, но с существенными оговорками. К настоящему времени приняты «Основы за­конодательства Российской Федерации о нотариате» 1993 г., Однако нынешние «Основы... » или «Об основах... » яв­ляются и законами прямого действия в отношениях с субъектами РФ и в то же время составляют основу, пра­вовую базу для принятия одноименных законов в субъек­тах РФ. Но в субъектах РФ эти законы принимают уже иную форму, не форму «Основ... ».

Представляется, что для принятия таких правовых ак­тов, то есть «Основ.. ,» нового типа, достаточно опреде­ленная база заложена в ст. 72 Конституции РФ, регули­рующей отношения в рамках предмета совместного веде­ния: на федеральном уровне - Основы, в субъектах РФ ­законы с использованием иных форм.

2. Устав как форма нормативного правового акта име­ет широкое применение. Он неоднороден по своей струк­туре, поэтому следует разделить все уставы на три груп­пы. В первую группу входят уставы, которые обозначены в Конституции РФ как форма Основного Закона всех других, кроме республик, субъектов РФ (ст. 66). Принятые субъ­ектами РФ уставы как основные законы по своей структу­ре и содержанию не имеют принципиальных отличий от конституций республик. Отличие - в названии, которое отражает государственно-правовой статус республики, какового не имеют все иные субъекты РФ. Таким образом, уставы данной право вой группы закрепляют статус субъ­екта РФ и основы его внутренней организации.

Вторая группа уставов, повсеместно используемая в го­сударственных или негосударственных организациях, в начальной стадии своего формирования разрабатывает и представляет на государственную регистрацию устав, опре­деляющий структуру организации, компетенцию и порядок ведения дел, то есть управления. Прошедший государствен­ную регистрацию и, следовательно, приобретший юридиче­скую силу, устав служит для соответствующей организации основным правовым актом в ее деятельности.

Главная особенность уставов этой группы состоит в том, что они не носят государственно-властного характера как уставы субъектов РФ, и обращены на закрепление и регули­рование производственной (в широком значении) структуры организации и полномочий по ее внутренней жизни. По сво­ей отраслевой принадлежности устав организации - акт комплексного характера, объединяющий нормы нескольких отраслей права, главным образом, административного и гражданского. Еще одна особенность уставов данной группы заключается в том, что они выступают как форма решения (постановления) учредителя, то есть как форма данного вида акта (решения, постановления).

Третья группа уставов - это уставы, которые можно назвать функциональными, то есть в них регулируются отношения в объеме реализации одной какой-либо функ­ции управления в государственном масштабе. Это уставы о дисциплине (воинские, отраслевые, например, в транс­портных отраслях МВД, прокуратуре). В них закреплены меры поощрения и меры дисциплинарной ответственно­сти соответствующего контингента служащих. Эти акты получили название не уставов, а положений.

3. Положение как форма нормативного правового акта, давно установившаяся в практике правового регулирования, находит такое же широкое применение, как и уставы.

Какие виды правовых актов приобретают форму поло­жения? Это указы (на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ), постановления коллегиальных (правитель­ства) и единоначальных (например, губернаторов) органов, в отдельных случаях - распоряжения. Форму положений могут иметь и практически имеют приказы руководителей органов или структурных подразделений.

Все положения как нормативные правовые акты, не­смотря на их многочисленность и отраслевое (в системе права) разнообразие, необходимо разделить на две груп­пы: положения органические и положения предметные. Положения органические определяют и регулируют статус органа или его структурного подразделения (поло­жения о министерствах и ведомствах, управлениях, отделах и иных структурных подразделениях аппарата этих органов). На уровне субъектов РФ органические положе­ния принимаются по регулированию статуса отраслевых и функциональных органов (министерств, комитетов и дру­гих, а также по регулированию статуса их структурных подразделений). Подобные положения принимаются и на муниципальном уровне - по регулированию статуса муни­ципальных органов и организаций.

Органические положения служат правовым актом повседневного руководства им при реализации полномочий органа или структурного подразделения, поэтому при разработке проекта положения необходимо максимально полно отразить полномочия органа (структурного подразделения).

Положения предметные регулируют часть, группу од­нородных отношений в рамках какой-либо отрасли право­вого регулирования, например, на федеральном уровне По­ложение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Положение о проведении конкурса на заме­щение вакантной государственной должности федераль­ной государственной службы, Положение о паспорте гра­жданина Российской Федерации, образца бланка и описа­нии паспорта гражданина Российской Федерации.

Много положений предметных принимается и в субъектах РФ.

4. Кодекс как форма нормативного правового акта, пожалуй, самая древняя и наиболее распространенная, применявшаяся в Советском государстве и в настоящее время действующая в Российской Федерации, имеет силу закона.

Законодательного закрепления предмета регулирова­ния в форме кодекса нет, поэтому твердых правил при выборе формы регулирования посредством кодекса зако­нодатель не придерживается. В СССР перевозки регули­ровались, например, в морском и воздушном транспорте, соответственно - Кодексом торгового мореплавания и Воздушным кодексом; в то же время перевозки по желез­нодорожному транспорту, основному виду транспорта по объему перевозок, речному и автомобильному регулиро­вались соответствующими уставами, которые были не за­конами, а правительственными актами.

В Российской Федерации в настоящее время действу­ют четыре вида кодексов:

1) кодексы позитивного материального права по отрас­лям - Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Земельный кодекс и др.;

2) кодексы об ответственности за правонарушения ­Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях;

3) кодексы процессуальные, опосредствующие нормы как позитивного материального права, так и нормы об от­ветственности за правонарушения, - Гражданский про­цессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.;

4) кодексы, регулирующие весь комплекс вопросов по организации отрасли или сферы государственного управ­ления. Примером может служить действующий Таможен­ный кодекс РФ.

Какие кодексы могут использовать и применять субъек­ты РФ?

Исходя из положения ст. 76 Конституции РФ, согласно которой субъекты РФ вправе принимать законы, можно ответить на данный вопрос утвердительно в том смысле, что субъекты РФ вправе использовать кодекс как форму закона, принимаемого по вопросам компетенции субъекта РФ, но с учетом той практики применения кодексов, кото­рая сложилась к настоящему времени.

Кодексы об административных правонарушениях уже приняты некоторыми субъектами РФ

При разработке кодексов следует учесть и некоторые ошибки в их структуре, в частности, стремление охватить весь комплекс вопросов организации и деятельности от­расли или сферы государственного управления, то есть «объять необъятное».

5. Приказ в качестве формы соответствующего право­вого акта находит применение, когда посредством него вводится в действие нормативный акт, а именно - инст­рукции, которые приобретают юридическую силу по при­казу компетентного органа (должностного лица). Таким образом, приказ действует в одних случаях как вид нор­мативного правового акта, в других - в качестве формы опосредования иного акта. Приказ как форма акта прини мается единолично руководителем органа (структурного подразделения) .

6. Регламент как форма нормативного правового акта регулирует процедурную, процессуальную деятельность государственного органа, а иногда и его структурного подразделения. Регламенты имеют законодательные ор­ганы государственной власти - федеральные и субъектов РФ - правительства, некоторые отраслевые и функцио­нальные органы. Другая особенность регламентов, произ­водная от первой, состоит в том, ЧТО он предназначен для «внутреннего потребления», имеет внутриорганизацион­ный масштаб, то есть регулирует отношения только внут­ри органа, структурного подразделения. Вопросы, обычно включаемые в регламент, определяют порядок открытия заседания, его ведения и окончания, процедуру голосова­ния (открытое, тайное, письменное), а главное - проце­дуру прохождения (обсуждения и принятия) проектов пра­вовых актов (и не только нормативных).

Регламент утверждается, с точки зрения видов актов, постановлениями соответствующего органа.

7. Реестр занял место среди нормативных правовых актов в последнее время главным образом в связи с реализацией законодательства о государственной службе.

Реестры составляются и по другим вопросам органи­зации государственной деятельности, помимо службы.

Например, составляется Федеральный реестр муници­пальных образований в Российской Федерации. Состав­ляются реестры в хозяйственных и других отраслях феде­рального, регионального и муниципального уровней.

Непременными качествами реестра являются: содер­жащийся перечень (социальных элементов, предметов, организационных образований и т.д.), нормативность и, естественно, обязательность.

Реестр как форма нормативного правового акта утвер­ждается одним из двух видов правовых актов - указами Президента РФ по вопросам государственной службы (ст. 1 Закона «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации») и постановлениями государственной власти субъекта РФ.

8. Договоры и соглашения, как уже говорилось, также стоят в ряду видов нормативных правовых актов, но в то же время они причисляются и к формам актов. Как вид акта договор рассматривается в разрезе источника волеизъявления, участников и места в системе норматив­ных правовых актов - закон, указ и т.д. В качестве же формы нормативного правового акта договор рассматри­вается в плане его внутренней структуры, отличающей договор от других форм правовых актов.

Наиболее часто повторяющаяся структура договора вклю­чает следующие части: наименование и организационно-­правовой статус участников, предмет договора, права и обя­занности участников, в том числе сроки и другие детали реа­лизации прав и обязанностей, ответственность участников, указания на срок действия договора, порядок изменения и дополнения текста договора и прекращение его действия.

Договоры - в большинстве своем акты нормативного характера, поэтому заключаются так же, как и акты право­применительные.

Соглашения, как правило, дополняют договор, заклю­чаются по отдельным, частным вопросам, в рамках обще­го предмета договора, на что ориентирует и Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения... » (ст. 18), например, договоры о разграничении полномочий органов государственной власти федеральных и субъектов РФ дополняют значительным числом согла­шений по различным вопросам совместной компетен­ции - хозяйственным, социальным и др.

Одним словом, в практике правотворческой деятельно­сти субъектов РФ договор и соглашение заняли свое ме­сто в ряду форм правовых актов субъектов РФ. Договор (соглашение) как форма правового акта, в отличие от ря­да иных форм, не опосредует какого-либо вида правового акта, здесь сливаются в одном организационно-праВОВQМ звене и вид, и форма акта.

9. Правила - еще одна форма нормативного правово­го акта. Эта форма широко применялась в СССР, особен­но в сфере ведомственного регулирования, применяется она и в настоящее время как на федеральном уровне, так и в правотворчестве субъектов РФ. Правила имеют отли­чительные особенности, которые выделяют их в системе форм нормативных правовых актов.

По своему предмету регулирования правила содержат преимущественно один конкретный, а по своему социаль­но-правовому значению - узкий вопрос, но во всех дета­лях. Поэтому правила - это законченный, исчерпывающий акт, например, правила договорного движения, правила торговли промышленными товарами или даже отдельными

из них, многочисленные правила бытового обслуживания населения по видам обслуживания и т.д.

Сфера действия данной формы нормативного правового акта переключилась и на область правового регулирования в субъектах РФ, поскольку многие отрасли и сферы государст­венного управления здесь повторяются. Большое количество правил содержится в транспортных отраслях, сфере бытового обслуживания, в образовании и в социальной сфере.

Следует провести различия между двумя видами пра­вил: одни регулируют отношения внутриорганизационные в органе, предприятии, учреждении (например, правила внутреннего трудового распорядка), другие регулируют отношения государственной или негосударственной орга­низации С населением (например, правила торговли, бы­тового обслуживания, проезда в городском транспорте, коммунального обслуживания и т.д.). Эти различия сказы­ваются далее и на порядке принятия правил. Первые при­нимаются органами внутреннего управления (руководи­тель, трудовой коллектив), вторые, раз они затрагивают сферу прав граждан, должны приниматься тем государст­венным органом, который располагает полномочиями по государственному управлению, причем полномочиями по регулированию правового статуса граждан. Такими орга­нами являются, как известно, государственные органы, избранные населением, то есть представительные органы государственной власти, губернаторы, некоторые органы и должностные лица местного самоуправления. В 60-70-х годах ведомственные правила сильно потеснили законы и правительственные акты в регулировании отраслевой дея­тельности, затрагивающей права и законные интересы населения, что многократно отмечалось в литературе. Сейчас дело пытаются наладить, в частности, введена правовая экспертиза проектов этих нормативных правовых

актов юстиции, но до полного воплощения указанного принципа регулирования еще далеко.

Правила должны приниматься, конечно, при наличии пра­вовых оснований, поскольку в системе правовых актов пра­вила - акт подзаконный. В качестве правовых оснований для принятия правил служат правовые акты государственных органов до отраслевых органов включительно. Структура правил содержит все необходимые атрибуты нормативного акта, центральными пунктами являются нормы о правах, обязанностях и ответственности субъектов.

10. ИНСТРУКЦИЯ как одна из форм нормативных право­вых актов так же, как и некоторые иные формы, выступает в двух ипостасях: как вид и как форма правового акта. Если при характеристике этого вида нормативных правовых ак­тов говорить о месте инструкции в соотношении с другими актами, то здесь, рассматривая инструкцию в качестве формы правового акта, следует обратить внимание на ее структуру и целенаправленность. В этом случае признаками инструкции как формы правового акта следует назвать:

а) возможно более узкий, часто уже неделимый пред­мет регулирования (например, должностная инструкция, которую надлежит разрабатывать по каждой должности на государственной и иных видах службы);

б) по масштабам применения инструкции в большинст­ве своем не выходят за внутриорганизационные пределы, то есть действуют в рамках аппарата органа, в отличие, например, от правил, многие из которых регулируют и отношения публичного характера;

в) инструкции содержат большое количество процессу­альных правил о порядке реализации материальных норм, составляющих основу законов или других нормативных правовых актов.

В субъектах РФ принимается немало инструкций, для которых характерны отмеченные особенности этой формы нормативного правового акта.

Закон - это нормативно-правовой акт, принятый высшим представительным органом государства по определенной процедуре, обладающий высшей юридической силой и регулирующий самые важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) Закон - это нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт - это документ, содержащий нормы права, принятый компетентными органами государства и его должностными лицами.

2) Закон обладает высшей юридической силой.

Высшая юридическая сила - способность закона порождать правовые последствия преимущественно перед другими нормативно-правовыми актами.

3) Законы принимаются высшими представительными органами государства (Например, Федеральное Собрание РФ)

4) Закон принимается по строго определенной процедуре.

5) Закон регулирует наиболее важные общественные отношения, представляющие значение для каждого субъекта права в РФ.

Необходимо разграничивать термины закон и законодательство.

Законодательство - понимается в широком и узком смысле:

В широком смысле - это все нормативно - правовые акты государства.

В узком смысле - это только система законов.

3. Основные виды нормативно - правовых актов рф

1. Однородные нормативно-правовые акты.

2. Комплексные нормативно-правовые акты.

Однородные нормативно-правовые акты содержат нормы права, относящиеся к одной отрасли права.

Комплексные нормативно-правовые акты относятся к разным отраслям права.

Примером однородных нормативно-правовых актов является Трудовой Кодекс РФ

Примером комплексного нормативно-правового акта выступает Федеральный закон «Об образовании».

II. По субъектам, издавшим нормативно-правовой акт, выделяются:

1. Нормативно-правовые акты органов законодательной власти (законы).

2. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти и должностных лиц (подзаконные нормативные акты).

3. Правовые акты органов судебной власти (постановления).

III. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. Акты общего действия.

2. Акты ограниченного действия.

Акты общего действия распространяются на все население государства.

Акты ограниченного действия распространяются только на определенный контингент лиц (например, на иностранных граждан).

IV. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на:

I. Законы

II. Подзаконные акты

Конституция РФ

Указы Президента РФ

Федеральные конституционные законы

Постановления палат Федерального собрания

Федеральные законы

Постановления Правительства РФ

Законы субъектов РФ

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Нормативные акты Центрального Банка РФ

Нормативно-правовые акты субъектов РФ

Правовые акты органов местного самоуправления

Обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на территории России (ст. 15 Конституции)

2) Федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ст. 108 Конституции РФ).

3) Федеральный закон.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ст. 105 Конституции РФ).

4) Законы субъектов РФ.

Принимается по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции), а также по вопросам ведения самого субъекта РФ.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, включая право на издание законов.

Порядок принятия таких законов урегулирован в уставе субъекта РФ, или в его Конституции.

II. Подзаконные акты

Уточняют общие предписания законов. Эти акты не могут противоречить законам.

1) Указы Президента РФ обладают самостоятельностью в правовой сфере, они могут регулировать отношения, которые не урегулированы законом.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

2) Постановления Государственной Думы и Совета Федерации. Носят рекомендательный характер и выражают мнение депутатов по определенным вопросам общественной жизни.

3) Постановления Правительства РФ могут издаваться в тех случаях, когда регулируемые ими отношения урегулированы законом или указом Президента РФ. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

4) Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» только федеральные министерства по общему правилу могут издавать нормативно-правовые акты.

5) Нормативно-правовые акты субъектов РФ (например, постановления Губернатора Челябинской области), они не могут противоречить Федеральным законам и законам субъектов РФ.

6) Правовые акты органов местного самоуправления. Издаются по вопросам ведения муниципальных образований (например, решение городской думы Челябинска, постановление главы администрации муниципального образования).

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Курсовая работа >Государство и право


ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уфимский финансово-экономический колледж –

Филиал Финакадемии

Кафедра менеджмента и правовых дисциплин

Курсовая работа

По дисциплине «Теория государства и права»

На тему «Нормативно-правовой акт в системе источников права»

Выполнил

Студент гр. ФЮ-204 Литвинов И.С

Руководитель

Гафарова Регина Мударисовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия

1.1Понятие нормативно правового акта

1.2 Признаки нормативных правовых актов

1.3 Законы и подзаконные акты

Нормативные договоры

Действие нормативно-правовых актов

Действие нормативно-правовых актов во времени

1.5.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве

1.5.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Глава 2 Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

2.1 Иерархическая система нормативно-правовых актов РФ

2.2 Характеристика нормативно-правовых актов РФ

Глава 3 Примеры нормативно-правовых актов

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

На мой взгляд, вопрос «Нормативно-правовые акты» является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решил рассматривать данный вопрос и взять его в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря нему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с государством. В доклассовом обществе действовали, конечно, определенные регуляторы взаимоотношений членов первобытнообщинного строя. Эти регуляторы представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным принуждением, а силой привычки, традиций, авторитетом, которыми пользовались старейшины рода, военачальники и т. д. Итак, первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Они стали записывать и объединяться в особые списки. В результате этого появляется обычное право. Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий.

ГЛАВА 1. Понятие нормативно-правового акта, признаки и действие

1.1 Понятие нормативно-правового акта

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Это наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Юридическая сила акта - это его место в иерархии нормативно правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.

Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т. д.(Например Постановление Верховного Совета РСФСР "О Концепции Судебной Реформы" от 24 октября 1991 года №44 Или Федеральный закон "О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации" Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в Российской газете 1995, 16мая). Также нормативно правовой акт имеет "преамбулу"- предисловие- вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано " Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ это и является преамбулой. Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования нормативно-правовым актом.

1.2 Признаки нормативных правовых актов

    нормативный характер

    правовой акт

    правотворчества

    общеобязательность

    оформление в виде официального документа

    определённый порядок группировки правовых норм

    носит государственно-властный характер

    обладает юридической силой

    обеспечиваются гос. Принуждением

Нормативный характер – содержание, каких либо норм обязательных для исполнения определенными лицами, регулирование общественных отношений в какой либо сфере.

Правовой акт - документ, изменяющий или отменяющий нормы права.

Результат правотворчества – это означает, что он был принят уполномоченным государственным органом.

Общеобязательность – его должны исполнять и соблюдать все лица, на которых направлен нормативно-правовой акт.

Оформление в виде официального документа – оформляется в деловом стиле, предельно кратко и четко излагая суть.

Юридическая сила - применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования.

Государственное принуждение – это ряд мер способствующих исполнению и соблюдению нормативно – правовых актов, законов, указов и т.д.

Определенный порядок группировки правовых норм – это порядок, иерархия нормативно-правовых норм определяющая главенствование одного акта над другим.

Государственно-властный характер – это подкрепление закона государственной волей, обозначает, что он был принят органами правосудия Российской Федерации.

1.3 Законы и подзаконные акты

Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы - федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ - федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения. Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

1.4 Нормативные договоры

Источником права в России, а так же и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативный договор - один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Сущностным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры). Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы. нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима. Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ.

1.5 Действие нормативно-правовых актов

1.5.1 Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования.

1.5.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

1.5.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)

Глава 2. Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

2.1 Иерархическая система нормативно-правовых актов

В Российской Федерации установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:

    в зависимости от юридической силы:

    Конституция РФ

    Федеральные конституционные законы

    Федеральные законы

  • Подзаконные правовые акты:

    Указы Президента РФ

    Постановления Правительства РФ

    Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)

    Локальные нормативно-правовые акты

    Особую группу составляют международные договоры РФ.

Отдельную группу составляют:

    Международные договоры РФ

    Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации

Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

    в зависимости от содержания:

    отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)

    гражданско-правовые

    уголовно-правовые

    комплексные

2.2. Характеристика нормативно-правовых актов

Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основного закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108), и некоторые другие.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

Закон от 14 июня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.

Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории

Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т. е. подзаконными актами.

Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.

Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации. В соответствии с указом

Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров. Такое правило является результатом борьбы юристов многих поколений за демократизм принятия и применения ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых являются прежде всего граждане. Более того, согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов, утвержденным Правительством РФ 23 июля 1993г, на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.

Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах - правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.

Общим для всех видов подзаконных актов Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление федерального Правительства имеет большую юридическую силу, чем аналогичное постановление министерства, правительства области, главы администрации города.

Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.

Общественные отношения могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор и обычай, санкционированный государством.

Нормативный договор. Договор - эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях Между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.

С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного диктата. Содержанием договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах: 1) равенства; 2) автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления; 3) имущественной ответственности за нарушение обязательства.

Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора - чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что правовое регулирование института договора в российском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства - Гражданский кодекс - посвятил договору три главы.

Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

Обычай как источник права. Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных научных школах неоднозначен. В отечественном дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия вообще не разграничивались. Так, русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В. М. Хвостову, обычай суть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай - неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.

Обычай, санкционированный государством,- весьма редко встречающаяся форма права.

В ст. 5 Гражданского кодекса установлено новое понятие - «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет. В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но думается, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более детального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По такому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора. Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, большая и трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и специальными механизмами проверки «соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т. п.).

Глава 3. Примеры нормативно-правового акта

Заключение

Нормативно-правовой акт – это самый распространенный вид источников права, регулирующий общественные отношения, правила поведения, как людей, так и федеральных субъектов Российской Федерации. Он заключает в себя основные положения которым должны подчиниться все объекты на которых был направлен нормативно-правовой акт.

Нормативно - правовой акт это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера.

Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократные действие - актов применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права. Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в определённой системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство нормативно–правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Юридическая сила нормативно – правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, который он наделяется государством по закону. Нормативно – правовые акты, как понятие характеризует связь права с государством, поскольку именно государственная воля опосредует связь права с объективно существующими общественными отношениями.

Список используемой литературы

    Постановление Верховного Совета РСФСР "О Концепции Судебной Реформы" от 24 октября 1991 года №44

    Федеральный закон "О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации" Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года

    «Теория государства и права»: /Учеб под ред. Карельского

    «Теория государства и права»: Учеб/ под ред. В.В.Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520с.

    Венгеров А.Б. «Теория государства и права: Учебник для юридических вузов». 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2002. - .528 с.

    “Теория государства и права” Учеб / под ред. В.Н. Хропанюк 2004 г. 340 с.

    “ Теория государства и права ” Учеб пос./ под ред. Марченко 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 640 с.

    «теория государства и права» Метод. Пос./ Б.М.Емельянов 3-е издание 2008 г. 435 с.

    акта Пределы действия нормативно -правововых актов Виды нормативно -правовых актов Систематизация нормативно -правовых актов Основы нормативно ...
  1. Реферат >> Государство и право

    Местных органов власти). Ведущая роль нормативных правовых актов в системе источников права объясняется следующими обстоятельствами: способность централизованно...

  2. Понятие и признаки нормативно -правовых актов

    Контрольная работа >> Государство и право

    Нормы права . С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права . 1.1. Понятие и признаки нормативно -правовых актов Среди современных источников права нормативно -правовой акт ...

  3. Нормативно -правовые акты (2)

    Курсовая работа >> Государство и право

    Признанные государством. Как основной источник права нормативно -правовой акт относится к романо-германской правовой системе . Нормативно -правовой акт – это официальный письменный...

Нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

Признаки нормативного правового акта:

Это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

Правовой акт издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Отметим, что каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта, в кᴏтоᴩую он воплощает свои предписания (например, Президент РФ создает только указы и распоряжения).

Правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих юридических нормах. Так, компетенция органов государственной власти разных уровней в общих чертах определена в статьях 71, 72 и 73 Конституции РФ.

Правовой акт выражает волю определенной социальной общности.

В нем закрепляется цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы.

Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами правового регулирования.

Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Нормативность будет важнейшим признаком нормативных правовых актов. Это основополагающее ϲʙᴏйство для права в целом, т.к. именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные ϲʙᴏйства.

Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, кᴏтоᴩый закрепляет порядок: отношений, действующий как угодно долго во времени.

Юридическая сила нормативного правового акта выражается:

в обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции РФ;

в строгом соответствии установленной Конституцией РФ и законами официальной классификации актов;

в признании соподчиненности между видами актов - конституция, закон, указ и т.д. Именно в такой последовательности убывает юридическая сила каждого названного акта и увеличивается поле обязательности для него других актов;

в установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;

в определении оснований и рамок принятия того или иного акта, его основного содержания. Формулы «на основании и во исполнение закона», «в соответствии с указом, постановлением» и т.п. выражают эту правовую связь;

в признании правового акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.

Виды нормативных правовых актов

В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция.

Стоит отметить, что особенность конституции состоит по сути в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества. Конституция - это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее ϲʙᴏйство пробудет в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

Особенность конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом - народом, кᴏтоᴩый в демократическом государстве будет единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

Помимо юридической сущности конституция имеет и социально-политическую сущность. Это пробудет в том, что конституция демократического государства - итог социального компромисса. Стоит заметить, что она демонстрирует социальное согласие представителей разных политических интересов.

Конституция имеет политическое содержание. В ней закрепляется форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Обратимся к системе законов. Закон - это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.

Признаки закона:

а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума - всенародного голосования;

в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;

г) обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

д) принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

е) характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.

Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне принимаются следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.

Особое место в системе законов занимает закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Это особый акт, имеющий и содержательные, и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющих право вносить такого рода акты в Государственную Думу, гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только к главам 3-8 Конституции России.
Стоит отметить, что особенностью данного закона будет процедура его одобрения субъектами Российской Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих поправок.

Изучим федеральные конституционные законы.

Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ и некоторые другие.

Следующая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. К примеру, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.

С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства. Федеральные конституционные законы, в соответствии со ст. 76 Конституции России, имеют верховенство над федеральными законами.

Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В наибольшей степени многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

Разновидностью федеральных законов будет кодекс. На латыни кодекс означает книга. Кодекс - это систематизированный ϲʙᴏд актов, правил и норм, кᴏтоᴩый единообразно регулирует сферу общественных отношений.

Кодекс выступает как основной законодательный акт в той или иной сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса будут приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. К примеру, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов.

Им присущ большой объем, масштабность регулирования. Кодификации подлежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).

Принятие основ законодательства, основ, основных принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель - с одной стороны - обеспечить федеративное регулирование, с другой - допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: «общие принципы», «основы». К примеру, Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации». Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со ст. 106 Конституции России.

Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Посредством принятия данных законов они включаются в отечественную правовую систему. Отметим, что тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции России, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными актами такого же рода.

Законы субъектов Российской Федерации будут рассмотрены нами в системе нормативных актов субъекта Федерации.

Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна.

Изучим некоторые из них. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации.

Стоит отметить - они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции России. «Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Акты Президента РФ могут быть нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности их адресата, персонифицированности.

Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) могут быть продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам.

Стоит отметить - они представляют собой акты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.

Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Стоит заметить, что они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Стоит заметить, что они могут быть отменены Президентом РФ в том случае, если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах данных полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему.

Акты федеральных органов исполнительной власти издаются всеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.

Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и служащих данного органа. Стоит заметить, что они могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Нужно помнить, такие акты называются приказами, инструкциями, положениями.

Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Условием их действия будет официальное опубликование. Это требование установлено ч. 3 ст. 15 Конституции России.

Система законодательства субъектов Российской Федерации, прежде всего, характеризуется наличием конституций и уставов, которые будут учредительными актами субъектов Федерации. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта, порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать федеральной Конституции и законам.

Закон субъекта Российской Федерации - нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации могут создаваться также по предметам совместного ведения. Такого рода акты должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать федеральным законам в данной сфере. К примеру, на федеральном уровне принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данного закона и в соответствии с ним большинство субъектов Федерации приняли свои акты, в частности, Закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области».

Стоит отметить, что основная сфера регулирования данных актов - предметы ведения субъектов Федерации.

Наряду с законами субъектов Федерации президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции иные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих органов.

Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативные правовые акты. Их примерами могут быть решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих территорий. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...