Особенности труда иностранных граждан и лиц без гражданства


Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(63) устанавливает особенности трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации. Право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности подтверждается разрешением на работу. Общим условием для его получения является достижение 18-летнего возраста. Таким образом, по сравнению с российскими гражданами, которые при определенных условиях могут заключать трудовой договор с 14 лет, иностранные граждане значительно ограничены в такой возможности. Разрешение на работу выдается в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. Разрешение выдается работодателю для каждого иностранного работника, причем при условии внесения работодателем средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника из России. За выдачу разрешения на работу и разрешения на привлечение иностранной рабочей силы взимается плата в размере 1000 руб. и 3000 руб. соответственно с иностранного гражданина и работодателя*(64). Таким образом, Закон предусматривает разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников в России, т.е., прежде чем заключить трудовой договор, работодатель обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин должен иметь разрешение на работу. Отсутствие разрешений является основанием для прекращения заключенного трудового договора вследствие нарушений установленных обязательных правил при заключении трудового договора (п. 11 ст. 77 ТК РФ).

Разрешение выдается, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год. Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. Отсюда вытекает вывод о том, что не все основания прекращения трудового договора, предусмотренные в ст. 77 ТК РФ, применимы для трудового договора иностранного работника.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Правовой статус иностранных граждан значительно ограничен. Так, иностранный гражданин не имеет права: находиться на государственной или муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ, и др.

Работодатель, пригласивший иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший с иностранным работником в РФ новый трудовой договор, возлагает на себя обязанности:

иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ;

уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания; заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора; приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников; аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

содействовать выезду иностранного работника из РФ по истечении срока заключенного с ним трудового договора;

оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением порядка привлечения и использования иностранных работников;

направлять в органы внутренних дел информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора, а также о досрочном расторжении таких договоров;

направлять в органы внутренних дел или органы безопасности информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (п. 9 ст. 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в Федеральную миграционную службу России сведения о заключении на основании разрешения трудовых договоров с иностранными работниками.

Если работодатель нарушил установленный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, орган внутренних дел может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений либо аннулировать его.

В случае аннулирования разрешения иностранный работник имеет право заключить новый трудовой договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Трудовые договоры с работниками-иностранцами могут быть прекращены не только по общим основаниям, но и при утрате силы разрешений, являющихся основанием для заключения трудового договора. Если иностранный работник нарушил условия трудового договора, разрешение на работу, выданное ему, может быть по ходатайству работодателя аннулировано органом внутренних дел, выдавшим данное разрешение. Аннулирование разрешения исключает возможность продолжения трудовой деятельности, поэтому трудовой договор с иностранным работником должен быть прекращен. Данная ситуация не охватывается диспозицией п. 11 ст. 77 ТК РФ, т.к. при заключении трудового договора разрешение на работу действовало. Основания для прекращения трудового договора в данном случае ТК РФ не предусматривает. Прекращение трудового договора, на наш взгляд, должно происходить со ссылкой на ст. 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающую аннулирование разрешения.

За последнее десятилетие широко распространилась по всему миру незаконная трудовая миграция. Уголовное законодательство РФ не предусматривает ответственности за незаконное применение и использование иностранной рабочей силы. Статья 18.10 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы. За совершение подобного правонарушения работодатель несет ответственность в виде штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Размер штрафов чрезвычайно щадящий (1000-2000 руб.), особенно если учитывать размер доходов, которые получает работодатель, привлекая десятки нелегалов. В этом случае работодателю выгоднее заплатить штраф (если факт использования иностранной рабочей силы будет установлен), чем проходить сложную процедуру получения соответствующих разрешений. Несовершенство формулировки ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ относительно субъектного состава правонарушения приводит к тому, что в судах в отдельных регионах нелегалов вообще не подвергают штрафным санкциям. В этой связи необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство.

Еще по теме Особенности трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации:

  1. Красинский В.В.. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам ограничения прав российских граждан на участие в выборах в связи с наличием иностранного гражданства либо вида на жительство на территории иностранного государства // Современное право.2011. № 6. С. 46-52; www.krasinskiy.ru, 2011
  2. Красинский В.В., Керимов А.Д.. О нейтрализации угроз безопасности, связанных с проникновением на территорию Российской Федерации членов международных террористических организаций и вовлечением российских граждан в террористическую деятельность за рубежом // Конституционное и муниципальное право.2016. № 6. С. 49-56., 2016
  3. Выводы по второй главе «Особенности правосубъектности иностранных юридических лиц при осуществлении внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации»
  4. ГЛАВА 2. Особенности правосубъектности иностранных юридических лиц при осуществлении внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
  • § 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА ЧЕРЕЗ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 4. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  • § 1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
  • § 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
  • § 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
  • § 4. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  • § 5. РАБОТОДАТЕЛИ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  • § 6. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  • § 7. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  • § 10. ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 5. ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА
  • § 1. ПОНЯТИЕ ПРОФСОЮЗОВ, ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПРОФСОЮЗЫ
  • § 2. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФСОЮЗАМИ
  • § 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
  • § 4. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ПРАВ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • ГЛАВА 6. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • § 1. СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ
  • § 2. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ОТНОШЕНИЯ
  • § 3. ОТЛИЧИЕ ТРУДОВОГО ОТНОШЕНИЯ ОТ ДРУГИХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРУДА
  • § 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ
  • § 5. ОТНОШЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЮ ТРУДОМ
  • § 6. ОТНОШЕНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ, ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ
  • § 7. ОТНОШЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ
  • § 9. ОТНОШЕНИЯ ПО МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ
  • § 10. ОТНОШЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ РАБОТНИКОВ
  • § 11. ОТНОШЕНИЯ ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  • § 12. ОТНОШЕНИЯ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
  • § 13. ОТНОШЕНИЯ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
  • § 14. ОТНОШЕНИЯ ПО САМОЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • § 2. ПРИНЦИПЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАЗРАБОТКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ
  • § 3. ОФОРМЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ ВЕДЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
  • § 4. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, ЕГО СТОРОНЫ И СУБЪЕКТЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ
  • § 5. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И СРОКИ ДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
  • § 6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
  • § 7. РОССИЙСКАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • § 8. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЙ
  • § 9. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОГЛАШЕНИЙ
  • § 10. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ
  • § 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • § 2. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН
  • § 3. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНОГО ГРАЖДАНИНА
  • § 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО ГРАЖДАНИНА
  • § 5. ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ
  • § 6. ПОРЯДОК И СРОКИ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ
  • § 7. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
  • § 8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ В СФЕРЕ ТРУДА
  • § 9. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
  • § 10. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
  • § 11. ПОНЯТИЕ МАССОВОГО УВОЛЬНЕНИЯ И ЕГО ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • ГЛАВА 9. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
  • § 1. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СВОБОДНОГО РАСПОРЯЖЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ СВОИМИ СПОСОБНОСТЯМИ К ТРУДУ
  • § 2. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ К ТРУДУ
  • § 3. ОТЛИЧИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ОТ СМЕЖНЫХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ
  • § 4. СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
  • § 5. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
  • § 6. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
  • § 7. НЕДОПУСТИМОСТЬ ДИСКРИМИНАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
  • § 8. ЗАПРЕЩЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА
  • § 9. ВИДЫ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ
  • § 10. СЛУЧАИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СРОЧНЫХ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ
  • § 11. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ С ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ РАБОТНИКОВ
  • § 12. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК
  • § 13. ПОНЯТИЕ ПЕРЕВОДА НА ДРУГУЮ РАБОТУ
  • § 14. ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ НА ДРУГУЮ РАБОТУ
  • § 15. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАБОТНИКОВ
  • § 16. ИЗМЕНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТОРОНАМИ УСЛОВИЙ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
  • § 17. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ СМЕНЕ СОБСТВЕННИКА И РЕОРГАНИЗАЦИИ
  • § 18. ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ
  • § 19. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
  • § 20. РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА
  • § 21. РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ
  • § 22. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, НЕ ЗАВИСЯЩИМ ОТ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ЕГО СТОРОН
  • § 23. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАВИЛ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
  • § 24. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
  • § 25. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕЗАКОННОГО УВОЛЬНЕНИЯ
  • § 26. ТРУДОВАЯ КНИЖКА И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ
  • § 27. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РАБОТНИКА
  • § 28. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА
  • § 29. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОБРАБОТКЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 10. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ
  • § 1. ПОНЯТИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
  • § 2. ВИДЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
  • § 3. РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ПОРЯДОК ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ
  • § 4. УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ЕГО ВИДЫ
  • § 5. ПОРЯДОК УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
  • § 6. РАБОТА ЗА ПРЕДЕЛАМИ УСТАНОВЛЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
  • § 7. НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ
  • § 8. ГИБКИЙ ГРАФИК РАБОТЫ
  • § 9. СМЕННАЯ РАБОТА
  • § 10. РАЗДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ НА ЧАСТИ
  • § 11. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 11. ВРЕМЯ ОТДЫХА
  • § 1. ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
  • § 2. ВИДЫ ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
  • § 3. ПЕРЕРЫВЫ В ТЕЧЕНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ (СМЕНЫ)
  • § 4. ЕЖЕДНЕВНЫЙ (МЕЖДУСМЕННЫЙ) ОТДЫХ
  • § 5. ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ НЕПРЕРЫВНЫЙ ОТДЫХ, ВЫХОДНЫЕ ДНИ
  • § 6. НЕРАБОЧИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
  • § 7. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К РАБОТЕ В ВЫХОДНЫЕ И НЕРАБОЧИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
  • § 8. ПОНЯТИЕ ОТПУСКА, ВИДЫ ОТПУСКОВ
  • § 9. ЕЖЕГОДНЫЕ ОСНОВНЫЕ ОПЛАЧИВАЕМЫЕ ОТПУСКА И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
  • § 10. ЕЖЕГОДНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЛАЧИВАЕМЫЕ ОТПУСКА И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
  • § 11. ПРОДЛЕНИЕ И ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЕЖЕГОДНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА
  • § 12. РАЗДЕЛЕНИЕ ОТПУСКА НА ЧАСТИ, ОТЗЫВ РАБОТНИКА ИЗ ОТПУСКА
  • § 13. ЗАМЕНА ЕЖЕГОДНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИЕЙ
  • § 14. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОТПУСК ПРИ УВОЛЬНЕНИИ
  • § 15. ОТПУСК БЕЗ СОХРАНЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 12. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
  • § 3. СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
  • § 4. ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКА, ПОРЯДОК ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ
  • § 5. ИСЧИСЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
  • § 6. ЭЛЕМЕНТЫ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
  • § 7. НОРМЫ ТРУДА И СДЕЛЬНЫЕ РАСЦЕНКИ, ПОРЯДОК ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ
  • § 8. ОПЛАТА ПРИ ОТКЛОНЕНИИ ОТ УСТАНОВЛЕННЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА
  • § 9. ФОРМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ
  • § 10. ПОРЯДОК И СРОКИ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
  • § 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА ЗАДЕРЖКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
  • § 12. ОГРАНИЧЕНИЕ УДЕРЖАНИЙ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 13. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
  • § 1. ПОНЯТИЕ ГАРАНТИЙ В СФЕРЕ ТРУДА
  • § 3. ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
  • § 5. ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ
  • § 6. ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ ПРИ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПЕРЕВОДЕ, МЕДИЦИНСКОМ ОСМОТРЕ (ОБСЛЕДОВАНИИ) И СДАЧЕ КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ
  • § 7. ГАРАНТИИ ВЫБОРНЫМ РАБОТНИКАМ
  • § 8. ПОНЯТИЕ КОМПЕНСАЦИЙ В СФЕРЕ ТРУДА
  • § 9. КОМПЕНСАЦИИ В СВЯЗИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОТНИКАМИ ИМУЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • § 10. КОМПЕНСАЦИИ ПРИ КОМАНДИРОВКАХ, НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И НА РАБОТУ В ДРУГУЮ МЕСТНОСТЬ
  • § 11. КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, СОВМЕЩАЮЩИМ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 14 ДИСЦИПЛИНА ТРУДА
  • § 1. ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА
  • § 2. ТРУДОВОЙ РАСПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ, ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА
  • § 3. ПООЩРЕНИЯ ЗА ТРУД
  • § 5. ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОСТУПКА
  • § 6. ВИДЫ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
  • § 7. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
  • § 8. СНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • § 1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТОРОН ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
  • § 2. ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО РАБОТНИКУ ЛИШЕНИЕМ ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДИТЬСЯ
  • § 3. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ИМУЩЕСТВУ РАБОТНИКА
  • § 4. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА ЗАДЕРЖКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
  • § 5. КОМПЕНСАЦИЯ РАБОТНИКУ ФИЗИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ СТРАДАНИЙ
  • § 6. ВИДЫ СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ РАБОТНИКАМ ИЛИ ИХ ИЖДИВЕНЦАМ ПРИ ПРИЧИНЕНИИ ВРЕДА ЖИЗНИ ЛИБО ЗДОРОВЬЮ
  • § 7. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКА
  • § 8. СЛУЧАИ ПОЛНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ
  • § 9. КОЛЛЕКТИВНАЯ (БРИГАДНАЯ) МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ УЩЕРБА
  • § 10. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ
  • § 11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО РАБОТНИКОМ УЩЕРБА, ПОРЯДОК ЕГО ВЗЫСКАНИЯ
  • § 12. ОТКАЗ ОТ ВЗЫСКАНИЯ УЩЕРБА, СНИЖЕНИЕ РАЗМЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 16. ОХРАНА ТРУДА
  • § 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
  • § 3. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА
  • § 4. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
  • § 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
  • § 6. СЛУЖБЫ И КОМИТЕТЫ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
  • § 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА
  • § 8. ПРАВИЛА РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 17. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
  • § 1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВ
  • § 3. УЧЕНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР И ЕГО ВИДЫ
  • § 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО ДОГОВОРА
  • § 5. ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ, ПОНЕСЕННЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ В СВЯЗИ С ОБУЧЕНИЕМ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • § 1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
  • § 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • § 4. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ
  • § 5. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ВРЕМЕННЫХ И СЕЗОННЫХ РАБОТНИКОВ
  • § 6. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ
  • § 7. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ У ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • § 8. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАДОМНИКОВ
  • § 10. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА
  • § 11. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
  • § 12. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАБОТУ ЗА ГРАНИЦУ
  • § 13. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • § 14. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ
  • § 15. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 19. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА
  • § 2. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
  • § 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА БЕЗОПАСНЫМ ВЕДЕНИЕМ РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  • § 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ НАДЗОР
  • § 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР
  • § 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • ГЛАВА 20. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
  • § 1. ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ИХ ВИДЫ
  • § 2. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
  • § 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ (КТС)
  • § 4. СРОКИ ОБРАЩЕНИЯ В КОМИССИЮ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ
  • § 5. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ КОМИССИЕЙ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ
  • § 6. ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ КОМИССИЕЙ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ
  • § 7. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ
  • § 8. СРОКИ ОБРАЩЕНИЯ В СУД ЗА РАЗРЕШЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СПОРА
  • § 9. ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОТ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ
  • § 10. ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЙ О ВОССТАНОВЛЕНИИ НА РАБОТЕ И ОБ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
  • § 11. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ О ВОССТАНОВЛЕНИИ НА РАБОТЕ, ОГРАНИЧЕНИЕ ОБРАТНОГО ВЗЫСКАНИЯ СУММ, ПОЛУЧЕННЫХ РАБОТНИКАМИ ПО РЕШЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
  • § 12. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ МИРОВЫМИ СУДЬЯМИ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 21. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
  • § 1. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА
  • § 3. РАССМОТРЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ
  • § 4. РАССМОТРЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА
  • § 5. РАССМОТРЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА ТРУДОВЫМ АРБИТРАЖЕМ
  • § 7. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ЗАБАСТОВКУ
  • § 8. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАБАСТОВКИ
  • § 9. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ ЗАБАСТОВКИ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 22. САМОЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ
  • § 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ САМОЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ
  • § 2. ПОНЯТИЕ САМОЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ
  • § 3. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ (ФОРМЫ) САМОЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ
  • § 4. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ САМОЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ
  • § 5. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ САМОЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ
  • § 6. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ САМОЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ
  • § 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О САМОЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Глава 23. МЕЖДУНАРОДНОЕ И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО
  • § 1. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • § 2. КОНВЕНЦИИ МОТ В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • § 3. РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • § 4. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • § 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

    Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 г. является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные работникам права и свободы, не должны применяться.

    Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение данных законов возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ. К Их числу отнесены:

    1) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в ТК РФ раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме;

    2) Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию со- циально-трудовых отношений;

    3) Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который применяется с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников;

    4) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности;

    5) Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», который должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

    Данный перечень федеральных законов, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального законодательства используются при разрешении трудовых споров, в том числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров.

    В этом случае их следует относить к числу источников трудового права с точки зрения материализации в конкретных отношениях, входящих в предмет этой отрасли. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» также используется при реализации трудовых прав работников. В силу чего отдельные его нормы могут быть признаны источниками трудового права при материализации в отношения, составляющие предмет данной отрасли.

    Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ, например, Указ Президента РФ от 5 октября 2002 г. № 1129 «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации». Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.

    На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом. Ведь отдельные нормы постановлений Правительства РФ, отнесенные к источникам других отраслей права, в силу требований ст. 1, 11 ГПК РФ могут быть применены при регулировании трудовых отношений по аналогии. В связи с чем они материализуются в качестве источника трудового права в конкретные отношения, входящие в предмет данной отрасли. При применении постановлений Правительства РФ при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

    К числу источников трудового права федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты этого органа исполнительной власти не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты органа исполнительной власти в сфере труда, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность названного органа по их изданию и изменению не прекращается. Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.

    К числу источников трудового права относятся обязательные для исполнения инструкции органов государственного надзора и контроля за соблюдением правил охраны труда, в частности, Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору (Ростехнадзора).

    Федеральные органы исполнительной власти также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование тру-

    довых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников, гарантированные в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

    Перечисленные акты, являющиеся источниками трудового права, должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным законам. Подзаконные акты нижестоящего уровня должны соответствовать вышестоящим по юридической силе подзаконным нормативным актам. Нормативные правовые акты федерального уровня, вступающие в противоречие с ТК РФ и федеральными законами, нормативными правовыми актами, вышестоящими по юридической силе, могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ на предмет признания их недействующими. Признание нормативного правового акта недействующим означает утрату им юридической силы с момента вступления решения суда об этом в законную силу. Нельзя не заметить, что нормотворчество федеральных органов исполнительной власти имеет дополнительные ведомственные средства контроля за соблюдением изданных предписаний. Данные предписания далеко не всегда соответствуют требованиям вышестоящего по юридической силе законодательства. Но с точки зрения материализации в конкретные отношения нормы ведомственного нормотворчества имеют приоритет перед вышестоящим по юридической силе законодательством. Существующий судебный контроль призван обеспечить материализацию в конкретных отношениях, составляющих предмет трудового права, предписаний федеральных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Данный контроль имеет и свои особенности, которые связаны с множественностью актов федерального уровня, направленных на регулирование трудовых отношений, и их применением не только исходя из приданной акту юридической силы, но и с точки зрения отражения в его содержании прав и интересов работников. Поэтому не должен признаваться недействующим федеральный нормативный правовой акт, имеющий меньшую юридическую силу, но предоставляющий дополнительные льготы работникам по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Исключением из этого правила могут стать лишь случаи издания акта с превышением полномочий федеральным органом государственной власти.

    § 9. ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РФ

    В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

    В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу чего субъекты РФ вправе осуществлять в пределах имеющихся у них полномочий собственное регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области регламентации отношений по труду проводится на основании ст. 5 и 6 ТК РФ. Субъекты РФ при отсутствии федерального закона по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, вправе осуществлять собственное регулирование. Однако после появления федерального нормативного правового акта субъекты РФ обязаны привести свое законодательство в соответствие с ним. Применительно к трудовым отношениям сказанное означает, что в нормативных правовых актах субъектов РФ

    не допускается умалять трудовые права и свободы, гарантированные на федеральном уровне.

    К числу нормативных правовых актов федерального уровня следует отнести и законодательство СССР, действующее на территории РФ, в части, не противоречащей российскому законодательству. Законодательство бывшего СССР в основном носит отраслевой характер. На территории РФ и после принятия ТК РФ продолжает действовать более 37 тыс. нормативных правовых актов бывшего СССР, направленных на регулирование трудовых отношений. Значительная часть этих актов имеет непосредственное отношение к труду работников нефтяной и газовой промышленности.

    В нормативных правовых актах субъектов РФ не должны появляться нормы, ограничивающие трудовые права работников по сравнению с действующим законодательством бывшего СССР.

    Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование трудовых отношений с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с законодательством федерального уровня. То есть государственные органы субъектов РФ вправе предусматривать в законодательстве предоставление работникам дополнительных льгот по сравнению с федеральными нормативными правовыми актами. При этом субъекты РФ не должны повышать нагрузку на федеральный бюджет. Таким образом, основным направлением правового регулирования трудовых отношений субъектами РФ является издание нормативов, улучшающих положение работников по сравнению с федеральным законодательством, не требующих дополнительного финансирования из федерального бюджета. Лишение субъектов РФ права действовать в этом направлении лишает смысла протекающий на их территории законотворческий процесс.

    В связи с изложенным вызывает удивление определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 13 октября 1998 г., которым отменено решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 16 сентября 1997 г. об удовлетворении иска Султановой к открытому акционерному обществу «Элеваторспецстрой» о взыскании единовременного пособия в связи с гибелью мужа при исполнении трудовых обязанностей. Фабула дела в нем изложена следующим образом. Муж истицы погиб на производстве при исполнении трудовых обязанностей. На основании ст. 38 Закона Республики Башкортостан «Об охране труда в Республике Башкортостан» истица обратилась в суд с иском о взыскании с ответчика единовременного пособия в размере средней заработной платы погибшего за 10 лет, то есть за 120 месяцев. В данном случае в Законе субъекта РФ предусмотрена выплата единовременного пособия в большем размере, чем в федеральном законодательстве. В федеральном законодательстве размер этого пособия установлен применительно к минимальной заработной плате за пять лет, то есть 60 месяцев. Очевидно, что положение членов семьи погибшего работника в Законе Республики Башкортостан улучшается в сравнении с федеральном законодательством. Причем возникают отношения по возмещению вреда, причиненного жизни работника в процессе трудовой деятельности. В соответствии со ст. 1 ТК РФ отношения по материальной ответственности входят в предмет трудового права. В связи с изложенным районный суд на основании ст. 38 Закона «Об охране труда в Республике Башкортостан» вы-

    нес решение о взыскании с ответчика в пользу истицы среднего заработка погибшего за 10 лет. При отмене данного решения Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ сделала ссылку на то, что ст. 38 Закона Республики Башкортостан фактически регулируются гражданские отношения. В ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации. По этой причине коллегия сочла возможным вынести новое решение на основании норм федерального законодательства, исключив из правоприменительной деятельности Закон субъекта РФ, устанавливающий более льготные условия возмещения материального ущерба в связи с гибелью работника. Не вызывает сомнений, что установление большего размера единовременного пособия при гибели работника относится к числу мер, повышающих экономическую заинтересованность работодателей в обеспечении безопасных условий труда. В связи с чем вполне логично установление в Законе субъекта РФ большего размера материальной ответственности, чем предусмотрено в федеральном законодательстве. Очевидно, что возникшие отношения по возмещению материального ущерба вытекают из трудовых отношений. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому субъекты РФ вправе осуществлять собственное регулирование рассматриваемых отношений, в том числе и путем возложения на работодателей обязанности по выплате единовременного пособия. Кстати, данное обстоятельство фактически признано и Судебной коллегией по гражданским делам. В частности, в определении коллегии указано на то, что размер единовременного пособия мог быть повышен по соглашению сторон, а также на основании коллективного договора или соглашения. Соглашения и коллективные договоры относятся к числу источников трудового права. Из чего следует, что в определении признается наличие отношений, входящих в предмет трудового права, которые могут быть урегулированы соглашениями и коллективными договорами. Таким образом, вывод Судебной коллегии об отнесении возникших отношений к предмету гражданского права противоречит ссылке на возможность их регламентации источниками трудового права. Более того, в рассматриваемом случае Судебная коллегия ВС РФ превысила свои полномочия. Ведь в ее определении фактически признается неконституционной ст. 38 Закона «Об охране труда в Республике Башкортостан». Тогда как в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» к компетенции КС РФ отнесена проверка конституционности нормативных правовых актов субъектов РФ. Аналогичное определение вынесено ВС РФ и по отношению к Закону «Об охране труда в Республике Карелия». В связи с изложенным у заинтересованных лиц имеется право на обращение в КС РФ на предмет признания соответствующими Конституции РФ законов субъектов РФ, регулирующих трудовые отношения в более льготном для работников порядке, чем федеральное законодательство. Признание указанных законов соответствующими Конституции РФ служит основанием для пересмотра вынесенных ВС РФ решений.

    Таким образом, субъекты РФ не лишены возможности создавать нормы права, улучшающие положение работников по сравнению с федеральным законодательством. Хотя в нормативных правовых актах субъектов РФ встречаются и нормы,

    ущемляющие права и свободы человека и гражданина в сфере труда, гарантированные на федеральном уровне.

    В частности, отдельные нормативные правовые акты субъектов РФ обусловливают реализацию трудовых прав наличием регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта РФ. Такие акты принимались в Краснодарском крае, Москве, других субъектах РФ. Принятие подобных законов противоречит ст. 19, 55 Конституции РФ, ст. 3, 64 ТК РФ, Постановлению КС РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П по делу о проверке конституционности п. 10, 12, 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, Постановлению КС РФ от 15 января 1998 г. № 2-П о проверке конституционности положений ч. 1 и 3 ст. 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Аванова А. Я., определению КС РФ от 1 марта 2001 г. № 40-О. В связи с изложенным подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ, ухудшающие положение работников по сравнению с федеральным законодательством, могут быть обжалованы в суд соответствующего субъекта РФ, который обязан признать подобные акты недействующими. Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав и свобод человека и гражданина в сфере труда является их предоставление в зависимости от наличия регистрации по месту жительства. На основании перечисленных норм федерального законодательства акты, имеющие в своем содержании подобные положения, также должны признаваться недействующими. Субъекты РФ осуществляют регламентацию трудовых отношений путем издания законов и подзаконных актов. Естественно, законы имеют приоритет перед подзаконными актами. В связи с чем подзаконные акты не могут отменять льготы, предусмотренные законом субъекта РФ.

    В соответствии со ст. 5 ТК РФ законы субъектов РФ должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным законам, они имеют приоритетное значение на соответствующей территории перед подзаконными актами федерального уровня. Тогда как подзаконные акты субъектов РФ должны соответствовать как федеральным законам, так и подзаконным актам федерального уровня.

    Конституция РФ, ТК РФ не предусматривают издание кодифицированных актов субъектами РФ. В настоящее время действует Трудовой кодекс Республики Башкортостан. По форме акта, регламентирующего трудовые отношения на территории Республики Башкортостан, можно сделать вывод, что он принят вопреки правилам перечисленных нормативных правовых актов федерального уровня. В связи с этим форма нормативного правового акта о труде Республики Башкортостан должна быть приведена в соответствие с федеральным законодательством. Вполне допустимо применение Закона «О регулировании трудовых отношений на территории Республики Башкортостан». Содержание данного Закона должно соответствовать федеральным законам. В тех случаях, когда нормативный правовой акт субъекта РФ вступает в противоречие с федеральным законодательством, он может быть признан недействующим судом этого субъекта РФ. Соответствие этих актов Конституции РФ проверяется КС РФ.

    § 10. РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ И ВЕРХОВНОГО СУДА РФ В РЕГУЛИРОВАНИИ

    ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

    В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» КС РФ не только разрешает дела о проверке конституционности нормативных правовых актов различного уровня, но и дает обязательные для исполнения толкования Конституции РФ. В ст. 79 данного Федерального конституционного закона говорится о том, что отдельные нормативные правовые акты или их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента вынесения соответствующего решения КС РФ. Причем орган, издавший такой акт, не может придать ему юридическую силу путем повторного принятия. Таким образом, КС РФ, давая обязательные для исполнения толкования Конституции РФ, фактически издает новые правила поведения. К компетенции КС РФ отнесено и признание нормативных правовых актов неконституционными, что влечет утрату этими актами юридической силы. Данные полномочия позволяют сделать вывод о выполнении КС РФ не только правоприменительной, но и правотворческой функции.

    В соответствии со ст. 56 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» Пленум ВС РФ вправе давать руководящие разъяснения, обязательные для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Таким образом, в названном Законе закреплена обязанность всех правоприменителей, в том числе и работодателей, исполнять постановления Пленума ВС РФ. Принимая постановления, Пленум ВС РФ не только толкует законодательство, но и восполняет пробелы в правовом регулировании, то есть создает новые правила поведения.

    В ст. 126 Конституции РФ также предусмотрено право ВС РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики.

    В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что акты КС РФ и постановления Пленума ВС РФ после официального опубликования становятся источниками права, так как в них появляются новые правила поведения. Сказанное позволяет отнести данные акты к числу источников трудового права.

    В п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» дано понятие нормативного правового акта, под которым понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

    Из данного определения вытекают следующие юридически значимые обстоятельства, позволяющие признать акт нормативным и правовым:

    1) издание в установленном порядке полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;

    2) установление правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц;

    3) издание акта для неоднократного применения;

    4) действие акта независимо от возникновения или прекращения правоотношений, возникающих по предусмотренным в нем основаниям.

    Акты КС РФ и ВС РФ позволяют говорить о доказанности перечисленных юридически значимых обстоятельств, что служит основанием для их включения в число источников трудового права.

    В свою очередь индивидуальный акт устанавливает, изменяет или отменяет права

    и обязанности конкретных лиц. В понятие индивидуального акта входят следующие юридически значимые обстоятельства:

    1) издание в отношении конкретных лиц;

    2) прекращение действия акта после установления, изменения или отмены прав и обязанностей указанных лиц.

    Постановления и определения КС РФ, исходя из доказанности перечисленных юридически значимых обстоятельств, не могут быть отнесены к индивидуальным актам. Такой вывод напрашивается в связи с тем, что они рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. В связи с чем при возникновении аналогичных ситуаций КС РФ не выносит новое постановление, а применяет к возникшим отношениям положения вынесенных им актов. Следовательно, постановления и определения КС РФ являются нормативным правовым, а не индивидуальным актом, влекущим лишь изменение, установление или отмену прав и обязанностей конкретных лиц.

    Постановления Пленума ВС РФ также не могут быть отнесены к числу индивидуальных актов, поскольку они рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц, в них даны обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения.

    Однако не только постановления Пленума ВС РФ отвечают критериям нормативного правового акта. В гл. 24 ГПК РФ регламентировано производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части. Вынесение решения судом общей юрисдикции о признании нормативного правового акта недействующим означает, что он утратил силу. Поэтому при возникновении аналогичных ситуаций, связанных с применением отмененного судом общей юрисдикции нормативного правового акта, будет применяться судебное решение.

    В данном решении в результате толкования норм права могут появляться новые правила поведения, которые рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Такие решения не прекращают свое действие в связи с установлением, изменением или отменой прав и обязанностей конкретных лиц. В силу чего они отвечают критериям нормативного правового акта.

    К числу решений ВС РФ, являющихся источником трудового права, следует отнести решение от 29 августа 2001 г., которым в результате толкования норм законодательства создано правило о необходимости выплаты ежемесячной надбавки военнослужащим, имеющим право на получение пенсии за выслугу лет. Данное

    решение, как и другие нормативные правовые акты, опубликовано для прямого применения в «Российской газете» 16 января 2002 г. После чего судья ВС РФ отказался рассматривать аналогичное дело, сославшись на вынесенное решение, которое таким образом может быть применено к неопределенному кругу лиц.

    Попутно заметим, что даже государства, проповедывающие так называемую нормативистскую теорию права, не отрекаются от судебной практики как источника права. В частности, в странах романо-германской правовой семьи судьи хотя и подчинены закону, но судебная практика в этих странах все равно признается источником права, в том числе и трудового. Например, в Германии решения Федерального трудового суда отнесены к числу источников трудового права. Во Франции источником права признаются решения не любого суда, а лишь суда высшей инстанции, каковым является Кассационный суд. Таким образом, и международный опыт регулирования трудовых отношений показывает, что судебную практику следует рассматривать в качестве источника трудового права.

    Для регулирования трудовых отношений сохраняет актуальность Постановление КС РФ по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которым признано неконституционным ограничение в возрасте в 70 лет для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях.

    Сохраняет свое значение для регулирования трудовых отношений Постановление КС РФ по делу о проверке конституционности ст. 12 Закона СССР от 20 мая 1991 г.

    № 2179-1 «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава РФ. Данное Постановление запрещает ограничивать право работников на забастовку без соблюдения требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ по основаниям одной лишь принадлежности к определенной отрасли экономики.

    № 3-П о проверке конституционности п. 2 ст. 278, ст. 279 ТК РФ, Постановление КС РФ от 24 мая 2007 г. № 7-П о проверке конституционности абз. 4 ч. 12 ст. 230 ТК РФ.

    Очевидно, что дать исчерпывающим образом перечень постановлений и определений КС РФ, которые могут быть применены при регулировании трудовых отношений, невозможно. Данные постановления, в частности, могут быть применены к трудовым отношениям по аналогии.

    При регулировании трудовых отношений применяется Постановление ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2, в п. 39 которого предусмотрены дополнительные по сравнению со ст. 379 ТК РФ формы (способы) самозащиты трудовых прав. В частности, работнику предоставлено право самостоятельно использовать дни отдыха, предоставление которых не зависит от усмотрения работодателя, например время отпуска в связи с обучением. Данное правило может быть использовано работником организации любой формы собственности и хозяйствования. К трудовым отношениям также применимо постановление Пленума ВС РФ от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность


    Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

    Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

    Продолжает действовать Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.

    И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников.

    К числу источников трудового права относится Федеральный закон "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников.

    Источником трудового права остается и Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", который дополняет положения ТК РФ.

    Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров.

    К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

    Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.

    Источником трудового права является и Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

    К числу источников трудового права следует отнести и отдельные нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона "Об образовании" от 13 января 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 21 июня 2002 года, Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 14 июля 2001 года.

    Данный перечень федеральных законов, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального законодательства используются при разрешении трудовых споров, в том числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров. В этом случае их следует относить к числу источников трудового права с точки зрения материализации в конкретных отношениях, входящих в предмет этой отрасли.

    Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) также используется при реализации трудовых прав работников. В силу чего отдельные его нормы могут быть признаны источниками трудового права при материализации в отношения, составляющие предмет данной отрасли.

    Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации" от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.

    На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом. Ведь отдельные нормы постановлений Правительства РФ, отнесенные к источникам других отраслей права, в силу требований ст. ст. 1, 11 ГПК могут быть применены при регулировании трудовых отношений по аналогии. В связи с чем они материализуются в качестве источника трудового права в конкретные отношения, входящие в предмет данной отрасли. При применении постановлений Правительства РФ при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

    К числу источников трудового права федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития РФ (Минтруда РФ), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты Минтруда РФ, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность Минтруда РФ по их изданию и изменению не прекращается. Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.

    К числу источников трудового права относятся обязательные для исполнения инструкции органов государственного контроля за соблюдением правил охраны труда, в частности, Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госсанэпидемнадзора.

    Федеральные министерства и ведомства также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

    Перечисленные акты, являющиеся источниками трудового права, должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным законам. Подзаконные акты нижестоящего уровня должны соответствовать вышестоящим по юридической силе подзаконным нормативным актам. Нормативные правовые акты федерального уровня, вступающие в противоречие с ТК РФ и федеральными законами, нормативными правовыми актами, вышестоящими по юридической силе, могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ на предмет признания их недействующими. Признание нормативного правового акта недействующим означает утрату им юридической силы с момента вступления решения суда об этом в законную силу. Нельзя не заметить, что нормотворчество федеральных министерств и ведомств имеет дополнительные ведомственные средства контроля за соблюдением изданных предписаний. Данные предписания далеко не всегда соответствуют требованиям вышестоящего по юридической силе законодательства. Но с точки зрения материализации в конкретные отношения нормы ведомственного нормотворчества имеют приоритет перед вышестоящим по юридической силе законодательством. Существующий судебный контроль призван обеспечить материализацию в конкретных отношениях, составляющих предмет трудового права, предписаний федеральных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Данный контроль имеет и свои особенности, которые связаны с множественностью актов федерального уровня, направленных на регулирование трудовых отношений, и их применением не только исходя из приданной акту юридической силы, но и с точки зрения отражения в его содержании прав и интересов работников. Поэтому не должен признаваться недействующим федеральный нормативный правовой акт, имеющий меньшую юридическую силу, но предоставляющий дополнительные льготы работникам по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Исключением из этого правила могут стать лишь случаи издания акта с превышением полномочий федеральным органом государственной власти.

    Трудовая деятельность иностранного гражданина или лица без гражданства - это работа указанных лиц в РФ на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

    Иностранные граждане и лица без гражданства, как и другие работники, пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 18 июля 2006 г.). Привлекать к труду иностранных граждан и лиц без гражданства согласно настоящему Закону могут работодатели (физические или юридические лица), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и лиц без гражданства и использующие труд иностранных работников и лиц без гражданства на основании заключенных с ними трудовых договоров. Помимо российских работодателей, в качестве работодателя может выступать также и иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

    В соответствии с п. 5 ст. 6 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль их использования осуществляются Федеральной миграционной службой РФ по предложениям органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения.

    Для получения разрешения работодатель представляет в Федеральную миграционную службу РФ:

    1) заявление;

    2) предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;

    3) проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства РФ с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями РФ с зарубежными странами (п. 5 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (утв. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146) (с изм. и доп. от 5 октября 2002 г.)).

    Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Но следует отметить, что этот порядок не распространяется на иностранных граждан:

    1) постоянно проживающих в РФ;

    2) временно проживающих в РФ;

    3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

    4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

    5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

    6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

    7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

    8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях) (п. 4 ст. 13 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ").

    После получения разрешения между работодателем и иностранным гражданином заключается срочный трудовой договор, который выглядит следующим образом:

    Трудовой договор

    "__" __________ 200__ г.

    Фирма "______________________________________________", именуемая в дальнейшем

    "Работодатель", в лице _______________________________________, с одной стороны, и

    Гражданин ____________________________________, именуемый в дальнейшем "Работник",

    С другой стороны, заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:

    1. Предмет и срок действия трудового договора.

    2. Условия материального вознаграждения работника.

    3. Обязанности сторон.

    4. Права сторон.

    5. Ответственность сторон.

    6. Разрешение споров, изменение и расторжение трудового договора.

    7. Другие условия.

    1. Предмет и срок действия трудового договора

    1. В соответствии с письменным заявлением Работника Работодатель принимает его на работу в качестве ________________________________.

    2. Работник обязуется выполнять все работы, обусловливаемые должностью, на которую он назначен, а также трудовыми обязанностями и конкретными заданиями (поручениями), устанавливаемыми в устной или письменной форме администрацией стройки.

    3. Срок действия настоящего трудового договора устанавливается с "___" __________ 200__ г. по "___" __________ 200__ г. включительно.

    2. Условия материального вознаграждения работника

    4. Работодатель устанавливает Работнику месячный должностной оклад в сумме (в рублях), эквивалентной __________ долларам США по курсу Центрального банка Российской Федерации на день начисления заработной платы.

    Установленный месячный должностной оклад может быть увеличен либо уменьшен в зависимости от результатов работы Работника и финансовых возможностей Работодателя.

    5. За высококачественное выполнение Работником своих должностных обязанностей, а также за выполнение особо важных и срочных работ Работодатель может устанавливать Работнику надбавку.

    6. За выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника, а также за увеличение объема выполняемых работ Работодатель может установить Работнику доплату.

    7. В зависимости от финансовых результатов деятельности Работодателя Работник может быть премирован, а также получить материальную помощь.

    8. Работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью _______ календарных дней.

    3. Обязанности сторон

    9. Работодатель обязуется:

    А) соблюдать действующее российское трудовое законодательство (в том числе в части соблюдения правил охраны труда);

    Б) выполнять условия материального вознаграждения Работника;

    В) осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования Работника;

    Г) обеспечивать гарантированный законом минимальный размер оплаты труда и безопасные условия труда;

    Д) создавать жилищные условия, соответствующие требованиям санитарных норм;

    Е) создавать необходимые условия для повышения квалификации Работника;

    Ж) исполнять другие обязанности, обусловливаемые действующим российским законодательством.

    10. Работник обязуется:

    А) строго выполнять договорные обязательства;

    Б) строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, а также положения по технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности;

    В) постоянно повышать свою квалификацию;

    Г) не разглашать сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну Работодателя;

    Д) исполнять другие обязанности, обусловливаемые действующим законодательством и настоящим трудовым договором.

    4. Права сторон

    11. Работник вправе:

    А) вносить предложения, направленные на повышение эффективности деятельности фирмы;

    Б) пользоваться другими правами, обусловленными действующим трудовым законодательством.

    12. Работодатель вправе:

    А) устанавливать для Работника правила внутреннего трудового распорядка;

    Б) требовать от Работника строгого соблюдения трудовой дисциплины;

    В) применять к Работнику в соответствии с действующим законодательством меры дисциплинарного воздействия;

    Г) устанавливать состав и перечень сведений о деятельности Работодателя, составляющих служебную и коммерческую тайну, а также меры их защиты и ответственность (в том числе материальную) за их разглашение;

    Д) пользоваться другими правами, обусловленными действующим трудовым законодательством.

    5. Ответственность сторон

    13. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником обязательств, вытекающих из настоящего договора, он обязан возместить Работодателю причиненные таким неисполнением или ненадлежащим неисполнением убытки в соответствии с действующим законодательством.

    14. В случае нарушения своих обязательств Работодатель возмещает ущерб Работнику в порядке, установленном действующим законодательством.

    6. Разрешение споров, изменение и расторжение

    Трудового договора

    15. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего трудового договора или в связи с ним, будут по возможности решаться путем переговоров между сторонами.

    16. Трудовой договор может быть изменен или расторгнут по взаимному соглашению сторон. Одной из сторон настоящий трудовой договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

    7. Другие условия

    17. Настоящий трудовой договор составлен в двух экземплярах (по одному для каждой стороны) и вступает в силу с момента издания администрацией приказа о назначении работника на должность, указанную в п. 1.

    Адреса, телефоны и другие данные сторон:

    Работодателя Работника

    _____________________________ ______________________________

    _____________________________ ______________________________

    _____________________________ ______________________________

    Подписи сторон

    Работодатель Работник

    _____________________________ ______________________________

    21.16. Особенности регулирования труда

    Н.А. Алимова
    Большой справочник кадровика

    Выбор редакции
    После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

    Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

    1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

    Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
    Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
    Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
    Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
    Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
    Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...