Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности


Таблица 3

Аудиторские стандарты

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качеств аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 подразделяются на:

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными дли аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения, аудитор­ские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В настоящее время в РФ действуют 23 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности. Перечень стандартов и нормативных актов, которыми они утверждены, представлен в табл. 3.

Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений Правило (стандарт) № 22.Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника Правило (стандарт) № 23.Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

До принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ аудиторы руководствовались 38 правилами (стандартами), которые были созданы на протяжении 1996 - 2000 гг. и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской «Федерации. В настоящее время при проведении ауди­торских проверок возможно применение некоторых из этих стандартов, если они не имеют аналогов среди указанных федеральных правил (стандартов ). На это указывает п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Внутренние стандарты аудиторских организаций и ин­дивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

а) соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);

б) уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

в) использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

г) увеличению объема выполняемых аудиторских

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать по следующим направлениям работы:

Структура фирмы, технология организации, выпол­няемые функции и другие особенности ее функ­ционирования;

Расшифровывание, дополнение и уточнение поло­жений российских правил (стандартов);

Методики проведения аудиторских проверок по раз­делам и счетам бухгалтерского учета;

Организация сопутствующих аудиту услуг;

Образование и переподготовка кадров.

Международные аудиторские стандарты , разработан­ные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяют­ся на следующие 10 групп: вводные замечания, ответ­ственность, планирование, внутренний контроль, ауди­торские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализи­рованные области, задания, положения по международ­ной практике аудита.

Международные стандарты аудита разрабатывает Комитет по Международной аудиторской практике, являющийся постоянным комитетом Совета Международной Федера­ции Бухгалтеров, в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в СМФБ представ­лена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные стандарты аудита (МСА) стали вы­пускаться в 70-е гг. XX в. и часто претерпевали изме­нения. В настоящее время они имеют трехзначную ну­мерацию. Ежегодно в МСА вносятся изменения, хотя и незначительного характера.

Для регулирования аудита МСА используют 153 про­фессиональных ассоциации из 113 стран. Некоторые страны официально приняли МСА в качестве нацио­нальных стандартов. Большинство стран, в том числе Россия, применяют МСА как методологическую основу создания национальных стандартов. Подобный подход обеспечивает учет мирового опыта аудиторской деятельности, сопоставимость результатов аудита, выполненно­го в различных странах, способствует повышению качества аудиторской деятельности и профессионального уровня аудиторов.

МСА действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут применяться при оказании сопутствующих аудиту услуг.

В то же время МСА не превалируют над национальными. Помимо общих МСА существуют и специ­альные - стандарты и нормы прогнозов, планов, этики т.д.

Аудиторские стандарты — это единые требования (общие нормы) к ведению аудиторской деятельности любого вида. Они определяют принципы, порядок, приемы, мероприятия, критерии и другие особенности ведения аудита.

Аудиторские стандарты в зависимости от органа, их утвердившего, можно разбить на 3 группы:

  • международные;
  • федеральные;
  • внутрифирменные.
  • на общие (принципы, цели, ответственность);
  • рабочие (порядок проведения аудита, формирование отчетности).

В настоящее время происходит интеграция в международное аудиторское право, и все аудиторы и аудиторские организации должны ориентироваться на нормы международных стандартов аудита (постановление Правительства «О признании…» от 11.06.2015 № 576).

Аудиторские стандарты вправе разрабатывать СРО аудиторов и сами аудиторские организации.

Таким образом, аудиторские стандарты имеют свою иерархию, определяют дисциплину ведения аудита и являются обязательными для исполнения.

Кто утверждает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Ранее к числу важнейших подзаконных актов в этой сфере относились федеральные правила-стандарты аудиторской деятельности (ФПСАД), которые включают в себя:

Кроме того, действовали ПСАД, одобренные ныне упраздненной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (далее — Комиссия).

Подробнее о них читайте ниже.

Постановления Правительства РФ об утверждении ФПСАД

ФПСАД — это 34 правила ведения аудита. Все они перечислены в постановлении Правительства от 23.06.2002 № 696. Приказами Минфина РФ от 09.11.2016 № 207-н и от 24.10.2016 № 192н утверждено 48 Международных стандартов аудита.

Рассмотрим некоторые из ФПСАД:

ФПСАД №1 (аналог — МСА 200). В этом стандарте указывается общая цель для аудита любого вида — это выражение экспертного мнения об отчетности аудируемого лица на предмет его достоверности и соответствия действующему законодательству.

Также перечисляются этические принципы аудитора, даются определения понятиям «объем аудита» и «разумная уверенность». Уточняется, кто какую несет ответственность в рамках аудиторских отношений.

ФПСАД № 2 (аналог — МСА 230). Это правило касается составления документов в процессе аудита, а именно их формы и содержания.

ФПСАД № 3 (аналог — МСА 300). Согласно этому правилу планирование позволяет сосредоточить внимание аудитора на наиболее важных областях аудита, выявить возможные проблемы, эффективно распределять и координировать работу всех участников аудита. Даются рекомендации по составлению плана аудита.

ФПСАД № 7 (нет аналога в МСА). В этом федеральном правиле даются определения лицам, участвующим в аудите, их права и обязанности, принципы взаимодействия и порядок проведения мониторинга.

ФПСАД № 16 (аналог — МСА 530 и др.). Аудиторская выборка — это выбор аудитором по своему усмотрению документов из группы однотипных для формирования мнения.

Указанный стандарт содержит информацию о рисках, связанных с аудиторской выборкой, о статистической и нестатистической выборке, формировании аудиторских доказательств и т. д.

ФПСАД № 28 (аналог — МСА 600 и др.). Аудируемое лицо может обратиться за услугами сразу к нескольким аудиторам. Порядок их взаимодействия, использования результатов работы и формирования аудиторского заключения определяется аудиторским стандартом № 28.

В целом МСА регулируют деятельность аудитора в несколько иной плоскости, поэтому в неурегулированной части, вероятно, будет сохранено действие ФСПАД. По крайней мере одновременно с введением МСА не отменен ни один из ранее принятых стандартов.

ФСАД, утвержденные Минфином России

Минфин РФ приказами от 20.05.2010 № 46н, от 17.08.2010 № 90н и от 16.08.2011 № 99н утвердил 8 ФСАД. Весь список представлен ниже.

Первые 3 ФСАД касаются содержания и оформления аудиторского заключения (аналог — МСА 700 и др.). При этом в первом рассматривается стандартное аудиторское заключение, а во втором — модифицированное.

Третий ФСАД предусмотрен на случаи, когда аудитор считает необходимым привлечь внимание аудируемого лица к отдельным моментам в его бухотчетности, указывая их в дополнительной части аудиторского заключения.

Вместо ФСАД № 4 действовало положение «О принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторов», утвержденное приказом Минфина от 18.12.2015 № 203н.

ФСАД № 5 и 6 регулируют ситуации, при которых аудируемое лицо искажает данные своей отчетности или совершает иные обманные действия (аналог — МСА 265).

Стандартные требования к аудиторским доказательствам и аудиторской отчетности изложены в ФСАД № 7, 8, 9.

ПСАД, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

Хотя формально ПСАД, одобренные Комиссией, не являются федеральными, они действуют на всех российских аудиторов.

Согласно п. X протокола Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ от 11.07.2011 № 1 аудиторам и аудиторским организациям рекомендуется ориентироваться на правила проведения проверки прогнозной информации и разработки внутренних стандартов аудиторами и аудиторскими организациями. Они одобрены протоколами от 20.08.1999 № 5 и от 20.10.1999 № 6.

Кроме того, действует одобренное Комиссией правило, направленное на урегулирование сопутствующих аудиту услуг (протокол от 18.03.1999 № 2).

Таким образом, свод стандартных нормативных требований к проведению и оформлению аудита называют федеральными правилами-стандартами аудиторской деятельности . Они включают в себя стандарты, утвержденные Правительством РФ, Минфином России, и правила аудиторской деятельности , одобренные Комиссией. С 01.01.2017 приоритетом пользуются международные стандарты аудиторской деятельности. Иные стандарты, даже если не будут отменены или пересмотрены, могут применяться лишь в части, не противоречащей МСА.

1. Разработчиком федерального стандарта (далее - разработчик) может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

2. Уведомление о разработке федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

(см. текст в предыдущей редакции )

3. Не позднее 10 рабочих дней после дня размещения на официальном сайте разработчика в сети "Интернет" уведомления о разработке федерального стандарта разработчик размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет". Проект федерального стандарта, размещенный на официальном сайте разработчика в сети "Интернет", должен быть доступен для ознакомления без взимания платы. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта федерального стандарта на бумажном носителе. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии на бумажном носителе, не может превышать затраты на ее изготовление и пересылку. Плата за предоставление указанной копии органам государственного регулирования бухгалтерского учета и субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета не взимается.

(см. текст в предыдущей редакции )

4. Со дня размещения проекта федерального стандарта на официальном сайте разработчика в сети "Интернет" разработчик проводит публичное обсуждение проекта федерального стандарта. Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев со дня размещения указанного проекта на официальном сайте разработчика в сети "Интернет". Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в сети "Интернет".

(см. текст в предыдущей редакции )

5. В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:

1) принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме;

2) проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;

3) составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;

4) дорабатывает проект федерального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.

6. Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения федерального стандарта и представлять их в уполномоченный федеральный орган по его запросу.

7. Доработанный проект федерального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц разработчик размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 10 рабочих дней со дня размещения на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в сети "Интернет" уведомления о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта. Указанные документы, размещенные на официальном сайте разработчика в сети "Интернет", должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

(см. текст в предыдущей редакции )

(см. текст в предыдущей редакции )

9. Доработанный проект федерального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, который организует экспертизу этого проекта.

10. Совет по стандартам бухгалтерского учета готовит в срок не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта федерального стандарта мотивированное предложение о принятии такого проекта к утверждению или об отклонении его на основании указанных в части 9 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы. Такое предложение вместе с указанными в части 9 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в уполномоченный федеральный орган.

11. Уполномоченный федеральный орган на основании документов, представленных советом по стандартам бухгалтерского учета, в срок не более одного месяца принимает проект федерального стандарта к утверждению или отклоняет его. Проект федерального стандарта, принятый к утверждению, в установленном порядке подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом.

Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...

12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....