Функции местного самоуправления. Функции органов местного самоуправления


1. Судебная защита местного самоуправления по инициативе органов местного самоуправления возможна …
только в судах общей юрисдикции
только в Конституционном суде России
в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, судах общей юрисдикции
в Конституционном суде России, судах общей юрисдикции

2. Принцип местного самоуправления – это …
основополагающая идея, начало, которая лежит в основе организации и осуществления местного самоуправления
основное направление муниципальной деятельности
совокупность организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления
голосование граждан по вопросам местного значения

3. Подчиненность одного муниципального образования другому в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении …
решается по законодательству субъектов Российской Федерации
допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законодательством
допускается
не допускается

4. Под функциями местного самоуправления понимаются …
основные направления муниципальной деятельности
условия для удовлетворения потребностей населения
формы и средства развития территории муниципального образования

5. Под местным самоуправлением понимается …
самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения
деятельность исходя из интересов населения и иных местных традиций по обеспечению комплексного развития территории муниципального образования
самостоятельное решение населением вопросов местного значения, определяемых на местном референдуме
деятельность по управлению муниципальной собственностью, принятию и исполнению местного бюджета

6. Деление функций местного самоуправления на собственные и делегированные произведено по критерию …
обязательности выполнения задач
вида решаемых в ходе этой деятельности вопросов
принадлежности к сферам общественной жизни
типа поселений, в которых создано муниципальное образование

7. Система гарантий местного самоуправления включает … гарантии.
основные и дополнительные
экономические, политические, духовные, юридические
общие и специальные
общие, специальные и факультативные

8. Принцип самостоятельности местного самоуправления гарантируется …
Конституцией России
уставами муниципальных образований
главами субъектов Российской Федерации
Президентом России

9. Гарантии местного самоуправления – это…
основные направления деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и выполнению отдельных государственных полномочий
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством России в распоряжение органов местного самоуправления
совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию права местного населения на осуществление местного самоуправления, его защиту
совокупность прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения и закрепляемых в уставе муниципального образования в соответствии с Конституцией России, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации

10. Нормативный правовой акт, изданный органами местного самоуправления, и несоответствующий федеральному законодательству …
подлежит отмене по решению суда или изменению принявшим его органом
может быть отменен Конституционным судом России
должен быть изменен принявшим его органом
подлежит отмене только по решению суда

11. Наличие выборного органа местного самоуправления в муниципальном образовании …
является обязательным, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством
может быть предусмотрено в уставе муниципального образования
является обязательным
является обязательным, в случаях, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации

12. Сущность местного самоуправления состоит в …
поддержании жизнедеятельности муниципального образования
распределении социальных благ
наличии права населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения
осуществлении функций местного самоуправления

13. Права граждан России на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены на отдельных территориях в …
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации
случаях, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении
целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства
случаях, когда численность населения или его части менее установленной законом величины

14. Функция местного самоуправления
проведение технического осмотра транспортных средств
ведение международных переговоров
утверждение государственных программ поддержки предпринимательства
установление наименований остановочных пунктов общественного транспорта

15. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления вызвано …
многонациональным составом жителей муниципальных образований
местными историческими, культурными и иными обычаями и традициями
соответствующими нормативными предписаниями федеральных органов государственной власти
различиями в экономическом развитии городских и сельских поселений

16. При осуществлении функций местного самоуправления не могут быть удовлетворены потребности населения в …
жизненно важных для населения услугах
коммунально-бытовом обслуживании
обеспечении одинаково низких цен на продукты
социально-культурном обслуживании

17. Обеспечению прав граждан на осуществление местного самоуправления более всего способствует …
активное участие местного населения в политической борьбе
охрана общественного порядка
обширная сеть социально-культурных учреждений
наличие условий для проявления всех форм демократии

18. Глава муниципального образования может быть назначен органом государственной власти.
нет
да, если это предусмотрено уставом муниципального образования
да
да, если это предусмотрено законами субъектов Российской Федерации

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельностью. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Выделяют социально-целевые функции управления (основные направления, цели и содержание конкретной управленческой деятельности) и социально-организационные (процессуальные, действия организационного и исполнительно-распорядительного характера, совокупность которых составляет управленческий процесс). Местное самоуправление самостоятельно решает все вопросы местного значения, оптимально сочетая местные и общегосударственные интересы для достижения наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц. Являясь частью демократической системы управления обществом и государством, оно путем самостоятельного решения вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуют социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущее)16 .

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие социально-целевые функции управления, основанные на принципах демократии и децентрализации власти:

  • 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные образования полномочны принимать и вносить изменения в свои уставы, контролировать их соблюдение; определять формы, порядок и гарантии непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения; образовывать выборные и иные органы местного самоуправления, определять их структуру и полномочия; проводить выборы депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления; определять условия и порядок организации муниципальной службы;
  • 2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственность, порядок и условия ее приватизации; утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении, образуют целевые внебюджетные фонды; устанавливают местные налоги и сборы; разрабатывают планы и программы развития муниципального образования и утверждают отчеты об их исполнении; принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; контролируют деятельность иных органов местного самоуправления и должностных лиц в соответствии с уставом муниципального образования. Иные органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют оперативное, текущее управление муниципальной собственностью и местными финансами. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, совершать с муниципальным имуществом иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. Они обеспечивают исполнение местного бюджета, управляют средствами муниципальных внебюджетных фондов. Местное население или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования вопросов местного значения, местное население, кроме того, может определять на референдуме порядок и условия приватизации муниципальной собственности.
  • 3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования, что означает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; управление местными финансами; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; хозяйственная деятельность, создание и управление муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями; комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования; координирование участия предприятий, учрежде-*ний и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; осуществление внешнеэкономической и иной предусмотренной законом деятельности;
  • 4) обеспечение прав и интересов населения и местного самоуправления. Создание условий жизнедеятельности населения - самая обширная функция, в нее входит: содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения; обеспечение санитарного благополучия населения; регулирование планировки и застройки территории муниципальных образований, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации, организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальном образовании; создание условий для развития физической культуры и спорта, для организации зрелищных мероприятий; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; утилизация и переработка бытовых отходов; ритуальные услуги и содержание мест затхоронения; организация и содержание муниципальных архивов;
  • 5) охрана общественного порядка и обеспечение противопожарной безопасности.

«Сюда входят вопросы обеспечения обществ венного порядка на территории муниципального образования организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, контроль за их деятельностью» создание народных дружин; организация муниципальной противопожарной службы;6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами. Эту функцию осуществляют органы и должностные лица местного самоуправления при взаимодействии с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. Они наделены для этого соответствующими полномочиями. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. Они вправе разработать проекты законодательных актов субъекта Федерации по вопросам местного самоуправления, которые должны рассматриваться законодательным (представительным) органом субъекта Федерации. Органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться также в органы государственной власти, к администрации предприятий, учреждений и организаций, в том числе по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов населения муниципальных образований при решении тех или иных вопросов общественной и государственной жизни. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению. Граждане, население муниципальных образований участвуют в реализации данной функции, используя прежде всего институты и формы прямой демократии, в некоторых случаях учет мнения населения государственными органами является обязательным (например, при изменении границ муниципального образования).

Граждане могут предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций, они могут обращаться с жалобами в Конституционный Суд РФ в случае нарушения их конституционных прав и свобод (в том числе прав на местное самоуправление). Одной из организационных форм, с помощью которой осуществляется функция представительства и защиты интересов и прав местного самоуправления, являются ассоциации и союзы муниципальных образований. Ни один процесс управления не может осуществляться без социально-организационных функций, которые включают18:

  • 1) сбор и анализ информации. От полноты и объективности собранной социальной информации, глубины ее анализа зависят обоснованность принимаемых управленческих решений, эффективность их реализации. Для муниципального управления эта функция имеет особое значение, поскольку решая вопросы местного значения, осуществляя отдельные государственные полномочия, органы местного самоуправления исходят прежде всего из интересов населения, необходимости постоянно изучать мнения населения по тем или иным вопросам местного значения, для чего используются возможности социологических методов сбора и анализа информации. Эта функция предполагает организацию муниципальной информационной службы;
  • 2) выработка и принятие управленческого решения. Процедура выработки и принятия решения по вопросам, отведенным к предметам ведения муниципального образования, может быть различной. Управленческое решение может быть правовым актом, принятым в результате местного референдума, собрания (схода) граждан, муниципальных выборов и иных форм прямого волеизъявления граждан, а также принятым (изданным) органом или должностным лицом местного самоуправления. Наименование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации;
  • 3) организация - воздействие на сознание и поведение людей. В муниципальной деятельности сочетаются правовые и неправовые формы, публично-правовые и частноправовые методы управления. В качестве специфического метода организации муниципальной деятельности может рассматриваться муниципальный (административный) договор, заключаемый органами местного самоуправления с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований;
  • 4) регулирование - оперативное внесение изменений и дополнений в принятые управленческие решения, в устранении причин и условий, нарушающих нормальный ход процесса управления;
  • 5) координация - обеспечение согласования и взаимодействия между участниками управленческой деятельности;
  • 6) контроль и учет: проверка качества муниципальной деятельности посредством сопоставления достигнутого уровня промежуточных или конечных результатов и уровня, установленного правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления.

Особенность данной функции состоит в использовании форм общественного контроля. Контроль за решением вопросов местного значения входит в компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за деятельностью самих органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований возлагается на представительный орган местного самоуправления. Население осуществляет контроль за соблюдением уставов муниципальных образований.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:

1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

5) охрана общественного порядка;

6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения.

Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

К этим условиям прежде всего относятся:

1) наличие выборных органов местного самоуправления;

2) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;

3) материально-финансовая база для решения вопросов местного значения.

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Еще по теме 11. ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:

  1. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
  2. 1.2.1.1. Понятие, принципы и функции местного самоуправления
  3. 11.3. Функции органов государственной власти и местного самоуправления
  4. Функции органов местного самоуправления в сфере инженерного обеспечения поселений
  5. 1.2. Понятие, функции и основы деятельности местного самоуправления
  6. Изменение задач и функций сельских органов местного самоуправления в социальной сфере в связи с вступлением в силу Федерального закона 2003 г.
  7. 1.3.3. Отзыв депутатов представительного органа местного самоуправления. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления
  8. 1.5.2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
  9. Государственные гарантии прав местного самоуправления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности
  10. Раздел VI. Ответственность в местном самоуправлении. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельностью. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению кᴏᴛᴏᴩых направлена муниципальная деятельность.

Выделяют социально-целевые функции управления (основные направления, цели и содержание конкретной управленческой деятельности) и социально-организационные (процессуальные, действия организационного и исполнительно-распорядительного характера, совокупность кᴏᴛᴏᴩых составляет управленческий процесс) Местное самоуправление самостоятельно решает все" вопросы местного значения, оптимально сочетая местные и общегосударственные интересы для достижения наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц. Являясь частью демократической системы управления обществом и государством, оно путем самостоятельного решения вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, так как в них пробудет постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В ϲʙᴏей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуют социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущее)1.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие социально-целевые функции управления, основанные на принципах демократии и децентрализации власти:

1 См.: Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. – М., 1999. - С. 108-109.

Понятие и функции местного самоуправления ] 35

1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. На основании Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные образования полномочны принимать и вносить изменения в ϲʙᴏи уставы, контролировать их соблюдение; определять формы, порядок и гарантии непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения; образовывать выборные и иные органы местного самоуправления, определять их структуру и полномочия; проводить выборы депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления; определять условия и порядок организации муниципальной службы;

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственность, порядок и условия ее приватизации; утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении, образуют целевые внебюджетные фонды; устанавливают местные налоги и сборы; разрабатывают планы и программы развития муниципального образования и утверждают отчеты об их исполнении; принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; контролируют деятельность иных органов местного самоуправления и должностных лиц в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с уставом муниципального образования. Иные органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют оперативное, текущее управление муниципальной собственностью и местными финансами. Стоит заметить, что они в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, совершать с муниципальным имуществом иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. Стоит заметить, что они обеспечивают исполнение местного бюджета, управляют средствами муниципальных внебюджетных фондов. Местное население или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добро-

1 36_______________________________________Глава 2

вольных сборах средств граждан для финансирования вопросов местного значения, местное население, кроме того, может определять на референдуме порядок и условия приватизации муниципальной собственности.

3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования, что означает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; управление местными финансами; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; хозяйственная деятельность, создание и управление муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями; комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования; координирование участия предприятий, учрежде- ний и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; осуществление внешнеэкономической и иной предусмотренной законом деятельности;

4) обеспечение прав и интересов населения и местного самоуправления. Создание условий жизнедеятельности населения – самая обширная функция, в нее входит: содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения; обеспечение санитарного благополучия населения; регулирование планировки и застройки территории муниципальных образований, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации, организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном

Понятие и функции местного самоуправления ] 37

образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальном образовании; создание условий для развития физической культуры и спорта, для организации зрелищных мероприятий; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; утилизация и переработка бытовых отходов; ритуальные услуги и содержание мест зат хоронения; организация и содержание муниципальных архивов;

5) охрана общественного порядка и обеспечение противопожар~ ной безопасности. Сюда входят вопросы обеспечения обществ венного порядка на территории муниципального образования, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, контроль за их деятельностью (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления), создание народных дружин; организация муниципальной противопожарной службы;

6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами. Эту функцию осуществляют органы и должностные лица местного самоуправления при взаимодействии с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. Стоит заметить, что они наделены для ϶ᴛᴏго ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими полномочиями. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. Стоит заметить, что они вправе разработать проекты законодательных актов субъекта Федерации по вопросам местного самоуправления, кᴏᴛᴏᴩые должны рассматриваться законодательным (представительным) органом субъекта Федерации. Органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться также в органы государственной власти, к администрации предприятий, учреждений и организаций, в т.ч. по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов населения муниципальных образований при решении тех или иных вопросов общественной и государственной жизни. Нужно помнить, такие обращения подлежат обязательному рассмотрению. Граждане, население муниципальных образований участвуют в реализации данной функции, используя прежде всего институты и формы прямой демократии, в некᴏᴛᴏᴩых случаях учет мнения населения государственными органами будет обязательным

138_______________________________________Глава 2

(например, при изменении границ муниципального образования) Граждане могут предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций, они могут обращаться с жалобами в Конституционный Суд РФ в случае нарушения их конституционных прав и ϲʙᴏбод (в т.ч. прав на местное самоуправление) Важно заметить, что одной из организационных форм, с помощью кᴏᴛᴏᴩой осуществляется функция представительства и защиты интересов и прав местного самоуправления, будут ассоциации и союзы муниципальных образований. Представительство и защита прав местного самоуправления обеспечиваются и на международном уровне, например муниципальные образования могут обращаться в Конгресс региональных и местных властей Европы. В частности, в палате местных властей Конгресса имеют ϲʙᴏего представителя и муниципальные образования России. Ни один процесс управления не может осуществляться без социально-организационных функций, кᴏᴛᴏᴩые включают:

1) сбор и анализ информации. От полноты и объективности собранной социальной информации, глубины ее анализа зависят обоснованность принимаемых управленческих решений, эффективность их реализации. Стоит сказать, для муниципального управления эта функция имеет особое значение, поскольку решая вопросы местного значения, осуществляя отдельные государственные полномочия, органы местного самоуправления исходят прежде всего из интересов населения, необходимости постоянно изучать мнения населения по тем или иным вопросам местного значения, для чего могут быть использованы возможности социологических методов сбора и анализа информации. Кстати, эта функция предполагает организацию муниципальной информационной службы;

2) выработка и принятие управленческого решения. Процедура выработки и принятия решения по вопросам, отведенным к предметам ведения муниципального образования, может быть различной. Управленческое решение может быть правовым актом, принятым в результате местного референдума, собрания (схода) граждан, муниципальных выборов и иных форм прямого волеизъявления граждан, а также принятым (изданным) органом или должностным лицом местного самоуправления. На-

Понятие и функции местного самоуправления

именование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законами субъектов Федерации;

3) организация – воздействие на сознание и поведение людей. В муниципальной деятельности сочетаются правовые и неправовые формы, публично-правовые и частноправовые методы управления. В качестве специфического метода организации муниципальной деятельности может рассматриваться муниципальный (административный) договор, заключаемый органами местного самоуправления с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований;

4) регулирование – оперативное внесение изменений и дополнений в принятые управленческие решения, в устранении причин и условий, нарушающих нормальный ход процесса управления;

5) координация – обеспечение согласования и взаимодействия между участниками управленческой деятельности;

6) контроль и учет: проверка качества муниципальной деятельности посредством сопоставления достигнутого уровня промежуточных или конечных результатов и уровня, установленного правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления.
Стоит отметить, что особенность данной функции состоит в использовании форм общественного контроля. Контроль за решением вопросов местного значения входит в компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за деятельностью самих органов и должностных лиц местного самоуправления в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с уставами муниципальных образований возлагается на представительный орган местного самоуправления. Население осуществляет контроль за соблюдением уставов муниципальных образований.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также теми целями и за­дачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.

Как известно, местное самоуправление способствует осуществлению демократических идеалов и ценностей, а также призвано обеспечить:

потребности населения в различного рода услугах (в социально- культурной и иных сферах местной жизни);

реализацию социально-экономического потенциала самоуправляю­щихся территориальных единиц:

оптимальное сочетание местных и общегосударственных интересов и т. д.

Основные функции местного самоуправления:

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел. Мест­ное самоуправление способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма местного управления с меньшей бюрократией, нежели при централизованной системе управления. Это предполагает развитие му­ниципальной демократии, создание условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержку инициатив и самодея­тельности граждан, различных форм самоуправления.

Самоуправление основывается на активности населения, осознании им своей ответственности за управление местными делами. Важное значе­ние для осуществления данной функции местного самоуправления имеют проблемы гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, совершен­ствования форм и методов такого участия, а также преодоления апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности орга­нов местного самоуправления.

Участие граждан в решении местных дел обеспечивается с помощью форм прямого волеизъявления (референдум и др.), а также через органы ме­стного самоуправления.

2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

Как уже отмечалось выше, местное самоуправление должно иметь достаточную для реализации своих задач материальную и финансовую базу.

Органы местного самоуправления под свою ответственность решают вопро­сы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой решения основных задач местного самоуправления.

3. Обеспечение развития соответствующей территории.

Местное самоуправление означает, что население, органы местного

самоуправления берут на себя ответственность за решение всех вопросов местной жизни.

Принимая программы и Планы развития территории данной самоуправляющейся единицы, утверждая и исполняя местные бюджеты, управляя муниципальным хозяйством, органы местного самоуправления призваны обеспечивать комплексное решение экономического, социально- культурного развития городских и сельских населенных пунктов, других территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление.

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.

Функция обслуживания населения - одна из основных функций ме­стного самоуправления: ведь, как известно, в основе учения о местном са­моуправлении лежит мысль о том, что население и образуемые им органы местного самоуправления гораздо лучше могут самостоятельно решать за­дачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, эф­фективности оказываемых населению услуг, нежели государственные орга­ны, государственные чиновники при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного порядка обеспечение режима законно­сти на данной территории.

В соответствий со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного по­рядка. Основные задачи по охране общественного порядка в системе мест­ного самоуправления выполняют органы милиции общественной безопасно­сти (местной милиции). Органы местного самоуправления, осуществляя эту функцию, взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов РФ и ее субъектов.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гаранти­рованных Конституцией Российской Федерации и федеральным зако­нодательством.

Федеральным органам государственной власти Российской Федера­ции, органам государственной власти субъектов РФ запрещается ограничи­вать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. В соответствии с Конституцией Россий­ской Федерации (ст. 133) органы местного самоуправления вправе обра­щаться за защитой своих прав в судебные органы, добиваться компенсации за дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых, органами государственной власти.

Функции местного самоуправления тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Еще по теме Функции местного самоуправления:

  1. 11.3. Функции органов государственной власти и местного самоуправления
  2. 8.3. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...