Фз 8 о похоронном деле. Закон о погребении и похоронном деле


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ

Принят

Государственной Думой

(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ,

от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ,

от 30.05.2001 N 64-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 11.12.2002 N 170-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,

от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 21.04.2005 N 36-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ,

от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 03.12.2008 N 238-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.11.2009 N 270-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Погребение

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. Места погребения

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Глава II. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении

1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.

Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению

1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:

Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.

Статья 10. Социальное пособие на погребение

1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

органом, в котором умерший получал пенсию;

организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;

органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности;

территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии).

Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны

1. Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются Правительством Российской Федерации.

Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с заслугами умершего (погибшего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, сотрудника органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы имеют право ходатайствовать перед специализированной службой по вопросам похоронного дела о погребении умершего (погибшего) на поименованном месте погребения, если это не противоречит волеизъявлению умершего (погибшего), пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников умершего (погибшего).

Оплата расходов на обеспечение деятельности Федерального военного мемориального кладбища производится за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Погребение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умерших (погибших) в период прохождения службы в военное время, в период ведения боевых действий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Погребению в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи также подлежат:

1) умершие (погибшие) граждане, уволенные с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет;

2) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умершие вследствие ранения, контузии, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности;

3) ветераны военной службы;

4) военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - участники войны, проходившие службу в действующей армии, и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), независимо от общей продолжительности военной службы (службы).

Оплата расходов на погребение указанных лиц производится в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Погребение умерших (погибших), указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, осуществляется на воинских кладбищах, на воинских участках общественных кладбищ или на других местах погребения с учетом волеизъявления умершего (погибшего) либо пожелания супруга, близких родственников или иных родственников.

5. Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего

1. При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

3. Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают:

оформление документов, необходимых для погребения;

облачение тела;

предоставление гроба;

перевозку умершего на кладбище (в крематорий);

погребение.

Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Статья 13. Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы

Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. При отсутствии супруга, близких родственников или иных родственников либо при их отказе осуществить погребение умерший подлежит погребению в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.

Статья 14. Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)

Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни) осуществляется в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.06.2007 N 8-П нормы статьи 14.1 признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования предусмотренные ими ограничительные меры в сложившихся в Российской Федерации условиях борьбы с терроризмом применяются исключительно к лицам, уголовное преследование в отношении которых прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения совершенного ими террористического акта, и необходимы для охраны общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности, для защиты прав и свобод других лиц.

Статья 14.1. Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции

Погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Тела указанных лиц для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 15. Предложения по созданию мест погребения

1. Предложения по созданию мест погребения вносятся:

1) Правительством Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается размещение мест погребения, для создания Федерального военного мемориального кладбища;

2) министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба, служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, для создания воинских кладбищ, воинских участков на общественных кладбищах;

3) массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ;

4) собраниями (сходами) граждан, проживающих в сельских поселениях, если это предусмотрено уставом муниципального образования.

2. Решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации.

Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.

Места погребения могут быть:

по принадлежности - государственные, муниципальные;

по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские;

по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.

Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

2. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Не разрешается устройство кладбищ на территориях:

1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

3. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

4. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

6. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.

Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения

1. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

2. Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду и здоровье человека создается система санитарного и экологического мониторинга. Порядок ведения санитарного и экологического мониторинга устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

5. Осквернение или уничтожение мест погребения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

6. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность.

Статья 18. Общественные кладбища

1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

2. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.

3. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. На общественных кладбищах для погребения умерших (погибших), указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, могут создаваться воинские участки.

4. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Статья 19. Вероисповедальные кладбища

1. Вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

2. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями. Деятельность вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища

1. Воинские кладбища предназначены для погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы (службы), если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

Федеральное военное мемориальное кладбище предназначено для погребения и увековечения памяти лиц, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, имевших особые заслуги перед государством. Перечень особых заслуг перед государством лиц, которые могут быть погребены на Федеральном военном мемориальном кладбище, определяется Правительством Российской Федерации. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны.

Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище осуществляется по представлению министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище лиц, не указанных в настоящей статье, осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации.

Военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

На военных мемориальных кладбищах могут создаваться семейные (родовые) захоронения.

2. Порядок деятельности Федерального военного мемориального кладбища определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок деятельности воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

3. Порядок содержания отечественных воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и порядок захоронений военнослужащих иностранных государств на территории Российской Федерации определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации.

Статья 21. Семейные (родовые) захоронения

Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.

2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.

3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.

4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.

Статья 23. Стены скорби

Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших создаются на специально выделенных участках земли в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших могут находиться в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Статья 24. Крематории

1. Для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с настоящим Федеральным законом сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

2. Порядок деятельности крематориев определяется органами местного самоуправления.

Глава IV. ПОХОРОННОЕ ДЕЛО

Статья 25. Организация похоронного дела

1. Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

2. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 26. Финансовое обеспечение похоронного дела

Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.

Статья 27. Попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела

Для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 28. Исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Статья 29. Специализированные службы по вопросам похоронного дела

1. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

2. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов

Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 32. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 9 и 10, которые вводятся в действие с 1 марта 1996 года.

Статья 33. О признании утратившим силу ранее принятого правового акта

Признать утратившим силу с 1 марта 1996 года Закон Российской Федерации "О ритуальном пособии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 713; 1993, N 35, ст. 1419).

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются.

1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:

Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

Федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

Бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.


Судебная практика по статье 9 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ

    Определение от 22 января 2019 г. по делу № А45-23312/2017

    Верховный Суд Российской Федерации - Административное

    Суть спора: об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) антимонопольных органов

    Закона о защите конкуренции, статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 8, 9 , 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», постановлениями мэрии города Новосибирска от 08.12.2015 № 7053 «О порядке деятельности общественных...

    Решение от 31 августа 2018 г. по делу № А37-1493/2018

    Арбитражный суд Магаданской области (АС Магаданской области) - Административное

    Суть спора: Об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) антимонопольных органов

    С позиции Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон О защите конкуренции). Исходя из буквального толкования части 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон О погребении), по мнению заявителя, в состав гарантированного перечня входят услуги, а не отдельные предметы (элементы), ...

    Постановление от 30 августа 2018 г. по делу № А10-7501/2017

    Четвертый арбитражный апелляционный суд (4 ААС)

    Не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ. Таким образом, Территориальный фонд, осуществляя проверку использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования и вынося оспариваемые акт проверки, заключение и требование, действовал...

    Решение от 28 августа 2018 г. по делу № А68-4086/2018

    Арбитражный суд Тульской области (АС Тульской области)

    Совершения правонарушения, которые должны быть установлены антимонопольным органом при производстве по делу в случае его возбуждения, и не предрешает выводы антимонопольного органа в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. Суд ограничивается констатацией соответствия либо несоответствия предупреждения требованиям статьи 39.1 Закона о защите конкуренции с учетом того, что предписанные действия должны отвечать...

    Решение от 21 августа 2018 г. по делу № А53-21851/2018

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области) - Гражданское

    Суть спора: О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам возмездного оказания услуг

    Погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (ст. 29 Закона № 8-ФЗ). Статьей 9 Закона № 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для...

    Решение от 20 августа 2018 г. по делу № А32-26084/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, предусмотрено статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Порядок и основания признания сделок недействительными установлены § 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, являющаяся ничтожной, недействительна независимо от признания ее таковой судом. Статьей 167 Гражданского кодекса Российской...

По мнению экспертов, в сфере ритуальных услуг назрело множество проблем. Они связаны как с пробелами в законе о погребении и похоронном деле, так и с другими аспектами — например, такими как рост населения, миграция, изменение других взаимосвязанных законов, развитие бизнеса в сфере ритуальных услуг и многое другое.

Закон о погребении и похоронном деле определяет основные термины и понятия, связанные с похоронным делом, а также содержит информацию о ведомствах и министерствах, несущих ответственность за те или иные мероприятия.

Данный закон гарантирует, что любой умерший человек будет погребен, его волеизъявление (если таковое имеется) будет соблюдено, родственникам будет оказана положенная материальная поддержка со стороны государства. Закон есть, но практически для каждой его статьи можно найти конфликтующие параграфы и спорные вопросы. Например, говоря о материальной поддержке, мы понимаем, что речь идет лишь о небольшой сумме, определяемой по каким-то коэффициентам минимальных заработных плат. Все знают, что львиная доля затрат ложится на плечи родственников умершего. И государству пока сложно регулировать рост цен на похоронные услуги и бороться с бюрократией и коррупцией на местах. Сказывается отсутствие единой системы управления похоронным делом.

Ну а одна из наиболее острых проблем в похоронном деле на сегодняшний день, по мнению экспертов, — нехватка мест для захоронений. Закон обязует хоронить всех, но ответственные за этот процесс органы не в состоянии обеспечить города (в особенности крупные) необходимым числом участков на кладбищах. Увеличение численности населения в крупных городах также не способствует решению проблемы.

Некоторые специалисты предлагают развивать сеть крематориев и пропагандировать этот способ погребения. Это дешевле и способствует экономии места на кладбищах. Сегодня в России насчитывается 16 крематориев. Сторонники развития такого способа погребения считают это количество недостаточным и настаивают на увеличении их числа. Но как же быть с православным обычаем предавать тело земле? Мы не можем отрицать того, что большая часть нашего населения предпочитает придерживаться именно этой традиции. Поэтому находится и множество ярых противников кремации, которые считают идею создания крематориев несостоятельной.


Еще одна проблема, связанная с наличием свободных мест для захоронений, - заброшенные могилы. Некоторые эксперты поднимают вопрос о том, чтобы ограничить захоронение некоренных жителей, т. е. приезжих, которые проживают в данной местности не на постоянной основе. По словам специалистов, рано или поздно родственники этих умерших граждан уезжают в свои города, в свою страну и перестают навещать могилу и ухаживать за ней. Такое захоронение оказывается никому не нужным, а ведь на его месте можно было похоронить коренного жителя, который имеет полное право на свой участок земли на кладбище. Не говоря уже о том, что внешний вид заросших могил и накренившихся памятников нарушает установленный на кладбище порядок. В таких высказываниях есть своя доля правды, но нельзя забывать о законе, который, повторимся, гарантирует погребение всех умерших в соответствии с их волеизъявлением. И, если нет объективных причин для отказа хоронить человека на конкретном кладбище, это придется сделать для соблюдения буквы закона.

Эти и многие другие вопросы до сих пор находятся на стадии активного обсуждения с целью внесения поправок в текущий закон о погребении и похоронном деле. В обсуждение включены и такие актуальные темы, как создание единой системы управления похоронным делом и необходимость «на федеральном уровне узаконить то, что уже работает на рынке ритуальных услуг» (подразумеваются коммерческие организации) — цитата Павла Кодыша, президента Союза похоронных организаций и крематориев России. Пока же закон о погребении и похоронном деле существует в последней редакции от 28 июля 2012 года.

Основные положения закона о погребении и похоронном деле

Погребение и волеизъявление

Согласно статье «Погребение» (статья №3) Закона о погребении и похоронном деле, умерший может быть похоронен в соответствии с обычаями и традициями, которых придерживался он или его семья. Это значит, что допускается как предание тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), так и сожжение (кремация с последующим захоронением урны с прахом) и предание тела воде (захоронение в воду согласно нормативным правовым актам Российской Федерации). Семье могут запретить использовать какой-либо из этих способов погребения, если это приводит к нарушению санитарных или других установленных норм. Однако основной ориентир для выбора места и способа погребения умершего — это его волеизъявление, и об этом есть отдельная статья №5 «Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти» (смотри также статьи №6 «Исполнители волеизъявления умершего», №7 «Исполнение волеизъявления умершего о погребении»).

Под волеизъявлением (статья №5) понимается пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме. В волеизъявлении может быть указан способ захоронения (погребение, кремация и т. п.), определенное место захоронения, информация о согласии или несогласии на патолого-анатомическое вскрытие, изъятие органов и/или тканей из тела. Волеизъявление умершего не исполняется только в случаях, когда условия физически не выполнимы или запрещены законодательством РФ.

Если волеизъявление отсутствует, решение может быть принято родственниками, супругом или законным представителем умершего. Если и такие лица отсутствуют (или отказываются от своего права), все решения может принимать любое лицо, взявшее на себя обязанности по погребению умершего (статья №6).

Согласно закону, каждому умершему предоставляется бесплатно участок земли для погребения тела (останков) или праха. Если умерший в своем волеизъявлении пожелал быть захороненным рядом с могилой ранее умершего близкого, его воля будет исполнена, если на указанном месте есть свободный участок земли. Когда возникают сомнения или спорные моменты, ими занимается специальная служба для решения вопросов, связанных с похоронным делом. Её сотрудники принимают окончательное решение с учетом места смерти, наличия свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Если человек умер в другом населенном пункте или в другой стране, закон гласит, что органы исполнительной власти обязаны оказать помощь в своевременном получении справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего и других проездных документов (статья №7).

Места погребения

Местами погребения (статья №4) могут быть кладбища (для предания земле), стены скорби (для захоронения урн с прахом), крематории и другие места.

Законом утверждено, что места погребения нельзя сносить. Их можно только перенести в крайних случаях. Например, если есть угроза постоянных затоплений или оползней, а также если место погребения было сильно повреждено после землетрясения или другого природного катаклизма.

Гарантированные услуги и социальное пособие

Закон о погребении и похоронном деле также определяет ряд гарантий и обязательств со стороны органов исполнительной власти. Об этом говорится в статьях №8, №9 и №10.

Гарантии при осуществлении погребения умершего (статья №8)

Лицу, взявшему на себя обязанность по захоронению, гарантируются:

  • Выдача документов для погребения умершего в течение суток с момента установления причины смерти;
  • Если тело было направлено в морг для установления причины смерти, его обязаны вернуть родственникам не позднее чем через двое суток с момента установления этой причины;
  • Если родственники осведомлены о смерти, но по какой-то причине не могут своевременно похоронить покойного, тело по закону может бесплатно находиться в морге до семи суток с момента установления причины смерти. Если ведется поиск родственников или законного представителя умершего, срок бесплатного пребывания тела в морге может быть увеличен до четырнадцати дней.

Гарантированный перечень услуг по погребению (статья №9)

Родственники, супруг(а) или законный представитель умершего имеют право на бесплатное получение следующих услуг:

  • Оформление документов, необходимых для погребения;
  • Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  • Перевозка тела (останков) умершего к месту захоронения;
  • Погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Данные услуги должны оказываться специализированной службой по вопросам похоронного дела.

При этом общая стоимость таких бесплатных услуг не может превышать определенный лимит, который рассчитывается в соответствии с районным коэффициентом заработной платы.

Все услуги, стоимость которых выходит за рамки бесплатного лимита, должны оплачиваться родственниками или законным представителем умершего.

Еще одним видом государственной поддержки лиц, которые взяли на себя ответственность за погребение, является выдача пособия на погребение. Пособие не выплачивается, если граждане уже воспользовались бесплатными услугами, описанными в статье №9. Подробно о социальном пособии на погребение говорится в статье №10 «Социальное пособие на погребение».

Социальное пособие на погребение (статья №10)

Родственники или официальный представитель могут получить пособие на погребение (при условии, что они не пользовались бесплатными услугами согласно статье №9). Размер пособия соответствует стоимости бесплатных гарантированных услуг, перечисленных выше.

Данное пособие может быть выплачено в день обращения. Чтобы получить пособие, нужно подать обращение не позднее чем через 6 месяцев со дня смерти и предъявить справку о смерти.

За пособием можно обратиться:

  • В орган, где умерший получал пенсию;
  • В организацию, в которой работал умерший / работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
  • В орган социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Погребение военных

В законе о погребении и похоронном деле отдельно говорится о правилах погребения военных, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, пожарных, служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны (статья №11). Далее для краткости эти категории граждан мы будем называть военными и сотрудниками органов.

Все расходы, связанные с погребением таких граждан, ложатся на министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, где служил умерший. К таким расходам относятся:

  • Оформление документов;
  • Перевозка в морг, услуги морга;
  • Гроб, урна, венки;
  • Перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации);
  • Погребение (кремация);
  • Изготовление и установка надгробия.

Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти могут обратиться в специализированную службу по похоронному делу с просьбой о погребении умершего на поименованном месте погребения с учетом его заслуг, если в волеизъявлении умершего не указано определенное место погребения и если родственники не возражают.

Эти правила по погребению военных и сотрудников органов касаются, в том числе, граждан, которые умерли после увольнения по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имели общую продолжительность военной службы двадцать и более лет. Также они относятся к ветеранам военной службы и гражданам, умершим вследствие ранения, контузии, заболевания, вызванных службой.

Погребение иных категорий граждан (неидентифицированные, без родственников, заключенные)

В случае смерти человека, у которого нет родственников, супруга или законного представителя, погребением тела занимается специализированная служба по вопросам похоронного дела (статья №12 «Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего»). Эта служба обязана похоронить тело в течение трех суток с момента установления причины смерти. Если установить личность умершего не удалось, тело хоронят на особом участке кладбища, отведенном специально для безымянных могил. Все затраты, связанные с погребением таких лиц, берет на себя специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Если человек, умерший в местах лишения свободы, не имеет супруга и близких родственников или если родственники отказываются заниматься погребением, тело хоронится в соответствии с правилами, установленными министерством юстиции Российской Федерации (статья №13 «Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы»).

Естественно, государственные органы занимаются и погребением лиц, к которым была применена смертная казнь (статьи №№14 «Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)» и 14.1 «Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции»).

Под смертной казнью в данных статьях подразумевается смерть лица, представлявшего террористическую угрозу, наступившая вследствие пресечения совершенного им террористического акта. Тела таких лиц хоронятся в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Тела никому не выдаются. Места захоронения не разглашаются.

Предложения по созданию мест погребения

Закон о погребении также содержит информацию о том, кто и как может вносить предложения по созданию мест погребения (статья №15 «Предложения по созданию мест погребения»).

Например, предложения по созданию военных кладбищ или военных участков на общественных кладбищах могут вноситься министерствами и другими федеральными органами, связанными с военной службой. Предложения по созданию вероисповедальных кладбищ вносятся религиозными объединениями.

Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

Если кратко описать статью №16 («Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения»), в ней перечисляются основные факторы, на которые нужно обращать внимание при определении мест для погребения. Ключевым можно назвать пункт статьи о запрете создавать кладбища на берегах озер, рек и других водоемов, используемых жителями для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей, а также на затапливаемых территориях и территориях, где грунтовые воды проходят близко от поверхности земли. Главные требования при создании места погребения — обеспечить долговечность кладбищ и безопасность для жителей окружающих населенных пунктов.

Существуют и санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения (статья № 17). По закону надзором за состоянием мест погребения занимается государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Если санитарные и экологические нормы нарушаются, органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений.

Также закон дает определение общественным (статья №18) и вероисповедальным (статья №19) кладбищам, воинским кладбищам и военным мемориальным кладбищам (статья №20), семейным (родовым) захоронениям (статья №21), старым военным и ранее неизвестным захоронениям (статья №22), стенам скорби (статья № 23) и крематориям (статья №24).

Полный текст статей можно прочесть в (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 30.07.2012) «О погребении и похоронном деле».


Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...