Гарантии реализации правового статуса автономного вуза: административно-правовой аспект. Гарантии реализации административно-правового статуса человека и гражданина Гарантии реализации административно правового статуса


Гарантии административно- правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно- нравственные) и специальные юридические гарантии административно- правового статуса граждан. Экономические гарантии - состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся: уровнем экономического развития общества; признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности; запретами принудительного внесудебного отторжения собственности; обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг; поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др. Политические гарантии - состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся: уровнем политической стабильности в обществе; эффективностью деятельности органов государственной власти; созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления; социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан; наличием многопартийности; наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений; поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др. Идеологические (культурно-нравственные) гарантии - определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются: уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам; состоянием социальных норм в обществе, их качеством; уровнем общественного порядка и др. Специальные юридические гарантии - закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления. Виды специальных юридических гарантий: нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления; ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан; наличие юридических процедур; право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц; право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами; контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления; прокурорский надзор; обращения граждан. Существуют следующие виды обращений граждан. Предложение - обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения. Заявление - обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или законного интереса либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения). Жалоба - обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами. Ходатайство - письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

Комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии - состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

  • * уровнем экономического развития общества;
  • * признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;
  • * запретами принудительного внесудебного отторжения собственности;
  • * обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;
  • * поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии - состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:

  • * уровнем политической стабильности в обществе;
  • * эффективностью деятельности органов государственной власти;
  • * созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;
  • * социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан;
  • * наличием многопартийности;
  • * наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;
  • * поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.

Идеологические (культурно-нравственные) гарантии - определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:

  • * уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;
  • * состоянием социальных норм в обществе, их качеством;
  • * уровнем общественного порядка и др.

Специальные юридические гарантии - закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.

Виды специальных юридических гарантий:

  • 1) нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;
  • 2) ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
  • 3) наличие юридических процедур;
  • 4) право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;
  • 5) право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами; административный право юридический
  • 6) контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления;
  • 7) прокурорский надзор;
  • 8) обращения граждан.

Существуют следующие виды обращений граждан.

Предложение - обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения.

Заявление - обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или законного интереса либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения).

Жалоба - обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Ходатайство - письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

1. Административно-правовые гарантии реализации прав и свобод граждан. В данном случае подразумеваются юридические обязанности исполнительных органов (должностных лиц) как по обеспечению реализации, так и по созданию условий реализации прав граждан. Эти гарантии находят свое выражение в закреплении в соответствующих правовых нормах данных обязанностей. Тем самым права и свободы граждан определяют деятельность исполнительной власти (ст. 18 Конституции РФ).

Так, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 г. действует на базе основных принципов, в числе которых принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан и их прав на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; развивает систему бесплатного образования; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности; осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан. Установлен особый порядок вступления в силу постановлений Правительства, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан (не ранее дня их официального опубликования).

Соответствующие обязанности подобного характера, но ограниченные сферой деятельности органов исполнительной власти, закрепляются в положениях о них, утверждаемых Президентом РФ или, как правило. Правительством РФ.

Одним из принципов государственной службы является приоритет прав и свобод гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их.

Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, которыми затрагиваются права, свободы и законные интересы граждан.

Важное значение имеют специальные административно-процессуальные гарантии прав граждан, устанавливаемые законодательством о производстве по делам об административных правонарушениях, по заявлениям и жалобам граждан и т.п. Они включают, в частности, закрепление обстоятельств, смягчающих административную ответственность, ограничения при применении наиболее строгих административных взысканий, предоставление гражданам, привлекаемым к административной ответственности, широкого комплекса прав процессуального характера, устанавливаемых КоАП, и др.

Кроме того, предусмотрены административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан. Так, подобные процедуры действуют при приеме граждан на работу, при рассмотрении их заявлений и жалоб, при осуществлении лицензирования различного рода деятельности, осуществляемой ими, и т.п.

С учетом особенностей административно-правовых отношений механизм рассматриваемых административно-правовых гарантий есть совокупность следующих юридически значимых действий:

  • а) обращение гражданина к исполнительному органу (должностному лицу) по поводу реализации закрепленных за ним прав;
  • б) рассмотрение компетентным органом (должностным лицом) обращения гражданина на предмет установления его правомерности и обоснованности;
  • в) вынесение ими решения по предмету обращения;
  • г) исполнение принятого решения.

Главное при этом заключается в том, что исполнительный орган (должностное лицо) юридически обязан принять обращение гражданина и вынести по нему властное одностороннее решение, а также провести его в жизнь. Эту обязанность орган выполняет в силу требований закона либо подзаконного правового акта. С другой стороны, он обязан не только перед законом, но и перед гражданином как сторона возникшего административно-правового отношения. Это и есть проявление юридических гарантий прав граждан.

Административно-правовые гарантии охраны прав и свобод граждан.

Это осуществление исполнительными органами (должностными лицами) действий по наблюдению за реализацией прав и свобод граждан, по их непосредственной защите, наконец, по применению административно-правовых санкций в случае их нарушения.

Наблюдательная функция исполнительных органов (должностных лиц) находит свое практическое выражение в осуществлении ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, предприятиях и учреждениях, государственными служащими. Другой вариант такого рода функций выражается в осуществлении ими на основе специальных полномочий такого же характера наблюдения в отношении неподведомственных объектов и лиц. В данном случае имеются в виду полномочия надзорного характера.

Наблюдательными (контрольно-надзорными) полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствующем объеме все органы исполнительной власти как общей, так и отраслевой и межотраслевой компетенции. Действуют также специальные надзорные органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных и т.п. При этом они следят за тем, как обеспечивается реальность прав граждан в соответствующих областях общественных отношений.

Непосредственная защита прав граждан исполнительными органами (должностными лицами) предполагает практическое использование ими достаточно широкого арсенала юридически властных средств. К ним можно отнести:

  • а) приостановление действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент РФ может приостанавливать действие правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации; Правительство РФ полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств республик, входящих в состав РФ. Естественно, что имеются в виду случаи, когда в приостанавливаемых актах содержатся те или иные нарушения или ограничения прав и свобод граждан;
  • б) приостановление работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (например, органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля, государственного надзора в области охраны труда и т.п.);
  • в) отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство РФ вправе отменять такого рода акты федеральных органов исполнительной власти, а Президент РФ - акты самого Правительства и т.п.

В этих полномочиях, в частности, отчетливо проявляется следующая конституционная позиция: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться (ч. 3 ст. 15). И хотя в данном случае имеется в виду обязательное условие их официального опубликования, есть основания для того, чтобы считать, что акты тем более не могут применяться, если ими нарушаются права, свободы и законные интересы граждан.

В осуществлении защиты прав граждан существенна роль не только чисто административно-правовых средств, но и полномочий, которыми наделены органы судебной власти и прокуратуры. В частности, правом отмены актов управления наделены суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды. Конституционный суд РФ может признать такие акты неконституционными, что влечет за собой утрату ими юридической силы.

Органы прокуратуры опротестовывают правовые акты управления в случае нарушения ими прав граждан.

Таким образом, гарантируется государственная защита прав и свобод граждан.

Наконец, нельзя не отметить и то, что самим гражданам предоставляется юридическая возможность своими средствами защищать свои права в сфере государственно-управленческой деятельности. Конечно, гражданин не обладает полномочиями по отмене или приостановлению правовых актов, ущемляющих его права и законные интересы. Но путем обжалования такого рода актов он приводит в движение государственный механизм защиты его прав.

Применение административно-правовых санкций как средства защиты их прав и законных интересов находит свое выражение в том, что она является следствием использования исполнительными органами, равно как и другими полномочными государственными органами, их наблюдательных и защитительных гарантий. Конечно, ответственность в буквальном смысле не ограждает" то или иное субъективное право личности. Тем не менее ее юридическая значимость несомненна, ибо сама возможность ответственности за свои действия, нарушающие субъективные права граждан, имеет большое превентивное (предупредительное) значение. Сам факт ее наступления есть результат неправомерных действий. При этом, естественно, подразумевается юридическая ответственность прежде всего должностных лиц государственно-управленческого аппарата.

Предусмотрены в основном два вида такой ответственности названных лиц: дисциплинарная и административная. Конечно, за преступные деяния должностные лица несут и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность наступает при нарушении государственным служащим возложенных на него служебных обязанностей, в числе которых значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет за собой наложение на него органом или руководителем, имеющим право назначать служащего на должность, дисциплинарных взысканий.

Административная ответственность наступает для должностных лиц за совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и т.п. Конечно, имеются определенные ограничения этого вида юридической ответственности. Так, должностные лица отвечают за нарушение таких общеобязательных правил, действующих в сфере реализации исполнительной власти, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Их административная ответственность наступает в случаях, когда совершенными ими действиями либо бездействием нарушаются права и свободы граждан. КоАП предусматривает широкий круг составов таких нарушений, субъектами которых являются должностные лица. Например, это воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав (ст. 401); нарушение законодательства о труде и его охране (ст. 41); воспрепятствование проведению митинга, демонстрации (ст. 1661); незаконное изъятие паспортов (ст. 182); воспрепятствование осуществлению права граждан на свободу совести (ст. 193) и т.д. Административную ответственность должностные лица несут перед органами, наделенными полномочиями по осуществлению административного надзора. Постановление о возбуждении административного производства вправе выносить прокурор.

Названные виды юридической ответственности носят персональный характер (отвечает конкретное должностное лицо). Ответственность исполнительных органов не предусматривается.

Гражданин имеет право на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительных органов (должностных лиц). Такое возмещение осуществляется в гражданско-процессуальном порядке.

К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят эко­номические, политические, организационные и юридические га­рантии.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффек­тивную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчи­вую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, свое­временную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высо­кий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические га­рантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного уп­равления в современных условиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценнос­тью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законода­тельной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном фе­деративном государстве, объединяющем 89 субъектов РФ, и т.д.

Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой развет­вленную систему правоохранительных, контролирующих, ин­спектирующих, надзирающих и других государственных и обще­ственных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел и милиция, органы юсти­ции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, система Главного контрольного управления Адми­нистрации Президента РФ, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государст­венные инспекции, например Государственная инспекция по тор­говле, качеству товаров и защите прав потребителей, государст­венные надзорные органы и другие звенья. Все эти организацион­ные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

Среди конституционных, имеющих существенное значение для организации процесса государственного управления, следует указать такие обязанности, как: защищать Отечество, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богат­ствам и др.

Юридические гарантии, в том числе и административно-пра­вовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широ­ком смысле - все законодательство и, прежде всего, нормы адми­нистративного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве при­нимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и подзакон­ные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой не­гативный вариант правотворчества.

Судебные гарантии являются предпочтительны­ми, ибо суды и единолично судьи, в целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. 18 и 46 Консти­туции).

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнитель­ной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-право­вых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц пози­тивного характера, например в связи с решением вопросов о вы­даче лицензий, разрешений, документов (в частности, загранич­ного паспорта) и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

Важное место в системе гарантий занимает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года.

В соответствии с данным Законом Уполномоченный по правам человека способствует: а) восстановлению нарушенных прав; б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина; в) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права; г) выявлению нарушенных прав; д) устранению выявленных нарушений; е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Рос­сийской Федерации» гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, вы­ражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является пас­порт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удо­стоверяющих личность гражданина РФ, определяются феде­ральным законом.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданство РФ. Гражданин РФ не может быть лишён гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

Гражданство РФ приобретается:

по рождению;

в результате приема в гражданство РФ;

в результате восстановления в гражданстве РФ;

по иным основаниям, предусмотренным Федеральным зако­ном «О гражданстве Российской Федерации» или международ­ным договором Российской Федерации.

Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой роди­тель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (незави­симо от места рождения ребенка);

один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой роди­тель является иностранным гражданином (при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства);

Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из граж­данства РФ либо по иным основаниям, предусмотренным Фе­деральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства, осу­ществляется на основании добровольного волеизъявления тако­го лица в упрощенном порядке. Выход из гражданства РФ ре­бенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным граж­данином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

При этом выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ:

имеет не выполненное перед Российской Федерацией обяза­тельство, установленное федеральным законом;

привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий испол­нению обвинительный приговор суда.

В настоящее время часть 1 статьи 62 Конституции РФ предусматривает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Часть 2 статьи 6 Закона о гражданстве закрепляет: «Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации».

Двойное гражданство, предусмотренное Конституцией РФ и Законом о гражданстве, может возникнуть лишь при наличии определенных условий: на основании ходатайства лица, при наличии разрешения государства и договора РФ с государством, в гражданстве которого состоит ходатайствующее лицо или гражданство которого оно хочет принять. Заявленное ходатайство разрешается Президентом РФ. Приобретение российским гражданином иностранного гражданства влечет за собой лишь признание того факта, что он имеет еще и иностранное гражданство, не более того. Это означает, что Российская Федерация не признает за такими гражданами никаких прав, связанных с наличием у них иностранного гражданства. Исключения могут иметь место лишь на основании международного договора или закона.

Несмотря на то, что по действующему российскому законодательству бипатриды признаются гражданами Российской Федерации, их статус имеет некоторые особенности, которые, по нашему мнению, нельзя игнорировать. Находясь на территории России, лицо, имеющее двойное гражданство считается гражданином Российской Федерации и действует в целях сохранения суверенитета и безопасности государства. Но, покинув пределы РФ и вступив на территорию другого «родного» государства, оно становится его гражданином, у которого возникают соответствующие права и обязанности по отношению к государству своего второго гражданства.

Список литературы

Основная:

· Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 159-160.

· Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 02 ноября 2004 г.)

· Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 02 ноября 2004 г.)

· Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (ред. от 10 января 2003 г.)

· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 21 декабря 2004 г.)

· Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 21 июля 2005 г.)

· Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (ред. от 22 августа 2004 г.)

· Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 22 августа 2004 г.)

· Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 02 ноября 2004 г.)

· Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 29 июня 2004 г.)

· Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

· Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (ред. от 01 сентября 2000 г.)

· Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение»

· Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (ред. от 22 декабря 2004 г.)

Дополнительная:

· Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3. С. 16-24.

· Агеев А.А. Административное право и права человека // Советское государство и право. 1991. № 5. С.143-145.

План семинарского занятия по теме №7

Под реализацией статуса личности понимают его осуществление путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан). Реализация прав и свобод как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной сторон.

С объективной стороны реализация статуса личности представляет собой совершение определенных действий государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, предусмотренных нормами права, а с субъективной стороны – характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям на момент совершения предписываемых действий. Вместе с тем реализация статуса зависит от скрупулезного и точного следования процедуре, соответствующих действий и места их совершения. Его реализация не состоится, если одно из обязательных требований будет нарушено.

Центральным звеном механизма реализации прав и свобод личности являются гарантии , которые включают в себя экономические, политические, организационные и правовые (юридические) гарантии. Важная роль среди них принадлежит правовым гарантиям. Понятие "гарантии" (фр. garantie) широко распространено в политике, дипломатии, военной службе и других сферах человеческой деятельности. Такая универсальность термина неизбежно сказывается на его толковании в юридической науке, которая далеко не всегда оперирует этим понятием в строго юридическом его значении. Таким образом, гарантии представляют собой систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств, способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Правовые (юридические) гарантии – это закрепленные в законодательстве средства (способы), специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию правовых норм, в том числе и закрепляющих статус личности. Юридические гарантии прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет одно общее свойство. Все они выражены, закреплены в законодательстве.

Среди правовых гарантий прав и свобод различают условия, которые обеспечивают их правомерную реализацию (гарантии реализации), и условия их защиты (гарантии защиты). Юридические средства правомерного использования гражданами своих прав и свобод нацелены на создание оптимальных условий их реализации. Потребность же в защите права возникает обычно в случае его нарушения, возникновения препятствий на пути его использования и т.п. В число юридических средств защиты прав и свобод граждан входят меры, направленные на выявление фактов правонарушений, меры защиты, меры юридической ответственности, процессуальные формы правоохранительной деятельности.

Под административно-правовыми гарантиями прав граждан понимаются закрепленные в законодательстве средства и способы, которые призваны обеспечить реализацию и защиту прав граждан в сфере деятельности исполнительной власти (государственного управления). При анализе административно-правовых гарантий необходимо отметить, что они непосредственно связаны с государственным управлением и с деятельностью органов исполнительной власти, их должностных лиц. Именно на эти органы и эти лица соответствующие административно-правовые нормы возлагают юридические обязанности по реализации прав и свобод граждан и по созданию необходимых для этого условий.

Одной из важнейших гарантий реализации нрав и свобод личности являются механизмы деятельности главы государства – Президента РФ, который, согласно ст. 80 Конституции, является гарантом прав и свобод граждан. Эту функцию Президент РФ реализует путем издания нормативных правовых актов, направленных на защиту личности, а также участвуя в законотворческом процессе.

Указом Президента РФ от 06.11.2004 № 1417 ранее действовавшая Комиссия по правам человека при Президенте РФ была преобразована в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Названным Указом Президента РФ было утверждено Положение о данном Совете.

Указом Президента РФ от 01.02.2011 № 120 Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека преобразован в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и утверждено Положение о нем.

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод гражданина, информирования Президента РФ о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Основными задачами Совета являются:

оказание содействия Президенту РФ в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, рассмотрение по поручению главы государства вопросов, относящихся к компетенции Совета;

содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества, подготовка предложений Президенту РФ по развитию указанных процессов;

подготовка предложений Президенту РФ по созданию благоприятных условий для развития институтов гражданского общества и расширения участия граждан в модернизации страны, в том числе путем передачи отдельных функций государственных органов институтам гражданского общества;

систематическое информирование Президента РФ о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом;

организация проведения экспертизы проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении палат Федерального Собрания РФ, для определения их соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка по результатам экспертизы соответствующих предложений Президенту РФ;

подготовка предложений Президенту РФ по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;

подготовка предложений Президенту РФ по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также ряд других.

Решения Совета носят рекомендательный характер. Вместе с тем федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и их должностные лица, получившие рекомендации Совета, в установленные сроки рассматривают их и уведомляют Совет о принятых решениях. В необходимых случаях информация о рекомендациях Совета доводится до сведения Президента РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан осуществляет Правительство РФ. Согласно Федеральному конституционному закону о 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее – Закон о Правительстве РФ) оно обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, а также осуществляет иные функции в данной сфере.

Одним из важнейших институтов защиты прав и свобод человека в сфере деятельности исполнительной власти в Российской Федерации, предусмотренным Конституцией, является институт Уполномоченного по правам человека. Его деятельность регламентирована Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

В соответствии с данным Законом должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод гражданина, опыт их защиты.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства – жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе, а также жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод гражданина, или обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.

В сфере исполнительной власти важными являются и процессуальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Осуществление такой защиты происходит в определенном процессуально-процедурном порядке, как правило, с вынесением акта применения. В соответствии с законодательством РФ защита прав и свобод граждан осуществляется соответствующими государственными органами, для которых характерны свои процессуальные особенности деятельности, в том числе свои механизмы защиты прав и свобод.

Важнейшей процессуально-процедурной формой защиты прав и свобод личности, в том числе в сфере исполнительной власти, является судебная защита, определенная ст. 46 Конституции и которая гарантируется каждому человеку и гражданину. В ч. 2 ст. 118 Конституции отмечается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Все эти формы судопроизводства должны стать эффективными способами защиты прав и свобод граждан.

Особое место в деле защиты прав и свобод гражданина отводится Конституционному Суду РФ, деятельность которого определяется Конституцией и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Одной из важных функций Конституционного Суда РФ является проверка но жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Важным механизмом защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти является судебная жалоба. Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" расширил пределы судебного контроля, предусмотрев возможность обжалования нормативных актов, а также действий государственных органов и должностных лиц.

Преимущества судебного порядка рассмотрения состоят в том, что судебному рассмотрению свойственны независимость, объективность, гласность, публичность, профессионализм, высокий авторитет принятого решения. Отсюда – эффективность защиты прав граждан, реальность их восстановления.

Порядок оспаривания в суде решения, действия или бездействия органа государственной власти и должностного лица гражданином (организацией), если они считают, что нарушены их права и свободы, определяется гл. 25 ГПК РФ "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

Прокуратура РФ призвана охранять права, свободы и законные интересы личности. В этих целях прокурор опротестовывает незаконные правовые акты государственных органов, нарушающие права личности, активно участвует в охране прав в гражданском судопроизводстве, привлекает виновных в нарушении этих прав к юридической ответственности.

В административном порядке жалобы рассматриваются, как правило, вышестоящими государственными органами и должностными лицами тех органов и должностных лиц, действия которых обжалуются. Основания и порядок разрешения таких жалоб регламентируются в каждом случае отдельными нормативными правовыми актами – КоАП РФ, НК РФ, дисциплинарными уставами и др.

Гарантии администрятавно-правового статуса граждан - комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Су- ществуют экономические, политические, идеологические (культурно- нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии - состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

    уровнем экономического развития общества;

    признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;

    запретами принудительного внесудебного отторжения собственности;

    обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;

    поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии - состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:

    уровнем политической стабильности в обществе;

    эффективностью деятельности органов государственной власти;

    созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;

    социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан;

    наличием многопартийности;

    наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;

    поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.

Идеологические (культурно-нравственные) гарантии - определяют- ся состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем поли- тической и правовой культуры, характеризуются:

    уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;

    состоянием социальных норм в обществе, их качеством;

    уровнем общественного порядка и др.

Специальные юридические гарантии - закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.

Виды специальных юридических гарантий:

    нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;

    ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

    наличие юридических процедур;

    право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;

    право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами;

    контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лиц государственных органов и местного самоуправления;

    прокурорский надзор;

    обращения граждан.

Существуют следующие виды обращений граждан.

Предложение - обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения.

Заявление - обращение гражданина в письменной или устной фор- ме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или закон- ного интереса либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения).

Жалоба - обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Ходатайство - письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и пред- приятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...