Государственные органы территориального управления. Органы государственного управления


В настоящее время не сложилось однозначного определения понятия «капитал». Первоначальное значение слова «капитал» происходит от латинского «capitalis» - главный. В самом общем виде под капиталом понимают определенную сумму благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в производственной деятельности . Кроме того, под капиталом можно понимать совокупность экономических отношений, стоимость, приносящую прибавочную стоимость, и т.д.

Теории капитала имеют длительную историю. Так, А. Смит характеризовал капитал лишь как накопленный запас вещей или денег. По мнению Д. Рикардо, капитал - средства производства или «часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и прочего, необходимых, чтобы привести в движение труд».

К. Маркс рассматривал капитал как социальную категорию и трактовал его как «самовозрастающую стоимость, которая рождает так называемую прибавочную стоимость». Создателем прибавочной стоимости, по его мнению, был только труд наемных рабочих. Поэтому К. Маркс рассматривал капитал как определенные отношения, возникающие между различными слоями общества в процессе создания стоимости (в первую очередь, между наемными рабочими и капиталистами).

В числе прочих стоит выделить так называемую теорию воздержания, которую сформулировал английский экономист Нассау Уильям Сениор (1790- 1864). Согласно этой теории труд - это «жертва» рабочего, теряющего свой досуг и покой, а капитал - «жертва» капиталиста, который воздерживается от того, чтобы всю свою собственность использовать на личное потребление, и значительную часть ее превращает в капитал. Таким образом, теория позволила выдвинуть постулат о том, что в настоящем блага обладают большей ценностью, чем в будущем. И, соответственно, лицо, вкладывающее свои средства в хозяйственную деятельность, жертвует своими интересами ради будущего, вознаграждением за которое будет прибыль или процент .

Аналогичной точки зрения придерживался и экономист XIX в. Е. Бем-Баверк, выдвинувший теорию предпочтения благ настоящих благам будущего. Таким образом, была сформулирована категория временного предпочтения, которая отражает склонность индивидов при прочих равных условиях оценивать текущее потребление или доход выше, чем потребление или доход в будущем .

В современной экономической теории выделяют две основные формы капитала:

  • средства производства в виде машин, оборудования, сырья и др., используемые в процессе производства с целью получения прибыли их собственником. Такой капитал называют реальным или физическим;
  • определенную сумму денежных средств, используемую для привлечения ресурсов в производственный процесс (финансовый или денежный капитал).

Однако деньги становятся капиталом лишь тогда, когда они используются для приобретения на рынке средств производства и рабочей силы. Возникает так называемый кругооборот «деньги - товар - деньги», где конечной целью является получение наращенной суммы денежных средств - возрастание стоимости первоначального капитала. Таким образом, в каждом из случаев капитал предполагает извлечение собственником определенной суммы прибыли от его использования. Следовательно, капитал в целом можно определить как все то, что способно приносить доход своему собственнику.

Источниками капитала могут быть как собственные средства, так и заемные, привлекаемые в проекты с помощью банковской системы, в рамках которой аккумулируются и перераспределяются временно свободные денежные активы. Как правило, в формировании этих средств решающую роль играют домохозяйства, вкладывающие свои сбережения в банки. Спрос на заемные средства на рынке капитальных благ предъявляет бизнес, который осуществляет инвестирование этих средств в реализуемые проекты. Под инвестициями при этом понимается долгосрочное вложение капитала в предприятия с целью получения дохода.

Капитал может быть рассмотрен в двух категориях - запаса и потока. Совокупность средств, имеющаяся на определенный момент времени, характеризует капитал как показатель запаса. В свою очередь, движение капитала в форме инвестирования в какие-либо проекты с целью дальнейшего его приумножения будет характеризовать капитал как категорию потока. Последнее характеризует капитал с точки зрения его оборачиваемости как одного из свойств. При этом кругооборот капитала можно рассмотреть в рамках трех основных стадий (этапов) оборота:

первая стадия - происходит превращение капитала в денежной форме в физический капитал, который затем становится фактором производства. При этом денежные средства не просто вкладываются, а авансируются, что характеризует возврат средств собственнику;

вторая стадия - производство нового товара с большей стоимостью;

третья стадия - превращение товарного капитала в денежный.

На этом один цикл кругооборота капитала завершается и перетекает в новый цикл. Однако такая цикличность свойственна в основном для оборотного капитала как одной из его разновидностей .

Отдельной формой капитала выделяют также человеческий капитал как совокупность умственных и физических способностей человека, используемых в процессе производства, или мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Однако такая форма капитала представляет собой скорее особую разновидность человеческих ресурсов. Поэтому чаще всего различают капитал в реальной и денежной форме.

Надо заметить, что термин «капитал» имеет много значений. Как производственный ресурс капитал представляет собой активы, которые могут быть использованы для увеличения производственных мощностей и включают физические активы (здания, сооружения, машины, оборудование), финансовые активы (наличные денежные средства, накопления на банковских счетах и в ценных бумагах), нематериальные активы (стоимостную оценку брендов, торговых марок, патентных и др. хозяйтвенных прав).

Определяя капитал как фактор производства, экономисты отождествляют капитал со средствами производства. Подобный подход идет от классиков политической экономии: А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд, Д. Рикардо считал, что капитал - это средства производства. Капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономической системой для производства других товаров. Эти блага включают бесчисленные станки, дороги, компьютеры, молотки, грузовики, прокатные станы, здания и др.

Другой аспект категории капитала связан с его денежной формой. Капитал можно было бы определить как инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю.

При этом различают капитал - основной, материализованный в зданиях и сооружениях, станках, оборудовании, функционирующий в процессе производства несколько лет, обслуживая несколько производственных циклов. Другой вид капитала - оборотный, включает сырье, материалы, энергетические ресурсы, расходуется полностью за один производственный цикл, переходя в готовую продукцию. Он называется оборотный капитал. Деньги, затраченные на оборотный капитал, полностью возвращаются к предпринимателю после реализации продукции. Затраты на основной капитал возмещаются постепенно.

В процессе функционирования основной капитал подвергается физическому и моральному износу. Физический износ - это процесс, в результате которого элементы основного капитала становятся физически непригодными для дальнейшего использования в производстве. Физический износ основного капитала определяется многими факторами: продолжительностью и интенсивностью использования машин и оборудования, особенностями технологий производства, где применяется основной капитал, воздействием атмосферных условий, внутренними процессами, происходящими в материале, из которого изготовлены средства труда. Степень физического износа и продолжительность использования основного капитала прямо пропорциональны. Чем дольше время эксплуатации машин и оборудования, тем больше степень их физического износа.

Моральный износ представляет собой процесс обесценивания основного капитала вследствие появления более дешевого или более современного оборудования. Различают два вида морального износа:


Во-первых, основной капитал может обесцениваться, поскольку аналогичное оборудование начинает производиться с меньшими затратами и, следовательно, становится дешевле;

Во-вторых, в результате научно-технического прогресса появляется более современное, более производительное оборудование.

Морально устаревшее оборудование экономически неэффективно, а следовательно, и продукция, выпускаемая им, неконкурентоспособна.

Возмещение физически изношенного и морально устаревшего оборудования происходит за счет амортизационных отчислении (это часть стоимости основного капитала, которая ежегодно входит в стоимость производимой продукции). Отношение суммы амортизационных отчислений к стоимости основного капитала, выраженное в процентах, называется нормой амортизации. Государство увеличивает нормы амортизации в законодательном порядке. Такая деятельность государства называется политикой ускоренной амортизации, она позволяет быстрее избавляться от морально устаревшего оборудования. В промышленности России износ основных фондов превышает 60 %. Аналогичная проблема имеется на транспорте.

В качестве дохода на капитал в денежной форме выступает ставка процента. Различают номинальную и реальную ставку процента . Реальная ставка процента предполагает учет темпов обесценивания денег в результате инфляции. Определение реальной ставки процента осуществляется с использованием формулы И. Фишера:

Где r – реальная ставка процента, i – номинальная ставка процента, π – темп (уровень) инфляции.

1.3. Земля как фактор производства

Третьим фактором производства является земля. Одной из важных характеристик земли является ее ограниченная площадь. Термин «земля» употребляется в широком смысле слова. Он охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные, лесные ресурсы или полезные ископаемые: нефть, газ, уголь.

Определенные участки земной поверхности способствуют какой-то определенной производственной деятельности человека, например добывающей промышленности, строительства, транспорта.

Для фермера участок земли служит средством для выращивания определенных сельскохозяйственных культур, выпаса скота. По химическому составу земля должна содержать неорганические элементы в такой форме, в которой они достаточно легко усваиваются растениями. Человек способен в определенных пределах изменить состояние почвы, используя механическую обработку, внося органические и химические удобрения. Таким образом, свойства земли можно разделить на данные изначально, т. е. естественные и созданные искусственно. Однако именно первая группа свойств, которая включает в себя характер почвы, местоположение участка и климатические условия, является главной.

Однако придет время, когда дополнительная отдача, получаемая от дополнительного приложения труда и капитала к земле, сократится настолько, что перестанет вознаграждать человека за их приложение.

Начинает действовать закон убывающей отдачи: «Каждое приращение капитала и труда, вкладываемых в обработку земли, порождает в общем пропорционально меньшее увеличение количества получаемого продукта, если только указанное приращение не совпало по времени с усовершенствованием агротехники» (Маршалл А.).

На недостаточно обработанной земле эта тенденция сначала незаметна, она начинает действовать лишь после того, когда достигнут максимальный уровень отдачи. Убывающая отдача на время может быть приостановлена усовершенствованием агротехники.

Закон убывающей отдачи применим к земле лишь потому, что в отличие от других факторов производства она обладает одним важным свойством - ограниченностью. Землю можно обрабатывать более интенсивно, но нельзя безгранично увеличивать площадь обрабатываемых земель.

Закон убывающей отдачи не распространяется на добычу полезных ископаемых.

1.4. Предпринимательство как фактор производства

Предпринимательство - основной фактор рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.

Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и было тесно связано с понятием «собственник». Английский экономист Р. Кантильон впервые внес термин «предпринима­тель» в экономическую теорию. Предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.), который покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Риск - главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, и распоря­жается его результатами.

Крупный французский экономист конца XVIII - нач. XIX вв. Ж.-Б. Сэй подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта.

Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за его редкие предпринимательские способности.

Австрийский экономист Й. Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом - им может быть и управляющий банка или акционерного общества.

В период появления кредита объединение в одном лице собственника и предпринимателя стало разрушаться. Собственность любого коммерческого банка - уставный фонд, который может представлять собой относительно небольшую величину всего капитала.

Отделение предпринимательства от собственности наиболее заметно в акционерных обществах. Власть на производстве перемещается от собственности к организации, роль собственности становится все более пассивной. Акционер владеет лишь ценной бумагой, титулом собственности. Над самими предпринимателями он, собственник акции, имеет весьма условный контроль. Однако он и не несет ответственности за результаты деятельности корпорации. Такую ответственность несут управляющие менеджеры.

Итак, мы выяснили, что между предпринимателем и собственником нет жесткой связи, что предпринимательство в своей основе не является функцией только собственника, в нем могут участвовать лица, непосредственно не являющиеся субъектами права собственности.

В современной экономической литературе предпринимательство рассматривают в трех аспектах: как экономическую категорию, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов.

Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная и частная.

Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага, открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения ре­организации в отрасли.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав - по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д. Предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель зависит от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен.

Другим условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости.

Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. В современном бизнесе деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, являются спонсорами программ развития культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды и т. д.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью новых взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. «Предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов - самому эти процессы определять» (Шумпетер).

Предпринимателем в его деятельности движет воля к успеху, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

В отечественной литературе предпринимательство также рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску и т. д. ради получения прибыли.

Капитал как фактор производства представляет собой материальное благо производственного назначения, то есть средство производства.

По особенностям своего участия в процессе производства и взаимодействия с трудом как фактором производства средства производства делятся на предметы труда и средства труда.

К предметам труда относят все то, из чего изготовляют материальные блага или вещи: сырье, вспомогательные материалы, полуфабрикаты. Иными словами, это вовлеченный в процесс производства материал природы, на который направлен труд человека.

К средствам труда относят все то, что воздействует на предметы труда, и то, с помощью чего это воздействие осуществляется. Тем самым в средствах труда выделяются активные и пассивные части.

Активная часть средств труда включает орудия труда – то, что непосредственно воздействует на предмет труда: станки, машины, оборудование, инструменты. Именно орудиями труда вооружены работники, осуществляя процесс труда. Эти орудия во многом определяют содержание их труда. По орудиям труда отличают одну историческую эпоху от другой. Так, выделяется каменный век, когда орудия труда изготовлялись из камня, бронзовый и железный века, в которых были орудия труда из бронзы и железа. Орудия труда иногда называют костно-мускульной системой производства, определяющей его мощность.

Пассивная часть средств труда включает производственные здания, сооружения, вспомогательные устройства, трубы, цистерны, дороги, каналы связи. Все это нередко называют сосудистой системой производства, то есть системой обеспечения функционирования активной части средств труда.

В классической и неоклассической экономической школе

Капитал в экономике - ресурсы, которые могут быть использованы в производстве товаров или оказании услуг. В классической экономике один из трёхфакторов производства; два других - земля и труд.

В классической политической экономии под «Капиталом» обычно подразумевается физический (реальный, производственный) капитал - используемые для производства товаров и услуг средства производства: машины, оборудование, здания, сооружения. Чтобы товар считался капиталом, он должен обладать следующими характеристиками:

· его можно использовать при производстве других товаров (это делает его фактором производства);

· он является результатом переработки (к земле относятся необработанные природные ресурсы, например, полезные ископаемые);

· не используется целиком в процессе производства (что отличает капитал от сырья или полуфабрикатов). (Значительное Исключением является амортизационные отчисления, которые, как промежуточных товаров, рассматриваются как бизнес-счет.)

Современные авторы считают, что капитал находит отражение в корпоративных правах (например, в сумме акций в момент эмиссии). В отличие от этого, инвестиции являются увеличением капитала за некий период, например, за год. Такой подход рассматривает капитал как стоимость, зафиксированную по состоянию на некое время, а инвестиции - как действие по привлечению/размещению средств за период, капиталовложения, финансовый поток.

В марксистской политэкономии

Маркс характеризовал термин «капитал», как «самовозрастающую стоимость».

По мнению Маркса, средство труда может стать капиталом (принесёт стоимости больше, чем его собственная стоимость) только тогда, когда его владельцы прямо или косвенно вступят в экономические отношения с владельцами рабочей силы. Например, сам по себе металлорежущий станок не приносит своему владельцу никакой новой стоимости. Использование станка лично владельцем не превращает станок в капитал. Даже если продукцию владелец не потребляет сам, а продаёт, то часть выручки будет амортизацией оборудования, а вторая часть - оплатой труда работавшего хозяина станка, которая не является прибылью. «Капиталом» станок становится лишь после найма рабочего или сдачи станка в аренду, так как лишь в этой ситуации полученное сверх амортизации разделяется на выплаченную заработную плату и прибыль владельца станка.

Маркс отмечал, что есть минимальный предел размера стоимости, пригодной для превращения в капитал. Маркс предположил, что минимальный размер переменного капитала равен затратам для найма одного работника на период цикла оборачиваемости. Минимальный размер постоянного капитала равен затратам на покупку сырья, материалов, амортизацию оборудования, необходимых нанятому рабочему на период цикла оборачиваемости. Сумма этих минимальных размеров даёт размер средств, меньше которого не получится превратить в капитал. При этом сумма полученной прибыли может оказаться меньше, чем зарплата рабочего. Маркс предполагает, что реальный минимум будет выше в несколько раз, чтобы прибыль обеспечивала не только уровень жизни выше, чем у рабочего, но и позволяла наращивать размер капитала.

В австрийской экономической школе

Согласно воззрениям экономистов австрийской школы, капитал - это ресурсы, которые извлекаются из потребления в настоящем (накапливаются) и используются для получения прибылей в будущем. При этом прибыль на капитал (процентный доход) является:

a) платой за отсрочку потребления

b) платой за риск вложения капитала

В бухгалтерском учёте

В бухгалтерском учёте «капитал» - это разница, между стоимостью активов компании и суммой её обязательств. Эта величина трактуется как вклад (взнос) владельцев (акционеров) в совокупную стоимость компании.

В финансовом анализе предприятий для обозначения собственных оборотных средств иногда используется название рабочий капитал (калька от англ. Working Capital). Этот финансовый показатель, характеризует соотношение собственных и заёмных средств при финансировании текущих активов компании. Равен разнице междутекущими активами и текущими обязательствами.

Государственные органы образуют единую систему осуществления государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление регионами осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Федеральные органы различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимосвязаны между собой, а принцип единства позволяет обеспечить баланс данных властей исходя из разграничения полномочий при осуществлении своих функций.

В настоящее время усиливается роль регионального управления. Система регионального управления включает в себя:

(систему федеральных и региональных органов власти;

(совокупность функций, осуществляемых государственными, органами, а также разнообразные методы, ресурсы, используемые для реализации этих функций;

(систему государственной службы;

(систему связей (прямых и обратных), возникающих между объектами и субъектами управления и т.д.

Вся система регионального управления базируется на общих принципах государственно-властного воздействия на регионы, которое находит свое выражение в правовых формах, а также в выработке общегосударственных целей как для федеральных, так и для региональных органов власти.

В каждом регионе осуществляют свою деятельность территориальные отделения федеральных исполнительных органов государственной власти, которые находятся в прямом подчинении у Центра, но часто одновременно в сильной зависимости от региональных администраций. В настоящее время все избранные главы региональных администраций формально не находятся в прямом подчинении федерального центра, поэтому Глава Российской Федерации и Правительство должны иметь свои собственные подразделения в регионах.

Координация деятельности территориальных органов федеральной власти базируется на взаимодействии Федерального центра и муниципальной власти, а также является неотъемлемой частью в области решения региональных проблем и направлена на достижение поставленных целей федеральной региональной политики.

На законодательном уровне власти создаются комитеты и комиссии структуры, занимающиеся вопросами взаимодействия Центра с субъектами РФ.

Комитет по развитию Севера нес ответственность за проведение эффективной федеральной политики в отношении северных территорий. Практическая деятельности данного Комитета охватывала обширный спектр вопросов: от разнообразных исследований в области науки до снабжения необходимыми продуктами. территорий Севера во время единственного короткого летнего периода.

В обеих палатах парламента существуют профильные комитеты, деятельность которых сосредоточена на разработке законов в области региональной политики государства.

Одним из важных составляющих региональной политики является углубленное изучение и анализ последствий принятия различных законов для предотвращения потенциальных отрицательных последствий для отдельных территорий. Такое исследование должно проводиться в рамках официально одобренной федеральной региональной политики. В Государственной Думе над данной проблемой работает Комитет по вопросам федерации и региональной политики. Комитеты, которые осуществляют свою деятельность в обеих палатах парламента, работают в области экспертного анализа законов, годового бюджета и иных официальных документов.

Организационная структура управления регионами на федеральном уровне состоит из следующих основных элементов:

Администрация Президента РФ, которая имеет подразделения, занимающиеся вопросами региональной политики. В функции администрации входит решение основных политических вопросов.

Ведомства и департаменты Правительства РФ, в компетенцию которых входят вопросы региональной политики (в частности вопросы национальной политики, миграционной политики).

Министерства Правительства РФ, например министерство финансов. Функции министерства финансов связаны с решением вопросов в области финансов, участии в бюджетном процессе;

Отраслевые ведомства, в компетенцию которых входит управление в регионах процессами, связанными с функционированием соответствующих отраслей народного хозяйства.

Функционирование организационных структур управления регионами нуждается в совершенствовании в целях координации их работы для повышения эффективности проводимой социально-экономической политики. Оптимальной считается ситуация при которой:

(обеспечено взаимодействие всех ведомств для наиболее полной реализации функций в области социально-экономической политики;

(функции четко распределены между ведомствами;

(межведомственные конфликты отсутствуют.

Администрация Президента осуществляет контроль в отношении социально-экономического развития регионов и при необходимости может оказывать непосредственное влияние на органы государственного управления субъектов Федерации.

В целях обеспечения реализации Главой Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением Президент РФ Указом «О создании федеральных округов» от 13 мая 2000 года создал на территории Российской Федерации семь федеральных округов:

Центральный (с центром в Москве);

Северо-Западный (Санкт-Петербург);

Уральский (Екатеринбург);

Южный (Ростов-на-Дону);

Приволжский (Нижний Новгород);

Сибирский (Новосибирск);

Дальневосточный (Хабаровск).

Центральный федеральный округ:

Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ:

Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий АО.

Уральский федеральный округ:

Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО.

Южный федеральный округ:

Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия (Алания), Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

Приволжский федеральный округ:

Республика Башкортостан, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий АО.

Сибирский федеральный округ:

Республика Бурятия, Республика Алтай, Республика Тува, республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО.

Дальневосточный федеральный округ:

Якутия, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская АО, Корякский АО, Чукотский АО.

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации был преобразован в институт полномочных представителей Главы Российской Федерации в федеральных округах.

Полномочный представитель Президента России в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Главу Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента России, соответственно он назначается на должность и освобождается от должности Главой Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации. Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему. Срок назначения на должность, определяется Главой Российской Федерации, но не может превышать срока исполнения Главой России своих полномочий.

Полномочный представитель имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью. Заместители полномочного представителя также являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента Российской Федерации. Назначение на должность заместителей полномочного представителя, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются Руководителем Администрации.

Основными задачами полномочного представителя являются:

(организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Главой Российской Федерации;

(организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

(обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Главы Российской Федерации;

(представление Главе Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

(обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

(анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Главе Российской Федерации соответствующие предложения;

(организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

(разрабатывает совместно с ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

(согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Главой Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти;

(организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Главы Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

(согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;

(согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Главы Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;

(вручает в федеральном округе по поручению Главы Российской Федерации государственные награды Российской Федерации, а также объявляет благодарность Главы Российской Федерации;

(принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

(организует по поручению Главы Российской Федерации проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, находящимися в пределах федерального округа;

(вносит Главе Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов законодательству;

(взаимодействует с Главным контрольным управлением Главы Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Главы Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Полномочный представитель имеет право:

(запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Главы Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;

(направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

(пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента России и федеральных органов государственной власти;

(использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;

(организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Главы Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;

(направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;

(вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;

(привлекать сотрудников Главного контрольного управления Главы Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;

(образовывать совещательные и консультативные органы.

Полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.

Оперативное руководство деятельностью полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента России.

Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента России. В состав аппарата полномочного представителя входит соответствующая окружная инспекция Главного контрольного управления Президента России.

Главное контрольное управление Главы России осуществляет методическое руководство указанной окружной инспекцией по вопросам организации контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Главы Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, реализацией федеральных программ.

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации утверждает структуру и штатную численность аппарата полномочного представителя, определяет количество заместителей полномочного представителя.

Полномочный представитель:

Руководит деятельностью аппарата полномочного представителя, обеспечивая решение возложенных на него задач;

Распределяет обязанности между своими заместителями;

Утверждает должностные инструкции работников аппарата полномочного представителя;

Назначает на должность и освобождает от должности сотрудников своего аппарата, поощряет их и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания;

Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции;

Издает распоряжения по вопросам деятельности аппарата полномочного представителя;

Решает вопросы о командировании сотрудников аппарата полномочного представителя в пределах Российской Федерации.

Полномочный представитель размещается в центре федерального округа. Место размещения заместителей полномочного представителя и его аппарата на территории федерального округа определяется полномочным представителем.

Зарубежный опыт региональной политики

Первые шаги в области регулирования развития регионов были предприняты еще в середине девятнадцатого века. Основу региональной политики составляло соотношение «центр - периферия». В литературе выделяют несколько этапов развития регионального управления в западных странах:

Начальный этап приходится на 30-е гг. XX в. После разрушительного кризиса 1929-1933 гг. важность и необходимость изучения проблем регионального развития экономики не оставляла сомнений. Программы по развитию регионов получили наибольшее распространение в Великобритании и США. Например, в Великобритании в 1933 году для проведения антикризисной политики государства были выделены «специальные районы», так как спад производства наблюдался в области традиционных отраслей промышленности и в некоторых аграрных районах.

Второй этап приходится на 40-50-е гг. Данный период характеризуется также спадом производства, в основном в традиционных отраслях промышленности, что явилось последствием послевоенного экономического кризиса. Последствия этого кризиса в наибольшей степени проявились в странах Западной Европы (Новая Англия, Эльзас, Лотарингия, Северные районы Франции и др.). Однако спад производства наблюдался в некоторых штатах в США, что подтолкнуло правительство к активному освоению слаборазвитых районов: Аляски, северных районов Скандинавии и Канады.

1. Особенности организации регионального управления

1.1 Основы регионального управления

В последние годы значительно усиливается роль регионального управления в общей системе государственного управления, поскольку именно через регионы осуществляется руководство государством в целом. Региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом региональной специфики. Для нормальной жизнедеятельности субъект Федерации как региональное звено единой системы федеративного государства, обладает всеми необходимыми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах. Все насущные проблемы жизнеобеспечения населения решаются в субъектах Федерации. Органы управления субъектов несут основную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе.

Под региональным управлением понимают государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в административно-территориальных границах всеми подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений. Региональное управление отождествляется с управлением в границах территорий субъектов РФ, т.е. территорий республик, краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения. Такое понимание территориального управления является базовым. При этом следует учитывать, что правовое, организационное, финансово-организационное обеспечение регионального управления не может быть отвлечено от местного самоуправления, имеющего, как известно, территориальную основу в административных границах субъектов Российской Федерации.

Главной целью регионального управления является повышение удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Обоснованный с точки зрения способности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяйственно-экономической самостоятельности региона влияет на эффективность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности. К наиболее значимым региональным интересам относятся:

Соответствие уровня и образа жизни населения государственным и иным стандартам;

Наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);

Потенциал для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;

Наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;

Природоресурсный и экологический потенциал региона;

Стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.

С учетом региональных интересов формируются и активизируются цели, принципы и методы регионального управления.

1.4 Система органов управления субъектами РФ

Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являясь органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные интересы в осуществлении межотраслевого и отраслевого управления. Президент Российской Федерации, соблюдая Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, вправе решать различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями и сферами управления. И хотя его полномочия в этой области не конкретизированы, на практике он издает правовые акты по самым разнообразным вопросам.

Важная роль по руководству отраслями и сферами управления в общероссийском масштабе отводится Правительству Российской Федерации. Организационное и юридическое обеспечение региональных интересов в деятельности правительства Российской Федерации достигается благодаря тому, что оно объединяет и направляет деятельность федеральных органов межотраслевого и отраслевого самоуправления; принимает по вопросам своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории государства. Председателю Правительства России по отдельным вопросам подчинены главы администраций субъектов Российской Федерации, на него возложен контроль над осуществлением полномочий главы администрации регионов в целях обеспечения полномочий федеральных органов исполнительной власти на всей территории Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти общей компетенции субъектов Федерации осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления. Свою деятельность по осуществлению регионального управления эти органы осуществляю с учетом:

Взаимоотношений региона и Федерации;

Взаимоотношений региональных органов и органов местного самоуправления;

Обеспечения комплексного развития региона как единой системы.

Органы исполнительной власти общей компетенции любого уровня осуществляют свои полномочия также и в зависимости от их характера непосредственно и через подчиненные органы, призванные руководить порученными им отраслями и сферами.

Таким образом, система регионального управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженных обычно в правовых формах, и включает:

а) систему государственных органов (федеральных и региональных);

б) систему государственной службы;

в) совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов;

г) систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д. Решение вопроса

формирования системы органов регионального управления субъектов Федерации требует выделения приоритетных для конкретного субъекта сфер деятельности.

1.5 Приоритетные сферы управления

В зависимости от специфических особенностей региона (численного, национального и демографического состава населения, климата, географического положения, удаленности от центра и т.д.) наоборот приоритетных направлений, на которых сосредотачиваются основные управленческие усилия, может быть различным. Между тем есть сферы управления, которые одинаково важны для всех субъектов Федерации. Среди них выделяют управление:

Политической жизнью;

Сферой материального производства;

Финансово-кредитным комплексом;

Потребительским рынком;

Социально-бюджетным комплексом;

Использованием природных ресурсов;

Общественной безопасностью;

Информационной средой.

Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания общегосударственных и региональных интересов в деятельности государственных органов, определяющие общие контуры региональной политики, ее цели и задачи, представлены в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации №803 от 3 июня 1996 года. В нем под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти (федеральных и региональных) по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Экономическую основу деятельности органов субъекта Федерации составляет собственной субъекта Федерации, а финансовую - бюджет субъекта Федерации.

2. Организация регионального управления на примере Калужской области.

Согласно Уставу Калужской области, устанавливающему статус области, принципы организации и деятельности органов государственной власти области, Правительство области, возглавляемое Губернатором области, и органы исполнительной государственной власти области составляют систему исполнительной власти Калужской области.

Правительство области и органы исполнительной государственной власти области организуют и осуществляют управление областью.

Правительство области разрабатывает для представления Губернатором области в Законодательном Собрании области, проекты областного бюджета и программ социально-экономического развития области, а также обеспечивает их исполнение.

Правительство области и органы исполнительной государственной власти области, представляя интересы населения области, берут на себя решение существующих проблем, а также заботятся о перспективном гармоничном развитии региона.

Цель деятельности Правительства области и органов исполнительной государственной власти области: обеспечение достойной жизни калужан.

Основные полномочия Правительства области:

Правительство области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Правительство области:

· осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· разрабатывает для представления Губернатором области в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, в составе материалов, представляемых с проектом областного бюджета, - проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, отчетов об их исполнении, а также проекты областных программ социально-экономического развития;

· обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет о его исполнении, включая отчет (информацию) о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Губернатором области в Законодательное Собрание области;

· формирует органы исполнительной государственной власти области - утверждает положения о них, структуру и штатную численность;

· разрабатывает, реализует финансовую, инвестиционную, ценовую политику в области, способствует развитию предпринимательства, содействует укреплению и развитию банковской и кредитной системы;

· управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

· вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обращаться в суд;

· решает вопрос об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации;

· осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Заключение

Главной целью регионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития.

Выбор редакции
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...

Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...