Государственный инспектор труда проводит расследование при. Как производиться расследование сокрытого несчастного случая


Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

КОММЕНТАРИЙ 1.

В статье 2293 ТК РФ установлены конкретные обстоятельства, при наличии которых расследование несчастного случая может проводиться государственным инспектором труда без образования комиссии, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Такое расследование проводится:

а) при выявлении госинспектором труда сокрытого несчастного случая;

б) при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;

в) при получении сведений, объективно свидетельствующих о допущенном работодателем нарушении установленного порядка расследования несчастного случая.

В соответствии с требованиями комментируемой статьи по результатам самостоятельно проведенного расследования государственный инспектор труда составляет заключение по данному несчастному случаю и выдает работодателю предписание, являющееся обязательным для исполнения.

Перечень указанных в ч. 1 комментируемой статьи оснований ограничен и расширенному применению не подлежит. Иных оснований для написания государственным инспектором труда заключения по несчастному случаю действующими законодательными и иными нормативными актами не установлено.

В этой связи очевидно, что только при наличии упомянутых оснований требования заключения и предписания государственного инспектора труда могут считаться правомерными и являться обязательными для работодателя. 2.

Если при осуществлении надзорно-контрольной деятельности государственным инспектором труда установлено, что утвержденный работодателем (его представителем) акт о несчастном случае на производстве составлен с нарушениями установленного порядка или не соответствует обстоятельствам и материалам расследования несчастного случая, в соответствии с положениями ч. 2 комментируемой статьи государственный инспектор труда вправе обязать работодателя (его представителя) внести в него необходимые изменения и дополнения.

В соответствии с п. 38 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73, в некоторых случаях государственным инспектором труда может проводиться дополнительное расследование несчастного случая (при необходимости с участием пострадавшего или его доверенного лица, профсоюзного инспектора труда, должностных лиц иных органов государственного надзора и контроля, представителей страховщика). По результатам проведенного дополнительного расследования государственный инспектор труда оформляет акт о расследовании несчастного случая установленной формы и выдает соответствующее предписание, которое является обязательным для исполнения работодателем (его представителем).

В указанных случаях прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда. 3.

В соответствии с правовыми нормами Положения особый порядок (без формирования комиссии) установлен также для расследования тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера (п. 16 Положения), а также несчастных случаев, в результате которых нетрудоспособность пострадавшего наступила после изменения формы собственности организации (смены собственника имущества) без сохранения (установления) правопреемственности либо ликвидации организации в порядке и на условиях, установленных законодательством (п. 20 Положения).

Расследование таких несчастных случаев проводится государственными инспекторами труда самостоятельно по заявлению пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных представлять интересы пострадавшего в ходе расследования, как правило, с участием представителей соответствующего исполнительного органа страховщика, а в необходимых случаях - и территориального объединения организаций профсоюзов. 4.

В соответствии с постановлениями должностных лиц органов следствия, дознания, проводящих следственно-оперативные меро приятия в рамках возбужденных уголовных дел по фактам несчастных случаев на производстве, либо решениями судебных органов, рассматривающих указанные дела, должностными лицами государственных инспекций труда может проводиться экспертиза несчастных случаев, по результатам которой ими могут быть подготовлены соответствующие экспертные заключения.

Несчастный случай – это событие, повлекшее за собой травму или ухудшение здоровья человека. Таковые случаи подразделяются на производственные и непроизводственные. Очевидно, что непроизводственные случаи не связаны с трудовой деятельностью гражданина, выполняемой по трудовому или гражданско-правовому договору.

Дополнительно

Согласно ст. 212 ТК РФ кроме несчастных случаев на производстве расследованию также подлежат и профессиональные заболевания работников. К этой категории относятся острые или хронические заболевания, которые появились у работника в результате воздействия на него вредных производственных факторов, после чего наступила временная или стойкая нетрудоспособность.

Производственный несчастный случай – это происшествие в процессе исполнения служебных обязанностей, вследствие которого гражданину или группе лиц был причинен вред здоровью: от незначительной травмы до летального исхода.

Трактовка формулировки «несчастный случай на производстве» подразумевает:

  • выполнение служебных обязанностей непосредственно на рабочем месте или в командировке;
  • движение к месту проведения работ или обратно;
  • устранение последствий аварийных ситуаций.

Если же о происшествии не были извещены соответствующие органы, то такое событие получает статус сокрытого несчастного случая.

Действия работодателя при несчастных случаях регламентируются Положением Министерства труда №73 от 24.10.2002 года и Трудовым Кодексом (ТК) РФ (ст.227) . Согласно данным документам, все несчастные случаи должны быть расследованы и зафиксированы в реестрах учета.

Алгоритм расследования

Перечень мероприятий, который обязан выполнить работодатель и (или) его представители при наступлении несчастного случая, прописаны в статьях 227 — 231 ТК РФ.

Приведем основные из первоочередных :

  • оказание первой мед. помощи пострадавшим и вызов на место происшествия квалифицированных медицинских работников;
  • предотвращение влияния имеющегося источника опасности на других граждан;
  • фиксирование ситуации на месте происшествия путем фото или видеосъемки, письменного описания, показаний очевидцев произошедшего;
  • проведение проверки с оформлением протокола заседания комиссии по расследованию несчастного случая. Это целый ряд специальных мероприятий:
    • осуществление проверки,
    • создание комиссии,
    • утверждение ее состава,
    • ознакомление комиссии с результатами расследования,
    • вынесение решения с составлением протокола;

    Более подробный алгоритм расследования несчастных случаев на производстве можно найти в статье .

  • уведомить о происшествии надлежащие инстанции (ст. 228.1 ТК РФ):
    • гос. инспекцию по труду,
    • прокуратуру (при имеющихся тяжелых последствиях),
    • орган местной власти,
    • Фонд социального страхования (ФСС),
    • профсоюз.

Обратите внимание: каждый работник вправе принимать участие в расследовании произошедшего с ним несчастного случая. Если по состоянию здоровья он не может присутствовать лично, заменить его имеет право его законный представитель.

Расследование сокрытого несчастного случая проводится по инициативе гос. инспектора по труду в ответ на выявление факта его сокрытия, жалобы пострадавших, их родственников или свидетелей.

О расследовании комиссией несчастного случая на производстве смотрите в следующем видео

Факторы, влияющие на длительность расследования

Временной интервал, отведенный для расследования НС на производстве, регулируется на законодательном уровне, статьей 229.1 Трудового Кодекса (ТК) РФ и пунктом 19 Положения о расследовании несчастных случаев. Отсчет отпущенного законом времени начинается на следующий день после издания приказа о создании комиссии по расследованию происшествия.

Период времени, отведенный на детальное выявление причин, повлекших за собой несчастный случай, зависит от двух факторов:

Дополнительное расследование

Работодатель не вправе отказывать пострадавшему сотруднику в расследовании несчастного случая, произошедшего на производстве. Однако, даже если расследование было проведено, но работник не согласен с решением комиссии или есть данные о нарушении порядка расследования, то пострадавший может обратиться в государственную инспекцию труда. При этом инспектор инициирует проведение дополнительного расследования НС.

  1. От тяжести последствий:
    1. легкий НС с участием одного или нескольких человек – допускается до 3 календарных дней расследования,
    2. НС, повлекший причинение тяжелого ущерба здоровью (вплоть до смертельного исхода) одного и более сотрудников – не более 15 календарных дней расследования.

    Степень тяжести ущерба, причиненного здоровью работника (или работников), определяется в соответствии с Приложением к Приказу Минсоцздравразвития РФ за №275 от 24.02.2005 года. Основанием для определения тяжести повреждений является официальное медицинское заключение, выданное мед. учреждением, куда был доставлен работник после НС. Оформление такого документа осуществляется по официальному запросу работодателя, на территории которого произошло это событие;

  2. От срока уведомления ответственных лиц о произошедшем несчастном случае. Если сообщение о последствиях несчастного случая на производстве поступило сразу после происшествия, то действуют временные интервалы, приведенные выше. Если информация была доведена спустя какое-то время после инцидента, или ущерб здоровью работника проявился позже, то работодателю отводится 1 календарный месяц для проведения расследования. Временной интервал начинает исчисляться на следующий день после подачи гражданином соответствующего заявления.

Продление сроков расследования несчастного случая на производстве

Существуют исключения, при которых возможно продление периода выявления причин НС (часть 3 ст. 229.1 ТК РФ):

Дополнительно

В случае существования объективных причин, по которым расследование НС не может быть завершено в установленные законом сроки, по п. 20 Положения о расследовании несчастных случаев председатель комиссии должен проинформировать пострадавшего или его представителей об увеличении сроков расследования и причинах, приведших к этому.

  • при физической невозможности выполнения всех необходимых следственных мероприятий в указанные сроки. Приведем пример: на участке в цеху произошло замыкание электрооснащения станка, в результате которого станку необходим ремонт, работник не пострадал, т. е. налицо НС с легкими последствиями, на расследование которого отводится 3 дня. Для выявления причин НС, среди прочих следственных мероприятий, необходимо сделать анализ крови работника на выявления следов приема алкоголя, наркотиков или иных психотропных веществ. Время выполнения полного цикла анализов – 5 дней. Следовательно, необходимо продление сроков проведения расследования на 2 дня;
  • при необходимости проведения различных экспертиз, длительность которых превышает отведенные сроки расследования. Следует учесть, что может потребоваться выполнение нескольких экспертиз;
  • в случае если место, где произошел НС, находится в труднодоступном районе, например, на судне, находящемся в длительном переходе, на буровой вышке и т. д.;
  • при необходимости привлечения к расследованию НС правоохранительных или надзорных органов для проведения следственных действий.

Стандартное продление срока расследования несчастного случая на производстве составляет 15 календарных дней, но допускается увеличение срока после согласования с организациями, выполняющими исследовательские и следственные мероприятия.

Ответственные за принятие решения о продлении

При наличии причин, перечисленных выше, срок проведения расследования увеличивается. Решение об этом должен принимать председатель комиссии, созданной на предприятии для выяснения причин НС, после согласования с организациями, привлеченными к проведению расследования несчастного случая на производстве по ТК РФ (ч. 2 ст. 229.1 ТК РФ). Принятое решение должно быть зафиксировано в специально изданном приказе, либо в другом документе в письменной форме с разъяснением причин продления и указанием новых сроков расследования. Данная информация должна быть доведена до сведения всех заинтересованных лиц.

Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

Создание комиссии нужно для получения объективного решения по поводу причины несчастного случая, выявления виновных и для принятия мер по устранению предпосылок для повторения подобного в будущем.

Правила создания комиссии прописаны в ст. 229 ТК РФ, где сказано о ее численном и должностном составе, о выборе главы комиссии. Согласно данному документу, комиссию должен формировать работодатель, у которого произошло событие. Состав комиссии по расследованию несчастных случаев утверждается специально изданным приказом за подписью работодателя. Он же должен финансировать работу комиссии.

Результатом деятельности проверочной комиссии являются:

  • акт, констатирующий несчастный случай;
  • акт о выполненной проверке обстоятельств случившегося;
  • запись в реестре фиксации производственных происшествий.

Стоит отметить: работает проверочная комиссия в строго отведенные законодателем сроки. В случае легких травм, полученных работниками, расследование длится 3 календарных дня. При тяжелых повреждениях или несчастном случае со смертельным исходом расследование будет продолжаться 15 дней. Председатель комиссии может продлить сроки расследования, но не более, чем на 15 дней. В это время комиссия проводит дополнительные проверки и получает заключения (к примеру, медицинское освидетельствование пострадавшего).

Состав проверочной группы в стандартных ситуациях

Данный вариант предполагает образование комиссии численностью от 3 проверяющих в составе:

  • ответственного за охрану труда, или работника, выполняющего его функции;
  • работодателя или его представителя;
  • члена профсоюза данной компании.

Председателем комиссии назначается представитель работодателя.

Состав комиссии в случаях с наличием тяжелых пострадавших

Если несчастный случай повлек за собой тяжелые травмы, ухудшение здоровья или даже смерть пострадавшего, то в состав комиссии дополнительно включаются:

  • сотрудник гос. инспекции по труду;
  • представитель местной власти;
  • член территориальной организации профсоюзов;
  • представитель регионального отделения ФСС;
  • представитель органа санитарно-эпидемиологического надзора, если произошло острое отравление.

Главой проверочной группы в подобных случаях назначается гос. инспектор по труду.

При несчастном случае, вследствие которого погибли 5 и более человек, в состав спецкомиссии включаются представители Роструда, общероссийского совета профсоюзов. Главой комиссии назначается главный инспектор по труду РФ.

Расследование

Кратко расследование несчастных случаев на производстве состоит в сборе комиссией всей информации, касающейся произошедшего, и выводах о причинах случившегося.

Смотрите в видео подробные разъяснения, что делать во время расследования несчастного случая

В первую очередь комиссия опрашивает самого потерпевшего, если это возможно, и очевидцев события. Кроме этого в случае необходимости наниматель должен подготовить и предоставить комиссии следующие документы:

Дополнительно

Комиссией должны быть обязательно оформлены протоколы опросов должностных лиц и очевидцев несчастного случая, объяснительная пострадавшего работника, протокол осмотра места несчастного случая формы 7, а также схема или план произошедшего. Отсутствие данной документации считается грубым нарушением процедуры расследования и грозит ответственностью при проверке Государственной инспекцией труда.

  • Фото, видео или схематичный план места происшествия;
  • Бумаги, описывающие состояние рабочего места, где случилось травмирование: есть ли там опасные или вредные производственные факторы;
  • Документы, подтверждающие прохождение инструктажей об охране труда пострадавшими;
  • Заключения экспертов, технические расчёты и выводы специалистов (проводятся за счёт нанимателя);
  • Медицинские документы о степени вреда, причинённого здоровью работника, а также о содержании в крови потерпевшего алкоголя и наркотических веществ;
  • Журналы и другие формы учёта выдачи сотруднику спецодежды и средств индивидуальной защиты;
  • Сведения о выявлении ранее на предприятии профсоюзной организацией или государственной инспекцией труда нарушений трудового законодательства;
  • Иные документы и информация, которая потребуется комиссии.

Расследование несчастного случая, приведшего к гибели работника, а также группового или тяжёлого случая должно быть проведено в течение 15 дней. Остальные травмы на производстве расследуются в трёхдневный срок. Исключением является такой случай, о котором работодателю изначально не было известно. Тогда расследование проводится по заявлению потерпевшего в течение месяца со дня написания.

Алгоритм расследования несчастных случаев на производстве заканчивается составлением соответствующего акта. Документ составляется по утверждённой форме Н-1 по одному экземпляру для нанимателя и работника. Если пострадавших работников несколько, каждый из них должен получить свой экземпляр акта.

Основная информация, которую нужно внести в акт:

  • подробные обстоятельства случившегося;
  • причины несчастного случая;
  • выводы расследования: кто виноват в произошедшем, какие нормы по охране труда нарушены.

Как правильно проводить расследование несчастного случая на производстве — подробности в видео

Протокол осмотра места несчастного случая

После того, как информация о произошедшем на производстве несчастном случае стала известна работодателю, он обязан инициировать организацию комиссии по расследованию обстоятельств несчастного случая. Члены комиссии определяют причину произошедшего случая, после чего работодатель обязан документально оформить результаты расследования.

Протокол осмотра места несчастного случая (форма 7) – документ, в котором фиксируются обстоятельства несчастного случая, а также ход расследования. Документ составляется и формируется работодателем, но подписаться в нем обязаны все члены комиссии, а также другие лица, участвующие в расследовании, тем самым заверив достоверность документа.

Пункты, которые обязательно указываются в документе:

  1. ФИО работника, с которым произошел несчастный случай, а также основные сведения об организации.
  2. Обозначаются трудовые отношения между работодателем и пострадавшим.
  3. Указывается вид несчастного случая, произошедшего с работником. Виды несчастных случаев на производстве зафиксированы законодательно.
  4. Указываются сведения обо всех членах комиссии.
  5. Фиксируется ход и результаты расследования.
  6. Указываются сведения о материалах, прикрепленных к документу (фото, видео и другие материалы).

В случаях когда во время происшествия работник был командирован по работе, комиссию по расследованию причин несчастного случая составляет ответственное лицо по месту возникновения несчастного случая, а не работодатель, который командировал сотрудника. Такие условия необходимы для удобства и достоверности расследования.

Извещение о несчастном случае

При тяжелом несчастном случае (если работник умер или в результате происшествия получил инвалидность либо пострадавших два и более) работодатель обязан сообщить о произошедшем в ФСС, прокуратуру и другие уполномоченные органы. Порядок извещения о несчастном случае на производстве подробнее рассмотрен .

Если имел место групповой несчастный случай или несчастный случай с летальным исходом, несчастный случай признается таким, который имеет серьезные последствия и заполняется по другой форме. Здесь для каждого отдельного пострадавшего сотрудника оформляется отдельный бланк.

Протокол осмотра места несчастного случая произошедшего с сотрудником на производстве или при выполнении трудовых обязанностей служит основным документом для определения результатов происшествия и утверждается строго согласно с условиями, определенными Постановлением Правительства РФ N 73 . При необходимости во время составления документа в состав комиссии могут входить и представители страховой организации.

Акт о несчастном случае

Акт произвольной формы о несчастном случае – документ, в котором фиксируются результаты расследования обстоятельств несчастного случая, а также порядок выхода на работу сотрудника после произошедшего. Образец акта о производственной травме можно найти .

Основная информация, которую следует указать в документе – причины несчастного случая. Такие причины могут быть связаны с износом оборудования, неправильными условиями труда, несоблюдением техники безопасности или быть не связанными с рабочим процессом. Если по результатам расследования несчастный случай произошел по вине работодателя, неисправности оборудования или неподходящие условия трудового процесса придется исправить. Если стала неосторожность работника, страховая компания имеет право лишить его до 25% от положенных страховых выплат.

О документальном фиксировании несчастного случая и результатов его расследования смотрите в данном видео

Также в документе указываются и условия выхода сотрудника на работу. Если по итогам несчастного случая работник потерял работоспособность на один полный рабочий день и более, это следует оформить документально и зафиксировать в акте. Если работник по итогам несчастного случая потерял возможность выполнять свою прежнюю работу по состоянию здоровья, в акте может быть указано о его вынужденном переводе на другую должность или другой режим работы по договоренности с сотрудником. Если же сотрудник полностью потерял работоспособность по итогам несчастного случая или умер, это также фиксируется в акте.

Акт о несчастном случае на производстве хранится у работодателя 45 лет на случай, если возникнут споры по итогам расследования или необходимость ознакомиться с документами. Дополнительно составляется второй равноценный по юридической силе экземпляр документа, который выдается на руки пострадавшему или его родственникам (в случае летального исхода). Такой документ может храниться неограниченное количество лет.

Сообщение о результатах расследования

После того как акт расследования утверждён комиссией у нанимателя есть три дня, чтобы передать его:

  • пострадавшему работника (вручается отдельный экземпляр);
  • прокурору (при тяжёлых несчастных случаях, групповых и связанных со смертью сотрудника);
  • в государственную инспекцию труда (для той же категории происшествий, как и в предыдущем пункте);
  • страховщику (если сотрудник был застрахован от несчастных случаев на рабочем месте).

Экземпляр нанимателя вместе с материалами расследования хранится по месту работы пострадавшего сотрудника в течение 45 лет.

Мы готовы ответить на возникшие вопросы - спрашивайте в комментариях

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

Сокрытие несчастных случаев на производстве — это ответственность работодателя, установленная законом. Ни один факт даже малого травмирования работника не должен пройти без внимания. По каждому случаю назначается расследование для выявления обстоятельств получения увечья, и в первую очередь необходимость этого имеет цель предотвратить аналогичные события в будущем.

Любая деятельность по найму несет опасность для работника, и государство гарантирует возможность предоставления компенсации за лечение полученной травмы через Фонд социального страхования (ФСС). В эту организацию каждый руководитель предприятия вносит в определенном объеме плату на возмещение затрат по несчастным случаям (НС), которые могут произойти. Нормативы установлены по признакам опасности конкретных производств: чем оно сложнее и небезопаснее, тем выше процент отчислений. Контроль поступления сборов осуществляет налоговая инспекция, а инженерную сторону обеспечения безвредности обстановки исполняют службы трудового и технического надзора.

Первое лицо любой организации должно создать комфортные и благоприятные условия на рабочих местах служащим своей компании. Во исполнение требований Трудового кодекса и других нормативных директив издаются внутренние документы, инструкции и регламенты, направленные на установление порядка, обеспечивающего невредную и неопасную обстановку в цехах и на участках. Направления работы:

  • проектная документация на реконструкцию и строительство объектов, создание новых машин и механизмов должна выполняться, согласно требованиям безопасности;
  • применение средств индивидуальной защиты подтвержденного качества на вредных и неблагоприятных рабочих местах;
  • каждого участка трудовой деятельности с целью выявления отрицательных факторов;
  • соблюдение установленных правил внутреннего распорядка и нормативов нерабочего времени, отведенного для отдыха.

Работодатель организует контроль за безусловным следованием сотрудников регламентам, обозначенным в их производственных инструкциях и должностных обязанностях. Для этого создаются специальные службы охраны труда и техники безопасности. Помимо организационных и инженерных мер, законодательство предусматривает для многих производств и обязательное применение медицинских осмотров. Это относится к тем предприятиям, которые имеют участки с вредными или опасными факторами по каким-то показателям:

  • горные работы: подземные и открытые;
  • перевозки всеми видами транспорта;
  • химические производства.

Этот список можно еще продолжать, так как перечень профессий, требующих проведения постоянных и периодических медосмотров очень длинный. Нарушения в области каждого из перечисленных выше направлений могут стать причиной НС.

Кого следует уведомить о НС на производстве?

Если результатом некоторого события в технологическом процессе явилась травма работника, то следует оказать ему элементарную помощь и вызвать скорую. Все другие дела можно исполнять только после того, как пострадавший попадет в медицинское учреждение. Помимо создания комиссии для проведения расследования, работодатель обязан довести факт НС до контролирующих организаций в установленные законом сроки, чтобы не быть обвиненным впоследствии в сокрытии случая травмы. Ее тяжесть определяет перечень инстанций и сроки извещения.

Все НС с застрахованными трудящимися — одиночные и групповые, легкие и тяжелые, в том числе с летальным исходом, доводятся до ФСС не позднее 24 часов после события. Форму сообщения предоставят в фонде страхования.

НС со смертью пострадавшего, тяжелый случай или групповой (более 2 человек травмированных) — уведомляются в течение суток несколько учреждений:

  1. Территориальная Государственная инспекция труда.
  2. Местная Прокуратура.
  3. Администрация муниципалитета, где зарегистрирован работодатель — виновник события.
  4. Предприятие, командировавшее пострадавшего работника на участок, где произошел НС.
  5. Территориальный орган Ростехнадзора, в ведении которого объект находится.
  6. Местное отделение ФСС.
  7. Региональное объединение профсоюза.

В течение 3 суток после выявления перемещения НС в разряд тяжелого или с летальным концом, первоначально так не квалифицировавшимся, извещаются:

  • Государственная трудовая инспекция, под надзором которой находится предприятие с НС;
  • профсоюз региона;
  • местная контора Ростехнадзора;
  • отделение ФСС.

Помимо перечисленных организаций, на работодателе лежит также обязанность проинформировать родственников тяжело пострадавшего или погибшего на производстве работника. При этом способ сообщения законом не оговаривается, но в практике чаще всего используется телефон, SMS и письмо.

В организации уведомление о событии может направляться любыми доступными средствами связи, но в интересах руководителя документально засвидетельствовать факт передачи сообщения. При возникновении недоразумений будут иметься свидетельства добросовестного исполнения установленных законом обязанностей. И также следует иметь в виду, что за отсутствие уведомления отделения ФСС о страховом событии — произошедшем НС предусмотрена административная ответственность.

Оформление проведенного расследования НС


Обстоятельства травмирования, причины и меры по недопущению подобных случаев излагаются в акте формы Н-1: экземпляр вручается получившему повреждение или его родственникам в течение первых 3 дней после завершения разбирательства, а другой со всеми материалами помещается на хранение. Срок — 45 лет на предприятии, при его ликвидации передается в Инспекцию труда по месту регистрации организации. В материалах следствия должны находиться схемы и описания участка происшествия, протоколы опросов пострадавших и очевидцев.

Экземпляров может быть и больше, если случай групповой (вручить каждому), или травма произошла у прикомандированного из другой организации работника: туда направляют 2 акта, а 1 экз. остается. Документ подписывается членами комиссии и утверждается руководителем предприятия, затем издается соответствующий приказ.

Сокрытие НС


Скрыть серьезные случаи травмирования довольно сложно, поскольку при обращении в медицинское учреждение информация о них в безусловном порядке передается соответствующим организациям. Тем не менее попытки скрыть происшествие предпринимаются. Зачастую обстоятельства сокрытия несчастных случаев на производстве связаны с желанием руководителей 1 звена — мастеров и прорабов избежать наказания за необеспечение безопасных условий труда, и они идут на сговор с пострадавшими. Зачем это нужно человеку, получившему повреждения? Отчасти признание собственной вины в случившемся, а основное — это обещания непосредственного руководителя компенсировать в денежной форме причиненные страдания и потерю трудоспособности.

Другой вариант — система премирования руководителей 2 уровня и службы техники безопасности в зависимости от количества НС. В любом случае происходит соглашение между пострадавшим и его руководителем.

Последствия

При выявлении трудовым инспектором факта сокрытия НС назначается проверка, и выполняются мероприятия по расследованию. До родственников пострадавшего доводится информация о причитающихся им законных выплатах и их праве на обращение в трудовую инспекцию, куда подается просьба о проведении разбирательства.

После этого инспектор изучает обстоятельства НС, и обязывает руководителя предприятия утвердить подготовленный акт Н-1 с заключением госинспектора.

Источниками информации для проведения дознавательных действий, как правило, являются:

  • следственные органы;
  • учреждения здравоохранения;
  • местные отделения ФСС;
  • участковые инспекторы полиции;
  • работники прокуратуры;
  • журналисты.

По результатам расследования руководителю предприятия, сокрывшему НС, или другому установленному лицу выносится постановление о привлечении к административной ответственности и материальному наказанию в виде штрафа. Размер платежа дифференцирован в зависимости от статуса нарушителя. По тексту действующей на июнь 2017 г. редакции административного Кодекса (ст.15.34), сокрытие производственного страхового случая влечет за собой взыскание с:

  • гражданина 300-500 рублей;
  • человека при должности 0,5-1 тыс. рублей;
  • предприятия 1-10 тыс. рублей.

Попытки сознательного сокрытия НС на уровне руководителя компании достаточно редки: нет у него никакой мотивации к противозаконным действиям, но по неопытности своих сотрудников или их нерадивости такая ситуация может возникнуть. Поэтому для работодателя важно знать самому нормативные документы в области безопасного выполнения действий и требовать неукоснительного их соблюдения от своих сотрудников, чтобы не попасть в разряд штрафников за сокрытие несчастного случая.

Июн 20, 2017 zakonadmnin

В соответствии со статьей 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция.

Статья 360 ТК РФ устанавливает, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, порядок проведения инспекций определяется Конвенцией Международной организации труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 год) 1 . Кроме того, необходимо руководствоваться Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» 2 .

Мероприятия по проведению контроля, осуществляемые государственными инспекциями по труду, могут быть плановыми и внеплановыми. При этом в отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся также в случаях:

    получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

    обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обратим внимание, что перечень документов, которые могут быть истребованы при проверке, определяется с учетом требований статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» о недопустимости требования представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки.

Статья 357 ТК РФ перечисляет основные права государственных инспекторов труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

      В порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц. Отметим, что инспектор обязан предъявить служебное удостоверение при проведении проверки. Кроме того, согласно предыдущей редакции ТК РФ такие посещения могли осуществляться беспрепятственно, а не в порядке, установленном законом, что, несомненно, нарушало права работодателей и могло привести к произволу проверяющих.

      Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Все запрашиваемые сведения предоставляются бесплатно.

      Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

      Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.

      Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания. Предписания могут содержать следующие рекомендации: об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; о восстановлении нарушенных прав работников; привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

      Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.

      Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

      Запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

      Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Два пункта статьи в новой редакции ТК РФ признаны утратившими силу. Теперь инспекторы не вправе выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

В соответствии со статьей 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).

На инспекторов возложена обязанность хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности. Важной гарантией прав работника можно считать положение, закрепляющее конфиденциальность источника жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Инспектор обязан воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель при этом возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Приведем пример по инспекции по труду г. Челябинска. Так, за первый квартал 2012 года инспекция выдала 373 предписания, из них 29% – государственными инспекторами труда по правовым вопросам и 71% – государственными инспекторами труда по охране труда.

Исполнено за отчетный период 237 предписаний (63,5% от числа выданных), устранено 3202 нарушения (56,5% от числа выявленных). Жалоб со стороны руководителей предприятий, учреждений, организаций на действия госинспекторов в первом квартале 2012 г. не поступало, отмены предписаний не было. При это в суды было направлено 10 протоколов для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ – 7, в соответствии с частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ – 1 и в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ – 2. Отмены или изменения постановлений госинспекторов в отчетном периоде не было. За текущий квартал государственными инспекторами труда был расследован 71 несчастный случай. По результатам расследования в органы прокуратуры направлено 62 материала расследования 1 .

Следует отметить, что ранее ТК РФ не выделял данные положения в отдельную статью. Теперь, согласно принятым поправкам в ТК РФ, проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда регламентировано статьей 229.3 ТК РФ, данные нормы содержатся также в Постановлении № 73.

Государственный инспектор труда вправе проводить дополнительное расследование несчастного случая в следующих случаях:

    при выявлении сокрытого несчастного случая;

    поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего либо его законного представителя или иного доверенного лица, а также лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;

    при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования.

Расследование проводится в соответствии с требованиями ТК РФ, причем независимо от срока давности несчастного случая. В ходе проведения дополнительного расследования могут привлекаться профсоюзный инспектор труда, защищающий права и интересы работника, а при необходимости – представители соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Согласно пункту 25 Положения утвержденного Постановлением № 73 и статье 229.3 ТК РФ, государственный инспектор труда оформляет заключение о несчастном случае на производстве. Данное заключение составляется по результатам дополнительного расследования по форме, предусмотренной приложением № 1 к Постановлению № 73. Государственный инспектор труда также может выдать предписание, которое является обязательным для выполнения работодателем.

В случае если акт о несчастном случае на производстве оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая, то государственный инспектор труда вправе обязать работодателя или его представителя составить новый акт. В таком случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя или государственного инспектора труда.

Отметим, что действующее законодательство не устанавливает конкретных сроков, в течение которых должны быть устранены выявленные в ходе проверки нарушения законодательства. Очевидно, что инспектор по труду устанавливает сроки сам, руководствуясь при этом количеством недостатков и трудоемкостью их устранения. Так, например, внесение необходимых записей в трудовые книжки сотрудников не требует много времени, и данное нарушение может быть устранено за три рабочих дня, в то время как для проведения обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда потребуется значительно больший период.

В соответствии со статьей 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Все выводы, к которым приходит комиссия в ходе расследования, должны быть оформлены документально, то есть с помощью специальных актов. Акты составляются на русском языке либо на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.

В соответствии со статьей 230 ТК РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве.

Несчастные случаи, квалифицированные комиссией или государственными инспекторами труда, проводившими их расследование, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформлению актом о несчастном случае на производстве по форме 2, предусмотренной приложением № 1 к Постановлению № 73 (акт формы Н-1).

Несчастные случаи, которые произошли с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования, если при этом они квалифицированы по результатам расследования как несчастные случаи на производстве, оформляются актом о несчастном случае на производстве по форме 3, предусмотренной приложением № 1 к Постановлению № 73. Если данный случай будет квалифицирован комиссией как не связанный с производством, то он оформляется актом произвольной формы.

Акт о несчастном случае на производстве оформляется по установленной форме в двух экземплярах (ст. 230 ТК РФ), каждый из них обладает равной юридической силой. Один экземпляр передается пострадавшему (или его родственникам, если пострадавший умер), а другой остается у работодателя. Абзац 2 статьи 230 ТК РФ устанавливает, что при групповом несчастном случае акт составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Если же несчастный случай имел место с сотрудником, который состоял в трудовых отношениях с другим работодателем, то акт составляется в трех экземплярах. Два экземпляра и все материалы расследования несчастного случая, а также акт расследования направляются работодателю, с которым пострадавший состоит (состоял) в трудовых отношениях. Третий экземпляр акта, документы и материалы расследования остаются у работодателя, где произошел несчастный случай.

Если несчастный случай произошел с застрахованным лицом, то также составляется дополнительный экземпляр акта для Фонда социального страхования РФ. Этот экземпляр и материалы расследования работодатель направляет в территориальное отделение ФСС России.

В соответствии с пунктом 32 Положения утвержденного Постановлением № 73 по тяжелым несчастным случаям на производстве и несчастным случаям на производстве со смертельным исходом, происшедшим с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования, копии актов и материалов расследования в трехдневный срок после их утверждения направляются председателем комиссии в соответствующий орган прокуратуры и государственную инспекцию труда. Кроме того, копии актов по указанным случаям направляются также в Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, Минтруд РФ и соответствующий федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами физической культуры и спорта.

В акте подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая. Содержание акта должно соответствовать выводам комиссии или государственного инспектора труда, проводивших расследование несчастного случая на производстве. В соответствии с пунктом 27 Положения утвержденного Постановлением № 73 в акте подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указываются лица, допустившие нарушения установленных нормативных требований, со ссылками на нарушенные ими правовые нормы законодательных и иных нормативных правовых актов.

Конечно же, работник может быть сам виновен в произошедшем с ним, и это должно найти отражение в акте. Степень вины работника устанавливается в процентах. Если было установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению размера вреда, то этот факт отмечается в акте. Наличие или отсутствие вины работника определяется лицами, которые проводят расследование страхового случая, с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации.

Акт подписывается членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве. Форма этого журнала утверждена Постановлением Минтруда России № 73 (приложение 1, форма 9).

Работодатель в трехдневный срок после утверждения акта обязан выдать один экземпляр пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом – родственникам по их требованию. Второй же экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего. При групповом, тяжелом и смертельном несчастном случае перечень необходимых документов шире. Кроме первого акта издается еще акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) по форме, предусмотренной приложением № 1 к Постановлению № 73. Он составляется также в двух экземплярах, но не требует утверждения руководителем организации, а просто подписывается теми, кто проводил расследование. Один экземпляр данного документа вместе с материалами расследования и копиями актов по форме Н-1 (Н-1ПС) направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о несчастном случае, а второй хранится у работодателя. Копии акта и материалов расследования направляются, кроме того, в соответствующую государственную инспекцию труда, территориальный орган федерального надзора (по несчастным случаям, произошедшим в подконтрольных им организациях), а при страховом случае – в территориальное подразделение ФСС России. Кроме того, председатель комиссии посылает такие же копии в федеральную инспекцию труда и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности. Согласно статье 230 ТК РФ о несчастном случае, не связанном с производством, составляется акт произвольной формы, который вместе с материалами расследования также должен храниться в организации в течение 45 лет. Зачастую работник выполняет свои обязанности на основании гражданско-правового договора. Так как же обстоит дело с этой категорией граждан, пострадавших в результате несчастного случая? Положение № 73 отвечает и на этот вопрос. Так, если в ходе расследования несчастного случая были установлены сведения, дающие достаточные основания полагать, что гражданско-правовым договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, то акт о расследовании несчастного случая вместе с другими материалами расследования направляется государственным инспектором труда в суд в целях установления характера правоотношений сторон упомянутого договора. Решение об окончательном оформлении данного несчастного случая принимается государственным инспектором труда в зависимости от судебного решения. В том случае, если работник исчез при исполнении им трудовых обязанностей либо работ по заданию работодателя (его представителя), то комиссия составляет акт о расследовании данного происшествия, в котором отражает результаты своего расследования. Акт должен содержать следующие сведения: данные о пострадавшем, сведения о его обучении по охране труда, о наличии опасных производственных факторов на его рабочем месте (предположительном месте исчезновения) и другие установленные обстоятельства происшествия, а также заключение комиссии о предполагаемых (возможных) причинах исчезновения и виновных в этом лицах. Акт подписывается всеми членами комиссии. Затем он вместе с другими материалами расследования направляется председателем комиссии в соответствующий орган прокуратуры, а их копии – в государственную инспекцию труда. Если работник признается в установленном порядке умершим, государственная инспекция труда с учетом всех полученных в ходе расследования сведений принимает решение о квалификации и оформлении данного происшествия как несчастного случая (связанного или не связанного с производством). С целью обеспечения права работника на получение информации о ходе и результатах расследования и возможности их оспаривания работодатель либо его представитель в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им и заверенного печатью акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом – доверенным лицам пострадавшего (по их требованию). У физического лица – работодателя может и не оказаться печати, в этом случае его утверждающая подпись в акте заверяется в установленном порядке. Для расследования несчастных случаев на некоторых предприятиях не всегда создаются специальные комиссии. В такой ситуации акты по несчастным случаям на производстве оформляются работодателем или уполномоченным им лицом на основании и в соответствии с заключением (актом о расследовании несчастного случая), составленным государственным инспектором труда, проводившим в установленном порядке расследование несчастного случая, о чем в акте делается соответствующая запись (вместо подписей членов комиссии). В заключение перечислим все формы, которыми оформляются результаты расследования несчастных случаев (утверждены Постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73):

    форма 1 – извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом);

    форма 2 (форма Н-1) – акт о несчастном случае на производстве (акт составляется при индивидуальном несчастном случае, когда пострадавшим является один человек);

    форма 3 (форма Н-1 ПС) – акт о несчастном случае на производстве (происшедшем с профессиональным спортсменом);

    форма 4 – акт расследования группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом);

    форма 5 – заключение государственного инспектора труда;

    форма 6 – протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица);

    форма 7 – протокол осмотра места несчастного случая;

    форма 8 – сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах;

    форма 9 – журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...