III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации


Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

В зависимости от источников, угрозы можно подразделить на 2 вида: внутренние и внешние.

Внутренние угрозы - проистекают, как правило, из несовершенства государственного аппарата. Это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества.

Внутренние угрозы подразделяются на экономические, социальные, угрозы со стороны организованной преступности и т.д.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Внешние угрозы, соответственно, угрозы, связанные с неотрывным влиянием мировой арены на государство. Ниже расписаны угрозы по сферам .

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Новая для России геополитическая и международная ситуация, негативные процессы в отечественной экономике, обострение межнациональных отношений и социальная поляризация российского общества создают прямую угрозу национальной безопасности страны.
Кризисное состояние экономики - основная причина возникновения угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Оно проявляется через существенное сокращение производства, снижение инвестиционной и иннова-ционной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию
аграрного сектора, расстройство платежно-денежной системы, уменьшение до-ходной части федерального бюджета, рост государственного долга. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.
Эти угрожающие проявления характеризуются увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли, увеличением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности из России, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, неразвитостью
1 U и 1 U U
финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.
Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Россией передовых позиций в мире, снижению качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потенциала государства, делает труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы.
Особую угрозу создает низкий уровень крупномасштабных инвестиций в российскую экономику. Без крупных капиталовложений и стратегические сферы экономики экономическое возрождение России невозможно.
Угрозой безопасности России в социальной сфере, как следствие кризисного состояния экономики, является увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности.
Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производственного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Для устранения этой угрозы необходима выработка общенациональной социальной программы.
Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно- энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.
Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
Негативные процессы в экономике усугубляют центробежные устремления субъектов Российской Федерации и ведут к нарастанию угрозы нарушения территориальной целостности и единства правового пространства страны.
Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, способствуют усилению на-ционального сепаратизма, создают благоприятные условия для возникновения конфликтов на этой почве. Помимо усиления политической нестабильности это ведет к ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных
U 1 U U с»
связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
К числу факторов, усиливающих угрозу нарастания национализма, национального и регионального сепаратизма, относятся массовая миграция и неуправ-ляемый характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов страны. Основными причинами этого являются последствия распада СССР на национально- территориальные формирования, провалы национальной и экономической политики как в России, так и в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, распространение и эскалация конфликтных ситуаций на национально-этнической почве.
Имеет место также целенаправленное сознательное вмешательство иностранных государств и международных организаций во внутреннюю жизнь народов России, ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Все более опасным фактором, размывающим единое правовое пространство страны, становится принятие субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству.
Продолжающееся разрушение единого духовного пространства России, экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой явную угрозу федеративному устройству Российской Федерации.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно- нравственного уровня общества являются объективными факторами, способствующими сохранению преступности и коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, сращивании исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Преступный мир, по существу, бросил вызов государству, вступив с ним в открытую конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер.
Вследствие масштабного, зачастую конфликтного передела собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых, политико-
идеологических и этнонационалистических интересов нарастает угроза терроризма. Слабость профилактических мер предупреждения преступных проявлений, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на общество.
Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи.
Такое развитие демографических процессов обусловливает снижение ду-ховного, нравственного и творческого потенциала общества.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Это находит свое отражение в действиях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в том числе с использованием межэтнических, религиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ. Своей политикой такие государства стремятся снизить значимость Российской Федерации в решении ключевых проблем мирового сообщества и в деятельности международных организаций. В целом это может привести к ограничению влияния России, ущемлению ее важнейших национальных интересов и ослаблению ее позиций в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье и Центральной Азии.
Угроза возникновения или обострения в государствах - участниках Содружества Независимых Государств политических, этнических, экономических кризисов, способных затормозить или разрушить процесс интеграции, приобретает для нашего государства особое значение. Российской Федерации крайне важно становление этих стран как дружественных, независимых, стабильных и демократических.
Несмотря на позитивные перемены в мире, сохраняются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере. Учитывая глубокие изменения в характере отношений Российской Федерации с другими ведущими державами, можно сделать вывод, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует. Вместе с тем нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией. Наиболее реальную угрозу для России в оборонной сфере представляют существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы.
Серьезную угрозу представляет собой распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, технологий их производства и средств доставки, и прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах.
Одновременно расширяется спектр угроз, связанных с международным терроризмом, в том числе с возможным использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения.
Угрозой для национальной безопасности России в оборонной сфере остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений в отношении России такие группировки представляют собой потенциальную военную опасность.
Расширение НАТО на восток и превращение его в доминирующую военно-политическую силу в Европе создают угрозу нового раскола континента, крайне опасного в условиях сохранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного оружия, а также недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира.
Технологический отрыв ряда ведущих держав мира и наращивание их возможностей для создания вооружений и военной техники новых поколений могут привести к качественно иному этапу развертывания гонки вооружений.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере также кроются в незавершенности процесса реформирования военной организации государства, сохраняющемся разрыве между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике, недостаточном финансировании национальной обороны, неразработанности современных подходов к военному строительству и в несовершенстве его нормативной правовой базы.
На современном этапе это проявляется в крайней остроте социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, критически низком уровне оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов, недопустимом падении уровня укомплек-тованности войск (сил) современными и перспективными видами вооружения и военной техники, а в целом - в снижении возможностей государства для обес-печения безопасности Российской Федерации.
Наметилась тенденция к нарастанию угрозы агентурного и оперативно- технического проникновения в Россию иностранных разведок. Объектами их деятельности становятся органы государственной власти, политические партии и иные общественные объединения, банки и другие кредитные организации, промышленные предприятия, научно-исследовательские организации, средства массовой информации. Последствиями этой деятельности могут стать усиление противодействия избранному Россией курсу, подрыв ее экономики путем вовлечения в убыточные торгово-экономические сделки, нерациональное военно-техническое сотрудничество, развертывание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в неперспективных направлениях, втягивание России в региональные конфликты и дестабилизация внутриполитической обстановки в стране.
Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе не имеют военной направленности, носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической, экономической, социальной, экологической, информационной и духовной сферах.
Развитие качественно новых отношений с ведущими государствами мира и практическое отсутствие угрозы крупномасштабной агрессии против России при сохранении ее ядерного потенциала сдерживания позволяют перераспреде-
лить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем.

Под угрозами национальной безопасности следует понимать потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям Нации и Государства. Угрозы национальная безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе, и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

Стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

Опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

Укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

Возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

Распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

Ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

Возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

Притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций. Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

Экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

Активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Меры и средства обеспечения национальной безопасности

Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера.

Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:* государственной защите национальных интересов;

* национальной дипломатической политике;

* поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;

* быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;

* готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.

Функционирование системы национальной безопасности России.

Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах:

*мирного времени;

* повышенной готовности;

* чрезвычайного положения;

* военного времени.

Режим мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации. Режим повышенной готовности - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения. Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения. В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов.

Режим военного времени - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Данный режим регулируется Законом РФ "О военном положении". При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного положения и созданием на базе Совета Безопасности Государственного комитета по обороне.

Совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, в социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности.

Интересы личности состоят в полном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, создании правового, социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем возможно только на основе устойчивого развития экономики.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в стабильности конституционного строя, государственной власти и ее институтов, обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, политического экстремизма, национального и регионального сепаратизма.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в упрочении ее позиций как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира. Развитие равноправных и взаимовыгодных отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества. Национальные интересы России в этой области включают в себя также защиту здоровья, достоинства, прав и свобод российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера, повсеместное соблюдение прав человека и в недопустимость двойных стандартов в данной области.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в предотвращении военной агрессии и обеспечении военной безопасности всей совокупностью имеющихся в распоряжении государства сил, средств и ресурсов. Одной из главных составляющих национальных интересов является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе и международного. Органы государственной власти преследуют на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, включая те случаи, когда террористические акции планировались или проводились вне пределов Российской Федерации и наносили ей ущерб.

Национальные интересы России в области пограничной политики включают в себя создание политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны Государственной границы Российской Федерации, своевременного выявления возникающих внешних угроз национальной безопасности, обеспечение установленных законодательно порядка и правил экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, заключаются в создании эффективной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения и пользования информацией, развитии современных телекоммуникационных технологий, защите государственного информационного ресурса от несанкционированного доступа к политической, экономической, научно-технической и военной информации, предотвращении использования информации для манипулирования массовым сознанием.

Национальные интересы России в области экологии заключаются в принятии комплекса мер по сохранению окружающей среды, исключающих нанесение вреда здоровью населения, а также в обеспечении учета экологических факторов при ведении любой экономической и военной деятельности.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Международная ситуация, состояние отечественной экономики, социальная поляризация российского общества и обострение межнациональных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз безопасности страны.

Внутренние угрозы обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего долга, тенденцией преобладания в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а также импорта оборудования, продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой ее передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом оборонной мощи государства.

Угрозой безопасности России в социальной сфере является расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, усиление социальной напряженности. Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала общества.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Эта угроза для России особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Есть тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риски катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Негативные процессы в экономике лежат в основе центробежных устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно- технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем, способствует нарастанию угрозы нарушения единства правового пространства страны и даже ее территориальной целостности.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм , проявляющиеся в деятельности ряда общественных формирований, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма и регионального сепаратизма, религиозного экстремизма и создают благоприятные условия для возникновения конфликтов.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеральному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Единое правовое пространство страны размывается в результате отступления от принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми актами и нормами субъектов России , недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях, что является фактором, отрицательно влияющим на состояние национальной безопасности страны.

Усилению негативных тенденций в оборонной сфере способствует затягивание процесса реформирования военной организации и оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативно-правовой базы. На современном этапе это проявляется в крайней остроте социальных проблем в Вооруженных Силах России, критически низком уровне их оперативной и боевой подготовки, недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой и приводит, в целом, к ослаблению оборонной безопасности Российской Федерации.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими сохранению преступности и коррупции, распространению политического экстремизма.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Терроризм в России обретает многоплановый характер и представляет серьезную угрозу безопасности государства. Международными террористами против России развязана открытая кампания по дестабилизации ситуации на Северном Кавказе и отторжению этого региона от России, что создает прямую угрозу территориальной целостности государства.

Угроза терроризма и организованной преступности нарастает вследствие масштабного, зачастую конфликтного изменения форм собственности, обострение борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Низкая эффективность профилактических мер предупреждения преступных проявлений, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Основные ВНЕШНИЕ угрозы национальной безопасности России обусловлены следующими факторами:

    стремлением принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего, ООН и ОБСЕ;

    опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

    укреплением военно-политических блоков и союзов, прежде всего, расширением НАТО на восток;

    возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз;

    продолжающимся распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;

    усилением центробежных процессов в СНГ;

    возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы России и внешних границ СНГ;

    территориальными притязаниями к России.

Совокупность этих факторов может представлять угрозу суверенитету и территориальной целостности России, включая возможность прямой военной агрессии против нее.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров многополярного мира.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых военных действий без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники новых поколений могут привести к качественно новому этапу гонки вооружений и существенным образом повлиять на формы и способы военных действий.

В пограничной сфере угрозы безопасности и интересам России обусловлены:

    незавершенностью международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации и разграничения национальной территории с рядом сопредельных государств;

    расширением экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию;

    активизацией деятельности трансграничной организованной преступности по контрабанде материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищению природных ресурсов, а также зарубежных террористических организаций;

    нестабильностью обстановки в приграничных регионах России вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических, межконфессиональных и иных конфликтов.

Активизируется деятельность на территории России иностранных специальных служб и используемых ими организаций. Имеют место также целенаправленные попытки вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.

К числу прямых угроз национальной безопасности относятся также сепаратизм и локальные вооруженные конфликты.

Серьезную опасность представляют: стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве , вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции “информационных войн” , предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов или получения несанкционированного доступа к ним.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Основными задачами по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:

    своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз;

    обеспечение территориальной целостности Российской Федерации и безопасности пограничного пространства страны;

    подъем экономики страны, проведение независимого социально-ориентированного экономического курса;

    преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников;

    обеспечение личной безопасности граждан, их конституционных прав и свобод;

    обеспечение полноты и совершенствование законодательства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, Российской государственности, федерализма и местного самоуправления;

    обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего, с ведущими государствами мира;

    подъем и поддержание на достаточном уровне военного потенциала государства;

    укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

    принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против России;

    коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

    соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства России и норм международного права;

    уважение прав и свобод человека;

    единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, гибкое изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

    приоритет политических и экономических мер безопасности с опорой на военный потенциал;

    сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей части полномочий органам власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Обеспечение безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются главным содержанием политики государства.

Во внутриэкономической деятельности на первый план выдвигаются задачи устранения деформаций в структуре российской экономики, обеспечения опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, поддержки отраслей, являющихся основой расширенного воспроизводства, обеспечения занятости населения.

Переход к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике должен осуществляться как постепенный процесс формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчению доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, осуществление реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

Важнейшие задачи – опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В этих целях должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и поддержки развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Государство должно содействовать становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, созданию равных условий для экономической конкуренции предприятий все форм собственности, защите прав потребителей, созданию условий для прогресса науки и образования.

Целесообразно участие государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, введение определенных и обоснованных ограничений на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

Должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.

В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировых рынках товаров и услуг необходимо усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей на рынке.

В международно-финансовой сфере важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.

Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Принципиально важен приоритет экономических факторов в социальной сфере для укрепления государства, обеспечения реального выполнения социальных гарантий на основе государственной поддержки.

Достижение социально-политической стабильности общества является определяющим фактором по обеспечению национальной безопасности. Основой такой стабильности должно стать, наряду с экономическим подъемом, общественное согласие относительно путей дальнейшего развития страны, укрепления федерализма и упрочения межнациональных интересов.

Основой защиты конституционного строя России являются:

    приоритет федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

    разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;

    выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

    совершенствование механизма предупреждения возникновения политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские цели, и пресечение их деятельности.

Требуют консолидации усилия направленные на борьбу с преступностью и коррупцией . Россия крайне заинтересована в резком ограничении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Приоритетное значение имеет формирование системы мер социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан.

Эти меры должны быть подчинены интересам защиты права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от социального положения, национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений. Важнейшими задачами борьбы с преступностью являются:

    выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

    усиление роли государства – гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

    укрепление системы правоохранительных органов;

    привлечение органов государственной власти в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных действий;

    обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, органами государственной власти, политическими партиями, религиозными и общественными организациями.

Принимаемые органами государственной власти решения и меры должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Для профилактики и борьбы с преступностью в первую очередь необходимы развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью и охраны прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.

В целях предупреждения коррупции в государственном аппарате и устранения условий для легализации нажитых преступным путем капиталов должна быть создана действенная система финансового контроля, проверки имущественного положения, источников и расходов должностных лиц и иных государственных служащих.

В настоящее время терроризм выходит за пределы национальных границ, поэтому одним из путей усиления борьбы с ним должно стать совершенствование координации деятельности наших правоохранительных органов и спецслужб на международном уровне. Необходимо шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм по противодействию международному терроризму, обеспечить надежное перекрытие всех возможных каналов незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ как внутри страны, так и их поступления из-за рубежа.

Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного специального комплекса контрмер с использованием возможностей сотрудничества специальных служб России с аналогичными службами других стран.

Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного , духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение великого культурного достояния России, что невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народа многонациональной России.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, законодательных и исполнительных органов государственной власти к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицины, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности относятся:

    воспитание экологической культуры населения;

    предотвращение загрязнения природы за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

    предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

    экологически безопасное хранение и утилизация выведенных из боевого состава вооружения, прежде всего, атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими силовыми установками, ядерных боеприпасов, жидких ракетных топлив, топлива атомных электростанций;

    безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

    создание экологически чистых технологий;

    разработка и реализация природоохранных мероприятий;

    рациональное использование природных ресурсов.

Внешняя политика России должна быть направлена на:

    проведение активного внешнеполитического курса;

    упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь, совета безопасности ООН;

    обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, глобальной и региональной стабильности;

    защиту законных прав и интересов российских граждан, проживающих за рубежом;

    развитие отношений с государствами – участниками СНГ;

    полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

    содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, СНГ;

    достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности, сохранение и укрепление режима Договора по ограничению систем противоракетной обороны;

    обновление или заключение новых юридически обязывающих договоренностей по ограничению и сокращению вооружений и расширение политических обязательств по мерам укрепления доверия и безопасности;

    содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

    развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональными преступностью и терроризмом.

Обеспечение военной безопасности России является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXIвеке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В предотвращении войны и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении военной безопасности.

Важнейшей задачей России является обеспечение сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществление союзнических обязательств.

Россия должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству – агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.

Вооруженные Силы России боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно космического нападения и решение совместно с другими войсками задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне.

Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечить осуществление Россией миротворческой деятельности, как самостоятельно, так и под эгидой международных организаций.

Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного присутствия в некоторых стратегически важных районах мира. Размещение в них на договорной основе ограниченных военных контингентов (военных баз) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность России реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии.

Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонно-промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия ОПК должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировых рынках вооружений.

Россия рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

    применение всех имеющихся в распоряжении России сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отпора вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

    применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случаях возникновения угрозы насильственного изменения конституционного строя, территориальной целостности страны, а также жизни и здоровью граждан.

Основными задачами по обеспечению пограничной безопасности России являются:

    создание нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность органов исполнительной власти в пограничной сфере;

    активизация деятельности по международно-правовому оформлению государственной границы России и территориальному разграничению с сопредельными государствами;

    развитие межгосударственного пограничного сотрудничества;

    противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны;

    пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, занятой в сферах незаконного перемещения через границу материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищения природных ресурсов, а также незаконной миграции;

    осуществление необходимых мер по обеспечению коллективной пограничной безопасности государств – участников СНГ.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности России имеет использование возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.

Необходимы новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на территории России, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе, дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности России являются:

    реализация конституционных прав и свобод граждан на информационную деятельность;

    совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

    противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества-семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.
Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; расширением НАТО на восток; возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.
Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий

Еще по теме 30.5. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации:

  1. 30.6. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
  2. 30.3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...