В каком случае налог и сбор считаются установленными


С 01.01.2018 вступят в силу поправки в НК, согласно которым вести раздельный учет НДС по товарам (работам, услугам), используемым как в облагаемых НДС, так и в не облагаемых/освобожденных от обложения налогом операциях, нужно будет, даже если соблюдается правило пяти процентов.

Порядок установления налогов и сборов

В Конституции РФ прописана обязанность каждого уплачивать налоги и сборы в бюджетную систему (ст. 57 Конституции РФ). Но чтобы такая обязанность у лица появилась, налог (или сбор) должен быть законно установлен. Это означает, что:

  • налог или сбор должен быть установлен представительными органами власти (федеральными или региональными);
  • должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения;
  • налог или сбор должен быть введен в действие.

Общие условия установления налогов и сборов

Установленным считается тот налог, в отношении которого определены и следующие элементы (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения, т. е. что именно подлежит обложению налогом – операции по реализации, доходы лица, имущество, принадлежащее лицу, и т.д.;
  • налоговая база – количественное выражение объекта налогообложения (чаще денежное, но не обязательно);
  • налоговый период, по истечении которого налогоплательщик должен определить налоговую базу и уплатить налог (квартал, год и т.д.);
  • налоговая ставка, исходя из которой считается сумма налога;
  • порядок исчисления налога (порядок расчета);
  • порядок и сроки уплаты налога (один раз всю сумму налога по итогам налогового периода или, к примеру, частями в течение налогового периода).

Кроме того, могут быть установлены налоговые льготы и основания для их применения по конкретному налогу (п. 2 ст. 17 НК РФ). Но это уже не обязательный элемент налога.

Если хотя бы один обязательный элемент не определен, то налог не считается законно установленным и его налогоплательщики уплачивать не обязаны.

Условия установления сборов

Что касается сборов, то в их отношении должны быть установлены плательщики и элементы обложения, необходимые для конкретного сбора (п. 3 ст. 17 НК РФ). То есть при установлении сбора каких-то обязательных «налоговых» элементов может и не быть. Все зависит от характера самого сбора (Письмо Минфина от 18.02.2004 N 04-05-15/2 ).

К примеру, при установлении торгового сбора законодатели установили плательщиков сбора, объект обложения, ставки, период обложения, а также порядок исчисления и уплаты сбора (гл. 33 НК РФ). Однако не установили, к примеру, налоговую базу. Поскольку в этом случае она не нужна.

Таким образом, порядок установления налогов и сборов отличается. Для налогов определен жесткий перечень обязательных элементов налогообложения, а при установлении сбора список элементов может меняться, но его плательщики должны быть определены в любом случае.

Конституцией РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57, п. 1 ст. 3 НК РФ).

26.02.2016

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. 1, 2 ст. 1 НК РФ). При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ).

Стоит отметить, что этот «законодательный призыв» обращен, прежде всего, к законодательной (представительной) ветви власти, которая должна им руководствоваться.

Чтобы налог считался установленным, должны быть определены: налогоплательщики (обязанные лица), а также:

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Помимо обязательных элементов налогообложения (налога), законодатель выделил элементы, которые могут быть установлены законодателем в главах, посвященных отдельным налогам (факультативные элементы). Речь идет о налоговых льготах и основаниях для их использования (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Законодательные определения основных и факультативного элементов налогообложения

1. Объект налогообложения: реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38 НК РФ). Каждый налог на основании Ч. 2 НК РФ имеет свой объект налогообложения, с наличием которого связана обязанность по уплате конкретного налога.

Чтобы понять, что такое «имущество», «товар», «услуга» и др. в целях налогообложения, см. ст. 38, 39 НК РФ и другие положения Ч. 1 и Ч. 2 НК РФ.

2. Налоговая база: представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Например, в целях исчисления налога на прибыль организаций (Гл. 25 НК РФ) налоговой базой признается денежное выражение прибыли (объекта налогообложения), которая рассчитывается по формуле «доходы минус расходы».

3. Налоговая ставка: представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговые ставки могут быть установлены в процентах (большинство, например, общая ставка налога на прибыль организаций 20%), а также в твердой денежной сумме (акцизное налогообложение). Умножив ставку на налоговую базу, мы получим сумму налога к уплате.

4. Налоговый период: календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 ст. 55 НК РФ). Налоговый период создан для того, чтобы налогоплательщик смог сформировать свои налоговые обязательства и представить их государству в виде отчетности.

5. Порядок и сроки уплаты налога. Налог подлежит уплате в денежной форме (в рублях), в наличной и (или) безналичной форме (ст. 58 НК РФ). Для каждого конкретного налога НК РФ установлены сроки его уплаты, несоблюдение которых влечет наложение санкций и иные правовые последствия. Например, НДФЛ должен быть уплачен физическим лицом не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).

6. Как правильно рассчитать налог? Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не установлено НК РФ (обязанность по исчислению налога, например, по имущественным налогам для физических лиц может быть возложена на налоговые органы) (п. 1 ст. 52 НК РФ). Порядок исчисления каждого налога описан в Ч. 2 НК РФ. Общая формула исчисления налога выглядит так - налоговая база* ставка налога.

7. Налоговая льгота: предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренное законодательством о налогах и сборах преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Напомним, что налоговая льгота является факультативным (необязательным) элементом налогообложения. В НК РФ она находит разное выражение: как изъятие (ст. 149, 217 НК РФ), собственно льгота (ст. 407 НК РФ) и в др. формах.

Наличие в Главах НК РФ всех обязательных элементов налогообложения придает порядку налогообложения ясность и определенность.

Налог считается установленным только в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно положениям ст. 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Установление налога означает принятие законодательного акта с целью присвоения наименования налога, отнесение его к числу федеральных, региональных либо местных и определение налогоплательщика и основных элементов налогообложения.

Федеральные налоги устанавливаются исключительно положениями НК РФ, нижестоящие органы представительной власти не могут изменить ни один элемент федерального налога.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ, но законодательство субъектов РФ может изменить налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, в пределах, указанных в НК РФ, а так же предусмотренные дополнительные льготы и основное их применение. Льготы не относятся к числу основных элементов, они вообще могут не устанавливаться.

Местные налоги устанавливаются НК РФ, но актами представительных органов муниципальных образований могут изменяться ставки, порядок и сроки уплаты.

Ввести налог (сбор) – значит принять законодательный акт соответствующего уровня с целью взимания налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ).

32. Элементы налогообложения

Совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Выделяют существенные элементы ифакультативные элементы .

Существенные (или сущностные) элементы - элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательствои порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

Ст. 17 НК РФзакрепляет следующее:

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщикии элементы налогообложения, а именно:

    объект налогообложения-реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога . При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения , определяемый в соответствии с частью второй и с учётом положений главы 7 «Объекты налогообложения» Налогового кодекса РФ (НК РФ).

    налоговая база- стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения . Является одним из обязательных элементов налога .

1. Налоговая база и порядок её определения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации(НК РФ).

2. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периодана основе данныхрегистров бухгалтерского учётаи (или) на основе иных документально подтверждённых данных об объектах, подлежащихналогообложениюлибо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчётным) периодам, в текущем налоговом (отчётном) периоде перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчётный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

3. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учётадоходови расходов ихозяйственных операцийв порядке, определяемомМинистерством финансов Российской Федерации.

Согласно НК РФ, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, указанный в законе о налоге, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

    Налоговая ставка , (ее еще называют нормой налогового обложения), представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими), процентными (адвалорными) и по содержанию различают маржинальные, фактические и экономические ставки. Маржинальные ставки указываются в соответствующем законодательном акте, регулирующем порядок расчета и уплаты налога. Фактические ставки рассчитываются как отношение суммы налога к объекту налогообложения и отражают реальную величину налогообложения. Экономическая ставка рассчитывается путем отношения суммы налога к доходам налогоплательщика и показывает эффективность налогообложения, величину налогового бремени налогоплательщика.

Порядок исчисления налога

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Сроки уплаты налогов и сборов

1. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пенив порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.

4. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Факультативные элементы - элементы, отсутствие которых не влияет на определённость налога. К факультативным п. 2 ст. 17 НК РФ относит:

налоговые льготы- полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

· объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;

· налоговая ставка; порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены:

· плательщики сборов;

· объект обложения;

· облагаемая сбором база; ставка сбора.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.

Помимо вышеперечисленных существенных (или обязательных) элементов налогообложения существуют и дополнительные (или факультативные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необходимых случаях и органами налоговой полиции. За неисполнение рассматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значения обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) участвовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обязанность по уплате налога (сбора) общим термином "налоговая обязанность". Это узкий подход к определению понятия "налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора".

Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.

· Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством. К ним, например, относятся:обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;

· вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах;

· представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и т. д.

Эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов – обязанности по уплате налогов (сборов) - производный и обеспечительный характер. Поэтому понятие "налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора" включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности участников налоговых правоотношений, установленные налоговым законодательством.

Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекращается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.

Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возникает у налогоплательщика и плательщика сбора с момента появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:

· стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;

· количественная - характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);

· физическая - используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате налога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.

Под основными видами объектов налогообложения понимаются:

· имущество;

· деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;

· экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;

· иные объекты.

Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты федеральных, региональных и местных налогов определяются исключительно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагается несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществляется в отношении налогоплательщиков - физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств - недостаточными для исполнения указанной обязанности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по решению налогового органа. При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).

Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:

· уплаты налога (сбора) - своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязанности путем перечисления исчисленной в установленном порядке суммы налога в соответствующий бюджет;

· смерти налогоплательщика или признания его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества);

· ликвидации организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;

· наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л. 3 ст. 44 НК РФ).

Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

Перечень обязательных элементов, которые должны быть определены, чтобы налог считался установленным, приведен в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

    объект налогообложения;

    налоговая база;

    налоговый период;

    налоговая ставка;

    порядок исчисления налога;

    порядок и сроки уплаты налога.

В отдельных случаях могут устанавливаться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов (или субъектами налогообложения) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными плательщиками налогов. Они исполняют обязанность российских организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Кроме того, НК РФ вводит такое понятие как налоговый агент, который отличается от налогоплательщика.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет соответствующих налогов.

Например, по отношению к налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами выступают организации, с которыми физические лица устанавливают трудовые отношения.

Рассмотрим сущность основных элементов налогообложения.

Объект налогообложения – это то экономическое основание, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Объектами налогообложения могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, наличие земельных участков и др.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Например, при налогообложении имущества налоговой базой является его стоимость, а при начислении транспортного налога мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговый период – это период времени (например, календарный год, квартал, календарный месяц), по окончанию которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов (квартал, полугодие, девять месяцев, календарный месяц), по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки могут быть твердыми и процентными.

При установлении твердых ставок на каждую единицу налоговой базы определяется фиксированный размер налога.

В этом случае налоговая база имеет физическую характеристику. Например, ставки транспортного налога устанавливаются в рублях в расчете на 1 л. с. мощности транспортного средства.

Процентные ставки устанавливаются в процентах от налоговой базы. Они обычно применяются в том случае, если налоговая база определяется в стоимостном выражении. Например, прибыль, стоимость имущества, стоимость реализованных товаров (работ, услуг).

По способу установления налоговые ставки подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

В отличие от других стран в российской налоговой системе редко применяется прогрессивное налогообложение, суть которого заключается в том, что с ростом налоговой базы возрастают ставки налога. В первые десять лет в налоговой системе России прогрессивные ставки применялись лишь при налогообложении доходов физических лиц. Начиная с 2001 года, по налогу на доходы физических лиц была установлена единая ставка в размере 13 процентов.

В настоящее время практически прогрессивные ставки применяются в двух случаях.

Во-первых, при налогообложении имущества физических лиц ставки возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам имущества.

Во-вторых, прогрессивные налоговые ставки применяются при налогообложении транспортных средств. Ставки возрастают с ростом мощности двигателя транспортных средств.

При регрессивном налогообложении с ростом налоговой базы снижаются налоговые ставки.

Регрессивное налогообложение в России возникло с 2001 года, когда была введена вторая часть Налогового кодекса и стал взиматься единый социальный налог. По этому налогу ставка уменьшается по мере возрастания денежных выплат и иных вознаграждений работникам организации. С1 января 2010 года единый социальный налог исключен из НК РФ и заменен обязательными страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды социального назначения. При их начислении применяется пропорциональный метод.

Введение регрессивных ставок по единому социальному налогу было вызвано необходимостью стимулирования налогоплательщиков в части реального отражения производимых выплат работникам и устранению теневых форм выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам, так как такая форма выплаты доходов работникам в России получила широкое распространение.

При пропорциональном налогообложении налоговая ставка остается неизменной, а с ростом налоговой базы увеличивается сумма налога.

В российской налоговой системе преобладает пропорциональное налогообложение. Пропорциональные ставки установлены по налогу на доходы физических лиц, по акцизам, по налогу на прибыль организаций и другим налогам.

Налоговый кодекс (часть первая) определяет общий порядок исчисления налога , в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую к уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В отдельных случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов.

Конкретный порядок начисления каждого налога прописывается в соответствующей главе НК РФ

Общий порядок уплаты налогов и сборов определен в Налоговом кодексе РФ (ст. 58), в соответствии с которым уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога, либо в ином порядке в установленные сроки.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме через кредитное учреждение (банк). При отсутствии банка физические лица могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления, либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

В соответствии с НК РФ (ст. 57) сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Они определяются календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

При нарушении установленных сроков уплаты налогов и сборов налогоплательщик уплачивает пени в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Конкретный порядок уплаты каждого налога устанавливается в соответствии с вышеизложенным применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Налоговыми льготами признаются предоставленные отдельным категориям плательщиков налогов и сборов преимущества по сравнению с другими плательщиками не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Однако нормы законодательства в отношении льгот не могут носить индивидуальный характер.

Налоговые льготы могут предоставляться в виде изъятия из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения, либо в виде скидок, которые направлены на сокращение налоговой базы.

Налоговые льготы могут предоставляться и в виде пониженных ставок по сравнению с обычными.

Например, ставка по НДС по большинству товаров составляет 18 процентов, а по продовольственным товарам и товарами для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ, – 10 процентов.

Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...

12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....