Интернет-зависимость: причины и лечение. Интернет-зависимость у детей и ее профилактика


Интернет-зависимость – это явление, которое в последние годы приобрело поистине впечатляющий размах. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни.

Интернет сам по себе не является хорошим или плохим – это просто часть окружающего нас мира, во многом полезная и нужная. Являясь неисчерпаемым источником информации, интернет привлекает детей возможностью узнать и увидеть всё что угодно. Любопытный ребёнок стремится получить как можно больше: общения, игр, мультфильмов, развлечений – и потому много времени проводит в виртуальном пространстве, зачастую в ущерб реальной жизни. Социализацию и общение со сверстниками заменяет фактически одностороннее онлайн-общение. Активным играм на свежем воздухе всё больше детей предпочитают сетевые игры, далеко не всегда безобидные. Иногда поиск новой информации становится буквально навязчивой идеей.

Понятие

В некоторых странах (США, Китай) интернет-зависимость стала столь распространённой, что учёные предлагают относить её к числу заболеваний. В США даже создана специализированная клиника для лечения людей с чрезмерной привязанностью к онлайн-играм и соцсетям.

Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость.

Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.

Как ни прискорбно, интернет-зависимость сейчас наблюдается даже у малышей-дошкольников. Наверняка среди ваших знакомых найдутся дети, умело использующие планшет родителей или даже обладающие собственным. Это ведь так удобно: отвлечь малыша, включив ему развивающий мультик или полезную игру. Между тем, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости.

У школьников подросткового возраста зависимость от интернета может говорить также о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.

Признаки

Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально.

Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет. Когда же стоит обеспокоиться?

  • Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);
  • Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;
  • Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;
  • Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;
  • Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах "в сети";
  • Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:

  • игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
  • зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
  • навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.

Как бороться

Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:

  • не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;
  • установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
  • не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно "зафрендиться", регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.

Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля . Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает. Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.

Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.

Компьютерная и интернет зависимость у детей и подростков это бич нашего времени. И, по мнению специалистов, со временем проблема будет только усугубляться. Помочь своим детям избавится от такой зависимости очень сложно. Чаще всего, без помощи специалистов решить эту проблему невозможно.

Компьютерные, интернет и игровые зависимости у подростков могут стать причиной серьезных психологических проблем. Научившись заводить друзей и общаться через «Всемирную паутину», дети и подростки не могут адаптироваться во взрослой жизни. Это приводит к развитию социальных и психологических проблем. Именно поэтому, многие психологи такую зависимость приравнивают к зависимости от алкоголя и наркотиков.

Основные типы компьютерной зависимости у детей

Для того, чтобы понять всю серьезность этой проблемы необходимо правильно определить типы компьютерной зависимости

По мнению психологов, она может быть двух типов:

1. Игровая зависимость – тяга подростков, школьников и некоторых взрослых людей к компьютерным играм. Игроман может часами просидеть за своей любимой компьютерной игрой. Очень часто от этой проблемы страдает учеба, а социальные навыки затормаживаются. Редкие перекусы и нездоровая пища выливается в нарушениях пищеварения. Что может привести к развитию серьезных заболеваний ЖКТ.

2. Зависимость от Интернета или сетеголизм. Очень распространенное в последнее время психологическое отклонение. Часто развивается на почве сложностей «нормальных» взаимоотношений между сверстниками. Подростку легче завести новых друзей и общаться по средствам сети Интернет, чем это делать в реальном мире.

Как определить компьютерную, игровую и интернет зависимость у детей и подростков?

Если вы заметите у своих детей патологическую тягу к компьютеру, электронным гаджетам или сети интернет, то лучше всего проконсультироваться по поводу такой зависимости со специалистом.

Только психолог сможет точно определить, есть ли у подростка вышеописанная проблема или родители сгущают краски. К психологу стоит отправляться в том случае, если:

  • Ребенок проводит время за монитором компьютера больше 3 часов в день
  • Сразу после пробуждения или возвращения в учебы подросток включает компьютер
  • Если ребенка отвлечь от компьютера или ограничить время его нахождения за ним возникают ссоры и конфликты
  • Ребенок больше времени общается с помощью социальных сетей и мессенджеров
  • При отсутствии доступа к компьютеру, планшету или смартфону ребенок не знает, чем себя занять
  • Из-за долгого времяпрепровождения за компьютером ребенок пренебрегает домашними обязанностями и уроками
  • Все взаимоотношения со сверстниками строятся на обсуждении компьютерных новинок, игр и новостей интернета

Тест на компьютерную, игровую и интернет зависимость для детей и подростков

Существует специальный тест, благодаря которому можно понять, есть ли у вашего ребенка игровая или интернет зависимость

Ниже представлен перечень вопросов, на которые нужно отвечать либо «да» (1 балл), либо «нет» (0 баллов). После чего нужно подсчитать количество набранных баллов.

  • Ваш ребенок начинает утро с проверки почты и переписок в социальных сетях?
  • Если ребенок не «пообщается» с компьютером он становится раздражительным и злым?
  • У вашего ребенка есть аккаунты больше чем в одной социальной сети?
  • Ваш ребенок пренебрегает учебой, домашними обязанностями, приемом пищи и уроками ради компьютера?
  • При отвлечении ребенка от компьютера он высказывает недовольство и другие негативные эмоции?
  • Ребенок занижает время, проведенное за компьютером?
  • Без общения со своими виртуальными друзьями ребенку становится неуютно?
  • Чрезмерное увлечение компьютером вашего ребенка замечают даже знакомые и родственники?
  • Без компьютера ребенок считает свою жизнь унылой и безрадостной?
  • Ребенок неоднократно «забывает» о встречах и спортивных секциях из-за компьютера?

Подсчитываем результаты:

0-3 балла. Проблема зависимости от компьютера вашему ребенку пока не грозит. Но, терять бдительность не стоит. Эта проблема начинается с малого.

4-7 баллов. Признаки зависимости на лицо. Родители уже должны начинать бить тревогу и искать помощи у специалистов. Иначе, ваш ребенок может скатиться в мир иллюзорного пространства.

8-10 баллов. У вашего ребенка 100%-ная зависимость от компьютера, интернета или игр. Избавится от нее самостоятельно скорее всего уже не удастся. Нужно признать, что у вашего ребенка психологическая зависимость и решать ее нужно с помощью специалистов.

Как отучить ребенка от компьютерной зависимости?

Что можно сделать для решения такой проблемы самостоятельно?

Прежде всего, нужно обратить внимание на жизнь своего ребенка, поинтересоваться его увлечениями. Один из факторов того, что ребенок с головой окунается в виртуальный мир как раз и кроется в том, что родителям нет до него дела. Они сами провоцируют то, что ребенок ищет поддержку вне семьи. И легче всего это ему сделать с помощью компьютера и Интернета.

Зачастую, родителям важно, чтобы ребенок хорошо учился. А все время, которое он проводит вне учебы их не волнует. Но, этот подход в корне неверен. Именно то время, которое ребенок проводит вне учебы зачатую и формирует привычки, характер и личность.

Снизить тягу ребенка к компьютерам, гаджетам и интернету в домашних условиях можно с помощью:

  • Совместными физическими занятиями на свежем воздухе: бег, футбол и т.п.
  • Замена компьютера «оффлайн днями». Во время которых можно сходить в музеи, на экскурсию, в театр или на спортивное мероприятие
  • Любви к книгам. Найдите для него интересную литературу

Нужно показать ребенку, что интернет — это не только средство развлечения, но и главный источник информации и обучения. Если ребенку так нравится проводить время за компьютером, то его нужно пустить в нужное русло. Сегодня не выходя из дома, благодаря «Всемирной паутине», можно учиться программированию, веб-дизайну, иностранным языкам и т.п. То есть всему тому, что может пригодиться вашему ребенку в дальнейшем.

Лечение компьютерной зависимости у подростков

«Запущенная» компьютерная зависимость требует лечения

Нужно быть готовым к тому, что это длительный процесс. Простым ограничением времени, проведенным за компьютером, при прогрессирующей зависимости добиться положительного результата нельзя. Скорее всего, такие ограничения приведут к еще большим конфликтам.

Существует несколько методов лечения зависимости от компьютера:

Метод психоанализа. Этот метод считается сегодня основным при лечении компьютерной зависимости. Благодаря методу психоанализа можно выявить причину «ухода от реальности». Но, такое лечение может дать результат только если родители будут вовлечены в курс терапии. Только с помощью сеансов семейной психотерапии ребенок может избавиться от компьютерной зависимости.

Медикаментозное лечение. Этот метод лечения применяется в том случае, если компьютерная зависимость является причиной скрытой депрессии. Но, только одними лекарствами такой недуг не лечится. Нужен комплексный подход.

Метод гипноза. Один из способов избавления от компьютерной зависимости – гипноз. Психотерапевт вводит пациента в транс и внушает ему отвращение от онлайн игр, социальных сетей и других способов ухода из реальности. Метод гипноза менее эффективен, чем метод психоанализа. Зачастую, можно убрать лишь симптомы проблемы, но не ее самому.

Лечение компьютерной и интернет зависимости проходит в несколько этапов:

  • Подросток сам должен осознать свою проблему. Этот этап очень важен для родителей. Они не должны давить на ребенка, кричать и ругаться. Нужно сесть и поговорить с ним. Разобраться в проблемах. И уже после такого разговора отправляться к специалисту. Его авторитетное мнение должно помочь подростку определиться со своим внутренним миром

ВАЖНО: Без желания самого подростка вылечиться от такой зависимости ни один курс лечения помочь не сможет. Только если ребенок поймет, что проблема действительно существует, терапия сможет дать положительный эффект.

  • Поддержка близких. Без такой поддержки подросток, даже тот который осознает своею проблему, не сможет от нее избавится. Семейная терапия крайне важна. Именно поэтому, в кабинете психотерапевта вместе с подростком должны быть его родители
  • Восполнение пустоты. Также крайне важно восполнить пустоту, которая появится у подростка при отказе от компьютера и интернета. Такому подростку желательно записаться в спортивную секцию, найти хобби и реальных друзей. Психотерапевт на этом этапе лечения будет всячески поощрять и акцентировать внимание на «успехах» подростка в реальной жизни

Избавиться от компьютерной зависимости можно только под руководством квалифицированного специалиста, помощи членов семьи и близких людей.

Профилактика зависимостей ребенка от гаджетов

Проблема компьютерной зависимости очень актуальна

  • Компьютер сегодня выполняет множество функций и полностью ограничить ребенка от его использования нельзя. Но, можно попытаться минимизировать негативные моменты при его использовании
  • Профилактика такой психологической зависимости заключается в том, чтобы донести до сознания ребенка то, что компьютер — это не альтернативная реальность, а средство обучения, поиска информации
  • Важно не давить на ребенка и не ограничивать его в использовании компьютера, а найти замену такому времяпрепровождению. Занятия спортом или творчеством это отличная альтернатива компьютеру и интернету
  • Но, если компьютер для ребенка является увлечением, то возможно его нужно развивать? Бил Гейтс тоже был «повернут» на компьютерных технологиях. И ему удалось создать самую дорогую корпорацию в мире. Где бы он был сегодня, если бы родители запрещали ему проводить время за компьютером

Андрей. Сын начал проводить времени за компьютером больше необходимого. Я бы не обратил на это внимание, если бы он не скатился в учебе. Пришлось идти на радикальные меры. Я просто удалил из компьютера планки оперативной памяти. Возвращал ему их только когда он показывал дневник.

Ольга. У меня сын жить не может без компьютера. Сначала играл постоянно в какую-то онлайн игру. Даже с друзьями выиграли чемпионат города. Я не стала запрещать ему долго проводить время за компьютером, но стала «подсовывать» ему всякие разные статьи на счет саморазвития с помощью интернета. Сейчас он неплохо освоил вебдизайн. Делает сайты и продает их. Для подростка заработок просто отличный.

Видео. Компьютерная зависимость – это не шутка

Оказание психологической помощи семье в решении интернет - зависимости у ребенка

Спрашивает дочка у мамы:
- Мам, а кто этот волосатый дядя с красными глазками?
- Так это же твой папа, доченька.
- А он что, заболел, что ли?
- Да нет, он просто к интернету подключился…

Мир, в котором мы живем, сегодня стремительно меняется: то, что когда-то было пределом мечтаний для всей молодой семьи, как например, компьютер, сегодня становится не только доступным для этой семьи, но и для каждого отдельного ее члена в частности. Сегодня компьютеры используют везде: на работе, в учебных заведениях, в различных учреждениях, гос.службах, дома – сложнее будет сообразить, где их нет. Они буквально «заполняют» все пространство вокруг нас. Еще немногим больше десяти лет назад многие дети проводили своё свободное время на улице, гуляли, бесились, просто «валяли дурака», при всём при этом они довольно полноценно общались. Сегодня же большинство детей, причем любого возраста, проводит свой досуг за компьютерной игрой в сети интернет. И эта «паутина» затягивает в свои сети все новых и новых пользователей, которые становятся зависимыми не меньше наркоманов и алкоголиков от своей пагубной привычки жить в виртуальном мире, постепенно теряя навык и желание жить в мире реальном.
Ребенку только исполнился год - а он уже знает, как пультом включить телевизор, позже нужный диск с конкретным мультфильмом малыш находит самостоятельно – даже не умея читать. Дальше - больше. У поколения 70-х ловкость пальчиков 5-летних детей, перебирающих клавиши клавиатуры вызывает неподдельное уважение и восторг. У наших детей другая данность: с рождения они окружены высокотехнологическими вещами, которые всего за пару десятилетий прочно вошли в нашу жизнь. А дальше всех нас ожидает еще больший прогресс.
Причины увлечения современных детей компьютерами вполне понятны. Из чего состоит их жизнь в усредненном варианте? Гуляют под присмотром (как минимум, с сотовым телефоном) или вообще не гуляют. Общаются со сверстниками только в детском саду, школе или в спортивной секции. Общение с дворовыми мальчишками или девчонками – эпизодическое (не как в нашем детстве). Казалось бы, чего беспокоиться: «Чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало!» Сидит себе дома, не влезает ни в какие житейские уличные передряги, но, увы, интернет-зависимость у детей и подростков различного возраста, несмотря на всю свою внешнюю безобидность, по сути, скорее всего, является бомбой замедленного действия.
А компьютерные игры захватывают. Эмоции, которые испытывает ребенок, выигрывая или проигрывая, например, в компьютерный футбол – такие же настоящие и яркие, как в реальности. А иногда даже и сильнее. Игра раскрепощает, все, что было задушено, зажато – выходит на поверхность. Агрессия, ярость, слезы – признаки настоящей истерики.
В наш Центр за психологической помощью обратилась мать ребенка. Она не знает, что делать - ее мальчик очень бурно реагирует на проигрыши в компьютерной игре. Подолгу плачет, кричит на виртуальных игроков, которые «подвели» его. Что делать? Для начала давайте разберемся, является ли ваш ребенок интернет - зависимым.

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.
Вот самый простой тест на компьютерную зависимость у детей для родителей. Ответьте честно на следующие вопросы:
Ваш ребенок:
1. Проводит время за компьютером ежедневно, не пропуская ни дня;
2. Включая компьютер, утрачивает ощущение времени;
3. Никогда не встает из-за компьютера, не завершив игру;
4. Принимает пищу возле монитора компьютера;
5. Не соглашается с вашим утверждением, что слишком много времени занят компьютером;
6. Не заканчивает игру, пока не достигнет желаемого уровня;
7. Слишком сильно гордится результатами и достижениями в играх и сообщает о них всем окружающим;
8. Не делает уроки, не слушает замечания;
9. Если компьютер сломался, сильно раздражается;
10. Если взрослые отсутствуют дома, все время проводит за компьютером.
Если на 5 вопросов теста вы ответили положительно, то уже вполне можно говорить о компьютерной зависимости ребенка.
Вот такой совсем простой тест на компьютерную зависимость поможет вам выявить проблему. Часто родителям трудно признать существование проблемы у их ребенка. Но даже если вы проблему не признаете, это не значит, что ее нет, она сама по себе не исчезнет. Пускать на самотек ситуацию никак нельзя, последствия могут быть весьма плачевны.

А вот тест на компьютерную зависимость, на вопросы которого попросите ответить ребенка:
1. Часто ты проводишь время за компьютером?
- ежедневно – 3 балла;
- один раз в два дня – 2 балла;
- только когда нечего делать – 1 балл.
2. Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?
- более 2-3 часов – 3 балла;
- 1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;
- не более часа – 1 балл.
3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?
- пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда он перегревается, или когда не начинаю засыпать, или когда начинает болеть спина, или сливаются цвета – 3 балла;
- бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;
- выключаю сам по собственной воле – 1 балл.
4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?
- конечно, на компьютер – 3 балла;
- зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;
- вряд ли буду сидеть за компьютером – 1 балл.
5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?
- да, было такое – 3 балла;
- пару раз, возможно, и случалось, но мероприятие не было таким уж важным – 2 балла;
- нет, никогда такого не было – 1 балл.
6. Насколько часто ты думаешь о том, чем занимаешься сидя за компьютером, например, об играх:
- почти все время думаю об этом – 3 балла;
- могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;
- почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.
7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?
- компьютер - для меня все – 3 балла;
- большую роль, но и других интересных вещей в жизни много, которые тоже для меня много значат – 2 балла;
- компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.
8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:
- иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;
- каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;
- точно не сажусь за компьютер – 1 балл.

Теперь подсчитайте сумму баллов.
8-12 баллов – все отлично, ни о какой компьютерной зависимости у вашего ребенка нет и речи.
13-18 баллов – зависимости пока нет, однако стоит внимательно отнестись к тому, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером, имел другие увлечения, интересных друзей, гулял на свежем воздухе. Обратите внимание на ребенка, пока не стало поздно.
19-24 балла – у ребенка на лицо компьютерная зависимость. Срочно необходимо принимать меры! Скорее всего, без семейного психолога обойтись будет сложно. Начинать нужно менять ситуацию безотлагательно.
Как не допустить развития интернет - зависимости?
Первое, и самое простое - по возможности ограничивать время пребывания ребенка в сети. Полностью оградить ребенка не получится, уже в детском саду он будет выглядеть белой вороной, если не будет иметь того, что имеют другие дети. Сами по себе интернет и поиск информации не вредны - напротив, в современном мире владение компьютером приравнивается к базовым навыкам, вроде умения писать и читать, поэтому то, что для людей старшего и среднего поколения в новинку, для нынешних детей - норма жизни. Важен не сам факт использования интернета, а то, сколько времени там проводит ребенок, т.е. во всем нужна мера.
Уже сейчас многие ученые, медики, психологи пришли к однозначному выводу, что до трех лет ребенка категорически нельзя подпускать к персональному компьютеру. Детям от 3 до 5 лет работать за компьютером можно не более получаса.
Ученик 1 класса- 45 минут в неделю;
Ученик 2-3 класса – 45 минут в неделю;
Ученик 4-6 класса – 2 часа в неделю, но не более 1 часа в день;
Ученик 7-9 класса – 2, 5 часа в неделю, но не более 1 часа в день;
Ученик 10-11 класса – 7 часов в неделю, но не более 1 часа в день.
Самое главное в этой ситуации - не сделать компьютер и игры на нем "призом", подарком за хорошее поведение и т.п. Ребенок также не должен испытывать чувство несправедливости: другие члены семьи могут играть в компьютер, а ему запрещено.
Надо с самого начала заключить с ребенком своеобразный договор, и тогда, возможно, удастся избежать привыкания ребенка к нахождению в Сети. С ребенком нужно договориться, что, например, он будет «тренировать» кибер - силу по часу два раза в неделю – и определить конкретные дни. Таким образом, мы не делаем компьютер наградой, при этом ограждаем ребенка от чрезмерного времяпрепровождения за ним - причем контролировать это время должен сам ребенок.
Второе. Постараться с самого начала обратить внимание ребенка на позитивные стороны интернета - возможность получить быстрый ответ на интересующие вопросы, наглядность материалов, широкие возможности для саморазвития и обучения.
Третье. Излишне не заострять внимание ребенка на его пристрастии, так как возможно это лишь временный интерес, а слишком агрессивная реакция родителей, напротив, только закрепит желание и дальше погружаться в виртуальное пространство, просто из чувства противоречия родителям.
Четвертое. Важно дать ребенку альтернативу времяпрепровождению в сети, занимать его чем-либо. В этом помогут различные кружки, спортивные секции, чтение книг. Но все это будет иметь смысл, если ребенок будет видеть перед собой наглядный пример - если родители не читают, бессмысленно упрекать ребенка отсутствием интереса к чтению.
Также зависимость от интернет - сёрфинга может свидетельствовать, особенно у школьников переходного возраста, о наличии психологических проблем - если ребенок не может себя проявить в школе, если дома разлад, он ищет среду, где мог бы реализоваться или просто забыть о своих проблемах.
Чем опасна интернет-зависимость
Что же на самом деле опасного таит в себе длительное времяпрепровождение перед экраном монитора персонального компьютера? Так ли опасна интернет-зависимость у детей? Да, опасна, и далеко не безобидна по своей сути. Это – словно поездка на машине времени – присел на пять минуточек и пары часов – как ни бывало.
1. Сначала вроде бы случайно потеряется чувство реального времени, затем оно может почти полностью исчезнуть, затем появится быстрая утомляемость, еще немного позже нарушится нормальный цикл сна-бодрствования, как следствие - снижается физическая активность, а так же, как правило, наблюдается и ухудшение успеваемости.
2. Психические и мыслительные расстройства
3. Возникновение физических заболеваний (ухудшение зрения, заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз, артроз), сердечно-сосудистых патологий (тахикардия, аритмия, артериальная гипертония, варикоз нижних конечностей)
4. нарушения отношений в семье (между родителями и детьми, а также между супругами). Кому понравится, что ребенок или вторая половинка днюет и ночует возле компьютера? Так ухудшаются отношения между родными и близкими людьми, и даже разрушаются семьи. Интернет-зависимость - проблема современного общества!
5. Психологи бьют тревогу и сравнивают феномен интернет - зависимости не иначе как с пристрастием к алкоголю и наркотикам. Правда, человек не испытывает боли, он просто находится в постоянной депрессии и не может сосредоточиться на выполнении текущих задач.
6. При длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.
7. Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности. Зачем встречаться с друзьями, когда можно поболтать с ними по Skype, зачем с кем-то договариваться в живую или созваниваться, если можно просто отправить письмо по e-mail, зачем искать и покупать товар в обычных магазинах, когда можно приобрести что угодно, не выходя из дома. Так начинают появляться сложности в общении с новыми людьми, а попадание в незнакомую компанию для интернет - зависимого человека и вовсе становится стрессовой ситуацией. Дальше человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном (избавиться от бессонницы без помощи специалиста для него уже не представляется возможным) и приемом пищи.
8. Некоторых нездоровая привязанность к информационным технологиям доводит даже до самоубийства.
Если ребенок или подросток проводит у экрана монитора более 4 часов в день, то это уже является более чем серьезным поводом для родителей, чтобы срочно бить тревогу. В этом случае родителям пора призадуматься над собственным семейным укладом и попробовать спланировать совместный досуг таким образом, чтобы у ребенка как можно реже возникало желание погрузиться в виртуальный мир.
Однако ирония судьбы заключается в том, что родители зачастую даже не имеют ни малейшего представления о том, какие игры занимают воображение их ребенка. А ведь игра игре рознь. Современные компьютерные развлечения полностью отражают реальную жизнь, в которой и так уже существует переизбыток насилия, жестокости и других видов агрессии. Что же тогда удивляться, что подросток неожиданно начинает вести себя несколько неадекватно? Именно детская и подростковая несформировавшаяся психика наиболее восприимчива к воздействию различных факторов, в том числе и интернета. Сколько уже известных случаев, когда дети или подростки избивали или даже убивали взрослых, которые пытались прекратить их бесконечную компьютерную игру.
Всё больше и больше с головой погружаясь, как в пучину, в сеть интернета, ребенок действительно становится зависимым от него. И это легко диагностировать по некоторым признакам. Если подросток испытывает беспокойство, не выходя в сеть даже непродолжительное время, то уже можно констатировать факт зависимости. Если он игнорирует обращения к нему значимых взрослых. Если все остальные сферы сужаются, а иногда и полностью нивелируются для него.
«Компьютер, стул и интернет – и человека больше нет. Год проходит и другой, глянешь, детка с бородой…»
Специалисты различают психологические и физические симптомы компьютерной зависимости:

Психологические симптомы
- Эйфория за компьютером
- Невозможность остановиться
- Увеличение количества времени за компьютером
- Пренебрежение семьей, друзьями
- Проблемы с учебой, отказ делать уроки
- Сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, либо игнорирование такой просьбы
- Ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира

Физические симптомы
- Сухость в глазах
- Головные боли и боли в спине
- Пропуск приемов пищи, нерегулярное питание
- Пренебрежение гигиеной
- Расстройство сна, изменение режимов сна
- Синдром карпального канала (когда из-за длительного перенапряжения мышц – идет туннельное поражение нервных стволов руки)
Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах. Сегодня психологами и исследователями проблем интернет-зависимости выделяются пять основных видов этой неудержимой тяги к онлайн погружениям.
Самым распространенным видом интернет-зависимости считается необходимость в беспрерывном общении. Это могут быть форумы, социальные сети и различные чаты.
К данной группе риска зависимых от интернета относятся люди, испытывающие проблемы в общении. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который заменяет им круг друзей. Исследователи, изучающие феномен интернет - зависимости, выяснили что люди, не попадающие в «сети» интернета так же, как и в них попавшие, общаются со знакомыми и друзьями в онлайне (хотя основная их цель нахождения в «паутине» - это поиск информации), но это общение в основном ограничивается лишь поддержанием уже имеющихся контактов. Интернет же зависимые люди стремятся социализироваться за счет новых знакомств.
В большей степени это конечно относится к людям подросткового возраста, и не только потому, что они выросли в эпоху интернета. Причина возникновения интернет-зависимость у подростков – это период гормональной перестройки организма, когда для молодежи становится проблематично общаться, завязывать новые знакомства, налаживать контакты с противоположным полом (конечно, это касается не всех, но многих).
Общение в интернете предоставляет подросткам возможность существовать в образах своих мечтаний, не выходя за границы этих образов, осуществлять насколько необходимую и желаемую, настолько и невозможную в реальности коммуникативную активность. Это является основной причиной интернет - зависимости у подростков, а провоцирующим фактором, стимулирующим развитие этой зависимости, выступает анонимность и невозможность проверить, насколько представленная о себе информация действительна.
Еще одной причиной появления интернет зависимости, тесно связанной с предыдущей, является невозможность самовыражения. Человек, с трудом высказывающий свои мысли, неспособный отстоять свою точку зрения, испытывающий страх публичных выступлений, боящийся осуждения реального общества, в общем неуверенный в себе человек, в сети может спокойно высказать то, что накипело, не боясь неодобрения и непонимания.
Медикаментозное лечение интернет-зависимости должно проводиться одновременно с работой над повышением уровня уверенности в себе и развитием навыков общения.
Информационная интернет-зависимость (онлайн серфинг), или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.
Навязчивый веб-серфинг предполагает неупорядоченный поиск информации, лишенный всякой цели и смысла. Человек блуждает по сайтам, базам данных, одну за другой читает статьи, заметки, комментарии к ним, бесконечно переходит по ссылкам. В итоге это бессмысленное блуждание и непрекращающийся поиск информации приводит к потере продуктивности и информационной перегрузке.
Следующий вид интернет - зависимости – игровая зависимость. Это когда человек подсаживается и не может оторваться от онлайн игр.
Почему люди начинают играть в онлайн игры? Кто-то стремится заполнить пустое место, образовавшееся в его жизни, кто-то просто от скуки. А есть люди, которые пытаются добиться превосходства, не тратя на это больших усилий. Стать первым на соревнованиях по легкой атлетике будет сложно, а вот в игре «Танчики» - вполне даже возможно.
Многие игроманы даже тратят реальные деньги, чтоб как-то улучшить своих персонажей и добиться мнимого превосходства. Получая огромное удовольствие, и видя, что достигли 25-го уровня, в то время как их ближайший конкурент не добрался еще и до 22-го, они продолжают играть дни напролет и в процессе этой гонки становятся интернет - зависимыми.
Кстати, этот побуждающий фактор интернет - зависимости (стремление стать лучшим, стать первым) может находить выражение не только в онлай-игрушках. Например, в тех же соц.сетях, на сайтах и форумах, где пользователи сравниваются по рейтингу (какие-то баллы и уровни за активность, виртуальные деньги, количество друзей и т.д.). Чем больше у тебя балов, тем выше ты располагаешься в рейтинге. Конечно, виртуальное превосходство в отличие от реального не дает полной удовлетворенности, но зато добиться его значительно легче.
Человек постепенно втягивается и становится зомби по причине того, что попросту не хотел делать нелюбимую работу, выполнять свои обязанности, решать сложные вопросы и принимать непростые решения.
Игры сделаны специальным образом, принуждающим вас судорожно играть даже в то время, когда процесс не доставляет вам настоящего удовольствия.
Не единичны случаи, когда длительная игра приводила к трагическим последствиям. Например, многочасовой онлайн-сеанс игры в World of Warcraft, в октябре 2005 года довел китайскую школьницу до истощения организма и смерти. А в 2011 году американская домохозяйка, увлекшись игрой в ту же Warcraft, забыла про свою трехлетнюю дочку, которая умерла от недоедания и обезвоживания.
Вот что говорит еще один из разработчиков онлайн-игр Дэвида Вонг (этот человек, работающий на Microsoft и защитивший диссертацию по особенностям работы человеческого мозга, знает как сделать людей разного возраста интернет-зависимыми): «Всякая зависимость возникает из трех составляющих – активности, времени и поощрения, и есть бесчисленное количество приемов, используя которые, эти три фактора возможно объединить друг с другом для того, чтобы игрок показывал тот образец поведения, который задумал разработчик».
Интернет-зависимость, связанная с азартными онлайн-играми во многом схожа с обычным пристрастием к игре на деньги.
Онлайн-казино, которых сегодня в интернете великое множество, заманивая десятки тысяч новых пользователей ежедневно, воссоздают соблазнительный и реалистичный мир традиционных казино. Симптомы интернет - зависимости этого вида, а также ее причины и последствия сродни тем, что и у обычной игромании (игры на деньги). Разве что есть какие-то незначительные нюансы. А вот доступность, а соответственно и вовлеченность во много раз превосходит показатели обычных игровых заведений.
В недавно опубликованном докладе Американской Ассоциации Психологов, которая была посвящена проблеме интернет - зависимости, связанной с азартными играми говорится, что данное пристрастие затягивает людей значительно сильнее, нежели казино или обычные игровые автоматы. Также там было отмечено, что в группу риска попадают в первую очередь подростки, среди них зависимость от игр на деньги в интернете встречается намного чаще.
Еще одной разновидностью интернет - зависимости является так называемое киберсексуальное влечение – это навязчивая тяга к просмотру порнофильмов в сети и занятию киберсексом.
При кажущейся на первый взгляд безобидности, сексуальная интернет зависимость является серьезнейшей проблемой, стоящей на пути обеспечения социально-психологической безопасности как отдельного человека, так общества в целом. Сегодня множество семейных пар распадаются или стоят на грани распада из-за наклонности одного из супругов удовлетворять свои сексуальные потребности с помощью интернета. У людей, страдающих этой зависимостью, остается мало времени для обычного общения, так постепенно происходит эмоциональный разрыв в отношениях с реальными людьми - семья, дети, друзья, работа и учеба уходят на задний план.
Причинами этой интернет зависимости являются сексуальная неудовлетворенность (как у начинающих половую жизнь подростков, так и людей всех возрастов), ухудшение сексуальных отношений с партнерами, нехватка общения и разногласия в семье, а особенности Интернета (доступность, анонимность, вседозволенность, отсутствие обязательств и необходимости психологически подстраиваться под партнера) только способствуют возникновению зависимости от этого влечения.
Перечень основных видов зависимостей от интернета можно расширить, добавив туда: развлечения, манимейкерство, хакерство; непроизвольную тягу к покупкам вещей на интернет - аукционах и в онлай-магазинах; бесконечное скачивание с торрент трекеров видео и аудио материалов в целях создания собственной базы и т.д.
Почему возникает зависимость?
Интернет и компьютерные игры не принесут никакого вреда здоровым людям, у которых нет проблем во взаимопонимании и самореализации. Благоприятная почва для "ухода из реальности" возникает только при определенных условиях жизни.
Ребенок может начать страдать игровой зависимостью, если:
- играя на компьютере, он отвлекается от забот и страхов, ему не с кем обсудить проблемы;
- у ребенка нет друзей.
Подростковый период делает проблему острее: он может чувствовать себя комфортно только с виртуальными, а не с реальными людьми;
- нет хобби, не занимается спортом,
- родители не общаются с ребенком только дома, не водят его на спектакли, экскурсии, в походы, просто не проводят время вместе (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу)

«Проблему игровой зависимости родители детей и подростков не всегда осознают. С виду все выглядит вполне прилично: ребенок не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер – это часть современной жизни. Что здесь страшного, казалось бы. Но если у ребенка сужен круг людей, с которыми он общается вне школы и дома (а сейчас таковых большинство), если у него при внешнем благополучии нет возможности выхода эмоций по каким-либо причинам (тот же спорт, он предполагает физическую и психологическую разгрузку), в определенный момент он все равно начнет искать себя, свой путь. Дверь в альтернативную реальность открывает психоактивное вещество – оно изменяет существующую реальность. Уходом в другой мир является и игровая зависимость. Такие дети физически остаются дома, но где они сами и к чему это может привести – вот в чем вопрос».
Стадии развития интернет - зависимости
1. На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формируется собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.
2. Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается. Также на второй стадии формирования интернет зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Например, одни люди знания, полученные в Сети, применяют в жизни, другие этими знаниями делятся тут же в интернете, используя корыстные цели (в хорошем смысле), хотят прославиться или зарабатывают деньги, третьи же поднимают себе рейтинги в соц.сетях (репутацию на сайтах и форумах и т.п.) или попросту самовыражаются. Так и развивается зависимость, когда само общение становится единственным, ну или предпочтительным способом достижения цели.
3. Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернет зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.

Симптомы интернет - зависимости
Основными признаками, определяющими интернет-зависимость, можно считать следующие:
Вы ощущаете огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет испытываете грусть и уныние.
Вас за уши не оттащить от монитора, и ни под каким предлогом не выманить на улицу.
Вы не ходите в гости, реже встречаетесь с друзьями, т.е. потихоньку теряете контакты с людьми в оффлайне.
Вы постоянно обновляете страничку в соц.сетях, часто проверяете e-mail почту, аккаунт на сайте знакомств и т.д.
Обсуждаете компьютерную тематику даже с людьми, едва сведущими в данной области.
Вы теряете чувство времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, вы зависаете в сети на несколько часов и не замечаете, как стремительно пролетает время.
Во время интернет - серфинга забываете о служебных обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.
Сайты вы посещаете не с целью найти нужную информацию, а заходите на них бесцельно и механически.
Тратите немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытаетесь скрыть это от близких.
На физиологическом уровне вы чувствуете последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломота в суставах, нарушение сна и режима питания.
Испытываете влияние информации из сети на ваше психологическое самочувствие - негативные новости или сообщения вызывают в вас бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.
Замечаете, как близкие люди все чаще начинают выражать свое возмущение по поводу того, что вы слишком много времени проводите в Интернете. И это является явным признаком интернет зависимости. Самому чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает сложно.

Профилактика: что делать родителям
В советское время по ТВ было ограниченное количество передач для детей. В «Гостях у сказки» ждали с нетерпением всю неделю. Наши современные дети при желании могут круглосуточно смотреть телевизор. Нам удобно: ребенок занят, можно заняться своими делами. То же самое касается и компьютера. Ребенок рядом, под присмотром, играет, не мешает.
Но такой образ жизни может разрушить отношения, отдалить вас от детей. Поэтому родителям надо бороться, прежде всего, со своей ленью и начать активное участие в жизни ребенка:
- Поощряйте другие интересы. Запишите ребенка в кружок или спортивную секцию, станьте вместе с ним волонтерами (например, можно ходить в Дом малютки – играть с детьми);
- Регулярно говорите с ребенком о его настроении: что он думает, чем занят, о чем переживает. Компьютерная зависимость может быть просто фоном более глубоких психологических проблем.
- Установите ограниченное время взаимодействия с компьютером. Это касается и смартфонов: некоторые по привычке считают современные телефоны лишь "средством связи", но на самом деле - это те же компьютеры.
- Если вы наблюдаете признаки зависимости, привлекайте к помощи других людей, специалистов. Пусть о проблеме скажет вашему ребенку врач, спортивный тренер, уважаемый друг семьи или профессиональный психолог. Авторитетные источники информации помогут ребенку правильно оценить свое состояние.
Увлечение приводит к проблемам в самореализации лишь тогда, когда виртуальная реальность начинает подменять собой учебную, спортивную, трудовую деятельность. И только в этом случае. Ведь подчас вкус успеха в компьютерном мире помогает ребенку повысить самооценку, поверить в себя – и начать более успешную жизнь в реальности».
Меры предосторожности при работе с ПК для детей разного возраста.
3-7 лет:
Компьютер ни в коем случае нельзя ставить в детской комнате. Это правило распространяется на все возрастные группы.
Ребенку можно сидеть за компьютером только вместе с кем-то из взрослых.
По возможности демонстрируйте ребенку материальные результаты его работы за компьютером, например, распечатки.
Время, проводимое ребенком за компьютером, вначале не должно превышать 7-10 минут два раза в день. Постепенно это время можно увеличивать, доводя до 40 минут для детей в возрасте 7 лет. После игр и других занятий за компьютером ребенок обязательно должен сделать гимнастику для глаз, а также короткую разминку (упражнения для кистей рук, приседания, прыжки, наклоны).
На будущее…
8-14 лет:
Установите четкие правила пользования компьютером и в особенности Интернетом, объясните ребенку, чем грозит их нарушение. Расскажите, какие опасности связаны с посещением Интернета.
Ребенок должен твердо усвоить, что, находясь в сети, он никогда не должен выдавать какую бы то нибыло информацию личного характера.
Научите ребенка здраво оценивать информацию, которую он находит в Интернете. Объясните, почему этой информации не всегда можно верить.
Старайтесь постоянно быть в курсе того, что ваш ребенок делает в сети. Он должен знать, что, если во время посещения Интернета его что-то напугало или показалось странным, нужно обязательно рассказать об этом вам.
Ребенок должен помнить, что ни в коем случае нельзя загружать и копировать что-либо на компьютер без вашего одобрения.
Когда надо бить тревогу
Тревогу пора начинать бить, когда ситуация выходит из-под контроля не только родителей, но и самого ребенка, когда имеют место такие симптомы компьютерной зависимости:
- ребенок не может по собственной воле покинуть игру;
- пренебрегает друзьями, родными, близкими;
- появляются проблемы в учебе;
- пренебрегает соблюдением правил личной гигиены;
- появляются расстройства сна.
Люди часто видят только одну сторону медали, что интернет сближает, сокращает расстояния, помогает развиваться. Но есть и другая сторона медали – в интернете вроде бы все вместе, но на самом деле – каждый одинок. Зачастую у пользователя есть лишь иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия любви, иллюзия жизни. Если разобраться – все хрупко как стеклянная пирамида. Ткни пальчиком – и получишь груду осколков, из которых ничего не собрать и, уж тем более, не построить…
Конечно же в этом процессе есть свои плюсы и минусы, ну и, наконец, каждый родитель сам для себя решает, что позволить или же не позволить своему ребенку. Конечно, здорово, что в интернете возможно получить практически любую информацию, которую можно использовать для повышения уровня своей образованности. Только вот именно это направление пользователи используют гораздо реже, чем другие. И правда жизни состоит в том, что остальное время дети и подростки проводят за играми в социальных сетях. Именно благодаря виртуальному общению некоторые дети, имеющие различные психологические комплексы, начинают себя ощущать не такими одинокими, как на самом деле, пытаются стать более раскованными, что в свою очередь придает им уверенности, но отнюдь не решает никакие их психологические проблемы при общении с другими людьми в реальности.

Дорогие родители! Протяните руку помощи собственным, поймавшимся словно рыбка на крючок, детям! Однажды окунувшись в завлекательный мир интернет - паутины с головой, ваш ребенок рискует больше не появиться на поверхности нашей реальности – сначала исчезнут из его жизни реальные живые друзья, им на смену придут виртуальные, затем исчезнут его социальные проявления, а потом и он сам. И вернуться к прошлому будет ой как непросто, ничуть не проще, чем бросить употреблять алкоголь или наркотики. Ребенок может попросту обесценить сою реальную жизнь, превратив ее буквально в ничто, бросив её к ногам своего нового сверхценного виртуального мира, в котором он не чувствует себя таким, а также настолько одиноким. Это становится похоже на хождение по мукам в лабиринте, из которого реального выхода он сам может так и не найти.
Если Вас коснулась такая беда - обращайтесь к психотерапии за профессиональной помощью. Чем дольше продлится зависимость – тем труднее с ней будет справиться, чтобы вернуться не к прошлой, а к сегодняшней своей нормальной жизни.

Вот какие шуточные стихи пишут некоторые интернет - зависимые:
«Я узнал, что у меня есть огромная семья:
Монитор, системный блок. В сети вставлен проводок.
Винд, заставка - небо голубое. Это – все мое, родное!
Без инета жить нельзя – игровой наркоша я!»

Сегодня даже годовалые малыши тянутся к компьютеру, охотно нажимая на мышку и клавиатуру. Подобная картинка вызывает умиление, однако столь раннее и тесное общение с гаджетами может вызвать серьезные последствия в будущем. Например, компьютерную зависимость, которую врачи называют одной из главных проблем современного общества.

Чаще всего привыкание к интернету и компьютерным играм возникает не раньше десяти лет. Однако предпринимать меры по его предотвращению необходимо в дошкольном возрасте, пока интерес к ноутбукам не превратился в серьезную болезнь. К сожалению, сегодня даже дошкольники являются активными пользователями приставок и планшетов.

Вот почему родителям следует внимательно прочитать нашу статью и решить, какие правила и ограничения должны быть дома, как общаться с малышом, чтобы у него не появилась и не развилась компьютерная зависимость.

Виды зависимости от компьютера

Специалисты определяют компьютерную зависимость у детей, как намеренный уход в виртуальное пространство с потерей интереса к реальным играм, общению со сверстниками и прочим занятиям.

Нездоровая любовь к компьютеру бывает трех видов:

  • игровая – это чрезмерная увлеченность компьютерными играми. Дети часами играют в персональные и сетевые «стрелялки» и «бродилки». Маленький игроман забрасывает учебу, не следит за распорядком дня, забывает обедать и ужинать;
  • «сетеголизм» – неодолимое желание проводить все свободное время в чатах, форумах и социальных сетях. Ребенок (чаще подросток) не может обходиться без постоянной активности в интернете, коммуникации в соцсетях. Такая проблема встречается у неуверенных в себе и тревожных детей, которые испытывают трудности взаимодействия со сверстниками;
  • интернет-серфинг – проявляется в бесцельном и бесконтрольном переходе с одного сайта на другой. На первый взгляд, эта зависимость не так опасна, как предыдущие, однако просмотр огромных пластов информации (не всегда допустимой, а иногда и опасной) способен нанести вред детской психике.

8 признаков компьютерной зависимости у детей

В детском возрасте привыкание происходит намного быстрее, чем у взрослых. Специалисты установили определенную закономерность: чем раньше малыш «подружится» с гаджетом, тем выше вероятность, что компьютер вытеснит реальный мир.

Родители смогут распознать зависимость по нескольким явным симптомам.

  1. Несмотря на ранее достигнутые договоренности, ребенок не способен оторваться от компьютера. Срок сидения за экраном давно истек, а он по-прежнему играет или общается. Попытка же оторвать от гаджета зачастую заканчивается скандалом.
  2. Ребенок перестает выполнять поручения: не выгуливает собаку, не убирается в детской, не моет посуду. Он не может правильно планировать свой день, предпочитая сидеть за клавиатурой. Страдает и учеба – домашние задания не выполняются, успеваемость снижается.
  3. Дети отказываются общаться со сверстниками и близкими людьми, проводя все время за компьютером. Особенно тревожный знак – нежелание идти в гости и отказ от семейных праздников.
  4. Привыкание к соцсетям и играм приводит к тому, что дети не расстаются с ноутбуками даже в ванной.
  5. Лишение компьютера способно вызвать «ломку», вследствие чего дети становятся раздражительными, вспыльчивыми и агрессивными. Если забрать у них планшет, они тут же перейдут к телефону.
  6. Общение происходит чаще всего в соцсетях, однако новые знакомства так и остаются виртуальными. С друзьями и одноклассниками ребенок также общается в сети.
  7. В отсутствие компьютера или мобильника с выходом в интернет дети не могут найти себе занятие. Книги и настольные игры им просто не интересны.
  8. Ребенок не желает рассказывать, чем он занимается в сети. Родительские расспросы вызывают лишь агрессию и приводят к истерике.

Чем опасна компьютерная зависимость?

Некоторые родители недооценивают вред подобной увлеченности, считая раннее знакомство с высокими технологиями своеобразной нормой. На самом же деле зависимость от гаджетов способна нанести серьезный вред детскому организму и психике.

  • Электромагнитное излучение. Специалисты уверяют, что воздействие электромагнитных волн, которые излучают компьютеры, может привести к гормональным нарушениям, нервным расстройствам, снижению иммунитета и даже к онкологии.
  • Психическое напряжение. Детская психика еще не способна справиться с огромным потоком различной информации, которую получает ребенок. Излишняя нагрузка на нервную систему делает детей импульсивными, раздражительными и агрессивными.
  • Последствия гиподинамии. Сидячая поза способна привести к лишнему весу, сутулости и остеохондрозу. Манипуляции с мышкой вызывают неприятные ощущения при движениях пальцами и запястьем.
  • Проблемы со зрением. Острота зрения начинает понижаться уже через шесть месяцев постоянного нахождения перед монитором. Часто у детей возникает так называемый синдром «сухого глаза», который проявляется резью, постоянным зудом в глазах.
  • Напряжение шейного отдела позвоночника. Из-за сидячего положения и нагрузки на шею страдают сосуды головного мозга. Недостаток их кровоснабжения приводит к кислородному голоданию, вегето-сосудисто й дистонии. У ребенка возникают постоянные мигрени и головокружения.
  • Узкий круг интересов. Детям интересны лишь игры, соцсети и форумы. Зачастую в их виртуальной жизни не остается места для чтения литературы, посещения библиотек, театров, музеев. Привычка общаться короткими сообщениями без соблюдения правил русского языка приводит к снижению грамотности.
  • Уменьшение социальных контактов. У ребенка снижается желание общаться с людьми. Он становится замкнутым, не умеет поддерживать беседу, договариваться и решать даже самые простые повседневные проблемы.

Прежде всего, взрослым необходимо понять причины появления зависимости от компьютера.

Это могут быть сложные отношения в семье, неуверенность и чрезмерная . Что же делать взрослым, если их чадо часами сидит перед монитором?

  1. Постарайтесь создать дома теплую и дружескую атмосферу, чтобы дети не убегали в виртуальную реальность за поддержкой и общением. Проводите с ребенком больше времени, играйте и разговаривайте на самые разные темы.
  2. Не перекладывайте свою роль воспитателя на телевизор и компьютер. Некоторые несознательные мамочки включают мультфильмы или ставят игры, вместо того чтобы заниматься с детьми и гулять с ними по театрам и музеям.
  3. Постарайтесь ограничивать время пребывания за монитором. Будьте тверды, если ребенок выпрашивает лишний часок, чтобы посидеть в сети. Однако и вам не следует засиживаться за компьютером, пусть ваш пример подвигнет ребенка на большую активность.
  4. Если ваше чадо неуверенно в себе и стремится компенсировать собственные комплексы, проводя много времени в сети, хвалите его за любые достижения в реальной жизни. Возможно, вам следует увлечь ребенка активным видом спорта, развивающим командный дух. Конечно, исходя из его собственных предпочтений.
  5. Если вы перепробовали все способы, а решить проблему компьютерной зависимости своими силами не получается, позовите на помощь квалифицированно го психолога. Не стоит стесняться подобной проблемы, самое главное – психическое и физическое здоровье ребенка.

И все же, не стоит воспринимать компьютер и планшет как абсолютное зло. Игры можно подобрать развивающие, а фильмы – познавательные.

С помощью интернета можно увидеть мир, изучить иностранный язык, познакомиться с интересными людьми. Необходимо лишь направить детскую энергию в правильное русло.

Использование интернета, кроме преимуществ, имеет последствия негативного характера. Интернет зависимость у подростков часто искажает реальную действительность, полностью заменяя онлайн просторами.

Стадии развития

Подростковая интернет зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за компьютером, различают три стадии развития зависимости. На первом этапе человек изучает возможности интернет сети с дальнейшим подстраиванием виртуальной реальности под себя, восполняя нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше времени проводить за монитором.

Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное общение. Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда тинейджер круглосуточно проводит в сети, на любое замечание реагирует агрессивно. Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую.

Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.

К сведению:

Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми постепенно нарушает физическое и интеллектуальное развитие подростка.

Причины интернет зависимости у подростков

Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети можно найти большой выбор онлайн игр. К ним можно отнести азартные игры, такие как казино, покер. Дети младшего возраста часто не могут оторваться от игр-стрелялок, различных ферм. Причины интернет зависимости у детей и подростков формируются с высокой скоростью, с учетом возрастного изменения и формирования психики.

Иногда главной причиной является педагогическая запущенность детей, склонность к сетевому общению, обмену картинками, фотографиями, информацией. Данному состоянию подвержены лица, которые чувствуют себя уверенней, не видя собеседника. Еще одна причина – необходимость в информационном поиске. Заключается в постоянном нахождении любой информации, которая вызывает интерес. Часто это приводит к информационному переизбытку.

Признаки интернет зависимости у подростков

Признаки у детей и подростков выражаются в следующем:

Все вышеперечисленные признаки интернет зависимости часто подростки опровергают, реагируя на замечания бурно.

К сведению:

Основной причиной развития зависимости детей от интернета является нехватка родительской опеки, внимания и любви.

Последствия интернет зависимости у подростков

Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы и когда ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.

Последствия интернет зависимости у детей и подростков выражаются в таких психологических проявлениях:

  • все свободное от учебы время тинейджер проводит за монитором, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
  • теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
  • снижается аппетит;
  • нарушаются фазы сна;
  • возникает эмоциональная нестабильность;
  • появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера.

У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Часто такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.

Профилактика интернет зависимости

Имеется ряд правил, которые помогут уберечь ребенка от посиделок у компьютера. Прежде всего, родители должны больше времени проводить с ребенком, интересоваться его увлечениями. Родители, которые занимаются своими собственными делами, сами провоцируют ребенка искать поддержку и общение в сети интернет.

Следует подумать, чем ребенка можно занять кроме учебы. Для этого необходимо провести с ним беседу, в ходе которой поинтересоваться, чем бы он хотел заниматься, и какой род занятий ему больше по душе. Профилактику интернет зависимости у подростков нужно использовать до того, как ребенок заинтересуется компьютерными технологиями с дальнейшим проведением времени за ним.

Лечение интернет зависимости

Снизить тягу к интернету можно при соблюдении таких пунктов:

  1. В свободное время заняться физическими упражнениями: прогулка, бег, тренажеры.
  2. Устраивать себе несколько дней нахождения в оффлайне. Это могут быть недалекие поездки, посещение интересных мест.
  3. Путешествия и знакомство с новыми людьми могут повлиять на пересмотр своей зависимой от всемирной сети жизни.
  4. Нужно больше уделять внимания учебе, книгам. Можно предложить ребенку интересную литературу или книги по его вкусу.

Интернет сегодня — один из главных источников полезной информации. Чтобы подросток полностью не отдался виртуальной реальности, забросив учебу и смысл жизни, родителям придется больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...