Исследовательская работа пожарная и экологическая безопасность. Научно-исследовательские работы


Исследовательская работа на тему

«Престиж профессии пожарного

как социальный фактор выбора профессии»

(социологическое исследование)

Куцарь Наталья,

Бутенков Александр,

МБОУ Грушевская Основная Общеобразовательная школа,

ст. Грушевская, Аксайский район, Ростовская область

7-8 класс

Научный руководитель:

Бутенкова Татьяна Ивановна,

учитель физики и ОБЖ,

г. Аксай

I . Введение

II . Основная часть

1 - Социологическое исследование и его виды

2 - Престижность профессии пожарного в разных странах

III . Социологическое исследование

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Литература

Введение

Радикальные перемены, которые произошли в жизни россиян за последние десятилетия, оказали большое влияние на различные группы молодежи, особенно на их ценности, ориентации и жизненные пути. Черты и свойства, выражающиеся в оценках, предпочтениях и поведении молодежи сегодня в значительной мере будут определять облик России в XXI веке.

Сегодняшняя молодежь вступает в самостоятельную жизнь в очень сложное и динамичное время. Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциация общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация. Что касается молодежи, то ей еще труднее понять проблемы, с которыми она сталкивается, вступая в жизнь, определяя свое место и призвание.

Вот почему нужны комплексные исследования социальных проблем российской молодежи в начале третьего тысячелетия. Такие исследования имеют очевидное прогностическое значение, создают необходимую основу для того, чтобы своевременно воздействовать на социальные процессы, разрешать конфликты и противоречия. В особенности необходимо изучение современных социальных и профессиональных ориентаций и жизненных путей молодежи.

Осуществить свои социальные ориентации, воплотив их в жизненные пути, молодежь не может без посредства разнообразных каналов, микро- и макроинститутов системы образования. Различные учреждения системы образования не только транслируют подрастающему поколению объем знаний, воспитывают трудовые навыки и передают специальные умения, они же формируют дальнейшие ценностные ориентации, в частности на продолжение образования и приобретение профессиональной подготовки, предопределяют ту или иную социальную позицию, к которой будет принадлежать подготовленный специалист. Поэтому изучение социальных ориентаций и жизненных путей молодежи становится чрезвычайно актуальным.

Современный этап становления и развития государственности в России сопровождается принципиально новыми процессами в различных областях общественной жизни. Они привели к возникновению ряда серьезных социальных проблем, связанных с личностью пожарного 1 , с его профессиональной деятельностью.

Необходимость изучения престижа профессии пожарного 2 с целью управления его динамикой диктуется сложившейся социальной и научной ситуацией, требует решения всего комплекса социально- экономических, управленческих проблем связанных с существующим положением работников

1 Приложение № 1

2 Приложение № 2

ВДПО в социальной структуре общества и низким престижем профессии

пожарного. Необходимо изменение отношения к профессии офицера со стороны общественного мнения и особенно органов государственного управления .

Актуальность социологического исследования престижности профессии пожарного, связана со следующими обстоятельствами.

Во-первых, потребностью проанализировать и оценить реальное состояние престижности профессии пожарного как важного фактора профессиональной ориентации молодежи, повышения привлекательности профессии для различных социальных слоев.

Во-вторых, с необходимостью выявления факторов влияющих на механизм формирования шкалы престижных оценок у различных социальных слоев и групп населения с целью определения наиболее эффективных путей повышения престижа профессии в российском обществе

Объектом данного исследования является молодежь (возраст от 13 до 16 лет)

Предмет исследования - сущность, содержание и социальный механизм формирования престижа пожарных, как наиболее значимые факторы и условия, влияющие на регуляцию престижа профессии пожарного, ее ценностей ориентаций в жизненном пути.

Цель исследования - на основе анализа имеющихся теоретико-методологических подходов к изучению престижа профессии пожарного и собственно полученных результатов проведенного авторами социологического исследования, проанализировать состояние и динамику престижа профессии пожарного и выработать пути его повышения в современных условиях.

Гипотеза – профессия работников пожарной службы престижна, так как была необходима во все времена и достаточно высокооплачиваемая.

Целям подчинены следующие задачи:

1. Выяснить профессиональные пристрастия и предпочтения современной молодежи в отношении к профессии пожарного;

2. провести социологический опрос среди учащихся 6-9 классов с целью определения престижа профессии пожарного.

3. Проанализировать результаты социологического исследования на предмет ценностных ориентаций молодежи.

4. Определение практической значимости проведенного ислледования.

Практическая значимость данной работы предполагает возможность применения результатов исследования для определения ситуации возможных запросов рынка труда и с целью поднятия престижа профессии пожарного (при проведении мероприятий по пожарной безопасности, работы отряда ДЮП, на занятиях по предпрофильной подготовке и др.).

Методы исследования:

    Метод сбора и анализа данных;

    Социологический опрос;

    Метод сравнения, анализа, обобщения;

    Изучение трудов специалистов в области работы социальной психологии;

    Метод сопоставления и анализа качественных и количественных показателей;

    Изучение литературы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Социологическое исследование и его виды.

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.

Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование в области социологии является собственно социологическим. Их важно различать потому, что сегодня часто приходится встречаться с произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой проблемы (особенно если при этом используются опросные методы) неправомерно называется социологическим исследованием. Последнее, по мнению российского социолога Э. Тадевосяна, должно опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов и эмпирического материала. Вместе с тем неправомерно сводить социологическое исследование только к сбору первичных эмпирических данных, к социологическому обследованию, поскольку это всего лишь один из этапов, хотя и очень важный, социологического исследования.

В широком смысле социологическое исследование - это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

Иными словами, социологическое исследование - это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их "ядро"), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

При этом любое социологическое исследование предполагает несколько этапов. Первый, или этап подготовки , состоит в обдумывании целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации. Второй этап предусматривает сбор первичной социологической информации - собранных необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, выписок из документов, отдельных ответов опрашиваемых, и т. д.). Третий этап заключается в подготовке собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, наблюдения, контент - анализа и других способов) информации к обработке, составлении программы обработки и собственно обработке полученной информации на ЭВМ. И, наконец, четвертый, или заключительный этап - это анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов и выработка рекомендаций и предложений для заказчика или иного субъекта управления, выступившего инициатором проведения социологического исследования.

Престижность профессии пожарного в разных странах 3

Какая работа считается самой престижной в США? Компания Harris Interactive опубликовала традиционный рейтинг наиболее престижных для американцев профессий. Самой престижной оказалась профессия пожарного 62% жителей США считают, что это занятие пользуется "очень высоким" престижем .

В США популярность пожарных выросла после 11 сентября 2001 года. По престижности их работа сейчас уступает только работе ученого и врача, но не требует получения высшего образования: пожарных готовят всего за два года.

Финляндии по популярности профессия пожарного стоит на втором месте после профессии врача.

И в России эта профессия вызывает определенный интерес – 39% россиян считают профессию пожарного престижной. Об этом по итогам приуроченного к Дню пожарной охраны (30 апреля) опроса сообщили социологи портала .

Профессия, приносящая благо людям и планете, всегда престижна»; «А почему нет? Это нужная профессия»; «Если речь идет о настоящем

3 Приложение № 3

пожарном, который занимается тушением пожаров и спасением людей, а не сидит в конторе над бумагами. Пожарный – это героическая профессия», – прокомментировали свой ответ опрошенные. Интересно, что чаще других в престижности этой профессии уверены россияне моложе 18 (49%).С ними не согласны 23% участников опроса, по мнению которых низкая оплата труда в сочетании с повышенной опасностью для здоровья и жизни пожарного не позволяют говорить о престиже данной профессии: «Пожарным не платят столько, сколько они должны получать за то, что рискуют своими жизнями»; «Маленькая зарплата»; «Сейчас престижно быть олигархом, поп-звездой…». Многие участники опроса (38%) не смогли дать однозначного ответа на поставленный вопрос, однако нужность этой профессии для общества и героизм тех, кто выбрал ее делом своей жизни, не вызывают у них сомнений: «Вряд ли престижна, но у меня люди этой профессии вызывают уважение»; «Главное – не престиж, а нужность людям».Однако условия труда легкими и безопасными не назовешь. Недаром медики указывают, что процент сердечно-сосудистых заболеваний среди представителей этой профессии выше среднего. Однако степень удовлетворенности своей работой у пожарных очень высока – выше только у священников (данные опросов National Opinion Research Center).

Некоторые комментарии российских респондентов:

«Да» – 39%
«А почему нет? Это нужная профессия».
«Спасать людей всегда престижно».
«А кто же тогда будет спасать нас от пожаров, если не они? Тем более что пожары в нашей стране участились».
«Профессия, приносящая благо людям и планете, всегда престижна».
«Работа, связанная с защитой жизни и здоровья людей, всегда престижна и почётна».
«Если речь идёт о настоящем пожарном, который занимается тушением пожаров и спасением людей, а не сидит в конторе над бумагами. Пожарный – это героическая профессия».
«Много чрезвычайных ситуаций».
«У меня есть друзья, которые работают там. Они очень довольны, а я очень горда иметь таких друзей!»

«Нет» – 23%
«Опасная работа при низкой зарплате. Отсюда неустроенность в семьях, скандалы и т. д.».
«Пожарным не платят столько, сколько они должны получать за то, что рискуют своими жизнями».
«Сейчас молодёжь ищет более достойно оплачиваемую работу».
«Маленькая зарплата».
«Сейчас престижно быть олигархом, поп-звездой…»

«Затрудняюсь ответить» – 38%
«Престиж работы зависит от многих факторов, в том числе и от её оплаты. Поскольку, стоя у прилавка на рынке, можно заработать больше, чем занимаясь научно-исследовательской работой в НИИ или в НТЦ, понятие престижа стало неопределённым».
«Но я с большим уважением отношусь к людям, которые выбрали эту профессию».
«Я знаю, что сейчас пожарные находятся под эгидой МЧС. Тогда скорее да, но вряд ли многие сегодня идут в пожарные...»
«Главное – не престиж, а нужность людям».
«Вряд ли престижно, но у меня люди этой профессии вызывают уважение»

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Социологический опрос

Место проведения опроса: Россия, станица Грушевская

Исследуемая совокупность: активное население 13 - 16 лет

Размер выборки: 102 респондента

Вопрос I : Считаете ли Вы профессию пожарного престижной? Почему? Спасибо.

Из данной диаграммы видно, что считают профессию пожарного престижной

Да (55 чел.) – 54%;

Нет (25 чел.) – 25%;

Не знаю (22 чел.) – 21%.

Некоторые комментарии Грушевских респондентов:

Да (55 чел.) – 54%:


Из данной диаграммы видно, что мнения 54% респондентов, считающих профессию пожарного престижной, тоже разделились:

Пожарные спасают жизнь людей, нет ничего дороже человеческой жизни

(20 чел.) – 36%;

Я, отношусь к профессии пожарного с огромным уважением, потому, что эти люди спасают от гибели самое дорогое – человеческие жизни, дома, которые человек, может быть, пол жизни строил, с любовью обставлял. А это может в одночасье погибнуть безвозвратно . Поэтому, я считаю, что она очень престижна и нужна, особенно сейчас, когда столько пожаров случилось в летнее время, да и зимой из-за халатного отношения к правилам пожарной безопасности, например, в баре «Хромая лошадь» в Перми.

У пожарных хорошая зарплата (4 чел.) – 7%;

Нужная работа, так как много пожаров (7 чел.) – 13%;

Мне она нравится за то, что этой работе присущ большой риск, мужественность

(5 чел.) – 9%.

-НЕТ (25 чел.) – 25%:

Из данной диаграммы видно, что причины непрестижности профессии пожарного тоже названы разные:

Очень рискованная профессия, жизнь дороже (7 чел.) – 28%;

Есть профессии попрестижней (5 чел.) – 20%;

Риск большой, зарплата маленькая (10 чел.) -40%.

Вопрос II : Выбрали бы Вы будущей специальностью профессию пожарного? Почему? Спасибо .

Из данной диаграммы видно, что большинство опрошенных не желают быть пожарными:

ДА (13 чел.) -13%;

Нет (75 чел.) – 73%;

Не знаю (14 чел.) - 14%.

Некоторые комментарии респондентов : - Да (13 чел.) -13%:

Из данной диаграммы видно, что большинство желающих стать пожарными мечтают спасать людей:

Мне нравится, что она мужественная, рискованная (5 чел.) – 39%;

Хочу спасать людей (8 чел.) – 61%.

-Нет (75 чел.) – 73%:

Из данной диаграммы видно, что основная масса опрошенных считают, что:

Это очень рискованно, опасно (7чел.) – 9%;

Зарплата маленькая (10 чел.) -13%;

Я хочу иметь другую профессию (12 чел.) – 16%;

Не престижная профессия (5 чел.) – 7%.

ВЫВОД:

В начале исследования авторами была определена гипотеза о престижности профессии работников пожарной службы, так как она по идее была необходима во все времена и должна быть достаточно высокооплачиваемая. Гипотеза подтвердилась частично, так как большинство опрошенных считают, что профессия пожарного достаточно престижна, но не высоко оплачиваемая и достаточно рискованная.

При всех достоинствах, полученных в результате глобализация мира, все чаще возникает угроза массовым пожарам (торфяные болота под Москвой 2010г.), а также проблемой нового времени стала угроза терроризма и других глобальных катастроф. Это требует от современного правительства создание новой структуры, объединяющей усилия различных спасательных служб под единым руководством - естественный процесс совершенствования системы управления, повышающий безопасность населения и России в целом. Поэтому необходимо поднять престижность профессии пожарного на более высокий уровень.

Таким образом, исследование престижа профессии пожарного в настоящее время актуально и необходимо.

Практическая значимость данной работы предполагает возможность применения результатов исследования для определения ситуации возможных запросов рынка труда и с целью поднятия престижа профессии пожарного (при профедении мероприятий по пожарной безопасности, работы отряда ДЮП, на занятиях по предпрофильной подготовке и др.).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Немного из истории

Пожарный - это работник пожарной охраны, основная задача которого - действовать в чрезвычайной ситуации в различных местах с целью спасения человеческой жизни и ликвидации пожара. Подготовка к действиям по предотвращению пожара тоже являются важными аспектами данной профессии.

В России профессия пожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране, но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали их опустошительное воздействие, необходимость личным примером содействовать привлечению к тушению большого количества сил и средств.

Профессия пожарного возникла в связи с необходимостью тушения и предотвращения пожаров. Пожары издревле тушили всем миром: для этого жители обязаны были немедленно сбегаться с теми орудиями, которые им были назначены по росписи: с топорами, ведрами, крючьями и «всяческими запасами, которые от пожара пристойны». Однако стихийная борьба с огнем по мере оформления государственности требовала упорядоченности, и уже к 15-му веку появляются законодательные указы московских князей, касающиеся противопожарной безопасности. В царствовании Петра I издается указ о привлечении войск к тушению пожаров, затем в них выделяются воинские пожарные команды под руководством офицеров. Впервые в России профессиональная пожарная охрана была организованна в Петербурге – 24 июля 1803 г. Она состояла «из солдат, неспособных к фронтовой службе». В последующие годы такие команды появились и в других городах. Жители освободились от необходимости содержать пожарных служителей и ночных сторожей. Пожарные части должны были иметь здания с нужными постройками для размещения пожарных инструментов, обоза, людей и лошадей. Поскольку солдаты, постоянно занимающиеся пожарным делом, должны были служить 20 лет, не имея права никуда уйти, естественно, они стали приобретать знания и опыт в этом деле. Эвакуация и спасение людей из горящих, задымленных зданий и сооружений – вот важнейшая задача противопожарной службы. Так, с начала 19-го века стала формироваться профессия пожарного: профессия в научном понимании этого слова определяется как род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. 18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности его работников. В 1926 – 1927 гг. было проведено и первое психофизиологическое исследование труда пожарного, в котором скрупулезно изучались особенности этой профессии. Авторы выделили одну из главных особенностей труда пожарного: он готовится и ждет в течение иногда очень продолжительного времени, когда ему придется реализовать свои знания и умения на деле. Отмечалась некоторая неоформленность профессии пожарного, ее неустойчивость, проявляющаяся в наличии малого числа профессионалов (людей, занимающихся всецело только данной работой), большой текучести рабочего состава, при которой не могло быть стабильной выработки навыков и знаний, и в отсутствии профессионального отбора. За годы советской власти произошло существенное укрепление пожарной охраны. Она вошла в структуру МВД и вместе с этим ведомством претерпела множество структурных реформаций, но несмотря на это все реформы подтверждали важность и значимость пожарной охраны специалистов оперативно-тактического и профилактического направлений деятельности. Была сформирована значительная сеть учебных и научных учреждений, которые позволили создать кадровую и научную базу пожарной охраны. Все это положительно повлияло на статус профессии пожарного, подняло ее социальный уровень и престиж.

Что опасного в работе пожарного?

Пожарные работают в постоянно меняющейся и часто нестабильной обстановке. В горящем здании с нуждающимися в спасении людьми может недоставать обычной целостности структуры, а средства доступа, такие, как лестницы и лифты, могут представлять опасность из-за огня. Работа часто вызывает дополнительное напряжение, многие ситуации требуют использования специализированного личного защитного оборудования.

Пожарного могут вызвать на работу в различных экстремальных ситуациях, таких, как дорожные происшествия, промышленные катастрофы, наводнения, землетрясения, гражданские беспорядки, утечки опасных химикатов и материалов, авиационных и морских происшествий. Их также могут вызвать для осуществления спасения в различных ситуациях, например, спасение из транспортных средств, с высоты или из-под земли. Так как обстановка может меняться с каждым вызовом, пожарный редко осознает все виды риска в окружении, где проходит работа. Транспортные средства для экстремальных вызовов могут включать пожарные грузовики, спасательные автомобили, лодки, вертолеты и все другие наземные транспортные средства. Риск транспортной аварии повышается во время выезда на вызовы. Пожарные сталкиваются с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний, поставарийного стресса и травм от перегрузок при неправильном подъеме тяжестей.

Падения с высоты во время работы на лестнице.

Падения с высоты при обрушении конструкций.

Падение предметов с высоты во время спасения, борьбы с огнем или операций по спасению имущества.

Травмы, полученные в результате ударов о стекло, металл и другие острые предметы, что привело к порезам и царапинам, включая травмы от взрывов.

Падение при обрушении конструкций.

Перенапряжение от подъема тяжестей во время операций по борьбе с огнем и по спасению пострадавших.

Соприкосновение с горячими поверхностями или перегретыми газами.

Вдыхание перегретого воздуха и продуктов горения.

Соприкосновение и попадание под воздействие химических продуктов во время операций по борьбе с огнем, с разливами опасных химикатов и по спасению пострадавших.

Нарушение поступления воздуха во время операций по борьбе с огнем.

Травмы в дорожно-транспортных происшествиях во время выезда по вызову.

Падение на территории во время тушения пожара.

Обрушение потолков, стен и полов.

Внезапное загорание или вспышка газопродуктов.

Попадание под воздействие огня, приводящее к ожогам.

Попадание под воздействие огня, приводящее к тепловому шоку.

Попадание под воздействие холода во время пожарных операций зимой, спасательных операций и операций по спасению на море.

Взрывы предметов на территории во время пожара.

Воздействие шума при работе насоса и другого оборудования.

Недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе.

Присутствие моноксида углерода и других продуктов горения во вдыхаемом воздухе.

Попадание под воздействие химикатов во время экстремальных случаев, связанных с химикатами.

Риск заражения во время контакта с пациентами во время оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях.

Психологический стресс из-за посттравматического стрессового синдрома.

Перенапряжение и травмы мускулов и скелета от управления или передвижения тяжелых и неудобных предметов, например, пожарных шлангов и специализированного спасательного оборудования, во время ношения тяжелого оборудования личной защиты. Со всеми этими перечисленными опасностями ежедневно сталкивается пожарный.

Приложение № 2

Профессия – Пожарный

«Каждый пожарный – герой, каждую минуту – на войне, каждую минуту – рискует головой»

(В.А. Гиляровский)

«Профессия пожарного - одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести… Но самое трудное – это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую.

Люди, которые заняты возвращением здоровья и тепла другим людям, выказывая удивительное единение мастерства и человечности, стоят превыше всех великих на этой земле».

(Вольтер)

В России существует своеобразное пожарное братство. Если пожарный окажется в другом регионе и у него возникнут какие-либо проблемы, он может смело прийти в любое подразделение противопожарной службы данного региона – и коллеги обязательно ему помогут.

Во всем мире профессия пожарного входит в десятку самых опасных и рискованных. Кодекс чести пожарного обязывает рисковать собственной жизнью во имя спасения людей.

Во все времена люди сталкивались с пожарами. И во все времена их спасали, им протягивали руку помощи те, кто оказался рядом. Попавшим в беду сочувствовали, сопереживали.

Такая способность сочувствовать чужому человеку, воспринимать чужое горе как свое личное, свойственна многим людям. Но некоторым – в особой степени. Вот они и становятся профессиональными пожарными, из таких людей формируются подразделения Государственной противопожарной службы.

Пожарный – это не просто профессия, это особое состояние души. Такая душа никогда не черствеет, она не замыкается в себе; она всегда открыта и всегда готова к подвигу.

Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов «не могу». В любое время суток, в любую погоду, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду. Иногда горящие здания приходится тушить сутками. У пожарных есть такое понятие, как боевой расчет, – это команда, выезжающая на пожар. Название очень точное.

Спасти и помочь. Такая цель стоит перед пожарными России каждый день. Экстремальная ситуация для них – ситуация штатная, обычный будний день. Человеческое горе – это то, что они видят перед собой постоянно.

По мнению врачей, каждый выезд на пожар по своему негативному воздействию на организм человека равносилен предынфарктному состоянию.

Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, от которых гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. Уничтожаются материальные ценности на десятки миллиардов условных единиц. Огромный материальный, экологический и социальный ущерб приносят ежегодно возникающие крупные лесные пожары.

Помимо хорошей физической подготовки, помимо высоких моральных качеств и психологической устойчивости, современный специалист пожарной безопасности должен обладать широким кругозором, глубокими профессиональными знаниями, не уступающими по уровню и глубине знаниям профессионалов – строителей, технологов, конструкторов и других высококвалифицированных специалистов, создающих и эксплуатирующих различные материальные воплощения человеческой мысли.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу заметил:

«Никакая, даже самая передовая техника, не обладает такими качествами, как самоотверженность, самоотдача, мужество и отвага. Теми качествами, которыми так щедро наделены сотрудники МЧС: люди, единые по духу, преданные своему делу, готовые заплатить за спасение человека самую высокую цену – свою жизнь. Поэтому самое большое наше достояние и достижение – это люди. Люди, которым принадлежала идея создания российского корпуса спасателей и МЧС, которые работали в самые первые годы и продолжают работать сейчас. Они делали и делают сложную, тяжелую, а нередко и неблагодарную работу. Ведь спасатели и пожарные – последняя надежда людей, оказавшихся в беде: только они несут помощь, сострадание и спасение… Скольким людям они помогли? Думаю, нет такой цифры, да и не очень она важна. Просто они доподлинно знают цену человеческой жизни»…

Приложение 3

Краткий обзор добровольной пожарной охраны за рубежом

Добровольная пожарная охрана (ДПО) за рубежом многолика и неоднородна, имеет различные исторические корни, национальные особенности и традиции. Вместе с тем во всех странах она создана с целью объединения усилий граждан (непрофессионалов) в борьбе с пожарами.
В большинстве европейских стран ДПО организована на принципах материального стимулирования (полной или частичной оплаты труда) руководящего звена и основного технического персонала (водители, мотористы, механики) ДПО.
Деятельность остальных членов ДПО стимулируется льготами, повременной оплатой труда за выполнение работы по тушению пожаров или за время дежурства в пожарном депо. Следует отметить, что практически во всех странах Европы очень широко применяется моральное стимулирование добровольных пожарных в виде наград, знаков отличия, общественной благодарности. Престижность добровольных пожарных стала возможной благодаря высоким моральным устоям и историческим традициям, основанным на уважении к профессии пожарного, поднятии престижа этой профессии в общественном мнении посредством проводимой органами власти этих стран политики в области пожарной безопасности.
Особенностью ДПО европейских стран является то, что она входит в общественные объединения (союзы, ассоциации и т.п.) наряду с профессиональными пожарными и научно-техническими организациями, занимающимися вопросами разработки и производства пожарной техники и пожарно-технического вооружения.

В Австрии ДПО организуют, обеспечивают и финансируют муниципальные органы земель и общин. Подразделения добровольцев организованы по принципу профессиональных частей, но имеют очень ограниченный оплачиваемый состав. По численности добровольные пожарные Австрии на порядок превышают количество профессиональных пожарных.

Особое внимания уделяется подготовке добровольных пожарных. Основным методом обучения считаются практические занятия. Особенностью австрийских добровольных пожарных является наличие массового резерва, прошедшего первичную подготовку и получившего основные навыки борьбы с пожарами. Кроме работы по тушению пожаров добровольные пожарные активно ведут работу по предупреждению пожаров при помощи средств противопожарной пропаганды и проведения массовых мероприятий. Большое внимание уделяется сохранению и поддержанию традиций добровольчества, развивается сеть музеев с пожарно-технической тематикой, широко распространено коллекционирование пожарной атрибутики. Престиж ДПО в глазах общественного мнения поддерживается на высоком уровне.

В Бельгии почти вся пожарная охрана страны состоит из добровольных пожарных. Добровольные пожарные пользуются достаточно широкими льготами, поэтому при комплектовании добровольных пожарных дружин предпочтение отдается техническим специалистам, спортсменам, людям свободных профессий. Около 7 % добровольных пожарных - женщины. Характерной особенностью является отбор и обучение для профессиональных пожарных команд определенного числа добровольцев, используя их как резерв и вспомогательную службу.

В Великобритании ДПО не имеет организационного построения в масштабе страны. Вместе с тем добровольные пожарные представлены во всех ассоциациях пожарной охраны, в том числе в ассоциациях по производству и продаже противопожарного оборудования и научно-исследовательских организаций в области пожарной безопасности. ДПО в Великобритании рассматривается как дополнение к профессиональным подразделениям и привлекается к тушению и предупреждению пожаров по мере необходимости. Наряду с территориальными подразделениями ДПО создается и на объектах. Штатные должности руководителей объектовых дружин, комплектуются в основном из профессионалов. В сельской местности и небольших населенных пунктах ДПО создается при профессиональной пожарной охране. Чисто добровольные пожарные формирования имеются только в Шотландии и Северной Ирландии.

В Дании задача по обеспечению пожарной безопасности в стране возложена на профессиональную пожарную охрану. Добровольные пожарные формирования имеются в очень незначительном количестве. Профессиональная пожарная охрана содержится за счет муниципалитетов. На промышленных предприятиях существует частная пожарная охрана.

В Ирландии только столица Дублин имеет профессиональную пожарную охрану, все остальные населенные пункты охраняются смешанными пожарными командами, состоящими из добровольных пожарных и минимального числа профессиональных пожарных.

В Италии Национальный корпус пожарных имеет в своем составе добровольцев, главным образом, из числа профессиональных пожарных, у которых закончился срок службы и которые по закону автоматически зачисляются в добровольный резерв.

Пожарная охрана Люксембурга практически полностью состоит из добровольных пожарных, только в столице имеются подразделения профессиональной пожарной охраны. Законодательство страны обязывает каждый район (населенный пункт) иметь свою пожарную службу. На местные власти возлагается организация обучения добровольных пожарных. Экипировка пожарных (приобретение спецодежды, спецобуви, касок, индивидуального пожарного инвентаря) осуществляется за счет добровольцев. К службе в добровольной пожарной охране привлекаются женщины.

В Финляндии добровольные пожарные формирования организуются как в городах, так и в сельских общинах. Содержатся они за счет средств, выделяемых Отделением спасательных работ, и дотаций, получаемых от городских магистратов или сельских общин.

Во Франции добровольная пожарная охрана составляет около 90% численности пожарных организаций. Деятельность добровольных пожарных формирований направлена не только на предотвращение и тушение пожаров, но и на оказание помощи во всех аварийных ситуациях, на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Тушение пожаров составляет 13% от всех видов помощи.

В Германии принципы организации пожарного добровольчества существенно отличаются от принципов организации пожарного добровольчества в России. В Германии отсутствует федеральный орган управления Союзами добровольных пожарных каждой из 16 земель. В каждой земле разработаны и утверждены законодательными органами земли свои законы о добровольной пожарной охране земли, порядок организации пожарной охраны и концепции защиты от техногенных катастроф. Указанные документы могут существенно отличаться по содержанию в зависимости от финансового состояния той или иной земли Германии. Вместе с тем принципы организации добровольной пожарной охраны в каждой из земель примерно одинаковы.

Согласно Закону каждая община обязана создать пожарную охрану. В городах с населением свыше 90 тыс. жителей организуются профессиональные пожарные команды наряду с добровольными пожарными дружинами. В городах с населением менее 90 тыс. жителей организуется ДПО, состав которой дополняется штатными работниками для обслуживания центрального диспетчерского пункта связи и обеспечения выезда первого пожарного автомобиля. Из всех членов ДПО 80 % проживают в сельской местности.

Например, в земле Райнланд-Пфальц общая численность пожарной охраны составляет 62 тысячи человек (в том числе, 60 тысяч человек добровольных пожарных, 1 тысяча профессиональных пожарных и 1 тысяча пожарных в объектовых подразделениях пожарной охраны) при численности населения земли 3,5 млн. человек.

Численность каждого подразделения добровольной пожарной охраны составляет в среднем около 100 человек. Подразделения добровольной пожарной охраны защищают населенные пункты с числом жителей менее 90 тысяч человек. Количество подразделений определяется из установленного законом условия о том, что время прибытия оперативного подразделения ДПО на место вызова не должно превышать 8 - ми минут. В Германии отсутствует единый федеральный реестр добровольных пожарных, и их численность учитывается по каждому подразделению в отдельности. Создание и содержание оперативных подразделений ДПО является обязанностью местных органов самоуправления. Статьи расходов на содержание оперативных подразделений ДПО определяются сметой, которая составляется руководством подразделения и утверждается бургомистром. Оперативные подразделения ДПО не имеют штатных работников и не наделены правами юридического лица. В повседневной жизни пожарные депо ДПО закрыты на замок. При поступлении вызова на пожар в полицейский участок дежурным диспетчером посылается информация на пейджеры добровольных пожарных, в которой указывается цель вызова, адрес происшествия, перечень специалистов для обслуживания вызова (врачи, водители, водолазы, специалисты по разбору конструкций и т.п.). Добровольные пожарные обязаны покинуть место основной работы и прибыть в пожарное депо за время, позволяющее выдержать установленный законом норматив в 8 минут. Добровольные пожарные за время, проведенное на оперативной работе по тушению пожаров и за период обучения, получают зарплату по основному месту работы. В последующем финансовые затраты работодателей на выплату зарплаты добровольным пожарным за время их отсутствия на основной работе компенсируются из средств местных органов самоуправления. Все добровольные пожарные в обязательном порядке подлежат страхованию на случай гибели, травмирования или получения инвалидности при выполнении оперативной работы. До 30 % численности оперативных подразделений пожарной охраны составляют женщины, которые выполняют ту же работу, что и мужчины (в том числе работают в кислородно-изолирующих противогазах, осуществляют работу на высотах, принимают участие в спасении пострадавших). Других стимулов и льгот добровольные пожарные не имеют.

В учебном подразделении земли Райнланд - Пфальц осуществляется подготовка, как добровольных пожарных, так и профессиональных пожарных. Продолжительность подготовки добровольных пожарных составляет 10 недель, а профессиональных пожарных 40 недель. Учебный центр одновременно осуществляет подготовку 128 человек и работает непрерывно в течение 10 месяцев в году. Учебный центр обеспечен современным оборудованием, имеет различные установки и помещения для тренировок пожарных, на его создание затрачено более 40 млн. немецких марок (около 20 млн. долларов США).

С 1964 года в стране существует молодежная пожарная охрана.

В Швеции добровольная пожарная охрана составляет более 80 % численности пожарной охраны страны. Ответственность за организацию и деятельность добровольной пожарной охраны несут муниципалитеты. На пожарную команду муниципалитета (как на профессиональную, так и на добровольную) возлагаются функции по тушению пожаров, спасению людей и оказанию помощи при различных аварийных ситуациях.

В США численность добровольной пожарной охраны в пять раз превышает численность профессиональной пожарной охраны, причем это соотношение имеет тенденцию к увеличению. Между отдельными добровольными командами существуют достаточно заметные различия, что делает весьма затруднительным обобщение опыта их организации и деятельности. Так, одни команды обслуживают небольшие сельские поселки, другие - густонаселенные районы, имея при этом значительный бюджет и большую численность личного состава.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ДЕТСКО – ЮНОШЕСКАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
«МИР В НАШИХ РУКАХ!»

Поисково – исследовательская работа:

«В поединке с красной смертью».

(Репортаж членов кружка «Проба пера» о ветеранах

Соловьева Алина,

филиал МОУ Уваровщинской СОШ в с. Чутановка

Кирсановского района

Научный руководитель:

· популяризировать интеллектуально – творческую деятельность обучающихся,

· прививать интерес к профессии пожарного,

· воспитывать патриотическую гордость за людей родного края,

· формировать социально - активную личность.

Задачи:

· вести беседу с интервьюированными людьми, владеть фактами, документами, историческими данными, оценивать характер и поступки героев своих публикаций;

· осваивать культуру человеческих отношений, традиции,

· грамотно изложить информацию,

· создать репортаж о ветеранах пожарной охраны ПЧ № 18 г. Кирсанова в программах Power Point, Movie Maker.

Способы решения задач: организация выездных экскурсий, изучение личных дел сотрудников, организация интервью с личным составом пожарной охраны ПЧ №18 г. Кирсанова, подбор фото - и видеоматериалов, анализ статистики выездов пожарных во время аномальной жары 2010 года.

Описание хода работы.

При планировании исследовательской работы были учтены отдаленность местонахождения ПЧ №18 г. Кирсанова от нашего населенного пункта (18 км) и трудность передвижения. Однако выходные дни были посвящены экскурсиям по пожарной части, интервью с личным составом.

Кроме того, изучена специфика и структура информационных жанров, особенности интервью, фотожанра, обзорно-аналитические и художественные жанры, основные сведения по этике, нормы поведения и культуры общения .

На поисково – исследовательском этапе

· была изучена история пожарного дела в России, которая начинается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве,

· рассмотрена организация Государственной противопожарной службы, ее деятельность, а также профилактическая работа,

· исследованы профессиональные биографии ветеранов пожарной охраны родного края, тех, кто отдал свои лучшие годы, благородному делу - защите от огня городов, сёл, заводов и фабрик, важнейших объектов экономики и безопасности страны 25 и более лет,

· собраны фото - и видеоматериалы о сотрудниках ПЧ №18 г. Кирсанова, здании пожарного депо в г. Кирсанове, построенного в 1940 году.

· проанализирована статистика пожаров аномальной жары 2010 года,

· проштудировано содержание репортажей «Кирсановской газеты» о ветеранах пожарной охраны,

· обработан полученный материал в программах Power Point, Movie Maker.

Знакомство с личным составом пожарной части, экскурсию по зданию провел Юрий Леонидович Саблин, начальник караула и заместитель начальника ПЧ.

Сейчас в арсенале ПЧ №18 - 7 пожарных автомобилей, спецтехника (автолестница), в штате - 46 человек.

Чаще всего тактические задачи пожарным приходится решать силами дежурного караула – этого основного тактического подразделения в боевой работе пожарных. Караул постоянно готов к выезду на пожар. На сборы по тревоге всему личному составу караула отводится очень жесткое время – сорок – пятьдесят секунд. За это время пожарные должны надеть боевую одежду, занять свои места на машинах, получить от диспетчера адрес пожара, выехать к месту тушения.

В нашей пожарной охране сегодня четыре караула. В сутки дежурит только один караул. При этом параллельно создается резервный караул, на случай если дежуривший уедет на тушение. А если пожары одновременно возникнут в нескольких районах, то необходимо будет вызывать дополнительные силы

Героями репортажа стали ветераны:

Владимир Николаевич Галкин, диспетчер. Трудится с 1986 года. Около восьми лет он проработал здесь водителем, четыре года – водителем-бригадиром, а потом стал диспетчером. В «Кирсановской газете» от 7-13 октября 2010 года о нем напечатан фотопортрет.

Петр Григорьевич Бобров, пожарный. 29 лет отдал служению пожарному делу. Профессия пожарного - одна из самых опасных, требующая личного мужества, отваги и готовности к риску. Десятки приборов, инструментов и различного рода приспособлений требуются пожарному для успешной борьбы с огнем, дымом, испепеляющей жарой, и всегда он должен сохранять высокую работоспособность, быстроту, выдержку, хладнокровие.

Владимир Иванович Прохоров, начальник караула . Начинал в 1977 году пожарным. Работал зам. начальника части, начальником ПЧ. Теперь начальник караула. Постепенно приходил опыт, совершенствовались навыки руководителя. «Умение быстро принимать решения, от которых зависят жизнь, здоровье и безопасность людей - вот в чем важность моей работы», - рассказывает Владимир Иванович.

Николай Васильевич Никулин, водитель. 23 года управляет пожарным автомобилем. Грамотный, отлично знает технику. никогда не отказывает в помощи во время тушения.

Александр Иванович Кузнецов, начальник караула. «Как и многие, пришел работать в часть пожарным. Затем служил командиром отделения. А с 1987 года – начальник караула. Мой стаж в ПЧ – 28 лет»,- скромничает Александр Иванович.

Супруги Маринкины: стаж на двоих - 57 лет
Марина Николаевна, диспетчер: «Прием и фиксирование информации о пожаре, ЧС, принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств,– вот только часть того, что входит в мои обязанности. Для кого-то такая работа покажется не сложной, но это не так».

Александр Борисович уже 30 лет работает в ПЧ водителем . За эти годы умело научился справляться со всеми обязанностями, без проблем управляет пожарным автомобилем в различных дорожных, метеорологических условиях и ограниченных проездах.

Анатолий Сергеевич Фролов, пожарный. Мастерство, грамотность, смелость, мужество, готовность по первому зову прийти на помощь – отличительные черты человека, 27-ой год работающего в нашем пожарном депо. «Спасение людей на пожаре, оказание им быстрой помощи, охрана материального достояния – священный долг каждого работника пожарной охраны», - заявляет

В 2010 году из-за аномальной жары и отсутствия дождей сложная пожарная ситуация сложилась уже к середине апреля. Для большинства населения весна и лето – пора активного отдыха, а для пожарных - период наибольшего риска.

За сутки на тушение пожаров караулы выезжали 10-15 и более раз! Для сравнения: сейчас бывает 5-6 выездов в неделю.

Горели леса, поля, домовладения, хозпостройки, автомобили, причем везде: в Свищевке, Ленинском, Чутановке, Шиновке, Сурках…

Лесные пожары приходилось тушить не только в своем, но и в Рассказовском и Моршанском районах в рамках служебных командировок.

Пожарные признаются, что тушить пожары было как никогда трудно. Вот когда пригодился многолетий опыт и мастерство, мужество и хладнокровие многое повидавших на своем трудовом веку ветеранов пожарной охраны!

Для поддержания в постоянной готовности ПЧ привлекался личный состав, находящийся в отпуске. Работали практически без выходных.

Вся работа в области пожарной профилактики подчинена главной цели – снижению числа пожаров, уменьшению людских жертв и сокращению материального ущерба от огня. Именно для этого ПЧ №18 проводит учения, профилактические осмотры, тренировки на физическую выносливость и т. п.

Во время интервью мы познакомились не просто с сотрудниками пожарной части, а с людьми необыкновенно скромными. Но именно они изо дня в день проявляют отвагу, самоотверженность, высокий профессионализм, готовность прийти на помощь в экстремальных ситуациях.

Герои нашего репортажа в разные годы были награждены Почетными грамотами администрации Кирсановского района за многолетний и добросовестный труд.

Жаль, что никто из них не имеет отраслевых наград.

Но разве о них думают, когда шагают в огненное пекло?

Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около двух миллионов выездов, при этом спасают от гибели и травм на пожарах более 90 тысяч человек Современные условия жизни общества способствуют росту числа пожаров и размеров социально-экономических последствий от них во всем мире. Ежегодно на земном шаре возникает более 5 млн. пожаров, от которых погибает несколько десятков тысяч человек и уничтожается материальных ценностей на десятки миллиардов денежных единиц . Огромный урон природе наносят ежегодно лесные и торфяные пожары, а также пожары аварийных нефтегазовых фонтанов. Пожары в XX - XXI веках стали настоящим бедствием для человечества. Это заставляет специалистов постоянно искать новые более совершенные средства и методы борьбы с пожарами.

Пожарная охрана сейчас – это сложная система, включающая в себя службу тушения пожаров и профилактических аппаратов Государственного пожарного надзора, выполняющая задачу охраны от пожаров собственности и имущества граждан России.

В ПЧ №18 работает много молодых, энергичных, умных сотрудников. Именно им передают свой опыт ветераны пожарной охраны. Главное, что люди в пожарную часть подобрались надежные и морально устойчивые, поэтому в коллективе царит взаимопонимание и взаимоподдержка. А это – залог быстро выполненной работы , что превыше всего. Молодое поколение благодарит за тот опыт и знания, которые передают им ветераны пожарной охраны.

Достигнутый результат. Работа имеет практическое значение. В целях воспитания патриотической гордости за людей родного края, привития интереса к профессии пожарного, спасателя, профессиональной ориентации подростков презентация и ролик о ветеранах пожарной охраны ПЧ №18 были показаны в филиале с. Чутановка и базовой школе МОУ Уваровщинской СОШ. Творческая работа вызвала живой отклик у зрителей.

Учащиеся, рассказывая об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют умение вести беседу, а также культуру собственного образа в целом.

«Наконец – то хоть кто - то обратил на нас внимание!» - так заметил нам один из пожарных. Разве и не в этом тоже ценность выполненной работы?!

Перспективы продолжения: по итогам исследовательской работы юнкоров планируется статья в «Кирсановскую газету», размещение материалов на сайте *****/116/

Использованные ресурсы:

http://www. *****

Личные дела сотрудников пожарной части №18 ГУ ФПС по Тамбовской области

Личный фото - видеоархив начальника караула.

Выражаем благодарность зам. начальника ПЧ №18 , инженеру

за помощь в подготовке материалов проекта.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Файл:

fileё119.doc.docx

1
Пожарная профилактика и формирование
общественного сознания и гражданской позиции
подрастающего поколения через реализацию учебно –
социального проекта «Скажем пожарам – НЕТ!»
Автор:
Вотяков Артем, 10 класс,
МБОУ «СОШ № 36», г. Ангарск,
Иркутская область
Руководитель:
Якущенко Вера Викторовна, учитель ОБЖ,
руководитель ДЮП «Искорка»,
МБОУ «СОШ № 36», г. Ангарск,
Иркутская область

Ангарск – 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
1. Причины возникновения пожаров
2. Пожарная профилактика в школе
3. Заключение
4. Литература
5. Приложение
2
стр.3
стр.6
стр.6
стр.8
стр.11
стр.12
стр.14

3
ВВЕДЕНИЕ
"Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер: 01. Еще гражданин должен помнить,
что несоблюдения правил безопасности, основ эксплуатации электрооборудования и
электроприборов, неосторожное обращение и шалость с огнём приводят к пожарам.
В современном обществе пожары ­ самый распространенный вид чрезвычайных ситуаций. К
сожалению, количество пожаров в России из года в год существенно не уменьшается, а масштабы
их разрушительных последствий постоянно растут. В целом, пожарная обстановка остается
довольно сложной и напряженной.
Пожары возникают везде: на предприятиях промышленности и сельского хозяйства, на
транспорте, в жилых домах и общественных зданиях и целом ряде других объектов.
По данным Главного управления государственной противопожарной службы МЧС РФ за
год в России происходит около 300 000 пожаров, в которых гибнут в среднем от 14 до 20 тысяч
человек, выгорает 2,5 млн. кв. метров жилья (а это жилой фонд небольшого города), лесные
пожары охватывают ежегодно около 1 млн. гектаров площадей. В огне пожаров в течение
нескольких минут все, что накоплено годами упорного труда, превращается в пепел и дым,
материальный ущерб от пожаров составляет многие миллиарды рублей. .
Особенно опасны пожары в местах массового пребывания, большого скопления людей:
учебных заведениях, клубах, больницах, гостиницах, общежитиях, на стадионах, вокзалах и т.п.
Примером тому служат трагические события в г. Перми (Ночной клуб «Хромая лошадь»), пожар
в ночном клубе «Берлога» в городе Ангарске и т.д.
Важно подчеркнуть, что не допускать возникновения пожаров, а также встречать любой
пожар во всеоружии ­ обязанность и долг не только пожарных, но и каждого российского
гражданина.
Решение проблемы пожарной безопасности в Российской Федерации во многом зависит от
повышения уровня противопожарных знаний у населения. Поэтому одной из важнейших задач
государства следует считать организацию обучения всего населения, и в первую очередь детей и
молодежи, пожарной безопасности. У будущих инженеров, предпринимателей, рабочих и

4
служащих с детских и юношеских лет должен закладываться прочный фундамент
противопожарного поведения, как на производстве, так и в быту. .
Главное внимание во всей этой работе акцентируется на изучении Правил пожарной

безопасности в плане защиты от огня жизни и здоровья детей, на привлечение к предупреждению
и тушению пожаров, обучении действиям в условиях пожара и других чрезвычайных ситуациях.
Важной задачей является привлечение ребят к участию в дружинах юных пожарных и пожарно­
спасательном спорте; привитие им интереса к профессии пожарного, спасателя, к обучению
навыкам осторожного обращения с огнем и пожароопасными предметами, умению использовать
средства пожаротушения. .
Актуальность проблемы исследования представлена следующим противоречием: в
Российской Федерации, в Иркутской области, в городе Ангарске проводится большая работа по
пожарной профилактике с детьми дошкольного возраста, школьниками, населением, но
количество возникающих пожаров не уменьшается.
Следовательно, проблема исследования представляется в виде поиска средств, методов и
технологий, направленных на пожарную профилактику с подрастающим населением.

Цель работы: обосновать роль пожарной профилактики в формировании общественного
сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.
Задачи:
1. Изучить причины возникновения пожаров;
2. Познакомиться с формами профилактической работы по предупреждению
пожароопасности;
3. Охарактеризовать роль пожарной профилактики как один из аспектов воспитания;
4. Разработать социальный проект «Скажем пожарам: нет!»
Методы исследования:



теоретические: анализ и обобщение литературы;
диагностические: анкетирование учащихся и педагогов;
практические: беседа, анкетирование, статистическая
обработка данных.
Объект исследования: пожарная профилактика.

5
Предмет исследования: процесс формирования сознания и гражданской позиции
подрастающего поколения в области пожарной безопасности.
Гипотеза: работа по формированию сознания и гражданской позиции подрастающего
поколения в области пожарной безопасности, привития у учащихся навыков осознанного
пожароопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, закрепления
знаний, умений, навыков будет эффективнее, если пожарная профилактика будет системной,
к пропагандистской и агитационно­массовой работе будут привлекаться учащиеся школы.
Методологической основой работы является труд Попок Б.Л. «Чтобы не было пожара», в
котором автором предлагаются различные формы проведения профилактической работы по
предупреждению пожаров с детьми, подростками и взрослыми людьми.

6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ
Пожар... Как часто в последнее время слышится это страшное слово. А ведь возникновение
возгорания ­ это нередко результат всего лишь несоблюдения правил безопасности, основ
эксплуатации электрооборудования и электроприборов, неосторожного обращения с огнём. .
Первое, о чем спрашивают после пожара ­ о его причинах.
Мы решили изучить причины пожаров, поэтому обратились к главному государственному
инспектору г. Ангарска по пожарному надзору Кунцевич Наталье Александровне и к начальнику
Ангарского гарнизона пожарной охраны Игорю Гайратовичу Жмурову и получили следующую
информацию: три человека погибли, 19 травмированы на пожарах, которые произошли на
территории Ангарского муниципального образования в период с 1 января по 30 августа 2010
года. Всего зарегистрировано 145 пожаров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года количество пожаров увеличилось на 15 случаев. Основная доля возгораний приходится на
жилой сектор – 86 случаев, в многоквартирных домах произошло 29 пожаров, в частном жилом
секторе – 17, в садоводствах – 29.
3 июля 2010г. в г. Ангарске на территории ОАО "Дельтаком" произошло возгорание
подземных резервуаров с нефтепродуктами объемом 500 куб. м. Один из работников, мужчина
1968 года рождения, получил обширные ожоги тела, после чего был госпитализирован.

7
В ночь с 14 на 15 декабря 2010 года на территории Ангарского муниципального
образования произошло 4 пожара: в квартире в 8 м/не, предположительная причина – короткое
замыкание электропроводки; пожар в тепловом коллекторе на перекрёстке улиц Декабристов и
Космонавтов, сгорело 30 кв. м. токсичного утеплителя труб, что привело к смерти двоих людей
без определённого места жительства, которые спасались от холода в коллекторе; сгорел склад
на рыбобазе, при пожаре пострадало 300 кв. метров, жертв нет. В деревне Зуй горел жилой дом с
мансардой, пожаром охватило 100 кв. метров.
На 17 декабря 2010 года в Ангарске и Ангарском районе:
 Произошел 191 пожар: травмировано 26 человек, погибло – 21 человек:
Материальный ущерб – 80 миллионов рублей:
 Поджогов – 42 случая .
Причинами происшедших пожаров стали:







нарушение правил пожарной безопасности при эвакуации электрооборудования – 4
пожара;
нарушение правил эксплуатации печного отопления ­3
неосторожное обращение с огнем – 2
нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации газового оборудования – 1
поджог – 1
детская шалость с огнем – 1
нарушение требований охраны труда – 1.
Игорь Гайратович обратил внимание на то, что причинами возникновения пожаров
являются также:




разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках для уничтожения
тары, старой мебели, строительного мусора, опавших листьев, тополиного пуха и других
отходов;
отогревание в зимнее время замерзших труб, двигателей автомобилей паяльной лампой
или факелом;
подогрев в квартире или на открытом воздухе пожароопасных мастик или других
веществ бытовой химии, таких как нитрокраски, лаки, клей и др.;
виновниками пожаров являются дети в возрасте 5­8 лет.
Игорь Гайратович подчеркнул, что с данной категорией детей должна проводиться
большая профилактическая работа, как родителями, так и педагогами.

8
Как и любую болезнь, пожар легче предупредить, чем заниматься его ликвидацией,
требующей во многих случаях приложения поистине героических усилий, часто с риском для
жизни. Поэтому профилактика ­ главное направление борьбы с пожарами. .
По мнению инспектора, к пожарной профилактике следует привлекать не только
педагогов, но и ребят. Он рассказал нам, что в детстве был участником дружины юных
пожарных. Ребята вели агитационную работу: раздавали памятки жителям по пожарной
безопасности, развешивали листовки о защите лесов от пожаров, проводили беседы с учащимися
начальной школы, участвовали в различных конкурсах по противопожарной безопасности.
Игорь Гайратович высказал свои пожелания о том, что необходимо развивать и поддерживать
детское общественное движение ДЮП в Ангарске и Ангарском районе, привлекать к работе с
детьми профессионалов высокого уровня, мастеров своего дела из педагогического состава и
МЧС.
принести реальную пользу в
Профессионально подготовленные ребята могут
предупреждении пожара, если поделятся знаниями с другими, что в итоге может спасти многие
жизни.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде

среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Именно в детском
возрасте закладываются основы будущего мировоззрения и поведенческие нормы человека.
2. ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА В ШКОЛЕ
Школьная программа дает учащимся широкий круг знаний. Среди множества наук есть
одна особо важная – наука выживать. Она помогает нам обезопасить себя, а в случае попадания в
чрезвычайную ситуацию спасти свою жизнь и жизни окружающих людей. Таким навыкам ребят
учат на уроках ОБЖ. Важность этой дисциплины и ее роль в современном образовании высока,
так как на этих уроках дети приобретают знания в области безопасной жизнедеятельности,
умения адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях, у них формируется чувство долга
перед обществом, способность принять обоснованные решения в сложных ситуациях в
интересах других. Школьникам предоставляется широкая возможность учиться самим и учить
других правилам безопасности.
С целью привития учащимся навыков осознанного пожароопасного поведения, правильных
действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций обучение проводится
как в учебное, так и во внеурочное время и рассматривается как обязательная сторона
всестороннего воспитания учащихся.

9
Основными формами проведения занятий являются беседы, лекции, агитбригады,
викторины, конкурсы, а также коллективные творческие дела в сочетании с практическими
занятиями и уроками. В течение учебного года мы выходим на экскурсии в пожарную часть
№2, 15, в Центр тушения крупных пожаров, на базе школы проводятся дни ГО, организуются
просмотры видеофильмов на противопожарную тематику, проходят уроки ОБЖ по темам:
«Детская шалость с огнем», «Порядок действий учащихся в случае возникновения пожара в
школе и дома», «Что делать при пожаре».

Организуются практические занятия по эвакуации детей и взрослых при возникновении
пожаров и чрезвычайных ситуаций. На них отрабатываются элементы эвакуации.
Осуществляется профилактическая работа по правилам поведения детей, преподавателей и
техперсонала при ЧС. Главное внимание во всей этой работе акцентируется на изучении Правил
пожарной безопасности в плане защиты от огня их жизни и здоровья детей, на привлечение к
предупреждению и тушению пожаров, обучении действиям в условиях пожара и других
чрезвычайных ситуациях.
Классные руководители вручают учащимся памятки по правилам пожарной безопасности,
организуют инструктажи перед каникулами, дают рекомендации родителям по обучению детей
мерам пожарной безопасности, к работе привлекаются работники пожарной охраны: проводят
беседы и лекции на противопожарную тему.
Со слов Веры Викторовны Якущенко, заместителя директора по безопасности
жизнедеятельности в нашей школе в работе с детьми отчётливо просматриваются направления
пожарной грамотности: первое ­ обучение всех школьников мерам пожарной безопасности,
второе ­ организация работы Дружины юных пожарных «Искорка». Учащиеся школы активно
включаются в профилактическую деятельность: ставят спектакли,
агитсказки на
противопожарную тематику для младших школьников и в детских садах, выпускают
тематические газеты, проводят классные часы, участвуют в конкурсах поделок, рисунков,
буклетов, памяток на противопожарную тематику, оформляют классные и школьные уголки
пожарной безопасности, участвуют в муниципальных акциях «Безопасный Новый год»,
«Счастливое Рождество», участвуют в муниципальных, областных, региональных, всероссийских
смотрах – конкурсах ДЮП, посещают муниципальный ресурсный центр по профилактике
пожароопасности, организуют защиту социальных проектов по пожарной профилактике. В
данный момент идет реализация учебно ­ социального проекта «Скажем пожарам: НЕТ!»
Вера Викторовна считает, что пропаганда пожарно­технических знаний среди детей и
подростков, проведение мероприятий по пожарной безопасности, активная практическая

10
работа, формирование сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области
формирование у учащихся навыков осознанного пожароопасного
пожарной безопасности,
поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных
ситуаций, закрепление знаний, умений, навыков будет эффективнее, если к пропагандистской
и агитационно­массовой работе будут привлечены учащиеся, и на базе школы будет
продолжать действовать дружина юных пожарных. Работа дружины юных пожарных (ДЮП)
«Искорка» способствует
воспитанию у подрастающего поколения гражданственности,
мужества, бережного отношения к общественной собственности, коллективизма и физической
закалки.
В целях изучения общественного мнения о необходимости продолжения деятельности
детской организации Дружины юных пожарных «Искорка» мы провели опрос учащихся и
педагогов. (Приложение 1). И получили следующие результаты:





98% опрошенных считают, что в образовательном учреждении необходимо продолжать
деятельность Дружины юных пожарных;
68% учащихся считают, что в детскую общественную организацию должны войти
учащиеся 8­9 классов, прошедшие отбор по физической подготовке;
74% ребят думают о том, что занятия
по спецподготовке должны проводить
сотрудники государственной противопожарной службы;
90% учеников предлагают, чтобы дружина юных пожарных имела свою форму;
87% опрошенных рекомендуют учебу для дружины юных пожарных проводить в
профильных лагерных сменах. (Приложение I­VII).
Изучив мнение ребят и педагогов, мы решили разработать социальный проект «Скажи
пожарам: Нет!» по развитию детского общественного движения Дружины юных пожарных в
школе. Проект предназначен для вовлечения детей в разъяснительную, пропагандистскую и
агитационно­массовую работу по пожарной безопасности. (Приложение VIII).
Прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются у детей
лишь в ходе многократной и систематической разъяснительной работы. Цель проекта: создание
учебно ­ наглядной материальной базы для эффективного проведения теоретических и
практических занятий с детьми в своей школе и с детьми из других детских учреждений по
правилам пожарной безопасности.
Новизна проекта заключается в том, что практический эффект от применения учебно­
методических возможностей детского пожарного подразделения и наглядно оформленной
учебной базы извлекается из "игры в игре", т.е. дети старшего возраста играют в пожарных и
инструкторов, расширяя при этом свой тематический кругозор, а дети младшего возраста с

удовольствием играют в игры, предложенные старшими по противопожарной тематике, получая
при этом конкретные и полезные знания. Ребята из дружины юных пожарных чувствуют свою
значимость, проявляют при этом инициативность, стремятся быть нужными и полезными,
демонстрируя творческую активность.
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процент пожаров, возникающих от так называемых детских шалостей с огнем, стабильно
высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню,
порождаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со
спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они
выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки. Нередки
случаи, кода детей оставляют дома одних, а потом приходится вызывать пожарных, и хорошо,
если те подоспевают вовремя. Причем причины бед весьма просты – взрослые оставляют в
доступных детям местах спички, зажигалки или электроприборы, не говоря уж о том, что
последние порой забывают выключить. .
Нужно лишь соблюдать элементарные правила противопожарной безопасности для того,
чтобы избежать неприятностей. Задача школы – разъяснять, в чем состоит опасность пожара,
научить правильному поведению при пожарах, с которыми дети наиболее часто могут
столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т. д. Важно, чтобы учащиеся старших

12
классов стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди младших
школьников.
В результате изучения литературы и общественного мнения было принято решение

продолжать профилактическую работу с детьми в традиционной форме, организовать активную
и продуктивную работу школьной дружины юных пожарных.
Мы считаем, что Дружина юных пожарных (ДЮП) ­ объединение школьников, которое
своей деятельностью дополнит основную работу педагогов в данном направлении. Проведение
среди детей и подростков разъяснительной работы будет направлено на предупреждение
пожаров от детской шалости с огнём, воспитание гражданственности, находчивости, а также
физической закалки и профессиональной ориентации.
Следовательно, моя гипотеза о том, что работа по формированию сознания и гражданской
позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности будет эффективнее, если
пожарная профилактика будет системной, к пропагандистской и агитационно­массовой работе
будут привлекаться учащиеся школы подтвердилась.
Работа может быть использована в качестве дополнительного материала руководителями
дружин юных пожарных, заместителями директора по воспитательной работе и всеми теми, кто
работает с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аханченок, А.Г. Юный пожарный. – М.: Сельхозиздат, 1987. – 72 с. с ил.
2. Буду точно я пожарным! – Барнаул: Комитет администрации Алтайского края по
образованию, 1998. – 112 с. с ил.
3. Величко В., Тимошенко С., Панков Ю. Современный пожарно – прикладной спорт. – М.:
Стройиздат, 1983г.
4. Виже Р. Тридцать советов по пожарной безопасности.­ М.: Стройиздат, 1982г.
5. Емельянчик В., Капитонова М. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач. –
С­П.: Каро, 2002г.
6. Кабакова, Т. Спасибо, дети­пожарные! Рады стараться, Ваше императорское величество. //
Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. ­ № 5. – с. 28­31
7. Методические разработки, рекомендации, положения по работе с ЮДПД на 1981­1985 гг. –
Белгород: Областной совет ВДПО, 1981. – 32 с.

13
8. Методические рекомендации по работе с дружинами юных пожарных. Владимир: Областной
совет ВДПО, 1995. – 18 с.
9. Методические рекомендации по совершенствованию противопожарной пропаганды среди
обучающихся. – М.: МГО ВДПО, 2009. – 28 с.
10. Назаров, Ю.А. На вахте – пожарные добровольцы. – М.: Стройиздат, 2007. – 142 с.
11. Попок Б.Л. Чтобы не было пожара. М.: Просвещение, 2005.с.43.ил.
12. Постановление Правительства Москвы от 10.08.1999 № 722
«О ходе реализации
постановлений Правительства Москвы, распоряжений Мэра и Премьера Правительства Москвы
по вопросам усиления пожарной безопасности». Приложение 5 «Положение о дружинах юных
пожарных» //Сборник документов по работе с Дружинами юных пожарных. М.: МГО ВДПО,
2003. – 32 с. – С.6­12
13. Рогачков, Н.Б. Несгораемый город: Исторические очерки из жизни столицы и ее огнеборцев
(1147­1917 г.г.). – М.: ПожКнига, 2006. – 536 с.: с ил. – История пожарной охраны
14. Савельев, П.С. Пожарные добровольцы России. – М.: Алев, 2007 – 48 с.
15. Смирнов, В.И. Дружины юных пожарных. – М.: Россельхозиздат, 1986. – 64 с. с ил.
16. Скрипник, Л.Ю. Исторические аспекты развития отечественного образования в области
пожарной безопасности [Текст] / Е.И.Торохова, Л.Ю.Скрипник // Военно­исторический журнал.
– 2009 ­ № 9. С. 74­76
17. Спички не тронь, в спичках огонь: Об опыте Нейского районного совета ВДПО Костромской
области по работе с дружинами юных пожарных. – Кострома: Костромской областной совет
ВДПО, 2000. – 74 с. с ил.
18. Энциклопедия для детей «Личная безопасность». М. Аванта +, 2001.,437с.ил.
19. Газета «Время» № 142 от 19 декабря 2010 года
20. Положение о дружинах юных пожарных, утвержденное ЦС ВДПО, согласованное с
Министерством образования РФ от 11.03.2002г.
21. Устав Всероссийского добровольного пожарного общества
22. Сайты:
http://www.fireman.ru/sos/pb/1­1.htm
http://www.samospas.ru/fire/child/
http://www.spas­extreme.ru/el.php?EID=5321
www.rbc.ru
http://www.wspetrol.ru/node/2092

14
Приложения
Анкета
Приложение I
1. Считаете ли Вы необходимым продолжение работы в ОУ ДЮП «Искорка»?
А) Да Б) Нет
2. Обучающиеся из каких классов, по Вашему мнению, должны состоять в ДЮП?
А) 1­4 Б) 5­7 В) 8­9 Г) 10­11
3. Должны ли кандидаты в ДЮП проходить отбор по физической подготовке?
А) Да Б) Нет
4. Кто должен проводить занятия по спецподготовке в ДЮП?

Исследовательский проект по пожарной безопасности кружка « Юные пожарные » «Как из искры возгорается пламя, как его потушить до пожара? »

обучающихся 4-б класса

МОУ «СОШ № 6» г. Луги

Руководители:

Баллод О.Г.

Логинова Н.В.

Афанасьева Н. Ю.

2016 г.


Предмет исследования : огонь. Цель исследования : выявить условия, необходимые для горения, и способы тушения огня.

Задачи исследования :

  • Создать условия для развития навыков исследовательской деятельности: выдвигать гипотезы, работать с информацией, проводить эксперименты, делать выводы.
  • Выявить условия, необходимые для горения, и способы тушения огня.
  • Составить правила противопожарной безопасности.
  • Прививать потребность осторожного обращения с огнем, умение уверенно действовать в чрезвычайных ситуациях.

  • Формы работы, используемые в проекте: внеурочная.
  • Мотивация к работе : актуальность темы, личный интерес.
  • Доминирующий вид деятельности : поисково-исследовательский.
  • Методы : анализ, наблюдение, исследование, работа с информацией, экскурсия.

Этапы работы над проектом

  • Первый этап : обоснование, осознание и принятие идеи (идея – задача).
  • Второй этап : технологическая разработка идеи.
  • Третий этап : практическая работа над идеей.
  • Четвертый этап : практическая работа над идеей, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, публичная демонстрация результатов – продуктов проектной деятельности каждой группы. Место проведения презентации итогов проекта: учебный кабинет.
  • Сроки реализации : январь-февраль 2016 г.

Чтоб к истине нам сегодня прийти

Исследования наши необходимо провести.

И в этой работе на вас я буду полагаться,

На вашу эрудицию я буду опираться!

Загадка :

Накормить – живёт,

Напоить – умрёт.

Как от искры возгорается пламя, как потушить его до пожара?

Разделы исследования :

Статистические данные по пожарам нашего района;

Условия горения, способы тушения огня; ознакомление с первичными средствами тушения;

Работа пожарной службы города;

  • самые мощные пожарные машины в мире;

Правила противопожарной безопасности.


Отчет исследовательской группы «статистов»

Количество пожаров

За текущий период

В целом по ОГПС

За АППГ

Погибло на пожаре по ОГПС

Травмировано на пожаре по ОГПС

Спасено людей на пожарах


Причины возникновения пожаров

Декабрь

декабрь

Неосторожное обращение с огнем

Неисправности в электроприборах

Неправильное устройство печей и дымоходов

Неосторожность при курении

Неисправность систем транспортного средства

Неустановленные

Неосторожное обращение с огнем детей


На пожаре погибло-10 человек(в 2014 году-23) Пострадало-6 (АППГ 2014г.-12) Количества погибших на 100 тыс. населения -7

Анализ погибших по возрасту

Моложе 18 лет

Более60 лет

Вывод: Большинство пожаров возникает по вине людей,

неосторожного обращения с огнем.


Отчет «испытателей» Какие условия необходимы для горения?


Три условия для горения

кислород

Если одно из них не исполняется, пламя гаснет






Действия при пожаре

Сообщите в пожарную охрану.

Покиньте помещение. Идите в сторону противоположную пожару,.

Если нет возможности это сделать, Уйдите в дальнее помещение, закройте щели. Старайтесь привлечь внимание прохожих.


  • При пожаре набери
  • по телефону номер «01» Сообщи в пожарную охрану:
  • адрес горящего объекта;
  • название объекта;
  • что горит конкретно;
  • назови свою фамилию;
  • сообщи номер своего телефона

Отчет исследовательской группы «журналистов» о работе пожарной службы города Луги





Отчет группы «теоретиков» о самой мощной в мире пожарной машине «ошкош»






  • Самооценка, самоанализ проектной деятельности.

Подведение итогов в группах.

  • Получили ли удовольствие от своей работы? Что удалось, а что нет? Какие вопросы хотели еще доработать?
  • Итог работы

Нужно правила пожарные учить,

Чтоб огня нигде не допустить!

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...