Исследовательский проект по пожарной безопасности. Проект-исследование «Пожарная безопасность


Везде, где есть жизнь, есть и опасность.

Эмерсон

Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста - один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.

В связи с этим сегодня особенно остро встают противоречия между:
- потребностью общества в формировании культуры безопасности жизнедеятельности учащихся школ и отсутствием единого системного процесса, обеспечивающего решение вопросов безопасности учащихся на всех ступенях школьного образования;

Потребностями школьника в здоровом образе жизни, безопасном поведении для себя и окружающих и неготовностью организаторов школьного образования, отсутствием разработанных системных педагогических механизмов формирования безопасного поведения детей с учетом возраста;
- необходимостью готовности школьников к безопасному образу жизни и недостаточной разработанностью данного материала;
- необходимостью создания условий для становления навыков безопасного поведения школьников и недостаточной компетентностью учителей в вопросе формирования этих навыков.

Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. В содержании общеобразовательных программ Российской Федерации есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности: «Спорт - вместо наркотиков», «Безопасное колесо», проведение тренировочных занятий по эвакуации из здания ОУ на случай ЧС, «Скажем - нет терроризму». Неумение адекватно действовать в потенциально опасных ситуациях, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни стало недопустимым. Это, в свою очередь, настоятельно требует разработки методов, приемов, технологий, направленных на развитие и совершенствование прикладных умений и навыков, психической сферы как основных компонентов формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях.

В настоящее время, когда школа прошла процесс реорганизации и стала «Большой школой-школой больших возможностей», необходим новый подход к формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях на основе единства психики и деятельности

Культура безопасности личности включает компоненты деятельности (мотивы к безопасности, знания и умения обеспечения безопасности, опыт творческого решения проблем безопасности, опыт самоконтроля в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности), качества личности (ценностные ориентации, взгляды и убеждения как основу безопасной жизнедеятельности), направления базовой культуры личности (прежде всего мировоззренческую, нравственную, психологическую готовность к безопасной жизнедеятельности).

Воспитание культуры безопасности ребенка включает в качестве составных частей следующие аспекты:

Формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);

Специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.);

Психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.);

Развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательность, дальновидность, гуманность, оптимистичность и т.д.).

В процессе деятельности учителя и ученика осуществляется управление педагогическим процессом: диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция воспитания и развития культуры безопасности. Исходным пунктом управления в развитии культуры безопасности является диагностика процесса и результатов подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности.

Ответственность за себя, за своих одноклассников во время урока формируется благодаря сотрудничеству учителя с каждым ребенком и со всем классом. Постепенно через коллизии, которые возникают на уроках, сталкиваясь с необходимостью применять на практике усваи-ваемые нормы поведения, дети овладевают правилами, обретают от-ветственность за себя и за своего товарища или просто постороннего человека, который находится рядом.

Жизнь современного школьника, а теперь и дошкольника в большой школе (Школе больших возможностей) должна быть интересной, содержательной, полной событий и действий. Во время учебного процесса дети находятся в стенах учебного заведения, где большое внимание уделяется созданию их безопасного пребывания. Работая по всем направлениям комплексной безопасности, мы уделяем особое внимание воспитанию у школьников культуры безопасного поведения. Очень важно привить детям чувство ответственности за себя, своих близких, товарищей по классу и школе, даже за учителей.

Теоретические знания, бесспорно, развивают личность, но школьнику трудно ощутить их ценность, если эти знания не используются в жизни.

Придать теоретическим знаниям практическую направленность можно посредством широкого применения современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является организация проектно-исследовательской деятельности школьников. Осуществляя процесс, мы, руководители проекта, выступали в роли равноправных участников этого процесса. Делясь информацией и добывая ее вместе с нашими подопечными, анализируя, обрабатывая их, мы становились соавторами этого необыкновенно интересного процесса.

В результате совместного сотрудничества учителей и учащихся в творческо-поисковой лаборатории наши взаимоотношения с проектантами переходят на качественно новый уровень доверия и взаимопонимания, что не прекращается по окончанию работы над проектом/исследованием.

Работая над проектом, руководителям надо стараться сосредоточить внимание на позитивных моментах деятельности учащихся, всячески поощрять их инициативу.

Определяющая роль практики выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины. В педагогической деятельности использую следующие виды учебных практик на уроках:

  • проектная деятельность;
  • экскурсионная практика;
  • творческая деятельность.

Учебные практики направлены на комплексное развитие компетенций. На каждом этапе мы стремимся развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций: учебной, образовательной, познавательной.

Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов. Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно - развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

При оценке проекта учитываются следующие моменты:

Значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;

Активность каждого участника проекта;

Соблюдение требований к созданию проекта;

Речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Данная педагогическая технология давно и активно применяется в нашей школе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Очень успешно и результативно применение метода проектов и исследований вошло в комплекс мероприятий по обеспечению безопасности нашего образовательного учреждения.

Работа над проектом «Большая школа - территория БЕЗ опасности» дала возможность:

Участвовать неограниченному количеству учеников (задания разного уровня для учащихся с 1 по 11 класс);

Подготовить проекты и исследования для различных ученических конкурсов;

Ознакомить учащихся с основами проектной и исследовательской деятельности;

Поднять уровень культуры безопасного поведения не только участников проекта, но и других учащихся школы через просветительную деятельность;

Воспитать любовь к своей школе, желание быть хозяином, заботиться и нести ответственность за само здание и территорию вокруг него;

Ощутить товарищеское чувство работы в коллективе и многое другое

Сплотить коллективы когда-то разных школ.

Наша основная цель: пропаганда и воспитание культуры безопасного поведения школьников через участие в проектно-исследовательской деятельности.

Исследовательские работы содержали интересные анкеты, опросники, разработанные учащимися; профессиональные социологические анкеты; сравнительные таблицы, демонстрирующие снижение уровня травматизма в нашей школе за последние годы. Эмоционально-положитель-ное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосоз-нания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ори-ентирует на притязания соответствовать положительному этическо-му эталону. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружаю-щих, приводит к пониманию необходимости и эмоциональной по-требности соответствовать положительному нравственному этало-ну. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется от-ветственность как черта личности.

Мы начали параллельно с проектной деятельностью развивать и факультативные занятия на компьютерах, которые включают четыре взаимосвязанных компонента:

Активное познание окружающего мира,

Поэтапное усвоение все усложняющихся способов и средств решения задач,

Активизирующее общение.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе формирования навыков безопасного поведения школьников очень велик: от тестирования обучающихся, выявления их личностных особенностей до игры или модельной ситуации.

Применение компьютерной техники позволяет сделать факультативное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

В образовательном процессе мультимедийная техника может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления ее использования в процессе обучения.

При первом - компьютерные инновации и мультимедийные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.

При втором - усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных инноваций и мультимедийных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач.

Очень важным для нас было привлечь к проектно-исследовательской деятельности не только самых активных и благополучных детей, а совершенно разный контингент учащихся, что позволяло корректировать их поведение, социализировало их в обществе. Ведь это и есть дети нуждающиеся в формировании и воспитании культуры безопасного поведения больше других детей.

За компьютером учащиеся предпочитают работать вместе, находя общее решение. Совместные компьютерные программы и задачи позволяют снять ряд трудностей в общении учеников.

Кроме того, использование современной цифровой техники (фото- и видеокамер) позволило учащимся делать фото- и видеосъемку различных событий на тему безопасного поведения во время каникул, во время внешкольных мероприятий и перемен. Отснятые материалы помогли организовать обсуждение увиденных ситуаций на факультативных занятиях и формировать навыки безопасного поведения школьников. Учащиеся 5-7 классов делали фотосъемку некоторых совсем обычных в школе мест, где по неосторожности можно получить бытовую травму.

На фотографиях ребята инсценировали ситуации, когда обычные лестничные перила, мокрый пол или просто дверь в кабинет могут стать опасными и травмировать, если не быть осторожным.

Учащиеся 8-9 классов выработали свод правил по безопасному поведению школьников.

В процессе проведенных занятий ребята смогли узнать общие правила коммуникации, применять их в соответствующих условиях. Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правила поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. Семейное общение. Права ребенка в семье. Конфликты в семье. Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Навыки противостояния негативным влияниям группы. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми. Ребята научились применять навыки межличностной коммуникации.

Соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь корректно отказываться от нежелательного общения. Соблюдать социальные нормы поведения в группе. Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти. Слушать критику, конструктивно критиковать. Отстаивать аргументировано отстаивать свою правоту в различных конфликтных ситуациях. Противостоять групповому давлению.

Работая над проектом параллельно с учителями, проектанты-учащиеся имели возможность понять принципы проекта/ исследования, научились выстраивать индивидуальный план работы, четко формулировать цель работы и ее задачи, делать выводы и использовать полученные знания в своих работах. Широкие возможности интернета как основного источника информации побуждают ограничиться только им. Мы же обращаем внимание на дополнительные источники информации, очень полезные для создания «местных» проектов: школьные картотеки, архивы, журналы и т.д.

В нашем образовательном учреждении постоянно проводятся мероприятия по созданию условий безопасного нахождения учащихся и сотрудников в школе: учебные эвакуации по «тревоге», классные часы, инструктажи, создание «Школы первой помощи», разъяснительная внеурочная (и урочная) работа учителей, организация охранного поста, создание противопожарной базы и многое другое.

Мероприятия по созданию безопасности охватывают как коллектив учащихся, так и коллектив сотрудников и зачастую бывают совместными. Очень интересно прошли экспериментально-тренировочные мероприятия под рабочим названием «Чужой/ Чужие», в результате которых и учащиеся, и их родители, и сотрудники сделали вывод, что чужим людям проникнуть в стены нашей школы не так-то просто.

Система контроля, оповещения, реакция сотрудников - все работает на должном уровне.

Это говорит о том, что сотрудники нашего образовательного учреждения являются гарантами безопасности учащихся во время учебного процесса.

Итак, работая над проектом или исследованием, дети глубже усвоили проектный информационный материал и непосредственно навыки культуры безопасного поведения, что и являлось нашей задачей. Вся деятельность авторов проектов и исследований принесла им много радости, позитивного отношения к жизни и послужила примером для других учащихся.

В заключении можно сделать вывод, что посредством образования необходимо обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности, а также безопасности для здоровья ребенка и высокой эффективности воспитания культуры безопасного поведения посредством проектной и исследовательской деятельности, обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

методическая разработка Пахомкиной И.А.

Проект

по основам пожарной безопасности на тему:

«Пожарная безопасность.

Служба спасения 01»

Подготовила:учитель начальных классов

Калашникова Ольга Викторовна

2014 г.

Актуальность проекта

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Школе и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта :

    Образовательные

    • Познакомить с историей возникновения огня.

      Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

      Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

    Развивающие

    • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

      Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

      Развивать творческие способности дошкольников

    Воспитательные

    • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

      Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

      Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

    Практические

    • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

      Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

      Показать ученикам других классов знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Принципы реализации проекта:

    Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.

    Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.

    Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.

    Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Субъекты проекта:

    Учителя

    Дети 7-10 лет.

    Родители.

Ожидаемый результат:

      Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.

      Профилактика панического страха перед огнём.

      Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.

      Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

      Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Срок реализации проекта : 2 недели.

Реализация проекта

Работа с родителями (день первый)

Выставка литературы по теме.

Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»

Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём»

Анкета для родителей по теме.

«Что такое огонь?» (день второй)

Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».

Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».

Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».

«Полезный огонь» (день третий)

Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»

Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял»

Познавательное занятие «Огонь – друг».

«Опасный огонь» (день четвёртый)

Дидактическая игра «Причины пожаров».

Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова.

Интегрированное занятие «Саламандра – повелительница огня». (Познавательное развитие, аппликация, леп ка).

«Правила пожарной безопасности в школе (день пятый)

    Экскурсия по школе : знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.

    Игры-соревнования.

    Чтение сказки С.Я.Маршака «Дядя Стёпа »

«Правила пожарной безопасности дома» (день шестой)

Практическое занятие «Чтобы не было беды».

Просмотр видеофильма

Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар».

«Правила пожарной безопасности в лесу» (день седьмой)

Познавательное занятие «Чудо-дерево».

Чтение произведения Б.Жидкова «Дым».

Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»

«Что такое служба противопожарной безопасности» (день восьмой)

    Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»

    Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).

    Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»

«Огонь в литературе» (день девятый)

Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар».

Литературная викторина.

«Огонь в картинках и загадках»

Итоговый день (день десятый)

Открытое мероприятие в школе.

План занятия:

I. Вводная часть

1.Организационный момент

II. Основная часть

1. Огонь – давний друг человека

2.Причины пожаров

4. Игра-физминутка: «Правила пожарной безопасности»

5.Разбор ситуаций. Тестирование.

6.Закрепление учебного материала

III. Итог занятия

1. Частушки

2.Рефлексия

Цели:

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

Предупредить баловство детей с огнём.

Задачи:

Научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодоления;

Формировать чувство самосохранения;

Пропагандировать труд пожарных;

Познакомить детей с историей противопожарной службы в России и на Кубани;

Побуждать детей к бережному отношению к личному и государственному имуществу.

Оборудование:

ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор;

Выставка книг по теме урока.

Пособия:

Презентация

Памятки учащимся

Ход занятия

I. Вводная часть

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам!

Владимир Маяковский

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему, но я хотела бы, чтобы вы сами сформулировали тему нашего занятия, прослушав звуковую подсказку.

Бежит-сверкает,мерцает,переливается,

А заденешь-жжёт,кусается? Огонь.

Сегодня мы поговорим об огне, а точнее тему нашего занятия вы сформулируете позже.

II . Основная часть

1.Огонь-давний друг человека.

Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь.

А как ещё в древние времена люди добывали огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень. Люди научились добывать огонь, считали его священным, но зачем он так был нужен людям? Какую пользу приносит огонь?

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. - А только ли пользу приносит огонь? Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас. Вспомните, ребята, на одном из занятий внеурочной деятельности вы загадывали загадки об огне и о пожаре, также вы для своих проектов находили песни и стихи, пословицы о пожарной безопасности. Так вот я хотела бы, чтобы вы попробовали сформулировать тему нашего занятия одной из пословиц.Итак, возьмите ваши проекты, найдите пословицы, прочитайте их друг другу и выберите самую подходящую к нашему занятию. Я согласна с вами, что эту пословицу можно взять темой нашего занятия. Но, а я для вас нашла ещё несколько пословиц, прочитайте и объясните, как вы их понимаете.

2.Причины пожаров.

Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар, и сегодня на занятии мы с вами поговорим о правилах пожарной безопасности.

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Неумелое обращение с огнём в быту.

Неисправность и неправильное использование электрических приборов. Игры со спичками и зажигалками. Пожар может возникнуть по природным причинам - гроза, молния и пр. Запуск фейерверков. 3.Правила пожарной безопасности.

Давайте составим правила пожарной безопасности:

Если огонь небольшой, можно затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю воды.

Если огонь сразу не погас, нужно немедленно уйти из дома в безопасное место и обязательно сообщить о случившимся взрослым.

Если не можешь убежать, нужно открыть окно в не горящем помещении и позвать на помощь соседей или прохожих.

При пожаре никогда нельзя садиться в лифт. Он может отключиться, и человек, находящийся в лифте, задохнётся.

Когда приедут пожарные, их необходимо слушаться и ни в коем случае не прятаться.

4.Игра-физминутка. Произносим хором, где речь идёт о вас: «Это я, это, я, это все мои друзья!», а если речь пойдёт не о вас, то вы должны повести себя следующим образом. Вспомните, мы беседовали о том, как вести себя,если не удалось потушить огонь, что вы должны делать. (убежать)

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре? Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?
Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?
Ветку кто не поджигает, от пожара лес спасает? Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички? Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву…

Итак, мы спаслись, но пожар не потушили.

Кто нам приходит на помощь?

Когда случается пожар, на помощь приходят пожарные. Пожарные одеты в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает каска. Они приезжают на специальной пожарной машине, которая оснащена высокой лестницей, баком с водой и шлангом.

На одном из занятий мы свами рисовали пожарные машины, а сейчас я вам предложу собрать такую машину из….

А вот из чего вы будете собирать машину, вы узнаете, когда отгадаете загадку

Она о домик тесный свой
Лишь почесалась головой
И сразу-словно не жила-
Сгорела, бедная, дотла.

Спичка.

Каким бы одним словом заменили слово пожар. Пожар –это (беда, опасность, горе,несчастье)

Итак, пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, а значит это ЧС (чрезвычайная ситуация).


А что главное в ЧС? (не паниковать и правильно, грамотно действовать)
Вызовите пожарную службу.
Дети вызывают по телефону пожарную службу.
- Почему телефон пожарной службы – 01?

    Он простой, его легко запомнить.

    Номер короткий, на пожаре дорога каждая минута.

Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.

5. Разбор ситуаций. Тестирование.

- Ну а теперь я предлагаю вам решить несколько ситуаций. Необходимо подумать и из предложенных вариантов ответа выбрать правильный.

Ситуация 1. Пожарным необходимо сообщить

А) Фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.

Б) Фамилию, адрес, объект возгорания.

Г)Где лежат семейные ценности и сбережения

Ситуация 2. Если невозможно потушить возгорание…

А)Надо покинуть помещение.

Б)Надо спрятаться в другую комнату.

Ситуация 3. Если у вас мелкое возгорание…

А)Надо спрятаться под кровать.

Б)Надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом).

В)Надо убегать из дома.

Ситуация 4. Если в помещении много дыма…

А)Необходимо быстро убегать.

Б)Необходимо двигаться ползком

В) Открою окно и дверь.

Ситуация 5. Пожарных вызвать по телефону….

01 02 03

Ситуация 6. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава…

А)Постараюсь затушить, забросав пламя землей

Б) Сообщу об этом взрослым.

В)Пройду мимо.

Ответы: 1)2 2)1 3)2 4)2 5) 3 6)1

6.Закрепление изученного материала.

А теперь проверьте свои знания и выполните самостоятельную работу.

Соединив начало фраз с их окончанием, вы получите правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

    Огонь нельзя оставлять Если увидишь пламя - Вызывай пожарных От огня Из горящего помещения

    Опасней всего при пожаре


Давайте прочитаем памятку, которая у нас получилась.

ПАМЯТКА

    Огонь нельзя оставлять без присмотра.

    Если увидишь пламя – зови на помощь взрослых.

    Вызывай пожарных по телефону 01.

    От огня нельзя прятаться.

    Из горящего помещения надо быстро уйти.

    Опасней всего при пожаре дым.

III . Итог занятия 1.Специально для нашего занятия, ребята приготовили частушки о безопасности. Надеюсь, что они будут также полезны для вас, как и всё наше занятие.

Частушки про пожарных.

1. Мы частушки пропоем,
Правила расскажем,
Как вести себя с огнем,
вам сейчас покажем.
2. То, что спички не игрушка
Знает каждый,
Знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.
3. Когда из дома ты выходишь
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.
4. Разводить костер у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.
5. Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.
6. Собрались мы здесь сегодня,
Чтобы ловкость показать.
Научиться быть пожарным
И пожар не создавать

2.Рефлексия урока.

На столе у вас магниты. Ребята, если вы уверены, что сможете правильно поступить в чрезвычайной ситуации, вы должны прикрепить свой магнит на зелёный круг, если сомневаетесь - на жёлтый, если не уверены – на красный.

Ну что я вижу, что в основном все магниты на зелёном круге, что говорит о том, что вы сможете правильно поступить в чрезвычайной ситуации.

Желаю вам во всем удачи

И я прошу вас об одном

« Быть осторожными с огнем!»


ВСЕРОССИЙСКАЯ ДЕТСКО – ЮНОШЕСКАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
«МИР В НАШИХ РУКАХ!»

Поисково – исследовательская работа:

«В поединке с красной смертью».

(Репортаж членов кружка «Проба пера» о ветеранах

Соловьева Алина,

филиал МОУ Уваровщинской СОШ в с. Чутановка

Кирсановского района

Научный руководитель:

· популяризировать интеллектуально – творческую деятельность обучающихся,

· прививать интерес к профессии пожарного,

· воспитывать патриотическую гордость за людей родного края,

· формировать социально - активную личность.

Задачи:

· вести беседу с интервьюированными людьми, владеть фактами, документами, историческими данными, оценивать характер и поступки героев своих публикаций;

· осваивать культуру человеческих отношений, традиции,

· грамотно изложить информацию,

· создать репортаж о ветеранах пожарной охраны ПЧ № 18 г. Кирсанова в программах Power Point, Movie Maker.

Способы решения задач: организация выездных экскурсий, изучение личных дел сотрудников, организация интервью с личным составом пожарной охраны ПЧ №18 г. Кирсанова, подбор фото - и видеоматериалов, анализ статистики выездов пожарных во время аномальной жары 2010 года.

Описание хода работы.

При планировании исследовательской работы были учтены отдаленность местонахождения ПЧ №18 г. Кирсанова от нашего населенного пункта (18 км) и трудность передвижения. Однако выходные дни были посвящены экскурсиям по пожарной части, интервью с личным составом.

Кроме того, изучена специфика и структура информационных жанров, особенности интервью, фотожанра, обзорно-аналитические и художественные жанры, основные сведения по этике, нормы поведения и культуры общения .

На поисково – исследовательском этапе

· была изучена история пожарного дела в России, которая начинается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве,

· рассмотрена организация Государственной противопожарной службы, ее деятельность, а также профилактическая работа,

· исследованы профессиональные биографии ветеранов пожарной охраны родного края, тех, кто отдал свои лучшие годы, благородному делу - защите от огня городов, сёл, заводов и фабрик, важнейших объектов экономики и безопасности страны 25 и более лет,

· собраны фото - и видеоматериалы о сотрудниках ПЧ №18 г. Кирсанова, здании пожарного депо в г. Кирсанове, построенного в 1940 году.

· проанализирована статистика пожаров аномальной жары 2010 года,

· проштудировано содержание репортажей «Кирсановской газеты» о ветеранах пожарной охраны,

· обработан полученный материал в программах Power Point, Movie Maker.

Знакомство с личным составом пожарной части, экскурсию по зданию провел Юрий Леонидович Саблин, начальник караула и заместитель начальника ПЧ.

Сейчас в арсенале ПЧ №18 - 7 пожарных автомобилей, спецтехника (автолестница), в штате - 46 человек.

Чаще всего тактические задачи пожарным приходится решать силами дежурного караула – этого основного тактического подразделения в боевой работе пожарных. Караул постоянно готов к выезду на пожар. На сборы по тревоге всему личному составу караула отводится очень жесткое время – сорок – пятьдесят секунд. За это время пожарные должны надеть боевую одежду, занять свои места на машинах, получить от диспетчера адрес пожара, выехать к месту тушения.

В нашей пожарной охране сегодня четыре караула. В сутки дежурит только один караул. При этом параллельно создается резервный караул, на случай если дежуривший уедет на тушение. А если пожары одновременно возникнут в нескольких районах, то необходимо будет вызывать дополнительные силы

Героями репортажа стали ветераны:

Владимир Николаевич Галкин, диспетчер. Трудится с 1986 года. Около восьми лет он проработал здесь водителем, четыре года – водителем-бригадиром, а потом стал диспетчером. В «Кирсановской газете» от 7-13 октября 2010 года о нем напечатан фотопортрет.

Петр Григорьевич Бобров, пожарный. 29 лет отдал служению пожарному делу. Профессия пожарного - одна из самых опасных, требующая личного мужества, отваги и готовности к риску. Десятки приборов, инструментов и различного рода приспособлений требуются пожарному для успешной борьбы с огнем, дымом, испепеляющей жарой, и всегда он должен сохранять высокую работоспособность, быстроту, выдержку, хладнокровие.

Владимир Иванович Прохоров, начальник караула . Начинал в 1977 году пожарным. Работал зам. начальника части, начальником ПЧ. Теперь начальник караула. Постепенно приходил опыт, совершенствовались навыки руководителя. «Умение быстро принимать решения, от которых зависят жизнь, здоровье и безопасность людей - вот в чем важность моей работы», - рассказывает Владимир Иванович.

Николай Васильевич Никулин, водитель. 23 года управляет пожарным автомобилем. Грамотный, отлично знает технику. никогда не отказывает в помощи во время тушения.

Александр Иванович Кузнецов, начальник караула. «Как и многие, пришел работать в часть пожарным. Затем служил командиром отделения. А с 1987 года – начальник караула. Мой стаж в ПЧ – 28 лет»,- скромничает Александр Иванович.

Супруги Маринкины: стаж на двоих - 57 лет
Марина Николаевна, диспетчер: «Прием и фиксирование информации о пожаре, ЧС, принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств,– вот только часть того, что входит в мои обязанности. Для кого-то такая работа покажется не сложной, но это не так».

Александр Борисович уже 30 лет работает в ПЧ водителем . За эти годы умело научился справляться со всеми обязанностями, без проблем управляет пожарным автомобилем в различных дорожных, метеорологических условиях и ограниченных проездах.

Анатолий Сергеевич Фролов, пожарный. Мастерство, грамотность, смелость, мужество, готовность по первому зову прийти на помощь – отличительные черты человека, 27-ой год работающего в нашем пожарном депо. «Спасение людей на пожаре, оказание им быстрой помощи, охрана материального достояния – священный долг каждого работника пожарной охраны», - заявляет

В 2010 году из-за аномальной жары и отсутствия дождей сложная пожарная ситуация сложилась уже к середине апреля. Для большинства населения весна и лето – пора активного отдыха, а для пожарных - период наибольшего риска.

За сутки на тушение пожаров караулы выезжали 10-15 и более раз! Для сравнения: сейчас бывает 5-6 выездов в неделю.

Горели леса, поля, домовладения, хозпостройки, автомобили, причем везде: в Свищевке, Ленинском, Чутановке, Шиновке, Сурках…

Лесные пожары приходилось тушить не только в своем, но и в Рассказовском и Моршанском районах в рамках служебных командировок.

Пожарные признаются, что тушить пожары было как никогда трудно. Вот когда пригодился многолетий опыт и мастерство, мужество и хладнокровие многое повидавших на своем трудовом веку ветеранов пожарной охраны!

Для поддержания в постоянной готовности ПЧ привлекался личный состав, находящийся в отпуске. Работали практически без выходных.

Вся работа в области пожарной профилактики подчинена главной цели – снижению числа пожаров, уменьшению людских жертв и сокращению материального ущерба от огня. Именно для этого ПЧ №18 проводит учения, профилактические осмотры, тренировки на физическую выносливость и т. п.

Во время интервью мы познакомились не просто с сотрудниками пожарной части, а с людьми необыкновенно скромными. Но именно они изо дня в день проявляют отвагу, самоотверженность, высокий профессионализм, готовность прийти на помощь в экстремальных ситуациях.

Герои нашего репортажа в разные годы были награждены Почетными грамотами администрации Кирсановского района за многолетний и добросовестный труд.

Жаль, что никто из них не имеет отраслевых наград.

Но разве о них думают, когда шагают в огненное пекло?

Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около двух миллионов выездов, при этом спасают от гибели и травм на пожарах более 90 тысяч человек Современные условия жизни общества способствуют росту числа пожаров и размеров социально-экономических последствий от них во всем мире. Ежегодно на земном шаре возникает более 5 млн. пожаров, от которых погибает несколько десятков тысяч человек и уничтожается материальных ценностей на десятки миллиардов денежных единиц . Огромный урон природе наносят ежегодно лесные и торфяные пожары, а также пожары аварийных нефтегазовых фонтанов. Пожары в XX - XXI веках стали настоящим бедствием для человечества. Это заставляет специалистов постоянно искать новые более совершенные средства и методы борьбы с пожарами.

Пожарная охрана сейчас – это сложная система, включающая в себя службу тушения пожаров и профилактических аппаратов Государственного пожарного надзора, выполняющая задачу охраны от пожаров собственности и имущества граждан России.

В ПЧ №18 работает много молодых, энергичных, умных сотрудников. Именно им передают свой опыт ветераны пожарной охраны. Главное, что люди в пожарную часть подобрались надежные и морально устойчивые, поэтому в коллективе царит взаимопонимание и взаимоподдержка. А это – залог быстро выполненной работы , что превыше всего. Молодое поколение благодарит за тот опыт и знания, которые передают им ветераны пожарной охраны.

Достигнутый результат. Работа имеет практическое значение. В целях воспитания патриотической гордости за людей родного края, привития интереса к профессии пожарного, спасателя, профессиональной ориентации подростков презентация и ролик о ветеранах пожарной охраны ПЧ №18 были показаны в филиале с. Чутановка и базовой школе МОУ Уваровщинской СОШ. Творческая работа вызвала живой отклик у зрителей.

Учащиеся, рассказывая об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют умение вести беседу, а также культуру собственного образа в целом.

«Наконец – то хоть кто - то обратил на нас внимание!» - так заметил нам один из пожарных. Разве и не в этом тоже ценность выполненной работы?!

Перспективы продолжения: по итогам исследовательской работы юнкоров планируется статья в «Кирсановскую газету», размещение материалов на сайте *****/116/

Использованные ресурсы:

http://www. *****

Личные дела сотрудников пожарной части №18 ГУ ФПС по Тамбовской области

Личный фото - видеоархив начальника караула.

Выражаем благодарность зам. начальника ПЧ №18 , инженеру

за помощь в подготовке материалов проекта.

Слайд 1 . Здравствуйте, меня зовут Зезюля Дмитрий, я учусь в 6А классе, а также занимаюсь в Дружине юных пожарных. Хочу представить вашему вниманию работу « Мой дом - моя безопасность? ».

Еще в древней Руси, начиная с X–XI вв., по мере роста городов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которые уносили тысячи жизней людей.

Cлайд 2 Сейчас в России развитию противопожарной безопасности придается большое значение

Но н и для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Каждый день средства массовой информации сообщают нам о бытовых пожарах. Причём, в основном поступает информация о пожарах в жилых домах сельской местности или дачных посёлках. Так, по сообщению МЧС, на территории города в период с начала 2013 года произошло 48 пожаров, унесших жизни троих человек, семеро пострадали.

Таким образом, вопрос о пожарной безопасности был актуален всегда.

А собранный в этой работе материал можно использовать во внеклассной работе в целях профилактики пожарной безопасности.

Слайд 3. Я поставил перед собой цель - исследовать причины возникновения пожаров в жилых помещениях. Для достижения цели я решил следующие задачи, перечисленные на слайде.

Слайд 4 Объект исследования – пожарная безопасность. Предметом исследования является пожарная безопасность в жилье городского типа и в сельской местности (дачном посёлке).

Слайд 5 Я предположил, что в городе вероятность бытовых пожаров меньше, чем в домах сельской местности и дачных посёлках, но соблюдение правил пожарной безопасности снизит их количество.

В работе использовал следующие методы исследования.

Слайд 6 Задавшись вопросом о безопасности жилья, я обратился к Интернету, и первое, что я прочитал, было вот такое определение:

Пожа́р - неуправляемое, несанкционированное горение веществ, материалов и газовоздушных смесей вне специального очага, и приносящие значительный материальный ущерб, поражение людей на объектах и подвижном составе, которое подразделяется на наружные и внутренние, открытые и скрытые;

Слайд 7 Мной рассмотрены статистические данные бытовых пожаров в России за 2012 год. Из указанных цифр видно, что основная причина возникновения бытовых пожаров- неосторожное обращение с огнём. Таким образом, я сделал вывод о необходимости проведения профилактической работы.

Слайд 8 Следующий этап моей работы - определение причин возникновения пожара в быту. Я узнал о следующих причинах представленных на слайде

Слайд 9. Я познакомился с правилами безопасности в городской квартире, которые определяют пожарные.

  • При пользовании газовым оборудованием
  • При пользовании бытовой химией
  • О безопасности во время Новогодних праздников, при использовании пиротехники.

Слайд 10 Также ознакомился правилами, которые нужно соблюдать. Чтобы защитить свою дачу от пожара.

  • При постройке
  • При использовании легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей. Горючих газов
  • При использовании печного отопления
  • При использовании газового оборудования
  • При пользовании электроэнергией и электробытовыми приборами

Слайд 11

Работая в дружине юных пожарных, я знакомился с правилами поведения во время. Основные правила перечислены на слайде.

Также определённые действия необходимо соблюдать после пожара. Они перечислены на слайде.

Слайд 12 На основании требований пожарной безопасности к содержанию квартир городского типа и содержанию домов в сельской местности (дачных посёлков) мной были составлены критерии пожарной безопасности по которым я оценил, насколько безопасна с точки зрения возникновения пожара моя квартира и моя дача.

Слайд 13 В квартире я отметил частичное соблюдение пожарной безопасности по вопросу размещения мебели на расстоянии от газовой печки, а также наличие пожароопасных бытовых веществ.

Слайд 14 Изучая дачу с точки зрения пожарной безопасности я увидел, наличие пожароопасных веществ в большем количестве, чем в квартире.

Слайд 15 Я сделал вывод: городская квартира безопаснее с точки зрения возникновения пожара, т.к. на даче мы не всегда соблюдаем необходимые требования при постройке, а также правила при пользовании печным оборудованием, кроме того на даче мы больше используем легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и горючие газы.

Слайд 16 После я провёл с ребятами 1 класса беседу о правилах пожарной безопасности по теме «Мой дом – моя безопасность?» Цель классного часа - познакомить с основами пожарной безопасности многоквартирном доме и на даче. На классном часе ребятам я предложил разгадать кроссворд. Этот кроссворд представляю для Вашего внимания. (разгадываем кроссворд). Также ребята поработали в группах, выполняя задание на карточках. Предлагаю выполнить задание первой группы и рассказать о своих действиях в случае возгорания телевизора.

Слайд 17 Из изложенного материала следует, что пожары создают угрозу жизни и здоровью людей. Чем быстрее развивается общество, наука и техника, тем актуальнее становится проблема пожаров и обеспечение пожаробезопасности. Мной сделана попытка оценить безопасность своего жилья с точки зрения возникновения пожара. Моя гипотеза подтвердилась. Действительно, вероятность возникновения пожара в городе меньше, чем в домах сельской местности и дачных посёлках, что также подтверждается статистическими данными. Поэтому требуется профилактическая работа с населением по обеспечению пожарной безопасности. Вместе с одноклассниками, работая в дружине юных пожарных, мы проводим такую работу среди ребят нашей школы и также с населением нашего микрорайона.

Следующий этап моей исследовательской работы – отслеживание соблюдения правил пожарной безопасности среди учащихся, родителей и учителей нашей школы.

Слайд 18 Берегите себя, человеческая жизнь – самая большая ценность на Земле!

Спасибо за внимание!


Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Файл:

fileё119.doc.docx

1
Пожарная профилактика и формирование
общественного сознания и гражданской позиции
подрастающего поколения через реализацию учебно –
социального проекта «Скажем пожарам – НЕТ!»
Автор:
Вотяков Артем, 10 класс,
МБОУ «СОШ № 36», г. Ангарск,
Иркутская область
Руководитель:
Якущенко Вера Викторовна, учитель ОБЖ,
руководитель ДЮП «Искорка»,
МБОУ «СОШ № 36», г. Ангарск,
Иркутская область

Ангарск – 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
1. Причины возникновения пожаров
2. Пожарная профилактика в школе
3. Заключение
4. Литература
5. Приложение
2
стр.3
стр.6
стр.6
стр.8
стр.11
стр.12
стр.14

3
ВВЕДЕНИЕ
"Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер: 01. Еще гражданин должен помнить,
что несоблюдения правил безопасности, основ эксплуатации электрооборудования и
электроприборов, неосторожное обращение и шалость с огнём приводят к пожарам.
В современном обществе пожары ­ самый распространенный вид чрезвычайных ситуаций. К
сожалению, количество пожаров в России из года в год существенно не уменьшается, а масштабы
их разрушительных последствий постоянно растут. В целом, пожарная обстановка остается
довольно сложной и напряженной.
Пожары возникают везде: на предприятиях промышленности и сельского хозяйства, на
транспорте, в жилых домах и общественных зданиях и целом ряде других объектов.
По данным Главного управления государственной противопожарной службы МЧС РФ за
год в России происходит около 300 000 пожаров, в которых гибнут в среднем от 14 до 20 тысяч
человек, выгорает 2,5 млн. кв. метров жилья (а это жилой фонд небольшого города), лесные
пожары охватывают ежегодно около 1 млн. гектаров площадей. В огне пожаров в течение
нескольких минут все, что накоплено годами упорного труда, превращается в пепел и дым,
материальный ущерб от пожаров составляет многие миллиарды рублей. .
Особенно опасны пожары в местах массового пребывания, большого скопления людей:
учебных заведениях, клубах, больницах, гостиницах, общежитиях, на стадионах, вокзалах и т.п.
Примером тому служат трагические события в г. Перми (Ночной клуб «Хромая лошадь»), пожар
в ночном клубе «Берлога» в городе Ангарске и т.д.
Важно подчеркнуть, что не допускать возникновения пожаров, а также встречать любой
пожар во всеоружии ­ обязанность и долг не только пожарных, но и каждого российского
гражданина.
Решение проблемы пожарной безопасности в Российской Федерации во многом зависит от
повышения уровня противопожарных знаний у населения. Поэтому одной из важнейших задач
государства следует считать организацию обучения всего населения, и в первую очередь детей и
молодежи, пожарной безопасности. У будущих инженеров, предпринимателей, рабочих и

4
служащих с детских и юношеских лет должен закладываться прочный фундамент
противопожарного поведения, как на производстве, так и в быту. .
Главное внимание во всей этой работе акцентируется на изучении Правил пожарной

безопасности в плане защиты от огня жизни и здоровья детей, на привлечение к предупреждению
и тушению пожаров, обучении действиям в условиях пожара и других чрезвычайных ситуациях.
Важной задачей является привлечение ребят к участию в дружинах юных пожарных и пожарно­
спасательном спорте; привитие им интереса к профессии пожарного, спасателя, к обучению
навыкам осторожного обращения с огнем и пожароопасными предметами, умению использовать
средства пожаротушения. .
Актуальность проблемы исследования представлена следующим противоречием: в
Российской Федерации, в Иркутской области, в городе Ангарске проводится большая работа по
пожарной профилактике с детьми дошкольного возраста, школьниками, населением, но
количество возникающих пожаров не уменьшается.
Следовательно, проблема исследования представляется в виде поиска средств, методов и
технологий, направленных на пожарную профилактику с подрастающим населением.

Цель работы: обосновать роль пожарной профилактики в формировании общественного
сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.
Задачи:
1. Изучить причины возникновения пожаров;
2. Познакомиться с формами профилактической работы по предупреждению
пожароопасности;
3. Охарактеризовать роль пожарной профилактики как один из аспектов воспитания;
4. Разработать социальный проект «Скажем пожарам: нет!»
Методы исследования:



теоретические: анализ и обобщение литературы;
диагностические: анкетирование учащихся и педагогов;
практические: беседа, анкетирование, статистическая
обработка данных.
Объект исследования: пожарная профилактика.

5
Предмет исследования: процесс формирования сознания и гражданской позиции
подрастающего поколения в области пожарной безопасности.
Гипотеза: работа по формированию сознания и гражданской позиции подрастающего
поколения в области пожарной безопасности, привития у учащихся навыков осознанного
пожароопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, закрепления
знаний, умений, навыков будет эффективнее, если пожарная профилактика будет системной,
к пропагандистской и агитационно­массовой работе будут привлекаться учащиеся школы.
Методологической основой работы является труд Попок Б.Л. «Чтобы не было пожара», в
котором автором предлагаются различные формы проведения профилактической работы по
предупреждению пожаров с детьми, подростками и взрослыми людьми.

6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ
Пожар... Как часто в последнее время слышится это страшное слово. А ведь возникновение
возгорания ­ это нередко результат всего лишь несоблюдения правил безопасности, основ
эксплуатации электрооборудования и электроприборов, неосторожного обращения с огнём. .
Первое, о чем спрашивают после пожара ­ о его причинах.
Мы решили изучить причины пожаров, поэтому обратились к главному государственному
инспектору г. Ангарска по пожарному надзору Кунцевич Наталье Александровне и к начальнику
Ангарского гарнизона пожарной охраны Игорю Гайратовичу Жмурову и получили следующую
информацию: три человека погибли, 19 травмированы на пожарах, которые произошли на
территории Ангарского муниципального образования в период с 1 января по 30 августа 2010
года. Всего зарегистрировано 145 пожаров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года количество пожаров увеличилось на 15 случаев. Основная доля возгораний приходится на
жилой сектор – 86 случаев, в многоквартирных домах произошло 29 пожаров, в частном жилом
секторе – 17, в садоводствах – 29.
3 июля 2010г. в г. Ангарске на территории ОАО "Дельтаком" произошло возгорание
подземных резервуаров с нефтепродуктами объемом 500 куб. м. Один из работников, мужчина
1968 года рождения, получил обширные ожоги тела, после чего был госпитализирован.

7
В ночь с 14 на 15 декабря 2010 года на территории Ангарского муниципального
образования произошло 4 пожара: в квартире в 8 м/не, предположительная причина – короткое
замыкание электропроводки; пожар в тепловом коллекторе на перекрёстке улиц Декабристов и
Космонавтов, сгорело 30 кв. м. токсичного утеплителя труб, что привело к смерти двоих людей
без определённого места жительства, которые спасались от холода в коллекторе; сгорел склад
на рыбобазе, при пожаре пострадало 300 кв. метров, жертв нет. В деревне Зуй горел жилой дом с
мансардой, пожаром охватило 100 кв. метров.
На 17 декабря 2010 года в Ангарске и Ангарском районе:
 Произошел 191 пожар: травмировано 26 человек, погибло – 21 человек:
 Материальный ущерб – 80 миллионов рублей:
 Поджогов – 42 случая .
Причинами происшедших пожаров стали:







нарушение правил пожарной безопасности при эвакуации электрооборудования – 4
пожара;
нарушение правил эксплуатации печного отопления ­3
неосторожное обращение с огнем – 2
нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации газового оборудования – 1
поджог – 1
детская шалость с огнем – 1
нарушение требований охраны труда – 1.
Игорь Гайратович обратил внимание на то, что причинами возникновения пожаров
являются также:




разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках для уничтожения
тары, старой мебели, строительного мусора, опавших листьев, тополиного пуха и других
отходов;
отогревание в зимнее время замерзших труб, двигателей автомобилей паяльной лампой
или факелом;
подогрев в квартире или на открытом воздухе пожароопасных мастик или других
веществ бытовой химии, таких как нитрокраски, лаки, клей и др.;
виновниками пожаров являются дети в возрасте 5­8 лет.
Игорь Гайратович подчеркнул, что с данной категорией детей должна проводиться
большая профилактическая работа, как родителями, так и педагогами.

8
Как и любую болезнь, пожар легче предупредить, чем заниматься его ликвидацией,
требующей во многих случаях приложения поистине героических усилий, часто с риском для
жизни. Поэтому профилактика ­ главное направление борьбы с пожарами. .
По мнению инспектора, к пожарной профилактике следует привлекать не только
педагогов, но и ребят. Он рассказал нам, что в детстве был участником дружины юных
пожарных. Ребята вели агитационную работу: раздавали памятки жителям по пожарной
безопасности, развешивали листовки о защите лесов от пожаров, проводили беседы с учащимися
начальной школы, участвовали в различных конкурсах по противопожарной безопасности.
Игорь Гайратович высказал свои пожелания о том, что необходимо развивать и поддерживать
детское общественное движение ДЮП в Ангарске и Ангарском районе, привлекать к работе с
детьми профессионалов высокого уровня, мастеров своего дела из педагогического состава и
МЧС.
принести реальную пользу в
Профессионально подготовленные ребята могут
предупреждении пожара, если поделятся знаниями с другими, что в итоге может спасти многие
жизни.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде

среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Именно в детском
возрасте закладываются основы будущего мировоззрения и поведенческие нормы человека.
2. ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА В ШКОЛЕ
Школьная программа дает учащимся широкий круг знаний. Среди множества наук есть
одна особо важная – наука выживать. Она помогает нам обезопасить себя, а в случае попадания в
чрезвычайную ситуацию спасти свою жизнь и жизни окружающих людей. Таким навыкам ребят
учат на уроках ОБЖ. Важность этой дисциплины и ее роль в современном образовании высока,
так как на этих уроках дети приобретают знания в области безопасной жизнедеятельности,
умения адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях, у них формируется чувство долга
перед обществом, способность принять обоснованные решения в сложных ситуациях в
интересах других. Школьникам предоставляется широкая возможность учиться самим и учить
других правилам безопасности.
С целью привития учащимся навыков осознанного пожароопасного поведения, правильных
действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций обучение проводится
как в учебное, так и во внеурочное время и рассматривается как обязательная сторона
всестороннего воспитания учащихся.

9
Основными формами проведения занятий являются беседы, лекции, агитбригады,
викторины, конкурсы, а также коллективные творческие дела в сочетании с практическими
занятиями и уроками. В течение учебного года мы выходим на экскурсии в пожарную часть
№2, 15, в Центр тушения крупных пожаров, на базе школы проводятся дни ГО, организуются
просмотры видеофильмов на противопожарную тематику, проходят уроки ОБЖ по темам:
«Детская шалость с огнем», «Порядок действий учащихся в случае возникновения пожара в
школе и дома», «Что делать при пожаре».

Организуются практические занятия по эвакуации детей и взрослых при возникновении
пожаров и чрезвычайных ситуаций. На них отрабатываются элементы эвакуации.
Осуществляется профилактическая работа по правилам поведения детей, преподавателей и
техперсонала при ЧС. Главное внимание во всей этой работе акцентируется на изучении Правил
пожарной безопасности в плане защиты от огня их жизни и здоровья детей, на привлечение к
предупреждению и тушению пожаров, обучении действиям в условиях пожара и других
чрезвычайных ситуациях.
Классные руководители вручают учащимся памятки по правилам пожарной безопасности,
организуют инструктажи перед каникулами, дают рекомендации родителям по обучению детей
мерам пожарной безопасности, к работе привлекаются работники пожарной охраны: проводят
беседы и лекции на противопожарную тему.
Со слов Веры Викторовны Якущенко, заместителя директора по безопасности
жизнедеятельности в нашей школе в работе с детьми отчётливо просматриваются направления
пожарной грамотности: первое ­ обучение всех школьников мерам пожарной безопасности,
второе ­ организация работы Дружины юных пожарных «Искорка». Учащиеся школы активно
включаются в профилактическую деятельность: ставят спектакли,
агитсказки на
противопожарную тематику для младших школьников и в детских садах, выпускают
тематические газеты, проводят классные часы, участвуют в конкурсах поделок, рисунков,
буклетов, памяток на противопожарную тематику, оформляют классные и школьные уголки
пожарной безопасности, участвуют в муниципальных акциях «Безопасный Новый год»,
«Счастливое Рождество», участвуют в муниципальных, областных, региональных, всероссийских
смотрах – конкурсах ДЮП, посещают муниципальный ресурсный центр по профилактике
пожароопасности, организуют защиту социальных проектов по пожарной профилактике. В
данный момент идет реализация учебно ­ социального проекта «Скажем пожарам: НЕТ!»
Вера Викторовна считает, что пропаганда пожарно­технических знаний среди детей и
подростков, проведение мероприятий по пожарной безопасности, активная практическая

10
работа, формирование сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области
формирование у учащихся навыков осознанного пожароопасного
пожарной безопасности,
поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных
ситуаций, закрепление знаний, умений, навыков будет эффективнее, если к пропагандистской
и агитационно­массовой работе будут привлечены учащиеся, и на базе школы будет
продолжать действовать дружина юных пожарных. Работа дружины юных пожарных (ДЮП)
«Искорка» способствует
воспитанию у подрастающего поколения гражданственности,
мужества, бережного отношения к общественной собственности, коллективизма и физической
закалки.
В целях изучения общественного мнения о необходимости продолжения деятельности
детской организации Дружины юных пожарных «Искорка» мы провели опрос учащихся и
педагогов. (Приложение 1). И получили следующие результаты:





98% опрошенных считают, что в образовательном учреждении необходимо продолжать
деятельность Дружины юных пожарных;
68% учащихся считают, что в детскую общественную организацию должны войти
учащиеся 8­9 классов, прошедшие отбор по физической подготовке;
74% ребят думают о том, что занятия
по спецподготовке должны проводить
сотрудники государственной противопожарной службы;
90% учеников предлагают, чтобы дружина юных пожарных имела свою форму;
87% опрошенных рекомендуют учебу для дружины юных пожарных проводить в
профильных лагерных сменах. (Приложение I­VII).
Изучив мнение ребят и педагогов, мы решили разработать социальный проект «Скажи
пожарам: Нет!» по развитию детского общественного движения Дружины юных пожарных в
школе. Проект предназначен для вовлечения детей в разъяснительную, пропагандистскую и
агитационно­массовую работу по пожарной безопасности. (Приложение VIII).
Прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются у детей
лишь в ходе многократной и систематической разъяснительной работы. Цель проекта: создание
учебно ­ наглядной материальной базы для эффективного проведения теоретических и
практических занятий с детьми в своей школе и с детьми из других детских учреждений по
правилам пожарной безопасности.
Новизна проекта заключается в том, что практический эффект от применения учебно­
методических возможностей детского пожарного подразделения и наглядно оформленной
учебной базы извлекается из "игры в игре", т.е. дети старшего возраста играют в пожарных и
инструкторов, расширяя при этом свой тематический кругозор, а дети младшего возраста с

удовольствием играют в игры, предложенные старшими по противопожарной тематике, получая
при этом конкретные и полезные знания. Ребята из дружины юных пожарных чувствуют свою
значимость, проявляют при этом инициативность, стремятся быть нужными и полезными,
демонстрируя творческую активность.
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процент пожаров, возникающих от так называемых детских шалостей с огнем, стабильно
высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню,
порождаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со
спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они
выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки. Нередки
случаи, кода детей оставляют дома одних, а потом приходится вызывать пожарных, и хорошо,
если те подоспевают вовремя. Причем причины бед весьма просты – взрослые оставляют в
доступных детям местах спички, зажигалки или электроприборы, не говоря уж о том, что
последние порой забывают выключить. .
Нужно лишь соблюдать элементарные правила противопожарной безопасности для того,
чтобы избежать неприятностей. Задача школы – разъяснять, в чем состоит опасность пожара,
научить правильному поведению при пожарах, с которыми дети наиболее часто могут
столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т. д. Важно, чтобы учащиеся старших

12
классов стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди младших
школьников.
В результате изучения литературы и общественного мнения было принято решение

продолжать профилактическую работу с детьми в традиционной форме, организовать активную
и продуктивную работу школьной дружины юных пожарных.
Мы считаем, что Дружина юных пожарных (ДЮП) ­ объединение школьников, которое
своей деятельностью дополнит основную работу педагогов в данном направлении. Проведение
среди детей и подростков разъяснительной работы будет направлено на предупреждение
пожаров от детской шалости с огнём, воспитание гражданственности, находчивости, а также
физической закалки и профессиональной ориентации.
Следовательно, моя гипотеза о том, что работа по формированию сознания и гражданской
позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности будет эффективнее, если
пожарная профилактика будет системной, к пропагандистской и агитационно­массовой работе
будут привлекаться учащиеся школы подтвердилась.
Работа может быть использована в качестве дополнительного материала руководителями
дружин юных пожарных, заместителями директора по воспитательной работе и всеми теми, кто
работает с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аханченок, А.Г. Юный пожарный. – М.: Сельхозиздат, 1987. – 72 с. с ил.
2. Буду точно я пожарным! – Барнаул: Комитет администрации Алтайского края по
образованию, 1998. – 112 с. с ил.
3. Величко В., Тимошенко С., Панков Ю. Современный пожарно – прикладной спорт. – М.:
Стройиздат, 1983г.
4. Виже Р. Тридцать советов по пожарной безопасности.­ М.: Стройиздат, 1982г.
5. Емельянчик В., Капитонова М. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач. –
С­П.: Каро, 2002г.
6. Кабакова, Т. Спасибо, дети­пожарные! Рады стараться, Ваше императорское величество. //
Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. ­ № 5. – с. 28­31
7. Методические разработки, рекомендации, положения по работе с ЮДПД на 1981­1985 гг. –
Белгород: Областной совет ВДПО, 1981. – 32 с.

13
8. Методические рекомендации по работе с дружинами юных пожарных. Владимир: Областной
совет ВДПО, 1995. – 18 с.
9. Методические рекомендации по совершенствованию противопожарной пропаганды среди
обучающихся. – М.: МГО ВДПО, 2009. – 28 с.
10. Назаров, Ю.А. На вахте – пожарные добровольцы. – М.: Стройиздат, 2007. – 142 с.
11. Попок Б.Л. Чтобы не было пожара. М.: Просвещение, 2005.с.43.ил.
12. Постановление Правительства Москвы от 10.08.1999 № 722
«О ходе реализации
постановлений Правительства Москвы, распоряжений Мэра и Премьера Правительства Москвы
по вопросам усиления пожарной безопасности». Приложение 5 «Положение о дружинах юных
пожарных» //Сборник документов по работе с Дружинами юных пожарных. М.: МГО ВДПО,
2003. – 32 с. – С.6­12
13. Рогачков, Н.Б. Несгораемый город: Исторические очерки из жизни столицы и ее огнеборцев
(1147­1917 г.г.). – М.: ПожКнига, 2006. – 536 с.: с ил. – История пожарной охраны
14. Савельев, П.С. Пожарные добровольцы России. – М.: Алев, 2007 – 48 с.
15. Смирнов, В.И. Дружины юных пожарных. – М.: Россельхозиздат, 1986. – 64 с. с ил.
16. Скрипник, Л.Ю. Исторические аспекты развития отечественного образования в области
пожарной безопасности [Текст] / Е.И.Торохова, Л.Ю.Скрипник // Военно­исторический журнал.
– 2009 ­ № 9. С. 74­76
17. Спички не тронь, в спичках огонь: Об опыте Нейского районного совета ВДПО Костромской
области по работе с дружинами юных пожарных. – Кострома: Костромской областной совет
ВДПО, 2000. – 74 с. с ил.
18. Энциклопедия для детей «Личная безопасность». М. Аванта +, 2001.,437с.ил.
19. Газета «Время» № 142 от 19 декабря 2010 года
20. Положение о дружинах юных пожарных, утвержденное ЦС ВДПО, согласованное с
Министерством образования РФ от 11.03.2002г.
21. Устав Всероссийского добровольного пожарного общества
22. Сайты:
http://www.fireman.ru/sos/pb/1­1.htm
http://www.samospas.ru/fire/child/
http://www.spas­extreme.ru/el.php?EID=5321
www.rbc.ru
http://www.wspetrol.ru/node/2092

14
Приложения
Анкета
Приложение I
1. Считаете ли Вы необходимым продолжение работы в ОУ ДЮП «Искорка»?
А) Да Б) Нет
2. Обучающиеся из каких классов, по Вашему мнению, должны состоять в ДЮП?
А) 1­4 Б) 5­7 В) 8­9 Г) 10­11
3. Должны ли кандидаты в ДЮП проходить отбор по физической подготовке?
А) Да Б) Нет
4. Кто должен проводить занятия по спецподготовке в ДЮП?

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...