История формирования международного права. Основные этапы развития международного права


Возникновение правового регулирования международных отношений в период Древнего мира. Основные особенности международно-правовых актов периода Древнего мира. Проблема суверенитета в государствах Древнего мира. Новации греческой и римской цивилизаций в международно-правовом пространстве. «Право народов». Правовое регулирование международных отношений в Средние века.

Первые известные современной науке попытки регулирования правовыми средствами международных политических, социальных и экономических отношений предпринимались человечеством еще в период так называемого Древнего мира за несколько тысячелетий до нашей эры.

Осуществление правового регулирования международных отношений хотя бы в ограниченных небольшим количеством субъектов данных отношений пределах стало возможным только после появления в истории человеческой цивилизации института государства, что относится большинством исследователей к IV тысячелетию до н.э. В этот период на территории Месопотамии, Древних Египта, Индии и Палестины возникли первые в человеческой истории и еще очень несовершенные (во многом примитивные, в частности, в политтехнологическом, институциональном, правовом отношениях) ранние государственные (или точнее предгосударствен- ные) образования.

Данные субъекты мировой политики того времени вступали друг с другом в самые различные политические, военные, экономические и культурные отношения, требующие от этих субъектов юридического и политического определения «правил игры» для всех участников данных отношений.

Как итоги определенных договоренностей между конкретными ранними государственными (или еще только предгосударственными) образованиями, возникали первые в человеческой истории международно-правовые соглашения, самым древним из которых (дошедшим до нас) стал договор между правителями Месопотамских городов Ла- гаш и Умма (Древняя Месопотамия - территория современного Ирака), заключенный за три с небольшим тысячи лет до нашей эры.

Данный договор можно признать самым древним из известных в истории человечества международных договоров. В нем были закреплены образовавшиеся на момент заключения этого договора границы между конкурирующими между собой городами-государствами Древней Месопотамии, а также содержалось добровольно принятое на себя заключившими этот договор государствами обязательство по соблюдению всех достигнутых (и зафиксированных в этом международно-правовом акте) правителями Лагаша и Уммы договоренностей.

Не менее известным, но уже несколько более проработанным в правовом и, особенно, в политическом отношениях международно-правовым договором стал мирный договор, заключенный Египетским фараоном Рамсесом Вторым с Хеттским правителем Хатту- сили Третьим в XIII в. до н.э. В основном, данный договор был направлен на обеспечение взаимной неприкосновенности территорий обоих государств, а также на выполнение данными государствами целого комплекса союзнических обязательств, выражающихся в предоставлении своевременной военной помощи государству-партнеру по договору в случае нападения на одну из договаривающихся сторон какого-либо иного государства или в случае внутреннего восстания в одном из данных государств.

Кроме того, в качестве жеста доброй воли и определенного политического «сигнала» обе стороны взяли на себя обязательство выдавать союзной державе всех перебежчиков. Через некоторое время после заключения данного договора его положения были в еще большей степени закреплены женитьбой Рамсеса Второго на старшей дочери царя Хаттусили.

Определенные правовые нормы, посвященные правовому регулированию вопросов, относящихся в настоящее время к пространству международного права, входили и в законодательство Древних Индии и Китая.

Так, индийские «Законы Ману» содержали в себе обычаи ведения войны, правовые аспекты положения пленных и раненых на войне и другие юридические положения международно-правового характера.

Рассмотрение вопросов о действенности международных договоров и применении международных санкций содержится в работах древнекитайских авторов Лао-цзы (VI в. до н.э.), Конфуция (VI-V вв. до н.э.) и Мо-цзы (V в. до н.э.).

Необходимо подчеркнуть, что международно-правовые акты периода Древнего мира отличались:

  • 1) минимальным числом субъектов (авторов) данных договоренностей;
  • 2) примитивным уровнем юридической техники заключавших данные договоренности субъектов международных отношений, что выражалось в стремлении к весьма часто не слишком логичному по смысловому назначению, детализированию некоторых моментов, а также в несвойственной для современных политико-юридических документов «напыщенности» выражений и формулировок;
  • 3) высоким значением религиозных и моральных составляющих (компонентов) данных договоренностей для заключавших их сторон, что проявлялось, например, в неизменном включении в тексты международно-правовых договоров различных обязательств (клятв) религиозного характера.

При этом основной особенностью международно-правовых отношений в древнейший период человеческой истории стало то обстоятельство, что основными субъектами этих отношений выступали заключавшие в своей персоне всю полноту политической, религиозной и правовой власти различные правители (вожди, цари, императоры, фараоны).

Таким образом, получившая впоследствии в человеческой истории название «суверенитет» определяющая политическая и правовая ценность в большинстве государств Древнего мира принадлежала именно правителям, а не народу или какому-либо государственному образованию.

Удивительными исключениями на общем фоне государственных и племенных образований Древнего мира стали Древнегреческие государства-полисы (Афины, Спарта, Коринф и др.), а также Римское государство (начиная с периода Римской Республики - 509 г. до н.э.).

В данных государствах уже за много столетий до нашей эры установилось политико-правовое понимание того, что субъектом мировой политики и международных отношений являются свободные граждане государства-полиса - греки-собственники, участвующие в его управлении (например, в Афинах), а также обладающий полнотой политической власти римский народ (Римская республика), а не некий один правитель как бы сверхъестественного происхождения (как, например, фараон в Египте).

Греческая и римская цивилизации очень многое дали миру политики и права. В пространстве международных отношений Древняя Греция стала первым регионом земного шара и, одновременно, первой цивилизацией, в которой получила распространение практика создания относительно устойчивых политико-военных и политико-экономических союзов между рядом государств (субъектов) международных отношений.

Данные союзы организовывались Древнегреческими государствами с целью противостояния военным, политическим и экономическим интересам конкурирующих государственных образований. Они являлись своеобразными прообразами таких современных субъектов международных отношений, как международные межправительственные организации. Таким союзом был, например, созданный в V в. до н.э. для геополитического противостояния персам Афинский морской союз.

Римская республика и, впоследствии, империя обогатили человечество совершенным юридическим аппаратом, правовыми институтами и целыми отраслями права; развитой правовой техникой; самим правовым образом мысли как таковым.

В пространстве международного права Рим стал автором концепции международно-правовой субъектности римского народа (естественно, созданное в Риме данное политико-правовое представление формально «концепцией международно-правовой субъектности» не называлось, это уже современная формулировка, но она вполне передает отношение римлян к вопросу о правах и предназначении римского народа).

Именно в Риме уже к III в. до н.э. были разработаны и тщательно выверены процедуры ведения международных переговоров и приема иностранных послов (т.е. были заложены основы права внешних сношений и основных составных частей последнего - дипломатического и консульского права, активно действующих до сих пор в системе современного международного права).

Рим первым в истории человечества ввел практику обязательного заключения международных договоров с побежденными в ходе военных действий государственными и племенными образованиями, что позволяло безболезненно и как бы с их добровольного согласия «включать» данных субъектов мировой политики (вместе с территориями данных образований и их населением) в политическое и правовое пространство Римского государства.

Также в Римском государстве (и вновь это стало абсолютной новацией для всего человечества) была создана составленная для разрешения конфликтов и противоречий между иностранцами и римлянами особая правовая система «права народов» (лат. jus gentium ), благодаря активности Рима как центра международной политики того времени ставшая необходимой частью единой системы римского права. Комплекс «права народов» стал первым примером законодательного регулирования положения иностранных граждан в каком- либо государстве, основательно и надолго вошедшим в законодательство этого государства.

В Средние века международное право не получило по-настоящему существенного развития в смысле улучшения юридической техники и универсализации действия международно-правовых отношений и договоренностей, что было обусловлено катастрофой политического гегемона Римского государства, а также регионально-феодальными тенденциями в жизни раннехристианских государств и политических объединений.

Единственным по-настоящему универсально ориентированным «игроком» в политико-правовом пространстве средневекового христианского мира стала Римская Католическая церковь, однако и она в данный период времени была настроена скорее на религиозно-идеологический диктат, чем на достижение неких договоренностей (при этом, в политику в международном масштабе в период Средневековья вмешивалась активно).

Действующими субъектами международного права в Средние века были сюзерены (монархи), а также наиболее значительные по своему положению и возможностям феодалы. Сюзерены могли самостоятельно определять цели и задачи проводимой ими политики, подтверждая определенные договоренности с другими сюзеренами заключением с последними различных договоров и соглашений.

Необходимым условием такого положения вещей был принцип суверенного качества (суверенности) крупного собственника благородного происхождения во всех политических и международно-правовых вопросах. Население государственных образований того времени не обладало суверенитетом и находилось в зависимом положении от сюзерена.

Вместе с тем необходимо отметить, что в средневековый период человеческой истории не стояло на месте развитие переговорных традиций, международных экономических отношений (в первую очередь международной торговли), а также дипломатического оформления процессов начала и окончания военных кампаний; создание военно-политических союзов (пусть и очень локального и кратковременного характера), что объективно подготавливало почву для последующей организации единой системы международного права.

В Средние века, в тогдашней христианской Европе, развивались:

  • 1) международное морское право;
  • 2) право внешних сношений;
  • 3) в некоторой степени - международное экономическое право.

Активную международно-политическую деятельность в годы Средневековья вела также Восточная Римская империя (Византия). Правовая сфера жизни данного (весьма развитого и состоятельного, для того времени, в политическом и правовом отношениях) государственного образования, в том числе и в пространстве международного права, функционировала с сохранением многих традиций права Римского государства (хотя фактическая правосубъектность римского народа в том смысле и виде, в каком она существовала в Древнем Риме, в Византии была, во многом, утрачена). Активные международные отношения связывали Византию и со славянскими государственными и племенными образованиями, особенно с Киевской Русью.

Достаточно активно в пространстве исламского мира развивали международно-правовые отношения средневековые арабские государства. Идеологической и правовой базой для выстраивания международно-правовых отношений служили для арабских государств исламские религиозные положения, в первую очередь, непосредственно установки и догмы Корана. Развитие исламского (в первые столетия после возникновения данной религии это относится (преимущественно) к арабским государствам Ближневосточного региона) международного права началось с VII в. н.э.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие ставшие известными современной науке международно-правовые договоренности возникли раньше всего?
  • 2. Каковы основные особенности международно-правовых актов периода Древнего мира?
  • 3. Кому в государственных образованиях Древнего мира принадлежала вся полнота политической, религиозной и правовой власти (суверенитет)?
  • 4. Что за новации принесли греческая и римская цивилизации в международно-правовое пространство?
  • 5. Что вам известно о «праве народов» {jus gentium)?
  • 6. Каким образом осуществлялось правовое регулирование международных отношений в Средние века?

Обязательная литература

  • 1. История международных отношений: Учеб, пособие / Под ред. Г.В. Каменской, О.А. Колобова и Э.Г. Соловьева. - М., 2007.
  • 2. Международное право: Учебник для вузов/Отв. ред. Г.М. Мелков. - М., 2011.
  • 3. Шумилов В. М. Международное право: Учебник. - М., 2008.

Международное право является продуктом длительного развития. Его зарождение относится к первобытно-общинному строю, когда отношения между родами, племенами и их союзами регулировались племенными обычаями – своего рода прообразом правовых обычаев, которые в тот начальный период развития человеческого общества, естественно, не носили еще правового характера (к примеру, обычай неприкосновенности посланцев для заключения перемирия).

Возникновение и развитие международного права связано с возникновением государств и их развитием. В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай был главным источником международного права. Постепенно, по мере расширения связей между древнейшими государствами стали заключаться международные договоры, осуществляться обмен посольствами, и хотя складывавшиеся международно-правовые нормы и институты имели ограниченный региональный характер, тем не менее уже тогда были признаны такие нормы, как неприкосновенность послов, обязанность соблюдать международные договоры, запрет применения в войне отравленного оружия и др.

В период феодализма международное право получило новый импульс развития. В международно-правовую практику вошли и укоренились такие понятия, как «суверенитет», «открытое море», «нейтралитет»; появились посольства постоянные и с особыми полномочиями, а также новые, более совершенные виды договоров.

Буржуазные революции XVII – XVIII вв. дали толчок формированию качественно иных международных отношений и соответствующего международного права с его новыми принципами и институтами. Так, французская буржуазная революция привнесла в международные отношения идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории. Получила развитие теория прав человека с ее идеей неотъемлемости основных прав и свобод.

К этому периоду относится первая кодификация дипломатического права на Венском конгрессе 1815 г. В 1856 г. в Париже был разработан целый ряд норм права морской войны. Позднее, на Гаагской конференции 1899 г., были приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны и запрещающие наиболее варварские методы.


Далее на второй Гаагской конференции (1905 – 1907) были приняты первые конвенции о праве разрешения международных споров.

В процессе развития мирового рынка, экономических, технических и других международных связей появились международные договоры и многогосударственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях, та

ких, как связь, транспорт, туризм, здравоохранение и т.д. На их основе возникли и первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный правовой союз (1874 г.) и другие, а также постоянно действующие международные организации, которые становились субъектами международного права.

После первой мировой войны была учреждена в 1919 г. первая универсальная международная организация Лига Наций. Согласно статусу Лиги Наций в 1922 г. впервые был создан постоянный международный суд – Постоянная палата международного правосудия. Однако Лига Наций не смогла оправдать своего главного предназначения – стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств, дабы предотвратить новую мировую войну. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций (ООН), созданную в 1945 г. после окончания второй мировой войны. Устав ООН закрепил основополагающие императивные принципы международного права и организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности, благодаря которому в напряженные годы «холодной войны» удалось предотвратить глобальный вооруженный конфликт.

Период разрядки международной напряженности, начавшийся в 1970-е гг., был ознаменован сотрудничеством государств в области разработки целого комплекса международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействию стран Европы, совершенствованию правовой регламентации ряда отраслей, в частности морской. Была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, праве внешних сношений и т.д. В настоящее время процесс универсализации международного права продолжается.

Нижегородский институт менежмента и бизнеса

Кафедра экономики ифинансов

РЕФЕРАТ

по предмету «Международное право»

Тема: « Возникновение и развитие международного права»

(Международное публичное право)

выполнила студентка

5курса 26 потока фБАиА

Вырошникова С.Б.

проверила

Орлова Ю.М.

Оценка______________

«_________»_______________2009г

Н.Новгород (р.п.Бутурлино)

Введение............................................................................................................3

    Понятие международного права и его особенности

1.1 Понятие международного права отличия, международного права от внутригосударственного и международного частного права........................5

1.2.История становления и развития международного права.......................6

1.2Становление международного и российского права.................................8

2. Источники и принципы международного права

2.1.Норматворчество и источники международного права..........................9

2.2. Основные принципы международного права.......................................10

Зключение.......................................................................................................14

Литература.....................................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

Любая сфера международной жизни имеет свои особенности, чту должно найти отражение в международно-правовых нормах, призванных регулировать сложные международно-правовые отношения. Только в результате учета всех этих особенностей в правовых нормах можно говорить об эффективности международного права, без чего невозможно обеспечить развитие международного сообщества, предвосхищая и разрешая все проблемы, могущие возникнуть в процессе развития человеческой цивилизации, с тем, чтобы предотвратить те последствия, которые полны реальной опасности, угрожающей установившемуся качеству международного сообщества. Для понимания тенденции развития и роли международного права в жизни международного сообщества необходимо представить качество той среды, в которой оно функционирует и должно функционировать, оценивая статические и динамические аспекты этой среды, являющейся выражением специфичного сознания человечества. Эта специфичность заключается в том, что человечество по мере своего развития создало международное сообщество, отличающееся от механической совокупности стран и народов. Сообщество по мере своего развития, переоценивая и осмысливая основные катализаторы своего развития, усовершенствовало, эволюционизировало свою правовую базу, основным предназначением которой на современном этапе является обеспечение безопасности и мира, определенной стабильности в международных отношениях и предсказуемости поведения участников этих отношений. Именно эти черты отличают общность от простой совокупности.

Очевидно, что основой успеха дальнейшего развития международного сообщества является равновесие между общими и национальными интересами, регулируемое и контролируемое международным сообществом посредством международного права. Жизнь показала, что пределы свободного усмотрения для действий государств должны быть поставлены в строгие юридические рамки, выход за которые является противоправным, преступным.

Чем взаимосвязаннее становится международное сообщество, тем заметнее необходимость взаимосогласованного, общеприемлемого нормативного регулирования происходящих в мире процессов. Таким образом, взаимосвязанность международного сообщества является объективной предпосылкой развития международного права, всех его институтов, прогрессирующих, в свою очередь, эту взаимосвязанность. Следовательно, необходимая для развития стабильность в международном сообществе зависит от эффективного развития институтов международного права, позволяющих поддерживать определенный правопорядок в сообществе, обусловленный взаимосвязанностью последнего. Вместе с тем необходимо констатировать, что существуют недостаточно развитые, недостаточно эффективные институты международного права, призванные регулировать жизненно важные вопросы, вставшие перед международным сообществом в последнее десятилетие, в наши дни. И здесь наука международного права должна реализовать свое призвание, оценивая, переосмысливая и предлагая подходы для разрешения тех или иных проблем, что должно служить созданию международного правопорядка, имеющего целью обеспечить мир, безопасность, стабильность, свободу и благоденствие отдельных наций, народов и всего человечества.

1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

1.1. Понятие международного права, отличия международного права от внутригосударственного и международного частного права

Международное право – это особая система правовых норм, регулирующая отношения между государствами и производными от их воли субъектами на международной арене.

Характеризуя сущность международного права, следует исходить из существования двух правовых систем – внутригосударственной правовой системы (правовых систем, существующих в каждом отдельном государстве) и международно-правовой системы (системы межгосударственного общения). От внутригосударственного права международное право отличают:

1) особый предмет правового регулирования: у внутригосударственного права – это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства, а у международного права – это преимущественно межгосударственные и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких государств или международного сообщества государств в целом;

2) особый метод правового регулирования: если внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов, то международное право – в процессе согласования интересов различных субъектов международного права;

3) наличие специфических субъектов международного права: в отличие от внутригосударственного права, где основными субъектами выступают индивиды (физические лица) и коллективные образования (юридические лица), в международном праве основными субъектами являются государства, народы и нации, борющиеся за национальное самоопределение, а также производные от их воли субъекты. Физические лица могут быть признаны субъектами международного права лишь в исключительных случаях;

4) особый порядок урегулирования международно-правовых споров и привлечения к международной ответственности: в силу отсутствия надгосударственных образований в случае необходимости сами государства коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка и привлечения виновных субъектов к ответственности;

5) особые источники международного права: обычай и договор.

Необходимо также различать международное публичное право и международное частное право . То международное право, о котором мы ведем речь как о регуляторе межгосударственных отношений, именуют международным публичным правом. Международное частное право – это система правовых норм, регулирующих гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с ино­странным (международным) элементом.

1.2. История становления и развития международного права

Существуют две различные точки зрения по вопросу о том, когда возникло международное право:

Одни ученые полагают, что международно-правовые обычаи зарождались еще до становления государственности, поскольку отдельные родовые общины не являлись совершенно обособленными, а были объединены с другими общинами, прежде всего соседними и родственными им, определенными неписанными законами (Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов и др.);

Другие считают, что международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними (Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов).

Решение данного вопроса зависит от понимания самого явления международного права. В этом случае следует иметь в виду, что нельзя отождествлять современное и древнее международное право (например, на стадии межплеменного развития считается правомерным грабить или уводить в плен своих соседей, также как и заключать с ними мир).

Для ранних международных отношений были характерны:

а) региональный (локальный) характер – международные связи устанавливались только лишь с соседними или находящимися в том же географическом регионе государствами;

б) регулирование на основе обычных норм права (например, возникает обычай неприкосновенности послов).

Существенное развитие международное право получило в Древнем Риме, где существовало jus gentium – право народов и jus inter gentium – право между народами, узаконивается право международных договоров, основные принципы дипломатии.

В ходе рецепции римского права в страны Европы переходят основные положения римского права, однако международные правоотношения в ранней средневековой Европе характеризовались отсутствием признаваемых в качестве общеобязательных международных правил поведения, наличием межнацио-нальной и межрелигиозной вражды.

Становление международного права как науки происходит в эпоху Возрождения. Отцом науки международного права считается Гуго Гроций (в 1625 г. ввел в широкий обиход понятие международного права в трактате «О праве войны и мира»).

Заметной вехой в истории международного права стало заключение Вестфальского трактата 1648 г., которым была подведена черта под кровопролитной и разорительной общеевропейской Тридцатилетней войной. Фактически впервые в истории с участием всех государств региона, выступавших как равноправные партнеры, в официальном документе получили закрепление принципы политического равновесия, независимости светской власти от церковного диктата, суверенного равенства государств, было зафиксировано прохождение границ между государствами Европы на момент заключения трактата.

Важную роль в развитии международного права сыграли: Венский конгресс 1814–1815 гг., оформивший результаты антинаполеоновского сотрудничества крупнейших держав Европы, а также Парижский (1865 г.), Берлинский (1878 г.) мирные конгрессы и Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.).

В конце XIX – начале XX вв. началась универсализация международного права. Международное право становится всеобщим, появляются международ-но-правовые нормы, распространяющиеся на все мировое сообщество. В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя региональные тенденции все еще продолжают сказываться (точка зрения о формировании права Европейских сообществ, о специфике международного права в практике мусульманских стран и т.п.).

1.3. Соотношение международного и российского права

Эти две самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

Часть 4 статьи 15 Конституции России устанавливает правило, согласно которому «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предус-мотренные законом, то применяются правила международного договора».

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. дополняет данное конституционное правило следующим: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты» (п. 3 ст. 5).

Таким образом, международное право – часть российского права. В результате принятия Россией международной нормы содержащееся в ней правило включается в правовую систему страны, становится ее элементом и уже в этом качестве обретает способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц.

2. ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

2.1. Нормотворчество и источники международного права

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права.

Процесс создания норм международного права отличается тем, что в международных отношениях отсутствуют специальные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими его субъектами, прежде всего государствами. Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности. Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае они носят наименование договорных норм, а во втором – норм обычного права (обычаев).

Международный обычай – сложившееся в международной практике пра­вило поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молча­ливо) юридически обязательный характер. Совокупность обычных норм принято называть общим меж­дународным правом , которое является ядром всей международно-правовой си­стемы, поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. При форми­ровании норм общего права основную роль играет протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения, значит госу­дарство согласно с ним, и оно переходит в разряд обычной международно-право­вой нормы.

Международный договор – соглашение между субъектами МПП относи­тельно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанно­стей (более подробно см. т.7).

Вспомогательными источниками международного права в соответствии со ст. 38 Статута Международного Суда ООН являются: общие принципы права, признанные цивилизованными народами, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных юристов по международному праву.

2.2. Основные принципы международного права

Принципы международного права – основополагающие нормы, руководящие начала, лежащие в основе международного права и выражающие его сущность. Основные принципы международного права являются нормами jus cogens – императивными нормами общего международного права, прини-маемыми и признаваемыми международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок.

Основополагающими документами, раскрывающими содержание основ-ных принципов международного права, являются:

    Устав ООН 1945 г.;

    Декларация о принципах международного права, касающаяся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

    Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1975 г.

Основными принципами международного права являются:

1. Принцип суверенного равенства сложился и получил закрепление в названных выше документах как синтез традиционных правовых постулатов – уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Однако, несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по-прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого вели­кие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.

2. Принцип неприменения силы и угрозы силой . Запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

3. Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство должно разрешать свои между­народные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость. Такими средствами являются переговоры, консультации сторон, обследование, примирение, добрые услуги, посредничество, международный арбитраж или судебное разбирательство.

4. Принцип всеобщего уважения прав человека. Права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является разработка стандартов, которые служат для государств отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

5. Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения «внутренняя компетенция госу­дарства», как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмеша­тельством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препят-ствовать субъекту международ­ного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нару­шения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.

6. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства, отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновен­ность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторже­ния, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобрете­ние территории вследствие нарушения этого принципа признается незаконным.

7. Принцип нерушимости границ . Этот принцип впервые был четко сформу­лирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рас­сматриваться в качестве дополнительного принципа к принципу уважения терри­ториальной целостности. Он означает:

    признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

    отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;

    отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

8. Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: «Создание незави-симого го­сударства, свободное присоединение к независимому государству или объедине­ние с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение». Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего сто­летия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом, данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в стабильном обществе.

9. Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от разли­чий их политических, экономических и социальных систем, а также сотрудничать с ООН. Принцип имеет характер идеи, так как не­возможно обязать государства сотрудничать.

10. Принцип добросовестного выполнения обязательств по междуна-родному праву. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, госу­дарства должны сообразовывать свои действия со своими обязательствами по международ­ному праву.

Основные принципы международного права являются фундаментом системы международного права и пронизывают все ее струкутрообразующие элементы.

Заключение

В современном взаимозависимом и едином мире невозможно не оценить ту роль, которую играет международное право в международных отношениях. В разные периоды истории оно играло неоднозначную роль во внешней политике и дипломатии государств. Невозможным представляется рассмотрение роли международного права в разрыве от внешней политики, дипломатии государств в системе международных отношений. Их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга на столько сильны, что невозможно недооценить роль какой-либо из них в этой системе.

Долгое время в западной в международно-правовой и политической литературе международному праву отводилось вспомогательная роль в политике. Этот подход оправдывался тем, что «национальный» или «государственные» интересы стоят выше международного права, что государства в своей внешней политике должны руководствоваться именно этими принципами, а международному праву отводилась второстепенная роль, что очень часто приводило к его грубым нарушениям, развязыванием войн, нагнетанию гонки ядерных вооружений, противостоянию военно-политических союзов и государств, конфронтации в глобальном масштабе.

Можно считать, что после принятия Устава ООН и его учреждения наступила новая эпоха в истории международного права. Разгром фашисткой Германии во второй мировой войне показал, что пренебрегать международным правом нельзя, поскольку оно играет свою особую роль в мировом правопорядке - это роль стабилизирующего и балансирующего фактора в мировой политике, что любые действия государств нарушающие нормы и принципы международного права с точки зрения защиты своих национальных и государственных интересов несостоятельны, поэтому государства должны придерживаться примату международного права во внешней политике и добросовестно выполнять взятые на себя обязательства.

Литература

    Бирюков, П.Н. Международное право. Учеб. пособие / П.Н. Бирюков. – М., 1999.

    Действующее международное право. В 3 т. Учеб. пособие. – М., 1999.

    Додонов, В.Н. Международное право: Словарь-справочник / В.Н. Додо-нов, В.П. Панов, О.Г. Румянцев. – М., 1997.

    Европейское право. Учебник для вузов / Под общей ред. Л. М. Энтина. – М., 2000.

    Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть. Учебник / И.И. Лукашук. – М., 2000.

    Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник / И.И. Лукашук. – М., 2000.

    Лукашук, И.И. Международное право: Элементарный курс / И.И. Лука-шук, Г.Г. Шинкарецкая. – М., 2000.

    Мартенс, Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. I-II / Ф.Ф. Мартенс. – М., 1996.

    Международное право в документах // Сборник важнейших международно-правовых актов. – М., 1969.

    Международное право в документах: Учеб. пособие. – М., 1982.

    права (объективного и субъективного), как и возникновение государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы возникновения права и государства...
  1. Международное публичное и международное частное право соотношение и взаимодействие

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... права . 2. Развитие взаимодействия международного публичного и частного права 2.1 Проблема «противоположности» компонентов публичного и частного в международном праве Ответ на вопрос о соотношении международного публичного и международного ...

Прежде всего необходимо отметить, что эта система права стала так называться лишь в XVIII в. До этого ее именовали как "право народов", "общенародное право", используя существовавший в юриспруденции Древнего Рима термин jus gentium, переводя его с латыни на современные языки. Нельзя также не сказать, что в XIX и XX вв. неоднократно высказывалось предложение назвать эту систему "межгосударственным правом", ссылаясь на то, что оно регламентирует отношения между государствами, а не отношения физических и юридических лиц.

Если обобщить все высказывания о том, когда возникло международное право, то они могут быть сведены к трем вариантам:

а) международное право возникло еще во времена межплеменных отношений, до возникновения государств;

б) международное право появилось одновременно с государствами, которые придавали существовавшим до этого межплеменным правилам качество правовых норм и создавали новые;

в) международное право возникло в конце Средних веков, когда в Европе сложилась система суверенных государств.

Наиболее распространенным было мнение, что государство и право - это явления, которые появились одновременно. Сторонники этой точки зрения считали, что, поскольку международное право - совокупность принципов и норм, регламентирующих отношения между субъектами этого права, т.е. государствами, оно не могло появиться раньше возникновения государств. В подтверждение этого тезиса обычно ссылались на один из наиболее ранних дошедших до нас договоров, заключенный в XIII в. до н.э. египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хатушили III, т.е. после того, как уже появились государства.

В соответствии с этим мнением международное право рассматривалось с учетом принятой периодизации истории человечества, государств, их общественного устройства. Оценивались характер и особенности международного права, присущие рабовладельческому или феодальному обществу, капитализму и империализму, а также периоду после Октябрьской революции; поэтому внимания тому, что было до возникновения государств и какие были правила взаимоотношений при первобытнообщинном обществе, не уделялось.

Однако еще до появления государств и писаных договоров человечество прошло долгий путь развития. Даже первобытные люди не были абсолютно обособлены друг от друга. Постепенно отношения между ними принимали постоянную основу. Родовые отношения вели к появлению племен, затем возникали союзы племен и т.д. Союзы племен могли появиться, употребляя современную терминологию, лишь в результате заключения договоров, хотя археологи пока не нашли соответствующих письменных источников.

Но договорам о союзах племен предшествовало осознание необходимости таких союзов как формы отношения племен. А это могло означать только одно: еще задолго до появления письменных договоров у людей, живших в те далекие времена, возникало, говоря современным языком, правосознание, присущее племенным народам. Это означало понимание необходимости установления некоторых правил взаимоотношений, что и выражалось в создании определенных правил, например о разграничении угодий охоты, рыболовства и т.п. Конечно, рассматривать эти правила как нормы международного права или как их зачатки было бы наивно. У них была другая природа, и они определялись иными критериями, чем нормы международного права. Но тем не менее это были правила, на основе которых строились взаимоотношения между племенами и союзами племен. Поэтому не случайно, что ряд видных ученых, исследовавших историю международного права, например Гуго Гроций, которого часто именуют "отцом международного права", говоря о волеизъявлении, в результате чего создаются правила поведения, отмечали, что правоотношения между субъектами этих отношений формировались задолго до того, как появились государства. Такими субъектами при первобытнообщинном строе были существовавшие тогда структуры (племена, их союзы), которые организовывали жизнь людей в те далекие времена.

После возникновения государств прошло уже несколько тысячелетий. Государства воспринимали и постепенно закрепляли сложившиеся до этого правила поведения, а также создавали новые нормы. Таким образом, правила поведения, существовавшие до появления государств и воспринятые ими, преобразовывались в правовые нормы и являлись зачатками международного права, которое было результатом развития человечества в течение длительного периода.

Упомянутые правила поведения, а затем и нормы международного права возникали не произвольно. Они создавались под воздействием реальных объективных процессов, проходивших на тех или иных этапах развития человечества... и прежде всего развития производства. Такие процессы проходили не только в материальной сфере, но и в общественно-политической жизни, например революции во Франции в конце XVIII в. или в России в феврале и октябре 1917 г., война за независимость в США, Первая и Вторая мировые войны, ликвидация колониальной системы в XX в. Происходившие в жизни человечества события формировали правосознание людей, общества, влияли на разрабатываемые правовые нормы и практику их применения. Но эти нормы становились реальностью только тогда, когда они отражали общественно-политические, экономические и иные потребности государств, всего мирового сообщества, поскольку жизнь мирового сообщества под воздействием объективных процессов постоянно изменяется; постоянно меняется и международное право: на смену устаревшим нормам приходят новые.

Что касается роли государств, то именно они создают нормы международного права. Нельзя не отметить, что под влиянием мощных держав порой создаются нормы, отражающие в большей степени их интересы. Примером может быть так называемое "международное право цивилизованных народов", созданное в XIX - начале XX в. крупными государствами Европы, США. Однако в современных условиях, поскольку в создании международно-правовых норм участвуют все члены ООН, эти нормы в целом отвечают интересам всего мирового сообщества.

Ныне в создании международно-правовых норм возрастает роль международных организаций... и прежде всего ООН. Количество международных организаций растет, что является закономерным процессом в жизни мирового сообщества.

Ученые, неправительственные организации не создают право, они анализируют происходящие объективные процессы, существующие международно-правовые нормы и вносят рекомендации по их совершенствованию. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву могут использоваться в международной практике. Но рекомендации ученых, неправительственных организаций могут стать нормой поведения только в случае признания их таковой государствами.

Учитывая роль государств в создании норм международного права, исключительно важно, чтобы правильно понимался ход исторического развития, его логика. Государство только тогда может оказать влияние на развитие международного права своей волей, когда ему удается правильно оценить объективный ход исторического развития; поэтому государственные деятели при осуществлении внешней политики, дипломатии должны опираться на науку, научные разработки, обладать широким кругозором, поскольку, как говорили ученые мужи древности Конфуций, Аристотель и Платон, нельзя доверять власть непросвещенным людям.

Итак, можно сделать следующие выводы:

Международное право является продуктом исторического развития; оно возникает объективно, независимо от воли людей;

Международное право и сегодня продолжает развиваться в основном объективно; люди оказывают влияние на его развитие только тогда, когда им удается правильно оценить объективный ход исторических событий;

Договоры должны соблюдаться - это незыблемый принцип международного права, однако любой договор есть юридическая форма, которая со временем может перестать адекватно отражать объективную действительность и нуждается в изменении.

Таким образом, под воздействием объективных факторов, именуемых источником международного права в материальном смысле, оно постоянно изменяется.

Происхождение международного права является предметом спора среди ученых. Некоторые авторы предпочитают начинать рассмотрение отношений и соглашений между политическими правовыми единицами с давних времен (III в. до н.э.), включая Доклассический древности на Ближнем Востоке, Древние Грецию и Персию и римско-эллинистический период. Доминирующая точка зрения при изучении международного права состоит в том, что оно возникло в Европе в период после Вестфальского мира (1648), положивший конец Тридцатилетней войне.

Чтобы предотвратить впечатлению о евроцентристской подход и объяснить, что развитие норм и принципов международного права был не только европейской делом, следует отметить региональном развитии международного права в Африке, на Дальнем Востоке, в исламском мире, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.

Однозначно то, что возникновение международного права связано с периодами эволюции человеческой цивилизации и развитием международного общения. По Древнем Востоке, так и в Древней Греции и Древнем Риме неограниченно властвовал культ силы в сочетании с проповедуемым исключительной правосубъектностью-избранностью среди других народов. Поэтому государства древнего мира находились между собой более в состоянии войны чем в мире.

Международное публичное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытнообщинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным "правом". Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное публичное право.

Такое догосударственное межплеменное "право" первобытного строя было слабо развито, в нем не было стройной системы, хотя уже в то время роды и племена вели между собой войны, отправляли друг к другу своих представителей, осуществляли натуральный обмен, пытались заключать соглашения, а это прямо говорит о зарождении норм права войны и мира, посольского права, права договоров и др. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: ТК Велби, Проспект, 2008.с. - 51.

С образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в основе которого лежат уже существовавшие межплеменные правила.

Считается, что международное право возникло с тех пор, когда начались международные отношения. Однако, важно учитывать "психологическую черту первобытной жизни всех народов", которая заключалась в стремлении любого народа того исторического периода не к международным отношениям, а к обустройству внутренней жизни своего государства, которая бы исключала любое вмешательство извне (например, сооружение в Великой китайской стены). Такая же психологическая черта была присуща древним грекам и римлянам. Так, Аристотель, Демосфен и другие греческие мыслители в своих произведениях проповедовали идею самобытности и избранности греческого народа, который пользуется исключительной правосубъектностью.

Регуляторы взаимоотношений народов древнего мира имели довольно часто религиозный и обычно-правовой характер. Несомненно, они повлияли на содержание первых собственно юридических межгосударственных актов. Среди них самым древним является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 г. до н.э. Он подтверждал существующий между ними государственную границу и незыблемость его знаков. Стороны брали на себя обязательства по решению споров мирными средствами, на основе арбитража. Выполнение договора гарантировалось клятвами и обращением к богам. Договор был заключен шумерской языке, а его текст высечен на каменной стене.

С середины 2-го тыс. до н. есть. количество договоров, дошедших до нас, растет. Расширилась регулируемая ими сфера международных отношений, к которой можно отнести договоры о временные союзы, границы, браки и т.п.. Типичным, с точки зрения нашего исследования, для Древнего Египта является договор, заключенный около 1300 г. до н. е. между царем Хаттушиля и египетским фараоном Рамзесом II. Договор выгравирована на серебряной табличке, переданном через посланника фараону Рамзесу II, чтобы попросить мира "вперед и до конца вечности".

Но этим клятвам, как свидетельствует история, далеко не всегда следовали, возникали очередные вооруженные столкновения. Характерно и то, что субъектами международного права того периода были не самые государства, а фараоны, цари, князья и т.д.. Отсюда происходила значительное количество договоров о династические браки, регулирующих статус, например, царицы, и имели в тот период весьма важное политическое значение для закрепления мирных отношений между правителями.

Древний Восток не знал и принципа равенства субъектов международного права. Египетский фараон имел верховенство даже среди признан "больших" правителей Вавилона, Мавритании, Ассирии, Хеттского государства. Характерным для Древнего Востока был теократический и кастовое устройство государств, которого не знала Европа.

Из всех государств, которые принято относить к Древнего Востока, типичные черты, присущие древним теократии, имела Индия. Возникновение первых государственных образований на территории современной Индии относятся к концу 2-го, начале 1-го тыс. до н. есть. Природные богатства Индии привлекали как завоевателей, так и побуждали к торговым отношениям, что было характерным для международной жизни Дальнего Востока. Индия также не знала принципа равенства субъектов международного права. Махаджаканады (территориальные образования, так называемые большие страны), из которых она состояла, делились на три основные категории: уровни, подчиненные (зависимые) и выше. При этом субъектами международного права считались не государства, а их правители.

Индией правили на основе священных законов Ману. В связи с кастовым устройством Законы Ману запрещали под страхом жестоких наказаний любые отношения с иностранцами, однако они содержали в себе наставления и предписания по гостеприимства для иностранцев. Итак, можно констатировать, что в те времена в Индии получили развитие нормы посольского права. Послы и гонцы пользовались личной неприкосновенностью. Их деньги, дорожные принадлежности ценности не облагались пошлиной.

Активное международное жизни Индии повлияло на развитие международного договорного права. Договорами регулировались отношения как в мирное время, так и закреплялись отношения по результатам войны. Следует отметить, что в Законах Ману были и нормы войны. В них, в частности, подчеркивалось, что война является чрезвычайным средством решения споров, когда исчерпаны все мирные возможности. При этом существовали многочисленные ограничения на применение оружия.

Первые достоверные сведения о государственных образования на территории современного Китая свидетельствуют, что в XIV-XIII вв. до н. есть. там существовало государство Инь. Обычаи, которые можно охарактеризовать как международно-правовые, относятся к периоду империи Чжоу (первый тыс. до н. Есть.). Это в первую очередь вопросы войны. Международные отношения определялись политикой Цаньши, что означало "постепенное поедание земли соседей, наподобие того, как шелкопряд поедает листья". Отсутствие юридического равенства больших и мелких государственных образований порождала признания правомерности военного вмешательства. Договорная практика штатных государств касалась преимущественно мирных договорных отношений - территориальных проблем, договоров о союзах. Примером этого является договор 577 г. до н. есть. между династиями Чу и Цзинь о союзе и совместного ведения войн.

Развитие отношений в Древней Греции многим отличался от стран Древнего Востока, влияло и на развитие международного права. Уже в понимании и практическом признании его субъектов греки исходили из совсем других представлений, их основой было учение о полисе как самостоятельную территориальную и политическую единицу, членами которой являются только свободнорожденные отечественные граждане. Только они пользуются всей полнотой прав, но в той же мере несут ответственность за судьбу своей родины.

Греция в отличие от восточных теократий не знала кастового деления общества. Однако она не могла отказаться от другого источника неравенства между людьми в древние времена - считалось, что гражданство, а не лицо является основой права каждого человека. Рабство было возведено в ранг необходимой государственной институции. Для внешних сношений было немыслимым обеспечения мира.

В области международного права для Древней Греции периода 1-го тыс. до н. е. уже четко выделялись праве войны и посольская право. Войной греки считали только вооруженные столкновения между своими полисами. Войны делились на законные и такие, которые не имели законного основания. При этом перечень законных причин практически не ограничивался. Чаще всего к ним относили: защита государства от наказания, защита религиозных святынь, выполнение союзнических обязательств и т.п.. Войну понимали как борьбу всех граждан одного полиса с гражданами другого полиса.

Особенно интересна многовековая, длившаяся около тысячелетия, практика Римской государства, имела свои особенности в сфере международных отношений. Древний Рим и особенно римское право сыграли, по мнению многих ученых, выдающуюся роль первоисточника современного международного права.

Сравнивая Древний Рим и Древнюю Грецию, можно заметить, что Рим лишь воспользовался результатами деятельности народа, который уже сошел со сцены всемирной истории. Римский народ осуществил свое историческое предназначение, начав единство древнего мира, объединив все существующие тогда государства под своей верховной властью. Его политическая история представляет две существенно разные эпохи, названные периодом республиканского правления и периодом империи. Эти два периода не похожи между собой как по государственным учреждениями, так и по социальному характеру, что отразилось на международных отношениях Рима.

В эпоху Римской республики с точки зрения международного права важное значение имеют соглашения римлян с другими народами, заключались на основе равенства и взаимности (foedera aequa). Само осуществление внешних сношений и заключение договоров по своему механизму принадлежали к компетенции народного собрания и сената. Сначала сенат принимал послов и вел с ними предварительные переговоры, он же обсуждал вопрос об объявлении войны и заключении мира. Окончательное решение по международным вопросам выносили народное собрание. Так, с народами, в дружбе с которыми Рим был заинтересован, заключались договоры союза, мира, дружбы и гостеприимства. Однако по мере успеха римского оружия становилось все более неравноправных договоров (foedera nоn aequa).

Обеспечение прав и интересов иностранцев, находившихся в Риме, осуществлялось на основе укоренившегося в обществе и признанного законом института гостеприимства. Римляне, безусловно, признавали и неуклонно следовали принципу дипломатической неприкосновенности. Образцом считалась поведение Сципиона Африканского, которой отказался нарушить иммунитет послов Карфагена в ответ на враждебные действия в отношении послов римлян. Период Римской Империи существенно отличается от периода республиканского правления как во внутренних, так и в международных отношениях. Основное отличие состояло в том, что римский народ уже выполнил свою историческую миссию создания единого государства. Римская империя представляла собой внутренне объединенное образование когда-то разрозненных его составных частей, между которыми уже не было "международных" отношений. Покорив своей власти весь древний мир, народ - завоеватель остановился в своем общественном и государственном развитии, не сохранив того международного значения, которое ему принадлежало в предыдущую эпоху.

Безусловным доказательством того, что римляне знали право, регулирующее отношения между народами, римское право народов (jus gentium). Существование права народов дает основание поддерживать мнение, что jus gentium римской эпохи выполняло функции международного права, однако в несколько ином смысле, чем современное его толкование. Усвоив общечеловеческие принципы, которые являются основой права всех народов, jus gentium распространилось не только в древности, но и стало источником гражданско-правовых законов и всей юридического образования. Предметом регулирования jus gentium не были международные отношения, а совокупность основных правовых принципов, которые определяли отношения, общие для всех народов древнего мира, между частными лицами, и среди них те, которые олицетворяли властвующей династии того периода. Поэтому jus gentium следует рассматривать не как прямое доказательство существования в древнем мире международного права в его современном понимании, а как эволюцию цивилизации, правовой мысли относительно применения права в международных отношениях

В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей, ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и т.д.

Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и т.д.) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное публичное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

История калейдоскоп дат, имен, названий. Она имеет свою периодизацию, которая в значительной мере условна. В качестве критериев, отделяющих один исторический период от другого, берутся конкретные даты, связанные с тем или иным событием или лицом. Уже в этом аспекте любая периодизация условна, поскольку несет на себе печать конкретной субъективной личности, определяющей ту или иную дату. Периодизация условна и в том, что любая дата не является "китайской стеной", напрочь отделяющей один исторический этап от другого. В недрах одного исторического этапа зарождаются характеристики последующего этапа, а тот еще долго несет в себе некоторые черты ушедшего периода.

История международного права неотъемлемая часть истории общества. Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность. Также общественно-экономическая формация охватывает и соответствующую надстройку (государство, право, международное публичное право, мораль, сознание, правосознание, науку, тип семьи, быт и др.).

Исходя из этого, сегодня предлагается следующая периодизация истории международного права:

  • 1. 4 тыс. до н. э. 476 г. н. э. международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;
  • 2. 4761648 гг. международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;
  • 3. 1648--1919 гг. классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;
  • 4. международное право XX-XXI вв. Этот период включает промежуток времени с 1919 г. по начало XXI в.

Наиболее значительные даты в истории общества отмечены и в периодизации истории международного права. Так, период с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э. время распада родоплеменных отношений и образования ранних рабовладельческих государств, где и зарождаются первые нормы международного права.

476 год н. э. является годом падения Западной Римской империи, с которого отмечено бурное развитие феодальных отношений. Этот новый этап (4761648 гг.) в истории общества приводит к развитию и норм феодального международного права.

Центральным событием XVII в. стала Английская буржуазная революция (1642--1649 гг.). Она дала простор установлению буржуазных отношений. В историю международного права 1648 г. вошел как год подписания Вестфальского мира после Тридцатилетней войны (1618--1648 гг.) и начала нового периода (с 1648 по 1919 г.) международного права. XVIII век дал миру Декларацию независимости США (1776 г.) и Декларацию прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), заложившие основы права наций и народов на самоопределение, вплоть до образования нового самостоятельного государства, а также основы прав и свобод человека Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. с. - 53..

Конец XIX начало XX в. ознаменовались существенными достижениями в области международно-правового регулирования. Важными вехами в этом направлении явились Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., созванные по инициативе России. Принятые на них документы кодифицировали правила ведения войны и мирного разрешения споров, явились значительной вехой в формировании международного гуманитарного права. Этот период завершается окончанием Первой мировой войны и созданием Лиги Наций.

В развитии общества наступает период социалистических преобразований, начало которому дала Октябрьская революция 1917 г., а 1919 г. вошел в историю международного права как год подписания Версальского договора, юридически оформившего результаты Первой мировой войны. В промежутке времени с 1917 по 1991 г. наряду с действующими нормами международного права возникли нормы, позволившие регулировать отношения между капиталистическим и социалистическим миром.

Середина XX в. отмечена сосуществованием так называемых трех миров, т. е. стран, ставших на путь социалистических преобразований, стран с уже сложившимися капиталистическими отношениями и развивающихся стран, еще до конца не определивших свое место в мировом сообществе. В это время совершенствуются институты международного права, а также заметен процесс объединения государств в различные организации, свидетельствующий о стремлении людей к мирному сосуществованию на планете Земля. Так, появился Совет Экономической Взаимопомощи (1949 г.), Организация Североатлантического договора (1949 г.), Организация африканского единства (1963 г.), и, конечно же, достижением истории человечества явился 1945 г., в котором была завершена Вторая мировая война и основана Организация Объединенных Наций, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

В связи с научно-технической революцией, ростом обобществления капиталистического производства в 50-х годах XX в. возникла так называемая теория конвергенции, которая свидетельствовала о происходящем постепенном сглаживании экономических, политических, идеологических и иных различий между капиталистическими и социалистическими общественными системами. Рубеж 8090-х годов XX в. показал бурный переходный период к конвергенции, связанный, по всей видимости, с крушением мировой социалистической системы и распадом СССР. Сейчас трудно даже предположить, когда закончится конвергенция. Очевидно, человечество наконец осознает, что оно принадлежит "общему дому" планете Земля. Это повлечет за собой постепенное стирание границ и установление более тесных связей между государствами. Здесь немаловажную роль будут играть и нормы международного права.

Государства постепенно станут однородными в политическом, экономическом, идеологическом смысле, где будет господствовать фактор права, сотрудничества, а не соперничества. Вследствие этого возникнет иной качественный характер международных отношений, что приведет к трансформации международного права и переходу к новому историческому типу общества. Каким оно будет вопрос будущего.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...