IV вещи, которые превратят твоих крестьян в победоносное войско — советы Яна Жижки.


Дата публикации: 2012-09-08

Гуситские войны - военные действия с участием последователей Яна Гуса, а также между ними, происходившие в Чехии в период с 1419 по 1434 год.

Гуситское войско, состоявшее в основном из добровольцев, нанесло множество поражений более крупным профессиональным армиям и отрядам тяжело вооружённых рыцарей германских, австрийских, венгерских, польских и итальянских феодалов.

Первоначально гуситы сплочённо воевали против католиков, организовавших на них серию крестовых походов, позднее их движение разделилось на умеренных (чашников), примирившихся с католиками, и радикалов (таборитов), потерпевших поражение.

Гуситские войны, в сущности, не принесли каких-либо значительных результатов ни одной из сторон, но основательно опустошили Центральную Европу и серьёзно подорвали хозяйственную жизнь чешских земель. В этой войне, в отличие от всех предыдущих крупных вооружённых конфликтов на территории Европы, широко использовалось ручное огнестрельное оружие.

содержание:

Зарождение гуситского движения

Гуситское движение приобрело революционный характер после того, как в Прагу пришло известие о казни проповедника Яна Гуса , - на Констанцском соборе, 6 июля 1415 года.

Ян Гус отправился в Констанц по приглашению Сигизмунда (император СРИ), «чтобы защитить свою нацию от нареканий в ереси» и лично ознакомить «уважаемых представителей католической Церкви» с его учением и взглядами. Безопасность визита гарантировала специальная охранная грамота, выданная Сигизмундом. Таким образом, в казни Гуса чехи видели оскорбление своей национальной чести, объявление их всех скопом еретиками, поскольку многие из них не слышали ничего богопротивного в справедливых словах Гуса, а самого Гуса считали праведником. Особенно при этом они негодовали на императора - за то, что он нарушил охранную грамоту.

На многолюдном сейме в сентябре 1415 года в Праге был составлен протест против убийства Гуса, в котором заявлялось о готовности «защищать до последней капли крови закон Христа и его смиренных проповедников».

Получив протест, Констанцский собор постановил «призвать к ответу» всех подписавших его, а 30 мая 1416 года осудил и предал сожжению Иepoнима Пражского, сподвижника Яна Гуса. Кроме того, на Соборе отдельно обсудили и объявили ересью участившуюся в Чехии самовольную практику священников, сочувствовавших Яну Гусу, после причастия допускать мирян к чаше с кровью Христовой. По обычаю, установившемуся пару сотен лет назад, пригублять из чаши позволялось только священникам.

Возмущение этими решениями Собора стало выливаться в беспорядки в Чешском королевстве. Пользуясь установленной чешским сеймом свободой проповеди, сторонники «причащения обоими видами», - то есть не только хлебом, но и вином, как о том прямо говорится в Писании, - призывали верующих «стоять за правду», собирая толпы слушателей. Зачастую стихийные собрания заканчивались нападениями на местные монастыри или изгнанием верных Папе священников из церквей. «Чаша» стала всеобщим требованием сторонников неотложных реформ в чешской церкви, а позже - и символом всего гуситского движения. Император, занятый текущими политическими вопросами, писал гневные письма, обещая выжечь огнём и мечом гуситскую ересь. Он требовал немедленно вернуть приходы изгнанным священникам. Результат был обратно пропорциональным, гуситские проповеди привлекали всё больше людей, их речи становились всё резче и резче по отношению к Папе и его клиру.

Первая пражская дефенестрация

30 июля 1419 года произошли события, которые получили название Первая пражская дефенестрация (лат. «fenestra» - окно). В этот день в Праге после утренней мессы толпа прихожан-гуситов направилась к Новоместской ратуше с требованием освободить их ранее арестованных соратников, которые участвовали в уличных беспорядках. Принято считать (но достоверно неизвестно), что из ратуши кинули камень, который попал в святые дары (хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на утренней литургии). Такое неуважение окончательно разъярило толпу. Она ворвалась в ратушу и выбросила судью, бургомистра и ещё десяток чиновников в окно. Жертвы разбивались о мостовую, после чего толпа добивала их.

Смерть Вацлава IV

Поворотным событием, которое окончательно привело к началу массовых вооруженных выступлений стала смерть короля Вацлава IV 16 августа 1419 года (от сердечного приступа). Она означала, что чешский трон должен занять его сводный брат, всем ненавистный Сигизмунд .

Заметка. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин, - говорил Сигизмунд, - что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклифистов и гуситов».

Вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Гуситы изгоняли католических священников из церквей, грабили и жгли монастыри. Не успевших убежать монахов убивали.

Гуситы

Гуситы (чеш. husité) - последователи идей Яна Гуса. Гуситы представляли собой реформаторское религиозное движение, которое насквозь было пропитано политическими и социальными проблемами. В движении принимали участие представители различных социальных слоёв и идейно-политических направлений, преследовавшие различные цели. В связи с этим у гуситов вскоре произошел раскол на умеренных и радикальных.

Умеренные гуситы (чашники)

Панство и бюргерство составляли умеренное течение гуситства. Умеренные гуситы призывали к реформированию католической Церкви, требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке. Также они высказывались за секуляризацию (отчуждение церковного имущества), ослабление влияния Церкви на светские дела, стремились к ликвидации засилья в Чехии германских феодалов и германских городских общин.

Умеренных гуситов принято называть чашники , потому что главным у них было требование чаши для мирян (причащение и хлебом и вином, которые символизируют Тело и Кровь Господа). «Чаша» являлась для чехов символом братского единения и равенства в будущем. Другие названия чашников - каликстинцы (от лат. calix - чаша) и утраквисты (лат. utraque specie - под двумя видами).

Радикальные гуситы (табориты)

Бедный слой чешского народа - крестьяне, ремесленники и мещане - составляли радикальное течение гуситства. Их идеалом была демократическая республика. Радикальные гуситы отрицали Церковь во всех её проявлениях, а признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Они отрицали всякую иерархию, как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём у них строго различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремёсла, сельское хозяйство и производство всего необходимого для войны.

Радикальные гуситы были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно. Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству, например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых некоторые равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении.

Радикальные гуситы нуждались в собственной укреплённой базе. В начале 1420 года они нашли подходящее место - гору Табор в южной Богемии. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор. В последствии радикальные гуситы получили название табориты .

Неудивительно, что при первом призыве со стороны вожаков радикального таборитизма массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитизма. Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали своё имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи. Угнетённый народ находил утешение в новом учении, основанном на Священном Писании. Ему говорили на родном языке, среди идиллической обстановки, о евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия.

Свои идеалы во время собраний на горе Таборе радикальные гуситы воплощали следующим образом. Всякий приходящий встречался с одушевлением, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. В полдень все сообща совершали братскую трапезу. Съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни. Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определённые коммунистические воззрения. Но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации ещё очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились. Если к указанным чертам таборитского движения прибавить ещё целую массу гуманных требований, которые они поставили на своём знамени, как, например, веротерпимость, уничтожение смертной казни и другие, придётся удивиться этому необыкновенному явлению среди почти общего мрака невежества, царившего тогда в Европе.

Вандализм, с которым табориты разрушали церкви и их культурные богатства, уничтожали картины и скульптуры, объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства - духовенство, феодалы, богатые горожане - да и само искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку, латынь, пышность при богослужении.

Четыре пражские статьи

В 1417–1420 годах в ходе диспутов на теологическом факультете Пражского университета была составлена гуситская политическая и религиозная программа под названием «Четыре пражские статьи». Основное содержание:

  • свобода проповедования «Слова Божьего»
  • причащение мирян под обоими видами (не только хлебом, но и вином)
  • запрет священникам быть одновременно представителем светской власти (это означало лишение церкви права владеть имуществом)
  • суровые наказания за смертные грехи (при этом к грехам причислялись и практикуемые католической церковью продажа индульгенций, продажа церковных должностей и другие)

Четыре пражские статьи были представлены в составе народного манифеста 27 мая 1420 императору Сигизмунду. Позже, в урезанном виде и с оговорками, «уничтожавшими их смысл», статьи легли в основу Пражских (Йи­глав­ских) компактатов.

Гуситские войны

В 1420–1433 годах гуситы успешно отразили пять крестовых походов номинально объединённых, но не сплочённых армий германских, итальянских и австрийских католиков. Это уникальный случай в мировой истории, когда войско, сформированное из простого народа, смогло столь длительный период противостоять профессиональным воинам. Гуситы не только оборонялись в пределах чешских земель, но и совершили несколько успешных походов в Силезию и Саксонию, один успешный набег в Тюрингию и северную Баварию, а также помогли полякам в борьбе с Тевтонским орденом.

Первый крестовый поход

1 марта 1420 года Папа Римский объявил крестовый поход против еретиков-гуситов. Сигизмунд (император СРИ) собрал войско из немецких, польских и венгерских рыцарей, итальянских наёмников и ополчение из городов Силезии. В конце апреля его армия вторглась в Чехию. Пару месяцев происходили мелкие и средние стычки с гуситами, но ни одна из сторон не имела преимущества. Решающее сражение произошло 14 июля 1420 года на Витковой горе . Если бы армия Сигизмунда овладела этой горой, Прага оказалась бы в блокаде. Однако рыцарям не удалось преодолеть ров, вырытый на склоне горы, а контратака пехоты во главе с Жижкой отбросила их к подножью. В это время во фланг католического войска ударило пражское ополчение. Армия крестоносцев отступила. Хотя она и не потерпела крупного поражения, а лишь мелкую тактическую неудачу, между предводителями крестоносцев начались раздоры. Сигизмунд отступил. Вся Чехия и Моравия оказалась в руках гуситов.

Заметка. В наше время Виткова гора имеет важное значение для чехов, здесь находится Национальный памятник.

Второй крестовый поход

Осенью 1421 года обострились противоречия между таборитами и чашниками. Единое гуситское войско фактически распалось. Воспользовавшись этим, Сигизмунд начал второй крестовый поход в Чехию. Пару месяцев происходили средние стычки, решающее сражение произошло 8 января 1422 года - Сигизмунд потерпел поражение у Габра. Несколько месяцев спустя на помощь таборитам прибыл 5–тысячный отряд из Великого княжества Литовского, отправленный Витовтом. Во главе отряда стоял Сигизмунд Корибутович, который позже будет провозглашён правителем Чехии.


Поход в Моравию и Венгрию

В 1423 году большое войско таборитов вторглось в Моравию и Венгрию. В середине октября оно вышло к Дунаю в районе Будапешта. Здесь гуситов встретила многочисленная венгерская армия. Ян Жижка не решился вступить с ней в бой и приказал отступить. Венгры преследовали чехов. Табориты понесли потери, но основная часть войска смогла отойти. Неудача венгерского похода способствовала обострению противоречий между таборитами и чашниками.

Гражданская война в Чехии

7 июня 1424 года две фракции гуситов сошлись в сражении. Чашники потерпели поражение благодаря внезапной контратаке таборитской конницы. Кроме того, табориты пустили по склону горы повозки, врезавшиеся в ряды чашников и вызвавшие смятение. Таким образом, Яну Жижке вновь удалось объединить под своим командованием всё гуситское войско. Однако 11 октября 1424 года он умер от чумы. Преемником Жижки - верховным гетманом таборитов - стал Прокоп Большой, также известный как Прокоп Голый (собственно - «Обритый», как бывший священник). Эпидемия ослабила чешское войско, и оно вынуждено было отказаться на время от новых походов в соседние земли.

Третий крестовый поход

В 1425–1426 годах - третий крестовый поход в Чехию. Главную роль играло австрийское войско во главе с эрцгерцогом Альбрехтом Габсбургом. После смерти Яна Жижки Сигизмунд Корибутович стал верховным командующим гуситскими войсками, вместе с Прокопом Голым командовал в победной для гуситов битве при Усти-на-Лабе 16 июня 1426 года.

Четвёртый крестовый поход

В 1427 году поход возглавили курфюрст Бранденбурга Фридрих и английский епископ Генри Бофорт. Однако споры о руководстве и неясность стратегических целей привели к поражению при Тахове и хаотическому отступлению.

Походы гуситов в Силезию и Саксонию

В 1428–1430 годах гуситы неоднократно вторгались в Силезию и Саксонию, а также один раз в Тюрингию и северную Баварию. Во всех случаях гуситы проходились разорительным набегом по этим землям.

Пятый крестовый поход

В 1431 году имперский сейм в Нюрнберге постановил организовать пятый крестовый поход в Чехию. Многие, ввиду неудач прошлых походов, были против, однако Сигизмунд и папский легат, кардинал Чезарини, не желали мира с гуситами. Германские княжества выставили 8200 конных рыцарей и 70-80 тысяч пехоты, подкреплённой 150 бомбардами. В августе у чешской границы армия крестоносцев под командованием Фридриха Бранденбургского была внезапно атакована гуситами в их лагере в Домажлице и бежала, бросив обоз и артиллерию. Затем при Тахове чехи разбили саксонских и баварских феодалов.


Балтийский поход гуситов

Польский король Ягайло запросил у гуситов помощи в борьбе с Тевтонским орденом. Поход длился 4 месяца. Совместно с гуситами в нём участвовали польские, померанские и молдавские воины. 13 сентября 1433 года, из-за протестов обескровленного населения, Тевтонский орден запросил мир.

Боевая тактика гуситов. Ян Жижка

Если Ян Гус был идейным вдохновителем восставших гуситов, то Ян Жижка (1360–1424) оказался тем лидером, кто смог грамотно организовать народную толпу и превратить её в боеспособную армию. За очень короткий срок он сделал из горожан, ремесленников и крестьян военную силу, которая смогла громить превосходящие войска профессиональных рыцарей и наёмников. Для этого Жижка установил строгую дисциплину и усовершенствовал технику защитного боя кочевых народов южнорусских степей (печенеги, половцы, хазары). Повозки, которые использовались кочевниками для перевозки имущества по бескрайним степям, гуситы скрепляли цепями, и тем самым, превращали их в серьёзное препятствие для атакующих.

Ян Жижка пошёл дальше и превратил такие повозки в передвижные баррикады с амбразурами для ведения огня. Это были настоящие прообразы современных боевых машин, с полноценными экипажами (8–14 человек) и разнообразным вооружением для быстрой смены боевых задач (от обороны до стремительного контрнаступления). Гуситские кузнецы хорошо поработали над усилением отдельных элементов повозок, боевое построение которых получило название вагенбург . Особенно важной была простая, но прочная система их соединения в замкнутую окружность. Сверху на повозках находились воины с холодным оружием ударно-дробящего действия - боевой цеп и кистень , или их разновидности. Ян Жижка считал, что крестьян, привыкших к молотьбе зерна, стоит вооружать именно таким оружием, а не мечом, к которому у них нет абсолютно никакой сноровки. Были на вооружении у гуситов и недавно появившиеся, но ещё мало эффективные лёгкие бомбарды (пушки) и ручницы.

Даже когда Ян Жижка полностью ослеп, он оставался лидером восставших. Из-за его суровости, мрачности, слепоты и умения побеждать противника наголову, он получил прозвище «страшный слепец». Благодаря великому полководческому таланту Яна Жижки гуситы не проиграли ни одного сражения. В октябре 1424 году Ян Жижка умер от чумы. Однако его дело ещё долго приносило успешные результаты - гуситы, наученные и опытные, не испытывали поражений.


Переговоры и Пражские компактаты

Неудачи крестовых походов и набеги гуситов в соседние земли побудили католическую Европу искать дипломатическое решение. Начавший свою работу в 1431 году Базельский Cобор инициировал переговоры с гуситами. Умеренные гуситы склонялись к миру, чтобы восстановить разрушенное в ходе войн хозяйство. Табориты отказывались признавать Церковь и, соответственно, о переговорах не могло быть и речи.

В результате договорённостей католиков и чашников 30 ноября 1433 был заключён документ Пражские компактаты . Католическая церковь признала гуситов как религиозную конфессию. Таким образом, на чешских землях в Европе было создано уникальное государство двойной веры, когда католики и гуситы жили в одной стране бок о бок.

Битва у Липан

Противостояние двух направлений движения гуситов завершилось сражением 30 мая 1434 года в битве под Липанами. Армия таборитов была наголову разгромлена чашниками, которых активно поддержала армия католиков. Лидеры таборитов Прокоп Голый и Прокоп Малый погибли в битве. Император Сигизмунд I саркастично заметил, что «разбить чехов могут только чехи».

Только радикальное гуситское меньшинство во главе с Яном Рогачем из Дубы продолжало сопротивляться католикам. 6 сентября 1437 Ян Рогач был захвачен венгерскими наемниками и через три дня с 52 соратниками казнен в Праге на Староместской площади.


Чехия после Гуситских войн

Вместе с победой чашников над таборитами стало исчезать религиозное воодушевление первых. Хотя они продолжали представлять собою особую церковь, но по духу стали приближаться к католикам, и от прежних гуситских принципов у них остались лишь уважение к памяти Гуса и употребление чаши.

5 июля 1436 года чешский сей­м в Йи­гла­ве ратифицировал Пражские компактаты, которые получили новое название - Йи­глав­ские ком­пак­та­ты .

14 августа 1436 года также в Йи­гла­ве был подписан мир между чашниками и императором Сигизмундом. Гуситы признали его чешским ко­ро­лём, а взамен Сигизмунд предоставил им ряд при­ви­ле­гий, в том числе, право на конфискованное во время войн церковное имущество.

9 декабря 1437 Сигизмунд умер. В соответствии с договором 1402 года, в случае отсутствия у него сыновей, чешский королевский титул должны были наследовать Габсбурги. И действительно, сейм Чехии признал королём Альбрехта II из Альбертинской линии династии Габсбургов. Впервые в истории престолы Австрии, Чехии, Венгрии и Германии были объединены под властью Габсбурга.

Заметка. В начале 1420-х годов Альбрехт II тесно сблизился с императором Сигизмундом и в 1422 году женился на его дочери Елизавете Люксембургской. Союз с Сигизмундом означал вовлечение Альбрехта II в войну, которую император безуспешно вёл с гуситами Чехии.

В конце октября 1439 года в военном лагере Альбрехт II неожиданно заболел дизентерией и скончался. Единственный его сын - Ладислав - родился спустя четыре месяца (февраль 1440) и получил прозвище Постум (Посмертный). Опекуном юного Ладислава и новым императором Священной Римской империи стал его родственник австрийский герцог Фридрих III. Однако реальной власти в Чехии он не получил. В это время мир и порядок в чешских землях поддерживали так называемые ландфриды - военно-политические союзы под управлением гетманов, организованные по краевому принципу. Одним из таких гетманов был Йиржи из Подебрад . В 1444 году он стал во главе чашников. В ходе последующей борьбы Йиржи взял Прагу (1448 год) и при поддержке многих католических вельмож вначале избран регентом королевства (1452 год).

После смерти 17-летнего Ладислава (1457 год) претендентами на престол выступили несколько европейский монархов, но только Йиржи из Подебрад мог обеспечить соблюдение Пражских компактатов и добиться сосуществования католической и гуситской церквей. С помощью прямого подкупа и обещания не требовать у панов возвращения захваченных королевских и церковных земель, он склонил на свою сторону сейм. В 1458 году Йиржи из Подебрад на заседании сейма в Староместской ратуше был утверждён королём.

23 марта 1430 года Жанна д’Арк надиктовала письмо, которое призывало к выступлению крестоносной армии против гуситов до тех пор, пока гуситы не вернутся к католической вере. Захват её самой солдатами англичан и бургундцев двумя месяцами позже «освободил» её от этой миссии.

В 1452 году гуситское посольство прибыло в Константинополь для установления официальных отношений с Православной церковью. Делегация была встречена очень доброжелательно, но поскольку на следующий год Константинополь пал, никаких практических последствий это не имело.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ян Жижка
Jan Žižka
Фрагмент конной статуи Яна Жижки в составе . Богумил Кафка.
Фрагмент конной статуи Яна Жижки в составе Национального памятника на Виткове . Богумил Кафка .
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ян Жижка. Гравюра.

Биография

Родился в обедневшей дворянской семье.

В юном возрасте, продав оставшееся от родителей имущество, двинулся ко двору и провёл молодость пажом при дворе Вацлава IV .

По неподтверждённым данным, в 1410 Жижка принимал участие в битве при Грюнвальде на стороне Ордена немецких рыцарей, затем участвовал в походах венгров против турок и отличился в войне англичан против французов.

Перед тем как примкнуть к гуситам, в течение нескольких лет Жижка возглавлял шайку разбойников, действовавшую на одном из трактов в Чехии. Спустя некоторое время он был амнистирован королём и вновь принят на службу.

Через какое-то время Жижка примкнул к крайней партии гуситов и, став одним из лидеров, очень скоро превратился в грозу врагов. Он организовал плохо вооружённые отряды крестьян и устроил укрепленный лагерь. Во главе 4000 человек Жижка разбил в июле 1420 на горе Витков перед Прагой (рядом с которой впоследствии было основано селение Жижков, ныне часть Праги) 30-тысячное войско крестоносцев, отправленное императором Сигизмундом для захвата города; в ноябре он снова разбил императорские войска при Панкраце и овладел крепостью Вышеград.

Его похоронили в Чаславе и над гробницей повесили его любимое оружие - железный шестопёр . В 1623 году по приказанию короля Фердинанда II Габсбургского гробница Жижки была разрушена и останки его выброшены.

Память

  • Наиболее известные памятники Яну Жижке на территории Чехии находятся в Праге (в составе Национального памятника на Виткове , 1929-1933 годы), в Троцнове (Памятник Яну Жижке , Боровани , 1958-1969 годы), близ Судомержа (район Страконице , 1925 год), близ Пршибислава (1874 год), а также в Таборе.
  • Жизнь Жижки, ставшего персонажем народной поэзии, изложена Альфредом Мейснером (нем. Alfred Meißner ) в поэме «Zizka» / «Ziska» (7 изд. ).
  • Ян Жижка запечатлён на знаменитой картине Яна Матейко «Грюнвальдская битва» .

В художественной литературе

  • Персонаж Яна Жижки упоминается в трилогии Анджея Сапковского «Сага о Рейневане » как один из предводителей гуситского движения в Чехии во время Гуситских войн . Также упоминается в романе Ж. Санд «Консуэло».
  • Яну Жижке посвящён исторический роман Сергея Александровича Царевича "За отчизну", вышедший в издательстве "Детская литература" в 1971 году

В кинематографе

  • «Война за веру: Магистр » / «Jan Hus» (Чехословакия ; 1954) режиссёр Отакар Вавра , в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек .
  • «Война за веру: Полководец » / «Jan Žižka» (Чехословакия; 1957) режиссёр Отакар Вавра, в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек.
  • «Война за веру: Против всех » / «Proti vsem» (Чехословакия; 1958) режиссёр Отакар Вавра, в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек.
  • «Крестоносцы » / «Krzyzacy» (Польша ; ) режиссёр Александр Форд , в роли Яна Жижки - Тадеуш Шмидт .
  • «На боевой повозке Жижки» / Чехословакия

В компьютерных играх

  • Персонаж Яна Жижки встречается в игре Medieval: Total War , как командующий главных войском повстанцев за восстановление Польши, он был показан в 1427 игровом году, как раз в конце игры.

Напишите отзыв о статье "Жижка, Ян"

Примечания

Литература

  • Жишка, Иоанн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Жижка, Ян

– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.
Север был очень тихим и печальным. Видимо, наблюдая людскую слабость и жестокость столько столетий, и видя, как гибнут сильнейшие, его сердце было отравлено горечью и неверием в скорую победу Знания и Света... А мне так хотелось крикнуть ему, что я всё же верю, что люди скоро проснутся!.. Несмотря на злобу и боль, несмотря на предательства и слабость, я верю, что Земля, наконец, не выдержит того, что творят с её детьми. И очнётся... Но я понимала, что не смогу убедить его, так как сама должна буду скоро погибнуть, борясь за это же самое пробуждение.
Но я не жалела... Моя жизнь была всего лишь песчинкой в бескрайнем море страданий. И я должна была лишь бороться до конца, каким бы страшным он ни был. Так как даже капли воды, падая постоянно, в силах продолбить когда-нибудь самый крепкий камень. Так и ЗЛО: если бы люди дробили его даже по крупинке, оно когда-нибудь рухнуло бы, пусть даже не при этой их жизни. Но они вернулись бы снова на свою Землю и увидели бы – это ведь ОНИ помогли ей выстоять!.. Это ОНИ помогли ей стать Светлой и Верной. Знаю, Север сказал бы, что человек ещё не умеет жить для будущего... И знаю – пока это было правдой. Но именно это по моему пониманию и останавливало многих от собственных решений. Так как люди слишком привыкли думать и действовать, «как все», не выделяясь и не встревая, только бы жить спокойно.
– Прости, что заставил тебя пережить столько боли, мой друг. – Прервал мои мысли голос Севера. – Но думаю, это поможет тебе легче встретить свою судьбу. Поможет выстоять...
Мне не хотелось об этом думать... Ещё хотя бы чуточку!.. Ведь на мою печальную судьбу у меня оставалось ещё достаточно предостаточно времени. Поэтому, чтобы поменять наболевшую тему, я опять начала задавать вопросы.
– Скажи мне, Север, почему у Магдалины и Радомира, да и у многих Волхвов я видела знак королевской «лилии»? Означает ли это, что все они были Франками? Можешь ли объяснить мне?
– Начнём с того, Изидора, что это неправильное понимание уже самого знака, – улыбнувшись, ответил Север. – Это была не лилия, когда его принесли во Франкию Меравингли.

Трёхлистник – боевой знак Славяно-Ариев

– ?!.
– Разве ты не знала, что это они принесли знак «Трёхлистника» в тогдашнюю Европу?.. – искренне удивился Север.
– Нет, я никогда об этом не слышала. И ты снова меня удивил!
– Трёхлистник когда-то, давным-давно, был боевым знаком Славяно-Ариев, Изидора. Это была магическая трава, которая чудесно помогала в бою – она давала воинам невероятную силу, она лечила раны и облегчала путь уходящим в другую жизнь. Эта чудесная трава росла далеко на Севере, и добывать её могли только волхвы и ведуны. Она всегда давалась воинам, уходившим защищать свою Родину. Идя на бой, каждый воин произносил привычное заклинание: «За Честь! За Совесть! За Веру!» Делая также при этом магическое движение – касался двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба. Вот что поистине означал Трёхлистник.

Ян Жижка родился в 1360 году в городе Троцнов Южной Чехии. Его семья была из обедневших дворян. О большей части жизни Яна сведений практически не сохранилось. В 1410 году он в составе чешских добровольцев сражался против крестоносцев и отличился в Грюнвальдской битве, где лишился левого глаза, затем участвовал в походах венгров против турок и в войне англичан против французов.

К началу гуситских войн в Чехии Жижка уже обладал большим боевым опытом, успев много повоевать за пределами страны. Он примкнул к партии гуситов, став ближайшим сподвижником Яна Гуса. По мере нарастания борьбы Жижка стал одним из самых влиятельных военных деятелей гуситов. После образования в 1420 году военного лагеря Табор, он стал одним из четырёх его гетманов, а фактически их главным полководцем и начал организованную борьбу чешского народа против крестоносцев, 1419–1434. Первой крупной победой войска таборитов под командованием Жижки было сражение у Судомержа в марте 1420 года. В этом бою табориты впервые применили полевое укрепление из повозок, которое стало для конных рыцарей неодолимым препятствием. Этот тактический прием Жижка и другие гетманы успешно применяли в ходе всех Гуситских войн. В том же году войско Яна одержало еще одну значительную победу при обороне Витковой Горы, когда решался исход битвы за Прагу. Эта победа чешских воинов над превосходящими силами крестоносцев прославила военного вождя таборитов и продемонстрировала его полководческие способности. В декабре 1420 года Жижка стал первым гетманом таборитов.

Все последующие годы Ян непрерывно воюет, причем не только с королевским войском и крестоносцами, но и с противниками в рядах самого гуситского лагеря. Жижка умел быть безжалостным. Он казнил и сжигал десятки людей. Постепенно в руках гетмана сосредотачивалась всё большая власть. Слава Жижки была такова, что порой, противник предпочитал даже не вступать с ним в бой. Летом 1421 года при осаде замка Раби Жижка был ранен и потерял свой второй глаз. Хотя он окончательно ослеп, но остался во главе армии и продолжал отражать вторжения рыцарских отрядов в страну. Но силы понемногу покидали слепого полководца. Его последним победоносным сражением стала Малешовская битва в июне 1424 года.

За время своего гетманства Жижка создал постоянно действующую армию – хорошо организованную и обученную, отличавшуюся железной дисциплиной. Наряду с пехотой и кавалерией, в его войсках появились повозочный и пушкарский рода войск. Жижка разработал первый в Западной Европе воинский устав, который четко определял правила поведения воинов в бою, в походе и на отдыхе. Армия гуситов была приучена воевать и днем, и ночью, и в любую погоду. Он стал одним из авторов военной тактики таборитов. Именно Жижка придумал использовать вагенбург – скрепленные цепями повозки в качестве оборонительного укрепления и захвата плацдарма для последующих атак. Также он умело применял боевую технику, в частности ввёл лёгкие пушки на повозках.

Ян Жижка по праву считается выдающимся военным талантом в чешской истории. Превосходный полководец с железной волей, он был крайне жесток при расправе с врагами. Сохранилось много рассказов о его мрачном характере и суровости, из-за чего он даже некоторое время носил прозвище «Страшный слепец».

Умер Ян Жижка 11 октября 1424 года во время эпидемии чумы при осаде крепости Пршибислава в Чехии. Близ Пршибислава великому полководцу был воздвигнут памятник, а на холме Витков на севере Праги располагается Национальный мемориал с конной статуей Яна Жижки.


Участие в войнах: Восстание против господства Священной Римской империи. Война против поляков и литовцев. 3-го Крестовый поход против таборитов. Вторжение в Моравию и Австрию.
Участие в сражениях: Битва при Танненберге. Сражение у Судомержа. Битва у Витковой горы. Сражение при Панкраце. Осада замка Раби. Битва у Немецки-Броди.

(Jan Žižka) Предводитель гуситского движения, первый гетман таборитов (1420)

Происходил из дворянской чешской семьи, с ранних лет посвятил себя военной деятельности. Военную службу начал пажом при дворе короля Венцеслава .

В 1410 г. Жижка, участвуя в войне против поляков и литовцев , обратил на себя внимание храбростью и распорядительностью в битве при Танненберге . Ища военной славы и приключений, Жижка при активизации боевых действий Столетней войны вступил в ряды английского войска и в 1415 г. мужественно сражался при Азенкуре .

Вернувшись в Богемию, Жижка узнал о мученической смерти Яна Гуса и все силы свои отдал на беспощадную борьбу с врагами его последователей, став во главе всего гуситского движения. Он дал правильную организацию плохо вооруженным отрядам крестьян, сковав свою армию железной дисциплиной. Главной его опорой стал укрепленный Табор, давший имя партии таборитов.

Первой крупной победой, в которой проявился полководческий талант Жижки, явился бой у Судомержа (25 марта 1420 г.).

Во главе своего четырехтысячного войска 14 июля 1420 г. Жижка в сражении у Витковой горы наголову разбил тридцатитысячное войско крестоносцев, отправленное против него Сигизмундом для занятия Праги. Жалкие остатки войска крестоносцев теперь были вынуждены отступить под гору, которая с этих пор стала называться горой Жижки.

В ноябре того же года Жижка разгромил имперцев в битве при Панкраце , овладев крепостью Вышеград. В декабре 1420 г. он был избран гетманом таборитов и остался им до самой своей кончины.

Сражаясь в рядах простых солдат, при осаде замка Раби Жижка получил тяжелую рану и потерял свой единственный глаз, но по-прежнему продолжал предводительствовать войсками и участвовать во всех битвах. Его возили в повозке в виду всего войска.

В начале января 1422 г. Жижка нанес крестоносцам решительное поражение в битве у Немецки-Броди , а в октябре обратил в бегство участников 3-го Крестового похода , направленного против таборитов. Его войска вторглись в Моравию и Австрию, предавая все на пути разрушению.

После размежевания в 1422 г. между правым и левым крылом таборитов Жижка возглавил силы левого таборийского крыла.

В 1423 г. он основал в северо-восточной Чехии, так называемое Оребитское братство левых гуситов с центром в Градец-Кралове (Малый Табор).

В 1424 г., осажденный со своими сторонниками в городе Пршибиславе (близ границы с Моравией), Жижка скончался от чумы. Его похоронили в Чаславе и над гробницей повесили любимое оружие Жижки — железную палицу. В 1623 г. по приказу императора Фердинанда II гробница Жижки была разрушена и останки из нее выброшены.

Жижка создал хорошо организованное и обученное войско, отличавшееся высокими боевыми качествами и железной дисциплиной. Он разработал воинский устав, создал наряду с пехотой и кавалерией новые рода войск — повозочный и пушкарский.

Стратегия Жижки была направлена на решительный разгром противника в полевом сражении. Для его тактики характерны смелый маневр, четкое взаимодействие родов войск и частей, особые походные и боевые порядки (полевой табор из повозок). Он умело применял и боевую технику, в частности введя легкие пушки на повозках. Новаторство Жижки как полководца, использующего все формы и средства военных действий, обеспечивало ему победу над рыцарским войском.

Превосходный полководец, неустрашимый, с железной волей Жижка был крайне жесток при расправе с врагами, в том числе и идейными (правым крылом таборитов). Сохранилось много рассказов о его мрачном характере и суровости.

Беззаветная личная храбрость, необычайное воодушевление и глубокая вера в правоту своего дела создали Жижке огромную популярность в чешском народе. Его военные подвиги в народной фантазии всегда окружались легендарными рассказами, и сам Жижка сделался национальным героем.

Как грабитель с большой дороги стал народным героем

На холме Витков на севере Праги располагается Национальный мемориал с одним из символов чешской столицы - конной статуей Яна Жижки из Троцнова, знаменитого полководца начала XV века, героя гуситских войн, эхо которых тогда разносилось по всей Европе. Несколько лет назад, когда на чешском телевидении проходила игра-голосование «Величайший из чехов», в ходе которой зрители выбирали самых выдающихся деятелей национальной истории, Ян Жижка занял почетное пятое место, опередив, в частности, Яна Гуса, Антонина Дворжака и Карела Чапека.

Полуслепой седовласый всадник с традиционным оружием гуситов - палицей в руке остается одной из самых выразительных фигур чешской истории. Но в облике Жижки есть не только героические черты. Его судьба - пример того, как в бурную эпоху гуситских войн сливались воедино смелость и жестокость, преданность идее и честолюбие, воинский талант и бесшабашность...


Ян Жижка - скульптура на пражском Виткове

О большей части жизни Яна Жижки из Троцнова сколько-нибудь подробных сведений не сохранилось. Известно лишь, что он родился примерно в 1360 году на юге Чехии и происходил из небогатого дворянского рода. По преданию, мать произвела его на свет во время летней бури под огромным дубом. В 1908 году князь Адольф Шварценберг, владелец здешнего поместья, поставил там памятный знак. До этого на том же месте находилась небольшая часовня, в которой имелась надпись: «Ян Жижка из Троцнова, слепец недоброй памяти, здесь народился». Часовня была католическая, а у католиков, как мы увидим, хранить о Жижке добрую память оснований не было. Кстати, о слепоте Жижки: большинство историков склоняется к мнению, что один глаз он потерял в результате травмы в детстве или ранней юности, другого же лишился уже во время гуситских войн. Поэтому на портретах, изображающих полководца в начале его карьеры, тряпица обычно закрывает его правый глаз, на более поздних - уже оба.

Чем именно занимался Жижка примерно до 1405 года, точно не известно. Есть упоминания о купле-продаже им нескольких небольших имений в южной Чехии. Имеются данные о том, что Жижка был женат, его супруга рано умерла, но у них была дочь, которую отец позднее выдал за одного из отпрысков знатного рода господ из Дубе. В первые годы XV века упоминания о Яне Жижке из Троцнова появляются в чешских хрониках и других документах, повествующих о разгуле разбойничьих банд на дорогах королевства, которое при нерешительном и склонном к алкоголизму Вацлаве IV пришло в изрядный упадок. В судебной книге князей из Рожмберка за 1406 год приводятся данные о допросе с пристрастием одного из пойманных бандитов: «...А о Жижке Ян Голый говорил, что Жижка, некий Йиндржих и брат Жижки взяли рыбу и другой груз из обоза... А Матей у купцов отобрал деньги, а Жижка убил одного из слуг». Из других документов узнаем о нападениях отряда Жижки на купцов в окрестностях города Ческе-Будейовице, где добычей грабителей стали сукна. Надо заметить, однако, что в те годы разбой не был среди обедневших дворян делом из ряда вон выходящим, им промышляли десятки бродячих рыцарей и сотни их помощников-простолюдинов.


Ян Жижка - скульптура в городе Табор

В 1409 году будейовицким горожанам удалось поймать и повесить многих разбойников, орудующих в окрестностях города. Не суждено уйти от правосудия и Жижке. Но тут, когда перед ним уже маячит призрак виселицы, происходит неожиданное: за рыцаря-разбойника заступается сам король Вацлав. Нам не известно, на каком основании на Яна Жижку распространяется королевская амнистия, - можно лишь предположить, что еще раньше он успел обзавестись влиятельными покровителями при дворе. Однако, выйдя на свободу, Жижка от греха подальше уезжает в Польшу, где, по некоторым сведениям, участвует летом 1410 года в знаменитой битве при Грюнвальде. В ней польско-литовское войско короля Владислава Ягелло наносит поражение рыцарям Тевтонского ордена. На стороне поляков сражался и небольшой чешский отряд, в составе которого находился Ян Жижка.


Жижка в битве при Грюнвальде (картина Яна Матейко)

Вернувшись на родину, Жижка начинает придворную карьеру, входит в свиту супруги Вацлава IV - королевы Софии. Не исключено, что именно в это время он попадает под влияние сторонников религиозной реформы, возглавляемых популярным пражским проповедником Яном Гусом. Учение Гуса было продолжением теорий английского теолога Джона Уиклиффа, призывавшего церковь к нестяжательству и настаивавшего на том, что единственным источником религиозных истин является Священное Писание. «Верный христианин, ищи правду, слушай голос правды, учись правде, люби правду, говори правду, держись правды и защищай правду до смерти», - призывал своих прихожан Ян Гус. В 1415 году по решению собора католической церкви в Констанце он был объявлен еретиком и отправлен на костер. Но религиозные идеи пражского проповедника стали моральным ориентиром для тысяч недовольных социальной несправедливостью и усилением влияния в Чехии зажиточных немецких колонистов. Социальное, религиозное и национальное брожение привело к революционному взрыву.

30 июля 1419 года в Праге вспыхивают волнения. После того, как городская управа с презрением отвергает требования реформаторов под предводительством молодого проповедника Яна Желивского, толпа берет штурмом ратушу в Новом городе и выбрасывает членов управы из окон - прямо на копья и пики вооруженных демонстрантов. Хроника сообщает, что Ян Жижка был участником этих событий: «...А Ян Жижка, слуга и приближенный короля Вацлава, был при этом выбрасывании и неслыханном убийстве». Вероятно, он не только участвовал, но и являлся одним из лидеров восстания, иначе не был бы в скором времени назначен предводителем пражского войска. Тем временем умер Вацлав IV. Сторонники гуситского учения и вообще все недовольные не нашли общего языка с его консервативным и деспотичным преемником - Сигизмундом Венгерским по прозвищу «Рыжий Лис». Чехия встала на путь неповиновения.

В конце 1419 года между королевскими войсками и повстанцами заключено перемирие, но Жижка не соблюдает его, предпочитая покинуть Прагу и перебраться в Плзень. Гуситы расправляются с католическими помещиками, нападают на монастыри, частично уничтожая, а частично раздавая их имущество. В ответ против них собирают войска новый король, богатые вельможи и иноземные рыцари. Битвы следуют одна за другой, и в них проявляется воинский талант Жижки. Уже в первом своем крупном сражении, при Судомерже в марте 1420 года, он успешно применяет излюбленное укрепление гуситов из поваленных и составленных вместе повозок (по-чешски - vozová hradba). Спустя несколько месяцев, в июле, после того, как папа Мартин V объявил крестовый поход против гуситов, войско крестоносцев вступило в бой с отрядами Жижки на том самом Витковском холме под Прагой, где сейчас стоит памятник полководцу. И снова удача была на стороне одноглазого воина - неожиданной контратакой он обратил противника в бегство. К тому времени Жижка входит в состав совета 12 гетманов - фактического правительства повстанцев.

Все последние годы жизни Жижка непрерывно воюет, причем не только с королевским войском и крестоносцами, но и с противниками в рядах самого гусистского лагеря. В 1421 году он возглавил фактически карательные операции против пикартов и адамитов - двух радикальных гуситских сект. Жижка умел быть безжалостным: казнены и сожжены были десятки людей. Одновременно гуситы продолжают преследование католического духовенства, особенно монастырской братии. В руках Жижки сосредотачивается все большая власть. С конца 1420 года он - единоличный военный вождь таборитов, как называют наиболее организованную и последовательную часть гуситского движения, центром которой служит город Табор, превращенный в военно-религиозный лагерь.


Против крестоносцев

В июне 1421 года при осаде городка Раби Жижка был ранен в единственный глаз. Он окончательно слепнет, но не перестает организовывать все новые походы, отражая вторжения рыцарских отрядов из Саксонии и Баварии. Слава Жижки такова, что в нескольких случаях противник предпочитает ретироваться, даже не вступая с ним в бой.

Боевые действия представляют собой запутанный клубок походов и преследований, в которых участвуют отряды разных городов, вельмож, рыцарских орденов, отдельных гусистских вожаков и королевских военачальников... Но фигура Жижки благодаря его воинскому дарованию возвышается над всеми. Силы понемногу покидают слепого полководца - ему уже за 60, для тех времен это глубокая старость, - но он еще успевает в июне 1424 года у Малешова нанести сокрушительное поражение преследующей его армии католиков и соединившихся с ними пражан. При этом его войско захватывает и сжигает Кутну Гору - один из крупнейших в тогдашней Чехии центров ремесел и торговли.

Войны опустошают страну, но конца им не видно. Правда, осенью 1424 года начинаются - в который раз - переговоры о всеобщем перемирии в королевстве. Но Яну Жижке не суждено дождаться их окончания: во время осады города Пржебыслав 11 ноября 1424 года он умирает - не проиграв ни одной битвы.


Картина Йозефа Манеса «Смерть Яна Жижки»

Его солдаты в знак скорби начинают называть себя «сиротками». Гуситские войны продолжаются еще доброе десятилетие после смерти Жижки. Этот человек, проживший столь бурную жизнь, словно не может найти покой и после смерти. Его хоронят в церкви Святого Духа в Градец-Кралове, позднее тело переносят в город Часлав. В 1620 году, после того как католики одержали победу над протестантами в битве на Белой Горе, останки гуситского вожака были спрятаны. Вновь обнаружили их только в 1910 году.

Современные чешские историки так оценивают заслуги Яна Жижки из Троцнова: «Он создал постоянно действующую армию с определенным порядком организации, значительно усовершенствовал ведение оборонительных операций с применением повозок и регулярно использовал артиллерию. Имя Жижки связано с оборонительной фазой гуситской революции и укреплением создававшихся в ее ходе государственных структур. К чести слепого полководца служит и тот факт, что, умирая, он не располагал почти никаким имуществом. Ян Жижка по праву считается самым выдающимся военным талантом в чешской истории»…

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...