Из чего складывается госдолг. Государственный долг и управление им


В результате привлечения государством заемных денежных средств образуется государственный долг.

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. В России действует единая система учета и регистрации государственных заимствований в долговой книге, которую ведет Минфин России (требования по структуре долговой книги, а также по порядку ее ведения и хранения определены Порядком ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации).

Государственный долг необходимо отличать от субфедералъного долга, которым является государственный долг субъекта РФ, представляющий собой совокупность долговых обязательств соответствующего региона.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты РФ не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации, а также по су б федеральным долгам друг друга, если указанные обязательства не были ими гарантированы.

Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства, и его состав зависит от форм государственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 БК обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга и выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно ст. 69 БК они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета. Следовательно, состав государственного долга образуют не все долговые обязательства Российской Федерации, а только те из них, которые стали объектами правоотношений по государственному кредиту.

Гарантом платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Несмотря на то что кредитные отношения государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. Бюджетный кодекс предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

Государственный долг классифицируется по нескольким основаниям .

В зависимости от срока погашения государственных долговых обязательств выделяется государственный долг:

  • капитальный, представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам;
  • текущий, представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

В зависимости от срока привлечения государственные долговые обязательства подразделяются:

  • на краткосрочные (привлекаемые на срок до одного года);
  • среднесрочные (привлекаемые на срок от одного года до пяти лет);
  • долгосрочные (привлекаемые на срок от пяти до 30 лет).

Долговые обязательства России не могут превышать срока действия в 30 лет.

В зависимости от валюты обязательств выделяют государственный долг:

  • внутренний (выраженный в валюте РФ, т.е. в рублях; в объем государственного внутреннего долга включаются: основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией);
  • внешний (выраженный в иностранной валюте; в объем государственного внешнего долга включаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций).

В некоторых случаях дополнительным критерием по разграничению государственного долга на внешний и внутренний может служить субъектный состав. Предоставление кредитных средств государству резидентами свидетельствует об образовании внутреннего долга; заимствование денежных средств у нерезидентов ведет к образованию внешнего долга.

Современная кредитная деятельность России указывает на усилившееся взаимодействие внешнего и внутреннего долга. Так, часть внутреннего долга по государственным краткосрочным облигациям была трансформирована в краткосрочный внешний долг, в то время как для погашения внешнего долга эмитируются новые государственные ценные бумаги, размещаемые на внутреннем фондовом рынке.

Являясь следствием кредитной деятельности государства, имеющей юридическую форму, государственный долг может существовать только в определенных формах, выработанных экономической практикой и зафиксированных законодательством.

Следовательно, форма государственного долга - это юридически оформленные экономические отношения, образующие долговые обязательства Российской Федерации.

Согласно ст. 98 БК структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств:

  1. по кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  2. государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  3. бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  4. государственным гарантиям Российской Федерации;
  5. иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ к государственному долгу Российской Федерации.

Государственный долг представляет собой комплексное экономике-правовое образование, особый механизм финансовых отношений, требующий регулирования системой различных методов.

Управление государственным долгом - это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Управление государственным внутренним и внешним долгом относится к компетенции Правительства РФ.

Непосредственно функции по управлению государственным долгом осуществляет Минфин России, основными задачами которого являются разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации, а также управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. В соответствии с возложенными на него задачами Минфин России совместно с Банком России проводит операции по обслуживанию государственного долга, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию.

Управление государственным долгом отнесено федеральным законодательством и к обязанностям Банка России, который консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы России и приоритетов единой денежно-кредитной политики. Операции по обслуживанию государственного долга Банк России осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения.

Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация и уступка права требования.

Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.

В условиях долгового кризиса реструктуризация задолженности становится одним из первичных механизмов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслуживания эмитированных ценных бумаг. Промежуточным итогом реструктуризации является предоставление должнику льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты по долговым обязательствам. Предоставление льготного периода выгодно не только должнику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг России в иностранной валюте был переоформлен в государственные облигации (см. Указ Президента РФ от 31.01Л 996 № 126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации»).

Условия проведения реструктуризации внутреннего долга определены БК и заключаются в погашении долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга. Например, ст. 23 Закона о бюджете на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг. предусмотрена реструктуризация денежных обязательств (задолженности) перед Российской Федерацией, которая производится путем консолидации денежных обязательств с одновременным списанием задолженности по начисленным пеням и штрафам и предоставлением равномерной рассрочки уплаты консолидированной задолженности. Реструктуризация как способ управления государственным долгом применяется при переоформлении внутренних денежных обязательств перед Российской Федерацией (см., например, постановление Правительства РФ от 21.07.2004 № 366 «О проведении в 2004-2007 годах реструктуризации денежных обязательств перед Российской Федерацией, принимаемых на себя субъектами Российской Федерации»).

Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, с согласия международных финансовых организаций - кредиторов при наличии условий, выработанных международной финансово-кредитной практикой. В составе Международной ассоциации развития для сокращения долгов в размере 100 млн долл. США образован специальный фонд - Debt-Reduction Facility Fund, который предоставляет странам льготные кредиты для погашения высокого внешнего долга.

Одним из основных условий реструктуризации внешнего долга выступает нахождение государства-должника на грани банкротства. В частности, внешние кредиторы могут предложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую Международным валютным фондом, программу совершенствования системы государственного управления, программу повышения эффективности экономической политики, разработанные и финансируемые Международным банком реконструкции и развития.

Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможны: перевод государственного долга в инвестиции промышленности государства-кредитора; погашение долга товарными поставками; выкуп собственного долга на особых условиях; обмен долга на долговые обязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитном договоре; взаимозачет финансовых требований и др. (см., например, приказ Минфина России «Об утверждении Положения об обслуживании государственных сберегательных облигаций»; постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 169 «О порядке проведения конверсионных операций "долг в обмен на товары и (или) услуги", связанных с погашением и обслуживанием государственного внешнего долга Российской Федерации»).

В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга. Относительно кредитов, выданных Россией другим странам, конверсия является одним из наиболее оптимальных способов управления государственным долгом, поскольку создает возможность доя льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в наиболее выгодные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки и т.д. Например, в настоящее время Украина частично погашает свою задолженность перед Россией, не взимая арендной платы за пользование бухтами Севастополя.

Вместе с тем необходимо учитывать, что при чрезмерной конверсии государственного долга названными способами возможна потеря контроля за поступлением в Россию валютных средств и дешевых импортных товаров, что может повлечь инфляционные процессы.

Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательства. Так, на основании постановления Правительства РФ от 11.08.2005 № 506 «Об ограничении срока проведения новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии» была осуществлена новация облигаций внутреннего государственного займа названной серии на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 г.

Новация может коснуться и других элементов обязательства, включая саму его сущность. Так, возможен переход в заемное обязательство долга, возникшего из любого другого основания, например купли-продажи, аренды имущества и наоборот. В частности, в 1993 г. государства - бывшие республики СССР погашали свои государственные долги перед Российской Федерацией в имущественной форме: поставками товаров, передачей собственности, пакетов акций ключевых производственных объектов. В 1995-1996 гг. государственный долг России перед странами - членами бывшего Совета экономической взаимопомощи погашался поставками российских товаров (постановление Верховного Совета РФ от 30.06.1993 № 5301-1 «О государственных кредитах правительствам государств - бывших республик Союза ССР»; распоряжение Правительства РФ от 02.11.1995 № 1527-р «О порядке погашения государственного долга Российской Федерации странам - членам бывшего СЭВ товарными поставками»), В 2007 г. были прекращены обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа путем заключения с владельцами указанных обязательств договоров об отступном (постановление Правительства РФ от 20.06.2007 N- 387 «О порядке заключения с владельцами облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии, не осуществившими новацию по этим облигациям, договоров об отступном и погашения указанных облигаций»).

Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.
Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

Бюджетным кодексом установлены требования к предельному объему государственного долга и к предельному объему государственных заимствований России. По общему правилу максимальная сумма государственных внешних заимствований не должна превышать годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России. Конкретные предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, а также пределы внешних заимствований утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Несоблюдение предельных размеров государственного долга и расходов на его обслуживание является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Госуда́рственный долг - результат финансовых заимствований государства , осуществляемых для покрытия дефицита бюджета . Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений.

Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.
Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) .

В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Значение государственного долга в экономике противоречиво: от «одно из самых страшных бедствий, которое когда-либо было изобретено человечеством» по мнению известного английского экономиста Давида Рикардо до оправдательного «повышенная задолженность стимулирует экономический рост» с точки зрения кейнсианства .

    Экономические ограничения

    Государство не может безгранично увеличивать свой долг, так как по достижении определённого уровня инвесторы и кредиторы начинают сомневаться в платежеспособности государства (пониженный бонитет ). Оценка платежеспособности в свою очередь зависит от ставки рефинансирования и темпа экономического роста страны. То есть если ставка рефинансирования значительно ниже темпа роста ВВП, то возможны долгосрочные заимствования государства.

    Для стран с высоким уровнем госдолга при новых заимствованиях повышаются не только процентные ставки по кредитам, но также уменьшается количество самих инвесторов, готовых предоставить свой капитал. Существует реальная опасность для страны с высокой задолженностью, попасть в замкнутый круг : с одной стороны - всё время растущие проценты по погашению существующей задолженности, а с другой стороны - всё более ограниченный доступ к финансовому рынку. Это может привести к потере платежеспособности и даже банкротству, особенно если долг в иностранной валюте.

    Если государство имеет свою собственную национальную валюту, и его центральный банк в какой-то степени зависим от государства, то у правительства данного государства может возникнуть соблазн просто напечатать побольше денег и тем самым способствовать погашению своих долгов. Тем не менее, эти действия приводят к дальнейшей потере доверия и кредитоспособности и (за счет инфляции) к девальвации всех финансовых активов в этой валюте.

    Последствия накопления государственного долга

    • Переложение налогового бремени на будущие поколения.
    • Перераспределение доходов среди населения.
    • Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг .

    Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).

    Для сравнения госдолг других стран-экспортеров углеводородов (МВФ, 2011), % ВВП:

    Кувейт - 7,4% Саудовская Аравия - 7,5% Узбекистан - 9,1% Казахстан - 11% Азербайджан - 10% Норвегия - 30%

    Государственный долг по странам Европейского союза в процентах от ВВП в 2013 году( :

    Франция - 93,5 % Германия - 78,4 % Португалия - 129,0 % Италия - 132,6 % Греция - 175,1 %

    Для сравнения: США - 116,4 % ВВП (2016 г.) Япония - 239,2 % ВВП (2016 г.)

    Государственный долг по странам

    Государственный долг
    ≤30% 30% ÷ 60% 60% ÷ 90% >90%
    в нац. валюте, млрд. в % к ВВП в нац. валюте, млрд. в % к ВВП на человека Государство 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013 США (USD) 15534 16245 16800 -1427 -1300 -951 −8,7 −7,7 −5,4 15379 16627 17559 99,0 102,4 104,5 49302 52927 55499 Китай (RMB) 47310 51947 56885 -336 -766 -586 −0,7 −1,4 −1,0 13588 13547 12740 28,8 26,1 22,4 10085 10005 9363 Япония (JPY) 471311 473777 478368 -40772 -36961 -38025 -8,3 −7,6 −7,8 1083243 1124489 1163497 229,8 237,3 243,2 8469718 8811847 9136865 Бразилия (BRL) 4143 4392 4838 -124,7 -119,9 -159,3 -3,0 -2,7 −3,3 2679 2995 3209 64,7 68,2 66,3 13740 15238 16184 Россия (RUB) 55644 61811 67260 879 -115 -930 1,6 0,0 −1,4 6515 7875 9018 11,7 12,7 13,4 45590 55070 63094 Индия (INR) 90097 101133 113215 -7469 -7614 -8132 −8,5 −7,6 −7,1 60143 67374 75534 66,7 66,6 66,7 49665 54901 60751 Еврозона (ЕЗ 18) 8617,4 8560,9 8524,2 -389,2 -351,7 -292,8 −4,1 −3,7 −3,0 8251,4 8619,8 8890,4 87,4 90,7 92,6 24728 25892 26689 Германия 2454,8 2471,8 2482,4 -22,0 2,4 190,0 −0,8 0,1 0,0 2087,7 2160,9 2147,0 80,0 81,0 78,4 25526 26892 26663 Франция 1808,6 1808,8 1812,7 -103,1 -98,7 -87,6 −5,2 −4,9 −4,3 1724,9 1841,0 1925,3 86,2 90,6 93,5 26422 27963 29358 Италия 1424,8 1391,0 1365,2 -59,1 -47,4 -47,3 −3,7 −3,0 −3,0 1907,6 1989,4 2069,2 120,7 127,0 132,6 32134 33495 34669 Испания 948,7 933,1 921,7 -100,1 -109,5 -72,6 −9,6 −10,6 −7,1 737,4 884,7 960,7 70,5 86,0 93,9 15800 18895 20559 Нидерланды 554,5 547,5 543,0 -26,0 -24,3 -15,2 −4,3 −4,1 −2,5 393,7 427,1 443,0 65,7 71,3 73,5 23636 25529 26401 Бельгия 327,6 327,2 328,0 -14,2 -15,2 -9,9 −3,8 −4,1 −2,6 366,2 380,2 387,2 99,2 101,1 101,5 32880 33608 34687 Австрия 269,2 271,5 273,0* -7,3 -7,9 -4,8 −2,5 −2,6 −1,5 218,6 228,4 233,3 73,1 74,4 74,5 25910 27018 27604 Греция 180,0 167,4 161,0 (-20,0) (-17,2) (-23,1) −9,6 −8,9 −12,7 355,1 303,9 318,7 170,3 157,2 175,1 31927 27324 28809 Ирландия 167,0 167,3 167,5* -21,3 -13,4 -11,8 −13,1 −8,2 −7,2 169,2 192,5 202,9 104,1 117,4 123,7 37023 41997 44199 Финляндия 168,8 167,1 164,8 -1,4 -3,5 -4,1 −0,7 −1,8 −2,1 93,1 103,2 110,2 49,3 53,6 57,0 17273 19096 20306 Португалия 156,6 151,5 149,4 -7,4 -10,6 -8,1 −4,3 −6,4 −4,9 185,2 204,9 213,6 108,2 124,1 129,0 17521 19430 20370 Словакия 49,8 50,7 51,2 −3,3 −3,2 -2,0 −4,8 −4,5 −2,8 30,1 37,4 40,0 43,6 52,7 55,4 5547 6892 7388 Люксембург 33,3 33,3 34,0 0,072 0,020 0,0026 0,2 0,0 0,1 7,8 9,3 10,5 18,7 21,7 23,1 15247 17743 19573 Словения 31,6 30,8 30,4 −2,3 −1,4 -5,2 −6,4 −4,0 −14,7 17,0 19,2 25,3 47,1 54,4 71,7 8300 9343 12292 Республика Кипр 15,4 15,0 14,2 -1,1 -1,1 -0,9 −6,3 −6,4 −5,4 12,8 15,3 18,4 71,5 86,6 111,7 15217 17807 21299 Латвия 13,1 13,8 14,4 −0,712 −0,296 -0,224 −3,5 −1,3 −1,0 8,5 9,0 8,8 42,0 40,8 38,1 4117 4420 4384 Эстония 12,2 12,7 12,8 0,179 0,041 -0,034 1,1 -0,2 -0,2 1,0 1,7 1,8 6,1 9,8 10,0 739 1292 1397 Мальта 5,6 5,7 5,8 −0,184 −0,224 -0,203 −2,7 −3,3 −2,8 4,6 4,9 5,2 68,8 70,8 73,0 11102 11666 12443

    Примечание: Государства расположены в порядке убывания размеров ВВП. Государства Еврозоны объединены в группу одного цвета.

    Государственный долг это сумма задолженности странысвоим и (или) иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

    Различают внутренний долг и внешний .

    Внутренний долг это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Он порождается бюджетными дефицитами, их долговым финансированием. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

    Вместе с тем , нельзя не дооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях, он может стать серьезной проблемой для экономики страны, так как наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала ; государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с предпринимательским сектором, в результате чего ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте и, наоборот.

    Чтобы последствия долга не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры: снижение инфляции, введение специальных налогов и секвестирования бюджета, т. е. пропорционального снижения расходов (на 5 или 10, 15% и т. д.) ежемесячно, практически, по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.).

    Внешний долг это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

    Он может появиться по двум основным причинам :


    а) в результате прямого заимствование средств у иностранных государств, частных компаний;

    б) путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

    Последствия внешнего долга для страны тяжелее, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнение ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит.

    Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.

    Поэтому правительство предпринимает определенные меры , чтобы уменьшить внешний долг:

    Использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны;

    Переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную или отсрочка выплаты внешнего долга (с согласия кредитора).

    Величину общего ГД общ и первичного ГД перв государственного долга можно рассчитать по следующим формулам:

    где G — государственные расходы;

    N — выплаты по обслуживанию долга;

    F — трансферты;

    Т — налоговые поступления в бюджет;

    При этом выплаты по обслуживанию долга рассчитываются как:

    где D — величина долга;

    R 1 — реальная ставка процента.

    Таким образом , государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета . При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания.

    Механизм самовоспроизводства государственного долга , следовательно, имеет вид: рост первичного государственного долга → рост государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → рост общей величины государственного долга → рост новых государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → и т. д.

    Для количественного описания взаимосвязи между государственным долгом и будущими налогами следует предположить, что экономика функционирует только в течение двух периодов. При этом первый период представляет настоящее, а второй — будущее. Необходимо проанализировать, как налоговые поступления в течение обоих периодов соотносятся с государственными закупками в эти же периоды.

    В первом периоде государство собрало налоги Т 1 , а объем закупок составил G 1 , во втором периоде — налогов Т 2 и объем закупок — на сумму G 2 . В связи с тем, что правительство может допустить либо бюджетный дефицит, либо превышение доходов над расходами, налоги и затраты в каждый отдельный период не обязательно должны быть тесно взаимосвязанными.

    В первый период бюджетный дефицит D равен государственным расходам G 1 за вычетом налогов T 1:

    Правительство финансирует этот дефицит путем продажи соответствующего количества государственных облигаций. Во второй период государство должно собрать необходимую сумму налогов для выплаты задолженности, включая накопленные проценты, и оплаты государственных закупок за второй период, т. е.:

    где r — ставка процента по долгу.

    Это уравнение показывает зависимость между объемом закупок и налоговыми поступлениями в каждый из периодов. Преобразовав его в виде:

    Получим тождество, называемое государственным бюджетным ограничением . Оно показывает, что приведенная стоимость государственных расходов равна текущей приведенной стоимости налоговых поступлений.

    Государственное бюджетное ограничение показывает , как нынешние изменения в бюджетно-налоговой политике связаны с изменениями политики в будущем. Бюджетное ограничение предполагает, что текущая приведенная стоимость потребления не должна превышать текущей приведенной стоимости всего потока доходов. При снижении налогов на DТ доход также растет на DТ , но доход второго периода уменьшается на .

    Количественная оценка государственного долга объективно усложняется различными факторами :

    1) обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Это приводит к завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга;

    2) государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу , а не номинальный. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной и определяться соотношением:

    где R r — реальная ставка процента

    R n — номинальная ставка процента;

    p = R n - R r — величина инфляции.

    Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

    Реальный дефицит бюджета = Номинальный дефицит бюджета - Величина государственного долга · Темп инфляции.

    3) при оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом уровне обычно не учитывается состояние бюджетов субъектов государства, которые могут иметь излишки;

    4) наряду с официальным дефицитом государственного бюджета существует скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной деятельностью центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков, который занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, например, в рамках курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

    Таким образом , абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности.

    Можно выделить следующие основные относительные показатели государственного долга:

    - показатели запаса, характеризующие степень зависимости экономики государства от прошлого притока капитала (бремя долга), т. е.

    Динамика соотношения долга и ВВП зависит от следующих факторов: а) величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу; б) темпов роста реального ВВП; в) величины первичного дефицита госбюджета.

    Для анализа внешнего долга целесообразно сопоставить его величину с валютной выручкой от экспорта товаров и услуг, т. е.

    - показатели потока. Чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировкенуждается внешнеторговая ивалютная политика в целях уравновешивания платежногобаланса, а именно:

    Сумма обслуживания долга (приведенная стоимость платежей по внешнему долгу) включает :

    а) платежи по погашению основного долга;

    б) уплату процентов;

    в) поправочный коэффициент дисконтирования.

    В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика показателей, которую можно представить в виде:

    Для анализа стран и международного сопоставления кроме нормы обслуживания долга, нормы процентных платежей, удельного веса долга в ВВП и экспорте товаров и услуг также используются показатели:

    Жестко фиксированных критических уровней показателей кредитоспособности страны не существует, но есть эмпирические критерии отнесения задолженности к чрезмерной, умеренной и низкой. Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к ВВП при чрезмерной задолженности превышает 80%, при умеренной — находится в пределах 18—80%, при низкой — меньше 18%.

    Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг при чрезмерной задолженности состовляет более 220%, умеренной — в пределах 132—220%, низкой — менее 132%.

    Действительное бремя государственного долга для той или иной страны предопределяется прежде всего способностью государства его обслуживать, способностью правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы. Это в большой степени зависит от величины денежной массы (агрегата М

    Механизм снижения внешней задолженности предполагает:

    а) выкуп долга на вторичном рынке ценных бумаг за наличные средства со скидкой с номинальной цены;

    б) обмен долга на акционерный капитал (своп) промышленных корпораций;

    в) замену существующих долговых обязательств новыми обязательствами со снижением процентной ставки и (или) продлением срока возвращения займов.

    Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов:

    Частичное аннулирование долга;

    Дальнейшее продление срока долговых обязательств;

    Снижение ставки процента по обслуживанию долга.

    Расходы по обслуживанию долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета.

    Государственный долг (national debt) – долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в т.ч. международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, и долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством () по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц.

    Государственный долг — это общая сумма, на определенный момент времени, непогашенных займов, полученных государством для финансирования и другие определенные законодательством цели, невыплаченных процентов за обслуживание этих займов, а также предоставленных гарантий по обязательствам других государственных структур.

    Законодательством детализировано цели, на которые можно заимствовать, следовательно, государственный внешний долг формируют:

    • займы на финансирование государственного бюджета (преимущественно средства, одолженные у международных финансовых организаций) и погашение внешнего государственного долга;
    • займы на поддержание стабильности национальной валюты (пополнение );
    • займы на финансирование инвестиционных и институциональных проектов национального значения;
    • гарантии иностранным контрагентам по выполнению контрактных обязательств в связи с некоммерческими рисками;
    • государственные гарантии, предоставляемые Кабинетом Министров Украины для кредитования проектов, финансирование которых предусмотрено государственным бюджетом Украины.

    Неэффективное использование привлеченных займов может привести к росту объема государственного долга. Во многих странах в бюджетном законодательстве определена предельная граница величины государственного долга, достижение которой сигнализирует об опасности для всей сферы государственных финансов.

    Внешний государственный долг — совокупность долговых обязательств государства, возникшие в результате заимствований государства на внешнем рынке.

    По валюте привлечения государственный долг делится на долг в национальной и иностранной валюте.

    Государственный долг в иностранной валюте возникает в результате осуществления непосредственного заимствования средств у правительств зарубежных стран, международных финансово-кредитных организаций, иностранных банков, а также размещения государственных долговых обязательств на международных рынках капиталов. Общий объем внешнего долга оценивается в долларах США. Внутренний долг преимущественно оценивается в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, оцененные в гривне, и размещаются на внутреннем фондовом рынке.

    По сроку выплат государственный долг разделяют на капитальный , который включает всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату, и текущий , который формирует платежи по обязательствам, которые заемщик должен погасить в отчетном (текущем) периоде.

    Инструментами оформления долговых обязательств сектора государственного управления могут быть:

    1. Долговые ценные бумаги — , которые свидетельствуют, что данная институциональная единица имеет обязательства, которые должны быть урегулированы путем выплаты денежных средств, предоставления другого финансового инструмента или любого другого объекта, имеющего определенную экономическую ценность (облигации, казначейские векселя и другие краткосрочные ценные бумаги), которые предоставляют владельцу безусловное право в определенный срок на получение обусловленной фиксированной суммы. Различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные облигации в зависимости от сроков обращения по номиналу. Однако в зависимости от специфики различных стран, а также места нахождения торговых площадок, на которых осуществляется их эмиссия, их градация является отличной. Так, в Украине для внутренних облигаций сроки обращения соответственно составляют до 1 года, 1-3 года, 3-5 лет, тогда как в США данная градация другая — соответственно до 1 года (treasury bill), от 1 до 10 лет (treasury note), от 10 до 30 лет (treasury bond).
    2. Кредиты и займы — финансовые инструменты, которые создаются когда кредитор предоставляет средства напрямую дебитору и в качестве удостоверения права собственности на актив получает необоротный документ. В случае если кредиты и займы становятся объектом купли-продажи на вторичном рынке они переносятся в категорию ценных бумаг.
    3. Страховые технические резервы — состоят из стоимости активов домохозяйств в пенсионных фондах и резервах по страхованию жизни, средств полученных в качестве предоплаты страховых премий, а также резервов на покрытие непогашенных требований из страхового возмещения.
    4. Другая кредиторская задолженность — долговые пассивы, которые образуются пассивно (задолженность по заработной плате и социальным выплатам, налоговая задолженность по возмещению налоговых платежей (НДС), срок выплаты которых уже наступил; задолженность, возникшая в результате взятия на себя обязательств одного институционального сектора учреждением другого институционального сектора, уплаченные авансом налоговые платежи и т.д.

    В зависимости от метода начисления процентов по обязательствам долг подразделяется по:

    • фиксированным ставкам;
    • плавающим ставкам (привязаны к определенным индексам — минимальных рыночных ставок на ведущих международных биржах, индексу );
    • смешанные варианты, в которых сочетаются элементы фиксированных и процентных ставок;
    • без начисления дохода (задолженность бюджета).

    Выплата процентов по долговым обязательствам может происходить:

    • в конце срока (облигации с нулевым купоном, векселя, краткосрочные ценные бумаги, кредиты и займы);
    • периодически в течение срока обращения ценной бумаги (действия кредитной ссуды);
    • не производиться вообще (неоформленная бюджетная задолженность);
    • постоянно — в случае выпуска бессрочных облигаций (консоли).

    Различают также и другие виды государственного долга:

    1. Номинальная и рыночная стоимость долга.
    2. Консолидированный и неконсолидированный — разница между ними заключается в том, что консолидированный долг не учитывает той части долга, которая находится в собственности других структурных единиц этого сектора. То есть, если владельцем части облигаций долга центрального правительства выступают внебюджетные фонды, то консолидированный долг сектора государственного управления будет меньше на сумму этих облигаций. Консолидированный метод осуществляется в странах ЕС, зато в США и Японии официально учитывают только неконсолидированный долг.
    3. Долг, который учитывается кассовым методом и методом начислений.
    4. Чистый и валовый долг — чистый долг рассчитывается путем вычитания из пассивов, оформленных определенными инструментами, которые формируют этот долг, активов по этим же инструментам.
    5. Внутренний и внешний долг — в зависимости от резидентности кредитора, или места размещения долговых обязательств.
    6. Рыночный и внерыночных долг — зависит от того, вращаются ли государственные долговые обязательства на фондовом рынке.

    Наличие государственного долга, требует мер по его обслуживанию, включая процесс погашения, выплату процентных платежей и других платежей, предусмотренных условиями обязательства. Погашение долга — это выплата кредитору основной части долга. Оно может происходить как за счет доходов бюджета, так и в результате новых заимствований ().

    Стоит отметить, что дефиниция «государственный долг» в разных странах не является тождественной вследствие особенностей языка, а также различных методик его подсчета. Термин «государственный долг» может трактоваться как долг центрального правительства (government debt), сектора общегосударственного управления (general government debt) и общественный долг (public debt).

    Кроме долга органов общегосударственного управления различных уровней с целью контроля за показателями долга, который имеет вероятность стать государственным, в международной мировой практике учитывают так называемый общественный долг (public debt). В соответствии с международными стандартами ООН, общественный долг — это совокупность обязательств (как имеющихся, так и юридически оформленных, которые обеспечены необходимым финансированием, но, в результате некоторых обстоятельств, не вступили в силу), которые непосредственно приняты на себя государственными органами такими как: центральное правительство (или федеральное правительство в зависимости от политической организации страны); центральные органы штатов, провинций, муниципалитетов, регионов или другие местные органы власти; корпорации или предприятия, которые находятся в государственной собственности или контролируются государством, другие экономические единицы, которые могут считаться государственными или квазигосударственными (то есть такие, которые функционируют как частные, но пользуются государственными привилегиями), а также совокупность обязательств, принятых на себя государственными органами от имени частных корпораций или других экономических единиц.

    В соответствии с бюджетным кодексом Украины, государственный долг — общая сумма задолженности государства, которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая долговые обязательства государства, которые вступают в действие в результате выданных гарантий по кредитам, или обязательств, возникающих на основании законодательства или договора. То есть понятие государственного долга в украинском законодательстве является более узким и включает только долг уровня центрального правительства, если брать определение международной классификации. Зато в отечественном законодательстве и в научной практике отсутствует категория, которая была бы аналогом сектора государственного управления на уровне которого чаще всего и определяется уровень долговой нагрузки государства. Долг на уровне местных органов власти (областных государственных администраций) и внебюджетных фондов отсутствует, в силу установления законодательного запрета относительно права этих органов осуществлять заимствования.

    Отечественное законодательство различает также прямые, долговые и условные обязательства. Прямые обязательства — это обязательства, которые берутся государством как непосредственным заемщиком путем выпуска государственных ценных бумаг, заключения соглашений о займе или другими путями, предусмотренными законодательством Украины.

    Условные (гарантированные) долговые обязательства — это обязательства, которые берутся непосредственно юридическими лицами и гарантируются государством, в том числе обязательства по кредитам МВФ, кроме случаев их непосредственного направления в государственный бюджет. До вступления в силу государственных гарантий операции по указанным обязательствам не отображаются в показателях государственного бюджета.

    Вследствие использования в Украине кассового метода учета бюджетных операций, в состав государственного долга не относится , не оформленная как государственный долг соответствующим образом. Это искажает реальный уровень государственного долга и не позволяет адекватно оценивать уровень долговой безопасности.

    Объем долга сектора общегосударственного управления имеет экономически обоснованные пределы, выше которых негативные последствия превышают положительное влияние от его дальнейшего накопления. Установлено, что для развитых стран такой чертой является объем государственного долга, который не превышает 60% , а для стран, которые к ним не относятся — 30-35% от ВВП. Также используется критерий его отношения к экспортным поступлениям — 220%. Принципы, механизмы и меры в области управления государственным долгом по недопущению появления негативных явлений, связанных с чрезмерным уровнем долговой нагрузки, формируют долговую политику государства.

    Его возникновение связано с необходимостью финансирования бюджетного дефицита. Наш материал поможет понять, что такое государственный долг и каковы особенности этого показателя.

    Понятие внешнего и внутреннего долга страны

    Государственный долг — способ финансирования различных операций. Законодательные органы установили, что внешняя задолженность исчисляется в иностранной валюте, а внутренняя считается в рублях. Ее накопление приводит к дефициту бюджета, а значит к понижению уровня благосостояния граждан государства. Поэтому расчеты по государственному долгу, который бывает краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным, необходимо проводить своевременно и в полном объеме. Это касается правил, которые действуют в Российской Федерации. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внешний и внутренний:

    • внешний долг. В эту группу входят кредиты из иностранных источников, проценты по ним, а также долги по внешнеторговым операциям;
    • внутренний долг. Он образуется по облигациям, ценным бумагам, не выплаченным компенсациям, кредитам, которые выданы стране банковскими учреждениями.

    Наиболее обременительными для страны являются краткосрочные заимствования, так как по ним установлены высокие проценты. Если государство не может во время погасить такие кредиты, то прибегают к процедуре пролонгирования или консолидирования. У всех развитых стран объем государственного долга значительный. Самая большая задолженность в мире у США. Такой показатель является приемлемым, пока рост ВВП (валовой внутренний продукт) превышает объем обязательств по погашению.

    Особенности управления государственным долгом

    Страна обязана гасить займы, выплачивать проценты по кредитам, держать размер внутреннего и внешнего долга под контролем. Для выполнения этих функций внедрена специальная система управления, являющаяся одним из приоритетных направлений политики. Гарант платежеспособности — казна, которая обеспечивает погашение государственного долга. К методам управления внутренней и внешней задолженности относятся:

    • конверсия — изменение размера доходности долга, например, за счет уменьшения или снижения процентных ставок;
    • рефинансирование, то есть погашение долга за счет выпуска новых займов;
    • аннулирование — отказ от обязательств (это радикальная мера);
    • унификация — слияние нескольких займов в единый;
    • отсрочка — метод, используемый в случаях, когда стране выпуск новых займов не выгоден, не эффективен;
    • реструктуризация — погашение задолженности с одновременным проведением новых заимствований.

    Управление государственным долгом — процесс непрерывный, при выполнении которого страна размещает ценные бумаги для привлечения достаточного объема финансирования, гасит текущие задолженности, проводит обслуживание долга. Используя административные и финансовые методы, государство стремиться добиться максимальной эффективности от использования привлеченных внешних и внутренних заимствований.

    Управление государственным долгом России — задача, которую решает Правительство и Федеральное Собрание страны. Законодательные и исполнительные органы власти разрабатывают меры в отношении госдолга, устанавливают лимит заемных внутренних и внешних средств, определяют цели, на которые направляется финансирование. Комплексный подход помогает держать ситуацию под контролем.

    Текущее экономическое положение в России подтверждает, что не так важен объем внутреннего и внешнего долга. Главенствующими показателями являются его структура, характеристики ВВП, валюта задолженности.

Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

ФоксФорд (FoxFord)«Фоксфорд» - изучайте школьную программу, не выходя из домаОнлайн-школа - это пока ещё новый формат получения знаний и...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...