Измерительный материал для итоговой оценке. Фгос


Пособие подготовлено в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Руководители проекта: президент РАО Н.Д.Никандров,вице-президент РАО А.А.Кузнецов, член президиума РАО А.М.Кондаков. В книге представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В пособии пред¬лагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат раз¬личные ситуации из реальной жизни.

Предисловие 3

Общие подходы к системе оценки

Особенности системы оценки достижения требований стандар­та к результатам освоения основных образовательных программ 4

Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований стандарта 10

Опенка личностных, метапредметных и предметных результатов 13

Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оцен­ка в начальной школе. Портфолио. Итоговая оценка 22

Измерительные материалы для итоговой оценки

Общие подходы 33

Математика 46

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов —

Примеры заданий для итоговой оценки достижения плани­руемых результатов 50

Спецификация демонстрационного варианта итоговой ра­боты по математике для 4 класса 87

Демонстрационный вариант итоговой работы по матема­тике для 4 класса 96

Русский язык 104

Особенности итоговой оценки достижения планируемых ре­зультатов -

Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов 109

Спецификация демонстрационного варианта итоговой работы по русскому языку для 4 класса 146

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку для 4 класса 157

Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе 166

Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса. Вариант 1 171

Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса. Вариант 2 195

Предисловие

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Основной предмет обсуждения в данном сборнике - итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования. Приоритетность данной проблемы естественна. Именно по результатам итоговой оценки принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Эти результаты выступают и одной из важнейших составляющих при аттестации педагогов и учреждений начального общего образования; при оценке состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Из чего складывается итоговая оценка? Как оценить, освоена ли система опорных знаний, без которых ученику будет трудно учиться в основной школе? Овладели ли выпускники начальной школы способами учебных действий, которые позволят им успешно осваивать основы наук? Как связаны планируемые результаты и система оценки их достижения? Как вообще предлагается строить систему оценки достижения требований стандарта? Но, конечно, главный вопрос: как разрабатываются и используются измерители? На эти и другие вопросы отвечает данная книга.

В ней впервые даны измерители ко всем планируемым результатам по отдельным предметам начальной школы и междисциплинарным программам, которыми охватываются все эти предметы. В первой части рассматриваются задания по математике и русскому языку, а также задания на межпредметной основе для комплексной итоговой оценки сформированности универсальных учебных действий и навыков работы с информацией. Во второй части будут представлены измерители по окружающему.миру, литературному чтению и английскому языку, музыке и изобразительному искусству, технологии и физической культуре.

Представленная система заданий ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Впервые предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.

Необходимо также отметить, что авторы уделяли специальное внимание использованию терминологии, закрепленной в опубликованной ранее Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Купить книгу "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе" можно на сайте Озон


Измерительные материалы для итоговой оценки

Общие подходы

Для подготовки и организации итоговой оценки достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов учителям, учащимся и их родителям, а также разработчикам измерительных материалов необходимо иметь полное представление о содержании оценки, особенностях используемых заданий и системы их оценивания, а также об общих подходах к принятию решения об уровне освоения изученного учебного материала (достижении или недостижении планируемых результатов).

Как уже отмечалось, итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся за годы обучения в начальной школе, и результатов итоговых проверочных работ.

При этом итоговые проверочные работы проводятся в рамках регламентированных процедур по двум основным предметным областям (математике и русскому языку) и двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий») 1 .

Целью итоговых проверочных работ по математике и русскому языку является оценка способности выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами математики и русского языка.

Комплексная работа оценивает сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательных (общеучебных, логических, постановки и решения проблем), коммуникативных (например, умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) и регулятивных (например, действие контроля и оценки во внутреннем плане) на межпредметной основе.

Содержание итоговой оценки определяется содержанием и структурой планируемых результатов, представленных в обобщенной форме. Поэтому до начала разработки инструментария (отдельных заданий и проверочных работ) необходимо конкретизировать планируемые результаты, представить их в форме, обеспечивающей возможность создания стандартизированных средств измерения. Такая процедура называется операционали-зацией . До проведения широкого эксперимента по выделению уровней достижения планируемых результатов целесообразно ввести следующие два уровня: базовый (или опорный) и повышенный (или функциональный).

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно-практических задач (как правило, знакомых и освоенных в процессе обучения). Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач (заданий), в которых очевиден способ решения.

Повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач (заданий), в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.

Валидность и надежность инструментария и процедур оценки

В соответствии с требованиями теории и практики педагогических измерений оценочные процедуры, на основе результатов которых принимаются важные решения (в нашем случае - о переводе выпускника начальной школы в основную школу) должны обладать высокой степенью объективности, которая проявляется через две основные характеристики: валид-ность и надежность инструментария и процедур оценки.

Под валидностью итоговой оценки понимается соответствие содержания оценки планируемым результатам. Валид-ность измерителей и оценочных процедур подразумевает полноту охвата всех планируемых результатов и адекватность оценки их достижения. Это требует комплексного подхода, т. е. включения различных форм и способов оценки. В рамках формируемой системы оценки предлагается обеспечивать валидность итоговой оценки за счет одновременного рассмотрения результатов трех итоговых проверочных работ (двух предметных работ по математике и русскому языку и одной работы на межпредметной основе) и накопительной системы оценки, в которой будет зафиксировано достижение тех планируемых результатов, которые не охвачены итоговыми проверочными работами в связи с ограниченностью времени их проведения или невозможностью оценки в рамках письменной работы.

Надежность итоговой оценки должна обеспечиваться за счет профессиональной разработки инструментария, включая экспериментальную проверку отдельных заданий и работы в целом, критериев и шкал оценивания, а также соблюдения всех требований стандартизации оценочных процедур.

Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы:


  • планирование итоговой работы;

  • разработка заданий;

  • конструирование проверочной работы;

  • разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом;

  • подготовка инструкций по проведению работы.
В процессе планирования реализуются следующие основные задачи: анализ значимости планируемых результатов для итоговой оценки, отбор планируемых результатов и обеспечение наибольшей представительности системы планируемых результатов. В идеале итоговая работа должна полностью охватывать все планируемые результаты или такую совокупность планируемых результатов, которую можно принять за 100 %. Реально на практике поступают иначе. Разработчики контрольных измерительных материалов структурируют планируемые результаты и отбирают из них такую совокупность результатов, про которую можно сказать, что в целом выполнение данной итоговой работы свидетельствует о достижении планируемых результатов по учебному предмету. Для повышения надежности итоговой оценки (исключения случайных отклонений), как уже говорилось выше, учитываются результаты накопленной оценки, в которой представляются оценки достижения по тем планируемым результатам, которые не охватываются итоговой проверочной работой.

Решение об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий освоения учебного материала задается в зависимости от типа используемых заданий, возможной ошибки измерения, а также срока действия стандарта.

Принятый в практике педагогических измерений минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 до 65 % от максимального балла, который можно получить за выполнение всей работы. Комплексная оценка достижения

планируемых результатов освоения программы

начального образования

на межпредметной основе

Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

✔системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

✔умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

✔обобщенных способов деятельности;

✔коммуникативных и информационных умений.

В связи с этим к предметным работам, целью которых является оценка достижения планируемых результатов по математике и русскому языку в итоговую оценку включается комплексная проверочная работа. Ее целью является оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе .

В связи с тем, что вышеназванные междисциплинарные программы впервые вводятся в практику работы начальной школы, и требуется еще дополнительная корректировка как их содержания, так и методов оценки, в данной книге даются только общие подходы к проведению комплексной итоговой работы. Эти подходы конкретизируются на примерах экспериментально проверенного инструментария.

Программа «Чтение: работа с информацией» 1 имеет сложную структуру, в которой для целей итоговой оценки условно можно выделить следующие четыре блока учебных действий (умений):


  • блок «Получение, поиск и фиксация информации»: осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; находить информацию, заданную в явном или неявном виде;

  • блок «Понимание и преобразование информации»: определять тему и главную мысль текста, составлять план текста,
интерпретировать и обобщать информацию, преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста и др.;

  • блок «Применение и представление информации»: представлять одну и ту же информацию разными способами;

  • блок «Оценка достоверности получаемой информации»: на основе имеющихся знаний и жизненного опыта обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, выявлять содержащуюся в тексте или других источниках противоречивую информацию.
Каждый из перечисленных блоков может быть включен в комплексную работу как объект итоговой оценки. Очевидно, что все планируемые результаты, включенные в данную программу, не могут быть охвачены формализованной итоговой оценкой, осуществляемой в виде письменной работы. На итоговую оценку будут выноситься только те умения, которые необходимы для продолжения обучения в основной школе и которые можно проверить в рамках письменной работы.

Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания. Содержание части текстов не должно выходить за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы. Однако большая часть текстов будет включать разнообразные учебные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе им предстоит работать в основном именно с такими текстами.

Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для комплексной оценки могут быть выбраны следующие группы действий:


  • в сфере регулятивных универсальных учебных действий - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • в сфере познавательных универсальных учебных действий - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

  • в сфере коммуникативных универсальных учебных действий - адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

Измерительные материалы для проведения комплексной итоговой работы могут включать разное число комплексных заданий, которое будет определяться особенностями объекта оценки и рассматриваемой ситуацией, предложенной для выполнения заданий, а также формой представления информации.

В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:


  • с выбором одного или нескольких правильных ответов;

  • на установление последовательности и соответствия;

  • со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте, указать местоположение предмета);

  • со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии и др.) Комплексные итоговые работы должны проводиться на основе стандартизированного инструментария, имеющего возрастные нормы на выполнение как отдельных заданий, так и работы в целом.

По результатам выполнения комплексной работы предполагается выстраивать профили способности выпускников начальной школы работать с информацией и решать учебные и практические задачи с учетом привлечения знаний и умений из отдельных предметов и универсальных способов действий. Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5 баллов) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов. За выполнение заданий с множественным выбором может быть выставлено 0, 1 или 2 балла. За выполнение заданий с кратким или развернутым ответом ученик может получить от 0 до 5 баллов.

Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом, дополнительно приведен ответ, не соответствующий поставленной задаче, задание считается выполненным частично.

Правильные ответы на задания с выбором ответа и с кратким ответом, решения заданий с развернутым ответом и описание полных и частично верных ответов на эти задания приводятся в рекомендациях по оценке выполнения заданий конкретной комплексной итоговой работы.

Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимся за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы.

Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 % до 65 % от максимального балла в зависимости от степени введения стандарта (планируемых результатов) в практику начальной школы. Для первого этапа введения комплексных работ можно ограничиться минимальным критерием в 50 % от максимального балла.

Вывод по результатам выполнения комплексной работы делается с учетом полученного балла за ее выполнение.

Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов, ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в основной школе.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Для подготовки и организации итоговой оценки достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов учителям, учащимся и их родителям, а также разработчикам измерительных материалов необходимо иметь полное представление о содержании оценки, особенностях используемых заданий и системы их оценивания, а также об общих подходах к принятию решения об уровне освоения изученного учебного материала (достижении или недостижении планируемых результатов).

Как уже отмечалось, итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся за годы обучения в начальной школе, и результатов итоговых проверочных работ.

При этом итоговые проверочные работы проводятся в рамках регламентированных процедур по двум основным предметным областям (математике и русскому языку) и двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий») 1 .

Целью итоговых проверочных работ по математике и русскому языку является оценка способности выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами математики и русского языка.

Комплексная работа оценивает сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательных (общеучебных, логических, постановки и решения проблем), коммуникативных (например, умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) и регулятивных (например, действие контроля и оценки во внутреннем плане) на межпредметной основе.

Содержание итоговой оценки определяется содержанием и структурой планируемых результатов, представленных в обобщенной форме. Поэтому до начала разработки инструментария (отдельных заданий и проверочных работ) необходимо конкретизировать планируемые результаты, представить их в форме, обеспечивающей возможность создания стандартизированных средств измерения. Такая процедура называется операционализацией . В процессе данной процедуры каждый планируемый результат уточняется с ориентацией на «достижимость» и «измеряемость», т. е. указываются все умения и элементы знаний, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения и которые можно измерить в рамках используемых оценочных процедур на разных уровнях их освоения. Таким образом, в процессе операционализации уточняется содержание и критериальная база оценки.

Для иллюстрации и пояснения особенностей оценки к каждому элементу планируемых результатов приводятся примеры заданий, с помощью которых можно оценить, достиг ли выпускник заданного планируемого результата или нет. При этом важно оценить, может ли выпускник применить освоенное знание или умение в простых знакомых ситуациях, которые встречались в учебниках и на уроках, или он способен применить данное знание и умение в новой ситуации. Данная информация является основой для эффективной организации учебного процесса, учитывающего интересы и способности учащихся, а также определения направлений оказания помощи учащимся и выстраивания их образовательных траекторий. Для этого необходимо не только оценить способности выпускников начальной школы решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, но и дифференцировать их по уровню достижений.

До проведения широкого эксперимента по выделению уровней достижения планируемых результатов целесообразно ввести следующие два уровня: базовый (или опорный) и повышенный (или функциональный).

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно-практических задач (как правило, знакомых и освоенных в процессе обучения). Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач (заданий), в которых очевиден способ решения.

Повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач (заданий), в которых нет явного ука зания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.

Для получения информации об уровнях подготовки необходимо использовать задания разного уровня сложности по каждому планируемому результату, в связи с чем и разрабатываются задания на двух уровнях (базовом и повышенном).

В качестве примера операционализации приведем один из планируемых результатов по математике: «Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи» (см. пример 1). Данный планируемый результат был разделен на два (были уточнены умения, характеризующие достижение данного планируемого результата) и для каждого элемента были разработаны задания на базовом и повышенном уровнях. В примере 1 приводятся задания только к первому элементу планируемого результата.

Пример 1

Планируемый результат: оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

Проверять правильность хода решения задачи;

Анализировать ответ к задаче с точки зрения его реальности.

Примеры заданий

Умение : проверять правильность хода решения задачи.

Задание базового уровня Бабушка испекла 30 пирожков. Каждый из трех братьев взял по 4 пирожка. Сколько пирожков осталось? Выбери верное выражение для решения задачи. Обведи номер ответа.

1) 30 – 4; 2) 30 – 4 3;

3) 30 – (3 + 4); 4) (30 – 4) 3.

Ответ: 2) 30 – 4 3

Задание повышенного уровня

В магазин привезли 12 мешков с рисом и 4 мешка с пшеном. Сколько килограммов крупы привезли в магазин, если мешок с рисом весит 10 кг, а мешок с пшеном - 15 кг?

С помощью какого выражения можно ответить на вопрос задачи? Обведи номер ответа.

1) (12 + 4) 1015; 2) 154 + 1210;

3) 10 12 + 154; 4) 1512 + 104.

Ответ: 3) 10 12 + 154

Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа . Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям:

по форме ответа : задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);

по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий : задания базового или повышенного уровня;

по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;

по форме проведения работы : задания для индивидуальной или групповой работы.

Следует иметь в виду, что разные авторы могут давать разную классификацию заданий и использовать разные термины для обозначения той или иной группы заданий. В этой ситуации для читателя важно понять основания для классификации заданий, так как это необходимо для осознанного выбора типа заданий для оценки тех или иных планируемых результатов.

Как видно из примера 1, разработчики планируемых результатов предлагают оценивать сформированность умения «проверять правильность хода решения задачи» заданиями с выбором ответа . Такие задания обладают свойством не только оценить способность ученика дать правильный ответ, т. е. продемонстрировать свои знания и умения, но и осуществить диагностику в случае ошибочного ответа, т. е. понять, какую ошибку сделал ученик. Использование профессионально разработанных заданий с выбором ответа с учетом типичных ошибок учащихся позволяет эффективно осуществлять обратную связь, т. е. на основе полученных результатов в процессе оценки принимать решения об индивидуальной помощи отдельным учащимся.

Задания с кратким ответом , в которых ответ может быть представлен в виде чисел или отдельных слов, линий или простых рисунков, в основном предназначены для оценки способности учащихся дать правильный ответ. В данном случае не оценивается, как ученик получил этот ответ, каков ход его мыслей или какой способ решения - важен правильный результат.

Для оценки процесса выполнения задания, умения объяснить или обосновать полученный результат, выразить свое мнение в связи с представленной проблемой или для оценки других продуктивных или творческих умений, используются задания с развернутым ответом . Эти задания делятся на две группы:

задания с ограниченным развернутым ответом , при выполнении которых ученик дает ответ на поставленный вопрос в рамках ожидаемого образца, например, объясняет природное явление, используя при этом изученный материал, и

сочинение (эссе ), в ходе выполнения которого учащийся творчески высказывается в связи с поднятой проблемой.

Эти две группы заданий в основном отличаются критериями оценивания. Для первой группы можно описать ожидаемый ответ ученика, указав, какие знания и умения он должен продемонстрировать в ответе, для второй группы можно только задать общие рамки ответа, например, оценить, раскрыта ли проблема, высказано ли собственное мнение и аргументировано ли оно. Очень трудно заранее описать ход мысли ученика или содержание аргументов, взятых учеником из своей жизни или прочитанных им книг.

Для иллюстрации особенностей использования заданий разного типа приведем еще два примера.

Пример 2

Планируемый результат: применять правила правописания (в объеме содержания курса).

Умение: находить орфограммы в словах.

Задание базового уровня

Слова: в о дичка, цв е ты, поле, зол о то, крик, л е сной, стр а на, б о льшой .

Образец правильного ответа : во дичка, цве ты, поле, золо то, крик, ле сной, стра на, бо льшой.

Критерий достижения планируемого результата: подчеркнуто не менее четырех нужных букв, при этом в словах «поле» и «крик» буквы не подчеркнуты.

Задание повышенного уровня

Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо. Стало темно. Началась сильная гроза. Буря гнула и ломала деревья.

Образец правильного ответа : Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо. Стало темно. Началась сильная гроза. Буря гнула и ломала деревья.

Критерий достижения планируемого результата: подчеркнуты не менее шести букв, ошибочных подчеркиваний нет.

Пример 3

Планируемый результат: устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Впиши пропущенные смысловые вопросы.

говорить (_________________?) тихо;

мышка (_________________?) крошечная;

купались (_________________?) в море;

нора (_________________?) лисья.

Образец правильного ответа : правильно вписаны вопросы

говорить (как?) тихо;

мышка (какая?) крошечная;

купались (где?) в море;

нора (чья?/какая?) лисья.

Критерий достижения планируемого результата: не менее чем в трех случаях правильно вписаны вопросы.

Задание повышенного уровня

Катя должна была выписать из предложения словосочетания . Проверь, нет ли в ее работе ошибок, если есть, запиши, в чем заключается ошибка.

Предложение: Темная туча медленно поползла по небу и закрыла солнце .

Выписанные словосочетания:

туча (какая?) темная - _____________________________________

поползла (где?) по небу - _____________________________________

закрыла (что?) солнце - _____________________________________

туча (что сделала?) закрыла - _____________________________________

медленно (что сделала?) поползла - _____________________________________

Образец правильного ответа : отмечено

туча (что сделала?) закрыла - подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются;

медленно (что сделала?) поползла - поползла (как?) медленно

Критерий достижения планируемого результата: задание выполнено правильно и в полном объеме: найдены две ошибки и указано, в чем они заключаются, во втором случае ошибка исправлена.

Приведенные примеры показывают, что тип используемых заданий в основном определяется планируемым результатом. Причем оценка уровня достижения планируемого результата осуществляется, как правило, с помощью заданий одного типа. Это означает, что задания с выбором ответа, или с кратким или только развернутым ответом могут быть эффективно использованы как для оценки достижения планируемого результата базового, так и повышенного уровней, хотя, безусловно, могут быть и исключения (см. пример 3).

Для определения критериев оценки достижения планируемых результатов необходимо учитывать следующее. Критерии должны описывать реальные результаты , которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки, и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Они должны дифференцировать результаты деятельности учащегося на базовом и повышенном уровнях. Они также должны описывать результаты деятельности учащегося, достаточные для принятия решения о достижении данного (базового или повышенного) уровня овладения учебным материалом.

Критерии могут формулироваться в связи с оценкой достижения отдельного результата (одного элемента планируемого результата), комплексных результатов освоения отдельных областей содержания или компетенций (например, освоения изученной темы, раздела, области или сформированности, например, коммуникативной компетенции), а также итоговых результатов освоения учебной программы.

Форма представления критериев оценки достижения планируемых результатов может быть различной. Она зависит от того, какой результат оценивается; как проводится итоговая оценка; какой тип заданий используется в итоговой работе; а также от того, с какой целью эти критерии используются. Например, чтобы объяснить учителям или родителям, как оценивается данный результат, можно привести образец ответа и комментарии к нему. А в итоговой проверочной работе для удобства проверяющих целесообразно кратко представить верные ответы в виде таблицы, а критерии оценки привести в отдельном документе, дополнив их специальными рекомендациями.

При использовании заданий с выбором ответа или кратким ответом чаще всего критерием достижения является только правильный ответ (например, выбор или самостоятельная запись ответа по математике). Однако это справедливо не для всех заданий. В ряде случаев вывод о достижении планируемого результата может быть сделан, только если ребенок неоднократно применяет оцениваемый алгоритм, правило и т.д. к ряду однородных объектов (как, например, при оценке освоения правил написания безударных гласных). В этом случае в критерии необходимо указать, сколько раз ребенок должен правильно применить оцениваемый алгоритм или правило (см. критерии для примеров 2 и 3). Поэтому в заданиях по русскому языку обычно дается не одно слово, а набор специально подобранных слов или словосочетаний. Планируемый результат считается достигнутым, если проверяемая орфограмма или правило правильно используется более чем в 65% представленных случаев.

К заданиям с развернутым ответом всегда разрабатываются критерии оценивания. Можно выделить два подхода для разработки критериев : аналитический, при котором ответ ученика разбивается на части по содержанию или проверяемым умениям и оценка определяется в соответствии с числом элементов в ответе ученика, и интегральный, при котором весь ответ оценивается по полноте и правильности. В зависимости от особенностей планируемых результатов в отдельных случаях в критериях даются ограничения, например, приводится комментарий о том, что запись пояснений необязательна.

По мере введения планируемых результатов критерии достижения будут уточняться и совершенствоваться.

Таким образом, в процессе операционализации планируемых результатов уточняются требования к инструментарию (типу заданий) и критерии оценки (ясность и понятность формулировок, надежность оценки), т. е. конкретные требования к ответу ученика (что должно быть им продемонстрировано для принятия решения о достижении данного планируемого результата).

Важно понять, что разработанный операционализированный перечень планируемых результатов с примерами заданий выдвигает основные требования к уровню овладения планируемыми результатами и раскрывает особенности оценки. Он является ориентиром для разработки заданий для итоговой оценки, но не образцом для копирования или основой для «натаскивания» учащихся на выполнение определенных заданий. Перед разработчиками инструментария для итоговых работ не ставится задача «клонирования» представленных заданий. После утверждения планируемых результатов и их введения в практику начальной школы будет постепенно формироваться банк заданий, более полно оценивающих различные стороны планируемых результатов с помощью разнообразного инструментария и не повторяющих представленные примеры. Этот банк может быть использован при разработке проверочных работ для проведения итоговой оценки, а также мониторинговых исследований.

Операционализированные перечни планируемых результатов по математике и русскому языку с примерами заданий приведены в следующих разделах.

Валидность и надежность инструментария и процедур оценки

В соответствии с требованиями теории и практики педагогических измерений оценочные процедуры, на основе результатов которых принимаются важные решения (в нашем случае - о переводе выпускника начальной школы в основную школу) должны обладать высокой степенью объективности, которая проявляется через две основные характеристики: валидность и надежность инструментария и процедур оценки.

Под валидностью итоговой оценки понимается соответствие содержания оценки планируемым результатам. Валидность измерителей и оценочных процедур подразумевает полноту охвата всех планируемых результатов и адекватность оценки их достижения. Это требует комплексного подхода, т. е. включения различных форм и способов оценки.В рамках формируемой системы оценки предлагается обеспечивать валидность итоговой оценки за счет одновременного рассмотрения результатов трех итоговых проверочных работ (двух предметных работ по математике и русскому языку и одной работы на межпредметной основе) и накопительной системы оценки, в которой будет зафиксировано достижение тех планируемых результатов, не охваченных итоговыми проверочными работами в связи с ограниченностью времени их проведения или невозможностью оценки в рамках письменной работы.

Надежность итоговой оценки должна обеспечиваться за счет профессиональной разработки инструментария, включая экспериментальную проверку отдельных заданий и работы в целом, критериев и шкал оценивания, а также соблюдения всех требований стандартизации оценочных процедур.

Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы:

Планирование итоговой работы;

Разработка заданий;

Конструирование проверочной работы;

Подготовка инструкций по проведению работы.

В процессе планирования реализуются следующие основные задачи: анализ значимости планируемых результатов для итоговой оценки, отбор планируемых результатов и обеспечение наибольшей представительности системы планируемых результатов. В идеале итоговая работа должна полностью охватывать все планируемые результаты или такую совокупность планируемых результатов, которую можно принять за 100 %. Реально на практике поступают иначе. Разработчики контрольных измерительных материалов структурируют планируемые результаты и отбирают из них такую совокупность результатов, про которую можно сказать, что в целом выполнение данной итоговой работы свидетельствует о достижении планируемых результатов по учебному предмету. Для повышения надежности итоговой оценки (исключения случайных отклонений), как уже говорилось выше, учитываются результаты накопленной оценки, в которой представляются оценки достижения по тем планируемым результатам, которые не охватываются итоговой проверочной работой.

В итоге анализа планируемых результатов и их значимости для продолжения обучения на следующей ступени школы формируется структура итоговой работы . Например, были проанализированы планируемые результаты по русскому языку и состояние обучения русскому языку в начальной школе. Анализ показал, что для обеспечения валидности итоговой оценки недостаточно использовать только проверочную работу, демонстрирующую уровень овладения предметными действиями и способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи по русскому языку, построенные на материале основ лингвистических знаний, начальных представлений о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета. Необходимо включить в оценку на завершающем этапе обучения в начальной школе итоговый диктант, оценивающий сформированность умения безошибочного письма и способность выпускника применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи текста под диктовку. Поэтому итоговая работа по русскому языку состоит из двух частей: итогового диктанта и проверочной работы.

Структура итоговой работы определяется структурой разделов планируемых результатов и математической моделью, выбранной для конструирования работы и описания ее результатов. Наиболее простой является «классическая модель», максимально приближенная к структуре планируемых результатов. В этом случае для оценки используется несколько практически «параллельных» вариантов работы. Выпускник оценивается по результатам выполнения своего варианта.

Для разработки итоговых работ применяются и другие модели, использующие современную теорию конструирования тестов. В соответствии с ней разрабатывается вероятностная модель, позволяющая оценить способность выпускника выполнять задания по всем планируемым результатам на основе выполнения только их части.

Число заданий в работе и их тип также определяются планируемыми результатами. Для работ, в которых нужно проверить освоение достаточно большого числа планируемых результатов, чаще всего используются задания закрытого типа с выбором ответа или открытого типа с кратким ответом (включая задания на установление соответствия и определение последовательности).

При выборе заданий с развернутым ответом учитывается, что на их выполнение тратиться больше времени и число таких заданий в работе будет невелико. При этом также учитывается необходимость экспертной проверки выполнения заданий, что требует стандартизации процедур и специальной подготовки экспертов, а также дополнительных временных ресурсов.

В последнее время для целей итоговой оценки или аттестации обучающихся предпочтение отдается простой классической модели структуры работы, в которой используются задания разного типа. А для целей мониторинга используются более сложные модели работ.

Число заданий в работе определяется оптимальным временем, в течение которого выпускники начальной школы могут эффективно работать (не более 40 мин без перерыва). При распределении заданий по разделам курса учитывается значимость каждого раздела для продолжения обучения в основной школе и число часов на его изучение.

Результаты планирования проверочной работы отражаются в спецификации работы , содержащей основные характеристики измерительных материалов и во многом предопределяющей качество проверочной работы. В спецификации указывается цель, структура и содержание работы, число и типы заданий, распределение заданий по отдельным разделам, время выполнения работы и система оценки отдельных заданий и работы в целом. Для простой классической модели приводится примерный план работы, в котором описываются характеристики отдельных заданий (что оценивает задание, на каком уровне, сколько баллов получает ученик за выполнение задания и др.). К спецификации приводится демонстрационный вариант (или демоверсия) работы, в котором показаны особенности реализации основных подходов к итоговой оценке.

Отличительной особенностью итоговых работ для оценки достижения планируемых результатов, разрабатываемых в рамках стандартов второго поколения, является их ориентация не на оценку овладения предметными знаниями и умениями и способности воспроизводить их в учебных ситуациях, а на оценку способности применять полученные в начальной школе знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальным жизненным.

Это повлияло на разработку и включение в работу двух групп заданий , в которых учащиеся должны были не воспроизводить освоенные знания и умения, а применять их, решая учебно-практические или учебно-познавательные задачи. В первую группу вошли задания базового уровня , в которых был очевиден способ решения. При выполнении заданий второй группы (заданий повышенного уровня ), в которых способ решения явно не задан, ученик должен сам выбрать способ из известных ему или самостоятельно сконструировать способ решения, интегрируя два-три изученных или преобразуя их. Таким образом, при выполнении заданий повышенного уровня ученик должен продемонстрировать не дополнительный объем знаний, а уровень самостоятельности в использовании изученного материала.

Как правило, задания повышенного уровня составляют не более одной трети итоговой работы. Данное соотношение рассчитывается от максимального балла, который можно получить за выполнение работы, и соотносится со временем, которое отводится на выполнение всей работы. Для среднего ученика 2/3 времени отводится на выполнение заданий базового уровня и 1/3 - на выполнение заданий повышенного уровня. Важно обеспечить такой подбор заданий в работе, чтобы ученик с удовлетворительной подготовкой имел возможность (по времени) приступить к выполнению всех заданий базового уровня.

Проблемы конструирования проверочной работы и подготовку различных инструкций (для учащихся, учителей и экспертов) по проведению работы оставим профессионалам и остановимся более подробно на оценке выполнения заданий и работы в целом .

В педагогических измерениях принято рассматривать три уровня описания результатов образования: планируемый, реализуемый и достигнутый.

Первый уровень - планируемый - характеризует те результаты, которые заложены в планируемых результатах освоения основных образовательных программ и реализованы в образовательной программе для данной ступени обучения, в примерных и авторских учебных программах по отдельным учебным предметам, в учебниках и методических пособиях.

Второй уровень - реализуемый - характеризует те результаты, к которым стремится конкретный учитель в конкретной школе, в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.

В процессе измерений появляется третий уровень описания результатов - достигнутый , который характеризует уровень реальных достижений учащихся.

Отметим, что, как показывают результаты педагогических измерений, реальные достижения учащихся всегда ниже их планируемого уровня в нормативных документах и того уровня, который реализуется учителями.

Это означает, что практически невозможно в ходе педагогических измерений зафиксировать достижение всеми учащимися всех планируемых результатов освоения образовательных программ. Этот факт целесообразно учитывать при планировании и разработке всей системы оценки достижения планируемых результатов.

При проведении итоговой оценки достижения планируемых результатов разрабатываются как критерии оценки отдельных планируемых результатов, так и критерии оценки достижения освоения предметной области, по которой проводится проверочная работа.

Критерии оценки достижения отдельных планируемых результатов приводятся только в виде ответов, которые должны дать учащиеся при выполнении заданий работы, с пояснениями особенностей оценки для учителей или экспертов, которые будут проверять работы учащихся.

Выполнение всех заданий базового уровня оценивается одним баллом, независимо от типа и сложности заданий. Оценка осуществляется на основе правила: «достиг - не достиг планируемого результата, достижение которого оценивается данным заданием».

Решение об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий освоения учебного материала завист от типа используемых заданий, возможной ошибки измерения, а также срока действия стандарта.

Принятый в практике педагогических измерений минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 до 65 % от максимального балла, который можно получить за выполнение всей работы. Если проверочная работа содержит задания только с выбором ответа, то критерий освоения составляет 65 %. Если в проверочной работе используются задания только со свободным ответом (кратким или развернутым), то критерий освоения составляет 50 % при условии, что стандарт (планируемые результаты) введен и обеспечено его освоение в учебном процессе.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета на базовом уровне.

Выполнение заданий повышенного уровня может оцениваться разным числом баллов в зависимости от полноты и правильности представленного ответа. Критерий освоения материала на повышенном уровне задается также в зависимости от типа используемых заданий, возможной ошибки измерения, а также срока введения стандарта. Главным основанием при определении критерия достижения повышенного уровня является установление такого балла, при котором ученик явно может продемонстрировать способность выполнять задания повышенного уровня.

Для повышенного уровня можно использовать тот же критерий, как и для базового уровня: 50-65 % от максимального балла, но за выполнение заданий повышенного уровня. Однако это возможно только при условии, что стандарт (планируемые результаты) введен и обеспечено его освоение в учебном процессе.

Можно считать, что учащийся продемонстрировал способность применять знания для решения учебных и практических задач повышенного уровня сложности, если он набрал не менее установленного минимального критерия за выполнение заданий базового уровня и при этом набрал не менее установленного числа баллов за выполнение заданий повышенного уровня сложности.

В этом случае делается вывод об овладении опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, т. е. на повышенном уровне.

Разработка инструментария для итоговых работ может вестись в рамках нескольких моделей.

Первая, наиболее предпочтительная, модель предусматривает централизованную разработку инструментария для итоговых работ. При этом содержание работ может быть адаптировано уполномоченными представителями региональных структур с учетом региональных особенностей и особенностей образовательных программ начального общего образования, реализуемых образовательными учреждениями региона. Все вносимые изменения должны быть согласованы с федеральным центром.

Вторая модель силами уполномоченных на это региональных структур на основе централизованно разработанной спецификации и демоверсии .

Третья модель предусматривает разработку инструментария для итоговых работ силами образовательных учреждений на основе централизованно разработанной спецификации и демоверсии и при условии обязательного согласования с уполномоченными на это региональными структурами.

Для ознакомления с особенностями итоговых работ в следующих разделах настоящего пособия приводятся спецификации и демонстрационные материалы по математике и русскому языку, а также описание и два варианта комплексных работ на межпредметной основе. Измерительные материалы по остальным предметам будут представлены во второй части книги.

Суммируя сказанное, отметим следующие основные особенности подхода к разработке и использованию инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов.

Объектом стандартизированной итоговой оценки являются планируемые результаты освоения программ начального образования по двум основным предметным областям (математике и русскому языку) и двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»).

Оцениваются способности выпускников начальной школы решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи средствами математики и русского языка, а также сформированность отдельных универсальных учебных способов действий.

В процессе операционализации планируемых результатов уточняются требования к инструментарию, критерии оценки и конкретные требования к ответу ученика.

Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы: планирование итоговой работы; разработка заданий; конструирование проверочной работы; разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом; подготовка инструкций по проведению работы.

На этапе введения системы оценки достижения планируемых результатов предпочтение следует отдать централизованной разработке инструментария для итоговых работ с последующим созданием федерального банка заданий.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

(стандарты второго поколения)

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

Система оценки - сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступали обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Это определяло и основное направление системы оценки - оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора. Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

К основным результатам начального общего образования стандарт относит

Формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

Воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Оценка, как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Еще одна особенность предлагаемой системы оценки - уровневый подход к представлению планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.

Стандарт устанавливает три основные группы результатов:

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности - познавательные, коммуникативные - и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Измерительные материалы для итоговой оценки.

Итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся за годы обучения в начальной школе, и результатов итоговых проверочных работ.

Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа. Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям

. по уровню проверяемых знаний , умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.

Повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов, или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.

. по форме ответа : задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);

Пример

Планируемый результат: применять правила правописания (в объеме содержания курса).

Умение: находить орфограммы в словах.

Задание базового уровня

Слова: водичка, цветы, поле, золото, крик, лесной, страна, большой .

Критерий достижения планируемого результата: подчеркнуто не менее четырех нужных букв, при этом в словах «поле» и «крик» буквы не подчеркнуты.

Задание повышенного уровня

Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо. Стало темно. Началась сильная гроза. Буря гнула и ломала деревья.

Критерий достижения планируемого результата: подчеркнуты не менее шести букв, ошибочных подчеркиваний нет.

Умение: группировать числа по заданному основанию (основаниям).

Задание 15 базового уровня

Из чисел 2227, 36, 1116, 566, 1806, 26, 47 выпиши:

четные двузначные числа:

четные четырехзначные числа:

Ответ: четные двузначные числа: 36, 26; четные четырехзначные числа:

Задание 16 повышенного уровня

На доске записаны числа: 45, 24, 50, 34, 15, 54.

Запиши эти числа в соответствующие клетки следующей

При использовании заданий с выбором ответа или кратким ответом чаще всего критерием достижения является только правильный ответ (например, выбор или самостоятельная запись ответа по математике).

К заданиям с развернутым ответом всегда разрабатываются критерии оценивания. Можно выделить два подхода для разработки критериев : аналитический, при котором ответ ученика разбивается на части по содержанию или проверяемым умениям и оценка определяется в соответствии с числом элементов в ответе ученика, и интегральный, при котором весь ответ оценивается по полноте и правильности.

. по используемым средствам при проведении работы : задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;

. по форме проведения работы : задания для индивидуальной или групповой работы.

Выполнение всех заданий базового уровня оценивается одним баллом, независимо от типа и сложности заданий. Оценка осуществляется на основе правила: «достиг - не достиг планируемого результата, достижение которого оценивается данным заданием».

Решение об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня.

При этом следует иметь в виду, что согласно принятому подходу к итоговой оценке подготовки выпускников невыполнение учащимися заданий повышенной сложности не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

  1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.

  1. Выпускник овладел опорной системой знаний необходимой для продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.

Оценка выполнения заданий и работы в целом

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций.

  1. В заданиях с выбором ответа из четырех предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
  2. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.

3. Выполнение каждого задания базового уровня сложности

1 балл (верно) — указан только верный ответ;

0 баллов — указан неверный ответ или ответ отсутствует.

4. Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности (№ 17—22) оценивается по следующей шкале:

2 балла — приведен полный верный ответ;

1 балл — приведен частично верный ответ;

0 баллов — приведен неверный ответ или ответ отсутствует.

Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимся за выполнение всех заданий. Максимальный балл за выполнение всей работы — 29 (за задания базового уровня сложности — 15, повышенной сложности — 14 баллов).

Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы 9 баллов и менее, т. е. выполняет правильно менее 65 % заданий базового уровня, то он имеет недостаточную предметную подготовку для решения задач средствами математики. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении курса математики основной школы.

Если ученик получает от 10 до 20 баллов, этот результат свидетельствует об усвоении опорной системы знаний по математике, необходимой для

продолжения образования в основной школе, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных на опорном учебном материале.

При получении более 20 баллов (21—29 баллов) учащийся демонстрирует усвоение опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

диктанта

Оценка выполнения учащимся итогового диктанта строится по принципу «не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном уровне». Результат написания диктанта учащимся оценивается как «справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более шести ошибок (с

учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило», объясняемом ниже в первом критерии), «справился на повышенном уровне», если учащийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и тоже правило).

При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:

  1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например, в приведенном тексте диктанта встречается 24 примера на орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», если ученик допустил ошибки в трех словах с данной орфограммой, то они приравниваются к одной ошибке: стоит, хорошо, весеннюю (подчеркнуты три ошибки, но засчитываются они как одна ошибка), если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, например, в словах теплом, дождя, появилась, зелёная, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика, например, небольшой словарный запас, неумение подобрать проверочное слово, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т. п.
  2. Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы.
  3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.

Оценка выполнения проверочной работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания.

  1. Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня.
  2. Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня. Выполнение этих заданий свидетельствует о том, что кроме усвоения необходимых для продолжения обучения в основной школе знаний, умений, навыков и способов работы, обучение повлияло и на общее развитие учащегося.
  3. Определяется общий балл учащегося.

Максимальный балл за выполнение всей работы — 26 баллов (за задания базового уровня сложности — 14, повышенной сложности — 12 баллов).

Если ученик получает за выполнение всей работы 8 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по русскому языку.

Если ученик получает от 9 до 16 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

При получении более 16 баллов (16—26 баллов) учащийся демонстрирует способность выполнять по русскому языку задания повышенного уровня сложности

Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В случае, если полученные ребенком итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой

Отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

Определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.

Основой пособий данной серии являются профессионально разработанные на основе теории педагогических измерений стандартизированные измерительные материалы.

Стандартизированные измерительные материалы для оценки образовательных достижений – это:

  • надежные измерительные характеристики, обеспечивающие объективность и достоверность оценки;
  • возможность сравнить полученные результаты со средними показателями российских школ;
  • программная поддержка обработки и анализа результатов.

Комплект для проведения итоговой аттестации в начальной школе включает в себя:

1. Пособие для учителя

В пособии для учителя даются методические рекомендации для проведения итоговой работы по предмету для выпускников начальной школы, описываются цели итоговой работы, структура и содержание каждого варианта, особенности заданий, также приводятся рекомендации по проверке и оценке результатов выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом. Сформулированы предложения по интерпретации и использованию результатов, достигнутых учеником и классом в целом.

К пособию прилагается компакт-диск с компьютерной программой для ввода и обработки результатов выполнения итоговой работы учащимися.

2. Пособие с вариантами итоговой работы для учащихся (раздаточный материал)

Пособие содержит два варианта итоговой работы, которые легко разделить на отдельные тетради и использовать в классе в качестве раздаточного материала. Итоговая работа направлена на оценку достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

3. Пособие по оценке профессиональной компетентности учителей

В пособии рассматриваются основные подходы к оценке профессиональной компетентности учителей начальной школы в области преподавания математики. Приводятся варианты контрольных измерительных материалов с системой оценивания выполнения заданий, разработанные в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального, среднего профессионального и начального общего образования.

Книга может использоваться для оценки готовности учителей начальной школы к реализации образовательных стандартов второго поколения. Издание адресовано специалистам, занимающимся проблемами оценки качества образования. Будет полезно специалистам системы повышения квалификации педагогических кадров, преподавателям образовательных организаций педагогического профиля, учителям начальной школы, руководителям образовательных организаций и студентам педагогических ВУЗов.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...