К определению понятия "парадигма". Суть понятия «парадигма


Парадигма – общепризнанные научные достижения, на основе которых разворачиваются философские, религиозные или научные теории. Для ученых это мир истин, которые не подлежат никаким сомнениям. Иными словами, парадигма представляет собой определенные границы, в которых находится все известное, доказанное и принятое всеми.

Откуда появляется?

Все парадигмы создаются людьми. Парадигма сформирована тогда, когда большинство людей, разбирающихся на одном уровне в одной теме, пришли к общему соглашению, т.е они начинают считать данную теорию наилучшей в объяснении предмета изучения (любая область из нижеперечисленных).

С конца шестидесятых годов двадцатого века данное слово используют, чтобы обозначить первоначальные мировоззренческие схемы, модели определения проблем и их решения, способов исследования, преобладающих в течение каких-то исторических периодов времени среди ученых.

Что определяет парадигма:

  • Предметы и явления, которые стоит исследовать.
  • Необходимые для изучения вопросы в какой-то области.
  • Как необходимо провести структуру этих вопросов?
  • Какие предположения можно делать в границах общепризнанной теории?
  • Что стоит изменить в результатах научных исследований?
  • План и оборудование для эксперимента.

Виды парадигм

Парадигмы могут быть в:

  • Философии . В ней парадигмы являются шаблонами мышления в виде теорий, приемов исследования, постулатов и стандартов. Благодаря которым и создаются дальнейшие построения, обобщения и эксперименты в данной области.
  • Религии . Разные веры в разных Богов.
  • Науке . Научные парадигмы фиксируются в школьных и других учебниках, записях ученых. Они на долгое время определяют научные области, в которых есть проблемы и как их нужно правильно решать. Как правило, ученые выбирают и следуют одной парадигме. Спустя какое-то время, после кризиса нормальной науки, ученые могут сменить парадигму, перейти от одной к другой.
  • Политологии . Задает направление изучения политики, в соответствии которой человек, опираясь на правила, политические теории и идеи, занимается решение определенных проблем.
  • Риторике . В качестве примера для сравнения можно использовать басню и параболу.
  • Образовании . Совместимость различных теорий, понятий, правил и идей, в известные периоды признанные педагогической общественностью и находящиеся в основе научных исследований.
  • Программировании . Комплексность идей и понятий, который определяет стиль написания компьютерных программ и организацию вычислений и структуры, выполняемой компьютером.
  • Лингвистике . Используется для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства и присущие свои грамматические категории, такие как: склонение и спряжение.

Парадигмы бывают:

  • Абсолютными . Они доказаны учеными и другими исследователями, которые для доказательства своих теорий проводили различные эксперименты.
  • Общепринятыми . К ним относятся господствующие методы принятия решения, которые принимает и не оспаривает огромное количество людей.
  • Личными . Определенные субъективные модели поведения разных людей, сформировавшиеся от личного опыта, от влияния в детстве, на примере от кого-то. Утвержденная субъективная точка зрения конкретно взятого человека.

Примеры

Индивидуальная (личная) парадигма может быть сформирована в детстве, даже если человек совсем этого не помнит – в сознании воспоминания стерты, но в подсознании сохранены.

Например, двум друзьям поступает предложение об очень выгодном бизнесе. Первый друг в детстве жил вместе с отцом-бизнесменом и постоянно видел в деле своего папы только плюсы: деньги, успех, карьера, знакомство и общение с новыми людьми, путешествия и т.д.

И у него в памяти плотно закрепилась парадигма «бизнес – успех».

А второму другу в детстве отец регулярно рассказывал про своего отца, которые все потерял из-за бизнеса и остался под старость лет с кучей долгов. У второго появилась парадигма «бизнес – потеря всего». Кто из этих двух друзей, будучи уже во взрослом возрасте, примет предложение о выгодном бизнесе? Вероятнее, только первый друг. Даже если второй и согласится заняться своим бизнесом, то скорее всего, из-за заложенных парадигм на подсознательном уровне, он все потеряет, заранее имея неправильный настрой. Это и есть личная парадигма.

Общепринятые парадигмы создаются из мнения большинства людей. Если какая-то теория широко признана среди большого количества сторонников, то это общепринятая парадигма. Например, благотворная парадигма конституционного курса России в 1993 году и общая парадигма программирования.

К абсолютным парадигмам относятся такие истины, как: гравитация, планета Земля имеет форму шара, человеческая эволюция, любые неоспоримые истины и природные явления.

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - I) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; 2) исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении; 3) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 356.

ПАРАДИГМА - образец или модель; система понятий, с помощью которых описываются общественные черты какого-либо явления, системы; исходная концепция, исходные базовые принципы или минимальный набор основополагающих требований, на которых строится дальнейшее исследование, политическая, культурная, образовательная и иная деятельность.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 268.

Парадигма (Шапарь, 2009)

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - система основных научных достижений - теорий, методов, по образцу которых организуется исследовательская практика специалистов в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.

Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: 1) препарадигмальный - предшествующий установлению парадигмы; 2) этап господства парадигмы - «нормальная наука», 3) этап кризиса и научной революции, заключающийся в смене парадигмы, в переходе от одной к другой.

Парадигма (Осипов, 2014)

ПАРАДИГМА - совокупность философских, общетеоретических и метатеоретических оснований науки. Термин введен Т. Куном . Согласно концепции Куна тот или иной качественный этап в развитии науки - результат не эволюции, а революции. Ключевым понятием этой концепции является понятие «Парадигма». Оно неоднозначно. Неоднозначно и отношение различных групп ученых к этому понятию. Сложилось различное отношение к философии науки Куна и исходному ее понятию - «парадигма».

Парадигма (Грицанов, 1998)

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "парадигма" в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну.

Парадигма (Кириленко, Шевцов, 2010)

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - в широком смысле - модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца. В древности термин «парадигма» использовался для характеристики идей - «образцов» создания мира. Термин стал широко использоваться в современной философии и методологии науки для характеристики эталонов научного исследования после опубликования Т. Куном в 1962 году книги «Структура научных революций». Вместе с тем смысл понятия «парадигма» неоднозначен и допускает возможность различных интерпретаций.

Парадигма педагогическая

ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «парадигма» введено американским историком Т.

Парадигма (Подопригора, 2013)

ПАРАДИГМА [греч. …- пример, образец] - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым Бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин «Парадигма» в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, но подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну.

Парадигма (Конт-Спонвиль, 2012)

ПАРАДИГМА (PARADIGME). Особенно яркий пример или модель, служащая эталоном мышления. Так понимали слово «парадигма» (paradeigma) Платон и Аристотель; сегодня это его значение используется в эпистемологии или истории науки. Парадигма - одно из основных понятий, используемых Томасом Куном (192) («Структура научных революций»). Это совокупность теорий, технических приемов, ценностей, проблем, метафор и т.

paradigms) П. наз. правила или предписания, к-рые устанавливают границы и направляют действия к успешному достижению цели. Историк науки Томас Кун обратил внимание на роль П. для научного мира, считая, что они в полной мере соответствуют только миру физ. науки. П. в действии эквивалентны набору базовых идей или понятий, направляющих поведение индивидуума, а следовательно, задающих параметры стандартного способа функционирования в отношении цели или характера работы, и становящихся способом выполнения данным индивидуумом к. л. дел или способом решения к.-л. проблемы. П. обнаруживаются в любой культуре. Каждой культуре присущи собственные нормы, определяющие границы приемлемого поведения и становящиеся надлежащими способами выполнения тех или иных функций. Изменение паттерна и - как следствие этого изменения - отклонение от установленных норм в к.-л. ситуации Баркер называл "сдвигом парадигмы,... переходом к новой игре, к новому набору правил". В каждом поколении инициаторами подобных изменений становились нонконформисты, к-рые сильно рисковали при этом, поскольку П. означают согласованность, а их сдвиги вызывают неразбериху. Простым примером сдвига парадигмы яв-ся желание именинника поставить на стол не традиционный торт, а сладкий пирог: отказ от традиционного торта не что иное, как сдвиг П. Институт семьи До 40-х гг. на рынке труда было очень мало женщин, причем большинство из них занимались канцелярской работой. Перед Второй мировой войной господствовала П., согласно к-рой женщина должна заниматься домом и детьми, а зарабатывать на хлеб - обязанность мужчины. К 1950 г. произошел сдвиг П. Женщины стали приобретать различные специальности и начали работать, чтобы в семьях появилось немного "свободных" денег, однако позднее, в период экономического спада, вторая зарплата стала необходимым условием выживания. Религия Большие изменения произошли и в религиозных обычаях, напр. в деятельности католической церкви после Второго Ватиканского собора. Среди прочих изменений можно назвать проведение литургии на родном языке, концепцию экуменизма, причащение после принятия пищи, уменьшение количества статуй, личное покаяние и расширение подготовки местных кадров духовенства. Подобные нововведения вызвали активное сопротивление. Ритцер, в своих комментариях к оригинальной работе Куна, писал: "Побеждает та парадигма, к-рой удается привлечь на свою сторону наибольшее количество неофитов". По мере того как новые понятия приобретают все больше и больше последователей, сопротивление изменениям П. идет на убыль, и она принимается. К числу общепризнанных в наши дни теорий когнитивного роста и развития, к-рые некогда были парадигматическими, принадлежат теории Э. Эриксона, З. Фрейда, Ж. Пиаже и Л. С.Выготского. Др. П. в образовании, касающаяся интеллекта, осн. на теориях Ч. Спирмена, Дж. П. Гилфорда, Л. Л. Терстоуна, Р. Дж. Стернберга, Г. Гарднера и на мн. др. теориях. Для каждой из них характерны определенные методологические правила и ограничения, а тж стандарты, модели и процедуры, и каждой из них есть место под таким большим "зонтом", каким является образование. Баркер утверждал, что "увязка всех этих П. имеет решающее значение для успешной и долгой жизни любой культуры и орг-ции". Нек-рые парадигмы "приживаются" с большим трудом, а другие принимаются на удивление быстро. Если потребность в перемене велика, сдвиг П. обычно не заставляет себя ждать. Вся многовековая история человечества отмечена сдвигами П. До тех пор пока будут рождаться новые идеи и концепции, будут возникать и сдвиги П., направленные на удовлетворение потребностей людей. См. также Автоматизация, Каузальное мышление, Кодирование, Культурный детерминизм, Человеческие факторы, Теория обработки информации, Интуиция, Философия науки, Теория систем, Теоретическая психология П. Кэрич

Совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации научных исследований. Понятие П. введено в современную философию науки Т. Куном для объяснения функционирования "нормальной науки". Согласно Куну, развитие науки проходит несколько этапов. Предпарадигмальный этап развития науки характеризуется наличием множества теоретических направлений, разнообразием методологических подходов. На этом этапе отсутствует какая-либо единая теоретическая концепция, ориентирующая деятельность научного сообщества. Этап т. н. "нормальной науки" характеризуется принятием устойчивой и признанной всем научным сообществом П. Основная концептуальная нагрузка П. заключается в том, что она, с одной стороны, исключает все не относящиеся к П. и не согласующиеся с ней концепции, теории, методы, с другой стороны, она ориентирует научное сообщество и исследовательскую деятельность на использование теории для предсказания новых феноменальных областей, а также на усовершенствование самой П. посредством переинтерпретации имеющихся наличных теорий. Гарантией стабильности "нормальной науки" выступает ее консерватизм: вся исследовательская деятельность ведется в рамках принятой П. Но "нормальная наука" с течением определенного времени начинает переживать кризис. Последний связан с возникновением научных аномалий, приводящих к научным открытиям. Большинство научных аномалий возникает в строгом соответствии с парадигмальными правилами и требованиями. С открытием аномальных явлений начинается поиск решений, причем в основном поиск осуществляется в рамках данной П. с целью ее сохранения. "Любой кризис начинается с сомнения в парадигме и последующего расшатывания правил нормального исследования" (Кун). Завершение кризиса знаменуется научной революцией, сущность которой заключается в возникновении новых П. Новые П. качественно несоизмеримы со старыми и некумулятивны. "Научные революции рассматриваются здесь как такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой" (Кун). В результате принятия новой П. значительно изменяется совокупность принятых научным сообществом норм, ценностей и установок. В связи с неопределенностью понятия П., связанной, в первую очередь, с противоречием логической и психологоисторической коннотаций термина, Кун в дальнейшем эксплицировал первоначальные характеристики П. через дисциплинарную матрицу Дисциплинарная матрица включает несколько элементов: во-первых, символическое обобщение законов. Символическое обобщение помогает научному сообществу формализовать основные теоретические положения. Во-вторых, Кун выделяет "метафизический" компонент П. - систему методологических принципов, используемых для интерпретации этих законов. Втретьих, набор стандартизированных инструментов и методов для решения типичных проблем. Примерами П. могут служить аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, ньютоновская механика, эйнштейновская теория относительности. Понятие П. используется в современных социально-философских теориях для диагноза ее наличного состояния и предсказания перспектив, хотя вряд ли можно однозначно говорить о применимости П. как единой системы норм, установок, ценностей к социально-философским теориям. Т. X. Керимов

Определения, значения слова в других словарях:

Словарь Логики

Парадигма(от греч. paradeigma - пример, образец) - совокуп­ность теоретических и методологических положений, принятых на­учным сообществом на известном этапе развития науки и исполь­зуемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследо­вания, интерпретации, оценки и...

Философский словарь

(от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и...

Философский словарь

(греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и...

Философский словарь

1. Совокупность теоретических, методологических, ценностных и иных установок, принятых на каждом этапе развития науки (понятие введено американским ученым Т. Куном); 2. В широком смысле, исходная концептуальная идея, ценность как схема или.своего рода карта местности, помогающая...

Философский словарь

Одно из ключевых понятий современной философии науки. Введено Куном. Обозначает совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Понятие П. коррелятивно понятию научного сообщества:...

Новейший философский словарь

ПАРАДИГМА (греч paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических,...

Парадигма (от греческого paradeigma) - образец, модель, образец, пример.
Совокупность научных достижений, признанных научным миром в определенный период времени и служащих основой и образцом для новых научных исследований. Парадигма с одной стороны исключает все не относящиеся и не согласующиеся с ней концепции, теории, с другой ориентирует научное сообщество на использование теории для поиска нового, что в свою очередь ведет к усовершенствованию самой парадигмы.

«Парадигма - это наш способ воспринимать мир, она для нас - как вода для рыбы. Парадигма объясняет нам мир и помогает предсказывать его поведение» (экономист и философ Адам Смит «Сила ума» (Powers of the Mind)

Примеры парадигм

  • В физике:
    невозможно превысить скорость света в вакууме.
    перемещение электромагнитного излучения в вакууме - данность.
  • В космологии:
    развитие и эволюцию Вселенной начинается с момента Большого взрыва.
  • В космогонии:
    планеты и их спутники возникли в результате уплотнения газопылевого облака.
  • В искусстве:
    сочетание гармонии, текстуры, формы и содержания.
  • В политике
    преобладание прав личности над правами государства, равенство всех перед законом
  • В экономике
    основа - рыночные отношения
  • Игра
    чёткие правила, способность решать проблемы, критерий успеха

«Парадигма - основной способ восприятия, осмысления реальности. Парадигма редко формулируется в явном виде, она подразумевается и передается следующим поколениям через культуру и непосредственный опыт, а не за счет обучения» (специалист Стэнфордского исследовательского института У. Хармон )

Научная революция - смена парадигмы

С течением определенного времени наука начинает переживать кризис. Кризис начинается с сомнения в парадигме. Завершение кризиса знаменуется научной революцией, сущность которой заключается в возникновении новых парадигм.

Примеры научной революции

- Аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от античности до позднего Средневековья. Физические и математические открытия ХVI, XVII веков Галилея, Декарта и Ньютона произвели научную революцию и в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика, которую в начале затем сменила релятивистская физика с теорией относительности и
- Децентрализация. Старые правила требовали централизации, сложной иерархии. В итоге появивлись серьезные проблемы. И тогда выяснилось, что есть иной способ справляться с проблемами - децентрализовать организацию и упростить ее структуру.

Выбор редакции
Солдаты, одетые в костюмы химической защиты, пробираются через туннель в Кэмп Стенли, Южная Корея. В Корее угроза «туннельной войны» со...

Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...
Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...