Как менялось наказание за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Досье


ТАСС-ДОСЬЕ. По данным Госавтоинспекции МВД России, с июня 2014 года по май 2015 года в России по вине нетрезвых водителей произошло 15 994 дорожно-транспортных происшествий (ДТП) (8,2% от общего числа аварий), в них погиб 3181 человек, ранены 22 468 человек.

Впервые в мире водитель был наказан за вождение в пьяном виде 10 сентября 1897 года. Тогда, как сообщала газета The Morning Post, лондонский таксист Джордж Смит не справился с управлением и врезался в дом. Водитель признался, что перед аварией выпил "две или три кружки пива". В результате ДТП он был оштрафован на 20 шиллингов.

В СССР до середины 1950-х гг. водителей, совершивших аварию в состоянии алкогольного опьянения, наказывали на общих основаниях с трезвыми водителями. 24 мая 1956 года постановлением Совета министров РСФСР "О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте" впервые была введена административная ответственность за управление в нетрезвом состоянии автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом в виде лишения водительского удостоверения на один год.

19 июня 1968 года президиум Верховного Совета РСФСР двумя указами ужесточил наказание за вождение пьяном виде. В случае повторного нарушения, совершенного в течение года, водитель наказывался лишением свободы на срок до одного года, исправительными работами или штрафом (статья 211.1 УК РСФСР). Если повторное нарушение было совершено уже после возвращения водительского удостоверения, в течение трех лет, водитель снова лишался прав - на срок до трех лет.

20 июня 1984 года Верховный Совет РСФСР ввел в действие Кодекс РСФСР об административных нарушениях (КоАП РСФСР), в котором (статья 117) разрешалось наказывать за пьяное вождение (или передачу управления пьяному водителю) не только лишением прав, но и штрафом в размере от 30 до 100 рублей. За повторное нарушение после возврата прав сохранялось прежнее наказание.

В 1992 году статья 211.1 УК РСФСР была отменена. Тогда же конкретные денежные штрафы были заменены в КоАП РСФСР на эквиваленты в виде минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). За вождение в состоянии алкогольного опьянения было положено лишение прав на год или штраф в размере от одного до двух МРОТ. За повторное нарушение в течение года следовало лишение прав сроком от 1 года до 3 лет или штраф от двух до четырех МРОТ. Федеральным законом от 3 апреля 1997 г. штрафы были увеличены до 8-12 и 10-15 МРОТ за первое и повторное нарушение соответственно.

1 января 2002 года вступил в силу КоАП РФ, в котором наказание за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения было прописано в статье 12.8. В нем не было предусмотрено отдельного наказания за повторное нарушение. За пьяное вождение полагался штраф в размере от 10 до 20 МРОТ или лишение прав на срок в 1 год. 28 июля 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, отменяющий штрафы как альтернативу лишению прав, при этом срок лишения был установлен в 1,5-2 года. 24 июля 2007 года Владимир Путин вернул наказания за повторные нарушения: лишение прав на срок до 3 лет, административный арест на срок до 15 суток или штраф в размере до 5 тыс. рублей для лиц, которые не могут быть подвергнуты административному аресту.

23 июля 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, еще более ужесточающий эту норму КоАП: к лишению прав был добавлен штраф в размере 30 тыс. рублей.

При этом вплоть до 2009 года за ДТП, приведшее к смерти или тяжкому вреду здоровья человека, виновные в них пьяные водители несли наказание, как правило, по статье "причинение смерти по неосторожности" (статья 109 УК РФ).

13 февраля 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, вводивший уголовную ответственность за пьяное вождение в случае, если оно повлекло за собой смерть или причинение тяжкого вреда здоровью человека. Оно предусматривало наказания на срок до 9 лет, в зависимости от тяжести совершенного преступления, и лишение прав на срок до 3 лет. В 2011 году в качестве альтернативы тюремному заключению суд получил право назначать нарушителю меру пресечения в виде принудительных работ.

31 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения". Согласно поправкам, с 1 июля 2015 года водители, которые были повторно пойманы за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, уже подлежат уголовной ответственности и могут быть наказаны штрафом в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или лишением свободы на срок до 2 лет с лишением прав до 3 лет. Ужесточены наказания для водителей, которые в нетрезвом виде совершили ДТП, приведшее к гибели одного человека: теперь их нельзя будет приговорить к тюремному сроку меньше 2 лет. Также всем подобным нарушителям будет запрещено законом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Максимальное содержание алкоголя в крови

Отдельно регулировалось само определение состояния алкогольного опьянения. 7 июня 1974 года СССР ратифицировал Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года, в которой было отмечено, что страны могут самостоятельно устанавливать максимальное содержание алкоголя в крови у водителей, но не более 0,8 промилле. Эти нормы в СССР несколько раз менялись. Так, в 1988 году Минздрав СССР издал указ, согласно которому допустимая норма содержания алкоголя в крови составила 0,2 промилле. 14 июля 2003 года министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко подписал приказ, повысив предельно допустимую норму содержания алкоголя в крови у водителей до 0,5 промилле. Вступивший в силу 1 июля 2008 года Кодекс о административных правонарушениях РФ снизил этот предел до 0,3 промилле. 23 июля 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о "нулевом промилле", отменившим норму допустимого содержания алкоголя в крови. 23 июля 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон об изменениях в КоАП, вновь вводящий предельно допустимую концентрацию алкоголя в размере 0,16 промилле.

Вождение в нетрезвом виде, под шафе, в состоянии алкогольного опьянения, по пьяни, все это как не назови является одним и тем же... В любом случае, все это ни к чему хорошем не приводит! Если кто-то в этом уже убедился, или знает такие примеры, то наверное уже сейчас начнет изучать материал нашей статьи...
Как вы уже заметили, наша статья называется несколько саркастически, все дело в том, что за такое правонарушение как езда в пьяном виде, то есть в состоянии алкогольного опьянения, водителю положен не только штраф, но в этом случае применяется и административное наказание - в виде энного срока лишения прав. То есть штраф может быть не самым страшным наказанием, если водитель зависит от прав, от наличия у него водительского удостоверения.
Итак, с 1 сентября 2013 года, в нашей стране, кроме лишения водительских прав, дополнительно введен и штраф. А с 1 июля 2015 года, еще и уголовная ответственность (при повторном нарушении)! Чтобы не лукавить, все же скажем, что штраф может быть наложен в замен ареста, при повторном правонарушении, но только в отношении категории лиц не подпадающих под арест. Обо всем этом мы и поговорим подробнее в данной статье.

Уголовная ответственность за ДТП в пьяном виде с жертвами (264.1 УК РФ)

Надо заметить, что если произойдет ДТП по вине пьяного водителя с жертвами (тяжкое причинение вреда здоровью или смерть), то в этом случае предусмотрено лишение свободы на срок от 2 до 7 лет. В случае, если погибли 2 человека и более, то срок составит уже от 4 до 9 лет. В этом случае управление ТС в нетрезвом виде будет отягощающим обстоятельством. Этот факт следует все из той же статьи 264.1 УК РФ.

Срок лишения прав (водительского удостоверения) за ряд нарушений связанных с управлением в нетрезвом виде

Если же у вас зафиксировано правонарушение в тот момент, когда к вам применено уже другое административное наказание, то есть, например, тоже лишение за езду в пьяном виде, которое к вам применили в течении ближайшего года, то срок согласно статьи 37.2 "Исчисление срока лишения специального права", часть 3 КоАП РФ...

ГИБДД все чаще проводит рейды по отлову нетрезвых водителей на дорогах страны. По этой причине ежегодно лишаются прав тысячи людей. Но причины не важны: случилось ли что-то, нужно было срочно куда-то приехать или забрать кого-то, важно то, что в состоянии алкогольного опьянения за руль в нашей стране садиться запрещено. Это опасно не только для самого водителя, но и для окружающих людей. Чем грозит управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, виды наказаний и регулирующие их правовые акты расскажем в статье.

Все по закону

Наказание за управление ТС в состоянии регулируется Кодексом административных правонарушений и Уголовным кодексом РФ. Особенно часто обращаются к статьям 12 и 25 КоАП и 264 статье УК РФ.

Конечно, если пьяного водителя не поймали за рулем представители правоохранительных органов, и тот факт, что он находился пьяным за рулем, не зарегистрирован, то никакого наказания не последует. Это останется только на совести самого водителя. При этом, если остановленный водитель, управляющий любым транспортным средством, имеет невыраженные признаки опьянения либо не имеет их вовсе, то его попросят пройти медицинское освидетельствование (подышать в трубочку, как это называют в простонародье), чтобы выявить дозу алкоголя в крови (до значения 0,16 промилле водителю ничего не грозит). Если же по нему невооруженным взглядом видно, что он пьян, а именно не может устоять на ногах, от него специфически пахнет, глаза красные, несвязная речь, то медицинское освидетельствование могут проводить уже в полицейском участке, так как по месту остановки такие водители часто бывают неадекватны.

Медицинское освидетельствование проводится при свидетелях. Прибор должен иметь необходимые документы и быть упакован. Процедура может проводиться один или несколько раз, по желанию представителя ГИБДД или самого водителя. Если последний отказывается от медицинского освидетельствования, даже если он не пьян, то его ждет наказание в виде административного ареста до 15 суток, штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на срок до 2 лет. Также при отказе по месту остановки водитель может пройти освидетельствование в медицинском учреждении, куда он будет доставлен вместе с сотрудниками правоохранительных органов. В случае если водитель трезвый, его отпускают без претензий. Если доза алкоголя превысит допустимую норму (0,16 промилле), то далее следует наказание, которое зависит от некоторых обстоятельств.

Наказание за вождение в нетрезвом состоянии

  • Лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.
  • Денежное взыскание в размере 30 тыс. руб. (он не попадает под закон, разрешающий платить 50% суммы штрафа в течение первых 20 дней после выписки постановления).

Даже если владелец ТС не сам сидел за рулем, а посадил за руль, например, друга в пьяном виде, наказание будет равноценно для обоих.

С недавнего времени появилась статья в КоАП, которая устанавливает наказание для пьяных велосипедистов и водителей скутеров/мотоциклов. Для них предусмотрено денежное взыскание в размере от 1 000 до 1 500 р.

Отягчающие обстоятельства при поимке в пьяном виде

Отягчающими обстоятельствами при поимке водителя пьяным за рулем являются:

Любое из перечисленных обстоятельств только увеличит административное наказание либо же вовсе приведет к уголовной ответственности.

Когда грозит уголовное наказание за управление в нетрезвом виде

Уголовное наказание предусмотрено за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения в следующих случаях:

  1. Повторное управление автомобилем в состоянии опьянения после возвращения прав за первичное нарушение, приравнивается к грубому нарушению закона и может караться различным видом наказания: денежным взысканием (от 200 тыс. руб.), принудительными общественными работами (до 480 часов в качестве дополнительного или до 2 лет в качестве основного наказания), лишением свободы (до 2 лет).
  2. Езда без прав в состоянии опьянения также регулируется УК РФ. При этом наказание будет такое же, что и в предыдущем случае.
  3. Настоящий уголовный срок назначают водителям, которые в пьяном виде сели за руль и стали виновниками ДТП с человеческими жертвами. Им грозит лишение свободы на срок от 4 лет либо принудительные работы от 2 лет (в зависимости от тяжести повреждений пострадавшего или количества жертв), лишение прав – до 3 лет.

Исходя из вышесказанного, следует вывод о том, что лучше вызвать такси или изначально ехать не на своей машине, если человек предполагает, что он будет употреблять алкоголь. Так как сев за руль пьяным, он может не только лишиться прав и получить штраф, но и покалечить или оборвать чью-то или вовсе свою жизнь.

С 1 июля 2015 года вводятся изменения в Уголовный Кодекс РФ, касающиеся нарушений правил дорожного движения. Теперь за повторное управление машиной в пьяном виде водителя посадят за решетку . Как считают автоинструкторы , любителей покататься подшофе давно пора приструнить, и делать это нужно при помощи Уголовного Кодекса.

Новый закон

Госдума в окончательном третьем чтении приняла закон, который ужесточает наказание за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. По новой инициативе, как подсказывают инструкторы по вождению , вводится уголовная ответственность для тех нарушителей, которые сели за руль пьяными повторно.

Причина ужесточения закона очевидна. Количество ДТП с участием пьяных водителей растет с каждым днем. Тысячи невинных людей гибнут в страшных авариях по вине нетрезвых автомобилистов. Лишение прав и немаленькие штрафы не помогают.

Напомним, что еще недавно штраф за пьяное вождение составлял 30 тысяч рублей и 50 тысяч за повторное пьянство за рулем. Но даже эти суммы не останавливали пьяных лихачей.

Именно поэтому было решено принять еще одну меру воздействия: изолировать нетрезвых водителей от общества, то есть просто сажать их в тюрьму.

Минимальное наказание за жертвы

Если по вине водителя в состоянии алкогольного опьянения произошло ДТП, в котором погиб человек, то автомобилиста ждет лишение водительских прав до трех лет и лишение свободы от двух до семи лет. Также водитель не сможет заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности на срок до 3-х лет. Отметим, что ранее срок тюремного заключения в этом случае не регламентировался, его назначал судья.

В случае смерти двух и более человек (опять же по вине пьяного) наказание будет следующим:

  • принудительные работы на срок до 5 лет, с одновременным лишением прав до трех лет;
  • или лишение свободы до 9 лет.

В обоих случаях водителя лишают прав на срок до 3-х лет.

Еще один вариант: тюремный срок от 4-х до 9 лет, лишение ВУ (на три года) плюс запрет на занимание некоторых должностей или запрет на занятие определенной деятельностью до трех лет.

Если в «пьяном» ДТП погибло несколько человек, то с 1 июля 2015 года водителю грозит лишение свободы на срок от 4 до 9 лет. Ранее в этом случае могло применяться альтернативное наказание: принудительные работы на период до 5 лет. К тому же минимальный тюремный срок не регламентировался, а устанавливался судом. С 1 июля это отменяется.

Повторное «пьяное» вождение = арест

Самое важное новшество — это уголовное наказание водителя за повторное управление ТС в состоянии алкогольного опьянения. Если раньше пьяные автомобилисты попадали только под статью 264, то сейчас их ждет новая статья 2641, по которой будут наказываться рецидивисты, совершившие административное нарушение повторно.

Итак, под новую статью попадают лица, которые управляли автомобилем или другим транспортным средством в пьяном виде, при этом они уже были подвергнуты административному наказанию за такое же нарушение.

Сюда же относятся лица, отказавшиеся проходить медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения после требования сотрудников ГИБДД или полиции, а также лица, которые уже имеют судимость за преступления, предусмотренные 264 статье УК (части 2, 4 и 6).

В этом случае наказание будет следующим:

  • штраф 200-300 тысяч рублей или в размере зарплаты (другого дохода) нарушителя (в нашем случае осужденного лица) за период от одного до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
  • либо обязательные работы на срок до 480 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
  • либо принудительные работы до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет;
  • либо тюремное заключение до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Когда действует УК?

В каких случаях на автомобилиста, попавшегося пьяным за рулем, может быть наложено наказание по Уголовному Кодексу РФ:

  • Водитель уже был лишен прав за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
  • Водитель повторно управлял автомобилем в пьяном виде, если с момента предыдущего нарушения (то есть лишения ВУ) не прошел один год.
  • Автомобилист имеет судимость за дорожное происшествие, которое он совершил, будучи в состоянии алкогольного опьянения. Кстати, судимость снимается через три года после завершения тюремного срока, не позже.

Не забывайте, что во всех вышеперечисленных случаях под алкогольным опьянением понимается и отказ от медицинского освидетельствования.

В итоге

Наказание за повторное вождение в состоянии опьянения:

  • Штраф 200-300 тысяч рублей
  • Денежное взыскание в размере годового/двухгодичного дохода осужденного
  • Принудительные работы до 2-х лет
  • Обязательные работы до 480 часов
  • Тюремное заключение до 2-х лет
  • Лишение водительского удостоверения на срок до трех лет в качестве дополнительного наказания

Напомним, что до 1 июля 2015 года водитель за вышеперечисленные нарушения получал штраф 50 тысяч рублей и лишался прав на 3 года.

Наказание за повторное управление ТС в пьяном виде становится по-настоящему серьезным. Согласитесь, штраф в размере 200 тысяч окажется губительным для любого семейного бюджета.

А что уж говорить о сроке на два года! Более того, не нужно забывать и про судимость. Ведь любая судимость в дальнейшем может вызвать немало проблем, например, при устройстве на работу.

Будем надеяться, что нововведения помогут очистить наши дороги от злостных нарушителей, употребляющих спиртное за рулем.

Будьте вежливы и аккуратны на дороге!

В статье использовано изображение с сайта avtomobilabc.ru

Причины вождения в нетрезвом состоянии, могут быть самыми разными. Начиная с вполне банального «хмель ударил в голову, захотелось покататься» и до «жена рожает, везу в больницу». К нашему глубокому сожалению, законодательство практически никак не дифференцирует степень ответственности водителя, который в совершенно невменяемом виде «выписывает кренделя» на скорости 180 км/час на сильно загруженной автомагистрали (чем явно ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников движения) от водителя, который «злоупотребив» одной бутылкой пива, переставляет машину в пустом дворе с соблюдением всех возможных в его ситуации мер предосторожности, на скорости 5 км/час. По санкции статьи 12.8 часть 1 КоАП РФ, оба водителя могут быть лишены прав управлять автотранспортными средствами и, скорее всего, на одинаковый срок - полтора года, а ведь не каждый пьяный за рулем одинаково опасен.

При этом почти 90 % водителей искренне признают себя виновными в суде и надеются на снисхождение суда (совершенно зря, кстати), даже не пытаясь защищаться. Они ошибаются, думая, что в суде невозможно доказать свою правоту и не знают, что суд не может назначить иного, кроме лишения прав, наказания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ. Однако, при составлении протоколов инспектор часто допускает нарушения действующего законодательства, притягивает факты «за уши», что позволяет использовать его ошибки в суде при защите своих прав. В большинстве случаев, грамотное построение защиты на нарушениях, допущенных инспектором, позволяет успешно прекратить дело в суде и вернуть водительское удостоверение. Ведь привлечение к ответственности может быть только законным, с соблюдением всей установленной законом сложной процедуры составления протоколов.

При построении защиты по рассматриваемой статье 12.8 КРФобАП, всегда нужно помнить, что эти правонарушения считается наиболее тяжкими из всех правонарушений, перечисленных главой 12 КРФобАП. Ответственность за их совершение практически вплотную приближена по срокам назначаемого наказания к уголовной ответственности. Указанное мнение по отношению к правонарушениям, связанным с вождением в нетрезвом виде, нашло свое отражение в пункте 9 Постановления Пленума ВС РФ № 18 от 24 октября 2006 года, который запрещает применять малозначительность при назначении наказания за это правонарушение, так как управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения транспортным средством, представляющим собой источник повышенной опасности, крайне существенно нарушает общественные правоотношения, охраняемые законом вне какой либо зависимости от действий правонарушителя, размера причиненного вреда, наступивших или не наступивших последствий и их тяжести.

Также следует учитывать, что в полном соответствии с ч.3 ст.3.8 КРФобАП, лишение прав может применяться и к лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, в случаях управления таковыми лицами автомобилем в состоянии опьянения.

Поэтому, признавать вину и уповать на прекращение такого дела по малозначительности не имеет ни малейшего смысла.

Вернуть права за вождение в нетрезвом виде можно во многих случаях. Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение инспектором порядка направления на медосвидетельствование, установленного действующим законодательством, или освидетельствования на месте. Если инспектор не соблюдал требования закона при оформлении материалов дела, то эти материалы не могут служить доказательствами по делу, поскольку в полном соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об АПН не допускается использование доказательств, которые получены с нарушениями закона.

При исследовании материалов административного дела следует учитывать, что в связи с тем, что сотрудником ДПС и врачом составляется значительное число протоколов и других юридических документов, в них вполне легко можно найти всевозможные внутренние противоречия, нарушения и другие процессуальные ошибки, позволяющие обоснованно поставить под сомнение правильность и законность всего процесса привлечения Вас как водителя к административной ответственности. Особое внимание необходимо обратить на соответствие времени и дат произведенных процессуальных действий, соблюдение их правильной логической последовательности и правильного порядка направления на медосвидетельствование, установленного законом, а также на присутствие двух независимых при производстве соответствующих процессуальных действий.

Наиболее часто инспектор допускает нарушение закона (ст.27.12 КоАП РФ) об обязательном участии при проведении процессуальных действий. обязан не просто подписать заранее составленные протоколы, а наблюдать весь процесс и результат проведенного сотрудником ДПС освидетельствования (на месте) на нахождение водителя в состоянии алкогольного опьянения, а равно согласие или же категорическое несогласие водителя с фактом проведения и результатами проведенного освидетельствования, с направлением водителя на медосвидетельствование. Если отсутствовали в этот момент, то вся процедура является незаконной и результаты освидетельствования не могут служить доказательствами Вашей виновности. Нами в судебных заседаниях при допросе многократно выявлялись незаконные факты раздельного участия во время проведения процессуальных действий. Такой проверке помогает обычный вопрос вызванному в суд понятому: «А Вы видели во время процедуры второго понятого?». Если отвечает, что кроме него, сотрудника ГИБДД и самого водителя абсолютно никого больше не присутствовало, то сама процедура освидетельствования или направления на медицинское освидетельствование нарушена грубейшим образом, ведь каждое процессуальное действие производится только однократно и соответственно раздельно, в различное время, никоим образом его наблюдать не могут.

Также периодически в качестве сотрудники милиции приглашают (или просто вписывают в составленный без протокол) заинтересованных лиц - которые являются знакомыми сотрудника ДПС или дружинниками, старательно забывая о том, что согласно статьи 25.7 КРФобАП понятым может быть исключительно незаинтересованное в каком-либо результате дела совершеннолетнее (то есть достигшее 18-тилетнего возраста) лицо (кстати, на возраст на момент освидетельствования при изучении материалов дела тоже стоит обратить пристальное внимание). Однако, если все-таки человек, указанный инспектором в качестве понятого, на самом деле при проведении соответствующего процессуального действия никоим образом не участвовал, то он с крайне высокой вероятностью совершенно спутается при правильном допросе о различных деталях якобы произведенного в его присутствии сотрудником милиции процессуального действия. В самом крайнем случае, если Вы абсолютно уверены, что подпись понятого была кем-либо подделана, требуйте проведения проверки и возбуждения уголовного дела (конечно, не от судьи, а в порядке, предусмотренном УПК РФ) и в рамках уголовного или административного дела проведения по соответствующей подписи экспертизы экспертом-почерковедом. Это поможет в последующем отменить незаконно вынесенное по вашему делу судебное решение по так называемым вновь открывшимся обстоятельствам.

После отстранения от управления транспортным средством, в первую очередь инспектор обязан предложить водителю пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, так называемое освидетельствование на месте (сокращенно — ОСАО).

Если инспектор не предложил Вам пройти ОСАО, а сразу предложил проехать на медосвидетельствование, то это требование будет незаконным и результаты медицинского освидетельствования не могут использоваться в качестве доказательств Вашей вины.

Это связано с тем, что в медучреждение инспектор имеет право направить водителя лишь в трех случаях:

  • Если водитель сам отказался от прохождения ОСАО;
  • Если водитель прошел ОСАО, но не согласен с его результатами;
  • Если инспектор не согласен с результатом проведенного освидетельствования.

Признаки опьянения, указываемые инспектором, не являются основанием для направление на медицинское освидетельствование без предложения пройти ОСАО.

В некоторых случаях обстоятельства, которые могут являться законным основанием для направления остановленного водителя на медосвидетельствование, сотрудником ДПС в протоколе об АПН не указываются. В некоторых регионах РФ до настоящего времени инспекторами ГИБДД используются бланки протоколов о направлении водителя на медосвидетельствование старого образца, в которых не предусмотрено указание данных обстоятельств.

Иногда сотрудники ГИБДД неверно указывают основания направления на медосвидетельствование. Чаще всего встречается указание на «отказ водителя пройти освидетельствование на месте», тогда как шофер от его прохождения совершенно не отказывался. Такое происходит, к примеру, при использовании инспектором не допущенного к применению технического средства. По мнению инспектора ГИБДД, это мероприятие является «предварительным» освидетельствованием. Тем не менее, такой процедуры КРФобАП не предусматривает и такие действия сотрудника ГИБДД могут расцениваться только как процедура ОСАО, проведенная с использованием не прошедшего поверку, сертификацию и не допущенного надлежащим образом к применению прибора. Также сотрудником милиции иногда может быть расценена как отказ от прохождения ОСАО запись шофера в акте освидетельствования «согласен пройти освидетельствование в медицинском учреждении». Однако, эта фраза никак не может содержать в своем тексте какого-либо отказа. Равно должен расцениваться вынужденный отказ водителя от ОСАО при неисправности или отсутствии надлежащего технического средства у экипажа ГИБДД. Факт наличия соответствующего технического средства можно легко проверить способом направления судебного запроса в отделение ГИБДД, поскольку каждая выдача инспектору приборов фиксируется письменно в соответствующем журнале. Иногда встречается указание в качестве якобы законного основания для направления на медосвидетельствование водителя по основанию его несогласия с результатами ОСАО в то время, как в самом акте ОСАО водителем было указано «согласен». Третье основание направления на МО сотрудник ГИБДД неправомерно выбирает как правило в случаях, если показания прибора были зафиксированы больше 0,0 мг/л, то есть не отрицательные.

Таким образом, одним из основных нарушенией, влекущим последствия в виде прекращения дела об АПН по ст.12.8 КРФобАП, является существенное нарушение порядка направления водителя на медосвидетельствование, а равно незаконность заявленных инспектором требований.

Даже если Вы никогда не употребляли алкоголь, это не гарантирует того, что при проверке на алкотестере он покажет абсолютную трезвость. Проблема в том, что каждый прибор имеет погрешность, которая должна учитываться при определении состояния нетрезвости у водителя. Однако, чаще всего погрешность учитывается частично или не учитывается вовсе, что может привести к лишению прав и вполне трезвого водителя, поскольку в настоящее время правительством вопреки законам биологии отменены нормы содержания паров этанола в выдыхаемом воздухе и при любом выявлении алкоголя в микроскопических дозах водитель признается пьяным.

Какую же погрешность в действительности имеют приборы, наиболее часто применяемые инспектором ДПС и врачами:

  • Lion Alcolmeter SD-400P: суммарная погрешность составляет 0,35 мг/литр для диапазона измерений от 0,00 до 0,475 мг/литр выдыхаемого воздуха;
  • АЛКОТЕКТОР PRO-100 combi: суммарная погрешность составляет 0,29 мг/литр для диапазона измерений от 0,00 до 0,475 мг/литр выдыхаемого воздуха;
  • Lion Alcolmeter 500: суммарная погрешность составляет 0,35 мг/литр для диапазона измерений от 0,00 до 0,475 мг/литр выдыхаемого воздуха.

Погрешность может учитываться исключительно в пользу водителя, поскольку какое-либо ухудшение его положения не допускается и любое сомнение подлежит истолкованию в пользу водителя. Таким образом, даже если показания прибора составляют 0,25 мг/л выдыхаемого воздуха, то с применением погрешности Вас нельзя признавать находящимся в состоянии опьянения. Однако, сотрудниками ДПС иногда не учитывается или указывается неверная погрешность прибора, что приводит к незаконному привлечению к административной ответственности.

Если Вы уверены, что не ехали пьяный за рулем, а инспектор или врач совершают в отношении Вас преступление - превышают должностные полномочия, подделывая показания прибора, то в этом случае, рекомендуется незамедлительно пройти независимое исследование выдыхаемого воздуха и биологических жидкостей (кровь, моча) на содержание алкоголя. Следует отметить, что не стоит предупреждать инспектора или врача о своем намерении пройти независимое освидетельствование, поскольку встречаются случаи, когда инспектор препятствует исполнению Вашего намерения, затягивая составление документов на несколько часов. С этим же связана необходимость исследования биологических жидкостей - алкоголь в них обнаруживается дольше, чем в выдыхаемом воздухе, поэтому суду впоследствии сложнее будет сослаться на естественное вытрезвление организма за истекшее время.

Если алкоголь в выдыхаемом воздухе содержится по причине болезни или употребления спиртосодержащих лекарств. В этом случае также рекомендуется пройти независимое освидетельствование, а также подготовить медицинские документы, подтверждающие наличие заболевания. Следует отметить, что ошибочный результат исследования действительно может быть получен только за счет небольших количеств этанола, адсорбировавшегося непосредственно на слизистой оболочке ротоглотки при употреблении накануне проведения исследования каких-либо спиртосодержащих лекарств. Это называется «фиксированный алкоголь». При употреблении минимальных количеств, например 10-20 капель спиртовой настойки пустырника, этанол адсорбируется непосредственно на слизистой оболочке ротовой полости, а также и глотки, после чего выделяется с выдыхаемым человеком воздухом в течение 10-20 минут в весьма значительной концентрации.

Также, ошибка может быть вполне обусловлена наличием в полости рта обследуемого либо в окружающей среде каких-либо примесей редуцирующих веществ. Так, наличие в окружающем воздухе в значительных концентрациях ацетона, бензина, выхлопных газов и других летучих веществ приводит к их вдыханию обследуемым с последующим введением с выдыхаемым обследуемым воздухом в реакционную камеру приборов-анализаторов и искажению результатов проведенного исследования. Кроме того, в течение 4-5 минут после курения на результаты проведенного исследования могут также оказывать существенное влияние выделяющиеся из дыхательных путей обследованного соединения углерода.

К сожалению, понятие «управление транспортным средством» действующим законодательством не регламентировано. Однако, по сложившейся судебной практике, правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ считается оконченным, если лицо, находясь в состоянии опьянении включило двигатель и привело автомашину в движение.

К примеру, Верховный суд РФ, при пересмотре дела гр.Белоусова, осужденного Кунгурским районным судом Пермской области по ч.2 ст.264 УК РФ, указал, что даже запуск двигателя с целью прогрева автомобиля еще не является управлением таковым (бюллетень ВС РФ № 5 за 1999 год).

При этом у всех на слуху случай, когда к административной ответственности по ст.12.8 КоАП РФ привлекли водителя, двигатель автомашины которого вообще находился в ремонте.

К сожалению, подобные факты очень тяжело доказываются. Случаи с возможностью подтверждения ремонта двигателя официальным документом достаточно редки, поэтому фактически основываться можно только на показаниях свидетелей, к которым традиционно велико недоверие судей. Ведь кто обычно является свидетелем, т.е. присутствует при задержании водителя? Обычно это родственники и друзья, находящиеся в машине, в том числе и при распитии спиртного в припаркованном автомобиле.

Тем не менее, постарайтесь в случае возникновения такой ситуации зафиксировать факт того, что двигатель автомобиля холодный. Если сотрудники ДПС оформляют протоколы с соблюдением формальностей и пригласили , то обратите внимание на температуру двигателя, откройте капот и предложите рукой оценить температуру (если двигатель действительно не заводился, конечно). можно будет принять за основу доказывания. Если же сотрудники ДПС в нарушение закона при оформлении ряда протоколов само является основанием к прекращению дела. При этом не лишним будет самому (или попросить присутствующих родственников, друзей) пригласить двух ранее незнакомых людей засвидетельствовать температуру двигателя (зимой может помочь еще и отсутствие следов протектора на свежевыпавшем снеге).

Не забудьте записать координаты и телефоны этих свидетелей, желательно также вписать их в протокол об административном правонарушении - показания незаинтересованных свидетелей будут иметь большее значение в суде.

На практике встречаются и случаи невнимательности сотрудников ДПС при проверке документов у остановленного водителя. Например, в нашей практике был случай, когда компания молодежи отдыхала на даче. Владелец автомобиля, на котором все приехали, «злоупотребил» алкоголем и спал. В это время его друзья взяли его автомобиль и поехали кататься по дачному массиву.

Когда их остановил патруль ДПС, водитель не смог предъявить документы, однако сотрудники милиции сами нашли в «бардачке» документы владельца автомобиля, спокойно спавшего на даче, и оформили в отношении него протоколы за отказ от медицинского освидетельствования.

Сидевший за рулем друг владельца автомобиля не смог по причине опьянения развеять ошибку сотрудника ДПС и утром владельца ждала неприятная новость. Нам удалось доказать показаниями свидетелей, что владелец автомобиля действительно не управлял им в указанное время. Дело было прекращено. В подобной ситуации существенное значение имеют показания настоящего нарушителя, которому не стоит опасаться привлечения к ответственности, ведь доказать его вину уже проблематично (хотя для максимального снижения риска лучше рассматривать дело ближе к окончанию трехмесячного срока давности).

В случае привлечения к ответственности по ч.2 ст.12.8 КоАП РФ, наиболее перспективным представляется сосредоточение усилий на прекращении основного дела по , постановление о прекращении которого будет иметь силу преюдиции для второго. Дополнительно при данной квалификации можно отметить следующее. Во-первых, имеются большие сомнения в законности постановления, вынесенного по делу о правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.8 КоАП РФ ранее вступления в законную силу постановления по . Если еще не установлен факт вождения лицом транспортным средством в состоянии опьянения, то как можно выносить постановление о виновности в передаче управления нетрезвому лицу. Во- вторых, водитель, передающий управление, не является врачом-наркологом и не обладает какими-либо необходимыми специальными познаниями в области медицины. Каким образом он может знать, что второй водитель употреблял алкоголь, если для установления этого факта требуется заключение медицинского освидетельствования, сделанное врачом, прошедшим специальную подготовку? В-третьих, можно опираться на тот факт, что передача автомобиля состоялась ранее, когда второй водитель был трезв. Это можно подтвердить письменной доверенностью.

Компания «Лишению нет!» готова защитить Ваши права при привлечении к ответственности по ст.12.8 КоАП РФ! Нарушения, допускаемые инспектором и врачом по делу об административном правонарушении, можно выявить при исследовании материалов дела, которое в нашей компании производится бесплатно.

Выбор редакции
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...

Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...