Как становятся петухами в тюрьме. Как чуть не опустили до петухов на зоне, реальная история с малолетки


В современном обществе не принято делить людей на какие-либо группы, сословия и касты. Однако это правило не касается мест лишения свободы, где уже на протяжении многих десятилетий существует строгая классификация осужденных на своеобразные группы (или, как говорят на зоне, масти).

Тюремные масти

Масти на зоне - это деление всех заключенных на своеобразные группы, которые отличаются друг от друга тюремным статусом, правами и понятиями.

Абсолютно в любой тюрьме и колонии имеется четкое разграничение всех заключенных на определенные группы или масти: «блатные», «мужики», «козлы» и «петухи». Есть еще и так называемые промежуточные группы, которые меняются в зависимости от конкретного места лишения свободы. К таким «промежуточным» кастам относятся «петухи», «опущенные», «обиженные» и прочие.

Масти на зоне являются довольно закрытыми группами, и перейти из одной касты в другую практически невозможно.

«Авторитеты» зоны

Самой значимой, важной и почетной мастью на зоне являются «блатные». Эта каста самая малочисленная, и попасть в нее просто так не получится. Итак, кто такой «блатной»?

«Блатные» - это настоящая, практически безграничная власть на зоне. Именно члены этой группы устанавливают неписаные правила поведения в местах лишения свободы, следят за порядком на зоне, решают конфликтные ситуации, возникающие между заключенными, и наказывают «провинившихся» по всей строгости тюремного закона.

Особой группой «блатных» являются так называемые воры в законе. Это признанные Причем, они не обязательно должны промышлять кражами. «Вор в законе» - это человек, имеющий безупречную криминальную репутацию, правильные понятия и четко соблюдающий

Если отвечать на вопрос о том, кто такой «блатной», то можно сказать, что который ведет себя «правильно» не только на зоне, но и не имел никаких «косяков» на свободе. К примеру, «блатные» не должны служить в армии, на воле они не должны были занимать руководящие должности или работать в сфере обслуживания (таксистами, официантами). В советские времена подобным авторитетам запрещалось иметь семью и состоять в какой-либо политической партии.

Самый главный

Лидером «блатных» является «пахан» - признанный криминальный авторитет. Если же такого на зоне нет, то назначается «смотрящий» - заключенный, выполняющий функции лидера.

«Пахан» и его приближенные (то есть «блатные») обладают на зоне особыми привилегиями. Они могут не работать, оставлять себе из «общака» все, что посчитают нужным.

В современном мире многие «блатные» на зоне взаимодействуют с администрацией и устанавливают те порядки, которые выгодны руководству колонии. Взамен «блатным» создаются комфортные условия содержания (они негласно получают спиртное, анашу, телефоны и прочие блага). Хоть это и не соответствует воровским понятиям, но рыночные отношения в наше время царят и на зоне.

Кто такой «мужик»?

«Мужики» - это, пожалуй, самая многочисленная и нейтральная группа заключенных. В ее число входят арестанты, получившие срок за совершение небольших преступлений. Как правило, это абсолютно случайные в тюрьме люди: попав на зону один раз, они стараются как можно быстрее освободиться и вернуться к обычной жизни на воле.

Среди «мужиков» есть, конечно, и такие арестанты, которых уважают «блатные» и даже прислушиваются к их мнению.

Эта группа заключенных считается нейтральной и довольно многочисленной. И если говорить о том, кто такой «мужик», это тот арестант, который по окончании срока забудет все как «страшный сон» и постарается больше на зону не возвращаться.

«Козлы» - это…

Если принадлежать к двум вышеописанным мастям почетно, то вот попасть в касту «козлов» - значит поставить себя против остальных арестантов. Как правило, к этой масти относят тех заключенных, которые по собственному желанию (а в некоторых случаях и по принуждению) стали сотрудничать с администрацией исправительного учреждения.

Так, если арестант согласился занять должность тюремного библиотекаря или завхоза, то он автоматически попал в касту «козлов». Осужденные, относящиеся к данной масти, активно сотрудничают с руководством тюрем, выполняя все их поручения. В связи с этим остальные арестанты относятся к ним как к предателям.

Подобное положение лишает «козлов» права участвовать в тюремных разборках, их не допускают до «общака», они не имеют права голоса. Между тем, с представителями данной масти можно здороваться, до них можно дотрагиваться и с ними, по желанию, можно общаться.

Врагу не пожелаешь

Масти на зоне неизменны. Из низшей касты нельзя перейти в более авторитетную. Так, «козел» никогда не станет «мужиком» или «блатным». А вот попасть в самую низшую касту можно.

Такая масть, как «петух», - настоящий кошмар для заключенного. Арестантам, попавшим в данную касту, на зоне живется, мягко говоря, не просто. Эту группу заключенных еще называют «обиженными», «опущенными», «неприкасаемыми». К этой масти относятся пассивные гомосексуалисты и заключенные, наказанные посредствам совершения с ними полового контакта. Причем, самого полового акта может и не быть: арестанту могут просто провести половым органом по губам, и с этого момента он будет считаться «петухом».

Представители данной масти являются изгоями: к ним нельзя прикасаться, нельзя у них ничего брать. «Петухи» пользуются отдельной посудой, имеют отдельное спальное место (как правило, при входе в камеру). С ними не принято разговаривать. «Петухам» запрещено приближаться к остальным заключенным ближе, чем на три шага. Именно они выполняют самую грязную работу в тюрьме - чистят сортиры, моют плац.

Однако, когда «петухов» «употребляют» (именно так принято говорить на зоне), это не считается каким-либо оскверняющим контактом.

Существует и зловещая «традиция» - делать дырки в тарелках, ложках и кружках «петухов». Для того чтобы зеку, относящемуся к этой касте, покушать или попить, необходимо затыкать дырки пальцами. И это самое безобидное унижение из тех, которым подвергаются «петухи».

Тюремные законы являются очень строгими и жестокими. Поэтому малейшее отступление от установленных норм поведения неминуемо ведет к наказанию. Так, став «петухом» однажды, человек лишается права на человеческое отношение в тюрьме и до конца срока подвергается унижениям. Выдерживают это не все, поэтому многие заключенные, попавшие в касту «петухов», заканчивают жизнь самоубийством.

Бывает и такое

Вышеупомянутые масти имеются во всех зонах и тюрьмах. Однако в некоторых бывают свои специфические, так называемые промежуточные касты.

Особенно много подобных каст на зоне, где содержаться несовершеннолетние преступники. На «малолетке», помимо уже указанных каст, имеются такие масти, как:

  • «форшмаки», в которую входят арестанты, совершившие какой-либо небольшой проступок на зоне из-за незнания правил и норм поведения;
  • «черти» - то есть те заключенные, которых уличили в воровстве у своих сокамерников;
  • «шныри», которые выполняют роль прислуги;
  • «прачки», «маслобойщики», «нехватчики» и прочие.

На некоторых взрослых зонах распространены своеобразные подкасты. К примеру, «приблатненные», в которую входят заключенные, которые составляют «свиту» «блатным» (при этом сами они блатными не являются). Или каста «негодяи», к которой относятся «блатные» арестанты, которые совершили какой-либо отвратительный поступок.

Жить «по понятиям»

К какой бы масти ни относился заключенный, он обязан соблюдать зоновские понятия. Понятия - это установленные нормы поведения заключенного в местах лишения свободы. Строгое соблюдение указанных неписанных правил помогает избегать возникновения конфликтных, а порой и опасных для жизни ситуаций.

Тюремные законы (или понятия) очень похожи на нормы жизни на свободе. Парадокс заключается в том, что часто арестанты, которые нарушали закон на воле (к примеру, воровали), в местах лишения свободы строго придерживаются правила «не воруй».

Основные зоновские понятия сводятся к следующему: не «стучи» и не кради у своих (то есть у таких же заключенных), не пускай «слова на ветер» (если пригрозил кому-то, то должен наказать; в противном случае накажут за болтовню).

Нельзя на зоне вмешиваться в чужие дела и разговоры, навязывать свое мнение, врать и ругаться матом (так как спрос за любое сказанное слово в тюрьме намного больше, чем на свободе).

Не стоит в местах лишения свободы жадничать: принято делиться с сокамерниками. Ну и, конечно, не стоит ставить себя выше остальных, ведь это может привести к страшным последствиям.

Странные нормы

На некоторых зонах есть и совсем странные законы. Особенно это касается колоний, в которых содержатся несовершеннолетние преступники. К примеру, нельзя ничего поднимать с пола, нельзя докуривать сигарету за арестантами, которые входят в более низкие тюремные касты.

Есть такие тюрьмы, в которых могут опустить только за то, что заключенный сходил в туалет и не помыл руки или заштопал себе носки.

Бывают и такие колонии, в которых в бане принято мыться двумя мочалками - одна до пояса, вторая - для всего остального. Полотенце, которое принято называть «вафельным», на зоне считается «полотенцем в клеточку». И очень не поздоровится тому заключенному, который этого правила не знает.

Зона «красная». Зона «черная»

По мастям делятся не только сами заключенные, но и места их содержания. Все зоны делятся на «черные» и «красные».

«Красные» - это те тюрьмы, в которых преобладают жесткие «ментовские» понятия. В подобных тюрьмах всячески поощряется взаимодействие заключенных с администрацией исправительного учреждения. Жизнь здесь протекает по правилам руководства зоны.

«Черные» тюрьмы (которых в России большинство) - это те исправительные учреждения, в которых все строится на воровских Здесь масти на зоне значение имеют огромное. Сотрудничать с администрацией такой колонии считается «западло».

На «черных» зонах заключенных, которые «стучат» руководству, относят к касте «козлов» (их еще называют «красными»). "Красный" на зоне никогда не сможет спокойно жить, так как у всех остальных арестантов он будет вызывать ненависть и будет считаться предателем.

Напоследок

За многие десятилетия в местах лишения свободы сформировались четкие и строгие правила и нормы поведения арестантов. Нарушение установленных правил приводит заключенных к наказанию, которое, чаще всего, заключается в переводе в самую низшую тюремную касту.

И если для обычного законопослушного гражданина подобное наказание кажется ребячеством, то для обитателей зоны - это самое суровое и строгое наказание. Ведь благополучное и спокойное отбывание срока напрямую зависит от того, к какой масти относится арестант.

Несмотря на то, что современное общество и мировоззрение внесло в тюремную жизнь множество нововведений, есть вещи, которые по прежнему остаются неизменными, - это тюремные касты (масти), воровские законы и понятия.

Бывший заключенный рассказал о порядках среди блатных, мужиков, шнырей и опущенных

Недаром говорят: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Вряд ли кто-то целенаправленно хочет попасть в места «не столь отдаленные», но, к сожалению, такое иногда случается. О порядках и нравах за колючей проволокой журналистам интернет портала сайт рассказал бывший заключенный из Чернигова, вышедший на свободу месяц назад, 25 летний Андрей Мартыненко.

Андрей, как ты попал в тюрьму?
Ко мне пришел одноклассник. Сказал, что его обижает отчим, который беспробудно пьет и устраивает скандалы. Мы встретились с друзьями и предложили отчима проучить. Нас было трое. Но на такой вариант мой одноклассник не согласился. Тогда я предложил украсть у отчима его мотороллер, чтобы хоть как-то ему «насолить». Эту идею все поддержали.
Он же дал ключи от калитки и от гаража, и мы втроем угнали мотороллер. Его один из товарищей увез к себе в гараж, а потом попытался продать. Нам об этом ничего не сказал. Но его поймала милиция при попытке продажи, «прижали» и он перевел все стрелки на меня.
Когда я уже был в отделении милиции, не стал ничего отрицать. Да и смысла не было. Договорился с милицией, что я расскажу, как все было, но при условии, что соучастников не тронут. Ну, во-первых, сдавать своих не свойственно порядочным людям, а во-вторых, не стал «паровозом» за собой тянуть, потому что за групповое преступление дали бы срок больше.
В итоге на суде объявили срок 3,5 года по 185-й статье УК .

Что чувствовал, когда прибыл в место заключения? Где отбывал срок?
Особых эмоций не было. Ни страха, ни волнения. Уже общался с бывшими сидельцами, поэтому приблизительно понимал, что меня ждет и как себя нужно вести.
Сначала сидел несколько месяцев в Черниговском централе, затем перевели в Сумы.
Когда уже на месте в лагере распределили в камеру, ко мне пришли и сказали, что со мной хочет поговорить «смотрящий». Смотрящий спросил, есть ли за мной какие-либо нехорошие поступки. (В оригинале звучит: «Есть ли за тобой гадское или блядское?»). «Блядское» - предал кого-то, заложил (к примеру, во время совместного преступления, уже когда поймали - заложил товарища). «Гадское» - живешь порядочным, но на самом деле не являешься порядочным (например, умолчал, что гомосексуалист).

Сколько человек содержится в камере?
В тюрьме много бараков с «хатами» (камерами). «Хаты» на 4,8,10,15 человек. Есть разные барки. С рабочими, блатными и т.д. Если заключенный хочет работать, то его распределяют в барак с рабочими. Если работать нет желания (работать никто не заставляет), то в какой-нибудь другой.
Я сначала к рабочим пошел. Год там был, дно в мешках клеил. Работать можно сколько хочешь. Можно с 9 утра до 12 ночи работать. Но платят очень мало. За один заклеенный мешок - 2 копейки. Если за день на пачку сигарет за 5-6 гривен удастся заработать, то это хорошо.

Расскажи об иерархии заключенных в местах лишения воли. Какое отношение к каждой из каст?

Высшая масть это - «блатные». Самые авторитетные заключенные. Их многие знают в тюрьме, городе, стране. Они решают серьезные дела, могут решать конфликты, держат общак и т.д. Блатные живут «по понятиям», обычно даже гордятся тем, что попали в тюрьму. Так как подняться по иерархической воровской лестнице можно только имея срок за плечами. Для них тюрьма привычное место.
«Мужики» - уважаемая среди заключенных масть. Мужик - это тот, кто живет порядочно, в основном люди, которые попали в тюрьму впервые и случайно. К примеру, убил кого-то в момент самозащиты. Или совершил какое-то преступление по глупости или в состоянии алкогольного опьянения. Чтобы быть мужиком нужно просто быть порядочным человеком. Не совершать действий, которые запрещены и не иметь за спиной нехороших поступков.
«Шныри». Это те, за кем есть нехорошие поступки. Где-то кого-то сдал, где-то настучал и т.д. Дел со «шнырями» не ведут. С ними можно разговаривать, но почифирить, взять сигарету или еще что-то у шныря нельзя.
«Опущенные» - низшая каста в тюрьме. У них есть своя камера, они никуда не выходят кроме как в «дальняк» (туалет), и ничего не касаются. Когда по продолу идет обычный зэк, то опущенный должен стать под стенку, чтобы невзначай не дотронуться до заключенного. Они делают самую грязную работу, смывают в туалете за другими, убирают клозеты и т.д. Все, что показывают в фильмах об изнасиловании заключенных и тому подобное - уже давно забытая история. Сейчас такого нет.

Как наказывают тех, кто провинился? К примеру, тех, кто не смог отдать карточный долг.
Бывает так, что проигрываются в карты. В таком случае, если нечем расплачиваться, некоторые идут на риск и воруют у своих. Когда находят «крысу», то его водят по камерам и заключенные бьют его по пальцам и руками табуретом или подобными вещами. Естественно, «мужиком» такой уже называться не может.
Могут такого задолжавшего «поставить на шары». Это означает, что человек будет постоянно стоять у двери и смотреть в глазок, следить, не идет ли милиция. Это нужно для того, чтобы успеть спрятать все запрещенные предметы в случае незапланированной проверки.
Бывают случаи, когда в карты проигрывались «мужики». А возможности отдать долг не было. Так, чтобы не портить жизнь человеку, блатные оплачивали долг «мужика». После чего ему «ставили запрет» на игру.
Если рассчитаться по долгу в оговоренные сроки не удалось (срок отдачи долга оговаривается перед игрой), то можно потерять свой статус «мужика».
30% от игры идет в «общак».

Какой распорядок дня в тюрьме? Что насчет питания?
Подъем в 6 утра. Примерно 15 минут дают на то, чтобы умыться и привести себя в порядок. Затем все выходят, минут на 5-10, на улицу подышать свежим воздухом, после чего снова все идут в барак. Ну а потом уже все занимаются чем хотят.
В бараке примерно 100 человек. Там есть несколько камер, в которых содержаться заключенные. Камеры открыты, можно ходить к другим, общаться. Можно даже на улицу выходить самовольно.
Кормят 3 раза в день. 8:30, 14:00, 18:00. Время на еду - 15 минут. Кормили разными кашами, картошкой, мясо давали редко. Вообще продукты для тюрьмы привозят в достаточных объемах и нормального качества, но все забирают люди, которые работают на кухне. Эту еду вполне реально купить или обменять на что-то. Например, пачку сигарет можно выменять на банку тушенки. Ту банку тушенки, которая предназначается заключенным и мутится сотрудниками администрации.
В общем бараке есть плитка, на которой можно приготовить еду. Еду готовят из продуктов, которые передают родственники или друзья.
Еда, которую передают, хранится в холодильниках. Там такие холодильники, что не у каждого дома такие есть.

Были ли экстремальные случаи во время периода заключения?
Да, были. Убили завхоза. Все пошли на обед, а когда вернулись, завхоз уже был мертв. Не знаю, кто это сделал и зачем, но случай такой имел место.

А что насчет традиции пить чефир?
Чифирить можно хоть каждый день. Для этого напитка нужно примерно 3 коробки чая. 3-5 минут заваривается, отцеживается и можно пить. Дает бодрящий эффект, но очень портит зубы. Один зуб мне уже из-за чифира вырвали. И еще три необходимо удалять.
У «порядочных» принято пить чифир раз в неделю, собираясь вместе, беседуя. Но нельзя, ни в коем случае, чифирить «порядочным» с низшими кастами.

Как обстоят дела с запрещенными предметами? Телефоны, спиртное, наркотики?
Официально телефоны, спиртное и наркота запрещены. Также запрещены некоторые продукты. Но если есть деньги или «подвешена метла» (коммуникабельность, умение эффективно общаться), то всегда можно договориться. Телефоны, спиртное, наркотики - все это было у заключенных. Главное - не попасться с такими предметами при проверке. Прежде чем приобрести мобильный телефон, нужно обязательно спросить разрешение у «смотрящего» (главный заключенный и авторитет в бараке).
А в зону все эти вещи попадают по-разному. Начиная от переброса через забор во время прогулки по периметру, и заканчивая договором с милицией, работающей в лагере. Деньги решают многое.

Зачем заключенным мобильные телефоны?

Каждому по-разному. Блатным, чтобы дела на воле решать, другим заключенным, чтобы родственникам и друзьям звонить. Ну и также свои вопросы личные решать.

Чего категорически нельзя делать в зоне?
Нельзя материться. Ни одного мата или просто оскорбительного слова звучать не должно. Потому что каждое свое слово нужно будет обосновывать. Послал человека на три буквы, значит посчитал его за опущенного. Только опущенных можно посылать. В других случаях нужно обосновать предъяву. Если не смог, то придется отвечать за свои слова. Хоть драки и запрещены, но разрешается бить провинившихся. Плюс масти можно за такое запросто лишиться.
Все нужно объяснять человеческим языком и общаться культурно. В тюрьме живут по порядку. Поэтому нужно тщательно выбирать слова и «следить за базаром».
Воровство у своих также сильно наказывается. Сотрудничество с администрацией не приветствуется.
Нежелательно говорить что попало, врать, выдумывать и т.д. Иначе можно прослыть балаболом.

Были ли случаи, когда заключенному приходилось иметь проблемы из-за своей татуировки, значение которой на зоне имеет какую-то трактовку?

Я слышал, что один из влиятельных воров «подписал, что за масти спросу нет». Сейчас молодежь набивает себе разные тату. Это современная культура. Хотя, я думаю, что если кто-то попадет к зекам старой закалки, то они могут заставить отвечать за татуировку. Но во время моего пребывания «за забором» подобных случаев не было.
Все еще зависит от режима. Я отбывал срок в тюрьме усиленного режима. В тюрьмах со строгим режимом все гораздо серьезней. Там у людей по 3-5 ходок в среднем. А там где я срок отбывал - только первоходки, в основном.

Какие особенности усиленного режима?

Усиленный режим более лояльнее. Больше порядка и меньше беспредела. Никто никого не насилует, не избивает (только в случаях, когда человек заслужил, просто ударить человека никто не имеет права).
Был случай, когда с воли связывались с заключенными. Они просили «опустить» одного сидельца, который изнасиловал 7-летнюю девочку. Или просто сделать его жизнь в тюрьме невыносимой. Но никто не согласился, так как никто не в праве этого сделать.

Как относится начальство к заключенным?

Постоянно давят. Администрация хочет, чтобы жили по их порядкам. Меня пару раз избивали. Было время, когда ввели зарядку. Те, кто соглашается с нововведением, уже «мужиками» называться не могут. Так как «идут под администрацию». Автоматически переходят в «шныри».
Так вот тех, кто отказывался идти на зарядку, уводили в «дежурку» и фигачили дубинками по ногам. И так по несколько раз. Если и после этого заключенный сопротивляется, то его сажают «на яму» (специальная комната 2 на 2 метра, где есть только нары, которые опускают лишь на ночь). На «яму» сажают сначала на 5, 10 и на 15 дней.
Меня за это не били, так как я инвалид. Но за другие неповиновения приходилось от администрации получать. А некоторых избивали так, что готовы были пойти на самоубийство.
Был случай, когда я на «ты» с начальством разговаривал. За это получал.

Сколько раз можно проведывать заключенного?

Длительное свидание разрешено раз в три месяца. Свидание длится трое суток. Можно три дня побыть с мамой или с женой.
Обычные свидания разрешены каждый день по два часа. Передачи можно тоже каждый день получать. У кого деньги есть, так и в тюрьме живет отлично. Еда, мобильный телефон, другие вещи, освобождение от каких-то обязанностей и т.д. Все это есть. Были такие сидельцы, которые просто на «общак» сумму приличную выделяли и жили себе тихо и спокойно ни о чем не беспокоясь.

На какие нужды идет «общак»? Как он формируется?
«Общак» формируется заключенными. Каждый вносит в «общак», что может: деньги, сигареты, бытовые предметы и т.д. Просто есть заключенные, у которых нет родственников или есть, но живут они очень далеко и возможности приехать или сделать передачу, у них нет.
Где таким людям брать эти вещи? У них нет ни мыла, ни зубных щеток, ни бритвенных станков. Вот из «общака» все это и берется. «Общак» держит «смотрящий».
Каждый вкладывает, что может. Обязательных взносов нет. Все по возможности и по совести. Все мы люди и должны помогать друг другу.

Как заработать авторитет в зоне?

В первую очередь нужно быть порядочным и чтобы «косяков» никаких за человеком не было. Нужно общаться с блатными, проявлять интерес. Помогать людям, по возможности как-то пополнять «общак». Желательно побывать на «святых местах», к примеру, на «яме».

Можно ли кому-то доверять находясь в тюрьме?

Нет. Доверять можно только себе.

Из-за чего в тюрьме возникают конфликты и как они решаются?
Так как все понимают, что жить еще долго с людьми придется и нужно как-то мирить со всеми, то конфликты возникают редко. Конфликты решают «блатные». Просят пояснить ситуацию и изложить свое виденье на то кто прав, а кто нет. И потом, выслушав обе стороны принимают решение.
У меня был случай, когда я ударил одного заключенного. Я когда в «хату» заехал, то там был сиделец, который из себя строил «смотрящего хаты» (главного в камере). Там просто одни деды были, так он над ними неофициальную власть взял. Начал на меня что-то говорить, пытался порядки свои диктовать. Ну, я ему в челюсть зарядил. Потому что в «хате» - все равны, такой порядок.
Он блатным пожаловался, что я, мол, ударил, порядок нарушил. Пришло к нам в «хату» 5 блатных и сказали мне, чтобы такого больше не было. А потом, когда вышли из нашей «хаты», посмеялись с этого типа. Потому что он «мужиком» живет, а бегает стучать к блатным, что его ударил кто-то.

Какой контингент сидит в тюрьме? Какие у людей сроки?
Сидят самые разные люди: за кражи, наркотики, за убийства. Максимальный срок - 15 лет. Со мной в «хате» сидело два деда. Оба за убийство.
У одного деда внучка парня домой привела, а тот пьяный был. У этого парня что-то переклинило и он начал на деда бросаться с криками «я тебя убью», душить начал. Дед на кухню, схватил нож и пырнул его раз. Раза оказалось достаточно, чтобы убить. Вот за это убийство дали деду 7 лет. Дали бы больше, но случай квалифицировали как самозащиту.
У второго деда ситуация немного другая. Был в его подъезде житель, который постоянно к нему цеплялся. Ну, дед однажды не выдержал да и пырнул этого соседа ножом. Убил. Дали 12 лет.

Красная и черная зона, как это?

Красная зона это зона, где администрация все контролирует. Где порядок соблюдается, запрещенных вещей нет, где все работают и ведут себя послушно. Черная зона - противоположность. Я сидел на черной зоне.

И в завершение, совет тем, кто попал в места не столь отдаленные. Как себя вести?
Раз уж так получилось, то не стоит переживать и волноваться. На зоне такие же люди, как и на воле. Нужно быть порядочным человеком по жизни и тогда проблем не будет. Если человек на воле живет с достоинством, то проблем не должно быть. Желательно не врать. Лучше всегда сказать правду, как есть. Потому что много заезжает земляков, которые могут знать правду о человеке. Важно следить за своими словами. Если чего-то не знаешь или не уверен, то лучше не говорить. Хотя лучше туда не попадать.

И в завершение желаю всем «мужикам» фарту и масти, и всего самого наилучшего.

Александр Скорик

Камерный быт. Смотрящий. Петух

Я уже несколько раз садился за написание "конкретики", но все никак не мог изложить всего так, как бы хотелось. Потому отчасти несколько ушел в отвлеченные темы.

Несколько раз меня знакомые расспрашивали - как оно, там? Обычно начинаешь рассказывать, смотришь на собеседника и видишь непонимание - человек слушает, но не воспринимает. Это ему просто не влазит в голову. Как будто говорим об интегральном исчислении. Все слова вроде понятны - но в картинку не складываются.

Трудно понять, что вот здесь же, рядом, в том же городе, где ты живешь, где на расстоянии каких-то 10 метров ходят обычные люди - совсем другой мир. Кто-то из зэков назвал его "Затерянный мир". Гниющие тела, вонь, вши, клопы, чесотка, туберкулез, "петухи" под шконками, вонючая баланда с червяками, "понятия", ментовской и блатной беспредел.

Однажды, видя непонимание, я завел товарища в ванную - обычную среднюю ванную комнату обычной квартиры. Представь себе, говорю, что вот в этой ванне мы ставим три двухъярусные шконки, стол, унитаз (точнее просто очко - "дальняк" - как в общественных туалетах).

И теперь сюда поселяем 7–8, а может быть и 10–12 человек. Это как? - человек смотрит на меня с недоверием, - тут десятерым просто не стать, если даже все выбросить и оставить голые стены, а не то чтобы три шконки…

Ну конечно, стать негде - а жить можно. Год, два, три - выходя только один раз в день на неполный час на прогулку.

Именно такую картину я увидел, когда переступил порог хаты номер 105 Калининградской тюрьмы.

Шконари, сваренные из труб и полос металла. Матрасы, при первом взгляде, есть - но позже оказалось, что они практически пустые - это в тюрьме предмет роскоши. Очень ограниченное их количество передают "по наследству" своим семейникам, близким. Остальное - просто камуфляж с несколькими комками ваты. Спать поэтому многим приходится почти на металле.

Но это уже дело привычное - десять дней перед этим в карантине даже таких не было - там просто спят на железе, без матрасов, одеял, постели. Октябрь месяц в Прибалтике уже очень холодный и сырой, особенно ночи. Спать больше полутора часов невозможно - приходилось вставать и двигаться, пить чай (если есть). А больше 8 часов у тебя нет, так как в хате 30 человек на 10 мест. Так что теперь на этом матрасе и даже под одеялом можно будет отоспаться. Как мало надо человеку для радости.

Дальняк отгорожен ширмочкой. Над ним выходит водопроводный кран и вода льется прямо в очко. Об этом надо всегда помнить, так как вставая после большой нужды можно наткнуться на него спиной. Но забыть о нем не так просто - он протекает, и когда вы сидите на дальняке, холодная вода капает вам на спину. Чтобы капли воды не раздражали свои звуком, к крану привязана полоска материи, вода по которой стекает вниз.

Рядом стол - "общак", крепко вбетонированный в пол. Сидеть за ним могут не больше двух человек - один на рядом стоящей шконке, другой на табуретке. Над ним "телевизор" - металлический ящик для посуды и продуктов.

Табуретка - "табурка" к полу не прикреплена. Вообще это нарушение - все должно быть крепко приварено к полу. Но в этой конуре это просто невозможно - негде.

Проход между шконарями точно на одного человека, и то - не особо широкоплечего. Двое, даже боком, пройти не могут. Всего проходу от дверей ("тормозов") до дальнего шконаря - четыре шага. Иногда даже удавалось погулять - три шага, на четвертом поворот, снова три… и так целый час. Но это редко - в короткие промежутки незаполненной (это когда ВСЕГО 7 человек) хаты.

Верхний шконарь у решки - рабочий. На нем не спят, там рабочее место дорожника - отвечающего за дороги, т. е. связь между хатами. Не спят там и по другой причине - окон нет и в холодное время там просто невозможно находиться. Там сложены баулы. И еще плюс несколько полос из шконаря вырвано - кому-то понадобилась в свое время "сабля", вероятнее всего, чтобы немного раздвинуть меха баяна.

Окна практически нет - т. е. оно есть, под потолком, но увидеть вы через него ничего не сможете - металлические жалюзи, называемые баяном (или ресничками), установлены так, чтобы только пропускать воздух. Свет практически не проходит - в камерах и днем и ночью - круглые сутки - горит лампочка (тут только до меня дошли слова известной песни - "Таганка, все ночи полные огня…"). Есть еще две решетки - решки. Одна кованная, еще немецкая, с крупными ячейками - сантиметров 20, другая мелкая - фарш - из арматуры, с размером ячейки меньше спичечного коробка - уже наша.

Стены - невероятно-грязно-коричневого цвета. Похоже, они когда-то были белыми. Говорят, что капремонт здесь не делался еще со времен Германии - точнее, окончания войны. Очень похоже на то. Эта тюрьма - одно из немногих зданий, что уцелели от старого Кенигсберга. При немцах в таких хатах - говорят - сидело по два человека. Да, вдвоем здесь было бы более-менее сносно.

Размеры камеры - 3,60 на 1,70, высота - около 2.50. На 10 человек. Сейчас даже туалеты порой больше делают.

В углах - огромные древние паутины и такие же огромные пауки. Паук и паутина - один из основных воровских символов и поэтому очень часто встречается на татуировках. Трогать паука по зэковским поверьям нельзя - что-то вроде священного животного. Можно в крайнем случае переселить. Но в хате 105 их видно особо уважали и не трогали вообще. Зато хоть мух не было.

Рулил в хате Санек. Ему было тогда 35.. Досиживал третий год своей пятой (и, вероятно, не последней) ходки, что в сумме набрали уже 13 годков. 35 минус 13 равно 22. Сидеть начал в 17. Итого 5 на свободе - 13 в тюрьме. Раньше пхнул по понятиям, но в авторитеты не рвался. Сейчас же подустал, начал задумываться о жизни. Лицо на удивление доброе и даже детское. Никто с первого разу не давал Саньку ни его 35, ни пятую ходку. За ушлого угрюмого зэка все, кто заходили в хату, принимали меня - и делали круглые глаза, когда узнавали как оно на самом деле.

После короткой спокойной беседы (кто, откуда, статья) определил мне верхнюю шконку ("пальму") над собой. Заварил чифирку. Когда я вскоре завалился спать (после бессонных ночей карантина), уже сквозь сон почувствовал, как он набросил на меня свое одеяло. И даже то, что я узнал о нем позже, не притупило чувство благодарности за ту проявленное сочувствие.

Но этому моменту еще предшествовал один инцидент. В 105-ю хату нас с карантина закинули вдвоем - был еще один парень лет 27. Когда мы вошли, один из зэков, спящий на верхней шконке, поднял голову, издал возглас удивления и обратился к вошедшему за мной:

"У тебя есть выбор - либо ты сейчас ломишься с хаты либо я предъявляю тебе".

Тот в ответ, что он собой ничего не чувствует и останется в хате.

"Тогда стой возле тормозов и не двигайся. Ты долбишся в жопу и в рот берешь".

Он в отказ - ничего подобного, за базар ответишь и все такое.

Вступает в беседу Санек и обращается к Сереге (так звали обвинителя) - "Ты уверен? Ты его знаешь?" - "Да, это Воха, к тому же терпила по моему первому делу, земляк из Балтийска. Я слышал о нем от правильных людей, что он под дурью брал за щеку и просил, что бы ему заехали в жопу, когда они каких-то телок таскали".

Санек обращается к Вохе - "Это правда?" - "Нет. То что у него терпилой был, признаю, на суде показания давал, а все остальное - чёс". "Отвечаешь?" - "Отвечаю". "Подтвердить сможешь?" - "Смогу". "Сидел?" - "Полгода в СИЗО, сейчас под условняком ходил". "За что взяли?" - "Менты, падлы, подставили, гоп-стоп вешают".

"Тогда вот такое будет решение" - говорит Санек - "вы, ребята, понятия знаете - каждый из вас должен обосновать свои слова. Сроку вам 10 дней. Отписывайте по тюрьме, на волю - как хотите. Сроку даю вам более чем достаточно. На тебя, Серега, есть подозрение, что ты напраслину на парня хочешь навести в отместку за прошлое. Терпил у нас не уважают, но и под шконку за это не загоняют - это ваши дела. На тебе же серьезное обвинение - знаешь, что будет, если подтвердится. А пока - ты под подозрением. К посуде и продуктам не прикасаться, с общих кружек чай не пить. Твой шконарь - пока под окном (в холода это самое плохое место в хате - сквозняк и дубарь все равно, что на улице - трудно пролежать даже час). Если кто с тобой место делить захочет - пока ты под подозрением - без проблем".

Никто так с Вохой его шконарь и не делил. Серега нашел еще свидетелей (очевидцев, как говорят в тюрьме - свидетелей там не любят), которые подтвердили его слова. А Воха так и никого не искал. Сидел и обреченно ждал своей участи, которую, как он понял, ему не избежать.

Видя такой расклад, Санек даже не дождался отведенного им самим сроку и потребовал объяснений, в ходе которых приложился ногой к физиономии Вохи (предварительно аккуратно сняв тапочек). Тот все еще отказывался. Тогда Санек все же дождал до сроку и объявил Воху петухом. С дальнейшим избиением ногами - петухов руками бить, оказывается, нельзя - можно "законтачиться".

Попробовал тот сломиться с хаты, но опера не захотели его переводить - нам, говорят, по фиг - девать его некуда, делайте с ним, что хотите. После этого он самостоятельно переселился под шконарь, хотя Санек все же разрешил ему жить на его шконке - на бетонном полу в такой холод протянуть хотя бы несколько часов, по-моему, было невозможно, но он смог. Когда менты заходили на проверки, смеялись и говорили ему - подай-ка звук, чтобы знать живой ли. Один раз просто сапогом заехали - Воха промычал что-то от боли. "Ааа, значит живой" - сказал мент и пошел дальше.

С усилением холодов Воха все-таки из-под шконки вылез и жил тихонько на своем шконаре, о чем-то разговаривая сам с собой. Когда в хате пили чай, ему тоже наливали в его кружку, давали сигареты. Он сам, без принуждения, регулярно подметал хату и время от времени начинал доказывать что, он не петух. Потом снова соглашался.

Позже, уже после Нового Года, уехал на этап на следствие в свой городок. Когда вернулся - закинули его в другую хату. Он снова затихарился и не сказал, кто он. На этот раз ему повезло меньше - били долго, с хаты таки сломили, сделали объяву на всю тюрьму. После осел он где-то в обиженке и больше о нем слышно не было.

А еще в карантине вел он себя достаточно нагло и попробовал даже безо всяких причин, чтобы показать свою крутизну, заставить человека "упасть на тряпку" - убирать хату. Решил наверное действовать по старой зоновской присказке - "Лучше гнать, чем быть гонимым". Но все обернулось наоборот. Получил в ответ по морде. Не по понятиям, конечно, но конфликт разрулили.

А посадили Воху, как оказалось, за мешок картошки. Бабулька торговала на улице, он подошел, хотел забрать у нее выручку, но ее то ли не оказалось, то ли бабулька не дала. Тогда он взял мешок картошки, который она продавала, кинул на плечи и попробовал свалить, но как раз поблизости оказался наряд милиции. На следствии он говорил, что просто помогал бабуле перенести мешок через дорогу. А как у него еще не закончилась условная судимость за хулиганство, то мешок картошки обошелся ему, вероятно, лет в несколько.

А Санек вел себя очень спокойно, любил порассказать всякие зэковские истории, о том как было раньше. До выхода ему оставалось около полугода. Родных и близких у него не было. Какая-то двоюродная тетка где-то в селе - вот и все.

На свободу он идти боялся. Ни дома, ни семьи. И ждал освобождения со страхом. Это было видно невооруженным глазом. Да он и сам этого особо не скрывал в разговорах со мной. Частенько расспрашивал о всяких житейских мелочах - вплоть до того, как ехать на троллейбусе, покупать билет и т. п. Как добраться до вокзала - жил он (и его тетка) где-то в деревне вдалеке от областного центра. Он просто панически боялся идти через город, садится в троллейбус. Боялся женщин - сам говорил, что их у него за его 35 лет было не больше, чем промежутков между отсидками. Да и то - с натяжкой. Часто длинными ночами он тихонько просил меня рассказать ему о жизни - что делать, может чем заняться и как. Частенько говорил, что делать ему на свободе нечего - выйду, говорит, маленько погуляю, пока не поймают в очередной раз на какой-то мелкой краже - и снова сяду.

Здесь же он чувствовал себя как рыба в воде. Все ему было знакомо, не надо было думать о крове и хлебе. Он даже на прогулки ходил максимум раз в неделю. Пользовался определенным уважением - умел красиво подрассказать молодежи о понятиях и жизни. Хотя к молодым, растопыривающим пальцы, относился с иронией и мог удачно посмеяться с их детской наивности.

Санек, как оказалось, был регулярным осведомителем - стучал, то есть. Начал догадываться я об этом уже месяца через два или три пребывания в хате. Позже, в других хатах, это подтвердили.

Хоть никого родных у него не было, он регулярно, где-то раз в месяц, ходил на свиданки. Говорил, что скентовался с мужиком одним за год совместной отсидки, вот он к нему и заходит. Также раз в месяц получал передачи - всегда приблизительно одно и то же - простые сигареты, грузинский чай, немного сала, карамельки. Позже приходилось слышать о таких передачах - ими опера рассчитывались со своими нештатными сотрудниками. А брали их с общаковских передач в качестве мзды за попустительство. Интересный получался круговорот сигарет в природе.

К нему в хату забрасывали тех, кто был им интересен и только первоходов, чтобы оградить Санька от нежелательных встреч.

Почему так, почему он боялся ехать на зону - не знаю. Скорее всего, ему просто все надоело и он хотел какого-то, хоть временного, спокойствия. Опера предоставили ему определенные гарантии спокойной жизни, по крайней мере в тюрьме, в обмен на информацию.

Надо признать, что Санек никогда не расспрашивал никого, и не выуживал ничего. Да, с другой стороны, и не надо было - язык наименьший из членов тела, но кто может обуздать его. Ночи и дни тянутся ой как долго - а поговорить с кем-то хочется. Людей так и перло рассказать о своих подвигах.

Но вот у него вдруг появилась цель - Санек влюбился…

В "пятом корпусе" в начале 1994 г. "петухов" отсадили в т.н. "петушиную хату" ("петушатник") - камеру №133.
В Советское время в камерах туалетов не было, заключенные пользовались баками-"парашами", а дважды в день – утром и вечером их выводили в туалет ("север"), имевший два помещения и располагавшийся напротив расстрельной камеры. Им же пользовались и надзиратели. Когда в последний период Советской власти (в конце 1989 или начале 1990 г.) в камеры подвели воду и устроили там отдельные туалеты, дверь одного из "северов" закрыли, а второй перешел в пользование исключительно надзирателей.
Когда "пятый корпус" в конце 1993 г. был уже перегружен смертниками, бездействующий "север" в течение месяца приспособили под камеру, которой дали №133. В отличие от всех других, она имеет гораздо больший размер (3,1х3,25 м) . В туалете оставили одно "очко", поломали бетонный умывальник, слегка подремонтировали стены, поставили "шконки". Первоначально "шконки" в ней были расположены буквой "Г" вдоль двух стен, затем добавили еще одну двухместную одноярусную шконку вдоль третьей стены (буквой "П"). От туалета осталось не имеющее жалюзи большое зарешеченное окно – предмет зависти других камер, обитатели которых страдали от недостатка свежего воздуха и не видели солнечного света. "Иногда, при одновременном открытии и нашей, и их "кормушек", я видел это чудо - солнечный луч! И каждый раз не мог скрыть чувство зависти",- вспоминает бывший узник расположенной напротив камеры №125.- "Теперь, в Гобустане, у меня в камере окно без намордника, и в солнечные дни поток света на 1-2 часа в день заливает камеру. В эти часы я перемещаюсь по камере за лучом, стою или сижу под ним, радуясь, как дитя!"
В камере поставили длинный стол и скамью, забетонированные в полу. Получилась нестандартная 4-местная камера. В дальнейшем к "шконкам" наварили второй ярус, и там можно было разместить до 8 человек. На деле количество "жильцов" временами доходило до 14 человек.
Туда отсадили всех "испорченных", за исключением упомянутой "Эльмиры ханым", которую попросил оставить в своей камере его "муж". Контролёры смотрели на такую "любовь" просто и не препятствовали "семейным" гомосексуальным отношениям, которые были неотъемлемой частью уголовного мира. Кстати, сами контролёры, как утверждают ветераны "пятого корпуса", не соблазнялись на услуги "петухов".
Интересным было то, что к "петухам" подсадили "неопортаченного" - Э., который попал в "пятый корпус" летом 1994 г. Э. был очень обеспокоен этим и просил удалить его от "петухов". Да и сами "петухи" тоже просили убрать его из камеры. Однако администрация ни в какую не соглашалась, и тогда заключенные придумали, как быть Э., чтобы не оскверниться. Он должен был не допускать никого к "кормушке", сам получать пищу на всех в свою посуду и отливать каждому в его миску. И в дальнейшем туда нет-нет, да сажали "неопортаченных".
Но это было лишь начало. После побега, как и все камеры (за исключением "армянской" №126), эта тоже стала местом издевательств. Камеру открывали в последнюю очередь, и эта сцена была завершением утреннего цикла пыток. В ходе "операции пресс" содержавшихся в ней заключенных тоже били, но до избиения они должны были на четвереньках с лаем бегать по коридору подобно собакам, облаивать и кусать друг друга. Других заставляли под ударами танцевать и петь, бегая по коридору. Иных "спаривали", заставляя совершать друг с другом гомосексуальные акты. Это доставляло неописуемое удовольствие хохочущим истязателям. После примерно часа такого "развлечения" в полуживом состоянии заключенных забрасывали в камеру.
В дальнейшем, когда количество заключенных в камере выросло до 14 человек, администрация начала им потакать, и в их компанию специально подсаживали "неопортаченного" заключенного, который чем-то не угодил администрации. Естественно, что вскоре против него начинался "беспредел", подобный тому, что испытывали сами "петухи" в обычных камерах. "Беспредельно опущенные" мстили помещенному к ним "беспредельщику", и заключенный в конечном счете оказывался "опущенным", а затем убитым или умершим от болезней. Это была "пресс-хата" похлеще Фединой .
По словам свидетеля-смертника, "содержащиеся в этом камере мучались от желудочно-кишечных заболеваний и тяжелой формы туберкулеза. Камера была настоящим моргом. Было время, когда каждую неделю из камеры выносили 1-2 трупа. Стоны и крики, доносившиеся из этой камеры, невозможно описать". Смерти при этом, как водится, списывались на самих заключенных.
Отмечу, что в этой камере своими зверствами отличался и вышеописанный Расул, который таким образом мстил за свое унижение и, с другой стороны, удовлетворял свою гомосексуальную манию.
Другим знаменитым обитателем этой камеры, говорят, был некто Г. с характерной кличкой "Кинг-Конг" (или "Мангука") - единственный старожил камеры, кто смог пережить всю ее 4-летнюю историю. Возможно, этому помогло то, что он от рождения был душевнобольным и не принимал близко к сердцу те издевательства, которым подвергался. Сам он был безобидный, неавторитетный зек, не "петух", из тех, кого называют "бедолага" и "джындыр" (тряпка, оборванец). А кличку свою он заслужил тем, что во время пресса, когда он потерял все передние зубы, его клыки высовывались изо рта, выглядя особенно страшно на фоне опухшего и почерневшего от побоев и грязи лица . Сам он выговорить своё "погоняло" не мог, называя себя "Кинко", хотя вряд ли понимал, что означает эта кличка.
"Кинг-Конг" отличался тем, что игнорируя все наказания, высовывался в "кормушку" сразу, как ее открывали, и начинал, обливаясь слезами, побираться, выпрашивая сигарету, кусочек сахара либо кусочек газеты для самокрутки. "Кормушка" в 133-й камере была еще туалетной, большого размера, чтобы иметь полный обзор (а может, для передачи "параш"), и не имела обычного защелкивающегося при закрывании замка. Поэтому на ней была приколочена щеколда и временами, видимо, для комиссий на нее навешивали висячий замок.
Как только на "кормушке" щелкала щеколда, "Кинг-Конг" сразу высовывал из кормушки руку, плечо и голову. Некоторые "шутники"-надзиратели, зная эту его привычку, перед открытием "кормушки" заранее подготавливали ведро или банку холодной воды. Когда "Кинг-Конг" высовывался в открытую "кормушку" и поворачивал кверху свой беззубый клыкастый рот, его под издевательский хохот окатывали водой. Иные надзиратели проделывали это по несколько раз за смену, но отучить беднягу высовываться так и не смогли. Чаще всего он хоть что-то для себя урывал.
"Бедолаги" 133-й камеры жили одним днем, и такое существование иногда принимало совершенно уродливые формы. Например, для них настоящим праздником были дни, когда кто-то умирал в их или ближайшей камере. В этот момент подученный сокамерниками "Кинг-Конг", воодушевившись, начинал кричать, требуя чай, сахар, табак, в противном случае угрожая рассказать следователю об обстоятельствах смерти покойного. В дальнейшем, когда корпус начали посещать различные комиссии, он тоже пользовался этим незамысловатым шантажом. Не успокаивался, пока не получал жменю сахара, пару заварок чая, пачку-две каких-нибудь дешевых сигарет без фильтра. Камера гуляла! Но только до следующего утра, когда на техосмотре ее усиленно "прессовали". Как выражались по этому поводу заключенные, вчерашнее удовольствие "вытекало через нос"...
Впоследствии 133-я "хата" из "петушатника" стала "шерстяной". "Голубых" обитателей 133-й "хаты" разбавили другими "мастями". На тюремном жаргоне "шерстью" обычно зовут "ссучившихся" блатных. Есть мнение, что, если правит "шерсть", то это одна из разновидностей "красной масти", так как "суки" специально культивируются администрацией и творят беспредел по отношению к "правильным" заключенным.
Интересно, что в Советское время, ошибочно полагая, что изоляция "голубых" заключенных от "черных" исправит ситуацию, как-то раз в порядке эксперимента отсадили "обиженных" в отдельную колонию. И что же? Спустя некоторое время в "петушиной зоне" появилась копия воровской иерархии - со своим "паханом", "мужиками", "понятками" и даже собственными "петухами" . Так что 133-я камера являла копию "беспредела" всего корпуса.
Осталось добавить, что после этапирования последних смертников в Гобустан в один период в 133-ю камеру собрали со всей Баиловской тюрьмы венерических больных

Сейчас, когда "пятый корпус" стал обычным следственным корпусом, в этой камере содержатся заключенные с венерическими заболеваниями.
По нормам СИЗО советского времени, норма для 4 человек.
См. также главу "Беспредел"
Сейчас уже нет и их.
Г.Ф.Хохряков. Парадоксы тюрьмы. - Москва, "Юридическая Литература", 1991, стр. 85-86

Елена АНКУДО

Информацию о «петухах» можно почерпнуть лишь в специфических справочных изданиях - зеки избегают обсуждения этой темы. Но не только потому, что любой контакт с «петухом», за исключением, разумеется, сексуального, грозит «нормальному» зеку попаданием на «петушатню».

До какой беды доводит длинный язык, сколько в зоне «петухов» и почему далеко не все из них «рабочие», «Последнему слову» рассказал бывший заключенный с «многолетним стажем». Интервью стало возможным только на условии полной анонимности - собеседник скрыл свое имя, не назвал колонии, в которых отбывал наказание, и статьи уголовного закона, по которым привлекался к уголовной ответственности.

ОЧЕНЬ ИНТИМНОЕ НАКАЗАНИЕ

В советские времена, когда гомосексуализм считался уголовным преступлением, «петухами» становились в качестве наказания?

Бывало по-разному. Многие начинали на свободе, потом легко соглашались на отношения и за решеткой. До 1990-х гг. «петухами» действительно становились за статью - изнасилование малолетнего, сутенерство (сутенер хуже бл…ди) или после «наказания членом». Случалось, за некий тяжелый проступок осужденного не избивали, а мочились на него. Действие это несло определенные последствия - зек автоматом переходил в «петухи». Насколько страшное это наказание, можете представить по ситуации, когда в одной из зон зеки мочой плеснули на свободного человека - начальника отряда. Первым, кто сообщил, что никогда больше не станет пить с ним чай, был его же коллега.

«Петух» не обязан вступать в половую связь с другими осужденными, некоторые остаются мужчинами нормальной ориентации - во все времена были «рабочие» и «нерабочие» «петухи». Но место его определено в «петушатне», как правило, это «вокзал» - между «очком» и входом в камеру. Под шконку «петуха», как это было раньше, не загоняют. Где он будет спать, определяет завхоз - осужденный, назначаемый администрацией колонии. В советские времена, когда «петухов» было как грязи, они жили на деревьях, привязываясь к ним, на крышах, в подвалах.

В конце 1980-х гг. в белорусские лагеря стали приходить «воровские погоны» (письма) об отмене «наказания членом» - чтобы «петухи» не ссучивались и не озлобились на людей, не работали на ментов и чтобы не разводить педерастию. Несколько лет наказание еще встречалось кое-где на зонах, но сегодня уже не применяется. В советские времена пути попадания в «обиженные» были очень простыми, сегодня за этим явлением наблюдают авторитетные осужденные. В «петушатню» просто так не загонишь - нужны веские основания.

Одно из таких оснований - осуждение за изнасилование несовершеннолетнего, самое презираемое на зоне преступление?

До конца 1980-х гг. так оно и было. Но ведь не каждому это обвинение подходит - статью дает суд, а осудить могут незаконно. Попав на зону, человек объясняет, что с ним произошло, авторитетные осужденные принимают решение. Если осужденный сам стремится в «петушатню», он туда и попадет, если нет - доказывает поступками, что является нормальным членом тюремного общества. К примеру, откажется от предложения сокамерника вступить с ним в связь.

- Как мужчина нормальной ориентации может согласиться на такое предложение?

Попав за решетку, человек находится в смятении, впадает в депрессию. И вот ему, молодому и симпатичному, предлагают безбедную жизнь в обмен на сожительство. Думаете, не соглашаются? У каждого свои склонности - зоофилов, педофилов и других извращенцев в обществе хватает. Для меня сожительство мужчины 30-35 лет с пенсионеркой - отклонение, но таковые есть. На зоне то же самое - кто-то брезгует, а кому-то нравится. В зоне это явление существует ровно столько, сколько существует сама зона. В советские годы доля «петухов» составляла порядка 5% от всех заключенных, в 1990-е гг. их количество снизилось до 2% и продолжает оставаться примерно на том же уровне. В нынешнее время довольно много лиц гомосексуальной ориентации заезжают в зону со свободы - они определили свою жизнь до того, как попасть за решетку.

40 НА ОДНОГО

- «Обиженные» вступают в половой акт добровольно или по принуждению?

Добровольно. «Петуху» платят продуктами питания, сигаретами, шоколадкой. Всегда можно отказаться - «петухов» не насилуют. Оказавшись на зоне, активный гомосексуалист рано или поздно найдет себе «петуха». Предполагаю, что и сам «петух» подсознательно готов к гомосексуальному акту - многие практиковали это на воле.

Когда зеку захотелось вступить в связь, он предлагает «петуху» оплату. Взял - значит, согласился идти в подвал, подсобку - куда угодно, даже в туалет. Припоминаю, как в одной из белорусских колоний зека, изнасиловавшего трехлетнего ребенка, за ночь в туалете пропустило около сорока человек.

- Тоже по согласию?

Да. А потом этот зек написал на всех заявление, мол, изнасиловали его, хотя все было по согласию, каждый заплатил. Этот факт подтверждает мнение нормальных заключенных, что большинство педерастов - люди с ограниченной психикой, которые могут сотворить любую подлость. Уголовное дело по заявлению того осужденного не возбудили.

«ЕГО ДАЖЕ РУКОЙ БИТЬ НЕЛЬЗЯ»

- Можно ли определить «обиженного» по внешнему виду?

На воле устоявшиеся гомосексуалисты хорошо заметны, на зоне - не всегда. Зеки с самым низким статусом изворотливы, они, как змея, будут петлять, выдавая себя за кого угодно, только не за «обиженного». Бывает, «петухам» верят, здороваются за руку, чифирят. В этом случае проблемы будут у обоих. К обычному зеку будет определенное отношение, хотя в «петушатню» не загонят, а «обиженному» за сокрытие факта отсадят мозги. Если «петух» попытается скрыть статус, придя в зону по новому сроку, его сперва отымеют по очереди, а затем изобьют до полусмерти. Морально воздействовать на такого человека бесполезно, он же педераст, его даже рукой бить нельзя - только палкой или ногой. Но и «петуху», который знает свое место, многое не позволено.

- Запрещено сидеть за одним столом с зеками, здороваться за руку…

А еще надо уступать любому мужику, заходить последним в столовую, есть из отдельной посуды, к которой не прикасается черпак раздатчика. А вот дырок, просверленных в посуде педераста, сегодня уже нет.

«ОТСАДИТЬ НА КРУЖКУ»

- Может ли в статусе «петуха» оказаться нормальный мужчина?

Да, если поведет себя неадекватно, не постоит за свою честь и не уследит за языком. Многие попадают в «обиженные» из-за того, что разболтались, сами на себя наговорили. К примеру, расскажет в камере, как с женой спал. Ему зададут пару наводящих вопросов вроде «а там ты лизал?» , а если дождутся подтверждения - сделают вывод: «Теперь делай то же самое в «петушатне». И все, от тебя отказались.

Если один зек необоснованно назовет другого «педерастом», могут последовать неприятности - с человека будет физический спрос (порядочно отобьют голову, могут даже табуреткой или скамейкой). Поэтому не зря говорят «следи за метлой!» (не говори лишнего). Некоторые просят помощи у оперативных работников, но обычно администрация не вмешивается, более того, пытается замять конфликт.

А как поступают в случае, когда на зону этапировали человека с историей, скажем, изнасилованного, но старающегося скрыть этот факт?

Если в отношении некоего зека появились вопросы и сомнения, его до выяснения обстоятельств «отсадят на кружку». Это значит, что у человека появляется своя посуда (кружка), за стол с ним временно не садятся. Он еще не «петух», но уже под подозрением. Поэтому если за зеком тянется некая некрасивая история - пусть даже проигранный и не возвращенный долг, - оказавшись в камере, он должен объявить: «Я - фуфло!» - и дожидаться решения тюремной общественности. О любом решении «хаты» (камеры) смотрящий сообщает смотрящему по «централу». В спорной ситуации тот собирает мнение братвы, выходит на вора в законе, получает его ответ. Окончательное решение вопроса, в частности - отправлять человека на «петушатню» или нет, принимает вор. Ситуация, когда «петухом» становятся по решению одного зека или даже «хаты», невозможна.

Если же человек попал в «петушатню» без разрешения авторитета, возникает серьезный вопрос, кто рулит зоной? Кто кому дал полномочия загнать человека в «петушатню», а главное - на каких основаниях?

- Тюремная иерархия страхует зеков даже от произвола?

Нет. На глазах моего знакомого, правда, отбывавшего срок в российской тюрьме, группа малолеток, назвавшихся «братвой», вынудила одного из осужденных согласиться стать «петухом». Свидетели насилия - другие зеки не решились вмешаться, иначе попали бы под раздачу. Малолеток было слишком много, заступишься - будешь следующим, если и не «петухом», так поломают хребет. Через некоторое время была разборка, малолеток отлавливали по тюрьмам и наказывали. Но у человека, ставшего «петухом» по беспределу, обратного пути уже не было - таков закон.

- А вы говорили, что на зоне не насилуют…

Это не было насилием в прямом виде, на человека жестко надавили, к тому же история произошла в России. Но даже в этом случае у человека остается выбор - всегда есть «мойка» (лезвие), которой можно вскрыться. Ну, и вскрыть напоследок еще пару человек.

ВЫГОДНАЯ ИЕРАРХИЯ

Какие меры по борьбе с распространением гомосексуализма принимает администрация исправительных учреждений?

О таковых мне не известно - к явлению относятся прохладно, в процесс не вмешиваются. И кто будет убирать толчки и делать грязную работу, если не «обиженные»? Авторитеты живут «по понятиям», работой не занимаются. «Мужика» можно заставить взять в руки тряпку или метлу, но толчок никто мыть не будет.

Неужели сексуальная энергия, скапливающаяся у заключенных во время зачастую многолетнего воздержания, не пугает администрацию?

У человека есть мозги. Если он воспитывался в нормальной среде, вступать в колонии в связь с мужчиной не станет. Один раз, ради интереса, возможно, но не зря говорят на зоне, что «онанизм - не стремное явление» - у зека есть руки. «Рабочие обиженные» сами хотят, чтобы их имели, но пользуются ими только мужчины определенной направленности. Администрации выгодна иерархия в лагере - зеками, которые считают себя людьми, управлять куда сложнее, чем «петухами», «козлами» и «мужиками».

Но за соблюдением закона в колониях следит прокуратура, которой наверняка не по вкусу гомосексуальные связи в местах заключения…

Может, и не по вкусу, но ради показателей проблема замалчивается. Серьезный случай вроде смерти или убийства рассматривается, а когда кого-то в попу поимели…

«ЖЕНА О СТАТУСЕ ЗНАЕТ»

Распространяются ли требования к соблюдению норм поведения на заключенных, избежавших половых контактов с мужчиной, но волей судьбы оказавшихся в «петушатне»?

Да, им придется остаться «петухом» до конца срока - с соблюдением всех требуемых норм поведения. А вот уборку, если хорошо с деньгами, делать необязательно - в зоне достаточно «петухов», которые выполнят эту работу за тебя. Все зависит от того, как человек себя поведет. Знаю «петухов», которые жили лучше обычных зеков. Деньги за уборку, «подогрев» с воли, - все у них есть. А многие запреты, к примеру, на мобильный телефон, и вовсе удается обойти - редко кто шмонает «петушатню». К слову, зеки из касты «петухов» тоже могут быть гомосексуалистами, только активными, имея своих собратьев по касте.

- Приезжают ли на свидания к «петухам» их жены, если таковые имеются?

Конечно, имеются, ведь «петухи» - обычные люди. Как правило, жена знает о статусе, смысла его скрывать, особенно если находишься в «петушатне» формально, нет. На свободе он останется нормальным семьянином и забудет о статусе. А если осужденный молод и жене его лет 20, то они смотрят на проблему просто - всякое в жизни бывает, ее тоже могут изнасиловать. Поэтому жены навещают своих «петухов», заботятся, привозят посуду - ведь она должна быть своя.

СПРАВКА «ПОСЛЕДНЕГО СЛОВА». «Петух» (он же - «опущенный», «обиженный», «вафлёр», «маргаритка», «машка», «дунька», «василиса») - представитель низшей группы в неформальной иерархии заключенных, своеобразной касты неприкасаемых в пенитенциарных заведениях стран экс-СССР. Обычно считается, что «петухи» - это заключенные, которые добровольно или принудительно вступают в гомосексуальные контакты в пассивной роли (т.н. «рабочие обиженные»). Впрочем, существуют и «нерабочие обиженные». Причина появления «петухов» связана с проведением в СССР в 1961г. реформы пенитенциарной системы, когда места лишения свободы были поделены на несколько режимов. В результате основная масса «первоходов» оказалась отделена от рецидивистов и от накопленного ими опыта жизни в тюрьме. Среди заключенных стал распространяться ранее не характерный обычай наказания виновного в виде насильственного обращения его в пассивного гомосексуалиста.

В литературе описано множество внутренних тюремных правил, определяющих поведение по отношению к «петухам» прочих зеков. Они различны для разных типов тюрем. В колониях для малолетних запреты особенно жестоки и многочисленны. В условиях строгого режима положение «опущенных» лучше - там, к примеру, не принято бить их без причины, для развлечения.

Считается, что «петухи» обязаны выполнять самую грязную работу, например, мыть туалеты. К ним нельзя прикасаться (гомосексуальный контакт - исключение), брать из их рук какие-либо вещи, пить и есть с ними из одной посуды, докуривать после них сигареты, а также бить их руками - только ногами или какими-либо предметами. Существуют особые умывальники для «опущенных», часто помечаемые краской, ложки с пробитыми в ручках отверстиями и т.п. Едят «петухи» иногда из мисок с просверленными отверстиями - чтобы содержимое не вылилось, дырку приходится затыкать пальцем. Спят они обычно под нарами, возле параши или у дверей, и заходить туда, где живут другие заключенные, «петухи» не имеют права. Им запрещено к чему-либо притрагиваться. Вещи, к которым притронулся «опущенный», называются «запарафиненными», оскверненными, прикосновение к таким вещам может повлечь за собой попадание в касту.

Если «петуху» приходит продуктовая передача, он, как правило, не имеет права прикасаться к ней - ее распределением занимаются «авторитеты». «Опущенные» обязаны уступать дорогу заключенным из других каст, прижимаясь при этом плотно к стене и следить за тем, чтобы не приблизиться к ним. Разговоры «опущенных» с другими заключенными без особой необходимости не поощряются.

Сексуальное употребление «петухов» различно в той или иной зоне. Где-то «петухи» обязаны отдаваться другим заключенным по их требованию, причем при отказе их избивают или насилуют. Это приводит к тому, что «петуху» иногда приходится удовлетворять сексуальные желания нескольких десятков человек в день. Однако, как правило, «петухами» пользуются только с их согласия. «Опущенный» обязан принять сперму в рот или прямую кишку, чтобы не «запарафинить» какой-либо предмет или другого заключенного, нарушение этого требования наказывается избиением. После сексуального контакта принято расплатиться с «опущенным» несколькими сигаретами, банкой сгущенки, куском колбасы и т.п. Заключенный, не расплачивающийся с «опущенным», рискует навлечь на себя подозрения в совершении гомосексуального акта «по любви», что, скорее всего, низвергнет его самого в касту «опущенных». «Петухам» часто дают женские имена (Света, Маша, Галя и т.д.), отсюда происходят и названия всей этой группы заключенных - «машки», «дуньки», «василисы» и т.п. Некоторые опущенные становятся «персональными петухами» кого-либо из занимающих высокое положение заключенных и приобретают в их лице покровителя, который защищает их от издевательств.

Выбор редакции
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...

Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...