Как защитить права на архитектурный проект? Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства.


Нарушение авторского права на архитектурные проекты посредством нелегитимного их использования заказчиками-застройщиками является не только неуважением к архитектору, как к одному из важных участников строительного процесса, но и нарушением законодательства.

Что необходимо знать застройщику об авторском праве, если он планирует приобрести архитектурный проект (с чертежами, изображениями, макетами)? Авторское право на проект возникает автоматически вследствие его создания и является бессрочным. Его не требуется где-либо регистрировать или документально подтверждать. Достаточно указать имя автора и дату создания на оригинале проекта.

Архитектурный проект не может быть воспроизведён повторно (многократно) кем бы то ни было без письменного разрешения автора и без выплаты авторского вознаграждения за каждый построенный объект. На практике это означает, что лицо или организация, приобретая комплект чертежей для строительства дома, приобретает право всего один раз построить дом по купленному проекту. Постройка второго дома, а тем более, нескольких домов - прямое нарушение авторского права и может быть обжалована автором в суде. При этом не имеет значения, приобретён проект напрямую у автора-разработчика или через каталоги готовых проектов, которые по договорам с архитекторами реализуют неисключительное право на проекты.

Размер компенсации, которую имеет право требовать автор архитектурного проекта в случае установленного нарушения авторского права, составляет от 10 тыс. до 5 млн. руб.

Для сравнения: цена готового проекта, т. е. цена права на однократное воспроизведение, составляет, в среднем, 25 тыс. руб. При несанкционированном строительстве, к примеру, 10 домов застройщик «экономит» на проектировании 225 тыс. руб., полагаясь на авось. Действительно, зачем платить архитектору за повторное воспроизведение, если комплект чертежей есть в наличии, недоумевают иные застройщики.

Однако надежда на труднодоказуемость подобного нарушения становится всё более эфемерной с появлением массового застройщика коттеджных посёлков. Коттеджный посёлок, как правило, строит не частное лицо, а организация. Инвестор вынужден давать рекламу с использованием материалов архитектурных проектов (планов, генеральных планов, изображений). Юристы сегодня сходятся во мнении, что нарушения авторского права со стороны организации гораздо легче установить. Так что в ближайшем будущем следует ожидать прецедентов защиты в суде авторских прав на архитектурные проекты.

Справедливости ради, стоит отметить, что всё больше игроков строительного рынка задумываются о своей репутации в вопросах, касающихся соблюдения авторского права.

Архитекторы, в свою очередь, готовы идти на минимизацию гонораров за повторное воспроизведение, в случае цивилизованного отношения к их имущественным интересам.

Вот простой расчёт: инвестор-застройщик собирается построить 10 одинаковых домов. Он оплачивает однократную реализацию архитектурного проекта в полном размере (25 тыс. руб.), а право постройки 9 домов по тому же проекту автор согласен предоставить на более выгодных условиях, например, со скидкой 50% и более от полной цены проекта. Символический гонорар за проект, будучи отнесён на себестоимость здания, не влияет на цену коттеджа, заявляемую для продажи.

В отношении неимущественного права упомянем о необходимости указывать автора проекта при всякой публичной ссылке на проект или его изображения.

Что касается нарушения авторского права частными лицами-застройщиками, то помните: незнание законов не освобождает от ответственности их исполнения. Поэтому, прежде чем передать другу или родственнику комплект чертежей для повторного (незаконного) строительства, подумайте, не оказываете ли вы ему медвежью услугу.

Текст: Ольга Мандрикова, исполнительный директор

архитектурного ателье Игоря Фирсова «FIRSOV ARCHITECTS»

Май, № 5,2005

Дискуссия

О ФОТОГРАФИРОВАНИИ, КИНО- И ВИДЕОСЪЕМКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРХИТЕКТУРЫ

Авторские права на произведения архитектуры

(практические аспекты «свободы слова»)

(о фотографировании, кино- и видеосъемке произведений архитектуры)

ОТ РЕДАКЦИИ: Подчас, стремление добыть актуальные, ценные сведения, интересно и доступно преподнести их потребителю, при этом опередить конкурирующие средства массовой информации (СМИ) побуждает журналистов балансировать на грани законного и незаконного. К.ю.н., и.о. доцента кафедры гражданского права и гражданского процесса КазГЮУ Д. БРАТУСЬ оценивает с правовой точки зрения действия представителей СМИ в конкретной жизненной ситуации. Не скроем, с некоторыми выводами автора редакция не может согласиться, но, так или иначе, проблема поднята, значит, оптимальное решение ее должно быть найдено.

Введение

Юридическая практика не перестает удивлять неожиданным развитием обычных, на первый взгляд, житейских ситуаций. Как верно подметил главный литературный персонаж «Рассказов» Артура Конан Дойла «самая смелая фантазия не в силах представить себе тех необычайных и диковинных случаев, которые встречаются в обыденной жизни» .

Казалось бы, заурядное дело. Журналисты производят видеосъемку фасада здания, принадлежащего частному лицу (акционерному обществу). Работают методично и обстоятельно до тех пор, пока в процесс не вмешиваются охранники с требованием немедленно прекратить подобные действия, несанкционированные собственником архитектурного объекта. Тут же разгорается традиционный для любого конфликта спор о правах. Не желая покидать место происшествия и, вероятно, предвидя перспективу нового скандального репортажа (не в этом ли цель «черного пиара»?), журналисты попадают в холл здания. Предлог всегда найдется. Что характерно, видеосъемка не прекращается.

В тот же день в вечернем эфире местного телеканала непосредственный участник описанных событий недоумевает по поводу действий службы охраны: как же так, ведь подобным образом можно приостановить видеосъемку любого здания! Получается «кто-то может выскочить и сказать, что здесь снимать запрещено»… (г-н Красиенко Я.Ю., 23.12.2004 г., 20:25, «Вечерние новости», КТК). Ему вторит один из руководителей того же телеканала (г-н Клещенков С.В.): «Никто же не запрещает это, по сути, делать!».

Давайте разберемся и попробуем без эмоций прокомментировать столь юридически некорректные суждения. На практике мне знакомо, как после таких передач трудно успокоить магистрантов на занятиях по спецкурсу «Право интеллектуальной собственности Республики Казахстан» и практически невозможно переубедить среднестатистического обывателя - не юриста. Для него телевизионное сообщение (не суд, не мнение специалиста, а именно репортаж в СМИ) - это истина в последней инстанции. Противопоставить доверчивости такого обывателя букву закона, значит навлечь на себя гнев и непонимание или в лучшем случае, обеспечить критику в адрес «плохих законов».

И все - таки! Обратимся к букве и духу закона. Замечу, что избранный жанр побуждает меня быть лаконичным.

Авторское право на произведения архитектуры

2.1. Определение произведения архитектуры

Вначале - исходные положения (термины, их значение, состав субинститута).

В качестве объектов интеллектуальной собственности (авторского права) произведения архитектуры закреплены в пп. 9 п. 1 ст. 972 Гражданского кодекса РК (далее - ГК) и пп. 9 п. 1 ст. 7 Закона РК от 10.06.1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон «Об авторском праве»).

По мнению Э.П. Гаврилова, в понятие произведений архитектуры включаются произведения градостроительства и садово-паркового искусства . Подобный подход - объединение близких по существу объектов в единую группу «произведений архитектуры» - традиционный, его истоки обнаруживаются еще в советском гражданском праве (см., например, ч. 3 ст. 471 ГК КазССР).

Примечательный факт. В Законе «Об авторском праве» указанное понятие только упомянуто, но не определено. В этом нормативном документе, несмотря на наличие ратифицированных Казахстаном особых международных конвенций по интеллектуальной собственности (с отработанным понятийным аппаратом) и действии ряда специальных законов , даны определения таким техническим терминам, как «база данных», «программа для ЭВМ», «адаптация программ для ЭВМ» и т.д. (см. ст. 2 Закона «Об авторском праве»). Однако смысл «произведений архитектуры» в нем не раскрыт. Для решения данного вопроса необходимо обратиться к Закону РК от 16.07.2001 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон «Об архитектурной деятельности»).

Искомая легальная формулировка закреплена в п. 24 ст. 1 этого Закона. В целях точности воспроизведения цитирую полностью:

24. Произведение архитектуры (градостроительства) - объект авторского права и интеллектуальной собственности автора (авторов), являющийся результатом творческого процесса в профессиональной деятельности физических лиц, направленного на создание какого-либо архитектурного объекта или формирование градостроительного пространства, включая авторский замысел, зафиксированный в форме проектной документации, отдельного чертежа, макета или эскиза

Во - первых. Сочетание слов «объект авторского права и интеллектуальной собственности автора (авторов)» - это тавтология, «масло масляное». Объекты авторского, патентного права и т.д. - виды объектов интеллектуальной собственности. Обнаруженный повтор - формальная ошибка законодателя.

В заключение по этому вопросу отмечу: даже автор произведения архитектуры может быть договором ограничен в вправе производить фотографирование, кино- и видеосъемку этого объекта интеллектуальной собственности (пп. 3 п. 5 ст. 15 Закона «Об архитектурной деятельности»).

Кому и в каком объеме принадлежат исключительные права на архитектурные объекты с позиции законодательства об интеллектуальной собственности? Иными словами, у кого спрашивать разрешение на фотографирование, кино- и видеосъемку?

Первоначальным и полноправным обладателем всех авторских правомочий (ст. 15 и ст. 16 Закона «Об авторском праве») традиционно считается автор - «физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение» (пп. 1 ст. 2 Закона «Об авторском праве»). Таковыми в отношении произведения архитектуры являются автор проекта, исполнители (подрядчики) и другие творцы, причастные к созданию произведения. Зачастую, проектировщик и строитель - одно и то же лицо: «Исключительные права на использование архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов» (п. 4 ст. 16 Закона «Об авторском праве»).

Теперь - важное в плане поиска истины сопоставление. По вопросу об исключительных правах на произведения архитектуры нормы Закона «Об авторском праве» (в частности, п. 4 ст. 16 , ст. 14) дополняются п. 4 ст. 15 Закона «Об архитектурной деятельности». Для большей ясности п. 4 ст. 15 цитирую полностью:

4. Авторы произведения архитектуры или градостроительства, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, не наделяются имущественными правами, если иное не предусмотрено договором.

Договор между заказчиком проекта (работодателем) и авторами (исполнителями заказа) должен содержать положения об урегулировании имущественных прав по использованию произведения архитектуры или градостроительства, создаваемого в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.

Нормы этого пункта логически не взаимосвязаны. Фраза ч. 1 «не наделяются имущественными правами, если иное не предусмотрено договором» ясно указывает на то, что оговорка о правах автора произведения архитектуры может и не включаться в индивидуальный трудовой договор. Однако, кик видим, условие об авторских правах является существенным (обязательно включается в договор, под угрозой признания его незаключенным) по смыслу ч. 2 того же пункта: «Договор… должен содержать положения об урегулировании имущественных прав…». Такое «урегулирование» необходимо проводить с учетом предписаний ст. 14 Закона «Об авторском праве».

Обратите внимание на смену акцентов! Согласно п. 2 ст. 14 Закона «Об авторском праве» имущественные права на использование служебного произведения (его виды в норме не указаны) принадлежат автору, если иное не предусмотрено договором. Противоположное общее правило установлено для произведений архитектуры. Имущественные права на них в пределах десятилетнего срока возникают у работодателя, если стороны не оговорили другой порядок (ч. 1 п. 4 ст. 15 Закона «Об архитектурной деятельности»).

Поскольку работодатель - заказчик проекта - это проектировочная или строительная организация (в редких случаях - индивидуальный предприниматель), значит он, следуя второму общему правилу, осуществляет весь комплекс имущественных прав, предусмотренных п. 2 ст. 16 Закона «Об авторском праве».

В течение десяти лет с момента возникновения архитектурного объекта, если иной период времени не согласован в договоре, именно подрядная организация (индивидуальный предприниматель) разрешает его фотографирование, кино- видеосъемку и остальные действия по воспроизведению, передаче полученного изображения в эфир или сообщение по кабелю. В юридической практике редки случаи предоставления подобных разрешений со стороны автора. Но такие случаи предсказуемы. Во-первых, авторско-правовой режим использования произведений архитектуры может быть согласован в индивидуальном трудовом договоре с «перевесом» в пользу автора - работника. Во-вторых, даже если это не произошло, срок десятилетней «монополии» работодателя - подрядчика (максимум - десять лет) рано или поздно истечет. В-третьих, личные неимущественные права автора (п. 6 ст. 15 Закона «Об архитектурной деятельности», ст. 15 Закона «Об авторском праве») принадлежат ему всегда, не отчуждаются, являются абсолютными и потому должны соблюдаться любым лицом, независимо от условий сделок.

В силу своего социально-экономического предназначения, технических характеристик и давней правовой традиции здания, как и многие другие архитектурные объекты, имеют долгий срок «жизни». Поэтому анализ ситуации с их фотографированием, кино - видеосъемкой должен проводиться с учетом исторических условий постройки.

До полной отмены ГК КазССР, т.е. до 01.07.1999 г. , оборот имущественных прав на произведения архитектуры регулировался также ст. 510 ГК КазССР: «Выполненные по заказам организаций архитектурные, инженерные и иные технические планы, чертежи и рисунки могут быть использованы заказчиком для своих нужд, переданы им для использования третьим лицам в печати без выплаты авторам дополнительного вознаграждения». Данная статья четко определяла заказчика единственным обладателем двух исключительных имущественных правомочий на произведения архитектуры:

1) использовать произведение «для своих нужд»;

2) передать первое правомочие третьим лицам.

При осуществлении этих правомочий дополнительное вознаграждение автору не уплачивалось, но основное причиталось (уплачивалось) в общеустановленном порядке.

Выше со ссылкой на нормы законодательства и авторитетные комментарии обосновано заключение: технические замыслы (проекты, чертежи, схемы, эскизы и т.д.) будущих архитектурных объектов в авторско-правовом значении сами по себе не существуют. Они - промежуточная стадия конечного результата, неотъемлемая часть произведения архитектуры, охраняемого в целом, включая документальное решение и его материальное воплощение. Подобный подход к правовому регулированию произведений архитектуры применялся и в советское время.

Таким образом, права заказчика, предусмотренные ст. 510 ГК КазССР, равным образом распространялись и на архитектурные объекты. Заказчик являлся полным (но не первоначальным , т.к. личные неимущественные права все-таки сохранялись за автором) обладателем авторских прав на произведение архитектуры.

Рассмотренное обобществление результатов творчества в пользу социалистических организаций (заказчиков), конечно, противоречило Закону «Об авторском праве». Это противоречие сохранялось с 10.06.1996 г. по 01.07.1999 г. В соответствии с п. 1 действовавшего на тот период Постановления Верховного Совета РК от 30.01.1993 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» положения ГК КазССР применялись к гражданским правоотношениям в части, не противоречащей законам РК, принятым после 01.01.1990 г. Значит, с 10.06.1996 г. ст. 510 ГК КазССР не применялась на практике. Авторские права заказчиков, возникшие до этой даты, сохранили юридическую силу.

Из вышеизложенного следует: архитектурные объекты, возникшие до 10.06.1996 г. (для удобства и краткости изложения назовем их «советскими»), разрешается фотографировать, производить их кино-видеосъемку, воспроизводить иным способом с разрешения заказчика такого объекта. Поскольку многие организации, бывшие заказчиками, в настоящее время реорганизованы, следует испрашивать согласие правопреемника. Отчуждение «советского» здания от организации - заказчика или ее правопреемника в собственность третьего лица (по договору мены, дарения, купли-продажи и иным законным основаниям) может сопровождаться возмездной или безвозмездной передачей авторских правомочий. Для этого необходимо включение в договор соответствующего условия.

2) подрядные (строительные) организации,

3) заказчики произведений архитектуры (полные правообладатели по ст. 510 ГК КазССР - в отношении «советских» произведений архитектуры или в силу договора - в отношении современных объектов),

4) правопреемники (наследники или юридические лица, возникшие в результате реорганизации),

5) иные правообладатели (например, собственники архитектурного объекта, которым по особой договоренности переданы и авторские права).

У одного из этих лиц (обладателя авторских прав) при наличии предусмотренных законом условий испрашивается разрешение на фотографирование, кино-видеосъемку архитектурного объекта, воспроизведение иным способом, передачу полученного изображения в эфир или сообщение по кабелю.

Нарушение авторских прав (например, при видеосъемке здания и последующей телевизионной трансляции полученного видеоматериала без согласия автора в отсутствие установленных законом оснований такой видеосъемки и трансляции) влечет ответственность, предусмотренную ст. 49 Закона «Об авторском праве». Наиболее популярная санкция закреплена в пп. 6 п. 1 ст. 49: взыскание компенсации в размере от 20 до 50.000 минимальных заработных плат (на текущий момент - от 140.000,00 тенге до 350.000.000,00 тенге). В данном случае ответственное лицо - собственник телевизионного СМИ.

Фундаментальные принципы гражданского права

П. 1 ст. 2

Законы РК: от 29.06.2001 г. «О правовой охране топологий интегральных микросхем», от 07.01.2003 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», от 08.05.2003 г. «Об информатизации» и т.д.

Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности Резепова Виктория Евгеньевна

15. Произведения архитектуры как объекты авторского права

В соответствии с законодательством РФ объектом авторского права является результат творческой деятельности – произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства независимо от его назначения и достоинства, а также способа его выражения.

Авторское право на произведения архитектуры регулируется также Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 169ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (гл. 4 «Авторское право на произведения архитек туры»).

Произведение архитектуры объективно существует в форме двухмерного изображения (рисунок, план, чертеж ит.д.) или в трехмерной объемнопространственной форме (модель, макет, сооружение и т. д.).

1) архитектурный проект – комплекс изографических, текстовых и других материалов, архитектурная часть документации для строительства, содержащая авторские архитектурные объемно-пространственные и планировочные проектные решения в объеме, необходимом для разработки документации для строительства архитектурного объекта. В состав архитектурного проекта также могут входить трехмерные изображения: макет, модель, трехмерное компьютерное изображение;

2) документация для строительства – комплекс чертежей, технических условий и других материалов, необходимых для ведения строительно-монтажных работ, разработанный на основе архитектурного проекта. Отдельные результаты творческой деятельности архитектора (эскизы, рисунки, чертежи, макеты и др.), не составляющие комплекса проектных материалов, обеспечивающего возможность использовать их для разработки документации для строительства и возведения объекта, в зависимости от их характера являются произведениями графического, изобразительного или декоративно-прикладного искусства и могут рассматриваться как произведения, относящиеся к архитектуре;

3) архитектурный объект – объект творческой архитектурной деятельности, созданный на основе архитектурного проекта. Архитектурный объект в процессе строительства также является объектом авторского права.

Основным способом использования архитектурного проекта является его практическая реализация в процессе разработки документации для строительства (возведения) архитектурного объекта. Личные неимущественные права в случае создания произведения архитектуры в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежат его автору.

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Объектом авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя признаками:а) являющиеся результатом творческой деятельности;б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

9. ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В зависимости от вида произведения различают следующие объекты авторского права: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и

Из книги Энциклопедия юриста автора

10. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.Первоначальным субъектом

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора

11. НАСЛЕДНИКИ, ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Наследники автора как субъекты авторского праваИсключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

17. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Право собственности и другие права на водные объекты см. Водный

Из книги автора

13. Понятие и принципы авторского права Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием

Из книги автора

14. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика Объекты авторского права – произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.В

Из книги автора

16. Производные и составные произведения как объекты авторского права К объектам авторского права относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и

Из книги автора

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком). Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью

Из книги автора

18. Субъекты авторского права Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения – создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале

Из книги автора

25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях

Из книги автора

26. Срок действия авторского права. Общественное достояние Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются

9. Кирсанова К. Распоряжение исключительным правом на объекты хореографического искусства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2016. № 2.

14. Кравченко А. Особенности правовой охраны графических пользовательских интерфейсов как объектов авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. № 9.

15. Кутузов В. Нарушение исключительных прав на проектную документацию // Хозяйство и право. 2014. № 6.

16. Луткова О. Трансграничная передача прав на интернет-сайт // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2013. № 12.

17. Малин В. Защита исключительного права на произведения изобразительного искусства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2013. № 4, 5, 6.

18. Маломоркина О.О. Дизайн одежды как объект интеллектуальных прав // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. № 1, 3, 4.

19. Мурзин Д.В. Неохраняемые результаты творческой деятельности, которые должны охраняться авторским правом // Частное право. Преодолевая испытания: сб. ст. к 60-летию Б.М. Гонгало. М., 2016

20. Савельев А.И. Правовая природа «облачных» сервисов: свобода договора, авторское право и высокие технологии // Вестник гражданского права. 2015. № 5.

21. Терехова А. Дизайн интернет-сайта: какой способ охраны выбрать? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. № 10.

22. Щербак Н.В. Проблемы правовой охраны нетрадиционных объектов авторского права // Законодательство. 2013. № 2.

З а д а ч и

1. Между творческим объединением «Артист» (лицензиар) и телекомпанией «Н.» (лицензиат) был заключен лицензионный договор, по условиям которого лицензиар предоставил лицензиату исключительное право на использование перечисленными в договоре способами оригинального формата производства телевизионной передачи (развлекательного шоу), который был зафиксирован в регламенте производства соответствующей передачи (в нем содержалось описание концепции передачи и конкретных приемов по ее созданию). Договор исполнялся сторонами надлежащим образом: телекомпания осуществляла производство развлекательного шоу, которое пользовалось значительным успехом у зрителей, в формате, обусловленном лицензионным договором. По истечении срока действия договора стороны прекратили сотрудничество.



Через несколько месяцев творческому объединению стало известно о том, что телекомпания начала производство и выпуск в эфир телепередачи, формат которой практически идентичен формату того развлекательного шоу, разрешение на производство которого ранее предоставлялось телекомпании по лицензионному договору с творческим объединением (идеи обеих передач, их основные действующие лица и суть совершаемых ими действий были одинаковыми).

В этой связи творческое объединение посчитало, что телекомпания нарушает принадлежащие ему исключительные авторские права на телеформат и обратилось за консультацией к юристу.

Дайте правовую оценку сложившимся между сторонами фактическим отношениям.

Можно ли признать телеформат охраноспособным объектом авторских прав?

Какое правовое обоснование и конкретные исковые требования целесообразно представить со стороны творческого объединения?

2. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД по г. Н. при осмотре помещения торгово-производственной фирмы были обнаружены три персональных компьютера, на жестких дисках которых были установлены программные продукты (фоторедакторы), обладающие признаками контрафактности. О производстве данной проверки было уведомлено ООО, являющееся обладателем исключительных прав на соответствующие программы. Сотрудник ООО изучил установленные на изъятых компьютерах программы и подтвердил, что лицензионных соглашений об их приобретении торгово-производственной фирмой с ООО не заключалось.



С учетом этих обстоятельств ООО решило обратиться в суд с иском о взыскании с торгово-производственной фирмы компенсации за нарушение исключительных прав на предположительно контрафактные программы.

При рассмотрении дела в суде представитель ответчика просил отказать в удовлетворении иска. Он не стал отрицать, что фирма не заключала с ООО лицензионного договора о приобретении права на использование программ. Однако в то же время он указывал на то, что сотрудники фирмы не записывали спорные программы в память компьютеров и не пользовались ими, поскольку эти персональные компьютеры были приобретены фирмой у фотостудии уже бывшими в употреблении с установленным программным обеспечением. Таким образом, по мнению представителя ответчика, истцом не доказан факт использования фирмой спорного программного обеспечения, а сам по себе факт хранения программного обеспечения в памяти компьютеров в отсутствие доказательств его использования не является нарушением прав истца.

Оцените доводы ответчика. Какие действия с точки зрения действующего российского законодательства и норм международных договоров следует считать использованием программы для ЭВМ? Относятся ли к таким действиям запись программы в память ЭВМ и ее хранение в памяти (на жестком диске) персонального компьютера? Каким образом должно быть распределено между сторонами бремя доказывания в настоящем случае?

3. В 1930–1940-х гг. советским писателем Н. был создан ряд литературных произведений, которые были опубликованы при его жизни. Н. плодотворно работал до самой смерти и умер в октябре 1942 г.

В 2015 г. наследникам Н. стало известно о том, что один из романов Н. был издан несколько месяцев назад без их разрешения. Они обратились в суд с иском о взыскании компенсации с издательства, ссылаясь на то, что являются обладателями исключительного права на созданное Н. произведение. Со своей стороны, издательство утверждало, что все произведения Н. уже являются общественным достоянием, а потому могут использоваться любыми лицами свободно, в связи с чем издательство не должно было испрашивать разрешения у наследников Н. на издание его романа, тем более, что ранее он уже неоднократно публиковался другими организациями с разрешения самого Н.

Кто прав в этом споре?

Для ответа на вопрос определите правовые нормы, подлежащие применению в данном случае, и установите дату окончания срока действия исключительного авторского права в отношении романа Н.

4. Издательство А. обратилось в суд с иском к издательству Б., требуя взыскать компенсацию в связи с изготовлением и распространением организацией-ответчиком нескольких произведений умершего в 1970 г. немецкого писателя Н., исключительные права на которые принадлежат издательству А.

Издательство Б. иск не признало, ссылаясь на то, что произведения писателя Н., о которых идет речь в иске, были впервые опубликованы в Германии в 1967-1969 гг., т. е. до присоединения СССР ко Всемирной конвенции по авторскому праву, а потому на территории Российской Федерации как правопреемницы СССР должны считаться общественным достоянием.

Определите правовые нормы, подлежащие применению в данном случае, и решите возникший спор.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

С начала 90-х годов в Российской Федерации происходит активный процесс обновления действующего законодательства, обусловленный возникновением насущной необходимости скорейшего придания правовых форм новым общественным отношениям, которые начинали динамично развиваться в тот период. Социально-политические и экономические преобразования в государстве потребовали принципиального изменения правового регулирования и абсолютного большинства общественных отношений, являющихся предметом гражданского права.

Признание за частным интересом права на существование, принцип свободы договора, а также осознание необходимости создания эффективного механизма защиты нарушенных гражданских прав, привело к кардинальному обновлению законодательства в области того раздела гражданского права, который регулирует общественные отношения по охране и использованию результатов творческой деятельности. Важнейшими этапами на этом пути стали принятые в 1992-1993 годах Патентный закон Российской Федерации, Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», Закон РФ «О селекционных достижениях», а также Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Особое место в процессе реформирования российского законодательства в целом, и законодательства в области использования и охраны результатов интеллектуальной деятельности в частности, имело принятие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в которой к числу объектов гражданских прав были прямо отнесены результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность).

Одним из последних законов в указанной области является Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», с принятием которого российское законодательство сделало еще один шаг вперед по пути регулирования отношений по охране и использованию произведений науки, литературы и искусства. Наряду с Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» является нормативным актом, содержащим подробное правовое регулирование охраны и использования одного из видов произведений, указанных в ст. 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», а именно произведений архитектуры.

Архитектурная деятельность представляет собой сложный конгломерат многочисленных процессов, включающих в себя создание архитектурного проекта, разработку проектной и рабочей документации, конечной целью которых является создание архитектурного объекта в виде зданий, сооружений и т.п. При этом некоторые объекты, созданные в процессе архитектурной деятельности, подлежат особой правовой защите нормами об авторском праве.

В области архитектурной деятельности к объектам авторского права можно отнести: здания, сооружения, садово-парковые комплексы, интерьеры, архитектурные проекты; чертежи; изображения; макеты; карты. При этом такие объекты обязательно должны носить творческий характер и быть выражены в объективной форме. Отдельные идеи, концепции, архитектурные замыслы и решения, не воплощенные на материальном носителе, не подлежат правовой защите. Также важно отметить, что проектная документация на строительство сама по себе не является объектом авторского права. Правовой охране авторским правом будет подлежать только ее часть в виде архитектурного проекта как воплощение творческого замысла автора.

Имущественные и неимущественные права

Среди имущественных авторских прав (исключительных прав) выделяют право использования произведения путем его воспроизведения, распространения, публичного показа, переработки, разработки документации для строительства, практической реализации архитектурного проекта и т.д.

Такие права могут быть как переданы третьим лицам во временное пользование по модели лицензионного договора, так и отчуждены навсегда. На практике чаще всего заключаются смешанные договоры, которые сочетают в себе элементы договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, а также лицензионного договора либо договора об отчуждении исключительного права на произведение. Особенно важно при заключении подобного рода договоров прямо предусмотреть, отчуждаются ли исключительные права раз и навсегда третьему лицу или просто передаются в пользование на определенное время. В случае, если исключительные права передаются в пользование без намерения отчуждения, целесообразно предусмотреть в договоре срок и способы такого использования. Имеет смысл также детально урегулировать вопросы о том, разрешает ли автор впоследствии вносить изменения в архитектурный проект, а также созданный на основании него архитектурный объект.

В отличие от исключительных прав личные неимущественные авторские права являются неотчуждаемыми и принадлежат только тому автору произведения, чьим непосредственно творческим трудом оно было создано. Среди таких прав можно назвать право признаваться автором произведения (право авторства), право использовать или разрешать использование произведения под своим именем (право автора на имя), право на неприкосновенность произведения, право авторского контроля и надзора.

Как имущественные, так и неимущественные авторские права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражено соответствующие произведение. Это означает, что, по общему правилу, передача кому-либо экземпляра архитектурного проекта не влечет за собой автоматического перехода к приобретателю всех авторских прав на это произведение.

Обладатель авторских прав имеет право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от внесения каких-либо изменений или дополнений в его произведение, реализуя при этом право на неприкосновенность произведения. Так, согласно статье 20 закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производится исключительно с согласия автора архитектурного проекта.

Проблема защиты прав автора на неприкосновенность произведения стоит особенно остро в ситуациях, когда уже в процессе проектирования объектов строительства или разработки рабочей документации по тем или иным причинам принимается решение изменить или доработать уже имеющийся архитектурный проект, но уже без привлечения автора.

В таких ситуациях необходимо иметь в виду, что творческие концепции архитекторов, воплощенные в макетах, проектах, изображениях или чертежах, также относятся к объектам авторских прав и подлежат защите. Таким образом, внесение изменений в проекты, чертежи и макеты, их воспроизведение допустимо только в том случае, если автор прямо выразил на это свое согласие, например, включил это в условия договора с заказчиком.

Даже на стадии строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию автор макетов, чертежей и проектов имеет право на защиту своих произведений от изменений. При этом использование в процессе строительства иных строительных материалов и техники, нежели те, которые были предусмотрены автором проекта, если это не отразится на внешнем облике архитектурного объекта, не будет являться нарушением авторских прав архитектора.

Осуществление реконструкции, перепланировки или перестройки уже готовых зданий, существенно изменяющих задумку автора, допускается, если иное не предусмотрено в договоре, только с согласия автора архитектурного проекта. В противном случае будет иметь место нарушение авторских прав на неприкосновенность произведения, что позволит автору заявить требование о приведении архитектурного объекта в первоначальный вид либо выплаты компенсации за нарушение права.

Если же собственник здания или иного архитектурного объекта выразит желание полностью его уничтожить, то автор уже не сможет этому воспрепятствовать, так как за собственником архитектурного объекта закреплено право распоряжаться им как материальным носителем произведения любым образом. Это объясняется тем, что существование авторских прав не зависит от материального носителя, в котором они выражены, в связи с чем уничтожение здания не влечет за собой уничтожение самого объекта авторского права.

Помимо права автора на неприкосновенность произведения, которое является неотчуждаемым, существует также исключительное право на переработку произведения. Это право может быть беспрепятственно передано по договору. В случае предоставления права на переработку третьему лицу, оно может без получения последующего согласия автора (правообладателя) создавать новые произведения на основе уже существующего.

Пункт 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» называет среди объектов авторского права на произведения архитектуры архитектурный объект. В соответствии со статьей 2 этого же Закона архитектурным объектом является здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

До принятия Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» отношение к вопросу принадлежности архитектурного объекта, прежде всего здания (сооружения), к объектам авторского права было самым разным. Дореволюционные авторы однозначно относили отстроенные здания и прочие архитектурные объекты к объектам авторского права. Например, А. Н. Гейне считал само собой разумеющимся, что «к категории подлежащих охранению правом авторским архитектурных произведений следует относить не только здания, дворцы, церкви... но и триумфальные арки, гробницы, памятники» с «придаточной орнаментикой». М. Г. Диканский не сомневался, что отстроенное здание является предметом авторской собственности.

Кроме перечисленных двух мнений существует и третье: авторское право должно охранять не любое возведенное здание и сооружение, не типовое строение, а здание, обладающее «художественностью или архитектурностью».

После принятия Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», который прямо назвал архитектурный объект, то есть готовые здания и сооружения, объектом авторского права, большинство авторов согласилось с тем, что готовое, «отстроенное» здание является объектом авторского права. Действительно, нет никакого сомнения, что архитектурный объект, то есть здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений и т. д., является охраноспособным объектом авторского права.

Во-первых, построенное здание является воплощением творческой идеи автора. Это воплощение идеи автора архитектурного проекта даже можно назвать более полным и наглядным по сравнению с проектом или документацией для строительства. М. Г. Диканский точно заметил: «Если бы законодатель... хотел бы признать готовое здание лишенным защиты, он, конечно, не стал бы охранять и чертежи, -- это было бы совершенно бесполезно».

Во-вторых, архитектурный объект следует считать объектом авторского права хотя бы потому, что он появился в результате творческого труда архитектора и выражен в объективной форме.

Трудно согласиться с мнением некоторых авторов, что типовые здания не являются объектом авторского права. Во-первых, все типовые здания построены по конкретным архитектурным проектам, являющимся объектами авторского права, и, во-вторых, авторское право охраняет все произведения независимо от их назначения и достоинства.

Действующее законодательство относит к архитектурным объектам как объектам авторского права интерьеры помещений. Зачастую бывает очень сложно отграничить интерьер помещений от произведений дизайна. На этом основании случается, что авторам интерьера помещений отказывают в защите прав, предоставленных авторам произведений архитектуры.

Так, например, ООО «Кром» обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Северо-Западному таможенному управлению (СЗТУ) об обязании ответчика предоставить возможность провести фото- и видеосъемку интерьеров помещения СЗТУ (дело № А56-11221/98 (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 17.12.1998 N А56-11221/98)). Истец основывал свои требования на том, что ему, как организации, выполнившей работы по проектированию и воссозданию интерьеров помещений, занимаемых СЗТУ, принадлежит такое право в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Ответчик возражал против заявленных требований, считая, что истец является автором произведения дизайна, а не произведения архитектуры, и потому не обладает правом, предоставленным автору произведения архитектуры.

Такая позиция представляется неверной. И дизайн помещения, и интерьер помещения являются фактически одними и теми же произведениями, объектами авторского права. В обоих случаях произведения создаются в целях удовлетворения эстетических и бытовых потребностей собственников или пользователей зданий, строений или помещений. Право доступа предоставлено автору произведения дизайна как произведения изобразительного искусства так же, как право требовать предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку предоставлено автору интерьера как произведения архитектуры. Эти авторские правомочия практически идентичны.

Действующее законодательство среди различных объектов авторского права называет и произведения архитектуры. Пункт 1 статьи 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1) относит к объектам авторского права произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Пункт 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ) определяет как объекты авторского права на произведения архитектуры архитектурный проект, разработанную на его основе документацию для строительства и архитектурный объект. Часть четвертая статьи 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» детализирует перечень архитектурных объектов, относя к ним здания, сооружения, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

Очевидно, что законодательство относит к числу объектов авторского права самые различные произведения. Одни из них являются результатом художественного творчества, другие же возникают в результате не только художественного, но и технического творчества.

Можно сказать, что произведением архитектуры следует считать любое произведение в сфере архитектурной деятельности независимо от его назначения и достоинства, если оно является результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме.

Специфика архитектурной деятельности состоит в том, что идеи и решения архитектора не сразу воплощаются в зданиях и сооружениях, а вначале объективируются (материализуются) в проекте. Х. А. Пизуке выделяет в проекте его архитектурную часть, то есть объективированные (материализованные) идеи и решения архитектора о функциональной, конструктивной и художественной сторонах будущего здания или сооружения. Кроме этого, выделяется практическая часть -- технические и организационные решения о методах осуществления архитектурных идей и решений в натуре. Признается же объектом авторского права не весь проект, а лишь его архитектурная часть. Далее автор приходит к выводу, что охраняемую часть архитектурного проекта составляют произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, планы, схемы, разрезы, фасады, перспективы, рисунки, макеты и модели.

Похожее определение понятия архитектурного проекта как произведения архитектуры в смысле объекта авторского права дает А. А. Заславский. По его мнению, произведение архитектуры, именуемое архитектурным проектом, есть результат творческой самореализации личности в архитектурном искусстве, представляющий собой воплощенную в объектах материального мира оригинальную совокупность графических и текстовых знаков и символов, а также условных объемно-пространственных структур, отображающих композиционное построение архитектурного объекта, художественное оформление его внешнего и внутреннего облика.

С точкой зрения Х. А. Пизуке можно согласиться. Действительно, творческий характер имеет только та часть проекта, которую он называет архитектурной частью. «Практическая» его часть имеет техническое содержание и не требует при создании творческого подхода. Эту точку зрения с некоторыми изменениями, продиктованными действующим законодательством, следует поддержать. А вот с определением понятия архитектурного проекта как объекта авторского права, данным А. А. Заславским, можно согласиться только с точки зрения теории архитектуры, но не науки и практики авторского права. Определение A. A. Заславского не конкретизирует четко, что же является объектом авторского права: весь архитектурный проект или его часть. К тому же не понятно, что представляет собой архитектурный проект с правовой точки зрения.

Действующее законодательство по-разному определяет понятие архитектурного проекта. Статья 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» называет архитектурным проектом архитектурную часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащую архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.

Другим нормативным актом, регламентирующим процесс архитектурной деятельности, является принятая постановлением Минстроя Российской Федерации от 30.06.95 № 18-64 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений -- СНиП 11-01-95 . Пункт 4.1 СНиП 11-01-95 перечисляет разделы, из которых состоит проект на строительство:

общая пояснительная записка;

генеральный план и транспорт;

технологические решения;

организация и условия труда работников;

архитектурно-строительные решения;

инженерное оборудование, сети и системы;

организация строительства;

охрана окружающей среды;

инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;

сметная документация;

эффективность инвестиций.

Раздел «Архитектурно-строительные решения» в соответствии с пунктом 4.1.5 СНиП 11-01-95 состоит из сведений об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства; описания и обоснования архитектурно строительных решений; мероприятий по электро-, взрыво- и пожаро-безопасности; мероприятий по защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии; основных чертежей -- планов, разрезов и фасадов основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций. Представляется, что из перечисленных составляющих проекта на строительство произведением архитектуры как объектом авторского права можно считать только архитектурные решения (основные чертежи и т. д.) раздела «Архитектурно-строительные решения». Ведь только они создаются творческим трудом в полном смысле этого слова. Все остальные составляющие проекта, будь то технологические решения, сметная документация и прочее, не требуют творческого подхода в процессе своего создания.

Статья 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» дает определение архитектурного решения. Это авторский замысел архитектурного объекта, его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства. Таким образом, архитектурным проектом как объектом авторского права можно считать только его архитектурную часть, называемую архитектурным решением, выраженную в рисунках, эскизах, чертежах, планах, разрезах, схемах, моделях и т. д.

Специфика правового регулирования архитектурной деятельности

Авторскому праву на произведения архитектуры в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», а именно произведений архитектуры, отведена специальная глава, состоящая из четырех статей. Нормы авторского права содержатся и в других статьях закона. Существенные правовые новеллы, направленные на расширение круга как личных неимущественных, так и имущественных прав архитектора, как автора архитектурного проекта, также отличают правовую форму общественных отношений в области создания и использования произведений архитектуры, установленную Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в РФ» от общего правового режима по использованию произведений.

Насущная необходимость обстоятельного анализа и подробного изучения цивилистической наукой авторско-правовых отношений в области архитектурной деятельности обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, возникла потребность в выявлении специфики правового регулирования архитектурной деятельности не столько как материального производства, сколько производства духовного. Так, в науке оставлен без внимания такой аспекты проблемы как соотношение результатов архитектурной деятельности как материального производства и как соответствующей интеллектуальной деятельности, в связи с чем переосмыслению подлежит само понятие «произведение архитектуры» как объект авторского права.

Во-вторых, формирование новейшего российского законодательства привело к кардинальному обновлению всей гражданско-правовой доктрины в области авторского права. Существенному расширению подвергся не только перечень произведений, охраняемых авторским правом, но изменился и уровень правовой охраны прав, как самих авторов, так и правомерно использующих произведение лиц. Детальное изучение авторских правоотношений в отдельных областях творческой деятельности стало при этом первостепенной задачей. В области авторского права на произведения архитектуры научному анализу необходимо подвергнуть не только вопрос о сущности произведений архитектуры, но и особенности правового статуса автора этих произведений, содержание субъективных авторских прав, специфику договорных отношений при создании и использовании архитектурных произведений и другие вопросы.

Вместе с тем, следует отметить, что теоретическое исследование проблемы авторского права в области архитектурной деятельности имеет важное практическое значение, поскольку осмысление закономерностей правового регулирования в данной сфере является существенным фактором как в совершенствовании законотворческой деятельности, так и в правоприменительной практике.

В современной правоприменительной практике встречаются попытки признать задание на проектирование результатом творческого труда и на этом основании признать лицо, выдавшее техническое задание на проектирование, соавтором архитектурного произведения.

Так, например, ООО «Сора» обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО «Рубеж» в защиту авторских прав на архитектурный проект (дело № А56-27782/02).

Ответчик возражал против заявленных требований, считая себя правомочным обладателем авторских прав на архитектурный проект. Его позиция основывалась на том, что ООО «Рубеж» при заключении договора с ООО «Сора» на создание архитектурного проекта передало последнему задание на проектирование. Задание на проектирование подготовили сотрудники ООО «Рубеж», соответственно, они являются соавторами архитектурного проекта, а так как задание на проектирование создавалось как служебное задание, то оно является служебным произведением, и потому права на использование архитектурного проекта принадлежат работодателю, то есть ООО «Рубеж». авторский право архитектура неприкосновенность

Такая позиция не соответствует ни действующему законодательству, ни доктрине авторского права. Несмотря на то что техническое задание на проектирование входит в состав проекта на строительство (приложение А и Б к СНиП 11-01-95), оно не является частью архитектурного проекта или архитектурного решения. Задание на проектирование представляет собой всего лишь приложение к проекту и не имеет отношения к архитектурному проекту или архитектурному решению как объекту авторского права. Конечно, выдаваемое заказчиком задание на проектирование способно оказать существенное влияние на творческий процесс создания архитектурного проекта. Заказчик исходя из экономических и иных интересов может установить достаточно узкие рамки для творческой деятельности архитектора. Но, даже если архитектурный проект выйдет за рамки задания на проектирование и заказчик откажется принять такой архитектурный проект, ничто не помешает признать этот архитектурный проект объектом авторского права. Очевидно, что на основании одного и того же технического задания разные авторы своим творческим трудом создадут разные архитектурные произведения. Таким образом, техническое задание следует отнести к технической части архитектурного проекта или архитектурного решения и не признавать его частью объекта авторского права.

Понятно, что разные определение и наименование в действующем законодательстве одного и того же объекта авторского права -- архитектурный проект по Закону РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и архитектурное решение по СНиП 11-01-95 -- не способствуют единообразному толкованию и применению норм права. В связи с этим, наверное, было бы целесообразно внести надлежащие изменения в законодательство, а именно в Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». СНиП 11-01-95 более логично и точно выделяет разделы в проекте на строительство, обосновывает содержание этих разделов и выделяет из всего содержания проекта именно творческую его часть. Поэтому было бы правильнее обозначить один из объектов авторского права на произведение архитектуры не как «архитектурный проект», а как «архитектурное решение». Тем более что определение понятия «архитектурное решение» уже дано в статье 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и требует лишь небольшой корректировки.

Документация архитектурного проекта

Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» впервые назвал одним из объектов авторского права на произведения архитектуры документацию для строительства, разработанную на основе архитектурного проекта.

Существует мнение, что документация для строительства, разработанная на основе архитектурного проекта, является результатом реализации архитектурного проекта и именно поэтому должна охраняться авторским правом. Думается, что это мнение является лишь повторением содержания пункта 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Между тем указание законодателя на этот объект авторского права не раскрывает его содержания. В то же время другой нормативный акт, регламентирующий архитектурную деятельность, а именно СНиП 11-01-95, называет этот объект авторского права по-другому.

СНиП 11-01-95 содержит пункт 4.3, который называется «Рабочий проект». Рабочий проект является сокращенным по объему и составу проектом на строительство, и в состав рабочего проекта включается рабочая документация. Какие разделы проекта на строительство исключены из рабочего проекта в СНиП 11-01-95, не указано. Представляется, что исключены следующие разделы -- общая пояснительная записка, охрана окружающей среды, мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций, сметная документация, эффективность инвестиций. Несомненно, что в рабочем проекте оставлены такие разделы, как архитектурно-строительные решения, технологические решения, решения по инженерному оборудованию. Таким образом, составляющей частью рабочего проекта являются и архитектурные решения.

Назначение рабочего проекта -- способствовать практической реализации проекта на строительство. Поэтому, по моему мнению, понятие «документация для строительства, разработанная на основе архитектурного проекта» (пункт 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»), и понятие «рабочий проект» (пункт 4.3 СНиП 11-01-95) имеют одно значение.

Поскольку документация для строительства, разработанная на основе архитектурного проекта, или, иными словами, рабочий проект, является сокращенным по объему и содержанию проектом на строительство и в нее в обязательном порядке входит архитектурный проект, или, иными словами, архитектурное решение, охраняемый авторским правом, то именно поэтому и сама документация для строительства охраняется авторским правом. Недаром пункт 3 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» признает именно за автором архитектурного проекта авторское право на разработанную на основе архитектурного проекта документацию для строительства.

Таким образом, следующим объектом авторского права на произведение архитектуры является документация для строительства, разработанная на основе архитектурного проекта, которая представляет собой сокращенный по объему и составу проект на строительство, или рабочий проект.

1. Отношения, возникающие при создании и использовании произведения архитектуры как объекта авторского права, регулируются Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" и настоящим Федеральным законом.

3. Гражданин, в результате творческого труда которого создан архитектурный проект, признается автором архитектурного проекта. Ему принадлежит также авторское право на разработанную на основе архитектурного проекта документацию для строительства и на архитектурный объект.

4. Лица, оказывающие автору произведения архитектуры техническую, консультационную или организационную помощь либо осуществляющие организацию проектирования и строительства, контроль за выполнением указанных работ, не могут быть признаны соавторами.

1. Автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать свой архитектурный проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта.

2. Автор архитектурного проекта имеет также исключительное право осуществлять или разрешать воспроизведение, распространение, публичный показ и переработку своего архитектурного проекта, разработанной на его основе документации для строительства, а также изображений архитектурного объекта, за исключением случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

3. Передача исключительных прав, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется на основании договоров.

4. Размер авторского вознаграждения за использование произведения архитектуры определяется договором и не может быть ниже минимальных ставок авторского вознаграждения, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

5. Использование архитектурного проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект. При этом архитектурный проект, а также выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно исключительно с согласия автора архитектурного проекта и с выплатой автору или его наследникам авторского вознаграждения.

1. Автор архитектурного проекта имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством архитектурного объекта в порядке, установленном федеральным органом архитектуры и градостроительства, а также имеет другие личные неимущественные права, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

2. Автор архитектурного объекта вправе требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект.

1. Личные неимущественные права в случае создания произведения архитектуры в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежат его автору.

2. Договор между работодателем и автором должен содержать предусмотренные Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" положения об урегулировании имущественных прав по использованию произведения архитектуры, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.

Заключение

Таким образом, можно предположить, что никакого принципиального различия между произведениями графики, дизайна и произведениями архитектуры (архитектурный проект, интерьер) нет. Эти произведения схожи и в своей неразрывной связи с материальными носителями, и в объективной форме своего выражения, и в своем практическом применении, и даже в дополнительных правах, предоставленных авторам этих произведений. А потому только сам автор произведения вправе определять, чем оно является: произведением дизайна или произведением архитектуры.

архитектурный проект, а именно часть проекта на строительство, называемая архитектурным решением;

разработанная на основе архитектурного проекта документация для строительства, а именно рабочий проект как сокращенный по объему и содержанию проект на строительство;

архитектурный объект, то есть любое построенное здание, сооружение и т. д. как воплощенный в объемно-пространственной форме архитектурный проект.

Список используемой литературы

1. Конституция российской Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ, 2008, ст.44;

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть четвертая.// СЗ РФ, 2006, гл. 70, 71;

3. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2006. (Серия "Классический университетский учебник");

5. Пиленко А. А. Право изобретателя. ? М.: Статут, 2001. (Классика российской цивилистики).

8. Близнец И.А. Леонтьев К.Б. Роль государства в области авторского и смежных прав. // www.copyright.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История становления и развития правового института авторского и смежных прав. Первый авторский закон в Англии (1710 год). Понятие и функции авторского права, его источники. Субъекты и объекты авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2010

    Сущность и юридическая природа понятия авторского права. Особенности регулирования имущественных и личных неимущественных отношений нормами авторского права. Понятие произведения как результата творческой деятельности автора. Субъекты авторского права.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2015

    Институт авторского права, его основные компоненты и проблематика. Особенности исключительных прав. Субъекты авторских прав в современной России. Защита имущественных и личных неимущественных прав авторов. Права третьих лиц на объекты авторского права.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Понятие авторского права, его цели, задачи, объекты и субъекты. Основные нормативно-правовые источники авторского права. Возникновение и осуществление авторских прав. Пределы осуществления авторских прав. Истечение срока действия авторского права.

    реферат , добавлен 16.10.2011

    Понятие и экономические аспекты авторского права. Субъекты авторского права, субъективные авторские права, их сущность как одного из институтов гражданского права. Виды и объекты авторских прав, Свободное использование произведений. Защита авторских прав.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2016

    Понятие авторского произведения, анализ его специфики и системы исключительных прав. Основные источники правового регулирования. Особенности авторского права России. Содержание авторского произведения и его виды. Исключительные права как имущественные.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2013

    История авторского права и его место в российской правовой системе. Источники, принципы и функции авторского права в России. Права наследников автора произведений. Лица, к которым перешли имущественные права на объекты авторского права вследствие закона.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2016

    Общие положения, функции, источники, субъекты и объекты авторского права. Содержание договора авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав. Права и обязанности сторон. Совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Понятие, история развития, нормы и принципы авторского права, его субъекты и объекты. Права авторов и иных лиц, условия, способы охраны и защиты. Применение законодательства о защите авторских и смежных прав, административная и уголовная ответственность.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2011

    Задачи и принципы, субъекты и объекты авторского права. Реализация авторских прав путем заключения договоров. Отдельные авторские правомочия. Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства. Защита авторских и смежных прав.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...