Как защитить права на архитектурный проект? Специфика правового регулирования архитектурной деятельности.


1. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 настоящего Кодекса, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.

  • 2. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.
  • 3. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства. Произведения архитектуры и градостроительства, а также впервые специально упомянутые в новом законе произведения садово-паркового искусства обладают известной спецификой по сравнению с другими объектами авторского права. Прежде всего они, подобно произведениям декоративно-прикладного искусства, имеют двойное назначение.

С одной стороны, они служат удовлетворению определенных материальных потребностей людей, а с другой -- выступают как произведения искусства и предназначены вызывать у людей чувство художественного удовлетворения. Очевидно, что авторско-правовой охране подлежит именно художественная сторона проектов, зданий, сооружений и т. д. Поэтому, например, объектом авторского права признается не весь проект со всеми его техническими и организационными решениями архитектурных идей в натуре, а лишь его архитектурная часть.

Далее, авторским правом охраняются как произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, фасады, перспективы, проекты застройки, размеры, рисунки, планы озеленения, модели, макеты и т. п., так и собственно произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства в виде зданий, сооружений, кварталов застройки, садов, парков и т.д. Правда, в юридической литературе нередко можно встретить утверждение, что объективной формой архитектурных произведений являются лишь чертежи и эскизы, но не сами объекты, которые по ним созданы1. Согласиться с подобным утверждением, конечно, нельзя, поскольку здания и сооружения как раз и являются той основной объективной формой, в которой воплощается архитектурное и градостроительное произведение. Другое дело, что само воспроизведение здания или разбивка парка по разработанному архитектором проекту не являются творческой деятельностью и регламентируются уже не авторским законодательством, а законодательством о договорах подряда или иных подобных им договорах. Роль архитектора при этом, как правило, сводится к осуществлению авторского надзора, т.е. контролю за реализацией проекта. Но если четко различать произведение как благо нематериальное и его материальный носитель, то сомнений относительно признания зданий и сооружений охраняемыми законом архитектурными произведениями возникать не должно. В настоящее время данный вопрос получил четкое разрешение в ст. 16 Закона РФ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", где подчеркивается, что объектами авторского права на произведения архитектуры являются как сам архитектурный проект, так и разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект, т. е. здание, сооружение, их интерьер, объекты благоустройства и т. д., созданные на основе архитектурного проекта.

Нельзя, далее, сбрасывать со счетов то обстоятельство, что в произведениях архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, как и в произведениях научного характера, основную ценность имеет содержание архитектурно-планировочных идей, а не внешняя форма их выражения. Однако, как уже неоднократно отмечалось, авторское право защищает форму, а не содержание произведений. В этой связи охрана авторским правом архитектурных произведений не обеспечивает в полной мере права и законные интересы авторов, так как не защищает их против присвоения содержания архитектурных идей.

Наконец, в отношении архитектурных и аналогичных им произведений следует также четко различать авторские права их создателей и права по владению, пользованию и распоряжению зданиями и сооружениями как материальными объектами. Законодательство, в частности, не гарантирует автору архитектурного произведения полную неприкосновенность последнего, так как владелец здания в случае необходимости может вносить в него изменения и переделывать его в соответствии со своими нуждами. Однако это может делаться лишь при соблюдении условий, установленных ст. 21 Закона РФ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", в частности, под контролем органа архитектуры и градостроительства, выдавшего архитектурно-планировочное задание. В силу сложившейся практики, нашедшей законодательное закрепление в ст. 21 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", архитектор не может воспрепятствовать воспроизведению своего произведения, установленного в общественном месте, вместе с окружающим его ландшафтом. Эти и некоторые другие нормы содержат существенные изъятия из авторских прав архитекторов по сравнению с создателями других творческих произведений.

Статья 1270 Исключительное право на произведение

  • 2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
  • 1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.
  • 3) публичный показ произведения
  • 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • 5) прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • 6) публичное исполнение произведения
  • 9) перевод или другая переработка произведения.
  • 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • 11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
  • 3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

9. Кирсанова К. Распоряжение исключительным правом на объекты хореографического искусства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2016. № 2.

14. Кравченко А. Особенности правовой охраны графических пользовательских интерфейсов как объектов авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. № 9.

15. Кутузов В. Нарушение исключительных прав на проектную документацию // Хозяйство и право. 2014. № 6.

16. Луткова О. Трансграничная передача прав на интернет-сайт // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2013. № 12.

17. Малин В. Защита исключительного права на произведения изобразительного искусства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2013. № 4, 5, 6.

18. Маломоркина О.О. Дизайн одежды как объект интеллектуальных прав // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. № 1, 3, 4.

19. Мурзин Д.В. Неохраняемые результаты творческой деятельности, которые должны охраняться авторским правом // Частное право. Преодолевая испытания: сб. ст. к 60-летию Б.М. Гонгало. М., 2016

20. Савельев А.И. Правовая природа «облачных» сервисов: свобода договора, авторское право и высокие технологии // Вестник гражданского права. 2015. № 5.

21. Терехова А. Дизайн интернет-сайта: какой способ охраны выбрать? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. № 10.

22. Щербак Н.В. Проблемы правовой охраны нетрадиционных объектов авторского права // Законодательство. 2013. № 2.

З а д а ч и

1. Между творческим объединением «Артист» (лицензиар) и телекомпанией «Н.» (лицензиат) был заключен лицензионный договор, по условиям которого лицензиар предоставил лицензиату исключительное право на использование перечисленными в договоре способами оригинального формата производства телевизионной передачи (развлекательного шоу), который был зафиксирован в регламенте производства соответствующей передачи (в нем содержалось описание концепции передачи и конкретных приемов по ее созданию). Договор исполнялся сторонами надлежащим образом: телекомпания осуществляла производство развлекательного шоу, которое пользовалось значительным успехом у зрителей, в формате, обусловленном лицензионным договором. По истечении срока действия договора стороны прекратили сотрудничество.



Через несколько месяцев творческому объединению стало известно о том, что телекомпания начала производство и выпуск в эфир телепередачи, формат которой практически идентичен формату того развлекательного шоу, разрешение на производство которого ранее предоставлялось телекомпании по лицензионному договору с творческим объединением (идеи обеих передач, их основные действующие лица и суть совершаемых ими действий были одинаковыми).

В этой связи творческое объединение посчитало, что телекомпания нарушает принадлежащие ему исключительные авторские права на телеформат и обратилось за консультацией к юристу.

Дайте правовую оценку сложившимся между сторонами фактическим отношениям.

Можно ли признать телеформат охраноспособным объектом авторских прав?

Какое правовое обоснование и конкретные исковые требования целесообразно представить со стороны творческого объединения?

2. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД по г. Н. при осмотре помещения торгово-производственной фирмы были обнаружены три персональных компьютера, на жестких дисках которых были установлены программные продукты (фоторедакторы), обладающие признаками контрафактности. О производстве данной проверки было уведомлено ООО, являющееся обладателем исключительных прав на соответствующие программы. Сотрудник ООО изучил установленные на изъятых компьютерах программы и подтвердил, что лицензионных соглашений об их приобретении торгово-производственной фирмой с ООО не заключалось.



С учетом этих обстоятельств ООО решило обратиться в суд с иском о взыскании с торгово-производственной фирмы компенсации за нарушение исключительных прав на предположительно контрафактные программы.

При рассмотрении дела в суде представитель ответчика просил отказать в удовлетворении иска. Он не стал отрицать, что фирма не заключала с ООО лицензионного договора о приобретении права на использование программ. Однако в то же время он указывал на то, что сотрудники фирмы не записывали спорные программы в память компьютеров и не пользовались ими, поскольку эти персональные компьютеры были приобретены фирмой у фотостудии уже бывшими в употреблении с установленным программным обеспечением. Таким образом, по мнению представителя ответчика, истцом не доказан факт использования фирмой спорного программного обеспечения, а сам по себе факт хранения программного обеспечения в памяти компьютеров в отсутствие доказательств его использования не является нарушением прав истца.

Оцените доводы ответчика. Какие действия с точки зрения действующего российского законодательства и норм международных договоров следует считать использованием программы для ЭВМ? Относятся ли к таким действиям запись программы в память ЭВМ и ее хранение в памяти (на жестком диске) персонального компьютера? Каким образом должно быть распределено между сторонами бремя доказывания в настоящем случае?

3. В 1930–1940-х гг. советским писателем Н. был создан ряд литературных произведений, которые были опубликованы при его жизни. Н. плодотворно работал до самой смерти и умер в октябре 1942 г.

В 2015 г. наследникам Н. стало известно о том, что один из романов Н. был издан несколько месяцев назад без их разрешения. Они обратились в суд с иском о взыскании компенсации с издательства, ссылаясь на то, что являются обладателями исключительного права на созданное Н. произведение. Со своей стороны, издательство утверждало, что все произведения Н. уже являются общественным достоянием, а потому могут использоваться любыми лицами свободно, в связи с чем издательство не должно было испрашивать разрешения у наследников Н. на издание его романа, тем более, что ранее он уже неоднократно публиковался другими организациями с разрешения самого Н.

Кто прав в этом споре?

Для ответа на вопрос определите правовые нормы, подлежащие применению в данном случае, и установите дату окончания срока действия исключительного авторского права в отношении романа Н.

4. Издательство А. обратилось в суд с иском к издательству Б., требуя взыскать компенсацию в связи с изготовлением и распространением организацией-ответчиком нескольких произведений умершего в 1970 г. немецкого писателя Н., исключительные права на которые принадлежат издательству А.

Издательство Б. иск не признало, ссылаясь на то, что произведения писателя Н., о которых идет речь в иске, были впервые опубликованы в Германии в 1967-1969 гг., т. е. до присоединения СССР ко Всемирной конвенции по авторскому праву, а потому на территории Российской Федерации как правопреемницы СССР должны считаться общественным достоянием.

Определите правовые нормы, подлежащие применению в данном случае, и решите возникший спор.

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, бывают в форме двухмерного изображения (рисунок, план, чертеж и т.д.) или в трехмерной объемно-пространственной форме (модель, макет, сооружение и т.д.). Результаты такой творческой деятельности выражаются:

- в архитектурных проектах (в состав могут входить трехмерные изображения: макет, модель, трехмерное компьютерное изображение). Основной способ использования архитектурного проекта - его практическая реализация в процессе разработки документации для строительства архитектурного объекта.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта. В связи с этим интерес представляет следующее судебное решение.

Судебная практика

6 ноября 2012 г. Президиум ВАС РФ направил на новое рассмотрение дело№ А60-10618/2011 "(постановление от 06.11.2012 № 7697/12). Согласно материалам дела, ООО "11-11-13" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к индивидуальному предпринимают К., ООО "Г", ООО "С.Т.С" и ООО "Д" об обязании солидарно в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести конструкции, а также о взыскании с ответчиков солидарно компенсации за нарушение исключительного права на проектную документацию. Как указало ООО "Н-П-Б", в августе 2010 г. ему стало известно, что выполненный им проект без его согласия реализуется повторно путем возведения строения.

Решением Арбитражного суда Свердловской области в удовлетворении исковых требований отказано, а постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда данное решение оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Уральского округа решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

Президиум ВАС РФ счел, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 1294 ГК РФ архитектурный проект и выполненная на его основе документация для строительства могли быть использованы повторно только с согласия правообладателя. Такого согласия ООО "Н-П-Б" не давало.

Па основании п. 1 ст. 1229 ГК РФ право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом принадлежит только гражданину или юридическому лицу, обладающему исключительным правом па такой результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В соответствии со ст. 1270 и 1294 ГК РФ использованием архитектурного произведения являются как разработка документации для строительства, так и практическая реализация архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

При этом по смыслу абз. 4 ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" как архитектурный проект, так и построенный архитектурный объект содержат в себе архитектурное решение - авторский замысел архитектурного объекта, его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации.

С учетом специфики архитектурной деятельности, заключающейся в двухступенчатом порядке воплощения архитектурного решения, предусмотрены две формы его объективации (существования): как в форме произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, так и в форме проектов, чертежей, изображений и макетов (абз. 9 п. 1 ст. 1259 ГК РФ), охраняемых авторским правом.

Поэтому для целей установления факта наличия (отсутствия) неправомерного использования архитектурного произведения необходимо выявление в спорном объекте идеи, замысла (архитектурного решения) и сравнение его с архитектурным решением, воплощенным в охраняемом объекте, независимо от того, какую объективную форму (архитектурного проекта или архитектурного объекта) имели сравниваемые решения.

Следовательно, в рассматриваемом случае судами сделан ошибочный вывод о том, что факт нарушения исключительных прав ООО "Н-П-Б" на архитектурный проект можно установить только при сопоставлении проектной документации ООО "Н-П-Б" с проектной документацией, изготовленной ООО "Д". Выявление нарушения авторских прав на произведение архитектуры возможно при сравнении как проекта с проектом, так и проекта с объектом или объекта с объектом. Каждый из названных способов доказывания может подтверждать нарушение авторского права на произведение архитектуры. Выбор способа доказывания осуществляется истцом.

Исходя из вышеизложенного постановления ВАС РФ следует: авторский замысел архитектурного объекта проявляется как в архитектурном проекте, так и в построенном архитектурном объекте. И поэтому чтобы доказать незаконное использование проектной документации, истец вправе применить сравнение:

Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное;

- в документации для строительства. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что заказчик выдает задание на проектирование произведения архитектуры и градостроительства. Такое задание является технической документацией. Оно устанавливает определенные рамки для воплощения творческого замысла автора, но не является объектом авторского права. Судебная практика также подтверждает данный вывод.

Судебная практика

Исходя из постановления Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 5816/11 по делу № А32-47315/2009-48/723-2010-68/15 объектом авторского права является не документация для строительства в целом, а лишь архитектурный проект, т.е. архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение. В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (в редакции, действовавшей до 22 июля 2011 г.). Частью 12 указанной статьи предусмотрено, что архитектурные решения являются составной частью проектной документации. Поэтому защита проектной документации в целом как таковая не осуществляется.

Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти но архитектуре и градостроительству. В настоящее время такой порядок утвержден постановлением Госстроя России от 10.06.1999 № 44 "Об одобрении и вводе в действие свода правил "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений"";

- в архитектурных объектах, под которыми понимают здания, сооружения, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта . Архитектурный объект в процессе строительства также является объектом авторского права.

Очень часто произведения архитектуры и градостроительства создаются совместным трудом нескольких лиц (соавторов).

Особенность такого соавторства в том, что оно всегда является нераздельным. Это обусловлено тем, что воплощение совместной творческой идеи соавторов возможно только в том случае, если все части архитектурного проекта в виде архитектурных объемно-планировочных решений будут представлены, что позволит воспринимать их как единое целое. В то же время изъятие или изменение какой-либо части архитектурного проекта неизбежно влечет за собой соответствующее изменение других частей, что делает использование произведения как единого целого невозможным. Отдельные архитектурные элементы не имеют самостоятельного значения, их нельзя использовать независимо от других частей произведения.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение н эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях (ст. 1276 ГК РФ).

  • См.: Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Архитектурная деятельность представляет собой сложный конгломерат многочисленных процессов, включающих в себя создание архитектурного проекта, разработку проектной и рабочей документации, конечной целью которых является создание архитектурного объекта в виде зданий, сооружений и т.п. При этом некоторые объекты, созданные в процессе архитектурной деятельности, подлежат особой правовой защите нормами об авторском праве.

В области архитектурной деятельности к объектам авторского права можно отнести: здания, сооружения, садово-парковые комплексы, интерьеры, архитектурные проекты; чертежи; изображения; макеты; карты. При этом такие объекты обязательно должны носить творческий характер и быть выражены в объективной форме. Отдельные идеи, концепции, архитектурные замыслы и решения, не воплощенные на материальном носителе, не подлежат правовой защите. Также важно отметить, что проектная документация на строительство сама по себе не является объектом авторского права. Правовой охране авторским правом будет подлежать только ее часть в виде архитектурного проекта как воплощение творческого замысла автора.

Среди имущественных авторских прав (исключительных прав) выделяют право использования произведения путем его воспроизведения, распространения, публичного показа, переработки, разработки документации для строительства, практической реализации архитектурного проекта и т.д.

Такие права могут быть как переданы третьим лицам во временное пользование по модели лицензионного договора, так и отчуждены навсегда. На практике чаще всего заключаются смешанные договоры, которые сочетают в себе элементы договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, а также лицензионного договора либо договора об отчуждении исключительного права на произведение. Особенно важно при заключении подобного рода договоров прямо предусмотреть, отчуждаются ли исключительные права раз и навсегда третьему лицу или просто передаются в пользование на определенное время. В случае, если исключительные права передаются в пользование без намерения отчуждения, целесообразно предусмотреть в договоре срок и способы такого использования. Имеет смысл также детально урегулировать вопросы о том, разрешает ли автор впоследствии вносить изменения в архитектурный проект, а также созданный на основании него архитектурный объект.

В отличие от исключительных прав личные неимущественные авторские права являются неотчуждаемыми и принадлежат только тому автору произведения, чьим непосредственно творческим трудом оно было создано. Среди таких прав можно назвать право признаваться автором произведения (право авторства), право использовать или разрешать использование произведения под своим именем (право автора на имя), право на неприкосновенность произведения, право авторского контроля и надзора.

Как имущественные, так и неимущественные авторские права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражено соответствующие произведение. Это означает, что, по общему правилу, передача кому-либо экземпляра архитектурного проекта не влечет за собой автоматического перехода к приобретателю всех авторских прав на это произведение.

Обладатель авторских прав имеет право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от внесения каких-либо изменений или дополнений в его произведение, реализуя при этом право на неприкосновенность произведения. Так, согласно статье 20 закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производится исключительно с согласия автора архитектурного проекта.

Проблема защиты прав автора на неприкосновенность произведения стоит особенно остро в ситуациях, когда уже в процессе проектирования объектов строительства или разработки рабочей документации по тем или иным причинам принимается решение изменить или доработать уже имеющийся архитектурный проект, но уже без привлечения автора.

В таких ситуациях необходимо иметь в виду, что творческие концепции архитекторов, воплощенные в макетах, проектах, изображениях или чертежах, также относятся к объектам авторских прав и подлежат защите. Таким образом, внесение изменений в проекты, чертежи и макеты, их воспроизведение допустимо только в том случае, если автор прямо выразил на это свое согласие, например, включил это в условия договора с заказчиком.

Даже на стадии строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию автор макетов, чертежей и проектов имеет право на защиту своих произведений от изменений. При этом использование в процессе строительства иных строительных материалов и техники, нежели те, которые были предусмотрены автором проекта, если это не отразится на внешнем облике архитектурного объекта, не будет являться нарушением авторских прав архитектора.

Осуществление реконструкции, перепланировки или перестройки уже готовых зданий, существенно изменяющих задумку автора, допускается, если иное не предусмотрено в договоре, только с согласия автора архитектурного проекта. В противном случае будет иметь место нарушение авторских прав на неприкосновенность произведения, что позволит автору заявить требование о приведении архитектурного объекта в первоначальный вид либо выплаты компенсации за нарушение права.

Если же собственник здания или иного архитектурного объекта выразит желание полностью его уничтожить, то автор уже не сможет этому воспрепятствовать, так как за собственником архитектурного объекта закреплено право распоряжаться им как материальным носителем произведения любым образом. Это объясняется тем, что существование авторских прав не зависит от материального носителя, в котором они выражены, в связи с чем уничтожение здания не влечет за собой уничтожение самого объекта авторского права.

Помимо права автора на неприкосновенность произведения, которое является неотчуждаемым, существует также исключительное право на переработку произведения. Это право может быть беспрепятственно передано по договору. В случае предоставления права на переработку третьему лицу, оно может без получения последующего согласия автора (правообладателя) создавать новые произведения на основе уже существующего.

1. См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 5816/11 по делу № А32-47315/2009-48/723-2010-68/15.
2. См.: п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Нарушение авторского права на архитектурные проекты посредством нелегитимного их использования заказчиками-застройщиками является не только неуважением к архитектору, как к одному из важных участников строительного процесса, но и нарушением законодательства.

Что необходимо знать застройщику об авторском праве, если он планирует приобрести архитектурный проект (с чертежами, изображениями, макетами)? Авторское право на проект возникает автоматически вследствие его создания и является бессрочным. Его не требуется где-либо регистрировать или документально подтверждать. Достаточно указать имя автора и дату создания на оригинале проекта.

Архитектурный проект не может быть воспроизведён повторно (многократно) кем бы то ни было без письменного разрешения автора и без выплаты авторского вознаграждения за каждый построенный объект. На практике это означает, что лицо или организация, приобретая комплект чертежей для строительства дома, приобретает право всего один раз построить дом по купленному проекту. Постройка второго дома, а тем более, нескольких домов - прямое нарушение авторского права и может быть обжалована автором в суде. При этом не имеет значения, приобретён проект напрямую у автора-разработчика или через каталоги готовых проектов, которые по договорам с архитекторами реализуют неисключительное право на проекты.

Размер компенсации, которую имеет право требовать автор архитектурного проекта в случае установленного нарушения авторского права, составляет от 10 тыс. до 5 млн. руб.

Для сравнения: цена готового проекта, т. е. цена права на однократное воспроизведение, составляет, в среднем, 25 тыс. руб. При несанкционированном строительстве, к примеру, 10 домов застройщик «экономит» на проектировании 225 тыс. руб., полагаясь на авось. Действительно, зачем платить архитектору за повторное воспроизведение, если комплект чертежей есть в наличии, недоумевают иные застройщики.

Однако надежда на труднодоказуемость подобного нарушения становится всё более эфемерной с появлением массового застройщика коттеджных посёлков. Коттеджный посёлок, как правило, строит не частное лицо, а организация. Инвестор вынужден давать рекламу с использованием материалов архитектурных проектов (планов, генеральных планов, изображений). Юристы сегодня сходятся во мнении, что нарушения авторского права со стороны организации гораздо легче установить. Так что в ближайшем будущем следует ожидать прецедентов защиты в суде авторских прав на архитектурные проекты.

Справедливости ради, стоит отметить, что всё больше игроков строительного рынка задумываются о своей репутации в вопросах, касающихся соблюдения авторского права.

Архитекторы, в свою очередь, готовы идти на минимизацию гонораров за повторное воспроизведение, в случае цивилизованного отношения к их имущественным интересам.

Вот простой расчёт: инвестор-застройщик собирается построить 10 одинаковых домов. Он оплачивает однократную реализацию архитектурного проекта в полном размере (25 тыс. руб.), а право постройки 9 домов по тому же проекту автор согласен предоставить на более выгодных условиях, например, со скидкой 50% и более от полной цены проекта. Символический гонорар за проект, будучи отнесён на себестоимость здания, не влияет на цену коттеджа, заявляемую для продажи.

В отношении неимущественного права упомянем о необходимости указывать автора проекта при всякой публичной ссылке на проект или его изображения.

Что касается нарушения авторского права частными лицами-застройщиками, то помните: незнание законов не освобождает от ответственности их исполнения. Поэтому, прежде чем передать другу или родственнику комплект чертежей для повторного (незаконного) строительства, подумайте, не оказываете ли вы ему медвежью услугу.

Текст: Ольга Мандрикова, исполнительный директор

архитектурного ателье Игоря Фирсова «FIRSOV ARCHITECTS»

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...