Кассационное производство в арбитражном процессе. Подача кассационной жалобы и результаты ее рассмотрения


Вопросы, связанные с экономической деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, разрешаются в арбитражных судах. В России до 2014 г. они были полностью самостоятельной государственной структурой. Теперь высшей инстанцией выступает Верховный Суд России, в полномочия которого также входит обжалование дел из судов общей юрисдикции. Как и в остальных отраслях судопроизводства, арбитражный процесс предусматривает оспаривание судебных актов, которые, однако, имеют свои особенности.

Кассация в российском арбитраже

Арбитражное производство в России, несмотря на отличия от других отраслей права, также предполагает возможность апелляционного и кассационного обжалования.

Кассация - это самостоятельная стадия судебного процесса, в которой проверяются принятые судами начальной инстанции решения на законность, то есть на соответствие материальным и процессуальным правовым нормам. Она претерпела изменения после поглощения Верховным Судом ВАС РФ (ФЗ № 186 от 28.06.2014 г.). Правосудие в России развивается в сторону унификации законодательных процедур. Вместо ВАС как высшей кассационной и надзорной инстанции теперь действует Экономическая коллегия ВС.

Арбитражная структура на местах пока осталась без изменений. Первая кассация проходит в арбитражных судах округов (10 федеральных АС на 2019 г. в России). Второй этап, как и по ГПК, проводится в ВС России.

В АС федеральных округов рассматриваются судебные акты, получившие юридическую силу (ст. 273 АПК):

  • судебные приказы АС начальной инстанции (субъектов РФ);
  • решения региональных АС, только если они были оспорены в апелляции;
  • постановления апелляционных АС.

В АПК РФ установлены те же правила апелляции в Верховном Суде, что и в ГПК и УПК. Кассационное заявление подается на получившие юридическую силу:

  • судебные акты региональных и апелляционных АС, прошедшие кассацию в окружных судах;
  • решения АС федеральных округов, выступающих как начальная инстанция;
  • определения окружных АС, принятых по первой кассации.

АПК предусматривает 2-месячный срок направления жалобы с момента вхождения в юридическую силу оспариваемого акта.

Судебные решения начальной инстанции вступают в силу через месяц после его оглашения в итоговой форме, если не подана апелляция, иначе - после принятия АС второй инстанции своего постановления.

Судебный приказ принимается к исполнению, если в установленный в нем срок не было возражений. Для них не предусмотрена апелляционная стадия обжалования.

Постановления апелляционных АС, поданные на арбитражные определения, обжалуются в течение 30 дней с момента их вынесения.

Срок может быть восстановлен путем подачи отдельного ходатайства в арбитражный суд начальной инстанции. При этом объективной причиной опоздания считается незнание заинтересованного лица о ходе судебного процесса (в отличие от ГПК). Просить о возобновлении срока участник может в течение полугода с момента вхождения спорного акта в силу.

Кассационная жалоба в арбитраже РФ

Кассационная жалоба готовится по требованиям, описанным в ст. 277 АПК. Она может быть доставлена в суд в письменной форме, подписанная участником процесса или его законным представителем, или через онлайн-систему «Мой арбитр». Там же можно посмотреть типовые образцы заявлений.

Текст жалобы обязан содержать:

  • наименование отделения арбитражного суда, куда направляется заявление;
  • название организации-участника процесса, с реквизитами и юридическим адресом;
  • описание спорного судебного акта: номер дела, дата принятия и вхождения в силу, отделение суда;
  • разъяснение по поводу ошибок материального и процессуального права, приведших к неправильному решению;
  • требование (просьбу) проверить и исправить нарушения;
  • подпись, дату;
  • приложения к жалобе.

Совместно с жалобой в кассационный арбитражный суд направляются:

  • копия оспариваемого акта;
  • доверенность на представителя организации-участника процесса;
  • квитанцию, подтверждающую уплату сбора - 3 тыс. руб.;
  • информация о передаче копий жалобы и сопутствующих документов остальным участникам процесса.

Инициатор обжалования должен сам выслать письмом или лично передать другим участникам дела копию заявления и документов. Это предусмотрено для того, чтобы они успели подать в АС отзыв, содержащий возражения на жалобу. Копии отзывов также рассылаются всем участникам процесса.

После получения жалобы в третьей инстанции она проходит проверку арбитражным судьей. В его полномочиях единолично определить, передавать заявление дальше в коллегию, вернуть или оставить без движения («двойная кассация» предусмотрена и в ГПК РФ).

Если жалоба содержит какие-либо нарушения формальных требований, которые можно исправить, ее оставляют без движения. Податель должен устранить эти недочеты в установленный срок.

В некоторых случаях заявление возвращают без рассмотрения:

  • если тот, кто подал его, не имел на это права;
  • пропущен процессуальный срок, а ходатайства о его возобновлении не поступило;
  • заявитель не устранил недостатки в срок;
  • обращение не по подсудности.

О возвращении без разбирательства выносится определение. В полномочиях гражданина оспорить его в том же самом арбитражном окружном суде в течение 30 дней (ст. 291 АПК РФ). Отклонение заявление не препятствует направлению повторного в общем порядке, главное, успеть сделать это в срок.

Наряду с жалобой заявитель может ходатайствовать о приостановлении исполнения актов, рассмотренных нижестоящими инстанциями, если он докажет невозможность продолжения или предоставит залог, равный сумме иска. На запрос судьи отвечают в течение 3-х дней.

Для первой кассации в АПК установлен другой порядок подачи жалобы в третью инстанцию, чем в ГПК и УПК. Так, заявление подается через суд, вынесший первоначальное решение (областной, республиканский или равный ему АС). В течение 3-х дней после получения ее направляют в кассационный суд округа.



Вторая кассация в ВС РФ подается в пределах того же 2-месячного срока напрямую в Экономическую коллегию.

Заявление сначала проверяется судьей на правильность составления и соответствие другим требованиям. Дальше жалобу либо оставляют без движения (чтобы податель исправил недочеты), либо возвращают ее (если недостатки неустранимы), либо передает на разбирательство в коллегию арбитров. Это решение принимается за 5 дней.

Кассационное заседание не может быть назначено до истечения 2-месячного срока на направление жалобы. За это время все участвующие в процессе знакомятся с материалами, заявлением, подают на него возражения.

Обычно жалоба рассматривается за 2 месяца с момента получения, включая подготовку к слушанию. Это время начинается с окончания процессуального 2-месячного срока, так как именно тогда материалы дела передаются из регионального арбитражного суда в окружной.

Как принято в судах общей юрисдикции (по ГПК, УПК), арбитражная коллегия состоит из 3-х судей: докладчика и двух принимающих решение. Заседание начинается с выступления председателя и ответов на вопросы, затем проходят прения сторон.

Судьи исследуют решение предыдущих арбитров в пределах оспариваемой части, которые приводятся в жалобе, на предмет отступления от правовых норм: неправильное толкование или использование закона. И независимо от доводов заявителя проверяются возможные процессуальные ошибки (ч. 4 ст. 288 АПК РФ):

  • неправильный состав судейской коллегии;
  • неведение протокола заседаний, отсутствие подписей арбитров на судебных документах;
  • несоблюдение правила о языке и др.

Эти нарушения в любом случае приводят к аннуляции первоначального решения и отправке дела на пересмотр (тот же порядок установлен и в других кодексах: ГПК, УПК).

Ограничены права кассатора и в предоставлении доказательств, которые не исследовались раньше: для этого АПК предусматривает инициирование отдельного процесса судопроизводства по новым обстоятельствам; ссылаться на них в кассации нельзя.

Каковы полномочия кассационного суда:

  • не менять первоначальное решение;
  • аннулировать решение целиком или в части, принять другое самостоятельно или выслать материалы на повторное производство в региональный АС.

Существует несколько особенностей в оспаривании судебных приказов и дел, которые разбирались в упрощенном порядке. Определение об отклонении жалобы или передаче в коллегиальный орган судья принимает в течение 15 дней, оно не подлежит обжалованию. Заседания проводятся без вызова участвующих в процессе (кроме особо сложных дел).

В связи с разработкой нового ГПК арбитражный процесс в России может быть изменен, в т. ч. в той части, которая касается кассации. Так, обсуждается вопрос о введении «критериев приемлемости», по которым судья будет анализировать заявление до передачи ее в коллегию (по задумке, это ограничит его полномочия). Частично жалобы будут разбираться без проведения слушаний, в «письменной» форме. Одну из лучших в мире онлайн-систем «Мой арбитр» расширят на суды общей юрисдикции. Помимо этого, в едином ГПК РФ будет сформулирован принцип справедливости наряду с принципом законности, соблюдение которого будет проверять третья инстанция.

Вступившие в законную силу судебные приказы, вынесенные арбитражным судом первой инстанции, решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 186-ФЗ , от 02.03.2016 N 47-ФЗ)

2. Вступившие в законную силу решения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в качестве суда первой инстанции, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(часть 2 введена Федеральным законом от 08.12.2011 N 422-ФЗ)

2.1. Вступившие в законную силу судебные приказы, вынесенные арбитражным судом первой инстанции, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным настоящей главой, с учетом особенностей, установленных статьей 288.1 настоящего Кодекса.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 02.03.2016 N 47-ФЗ)

3. Пересмотр в порядке кассационного производства судебных актов арбитражных судов в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в соответствии со - 291.15 настоящего Кодекса.

(часть 3 введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ)

Статья 274. Арбитражный суд кассационной инстанции

2. В кассационной жалобе должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается кассационная жалоба;

2) наименования лица, подающего жалобу, с указанием его процессуального положения, а также других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

3) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, постановление, номер дела и дата принятия решения, постановления, предмет спора;

4) требования лица, подающего жалобу, о проверке законности обжалуемого судебного акта и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, постановление, со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

В кассационной жалобе могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, заявлены имеющиеся ходатайства.

3. Лицо, подающее кассационную жалобу, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить их другим участвующим в деле лицам или их представителям лично под расписку.

4. К кассационной жалобе прилагаются:

1) копия обжалуемого судебного акта;

2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера;

3) документы, подтверждающие направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий кассационной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;

4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание кассационной жалобы.

5. Документы, прилагаемые к кассационной жалобе, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

(часть 5 введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ)

Статья 278. Принятие кассационной жалобы к производству арбитражного суда

1. Кассационная жалоба, поданная с соблюдением требований, предъявляемых настоящим Кодексом к ее , принимается к производству арбитражного суда кассационной инстанции. В случае нарушения указанных требований арбитражный суд кассационной инстанции или оставляет кассационную жалобу без движения, или возвращает кассационную жалобу в порядке, предусмотренном , настоящего Кодекса.

2. Вопрос о принятии кассационной жалобы к производству арбитражного суда кассационной инстанции решается судьей единолично в пятидневный срок со дня ее поступления в арбитражный суд кассационной инстанции.

3. О принятии кассационной жалобы к производству арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по кассационной жалобе.

В определении указываются время и место проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы. При этом время проведения первого судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы определяется с учетом того, что оно не может быть назначено ранее истечения срока, установленного настоящим Кодексом для подачи кассационной жалобы.

Кассация в арбитражном процессе — таким термином может обозначаться и процедура, и собственно стадия судопроизводства, и судебная инстанция, проверяющая соответствие принятых в предыдущих инстанциях судебных актов на предмет законности при наличии обращений от надлежащих лиц. Далее мы рассмотрим нюансы оформления и подачи таких обращений.

Кассационная жалоба по АПК РФ: общие сведения

Кассационная жалоба в арбитражном процессе подается в целях обжалования уже вступивших в законную силу судебных постановлений (п. 1 ст. 273 Арбитражного процессуального кодекса РФ):

  • Приказов, вынесенных арбитражными судами (далее — АС) в первой инстанции.
  • Решений, принятых АС первой инстанции. При этом должно быть соблюдено условие прохождения апелляционной инстанции (примером может служить постановление президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № 10914/09). Этот этап можно миновать лишь в том случае, когда апелляционный АС отказал в принятии жалобы по причине пропуска срока ее подачи и данный срок не восстановил.
  • Постановлений АС апелляционной инстанции полностью или частично (например, только резолютивной части и т. д.) в предусмотренных законом ситуациях.

Правомочием подавать кассационные жалобы обладают участвующие в процессе лица, а также прочие лица в регламентированных законом случаях. Например, юрлица и граждане, чьи законные права и интересы были задеты вынесенным судебным решением (см. ст. 42 АПК РФ).

Представляется такая жалоба в суд кассации через судебный орган, принявший решение (п. 1 ст. 275 АПК РФ).

ВАЖНО! Заявления об обеспечительных мерах и о приостановлении исполнения судебных актов, поданные в АС кассационной инстанции до возбуждения производства по кассационной жалобе, по общему принципу не могут быть приняты и рассмотрены названным судебным органом до принятия кассационной жалобы к производству (см. вопрос 9 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2016), утв. президиумом ВС РФ 06.07.2016).

Подача кассационной жалобы на решение арбитражного суда: сроки

АПК РФ регламентирует общий срок для подачи кассационной жалобы: максимум 2 месяца с момента обретения законной силы оспариваемым судебным актом (п. 1 ст. 276 АПК РФ).

Пропущенный срок обжалования может быть восстановлен в 2 случаях:

  • Если ходатайство об этом будет представлено подателем жалобы, являющимся участником процесса, до истечения 6 месяцев с момента обретения юридической силы обжалуемым судебным актом. Подобное ходатайство, поданное по прошествии названных 6 месяцев, не будет удовлетворено судом, если будет установлено, что его податель — участник процесса был надлежащим образом извещен о разбирательстве в суде первой инстанции (п. 33 постановления пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99, далее — постановление № 99).
  • Если с ходатайством обратилось не участвовавшее в процессе лицо, законные права и интересы которого были затронуты обжалуемым им судебным актом, в течение 6 месяцев с момента, когда указанное лицо получило информацию о таком нарушении его прав и интересов или должно было ее получить.

Факт несвоевременного размещения судебным органом предыдущей инстанции вынесенного им постановления в интернете будет основанием для продления срока его обжалования, в т. ч. в порядке кассации, только при наличии соответствующего ходатайства (п. 30 постановления № 99).

Суд направляет извещения о принятии заявлений (в т. ч. кассационных жалоб) к производству участникам процесса не позднее чем за 15 дней до судебного заседания или совершения процессуального действия (п. 1 ст. 121 АПК РФ, абз. 3 п. 4, п. 5, п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12). Аналогичные сроки установлены и для размещения судом информации на его официальной странице в интернете.

Структура кассационной жалобы в арбитраж (образец)

Форма подачи жалобы по АПК РФ — письменная либо электронная в случае ее направления через систему «Мой арбитр» (п. 1 ст. 277 АПК РФ).

Законом регламентирован перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть включены в содержание кассационной жалобы (п. 2 ст. 277 АПК РФ).

Кроме того, список приложений также должен соответствовать перечню, утвержденному законодателем (п. 4 названной статьи). Непредставление предусмотренных данным перечнем документов может стать основанием для оставления кассационной жалобы без движения (п. 1 ст. 280 АПК РФ).

Жалоба подписывается ее подателем или его представителем, полномочия которого удостоверены надлежащим образом.

В качестве шаблона для написания кассационной жалобы можно использовать размещенный по ссылке документ: Кассационная жалоба по АПК РФ (образец).

Госпошлина за кассационную жалобу в арбитражный суд

Госпошлина за направление упомянутой жалобы составляет 50% от суммы госпошлины, вносимой при подаче иска неимущественного содержания (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 ч. 2 Налогового кодекса РФ). Например, на момент написания статьи она составила бы 3 000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 332.21 НК РФ).

Факт непредставления в суд документов, подтверждающих уплату госпошлины или право на льготу при ее уплате (упомянутое выше ходатайство), служит основанием для возврата жалобы отправителю не рассмотренной по существу (п. 1 ст. 278 АПК РФ).

Отзыв на кассационную жалобу в арбитражный суд

Отзыв на кассационную жалобу в рамках арбитражного процесса — это документ, в котором указаны возражения или прочие мнения иных участников дела в отношении содержания такой жалобы.

Унифицированного образца упомянутого документа законодатель не предлагает, однако есть общие требования к его содержанию и оформлению, изложенные в ст. 279 АПК РФ.

Отзыв должен быть направлен в срок, позволяющий обеспечить ознакомление других участников дела с его содержанием. В противном случае суд может отказать в приобщении такого отзыва к материалам дела (пример — постановление Суда по интеллектуальным правам от 10.10.2016 по делу № А60-29877/2015) и возвратить его. Отзыв, направленный в электронной форме, на бумажном носителе не возвращается (см. постановление АС Московского округа от 11.10.2016 по делу № А40-161695/13).

В случае неполучения отзыва участник дела может ходатайствовать перед судом об отложении судебного заседания по данной причине. Однако если суд установит, что отзыв не был получен по причине несоблюдения установленных п. 2 ст. 279 АПК РФ сроков, такое ходатайство не будет удовлетворено (см. постановление АС Северо-Кавказского округа от 03.10.2016 по делу № А32-24801/2014).

Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей, посвященной вопросу написания отзывов и возражений: «Отзыв на исковое заявление - образец ».

Итак, кассационная жалоба в рамках АПК РФ должна быть подана в суд либо в письменном, либо в электронном виде. При этом ее содержание (включая перечень обязательных приложений) должно соответствовать установленным ст. 276 АПК РФ требованиям.

Общий срок подачи жалобы не должен выходить за пределы 2-месячного срока с момента вступления в силу оспариваемого судебного акта, хотя законом предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока оспаривания в данной инстанции.

В связи с упразднением ВАС РФ Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (вступил в силу 6 августа 2014 г., далее - Закон № 186-ФЗ) в арбитражный процесс были внесены значительные поправки. Расскажем о них в статье.

Ключевые преобразования

Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.

В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).

Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции. Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу. АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел. Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.

Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов. Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.

Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.

Причины изменений

Необходимость всех этих изменений очевидна далеко не всем, ведь арбитражные суды функционировали более эффективно, чем суды общей юрисдикции. ВАС РФ делал правосудие по арбитражным делам понятным, единообразным и прозрачным. Благодаря созданной им системе «Мой арбитр» можно оперативно получать информацию по любому арбитражному делу, видеть тенденции судебной практики. Организация судопроизводства в системе арбитражных судов позволяет участвовать в формировании практики, отличается динамичностью, быстрым реагированием на изменения в экономике и применением передового мирового опыта. Так, судебные акты ВАС РФ позволяли предпринимателям заключать многие относительно рисковые сделки.

Кто-то говорит об устранении конкуренции высших судов. Другие считают, что настало время обновить несменяемые судейские кадры. Возможно, одной из причин ликвидации ВАС РФ послужили его постановления, в которых он применял целевое толкование норм права. Официальная же версия гласит, что реформа проводится с целью обеспечения единства взглядов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.

Действительно, практика применения норм ГК РФ отличается в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При подготовке иска требуется принимать во внимание вид судебного органа и в соответствии с ним подтверждать свою позицию нужной практикой. В связи с этим выработка однозначных единообразных решений кажется вполне логичной. Кроме того, унификация гражданского и арбитражного процессов облегчит работу юристов.

Как бы то ни было, мнения специалистов разделились. Кому-то реформа представляется прогрессивной, другие, напротив, видят в ней угрозу правам предпринимателей на судебную защиту.

Двойная кассация

Наиболее существенные изменения коснулись правил кассационного обжалования. Глава 35 «Производство в суде кассационной инстанции» (прежде она называлась «Производство в арбитражном суде кассационной инстанции») АПК РФ устанавливает порядок кассационного судопроизводства. Закон № 186-ФЗ дополнил ее статьями 291.1-291.15, которые определяют порядок подачи и рассмотрения кассационной жалобы Судебной коллегией ВС РФ.

К сведению

Свернуть Показать

На стадии законопроекта предполагалось прямо указать на кассационное обжалование судебных актов арбитражных судов в Судебную коллегию по экономическим спорам. Однако в Закон № 186-ФЗ это уточнение не вошло, и теперь не понятно, о какой из семи судебных коллегий ВС РФ идет речь. По всей видимости, кассационные жалобы в соответствии с АПК РФ все же будет рассматривать коллегия по экономическим спорам (п. 7 ч. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).

Решения арбитражных судов первых инстанций обжалуются по старым правилам в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ). Первая кассационная жалоба подается в арбитражный суд округа. В результате рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб суды принимают постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 15 АПК РФ).

Вместе с тем Закон № 186-ФЗ дополнил кассационную процедуру вторым уровнем. Поэтому решения, вынесенные судами в результате первого кассационного обжалования и решения окружных судов, принятые в первой инстанции, теперь обжалуются не в Президиум, а в Судебную коллегию ВС РФ. Она, по сути, стала второй кассационной инстанцией (ст. 291.1 АПК РФ). После рассмотрения коллегией вопроса по существу может быть инициировано надзорное разбирательство. Такая модель судопроизводства воспроизводит судебный процесс судов общей юрисдикции.

К сведению

Свернуть Показать

Постановления окружных судов, вынесенные по итогам первого кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке в Президиум ВС РФ напрямую, минуя Судебную коллегию.

Жалоба в Судебную коллегию может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта. Но Председатель ВС РФ и его заместители могут восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы (ст. 291.2 АПК РФ).

Излагая суть жалобы, лицо должно указать, какие существенные нарушения норм права повлияли на исход дела и повлекли ущемление его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и привести соответствующие доводы (п. 5 ч. 2 ст. 291.3 АПК РФ).

Для подачи жалобы необходимо заверять в судах оспариваемые акты (п. 1 ч. 5 ст. 291.3 АПК РФ).

Вторая кассационная жалоба предварительно изучается одним из судей ВС РФ в течение двух месяцев. После этого он единолично принимает решение о передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию, об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Отказное определение, вынесенное по результатам изучения второй кассационной жалобы, не может быть обжаловано в Президиум ВС РФ. При этом, если судья откажет в передаче жалобы, председатель ВС РФ или его заместитель смогут отменить его определение и все-таки передать дело в Судебную коллегию (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Когда председатель или его заместитель истребуют дело, срок его рассмотрения может быть продлен до пяти месяцев.

Надо сказать, что подобные «суперполномочия» руководства ВС РФ не соответствуют европейским стандартам правосудия.

Судебная практика

Свернуть Показать

Европейский суд по правам человека в решении по вопросу приемлемости жалобы Л. Тумилович от 22.06.1999 № 47033/99 отметил недопустимость вмешательства со стороны должностных лиц суда непосредственно в деятельность по отправлению правосудия.

В рассмотренном деле гражданка подала две жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, но председатель суда и замгенпрокурора их отклонили. Суд по правам человека оценил надзорные жалобы как чрезвычайные средства судебной защиты. Однако в российских судах общей юрисдикции, по его мнению, существует зависимость принятия жалоб от дискреционных полномочий должностных лиц, поэтому данные средства он считает недейственными.

Срок рассмотрения жалобы в судебном заседании не должен превышать двух месяцев со дня вынесения определения о ее передаче вместе с делом в Судебную коллегию (ч. 1 ст. 291.12 АПК РФ). Итого, общий срок рассмотрения кассационной жалобы в ВС РФ может затянуться на семь месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы выносится определение. Основания для отмены или изменения судебных актов коллегией закреплены в ст. 291.11 АПК РФ.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Часть 1 ст. 291.11 АПК РФ

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Если коллегия вынесла отказное определение, оно может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Нарушение срока судопроизводства

Арбитражный процессуальный кодекс РФ также дополняется положениями, касающимися процедуры рассмотрения ВС РФ вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Нарушение разумного срока судопроизводства стало одним из оснований для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию (ч. 2 ст. 291.1 АПК РФ). При этом лицо, которое подает жалобу, вправе одновременно потребовать компенсацию.

К сведению

Свернуть Показать

Напомним, что прежде ВАС РФ разъяснял, что соблюдение процессуальных сроков не является самостоятельной целью судопроизводства и направлено на обеспечение стабильности и определенности (постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках»).

Судебная коллегия должна установить факт нарушения разумного срока судопроизводства исходя из доводов жалобы и содержания материалов дел, а также принятых по нему судебных актов (ч. 8 ст. 291.12 АПК РФ). Коллегия разберется:

  • в правовой и фактической сложности дела;
  • в поведении заявителя и других участников процесса;
  • в достаточности и эффективности действий суда;
  • в общей продолжительности судопроизводства.

Надзорное производство

Глава 36 АПК РФ утратила силу, а свое название передала новой главе 36.1 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» (ст. 308.1-308.13). Определения и решения Судебной коллегии, вынесенные по существу спора, обжалуются в Президиум ВС РФ и пересматриваются в порядке надзора (ч. 1 ст. 308.1 АПК РФ).

В порядке надзора могут обжаловаться (ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ):

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений);
  • определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

К сведению

Свернуть Показать

Срок подачи надзорных жалоб составляет три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Процедура передачи надзорной жалобы в Президиум ВС РФ подобна передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию. Предварительно надзорную жалобу изучает судья ВС РФ, а не тройка судей в открытом судебном заседании, как раньше. Он единолично решает вопрос о необходимости передачи жалобы в Президиум ВС РФ. Однако председатель ВС РФ или его заместитель могут не согласиться с вынесенным определением судьи, отменить его и передать жалобу вместе с делом в Президиум ВС РФ (ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ).

У заинтересованных лиц по делу появилось право подавать жалобы в адрес непосредственно Председателя ВС РФ или его заместителя (ст. 308.10 АПК РФ). По жалобе заинтересованных лиц они вправе вносить представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в Президиум ВС РФ. Такое представление может быть внесено для устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых актов. Установлен и срок подачи жалоб руководству ВС РФ: четыре месяца со дня вступления в силу оспариваемого акта (постановления «второй кассации»). Напомним, что согласно ГПК РФ этот срок составляет шесть месяцев (ч. 2 ст. 391.11).

Основания отмены или изменения обжалуемого судебного акта аналогичны тем, что были предусмотрены в прежней редакции АПК РФ (ч. 1 ст. 304). Ими являются (ст. 308.8 АПК РФ):

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию (ст. 308.13 АПК РФ).

В остальном процедура рассмотрения надзорной жалобы, равно как и основания для отмены или изменения решений в порядке надзора, не претерпели изменений. Учитывая введение второй кассационной инстанции, надзор, в сущности, станет чрезвычайно исключительной инстанцией, дойти до которой будет гораздо сложнее.

К сведению

Свернуть Показать

Относительно эффективности российских надзорных процедур неоднократно высказывался ЕСПЧ. Надзорные процедуры в арбитражном процессе Европейский суд считает эффективными. Так, в одном из дел суд констатировал: надзорное разбирательство в системе арбитражных судов ограничено ясными и строгими сроками. Вступившие в силу решения не могли пересматриваться бесконечно, а только один раз по требованию соответствующей стороны, по ограниченному количеству оснований и в конкретные сроки (решение по делу «Г.В. Ковалева и другие против России» от 25.06.2009 (жалоба № 6025/09)).

Надзорная процедура в российских судах общей юрисдикции, напротив, всегда была ненадежным средством правовой защиты. ЕСПЧ неоднократно заявлял о неопределенности ситуации, при которой вступившие в силу судебные решения могут оспариваться в нескольких последовательных надзорных инстанциях. Применимые сроки в таких делах остаются неопределенными. Учитывая длительность сроков, создается угроза перемещения дела между судами в течение неопределенного времени (решение ЕСПЧ от 05.11.2009 по делу «Мартынец против России» (жалоба № 29612/09)).

Полномочия высших должностных лиц ВС РФ

Выше уже были обозначены нововведения по поводу «суперполномочий» председателя ВС РФ и его заместителей. Обобщая, кратко скажем, что высшие должностные лица вправе:

  • не соглашаться с определениями нижестоящих судей;
  • восстанавливать пропущенный срок для подачи жалобы или, наоборот, отклонять такое заявление;
  • отменять отказное определение судьи и отправлять дело на рассмотрение Судебной коллегии либо Президиума ВС РФ;
  • по жалобе заинтересованных лиц внести дело в Президиум ВС РФ для устранения фундаментальных нарушений норм материального и процессуального прав.

Эти правила закреплены в ч. 2 и 3 ст. 291.2, ч. 8 ст. 291.6, ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ.

Административные дела

Закон № 186-ФЗ установил, что ВС РФ может пересматривать решения (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ):

  • административного органа,
  • арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности,
  • арбитражных судов по результатам рассмотрения ими жалоб и протестов.

В АПК РФ отсутствуют указания на конкретную Судебную коллегию ВС РФ, которая выполняет функции «второй кассации» по административным делам. Скорее всего, эти дела, в том числе по налоговым и иным спорам, вытекающим из публичных правоотношений, будут обжаловаться во второй кассации в Судебную коллегию по делам об административных правонарушениях. Этот вывод можно сделать из ст. 206 и 211 АПК РФ. Там сказано, что порядок обжалования устанавливается КоАП РФ. В свою очередь в КоАП РФ появилась ссылка на административную коллегию (ч. 2 ст. 24.3.1 КоАП РФ).

Изменение подведомственности

Новшества затронули также некоторые вопросы подведомственности. Изменения коснулись рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и кадастровой стоимости.

Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов

Законом № 186-ФЗ изменена редакция п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, относившего к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности. Теперь эти споры разрешают суды общей юрисдикции. Суд по интеллектуальным правам продолжает принимать решения по таким делам в пределах своей компетенции. Соответствующие изменения внесены в ряд других федеральных законов.

Глава 23 АПК РФ в прежней редакции была посвящена рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов. Первоначально эту главу планировалось исключить в связи с изъятием у арбитражных судов обязанности рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов. Но Суд по интеллектуальным правам продолжает разрешать споры в своей сфере, и данная глава сохранилась под названием «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам». В этом суде разрешаются споры в области исключительных прав (в сфере патентных прав, прав на селекционные достижения, топологии, секреты производства и др.).

Суд по интеллектуальным правам по первой инстанции рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав, а также споры о правах на (п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ):

Напомним, что в прежней редакции п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ говорилось обо всех результатах интеллектуальной деятельности. Таким образом, из компетенции Суда по интеллектуальным правам изъяты, в частности, дела в области прав на произведения. Примечательно, что ВАС РФ с этим был не согласен.

Решения Суда по интеллектуальным правам, по делам об оспаривании нормативных правовых актов теперь направляются в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации (ст. 196 АПК РФ). Журнал «Вестник ВАС», в котором публиковались постановления Президиума ВАС РФ и решения судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, в АПК РФ больше не упоминается.

Кстати, госпошлина по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлена в размере 3000 руб. Прежде в зависимости от категории спора нормативные правовые акты могли быть оспорены в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. Для подачи заявления в суд общей юрисдикции компания должна была заплатить пошлину в размере 3000 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), а в арбитражный суд - 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Поскольку дела об оспаривании нормативных правовых актов переданы в суды общей юрисдикции, изменился и размер госпошлины для компаний. Более того, уже с 2015 г. пошлина возрастет до 4500 руб. (Федеральный закон от 21.07.2014 № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Если нормативный правовой акт оспаривается в Суде по интеллектуальным правам, который входит в систему арбитражных судов, пошлину надо оплачивать, как и раньше, в размере 2000 руб.

Подведомственность споров об оспаривании кадастровой стоимости

Стоит отметить, что не так давно были внесены изменения еще и в ГПК РФ (см. ст. 6 Федерального закона от 04.06.2014 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами»). Они коснулись рассмотрения дел о кадастровой стоимости. Ранее такие дела рассматривались арбитражными судами. С 6 августа 2014 г. к исключительной компетенции областных судов в качестве первой инстанции отнесены и споры об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Как следствие, возникнет проблема наработки системообразующих подходов и разъяснений по данному вопросу. Процедура оспаривания с учетом обжалования судебных актов может затянуться на несколько лет. А учитывая изменения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (введен обязательный порядок оспаривания стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - ст. 24.18), срок может еще увеличиться.

Электронное правосудие

Несомненным достоинством арбитражного процесса является его прозрачность, которая обеспечивается одной из лучших в мире систем «Электронное правосудие» (www.arbitr.ru). В 2013 г. Всероссийский центр общественного мнения признал ее существенно превосходящей систему ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) судов общей юрисдикции по полноте и актуальности информации, качеству и удобству использования. «Электронное правосудие» позволяет оперативно работать, подавать в суд документы и знакомиться с документами других лиц, участвующих в деле, в электронном виде. Картотекой пользуются не только юристы, но и представители бизнеса, особенно инвесторы, которые узнают сведения об исках против компании, изучают практику, оценивают риски. Существует законопроект, которым предлагается сохранить сайт и регламентировать его сервисы федеральным законом (внесен на рассмотрение Госдумы 16.06.2014).

В будущем ВС РФ установит свой порядок представления документов в электронном виде и заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда. Вместе с тем осталась возможность подавать любые документы в суды в электронном виде (ч. 6 ст. 291.1, ч. 5 ст. 291.4, ч. 6 ст. 308.2 АПК РФ). Также Закон № 186-ФЗ сохранил ч. 3 ст. 75 АПК РФ, согласно которой в качестве письменных доказательств допускаются документы, полученные посредством электронной связи.

Формирование судебной практики

Отныне вся судебная практика, включая налоговые споры, будет формироваться определениями Судебной коллегии и постановлениями Президиума ВС РФ. Любые указания Судебной коллегии, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 4 ст. 291.14 АПК РФ).

Разъяснения по вопросам судебной практики будет давать ВС РФ (ст. 126 и 127 Конституции РФ). В то же время суды могут опираться в своих решениях на сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

Разъяснения ВАС РФ останутся в силе до принятия соответствующих решений по данным вопросам Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»). Из данной формулировки не ясно, какое именно решение имеется в виду. Вероятно, речь идет о разъяснениях Пленума ВС РФ по вопросу судебной практики, разрешенному Пленумом ВАС РФ. Кроме того, можно предположить, что Пленуму ВС РФ таким образом предоставлена возможность признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ.

В целом судьба постановлений Пленума и Президиума ВАС РФ пока неизвестна. Именно поэтому законодатель в ч. 4 ст. 170 АПК РФ обозначил, что в мотивировочной части решения можно ссылаться именно на сохранившие силу постановления.

Прежде разъяснения ВС РФ, как правило, не влияли на арбитражную практику. В качестве исключений можно привести:

  • позиции Пленума ВС РФ по вопросам защиты прав потребителей;
  • позиции Президиума ВС РФ, изложенные в ежеквартальных обзорах ВС РФ. Например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.12.2012 № 11277/12 подтверждает свое мнение ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года (утвержден Президиумом ВС РФ 10.10.2012, без номера);
  • позиции ВС РФ, отраженные в его определениях. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.04.2013 № А40-82956/12-129-538 подкрепляет свою позицию определением ВС РФ от 12.01.2010 № 5-В09-146.

В свою очередь суды общей юрисдикции иногда ссылаются на постановления Пленума и Президиума ВАС РФ. Например, Нагатинский районный суд г. Москвы в своем решении от 10.05.2012 по делу № 2-1643/12 апеллирует к постановлению Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 № 5 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета». Но в большинстве случаев суды общей юрисдикции считают, что документы ВАС РФ не имеют для них силы.

Практика ВАС РФ отличается от практики ВС РФ не только в материально-правовой, но и в процессуальной части. Постановления Президиума ВАС РФ почти всегда содержали оговорку о возможности пересмотра ранее принятых судебных актов. В ней говорилось, что решения судов по делам со сходными фактическими обстоятельствами и / или судебные акты, принятые на основании норм права, толкование которых расходится с толкованием, содержащимся в постановлении Пленума либо Президиума ВАС РФ, могут быть пересмотрены на основе приведенных правовых позиций.

Верховный Суд РФ такие оговорки в акты не включает, несмотря на то, что эти документы имеют сходное правовое значение для судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ). Теперь же постановление Пленума или Президиума ВС РФ, определяющее или изменяющее практику применения правовой нормы, должно указывать на возможность пересмотра вступивших в силу судебных решений (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ).

В то же время судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами в той редакции, которая действует в момент разрешения спора (рассмотрения дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта (ч. 4 ст. 3 АПК РФ). Это подтверждается определением КС РФ от 22.11.2012 № 2148-О: «В случае отмены вышестоящим арбитражным судом принятых ранее судебных актов при новом рассмотрении дела надлежит руководствоваться правилами федерального закона, действующего на момент такого рассмотрения, - независимо от того, какой федеральный закон действовал в период подачи в арбитражный суд соответствующего заявления». Согласно этому правилу оговорки Президиума ВАС РФ о возможности пересмотра вступивших в силу судебных решений, вынесенных до 6 августа 2014 г., работать перестали.

Переходные положения

Стараясь обеспечить преемственность и непрерывность правосудия, Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 г.

Судебные акты, рассмотренные в кассации, а также постановления или определения окружных судов и Суда по интеллектуальным правам после этой даты могут быть обжалованы в Судебную коллегию (п. 3 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые на 6 августа 2014 г. не успели передать в Президиум ВАС РФ, передаются в Судебную коллегию для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Споры, по которым вынесены определения о передаче в Президиум ВАС РФ, будут переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора (п. 5 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в арбитражных судах по состоянию на 6 августа 2014 г., должны рассматриваться по правилам АПК РФ, которые действовали на день принятия дела к производству (п. 1 ст. 2 Закона № 186-ФЗ). Если такой спор был принят к рассмотрению ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), но не был рассмотрен до 6 августа 2014 г., он передается для рассмотрения в ВС РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Мнение ВАС РФ

По поводу нововведений ВАС РФ высказывался в своем официальном отзыве на законопроект. Судьи аргументировано доказывали, что до вступления в силу изменений АПК РФ арбитражное процессуальное законодательство отвечало требованиям конституционных и европейских стандартов. Каждое судебное звено было организационно и функционально независимо.

Недовольство вызвали «суперполномочия» руководителя ВС РФ и его заместителей: они не должны по своему усмотрению отменять определения судей. В ВАС РФ называли это вмешательством в процессуальную деятельность судебной коллегии. Также, по мнению упраздненного ВАС РФ, не следовало давать руководству ВС РФ права выходить с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, которое основано на жалобе заинтересованных лиц (ч. 1 ст. 308.10 АПК РФ).

Основываясь на рекомендациях Комитета министров Совета Европы и решениях ЕСПЧ, ВАС РФ выступал и против «двойной кассации». Арбитры утверждали, что кассация призвана диагностировать правильность применения норм права, а не пересматривать дело в полном объеме.

По мнению представителей бывшего ВАС РФ, большинство кардинальных изменений создаст угрозу стабильности судебной практики, а правовая определенность в предпринимательской деятельности может вернуться в состояние девяностых годов прошлого века.

Кроме того, существует риск снижения уровня экономической стабильности и инвестиционной привлекательности России. Это произойдет, если ЕСПЧ признает изменения в арбитражном процессе неэффективными, что негативно скажется на коммерческом обороте.

Заключение

Конечно, законодатель стремился заменить существовавшую ранее надзорную инстанцию и сократить перечень дел, которые могут быть переданы в Президиум ВС РФ, а также внести единообразие в судебную практику. Вместе с тем процедура «двойной кассации» не только не соответствует международным стандартам, но и обременительна для участников спора. Ясно, что сроки рассмотрения дел увеличатся. Кроме того, в связи с индивидуальным предварительным изучением жалобы и появлением дискреционных полномочий у высших должностных лиц ВС РФ усилится субъективизм при рассмотрении дел.

После упразднения ВАС РФ многое будет зависеть от работы аналитических подразделений арбитражных судов округов и Судебной коллегии ВС РФ, а также от тех мер, которые будут приняты, чтобы не допустить «окружного правосудия» и дробления законности на восточно-сибирскую, северо-кавказскую и т.д.

Отныне придется учитывать практику судов общей юрисдикции. Причем как при инициировании новых экономических споров, так и при оценке перспектив обжалования судебных актов по делам, находящимся в производстве арбитражных судов.

Общеизвестно, что арбитражные суды рассматривают налоговые дела, споры о привлечении к административной ответственности и т.д., то есть почти все дела, связанные с регулированием предпринимательской и иной деятельности. Те же дела, только в отношении физических лиц, рассматривают и суды общей юрисдикции. Прежде в арбитражных судах госорган и компания имели практически равные шансы на победу. Решения не в пользу чиновников в арбитраже не были редкостью. Так, ФАС Северо-Западного округа принял знаменательное решение о незаконности внеконкурсного выделения земельных участков стратегическим инвесторам Санкт-Петербурга (постановление от 15.05.2013 по делу № А56-71381/2012). В то же время суды общей юрисдикции более либеральны к исполнительной власти. И как в связи с этим будет развиваться практика - покажет только время.

К слову сказать, уже положено начало разработке единого процессуального кодекса, полностью унифицирующего судебные процессы. Подтверждение этому найдется в п. «о» ст. 71 Конституции РФ, где вместо гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального идет речь только о процессуальном законодательстве в общем. Возможно, что объединение нижестоящих судебных систем после создания нового ВС РФ - лишь вопрос времени, поскольку из Конституции РФ полностью исключено упоминание об арбитражных судах.

К сведению

Свернуть Показать

Верховный Суд РФ разместится в Санкт-Петербурге, в Москве будет создано постоянное представительство (ст. 22 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»). Организационным обеспечением деятельности арбитражных судов займется Судебный департамент при ВС РФ (п. 2 ст. 44 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), а определением объема финансирования - Правительство во взаимодействии с ВС РФ и его Судебным департаментом.

Арбитражами. При этом порядок кассационного производства имеет нюансы в зависимости от специфики деятельности конкретных судебных учреждений. В чем заключаются особенности решаемых ими задач? Какие судебные учреждения играют главную роль в рамках кассационного производства?

В чем заключается сущность кассационного производства?

Прежде всего рассмотрим сущность терминов, имеющих отношение к процедурам, о которых идет речь. Главную функцию в данном случае выполняет кассационный суд — учреждение, осуществляющее свою деятельность в рамках соответствующего вида производства. В российском законодательстве оно предполагает обращение сторон дела в суд третьей инстанции — после учреждений, которые рассмотрели дело по существу, а также С какой целью данное обращение может осуществляться?

Кассационный суд рассматривает различные жалобы и представления касательно вступивших в силу постановлений других судебных учреждений. Для того чтобы инициировать кассационное производство, сторона дела должна подать соответствующую жалобу непосредственно в кассационный суд. Это нужно успеть сделать в течение 6 месяцев после вступления в силу постановления, которое обжалуется в рамках механизма, о котором идет речь.

Решение кассационного суда может заключаться в отмене судебного акта первой или второй инстанции, если будут выяснены нарушения норм права, повлиявших на результат рассмотрения дела, без устранения которых не могут быть осуществлено восстановление, а также защита нарушенных прав, свобод и интересов граждан.

Кассационное производство в судах общей юрисдикции

Рассмотрим основные нюансы, которые характеризуют кассационное производство в судах общей юрисдикции, с точки зрения законодательного регулирования данной процедуры.

Прежде всего, следует отметить, что основные функции здесь в соответствии с законодательством РФ выполняют Верховные суды субъекта федерации. При этом основной объем работы в данном случае выполняют Президиумы. Верховный кассационный суд может при непосредственной роли данных структур рассматривать дела на основании кассационных жалоб по актам районных учреждений, а также мировых судей.

В свою очередь, в рамках соответствующей сферы производства значительный объем задач могут решать и В чем их специфика?

В соответствии с законодательством РФ, кассационная коллегия Верховного суда субъекта федерации рассматривает дела на основании жалоб, а также представлений на промежуточные акты ВС по производству в рамках уголовных дел.

Кассационное производство в арбитражах: законодательное регулирование

В свою очередь, полезно будет изучить то, каким образом регулирует законодательство РФ кассационное производство в арбитражах — учреждениях, рассматривающих хозяйственные споры. Основные функции здесь выполняют арбитражные суды округов. Именно они наделены необходимыми полномочиями для осуществления кассационного производства. Так, данные суды решают вопросы законности вступивших в силу актов арбитражей первой инстанции, а также апелляционных учреждений. В ряде случаев законодательство РФ позволяет им рассматривать то или иное постановление суда также и кассационной инстанции. Соответствующий вид производства инициируется на основе особых жалоб — их сущность мы рассмотрим чуть позже.

В кассационных учреждениях в арбитражной судебной системе также могут формироваться специальные коллегии. Утверждаются они президиумами судов непосредственно по представлению председателя. Главная задача данных коллегий — проверка законности актов, которые вступили в силу, по спорам, что рассмотрены арбитражами на уровне первой и второй инстанции. Также они обобщают документы по судебной практике, разрабатывают различные предложения по внесению изменений в правовую базу.

Важную роль в системе кассационного арбитражного производства выполняет Он является специализированным учреждением, которое одновременно выполняет функции как первой, так и кассационной инстанций при рассмотрении споров, которые связаны с осуществлением защиты интеллектуальных прав.

Рассмотрим более подробно специфику работы кассационных арбитражных судов — тех, которые компетентны в рассмотрении споров между различными хозяйствующими субъектами.

Кассационное арбитражное производство: полномочия судов

Изучим для начала то, какие полномочия имеют арбитражные суды РФ в кассационной инстанции. В соответствии с законодательством РФ соответствующие учреждения вправе:

Оставлять решения судов, соответственно, первой и второй инстанции без изменений, и, соответственно, жалобу стороны спора — без удовлетворения;

Отменять либо вносить изменения в решения и постановления судов, соответственно, первой и второй инстанции полностью, частично, а также принимать новые акты без передачи спора на новое рассмотрение в случае, если значимые обстоятельства установлены до этого при том, что необходимая норма права не была применена предыдущими судами;

Отменять либо изменять решения и постановления судов, соответственно, первой и второй инстанции полностью или же частично, после чего — направлять дела на повторное рассмотрение в предыдущий суд в случае, если данными учреждениями нарушены необходимые процессуальные нормы либо в случае, если выводы в обжалуемом судебном решении не соответствуют рассмотренным фактам либо доказательствам;

Отменять либо изменять те решения и постановления, что приняты, соответственно, судом первой или второй инстанции, и передавать споры на рассмотрение другими учреждениями, которые расположены в том же округе, в случае, если судебные акты вновь проверены арбитражной кассационной инстанцией, а также выводы по ним не соответствуют фактам и доказательствам в споре;

Оставлять в силе принятые на уровне первой или второй инстанции решения, постановления, отменять принятые на уровне первой или второй инстанции решения, постановления, а также прекращать судебное производство или же оставлять иск без рассмотрения.

В свою очередь, арбитражи в рамках кассационного производства не вправе:

Устанавливать либо рассмотренных в качестве доказанных те обстоятельства, что не были установлены в предыдущем решении, постановлении или же были отвергнуты предыдущими судами;

Принимать решения по вопросам касательно достоверности тех или иных доказательств, приоритете одних перед другими, применимости норм материального права, а также по процедуре принятия решения либо постановления, что должны утверждаться в рамках нового рассмотрения спора.

Изучим теперь то, в каком порядке у сторон спора возникает право обратиться в арбитражный кассационный суд в рамках обжалования вынесенного решения либо постановления на уровне первой или второй инстанции.

Право обращения в арбитражную кассационную инстанцию

В соответствии с законодательством РФ, решения арбитражей, рассмотревших спор по существу, которые вступили в силу в случае, если подобный акт был рассмотрен апелляционной инстанцией или в случае, если соответствующий суд отказал в восстановлении срока подачи жалобы, а также постановления апелляционных учреждений могут быть обжалованы в рамках кассационного производства.

В случае если речь идет о решениях, вынесенных Судом по интеллектуальным правам — как учреждением на уровне первой инстанции, то они могут быть также оспорены в рамках кассационного производства.

Изучим теперь то, каким образом составляется жалоба в кассационный суд, рассматривающий споры между хозяйствующими субъектами.

Составление кассационной жалобы

В соответствии с законодательством РФ, жалоба, о которой идет речь, составляется и подписывается стороной спора либо его уполномоченным представителем. В рамках установленных законом механизмов данный документ может подаваться в арбитражный суд кассационной инстанции через интернет. В жалобе, о которой идет речь, фиксируются:

Название арбитражного учреждения, в которое направляется документ;

Сведения о стороне спора, которая подает жалобу, а также о других лицах, которые участвуют в споре;

Название арбитражного учреждения, принявшего решение либо постановление, которое обжалуется;

Сведения о соответствующих актах;

Сущность предмета спора;

Требования стороны дела;

Которая подает жалобу — касательно законности обжалуемого акта, а также оснований, исходя из которых оспаривается решение предыдущего суда;

Список документов;

Прилагаемых к жалобе.

Источник, о котором идет речь, может включать контактные данные лиц, связь с которыми нужна в целях рассмотрения спора в рамках кассационного производства. Также могут быть заявлены ходатайства. Лицо, инициировавшее производство в суде кассационной инстанции посредством направления в соответствующую организацию жалобы, должно направить другим сторонам спора копии данного источника, а также дополняющих его документов — если таковые у них отсутствуют, заказным письмом, при получении которого формируется уведомление о передаче в руки адресата. Также указанные документы могут быть вручены другим сторонам спора лично или же их представителям с использованием расписки.

Какие документы дополняют кассационную жалобу?

Кассационная жалоба должна быть дополнена:

Копией обжалуемого акта;

Квитанцией об оплате госпошлины или же о документе, который дает право гражданину воспользоваться льготой по перечислению соответствующего платежа в бюджет;

Почтовое уведомление либо иной источник, удостоверяющий факт вручения копии жалобы другим сторонам спора, а также документов, которые у данных лиц отсутствуют;

Доверенность либо иной документ, который удостоверяет полномочия лица на подписание жалобы.

В установленном законом порядке указанные документы могут предоставляться в кассационный суд, рассматривающий хозяйственные споры, в электронном виде. Изучим теперь то, в какие сроки может быть подана жалоба, о которой идет речь.

Сроки подачи жалобы в арбитражную кассационную инстанцию

Жалоба, на основании которой инициируется производство в суде кассационной инстанции, должна быть подана в течение 2 месяцев со дня вступления в силу судебного акта, который сторона дела обжалует в рамках рассматриваемого механизма. В случае если указанный срок пропущен, то он тем не менее может быть восстановлен кассационным судом, если соответствующее ходатайство будет подано не позднее, чем через 6 месяцев после того, как обжалуемый акт вступит в силу. Правом на восстановление срока подачи жалобы также обладают лица, указанные в ст. 42 АПК РФ в случае, если они узнали или предполагалась их осведомленность о том, что его права и интересы нарушены тем решением или постановлением, которые были приняты судами первой или второй инстанции. Срок подачи жалобы в этом случае отсчитывается с момента, когда указанные лица узнали о нарушении своих прав и восстанавливается также по ходатайству.

То, каким образом арбитражный кассационный суд рассматривает ходатайства о восстановлении сроков подачи жалобы, определяется в положениях ст. 117 АПК РФ. В случае если учреждение решает восстановить пропущенный срок подачи жалобы, то формируется определение о том, что документ принимается к производству. Если соответствующее решение не принято — составляется определение кассационного суда о том, что жалоба возвращается заявителю.

Есть еще один нюанс производства, характеризующий рассматриваемую сферу арбитражного производства. Его суть в том, что до тех пор, пока не истек срок, установленный АПК РФ для обращения в арбитражный суд кассационной инстанции, дело не подлежит истребованию из арбитража.

Изучим теперь то, в какие сроки рассматривается жалоба, о которой идет речь.

Сроки рассмотрения жалобы в арбитражном кассационном производстве

Арбитражная кассационная инстанция должна осуществить указанную процедуру в течение 2 месяцев с момента поступления соответствующего документа от заявителя вместе с делом. При этом учитывается период, в рамках которого осуществляется подготовка к судебному слушанию. Если кассационная жалоба в суд поступила до того, как истек срок ее направления, то она должна быть рассмотрена в течение 2 месяцев с момента истечения, установленного законом, лимита ее подачи.

Указанные сроки могут быть продлены. Для этого судья, который рассматривает спор, формирует мотивированное заявление, после чего председатель арбитражной инстанции осуществляет данное действие. Основные факторы, которые в данном случае берутся в рассчет — сложность спора, большое количество участников дела.

Полезно будет изучить нюансы уплаты государственной пошлины, которая уплачивается при направлении жалоб в арбитражные кассационные суды РФ.

Государственная пошлина при обращении в кассационную арбитражную инстанцию

В случае если в компетентное учреждение подается жалоба на решения или постановления предыдущих инстанций, а также на определения о прекращении производства, оставлении заявления без рассмотрения, выдаче листов на исполнение акта третейского суда, отказе в оформлении исполнительных документов, то уплачивается пошлина, составляющая 50% от величины соответствующего платежа, который уплачивается при подаче заявлений по спорам неимущественного характера.

Данная норма распространяется, таким образом, не только на кассационные, но также и на апелляционные и надзорные жалобы на постановление суда, вынесенное той или иной инстанцией в рамках рассмотрения арбитражных споров.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...