Классный час "государственные символы россии". Классный час “Государственные символы – национальная гордость”




Классный час о государственной символике Российской

Федерации в 5 классе по теме:

«Россия –священная наша держава».
ЦЕЛЬ: Дать основные понятия о символах и эмблемах государства, показать, что

государственная символика – общечеловеческая, государственная ценность.

Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего

государства.


Оборудование: Слайды, таблицы.
Ход классного часа.
Вводная часть.

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомимся с государственными символами

нашей Родины. Но прежде, чем познакомиться с ними, давайте

узнаем что же обозначает само слово «символ».

Работа со символ –это опознавательный знак, признак, примета.

словарем.

Таблица с К государственным символам любой страны относятся прежде всего

Определением. государственные герб, флаг и гимн.

Эта традиция установилась только в 20 веке во всем мире – каждой

стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Они нужны, как воплощение истории и отражение настоящего, как

выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международ-

ной арене. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это

отношение к самому государству. Оскорбление же государственных

символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его

истории и культуры.

Жители разных стран гордятся своими государственными

символиками. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и

гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого

нужно иметь представление об их истории.

Символом нашей Отчизны не одна сотня лет. Были у них и

предшественники, были и соперники. Одни сменяли других,

некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда

ушли в прошлое, оставив о себе долгую и благодатную память.

Эти символы – часть российской истории, воплощение ее

героических и трагических страниц, отражение жизни народов

нашей страны.

Основная часть. 1. В ноябре 1990 года правительство РСФСР постановило создать

РСФСР принял постановление «Об официальном признании и

использовании Национального флага РСФСР».

Слайд №1. Это полотнище из равновеликих горизонтальных полос голубой,

белой и красной.

Трехцветный флаг – символ свободы и независимости, гражданского

равенства всех народов, населяющих Российскую республику.

Ученица читает Был побежден народный враг

стихотворение: Народною рукой,

И сто народов этот флаг

Взвивают над собой –

На самой высшей высоте,

На самой дальней широте,

Среди полей и городов,

Меж волн бесчисленных рядов.

Учитель: Как вы думаете, что обозначают три цвета нашего флага?
Ученик: Белый цвет олицетворяет мир, чистоту, благородство.

Ученица: Голубой цвет – символ Богоматери, покровительницы русской

церкви.


Ученица: Красный цвет считался всегда символом отваги и мужества, а также

синонимом красивого.

Учитель: Государственный флаг Российской Федерации постоянно поднят на

зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни

государственных праздников и торжественных церемоний.

Он развевается на мачтах российских кораблей, его изображение

наносят на воздушные суда и на космические аппараты.

В дни всенародного траура флаг приспускают или же прикрепляют к

верхней части древка черную ленту. Это свидетельствует о скорби

всего государства, всего народа.

Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край

флага, флаг ставили на завоеванную землю, город, высоту. Тот, кто

нес флаг, всегда считался лучшим человеком, это особая честь.

Флаг - наша святыня, и мы должны относится к нему с уважением и

почитанием.

Слайд №2. 2. Государственный герб Российской федерации представляет собой

Показываю четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в

описываю герб. оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым

орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя

малыми коронами и над ними - одной большой короной,

соединенными лентой. В правой лапе орла скипетр, в левой –

держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в

синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем

черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Рисунок герба выполнил художник Ухналев.

Этой эмблеме уже 500 лет. Двуглавый орел – символ власти,

верховенства, силы и мудрости.

Слайд № 3 В 16 веке наступает царствование Ивана 3. Брак Ивана 3 с

(портрет Ивана 3) византийской царевной Софьей – Зоей Палеолог принес на Русь

герб – двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву

единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто

не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который

символично смотрит на запад и на восток, понравился Ивану 3.

Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела

таким гербом.

Слайд №4 В 11 веке начались первые крестовые походы на Восток. С

(Рыцарь) криками «Бог того хочет!» рыцари, собирая отряды верующих во

Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в

железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бога

кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой – либо

знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его

владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию

гербовой символики.

В начале гербы были простыми, но с течением времени они

становились сложнее, затейлевее. Нужен был особый талант, чтобы

составить толковый, красивый и умный герб. Появились специальные

люди – герольды, которые этим занимались. Короли, герцоги поручали

им изготовление гербов, чтобы даровать их своим подданным. Эти

гербы переходили от отца к сыну, из рода в род.

Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший

герб мог о многом рассказать.

Слайд №5 Всякого рода эмблемы существовали и в державах Древнего Востока.

(Черная кошка) Можно вспомнить изображения древнеегипетских богов и

священных животный – кошки, павиана, орла, бегемота. На монетах

в Афинах чеканили изображения совы. Древнеримские легионы

имели свои знаки.

Учитель: Скажите, пожалуйста, где может изображаться герб?

Ученики отвечают.

Учитель: Верно. Государственный герб Российской Федерации – отличитель-

ный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на

знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах

(паспорте, свидетельстве о рождении, аттестат об окончании школы,

правительственных наградах и т.д.).

Так же мы поговорим сегодня еще о гимне.

Слайд №6 3. «Гимн» - слово греческого происхождения, оно означает

(с определением) «торжественную, хвалебную песнь».

Работа учителя Мы с вами говорили, что гимны пели еще в Древней Греции. В

со словарем. них люди обращались к богам.

Государственный гимн Российской Федерации был утвержден

Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна

утвержден указом президента России В.В.Путина. Гимн должен

исполняться в точном соответствии с утвержденной музыкальной

редакцией и текстом. Он звучит в особо торжественных случаях.

Государственный гимн – один из главных символов страны.

Поэтому все присутствующие встают, а военные отдают честь или

салютуют оружием.

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой

музыкальное поэтическое произведение.

Слайд №7. Написали наш гимн два человека: слова – С. Михалков, а

Показ учителем музыку – А. Александров. Вот их портреты. Имена этих

гимна. Музыкальное подпоем наш гимн.

сопровождение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВИКТОРИНА.

Учитель: А теперь давайте проведем небольшую викторину:


  1. Когда появился первый герб нашего государства? (В 15 веке).

  2. Откуда пришел двуглавый орел? (Из Византии)

  3. Кто такой герольд? (Человек, который составляет герб).

  4. Что обозначает голубой цвет на государственном флаге
России? (Цвет Богоматери, православной церкви).

  1. Когда исполняется гимн России? (В торжественных предусмотренных законом случаях).

  2. Как нужно слушать гимн России? (Обязательно стоя, военные отдают честь или салют оружием).

  3. Кто написал гимн России? (С.Михалков., А.Александров).

  4. Где можно увидеть государственный флаг России? (На зданиях органов власти, вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний и т.д.)

Учитель: Спасибо. Вы, ребята внимательно слушали мой рассказ и теперь

можете сами рассказать о государственных символах России.

Как вы думаете, можем ли мы гордится нашим флагом, гимном и

гербом?


Ответы учеников.
Учитель: Я тоже считаю, что наши символы являются частью российской

истории, в них отражается жизнь наших многочисленных народов. Так

давайте же будем гордиться нашим гербом, флагом и гимном.

ЛИТЕРАТУРА.

1.И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев. Русская история. Популярный очерк.Москва.Мысль-1992г.

2.И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева «Государственная символика России». История и современность. ЦНСО, Москва 2003г.

3. Е.В.Пчелов Государственные символы России – герб, флаг, гимн: учебное пособие – М.: «ТНД» «Русское слово –Р.С.», 2002г.

4.Журнал «Досуг в школе» №6 2003г. Бунимович И.Б., Жаркова Г.Г., Корнилова Т.Н.

5. Краткий словарь современных понятий и терминов – М.: Республика, 1995г.

6.Компакт – диск (СД- КОМ) Государственная символика России. История и современность. ЦНСО, Москва 2003г.

Северо- Казахстанская область

район имени Г.Мусрепова

с. Ставрополка

КГУ «Ставропольская средняя школа»

учитель русского языка и литературы

Касьяненко Нина Григорьевна

Цель: углубление знаний учащихся о символах Республики Казахстан

Задачи:

– обобщить знания учащихся о государственной символике Республики Казахстан

– создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики.

– развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики.

– воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны.

– воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Ход классного часа:

Звучит Государственный гимн Республики Казахстан.

Учитель.

Республика Казахстан – наш родной край, наша Родина. На этой земле с древних времён жил казахский народ. Казахи пасли скот, занимались земледелием, защищали свою Родину от врагов. Они смогли сохранить свою землю для своих потомков, а значит и для нас.

Очень долгим был путь казахстанского народа к своей свободе. История уходит корнями вглубь тысячелетий. Но, преодолев трудности, Казахстан в 1990 году обрёл Независимость.

В 1991 году весь мир облетела весть о рождении независимого государства, имя которому – Республика Казахстан. Теперь

У казахов своя земля,

Свои земли на все времена.

(видеоролик)

Ученик:

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Ведь одним из первых шагов возникшего государства является обретение им своего флага, герба и гимна. Связано это с тем, что они являются символами политической независимости и суверенитета страны.

На Знамени – орел несет светило,

И в сердцевине герба – шанырак

Так в суверенном мире наша сила

И в давней дружбе – благодарный знак.

Через немалые испытания прошел казахский народ, прежде чем завоевать право на свою государственную символику – Гимн, Герб и Флаг.

Есть слово гордое “Казах”,

В нем воплотилось государство

С Гербом и Гимном, есть свой Флаг,

Язык, в котором мудрость нации.

Государственные символы закреплены Конституцией Республики Казахстан в статье 9, а также статья 34 гласит, что “каждый гражданин обязан знать и уважать государственные символы Республики Казахстан”.

4 июня 1992 года были впервые утверждены новые государственные символы независимого Казахстана. Этот день навсегда останется в истории страны как день рождения новой государственной символики.

Учитель.

Государственные символы - одна из незыблемых основ государства. И сегодня мы ещё раз пролистаем страницы нашей «книги символов»

Государственные символы – не только художественные образы, но и глашатаи идеи осуществления государственной независимости. Он способствует проникновению этой идеи в мысли и чувства людей. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн своей родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века

Голубой флаг с золотистым солнцем и парящим силуэтом орла и герб, в центре которого находится образ шанырака, как символ общего дома для всех казахстанцев, явили миру образ нового независимого Государства под названием Республика Казахстан.

(Видеоролик о государственных символах РК)

Государственный флаг Республики Казахстан.

Учитель.

Слово “флаг” голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. Флаг это один из символов государства. Есть флаги и знамена корабельные, заводские, институтские, знамена спортивных команд, знамена воинских частей. С каких же пор пошел обычай поднимать и чтить флаг?

Впервые знамена появились, пожалуй, у древних кочевых племен – скифов, только знамена были надувные. Это был длинный мешок, который формой напоминал дракона – с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру он надувался и должен был пугать врагов.

Как мы с вами видим происхождение флага военное. В Средневековье собственное знамя было у каждого рыцаря, не говоря о графах, герцогах и королях. Цвет у знамени был самый различный.

Современные государственные флаги чаще всего состоят из цветных полос, как правило, они прямоугольные, но есть исключения: у Швейцарии и Ватикана знамена квадратные, а у Непала … треугольные.

“Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с 32 лучами, под которым парящий степной орел”.

Голубой цвет является традиционным для тюркских народов. На флаге он означает бесконечность неба над всей землёй и людьми, а также является символом общего благополучия, спокойствия, мира и единства.

Казахский народ с древних времен считал орла священной птицей. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полёт в будущее. Вместе с тем, орёл, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

С левой стороны, вдоль древка, идёт типичный национальный орнамент, олицетворяющий культуру и традиции Казахстана.

Солнце - источник жизни и энергии. Силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно все 32 луча солнца на флаге имеют форму зерна - основа изобилия и благополучия.

Золотой цвет солнца, орла и орнамента означает светлое, ясное будущее наших народов, изобилие, счастье и богатство.

Государственный герб Республики Казахстан.

По словарю Ожегова С.И. герб – “эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах”.

Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шота Амана Уалиханова..

Ученик:

Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Это символ жизни, вечности.

Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты.

Образ шанырака в Государственном Гербе республики – это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его уыков. Будущее государства также зависит от единства и согласия его граждан, от их общих усилий во благо общего дома – общей Родины.

Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба.

Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла.

Крестообразные, тройные кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары.

Ученик:

Лошади были главными помощниками в хозяйстве, в войнах с захватчиками. Ведь конь является также стихией казаха.

Издавна говорят: “Казак жылкы мiнездi”, этим еще раз подчеркивается наибольшая близость, схожесть с природой. Конь с крыльями символизирует мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют также о чистых помыслах и стремлении к совершенствованию и достижению гармонии в обществе, с природой и мировой цивилизацией

Ученик:

В центре герба находится пятиконечная звезда. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Цветовую гамму герба составляют два основных цвета - золотистый и голубой. Первый соответствует светлому, ясному будущему народов страны. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты

У казахов принято такое благородное приветствие: “Да будет у вас шанырак высоким, кереге широкими, порог крепким, счастливым”.

Государственный гимн Республики Казахстан.

“Гимн – это флаг, сотканный из слов”.

А.Тажибаев

Учитель:

Итак, в начале нашей встречи для вас прозвучал гимн Республики Казахстан.

– Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?

Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.

Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин Республики Казахстан. Исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают и прикладывают ладонь правой руки к левой стороне груди, а военные отдают честь или салютуют оружием.

В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к её представителям.

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная ещё в 1956 году “Мой Казахстан” (“Менiн Казакстаным”) с внесёнными изменениями, приводящими песню в статус государственного гимна. Поскольку поправки в текст внесены Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, он будет указываться, как соавтор текста. Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева.

Ученик:

По словам поэта Тажибаева А.: “Гимн – это флаг государства, сотканный из слов”.

Безусловно, слова гимна должны быть священны и близки для народа. Для сотворения слова-символа, слова-клятвы требуются не только чувство исторической реальности, но также мудрость и прозорливость, а самое главное – пророческое озарение настоящего творца искусства.

Именной такой песней-символом стала песня “Мой Казахстан”, написанная во время поднятия целины. Эта песня у всех на устах и близка всем по своему духу.

Государственный гимн – это духовное знамя. В гимне отражено стремление народа к свободе, глубокие корни и чаяния о будущем. Он призывает к дружбе и единению во имя гуманизма, мира и согласия на нашей древней и прекрасной земле.

2.Почему цвет флага голубой? (Цвет неба и земли, единство неба и земли)

3.Что означает голубой цвет? (честность, чистоту, безвинность, цвет свидетельствует о культурно- этическом единстве народа, заложена идея неделимости государства)

4.Что означает солнце на флаге?(источники жизни и энергии, символ жизни,богатства,изобилия)

5.Что означает степной орел или беркут? (орел- это государственная власть, широта и прозорливость, символ свободы, независимости стремления к цели, к высоте, полет в будущее, мощь и сила государства)

6.Для чего на флаге орнамент и какой? («кошкар-муйиз- бараньи рога»- это национальный признак государства, отличительный признак от других флагов)

7.Сколько проектов флагов было предложено? (600 проектов)

Учитель:

Итак, подводя итоги, мы можем с гордостью сказать: Казахстан-государство со своей историей, своим государственным языком, символами, закрепленными Конституцией и столицей. Приятно сознавать, что флаг Республики Казахстан все чаще можно увидеть на международных выставках, соревнованиях и встречах. Все больше представителей Казахстана занимают посты в разных международных организациях. Иностранцы, приезжая сюда, поражаются темпам развития Республики Казахстан.

Казахстан – государство перспективное, развивающееся. Я считаю, что в будущем он станет еще лучше, еще крепче. Миролюбивая политика государства, развитие интеллектуального и экономического потенциалов являются залогом будущего процветания.

Казахстан прошлого – историческая родина отважных тюркских племен, мощное среднеазиатское государство; Казахстан настоящего – независимое государство с высокими темпами развития, прочно завоевывающее себе место среди ведущих азиатских государств; Казахстан будущего – одна из признанных мировых держав.

Мы, жители Казахстана, и само государство – одно органически целое. Мы сделаем все возможное для его развития, а в итоге выиграем сами – мы будем гражданами развитого, независимого, мощного в экономическом и политическом смысле государства.

Вот и подошёл к концу наш классный час, посвященный символике Республики Казахстан. Думаю, что вы не только вспомнили, но и узнали что-то новое о Государственных символах нашей Республики. Надеюсь, что вы станете настоящими патриотами своей Родины, ведь по мнению Бернарда Шоу “патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился”.

А в философском словаре дано такое определение патриотизму: “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

Любите свою Родину и будьте достойными гражданами Республики Казахстан!

Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.

Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог : Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Из опыта работы: Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Из опыта работы: Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Например:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

(на выполнение задания учащимся предлагается 5 минут)

Педагог: Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

Из опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Из опыта работы: возможно в завершение классного часа дать прослушать учащимся величественную музыку, под которую просмотреть слайды видов России.

КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»

Щигровский филиал

Методическая разработка

внеклассного мероприятия,

посвящённого дню Конституции России

«Государственная символика России»

Подготовлена:

преподавателями

Сапроновой Н.В.,

Кузьминой Л.П.

Щигры, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема патриотического воспитания. В настоящее время, для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование в узкой специализации. Немаловажным фактором становится желание человека работать и всячески способствовать развитию своей страны. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа. Данная проблема актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом молодом человеке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности.

Исторический опыт показал, что поступательное развитие общества, экономическое развитие страны, профессиональная состоятельность выпускника не могут быть успешно осуществлены без воспитательного базиса, без учета духовного потенциала личности и общества. Обучение, воспитание, развитие должны быть органическим процессом формирования личности студента. Изменившиеся условия жизни (гражданское общество, правовое государство) выдвигают перед профессиональным образованием новые требования. Необходимо ориентироваться на то, что выпускник – это не просто копилка компетентностей, а процесс обучения – не просто развитие опыта личности (знаний, умений, навыков, привычек). Востребована новая личность, ориентированная на общечеловеческие, нравственные и духовные ценности, обладающая такими качествами, как самостоятельность, сознательность, ответственность, толерантность, коммуникабельность, контактность в различных социальных группах. Мотивация в профессиональном воспитании смещается в сторону формирования выпускника как сознательного и активного гражданина, патриота своей страны.

Выступая важнейшим фактором духовно-нравственного становления и развития личности, патриотическое воспитание является основой формирования менталитета человека, его гражданственности, проявляемой в системе основополагающих ценностей. Оно предопределяет целевые установки поведения граждан, направленные на служение интересам страны, готовности защищать её вплоть до самопожертвования. Базовые категории патриотического воспитания (долг, ответственность, готовность к пожертвованию личными интересами ради общего блага Отчества) составляют стержень и нравственную основу личности, определяют сегмент ее формирующегося сознания.

Цели:

    формирование гражданской идентичности посредством изучения государственной символики России;

    познакомить обучающихся с историей государственных символов России;

    воспитывать чувство гордости за свою страну.

Задачи:

    формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к государственным символам страны;

    развивать у обучающихся чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

    развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;

    способствовать формированию активной жизненной позиции обучающихся, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России.

Методика:

устный журнал

Оборудование:

мультимедийная презентация, музыкальные фрагменты («С чего начинается Родина», гимн РФ, «Боже, царя храни», Патриотическая песня М.Глинки); инструментальная музыка для чтения стихов.

Предварительная подготовка:

подбор материала, работа с электронными ресурсами.

Вступительное слово преподавателя: Патриотизм – это глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством, его историческими и культурными традициями. В патриотическом воспитании нельзя обойтись без рассказа о российской государственной символике, которая играет большую роль в формировании гражданской позиции человека, воспитании таких ценностей, как человеческая жизнь, свобода, равноправие и достоинство людей, осознанного поведения на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие!

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага!»

Лелей лоскут отеческой земли,

Как ни болотист, как ни каменист он.

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учили в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять...

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Ведущий 1: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний. Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу.

А коли верх одерживали орды,

Прости, Россия, беды сыновей.

Когда бы не усобицы князей,

То как же ордам дали бы по мордам!

Но только подлость радовалась зря.

С богатырем недолговечны шутки:

Да, можно обмануть богатыря,

Но победить - вот это уже дудки!

Ведь это было так же бы смешно,

Как, скажем, биться с солнцем и луною

Тому порукой - озеро Чудское,

Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев иль Батыя

Нашликонец на родине моей,

То нынешняя гордая Россия

Стократ еще прекрасней и сильней!

И в схватке с самой лютою войною

Она и ад сумела превозмочь.

Тому порукой - города-герои

В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

Ведущий 2: А какие символы нашего государства вы знаете? (флаг, гимн, герб) А знаете ли вы когда сложились современные символы России? Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно - в течение последнего десятилетия.

Ведущий 1: Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны - Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

С тех пор этот день является государственным праздником, за это время в Конституцию не внесена ни одна поправка.

Ведущий 1: Что же такое Конституция?

Конституция - это основной закон, по которому мы живём. Конституция

(от лат. constitutio - устройство) - нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Ведущий 2: Конституция любого государства начинается с Преамбулы «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Ведущий 1: А сейчас проведём небольшой блиц-опрос - я буду задавать вопросы, а вы - отвечать, итак начнём:

1. Какие права человека вы знаете?

2. Когда человек приобретает права?

3. Что значат слова: обязанность человека?

4. Какие обязанности вы знаете?

5. С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)

6. Какие символы государственности вы знаете? /Флаг, герб, гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны - Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации - это Президент./

Ведущий 2: Первым символом является, несомненно, герб. Наука об изучении гербов называется геральдикой. Когда же люди начали придумывать гербы своим государствам?

История гербов уходит своими корнями в глубь столетий. Издревле наследники княжеских династий получали вместе с престолом свой родовой знак, который был запечатлен на шлеме, перстне, зеркальце или даже на домашней утвари.

Эти нехитрые родовые знаки и стали основоположниками геральдики.

Ведущий 1: Российская геральдика берет свое начало из традиций родового древнерусского дворянства. Когда же появился государственный герб России?

Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам царствования князя Ивана III, который окончательно избрал символом государственной власти двуглавого орла.

Надо сказать, что изображения птиц, зверей и даже рыб всегда использовались на государственных знаках. Но обратите внимание на российский герб. Посмотрите на него внимательно: не простая птица изображена на нем, а двуглавый орел.

Ведущий 2: Российская эмблема воспринималась однозначно: орел - царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом муже­ства и проницательности. Кроме того, вспомните, что Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена ни Восток, другая - на Запад при единомтеле - едином направлении

Ведущий 1: Кроме того, почти у каждого города России есть свой собственный герб, в т.ч. и в г.Щигры. У Москвы герб появился в конце XV столетия. Московский герб – это всадник с копьем в руке – Георгий Победоносец.

Ведущий 2: Но что это за подвиг Святого Георгия Победоносца изображён? Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. ВРоссии святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы. Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла. На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

Ведущий 1: Элемент столичного герба - всадник - соединился с российским двуглавым орлом в печати великого князя Ивана III. Образ святого Георгия Победоносца защитника Отечества, Воина небесного - стал гербом Москвы и Московского государства.

Ведущий 2: Российский двуглавый орел, продолжая традиции православной Византии, символизирует собой незыблемость и верность право­славия с той древней поры, когда Россия стала его хранительницей и преемницей.

Ведущий 1: Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца - защитника Отечества, борющегося со змием. В этомгербе отразилась постоянная борьба добра и зла. Три короны над двуглавым орломозначают единую связь трехдружественных народов - русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в лапах орла - царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.

Упал снаряд, и совершилось чудо:

На опаленной порохом стене

Возник в дыму неведомо откуда

Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,

Упала штукатурка поздних лет, -

И он возник торжественно и дерзко,

Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика,

Простер десницу грозную свою.

И острая карающая пика

Пронзила ядовитую змею.

Ведущий 2 : Назовите, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати на законодательных документах).

Ведущий 1: Следующим символом Росси является флаг. Что мы знаем о Российском Флаге? Дата принятия: 08.12.2000. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ, Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Ведущий 2: Издавна на Руси был широко распространен красный цвет. История сохранила ряд документов, свидетельствующих о том, что в знаменательные исторические моменты государственный флаг России был именно красного цвета. Под красным знаменем царь Иван Грозный завоевывал Казанское ханство. Этот стяг хранится в Оружейной палате московского Кремля. Он имеет размеры 3x1,5 метра, на его алом фоне золотом вышит образ Христа.

Ведущий 1: 8 сентября 1380 года, когда русские и татары сошлись на Куликовом поле за Доном, князь Дмитрий Донской, возглавлявший русские войска, преклонил колени перед знаменем «червного», то есть - красного цвета.

В октябре 1612 года войска русских ополченцев, возглавляемые новгородским посадским старостой Кузьмой Мининым и суздальским князем Дмитрием Пожарским, разгромили польских интервентов, которые пытались захватить власть на Руси. В Оружейной палате хранится одно из знамен князя Пожарского: его основу составляет полотнище красно-малинового цвета с изображением ликов святых.

Ведущий 2: История современного российского флага ведет свое летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича. В период его царствования, в 1654 году с Россией воссоединиласьМалороссия (нынешняя Украина), и в семью российских знамен влились лазорево-синие цвета стягов украинского войска Богдана Хмельницкого. Несколько позднее с Россией также воссоединилась Белоруссия. К царствованию Алексей Михайловича относится первое упоминание о государственных цветах и государственном флаге России. Это событие связано с постройкой первого русского корабля, для флагов которого царским указом от 9 апреля 1667 года было велено прислать ткани «червчатой, белой и лазоревой». Этим указом царь подтвердил государственными цветами России красный, белый и синий.

Ведущий 1: Историки находили объяснение национальных цветов в полном титуле царей Российской империи - «всея Великия, и Малые и Белые России». Красный цвет соответствовал великороссам, синий - малороссам, белый - белорусам.

Следующее документальное свидетельство о российских флагах относится к эпохе Петра I: на его кораблях были красно-сине-белые флаги. Сохранились рисунки двух государственных флагов, собственноручно сделанные Петром. Полотнище первого разделено на три горизонтальные полосы - белую, синюю и красную. На втором флаге поверх этих полос наложен синий крест, соединяющий четыре угла. Эти символ объединения Россией четырех европейских морей - Белого, Азовского, Каспийского и Балтийского. Та же символика - косой синий крест - использована в учрежденном первом ордене Святого Андрея Первозванного - апостола, от которого, по преданию, Россия приняла крещение. И этот флаг, который сразу прозвали «андреевским», стал святыней доблестного русского флота.

Ведущий 2: Утвержденные Петром I российские флаги сохранялись на протяжении нескольких веков. Под ними русские войска разбили 27 июня 1709 года шведов под Полтавой. Немеркнущей славой озарили их русские солдаты под командованием полководца Суворова. Под этими знаменами сражались войска Кутузова в Бородинской битве.

На Руси эти три цвета имели следующее символическое значение: белый - благородство, откровенность; синий - верность, честность, безупречность, целомудрие; красный - мужество, смелость, великодушие, любовь. Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.

Ведущий 1: Наряду с современным отечественным «триколором» во время торжественных военных праздников на парады в Москве выносят красное Знамя Победы, которое было водружено над поверженным немецким Рейхстагом в 1945 году. Этот флаг представляет собой полотнище красного цвета с тогдашней государственной символикой нашей страны - золотой звездой и эмблемой «серп и молот». Это знамя - гордый символ боевой славы русского народа и его великого подвига победы в войне 1941-1945 годов.

Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-

И хартия прав, родимая речь,

И мир, охраняемый нами,

И доблесть народа, и доблесть того,

Кто нам и родней, и дороже всего,

Кто наше победное знамя!

А. Ахматова

Ведущий 2: Третьим символом России является Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Ведущий 1: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления - 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время - бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» - сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный». В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами Сергея Михалкова и Георгия Эль - Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».

Ведущий 2: Первый гимн современной России на музыку М. Глинки,

появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять - с учетом опроса общественного мнения - в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Россия – священная наша держава».

Ведущий 1: Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн. Гимн исполняют на официальных церемониях, на парадах, на спортивных соревнованиях в честь выигравших атлетов.

Ведущий 2: А вы знаете слова гимна? Я начну читать куплет, а вы будете продолжать:

1-й куплет:

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2 -й куплет:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

3-й куплет

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Ведущий 1: А теперь Блиц опрос:

1 .Какую форму имеет флаг России? (форму прямоугольника)

    Сколько полос на флаге? (3)

    В какой последовательности они расположены? (белый, синий, красный)

    Что символизирует каждая полоса флага?

    Грудь орла защищена щитом с изображением кого? (Святого Георгия Победоносца)

6.Что же такое Конституция?

7. Что содержит в себе эта небольшая книжечка?

8.Когда была принята Конституция Российского государства?

9. Перечислите обязанности гражданина России.

Родина

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Вся в черных обручах меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Заключительное слово преподавателя: В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твоя Родина. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно– нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...