Классный час по пдд в школе. Классный час на тему: Классный час по правилам дорожного движения в начальных классах


Психологическое занятие «Толерантность»

(для учащихся 3-4 классов)

Цель : формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие.
Задачи:

Образовательная: уточнить представление детей о понятии «толерантность». Развивающая: развивать толерантное мышление, способствовать осознанию неодинаковости людей, научить принимать различия между людьми как положительный факт.

Воспитательная: воспитывать чувство терпимости.


Материалы: мультимедийная презентация; фломастеры; магнитофон; клей; заготовки – цветы; жетоны – “смайлики” - бабочки; музыка для релаксации.


Ход занятия


1. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу, поздороваемся локтями, поздороваемся пятками.


2. Упражнение “Снежный ком” , либо построиться по росту, по цвету глаз и т.д.


3. Разминка.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» – умеет веселиться? – у кого есть старший брат или сестра? – у кого голубые глаза? – кто любит животных? – кто умеет дружить? – кто любит спортивные игры? – у кого сейчас хорошее настроение?


Здорово, что у вас хорошее настроение и столько общего. А сегодня мы отправимся в путешествие в страну своего «Я! и поговорим с вами о толерантности.

Толерантность - означает уважение, принятие и признание другого человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности


4. Рисунок “Цветок моего Я”

– Ребята, представьте свой внутренний мир в виде необычного цветка. Каким он будет, решать вам самим. Главное, чтобы он отражал то, что вам нравится, какой вы по характеру, что вы любите, к чему стремитесь. Ваши цветки посадите на нашу поляну (прикрепляют на магнитную доску)

Представление рисунков.

– Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Пусть сейчас каждый расскажет о себе по своему рисунку (дети рассказывают о себе) . Молодцы, посмотрите, какие мы все разные, но в то же время имеем и некоторые общие черты.


7. Работа со сказкой.

– Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” (автор Лебедева Елена Николаевна).

В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по своему. Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам, дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца, а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения. Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение. Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ. Вскоре цветы подружились, а Синецветик был просто счастлив.

– Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?

– Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?

– Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека.

– Я хочу открыть вам секрет успеха:

– каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие.

Секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.


8. Упражнение “Река Ласки и Доброты”

Все участники образуют два берега реки – две шеренги, встают лицом друг к другу. Один из участников проходит (проплывает) по реке с закрытыми глазами, а берега дарят ему хорошие и добрые прикосновения. (Каждый из участников должен проплыть по реке)


9. Упражнение “Волшебный стул”. Один из участников, садясь на этот стул в центр круга, наделяется самыми положительными качествами и чертами, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д.

Рефлексия .

Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания? Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?

Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?


10. Итог занятия.

– Что запомнилось на занятии?

– Что такое наше Я?

– Я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха.


11. Оцени занятие .

Я хочу узнать, понравилось ли вам занятие. Сделайте свой выбор при помощи «смайликов» - бабочек, прикрепив их на плакат.

Примеры тренинговых упражнений по формированию и развитию толерантности.

Упражнение «Что такое «толерантность?»

Цели:

Дать возможность участникам сформулировать определение понятия "толерантность";

Показать многоаспектность понятия "толерантность".

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана.

Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения "лицом" к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

Что отличает каждое определение?

Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

Какое определение наиболее удачно?

Можно ли дать одно определение понятию "толерантность"?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

Понятие "толерантность" имеет множество аспектов.

Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Рефлексия занятия

Некоторые из вас впервые познакомились с понятием "толерантность". Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

Определения толерантности

1. Сотрудничество, дух партнерства.

2. Готовность мириться с чужим мнением.

3. Уважение человеческого достоинства.

4. Уважение прав других.

5. Принятие другого таким, какой он есть.

6. Способность поставить себя на место другого.

7. Уважение права быть иным.

8. Признание многообразия.

9. Признание равенства других.

10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Упражнение «Квадро».

Упражнение позволяет получить обратную связь в виде рассуждений, дискуссии по пройденной теме, для упражнения понадобится карточка 15х15 с вариантами ответов “Да…”, “Нет...”, “Да, но…”, “Нет, но…”. Каждый участник разъясняет свою позицию по данному высказыванию.

Возможно использование следующих вариантов высказываний-суждений:

1. Чтобы быть толерантным к людям, нужно принять, прежде всего, себя.

2. Толерантность – это отказ от собственных интересов ради интересов других.

3. Толерантность – это терпимое отношение к людям различных социальных категорий, в том числе к бродягам, преступникам.

4. К наличию признаков «инаковости» (другой цвет кожи, национальность, поведение) я отношусь терпимо, но не желал бы этого в своей семье или у близких людей.

Упражнение «Чем мы похожи».

Процедура проведения: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты».

Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент, и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Упражнение «Волшебная лавка».

Процедура проведения: попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но слабо выражены у этого участника.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Тренинговое занятие для учащихся 9 класса

в рамках проведения тренинга

«Толерантность - путь к гражданскому обществу».

Тема: «Этнические стереотипы и предубеждения».

Цели занятия:

Рассмотреть этнические стереотипы и их функции в межгрупповом взаимодействии;

Метод: исследовательский.

Основные понятия урока: экстремизм, толерантность, законотворчество, профилактика экстремизма.

Оборудование: УК РФ, компьютер, мультимедиа проектор, экран, набор карточек для голосования.

Класс делится на группы – рабочие фракции Государственной Думы.

Ход урока.

I . Вступительное слово учителя.

II . Деловая игра "Заседание Государственной Думы".

Заседание ведет спикер нижней палаты ГД (ученик 10 класса).

Регламент работы:

Презентация «Экстремизм в современной России и его опасность для общества» (выступление ученика 10 класса);

Доклад руководителя инициативной группы, предлагающей ужесточение наказания за экстремистскую деятельность и внесение соответствующих поправок в УК РФ (ученик 10 класса);

Прения по докладу: вопросы, обсуждение поправок;

Выступление представителя оппозиции с сообщением: «Необходимость усиления эффективности работы по профилактике экстремистской деятельности» (ученик 10 класса);

Подведение итогов прений по проблеме (ученик 10 класса);

III . Рефлексия: самооценка учащихся по методике "Я-МЫ-Дело".

IV. Заключительное слово учителя.

Классный час для учащихся 5 класса .

Тема: «Поговорим о дружбе».

Цели: формирование у участников навыков дружелюбного и бережного отношения друг к другу; воспитание чувства уважения и товарищества; сплочение коллектива ; развитие творческой активности учащихся.

Задачи:

Сформулировать понятия «дружба», «толерантность»;

Оформление класса, выставки книг;

Подготовка выступлений на классном часе;

Музыкальное оформление; подготовка к коллективно-творческой работе.

Эпиграфы на доске:

1. «Друг – это одна душа в двух телах». Аристотель.

2. «Как хорошо, что в мире есть друзья!

Улыбка друга – солнце в час ненастья.

И отступает ледяная мгла

Перед теплом сердечного участья». Нина Спирина.

3. «Самый прекрасный подарок после мудрости, кото­рым могла бы одарить нас природа, - это дружба». Ларошфуко.

4. «Дружба кончается там, где начинается недоверие». Сенека.

5. «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей». Сократ.

6. «Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки». Лабрюйер.

7. «Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его». Ларошфуко.

8. «Истинная дружба есть забвение самого себя для того, чтобы жить только в другом». Боше.

9. «Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге». Сенека.

Оформление: эпиграфы на доске; фотографии учащихся, выставка книг о дружбе.

Ход мероприятия.

Учитель: здравствуйте, ребята! Какое прекрасное слово – «дружба»! Владимир Иванович Даль в своём словаре дал следующее определение: «Дружба - это взаимная привя­занность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле - бескорыстная , стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах». Настоящая дружба всегда предполагает соблюдение определенных нравственных принципов: верности, постоянства, честности и т. д. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее и щедрее к людям.

О дружбе люди размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, уче­ные и философы. Например, древнегреческий фи­лософ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Аристотель считал: «Дружба – это самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». Известно много ярких примеров дружбы, которая продолжалась всю жизнь. Вспомним дружбу и, и.

Во все времена умение дружить было мерилом ценности человека. Недаром в народе сложено о дружбе много пословиц и поговорок. А что же такое дружба? Что она значит для человека? И как вы считаете, нужно ли дружить? Ответить на эти вопросы нам поможет сегодняшний классный час на тему «Разговор о дружбе». На нем мы постараемся с вами понять: что такое дружба, кто такой друг и для чего он нужен, когда познается друг, что мешает дружбе, на что ты готов ради дружбы. В итоге мероприятия мы сформулируем законы дружбы и сделаем выводы о том, стоит ли строить дружеские отношения друг с другом и помогает ли дружба в решении наших проблем.

Ребята, а кого можно назвать другом?

Друг – это тот, кто …

Учитель. А теперь я предлагаю Вам подобрать слова-синонимы к слову «друг».

Ответы учеников: товарищ, приятель.

Учитель . А что такое, по-Вашему, дружба?

Учитель. Когда произносишь слово «дружба», то сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать или секретничать. Дружить можно со всеми или с кем-то одним. Дружить можно и в классе, и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники. Другом может быть школьный учитель, который поможет заглянуть в тайны знаний. Друг – это ваша мама, которая обязательно поможет в трудную минуту. Ведь недаром одна из русских народных пословиц гласит: "Нет лучше дружка, чем родная матушка". Потому что дружба предполагает духовную близость людей, совпадение их интересов и черт характера. Это очень точно подмечено в русских народных пословицах и поговорках. Ребята, а сколько вы знаете их? Я приглашаю две команды по 6 человек. Ваша задача правильно собрать пословицы о дружбе и объяснить их смысл.

Игра «Собери пословицу»

Инструкция. Участники команд должны взять со стола таблички (по выбору), на которых записаны первые половины пословиц. За отведенное время члены команд должны найти продолжение пословиц и объяснить их значение. Зрители поправляют участников, если они ошиблись.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друга ищи, а нашёл - береги.

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

Старый друг лучше новых двух.

Дружба как стекло, разобьёшь - не сложишь.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Человек без друзей что дерево без корней.

С другом веселее при удаче, легче в беде.

Друга на деньги не купишь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Относись к другу так, как хочешь, чтобы он относился к тебе.

Учитель. Настоящий друг всегда готов прийти на помощь в беде, искренне радоваться вместе с вами удаче. Друг никогда не ищет собственной выгоды в дружбе. Бескорыстие делает отношения между друзьями благородными и чистыми. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет Ваше настроение, Ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради Вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Но иногда случается по-иному. Об этом нам расскажут наши одноклассники.

1-й ученик:

Все живут не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать. Дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявление: «Срочно требуется друг!»

2-й ученик:

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок -

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А потом представил счёт.

И теперь меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Учитель . Как вы думаете, почему в этих ситуациях не получилось дружбы?

Ответ учеников: в дружбе не ищут выгоды для себя, дружба должна быть бескорыстной.

Учитель. А каким должен быть настоящий друг?

3-й ученик:

Настоящий друг везде верен в счастье и в беде,

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Учитель. Действительно, только настоящий друг способен терпеливо выслушать, отнестись с пониманием, проявить снисходительность, простить наши ошибки. А как бы Вы поступили, если бы например, Ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого?

Ответы учеников: будем успокаивать, утешать, сопереживать, поможем разобраться с непонятным учебным материалом.

Учитель. Другими словами, Вы будете сочувствовать своему другу. Кроме слова “сочувствие” в русском языке есть еще одно, очень близкое по значению, слово - это слово "толерантность". Но понятие “толерантность” более широкое. Давайте посмотрим, что оно означает? (Учитель открывает запись на доске):

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: терпение, понимание, уважение, снисходительность, принятие чужого мнения.

Учитель. А как Вы думаете, ребята, настоящий друг должен быть толерантным, то есть терпеливым, понимающим, уважающим другого человека?

Ответы учеников: конечно, ведь без терпения и понимания нет дружбы.

Учитель. Слово "толерантность" употребляется не только тогда, когда мы говорим о дружбе в нашем классе или в школе. Терпение, взаимопонимание, уважение, принятие чужого мнения - все это способствует установлению мира в нашей стране и укреплению дружбы между народами. А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Это Орден Дружбы. Всего орденом Дружбы Российской Федерации было произведено 1212 награждений, при этом 40 орденов было вручено иностранным гражданам из 13 стран мира за укрепление дружбы на Земле.

Как вы считаете, какие человеческие качества способствуют укреплению мира и дружбы между народами нашей страны?

Учитель. Настоящая дружба начинается со школьной скамьи и продолжается всю жизнь. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со всеми одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь. Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится всё труднее и труднее подружиться. Помните и это». Чтобы дружба в нашем классе стала крепче, очень важно научиться понимать друг друга. Чтобы укрепить нашу дружбу, давайте сегодня попробуем написать пожелание своему товарищу по классу.

Звучит музыка. Проходит коллективно-творческая работа, в ходе которой ребята вырезают из бумаги голубей и пишут на них пожелания своим друзьям. Затем они выходят к доске и наклеивают их на плакат с изображением солнца.

Учитель. Подошло время подвести итог. Мы с вами сегодня много говорили о важности умения дружить, о том, кого можно считать настоящим другом. Хотелось бы, чтобы сегодняшний разговор, обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения не прошёл бесследно. Мы все хотим иметь настоящего друга, мечтаем, чтобы нас считали верными, надежными друзьями. И это правильно. Прожить на свете без друзей нельзя. Дружба – это солнце, которое согревает нас, когда мы счастливы. И так важно, чтобы кто-то радовался вместе с нами. Как трудно было бы нам переносить наши несчастья без друга, без тепла и света этого замечательного явления – дружбы. И если вы со мной согласны, давайте возьмем друг друга за руки.

Все берутся за руки, произносят девиз, затем рассказывают стихи о дружбе, поют песню «Вместе весело шагать».

Выступление класса:

Девиз: в непобедимый мощный класс законы дружбы свяжут нас.

1. Законы дружбы:

Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом радость и горе. Друг может допускать ошибки, испытывать трудности. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.

Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга.

Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.

Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя.

Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

Подлинная дружба несовместима с расчетом.

Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

2. Стихи о дружбе:

1-й чтец:

Что такое дружба? Каждый знает?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

2-й чтец:

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

3-й чтец:

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

4-й чтец:

Дружба - это, если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

5-й чтец:

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно, сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

6-й чтец:

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

7-й чтец:

Дружба на земле объединяет

Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба - это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Исполнение песни «Вместе весело шагать».

Вместе весело шагать по просторам,

По просторам, по просторам!

И, конечно, припевать лучше хором,

Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка!

Раз иголка, два иголка - будет елочка!

В небесах зари полоска заполощется.

Раз березка, два березка - будет рощица!

Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка!

Раз словечко, два словечко - будет песенка!

Нам счастливую тропинку выбрать надобно.

Раз дождинка, два дождинка - будет радуга!

Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка!

Раз словечко, два словечко - будет песенка!

Развивающее психологическое занятие для учащихся начальной школы.

Тема: «Как научиться дружить?»

Цель: формирование у учащихся навыков толерантности, умения понимать чувства других людей и сопереживать, развитие навыков рефлексии.

Задачи:

1. Способствовать разделению в представлении учащихся понятий «добро», «участие», «справедливость». Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

2. Стимулировать воображение учащихся в поисках собственного понимания толерантного поведения через использование экспрессивных форм и воздействие на эмоциональную сферу личности.

3. Формировать навыки участия в коллективной деятельности, способствовать освоению информации учащимися 2-го класса через волонтёрство четвероклассников.

Материалы: карточки с изображением чернильных пятен (клякс),

таблички с надписями, реквизит к инсценировке,

магниты, резиновый мяч, бейджи с именами детей.

Ход занятия.

Ведущий. Ребята! Сегодня мы собрались с Вами на очередное психологическое занятие, чтобы попытаться найти ответ на вопрос: «Как научиться дружить?» В этом нам помогут наши старшие товарищи, ученики 4 «А» класса.

Разминка.

Упражнение «Знакомство».

Участники садятся в круг, и ведущий им предлагает познакомиться. Для этого каждый участник называет своё имя и повторяет имя сидящего слева от него ученика. Например:

Меня зовут Кирилл, а рядом со мной сидит Юля.

Приветствие.

Ведущий предлагает ребятам произвести расчёт по номерам: "1-2-й". После этого "вторые номера" образуют внутренний круг, а "первые номера" образуют внешний круг. Таким образом каждый из участников внутреннего круга оказывается напротив одного из участников внешнего.

Ведущий предлагает учащимся поздороваться различными способами.

По хлопку ведущего внешний круг двигается по часовой стрелке, сдвигаясь на один шаг. Участники приветствуют друг друга следующим образом:

Поздороваться вслух и помахать рукой

Пожать друг другу руки

Поздороваться ушами

Поздороваться мизинцами

Поздороваться коленками поочерёдно

Поздороваться пятками

Поздороваться спинами

Сделать движение из танца «Чунга-чанга»

Обняться

Улыбнуться друг другу.

Упражнение «Кляксы».

Картинки с изображением клякс развешаны на доске при помощи магнитов. Ведущий предлагает детям выбрать картинку с кляксой, внимательно её рассмотреть и рассказать, на кого или на что похожа его клякса. При обсуждении ведущий делает акцент на неповторимости, индивидуальности созданных образов.

Ведущий. Это упражнение позволило увидеть, что каждый из вас нашёл в выбранной кляксе что-то особенное, необыкновенное, сказочное, отличающее её от других. Это говорит о том, что в каждом из вас и в каждом из людей, нас окружающих, есть своя неповторимость и уникальность.

А теперь мы приглашаем вас в гости к сказке.

Учащиеся 4-го класса показывают сцену из сказки «Дюймовочка».

ЖУК: Ж-ж-ж! Какая красивая! Ж-ж-ж! Кто ты?

ДЮЙМОВОЧКА: Меня зовут Дюймовочка.

ЖУК: Ж-ж-ж! Дюймовочка, я хочу на тебе ж-жениться! Ты согласна?

ДЮЙМОВОЧКА: Я не знаю.

ЖУК: Ты должна быть рада такому ж-жениху, как я! Я ж-живу на соседней поляне, и у меня много родственников-ж-жуков. Они сейчас тоже летят сюда. Ж-ж-ж! Я должен показать им тебя. (Появляются несколько жуков.)

ЖУК: Вот моя невеста, ж-ж-ж, Дюймовочка! Нравится она вам? Ж-ж-ж! (Жуки ходят вокруг Дюймовочки, машут крыльями, разглядывают ее.)

1-я бабочка : Ж-жуть! У нее только две нож-жки!

2-я бабочка : Ж-жуть! У нее нет даже щупальцев!

1-я бабочка : Ж-жуть! А где у нее крылья?

2-я бабочка: Ж-жуть! Она совсем не похожа на ж-жука!

ЖУК: Вот видишь, ты не понравилась моим родственникам-ж-жукам! Не буду на тебе ж-жениться!

Гусеница: Какой ужас! Мне жаль вас, кружите меня, кружите!

Рефлексия:

Ребята, скажите, как отнеслись родственники жука к Дюймовочке?

Как вы думаете, почему они не приняли её в свой круг?

Хорошо ли они знали Дюймовочку, знали, какой у неё характер, в чем её достоинства?

Какой вы увидели Дюймовочку? Что она чувствовала, когда её отвергли?

Что вы почувствовали, когда жук бросил Дюймовочку?

Ведущий. Подводя итоги, можно сказать, что родственники жука оценивали Дюймовочку внешне, не задумываясь о том, какая она на самом деле. Наверное, и мы часто оцениваем людей только по внешности, не задумываясь о том, что эта оценка может быть несправедливой.

Учащиеся 4-го класса показывают инсценировку индийской сказки «Западня».

Сказочник: Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник.

Тигр: Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я тебя отблагодарю.

Путник: Не надо мне никакой награды, я тебе и так помогу.

Вызволяет тигра из западни.

Тигр: Вот уж много дней я ничего не ел! Сейчас я съем тебя!

Путник: Постой, тигр! Разве так благодарят за добро, ведь я спас тебе жизнь?

Тигр : А мне всё равно, я хочу есть. К тому же ты тощий, некрасивый, глупый и доверчивый. Тебя и съесть не жалко!

Путник: Погоди! Давай у кого-нибудь спросим, можно ли меня съесть за мои недостатки?

Тигр: Давай.

Сказочник: Так пошли они путём - дорогою и вскоре повстречали цветущее дерево.

Путник: Дерево, ты даришь людям свою красоту и сладкие плоды, тебя, наверное, все любят? Скажи, можно съесть человека, если он тебе не нравится?

Дерево: Мною только все пользуются. Когда жарко, прячутся в тени моих ветвей, ломают их, срывают цветы и плоды, а когда попадаются червивые – ругают меня. А стоит мне состариться – срубят на дрова.

Тигр : Ага, нет справедливости. Я могу тебя съесть.

Путник: Подожди, давай ещё кого-нибудь спросим.

Тигр: Эй, корова, скажи, чем тебе платят за добро?

Корова: Злом! Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Теперь я состарилась, молока даю мало, и меня выгнали на пустошь, того и гляди забьют на мясо.

Тигр: Сам видишь, придётся мне тебя съесть.

Путник : Ребята, скажите, если я такой доверчивый и спас коварного тигра, может он меня съесть?

Рефлексия:

Как вы думаете, почему путник решил помочь тигру?

Что значит быть добрым? Кого мы считаем добрым человеком?

Прав ли тигр? Справедливо ли он поступает?

Сказочник: Как вы думаете, чем закончится эта сказка, съест тигр путника или нет?

Путник: Ласточка, помоги!

Тигр: Смотри, я и тебя могу съесть!

Ласточка: Я не боюсь тебя и готова прийти на помощь! Разве важно: красив он или нет, если он мой друг? Холодной зимой он строит для меня кормушки и тем спасает меня от голодной смерти.

Тигр: Ну, раз есть те, кто верит в добро и готов сам совершать хорошие поступки, я отказываюсь тебя есть.

Учащиеся 4-го класса завершают своё выступление следующими словами:

Сказочник: Чтобы обрести настоящих друзей, помни:

1-й чтец: Уважай мнение других людей!

2-й чтец : Сопереживай другим, ставя себя на их место!

3-й чтец: Умей прощать и не будь обидчив!

4-й чтец: Оценивай человека по делам!

5-й чтец: Принимай людей как равных себе!

Таблички с высказываниями чтецов крепятся на доску при помощи магнитов.

Рефлексия:

Ребята, скажите, что вам больше всего сегодня запомнилось, особенно понравилось?

Прощание.

Упражнение «Ритм».

Все участники становятся в круг и выстукивают общий ритм. После этого берутся за руки, произносят: «Всё!» и улыбаются друг другу. Ведущий благодарит всех участников мероприятия.

Алла Шевчук
Тренинг толерантности

Цель : формирование у обучающихся установки на толерантное поведение .

Задачи :

1. Обучающая :

Познакомить учащихся с понятием «толерантность » .

Раскрыть характеристики .

Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.

2. Воспитательная :

Воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

Воспитывать внимательное отношение к себе и другим.

3. Развивающая :

Развивать навыки рефлексии;

Развивать способность осознавать свои чувства;

Развивать навыки саморегуляции;

Развивать коммуникативные навыки.

Методы : групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.

Возраст участников : 12-14 лет.

Материалы : цветные стики, клей, фломастеры, ручки, ватман, рисунок Дерево толерантности , бумажный скотч. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Структура занятия :

1. Первый этап - организационный : создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.

2. Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей;

3. Третий этап - игровой : система упражнений.

4. Заключительная часть : рефлексия занятия.

Ход занятия:

Первый этап – организационный.

Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу) . Педагог-психолог представляется.

Игра «Имена» .

Вспомните, как вас называли в детстве, как сейчас зовут и скажите, как будут звать вас, когда вы станете взрослыми.

(Пояснение для учителя : учащиеся говорят по цепочке. Например : «Когда я был маленький, меня звали Вовочка, сейчас зовут Володя, а когда вырасту, будут звать Владимир Михайлович».)

А как ещё вас называют одноклассники, родители?

(учитель делает вывод)

Всем нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли по имени. Но для этого надо стараться и самим никого не обижать, исключить из общения клички, прозвища, особенно те, которые касаются физических недостатков и те, которые нам неприятны. Все мы разные и внешне, и по характеру, одинаковых людей нет, да и очень скучно бы было, если бы люди все были абсолютно одинаковыми.

Психолог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных правил общения) .

Ведущий - рассказывает о правилах поведения на занятиях.

Правила поведения :

Доверительный стиль общения;

Общение по принципу "Здесь и теперь";

Искренность в общении;

Конфиденциальность всего происходящего в группе;

Активное участие в происходящем;

Оцениваем не участника, а его действия и поступки;

Уважение говорящего.

Второй этап : - формулирование темы занятия, основных целей.

Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность . Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя : уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.

Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы : языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).

Показ презентации - «Планета толерантности » .

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

психолог : На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

Толерантность – это уважение , принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность слово заимствованное,а поэтому мало понятное.

Подберите ближайшие синонимы к этому слову. (Ответы воспитанников)

Есть вещи в мире, которые мы любим, которые нам приятны. Что вы, ребята, любите на Земле? (ответы воспитанников) . Это вкусные конфеты, прекрасные пейзажи, мамина ласка, футбол…

Скажите, какие животные вам нравятся (ответы воспитанников) .

Каких животных вы не любите или даже боитесь? (Ответы воспитанников) .

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все – мы разные, все мы – равные!

Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Предлагаю поиграть в игру «Мы – разные»

Хлопают в ладоши те, у кого светлые волосы

Хлопают те, у кого темные волосы

Хлопают те, у кого длинные волосы

Хлопают те, у кого короткие волосы

Хлопают те, у кого вьющиеся волосы

Слайды 13, 14, 15

Люди на свет рождаются разными : непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

На нашей большой планете Земля живут разные люди, непохожие друг на друга. У них разные культуры, разные языки, разный цвет кожи. Мы поем разные песни и играем в разные игры.

Игра ПРИВЕТСТВИЕ

А сейчас я предлагаю поприветствовать друг друга так, как это делают жители разных стран.

(Поочередно демонстрируются иллюстрации к портретам народов разных стран)

В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают друг друга.

Латиноамериканцы – обнимаются.

Лапландцы, жители Крайнего севера – трутся носами.

Японцы – кланяются.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.

Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия.

Русские, англичане, американцыв качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие.

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. В нее играют ребята из Африки, из страны Конго.

Создаём колаж толерантного человека , участники делятся на две команды и из молодёжных журналов делают колаж толерантного человека . Потом должны объяснить, что они сделали.

Третий этап - игровой

Упражнение «Линейка»

Цель : осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека .

Психолог : Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность . У двери класса встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).

Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.

А как ведет себя не толерантный человек ? Он позволяет себе : оскорбления, насмешки, предубеждение.

Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах :

«Я хороший – ты плохой» ;

«Я плохой – ты хороший» ;

«Я плохой – ты плохой» ;

«Я хороший – ты хороший» .

Последний вариант отражает позицию толерантного человека . То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе , своей стране, своим традициям.

Толерантность - это милосердие .

Толерантность - это сострадание .

Толерантность - это уважение .

Толерантность - это доброта души .

Толерантность - это терпение .

Толерантность - это дружба .

Толерантность - это гармония в многообразии.

Заключительное задание “Дерево толерантности”

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности , то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными .

В конце мне хочется сказать, что школа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Четвертый этап - рефлексия.

Упражнение на рефлексию "Клубок"

Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.

Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.

Итог занятия.

Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог :

«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми

Литература

1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.- №20 – 46-47 с.

2. Казарова, Е. Эмблема толерантности [Текст] / Е . Казарова // Школьный психолог – 2009.- №23 – 8-9 с.

3. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими : тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова – М : Генезис, 2000.

4. Харрис, Т. Э. Я – ОК, ты – ОК. [Текст] / Т. Э. Харрис – М : Академия, 2006.

5. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я : Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001.

Выбор редакции
ХРИСТОФОР КОЛУМБ Загадка происхождения Всемирно известный мореплаватель Христофор Колумб родился в небогатой генуэзской семье в Италии...

Детально: молитва ангелу хранителю за детей - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых...

Умение красиво и правильно разговаривать пригодится на протяжении жизни каждому человеку. Грамотная поставленная речь указывает на то,...

Солдаты, одетые в костюмы химической защиты, пробираются через туннель в Кэмп Стенли, Южная Корея. В Корее угроза «туннельной войны» со...
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...
Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...
Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...
Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...