Компетентность судебной власти. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция


Правосудие в РФ осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством констит., гражд., админ. и уголов. судопроизводства.

Судебная система РФ устанавливается К РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, высшее юр. образование и стаж работы по юр. профессии не менее 5 лет. ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только К РФ и ФЗ.

Судьи несменяемы . Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом ФЗ. Разбирательство дел во всех судах открытое..

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Финансирование судов производится только из фед. бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ.

Конституционный Суд РФ - 19 судей, по запросам РФ, Совета Федерации, Гос Думы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Гос Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законод. и исполн. власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии К РФ:



а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос власти РФ и совместному ведению органов гос власти РФ и органов гос власти субъектов;

в) договоров между органами гос власти РФ и органами госвласти субъектов РФ, договоров между органами го власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

3. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенци между:

а) фед органами гос власти;

б) органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ;

в) высшими гос органами субъектов РФ.

Конституционный Суд по жалобам на нарушение констит. прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционный Суд по запросам Президента, Совета Федерации, Гос Думы, Правительства РФ, органов законод. власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражд., уголов., админ. и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФи является высшим суд.органом по разрешению эконом. споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах суд. надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Сов-м Фед-и по представлению Президента РФ.

Судьи других фед.х судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном ФЗ.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных фед. судов устанавливаются ФКЗ.

Прокуратура Ф составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген. прокурору РФ.

Ген. прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются Ген. прокурором РФ по согласованию с ее субъектами.

Иные прокуроры назначаются Генеральным РФ.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратурыРФ определяются ФЗ.

Суды бывают: общей юрисдикции – рассматривают гражданские, трудовые, семейные споры, уголовные дела и дела об административных правонарушениях; специальной юрисдикции – рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику; административные суды рассматривают жалобы граждан на превышение гос.служащими своих полномочий и т.д.

В России сложилась разветвленная судебная система, которая представляет собой совокупность судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих соответствующей компетенцией. И хотя все судебные учреждения преследуют одну цель -- осуществление правосудия, их можно разделить на три самостоятельных системы:

система общих судов (включая подсистему военных судов);

система арбитражных судов;

3) конституционная юстиция, представленная на федеральном уровне Конституционным Судом РФ.

В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" все судебные учреждения делятся еще и по территории действия. По этому критерию различают:

федеральные суды -- Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, а также арбитражные суды субъектов Федерации;

суды субъектов Федерации -- конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды -- это три самостоятельных подсистемы судебной системы страны. Их объединяют общие задачи (охрана конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка, защита прав и интересов граждан). Все судебные органы единообразно финансируются, обязаны применять Конституцию РФ и федеральные законы. Решения всех судебных органов имеют обязательное значение. Вместе с тем каждый вид судеб ных органов наделяется собственной компетенцией и не вправе вмешиваться в деятельность других судов.

Некоторые авторы критически комментируют разделение судебной власти на три самостоятельные, не связанные друг с другом структуры". Однако представляется, что при большом объеме и разнообразии правоотношений, на которые распространяется судебная власть, рассредоточение полномочий между специализированными органами просто необходимо.

Говоря о структуре судебной власти, следует отметить, что сама Конституция учреждает только высшие звенья федеральной судебной системы. Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Кроме того, Конституция РФ не характеризует компетенцию судебной власти в целом и ее отдельных институтов (за исключением Конституционного Суда). Конституция РФ предоставляет право устанавливать полномочия, порядок образования и деятельности высших и иных федеральных судов парламенту России путем принятия соответствующих федеральных законов (ст. 128). Однако исключительный характер полномочий судебной власти, позволяющий судам непосредственно затрагивать сферу прав человека или вторгаться в нее, говорит о том, что эти вопросы следовало бы (хотя бы кратко) урегулировать в Конституции.

Система судов общей юрисдикции. Основным звеном в структуре судов общей юрисдикции является районный суд, наделенный широким объемом полномочий. Так, районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района. Помимо уголовных и гражданских дел, отнесенных к его компетенции, районный суд рассматривает материалы о подведомственных ему административных правонарушениях.

Вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ являются суды субъектов Федерации. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Структура судов субъектов более сложна, нежели районных судов, которые имеют в своем составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий, судей и народных заседателей. Суды субъектов Федерации включают президиум суда, судебную коллегию по уголовным делам, судебную коллегию по гражданским делам. Президиум формируется в составе председателя, заместителей председателя и членов суда. Судебные коллегии возглавляются председателями, являющимися заместителями председателя суда.

Завершающее звено в структуре судов обшей юрисдикции -- Верховный Суд РФ. Будучи высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, выполняя особые задачи, Верховный Суд имеет систему структурных подразделений: Пленум; Президиум; Судебную коллегию по гражданским делам; судебную коллегию по уголовным делам; военную коллегию. Судебные коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа его судей. Распределение судей по коллегиям производит Пленум по представлению председателя Суда. Руководят работой коллегий их председатели, которые являются заместителями председателя Верховного Суда РФ.

Коллегии выполняют основной объем работы Верховного Суда РФ. Они рассматривают дела: как суды первой инстанции;

в качестве судов второй (кассационной) инстанции; в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В 1999 г. в Верховном Суде РФ была сформирована Кассационная коллегия, в состав которой входят председатель коллегии и 12 судей. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей: председатель, его заместители, судьи. Кроме судебных полномочий он выполняет организационные функции: рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, обсуждает материалы изучения судебной статистики, анализирует состояние законности и преступности в государстве и др. Состав Президиума утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя Верховного Суда и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда.

В отличие от других структурных подразделений Верховного Суда его Пленум не обладает никакими судебными полномочиями. Этот внутренний орган работает в составе председателя Верховного Суда, его заместителей и всех членов Суда. К участию в его работе приглашаются Генеральный прокурор, министр юстиции, председатель Высшего Арбитражного Суда и другие лица. Пленум решает некоторые организационные вопросы (выступает с законодательной инициативой, направляет запросы в Конституционный Суд; утверждает по представлению председателя Суда состав судебных коллегий). Основным полномочием Пленума является дача на основе обобщений судебной практики и анализа судебной статистики разъяснений судам общей юрисдикции по вопросам применения правовых норм при рассмотрении ими уголовных, гражданских и административных дел. Разъяснения оформляются в виде постановлений Пленума. В соответствии с действующей Конституцией разъяснения Верховного Суда РФ более не называются руководящими и обязательными для судей (ст. 126). Однако фактически они остаются таковыми и исполняют роль своеобразного источника права.

В целях укрепления самостоятельности и независимости судов общей юрисдикции при Верховном Суде учрежден Судебный департамент, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов (финансирование, кадровое и ресурсное обеспечение).

Мировые судьи. Институт мировых судей зародился в Англии в XIV в. Наименование это они получили в связи с тем, что, рассматривая мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи были обязаны стремиться к примирению сторон. В России система мировых судов была сформирована в 1862 г., когда Александр II утвердил "Основные положения преобразований судебной части в России". Однако в 1917 г. была упразднена вся царская судебная система, а вместе с ней и мировые суды.

17 декабря 1998 г. вступил в силу Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", возродивший институт мировых судей. Законом определены требования, предъявляемые к мировым судьям, гарантии их статуса, компетенция, некоторые условия деятельности, в том числе финансовое и материально-техническое обеспечение. К подсудности мировых судов отошли дела частного обвинения, уголовные дела, по которым предусмотрена мера наказания до трех лет лишения свободы, большая часть гражданских дел, практически все дела об административных правонарушениях. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются и упраздняются законами субъектов Федерации.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе субъекта, согласованной с Верховным Судом РФ, или по иниииативе последнего, согласованной с субъектом Федерации. Практика пошла по пути первого варианта, поскольку органам государственной власти субъектов Федерации лучше известны местные условия и возможности для введения института мировых судей. Безусловно, создание мировых судов поможет сосредоточить усилия федеральных судов на делах, имеющих повышенное общественное значение, сократит сроки и улучшит качество их рассмотрения.

Система арбитражных судов. С 1991 г. в России начала создаваться система арбитражной юстиции, которая в настоящее время включает в себя Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов {арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел в отдельных местностях по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Федерации могут образовываться постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания названных судов.

Арбитражные суды рассматривают экономические споры, возникающие из гражданских, административных правоотношений, между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и имеющими статус индивидуального предпринимателя, между Российской Федерацией и ее субъектами, между самими субъектами Федерации.

Арбитражно-процессуальный порядок рассмотрения споров существенно отличается от общего судопроизводства, особенно для граждан:

во-первых, большая часть дел может быть рассмотрена единолично судьей, т.е. имеет место более упрощенная система судопроизводства;

во-вторых, арбитражным законодательством установлены жесткие сроки рассмотрения дел -- в течение двух месяцев;

в-третьих, законодатель особо относится к исполнению решений арбитражного суда. Так, решения о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов подлежат немедленному исполнению. Более того, лица, виновные в неисполнении решений суда, могут быть подвергнуты судебному штрафу;

в-четвертых, возможен полный пересмотр дела по апелляции без повторного возврата его в суд первой инстанции.

Арбитражный суд субъекта Федерации действует в составе председателя, его заместителей и членов суда. В составе арбитражного суда субъекта создаются судебные коллегии: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе названного суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Суд формирует президиум, состав которого утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда по представлению председателя суда субъекта Федерации.

В пределах своей компетенции арбитражный суд субъекта Федерации вправе рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Дела могут рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиально. Причем коллегиально дела рассматриваются в составе трех или другого нечетного числа судей-профессионалов либо в составе судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей.

Вторым звеном названной системы являются арбитражные апелляционные суды, являющиеся судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой инстанции. Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. предусмотрено образование в 10 судебных округах 20 арбитражных апелляционных судов. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, иных коллегий, образуемых по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ для рассмотрения отдельных категорий дел.

Третьим звеном системы арбитражных судов являются 10 федеральных арбитражных судов округов (они созданы в 10 судебных округах по географическо-экономическому признаку). Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации и арбитражных апелляционных судов. По структуре арбитражный суд округа ничем не отличается от арбитражного суда субъекта Федерации, арбитражного апелляционного суда. Дела рассматриваются коллегиально в составе нечетного числа судей -- трех или более.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. В его составе действуют: Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, Президиум и Пленум. По решению Пленума данного Суда в его составе могут образовываться иные судебные коллегии для рассмотрения отдельных категорий дел. Если судебные коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, то Президиум рассматривает дела в порядке надзора. Пленум изучает практику применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами, дает разъяснения по вопросам судебной практики, решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ.

Существуют специальные арбитражные суды, являющиеся самостоятельными третейскими судами: Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ. Они рассматривают споры, касающиеся внешней торговли и иных внешнеэкономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры в области торгового мореплавания. Третейские суды могут рассматривать споры, подведомственные арбитражным судам, если об этом имеется соглашение сторон. Стороны вправе также передать на рассмотрение третейского суда споры, подведомственные судам общей юрисдикции, кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений. Однако перечисленные специальные арбитражные суды имеют статус "квазисудов" и непосредственно в судебную систему страны не входят.

Система высших судов в РФ закреплена Конституцией РФ в главе 7 «Судебная власть», где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ. Общее для всех высших судов, связанное с их формированием, прописано в ст.17 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации",ст.17, в которой сказано, что созданы эти суды в соответствии с Конституцией РФ, и соответственно упраздняться они могут только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Порядок образования и деятельности, компетенция КС РФ определяются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятым Государственной Думой 24 июня 1994г., одобренным Советом Федерации Российской Федерации 21 июля 1994г. По вопросам своей внутренней деятельности КС РФ принимает Регламент КС.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатурах на должности судей могут вносить Президенту: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке, тайным голосованием, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

КС РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Закон устанавливает ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", ст.12, что судья КС РФ назначается на должность на неопределенный срок. Предельный возраст для пребывания в должности 70 лет. К числу правовых гарантий деятельности судьи относятся: гарантии независимости, принципы несменяемости, неприкосновенности, равенства прав судей.

КС РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.

Организационными формами конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и заседания палат КС РФ. Ст. 21 Там же. определяет перечень вопросов, подлежащих рассмотрению исключительно на пленарных заседаниях, а ст. 22 - перечень вопросов, рассматриваемых в заседаниях палат.

Председатель КС РФ: руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение судьи вопросы, подлежащие рассмотрению; представляет КC РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями; по уполномочию суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом суда и т.д. Председатель КС РФ издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя КС РФ осуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет обязанности, возложенные на него судом.

Судья - секретарь КС РФ осуществляет непосредственное руководство работой аппарата суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседания суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые КС, и информирует суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей и др.

По вопросам своей внутренней деятельности КС РФ принимает Регламент КС РФ. В этом документе устанавливаются: порядок определения персонального состава палат, порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях; особенности делопроизводства и т.д.

Второй раздел рассматриваемого закона закрепляет общие правила производства в КС РФ. В их содержание входят: принципы конституционного производства (независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон); установление поводов и оснований к рассмотрению дела, общих требований к обращению, перечень документов, прилагаемых к обращению, размеры уплаты государственной пошлины.

Решения, принятые как в пленарном заседании суда, так и в заседаниях палат, являются решениями КС РФ. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса решения суда именуются постановлением, заключением и определением. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом. ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", ст.72 Например, согласно п.4 ст.72 Там же. решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ КС РФ:

  • 1) Разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
  • 2) Разрешает споры о компетенции: а) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; б)между высшими государственными органами субъектов РФ.
  • 3) По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
  • 4) Дает толкование Конституции РФ.
  • 5) Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  • 6) Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
  • 7) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ и, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Помимо этих правовых задач конституционная юстиция выполняет и политическую задачу интеграции граждан в рамках государства, препятствует их отчуждению от власти, ибо каждый гражданин знает, что он может вступить в спор даже с законодателем и перед лицом конституционного суда это будет спор формально равных сторон.

Основным преимуществом специальной конституционной юрисдикции является рационализация процедуры: конституционный суд ограничивается рассмотрением лишь конституционно-правовых вопросов, он избавлен от необходимости попутно решать нередко очень сложные вопросы из области гражданского, уголовного и другого права. А главное, КС не связан обстоятельствами конкретных споров о праве и может рассматривать вопросы конституционности нормативных актов в порядке абстрактного контроля. В то же время компетенция КС не лишает все остальные суды правомочия применять Конституцию РФ и контролировать конституционность деятельности других государственных органов.

Придание ВС РФ и статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам «общей юрисдикции». Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах ВС РФ не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматриваются соответственно КС РФ, ВАС РФ и арбитражные суды субъектов РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ должны быть установлены федеральным конституционным законом (ст. 128 Конституции РФ). В связи с тем, что такой закон до настоящего времени не принят, работа ВС РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе», процессуального законодательства РФ, Закона РСФСР от 8 июля 1981г. «О судоустройстве РСФСР».

ВС РФ состоит из Пленума ВС РФ, Президиума ВС РФ, судебных коллегий и аппарата. При нем функционируют Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе ВС РФ действуют:

  • · Судебная коллегия по уголовным делам;
  • · Судебная коллегия по гражданским делам;
  • · Военная коллегия;
  • · Кассационная коллегия.

ВС РФ формируется в составе Председателя, заместителей Председателя, членов и народных заседателей. Председатель ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ. Заместители Председателя и другие судьи ВС РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется представление Председателя ВС РФ.

Число народных заседателей определяется самим ВС РФ. Сначала формируются общие списки, из которых народных заседателей отбирает председатель Судебной коллегии ВС РФ. Затем отбор для исполнения обязанностей судей по конкретному делу осуществляет председательствующий в судебном заседании судья ВС РФ.

ВС РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, а также в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции. Так согласно ст. 452 УПК РФ «уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации». Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ

ВС РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Кроме того, ВС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом полномочия, порядок образования и деятельность ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом, который на данный момент еще не принят.

Содержащееся в ч. 1 ст. 19 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". положение вытекает из ст. 126 Конституции РФ. Оно определяет предназначение ВС РФ как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции. Юридическое значение понятия "высший судебный орган" заключается в окончательности решений ВС РФ по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверить в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела, рассмотренные военными и специализированными судами.

Коллегии ВС РФ в порядке, установленном уголовно - процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, рассматривают в качестве суда второй инстанции уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции областными, военными окружными и приравненными к ним судами.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и другие судебные постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.

Особая роль в деятельности ВС РФ отведена его Пленуму. В его состав входят все судьи ВС РФ. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в РФ путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства. В отличие от нормативных актов, разъяснения Пленума не носят обязательного характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.

Высшим звеном системы является ВАС РФ - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром системы арбитражных судов. Таким образом, главным в деятельности ВАС РФ является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом ВАС РФ.

Функцию, компетенцию и полномочия ВАС РФ можно разделить на несколько групп. Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:

  • · дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов, дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
  • · экономические споры между РФ и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ.

Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов - своевременное и в полном объеме- занимает далеко не последнее место.

Структура ВАС РФ в настоящее время состоит из:

  • · Пленума ВАС РФ;
  • · Президиума ВАС РФ;
  • · судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • · судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Каждая из названных структур ВАС РФ действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

Так, Пленум ВАС РФ ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей и судей ВАС РФ.

Установлено, что он, в частности: а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики; б) решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой; в) об обращении в КС РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров; г) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС РФ; д) утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов; е) утверждает по представлению председателей арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов; ж) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ регламент арбитражных судов и т.д.

Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей и председателей судебных составов ВАС РФ, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи ВАС РФ. Президиум ВАС РФ: а) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ; б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы.

Судебные коллегии ВАС РФ создаются из числа судей ВАС РФ, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя ВАС РФ. В их функции входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В судебных коллегиях ВАС РФ образуются судебные составы, специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.

Новым органом в системе является Совет председателей арбитражных судов, действующий при ВАС РФ. Это совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов РФ. Для реализации принятых им решений Председатель ВАС РФ издает приказы и распоряжения.

Одновременно при ВАС РФ действует Научно-консультативный совет, задачей которого является подготовка научно-обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и по их совершенствованию. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права. Положение об этом Совете, как и его состав, утверждаются Председателем ВАС РФ.

В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, поскольку она считается независимым арбитром для органов государственной власти и физических лиц при разрешении различных конфликтов и проблем судебная власть в РФ осуществляется системой судов, которые вершат правосудие. Согласно конституции в России существует 4 вида судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное.

I. Конституционное судопроизводство осуществляется конституционным судом РФ являющимся органом конституционного органа надзора и контроля, основной задачей которого является следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно правовые акты не противоречили нормам конституции РФ (статья 125). Конституционный суд состоит из 19 судей, которые разделены на 2 палаты (коллегии). Председатель суда и председатели коллегии избираются тайным голосованием из числа судей конституционного суда. Сами судьи конституционного суда назначаются советом федерации по представлению президента РФ. Судьей конституционного суда может быть гражданин от сорока до семидесяти лет и стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Срок полномочий судей – 12 лет, после чего судья уходит в отставку и остается почетным судьей. На Конституционный суд возложено разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти, помимо этого Конституционный суд проверяет конституционность законов, принимаемых в конкретных делах, работает по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан РФ. Конституционный суд работает только по запросам президента РФ, правительства, парламента, либо отдельных палат, либо отдельных депутатов, высших федеральных судов (верховного и высшего арбитражного) и по запросам органов государственной власти в субъектах РФ, помимо этого с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод в него могут обращаться граждане РФ.

II. Суды общей юрисдикции (юрисдикция предметная и пространственная сфера судебной деятельности) – осуществляют судопроизводство по гражданским, административным и уголовным делам. Основным звеном второй ветви судебной власти являются районные (городские суды). Им подсудны практически все дела, кроме тех, которые передаются в ведении вышестоящих судов. На суды первого (основного звена) возлагается и обеспечение исполнения судебных решений, контроль за деятельностью и законностью действия органов, ведущих расследование дел, в частности за законностью ареста.

Суды среднего звена – это суды субъектов федерации (республиканские, областные, краевые, городские, окружные). Количество судей в этих судах неодинаково и зависят от численности населения субъекта федерации. Они рассматривают дела по наиболее опасным преступлениям по первой инстанции (дела о коррупции, крупных хищениях и другие), выступают в роле судов второй (кассационной инстанции), а также осуществляют проверку решений судов и нижнего звена (в порядке надзора).

Военный суды – это специализированные суды, являющиеся органичной частью судебной системы, поскольку высший инстанцией для них является верховный суд России. Система военных судов состоит из судов основного звена (военные суды гарнизонов, объединений армий, флотилий) среднего звена (военные суды военных округов, флотов, групп войск, родов войск) и высшего звена (военная коллегия верховного суда РФ). Военные суды расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время военных сборов и некоторые другие. Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции и имеет следующие судебные полномочия:

1) Рассмотрение дел по первой инстанции, если они отличаются особой сложностью и особой важностью.

2) Проверка законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу (по первой и второй кассационным инстанциям)

3) Проверка приговоров, вступивших в законную силу (в порядке надзора)

Ш. Арбитражные суды рассматривают споры:

1) В сфере экономики (о заключении и прекращении договоров, исполнении договорных обязательств, о признании прав о собственности, о возмещении и другие)

2) В сфере управления, касающиеся действий органов исполнительной власти

3) Между органами исполнительной власти в субъектах федерации

4) О банкротстве и другие.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов несут арбитражные суды субъектов федерации, являющиеся нижним звеном в системе арбитражных судов. Федеральные окружные арбитражные суды являются судами по проверке кассационной инстанции в законности решений арбитражных судов в субъектах федерации. Высший арбитражный суд рассматривает дела по первой инстанции, жалобы на нормативные акты президента, палат федерального собрания, правительство, нарушающие права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между РФ и ее субъектами РФ, между самими субъектами РФ. В его компетенцию входит также рассмотрение дел в порядке надзора, в обязанности высшего арбитражного суда входит изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законодательной инициативой и другое.

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст.9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей.

Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ.

В п.1 ст.18 Закона о судебной системе приводится терминологическое определение Конституционного Суда РФ, сформулированное в ст.1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ (далее - Закон о Конституционном Суде). В нем раскрывается:

  • а) юридическая природа этого конституционного органа, участвующего в осуществлении государственной власти в Российской Федерации в качестве суда;
  • б) его функция - осуществление конституционного контроля;
  • в) конституционные принципы деятельности (самостоятельность и независимость в процессе осуществления судебной власти);
  • г) специфика процессуальной формы деятельности (посредством конституционного судопроизводства).

О юридической природе Конституционного Суда РФ существуют различные мнения. Одни авторы полагают, что Конституционный Суд - орган высшего арбитражного свойства и в известной степени должен оставаться вне традиционно известных ветвей государственной власти. Другие обращают внимание на двойственную юридическую природу Конституционного Суда. С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, его конституционные полномочия определяет ст.125 гл. 7 «Судебная власть» Конституции РФ; с другой стороны, Конституционный Суд, учитывая его функции и установленные непосредственно Конституцией РФ полномочия (в отличие от Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ), выступает одновременно и в качестве высшего органа конституционного контроля, находящегося на одном уровне с федеральными органами государственной власти, осуществляющими президентскую, законодательную и исполнительную власть.

Как судебный орган Конституционный Суд РФ осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, что предполагает только коллегиальное рассмотрение дел конституционными судьями, обладающими единым статусом, установленным для судей всех судов (ч. 1 ст.120, ст.123 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ является элементом единой судебной системы Российской Федерации. Применительно к Конституционному Суду РФ это единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией РФ, законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем в отличие от других федеральных судов, которые подчиняются Конституции РФ и федеральному закону, Конституционный Суд РФ при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией РФ (ст.29 Закона о Конституционном Суде). Решения Конституционного Суда РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ не может быть преодолена повторным принятием акта, признанного неконституционным.

Официальное толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. В отличие от других судов Конституционный Суд РФ не только применяет конституционные нормы, но и интерпретирует их, обогащая их юридическое содержание. В процессе таких интерпретаций словесное выражение конституционных норм может не меняться, но их нормативное содержание может подвергаться значительным изменениям. Благодаря Конституционному Суду РФ выявляются те многочисленные потенциальные возможности, которые заключены в концентрированном виде в нормах Конституции РФ. Данные черты характеризуют юридическую природу Конституционного Суда как федерального органа государственной власти, находящегося на одном уровне с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ является не единственным органом конституционного контроля - подобную деятельность осуществляет Президент РФ, Правительство, Федеральное Собрание РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Однако только Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля.

В ст.10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Следовательно, конституционно-правовой основой самостоятельности Конституционного Суда РФ как одного из носителей судебной власти являются указанные нормы Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов. Его финансирование производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме (ст.7 Закона о Конституционном Суде). Данный принцип деятельности также является конституционным (ст.124 Конституции РФ).

В соответствии с ч.2 ст.118 Конституции РФ конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти. Закон о Конституционном Суде РФ не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального) законодательства. Конституционное судопроизводство - процессуальная форма деятельности конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, однако только Конституционный Суд РФ может признать закон неконституционным.

Общая характеристика полномочий Конституционного Суда РФ содержится в ст.125 Конституции РФ. В рамках конституционного судопроизводства решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ч.3 и 4 ст.3 Закона о Конституционном Суде).

В этих нормах закреплен принцип связанности Конституционного Суда РФ компетенцией всех других судов. В рамках конституционного судопроизводства решаются только конституционные споры, проблемы конституционности.

В ч.2 ст.18 Закона о судебной системе закреплено положение о том, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. В ней воспроизведена норма ч.3 ст.128 Конституции РФ, носящая бланкетный характер. Именно поэтому в ст.2 Закона о Конституционном Суде закреплено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и названным Законом. Перечень полномочий Конституционного Суда РФ, столь подробно прописанный в Конституции РФ, тем не менее не является исчерпывающим.

Части 2-5, 7 ст.125 Конституции РФ определяют основные полномочия Конституционного Суда РФ по разрешению дел. Данные группы полномочий реализуются в пяти основных судебных процедурах:

  • 1) процедура разрешения дел о соответствии федеральной Конституции нормативных актов государственных органов, договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • 2) процедура проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;
  • 3) процедура разрешения споров о компетенции;
  • 4) процедура официального толкования Конституции РФ;
  • 5) процедура дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладают только те органы государственной власти, которые названы в ч.2 ст.125 Конституции РФ. Такое право появляется у них сразу после промульгации (официального обнародования) закона, вступления в силу иного нормативного акта, вне связи с конкретными делами. В этой процедуре возможно рассмотрение дел и до того, как сложится определенная правоприменительная практика. Именно поэтому она называется процедурой абстрактного нормоконтроля.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Поэтому данная процедура именуется процедурой конкретного нормоконтроля.

конституционный судебный российский власть

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...