Конституция в иерархии нормативных актов. Что будем делать с полученным материалом


Конституция в иерархии нормативных актов.

А1. В чем наиболее полно выражается демократический смысл Конституции РФ?

1) во введении двухпалатного парламента 2) в закреплении основных обязанностей граждан

3) в провозглашении федеративного устройства государства 4) в закреплении принципа разделения властей

А2. Согласно Конституции РФ вопросы предоставления политического убежища решает

1) Верховный Суд 2) Министерство внутренних дел

3) Президент РФ 4) Федеральная Служба Безопасности

А3. Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством, то есть государством, политика которого направлена на

1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека

2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства

3) совершенствование обороноспособности страны 4) развитие свободного рынка

А4. Согласно Конституции РФ решение об отставке Правительства РФ может принять

1) Конституционный суд РФ 2) Президент РФ 3) Совет Федерации РФ 4) Государственная Дума РФ

А5. Отличительным признаком конституции как нормативного документа является

1) общеобязательность 2) обеспеченность силой государственного принуждения

3) высшая юридическая сила 4) соответствие принятым в обществе представлениям о добре и зле

А6. Согласно Конституции РФ, высшим органом исполнительной власти является

1) Администрация Президента РФ 2) Правительство РФ

3) Государственная Дума РФ 4) Совет Федерации

А7. В конце 80-х годов вышел закон, согласно которому администрация предприятий обязана была увольнять работников пенсионного возраста, имевших трудовой стаж, достаточный для получения полной пенсии. Несколько уволенных на этой основе пенсионеров за восстановлением своих прав обратились в

1) Европейский Суд по правам человека 2) Верховный Суд

3) Арбитражный Суд 4) Конституционный Суд

А8. В ведении федеральных органов власти находится

1) защита прав и свобод человека и гражданина 2) разработка конституций субъектов Федерации

3) система органов государственной власти республик 4) вопросы местного самоуправления

A 9. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет

1) Председатель Верховного Суда РФ 2) Председатель Правительства

3) Председатель Совета Федерации 4) Председатель Конституционного Суда

А10. Верны ли следующие суждения о Конституционном Суде?

А. Конституционный Суд проверяет конституционность только тех актов властей, которые имеют юридические последствия.

Б. Конституционный Суд имеет право официально устанавливать содержание и смысл конституционной нормы, которая может быть истолкована двояко.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А11. Федеральный закон об автономной области может быть принят но представлению

1) Президента РФ 2) органов местного самоуправления

3) Правительства РФ 4) законодательных и исполнительных органов автономной области

А12 Внесение поправок в тексты принятых законов является в РФ непосредственной функцией

1) Президента РФ 2) Правительства РФ 3) Федерального Собрания РФ 4) Верховного Суда РФ

А13. Верны ли следующие суждения о судебной власти?

A. Судебная власть действует лишь тогда, когда есть конфликт или спор по поводу закона.

B. Важной функцией судебной власти является применение правовых норм в конфликтной ситуации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14. В состав Правительства РФ входит правоохранительный орган

1) Арбитражный Суд 2) Министерство внутренних дел

3) Верховный Суд РФ 4) Генеральная Прокуратура РФ

А15. Экономический спор между юридическими лицами по вопросу о признании права собственности подведомствен суду

1) арбитражному 2) мировому 3) присяжных 4) конституционному

А16. Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что

1) В РФ признается идеологическое многообразие

3) государственная власть самостоятельно устанавливает и обеспечивает единый правопорядок

4) единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную

А17. Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что

1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования

4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

А18. К компетенции арбитражных судов относится рассмотрение

1) уголовных дел об имущественных преступлениях 2) имущественных споров физических лиц

3) хозяйственные споры фирм 4) дел об административных правонарушениях

А19. Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что

1) государство и все его органы подчинены закону

2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

3) церковь отделена от системы образования и социального призрения

4) государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех правила поведения

А20. К сфере компетенции Конституционного Суда РФ относится

1) экспертиза нормативных актов на их соответствие Конституции

2) рассмотрение споров хозяйствующих субъектов

3) принятие федеральных законов

4) внесение поправок в Конституцию

А21. Конституция - это

1) концепция развития государства 2) основной закон государства

3) свод законов государства 4) форма государственного устройства

А22. Конституция РФ устанавливает принцип федерализма. Он означает, что

1) носителем суверенитета и единственным источником власти является народ

2) в РФ гарантирована свобода вероисповедания

3) существуют различные формы национальной государственности

4) РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина

А23 . Конституцию как Основной Закон государства характеризует то, что

    положения, включаемые в нее, не могут быть изменены

    она принимается парламентом страны

    ей должны соответствовать все нормативные акты

    она детально определяет нормы всех отраслей права

А24 . Согласно Конституции РФ, высшей ценностью в Российской Федерации является

    земля и другие природные ресурсы 2) человек, его права и свободы

3)государственная власть 4) частная собственность

А25. Конституция РФ была принята

    решением обеих палат Федерального Собрания 2) всенародным референдумом

3)Советом Федерации 4) согласованным решением представителей всех ветвей власти

А26. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

государственном контроле средств массовой информации

финансировании органов местного самоуправления

приоритете частной формы собственности

политическом и идеологическом многообразии

А27. . Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?

А.

Конституция РФ предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

Б.

Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А28. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право

    на выход из состава РФ 2) на сохранение родного языка

3)быть субъектом международных отношений 4) на всю полноту государственной власти

А28. Дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ разрешает

только

1) Верховный Суд 2) Арбитражный Суд

3) Конституционный Суд 4) Верховный суд республики в составе РФ

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов №1 рядом с номером задания (В1–В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

Судебная ветвь власти в Российской Федерации

Виды судов

Роль в судебной системе

Высший судебный орган по гражданским и уголовным делам

Высший Арбитражный суд

Высший судебный орган по решению экономических споров

Ответ: _____________________

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Государственная власть в Российской Федерации

Ветви власти

Высшие органы государственной власти РФ

Законодательная

Исполнительная

Правительство РФ

Ответ: __________________

В4. Найдите в приведенном ниже списке функции Верховного Суда РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рассматривает особо важные дела высших должностных лиц

2) является судом кассационной инстанции

3) высший судебный орган по экономическим спорам

4) рассматривает запросы о соответствии нормативно-правовых актов Конституции РФ

5) высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам

Ответ: _____________________

В4. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданка М. отравилась купленным в магазине кефиром

2) по достижении четырнадцатилетия подросток получил паспорт

3) в результате скоропостижной смерти господин X . не смог вернуть долг

4) супруги К. купили загородный дом в кредит

5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла

Ответ:

В6. «Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется

реальное ________________________(1), частная

__________________(2) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения _____________(3). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского________________(4). В ней закреплено

положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ________________(б) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ______________(6) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти н в____________(7)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) народовластие Б) собственность В) инициатива Г) власть Д) государства

Е) парламент Ж) человек 3) народ И) референдум К) общество

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

_______

С7, Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента г обоснование своей позиции.

Ведущее место в системе законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio - установление, учреждение, устройство). Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально‑классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция:

а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государство);

б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные законы, основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы);

в) обладает высшей юридической силой (все текущее законодательство должно по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией);

г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя;

д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения.

Первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих пор). История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная конституция, состоящая факти‑нескольких тысяч некодифицированных

Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и усло‑ния ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая глава - права и свободы человека и гражданина, третья глава - федеративное устройство государства, четвертая глава - правовой статус Президента, пятая глава - правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава - порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава - принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава - основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.


Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения необходимо не менее 2 /з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3 /4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2 /з субъектов РФ.

Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно‑правового статуса субъекта Федерации.

В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные законы, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой‑либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно‑правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со‑держатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта).

За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности. В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.

Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти. Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название "нормативно-правовые акты". Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.

Понятие НПА

Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.

Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения. НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур. Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.

Нормативный акт как источник права

В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах - это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции. Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент. В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.

Виды основных НПА

Если учитывать особенности правовой системы РФ, то нормативные акты, как свидетельствует представленное выше понятие, можно условно разделит на две большие группы, а именно:

1. Законы , то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.

2. Подзаконные акты - это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.

Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.

Правовая иерархия

Иерархия РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак-там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:

1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ - это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.

Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга. Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА. Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.

Российская Конституция

Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте - Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой. Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон. В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком. В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.

Принципы, закреплённые в конституции

Иерархия нормативно-правовых актов РФне только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней. Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:

1. Демократизм государства и власти.

2. Народовластие.

3. Федеральный принцип территориального устройства.

4. Россия является правовым и социальным государством.

5. Гуманизм всех общественных отношений.

6. Светский характер власти.

7. Форма правления - республиканская.

Федеральные законы

Иерархия нормативных актов России,если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы. Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать. При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов. Нормы этих НПА обязательны для исполнения на всех уровнях нормативного регулирования. Издаваемые подзаконные акты должны не только соответствовать нормам законов, но и не противоречить им.

Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например:

Внесение изменений в Конституцию РФ;

По поводу федерального устройства РФ;

Защита прав и свобод человека, гражданина;

Регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;

Установление федерального бюджета;

Обеспечение безопасности, законности и правопорядка;

Регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;

Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.

Виды ФЗ

Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:

1. Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.

2. Законы о внесении изменений - это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.

Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.

Подзаконные акты

Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства. Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества. Подзаконные акты правительства - это НПА высших издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.

Заключение

Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.

Ведущее место в системе законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio -- установление, учреждение, устройство). Конституция -- это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально_классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция:

  • а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государство);
  • б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные законы, основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы);
  • в) обладает высшей юридической силой (все текущее законодательство должно, по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией);
  • г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя;
  • д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения.

Первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих пор). История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная конституция, состоящая факты нескольких тысяч некодифицированных

Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и условия ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая глава -- права и свободы человека и гражданина, третья глава -- федеративное устройство государства, четвертая глава -- правовой статус Президента, пятая глава -- правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава -- порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава -- принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава -- основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.

Поправки к главам 3--8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения необходимо не менее 2 /з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3 /4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2 /з субъектов РФ.

Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно_правового статуса субъекта Федерации.

В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные законы, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой_либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно_правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй содержатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта).

§ 13. Конституция в иерархии нормативных актов

Что такое конституция? Среди правовых актов выделяется один, имеющий чрезвычайное значение в правовой системе страны – конституция. В переводе с латинского слово «конституция» означает установление, устройство.

Конституция – это основной закон государства; она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает избирательную систему, фиксирует права и обязанности граждан и др.

Конституция является главным юридическим документом государства. Она – основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все иные законы должны приниматься в соответствии с ее положениями. Например, если конституция закрепляет республиканскую форму власти, то вряд ли будет правильно, если в какой-то части государства примут положение о наследственном монархическом правлении. Бывают конституции, положения которых имеют прямое действие. Такова Конституция Российской Федерации. В случае нарушения какой-либо ее статьи можно обращаться прямо в суд.

Конституции делятся на писаные и неписаные. В большинстве стран, в числе которых и Россия, конституции писаные. Они представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства и т. д. Вместе с тем есть страны, в которых нет конституций в обычном смысле этого слова. К таким государствам относится, например, Великобритания, которая формально является конституционной монархией. Источниками британской конституции являются парламентские законы, конституционные соглашения и система «общего права», в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты. Конституция Великобритании имеет комбинированный, несистематизированный характер и слагается из двух частей – писаной и неписаной.

Конституционное право. Текст конституции составляет основы конституционного (или государственного) права. Конституционное (государственное) право – ведущая отрасль российской правовой системы, рассматривающая принципы организации и порядок деятельности органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством и другие правовые принципы и нормы, обладающие высшей юридической силой. Оно рассматривает и положения самой конституции.

Принципами конституционного права в России являются: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Основные источники конституционного права – Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы: о референдуме, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе и др.; федеральные законы: о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Государственной Думы РФ, об основных гарантиях избирательных прав граждан, об общих принципах организации местного самоуправления и др.

Конституционный вопрос в России. Этот вопрос имеет свою давнюю историю и специфику. Исторически регулирование государственной власти и управления на Руси развивалось, как и в других европейских странах, по логике обычного права. В рамках этого права, а в последующем и соответствующих законов формировались положения о престолонаследии, самодержавной власти, об участии различных сословий народа в управлении страной.

В XVI–XVII вв. компетенция великого государя, самодержца была безграничной. Ведению верховной самодержавной власти подлежали все сферы общественной жизни – политическая, экономическая, семейная, нравственная и т. д. Представительными учреждениями, через которые действовала верховная власть, были Боярская дума и в чрезвычайных случаях Земский собор, в котором народ был представлен достаточно широко. В него входили вся Боярская дума, высшее духовенство. На его совещаниях присутствовали также местные выборные власти – от дворян, купцов, иногда и «уездные люди», т. е. вольные крестьяне. Приведем в качестве примера состав Земского собора 1598 г., избравшего в цари Бориса Годунова: духовенство – 99; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости – 22; старосты гостиных сотен – 5; сотники черных сотен – 16.

О конституции впервые серьезно заговорили в начале XIX в. в связи с реформаторскими разработками русского государственного деятеля М. М. Сперанского (1772–1839) и движением декабристов. Однако отношение к конституционному правлению у российского общества было в целом скептическим. Даже Л. Н. Толстой, которого трудно упрекнуть в монархизме, писал, что «переменять монархию на конституцию – это такая же нелепица, как если бы предложили вместо православия пашковство или скопчество» (т. е. мелкие секты).

В царствование императора Александра II с целью установления конституционного правления были предприняты важные шаги: отмена крепостного права, проведение судебной реформы, демократизировавшей судопроизводство, а также земской, военной и др. Был подготовлен проект российской конституции. Террор народовольцев надолго приостановил становление конституционализма в империи.

В годы первой русской революции 1905–1907 гг. император Николай II счел необходимым предоставить народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых – право участвовать в управлении государством через представительную властьГосударственную думу. Вскоре были разработаны основные государственные законы, составившие неписаную конституцию Российской империи, аналогичную конституционным законам Великобритании.

В советский период отечественной истории было принято несколько конституций – в 1918, 1924, 1936, 1977 гг.

Советские конституции каждая по-своему отразили основные этапы продвижения общества по пути социалистического и коммунистического строительства. Истоки этих конституций – в первых актах советского государства. Это прежде всего Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанная вождем Октябрьской революции В. И. Лениным. На ее базе была создана первая советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 г.

Конституция СССР 1924 г. закрепила создание советской социалистической федерации. Важной вехой в развитии советской государственности стало принятие Конституции СССР 1936 г. И наконец, Конституция СССР 1977 г. закрепила тезис о построении в Советском Союзе «развитого социалистического общества».

Последние российские конституции советского периода формально основывались на демократических принципах. Однако их значительный демократический потенциал во многом не был реализован. Многие декларированные в конституциях принципы не находили воплощения в практике повседневной жизни, поскольку советская действительность регулировалась не правовыми, а в основном политическими идеями и нормами. Приведем один пример. Как известно, советы были основой политической системы в нашей стране с октября 1917 по октябрь 1993 г. Однако советы, давшие имя великой стране, в реальной жизни какой-либо значительной роли не играли. Это была пышная декорация, прикрывавшая реальную власть партийных руководителей. По Конституции, Верховный Совет СССР был высшим законодательным органом государства. Однако поразителен следующий факт: за 48 лет существования Верховного Совета ни один из его членов ни разу не выступил против принятия законов, проекты которых он рассматривал. Известен единственный случай, когда ректор Ленинградского университета А. Д. Александров в 1961 г. воздержался при голосовании закона о введении смертной казни за валютные операции. На следующий срок академик Александров кандидатом в депутаты Верховного Совета уже выдвинут не был.

Конституция РСФСР 1978 г. явилась точной копией Конституции СССР 1977 г. Даже после внесения в нее множества поправок она оставалась «конституцией эпохи развитого социализма».

1. Что такое конституция?

2. Каковы роль и место конституции среди других правовых актов?

3. Что представляют собой писаные и неписаные конституции?

4. Каковы были установления в области государственной власти и управления в России до 1917 г.?

5. Какое значение имели конституционные законы, принятые в период первой русской революции?

6. Какие конституции принимались после Октября 1917 г.?

7. Каковы особенности советских конституций?

Проблемы и аспекты

1. Какие бывают конституции по содержанию и способу принятия?

По содержанию конституции бывают трех видов: конституция идеологическая (такими бывают конституции тоталитарных стран); конституция власти, главная задача которой – распределение властных функций и полномочий (конституции США, Франции и др.); конституция человека, в центре которой должен стоять человек, его неотъемлемые права и свободы (конституции Италии, ФРГ, Японии и др.).

Известны несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США); учредительным собранием (Италия, Индия); путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия); путем октроирования, т. е. введения односторонним актом исполнительной власти – монархом или президентом.

2. Что такое конституционная система?

Многие юристы считают, что могущественна не сама конституция, а конституционная система. Она состоит, во-первых, из отношения общества к конституции, а во-вторых, из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции. На протяжении минувшего семидесятилетия легко было убедиться в том, что советские конституции были декларациями, во многих своих частях не рассчитанными на реализацию в действительности. И в нынешней Конституции Российской Федерации есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, социальным и демократическим, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина и др. В настоящее время очень важно, чтобы действия как граждан, так и государства строго опирались на конституционные нормы, чтобы начали активно и независимо действовать суды общей юрисдикции, чтобы на страже закона стояла российская прокуратура и т. п.

3. Что такое конституционализм?

Понятие «конституционализм» является сравнительно новым для российской юриспруденции. Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как основном инструменте политической власти. Конституционализм основывается на нескольких элементах конституционного развития. Ряд из них относится к историческим событиям, как, например, принципы, связанные с английской Великой хартией вольностей (1215). Другие появились в эпоху Просвещения и были сформулированы в рамках теории естественного права. Многие основываются на более современных событиях. Некоторые исследователи считают, что в России начало конституционализма обозначил Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. Он, например, ввел важнейший конституционный принцип: никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думы.

В понятие «конституционализм» входят такие составляющие, как опора на согласие народа, ограниченное (во властных проявлениях) правительство, контроль над ним со стороны общества, неприкосновенность личности, открытое общество, преемственность правовых принципов и норм, проведение в жизнь конституции, разделение властей, федерализм и др. Следует, конечно, иметь в виду, что ссылки на «волю народа» при принятии важных государственных решений далеко не всегда имеют под собой реальную основу. Как писал французский мыслитель Алексис де Токвиль, «воля народа есть один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времен и народов наиболее злоупотребляли». Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели ее в голосах заинтересованного или боязливого меньшинства. Иные даже находили, что воля народа наиболее полно проявляется в его молчании и что из самого факта повиновения рождается право повелевать им.

Одно неоспоримо: для упрочения конституционализма необходимо как минимум последовательное, целенаправленное гражданско-правовое образование населения. Немаловажно также обеспечить широкую информированность граждан в вопросах внешней и внутренней политики и т. д.

Мнения, суждения, факты

25 мая 1787 г. в американском городе Филадельфия открылись заседания конвента для составления конституции США. 17 сентября 1787 г. этот документ был подписан почти всеми членами конвента. Джордж Вашингтон (первый президент США) заявил, что «эта Конституция – лучшая, какая только могла быть получена в настоящее время». Принятая более 200 лет назад Конституция США, обогащенная рядом поправок, действует до сих пор. Из действующих ныне конституций это самая «старая» писаная конституция.

В конце XVIII в. бывшие колониями Соединенные Штаты выбрали демократический путь развития, закрепили правовые гарантии этого пути в своей конституции и придерживаются сформулированных в ней принципов до настоящего времени.

Принятие Конституции США в 1787 г. было необходимо в первую очередь для того, чтобы сохранить единство государства после победы в Войне за независимость. Отцов-законодателей беспокоило то, что государство распадалось буквально на глазах, предыдущая же конституция была не в состоянии помочь правительству справиться с кризисом федерализма.

Таким образом, демократия в США законодательно началась с конституционного урегулирования проблем федеративного устройства американской республики, разделения полномочий между федеральным правительством и правительствами штатов. (Отметим для себя важнейшее значение проблемы федерализма в любой большой стране, которая имеет стремящиеся к суверенитету территории.).

Далее в Конституции устанавливались правила формирования законодательной, исполнительной (в частности, выборов президента) и судебной властей путем демократических выборов. По мнению Алексиса де Токвиля, одним из важнейших достижений американской демократии является то, что она избежала двух основных (для любой демократии) опасностей: полного подчинения законодательной власти волеизъявлениям массы избирателей и концентрации в законодательных органах всех прочих видов правительственной власти. Сделано это было за счет всемерного укрепления федеральной (центральной) власти при разумном развитии местного самоуправления.

В Соединенных Штатах конституционное правление является могущественной силой, с которой все считаются. Это реальная часть американской жизни. Конституция США является действенным основным законом, поскольку она реализуется в жизни.

Слово «конституция»… было впервые введено в общественный организм России во времена декабристского путча, когда подстрекаемые путчистами солдаты кричали, что они за «Константина и его супругу Конституцию…». В 1890 г. в статье «По поводу конституционных вожделений нашей либеральной прессы» Н. Данилевский решительно осудил всякого рода конституционные грезы на западный лад, поскольку такая форма правления в русском обществе была, по его мнению, малоприемлема исторически… Конституционный монарх, вождь, президент, лавирующие между католическо-протестантскими биллями и реагирующие на любые отзвуки европейского общественного мнения, пригодны лишь для межумочных пустот. Для России же необходим постоянно действующий Минин, в случае необходимости готовый вновь воссоздать Русское государство по тому образцу, который ясными и определенными чертами навечно запечатлен в общенародной душе (В. Канавин, историк ).

Распространенное суждение о том, что существуют государства с конституцией и государства без конституции, абсолютно неправомерно. У каждой страны конституция – один из ее скрепляюще-основополагающих элементов. Политический строй прошлой России определялся не только Сводом законов государства Российского, но и целым рядом конституционно-учредительных актов, ведущих свой отсчет с древних времен. Все же послереволюционные конституции своим реформирующим острием оказались направлены на то, чтобы исказить исторический характер народа, его морально-нравственные нормы, территориально-языковую среду (В. Кубалин, журналист ).

Тесты и задания

А) 1. Конституционное право называется также:

а) основное право

б) государственное право

в) управленческое право

2. Слово «конституция» образовано от латинского constitutio, что означает:

а) установление

б) согласие

в) договор

3. Понятию «конституция» соответствует определение:

а) крупный юридический акт, содержащий все законы страны

б) присяга на верность государству

в) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека и др.

Б) 1. Из курса истории России приведите примеры парламентского решения государственных проблем (формирование властей и т. д.).

2. Как вы думаете, почему парламентская монархия устроила общественность Великобритании, Швеции, Голландии и других стран, но вызывала такую антипатию революционеров в России?

3. Конституция может быть принята парламентом, конституционным собранием (ассамблеей, конвентом), с помощью референдума, указом президента. Какой из этих путей принятия Конституции вы считаете наиболее демократическим; оперативным?

4. Конституция СССР 1936 г. считалась по содержанию одной из самых демократических в свое время. Что мешало воплотить ее положения о правах и свободах человека в жизнь? Что еще необходимо (кроме фиксации в Конституции) для того, чтобы права и свободы человека могли быть реально осуществлены и гарантированы?

5. Всегда ли перенесение на отечественную почву прогрессивных западных политико-правовых моделей способно привести к положительным результатам? Поясните свое мнение.

Темы для рефератов, сообщений

1. Конституционный вопрос в России.

2. Как соотносятся конституционализм и политический режим?

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...