Контроль и надзор обладают признаками мер. Контрольно-надзорная деятельность: понятие субъекта


МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X

Гусейнова Сания Фархад- кызы

кандидат юридических наук

ЮРИДИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА, ИХ ФУНКЦИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы относительно понятий государственного контроля и надзора. Выявлены признаки, характеризующие контроль и надзор, проведен юридический анализ данных категорий.

Ключевые слова

Контроль, надзор, защита, проверка

Правовые аспекты государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов устанавливается статьями 353-369 ТК РФ.

Л.Ю. Акимов в своей статье «О государственном контроле и надзоре» отмечает то, что при исследовании современных правовых актов и научной литературы, необходимо отметить, что единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы деятельности государства по надзору и контролю в России, нет, а термины «контроль» и «надзор», часто употребляющиеся вместе в различном сочетании, до сих пор не стали научными терминами, исчерпывающее и единообразно отражающими правовое, экономическое и управленческое содержание этих понятий. Это наглядно проявляется в первую очередь при анализе действующего законодательства о правовом статусе государственных органов, осуществляющих проверочную деятельность. Существующие нормативные правовые акты регулируют различные виды надзора и контроля, отдельные сферы и аспекты этой деятельности. Нередко в нормативных актах такого рода либо одна и та же деятельность именуется по-разному, либо же одним термином обозначаются различные по своему содержанию виды деятельности .

Для того, чтобы выяснить какие органы относятся к контролирующим, а какие к надзорным необходимо выяснить, чем отличается контроль от надзора.

Контроль представляет собой определенную систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров .

Государственный контроль как таковой характеризуется определенными признаками.

1. Отношения между контролирующим объектом и субъектом находятся в подчиненности (в ряде случаев подконтрольности);

2. Объектом государственного контроля как правило, выступает законность, а также целесообразность действий контролируемого;

3. Органы контроля зачастую наделены особым правом отменять решения контролируемого;

4. В случаях, предусмотренных законом к контролируемому объекту могут применяться меры административного воздействия .

От термина «контроль» необходимо отличать термин «надзор». По своей управленческой сути надзор - разновидность контроля, в котором преобладают наблюдательные функции .

В отличие от контроля государственный надзор заключается в проверке реализации действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил.

Надзор характеризуют следующие признаки:

1. Осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами;

международный научный журнал «символ науки»

2. Область надзора является значительно уже в отличие от государственного контроля;

3. Для органов, осуществляющих государственный надзор отличительной чертой является предоставление им особых властных полномочий, которые не свойственны субъектам контроля, в частности, надзорные органы имеют право предупреждать и пресекать правонарушения, а также привлекать к ответственности виновных лиц.

Резюмируя вышеназванные функции, необходимо констатировать, что государственный надзор -представляет собой особый вид государственной управленческой деятельности, которая осуществляется специальными органами власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Список использованной литературы:

1. Акимов Л.Ю. О государственном контроле и надзоре // Законы России. 2010. № 10. С. 89.

2. Хохлова, Е. Б., Сафонова В. А., Трудовое право России. М., 2013. с. 258.

3. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2006. С. 437-438.

4. Современный экономический словарь / Под ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. 6 е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2010.

© С.Ф,Гусейнова, С. А. Лубенникова, 2015

Гусейнова Сания Фархад- кызы

магистрант 1 курса Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, гр. МЮ-141

Научный руководитель С. А. Лубенникова

доцент кафедры государственного права Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,

кандидат юридических наук

ИННОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы совершенствования действующего законодательства в контрольно-надзорной деятельности государства в сфере труда. Проведен сравнительный анализ с ранее действовавшим законодательством.

Ключевые слова

Контроль, надзор, защита, трудовые права

За последние годы в РФ были приняты некоторые нормативные акты, которые призваны увеличить действенность надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства К числу таких актов следует отнести ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального

Мы привыкли к тому, что контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно на каждом предприятии, организации и фирме. Вопросов о целесообразности и надобности контроля, как правило, не возникает. Но иногда мы слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие, отторжение и негативные эмоции. Так ли надо бояться этого слова, и есть ли существенная разница между надзором и контролем, мы и попытается выяснить.

Контроль – это учёт, проверка, сущность которого выражается в том, что субъект управленческого органа осуществляется контроль над тем, как на объекте выполняются требования вышестоящего органа. Также контроль – это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Контроль осуществляется как постоянно, так и время от времени (например, государственная проверка деятельности организации, осуществляемая раз в несколько лет).
Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью.

Цели контроля и надзора

Цель контролирующих органов – не только осуществить контроль, но и проверить целесообразность того или иного процесса. Оценка целесообразности при надзорных функциях не осуществляется, так как цель надзора – исключительно неукоснительное исполнение законов и конституции.

Органы, осуществляющие контроль и надзор

Любой управленческий орган, будь то организация, предприятие, город или государство, в той или иной степени осуществляет контроль над выполнением предписанных законов и норм в доверенной ему области. Контроль может осуществляться как государственными, так и негосударственными органами. При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью. По отношению к надзору можно сказать, что его осуществляют специальные государственные органы, специализирующиеся на определённом виде надзора. Виды надзора существуют следующие: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде. Отличительная особенность в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.

TheDifference.ru определил, что разница между контролем и надзором заключается в следующем:

Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.

Участники строительного процесса проводят регулярные проверки объекта на предмет соответствия авторскому замыслу, техническим нормам, экологической безопасности, соблюдения техники безопасности и тд. Общероссийский официальный сайт размещает информацию о выборе поставщика, который окажет услуги по строительному контролю и технадзору объекта. Авторский надзор, строительный контроль и технический надзор – в чем разница?

Что входит в технический надзор

Генподрядчики при проведении строительных работ проводят проверки контроля качества, обращаясь к независимым экспертам. Независимая экспертиза – это распространенная практика получения объективных данных о работах на строительном участке. Компания «Экспертсистема» обладает навыками проведения технического надзора и поможет решить задачи, с которыми сталкивается Заказчик при строительстве.

Какие задачи решает технадзор

  • обеспечение качества выполняемых работ;
  • соответствие проектной документации, соблюдение сметы;
  • гарантия соблюдения сроков сдачи проекта;
  • контроль применяемых в строительстве материалов.

Специалисты по строительному контролю «Экспертсистемы» имеют образование, позволяющее делать расчеты и давать экспертные заключения отдельных видов работ. Качество теплоизоляции, подключение к канализации, вентиляционные системы, отопление, электричество – правильное функционирование систем зависит от добротной работы строителей и своевременного выявления недочетов. На практике нередко работы проводятся с нарушением технологии, к сдаче готовится откровенный брак. Технический надзор или строительный контроль выявляет нарушения, дает предписания для устранения.

Выполняемые работы специалистами технадзора:

  • контроль качества работ (соблюдение технологий, стандартов);
  • контроль выполнения работ, утвержденных проектом;
  • выявление нарушений в плане хранения, складирования строительных материалов, оборудования, инструментов;
  • проверка отчетов о выполненных работах, сверка с фактическим объемом работ;
  • контроль сроков выполнения работ, согласно календарному плану;
  • анализ предоставленных смет;
  • проверка наличия сертификатов, документов на строительные материалы, инструменты, технику;
  • участие в государственной приемочной комиссии;
  • взаимодействие с организацией-проектировщиком;
  • проверка устранений выявленных нарушений;
  • контроль ведения всей документации, изменений к ней.

Технический контроль и строительный надзор проводится с применением технических средств, визуального, документального, лабораторного анализа для успешной сдачи готового объекта в эксплуатацию.

Что говорит закон о техническом надзоре

Согласно Градостроительному кодексу, организации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта должны проводить строительный контроль с целью проверки качества, соответствие проекту, регламентов технических работ, а про «технадзор» в кодексе не упоминается. Законодательство не дает отдельного определения технического надзора и технического контроля, все экспертизы на строительном участке объединены понятием «строительный контроль», в чем разница между этими понятиями?

В одном из пояснений Ростехнадзора говорилось, что надзор может быть только государственным, а контроль обеспечивает Заказчик строительства. Хотя с точки зрения семантики это слова-синонимы, надзорными органами считались государственные структуры, а контролирующими – коммерческие. Заявление долго обсуждалось специалистами, но к 2014 году понятия технический надзор и строительный контроль стали замещать друг друга.

До 2007 года организации проводили экспертизы, используя руководства от Ростехнадзора, с 2010 года вступили в силу новые нормативы, в которых понятие технадзора нет. В настоящее время технадзор является частью строительного контроля, проводится Заказчиком строительства самостоятельно, либо с помощью привлечения сторонних организаций (если у Заказчика нет необходимых знаний и навыков, либо он желает получить независимую оценку).

Виды строительного контроля

Строительный контроль – это комплекс мероприятий с привлечением экспертов для точного соблюдения условий проекта. В зависимости от уровня привлеченных специалистов, порядка и целей экспертизы, надзор бывает внешним и внутренним.

Способ контроля Вид
1 Внешний контроль Авторский контроль осуществляет главный архитектор проекта.
Технический – проводится Заказчиком или Инвестором с целью контроля всех этапов строительства.
Государственный – проводят государственные органы:
  • федеральные органы исполнительной власти (управление Ростехнадзора);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ (службы строительного надзора).
2 Внутренний контроль Входной – проверка соответствия поступающих на стройку материалов и изделий (ТУ, ГОСТ, сертификат и тд). Эта проверка проводится заказчиком или подрядчиком. Все зависит от того, кто отвечает за поставку на объект.
Операционный – соблюдение ППР, технологии выполнения, нормы.
Приемочный – проверка и оценка проведенных работ. На этом этапе проверяются все законченные работы, в том числе скрытые (например, фундамент). Все скрытые работы принимаются представителями технического надзора со стороны Заказчика, а также авторами проекта. По итогам принятия подписывается акт выполненных работ.

Чтобы провести технический контроль или строительный надзор, Заказчик (Инвестор), обращается к независимым экспертам, которые дадут заключение о соответствии объекта утвержденным ПСД и ПОС.

При приеме работ у Генерального подрядчика, Заказчик проверяет содержание, корректность всех заполненных документов (отчеты, журналы, ведомости и проч.). С момента приема работ всю ответственность будет нести Заказчик. Строительный контроль и технадзор проводят организации, которые не зависят, ни от подрядчика, ни от Заказчика.

Чем отличается от ? Формально можно сказать, что строительный контроль – это комплекс мероприятий, проводимых на всем этапе строительства специалистами подрядчика, Заказчика, а также независимыми экспертами (коммерческие структуры, СРО, государственные органы, авторы проекта). Следовательно, технический надзор – это мероприятия, которые проводятся Заказчиком или Инвестором с целью проверки соответствия работ (материалов, конструкций, изделий), утвержденных проектом.

В специализированной литературе часто обсуждается вопрос, чем отличаются строительный контроль и технический надзор. Согласно публикациям, технический надзор проводится Заказчиком, а строительный контроль упоминается в контексте проверок, проводимых госорганами. Несмотря на то, что Градостроительный кодекс назвал все контрольные процедуры «строительным надзором», специалисты строительной сферы под «техническим надзором» подразумевают независимую экспертизу, проводимую Заказчиком, а «строительным контролем» – комплекс проверок на всем этапе строительства (авторский, технический, государственный, входной).

Мы привыкли к тому, что контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно на каждом предприятии, организации и фирме. Вопросов о целесообразности и надобности контроля, как правило, не возникает. Но иногда мы слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие, отторжение и негативные эмоции. Так ли надо бояться этого слова, и есть ли существенная разница между надзором и контролем, мы и попытается выяснить.

Определение

Контроль – это учёт, проверка, сущность которого выражается в том, что субъект управленческого органа осуществляется контроль над тем, как на объекте выполняются требования вышестоящего органа. Также контроль – это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Контроль осуществляется как постоянно, так и время от времени (например, государственная проверка деятельности организации, осуществляемая раз в несколько лет).

Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью.

Цели контроля и надзора

Цель контролирующих органов – не только осуществить контроль, но и проверить целесообразность того или иного процесса. Оценка целесообразности при надзорных функциях не осуществляется, так как цель надзора – исключительно неукоснительное исполнение законов и конституции.

Органы, осуществляющие контроль и надзор

Любой управленческий орган, будь то организация, предприятие, город или государство, в той или иной степени осуществляет контроль над выполнением предписанных законов и норм в доверенной ему области. Контроль может осуществляться как государственными, так и негосударственными органами. При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью. По отношению к надзору можно сказать, что его осуществляют специальные государственные органы, специализирующиеся на определённом виде надзора. Виды надзора существуют следующие: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде. Отличительная особенность в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.

Выводы сайт

  1. Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
  2. Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
  3. Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
  4. Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
  5. Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.

Понятие контроля и надзора

Общие черты и содержание контроля и надзора

1. Контроль и надзор являются государственными функциями.

2. Контроль и надзор проводятся субъектом (гос. органом).

3. Контроль и надзор осуществляются путём проверок.

4. По итогам осуществляются некие управленческие действия в отношении проверяемого объекта.

5. При проверке изучаются наборы параметров объекта и его деятельности.

6. Контроль и надзор исходят из заранее установленных целевых параметров проверяемого объекта и его деятельности.

Отличия содержания от контроля

Главный признак, по которому две этих функции различаются заключается в том, что, в случае осуществления контроля обязательна подчинённость проверяемого проверяющему; при надзоре - напротив, обязательным является независимость и самостоятельность проверяемого по отношении к проверяющему.

Кроме того, принципиальные отличия между контролем и надзором состоят в следующем:

1. Функция контроля является более широкой, чем функция надзора, так как помимо проверки исполнения законодательства, при контроле, в силу подчинённости объекта, проверяется ещё и исполнение текущих управленческих распоряжений.

2. При осуществлении процедуры контроля существует возможность прямого оперативного вмешательства в деятельность подконтрольного объекта, а при надзоре такая возможность отсутствует.

3. Цель контрольных процедур состоит не только в выявлении соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права, но также и в оценке эффективности осуществляемой деятельности. Надзор же осуществляется исключительно с целью выявления правовых нарушений в деятельности поднадзорных объектов.

4. Для контроля характерна плановость проверочных мероприятий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, то есть непрерывно, а также выборочно в ходе специальных контрольных мероприятий. Надзор же не может и не должен быть текущим, чтобы не вызвать длительных сбоев в деятельности поднадзорных объектов.

5. В случае проведения контрольных мероприятий по итогам проверки могут осуществляться как прямые, так и косвенные меры воздействия на объект проверки. В случае же надзорных - только косвенные.

Контроль - это государственная функция наблюдения за деятельностью и осуществления корректировки поведения подконтрольных объектов в целях достижения соответствия этой деятельности нормам права и целям деятельности, осуществляемым уполномоченными органами власти в отношении органов гос. власти, территориальных органов и организаций, находящихся в административном или имущественном подчинении у уполномоченного органа.

Надзор - это гос. функция проверки соблюдения закона надзорным объектом с последующим инициированием проведения процедуры привлечения его к юр. ответственности за нарушение законодательства, осуществляемой уполномоченным органом гос. власти в отношении органов гос. власти, местного самоуправления , неопределённого круга юр. и физ. лиц, независимо от ведомственной подчинённости и формы собственности, не находящихся в подчинении у уполномоченного органа.

Для установления сущность государственного контроля необходимо выделить его характерные признаки, составляющие его элементы, что позволило бы установить его индивидуальность и определить роль и место среди других близких понятий.

Среди ученых нет единства в определении сущность контроля, контроль рассматривают по-разному: как средство, форму, фактор, функцию, деятельность, элемент, систему, обратную связь и т.д. Каждый из этих подходов, на мой взгляд, имеет право на существование, поскольку отражает отдельный элемент, составляющий содержание емкого понятия «контроль».

Согласно А.М. Тарасову, контроль не является первичной деятельностью, поскольку он касается действий, осуществляемых независимо от контроля, но вместе с тем контроль представляет собой самостоятельный вид деятельности. «Его сущность состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица» . Таким образом, из этого определения следует вывод о том, что:

– целью контроля является наблюдение;

– контроль включает сбор и передачу данных о результатах контрольных мероприятий в компетентные органы;

– контрольные мероприятия направлены на выявление причин обнаруженных отклонений и определение путей их устранения для эффективного функционирования государственных органов.

С точки зрения теории управления, контроль присутствует в любой управляемой системе. Контроль традиционно представляют в виде двух взаимодействующих подсистем: контролируемой и контролирующей подсистем. Один из теоретиков менеджмента К.В. Марков, отмечая общность государственного контроля с другими формами контроля, определяет государственный контроль как «форму государственной власти , обеспечивающую проверку выполнения органами государства законов и иных нормативных актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и обеспечения соблюдения на основе государственных интересов наиболее целесообразной деятельности подконтрольных объектов» . Из определения можно установить, что автор в значительной степени отождествляет понятия «управление» и «контроль», тем самым государственному контролю переданы и другие функции управления, расширены полномочия государственных контролирующих органов.

Что касается элементов, то здесь тоже можно выделить ряд подходов. Наиболее интересными являются следующие два подхода.

А.М.Тарасов выделяет информационную и управленческую составляющую государственного контроля. Особенность информационной составляющей контроля заключается в том, что она в своем непосредственном содержании пассивна, и в значительной степени состоит в получении необходимой информации, хотя и к этому не сводится. Управленческая составляющая присуща государственному контролю постольку, поскольку он является неотъемлемым элементом государственной власти. Информация обеспечивает организацию деятельности субъектов воздействия, в этой связи контроль является организующим элементом. Таким образом, управленческая составляющая контроля в своем содержании активна.

Согласно другому подходу, государственный контроль включает в себя три обязательных элемента:

1) проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;

2) проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;

3) принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).

В настоящее время отдельные аспекты государственного контроля и надзора регулируются отдельными нормативными правовыми документами, базовым из которых является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ». В общих положениях этого федерального закона содержится определение государственного контроля, которое можно представить схематично:

В ходе анализа этого определения можно сделать три замечания, которые, на мой взгляд, принципиально важны. Во-первых, в этом определении присутствует ссылка на основные методы государственного контроля. Во-вторых, весьма значимо, что при определении государственного контроля идет деление деятельности уполномоченных органов государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов. В-третьи, представленное выше определение является как определением государственного контроля, так и определением государственного надзора, поэтому, по моему мнению, принципиально важно разграничить эти понятия.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в отличие от Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» рассматривает надзор как более широкое понятие, включающее в себя контроль. (ч.1 ст. 60 УИК РФ).

Согласно Указу Президента «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 N 724, а также Указу Президента от 07.10.2008 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», только федеральные службы имеют право осуществлять функции по контролю и надзору. Вместе с тем, указы предусматривают в структуре федеральных органов исполнительной власти две федеральных службы по контролю (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков) и одиннадцать – по надзору. Но вместе с тем надзорные органы уполномочены на только осуществлять надзор, но и проводить контрольные мероприятия, что необоснованно расширяет их компетенцию. То есть в законодательстве можно отметить бессистемное употребление и разграничение этих понятий, а также смешение контрольных и надзорных функций.

Да, безусловно, контроль и надзор имеют общие черты и общее содержание, которое согласно М. Нетесовой заключается в том, что:

    они являются государственными функциями;

    они проводятся субъектом – государственным органом (организацией), за исключением внутрифирменного контроля;

      они осуществляются путем проверок;

    при проверке изучаются наборы параметров объекта и его деятельности;

    они исходят из заранее установленных целевых параметров проверяемого объекта и его деятельности;

    по итогам осуществляются некие управленческие действия в отношении поверяемого объекта.

    По мнению В.П. Беляева, можно проследить различия в понятиях, если разобраться в их сущности и содержании. «Сущность контроля заключается в проверке соответствия результатов заданным параметрам, его целям, а содержание – в том, что уполномоченные органы и лица выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям и нормативным правовым актам, поставленным перед ними задачам, и непосредственно принимают меры по устранению «отклонений» и привлечению виновных к ответственности» .

    Сущность надзора В.П. Беляев видит в «обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направляется на предупреждение, выявление и пресечение нарушений закона в целях обеспечения верховенства закона и единства законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства» . Таким образом, можно отметить, что Беляев указывает на то, что надзор в отличие от контроля не содержит административных функций.

    Беляев считает, что все федеральные службы имеют компетенцию контрольных органов , поэтому в их названии не должно содержаться слово «надзор». Что касается надзора, то, по его мнению, надзорными полномочиями в чистом виде обладает только прокуратура.

    М. Нетесова указывает на то, что главным критерием по разграничению этих понятий заключается в том, что при осуществлении контроля «обязательна подчиненность проверяемого проверяющему (основанная либо на государственных административных полномочиях, либо на полномочиях собственника); при надзоре, напротив, обязательным является независимость и самостоятельность проверяемого по отношению к проверяющему» .

    Помимо этого принципиального отличия , контроль и надзор, по М. Нетесовой, имеют следующие различия:

    функция контроля шире, чем функция надзора, так как включает помимо проверки исполнения установленных норм, еще и проверку исполнения текущих управленческих распоряжений;

    при осуществлении контроля возможно прямое оперативное вмешательство в деятельность подконтрольного объекта в отличие от надзора, который этого не предусматривает;

    различие в целях. Цель контроля: выявление соответствия деятельности нормам + оценка рациональности и эффективности деятельности. Цель надзора: выявление нарушений.

    для контроля характерна плановость мероприятий. Контроль производится непрерывно, а также выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий. Надзор осуществляется выборочно, но он не должен быть текущим;

    по итогам контрольной проверки возможно осуществление как прямых, так и косвенных мер воздействия на объект, тогда в как случае надзора – только косвенных.

    Таким образом, в ходе изучения контроля и надзора, несмотря на отсутствие единого мнения среди ученых можно сделать вывод о том, что эти понятия необходимо разграничивать, кроме этого в ходе приведенного анализа становиться очевидным необходимость разграничения содержания этих понятий на нормативном уровне с целью ликвидации коллизий и дуализма.

Библиографический список
  1. Тарасов А.М. Государственный контроль : сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. 2002. №1. С. 27
  2. Марков К.В. Государственный контроль. М.: Известия, 2004. С. 23 // Муллахметов Х.Ш. Государственный контроль коммерческой организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №6. С. 35
  3. Нетесова М.С. О разграничении функции контроля и надзора в государственном управлении // Власть. 2007. №2. С. 99
  4. Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности. Вопросы теории и практики: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. Саратов, 2006. С.11 // Чиркин В.Е. Контрольная власть. Москва. Юристъ. 2008. С. 104

законности применительно к конкретной ситуации).

Контроль и надзор - два универсальных средства обеспечения законности в государственном управлении. Контроль и надзор обладают признаками пресекательных и принудительных мер административного воздействия.

Об их различиях и сходных чертах в науке административного права существует серьезная дискуссия.

Итак, контроль представляет собой систему наблюдения за деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности. Надзор же заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства.

Контроль является средством обеспечения законности, применяемым в отношении подведомственных объектов вышестоящими органами государственного управления. Осуществление контроля предполагает возможность оперативного вмешательства контролирующего субъекта в деятельность подконтрольного. Контрольные процедуры ставят своей целью не только выявление соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права, но также и оценку рациональности, разумности, эффективности осуществляемых действий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, т.е. непрерывно, а также и выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий.

Надзор же осуществляется, как правило, в отношении неподконтрольных субъектов, не связан с вмешательством в деятельность поднадзорного субъекта, и имеет своей целью исключительно выявление правонарушений в деятельности поднадзорных субъектов. Надзор осуществляется выборочно, он не может и не должен быть текущим, чтобы не вызывать длительных сбоев в деятельности поднадзорных субъектов.

Сущность контроля заключается:

1) в наблюдении за функционированием соотв.

Под. контр. объекта

2) в получении объективной и достоверной информации о состоя-нии законности и дисциплины

3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины

4) в выявлении причин и условий, способствующих правонаруше-нию

5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, винов-ных в нарушении законности и дисциплины.

Признаки контроля:

1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности.

2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.

Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.

3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.

Различный контроль: текущий, предварительный и последующий.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную дея-тельность подконтрольного не допускается.

Различают 2 вида надзора:

Прокурорский

Административный

Термины контроль и надзор приняты для обозначения идентичный понятий. Различается их применение: надзор в отличие от контроля осуществляется над объектами, которые не подчинены органам его осуществляющим. Другими словами функции надзора могут выполняться только органами государства и направлены на соблюдение законодательства в той или иной области деятельности (административный надзор).

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...