Краткая биография декарта. Рене Декарт – знаменитый француз и ученый


Рене Декарт - французский математик, физик, механик и философ. Он первым отошел от схоластики Аристотеля, сформулировав современную версию дуализма души и тела, и продвигал науку, основанную на наблюдениях и экспериментах. Изобрел аналитическую геометрию и сделал скептицизм неотъемлемой частью научного метода. Считается одним из величайших философов в истории.

Его аналитическая геометрия стала огромным концептуальным прорывом, связав разрозненные области геометрии и алгебры. Декарт показал, что может решить сложные геометрические задачи, преобразуя их в более простые алгебраические. Он представлял горизонтальное направление как Х и вертикальное как Y. Эта концепция сейчас общепринята в математике и многих других науках.

Рене Декарт: биография в ранние годы жизни

Родился в хорошо образованной семье из высшего общества 31 марта 1596 года, во французской деревне Ла-Э-ан-Турен, которая ныне носит имя знаменитого математика. Его отец Иоахим Декарт работал адвокатом в суде в Бретани. Его мать Жанна Брошар была дочерью генерал-лейтенанта Пуатье. Рене был их третьим ребенком. Через год после его рождения мать Декарта умерла при родах. Отец Рене шесть месяцев в году проводил в суде в Ренне, расположенном в 300 км от дома. Мальчика воспитывали его бабушка и дядя. Иоахим Декарт женился во второй раз, когда Рене было четыре года, и навсегда переехал в город, но продолжал горячо любить своего сына.

Рене от рождения страдал слабым здоровьем и постоянно кашлял. Местные врачи думали, что он умрет ребенком. Отец нанял сиделку, которая посвятила себя уходу за мальчиком. Уже взрослый Декарт, считая, что она спасла ему жизнь, платил ей постоянную пенсию.

Образование

В возрасте 10-11 лет Рене, наконец, достаточно выздоровел, чтобы начать учебу. Он поступил в Иезуитскую школу Ла-Флеша. Из-за слабого здоровья ему было разрешено вставать утром позже других учеников. Декарт обладал огромным любопытством и без конца задавал вопросы. Он провел 7-8 лет в Ла-Флеше, изучая логику, теологию, философию, латинский и греческий языки. Последние два предмета, которые изучал Рене Декарт, - математика и аристотелева физика, которая почти полностью была неверна.

Рене узнал что-то из работ Галилея, включая его недавние удивительные открытия спутников Юпитера. В это время Галилео еще не опубликовал свои величайшие произведения, опровергшие физику Аристотеля, которые в будущем стали источником его проблем с католической церковью.

В 1614 году в возрасте 18 лет Рене Декарт покинул Ла-Флеш. Позже он записал свои мысли о своем образовании. О математике он сказал, что получал от нее удовольствие, прежде всего, из-за определенности и безусловности ее рассуждений, но он еще не открыл ее предназначение. Он был поражен тем, что на таком прочном фундаменте ничего выдающегося еще не было построено.

Как полагал Рене Декарт, философия культивировалась самыми мощными умами, но в ней не было ни одной вещи, которая бы не оспаривалась, и поэтому она оставалась открытой для сомнений, и не было оснований надеяться на то, что в ней можно преуспеть лучше других. Учитывая количество разных мнений и маловероятность того, что они могут оказаться верными, он считал, что к ним следует относиться лишь немного лучше, чем ко лжи. О науках Рене Декарт писал, что поскольку все они заимствуют свои принципы из философии, то ничего прочного на таком ненадежном фундаменте построить нельзя.

Закон, армия и математика

Отец поощрял Рене следовать по его стопам и изучать право. И тот сделал это, окончив Университет Пуатье в 1616 году в возрасте 20 лет с дипломом и лицензией юриста по церковному и гражданскому праву. Вместо того чтобы стать адвокатом, Декарт на два года отправился путешествовать, включая время, проведенное в Париже. В 1618 году он вступил в голландскую армию и начал изучать инженерное дело в военной академии. Рене Декарт, биография которого после встречи с нидерландским ученым и философом Исааком Бекманом вошла в совершенно иное русло, в 1619 году писал, что тот вытащил его из праздности и заставил вспомнить то, что он когда-то знал и едва не забыл: «Когда мой ум ушел в сторону от серьезных математических вопросов, вы вернули меня на правильный путь». Так в возрасте 23 лет Рене укрепился в своем стремлении совершить новые открытия в математике.

Чудесные видения

10 ноября 1619 Декарт дремал в теплой отапливаемой камином комнате в немецком городе Нойбург-на-Дунае. Там его посетила серия видений, которые в конечном итоге изменили способ работы всех ученых. По мнению Декарта, дух, посланный Богом, дал ему новые идеи о научном методе, аналитической геометрии и философии. 18 лет спустя, в 1637 году, он опубликовал свои мысли в книгах «Рассуждение о методе», «Геометрия», «Метеорология» и «Диоптрика». Первые две из этих работ представляют собой его наиболее значительный вклад в философию, науку и математику.

Метод

В работе «Рассуждение о методе» Декарт изложил свой взгляд на то, как следует заниматься наукой. Он попытался определить фундаментальный набор принципов, истинность которых никто бы не мог оспорить. С этой целью ученый создал метод радикального сомнения. Он отвергал все безосновательные идеи, чтобы воссоздать их на прочном фундаменте доказательств.

Учение Рене Декарта о научном прогрессе основано на следующих идеях:

  1. Никогда ничего не следует принимать за истину, пока все основания для сомнений не будут исключены.
  2. Задачи необходимо делить на максимально возможное число частей, чтобы можно было найти адекватное решение.
  3. Мысли должны быть упорядочены: начиная с самых простых и легких, постепенно повышая сложность, шаг за шагом подходить к более сложным знаниям.
  4. Перечисления должны быть такими полными, а комментарии настолько общими, чтобы ничего не было пропущено.

Именно в этом произведении впервые был упомянут философский постулат «я мыслю, следовательно, существую». Декарт пришел к заключению, что если он в чем-то сомневается, то что-то или кто-то делает сомнительные вещи, и сам факт его сомнения доказывает его существование.

Парадоксально, что собственный метод французского философа может привести к сомнению в том, что идеи Рене Декарта могли быть вызваны сновидениями 18-летней давности!

Аналитическая геометрия

Декарт сделал революционное открытие, которое позволило решить геометрические задачи путем их преобразования в алгебраические. В «Геометрии» он показал, что кривые можно выразить в терминах x и y на двумерной плоскости и, следовательно, алгебраическими уравнениями. Картезианская система координат названа в его честь.

Французский философ в своей работе никогда не рисовал оси X и Y. Это предполагалось в его диаграммах. Оси формально предложил Франс Ван Шоотен и другие математики Лейдена, которые переводили «Геометрию» с французского на латынь, в то же время развивая ее. Книга издавалась в 1649, 1659 и 1661 гг. Декарт также ввел современные обозначения для экспоненты. Например, вместо записи a∙a∙a он писал а 3 . Воспользовавшись мощным математическим аппаратом алгебры, Декарт превзошел достижения блестящих геометров Древней Греции: теперь он мог решать задачи гораздо большей сложности.

Независимо от французского ученого и раньше него к аналитической геометрии пришел его современник Пьер Ферма. Он занимался математикой в свое удовольствие и часто ни с кем не делился результатами своей работы. Ферма, однако, с наслаждением принимал вызовы других математиков. В 1638 г. он прислал работу под названием «Введение в плоские и пространственные локусы» Марену Мерсенну, чтобы показать, как могут быть решены составленные им задачи. Подход Ферма отличался от метода Декарта: последний показал, как геометрия может быть выражена через алгебру, а первый продемонстрировал, что алгебру можно выразить через геометрию.

Влияние на Исаака Ньютона и изобретение матанализа

Математический анализ имел решающее значение для прогресса математики и наук. Он был разработан в 1660 годы Исааком Ньютоном и развивался независимо в 1670 годах Готфридом Лейбницем. В «Геометрии» Декарт показал, как найти касательные к кривым. Этот процесс является важной частью дифференциального исчисления. Сопернику Декарта Ферма также удалось найти касательные к кривым, и его методы были проще. Таким образом, они оба помогли Ньютону и Лейбницу разработать математический анализ.

Страх перед церковью

За четыре года до выпуска своих 1637 работ Декарт намеревался издать книгу «Мир». В 1633 году, однако, он узнал, что католическая церковь обвинила Галилея в ереси и приговорила его к пожизненному заключению. Наказание свелось к постоянному домашнему аресту, так как Галилео был довольно пожилым. Кроме того, церковь запретила произведения опального ученого. Декарт, как и Галилей, считал, что Солнце находится в центре Солнечной системы. Он решил не испытывать судьбу и не опубликовал свою книгу «Мир», содержащую трактаты о свете и о человеке.

Рене Декарт: философия

Декарт считается одним из величайших философов всех времен. Самое известное его заявление - «Я мыслю, следовательно, существую». Простейшей интерпретацией этой фразы является утверждение о том, что если кто-то сомневается в своем существовании, то уже это является доказательством этого факта. Он расценивал это заявление как непоколебимое основание, на котором могут быть построены все другие философии. Его самая известная работа в данной области, «Размышления о первой философии», была издана в 1641 году.

Выведение законов природы из первых принципов

Наиболее полный труд Декарта, «Принципы философии», был опубликован в 1644 году. В нем он пытался вывести законы природы из первых принципов. Хотя философы высоко оценили книгу, ее научная часть не была верной. Декарт утверждал, что действие на расстоянии невозможно, и согласился с древнегреческим философом Аристотелем, отрицавшим существование вакуума. Вскоре, однако, вся эти идеи были опровергнуты научными экспериментами: в 1654 г. Отто фон Герике построил первый вакуумный насос, а в 1662 г. Роберт Бойль показал, что магнитные силы смогут действовать через вакуум, установив, что действие на расстоянии возможно, и опровергнув то, что утверждал Рене Декарт. Биография французского философа оборвалась слишком рано, и он так и не узнал об этих открытиях.

Личная жизнь

Декарт был достаточно богат, чтобы преследовать свои собственные интересы. Отец подарил ему ряд владений, которые он в возрасте 24 лет продал. Это позволило Декарту собрать достаточно денег для того, чтобы всю остальную часть своей жизни жить комфортно.

Французский философ провел большую часть времени в движении. В 1622 он переехал в Париж. Здесь Декарт играл, занимался верховой ездой, фехтованием, посещал суды, концерты и театры. В число его друзей входил Жан-Луи Гез де Бальзак, посвятивший ему книгу «Христианский Сократ». Последние 20 лет он жил в различных местах Голландии, изучая и преподавая математику. Декарт обнаружил, что в этой стране он может работать лучше, так как здесь он меньше отвлекался от своей научной работы, чем во Франции.

Хотя он никогда не был женат, в 1635 году в возрасте 39 лет стал отцом. Матерью его дочери Франсин была служанка из Амстердама Хелена Янс ван дер Штром. Все они жили в одном доме, но окружающим Декарт говорил, что девочка - его племянница. Он планировал воспитывать свою дочь во Франции, но, к сожалению, в возрасте пяти лет она умерла от скарлатины. Позже мать Франсин вышла замуж, а Декарт, играя роль отца, обеспечил ее приданым.

Последние годы жизни и кончина

В 1649 году ученый был приглашен в Стокгольм королевой Швеции Кристиной. Она хотела, чтобы он создал новую академию наук. Там 11 февраля 1650 года Рене Декарт умер в возрасте 53 лет от воспаления легких. Французский философ был похоронен в церкви Адольфа Фредрикса. Однако это продолжалось недолго.

Рене Декарт, биография которого отмечена постоянными переездами, после смерти тоже подолгу не оставался на одном месте. Чрез 16 лет после первого погребения его останки были перенесены в парижскую церковь Сен-Этьен-дю-Мон. В 1819 г. его прах, кроме черепа и пальца, снова был перезахоронен, на этот раз в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре в Париже, где находится по сей день.

В 1663 году, несмотря на усилия Декарта избежать такой участи, так как он считал себя набожным католиком, ряд его работ был занесен в список произведений, запрещенных католической церковью. И только более 300 лет спустя, в 1966 году, ведение этого перечня было окончательно прекращено.

Декaрт Рене (Descartes Rene) (латинизированное имя - Картезий;
Cartesius Renatus), род. 31.3.1596, Лаэ (Турень) - ум. 11.2.1650, Стокгольм.

Французский философ и математик. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в 1621; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провел двадцать лет в уединенных научных занятиях. В 1649 по приглашению шведской королевы переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

Декарт заложил основы аналитической геометрии, ввёл многие современные алгебраические обозначения. Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи. Ввёл представление о рефлексе.

В основе философии Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, - бог, который сотворил материю, движение и покой.
Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания («... я мыслю, следовательно, я существую...»). Пытался доказать существование бога как источника объективной значимости человеческого мышления. В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врождённых идеях.

В «Геометрии» (1637) Декарта широкое применение получило понятие переменной величины.
Переменная величина у Декарта выступала в двойной форме: как отрезок переменной длины и постоянного направления - текущая координата точки, описывающей своим движением кривую, и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок.
Двоякий образ переменной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры. У Декарта действительное число трактовалось как отношение любого отрезка к единичному, хотя сформулировал такое определение лишь И.Ньютон; отрицательные числа получили у Декарата реальное истолкование в виде направленных ординат.
Декарт значительно улучшил систему обозначений, введя общепринятые знаки для переменных величин (х, у, z, ...) и коэффициентов (а, b, с, ...),
а также обозначения степеней (х4, a5, ...).
Запись формул у Декарта почти ничем не отличается от современной. Декарт положил начало ряду исследований свойств уравнений; сформулировал правило знаков для определения числа положительных и отрицательных корней (правило Декарта); поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости (представления целой рациональной функции с рациональными коэффициентами в виде произведения двух функций такого же рода); указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах и его корни находятся с помощью циркуля и линейки, когда оно приводимо.
В аналитической геометрии, которую одновременно с Декартом разрабатывал П.Ферма, основным достижением Декарта явился созданный им метод координат (декартовы координаты). В область изучения геометрии Декарт включил «геометрические» линии (названные позднее Г.Лейбницем алгебраическими), которые можно описать движениями шарнирных механизмов, и исключил «механические» (трансцендентные) кривые.

В «Геометрии» Декарт изложил способ построения нормалей и касательных к плоским кривым (в связи с исследованиями линз) и применил его, в частности, к некоторым кривым 4-го порядка, т.н. овалам Декарта. Заложив основы аналитической геометрии, сам Декарт продвинулся в этой области недалеко - не рассматривались отрицательные абсциссы, не затронуты вопросы аналитической геометрии трёхмерного пространства.
Тем не менее его «Геометрия» оказала огромное влияние на развитие математики.
В переписке Декарта содержатся и другие его открытия: вычисление площади, ограниченной циклоидой, проведение касательных к циклоиде, определение свойств логарифмич. спирали.
Из рукописей Декарта видно, что он знал (открытое позднее Л.Эйлером) соотношение между числами граней, вершин и ребер выпуклых многогранников.

Французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился в городе Лаэ, ныне Декарт, департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.
Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Мареном Мерсенном (тогда - учеником, позже - священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.
В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) - сначала в революционную Голландию, затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе. Помимо прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству.
Затем - ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известны иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где провёл 20 лет.
Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки - от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным - годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея . Теория Коперника , принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд.
Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта:

* «Начала философии» (1644)
В «Началах философии» сформулированы главные тезисы Декарта:
* Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
* В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.
* Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.
Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.
В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины), и смерть дочери он расценил как величайшее горе в своей жизни.
В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни очень сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Её выдвинул Айки Пиз , германский учёный.
К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.
Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен-Жермен де Пре.
В честь учёного назван кратер на Луне.
Научная деятельность
Математика
В 1637 году вышел в свет главный математический труд Декарта, «Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»).
В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе - правильная формулировка закона преломления света) и многое другое.
Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные - x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся в канонической форме (в правой части - нуль).
Символическую алгебру Декарт называл «Всеобщей математикой», и писал, что она должна объяснить «всё относящееся к порядку и мере».
Создание аналитической геометрии позволило перевести исследование геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, то есть анализировать уравнение кривой в некоторой системе координат. Этот перевод имел тот недостаток, что теперь надо было аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). Однако достоинства нового метода были исключительно велики, и Декарт продемонстрировал их в той же книге, открыв множество положений, неизвестных древним и современным ему математикам.
В приложении «Геометрия» были даны методы решения алгебраических уравнений (в том числе геометрические и механические), классификация алгебраических кривых. Новый способ задания кривой - с помощью уравнения - был решающим шагом к понятию функции. Декарт формулирует точное «правило знаков» для определения числа положительных корней уравнения, хотя и не доказывает его.
Декарт исследовал алгебраические функции (многочлены), а также ряд «механических» (спирали, циклоида). Для трансцендентных функций, по мнению Декарта, общего метода исследования не существует.
Мнимые числа ещё не рассматривались Декартом на равных правах с положительными, однако он сформулировал (хотя и не доказал) основную теорему алгебры: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от воображаемых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Впрочем, Декарт проявил некоторую непоследовательность: коэффициенты a, b, c… у него считались положительными, а случай неизвестного знака специально отмечался многоточием слева.
Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Позже аналогичное определение числа приняли Ньютон и Эйлер. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Этот анахронизм был вскоре отброшен его учениками, прежде всего - английскими, для которых геометрические построения - чисто вспомогательный приём.
Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке. Приложение «Геометрия» было, однако, тут же переведено на латинский и неоднократно издавалось отдельно, разрастаясь от комментариев и став настольной книгой европейских учёных. Труды математиков второй половины XVII века отражают сильнейшее влияние Декарта.
Механика и физика
Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной.
* Декарт ввёл понятие «силы» (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение «величины» тела (массы) на абсолютное значение его скорости, сформулировал закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664).
* Исследовал законы удара, впервые чётко сформулировал закон инерции (1644).
* Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается.
* В 1637 году вышла в свет «Диоптрика», где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги.
* Первый математически вывел закон преломления света (независимо от В. Снеллиуса) на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).
* Дал теорию магнетизма.
* Вместе с конкретным научным открытием было совершено ещё одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность постоянной (как это формулируется в Новое время - рефлективной) работы над собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать, изобретать.
* Рене Декарт также создал свою психологическую теорию, ориентируясь на объяснение принципов Галилея, новой механики Ньютона и открытие Гарвеем системы кровообращения.
* Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
* Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.
Философия
Метод радикального сомнения
Исходной точкой рассуждений Декарта является «сомнение во всем». Скептицизм был всегда выдающейся чертой французского ума, равно как и стремление к математической точности знаний. В эпоху Возрождения французы Монтень и Шаррон талантливо пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона. Математические науки процветали во Франции в XVII столетии.
Скептицизм и поиски идеальной математической точности - два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряженного стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины. Им совершенно противоположны:
* с одной стороны - эмпиризм, довольствующийся истиной приблизительной и относительной,
* с другой - мистицизм, находящий особое упоение именно в туманной расплывчатости неотчётливого знания.
Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то дело шло не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.
Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Началах философии» следующим образом:
«Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всем том, в чём найдем хотя бы малейшее подозрение недостоверности…. Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это - лучший путь для познания природы души и её различия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным все, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всем другом ещё сомневаемся».
Таким образом найден был Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания - не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.
Прежде всего, разбирая смысл положения «cogito, ergo sum», Декарт устанавливает критерий достоверности. Почему известное положение ума безусловно достоверно? Никакого другого критерия, кроме психологического, внутреннего критерия ясности и раздельности представления, мы не имеем. В нашем бытии как мыслящего существа убеждает нас не опыт, а лишь отчётливое разложение непосредственного факта самосознания на два одинаково неизбежных и ясных представления, или идеи, - мышления и бытия. Против силлогизма как источника новых знаний Декарт вооружается почти так же энергично, как ранее Бэкон, считая его не орудием открытия новых фактов, а лишь средством изложения истин уже известных, добытых другими путями. Соединение упомянутых идей в сознании есть, таким образом, не умозаключение, а синтез, есть акт творчества, так же как усмотрение величины суммы углов треугольника в геометрии. Декарт первый намекнул на значение вопроса, игравшего затем главную роль у Канта, - именно вопроса о значении априорных синтетических суждений.
Доказательство существования Бога
Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae), Декарт берется затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия, а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.
Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:
* во-первых, как источника самой идеи о нём - это доказательство, так сказать, психологическое;
* во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, - это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.
Всё же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано, по выражению Виндельбанда, «соединением антропологической (психологической) и онтологической точек зрения».
Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности, противоположной духу. Наши ощущения материальных явлений далеко не во всем своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. - субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли.
Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта все тот же математический или геометрический строй представлений: тела суть протяженные величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи «материальности». Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своем, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признает мышление главным атрибутом духовной субстанции.
Обе эти субстанции - дух и материя - для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.
Этические взгляды
Что касается этических взглядов Декарта, то Фуллье метко реконструирует основоположения морали Декарта по его сочинениям и письмам. Строго отделяя и в этой области откровенную теологию от рациональной философии, Декарт в обосновании нравственных истин также ссылается на «естественный свет» разума (la lumière naturelle).
В «Рассуждение о методе» («Discours de la méthode») y Декарта преобладает ещё утилитарная тенденция открытия путей здравой житейской мудрости, причём заметно сказывается влияние стоицизма. Но в письмах к принцессе Елизавете он пытается установить основные идеи собственной морали. Таковыми являются:
* идея «совершенного существа как истинного объекта любви»;
* идея «противоположности духа материи», предписывающая нам удаляться от всего телесного;
* идея «бесконечности вселенной», предписывающая «возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью»;
* наконец, идея «солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу».
В письмах к Шаню по просьбе королевы Кристины Декарт обстоятельно отвечает на вопросы:
* «Что такое любовь?»
* «Оправдывается ли любовь к Богу единственно естественным светом разума?»
* «Какая крайность хуже - беспорядочная любовь или беспорядочная ненависть?»
Различая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую «в добровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного с ним целого». Такая любовь находится в антагонизме со страстью и желанием. Высшая форма такой любви - любовь к Богу как бесконечно великому целому, ничтожную часть которого мы составляем. Отсюда вытекает, что как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствам собственной природы своей: это даёт ей высшие радости и уничтожает в ней всякие желания. Любовь, как бы беспорядочна она ни была, все же лучше ненависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть - признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви. Это даёт нам истинную радость и счастье, которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутого совершенства, при этом Декарт нападает на тех, которые заглушают свою совесть посредством вина и табака. Фулье справедливо говорит, что в этих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозы и, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.
Философское наследие
Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству, представленному
* голландской (Барух да Спиноза),
* немецкой (Готтфрид Вильгельм Лейбниц) и
* французской (Николь Мальбранш) школами.
Для философского мировоззрения Декарта характерны скептицизм, рационализм, критика предшествующей схоластической философской традиции. Помимо этого картезианство характеризуется последовательным дуализмом - предельно чётким разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции - протяжённую (res extensa) и мыслящую (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не разрешимой в картезианстве.
Для картезианства характерно также развитие рационалистического математического (геометрического) метода. Самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно, существую»; " Cogito, ergo sum. "), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая т. о. пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследстии нашла своё выражение в теории близкодействия. В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:
* к материалистическому монизму (Х. Де Руа, Б. Спиноза)
* и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).
Основные труды
* «Рассуждение о методе…» (1637)
o Ренэ Декарт. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (1637)*
o Ренэ Декарт. Рассуждение о методе - текст трактата на русском и французском языках
* «Размышления о первой философии…» (1641)
* «Начала философии» (1644)
* Разыскание истины посредством естественного света
Интересные факты
* Великий физиолог И. П. Павлов поставил памятник-бюст Декарту возле своей лаборатории (Колтуши), потому что считал его предтечей своих исследований

(Descartes Rene, латинизированный вариант - Renatus Carte s i u s, 1596- 1650)- французский философ и естествоиспытатель.

Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. До 1621 г. служил в армии, участвовал в Тридцатилетней войне и посетил многие страны Европы, где установил контакты с философами и учеными. Затем поселился в Париже и работал над проблемами философии и других современных ему наук, стремясь придать науке, в т. ч. философии, характер строгого, целостного и достоверного знания.

В 1629 г. переехал в Голландию- в то время передовую капиталистическую страну, где проводил философские изыскания и научные исследования e области математики, физики, космогонии, метеорологии и физиологии. Проникновение научных и философских идей Р. Декарта в голл. ун-ты навлекло на него преследования со стороны протестантских богословов. В 1649 г. по приглашению шведской королевы он переехал в Стокгольм.

Р. Декарт сформулировал исходные идеи аналитической геометрии, в механике - ряд фундаментальных законов, в т. ч. закон сохранения количества движения и закон преломления света, основал научную космогонию, пытаясь объяснить естественными причинами возникновение и развитие Солнечной системы.

Свои научные исследования Р. Декарт вел в тесной связи с философией, реформе в к-рой, по его мнению, должно предшествовать сомнение в достоверности всех знаний. В сомнении он видел средство для освобождения от недостоверных знаний и обоснования достоверных истин. Тем самым Р. Декарт сформулировал теорию познания рационализма.

Научное знание о мире в целом он строил на основе принципиально нового предметно-практического (прежде всего производственного) отношения к природе как к объему деятельности. Определяла это отношение развивающаяся в то время капиталистическая система общественного разделения труда. Ее порождения - производственная кооперация и мануфактура - базировались прежде всего на использовании «умелости, вложенной в мертвые силы природы» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 46, ч. II, стр. 83-84). Вскоре главной силой «умелости» становится знание, начинается эпоха «технологического применения науки» (там же, стр. 206), определившего способы получения, оформления и использования научного знания. В такой системе знания природа представляется как совокупность своих наличных свойств, пространственно-геометрически, как тело, все части к-рого находятся между собой в непосредственном механическом взаимодействии. Всякое изменение их положения Р. Декарт объяснял вихревыми движениями, или возмущениями, волнами, пробегающими по «эфиру» телесной субстанции.

Организм для Р. Декарта - часть телесной природной субстанции, элементы к-рой (как мельчайшие, неделимые атомы, так и их организованные сочетания - кровь, органы и т. д.) взаимодействуют друг с другом под влиянием внешних воздействий, а жизнь - процесс, в к-ром он видел единство постоянных непосредственных реакций тела на эти воздействия.

Поэтому каждое жизненное действие организма, по Декарту, имеет рефлекторную природу. Разработанная им схема рефлекторной дуги - важнейший результат его физиол, исследований. Он считал, что одни нервы являются проводниками к мозгу центростремительных импульсов, вызываемых внешними раздражителями, другие - проводниками центробежных импульсов от мозга к членам, приводимым в движение.

Жизнь растений, животных и человека по-разному сложна и находится в прямой зависимости от их различной организации. Однако вся природа имеет одни и те же регулятивные принципы, один и тот же порядок бытия, и, кроме законов механики, «нет нужды воображать себе иную причину», заставляющую частицы крови соединяться и образовывать «животные духи» (esprits animaux), приводящие в движение органы тела. Все проявления человеческой жизни, кроме мышления, могут быть поняты, если удается объяснить взаимодействие всех элементов сложного механического устройства, каким представлялся Р. Декарту человеческий организм. Мышление же есть способность души, а не тела. Действенность мышления - в свободном творении того, что лишь потенциально присуще физ. телу природы, и мышление в принципе не может быть объяснено пространственным взаимодействием телесных структур, какими бы сложными они ни были. Духовное вообще (и мышление как его проявление в частности) есть особая субстанция, существующая наряду с телесной. Т. о., Р. Декарт, рассматривая мир как целостную механическую систему, понимая, что мышление невозможно представить ее следствием (или частью), впервые сформулировал проблему отношения мышления к бытию как психо-физ. проблему и решал ее дуалистически, постулируя самостоятельность духовной и материальной субстанций.

Человека Р. Декарт рассматривал как существо, в к-ром механизм тела соединен с нематериальной и непротяженной душой. Между телом и душой существует взаимодействие, физ. органом к-рого является шишковидная железа. Резко отделив в человеке душу - мыслящую субстанцию - от тела, Р. Декарт развил чисто соматическую теорию боли, голода и жажды. Он строго отличал телесные движения и явления, в которых выражаются эти состояния, от ощущений, сопровождающих их в человеке. Такой же соматический характер имела разработанная им физиол, теория зрения, опирающаяся на оптику, а также физиол. теория памяти. При этом он особо подчеркивал, что явления памяти не требуют участия сознания. Механистический принцип своих физиол, воззрений Р. Декарт четко сформулировал в трактате «О человеке». Будучи передовым для своего времени физиологом, Р. Декарт считал, что сложность строения органов животных не препятствует предположению, что они образованы природой, действующей согласно точным законам механики. По мысли Р. Декарта, тело животного и человека - автомат; его движущей силой является теплота, а ее источник- происходящие в теле процессы сгорания без пламени. Средоточием этой теплоты он считал сердце. В трактате «О человеке», повторив теорию кровообращения У. Гарвея, он несколько усилил ее механистический характер. Механистический характер имеет и набросанный им очерк теории пищеварения. Венцом его самостоятельных физиол, исследований была разработанная впервые схема рефлекторной дуги.

Рассматривающие человека (с физиол. точки зрения) как машину, односторонне механистические с современной точки зрения воззрения Р. Декарта в условиях 17 в. были прогрессивными. Вместе с тем механистическое определение объекта познания логически привело его к выводам, решительно повлиявшим на дальнейшее развитие философии и науки Нового времени. Согласно Р. Декарту, каждый человек видит себя существующим постольку, поскольку он осознает сам факт своего мышления (cogito, ergo sum - мыслю, следовательно существую). Исходя из этого, он утверждал, что не в опыте с предметами,телами, а в мышлении, в его интуитивно ясных и отчетливых «идеях» (понятиях) черпает человек исходные определения и принципы построения доказательного знания -«врожденные идеи» и дедукцию, оформляющую до степени интуитивной (непосредственно-познаваемой) четкости результаты индуктивного исследования. Этим Р. Декарт заложил основы философского рационализма (лат. rationalis - разумный). Дальнейшее развитие философии Нового времени в известной мере определялось борьбой рационализма и эмпиризма, а разработанные Р. Декартом механистические принципы легли в основу многих естественнонаучных концепций, в т. ч. и в медицине.

Сочинения: Сочинения, Казань, 1914; Избранные произведения, пер. с франц., М., 1950.

Библиография: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 2, с. 138, М., 1955; Асмус Б.Ф. Декарт, М., 1956.

В. Ф. Асмус, Ф. Т. Михайлов.

«Человек, который опережал своё время», — так можно сказать о Декарте. Его научные открытие были столько великими, что их не всегда могли понять и принять, он рисковал собственной жизнью, чтобы развивать науку, вступал в диспуты с церковью, чтобы доказать свою правоту.

Семья и детство

Рене Декарт родился в семье обедневших дворян. Он был третьим сыном в семье судьи. Мать Рене умерла через несколько месяцев после его рождения, так и не оправившись от сложных родов. Сам мальчик тоже был очень болезненным на вид, что всё время побуждало окружающих переживать за его здоровье и жизнь.

Отец Рене работал в соседнем городе Ренн и дома появлялся нечасто, поэтому воспитание мальчика на себя всецело взяла его бабушка, мама матери.

Но получить дома соответствующие знания Рене не мог, поэтому его отправили в Ла Феш - иезуитский колледж. Там Декарт познакомился с будущим известным математиком Мерсенном. Но учёба в колледже Декарту не нравилась: образование, в котором уклон делали на религию, отталкивало его от науки, поэтому Рене придумал свой собственный метод изучение - дедуктивный, когда знания получаешь на основание собственноручно проделанных опытов.

В 17 лет Декарт закончил начальную школу и поступил на юридический в университет Пуатье, после переехал в Париж.

Философ и физиолог

Во французской столице Декарт ведёт весьма разнообразную жизнь: то он месяцами не вылезет из-за игральных столов вместе с «золотой молодёжью», то погружается в изучение трактатов. Потом и вовсе записывается в солдаты и попадает на военные действия сначала в Голландию, потом в Германию.

После многих годов на войне и за изучением различных философских рукописей, Декарт опять возвращается в Париж. Но там становится гоним иезуитами - его обвиняют в ереси. Поэтому Рене приходится переехать - в 1925 году он переселяется в Голландию.

В этой стране более ценят чужую приватность, поэтому работать над своими трактатами Декарту становится полегче.

Сперва он продолжает работу над своим трактатом «О Божестве», но процесс останавливается - Рене теряет интерес к собственной работе, начинает вновь интересоваться естественными науками. Вскоре его увлекает уже иная тема: в 1929 году в Риме наблюдался интересный феномен - возникновение пяти копий солнца вокруг светила. Это явление назвали паргелиями, и Декарт взялся искать ему объяснение.

У Рене опять возрождается интерес к оптике, он начинает работать над вопросом возникновения радуги и допускает, что паргелии появляются тем же путём - из-за преломления солнечных лучей.

После его интерес к оптике опять ослабевает и он переключается на астрономию, после неё на медицину.

Декарт не из тех философов, которые хотят просто писать длинные трактаты, он ищет практическую пользу для человечества. Он хочет найти ключ к познанию самого естества человека, чтобы можно было помочь и поддержать в трудную минуту каждого, направить в нужную сторону.

Поэтому он бросается в изучение анатомии, и не по атласам, а самостоятельно препарируя животных. На химию и медицину он возлагает огромные надежды. Там, где не может помочь слово - должны выручить именно они, считает Декарт.

В 1633 году Рене ждал неприятный «сюрприз». Он как раз закончил свою работу над трактатом «О мире», но хотел свериться с рукописью Галилея. Для этого попросил друзей прислать ему «Диалоги о системах мира». К его величайшему удивлению друзья ответили, что инквизиция сожгла работы Галилея, а сам автор должен был отказаться от своих идей, покаяться и впредь годами читать псалмы как покаяние. Эта история испугала Декарта, он даже подумывал сжечь свои рукописи, чтобы доля Галилея не постигла и его.

Рукописи и трактаты

В 1637 году Декарт всё-таки решился частично издать свой труд «О мире». Таким образом читатели увидели «О метеорах» и «О свете», последняя книга была посвящена диоптрике. Он также заново написал книгу о геометрии, назвав её «Рассуждение о методе». Как говорят биографы, писал он её специально очень запутанно - чтобы критики не смогли заявить, что обо всём этом было известно давным-давно. Чтобы ещё больше усложнить жизнь соперникам, Декарт убрал из работы аналитическую часть - оставил лишь построение.

В 1644 году Рене Декарт наконец осмелился издать свой трактат «О мире». Он стал лишь частью его работы «Начала философии». Чтобы церковь не имела огромных претензий к его работам, Декарт в своих трудах всё сводит к существованию бога. Но инквизицию провести всё равно не удалось: они увидели материалистические мысли в суждениях философа

В «Начале философии» Декарт говорит о бескрайности Вселенной. Поднимает вопрос инерции и её зависимости от первоначальной скорости движения объекта и о принципе сохранения скорости объекта.

После выхода этой книги Декарта официально признают главой собственной философской школы, и этот факт его и радует, и пугает. Его очень беспокоит: все ли разделяют его взгляды. Он начинает переговоры с иезуитами, старается переманить их на свою сторону - чтобы в школах ученикам преподавали основы его трудов, ведь они не противоречат их религиозным взглядам.

Последние годы жизни

В 1645 году, устав от вечных споров с церковниками, Декарт переезжает в Эгмонте и снова начинает эксперименты с медициной и анатомией.

В 1648 году французское правительство назначает ему пенсию - как учёному на его исследования.

Отношения с церковью на тот момент уже полностью разладились, да и сам французский король специальным указом запретил издавать его философские труды.

В 1649 году он переезжает в Стокгольм по приглашению шведской королевы Кристины. Она пообещала ему всячески содействовать в его работах. Но на деле начала немолодого и весьма болезненного учёного перекраивать на свой лад. В результате в одной из поездок Декарт простудился и получил воспаление лёгких.

Через девять дней болезни Рене Декарт умер. Через 17 лет после его кончины, останки Декарта перевезли в Париж и похоронили в часовне Сен-Жермен-де-Пре.

  • Декарт считается основоположником современной рефлексологии (науки о рефлексах). Крупнейшим его открытием в этой области является принцип рефлекторной деятельности. Декарт представил модель организма как работающий механизм
  • Декарт никогда не был женат, но у него была дочь Франсина. Она прожила всего 4 года и умерла от скарлатины. Её смерть стала страшным ударом для Декарта.
  • В честь Декарта на Луне назван кратер. Это сильно разрушенный кратер, находящийся в труднодоступной южно-центральной горной местности планеты. В этих местах имеются магнитные аномалии — самые сильные на видимой стороне Луны. Наибольшее число лунотрясений (около 3000 в год) происходит именно в районе кратера Декарт.
  • Так как Декарт был католиком, в протестантской Швеции, после смерти он не имел права быть захороненным на освященной земле и был погребен на кладбище для некрещёных детей. В 1666 году останки Декарта были извлечены из могилы и в медном гробу транспортированы в Париж для перезахоронения в церкви Сент-Женевьев-дю-Монт. Во время Французской революции было принято решение о перезахоронении великого учёного. Гроб с телом Декарта в 1819 году был доставлен в Сен-Жермен-де-Пре. Прежде чем предать прах земле, гроб открыли, обнаружив к всеобщему ужасу, что череп Декарта в нем отсутствует. Позже череп появился на аукционе в Швеции; очевидно, он был изъят во время первой эксгумации, так как на нем имелась надпись: «Череп Декарта, взятый во владение и бережно сохраняемый Израэлем Ханстромом в году 1666-м по случаю переноса тела во Францию и с тех пор спрятанный в Швеции». Череп был возвращён Франции, и с 1878 года числится в инвентарном каталоге анатомических экспонатов Музея человека в Париже.
Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...