Кто относится к субъектам административного права. К признакам организации можно отнести


При продаже земельных участков возникает необходимость выплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Некоторые группы граждан могут не платить его или иметь право на вычет.

Производить после реализации земельного участка или дачи обязаны физические лица, считающиеся владельцами этой недвижимости менее пяти лет.

Для следующих групп граждан этот период уменьшен до трех лет:

Законодательные нормы, определяющие эти правовые статусы:

  • налоговый кодекс РФ;
  • закон от 29 ноября 2014 года № 382-ФЗ.

Доход от продажи земельного участка

Величину дохода рассчитывают по цене реализации земли, закрепленной в . С 1 января 2016 года в федеральный закон были внесены поправки по препятствованию уменьшения цены земельной недвижимости при ее продаже, с целью для минимизации величины налога.

Минимальная цена земельной недвижимости определяется по , помноженной на 0,7. Кадастровая стоимость земли указана в ее .

Пример: Кадастровая стоимость участка равна 7.000.000 рублей. Определим минимальную сумму продажи, по которой предусмотрен налог при продаже 7.000.000 * 0,7 = 4.900.000 рублей. Следовательно, при продаже недвижимости за меньшую цену налог будет выплачен из суммы 4 900 000 рублей.

​Налоговый вычет

Право на налоговый вычет имеют граждане при операциях продажи и приобретения земли. значительно уменьшит сумму налога. При реализации земельных участков, находящихся в собственности меньше 3 лет, предусмотрен налог величиной 13%.

Пример: Участок был продан за 1 500 000 рублей. Он был во владении 1,5 года. Сумма налога составила: 1 500 000 * 13% = 195 тысяч руб. При наличии права на налоговый вычет можно уменьшить сумму, облагаемую налогом, на 1 миллион рублей.

Пример: Цена реализации земельного участка равна 2 000 000 рублям. Он находился в собственности 2,5 года. После налогового вычета величина налога равна:

(2 000 000 – 1 000 000) * 13% = 13 тысяч рублей.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 220 НК, вычет величиной 1 000 000 рублей предусматривается при реализации участков земли или их части. Если доход при реализации земли был меньше 1 миллиона рублей, то, применяя вычет, можно освободиться от выплаты налога.

Для применения имущественного вычета надо обратиться в ИФНС, подав следующие бумаги:

  • заявление и декларацию;
  • справку с места работы 2-НДФЛ;
  • копии паспорта и ИНН;
  • копии и платежных бумаг.

Существует другой вариант уменьшения НДФЛ при реализации земли. Закон предоставляет право уменьшения суммы, подлежащей выплате налога, учитывая фактические издержки при покупке реализованной земли.

Пример: В 2016 году вы продали землю, находящуюся в собственности 1 год за 2 миллиона рублей. Ранее при его покупке было заплачено 1,7 миллиона рублей. Подоходный налог равен: 2000 * 13% = 260 тысяч рублей.

Применив право на налоговый вычет по фактическим издержкам, получим: (2 000 – 1 700) х 13% = 39 тысяч рублей.

Данное право надо доказать документально, представив с прописанной ценой, выплаченной при покупке реализованной земли.

Былые ограничения по применению налоговых вычетов всего 1 раз в жизни сейчас отсутствуют. Граждане вправе использовать их при каждой новой операции по покупке или продаже земли.

По налоговому вычету на земельный участок не распространяется понятие срока давности. Воспользоваться им можно в любое время, независимо от времени покупки. Промежуток времени, в течение которого производится возврат НДФЛ, определяется величиной дохода покупателя земли: чем выше доход, тем больше переводится средств по НДФЛ и быстрее производится вычет. Поэтому не каждый раз возврат осуществляется за 1-2 года. Остаток сумм возврата в очередном периоде переводится на следующие годы до окончательного погашения.

Правом по имущественному вычету могут воспользоваться все граждане РФ без каких-либо ограничений. Основное требование для получения - официальный стабильный доход.

Как получить вычет?

По реализации земельной недвижимости применяется многократно по факту покупки и . Для применения права на вычет гражданин обязан предоставить налоговую декларацию по завершении года и копии бумаг, доказывающих факт реализации земли.

Если гражданин намерен воспользоваться вычетом в сумме расходов, относящихся к получению доходов от реализации земли, надо предоставить копии бумаг, доказывающих наличие этих расходов (кассовые ордера и чеки, банковские платежные поручения и выписки, расписки продавца и так далее).

После надо сдать в налоговый орган по месту жительства составленную налоговую декларацию с копиями бумаг, доказывающих право на применение вычета при реализации земли. При приеме копий бумаг, доказывающих право на вычет, сотрудник налоговой службы должен сверить их с подлинниками документов.

Нет похожих статей.

Общая ситуация такова – при продаже земельного участка гражданин получает доход, а значит, обязан с него заплатить налог, который кратко называется – НДФЛ или Налог на Доход Физических Лиц.

Поправки в 224 статью Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся налога на продажу участка, были одобрены Госдумой в третьем чтении и вступили в работу в 2017 году.

При определении суммы налога исходят в первую очередь из того, является ли продавец резидентом страны. К резидентам относятся все, кто прожил в России не меньше 183 дней, причём независимо является ли он гражданином страны или нет.

Резиденту полагается платить налог за проданный земельный участок, хоть в родной Самаре, хоть на Занзибаре, и он будет составлять 13% от суммы продажи.

Нерезидент платит целых 30%, но уже только за участок в Самаре, заграничная земля в расчёт не идёт.


Таким образом, если продаётся участок, купленный после этой даты, им нужно владеть не меньше 5 лет – только в этом случае пойдёт речь о налоге. Другими словами, срок для таких выплат наступит только после 31 декабря 2020 года.

Для участка, приобретённого до 31 декабря 2015 года, включительно, период владения, который не облагается налогом – 3 года. Значит, выплаты налога не будет, если проданный участок был приобретён 20 июля 2015 года, а продан 22 августа 2017-го.

Обращаем внимание, что отсчёт времени владения купленным участком начинается с даты его регистрации в Росреестре. Если же участок был подарен или наследован, то отсчёт ведётся с даты составления дарственной или смерти предыдущего владельца.

По закону предполагаются и некоторые льготы на выплату налога при реализации земельного участка. Льготы связаны с обстоятельствами перехода участка в личное пользование продавца:

  • Во-первых, если он получен по наследству;
  • Во-вторых, если это был подарок в семейном кругу, при этом обязательно соблюдены все юридические формальности и подписаны все бумаги;
  • В-третьих, если продающий воспользовался в своё время предоставленным государством правом и приватизировал участок;
  • В-четвёртых, если объект продажи оказался во владении продающего ввиду его ухода и содержания в течение всей жизни другого лица-иждивенца, при этом также есть документальные подтверждения этих обстоятельств.

Оговорены и ситуации, когда налог не выплачивается совсем:

  • Во-первых, этот пункт рассматривается в прошедшем времени, когда участок фигурировал единственной жилой собственностью семьи, а вырученные деньги были потрачены на покупку другого жилья (излишне говорить, что всё требует документальных доказательств);
  • Во-вторых, когда сопоставляется стоимость участка и срок владения им – стоимость не превышает 5 миллионов рублей, а в собственном владении он находится уже больше 3 лет;
  • В-третьих, здесь обязательно предоставление подтверждающих документов, когда продаваемая стоимость участка оказывается не выше купленной.

Есть одна немаловажная деталь. Если на земельном участке располагаются ещё и строения – дом, отдельно стоящие подсобные помещения, то они рассматриваются, как самостоятельные объекты продаж. У каждого объекта могут быть разные сроки перехода в собственность продающего – тогда расчёт идёт отдельно по каждому объекту. Так, если у участка срок в 5 лет уже истёк, а за дом – нет (оно просто ещё 3 года строился – самая распространённая причина разницы), то налог платится только со стоимости участка.

Общий порядок выплаты налога выглядит следующим образом:

  1. Продавец знает кадастровую стоимость проданного объекта.
  2. За базу берётся доход от продажи.
  3. Умножаем кадастровую стоимость на 0,7.
  4. Сравниваем полученное значение с базой-доходом.
  5. В качестве исходной суммы для расчёта налога берётся 70% от кадастровой стоимости и только если доход оказывается меньше.
  6. Из полученной суммы вычитаются 10000 рублей, если продавец получает социальные льготы.
  7. Дальше можно выбрать одно из двух – налоговый вычет или вычет суммы, потраченной на покупку участка, обычно, конечно, выбирают, что больше.
  8. Налоговый вычет составляет 1 миллион рублей, если участок был в собственности не более 5 лет.

Из полученной величины и вычисляются 13 или 30% налога.

Декларация о доходе должна быть подана, как обычно, до 30 апреля, включительно. А оплата производится до 15 июля, включительно. Причём, сумму налога вычисляет сам гражданин, никакая налоговая здесь уже счёт не пришлёт.

Обращаем внимание на эти 4 месяца текущего года, с января по апрель, когда у продавца появляется практически больше года на выплату налога. Вы продаёте участок в феврале этого года, а платить налог будете только через 14 месяцев, в апреле следующего.

И лучше не «играть» с задержкой оплаты – штраф составляет 20% от полученного дохода за каждый день неуплаты, неустойка – 5%, но не меньше 1000 рублей в день.

Изменений на 2018 год в порядке выплаты описываемого налога пока не предполагается и, видимо, не будет. Такой вывод можно сделать исходя из того, что бюджет уже в Госдуме, и там нет никаких изменений.

С другой стороны, чтобы подстраховаться и не расходовать деньги сразу, министр финансов Силуанов «забил» в бюджет индексацию зарплат военным 1 января, а индексацию пенсий военным пенсионерам – 1 февраля. Но на состоявшемся совещании с президентом это решение было в миг изменено – Силуанов и не возражал. Поэтому, чтобы быть в курсе всех изменений необходимо постоянно следить за происходящими вокруг событиями. Вдруг дело дойдёт и до налога с продажи земельного участка.

Сегодня нас с вами будет интересовать налог с продажи земельного участка. Для многих эта тема становится действительно важной. Ведь всегда при получении того или иного дохода граждане должны производить определённые выплаты (проценты) в казну государства. За редким лишь исключением. Если этого не сделать, то можно нарваться на множество проблем. Сделки с недвижимостью - это процесс, который, в принципе, взносами облагается. Например, купля-продажа Налоги в этом случае могут уплачиваться или нет. Так какие случаи возможны?

По доходам

Начнём с того, что налогами облагаются многие сделки. Особенно в отношении собственности и имущества. Земля к ним относится. Это значит, что налог с продажи земельного участка платиться будет. Во всяком случае, в большинстве ситуаций именно такое правило будет распространяться в России.

Операция купли-продажи при этом будет расцениваться в качестве дохода физического лица. Ни для кого не секрет, что все налогоплательщики им облагаются. Без исключений. Стоит также отметить следующий факт: и земельного участка (либо просто участка) будет называться подоходным. Правда, есть здесь свои особенности. Какие именно?

Кто платит?

Например, в первую очередь нужно обратить внимание на самого плательщика. Налог после продажи земельного участка платится только собственником. А точнее тем, кто после сделки получил доход. Покупатель этой выплатой не облагается ни в коей мере.

Правда, исключения бывают. Допустим, состоялась купля-продажа земельного участка. Налоги будут выплачиваться всеми налогоплательщиками, которые были, как уже сказано, собственниками оного. Некоторые склонны полагать, что пенсионеры будут освобождаться от уплаты. Законодательно такое решение не имеет силы. То есть платится всеми и в полной мере. С этим придётся смириться.

Если же говорить о так называемом земельном налоге, то на него тоже нет никаких скидок и льгот для пенсионеров. За нахождение участка в собственности нужно вносить денежные средства в государственную казну ежегодно. И пенсионеры, и обычные граждане здесь равны. Надо ли платить налог с продажи земельного участка всегда? Нет. Бывают исключения.

Время владения

И огромную роль здесь играет промежуток времени, в который земля и прочая недвижимость была в вашей собственности. Всё дело в том, что подоходный налог, как мы уже выяснили, платится всегда и всеми. Независимо от социального статуса. Но исключения бывают.

Одно из них - это передача земли и недвижимости от близкого родственника по договору дарения. Получается, что человек вроде бы и получает прибыль в виде имущества, но налогом она не облагается. Также подоходный взнос в этом случае не будет платиться, если в собственности земля находится более трёх лет. Такие правила прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации. То есть достаточно владеть земельным участком более 36 месяцев, чтобы быть полностью освобождённым от подоходного налога при его продаже. Эту схему используют многие граждане. Вполне очевидный вариант, ведь участки нынче дорогие. А взимаемые проценты могут серьёзно ударить по карману.

Сколько платить?

Немного о том, сколько же придётся отдавать за совершённую Запомнить правило предельно легко. Налог с продажи земельного участка, как мы выяснили, называется подоходным. При этом обратить внимание нужно на то, что расчёты будут производиться по правилам, предусмотренным для подобных взносов.

О чём идёт речь? требует внесения в казну государства 13% от общей суммы полученных средств. То есть чем дороже вы продадите землю, тем выше окажется ваша задолженность. Никаких других формул или правил не предусмотрено. Это правило распространяется лишь на Это граждане, которые более 183 дней (учёт за год) находятся на территории страны.

Нерезиденты

Как мы уже заметили, налог с продажи земельного участка действительно необходимо платить. Причём делают это все граждане РФ. Налог, который взимается, называется подоходным. Он также имеет место в отношении иностранных граждан-нерезидентов. Получается, что даже гость нашей страны не может увильнуть от уплаты взносов в казну России.

Для подобных граждан действует несколько иное правило. Точнее, налоговая ставка, необходимая для расчётов, увеличивается. Насколько? Чуть больше, чем в два раза. Всё дело в том, что нерезиденты РФ облагаются при продаже земли в России налогом в 30%. Многие считают ставку в 13 процентов уже заоблачной, что уж говорить о 30! Но такие нормы установлены в законодательном порядке. Чтобы убедиться в этом, можно посмотреть официальный сайт Федеральной налоговой службы России. Там вы увидите, что налог с продажи земли для резидентов РФ установлен в размере 13%, а для нерезидентов - 30%.

Сроки уплаты

До какого момента нужно оплатить все счета? Здесь тоже имеются свои правила. Разумеется, слишком торопиться с уплатой налогов после продажи земельного участка не стоит. У вас будет достаточно времени, чтобы хорошенько подготовиться к этому процессу и произвести оплату в установленные сроки.

Есть так называемый налоговый отчётный период. Он длится до 30 апреля каждого года. И отношение имеет к предшествующему. То есть в 2016 году до 30 апреля нужно отчитаться перед государством за доход в 2015. Так что совершённые сделки могут немного подождать. Тем не менее отчитаться и представить специальную форму отчётности (3-НДФЛ) нужно до 30 апреля в каждом году. Не забывайте, данные берутся за предшествующий период.

А вот производить уплату налога с продажи (и дохода) можно до 15 июля того же года. Условно - до середины лета. В России огромное распространение получил так называемый авансовый платёж. Он оплачивается до 30.04 каждого отчётного налогового периода. Отталкиваться от этой даты проще. Можно заплатить заранее и не волноваться за возникновение долгов перед государством.

Паи

Взимается ли налог с продажи Этот вопрос интересует граждан не так часто, но он имеет место. Ответить тут, к счастью, можно однозначно - да. Это тоже будет считаться подоходным налогом. А значит, все правила, которые учитывались ранее, в отношении пая на землю тоже действуют. Сколько платить? Снова известная нам информация. Выяснилось, что резиденты РФ будут отдавать всего 13% от суммы сделки, а нерезиденты - 30. Никаких скидок и прочих особенностей тут нет. И увильнуть от уплаты не получится. Отсутствие платежа может привести к потере собственности, а также к проблемам с налоговыми органами.

Выводы

Какой следует сделать вывод из всего вышесказанного? Налог с продажи земли платится. Он называется подоходным. И от него не освобождается никто. За тем исключением, когда в собственности недвижимость находится более трёх лет. И неважно, есть ли на участке дом или нет. Факт остаётся фактом.

Граждане и резиденты страны вносят в казну государства по 13% от общей суммы сделки, а нерезиденты - по 30. В некоторых случаях можно сделать налоговый вычет. Но такая возможность имеется лишь у граждан РФ. Платится налог до 15 июля, а вот отчётность об оном нужно предъявить до 30 апреля года, следующего после осуществления сделки. Чаще всего вместе с этим производится оплата. Это будет авансовый платёж. Одним словом, ничего трудного, если хорошенько разобраться.

Субъектом в любой отрасли права выступает физическое лицо, организация, группа людей, которых можно прямо назвать носителями определенных правил обязанностей. Ими они наделяются в результате деятельности общества. Все права отмечены в правовых актах. Субъекты принимают активное участие в жизни общества, коллектива и всей страны.

Понятие

Участником выступает физическое лицо или организация, которые наделены управленческой правовой способностью. Между правами субъекта административного права и участниками административного правоотношения существует четкая грань отличия. Если рассматривать это ограничения с юридической точки зрения, то не каждый участник управленческого права может стать полноценным участников административного правоотношения.

К субъектам последнего нельзя отнести лица, которые осуществляют свою управленческую правоспособность при помощи их законных представителей. Для субъекта управленческого правоотношения характерно право обладания административной правосубъектностью.

На видео – понятие и виды субъектов административного права:

Признаки

Несмотря на то, что участником могут стать не только физические лица, но и ряд других объединений, организации, каждый из них обладает своими характерными отличительными особенностями. В общем, признаки субъектов состоят в следующем:

  1. Каждый из участников управленческого права имеет возможность и способность реализовывать свои права и законные обязанности в области государственного управления или административной правосубъектностью.
  2. Участникам представлена возможность принимать участие в отношениях, формирующихся в сфере административного права.
  3. Субъекты наделены внешней независимостью относительно осуществления своих прав и обязанностей в области государственного управления.

Что собой представляют , подробно указано в данной статье.

Какие они традиционные субъекты международного права, можно понять прочитав данную

Виды и классификация

На сегодняшний день субъекты АП имеют различную классификацию. Поэтому отсутствует однозначный и системный подход к решению проблемы. Но чаще всего при определении видов субъектов АП пользуются информацией, согласно которой они подразделяются на коллективные и индивидуальные.

Индивидуальные

В эту группу субъектов целесообразно отнести физических лиц, которые обладают административно правосубъективностью и возможностью состоять в административно-правовые отношения от своего имени. Цель такого вступления – это представления своих индивидуальных интересов или интересов других людей, используя полномочия, которыми субъект наделен по закону.

В группу индивидуальных субъектов можно отнести следующие группы:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица, не имеющие гражданства.

К основным особенностям индивидуальных участникам управленческого права можно отнести:

  1. Отношение между участника контролируются нормами рассматриваемого права.
  2. Отношения между индивидуальными участниками и участниками исполнительной власти должны быть постоянно уравновешены.
  3. Правоспособность у отдельных лиц наступает в момент их рождения.
  4. Разные люди обладают различной правоспособностью, отличной по объему.

Согласно законодательству имеются определенные обстоятельства, при наличии которых административно-правовой статус индивидуальных участников может быть ограничен:

  1. Чрезвычайные обстоятельства, к которым можно отнести массовые беспорядки, стихийные бедствия.
  2. При несовместимости с общественно полезной деятельностью.
  3. При невозможности гарантировать государственную безопасность.
  4. Выполнение неправомерных деяний.

Коллективные

Под коллективными субъектами понимают отдельные, организованные и независимые группы, которые наделяются правами вступать в сотрудничество с остальными участниками. В результате такого сотрудничества они становятся единым целым.

Группа людей, собравшаяся в коллектив, обладает определенными интересами. Вся деятельность коллектива осуществляется с учетом закона, а для его управления созданы отдельные механизмы. Коллективное объединение в административно-правовом сотрудничестве выступает от своего имени, за ним предусмотрены конкретные обязанности, предоставляются права.

Но, несмотря на это, коллективное объединение обезличивает определенных людей. По этой причине никакие изменения в личном составе не оказывают влияние на его название, правовое положение, а еще не отражается на его участии в правом процессе.

Коллективные участники административного правового процесса – это организации, сформированные физическими лицами. Количество людей здесь неограниченное. Они имеют свои органы управления и отдельное имущество.

Орган, который выполняет обязанности по оперативному регулированию организации, является администрация. На нее возложена управленческая функция внутри объединения. Администрация – это участник управления к починенным органам и работникам. Если рассматривать администрацию во внешних административно-правовых отношениях, то там она является объектом управления общественных органов исполнительной власти.

Организация – это еще один вид коллективных субъектов. Она формируется для реализации конкретных задач: производство имущественных и духовных благ, осуществление законных прав и интересов ее участников.

Под организацией понимают совокупность людей, которая выполняет деятельность, направленную на осуществление конкретных целей и совершаемую по обозначенным правилам.

К признакам организации можно отнести:

  • совокупность людей;
  • реализация деятельности согласно установленным целям;определение задач организации;
  • имеется основной вид деятельности;
  • соответствующие правила функционирования;образование структуры;все компетенции и должности установлены по правовым нормам.

Для тех кто хочет понимать об , стоит прочесть данную статью.

Будет важно знать, что такое

Участники АП – это важный элемент в становлении управленческого права. Благодаря им становится возможность регулировать отношения в сфере АП. Субъекты имеют право объединяться в группы, создавая так называемые коллективы. Внутри организаций присутствуют свои механизмы управления и правовые обязанности. Вступать или выходить из сообщества каждый гражданин может совершенно свободно.

Субъект административного права – это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус.

Правовой статус субъектов административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.

По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Организации как субъекты административного права, прежде всего, надо разделить на государственные и негосударственные. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата – представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации – производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан – профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации – частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

Среди столь многочисленных субъектов административного права, тем не менее, выделяются как основные, приоритетные, два вида субъектов – граждане и органы исполнительной власти.

Административно-правовой статус гражданина

Административно-правовой статус гражданина включает в себя четыре разновеликих элемента.

Первый и самый большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В Российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ : «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Сформулированный в ст. 2 Конституции РФ характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства стран и народов мира, что нашло свое закрепление в важнейших актах международного права, принятых Организацией Объединенных Наций и Европейскими организациями*.

* Например, Советом Европы 4 ноября 1950г. была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, в 1991 г. приняло Декларацию прав и свобод человека и гражданина, которая вошла в ныне действующую КонституциюРФ.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, причем в данном статусе личности важное место занимают и нормы административного права.

Конституция РФ признает естественную природу прав и свобод человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17).

Среди провозглашенных в Конституции РФ основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20), на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).

Провозглашая права личности, Конституция РФ определяет для личности и определенные обязанности, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

Вместе с тем Конституция РФ устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения прав личности только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ. Как субъект административного права, каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

Структура административно-правового статуса гражданина включает: 1) правовой статус личности, о чем речь шла выше; 2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), право на объединение (ч. 1 ст. 30), право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее, это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 36), и др. Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, например, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии, имени, отчества и др.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной профессиональной трудовой деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. Личности и гражданину для этого необходимы новые, дополнительные права и обязанности, т.е. сверх правового статуса личности и гражданина. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права.

И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина можно назвать статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого статуса субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей.

Итак, общий административно-правовой статус гражданина можно образно представить в виде «матрешки», когда в статус человека (личности) входит статус гражданина, в него – социальный, а затем и самый маленький по объему прав и обязанностей – особый статус. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что это единый статус, единый правовой комплекс прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.

Определенными особенностями характеризуется административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

С определенными изъятиями на территории Российской Федерации они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане России, если иное не оговорено законом.

Изъятия из этого общего положения: 1) они не могут избирать и быть избранными в государственные органы власти и органы местного самоуправления, 2) не несут обязанностей по военной службе, 3) не могут занимать служебные должности, если это предусмотрено соответствующим правовым актом, 4) им не могут быть проданы земельные участки, 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользованием информацией, составляющей государственную тайну, 6) исключительно к ним может быть применена и такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 32 1 КоАП).

Правовой статус органов исполнительной власти

Правовой статус органов исполнительной власти. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Статья 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ – это исполнительный высший орган государственной власти Российской Федерации. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В своей деятельности Правительство РФ руководствуется рядом основных принципов: верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. О полномочиях Правительства РФ имеются статьи в ряде федеральных законов и указов Президента РФ. Правительству подчинено большое число других федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т.д.).

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Пока такого закона нет (имеется лишь его проект, обсуждаемый в Федеральном Собрании). Системы органов исполнительной власти субъектов Федерации определяются сейчас главным образом их законодательством и отличаются значительным разнообразием. Однако наличие некоторых органов предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ (так, Законом РФ «О милиции» в республиках установлено наличие министерств внутренних дел, а в остальных субъектах Федерации – главных управлений или управлений внутренних дел; указами Президента РФ предусмотрено наличие в областях и краях глав их администраций, очерчены основы их компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти).

При рассмотрении компетенции федерального Правительства необходимо учитывать, что, хотя Президент РФ по Конституции 1993 г. не является более главой исполнительной власти (он теперь глава государства, призванный, в частности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти – ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), за ним сохранился ряд полномочий по осуществлению исполнительной власти (право назначения высших должностных лиц, присвоения высших чинов, рангов, воинских званий и т.д.). Решение таких вопросов, естественно, не входит в компетенцию Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, хотя Президент решает их, как правило, по представлениям этих органов.

Следует также иметь в виду, что Президент РФ является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и Председателем Совета Безопасности. В связи с этим ряд федеральных министерств и ведомств непосредственно подведомственны Президенту (см. гл. 13).

Правительство обязано выполнять указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему: Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.

Председатель Правительства – это не спикер его заседаний. Он, как сказано в Конституции РФ, «определяет основные направления деятельности Правительства... и организует его работу» (ст. 113). Право председательствовать на заседаниях Правительства имеет и Президент (п. «б» ст. 83 Конституции РФ). В таком случае Председатель Правительства уступает ему свое место председательствующего.

Подведомственные Правительству РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии России, службы, агентства, надзоры и т.д.

Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (например, Министерство РФ по атомной энергии, Министерство обороны РФ, Министерство путей сообщения РФ). Но есть и межотраслевые министерства (Министерство экономики, Министерство труда и социального развития РФ и т.д.). Имеются и министерства по крупным проблемам (Министерство по делам федерации и национальностей РФ). Некоторые государственные комитеты являются межотраслевыми органами (например, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии), другие – отраслевыми органами (Государственный комитет РФ по кинематографии). Иные органы федеральной исполнительной власти бывают и отраслевыми, и межотраслевыми, и проблемными (например, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная архивная служба России, Федеральная служба геодезии и картографии России, Федеральная служба налоговой полиции РФ). Наименование «надзор» имеют органы, возглавляющие системы контрольно-инспекционных органов (Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности).

Основы компетенции многих из этих органов (Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ и др.) очерчены федеральными законами. О каждом министерстве, ином федеральном органе исполнительной власти имеется Положение, утверждаемое или Президентом, или Правительством.

Многие федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы (пример тому – территориальные управления Государственного таможенного комитета, военкоматы – региональные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют должностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов по согласованию с субъектами Федерации.

Министерства Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры и другие руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации назначаются Президентом РФ. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руководители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами этих руководителей.

Понятие и признаки административного принуждения

Понятие и признаки административного принуждения. Административное принуждение наряду с убеждением является методом реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления, оно как система определенных мер обладает целым рядом специфических признаков, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения.

К основным признакам, характеризующим административное принуждение, можно отнести следующие.

Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

Данный признак административного принуждения необходимо подчеркнуть особо, поскольку некоторые авторы отрицают принудительный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.

Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.

Внешние формы проявления административного принуждения различны. Это обусловливается громадным разнообразием обеспечиваемых с их помощью отношений, целями, основаниями применения принуждения, содержанием компетенции органов и должностных лиц, которые наделены правом использования этих мер, и рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния, приостановление функционирования зрелищных учреждений вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция. Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы побудить, заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них, либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.

Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.

В этой связи очевидной становится особенность административного принуждения, которое должно заключаться в немедленном его применении, с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.

Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания (административные взыскания, например, за мелкое хулиганство). Однако эта деятельность судов (судей) не является правосудием в полном смысле слова, а составляет часть административного процесса.

Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например, правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранительных правил и т.д.

Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива, нарушитель непосредственно по службе не подчинен тем, кто применяет к нему меры административного принуждения, в отличие от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений. Здесь находит объяснение и то обстоятельство, что административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.

Процессуальный порядок его применения отличается оперативностью, относительной простотой и экономичностью. Административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике и появлением частных, акционерных и других негосударственных предприятий, учреждений и организаций расширяется сфера применения административного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных законодательными актами в области строительства, за нарушение земельного, налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарной безопасности, законодательства о рекламе и т.д.

Одним из важнейших признаков административного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основаниями применения административного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например, эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности, уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение правонарушения, т.е. преступления.

Виды административного принуждения

Виды административного принуждения. Административное принуждение охватывает понятие правовой ответственности, но им не исчерпывается, ибо не всякая принудительная мера, применяемая органами государства, может быть отнесена к разряду мер юридической ответственности. Более того, в обеспечении государственного управления первостепенное значение принадлежит не только юридической ответственности, но и другим видам правового принуждения. К ним, например, относятся те меры, назначение которых исчерпывается одним принуждением к исполнению возложенной на лицо обязанности или восстановлением нарушенного (нарушаемого) права.

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального обеспечения.

Меры административного принуждения направлены на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий (например, при эпидемии); затем, если правонарушение возникло, их цель – пресечь, прекратить его, и лишь позднее может появиться необходимость наложения взыскания, т.е. наказания правонарушителя. При этом применение административного взыскания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).

Статьей 239 КоАП предусмотрена возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Таким образом, речь идет в данном случае о мерах административного принуждения процессуального характера.

Понятие и признаки административного правонарушения

Понятие и признаки административного правонарушения. В Российской Федерации действует большое число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, другие – работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности, третьи – должностным лицам, занимающим определенные должности. Это правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей среды, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила паспортной системы, воинского учета, пограничного режима, таможенные правила и т.д.

Выполнение таких правил затрагивает интересы государства, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает людям нормально отдыхать. Безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям. Нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог. Нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.

Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой критерий, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет, то административное правонарушение.

Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил хранения, использования и перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление.

Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, хищение государственного или общественного имущества на сумму, превышающую минимальный размер месячной оплаты труда, считается преступлением, а на меньшую сумму – административным правонарушением.

Иногда квалифицирующее значение имеет форма вины: совершенное умышленно деяние считается преступлением, а по неосторожности - административным правонарушением. Например, причинившая значительный ущерб умышленная потрава посевов скотом или птицей всегда считалась преступлением, а совершенная по неосторожности – административным правонарушением, независимо от размера потравы.

Есть особенности в способах совершения административных правонарушений гражданами и должностными лицами. Граждане, в том числе «рядовые» работники предприятий, учреждений и организаций, отвечают только за нарушение установленных правил своими собственными действиями. Должностные же лица, т.е. лица, обладающие распорядительными полномочиями, кроме того, подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением другими людьми установленных правил, если обеспечение их выполнения входит в служебные обязанности этих должностных лиц (ст. 15 КоАП). Например, за допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством, должностные лица автохозяйства, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, подвергаются штрафу. Следовательно, применительно к должностным лицам в качестве конкретного специфического основания их административной ответственности предусмотрено необеспечение выполнения иными лицами тех или иных правил.

Имеются особенности административной ответственности родителей и лиц, их заменяющих. Они несут такую ответственность за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию детей и контролю над их поведением. Например, в связи с совершением хулиганства или мелкого хулиганства подростком в возрасте от 14 до 16 лет его родители могут подвергаться штрафу. Но здесь нет ответственности за чужую вину: родители несут ответственность не за хулиганские действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля над их поведением.

Чтобы нести административную ответственность (обладать административной деликтоспособностью), нужно достичь предусмотренного законом возраста. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет. Напомним для сравнения, что законодательство допускает иногда применение уголовной ответственности к лицам, совершившим преступления и в более раннем возрасте.

Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны, административной ответственности не подлежит. В данном случае применяется тот же принцип, что и в уголовном праве. Если, например, водитель автомашины с превышением установленной скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует в ситуации крайней необходимости. Стрелять из охотничьих ружей в населенных пунктах нельзя; за это предусмотрены штраф, возмездное изъятие ружья или его конфискация. Но если человек стрелял из ружья, чтобы припугнуть вооруженных бандитов, нападающих на него, пытающихся ворваться в его дом, то он не будет нести ответственность за стрельбу (необходимая оборона).

Законом установлен давностный срок наложения административного взыскания, оно может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (проживание без регистрации, уклонение от регистрации охотничьего ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения.

Законодательство закрепляет систему «гибкого реагирования» на административные правонарушения и не требует, чтобы всякое такое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах давностного срока. При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 22 КоАП). Кроме того, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности в связи с передачей материалов на рассмотрение общественности, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия, а не административное взыскание (ст. 21 КоАП).

В ряде случаев административное правонарушение влечет, в порядке исключения, не административную, а дисциплинарную ответственность. В результате появляется несоответствие вида правонарушения и вида ответственности за его совершение. Военнослужащие, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам, т.е. дисциплинарную ответственность. Однако за нарушение режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, они несут административную ответственность.

Как известно, есть и гражданские лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. Это, например, работники гражданской авиации, железнодорожного, морского и речного транспорта. В случаях, прямо предусмотренных соответствующими положениями и уставами, за совершение административных правонарушений при исполнении служебных обязанностей они несут дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях – административную ответственность на общих основаниях.

Понятие цели и особенности административной ответственности

Понятие цели и особенности административной ответственности. Административная ответственность – это один из видов правовой ответственности наряду с уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной. Она устанавливается государством путем издания его органами правовых норм, определяющих: а) основания ответственности; б) меры, которые могут быть применены к нарушителю; в) порядок рассмотрения дел о правонарушениях; г) исполнение указанных мер.

Общепринятым является понимание юридической ответственности как реализации правовых санкций, применение наказания, ибо оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

Следовательно, административная ответственность рассматривается как применение установленных законом административных взысканий за совершение административных правонарушений. Из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только административные взыскания выполняют функцию наказания, и только их применение влечет наступление административной ответственности (ст. 23 КоАП).

Итак, административная ответственность – это административное правовое принуждение. Это наступление для правонарушителя отрицательных последствий морального (предупреждение), материального (штрафа) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами (частное и общее предупреждение). Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя выражается в том, что государство, в лице полномочного органа, налагающего взыскание, осуждает нарушителя, совершившего противоправное деяние.

Для административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), который проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил, несоблюдение которых влечет административную ответственность, во-вторых, ответственность за административные правонарушения возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий. Своей всеобщностью административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой, в которой ответственность наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Административную ответственность можно рассматривать также как систему материальных и процессуальных правоотношений, поскольку ее возникновение и реализация осуществляются в определенных правовых рамках, которые устанавливаются юридическими нормами, реализуемыми в соответствующих правоотношениях. Нередко мы видим, что материальные и процессуальные правоотношения административно-правового характера сливаются, образуя единое целое, например штраф на месте совершения административного правонарушения. Здесь нет самостоятельного и отдельного административного процесса, отмечается так называемый усеченный процесс ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать, – это и законодательные органы Российской Федерации и субъектов Федерации, и федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

Наконец, это многообразие и множественность органов, полномочных применять административную ответственность: административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, главы администрации поселковых, сельских, районных, городских органов местного самоуправления, администрация краевого и областного уровня, районные, городские народные суды, судьи общих и военных судов, органы внутренних дел (милиции), органы государственного пожарного надзора, органы железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и еще десятки других органов административной юрисдикции, входящие в систему органов исполнительной власти.

Привлечение к административной ответственности не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Какие меры административной ответственности предусмотрены законодательством?

Предупреждение

Первой следует назвать такую меру, как предупреждение. Административным взысканием является лишь такое предупреждение, которое сделано путем вынесения письменного постановления или в иной установленной законодательством форме. Устное предупреждениене считается мерой административной ответственности (это мера чисто морального характера).

Административный штраф – это денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая может быть установлена или в рублях, или в кратном по отношению к минимальному размеру оплаты труда размере (второе установлено с учетом инфляции). Штраф, как и предупреждение, является наиболее часто применяемой мерой ответственности за административные правонарушения, причем почти за все.

Лишение специальных прав – вид административных взысканий. В данном случае речь идет, конечно, о лишении не конституционных или каких-либо иных прав, которыми граждане обладают непосредственно в силу закона, а только таких, которые решением компетентного органа предоставлены персонально данному конкретному лицу. Пример тому – лишение водительских прав за грубые нарушения правил дорожного движения, за управление автомашиной в состоянии опьянения.

Конфискация как мера административной ответственности – это принудительное безвозмездное отчуждение непосредственно в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершения административного проступка. Конфискуется, например, таможенным органом предмет, который нельзя перевозить через границу. Уголовное право допускает конфискацию имущества в целом, административное право – только отдельных предметов.

Наряду с конфискацией законодательством допускается в некоторых, правда, весьма редких, случаях и возмездное изъятие предмета. Так, нарушение правил приобретения, хранения и пользования охотничьими ружьями влечет штраф «с изъятием оружия с возмещением его стоимости или без такового». Во втором случае имеет место конфискация, а в первом – возмездное изъятие (охотничье ружье передается торгующей организации для продажи на комиссионных началах, а вырученные от реализации деньги, за вычетом комиссионных, отдаются бывшему владельцу ружья).

Законодательством предусмотрен и такой вид административного взыскания, как исправительные работы. Суть их состоит в том, что из заработной платы (заработка) нарушителя в течение определенного срока производится удержание в доход государства денег в размере, установленном в виде процента. Поскольку вычет из заработной платы (заработка) производится неоднократно, а реальный размер вычета зависит от величины доходов человека, то при высоких доходах нарушителя суммарный вычет может быть весьма значительным. Многие юристы предлагают исключить исправительные работы из перечня административных взысканий, так как такие работы практически означают «штраф в рассрочку».

Мерой административного взыскания является административный арест – кратковременное (сроком до 15 суток) лишение свободы за совершение некоторых административных проступков, граничащих с преступлениями, если к тому же нарушителя нужно немедленно изолировать от общества. Поскольку административный арест есть, хотя и кратковременное, но все же лишение свободы, применять такую меру разрешено только народным судьям (органы исполнительной власти и их должностные лица назначить административный арест не могут). Такая мера может быть применена за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции, народного дружинника или военнослужащего, участвующих в охране общественного порядка, и за некоторые другие правонарушения.

Установлено и такое административное взыскание, как выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 32 1 КоАП).

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении их через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.

Процесс по делам об административных правонарушениях

Процесс по делам об административных правонарушениях менее сложен, чем уголовный, и вполне понятно почему. Такие дела, как правило, более просты, а ответственность в данном случае менее сурова, чем уголовная. Многие административные правонарушения очевидны и бесспорны; здесь обычно нет необходимости производить расследование, включать в процесс прокурора и защитника. В то же время эффективность административных взысканий в очень большой степени зависит от оперативности их наложения.

Административные правонарушения часто настолько бесспорны и малозначительны, что одно и то же должностное лицо, согласно закону, и констатирует факт нарушения, и принимает решение о наложении взыскания, и даже тут же приводит в исполнение это решение (например, взимая штраф на месте). Но, несмотря на относительную простоту, процесс по делам об административных правонарушениях призван обеспечивать достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, наделяется широкими процессуальными правами: может знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика (если не владеет языком, на котором ведется производство), обжаловать постановление по делу. Дело должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном извещении человека о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Свидетелем по делу об административном правонарушении является любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. По вызову органа (должностного лица), в производстве которого дело находится, свидетель должен явиться в указанное время и в указанное место, дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы. Но принудительный привод свидетелей в отличие от уголовного процесса не допускается.

Органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях, может быть назначен эксперт.

Процесс по делам об административных правонарушениях не всегда имеет все известные стадии. Наибольшей простотой отличается процесс, когда предупреждение выносится, а штраф налагается и взимается на месте совершения правонарушения. Должностные лица, которым предоставлено право взимать штрафы на месте, получают под отчет бланки квитанций. При обнаружении нарушения, за совершение которого может быть наложен штраф, должностное лицо, наложившее его, тут же и взимает сумму штрафа, выдавая оштрафованному квитанцию. Копия ее остается у должностного лица. Денежные суммы, взысканные на месте, сдаются затем в соответствующий банк.

Законодательством установлено: о каждом административном правонарушении, кроме случаев, когда штраф взимается на месте, составляется протокол с указанием личности нарушителя, а также свидетелей. Законодательные акты об отдельных видах административных правонарушений более детально определяют требования, которые предъявляются к протоколу.

Все данные имеют большое значение. Например, точные сведения о личности нарушителя необходимы, чтобы обеспечить условия для последующей его ответственности, а о заработке и семейном положении – для определения размера штрафа или другой меры взыскания.

При изложении сути нарушения нельзя давать его общее описание (например, употреблять фразы вроде «нарушал общественный порядок», «нарушал санитарные правила»). Нужно точно зафиксировать, что делал или чего не делал нарушитель, какие конкретно правила он нарушил, т.е. в чем именно выразилось правонарушение.

Протокол подписывается уполномоченным на то должностным лицом или представителем общественности, составившим его, и нарушителем. При наличии свидетелей и потерпевшего протокол может быть подписан и ими. В случае отказа нарушителя от подписания протокола об этом делается запись, удостоверенная понятыми. Лицо, о котором составлен протокол, может внести в него собственноручно объяснения и замечания по существу дела, изложить мотивы отказа от подписания протокола и т.д.

А как быть, если у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могли бы сообщить о нем необходимые данные? В таком случае нарушитель может быть доставлен в милицию, помещение сельской, поселковой администрации или в штаб добровольной народной дружины (кое-где они еще работают) для выяснения личности и составления протокола. В случае, когда штраф, согласно законодательству, взимается на месте, а нарушитель отказывается его уплатить или расписаться в квитанционной книжке, указать свой адрес, а также при возникновении сомнений в правильности указания нарушителем сведений о себе и при отсутствии свидетелей, которые могли бы сообщить эти сведения, нарушитель тоже может быть подвергнут административному задержанию для выяснения личности и составления протокола. При совершении административных проступков некоторых видов (например, мелкого хулиганства) нарушители доставляются в милицию и при наличии документов, удостоверяющих личность.

Граждане, совершившие административные нарушения, могут быть задержаны, по общему правилу, на срок не более трех часов, а лица, находящиеся в состоянии опьянения, – до отрезвления. Задержанные по поводу мелкого хулиганства находятся под стражей до рассмотрения материалов о них начальником органа внутренних дел или народным судьей (однако, на срок не более суток). Несовершеннолетние нарушители находятся в «детской комнате» милиции до трех часов. Срок задержания исчисляется с момента доставления нарушителя туда, где задержание происходит. Доставление не входит в срок задержания, оно лишь предшествует ему.

По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении, за исключением случаев исполнения взыскания на месте, выносится письменное постановление. Оно оформляется как отдельный документ, а в случаях, предусмотренных законодательством, – как запись на протоколе о правонарушении. Постановление принимается на основании сведений, указанных в протоколе, и данных, полученных в ходе рассмотрения дела. В коллегиальном органе постановление принимается простым большинством голосов его членов, участвовавших в заседании. Постановление должно соответствовать смыслу и букве закона, быть обоснованным и справедливым. Вынесение постановления обязательно и в том случае, когда лицо признается невиновным в совершении административного правонарушения или когда оно признано виновным, но взыскание не наложено.

Постановление, принятое коллегиальным органом, выносится и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Поэтому гражданин, чье дело рассматривалось, имеет в случае личного присутствия возможность сразу же узнать содержание постановления. Законодательством, кроме того, предусмотрено, что постановление о наложении взыскания, по общему правилу, должно быть вручено нарушителю под расписку не позднее чем в пятидневный срок со дня вынесения.

Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения. Правда, из этого правила есть исключение: постановления народного судьи обжалованию не подлежат. Постановление о штрафе может быть обжаловано нарушителем или прямо в суд, или вышестоящему органу (должностному лицу), а потом – в суд, решение которого окончательно. Постановление о предупреждении, вынесенном на месте совершения нарушения, обжалуется в вышестоящий орган (должностному лицу).

При рассмотрении жалобы постановление о наложении административного взыскания оставляется без изменения, а жалоба – без удовлетворения, если будет установлено, что постановление законно и обоснованно. Постановление отменяется, и дело направляется на рассмотрение в компетентный орган, если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), не правомочным решать данное дело. Если компетентный орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении взыскания, неправильно квалифицировал административное правонарушение, или превысил свои полномочия, или при определении взыскания не учел обстоятельств, смягчающих ответственность лица, совершившего административный проступок, то орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, изменяет постановление по существу. Например, если суд, рассматривая жалобу на постановление о штрафе, обнаружит, что размер его превышает установленный законом предел, то он снижает сумму штрафа до этого предела. Если окажется, что штраф был наложен без учета тяжести нарушения, личности нарушителя и его имущественного положения, то суд может снизить размер штрафа. В случае незаконного наложения штрафа (отсутствие состава нарушения, отмена нормативного акта, предусматривавшего административную ответственность за такого рода деяния, и т.д.) суд выносит определение об отмене наложенного штрафа и прекращении производства по делу об административном правонарушении. Если действия органа (должностного лица), вынесшего постановление о штрафе, признаны законными, то суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Нужно учитывать, что и на стадии рассмотрения жалобы делообадминистративной ответственности согласно закону может быть прекращено.

Постановления о наложении административных взысканий могут отменяться и изменяться не только по жалобам, но и при их отсутствии – в порядке надзорного производства, причем в этом порядке могут быть отменены даже те постановления, которые обжалованию не подлежат. Например, как уже отмечалось, постановление народного судьи по делу о мелком хулиганстве обжалованию не подлежит, но может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим народным судьей, а также независимо от наличия протеста – председателем вышестоящего суда.

Постановление о наложении административного взыскания, вынесенное с соблюдением установленных законодательством требований, имеет силу исполнительного документа, обязательного для тех учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц, которых оно касается. Постановления эти выносятся, конечно, для того, чтобы быть реализованными. Иначе нарушитель не понесет реально того взыскания, которое ему было назначено.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях регулирует ответственность за ряд деяний только физических лиц – граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан. Наряду с этим имелись и имеются отдельные законодательные акты об административной ответственности предприятий, учреждений и организаций. Так, долгое время существовала ответственность в виде штрафа колхозов и государственных предприятий, расположенных в сельской местности, за невыполнение плана дорожных работ (штраф одновременно налагался на руководителей, а также колхозы и государственные предприятия). В связи с переходом к рыночной экономике сфера административной ответственности предприятий, учреждений и организаций расширяется. Они несут такую ответственность в виде штрафов, приостановления действия или аннулирования лицензий (а они дают право на занятие определенной деятельностью) за нарушения в области строительства, за нарушения земельного законодательства, налогового законодательства, нарушения правил пожарной безопасности, законодательства о рекламе и т.д.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...