Правовой статус личности израиля. Правовое положение граждан


В силу специфики образования Государства Израиль, а также таких факторов, как отсутствие единой писаной конституции, постоянный приток иммигрантов из различных регионов мира,

влияние религиозных кругов, пестрый этнический состав населения страны, нестабильность общего законодательства и т.

Д., создается особый правовой статус граждан. Основополагающим фактором при этом является наличие израильского гражданства. Приобретение израильского гражданства регулируется Законом об израильском гражданстве от 14 июля 1952 г., согласно которому право на израильское гражданство признается в силу репатриации в Израиль либо проживания в Израиле, по рождению, нату-рализации или в результате дарования. На основании ст. 2 Закона о гражданстве любой иммигрант (оле) автоматически приобретает израильское гражданство, если только не является уже израильским гражданином по рождению. Следует отметить, что в соответствии с положениями Закона о возвращении иммиграция в Израиль открыта только для евреев. В соответствии с этим законом каждый еврей имеет право прибыть в Израиль в качестве иммигранта, и виза иммигранта должна быть предоставлена любому еврею, выразившему желание поселиться в Израиле, если только ходатайствующий не занимался в прошлом или не занимается в настоящее время деятельностью, направленной против еврейского народа, или если его приезд в Израиль не угрожает безопасности страны, общественному порядку или здоровью населения. Каждый еврей, прибывший в Израиль до б июля 1950 г., также рассматривается как прибывший в страну в качестве им-мигранта. В соответствии с Законом о возвращении еврей определяется как лицо, рожденное от матери-еврейки и не перешедшее в другое вероисповедание, либо лицо, принявшее иудаизм. Права еврея по Закону о возвращении и права иммигранта по Закону об израильском гражданстве распространяются на нееврея супруга, детей и их супругов и внуков иммигрантов. Согласно поправке к Закону о возвращении 1971 г. любой еврей, находящийся вне пределов Израиля, может по своему желанию получить израильское гражданство, стать израильтянином. В данном случае понятие "израильтянин" в значении "гражданин" следует отличать от понятия -национальность" (еврей, араб, друз и т. д.). Следовательно, термин "национальность" не используется в значении "гражданин", как это обычно принято в англоговорящих странах.

В силу проживания в Израиле израильским гражданством обладают лица, бывшие гражданами подмандатной Палестины непосредственно перед образованием Государства Израиль и оставшиеся жителями Израиля на 14 июля 1952 г., но не обладавшие правом на гражданство по Закону о возвращении и согласно ст. 2 Закона об израильском гражданстве. По рождению израильским гражданством обладает лицо, если хотя бы один из родителей является израильским гражданином. Израильское гражданство по натурализации предоставляется, если ходатайствующий удовлетворяет следующим требованиям: находится в момент подачи прошения в Израиле; проживал в Израиле три из пяти лет, непосредственно предшествовавших подаче прошения; имеет разре-

шение на постоянное жительство в Израиле; поселился или намеревается поселиться в Израиле; обладает хотя бы элементарным знанием иврита; отказался от своего прежнего гражданства либо намерен отказаться от такового при получении израильского гражданства.

Получение израильского гражданства в силу натурализации должно быть подтверждено декларацией ходатайствующего о его намерении быть лояльным гражданином Израиля.

Процесс натурализации облегчается для лиц, которые состояли на израильской военной службе после 29 ноября 1947 г. (дата Резолюции ООН № 181) или которые потеряли сына или дочь на израильской военной службе.

Совершеннолетний израильский гражданин, не проживающий в Израиле или официально заявивший о своем намерении покинуть Израиль, может подать письменное заявление об отказе от израильского гражданства в Министерство внутренних дел. Вопрос решает министр внутренних дел, и податель заявления перестает быть гражданином Израиля с даты, устанавливаемой министром. Министр внутренних дел правомочен также лишать гражданства лицо, совершившее акт нелояльности по отношению к Государству Израиль или получившее израильское гражданство незаконным способом.

Наличие израильского гражданства позволяет лицу получить право участвовать в выборах и быть избранным в Кнессет, состоять в политических партиях и общественных организациях, участвовать другими способами в политической жизни страны, получать защиту со стороны государства, находясь за границей. Только граждане Израиля могут получать посты на государственной службе. Наличие израильского гражданства влечет за собой более суровую уголовную ответственность за совершение государственных преступлений, поскольку неотъемлемой частью правового статуса израильского гражданина является выполнение его долга перед своим отечеством.

Иностранцы, как и граждане Израиля, пользуются равными правами, включая право на неприкосновенность личности, собственности, жилища и другие личные права, а также всеми конституционными свободами и их юридическими гарантиями. Иностранцам предоставлено право участвовать в выборах в органы местного самоуправления.

В силу отсутствия единой писаной конституции или свода законов о правах и свободах личности права человека и гражданина юридически закрепляются действием различных законодательных актов, решений правительства, постановлений Верховного суда страны, судебной практикой, способами разрешения вопросов, связанных со статусом личности в различных этническо-религиозных общинах. В последнем случае способы разрешения споров могут разительно отличаться друг от друга и от действующих законодательных норм.

В соответствии с постановлением Верховного суда Израиля любая дискриминация на почве расовых, половых, религиозных, политических и идеологических различий запрещена законом, и это правило лежит в основе конституционной системы Израиля, поскольку суды, в случае сомнения, должны отдавать предпочтение такому решению вопроса, которое учитывает принцип всеобщего равенства перед законом. Различными законами декларировано равенство мужчин и женщин, принцип равной оплаты за равный труд, отменены привилегии мужа в вопросах собственности. Работодатели не имеют права отказывать в найме на работу на основании половой принадлежности, семейного статуса и на-личия детей.

В законодательстве Израиля с учетом действия международно-правовых актов по правам человека закреплены такие основополагающие права, как неприкосновенность личности, свобода вероисповедания, неприкосновенность брака, частной жизни, жилища, имущества и т. д. Это относится и к праву на справедливый суд, к свободе выбора местожительства, включая право на эмиграцию, к свободе слова и к свободе создания профессиональных, культурных и политических ассоциаций, право на подачу жалоб, петиций и т. д. Верховный суд Израиля так определяет свою задачу по защите прав и свобод граждан: "В нашем государстве, где основные права граждан не защищены конституцией, наш суд, как Высокий суд, призван защищать эти права и оказывать гражданам требуемую помощь, когда эти права и свободы нарушаются, действиями властей".

Особое место в перечне прав и свобод занимает свобода вероисповедания, причем в условиях Израиля эта свобода подразумевает два аспекта: с одной стороны - это свобода жить в соответствии с обычаями и заповедями своей веры, с другой - не исповедовать никакую религию. По закону свобода отправления культа не предусматривает каких-либо ограничений, за исключением слу-чаев, когда это влечет за собой нарушение общественного порядка. Принцип свободы вероисповедания в ряде случаев нарушается наличием системы раввинатских судов, которые в противоречии с законом защищают иудаизм. Имеются положения, противоречащие свободе вероисповедания и в Уголовном кодексе Израиля. В частности, предусмотрена уголовная ответственность за переход из одной религии в другую. Если одно лицо искушает другое перейти в другую религию, предлагая какие-либо материальные блага, такое действие рассматривается как уголовное преступление, и оба лица несут уголовную ответственность. Принцип свободы вероисповедания запрещает человеку оскорблять религиозные чувства окружающих. Этот запрет является прямым след-ствием, вытекающим из обязанности относиться с терпимостью к гражданам, исповедующим другие религии. Считается даже, что принцип свободы слова также должен быть подчинен этому требованию.

Законодательство Израиля защищает свободу выражать и распространять свои мысли любым способом как в устной, так и в письменной форме. Особое значение придается свободе печати, свободному доступу ко всем средствам массовой информации. Причем свобода печати рассматривается как особая форма свободы слова, которая имеет непосредственную связь с процессом демократизации страны. Свобода получения информации означает право любого гражданина "знать, что происходит вокруг него, внутри и за пределами государства".

Израильские граждане обладают правом создания ассоциаций и политических партий, а также свободы собраний и демонст-раций. В стране действует разрешительный режим проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций. Организаторы этих акций в общественных местах должны предварительно получить разрешение на их проведение в местном полицейском управлении. Основанием для отказа в проведении этих акций может быть только возможность возникновения угрозы общественному спокойствию и безопасности. При этом представление доказательств причин отказа лежит на полиции.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ИСТОЧНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ

СИСТЕМЫ ИЗРАИЛЯ

В.В.Оксамытный

Рассматривается сложная и оригинальная система источников израильского права, на становление и развитие которой оказали влияние как историческое право еврейского народа, так и институты западного и восточного права в целом.

Ключевые слова: государство Израиль, правовая система, правовые источники, еврейское (иудейское) право, западное право, восточное право.

Идентификация конкретного государства на правовой карте мира нередко представляется делом затруднительным и спорным, поскольку зависит от множества факторов, определяющих суть и направленность национального права. В современном сравнительном правоведении общепринятым является выделение двух основных ветвей правовых систем - западное и восточное право . Первой группе соответствуют такие важнейшие основы как римское правовое наследие; влияние христианства; европейская правовая традиция, воплощенная в идеях естественно-правового учения и личностном подходе; автономия личности в обществе. Вторая группа основана на синкретизме - соединении в праве нравственных, религиозных и юридических основ, на сакральных учениях и верованиях, требующих самопожертвования индивида ради общественных и государственных интересов, воплощает в себе идеи межличностного подхода, приоритет долга и обязанности.

В рамки указанных объединений не вписываются оригинальные правовые системы государств, носящие в силу исторических, религиозных и политических причин смешанный характер. В полной мере сказанное относится к правовой системе Израиля, государства как со сложной и противоречивой историей, так и с не неоднозначно оцениваемой современностью. В израильском праве находят отражение компоненты различных юридических традиций, а также правовых институтов, процессов и явлений как европейского (континентального и общего) права, так и религиозных основ восточного права. В стране практически действуют две системы религиозного права - иудейская и исламская, применяемые внутри еврейской и арабской общин. Для правовой системы Израиля вплоть до конца прошедшего века были характерно частичное сохранение франко-османского, английского и подмандатного права1 при постепенной замене их оригинальным национальным правом .

При исследовании источников израильского права чаще всего обращаются к анализу его иудейских основ2, что закономерно, но далеко не в полной мере характеризует современную правовую систему Израиля. Существенно различать еврейское (иудейское) религиозное право как историческое право еврейского народа и израильское национальное право как встроенную в государственный механизм систему официально действующих в стране нормативных положений и установлений.

В систему источников израильского права, соответственно, включены:

Законодательные акты, основные (конституционные) и обычные;

Акты исполнительной власти, принимаемые правительством, министерствами и иными властными структурами;

Акты судейского правотворчества (израильское прецедентное право);

Правовые обычаи, которые становятся таковыми в силу традиции, многолетней практики или по прямому указанию закона;

Нормы международного права, содержащиеся в международных договорах, получившее международное признание и не противоречащие израильским законам;

Доктрины и нормы иудейского (еврейского) права.

Еврейское право как понятие и термин появляется сравнительно недавно - в начале XX ве-

1Территория современного Израиля до 1918 г. входила в состав Османской империи, а в 1922-1948 гг. являлась подмандатной территорией Великобритании.

2Сказанное можно проследить по названиям разделов специальных изданий или статей, посвященных источникам права Государства Израиль, где доминируют такие обобщения как «иудейское право», «иудаистское право», «юдейское право», «еврейское право», «ивритское право» либо объединенное «еврейское (иудейское) право», перенесенные на характеристику всего национального права страны [См., в этой связи: 1, с. 224-246; 2, с. 157-162; 3, с.120; 6, с.678-743; 12, с. 368-390].

ка в среде «ставшей на путь национального возрождения еврейской интеллигенции» и применяется в целях интерпретации Галахи как книги иудейского закона «в качестве национально-самобытной правовой системы» . Оно, в свою очередь, имеет собственную систему источников, в которую, по мнению Менахема Элона, крупнейшего знатока еврейского права, входят: официальные, основанные на правовых материалах, дополняющих Письменную Тору; исторические, оказавшие влияние на право еврейского народа в долгий период повторного обретения государственности; юридические, получившие духовную легитимацию и указание на пути, «посредством которых, опираясь на авторитет Торы, каждая норма Галахи обретает обязательную для всех силу» .

Юридические источники еврейского права обладают сложившейся веками классификацией, в которую входят : Каббала - иудейское мистическое учение, рассматриваемое первым правовым источником, с точки зрения времени и по отношению к другим источникам. Этот источник постоянен, и его положение в еврейском праве статично, поскольку в силу своей природы он не поддается развитию и изменениям; Мидраш - толкование и комментирование Торы; Такана и гзера - законодательство галахических авторитетов, имеющих соответствующие полномочия; Обычай во всех его формах и проявлениях. Включая установленный порядок и процедуру; Дело как судебные решения, а также поведение и образ действий знатока Галахи в определенной конкретной ситуации; Понимание как правовая и общечеловеческая логика мудрецов Галахи.

Государство Израиль, возродившись в 1948 году, во-многом испытало на себе воздействие традиционной веры. Декларация независимости страны провозглашает: «В Эрец-Исраэль (стране Израиль) родился еврейский народ. Здесь сформировался его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создал национальные и общекультурные ценности и завещал миру вечную Книгу Книг (Библию)» . Считается, что исторически иудаизм, который не имеет в стране статуса государственной религии, перерос в «гражданскую религию» . А само иудейское право государством официально признано источником светского законодательства , и его компоненты отражены, в частности, в:

Официальной символике страны, где герб представляет собой геральдический щит с изображенной на нем менорой (семисвечником), стоявшей в Иерусалимском храме, а бело-голубой флаг отражает цвет молитвенного покрывала с изображением гексаграммы - шестиконечной звезды Давида, древнего еврейского национального символа;

В действии специальных актов, касающихся взаимоотношений между религией и государством (среди них законы о шаббате, празднике Песох, главном раввинате Израиля, раввинат-ских судах, кошерных продуктах, выращивании свиней и т.п.), и существенная часть из которых «противоречат принципам демократии, принятым в странах с либерально-политическими режимами» ;

В сфере действия раввинатских судов, которые оформляют акты гражданского состояния евреев, в том числе факты рождения, вступление в браки, разводы, алименты, опекунство, усыновление, регистрация смерти и т.п.3

Проявление воздействия иудейского права сказалось и на отсутствии в стране Конституции в ее привычном понимании как особого правового акта, устанавливающего первичные акты государства. Такая пробельность объясняется длящейся в Израиле борьбой между сторонниками светского и теократического подходов к проблеме места иудаизма в государстве и его правовой системе. Известно, что при образовании современного израильского государства религиозные ортодоксы отрицали необходимость принятия конституционного акта, мотивируя свою позицию следующим утверждением: «Еврейское государство должно быть создано и управляемо на основе принципа еврейской религии, то есть Торы».

Тем не менее, последующее развитие правовой системы Израиля показало необходимость принятие светских законов в виде положений и кодифицированных законодательных актов, в том числе целого ряда конституционных законов, получившими название «Основных». Ими регулируются положение главы государства, правительства, государственного контролера, Кнессета (парламента) , Иерусалима как столицы Израиля. Основные законы приняты в отношении армии и обороны Израиля, юридической власти, гражданских судов, свободы профессий, защиты челове-

Следует отметить, что вопросы личного статуса личности в иных религиозных общинах Израиля подлежат рассмотрению их специальными судебными органами - шариатскими для мусульман, друзскими религиозными судами и церковными для христиан, принадлежащих к десяти официально признанным в стране христианским общинам.

ческого достоинства и свободы личности, и др. Первенство конституционных законов подтверждается полномочиями Верховного суда Израиля проверять содержание актов, принятых Кнессе-том, на их соответствие Основным законам государства .

Полноправным источником права Израиля признаются и непосредственно решения самого Верховного суда («Высшего суда справедливости») страны, считающиеся судебным прецедентом, обязательным для всех нижестоящих судов. Основной закон о судопроизводстве 1984 года в ст. 20 «Утверждение юридических норм судопроизводства» подчеркивает: « (а) Юридические нормы судопроизводства, утвержденные Верховным судом, являются обязательным руководством для судов низших инстанций. (б) Юридические нормы судопроизводства, утвержденные Верховным судом, являются общими и обязательными для исполнения всеми другими судами» . Израильское прецедентное право на базе решений Верховного суда носит на себе отпечаток традиций и особенностей английского общего права и английской правовой культуры в целом.

Израильское общество представляет собой конгломерат исторических, национальных, этнических, конфессиональных и культурных связей, возникающих на фоне острых внутригосударственных и международных политических, социальных и экономических отношений. Правовая системы страны как политико-юридический феномен отражает неповторимость и специфику Израиля в современном мире, требуя к себе и пристального исследовательского внимания.

The article deals with the intricate and ingenious system of the Israeli law sources on the establishment and development of which has been influenced by the historical law of the Jewish people and the institutions of the Western and the Oriental law in general.

The key words: State of Israel, the legal system, law sources, Jewish law, the West law, the Oriental law.

Список литературы

1. Бехруз Хашматулла. Сравнительное правоведение: Учебник. Одесса: Феникс; М.: Транслит, 2008. - Раздел 3. Глава 1. Иудейское право

2. Бшорицький Г. Сврейське ^удейське) право: джерела та тенденцп розвитку //Порiвняльне правознавство. Ки!в, 2012. № 3-4

3. Воробьев В.П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности. М.: ИД «Национальное обозрение», 2001

4. Воробьев В.П., Воробьева Е.В. Верховный суд в конституционно-правовой системе государства Израиль. М.: МГИМО-Университет, 2008

5. Декларация независимости Израиля //URL: http://jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Festivals/Independence+Day (дата обращения 06.04.2013)

6. Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2008. - Раздел III. Глава 4. Источники религиозных правовых систем (на примере иудейского и мусульманского права)

7. Оксамытный В.В. Сравнительное правоведение и законоведение. Брянск: Изд-во БГУ,

8. Пилкингтон С.М. Иудаизм /Пер. англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998

9. Право еврейское //Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://www.eleven.co.il/article/13299 (дата обращения 05.04.2013)

10.Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник /Отв. ред. А.Я.Сухарев. М.: НОРМА, 2003

11. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник. М.: Юрист, 2007. - Тема 25. Глава 3. Правовая система Израиля. С. 440-445

12. Скакун О.Ф. Общее сравнительное правоведение: Основные типы (семьи) правовых систем мира: Учебник. К.: ИД «!н Юре», 2008. - Раздел 4. Глава 12. Иудейское (еврейское) право

13. Элон Менахем. Еврейское право /Пер. с ивр. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002

14. Oksamytnyi V.V. Legal Systems of the Modern World: Problems of Identification //Foundations of Comparative Law: Methods and Typologies. London: Wildy, Simmonds & Hill Publishing, 2011

Оксамытный В.В. - Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Института международного права и экономики им. А.С.Грибоедова, [email protected]

Конституция Израиля - формально не принятый основополагающий закон государства. Конституция Израиля находится в процессе создания путем принятия Основных законов Израиля.

Фактическая Конституция Израиля основана на Основных законах Израиля и других законах государства, на Декларации независимости, судебных прецедентах и принципах, заложенных в наследии еврейского народа. В Израиле пока нет формальной конституции. Среди причин, по которым до сих пор это государство не имеет Конституции, можно выделить следующие:

  • 1) наследие британской правовой системы (в Великобритании тоже, кстати, нет до сих пор Конституции, и пока никто не сомневался в демократичности ее политического строя);
  • 2) существование военного положения с 1948 г. и не отмененного до сих пор (когда в стране военное положение, принимать такой основной закон, как Конституция, вроде как и не принято);
  • 3) решительное противодействие этому ортодоксального политического лагеря, который в качестве Конституции готов принять только Тору, что, естественно, не устроит как светскую часть еврейского общества Израиля, так и нееврейское население этой страны .

Согласно Декларации независимости Израиль должен был принять конституцию вскоре после провозглашения государства в 1948 г. Война за независимость не позволила избрать для этого Учредительное собрание в намеченные сроки. Только 25 января 1949 г. было избрано Учредительное собрание, вскоре получившее название «Кнессет первого созыва». После длительных дебатов в Кнессете не было достигнуто согласия о принятии конституции.

Со времен Временного Государственного Совета и Учредительного собрания и по сей день продолжается работа над основными законами, которые, согласно решению Кнессета от 1950 г., «будут объединены и составят Конституцию государства».

Итак, по форме израильская «конституция» является смешанной. Израильский метод разработки конституции уникален: под действие основных законов подпадают вопросы, связанные с государственной собственностью, в то время как такие основополагающие законы, как Закон о возвращении (1950 г.) и Закон о равноправии женщин (1951 г.), вообще не входят в понятие основных законов. Права граждан признаются судебной практикой, хотя юридическая основа их расплывчата и, в отличие от других демократических государств, не закреплена в каком-либо едином акте. Различные законодательные акты так называемых основных законов предполагается в дальнейшем объединить в тексте единой конституции .

Определенное воздействие на израильское законодательство оказала практика конституционного права Великобритании, в которой также отсутствует единая писаная конституция. Особое значение в решении вопроса о постоянной конституции имело негативное мнение ортодоксальных религиозных кругов, опасавшихся снижения своего влияния на общественную и государственную жизнь страны.

Таким образом, существуют следующие части конституционной основы Израиля. Первая - писаные законы. К писаным источникам относятся органические законы, среди них можно выделить следующие:

  • органический закон «О должности президента» - он только вводит должность президента страны;
  • органический закон от 1964 г. «О полномочиях и функциях президента», он закрепляет с исчерпывающей полнотой правовой статус президента;
  • законы 1951 г. «О первом собрании» и 1955 г. «О втором собрании» регулируют порядок формирования и деятельности Кнессета (парламента);
  • законы 1960 г. «О гражданстве», 1962 г. «О возвращении» - содержание данных актов наполнено религиозной мистикой, в них содержатся декларативные нормы, которые призывают всех евреев возвратиться на землю обетованную (кто-то должен внести свой труд, а также свой капитал и т.д.), регулятивных норм практически нет.

Вторая часть - судебные прецеденты, так же как в Великобритании (решения вышестоящих судов, обязательных для нижестоящих, по аналогичным делам). В Израиле есть светские суды и есть суды религиозные. Поэтому выделяются правовые прецеденты и прецеденты религиозные. Практически все брачные отношения регулируются талмудом.

Третья часть - талмуд. Это свод древних религиозных законов. Вавилонская версия талмуда создавалась на протяжении более чем 1000 лет примерно вот таким образом: берется норма тори (пятикнижие Моисеево), она ни одним верующим евреем не подвергается сомнению. Воспроизводят ее в талмуде как именно норму (то есть галаку). А потом собирались древнееврейские мудрецы и начинали спорить, как эту норму применять. За галакой появлялась гавара (комментарий). И так они постоянно фиксировали на протяжении 1000 лет. И каждая ямара начиналась с того, что такой-то мудрец сказал, такой-то мудрец уточнил - так, по сути, закреплялись судебные прецеденты. Если находится подходящая норма талмуда, то она обладает бесспорным приоритетом по отношению к норме законодательства. Это серьезный источник и очень сложный, так как это и философская система, и система парадоксальной логики, и самое главное - это удивительное толкование права. Там кража наказывается строже разбоя (примерно в три раза), мудрецы это толкуют так, что если разбой, то можно защищаться (активно или пассивно, то есть бегством), а если кража, то от нее защититься нельзя. Многие права и свободы защищаются только на основе обычаев.

Теперь о высших органах власти. На первом месте по своей значимости стоит Кнессет (однопалатный парламент). В нем 120 депутатов. Избирается Кнессет сроком на два года, по мажоритарной системе относительного большинства. Активным и пассивным избирательным правом обладают все граждане Израиля, достигшие 18 лет. Не установлен минимальный барьер голосов. Есть система выборов по одномандатным (квоты нет) округам и по партийным спискам.

Из числа Кнессета избирается председатель, его заместитель и секретарь. Все депутаты должны работать в одном из постоянных комитетов. В финансовый комитет, комитет по обороне и по иностранным делам не допускаются депутаты от политических партий, если их партия в парламенте представлена менее чем пятью депутатами. Дело в том, что это самые важные ключевые комитеты, и считается, что если эти депутаты не очень поддержаны народом, они не могут быть представлены в данных комитетах.

Кнессет один из самых сильных в мире парламентов, это проявляется в его компетенции:

  • избирает президента сроком на пять лет.
  • назначает генерального ревизора - это интереснейшее должностное лицо - пожизненно. Требования к кандидату: он должен быть не моложе 35 лет, быть крупнейшим знатоком юриспруденции и финансов, обладать безупречной репутацией (Кнессет может его отозвать, если он совершит правонарушение или аморальный проступок). Но надо отметить, что за всю историю Израиля ни один генеральный ревизор не был спят, там хорошо умеют подбирать кадры;
  • является конечной инстанцией по защите прав и свобод граждан Израиля;
  • осуществляет контроль за расходованием финансовых средств абсолютно всеми государственными органами и частными структурами;
  • наделен чрезвычайными полномочиями;
  • принимает законы;
  • утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении;
  • принимает комплексные программы о строительстве и развитии еврей- скихпоселений (имеется в видутолько на оккупированных территориях);
  • утверждает пятилетние планы развития народного хозяйства;
  • отдельно устанавливаются пятилетние планы создания и развития кибуцев (колхозов);
  • устанавливается комплексная программа по переселению иммигрантов и их обустройства.
  • объявляет войну и принимает решение о заключении мира. Законодательная деятельность Кнессета осуществляется в соответствии со следующей процедурой. Выдвинутый на рассмотрение Кнессета правительственный законопроект должен пройти три чтения; законопроект, выдвинутый кем-либо из депутатов Кнессета (или группой парламентариев) должен пройти еще и так называемое предварительное чтение. После первого чтения закон передается в соответствующую парламентскую комиссию для внесения поправок, которые рассматриваются при втором чтении; при третьем чтении окончательная редакция закона ставится на голосование. Зачастую голосование по второму и третьему чтениям проходит одновременно. Процедура принятия законопроектов, утвержденных как минимум в первом чтении, но не прошедших окончательного утверждения, продолжается в Кнессете следующего созыва; рассмотрение остальных законопроектов прекращается и для их рассмотрения они должны быть заново выдвинуты после очередных парламентских выборов .
  • 11резилент является главой Государства Израиль. Порядок избрания, срок полномочий, статус и обязанности президента определяются Основным законом о президенте государства от 1964 г., с изменениями, внесенными в апреле и июле 1969 г., в 1996 г., 1999 г. и 2002 г. В прошлом президент избирался на пятилетний срок (по еврейскому календарю) простым большинством в ходе тайного голосования на специальном заседании Кнессета. В 1999 г. Основной закон о президенте был изменен и каденция президента страны была продлена до семи лет. Десять и более членов Кнессета могут выдвинуть своего кандидата, но ни один член Кнессета не может голосовать более чем за одного кандидата. Кандидатом на пост президента может быть любой гражданин Израиля, являющийся жителем страны. Президент наделен абсолютным судебным иммунитетом и освобожден от несения каких бы то ни было повинностей 725 .

Согласно статье 11 Основного закона о президенте в его функции входит подписание законов (за исключением трактующих его собственные полномочия); аккредитование дипломатических представителей государства и принятие верительных грамот иностранных дипломатов; подписание международных договоров Израиля после их ратификации Кнессетом; приведение к присяге судей и их отстранение от исполнения служебных обязанностей в определенных законом случаях; амнистирование и смягчение наказания осужденным.

Президент может подать в отставку, направив соответствующее письмо председателю Кнессета. В случае, если президент государства по какой-либо причине (состояние здоровья, несоответствие должности, порочащее поведение и т.н.) не может далее исполнять свои обязанности, Кнессет, согласно ст. 20 Основного закона, квалифицированным большинством в 3/4 голосов может принять решение об отстранении президента от должности. Согласно статье 23 (а) Основного закона в этом случае, как и в случае освобождения президента от должности или временного прекращения им выполнения своих обязанностей, последние переходят к председателю Кнессета.

11равительство. Премьер-министр избирается всем народом, а не парламентом. Поэтому в любой момент он может противопоставить себя парламенту. Это правительство именуют всемирным, так как в состав правительства входят представители крупнейших политических партий с правом совещательного голоса, лидеры крупнейших религиозных общин, крупнейших профсоюзов, иностранцы (представители еврейского между-

народного агентства). Получается, что это единственное правительство в мире, построенное но модели пирамиды.

Израиль относится к числу стран с парламентской моделью, которая предусматривает формирование правительства на базе итогов выборов в однопалатный Кнессет. Президент назначает главу правительства. Получив мандат, глава правительства формирует состав правительства и представляет его вместе с программой действий на утверждение Кнессету. Необходимость сформировать правительство возникает в пяти случаях: после выборов в Кнессет, падения кабинета в результате вынесения ему вотума недоверия, отставки правительства, отставки премьер-министра

или его кончины.

Очевидно, что текущее управление представляет собой чрезвычайно широкую и многообразную сферу деятельности. Правительство - это орган общей компетенции, а потому правовая регламентация такой компетенции - достаточно сложная задача. Поэтому в ряде конституций предметная компетенция правительства вообще не раскрывается. В других странах в конституции включен перечень полномочий правительства, который, как правило, не является исчерпывающим.

Конституции очень редко содержат развернутые постановления, излагающие компетенцию правительства. Порой компетенция правительства определяется методом исключения, то есть в нее включаются вопросы, которые не отнесены к ведению других государственных органов. Именно этим путем - определяя полномочия правительства методом исключения - пошел и израильский законодатель. Статья 32 Основного закона о правительстве (его ныне действующая третья редакция была принята в 2001 г.) гласит, что «правительство выполняет от имени государства, согласно закону, любые действия, выполнение которых не возложено законом на другие органы власти». Компетенция правительства в области управления исключительно широка и многообразна и охватывает практически все основные сферы общественной жизни.

При этом согласно ст. 33 (а) того же Основного закона «полномочия, переданные правительству согласно закону, могут быть делегированы правительством одному из членов правительства». Согласно ст. 33 (6) «члены правительства полномочны поручать сотрудникам подведомственных им министерств полное или частичное исполнение возложенных на них полномочии, за исключением полномочия выносить постановления».

Помимо собственной регламентарной власти и права на издание актов делегированного законодательства правительство располагает обширными полномочиями, позволяющими оказывать серьезное, а нередко и решающее воздействие на законодательный процесс. Это позволяет согласиться с утверждением профессора М.А. Сапроновой, отметившей, что «правительственная власть в Израиле может быть названа исполнительной с достаточной долей условности, поскольку она не столько исполняет решения парламента, сколько сама имеет самые широкие возможности для вынесения важнейших политических решений» .

Полномочия правительства Израиля в области управления включают назначения на ряд высших гражданских и военных должностей. Эти полномочия нс прописаны в Основном законе о правительстве, но они зафиксированы в других действующих в стране законодательных актах.

Принятый в 1976 г. Основной закон об армии объявляет правительство в полном составе главнокомандующим израильской армией. По Закону правительство имеет право назначать и увольнять начальника Генерального штаба. В Израиле, как и во многих других парламентских демократиях, именно правительству в случае внутренних волнений или внешней угрозы принадлежит право принятия чрезвычайных мер .

Когда в правительстве дебатируются вопросы, имеющие первостепенное значение или вызывающие разногласия, решающее значение имеет позиция премьер-министра. Во-первых, будучи лидером своей партии, которая всегда является крупнейшей в правительственной коалиции, он оказывает заметное влияние на голосование представляющих се министров. Во-вторых, в ведении премьер-министра находятся органы разведки и контрразведки - Служба внешней разведки (известная как Моссад) и Общая служба безопасности (ШАБАК). Они обеспечивают премьер-министра информацией и дают ему оперативные возможности, которыми не обладают остальные министры.

Израильский Основной закон о правительстве конкретизирует порядок формирования правительства (ст.ст. 7-11 и 13), однако сосгав и структура правительства в нем не детализированы. Закон оставляет правительству широчайшие полномочия по изменению его структуры и состава.

В ряде стран, среди которых США, Швейцария, Испания и другие, структура исполнительной власти урегулирована законом. В Израиле ситуация иная: количество и сферы ответственности конкретных министерств в законе не оговорены. Министр, которому поручено проведение в жизнь какого-либо закона, может взять на себя в этих рамках любые полномочия, предоставляемые государственному служащему, кроме полномочий судебного характера.

Действующая редакция Основного закона оставляет правительству широкие полномочия в том, что касается перераспределения обязанностей между различными министрами, а также в возможности временного замещения одних министров другими.

Не оговорено и постоянство структуры правительства. Согласно ст. 1S Основного закона «правительство полномочно по предложению главы правительства вводить в свой состав новых министров. В случае если правительство принимает решение о вводе в свой состав нового министра, глава правительства уведомляет Кнессет об этом решении, о новом министре и о его должностных обязанностях».

Существуют две наиболее распространенные модели преобладающей процедуры образования правительства. Одна - формирование правительства на парламентской основе, исходя из расстановки сил в парламенте, другая - внепарламентский способ образования высшего органа государственного управления.

На всем протяжении израильской истории ни одна партия не располагала абсолютным большинством в Кнессете, вследствие чего все израильские правительства были коалиционными. Решающая роль в формировании правительства и назначении его главы в Израиле, как и в большинстве демократических стран, принадлежит руководству политических партий, располагающих парламентским большинством . Это приводит к тому, что вопрос о кандидате на пост главы правительства предрешается заранее, если только одной из партий или ранее образованному блоку партий удастся захватить большинство мест в законодательном органе.

Как и в других странах, межминистерские комиссии в Израиле образуются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения. Статья 31 (

Как правило, межминистерские комиссии занимаются предварительной подготовкой вопросов, обсуждаемых на заседаниях правительства. Отдельные комиссии посвящены вопросам, касающимся наиболее деликатным вопросам национальной безопасности. Отдельные комиссии созданы в рамках заботы правительства об интересах различных секторов населения. Существуют и комиссии, связанные с подготовкой к возможным природным катаклизмам" 33 .

Наличие столь значительного числа комиссий приводит к тому, что каждый министр в среднем состоит в восьми-десяти из них параллельно, что, учитывая обязанности членов правительства по руководству возглавляемыми ими министерствами с одной стороны и круг их депутатских обязанностей - с другой, совершенно не оставляет им достаточно времени для изучения вопросов и документов, которые призваны рассматривать эти комиссии.

Основной закон о Государственном контролере (1988), заменивший аналогичный закон от 1958 г., который, однако, не имел «конституционного» статуса, предусматривает избрание государственного контролера Кнессетом на срок в пять лет. Один и тот же человек может занимать должность государственного контролера не более двух каденций подряд (ст. 8 соответствующего Основного закона). В исполнении своих обязанностей государственный контролер независим от правительства и несет ответственность только перед Кнессетом (ст. 6). Кнессет имеет право сместить государственного контролера большинством в 2/3 голосов депутатов, принимающих участие в голосовании (ст. 13). Согласно ст. 2 (а) Основного закона о Государственном контролере, его проверке подлежат: правительственные учреждения; лицо или группа лиц, ведающих государственной собственностью не на договорном основании; органы местного самоуправления; любое предприятие, учреждение, фонд или другое общество, в управлении которым прямо или косвенно принимает участие правительство или орган местного самоуправления; предприятие, учреждение, фонд или другое общество, получающее прямую или косвенную по-

мощь (в виде субсидий, дотаций, поручительств и т.п.) правительства или органа местного самоуправления .

Результаты проверки, осуществляемой государственным контролером, публикуются в ежегодных отчетах. В случаях, когда обнаруженные недостатки и нарушения имеют особое общественное значение, государственный контролер может предоставить отдельный отчет парламентской комиссии государственного контроля, которая может по собственной инициативе или по рекомендации государственного контролера принять решение о создании следственной комиссии, назначаемой председателем Верховного суда. Если в результате проверки возникло подозрение в совершении уголовного преступления, государственный контролер обязан довести дело до сведения прокуратуры и юридического советника правительства. В обязанности государственного контролера входит также выработка предложений по тем или иным вопросам в рамках его компетенции в ответ на запрос правительства или Кнессета.

Согласно принятому в 1971 г. дополнению к Закону о Г осу дарственном контролере, которое было зафиксировано также в ст. 4 Основного закона от 1988 г., в компетенцию государственного контролера входит и рассмотрение жалоб граждан; в этой роли государственный контролер именуется Уполномоченным по жалобам граждан (нецивтлунот хациббур). Любой гражданин может подать Уполномоченному жалобу на действия физических или юридических лиц и организаций, подлежащих проверке государственного контролера. Жалоба может быть подана на действия, прямо затрагивающие подателя жалобы или лишающие его каких-либо привилегий, если эти действия, по мнению подателя жалобы, противоречат закону (или совершены без законного основания), или не соответствуют принятым административным нормам, или чрезмерно строги, или явно несправедливы. Уполномоченный может издать любое распоряжение, которое он сочтет правильным, включая распоряжение о защите подателя жалобы, о восстановлении его в должности и т.п. Нарушение такого распоряжения является дисциплинарным правонарушением. Если при расследовании жалобы возникает подозрение в совершении уголовного преступления, уполномоченный обязан довести дело до сведения прокуратуры и юридического советника правительства.

Уполномоченный по жалобам граждан должен ежегодно представлять отчет о своей деятельности Кнессету, который рассматривает отчет и выносит по нему заключение и законодательные предложения. Аналогичные жалобы военнослужащих подлежат рассмотрению уполномоченного по разбору жалоб военнослужащих, назначаемого министром обороны после консультации с министром юстиции и с одобрения комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне. Уполномоченный по разбору жалоб служащих полиции и Уполномоченный по разбору жалоб служащих тюремной охраны назначаются министром внутренней безопасности с одобрения комиссии Кнессета по внутренним делам и окружающей среде.

Система судебной власти подразделяется на три уровня: Верховный суд, окружные и мировые суды. Верховный суд Израиля, или «Высший суд справедливости» (на иврите Багац), является высшей судебной инстанцией, решения которой являются обязательными не только для всех судебных органов, но и для исполнительной и законодательной власти. В состав Высшего суда справедливости входят 12 судей, количество которых определено решением Кнессета. Президент Верховного суда возглавляет всю судебную власть Израиля .

Хотя вопросы законодательства являются прерогативой Кнессета, Багац может обратить внимание парламента на целесообразность внесения тех или иных изменений в законодательную систему. Верховный суд также уполномочен определять, соответствует ли тот или иной законодательной акт Основным законам государства, а также объявлять недействительным любой документ, противоречащий конституционным нормам страны. Верховный суд также осуществляет функции апелляционного суда и в этом качестве заслушивает апелляции по уголовным и гражданским делам, судейские вердикты и другие решения, касающиеся парламентских выборов, дисциплинарных судебных вердиктов Ассоциации израильских адвокатов, административного задержания, жалоб заключенных и т.д.

В качестве Верховного суда Багац выступает как суд первой инстанции, рассматривающий и проверяющий законность решений госвласгей, правительства, органов местного самоуправления и лиц, занимающихся общественной деятельностью. Багац ведет дела, затрагивающие основы судебной системы, а также выходящие за рамки компетенции нижестоящих судов или трибуналов. Верховному суду принадлежит особое право пересмотра уголовного дела, по которому уже вынесено окончательное решение. Этим правом обладает непосредственно президент Верховного суда, его заместитель или кто-то из членов Багаца, назначенный лично президентом Верховного суда .

Говоря о деятельности Верховного суда Израиля в качестве Высшего суда справедливости, необходимо отметить четыре особенности. Во-первых, Высший суд справедливости лишен права предварительного конституционного контроля (которым обладают конституционные суды в ряде европейских стран, например, во Франции, в Португалии и в Румынии); иначе говоря, судьи отказываются рассматривать степень легальности того или иного законопроекта, имеющего те или иные шансы быть принятым Кнессетом, пусть даже он и прошел утверждение в предварительном, первом и/или втором чтении. В функции Высшего суда справедливости входит конституционный контроль над уже принятыми законами, а не их предварительный экспертный анализ.

Во-вторых, Верховный суд не наделен функцией «абстрактного контроля», которая подразумевает возможность подачи запроса в суд о конституционности принятых законов и других нормативных актов независимо от их применения в конкретных правоотношениях. Подобным правом в некоторых странах наделяются высшие органы исполнительной власти в лице, как правило, президента или премьер-министра. Израильский закон не наделяет кого-либо из руководителей законодательной или исполнительной ветвей власти какими-либо особыми полномочиями в вопросах конституционного права, что создает ситуацию, при которой все граждане страны имеют равные права подачи индивидуальной или коллективной конституционной жалобы.

Кроме того, в отличие от полномочий органов конституционного контроля в таких странах, как Франция и Австрия, судьи Верховного суда не могут инициировать рассмотрение вопроса о конституционности тех или иных решений по собственной инициативе. Израильский Высший суд справедливости обладает исключительно правом конкретного (инцидентного) контроля, который предусматривает, что вопрос о конституционности закона или подзаконного акта ставится, рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством. В этом проявляется третья особенность принятой в Израиле системы: Высший суд справедливости подчиняется принципу «связанной инициативы» - иными словами, он нс вправе рассматривать вопрос о конституционности нормативных актов, в том числе законов, по собственной инициативе.

Четвертой структурной особенностью конституционного правосудия в Израиле является то, что в отличие от конституционных судов европейских стран состав членов Верховного суда Израиля, осуществляющего конституционный надзор, практически не зависит от воли депутатов: в Комиссии по назначению судей, в которую входят девять человек, представлено лишь два члена Кнессета .

Окружной суд осуществляет функции суда первой инстанции и апелляционного суда, рассматривающего судебные постановления мировых судов. В качестве суда первой инстанции окружной суд рассматривает также те дела, которые выходят за рамки компетенции мирового суда или другого судебного органа. До недавнего времени окружной суд также заслушивал дела о гражданском состоянии. Теперь эти дела переданы мировым судам, фактически выступающим в этом случае в качестве судов но семейным делам. Подобные нововведения стали частью инициированного Багацем через Кнессет процесса всеобщей реструктуризации судебной системы, предусматривающей постепенную трансформацию окружного суда в сугубо апелляционный суд. Эта реформа также направлена на поэтапную передачу части полномочий Верховного суда (как высшей судебной инстанции страны) окружным судам, которые будут теперь функционировать также и в качестве административных судов.

Обычно окружной суд заседает в составе одного судьи. Однако когда окружной суд выступает в роли апелляционного суда (при рассмотрении решения мирового суда) или суда первой инстанции, рассматривающим особо опасные преступления (преднамеренное убийство, изнасилование, сексуальные преступления в семье, а также преступления, представляющие угрозу госбезопасности), то в таких заседаниях участвуют трое судей. В компетенцию окружных судов также входят вопросы, связанные с экономическими спорами, банкротством, жалобами заключенных, апелляциями по налогам и регистрацией кандидатов для участия в парламентских выборах .

Рамки полномочий мировых судов расширены за счет передачи под их юрисдикцию части полномочий окружных судов. Мировые суды рассматривают уголовные дела, срок наказания за которые не превышает семь лет, гражданские и семейные дела. Заседания мирового суда проводятся в присутствии одного судьи. Имеется пять окружных и 29 мировых судов, в которых работают около 400 судей.

Главными исполнителями судебной власти в стране являются судьи, которые назначаются решением президента страны по представлению Комитета по назначению судей. Этот высший кадровый и квалификационный орган состоит из девяти членов: трех судей (президента Багаца и двух членов Верховного суда), двух министров, один из которых - министр юстиции (без права голоса), двух депутатов Кнессета (без права голоса) и двух представителей израильской Ассоциации адвокатов. Возглавляет Комитет министр юстиции. Судьи назначаются по профессиональным, а не политическим соображениям. По достижении 70 лет судья уходит в отставку.

Независимость судебной власти гарантирована законом. Зарплата и пенсии судей определяются особыми постановлениями и решениями Кнессета в зависимости от выслуги лет каждого. В израильской судебной системе отсутствует институт присяжных заседателей. В гражданских делах государство, как и любое физическое лицо, является субъектом закона. В уголовных делах государство выступает в роли обвиняющей стороны. В любом судебном разбирательстве, где одной из сторон выступает государство, оно представлено прокурором или его замами.

В Израиле действуют также раввинатский, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Юрисдикция религиозных судов распространяется на вопросы, связанные с личным статусом граждан (брак, развод, алименты, опекунство и т.п.). В ряде вопросов юрисдикция религиозных судов совпадает с юрисдикцией окружных судов. Управление религиозными судами находится в ведении Министерства по делам религий (в настоящее время планируется передача данных полномочий в ведение Министерства юстиции).

Квалификационные данные судей, порядок их назначения, время пребывания в должности, жалованье и вознаграждения регулируются для раввинского суда Законом о даянах от 1955 г., для мусульманского суда - Законом о кади от 1961 г., для друзского суда - Законом о друзских религиозных судах от 1962 г. Постановления этих законов, с соответствующими необходимыми изменениями, аналогичны постановлениям о судьях в сводной редакции Основного закона о судебной системе и Закону о судьях от 1984 г.

Правовой статус органов местного самоуправления в Израиле имеет свою специфику. Следуя английской правовой традиции, израильский законодатель не выделяет муниципальное право как отдельную отрасль права. Муниципальные правоотношения регулируются нормами конституционного и административного права. Поэтому в израильской юридической литературе органы местного самоуправления зачастую именуются первичными административными органами.

Система органов местного самоуправления выглядит следующим образом:

  • муниципалитеты в городах;
  • местные советы в поселках городского типа и крупных сельских поселениях;
  • региональные советы, объединяющие небольшие населенные пункты .

В компетенцию органов местного самоуправления входит предоставление жителям коммунальных услуг (водоснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора и т.п.), а также благоустройство и развитие населенного пункта. В ведение местных органов передано также выполнение ряда функций государственных органов: школьное образование и социальное обслуживание в рамках данного населенного пункта. Финансовая основа местного самоуправления базируется главным образом на взимании муниципально- го налога (арноны), размер которого варьируется в зависимости от района проживания и может достигать весьма значительных сумм. В ведении органов местного самоуправления находится служба инспекторов муниципального надзора, компетенция которых включает ряд полицейских функций (охрана правопорядка на территории, наложение административных взысканий за нарушение правил парковки автотранспорта), обеспечение санитарного надзора, контроль за потребительским рынком. Инспекторы данной службы вправе иметь оружие.

Местные органы власги наделены правом принимать на своей территории нормативные акты (вспомогательные законы), вступающие в силу после их утверждения министром внутренним дел и публикации в официальном издании - «Ведомости». Министр внутренних дел вправе рекомендовать местным органам типовые (модельные) вспомогательные законы. Контроль над деятельностью органов местного самоуправления, включая санкционирование размеров муниципальных налогов и муниципального бюджета, а также размеры государственных дотаций, осуществляет Министерство внутренних дел. В случае если местный орган власти не в состоянии нормально дейсгвовать (нарушение бюджета, конфликты в местном совете, препятствующие его нормальной деятельности, и т.п.), министр внутренних дел имеет право распустить местную администрацию и временно передать управление специально уполномоченному лицу либо комиссии.

Все органы местного самоуправления в Израиле являются выборными. Правом голоса обладают все жители, достигшие к моменту выборов 18 лет

и постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования. В отличие от парламентских выборов активное избирательное право на муниципальных выборах предоставлено всем постоянным жителям муниципального образования, в том числе и не имеющим израильского гражданства.

Пассивным избирательным правом обладает всякий достигший возраста 21 года, являющийся постоянным жителем данной местности и зарегистрированный в качестве кандидата. Муниципальные выборы проводятся один раз в пять лет по избирательной системе пропорционального представительства на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. На муниципальных выборах избираются представительные органы - местные советы, с 1975 г. израильтяне избирают мэров городов и глав местных советов. Если на выборах депутатов местных советов выдвигаются партийные списки ведущих партий, то на выборах мэров победу может одержать и независимый кандидат .

Поселения, управляемые региональными советами, направляют в эта советы своих делегатов, избранных тайным голосованием поселковым комитетом либо комитетом кооперативного сельскохозяйственного поселения (кибуц, мошава). Министерство внутренних дел утверждает количественный состав делегатов в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Региональный совет избирает открытым голосованием председателя совета и его заместителей.

Низовой уровень территориального самоуправления представлен избираемыми жителями советами домов, контроль над деятельностью которых осуществляют инспекторы по многоквартирным домам с правами мирового судьи. Стоит заметить, что совмещение административных и правоохранительных функций характерно для Израиля как небольшого государства. Например, руководители окружных налоговых органов наделены статусом высших офицеров полиции в части расследования налоговых преступлений.

Маламуд А.И. Формирование, круг полномочий и структура Правительства в Израиле //Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. № 2. С. 23-25.

  • Воробьев В.П. Конституционно-правовое развитие Государства Израиль // БлижнийВосток и современность: сб. ст. Вып. 24. М., 2004 С. 25-26.
  • Выбор редакции
    Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

    У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

    © Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

    Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
    В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
    Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
    АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
    Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
    Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...