Квалификационный аттестат эксперта. Новые правила аттестации экспертов: тесты проходит один из трех


16-06-2017

Как стать экспертом в области экспертизы проектной документации?

Статья 49.1 Градостроительного Кодекса РФ содержит основные положения, касающиеся вопроса аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий. Аттестация экспертов для негосударственной экспертизы проектной документации проводится в том же порядке, что и для государственной. То есть, для того, чтобы проводить негосударственную экспертизу необходимо иметь соответствующую аттестацию.

Какие требования предъявляются к экспертам (претендентам)?

К лицу, которое имеет намерение стать аттестованным экспертом (или аттестованные ранее по другому направлению деятельности), предъявляются определенные требования:

  • По заявленному направлению деятельности эксперта претендент должен иметь высшее профильное образование;
  • Иметь постоянную регистрацию на территории Российской Федерации;
  • Иметь опыт в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности эксперта либо опыт работы на соответствующих должностях в аккредитованных на проведение экспертизы проектной документации организациях. В первом случае стаж работы должен составлять не менее 5 лет, во втором – не менее 3 лет;
  • У претендента должна отсутствовать непогашенная или неснятая судимость за совершение умышленного преступления;
  • Претендент должен обладать необходимыми знаниями в области законодательства РФ, а именно в области градостроительной деятельности и технического регулирования, касающимися выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

Следует отметить, что определенные требования предъявляются и к организации, имеющей намерение получить аккредитацию на право проведения экспертизы проектной документации. В частности, она должна иметь в штате 5 аттестованных экспертов по инженерным изысканиям и 5 - по проектной документации.

В соответствии с Положением об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (утв. постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 271) аттестация экспертов проводится Минстроем (Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации).

Профильный департамент Минстроя Российской Федерации ведет в электронном виде реестр аттестованных на право подготовки заключений экспертизы лиц. При выдаче, аннулировании или продлении срока действия квалификационного аттестата информация вносится в указанный реестр. Сведения из реестра доступны для ознакомления в сети «Интернет» на официальном сайте Минстроя России.

Порядок аттестации экспертов в Минстрое РФ

Государственная услуга по аттестации претендентов или экспертов предоставляется сроком на 5 месяцев. Для того, чтобы иметь допуск к проверке знаний, необходимо подать в адрес Минстроя заявление и необходимый пакет документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), почтовым отправлением либо в экспедицию Минстроя России. После рассмотрения документов в адрес заявителя будет направлено извещение о принятом решении. С планом аттестационной сессии и реестром лиц, которым оказано в допуске к прохождению аттестации, можно ознакомиться на официальном сайте Минстроя РФ. В случае допуска к экзамену необходимо пройти проверку знаний в форме устного экзамена или тестирования. По итогам экзамена и принятого решения Минстрой России издает приказ и размещает соответствующую информацию на сайте.

За проведение аттестации и выдачу квалификационного аттестата, также как и его дубликата, плата не взимается.

Основанием для отказа в допуске к квалификационному экзамену является несоответствие претендента (эксперта) требованиям, предъявляемым к потребителю государственной услуги.

Какие документы необходимо направить в адрес Минстроя?

Перечень документов является исчерпывающим. Сначала необходимо заполнить заявление, типовую форму которого можно скачать на официальном сайте Минстроя РФ. В заявлении необходимо указать ФИО заявителя, направление деятельности, ИНН, СНИЛС, профессиональный стаж работы с указанием занимаемой должности, образование, адрес места жительства, сведения об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

К заявлению необходимо приложить:

  • копию паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, а также копию документа, подтверждающего постоянное проживание в Российской Федерации (в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность, сведений о постоянном проживании в Российской Федерации);
  • свидетельство о смене фамилии.

Как проходит аттестация экспертов в Минстрое?

Аттестация, как мы ранее указали, может проводиться либо в форме устного экзамена, либо в форме тестирования.

  1. Устный экзамен проводится по направлениям деятельности 5. – 5.3.1. в ФАУ Главгосэкспертиза России. Для сдачи устного экзамена необходимо ответить на вопросы билета. Билет содержит 6 вопросов – 3 вопроса из области законодательства РФ о градостроительной деятельности и 3 вопроса из области законодательства о техническом регулировании в части, касающейся выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства, эксплуатации объектов капитального строительства или осуществления проектирования, строительства или эксплуатации данных объектов. Претенденту аттестационная комиссия может задать дополнительные вопросы, но не более чем 3.
  2. Компьютерное тестирование проводится по направлениям деятельности 1.-4.5. в ФАОУ ДПО «Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса». Билет содержит 200 вопросов, 100 вопроса из области законодательства РФ о градостроительной деятельности и 100 вопроса из области законодательства о техническом регулировании в части, касающейся выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства, эксплуатации объектов капитального строительства или осуществления проектирования, строительства или эксплуатации данных объектов. Для успешной сдачи квалификационного экзамена необходимо ответить верно, не менее чем на 170 вопросов билета.

По итогам успешной сдачи квалификационного экзамена выдается аттестат, предоставляющий право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Аттестат выдается сроком на 5 лет и может быть продлен на тот же срок по итогам переаттестации.

В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02

Минстрой выявил ряд нарушений в деятельности НОПРИЗ

Минстрой провел очередную проверку деятельности Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) на предмет соблюдения обязательных требований, установленных Градкодексом РФ.Проверка была проведена в соответствии с Приказом Минстроя России №665/пр от 22.10.2018 г. в период с 22 июля по 16 августа текущего года. В ходе проверки Минстрой выявил ряд нарушений в деятельности НОПРИЗ:1. НОПРИЗ не обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании средств компенсационных фондов и обязательной передаче дел членов 35 из 40 СРО, исключенных из госреестра СРО.2. Нацобъединение пренебрегает своими обязанностями в части рассмотрения жалоб, поступающих от членов СРО на саморегулируемые организации.3. Национальное объединение возвращает коммерческим организациям заявления о внесении сведений в госреестр без утверждения заключения о внесении или невнесении сведений о них.4. Реестр членов СРО ведется не по установленной форме.5. Отсутствуют стандарты на процессы, связанные с выполнением работ по подготовке проектной документации.6. Превышается установленный четырнадцатидневный срок рассмотрения заявлений физлиц о включении сведений о них в Национальный реестр специалистов (НРС) в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.7. В НРС включены сведения о физлицах, не имеющих необходимый общий трудовой стаж, специальность, направление подготовки в области строительства, повышения квалификации и заявительной документации, заверенной должным образом.8. При поступлении заявления от членов исключенной СРО о переводе средств компенсационных фондов на счета СРО, принявших решение о приеме таких лиц в свои члены, перечисление средств происходит с превышением сроков в два рабочих дня с момента поступления такого заявления.9. Превышаются сроки, отведенные на направление требований в кредитную организацию о переводе на специальные счета НОПРИЗ средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации. Такие требования не содержат отметку кредитной организации о получении.10. Утвержденным протоколом Всероссийского съезда НОПРИЗ от 25.11.2014 г. №1 в редакции, утвержденной протоколом от 26.04.2019 7. №7 уставом национального объединения: не установлена ответственность НОПРИЗ за члена исключенной СРО, исполнявшего функции техзаказчика от имени застройщика; предусмотрена защита интересов СРО только в органах государственной власти; не определено лицо, уполномоченное на принятие решения о включении сведений о физическом лице в НРС; не предусмотрено хранение дел членов исключенной саморегулируемой организации, которые передаются в национальное объединение СРО в соответствии с частью 16 статьи 55.6 Градкодексе РФ; не предусмотрено размещение на сайте НОПРИЗ Единого реестра членов СРО и НРС. 11. Регламентом о порядке создания, эксплуатации и ведении НРС в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, утвержденном протоколом № 14 Совета от 14.02.2017 г., в редакции, утвержденной протоколом №23 от 28.02.2018 г. установлены: в перечне требований к физическим лицам, желающим быть включенными в НРС, указан пункт об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления; включение сведений о физлицах, не имеющих специальности/направления подготовки в области строительства в национальный реестр возможно, при наличии диплома о переподготовке; представление копии диплома о профессиональной переподготовке в качестве документа о повышении квалификации; при отсутствии справки о наличии или отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, возможно принятие решения о включении сведений о физическом лице в НРС. 12. Порядок подготовки и утверждения заключений о возможности внесения или об отказе во внесении сведений о СРО в государственный реестр СРО, о возможности исключения сведений или об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО предусматривает: возврат заявительной документации о внесении сведений о некоммерческой организации (НКО) в госреестр, а также документации организации, без утверждения заключения о возможности внесения или невнесения сведений о такой организации в госреестр; выявление недостоверности заявительной документации служит основанием для утверждения Советом национального объединения заключения об отказе во внесении сведений о саморегулируемой организации в госреестр; неисполнение требований статьи 55.16-1 Градостроительного Кодекса РФ, не является основанием для утверждения Советом Национального объединения заключения об исключении сведений о СРО из госреестра по обращению органа надзора за СРО; непредставление саморегулируемой организацией уведомлений и документации, предусмотренных частью 6 статьи 55.18 ГрК РФ в НОПРИЗ в течение шести месяцев, является основанием для утверждения заключения об исключении сведений о СРО из реестра; ограничение прав НКО в части подачи заявительной и сопроводительной документации в электронном виде. 13. Порядок формирования Совета НОПРИЗ установлен в Регламенте Всероссийского съезда СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации (утвержден протоколом Съезда НОПРИЗ №2 от 10.04.2015 г. в редакции, утвержденной протоколом №7 от 26.04.2019 г.)По итогам проведенной проверки, согласно предписанию Минстроя, НОПРИЗ обязан в срок до 15 ноября 2019 года устранить выявленные нарушения.

ФГИС ЦС заполнена лишь на 12 процентов

Заместитель министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков сообщил, что федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) наполнена только на 12%.На сегодняшний день в классификаторе более 100 тысяч ресурсов, и при этом не все из них относятся к ценообразующим и не все используются.Наполнение системы по регионам происходит неравномерно. Информация, необходимая для формирования индексов ценообразования в строительстве, поступает в полном объеме только из 11 регионов из 85. При этом по плану индексы должны быть сформированы к 1 января 2020 года.Такое положение вещей не дает возможности достигнуть главной цели, так как экономически обоснованные индексы призваны актуализировать всю систему ценообразования.Волков заявил, что на случай значительного срыва сроков по актуализации системы ответственные за формирование системы проработали иной путь наполнения базы данных.Минстрой начал разрабатывать реформу ценообразования в строительстве еще в 2015 году и с 2021 года планирует провести пробный запуск ресурсной модели с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом по отдельным ресурсам. С 2022 года начнется полноценное применение ресурсного метода с применением сметных цен строительных ресурсов, определенных на основании результатов государственного мониторинга цен непосредственно от производителей и размещаемых во ФГИС ЦС.

База знаний

Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение

Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 - 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08

Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?

Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ. Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории». Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны. Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.

Срок давности результатов инженерных изысканий

Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий. Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба. Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения. Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг - а, как правило, это именно так - то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями. В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.

Действующий порядок проведения аттестации в минстрое предусматривает прохождение проверочного теста на компьютере и дополнительный устный экзамен для специалистов, претендующих на работу с проектной документацией по технически сложным (опасным) объектам, а также намеренным выдавать заключения по ОКС, возводимым за счет бюджетных ассигнований.

Главные изменения, внесенные в порядок проверки знаний:

  • задания в тестирующей программе меняются не реже 1 раза в 3 года;
  • на устном экзамене задается 6 вопросов, и допускается 3 дополнительных;
  • тест содержит 120 вопросов, на 110 из них нужно ответить правильно;
  • из 6 возможных ответов предлагается выбрать не менее 2 верных (верными могут оказаться все 6);
  • квалификационный аттестат выдается через 20 дней со дня подачи заявления.

В нашем институте подготовка эксперта проектной документации проводится по современной эффективной методике, помогающей освоить значительный объем сложного материала за ограниченный период времени. Ответы на вопросы проверены с привлечением членов Аттестационной комиссии.

Преимущества подготовки эксперта к аттестации в Минстрое в АНО ДПО "СИПКС"

  • В процессе обучения вы работаете с актуальной базой вопросов на 2019 год, которая используется Комиссией Министерства в соответствии с новым приказом Минстроя РФ от 08.04.2019 N 211/пр.
  • Мы предоставляем доступ к библиотеке законодательных и нормативных документов по Градостроительной деятельности и техническому регулированию.
  • Подготовка экспертов по негосударственной экспертизе проводится строго по планируемому направлению без включения несущественной информации.
  • Вы получаете достоверные ответы на тестовые и экзаменационные вопросы, подтвержденные результатами уже проведенных проверок.

Выбирая подготовку эксперта проектной документации в профессиональном образовательном учреждении, вы экономите свое время и в сжатые сроки получаете необходимый объем знаний. В случае отказа в выдаче квалификационного аттестата, специалист может повторно обратиться с заявлением не ранее чем, через 6 месяцев.

Порядок обучения с учетом новых правил тестирования

Научные сотрудники и преподаватели «СИПКС» разработали инновационную методику усвоения материала, которая помогает специалисту сконцентрироваться на нужных направлениях и не тратить время на изучение малозначимой информации. Она эффективно работает как при очной, так и дистанционной форме обучения.

  • Специально разработанная программа позволяет выбрать комплекс вопросов с учетом специфики конкретного направления.
  • Из возможных вариантов выбраны правильные ответы с комментарием и ссылкой на нормативные документы.
  • Во время подготовки можно получить консультацию преподавателя в любом режиме обучения.
  • Тесты можно проходить неоднократно в режиме, аналогичном тому, который применяется при сдаче в Минстрое.

Качественная подготовка эксперта к аттестации в Минстрое или переподготовка с целью получения аттестата по новым направлениям помогает чувствовать себя уверенно в любой обстановке. Специалисты, прошедшие обучение в «СИПКС» сдают экзамен с первого раза и тратят на прохождение теста значительно меньше 3-х часов, отведенных Правилами.

Заполните форму обратной связи, чтобы получить учебный план по нужному направлению, или позвоните по указанным на сайте телефонам. Преподаватель института ответит на все интересующие вас вопросы.

ГрК РФ Статья 49.1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий

1. Физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий при условии его соответствия следующим требованиям:

1) имеет высшее образование соответствующего профиля;

2) постоянно проживает в Российской Федерации;

3) имеет стаж работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее чем пять лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее чем три года;

4) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

5) обладает необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (в том числе требований к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов, проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, проводит аттестацию физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий и по итогам этой аттестации выдает квалификационные аттестаты на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий либо принимает решение об отказе в выдаче таких квалификационных аттестатов с указанием причин принятого решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Форма квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий действует на всей территории Российской Федерации.

5. Срок действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий составляет пять лет. Физическое лицо вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, с заявлением о продлении срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Порядок аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе порядок продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий аннулируется до истечения срока его действия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по следующим основаниям:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) установление факта участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;

2) установление факта представления для прохождения аттестации документов, содержащих недостоверные сведения;

3) вступление в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат, к ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности.

8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, ведет реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В реестре лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, должны содержаться следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество физического лица, которому выдан квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

2) дата выдачи и дата окончания срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

3) направления деятельности эксперта, по которым он может осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

10. Сведения, содержащиеся в указанном в части 9 настоящей статьи реестре лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

16-06-2017

Как стать экспертом в области экспертизы проектной документации?

Статья 49.1 Градостроительного Кодекса РФ содержит основные положения, касающиеся вопроса аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий. Аттестация экспертов для негосударственной экспертизы проектной документации проводится в том же порядке, что и для государственной. То есть, для того, чтобы проводить негосударственную экспертизу необходимо иметь соответствующую аттестацию.

Какие требования предъявляются к экспертам (претендентам)?

К лицу, которое имеет намерение стать аттестованным экспертом (или аттестованные ранее по другому направлению деятельности), предъявляются определенные требования:

  • По заявленному направлению деятельности эксперта претендент должен иметь высшее профильное образование;
  • Иметь постоянную регистрацию на территории Российской Федерации;
  • Иметь опыт в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности эксперта либо опыт работы на соответствующих должностях в аккредитованных на проведение экспертизы проектной документации организациях. В первом случае стаж работы должен составлять не менее 5 лет, во втором – не менее 3 лет;
  • У претендента должна отсутствовать непогашенная или неснятая судимость за совершение умышленного преступления;
  • Претендент должен обладать необходимыми знаниями в области законодательства РФ, а именно в области градостроительной деятельности и технического регулирования, касающимися выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

Следует отметить, что определенные требования предъявляются и к организации, имеющей намерение получить аккредитацию на право проведения экспертизы проектной документации. В частности, она должна иметь в штате 5 аттестованных экспертов по инженерным изысканиям и 5 - по проектной документации.

В соответствии с Положением об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (утв. постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 271) аттестация экспертов проводится Минстроем (Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации).

Профильный департамент Минстроя Российской Федерации ведет в электронном виде реестр аттестованных на право подготовки заключений экспертизы лиц. При выдаче, аннулировании или продлении срока действия квалификационного аттестата информация вносится в указанный реестр. Сведения из реестра доступны для ознакомления в сети «Интернет» на официальном сайте Минстроя России.

Порядок аттестации экспертов в Минстрое РФ

Государственная услуга по аттестации претендентов или экспертов предоставляется сроком на 5 месяцев. Для того, чтобы иметь допуск к проверке знаний, необходимо подать в адрес Минстроя заявление и необходимый пакет документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), почтовым отправлением либо в экспедицию Минстроя России. После рассмотрения документов в адрес заявителя будет направлено извещение о принятом решении. С планом аттестационной сессии и реестром лиц, которым оказано в допуске к прохождению аттестации, можно ознакомиться на официальном сайте Минстроя РФ. В случае допуска к экзамену необходимо пройти проверку знаний в форме устного экзамена или тестирования. По итогам экзамена и принятого решения Минстрой России издает приказ и размещает соответствующую информацию на сайте.

За проведение аттестации и выдачу квалификационного аттестата, также как и его дубликата, плата не взимается.

Основанием для отказа в допуске к квалификационному экзамену является несоответствие претендента (эксперта) требованиям, предъявляемым к потребителю государственной услуги.

Какие документы необходимо направить в адрес Минстроя?

Перечень документов является исчерпывающим. Сначала необходимо заполнить заявление, типовую форму которого можно скачать на официальном сайте Минстроя РФ. В заявлении необходимо указать ФИО заявителя, направление деятельности, ИНН, СНИЛС, профессиональный стаж работы с указанием занимаемой должности, образование, адрес места жительства, сведения об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

К заявлению необходимо приложить:

  • копию паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, а также копию документа, подтверждающего постоянное проживание в Российской Федерации (в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность, сведений о постоянном проживании в Российской Федерации);
  • свидетельство о смене фамилии.

Как проходит аттестация экспертов в Минстрое?

Аттестация, как мы ранее указали, может проводиться либо в форме устного экзамена, либо в форме тестирования.

  1. Устный экзамен проводится по направлениям деятельности 5. – 5.3.1. в ФАУ Главгосэкспертиза России. Для сдачи устного экзамена необходимо ответить на вопросы билета. Билет содержит 6 вопросов – 3 вопроса из области законодательства РФ о градостроительной деятельности и 3 вопроса из области законодательства о техническом регулировании в части, касающейся выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства, эксплуатации объектов капитального строительства или осуществления проектирования, строительства или эксплуатации данных объектов. Претенденту аттестационная комиссия может задать дополнительные вопросы, но не более чем 3.
  2. Компьютерное тестирование проводится по направлениям деятельности 1.-4.5. в ФАОУ ДПО «Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса». Билет содержит 200 вопросов, 100 вопроса из области законодательства РФ о градостроительной деятельности и 100 вопроса из области законодательства о техническом регулировании в части, касающейся выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства, эксплуатации объектов капитального строительства или осуществления проектирования, строительства или эксплуатации данных объектов. Для успешной сдачи квалификационного экзамена необходимо ответить верно, не менее чем на 170 вопросов билета.

По итогам успешной сдачи квалификационного экзамена выдается аттестат, предоставляющий право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Аттестат выдается сроком на 5 лет и может быть продлен на тот же срок по итогам переаттестации.

В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02

Минстрой выявил ряд нарушений в деятельности НОПРИЗ

Минстрой провел очередную проверку деятельности Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) на предмет соблюдения обязательных требований, установленных Градкодексом РФ.Проверка была проведена в соответствии с Приказом Минстроя России №665/пр от 22.10.2018 г. в период с 22 июля по 16 августа текущего года. В ходе проверки Минстрой выявил ряд нарушений в деятельности НОПРИЗ:1. НОПРИЗ не обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании средств компенсационных фондов и обязательной передаче дел членов 35 из 40 СРО, исключенных из госреестра СРО.2. Нацобъединение пренебрегает своими обязанностями в части рассмотрения жалоб, поступающих от членов СРО на саморегулируемые организации.3. Национальное объединение возвращает коммерческим организациям заявления о внесении сведений в госреестр без утверждения заключения о внесении или невнесении сведений о них.4. Реестр членов СРО ведется не по установленной форме.5. Отсутствуют стандарты на процессы, связанные с выполнением работ по подготовке проектной документации.6. Превышается установленный четырнадцатидневный срок рассмотрения заявлений физлиц о включении сведений о них в Национальный реестр специалистов (НРС) в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.7. В НРС включены сведения о физлицах, не имеющих необходимый общий трудовой стаж, специальность, направление подготовки в области строительства, повышения квалификации и заявительной документации, заверенной должным образом.8. При поступлении заявления от членов исключенной СРО о переводе средств компенсационных фондов на счета СРО, принявших решение о приеме таких лиц в свои члены, перечисление средств происходит с превышением сроков в два рабочих дня с момента поступления такого заявления.9. Превышаются сроки, отведенные на направление требований в кредитную организацию о переводе на специальные счета НОПРИЗ средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации. Такие требования не содержат отметку кредитной организации о получении.10. Утвержденным протоколом Всероссийского съезда НОПРИЗ от 25.11.2014 г. №1 в редакции, утвержденной протоколом от 26.04.2019 7. №7 уставом национального объединения: не установлена ответственность НОПРИЗ за члена исключенной СРО, исполнявшего функции техзаказчика от имени застройщика; предусмотрена защита интересов СРО только в органах государственной власти; не определено лицо, уполномоченное на принятие решения о включении сведений о физическом лице в НРС; не предусмотрено хранение дел членов исключенной саморегулируемой организации, которые передаются в национальное объединение СРО в соответствии с частью 16 статьи 55.6 Градкодексе РФ; не предусмотрено размещение на сайте НОПРИЗ Единого реестра членов СРО и НРС. 11. Регламентом о порядке создания, эксплуатации и ведении НРС в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, утвержденном протоколом № 14 Совета от 14.02.2017 г., в редакции, утвержденной протоколом №23 от 28.02.2018 г. установлены: в перечне требований к физическим лицам, желающим быть включенными в НРС, указан пункт об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления; включение сведений о физлицах, не имеющих специальности/направления подготовки в области строительства в национальный реестр возможно, при наличии диплома о переподготовке; представление копии диплома о профессиональной переподготовке в качестве документа о повышении квалификации; при отсутствии справки о наличии или отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, возможно принятие решения о включении сведений о физическом лице в НРС. 12. Порядок подготовки и утверждения заключений о возможности внесения или об отказе во внесении сведений о СРО в государственный реестр СРО, о возможности исключения сведений или об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО предусматривает: возврат заявительной документации о внесении сведений о некоммерческой организации (НКО) в госреестр, а также документации организации, без утверждения заключения о возможности внесения или невнесения сведений о такой организации в госреестр; выявление недостоверности заявительной документации служит основанием для утверждения Советом национального объединения заключения об отказе во внесении сведений о саморегулируемой организации в госреестр; неисполнение требований статьи 55.16-1 Градостроительного Кодекса РФ, не является основанием для утверждения Советом Национального объединения заключения об исключении сведений о СРО из госреестра по обращению органа надзора за СРО; непредставление саморегулируемой организацией уведомлений и документации, предусмотренных частью 6 статьи 55.18 ГрК РФ в НОПРИЗ в течение шести месяцев, является основанием для утверждения заключения об исключении сведений о СРО из реестра; ограничение прав НКО в части подачи заявительной и сопроводительной документации в электронном виде. 13. Порядок формирования Совета НОПРИЗ установлен в Регламенте Всероссийского съезда СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации (утвержден протоколом Съезда НОПРИЗ №2 от 10.04.2015 г. в редакции, утвержденной протоколом №7 от 26.04.2019 г.)По итогам проведенной проверки, согласно предписанию Минстроя, НОПРИЗ обязан в срок до 15 ноября 2019 года устранить выявленные нарушения.

ФГИС ЦС заполнена лишь на 12 процентов

Заместитель министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков сообщил, что федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) наполнена только на 12%.На сегодняшний день в классификаторе более 100 тысяч ресурсов, и при этом не все из них относятся к ценообразующим и не все используются.Наполнение системы по регионам происходит неравномерно. Информация, необходимая для формирования индексов ценообразования в строительстве, поступает в полном объеме только из 11 регионов из 85. При этом по плану индексы должны быть сформированы к 1 января 2020 года.Такое положение вещей не дает возможности достигнуть главной цели, так как экономически обоснованные индексы призваны актуализировать всю систему ценообразования.Волков заявил, что на случай значительного срыва сроков по актуализации системы ответственные за формирование системы проработали иной путь наполнения базы данных.Минстрой начал разрабатывать реформу ценообразования в строительстве еще в 2015 году и с 2021 года планирует провести пробный запуск ресурсной модели с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом по отдельным ресурсам. С 2022 года начнется полноценное применение ресурсного метода с применением сметных цен строительных ресурсов, определенных на основании результатов государственного мониторинга цен непосредственно от производителей и размещаемых во ФГИС ЦС.

База знаний

Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение

Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 - 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08

Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?

Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ. Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории». Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны. Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.

Срок давности результатов инженерных изысканий

Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий. Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба. Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения. Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг - а, как правило, это именно так - то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями. В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.

Правительство Российской Федерации изменило процедуру прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий. Подробности сообщила пресс-служба Главгосэкспертизы России.

С 1 апреля 2018 года в силу вступает постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1719 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271».

Обязательное повышение

С этого момента аттестованные эксперты обязаны повышать квалификацию по профилю, соответствующему направлению деятельности, не реже одного раза в три года, в организации, ведущей образовательную деятельность, требования к которой установлены Минстроем России. При этом эксперт обязан направлять в Минстрой России документ (копии диплома, свидетельства, удостоверения), подтверждающий повышение квалификации. В противном случае ведомство уполномочено приостановить действие квалификационного аттестата эксперта.

В перечень документов, представляемых экспертом в Минстрой России для прохождения переаттестации, включен документ о повышении квалификации по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности.

Двухэтапный подход

Постановление также устанавливает последовательную двухэтапную процедуру проверки знаний претендентов и экспертов, желающих получить квалификационный аттестат или продлить срок имеющегося квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, объектов, в отношении которых государственная экспертиза проводится федеральными органами исполнительной власти и организациями, уполномоченными на ее проведение, объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Аналогичный подход установлен в отношении получения или продления квалификационного аттестата на право подготовки заключений государственной экспертизы по итогам рассмотрения результатов инженерных изысканий, выполняемых для создания проектной документации в отношении перечисленных выше объектов.

Для остальных претендентов (экспертов) проверка знаний проводится в форме тестирования.

Правила проверки

Постановление изменяет и сами правила проверки знаний в форме тестирования. Так, с 200 до 120 уменьшено общее количество вопросов, на которые должен ответить претендент (эксперт), количество вариантов ответов, в том числе правильных, для каждого вопроса увеличено вдвое, а время прохождения тестового экзамена сокращено с 5,5 до 3 часов.

Для того, чтобы получить право на допуск к устному экзамену, нужно дать не менее 110 правильных ответов.

Постановление также предусматривает возможность досудебного обжалования результатов аттестации (переаттестации).

Кроме того, в соответствии с подписанным постановлением Минстрой России наделяется полномочиями по утверждению:

Формы заявления о прохождении аттестации (переаттестации) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий;

Требований к программам повышения квалификации экспертов проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, соответствующим направлениям деятельности.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...