Ликвидация отдела предприятия. Приказ о ликвидации предприятия


В последние годы неоднократно появлялась информация о разработке законопроектов, авторы которых хотели заставить работодателей платить НДФЛ с доходов своих работников не по месту постановки на учет работодателя-налогового агента, а по месту жительства каждого сотрудника. Недавно ФНС высказалась резко против подобных идей.

Образец приказа о ликвидации ООО

Участники общества вправе в любое время принять решение о ликвидации организации, в результате которой она прекращает деятельность без правопреемства (ст. 61 ГК РФ). Причем оформляется это решение не приказом о ликвидации ООО, образца которого не существует, а протоколом общего собрания участников, которое составляется в свободной форме, но должно содержать основные этапы процедуры ликвидации.

Принятие решения о ликвидации

Решение о ликвидации принимается на общем собрании участников, как правило внеочередном. Собрание должно быть проведено с соблюдением требований ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО). Если присутствовали все участники, то даже при нарушении процедуры собрание участников, на котором будет принят приказ о ликвидации предприятия, будет правомочным (п. 5 ст. 36 Закона об ООО).

Надо отметить, что решение о ликвидации принимается только единогласно (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Если кто-то из участников не согласен, то в добровольном порядке общество уже не получится ликвидировать. В этом случае участнику - инициатору ликвидации необходимо подать в суд иск о ликвидации, но при этом он должен будет доказать, что организация не может работать или дальнейшую деятельность сложно осуществлять (подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Что именно должны обсуждать участники на собрании? Законодательно это не определено, может быть обсуждена полностью процедура ликвидации, могут быть только согласовано всеми участниками решение о ликвидации и назначена ликвидационная комиссия. А затем уже выбранная ликвидационная комиссия будет решать, как организовать оптимально процедуру. При этом никаких требований по составу комиссии и должностям нет. Участники могут назначить работников общества, могут сами заниматься ликвидацией, могут привлечь постороннее лицо.

Но после того, как принято решение и назначена ликвидационная комиссия, полномочия по руководству обществом переходят к ней (п. 3 ст. 62 ГК РФ). В обязанности комиссии будут входить розыск и уведомление кредиторов, получение дебиторской задолженности и увольнение работников в связи с ликвидацией и другие обязанности, при этом необходимо соблюдать установленные сроки. Все расчеты проводить будет также ликвидационная комиссия, в том числе распределять имущество между участниками.

В связи с такими широкими полномочиями законодательством регламентирована ответственность комиссии за убытки, которые та должна будет возместить участникам или кредиторам (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

С 1 сентября 2017 года вступает в силу п. 6 ст. 57 Закона об ООО , согласно которому устанавливается предельный срок ликвидации общества - один год, продлить срок можно только в судебном порядке и не более чем на шесть месяцев.

Поэтому после вступления в силу ограничения срока процедуры по ликвидации ООО, видимо, будет необходимостью предварительная подготовка к ликвидации, как минимум инвентаризация и сверка с контрагентами.

Если в обществе один участник, то он принимает решение. Иногда это называют приказом о ликвидации организации, образец такого решения приложен к статье.

Также необходимо опубликовать информацию о ликвидации в СМИ и уведомить кредиторов, и эта обязанность также возлагается на ликвидационную комиссию. Это может быть указано в приказе о ликвидации предприятия, образец уведомления кредиторов может быть приложен.

Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» также содержит определённые требования - кредиторам должно быть предоставлено не менее двух месяцев для предъявления претензий. Кроме того, выявленных кредиторов необходимо уведомить персонально. Впоследствии кредиторы, которые не получили информации о ликвидации, могут оспаривать ликвидацию на том основании, что ликвидационный баланс содержал недостоверную информацию, при наличии задолженности она была не отражена.

В налоговый орган на первом этапе необходимо представить:

  1. Уведомление по форме N Р15001 (утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).
  2. Решение единственного участника или Протокол общего собрания участников, на котором принято решение о ликвидации общества.

Заполнить уведомление по форме Р15001 необходимо в полном соответствии с установленными требованиями, отсутствие данных может повлечь отказ в регистрации. Например, неуказание адреса электронной почты при подаче уведомления в электронном виде стало основанием для отказа. И суд поддержал правильность позиции налогового органа, указав, что это один из обязательных реквизитов заявителя при направлении через электронные каналы связи, и его отсутствие является нарушением порядка регистрации (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.02.2017 N Ф03-6510/2016 по делу N А73-9918/2016 ).

Несвоевременное уведомление налогового органа может повлечь штраф (

Утверждение решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) отнесено к кругу правомочий общего собрания участников такого юрлица, в случае если ликвидация производится на добровольной основе (см. п. 2 ст. 57 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ). Также данным органом ООО назначается ликвидационная комиссия (или ликвидатор) и определяется ее состав.

На законодательном уровне не регламентировано, сколько именно человек должно входить в такую комиссию и каковы критерии отбора в ее состав. Обычно численность и персональный состав комиссии определены в уставе ООО. Однако если это не сделано, данные вопросы разрешаются на общем собрании участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ). Чаще всего на эту роль назначают руководителя ООО, кого-либо из его участников или главного бухгалтера, хотя могут быть выбраны и иные лица. Ограничений в этой части закон также не содержит.

Даже когда в состав ООО входит всего 1 участник, для ликвидации названного юрлица все равно требуется назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора. Чаще всего в роли такого ликвидатора выступает как раз единственный участник ООО, хотя законом не предписано поступать только таким способом. Названную функцию может исполнять и иное лицо (лица).

Указанные назначения производятся по решению единственного участника ООО (ст. 39 закона № 14-ФЗ). Ниже по ссылке размещен пример такого документа, который может быть в дальнейшем использован в качестве шаблона для заполнения:

Ликвидация ООО по решению суда или налогового органа

Ликвидировать ООО можно как на добровольных началах (см. нашу статью «Пошаговая инструкция ликвидации ООО в 2015 году »), так и в принудительном порядке, по решению судебного органа в ситуациях, регламентированных п. 3 ст. 61 ГК РФ, в т. ч.:

  • По иску госоргана или органа МСУ.
  • Иску учредителя (участника) ООО. Причиной обращения в судебный орган в таком случае является невозможность реализации задач, поставленных перед ООО при его создании.

Представленный в п. 3 ст. 61 ГК РФ список оснований не является исчерпывающим.

К числу госорганов, наделенных законом правомочием на обращение в судебный орган с требованием о принудительной ликвидации юрлиц, относятся и органы ФНС России (п. 11 ст. 7 закона РФ «О налоговых органах РФ» от 21.03.1991 № 943-I).

При этом сама ФНС не правомочна выдавать ООО предписание о необходимости провести принудительную ликвидацию. Необходимо дождаться соответствующего судебного акта, т. к. процедура может проводиться только по судебному решению.

Итак, численность и личный состав ликвидационной комиссии законодателем не регламентированы. Также не определено, кто конкретно должен выступать в роли ликвидатора. Юрлицо самостоятельно определяет порядок их назначения. Для этого соответствующие положения вносятся в устав ООО. Другой вариант разрешения проблемы — определение состава комиссии и назначение ликвидатора на общем собрании участников ООО или посредством решения его единственного участника.

У организации могут быть подразделения, расположенные на территории, отличающейся от места нахождения организации. Это могут быть филиалы, представительства и другие формы подразделений. По каким-либо причинам головное предприятие может принять решение о закрытии подразделения. Зачем понадобится образец приказа о ликвидации обособленного подразделения, какие документы еще понадобится подготовить и в какие ведомства предоставить – давайте разберемся.

Ликвидация обособленного подразделения

Процедура ликвидации обособленного подразделения будет отличаться в зависимости от типа подразделения. Если организация принимает решение прекратить ведение деятельности через филиал или представительство, то понадобится подать пакет документов, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Если производится ликвидация подразделения в организации, сведения о котором не содержатся в ЕГРЮЛ (иные подразделения), то руководитель издает приказ о ликвидации обособленного подразделения.

В общем виде пошаговая инструкция по ликвидации обособленного подразделения выглядит следующим образом:

  1. Необходимо принять решение о желании ликвидировать обособленное подразделение. Издать приказ о ликвидации обособленного подразделения (образец приказа вы найдете ниже);
  2. В случае, если информация о подразделении содержится в уставе компании, то подготовить вносимые в устав изменения, принять решение о том, что в устав будут внесены изменения, составить заявление по форме №P13001 и направить пакет документов в инспекцию;
  3. Заполнить сообщение по форме С-09-3-2 и отправить его в налоговую инспекцию;
  4. Далее можно приступать к увольнению сотрудников при ликвидации структурного подразделения организации.

Обратите внимание, что обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом, поэтому процедура ликвидации отличается от ликвидации организации.

Увольнение при ликвидации обособленного подразделения

Процесс увольнения работников зависит от места нахождения подразделения, которое работодатель хочет закрыть. Так, вариантов может быть несколько: закрывают подразделение, которое находится в той же местности, что и организация, или местность различается. Под нахождением в той же местности стоит понимать административно- территориальные границы.

Рассмотрим первый случай – происходит увольнение работников при ликвидации подразделения предприятия, которое находится в той же местности, что и само предприятие, например, в Тульской области. Если при этом сама организация не ликвидируется, то уволить работников на основании ликвидации просто так нельзя – если в компании имеются рабочие места, работникам нужно их предложить. Если вакансий не имеется, работодатель может в установленном порядке провести сокращение работников.

Если происходит увольнение при ликвидации структурного подразделения, которое находится в местности, отличной от места нахождения организации, то трудовые договоры с работниками данного подразделения расторгаются по правилам ликвидации организации.

У многих работодателей вызывает затруднение вопрос об увольнении сотрудника в декрете при ликвидации обособленного подразделения. Если сотрудница трудится в подразделении, которое находится в другом городе, то она может быть уволена также, как и остальные работники.

Образец приказа о закрытии обособленного подразделения

Утвержденной формы приказа нет, поэтому образец приказа о закрытии обособленного подразделения организация может разработать самостоятельно. Какую информацию содержит приказ? Обычно приказ содержит дату составления, указание, какое представительство компания хочет закрыть (название, адрес), на каком основании. Приказ подписывается генеральным директором головного предприятия либо лицом, уполномоченным на совершение подобных действий.

Приказ руководителя кредитной организации (филиала кредитной организации) о закрытии внутреннего структурного подразделения кредитной организации (филиала) (Кабанов О.М.)

Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 09.08..

___________________________________________________________

[о закрытии внутреннего структурного подразделения]

(филиала) кредитной организации (филиала)

В связи с ____________________________________________________________,

(мотивы закрытия внутреннего структурного подразделения)

1. В срок до "___"________ ___ г. закрыть дополнительный офис

(кредитно-кассовый офис, операционный офис, операционную кассу вне

кассового узла) Банка (или: небанковской кредитной организации) по адресу:

______________________.

2. Начальнику (руководителю и т.п.) дополнительного офиса

досрочно расторгнуть договоры аренды помещений.

3. Начальнику хозяйственного департамента (административного управления

и т.п.) _________________ принять (и реализовать) имущество дополнительного

офиса (кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы

вне кассового узла) ________________ в срок до "___"________ ___ г.

5. Перевести в ___________ следующих сотрудников: ________________.

6. Отозвать доверенность начальника (руководителя и т.п.) ________

представительства Общества.

7. Начальнику (руководителю и т.п.) дополнительного офиса

(кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне

кассового узла) _________________________________________ закрыть все счета

дополнительного офиса (кредитно-кассового офиса, операционного офиса,

операционной кассы вне кассового узла) __________________ в банках.

Пошаговая инструкция ликвидации ОАО

Прекращение деятельности ОАО или одной из его структурных единиц может происходить по разным причинам. По общим правилам способ ликвидации зависит от того, кто принимает это решение, а также от организационно-правовой формы предприятия.

Однако, учитывая то, что филиал не имеет статуса юридического лица, следует более детально рассмотреть вопрос, который связан с ликвидационной процедурой этого обособленного подразделения.

Удаленная единица

Создание филиала относится к компетенции наблюдательного совета ОАО (ст.65 ФЗ «Об акционерных обществах»). Удаленная структурная единица наделяется имуществом основного юридического лица (ст.55 ГК РФ).

Переданное имущество должно отображаться на отдельном балансе структурного подразделения (ст.5 Закона).

При этом обязательным условия является постановка филиала на налоговый учет (ст.83 НК РФ), в качестве субъекта, исполняющего обязанности по уплате налогов (ст.19 НК РФ), а также внесение его в ЕГРЮЛ (ст.5 ФЗ «О государственной регистрации…»). Для обращения в орган ФНС отводится месячный срок (ст.23 НК РФ). Кроме того, в результате учреждения нового филиала головному управлению необходимо внести соответствующие регистрационные изменения в свой устав (ст.52 ГК РФ).

Правовой статус


Гражданский кодекс РФ относит филиалы к категории обособленных подразделений юридического лица. Аналогичная правовая позиция изложена в Налоговом кодексе (ст.11 НК РФ). Целью создания дополнительного отделения обычно является необходимость продвижения бизнеса, а также представление интересов головного управления в новом регионе страны. Стоит отметить, что эта структурная единица не имеет статуса юридического лица, а, следовательно, директор отделения выполняет свои функции исключительно на основании доверенности (ст.185 ГК РФ).

При этом филиал является полноправным субъектом трудовых правоотношений.

Основным документом акционерных обществ (закрытых или открытых) является устав (ст.52 ГК РФ). В связи с этим общий порядок учреждения филиалов и данные о них должны быть отображены в этом документе. Тогда как осуществление деятельности структурной единицы происходит на основании положения о филиале ОАО, которое разрабатывается и утверждается головным управлением.

Ответственность за деятельность филиала лежит на обществе. Прекращение деятельности структурных подразделений происходит в порядке, установленном законом для юридических лиц.

Возможность ликвидации


В случае возможной ликвидации общества в целом на налогоплательщика возлагается обязанность уведомить об этом органы ФНС как по месту основной регистрации ОАО, так и по месту расположения филиала. При этом налоговый орган имеет право проводить выездную проверку структурного подразделения, независимо от проверки основного юридического лица (ст.89 НК РФ). Как правило, полное закрытие филиалов ОАО происходит по причине прекращения деятельности общества.

В то время как ликвидация одного отделения может быть произведена из-за его неэффективной деятельности.

Ликвидационная процедура начинается с момента принятия соответствующего решения, которое утверждается на общем собрании участников общества (ст.49 Закона), за исключением принудительной ликвидации по решению суда.

Стоит отметить, что способ ликвидации также выбирают учредители компании. Поэтому, если прекращение деятельности ОАО происходит в результате реорганизации (слияния), тогда это приводит одновременно и к ликвидации обособленных подразделений (ст.16 Закона).

После того как будет закончена реорганизационная процедура, структурная единица юридического лица, что подверглось ликвидации, больше не может заниматься хозяйственной деятельностью. Завершающим этапом ликвидации филиала является передача документов в государственный архив по месту расположения подразделения.

Ликвидация филиала ОАО

Процедура, связанная с прекращением деятельности филиала начинается с момента принятия решения участниками общества, и уведомления органов ФНС о принятом решении. Исключением является принудительная ликвидация по решению суда. При этом к уведомлению необходимо приложить пакет документов, что подтверждают начало процедуры (ст.62 ГК РФ).

Предложение о ликвидации структурной единицы на рассмотрение общего собрания учредителей должен вынести наблюдательный совет.

Подобным образом происходит и назначение ликвидационной комиссии. К тому же решение о ликвидации должно принять большинство акционеров.

Дополнительным законодательным требования является ограничение по времени ликвидации, которое не может быть меньше, чем 2 месяца с момента принятия решения, а также 3 месяца, при необходимости увольнения персонала компании. В случае ликвидации ОАО с долгами, необходимо уведомить о начале ликвидационной процедуры всех известных кредиторов, включая тех, которые относятся к деятельности структурного подразделения.

Начало процедуры


Как было сказано выше, накануне ликвидации должно пройти общее собрание акционеров или оглашено судебное решение. Инициатором собрания выступает совет директоров. На собрании учредители ОАО должны принять протокольное решение о ликвидации филиала и создании ликвидационной комиссии.

Скачать образец протокола можно здесь:

Кроме этого, в случае ликвидации структурного подразделения необходимо подать заявление в орган ФНС о снятии его с налогового учета (п.5 ст.84 НК РФ).

По результатам рассмотрения этого заявления регистрирующий орган в течение 10 дней вынесет решение о снятии филиала с учета, однако, этот срок исчисляется с момента завершения выездной проверки. Образец заявления утвержден приказом ФНС от 11.08. N ЯК-7-6/488@.

Скачать образец заявления можно здесь: Р14001

К заявлению необходимо приложить:

  • протокольное решение о прекращении деятельности подразделения или решение суда;
  • документ, подтверждающий полномочия заявителя.
  • В то же время в филиале издается приказ о приостановлении деятельности и о подготовительных мероприятиях по его ликвидации. Образец приказа можно посмотреть в приложенном файле.

    Решение кадрового вопроса


    Увольнение рабочего персонала происходит в том же порядке, что и для юридических лиц.

    Поэтому для уведомления службы занятости и рабочего персонала о предстоящем увольнении сотрудников отводиться 2-месячный срок до начала события (ст.180 ТК РФ).

    Расторжение трудовых договоров происходит на основании ст.81 ТК РФ. Выплата заработной платы происходит согласно с положениями ст.64 ГК РФ.

    Ликвидационный орган


    Как уже говорилось, назначение ликвидационной комиссии входит в обязанности общего собрания учредителей. По общим правилам в ее состав входят лица, утвержденные акционерами. Однако если в составе учредителей ОАО есть государственная структура, тогда ликвидационный орган должен включать хотя бы одного сотрудника из комитета по управлению имуществом. Полномочия по управлению филиалом, переходят к комиссии сразу после ее утверждения (ст.21 Закона).

    В обязанности комиссии входит выполнение следующих действий:

  • публикация объявления о начале ликвидации структурной единицы ОАО в СМИ;
  • установление кредиторов и взыскание задолженности причитающейся филиалу;
  • инвентаризация имущества подразделения;
  • подготовка промежуточного баланса;
  • увольнение рабочего персонала подразделения компании;
  • удовлетворение требований выявленных кредиторов;
  • продажа имущества филиала, в случае нехватки денег для погашения обязательств;
  • подготовка ликвидационного баланса;
  • направление уведомлений о ликвидации филиала во все необходимые фонды;
  • подготовка внутренней документации для передачи в архив;
  • закрытие счетов в банках, уничтожение печати;
  • снятие подразделения с регистрационного учета, включая внебюджетные фонды;
  • получение свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • уведомление контрагентов.
  • Порядок прекращения деятельности филиала можно рассмотреть на примере ликвидации юридического лица (см. изображение).


    Схема ликвидации филиала ОАО

    Как указано в таблице, ликвидационный баланс обязательно утверждается общим собранием акционеров. Кроме того, об указанных документах ликвидационная комиссия должна направлять уведомление в регистрирующий орган. Тогда как погашение обязательств перед кредиторами происходит на основании промежуточного ликвидационного баланса в порядке очередности, которая установлена ст.64 ГК РФ.

    Уведомление госструктур

    Обязанность по уведомлению государственных структур, включая ФНС, ФСС, ФОМС и ПФ РФ лежит на юридическом лице, которое приняло решение о ликвидации филиала. Все дальнейшие действия осуществляет ликвидационная комиссия (ст.21 Закона), с учетом положений ст.63 ГК РФ.

    Если есть долги

    Как уже говорилось, ликвидация фонда может происходить по причине его неэффективной деятельности. В то же время по обязательствам структурных подразделений ответственность несет головное управление.

    Исходя из этого, ликвидация структурной единицы в связи с наличием долгов может стать походным основанием, но, не основным.

    Другими словами, если у подразделения есть задолженность перед третьими лицами, то ее погашение может произойти за счет собственного имущества, а в случае его недостаточности за счет средств основного юридического лица. В свою очередь, головное управление может поставить вопрос о прекращении деятельности подразделения в связи с его убыточностью.

    Последствия


    С момента госрегистрации о прекращении деятельности юридического лица заканчиваются его ответственность перед третьими лицами. Если же ликвидируется филиал, то ответственность по обязательствам переходит на головное управление ОАО.

    Впрочем законодатель возлагает на учредителей субсидиарную ответственность, если ликвидация подразделения проходит в порядке проведения процедуры банкротства, и будет доказана их вина в отношении неэффективной деятельности филиала (ст.3 Закона).

    Если происходит реорганизация общества, то в этом случае последствия и объем ответственности по отношению к правопреемнику будут определяться на основании разделительного баланса и передаточного акта (ст.59 ГК РФ).

    Скачать образец акта можно здесь:

    Исходя из этого, основным последствием для учредителей, является прекращение деятельности неприбыльного подразделения, которое наступит после проведения налоговой проверки и последующего внесения записи в ЕГРЮЛ (ст.63 ГК РФ), с одновременной передачей всей документации в архив.

    О прекращении деятельности филиала также необходимо внести соответствующие регистрационные изменения в устав ОАО в порядке, утвержденном приказом ФНС от 25.01. N ММВ-7-6/25@. Внесенные изменения в устав вступают в силу по отношению к третьим лицам с момента госрегистрации (ст.5 Закона).

    Оспаривание ликвидации


    Оспорить ликвидацию юридического лица или его отдельного подразделения могут кредиторы.

    В этом случае фактически происходит обжалование ненормативного правового акта или решения органа, ответственного за госрегистрацию и осуществившего внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

    Для этого заинтересованным лицам необходимо обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением (ст.198 АПК РФ). Согласно с требованиями процессуального законодательства иск может быть подан в 3-месячный срок, с того дня, как стало известно о нарушении прав.

    Если ликвидация подразделения была завершена, тогда ответчиком по делу будет выступать головное управление. В том случае, если ликвидация происходила на основании судебного акта, то порядок его обжалования устанавливается нормами процессуального законодательства.

    Ликвидация представительства иностранной организации может иметь политический подтекст. Схема процедуры здесь.

    Порядок ликвидации унитарного предприятия отличается от стандартного процесса. Подробнее в статье.

    Ответственность учредителей

    По общим правилам ответственность учредителей по обязательствам компании прекращается сразу с момента ее государственной регистрации. При этом юридическое лицо также не отвечает по обязательствам участников (ст.56 ГК РФ). Однако сохраняется солидарная ответственность учредителей по обязательствам, связанным с учреждением ОАО или возникшим до момента госрегистрации (ст.10 Закона).

    В то же время филиал не является юридическим лицом, а ответственность за его деятельность полностью лежит на головном управлении. Таким образом, можно прийти к выводу, что в случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов, обязательства по их погашению после ликвидации филиала переходят к ОАО.

    "Отдел кадров коммерческой организации" N 10

    Ошибки работодателей при увольнении работников в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП

    В современных условиях, открыв свое дело, многим организациям трудно удержаться "на плаву". Поэтому довольно часто работодатели расторгают трудовой договор по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуального предпринимателя. В статье рассмотрим на примерах судебных решений, из-за каких ошибок увольнение может быть признано незаконным.

    В случае прекращения деятельности обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

    Рассмотрим решение Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 26.04..

    А. обратился в суд с иском к ОАО "Каспийский завод листового стекла" об изменении формулировки основания увольнения на п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с соблюдением всех гарантий и выплатой компенсаций, предусмотренных ст. 178 ТК РФ, перерасчете выходного пособия и компенсации морального вреда. В обоснование своих требований А. указал, что он работал в ЗАО "Евростекло" в должности менеджера по логистике в структурном подразделении, расположенном в Ростове-на-Дону. Впоследствии организация была переименована в ОАО "Каспийский завод листового стекла". Приказом от 08.06.2009 было принято решение о закрытии обособленного подразделения ОАО "Каспийский завод листового стекла" в Ростове-на-Дону и перемещении общества в Махачкалу. В августе 2009 г. истец был уволен по п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (в связи с отказом от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем). А. считает, что расторжение трудового договора в связи с принятием решения о закрытии обособленного подразделения в Ростове-на-Дону возможно только по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с соблюдением всех гарантий и выплатой соответствующих компенсаций, предусмотренных ст. 178 ТК РФ.

    Исследовав материалы дела, суд нашел исковые требования подлежащими удовлетворению частично. Суд установил следующее.

    Согласно трудовому договору местом нахождения работодателя ЗАО "Евростекло" значится адрес: Республика Дагестан, Карабудахкентский район, село Карабудахкент. После переименования организации местонахождение работодателя не изменилось.

    Приказом ОАО "Каспийский завод листового стекла" от 08.06.2009 "О закрытии обособленного подразделения в г. Ростове-на-Дону" предусмотрено перемещение материальных ценностей и документации из Ростова-на-Дону в местонахождение ОАО "Каспийский завод листового стекла" (по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала).

    При увольнении А. по п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем выплачено выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

    Суд отметил, что в соответствии со ст. 54 ГК РФ и ч. 4 ст. 81 ТК РФ местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. В случае прекращения деятельности обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

    Из содержания приказа "О закрытии обособленного подразделения в г. Ростове-на-Дону" вытекает, что в данном случае имело место перемещение из Ростова-на-Дону в местонахождение ОАО "Каспийский завод листового стекла" (по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Степная, д. 37) не самого структурного подразделения, а лишь материальных ценностей и документации, что характерно и при прекращении деятельности подразделения, то есть ликвидации этого подразделения.

    Кроме того, приказ совета директоров ОАО "Каспийский завод листового стекла" "О закрытии обособленного подразделения в г. Ростове-на-Дону" указывает, что происходит не смена местонахождения, а именно ликвидация подразделения.

    С учетом вышеизложенного суд посчитал, что в данном случае имело место прекращение деятельности обособленного структурного подразделения ОАО "Каспийский завод листового стекла", расположенного в другой местности, а потому формулировка основания увольнения истца является неправильной.

    Согласно ст. 394 ТК РФ в случае признания формулировки основания увольнения неправильной суд обязан изменить ее и указать в решении точно соответствующее формулировкам закона основание увольнения, каковым суд считает основание, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, - ликвидация организации.

    В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев со дня увольнения (с учетом выходного пособия).

    Оценив представленные доказательства в совокупности, суд решил, что, поскольку формулировка основания увольнения истца является неправильной, ее следует изменить в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с соблюдением всех гарантий и выплатой компенсаций, предусмотренных ст. 178 ТК РФ.

    Объявление юридического лица банкротом не означает ликвидацию организации (влечет наступление процесса ликвидации), следовательно, увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ на таком основании будет незаконно.

    Для данного тезиса показательно решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 10.03., в котором рассмотрено дело по иску А. к МУП "О".

    Истец обратился в суд с требованием о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, считая увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации) незаконным. В обоснование своих требований А. указал, что работает в МУП "О" главным инженером. В июле 2009 г. он уже был уволен по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации), но решением суда был восстановлен на работе, так как ликвидации организации на момент увольнения не было. Повторное увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в январе г. истец считает незаконным, так как ликвидация по-прежнему не завершена.

    Представитель и конкурсный управляющий МУП "О" с иском не согласны, поскольку считают, что все требования законодательства по увольнению А. работодателем соблюдены.

    Суд, выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, установил, что действительно после первичного увольнения в июле 2009 г. по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ А. был восстановлен на работе на основании решения суда, признавшего данное увольнение незаконным.

    В сентябре 2009 г. А. был повторно предупрежден о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а в январе трудовой договор по указанному основанию был расторгнут.

    Решением Арбитражного суда Оренбургской области в июле 2009 г. МУП "О" признано банкротом с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев и утвержден конкурсный управляющий должника.

    По акту МУП "О" передало городскому архиву документы по личному составу за 2008 - 2009 гг. По представленному штатному расписанию на 01.03. в штате предприятия значатся главный бухгалтер и юрисконсульт.

    Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), выданной в феврале г. МУП "О" является юридическим лицом и находится в стадии ликвидации. В сведениях о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан конкурсный управляющий.

    На основании п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Установлено, что срок конкурсного производства составлял шесть месяцев и на момент увольнения срок рассмотрения данного дела истек. Из ЕГРЮЛ МУП "О" не исключено. Определения суда о завершении конкурсного производства не имеется.

    Таким образом, ликвидация МУП "О" на момент увольнения истца завершена не была. Объявление юридического лица банкротом не означает его ликвидацию, а влечет лишь наступление процесса ликвидации.

    При таких обстоятельствах суд решил, что расторжение трудового договора с А. по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ нельзя признать правомерным, следовательно, истец подлежит восстановлению в прежней должности в МУП "О". Кроме этого, МУП "О" должно выплатить заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.

    Нарушение процедуры увольнения, а именно несоблюдение сроков уведомления о предстоящем расторжении трудовых договоров в связи с ликвидацией организации, повлечет восстановление работника на работе.

    В Серышевский районный суд Амурской области обратилась Р. с иском к войсковой части N 0 о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда, указав, что была принята в войсковую часть N 0 техником по радиооборудованию, а 30.11.2009 приказом была уволена по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации).

    Истица просила удовлетворить ее требования, так как считает, что увольнение произведено незаконно ввиду несвоевременного уведомления ее о предстоящем увольнении. Кроме этого, она полагает, что войсковая часть N 0 переформирована в войсковую часть N 1, а не ликвидирована.

    Представитель войсковой части исковые требования Р. не признала. Суду пояснила, что во исполнение директивы вышестоящего руководства с декабря 2009 г. войсковая часть N 0 как обособленное структурное подразделение, входящее в состав ВВС, прекратила свою деятельность, и с указанного времени в состав ВВС не входит. С учетом изложенного представитель войсковой части считает, что увольнение Р. было произведено на законных основаниях по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, то есть в связи с ликвидацией предприятия.

    Войсковая часть признает, что предупреждение о предстоящем увольнении Р. в связи с ликвидацией организации было вручено лишь 25.11.2009, а само увольнение произведено 30.11.2009, однако считает, что факт нарушения срока предупреждения об увольнении носит формальный характер и не затрагивает имущественных и неимущественных прав истицы.

    В ходе судебного заседания было установлено, что согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или работодателя - физического лица. Основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК РФ).

    Как видно из справки командира войсковой части N 0 от 30.11.2009, в соответствии с директивой войсковая часть N 0 с 01.12.2009 переформирована в войсковую часть N 1. Правопреемником расформированных воинских частей, в том числе и N 0 с 01.12.2009, является войсковая часть N 1. Данные обстоятельства подтверждают обоснованность доводов истицы о том, что войсковая часть N 0 фактически не была ликвидирована.

    Также суд посчитал обоснованными доводы Р. о том, что работодателем была нарушена процедура ее увольнения, так как уведомление об увольнении в связи с ликвидацией она получила только 25 ноября 2009 г. то есть за пять дней до издания приказа о ее увольнении. А в соответствии с требованиями ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

    Примечание. Напомним, что для некоторых категорий работников установлены иные сроки уведомления о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации (прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем). В частности, работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, необходимо уведомить не менее чем за три календарных дня (ст. 292 ТК РФ), а заключивших трудовой договор на сезон - не менее чем за семь календарных дней (ст. 296 ТК РФ).

    Ответчиком в ходе судебного разбирательства факт нарушения процедуры увольнения Р. не оспаривался, в связи с чем суд пришел к выводу о несоблюдении работодателем порядка увольнения Р. Также суду не было представлено доказательств того, что войсковая часть N 0 на 01.12.2009 и на день рассмотрения дела в суде ликвидирована. Исходя из представленных документов имело место переформирование войсковой части, что не является основанием для увольнения работника по инициативе администрации.

    Поэтому суд полагает, что истица Р. должна быть восстановлена в прежней должности в войсковой части.

    Если организация не ликвидирована на момент расторжения трудовых договоров, увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ необоснованно.

    В Киренский районный суд Иркутской области <1>обратилась И. с иском к ОАО "Алексеевская РЭБ флота" (далее - ОАО) о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что с 19.02.1996 она работала в ОАО рабочей лесоучастка, а с 01.03.2004 переведена сторожем в автотранспортный цех.

    <1>Обобщение кассационной и надзорной практики Иркутского областного суда по искам о восстановлении на работе за 2007 г. и первое полугодие 2008 г.

    Приказом по предприятию от 15.01.2008 она была уволена по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации).

    Истица просила восстановить ее на работе, ссылаясь на то, что в приказе об увольнении нет данных, когда внесены сведения о ликвидации организации в ЕГРЮЛ. Истица считала, что увольнение является незаконным, и просила взыскать с ОАО в ее пользу средний заработок за дни вынужденного прогула (с 16.01.2008 по день восстановления) и компенсацию морального вреда.

    Иркутский областной суд, рассмотрев кассационную жалобу, отменил решение районного суда. И вот почему.

    В кассационной инстанции на стороне истицы выступал прокурор, который указал, что увольнение противоречит нормам материального права, поскольку предприятие на момент рассмотрения дела не было ликвидировано. Факт действительного прекращения деятельности организации судом не устанавливался. Основания, предусмотренные ст. 61 ГК РФ для ликвидации организации, отсутствуют. Решение арбитражного суда Иркутской области о признании ОАО несостоятельным (банкротом) не влечет ликвидацию юридического лица.

    И. указывала, что на дату ее увольнения и на сегодняшний день предприятие не ликвидировано. Областным судом установлено, что районный суд не учел цель введения процедуры банкротства. Кроме этого, районный суд, отказывая в иске, пришел к выводу, что для расторжения трудового договора с работником в связи с ликвидацией организации не имеет значения, кто и на каком основании ликвидирует юридическое лицо, являющееся работодателем. Важен сам факт ликвидации. Признание решением суда юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации завершает его ликвидацию и фактически предполагает необходимость увольнения работников до момента завершения ликвидации.

    Судебная коллегия не согласилась с указанными выводами, поскольку они не основаны на законе.

    В п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 разъясняется, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, уволенных по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

    Основанием для увольнения работников в связи с ликвидацией предприятия может служить решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК РФ).

    Такое юридически значимое обстоятельство, как действительное прекращение деятельности ОАО, судом не устанавливалось. Поэтому решение районного суда подлежит отмене.

    Эксперт журнала

    "Отдел кадров

    Коммерческой организации"

    Правовая основа деятельности структурных подразделений ДОУ

    Появление новых и обновление действующих в сфере образования законодательных актов направлено на изменение статуса образовательных учреждений. расширение их возможностей по распоряжению имуществом, оказанию платных услуг и в целом - на повышение самостоятельности в ведении финансово-хозяйственной деятельности.

    Для того чтобы эффективно работать в новых условиях, учреждения должны иметь оптимальную структуру, которая, с одной стороны, обеспечивает легкую управляемость, быструю трансляцию задач от руководителя до непосредственного исполнителя, а с другой стороны, дает работникам возможность проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения.

    Очевидно, что универсальной структуры, подходящей всем образовательным учреждениям, не существует. В небольших учреждениях руководитель может ставить задачи непосредственно перед работниками. В учреждениях с большим коллективом такое управление становится невозможным. В этом случае проще объединить работников в группы, за организацию деятельности которых будут отвечать нижестоящие руководители. Иными словами, в учреждениях с большой численностью работников целесообразно создавать структурные подразделения.

    Вопрос о формировании конкретного структурного подразделения решается по общему правилу учредителем дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ), за исключением случаев, когда требуется изменение устава. Какие именно структурные подразделения будут сформированы, зависит от внутренних потребностей учреждения. В крупных учреждениях, как правило, выделяют бухгалтерию и отдел кадров, а также - независимо от числа работников - пищеблок. В учреждениях, ведущих приносящую доход деятельность, формируют подразделения платных образовательных услуг и предшкольной подготовки. Если в ДОУ ведется масштабная медицинская деятельность, в нем создают медицинский центр, а если есть бассейн - физкультурно-оздоровительное подразделение.

    Наименования структурных подразделений обычно указывают на их функциональную специфику. Установленных законодательством требований к ним нет (за исключением филиала и представительства). Однако можно говорить о сложившейся практике, согласно которой наиболее крупное подразделение именуется управлением, менее крупное - департаментом, небольшое - отделом, а самые маленькие - секторами, участками и группами.

    Структурное подразделение не имеет собственной правосубъектности, т. е. не может действовать от своего имени. Оно является частью юридического лица (в данном случае - ДОУ) и действует как часть юридического лица, а также от имени юридического лица, если ему была предоставлена такая возможность (например, выписана доверенность на имя руководителя).

    Поскольку структурное подразделение не является юридическим лицом, у него нет работников. Все работники структурного подразделения являются работниками юридического лица, договоры с ними заключаются самим юридическим лицом и юридическую ответственность за организацию их трудовой деятельности также несет юридическое лицо.

    Структурное подразделение возглавляет руководитель, ответственный за организацию его работы. Руководитель подразделения назначается приказом руководителя юридического лица. Работники структурного подразделения назначаются на должность приказом руководителя юридического лица или руководителем подразделения, если ему переданы такие полномочия, и подчиняются непосредственно руководителю структурного подразделения.

    Определение структуры образовательного учреждения не входит в число его исключительных полномочий, указанных в ст. 32 Закона РФ Об образовании, поэтому любые структурные изменения руководителю учреждения необходимо согласовать с учредителем.

    Виды структурных подразделений

    Структурное подразделение может быть обособленным и необособленным. У обособленного подразделения существует определенная финан-совая самостоятельность: отдельная смета, суббаланс и т. д. Однако главной особенностью его деятельности является ведение раздельного учета имущества в рамках общего бухгалтерского учета ДОУ.

    Необходимо помнить, что имущественный комплекс, необходимый для обеспечения деятельности подразденления, всегда принадлежит ДОУ (закрепляется за ним mна праве оперативного управления либо передается ему в аренду или в безвозмездное пользование). За подразделением он закрепляется на основании локальных нормативных актов, которые в случае создания филиала или представительства требуют определенных согласований. Руководителю обособленного структурного подразделения практически всегда выдается доверенность на совершение юридически значимых действий от имени юридического лица. Руководителю филиала или представительства такая доверенность может быть выдана на основании закона, руководителю иного обособленного подразделения она, как правило, выдается в силу управленческой целесообразности: например, если обособленным подразделением является столовая, то у ее руководителя должна быть возможность заниматься закупкой продуктов питания и подписанием соответствующих договоров.

    Обособленное структурное подразделение не может иметь прав на имущество.

    Среди обособленных структурных подразделений необходимо выделить представительства и филиалы юридического лица. Специфика структурных подразделений данных видов закреплена в законе.

    Определения понятий представительство и филиал содержатся в ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК РФ):

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ч. 1);
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т. ч. функции представительства (ч. 2).
  • Таким образом, филиал и представительство ДОУ различаются объемом возложенных на них функций. Представительство только представляет интересы юридического лица и не ведет никакой другой деятельности. Филиал же реализует образовательные программы в рамках государственного (муниципального) задания учреждению, осуществляет приносящую доходы деятельность и т. п. Кроме того, он также представляет интересы юридического лица.

    Неоднозначно решение вопроса о том, могут ли существовать иные, помимо филиала и представительства, обособленные структурные подразделения. Более обоснованной представляется точка зрения, согласно которой обособленное структурное подразделение может и не быть филиалом или представительством.

    Дело в том, что прямого запрета на создание иных обособленных структурных подразделений в законодательстве нет. Термин обособленное структурное подразделение используется наряду с терминами филиал и представительство, что надо понимать как различие понятий. Кроме того, обособленное подразделение может не выполнять функций представления интересов юридического лица, и соответственно не подпадать под определения филиала и представительства.

    Ключевым отличием филиала и представительства от иных структурных подразделений является то, что они расположены вне места нахождения юридического лица. Под местом нахождения можно понимать адрес юридического лица, указанный в уставе. В этом случае следует называть филиалами все подразделения ДОУ, которые работают по иным адресам. Можно также считать местом нахождения населенный пункт (город, поселок, деревню), где расположено юридическое лицо. В этом случае филиалом будет только такое подразделение, которое находится за рамками границ населенного пункта. Находящееся в том же пункте по другому адресу подразделение будет считаться обособленным, но не филиалом.

    Согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется по месту его государственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Статья 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон № 129-ФЗ) содержит следующую норму: государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. Статья 5 этого же закона, определяя содержание государственных реестров, предлагает включать туда адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Таким образом, местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа признается конкретный адрес. Следовательно, любое подразделение, расположенное в ином месте, считается находящимся не по месту регистрации.

    Вместе с тем существует мнение, что законодатель употребляет термины, которые надо трактовать буквально. Соответственно адрес требуется детализировать вплоть до улицы, дома, помещения (согласно правилам оказания услуг почтовой связи, определяющим реквизиты адреса). Однако если бы законодатель понимал место нахождения юридического лица как точный адрес, то так и было бы написано в законе. В частности, филиал определялся бы как подразделение, находящееся по иному адресу. Таких формулировок в ГК РФ нет, говорится лишь о месте нахождения. При этом не детализируется, какие реквизиты необходимо указывать для его определения. Следовательно, понятие место нахождения можно трактовать по-разному, в т. ч. и как указание населенного пункта, в котором находится организация. На практике в большинстве случаев так и происходит: в качестве филиалов и представительств рассматривают подразделения, расположенные в другой местности, т. е. находящиеся за пределами населенного пункта, в котором располагается головная организация. Подобную трактовку можно встретить и при рассмотрении вопросов регистрации для целей налогообложения, и при указании места работы в рамках трудовых правоотношений. Она представляется наиболее разумной.

    Еще одним отличием филиалов и представительств от иных структурных подразделений является то, что они должны быть в обязательном порядке указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Соответственно, если создание иных структурных подразделений не требует от ДОУ привлечения учредителя, то создание филиала или представительства требует. В противном случае внести необходимые изменения в устав будет невозможно.

    Рекомендации и заключения по вопросу одобрения предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов, об открытии и закрытии представительств, даются большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета. Закон № 174-ФЗ. П. 6 ст. 11

    Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ Об автономных учреждениях подчеркивает, что к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относится рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов, об открытии и закрытии представительств (п. 2 ст. 9). Кроме того, рассматривать данные предложения (поступившие от учредителя или руководителя) и давать по ним свои рекомендации должен наблюдательный совет автономного учреждения (п. 2 ч. 1 ст. 11). Учредитель автономного учреждения принимает решения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета.

    Сведения о филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. ГК РФ. П. 3 ст. 55

    Таким образом, в случае создания и ликвидации филиалов, открытия и закрытия представительств руководитель ДОУ выступает с предложением, которое должно быть рассмотрено наблюдательным советом и после рассмотрения его рекомендаций одобрено учредителем, либо учредитель самостоятельно предлагает создать филиал, представительство.

    По месту нахождения филиала и представительства может быть подан иск к организации. Это предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее - ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее - АПК РФ).

    Согласно ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала, представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала, представительства. Судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее филиала или представительства, если они указаны в учредительных документах.

    В соответствии со ст. 36 АПК РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства. При этом судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Если иск вытекает из деятельности филиала или представительства, то такое извещение направляется также по месту их нахождения, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

    В отношении других структурных подразделений такой возможности у контрагента нет. Соответственно, выступая ответчиком по делу, ДОУ может рассчитывать на ведение судебного процесса судом, который расположен по месту нахождения учреждения. Если же в спор вовлечены филиал и представительство, судебный процесс может проходить по их месту нахождения (что затруднительно для головной организации, которая зачастую осуществляет юридическое обеспечение деятельности филиалов и представительств).

    Сведения о филиале и представительстве являются более доступными, чем сведения об иных структурных подразделениях. Согласно п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность положения о своих филиалах, представительствах. Подобное требование в отношении иных структурных подразделений законодательством не предусмотрено.

    Порядок создания структурных подразделений

    Необособленное структурное подразделение может быть создано на основании регионального или муниципального нормативного правового акта, а также локального нормативного акта ДОУ. Детские сады, как правило, оформляют положение о структурном подразделении, однако такой документ может иметь и другое название.

    В локальном нормативном акте необходимо зафиксировать:

    1. наличие структурного подразделения;
    2. наименование;
    3. место в структуре учреждения (является самостоятельным или входит в состав более крупного подразделения);
    4. цели и задачи деятельности;
    5. функции;
    6. принципы организации работы;
    7. права, необходимые для реализации функций;
    8. взаимодействие с другими структурными единицами учреждения (подразделениями, работниками и т. п.);
    9. внутреннюю структуру и штатную численность;
    10. полномочия и ответственность руководителя подразделения.
    Кроме того, в акте можно указать место нахождения структурного подразделения, перечислить его имущество, определить, какой документооборот должен у него быть и какую отчетность оно должно вести.

    Для открытия обособленного структурного подразделения - например, филиала - руководитель ДОУ должен выполнить следующие действия:

    1. Внести изменения и (или) дополнения в устав ДОУ (при отсутствии в действующем уставе пункта о том, что учреждение вправе создать филиалы).
    2. Издать приказ о назначении работника на должность руководителя филиала ДОУ и оформить с ним трудовой договор.
    3. Согласовывать с учредителем и утвердить положение о филиале ДОУ.
    4. Выдать руководителю филиала доверенность на выполнение отдельных полномочий ДОУ.
    5. Оформить печать филиала ДОУ, а в случае необходимости - угловой штамп, бланки и другие средства индивидуализации.
    6. Оформить лицензию на право ведения образовательной деятельности.
    7. В течение одного месяца со дня регистрации в налоговой инспекции соответствующие уведомления направить в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.
    8. В случае необходимости открыть счета по месту нахождения филиала ДОУ.
    9. По представлению руководителя филиала утвердить штатное расписание работников филиала.
    Порядок государственной регистрации филиалов регламентируется Законом № 129-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

    Для государственной регистрации филиала ДОУ должно представить в налоговые органы:

    1. заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001);
    2. сведения о филиалах юридического лица (форма № Р11001 лист Г);
    3. документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
    Порядок принятия, согласования и утверждения, а также требования к структуре и форме положения о филиале определяются уставом и иными локальными актами ДОУ в соответствии с законодательством РФ об образовании, правилами делопроизводства и требованиями учредителя. Учредитель ДОУ вправе разрабатывать примерные (модельные) положения о филиале в качестве документа рекомендательного характера.

    Руководителю ДОУ необходимо помнить, что самостоятельно принимать решение об открытии филиала, утверждать положение о филиале приказом, постановлением или иным решением учредитель не полномочен. Однако и руководитель ДОУ также не наделен полномочиями самостоятельно без согласования с учредителем открыть филиал или иное обособленное структурное подразделение. Иными словами, для решения этого вопроса требуются согласованные действия руководителя и учредителя ДОУ.

    Нормативные документы

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 23.04.)
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.)
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 23.04.) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.03.)
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.)
  • Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ред. от 03.12.) Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ Об автономных учреждениях (ред. от 06.11.)
  • Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ред. от 01.04.) Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях (ред. от 16.11.)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 Об образовании (ред. от 01.04.) Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (ред. от 09.03.)
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации
  • Обособленные подразделения - правовая информация

    В современных рыночных условиях компании для увеличения доходов придумывают различные схемы повышения рентабельности, внедряют новые способы производства.

    Здравствуйте!

    При ликвидации отдела происходит сокращение и работодатель обязан предложить сотрудникам ликвидируемой структуры предприятия вакантные должности в компании, которые имеются в той же местности.

    1. Издается приказ о сокращении численности или штата на предприятии с обязательным указанием причины сокращения за два месяца до предполагаемого увольнения работников..

    2. Составляетсся список сокращенных должностей и сотрудников с учетом преимущественного права оставления на работе. (Учтите, что в соответствии со ст.261 ТК РФ нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин. Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья

    А также расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

    3.В связи с тем, что увольнение работников производится только после исключения соответствующих должностей из штатного расписания, утверждается новое штатное расписание, но не ранее того дня, с которого сокращаемые должности перестают существовать.

    4.Письменно уведомляется орган службы занятости о предстоящем высвобождении работников в соответствии с ч.2 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

    5. Выдать письменные предупреждения о предстоящем увольнении не менее, чем за два месяца до увольнения в виде уведомления, сделанного в 2-х экз, один из которых остается у работника, второй с его подписью и датой ознакомления у работодателя. В случае отказа работника ознакомиться с письменным уведомлением о сокращении его должности, его можно направить по домашнему адресу заказным письмом с уведомлением и описью вложения, и составить акт об отказе ознакомиться с уведомлением о сокращении должности работника в присутствии трех человек, который заверяется их подписями.

    6.Каждому работнику в письменном виде под роспись вручается список подходящих для него вакансий для его возможного перевода на другую работу на данном предприятии в случае согласия. При согласии на основании заявления работника осуществляется перевод.

    В случае отказа необходимо оформить письменный отказ (можно, чтобы работник сделал его на письменном предложении вакансий - экземпляре работодателя).

    Если работнику предложены вакансии, но он отказывается письменно ознакомиться с таким предложением, то составляется акт об отказе ознакомиться с письменным предложением вакансий, который заверяется подписями трех работников, присутствовавших при отказе.

    7. Накануне дня увольнения работнику следует вновь предложить все имеющиеся и подходящие работнику вакансии в письменном виде.

    8. По истечении срока предупреждения издать приказ о прекращении трудового договора с выплатой полного рассчета и всех положенных компенсаций в соответствии с ТК РФ (ст.179) и выдать ему трудовую книжку.

    Выбор редакции
    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...