Люди не меняются - правда или нет? Меняются ли люди.


Может ли меняться психология людей в зависимости от внешних либо внутренних причин? Для большинства изменения представляют серьезный конфликт, так как независимо от обстоятельств человеку всегда хочется сохранить свое «лицо», не потерять индивидуальность.

Меняется ли человек со временем – мнение психологов

Действительно, считается, что перемены несвойственны человеку, он предпочитает приспосабливаться к миру, сохраняя присущие только ему качества.

Примером этой точки зрения может служить зависимость людей от дурных привычек, избавиться от которых порой невероятно сложно.

Однако психиатрия полностью опровергает данное утверждение, доказывая, что изменить человека возможно, при условии, что это его искреннее желание.

Чаще всего люди жаждут перемен из-за присутствия психологической проблемы.

К ним можно отнести конфликтное поведение, низкую самооценку, неуверенность, неадекватность, беспричинное проявление негатива. Если человек начинает искать причину дискомфорта в окружающих проявлениях – вряд ли ему поможет даже опытный психотерапевт. Но когда индивид осознает, что причина негатива скрывается внутри него – можно констатировать, что человек готов к переменам.

Существует несколько распространенных причин, которые буквально заставляют человека измениться:


  • Душевное потрясение, обычно связанное с переменами в мироощущении. Это может быть рождение ребенка или трагедия, случившаяся с близким. Люди могут меняться ради любимых или узнав о собственном смертельном заболевании. Эмоциональное потрясение может быть настолько сильным, что полностью подвергает переменам сущность человека;
  • Развитие сознания – духовный рост происходит незаметно для окружающих. Медленно и постепенно человек совершенствует себя, каждый день познавая новые стороны мироздания и развивая сознание. Близкие могут долгое время не отмечать перемен в психологии такого человека, но старые знакомые, встречи с которыми происходят довольно редко, быстро подмечают перемены. Кстати, к подобному виду меняющейся психологии можно отнести испытание возрастом, когда накопленный опыт заставляет по-новому взглянуть на мир. Конечно, человек с возрастом меняется не всегда, все зависит от его способности оценить пройденный путь;
  • Обстоятельства – источник довольно сильных эмоциональных переживаний, сила которых порой кажется непреодолимой. Например, люди могут меняться после тюрьмы как в лучшую, так и в худшую сторону. Возможны перемены из-за переезда в другой город или в связи со сменой места работы. Правда, в большинстве случаев психология остается неизменной и человек возвращается к прежнему поведению, вернувшись в уже знакомые условия. Но порой влияние окружения действительно сказывается на психологии. Выйдя из тюрьмы, редкий человек способен очистить душу, а попав в компанию умных самодостаточных людей, многие начинают подражать им, совершенствуясь незаметно даже для себя;
  • Финансы – яркий стимул для перемен как в положительную, так и в отрицательную сторону. Нередко, в прежде закрытой душе происходит настоящий переворот, вынуждающий человека тратить деньги на благотворительность и прожигать их без сожалений, а некоторые люди, ранее открытые и добродушные, находят в своем характере такие черты, как скаредность, и полностью отстраняются от мира.

Темперамент – одно из врожденных качеств, изменения которого требуют большой работы над собой. Однако редко темперамент человека меняется радикально, его можно только сдерживать.

Как можно изменить себя?

Если человека что-то не устраивает в своей жизни, можно постараться изменить себя ради комфортного существования, при этом подвергая личность минимальным переменам.


  1. Зависимость от чужого мнения порождает заниженную самооценку. Исправить ситуацию можно, если сделать собственное положительное мнение о своих качествах стабильным и научиться доверять собственным представлениям о себе, как о личности;
  2. Страх неудачи – еще одно состояние, которое со временем усиливается и мешает самореализации. В этом случае рекомендуется не прибегать к самостоятельным попыткам исправить ситуацию, так как можно добиться негативного результата, который существенно осложнит жизнь. Лучше всего обратиться к помощи профессионального психолога, способного подобрать эффективную методику для избавления от страха неудачи и неуверенности;
  3. Склонность к депрессивным состояниям – частая причина того, что люди меняются не в лучшую сторону. Обычная причина депрессии состоит в том, что человек не желает жить по определенным правилам, но не в состоянии переступить через внутренний запрет. В результате происходит медленная потеря интереса к жизни. Чтобы добиться перемен, нужно найти мотивацию для дальнейшего движения вперед. Следует помнить, что после дождя всегда появляется солнце и существует масса способов сделать жизнь насыщеннее, среди которых просто следует отыскать оптимальный для себя путь.

Меняется ли характер у человека под влиянием обстоятельств или в результате тщательной работы над собой, важно, чтобы это были положительные перемены.

В настоящее время передовые представители науки не подвергают сомнению тот факт, что миллионы лет назад человек постепенно выделился из животного мира. Ученые-материалисты глубоко исследовали процесс превращения древних в . Качественные и глубокие изменения в облике человека и его оказались связанными с его социальной и трудовой деятельностью.

Создание и целенаправленное применение орудий труда – отличительная особенность человека.

С помощью даже самых примитивных орудий труда человек получил возможность обеспечивать себя и сородичей самым необходимым для жизни. Это резко уменьшило зависимость человека от влияния природных факторов и снизило значимость естественного отбора, играющего важную роль в развитии биологических видов.

В процессе коллективной трудовой деятельности люди объединялись в социальные группы. Это привело к возникновению и развитию речи как способа обмена сообщениями. Одновременно развивался голосовой аппарат и те зоны мозга, которые отвечают за мышление и речь. А вот органы чувств, столь важные , утратили свою значимость, притупились зрение, обоняние и слух.

Как развивался и изменялся человек

Есть все основания предполагать, что предками современных человекообразных обезьян и человека были узконосые , стада которых обитали в древних . Этим во многом определяется сходство человека и приматов по внешним признакам и поведению. Но есть и существенные .

Спустившись с и перейдя к наземному обитанию, предки человека обрели прямохождение. Освободившиеся при этом передние конечности могли использоваться для выполнения простейших трудовых операций. Выпрямление тела привело к переносу центра тяжести, что стало причиной перестройки костной системы и опорно-двигательного аппарата. Позвоночник стал более гибким.

Со временем у древнего человека образовалась пружинящая сводчатая стопа, таз немного расширился, шире стала и грудная клетка.

Движения развивающегося человека стали более свободными. Шагом вперед в эволюции стало противопоставление больших пальцев рук, что дало возможность человеку совершать более сложные и точные кистевые движения. Обособленный большой палец позволил надежно удерживать в руке оружие и орудия труда.

С появлением орудий труда, охотничьего оружия и огня изменился и рацион человека. Пища, приготовленная на огне, уменьшила нагрузку на жевательный аппарат пищеварения. Кишечник постепенно становился короче, изменилось строение лицевых мышц. В ходе медленных мутационных изменений постепенно преобразовывался ротовой аппарат и гортань. В результате человек получил развитые органы речи.

Описанные изменения происходили не сразу, а растянулись на многие сотни поколений. Современный облик человек приобрел примерно 40-50 тысяч лет назад. С тех пор произошли кардинальные изменения в образе жизни людей, появились невиданные ранее технологические возможности, но облик человека существенно не изменился.

Пожалуй, нельзя судить однозначно. Есть ряд особенностей, присущих каждой личности, которые называют характером. Но привычки можно заменить на другие, более выгодные для человека.

Личность - это константа?

Даже говоря о характере, не стоит забывать, что индивид способен улучшить его в зависимости от собственных потребностей и желаний. Время меняется, люди меняются. У многих есть комплексы, пришедшие из детства. Например, ребенок закрывается, защищает себя психологически. Но когда он вырастает, уже взрослый человек начинает понимать, что старые механизмы ему больше не нужны, они должны вывалиться из головы, как молочные зубы.

Почему мы поступаем и мыслим тем или иным образом?

В мозгу создаются нейронные связи, которые закрепляют в нашем сознании определенный алгоритм действий, список вариантов поступков в той или иной ситуации. Например, если ребенка унижали во дворе, он привыкает к тому, что его обижают, но в будущем это может сказаться на его самооценке и вызвать создание

Если люди не меняются, они остаются все теми же запуганными детьми, которые не могут развиться ни в профессиональной, ни в личной жизни. И даже если внешний мир благожелателен к ним, создавшаяся нейронная связь в мозгу говорит «Страдай, вокруг опасность, зло и враги».

Как правило, такие противоречивые ощущения переживают подростки, но некоторые тянут этот шлейф за собой во взрослую жизнь. Меняются ли люди после душевных травм детства или тех, что пережиты в более сознательном возрасте? Разумеется! Главное - это желание разобраться в себе, покопаться в психологии, а не думать, что это все ерунда.

Иногда нужно покопаться в себе

Как правило, когда индивид получает профессию, хобби, внимание противоположного пола, обретает друзей, у него у самого возникает вопрос: «Так что же мне не нравится?» Самое время понять причины своего неправильно построенного мышления и действительно стать тем человеком, которым всегда хотелось быть.

Люди не меняются только в том случае, если сами того не хотят. Даже типы темперамента, изученные психологами, считаются не столько врожденным, сколько полученным в процессе развития явлением. Многие оправдывают свою нерешительность тем, что причисляют себя к меланхоликам, или резкость, будучи холериком. Но ведь от этого оправдания ничего не меняется. Людям как не нравилась излишняя мягкость и грубость, так и не будет нравиться, а человеку с этим жить.

Он может бесконечно бежать от своих недостатков, но куда эффективнее разобраться с ними, прояснить все, понять ход собственных мыслей и обнаружить, в какой же именно момент тропа развития внутренней эмоциональной сферы свернула в неверном направлении. При должным образом приложенных усилиях можно изменить себя. Не подстроиться под окружающую реальность и надеть маску, а проявить лучшие свои качества.

Смена фона, на котором мы находимся

Гибкость человека в плане адаптации к окружающему становится очевидна для нас на самых простых примерах. Например, в детских учебниках по предмету “Окружающий мир” можно увидеть, что меняется. В верхнем ряду таблицы в одном из заданий прописаны предметы, которыми пользовались раньше. Это сено, дрова и еда, добытая в ходе охоты. Оглянувшись вокруг, видя высокие дома, автомобили, супермаркеты, компьютеры в каждом доме и квартире, мы понимаем, что жизнь людей меняется. В верхнем отделении задания расположены те предметы быта, что помогали выживать раньше, и нам они покажутся, без сомнения, скудными. Сейчас человек имеет больше возможностей. Огромен и безостановочен поток информации, которую мы порой даже не успеваем усваивать.

Из-за хаотичности и шума мира у многих появляются психические заболевания. И в то же время мир стал прогрессивнее. Появилось больше знаний о том, как использовать дары природы. Если бы не достижения ученых, мы были бы лишены множества удобств, но были такие времена, когда развитие научной мысли пресекалось.

Торможение развития

Когда речь заходит о средних веках, нам тут же представляются своды замков, готические соборы, походы крестоносцев и бесконечные междоусобные войны. Мы визуализруем костры, которые устраивали инквизиторы, а также среди феодалов. Такими признаками славится эта эпоха.

Как менялись представления средневекового человека на фоне этих внешних признаков? Видели ли они внешнюю среду так же, как мы, и что было движущей силой их поступков?

Как менялись представления средневекового человека о мире, видно по культурному и умственному фонду, элементы которого дошли и до наших дней. Многие полезные знания люди того времени почерпнули у античных философов и мудрецов. Было множество предрассудков и искажений в представлениях в этот период. Именно оно отделяет эпоху греков и римлян от того периода, который привыкли называть Новым временем.

Как меняются представления людей, в лучшую ли сторону? Большинство авторов, затрагивавших эту тему в своих трудах, утверждают, что нет, и характеризуют средние века как провал в развитии, ступор, в который попало человечество. Культура европейских государств в тот момент была куда слабее, чем в остальные временные отрезки. Заметна была отсталость, спад культуры и моральных ценностей, меньше внимания уделялось правам человека. Окинут этот период мрачной тенью. Так и называют его начало - «темные века».

Устремления и желания

В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова Воланд говорил, что люди не меняются. Но тут больше идет речь о их мотивах. То, что человека всегда прельщало богатство, всем хорошо известно.

Также вечна такая страсть, как тщеславие. Именно на них делал акцент герой. Но в то же время, тяжело отрицать, что сколь велик бы ни был прогресс науки, людям всегда важны самореализация, близость с другими индивидами, взаимопонимание. Цивилизация предлагает множество способов развлечь себя и без окружения других людей, но в то же время ничто не заменит живого общения по качеству и воздействию на настроение. В природе человека остались многие инстинкты, которые сидят на уровне подсознания.

Инстинктивный уровень

Порой мы даже не осознаем, почему поступаем тем или иным образом. Взять к примеру влюбленность, имеющую место между парнем и девушкой. Женщинам свойственно чрезмерно концентрироваться на своем партнере и, не получая от него новостей долгое время, впадать в истерическое и депрессивное состояние. Разумеется, каждый, кто потрудился хоть раз разобраться в своих эмоциях и вытащить на поверхность все их причины, менее подвержен подобным казусам.

Если слепо следовать инстинктам, можно заметить за собой крайне глупое поведение. Так чем же все это обусловлено? Если мы вспомним первобытную общину, увидим, что мужчины отправлялись на охоту, а женщины готовили пищу, следили за детьми. Если еды не хватало на все племя, дележ материальных ценностей осуществлялся по принципу силы. И, разумеется, бицепсами мерялись мужчины. После самого сильного ела его женщина, затем второй по могуществу и его жена.

Инстинкт самосохранения

Так что мысль современных дам о том, что им не прожить без своего избранника, называемая любовью, - это чистейший самосохранения. Эгоизм присущ каждому, так что и подобное чувство можно объяснить некоторой для себя выгодой.

В наше время женщина может сама себе заработать на жизнь, заниматься интеллектуальным трудом, но все равно на подкорке мозга сидит мысль о том, что без спутника ее ждет голодная смерть. Отсюда и желание быть красивой, мысль о том, что главное в девушке - это привлекательность. Все потому, что в именно по этому критерию и судили. И это самый что ни есть банальный пример того, как нашими поступками и мыслями управляют инстинкты.

На самом деле наши предки до нас проделали весьма основательную работу по созданию навыков выживания, механизмов мышления и прочих шаблонов, которыми мы пользуемся порой неосознанно. Все меняется, меняется жизнь, меняются люди. Или же лишь оболочка становится другой, а внутри мы все те же?

Что можно изменить, а что нет?

Установки, которые сидят в нас генетически, практически невозможно изменить. Их нужно осознать и понимать, почему мы так поступаем. Второй большой пласт информации, который закладывается у нас в мозгу, - это события детства. У нас есть набор видовых инстинктов, но теперь нам нужно разработать свои собственные, обусловленные той обстановкой и событиями, что творятся вокруг нас лично.

Если индивид развивался не в самой благоприятной обстановке и подвергался негативному влиянию, его родители дрались, пили, уделяли ему мало внимания, или, напротив, слишком баловали, все это может сказаться на дальнейшем формировании личности и вызвать некоторые осложнения. Но не стоит такому человеку считать себя моральным инвалидом.

Подобные темные пятна, которые в сознательном возрасте приходится оттирать, есть практически у каждого. Главное, не оправдывать себя, а взяться за дело. Не жаловаться на то, что мир не принимает человека, а для начала самому себя познать и полюбить.

Каждый может измениться к лучшему

Порой мы не можем изменить черты своего характера и тела, но всегда можно найти, как их улучшить, ведь в каждом есть зерно прекрасного, из которого можно вырастить целый сад с красивыми цветами и полезными вкусными фруктами. Для этого лишь нужен трудолюбивый возделыватель, который сможет докопаться до проблемы и пролить на нее освежающую влагу истины.

Взирая на научный прогресс, культурное наследие человечества, мы видим, что сил, разума и возможностей для развития у людей предостаточно. Глядя на войны, катастрофы и аварии, мы также понимаем, что если не выйти в нужный момент из заблуждения, не расставить правильно приоритеты, эта сила может послужить не в самых добрых целях.

Все в наших руках

Человек одновременно злой и добрый, стабильный и переменчивый. Вся прелесть нашей жизни в том, что мы сами творим дорогу, по которой идем. Если у людей есть возможность меняться к лучшему, им обязательно удастся это сделать.

Если индивид хочет бросить свою душу в огонь греха и намерение твердо, никакими заверениями его не отговорить от этой затеи. Для гармоничного развития мира и наличия лишь положительных перемен каждый должен научиться брать ответственность прежде всего за собственную жизнь, суждения и поступки, делать себя лучше. Тогда и все человечество преобразится. Выбор за вами!


586 Тема 14. Развитие личности

Из них, возможно, даже противоречат тем заключениям, к которым при­ходят авторы. Это мысли, вызванные всем спектром представленных в данном сборнике материалов.

1. Единственное общее правило состоит в том, что в каждом отдель­
ном случае изменения мы должны внимательно проанализировать спе­
цифику данной ситуации. Признание, что никаких других обобщений не
существует, приводит к одному важному выводу: любая попытка рассмот­
реть ситуацию сквозь призму заранее определенной схемы, скорее всего,
будет неудачной. Мы сможем эффективно использовать то, что нам из­
вестно, только при условии осознания того, как мало мы знаем.

2. Понимание условий конкретной ситуации позволит нам разра­
ботать вмешательство, соответствующее изменению данной ситуации. В
зависимости от ситуации детали могут варьировать, но они в любом слу­
чае есть, и нам всегда нужно быть внимательными к ним.

3. В любых условиях изменение нарушает равновесие. Когда оно
происходит, нередко возникают как внешние, так и внутренние давления,
направленные на то, чтобы его аннулировать и восстановить равновесие.
Но если равновесие восстановится на новом и более высоком уровне, то
будут действовать силы, поддерживающие это новое, более предпочтитель­
ное положение. Чтобы гарантировать устойчивость изменения, его аген­
ты должны работать с последствиями данного изменения до тех пор, пока
не будет достигнута эта стадия.

4. Чисто произвольным изменение бывает крайне редко. Вот поче­
му прямой запрет оказывается упрощенческим и неэффективным. Люди
всегда поступают так, чтобы им было лучше, хотя и по весьма своеобраз­
ным основаниям. Возможно, эти основания будут слабыми и неконструк­
тивными, но их можно считать достаточными, если мы поймем особенно­
сти условий жизни конкретного индивида. Если человек меняется, то мы
должны иметь в виду, что он от чего-то отказывается и потому имеет
полное право рассчитывать, что получит что-то взамен того, от чего был
вынужден отказаться. Роберт Руарк 1 когда-то написал книгу «Кое-что о
ценностях», посвященную изменениям обычаев и взаимоотношений в
современной Африке. Во введении он говорит, что если вы хотите, чтобы
люди отказались от того, что им дорого, то взамен вы должны предложить
им нечто более ценное. Об этом не следует забывать, когда мы планиру­
ем вмешательство с целью изменения. На ранней стадии что-то ценное
могут обеспечивать отношения с психотерапевтом, но затем оно должно
быть поддержано тем миром, в котором живет пациент.



5. С произвольностью изменения связан еще один вопрос. Некото­
рые люди не меняются, хотя желание измениться у них есть. Другие же
меняются, несмотря на то, что не хотят этого и не понимают, что могут
измениться. Люди, которые хотят измениться, не ставят перед нами ни-

1 См.: Ruark R. Something of Value. Garden City. N.Y.: Doubleday, 1955.


Кертис Р., Стрикер Д. Как меняются люди внутри и вне терапии 587

Каких проблем, за исключением проверки наших умений. Но каковы эти­ческие следствия сверху предписанного (instituting) процесса изменений, если человек не желает и не понимает их? У меня нет ответа на этот воп­рос. Но я хочу, чтобы вы лучше осознали те проблемы, которые могут возникнуть, когда у нас нет договорных отношений с пациентом или мы нарушаем их.

6. Эрудиция психотерапевта не ограничивается терапией. Вот поче­
му как клинические, так и социальные психологи могут многому научить
нас и друг друга. Такая возможность иногда завуалирована, потому что они
исследуют разные проблемы в разных лабораториях, а изучаемая пробле­
ма нередко задает структуру ее решения. Основной источник противоре­
чий, приводящих к изменению, исследователи могут усматривать по свое­
му в зависимости от изучаемой проблемы, но это не должно сбивать нас с
толку до такой степени, чтобы мы пренебрегали всеми остальными источ­
никами.

7. На чем делать акцент: на том, как люди меняются, или на том, как
мы можем подтолкнуть их к изменению? Следует ли нам нацелиться на
изменение личности как таковое или же главным для нас должен стать
процесс, благодаря которому происходит это изменение? Возможно, именно
здесь проходит граница между социальными и клиническими психолога­
ми. Должны ли мы сосредоточиться на внешней реальности, как это дела­
ют социальные психологи, или же, подобно клиническим психологам, обра­
щать внимание главным образом на внутреннее изменение? Это напомина­
ет дискуссию по проблеме отношения личности и окружения, наиболее
экономное решение которой заключается в концепции их взаимодействия.
Социальный психолог, игнорирующий динамику внутренних изменений
индивида и не видящий его активного ответа на попытку вмешательства,
будет обречен на провал по меньшей мере иногда или с некоторыми людь­
ми. Клинический психолог, пытающийся изменить внутренний мир без
учета того, будет ли реальность поддерживать это изменение, едва ли дос­
тигнет существенного и прочного результата. Наша перспектива состоит в
признании взаимодействия между внутренним и внешним, а не в выборе
между ними.

8. Если мы хотим, чтобы эффект наших внешних вмешательств
был прочным, то нужно помнить, что их значение определяется тем воз­
действием, которое они оказывают на внутренние структуры. Мы пыта­
емся изменить чувства, познавательные процессы {cognitions), знания,
ожидания и мотивацию человека. Тем самым мы предоставляем лич­
ности возможность отвечать на свое окружение иным образом. Если ок­
ружение не поддерживает вызванные изменения, то скорее всего они не
будут продолжительными. Тут опять-таки нам надо расширять, а не су­
жать нашу перспективу.

9. Основным средством изменения человека является образование.
Оно представляет собой нечто гораздо большее, чем передача сведений. О


588 Тема 14. Развитие личности

Необходимости воспитания {experiential learning) говорят непрерывно, ука­зывая при этом на ключевую роль педагога. Успех деятельности учителя определяется как тем, что он делает, так и, главное, тем, что он представляет собой как личность. В интенсивных отношениях между учителем и учени­ками образуется контакт, но сопротивление, часто неосознанное, мешает совместному продвижению к общей цели. Мастерство агента по изменению проявляется в той степени, в какой ему удается содействовать развитию и сохранению этих отношений, открывая возможность построения такой их формы, которая может облегчить изменение.

10. В свете представлений о решающей роли агента изменения воз­никает вопрос, можно ли психотерапевтом стать или им нужно родиться? Существуют некоторые качества, такие как чуткость, контактность и общи­тельность (as capacity for human sensitivity, relatedness, and connectedness), приобрести которые нелегко. Они абсолютно необходимы, но не достаточ­ны для того, чтобы происходило изменение. Однако есть определенные тех­ники, которые мы можем освоить, определенные умения, которые мы мо­жем оттачивать, и есть определенные знания, теория и понимание того, как руководить процессом изменения. Как пишет в заголовке своей книги Беттелхайм: «Одной любви недостаточно» 1 .

В данной книге мы познакомились с огромным количеством при­меров и разными объяснениями процесса изменения. Какое же из объяс­нений правильное? Не следует забывать, что теории не могут быть истин­ными или ложными. Можно сказать, что они могут быть полезными или бесполезными для правильного восприятия и понимания действительно­сти. Вместо поисков одного правильного объяснения я бы посоветовал иметь в виду все объяснения и отбирать в них то, из чего можно постро­ить связное, соответствующее конкретной действительности объяснение, помогающее вам понять и вызвать изменение. Какие-то объяснения бо­лее подходят для одних людей, чем для других, а какие-то более соответ­ствуют одним ситуациям, чем другим. Можно разработать множество ва­риантов объяснения, творческое соединение которых может стать настоль­ко мощным, что подтолкнет нас к большему пониманию и выведет на более перспективный путь выполнения нашего предназначения - по­могать людям меняться.

1 См.: Bettelheim В. Love is Not Enough: The Treatment of Emotionally Disturbed Children. Glencoe, IL: Free Press, 1950.


Д. П. Шульц ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ 1

Что такое здоровая личность? Каковы характерные черты человека, обладающего здоровой личностью? Как такой человек действует, думает и чувствует? Можем ли вы или я стать здоровой личностью?

Эти вопросы все чаще задают не только психологи, но и миллионы других людей. Как и следовало ожидать, вслед за этими вопросами появ­ляется множество самых разных ответов. Существует масса книг из се­рии «помоги себе сам», руководств, которые обещают новую жизнь. Не­которые из них банальны, велеречивы и бессодержательны, другие же обладают потенциальной ценностью, помогая нам лучше понять себя.

Многие американцы посещают тренинги, участвуют в самых раз­ных формах групповой психотерапии, где исследуют и выставляют напо­каз свою внутреннюю сущность (а также тела). Преступники и наркома­ны, студенты и учителя, рабочие и руководители, молодые и старые, ху­дые и толстые, участвуя в таких опытах, по-видимому, обнаруживают у себя такие изменения и ресурсы, о которых они раньше даже и не подо­зревали.

Основная тема этого весьма популярного движения - найти и опре­делить более здоровую личность. Акцент в этом движении делается не столько на врачевании конфликтов, возникших в детстве, и прошлых эмо­циональных травм, а на высвобождении скрытых талантов, резервов твор­чества, энергии и мотивации. Главное то, чем человек может стать, а не какой он сейчас или каким был в прошлом.

В психологии, изучавшей преимущественно психические болезни, а не психическое здоровье, долгое время пренебрегали исследованием по­тенциала личностного роста человека. Но в последние годы способность к изменению и росту личности начинают признавать все больше и боль­ше психологов.

1 Schultz D.P. Growth Psychology: Models of the Healthy Personality. N.Y. etc.: Van Nostrand Reinhold Company, 1977. P. 1-5, 143-146. (Перевод ЕЛ. Загряжской.)


590 Тема 14. Развитие личности

«Психологи личностного роста» (большинство из них считает себя гуманистическими психологами) предлагают новый взгляд на природу человека. Тип личности, который они имеют в виду, отличается от опи­санных ранее в традиционных направлениях психологии: бихевиоризме и психоанализе.

Гуманистические психологи критикуют традиционные подходы, по­скольку считают, что бихевиоризм и психоанализ придерживаются узких взглядов на природу человека, и не учитывают вершины, на которые люди могут подняться. Они обвиняют бихевиоризм в том, что он рассматривает человека как машину - «сложную систему, поведение которой происходит закономерным образом» 1 . Бихевиористы описывают индивида как упо­рядоченный, отрегулированный, предопределенный организм, не более спон­танный, живой и творческий, чем, например, термостат. Психоанализ по­казывает нам только больную или изуродованную сторону человеческой природы, так как акцентирует внимание на невротическом и психотичес­ком поведении. Фрейд и его последователи изучают не здорового челове­ка, а личность с эмоциональными нарушениями, т.е. худшее, а не лучшее в человеческой природе.

Ни бихевиоризм, ни психоанализ не имеют дело с нашим потенци­алом личностного роста, с нашим желанием стать больше и лучше, чем мы есть. Фактически они рисуют нам довольно пессимистическую кар­тину человеческой природы. Бихевиористы считают нас пассивными ре­агентами на внешние стимулы, а психоаналитики - жертвами биологи­ческих сил и конфликтов детства.

Для психологов личностного роста человек много больше этого. Они не считают человека вечной жертвой этих сил, хотя большинство из них не отрицает, что внешние стимулы, инстинкты и детские конфликты влияют на личность. Мы можем и должны подняться над нашим прошлым, над нашей биологической природой и обстоятельствами нашего окружения. Мы должны развиваться и личностно расти независимо от этих потен­циально одерживающих сил. Психологи личностного роста рисуют опти­мистическую и обнадеживающую картину человека. Они верят в нашу спо­собность раскрываться и обогащаться, развиваться и осуществлять свои возможности, стать тем, кем мы способны стать.

Сторонники движения за реализацию человеческого потенциала предполагают существование желаемого уровня личностного роста и раз­вития, расположенного выше «нормального», и утверждают, что человек должен стремиться к этому более высокому уровню для того, чтобы реа­лизовать, полностью актуализировать свой потенциал. Иначе говоря, мало освободиться от эмоциональных расстройств, - отсутствие невро­тического или психотического поведения не является достаточным кри­терием определения здоровой личности. Это только первый, хотя и обя-

1 Skinner B.F. Beyond Freedom and Didnity. N.Y.: Knopf, 1971. P. 202.


Шульц Д. Здоровая личность 591

Зательный шаг на пути личностного роста и самореализации. Индивид должен добиваться большего.

Данная точка зрения может вызвать разочарование у тех, кто счита­ет, что избежать психических заболеваний и так довольно не просто. Те­перь же им говорят, что быть нормальным недостаточно, что они упуска­ют возможность достичь более высокого уровня личностного роста, т.е. какой-то «сверхнормальности». Но что плохого в том, чтобы быть просто нормальным? Почему надо стремиться к более высокому уровню развития, если твоя жизнь (без неврозов и психозов) богата и содержательна? Воз­можно, ответы на эти вопросы вы знаете по своему опыту. Ведь можно быть вполне здоровым (в смысле отсутствия эмоциональных расстройств и при условии достаточного удовлетворения потребностей и влечений) и в то же время несчастным.

Если мы с доверием отнесемся к тому, что говорят психологи личност­ного роста (и, возможно, наш собственный опыт), то согласимся, что можно быть удовлетворенным во всех сферах жизни и в то же время страдать от мучительной скуки, застоя, безнадежности и бессмысленности. По-видимому, даже при идеальных условиях мы можем чувствовать зияющую пустоту нашей жизни, как будто в ней нет чего-то существенного, хотя определить, что же все-таки не так, мы не в состоянии. Мы можем жить комфортно, иметь хорошую работу, теплую и любящую семью, не волноваться и в то же время у нас не будет великой радости, всеохватывающего воодушевления, яркого чувства призвания или долга (dedication or commitment). Очевидно, в этом случае мы чувствуем, что не все так хорошо. Несмотря на внешнее бла­гополучие, наша жизнь не столь полна, как могла бы быть.

Яркое описание человека, у которого, на первый взгляд, было все идеаль­но, дал русский писатель Лев Толстой. Этот человек был настолько раздавлен непреодолимым чувством бессмысленности существования, что находился на грани самоубийства. Он спрашивал: «Зачем мне жить?». Толстой хорошо знал страдания, которые описывал, ведь он писал о самом себе.

Я почувствовал, что то, на чем я стоял, подломилось, что мне стоять не на чем, что того, чем я жил, уже нет, что мне нечем жить...Жизнь моя остановилась...

И вот тогда я, счастливый человек, прятал от себя веревку, чтобы не пове­ситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый ве­чер... [раздевался]; я перестал ходить с ружьем на охоту, чтобы не соблазнить­ся слишком легким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, что я хочу. Я боялся жизни, стремился прочь от нее и, между тем, чего-то еще ждал от нее.

И это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон было у меня то, что считается совершенным счастьем. У меня была добрая, любящая и люби­мая жена, хорошие дети и большое имение, которое без труда с моей стороны росло и увеличивалось. Я был уважаем близкими и знакомыми, больше чем когда-нибудь прежде, был восхваляем чужими и мог считать, что имя мое славно без особенного самообольщения. При этом я не только не был поме­шан или духовно нездоров, напротив, пользовался силой и духовной, и телесной,


592 Тема 14. Развитие личности

Какую я редко встречал в своих сверстниках: телесно я мог работать на по­косах, не отставая от мужиков; умственно я мог работать по 8-10 часов под­ряд, не испытывая от такого напряжения никаких последствий...

Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра, - что вый­дет из всей моей жизни? Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать? Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожил­ся бы неизбежной, предстоящей мне смертью?

Эти вопросы - самое простое, что есть в мире. Они звучат в душе каждого человека - от глупого ребенка до мудрого старика. Как я убедился на своем опыте, без ответа на них невозможно продолжать жить 1 .

О своем душевном смятении Толстой написал, когда ему было пять­десят лет, и считать, что в то время он был здоровой личностью, нельзя. Это возвращает нас к исходному вопросу: что такое здоровая личность? До сих пор мы говорили только о том, что ею не является. И для этого есть весо­мая причина - мы не знаем, что образует здоровую личность, потому что между психологами, работающими в этой области, мало согласия. Суще­ствует довольно много определений здоровой личности - столько, что их можно собрать в виде небольшой книжки. Лучшее, чего мы можем достиг­нуть на данном уровне наших знаний - это исследовать те концепции реального психологического здоровья, которые представляются нам наибо­лее полными, и понять, что они говорят о нас.

Я буду обсуждать модели здоровой личности, предложенные Гордо­ном Оллпортом, Карлом Роджерсом, Эрихом Фроммом, Эйбрахамом Мас-лоу, Карлом Юнгом, Виктором Франклом и Фрицем Перлзом. Эти теории отобраны среди других как наиболее разработанные, признанные, влиятель­ные и привлекающие внимание в современной психологии. Хотя не все из этих теоретиков являются психологами личностного роста, каждый из них считает, что существует определенный уровень личностного развития, рас­положенный выше нормального, и по этому критерию вписывается в общее направление психологии личностного роста.

Концепция здоровой личности имеет жизненно важное значение. В ее содержании трудно разобраться, оно сложное, спорное, в нем масса про­белов, полуправды и, несомненно, есть что-то странное и причудливое. Как таковая, она отражает ту область, которую пытается охватить - личность человека.

Многие психологи считают, что исследование здоровой личности дол­жно быть в центре внимания психологии; какая же еще дисциплина дол­жна заниматься изучением человеческого здоровья (human condition)? Что, если не личность, способно изменить мир в лучшую или худшую сторону?

1 James W. The Varieties of Religious Experience. N.Y.: Longmans, Green, 1920. P. 153-153. Почти полностью этот отрывок цитируется по русскому изданию В. Джемса «Многообра­зие религиозного опыта» (СПб.: Андреев и сыновья, 1910/1992, с. 130-131), переводчики которого, в свою очередь, использовали один из опубликованных вариантов текста «Испо­веди» Л.Н. Толстого. Несколько другой вариант см., напр., в сб.: Толстой Л.Н. Не могу молчать. М.: Советская Россия, 1985. С. 50, 54.


Шульц Д Здоровая личность 593

Оказывает ли что-либо большее влияние на содержание нашей жизни, чем степень психологического здоровья, благодаря которому мы решаем свои проблемы?

Как ясно высказался по этому поводу Эйбрахам Маслоу: «Если вы намеренно планируете стать меньшим, чем вы можете стать, то предуп­реждаю, что вы будете несчастны всю оставшуюся жизнь» 1 . <.„>


Иногда мы слышим подобные фразы:
- Я его 10 лет не видел, он совсем другой человек! Я же хорошо его знаю, он был такой-то и такой-то! А теперь настолько изменился, что и не узнать совсем!
- Мой муж (жена) совсем другим стал человеком! Я выходила замуж (женился) за такого-то (подробное описание), а он оказался таким-то! Ну не может человек так измениться!
Может.
Мы, как река, которая все время течет и изменяется. Человек есть водно-белковое образование и на 80% состоит из воды. И, как поток воды, тоже течет, и все в нем изменяется. А где течение воды, там и движение энергии, которая переходит из одного состояния в другое.
Кроме того, что на наш характер влияют свойства стихий, соответствующих знакам Зодиака согласно дате рождения и числу жизненного пути, каждые семь лет мы находимся под влиянием стихии нашего возраста.
Каждые семь лет организм человека, его клетки почти полностью меняются. Происходит обновление всех составляющих его органов. И каждые семь лет то или другое количество элементов тканей, которые можно свести условно к понятиям земля, вода, огонь и воздух, определяют психофизическое состояние человека.
У нас, биологически-энергетическ>их существ на Земле, семиричный цикл жизни. Издавна люди заметили и систематизировали влияние вибраций числа семь почти на все ритмы жизни на планете. Семь цветов радуги, семь чакр, семь нот в октаве, семь дней в неделе, семь - счастливое число, семь светильников у Престола Господня.
Семь - совершенное число по Пифагору, в котором заключено все начало Первичного Разума.
Семь основных эмоций человека по Лао-Цзы, определяющих его психофизическое состояние, как основу здоровья и успеха.
И, видимо, те же семь дней фаз Луны, которые и задают этот семиричный цикл всему живому на Земле.
Каждые семь лет человек приобретает новую энергетическую структуру, соответствующую стихиям двенадцати знаков Зодиака.

Овен - (0 - 7 лет). От рождения мы - Овеночки, барашки, ягнята. Хорошенькие, пушистые, ласковые, кругленькие. Нас все любят, гладят, ласкают. Дети до 7 лет в доме - носители стихии Огня, символ домашнего очага, уюта, символ Солнца. Наверно поэтому их ласково так и называют: "солнышко ты мое", "ягненочек ты мой".
Дети - быстрые, активные, много едят и пьют.

Телец - (7 - 14 лет). Телята. Вытянулись, стали угловатые, своевольные. Убегают, куда хотят, или просто куда глаза глядят. Агрессивность подростка - залог его выживания. Психика остается на уровне Овна, а внешность взрослого. Мышление не успевает за ростом физического тела. Ранимость, влюбчивость, мнительность.
Хочется скорей вырасти и страшно, что ты никому не нужен, как большой, и хочется, чтобы тебя любили, как маленького.
Первая любовь и влюбленность. Первые трагедии. В семье у родителей тот возраст, когда партнер, которого они выбирали в 20-22 года, уже не устраивает.
Причина одна - изменились Стихии и их свойства, но люди этого не знают и ищут причину там, где есть лишь повод: разлюбил, устал, не устраивает, не соответствует.
А у подростка Тельца трагедия из-за родителей. Первые разочарования, неуверенность в себе (кому я нужен (нужна) такой нескладный и некрасивый?!) Обидчивость. Раздражительность. Замкнутость. Депрессия - зачем жить?
Жестокость, доходящая до абсурда, непонятная для взрослых, которой подростки-Тельцы прикрывают свою внутреннюю беззащитность, ранимость, беспомощность.

Близнецы - (14 - 21 год). Созвездие названо по имени двух сыновей бога Зевса близнецов: Кастора и Поллукса. Один брат - смертный. Другой - бессмертный. Единство и борьба противоречий, противоположностей.
Возраст, когда человек становится физически взрослым, но психика, душа - юная, только расцветающая. Максимализм. Мир только в 2-х цветах - белый и черный.
Мы заканчиваем среднюю школу, поступаем учиться дальше, идем служить в Армию. Романтика. Бригантины. Алые паруса и вечное: "Он (-а) меня не любит!" Или "Любовь на всю жизнь!".
Первые браки. Мы начинаем искать себе пару. Приходит время отдать долг продолжению нашей биологической жизни на этой планете.
Поиск смысла жизни: стихи, музыка, фестивали, пикники, отдых. Просто сказка! Сказка о Золушке и Принце, Медведе и Принцессе. Возраст впитывания знаний. Легко воспринимается любая информация, но все через призму межличностных отношений.

Рак - (21 - 28 лет). Мы ищем и находим пару. Свадьбы. Все друзья и подруги переженились. Дети. Кто остался один, быстренько-быстренько, лишь бы за кого-нибудь, лишь бы не быть одному.
Время созидания. Семья.
Заканчиваем средние специальные и высшие учебные заведения, приходим со службы в Армии, работаем. Кто не реализует себя в биологическом плане, как отец и мать, реализуются в профессиональном - карьера, аспирантура, диссертация. Работа, бизнес.

Лев - (28 - 35 лет). Первые дети подросли, рождаются вторые. Первые разводы, неудовлетворенность - все женаты, замужем, а я нет.
Все - бизнес-люди, а я...
Все - с диссертациями, а я...
Разочарования. Если бы я знал (-а), что ты будешь такой (такая), я бы...
Вторые диссертации, изобретения. Большой бизнес. Политика. Признание. Или темнота и серость будней, безысходность, нет никаких перспектив. Идет резкое расслоение на удачных людей и неудачников.
Время суицидов, первых тяжелых заболеваний и смертей.
Поиск новых партнеров по жизни. Любовники, любовницы, т.е. партнеры, которые необходимы нам в период возраста "Воздуха"-Близнецы, часто становятся уже неинтересны. Мы сами другие. А хотим, чтобы все в нашей жизни было неизменно, постоянно, нерушимо. Но "все течет, все изменяется", и "в одну и ту же реку нельзя войти дважды". И мы страдаем от переменчивости жизни. От ее стремительного движения, не замечая, что меняемся тоже, не хотим этого видеть и не хотим меняться сами.
Мы вступаем в возраст Девы.

Дева - (35 - 42 года). Время кажущейся стабильности. Дети растут и вырастают, становятся самостоятельными, вступают в возраст Тельца (7-14 лет) или в возраст Близнецов (14-21 год). Родители имеют определенный статус, материальное положение. Вроде бы жизнь наладилась: привычные знакомства, образ жизни, устоявшееся "мое-свое". Свой дом, своя машина, дача, своя жена, свой партнер игры в теннис и преферанс, свой круг общения. Время относительного покоя и... застоя.
40 лет - критический возраст для женщины.
42 года - критический возраст для мужчины.
Женщины с комплексами обид, типа "меня не любят, жизнь не удалась, дети и муж не понимают", заболевают, саморазрушаясь, гибнут.
Когда накапливаются обиды у матери, накапливаются и развиваются болезни у детей. Любящие мамы старательно лечат детей, мужа, обходят всех знаменитых врачей и целителей, покупают дорогие лекарства. И ничего не помогает.
Как муж прикладывался к спасительной рюмке, так и продолжает находить у нее, у рюмки, утешение. А женщина страдает. Все складывается не так, как бы ей хотелось. Ее эмоции, зажатые внутри, превращаются в тяжелые болезни.
Аналогично - мужчина!
Сильный пол - очень хрупкое энергетическое создание. Мужчины страдают молча, они неохотно лечатся. Они мужественно преодолевают преграды, берут барьеры, строят карьеры и благополучие семьи. Они терпеливо ждут любви от жен, других женщин.
Но мужчина всегда недолюблен! Ему не хватает энергии любви, той самой энергии, которая является для него энергией творчества и созидания. Его любят в период жениховства, в первые месяцы супружества. А дальше жена, мать его детей, любит детей и заботится о супруге. Муж уходит на второй план, он - обоз материального обеспечения в семье.
Он всем все должен. А любить его некогда: сначала один маленький ребенок, затем - дети, затем - работа плюс дети, плюс болезни, плюс быт.
Любовь как необходимая энергия жизни мужчины уходит от него и из него. Они ее, любовь, ищут "на стороне", и находят очень редко. Потому что малое количество женщин способно любить мужчинупросто так. Не за деньги, не за материальное благополучие или положение в обществе, не за..., а просто любить, дарить ему радость совместного осознания великого дара жизни на Земле.
Мужчина - всегда ребенок. Он играет в жизнь. Маленькие мальчики играют маленькими машинками, в "войнушки". Большие "мальчики" играют большими игрушками - автомобилями, самолетами, в большие войны.
И очень быстро растрачивают свою жизненную энергию и часто погибают в 42 года!
Живущие яркой жизнью, дарящие всем окружающим огонь своего сердца, своей души, они уходят от нас в самом расцвете лет: Джо Дассен, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов и др.
Лозунг "берегите мужчин!" родился не на пустом месте. Их действительно нужно беречь, воспитывать и любить. Мальчиков надо воспитывать в любви, чтобы этого потенциала материнской любви им хватило на всю их яркую жизнь!
Дорогие женщины, любите своих мужчин, и они ответят вам вниманием, светом. Ибо стихия любого мужчины - Огонь. Согласно мировосприятия древних, мужчина - Солнце, женщина - Луна, и светит отраженным светом Солнца, Светила.

Весы - (42 - 49 лет). Пережили время Девы. Многое переоценили, многое поняли.
Те, кто выжил, живет дальше. И жить как-то стало проще, легче, ибо пришло время быстрого Воздуха. Но, чтобы удержаться в это время в кажущемся равновесии жизни, надо взвешивать все свои поступки.
Весы - две чаши, находятся в постоянном колебании, пытаясь найти точку равновесия. Большинство людей в этом возрасте стремится уравновесить "коромысло", добавляя гирьки то на одну, то на другую чашу.
Время Весов - период раскрытия аналитических способностей ума, время ценить все прекрасное. Но это еще время "разбрасывать камни".
Дети стали взрослые, появились первые внуки. Жизнь прекрасна! Новые свершения, новые победы! Новые достижения, новые поиски любви. Но любви не столько физической, сколько духовной. Встречаясь с новым (новой) избранником (-цей), мы надеемся не только на ночь любви, но прежде всего на вечер с приятным юмором, неторопливой беседой, бокалом вина и теплым светом свечей.
Поиск смысла жизни в религиозном и философском учениях. Осмысление глубин бытия.

Скорпион - (49 - 56 лет). Время "седина в бороду, бес в ребро".
Время угасания репродуктивных способностей человека. Климакс. Страхи. Невротические состояния. Женщины заняты своими проблемами: "Жизнь ушла, а я еще ничего не видела".
Мужчины испытывают небывалый подъем сексуального влечения. Нет уже свечей и духовных бесед. Секс. Как способ восстановить уходящую энергию жизни. Находят партнеров намного младше себя. И женщины, и мужчины.
Время Скорпиона - "время собирать камни". Мы пожинаем плоды всех наших мыслей, слов, поступков, желаний и действий. И если вдруг покажется, что ты все сделал в этой жизни, жить вроде становится незачем.

Стрелец - (56 - 63 года). Огонь - яркий, сильный, праздничный, торжественный. Молния.
Красивые бабушки и дедушки. Пенсионеры. Служба, карьера закончились. Уступили место молодым. Подрастают внуки. И старики живут для них, "для внуков". Редко - для себя. У нас ведь как принято: купить детям квартиру, машину, дачу, глядеть малышей, внуков. А дети "пусть поживут для себя".
Цивилизованные люди преклонного возраста и живут именно для себя. Они путешествуют, узнают новое, интересное. Живут той жизнью, которую просто не могли себе позволить, когда надо было заниматься карьерным ростом. Жить очень интересно! И они живут ярко и свободно!

Козерог - (63 - 70 лет). Жизнь продолжается. Внуки уже взрослые. Появляются правнуки. Относительный покой. Доживаем? Но нет, еще много энергии у этого возраста! Это время активной общественной и политической жизни.
Мудрость, помноженная на буквально юношескую активность и агрессивность - вспомните время Тельца!
Влюбляемся. Новые браки. Максимализм. Увлекаемся новыми идеями. Читаем новую литературу, но оч-е-ень осторожно. Не забываем все покритиковать.
- Вот в наше время было... И музыка сейчас не такая, и прически с брюками другие. И Солнце светило 360 дней в году.
Да, так мы вспоминаем свою молодость в 70 лет, и в наше время круглый год цвели вишни...

Водолей - (70 - 77 лет). Время ухода. Уходят один за другим наши любимые, такие дорогие и такие же одинокие бабушки и дедушки. Но те, кто овладел в свое время практиками долголетия: посты, молитвы, правильное дыхание и общение с природой, всеми силами держатся за жизнь. Живут и делятся мудростью своих лет с новым, подрастающим поколением, которое не всегда, ох, как не всегда слышит мудрость старших.
Но так было всегда. Каждый сам должен приобрести свой опыт жизни. Слушая рассказы других, не научишься самостоятельно водить автомобиль.

Рыбы - (77 - 84 года). Глубокая мудрость. Больше слушаем, чем говорим. Ибо заключая собой круг Зодиака, Рыбы вобрали в себя всю его звездную мудрость.
Непонимание уже не причиняет глубокие душевные раны, хотя мы сильно зависим от близких людей. Наиболее самоуглубленный и скрытный период жизни, когда вся накопленная за жизнь информация трансформируется в знание.
До этого возраста, как правило, доживают люди, которые с любовью, пониманием и благодарностью относились ко всему окружающему. Склонные ко всему таинственному, запредельному: целители, травники, ученые, композиторы, артисты.

Овен - (84 - 91 год). И жизнь начинается сначала...

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...