Меры по предупреждению подростковой преступности. Предупреждение преступности несовершеннолетних


Среди мер борьбы с преступностью несовершеннолетних первоочередная - это улучшение социально-экономической обстановки в стране, которое скажется на положении семьи и семейном воспитании, открывая возможности оказания помощи и всесторонней поддержки семье. Если повысится уровень материального благосостояния населения, то, естественно, улучшится и социально-экономическое положение наиболее бедных слоев населения. Государство должно уделять особое внимание укреплению семьи, нейтрализации кризисных брачно-семейных процессов и в первую очередь внутрисемейных конфликтов, особенно возникающих из-за материальной необеспеченности.

Необходимо поощрять семейный уклад жизни и ослаблять внешние неблагоприятные влияния, в том числе связанные с экономическими трудностями. Это потребует укрепления места семьи в обществе и бесперебойного осуществления семейных функций как важнейшего способа социализации подрастающего поколения. В то же время должно быть расширено сотрудничество семьи со всеми институтами государства и общества. В данном случае имеется в виду не только и не столько помощь семье: нужно, чтобы родители зарабатывали больше, чтобы семья, так сказать, сама по себе развивалась и материально, и духовно. Но некоторым семьям необходима и прямая помощь, особенно тем, которые нуждаются в ней, хотя я отнюдь не сторонник раздачи бедным имущества. Раздавать деньги или имущество нужно только тем, кто не в состоянии сам работать по причине младости, старости или болезни либо попал в особые экстремальные условия, например вышел на свободу после длительного тюремного заключения. Остальные должны работать и сами зарабатывать. Но вот детям, конечно, нужно помогать, и в том объеме, в котором это требуется, но все зависит от повышения материального благосостояния нашего общества в целом.

Важны меры по совершенствованию школьного обучения и воспитания, а также профессионального образования. Многие преступления совершаются подростками, которые не работают и не учатся. Естественно, что они должны быть вовлечены в общественно полезную деятельность. Отсутствие обязательного среднего образования не означает, что подростки могут выталкиваться из школы или училища, должно выйти на первый план улучшение профессионального и школьного образования. В связи с этим хотелось бы сказать, что упреки в адрес школ, училищ и техникумов раздавались и раньше, это, в общем-то, дежурная проблема. Но новое, что сейчас появилось, вселяет определенное беспокойство, о чем уже говорилось. Понятно, что далеко не все люди обладают равными способности. Одни могут продолжать учиться после школы, другим лучше начать работать. Но все-таки представляется, что подобный дифференцированный подход к обучению в школе или училище ни в коем случае не должен унижать достоинство подростка. При этом следует помнить, что для него престиж профессии гораздо важнее, чем для взрослого, даже если последнему нужно прокормить семью. Поэтому молодого человека надо обучать такой профессии, которая ему не просто пригодится потом в жизни, но и он не пожалеет о том, что получил именно эту профессию, а не какую-нибудь другую.

Одаренных детей необходимо поощрять, поскольку они - достояние нашей страны, но это следует делать так, чтобы не унижать человеческое достоинство других детей и не отбивать у них охоту учиться. Вообще для нашего общества весьма актуальна проблема утверждения уважительного отношения к детям и подросткам. Эта проблема досталась нам от тоталитарных времен и крайне болезненно проявляется, например, в том, что мы называем дедовщиной в армии. Это пережиток традиционного общества, извращений, отголосок древнейших обрядов инициации - посвящения во взрослые. Уважение к личности подростка должно лежать в основе профилактики преступности несовершеннолетних.

Еще одна группа мер профилактики преступности несовершеннолетних связана с активизацией работы общественных организаций и церкви. Сегодня общественные организации в России действуют в совсем других условиях, чем раньше. Значительно изменились требования к законности проведения профилактических мероприятий. Охрана прав личности приобрела первостепенное значение. Я, наверно, повторяю прописную истину. Но тем ни менее должен сказать, что по настоящему профилактика преступности несовершеннолетних, как и любая другая, возможна только при строжайшем соблюдении прав человека. А это очень трудно, особенно если вспомнить, что в советское время права подростков, в общем, практически не учитывались.

Следует иметь в виду, что подросткам даны очень большие права, и их всегда надо спрашивать, знакомы ли они с этими правами, находятся ли их пожелания или намерения в рамках закона. В новых социальных условиях должна быть перестроена работа общественных организаций, разумеется, не без ведома и сотрудников правоохранительных органов, особенно милиции.

Отдельно о церкви. Я не отношу себя к тем, кто полагает, что религиозное воспитание равнозначно нравственному. Хотя, конечно, известно, что религия сыграла исключительную роль в формировании нравственности. Изначально она сформировала у людей чувство вины, которое является первым шагом к формированию нравственности, поскольку вызывает у человека сомнения в правомерности его поступков. И тем не менее есть основания полагать, что в современном обществе, как и ранее, на церковь нельзя возлагать все надежды по предупреждению аморального, и тем более уголовно-наказуемого, поведения. Именем бога совершались и совершаются самые гнусные и кровавые преступления. В священных текстах любой религии, например в Коране и Библии, можно найти утверждения, призывающие и к насилию, и к добру и любви. И Христос, и Аллах нередко совершали кровавые и несправедливые деяния. Поэтому не следует возлагать надежды по воспитанию подростков только на религию и церковь, хотя она может многое здесь сделать, особенно для подростков-девочек, потому что женская психология в большей степени подвержена влиянию веры в бога.

Обеспечение разумного досуга подростков - весьма важный аспект работы по их моральному воспитанию. В определенной мере эта проблема смыкается с проблемой активизации работы общественных организаций и церкви. Мы прекрасно знаем, что большая часть свободного времени подростков уходит впустую. Грубо говоря, они просто бездельничают. Разумный подход заключается в том, чтобы подростки проводили время как хотят, но чтобы их досуг не граничил с совершением правонарушений и аморальных поступков. Для этого его надо наполнить разумным содержанием: спорт, художественное творчество, самодеятельность и т.д. Столь же важно осуществлять ненавязчивый и тактичный общественный контроль за досугом молодежи. Разумеется, это трудно, особенно в условиях крупных городов, таких мегаполисов как Москва. Крайне сложно проследить за действиями мальчишки или девчонки 16-17 лет, если он сел на электричку в Мытищах и через 2 025 мин оказался в Москве. Но тем не менее контроль за досугом подростков необходим.

Неотвратимость наказания как мера профилактики правонарушений несовершеннолетних не праздный вопрос. И раньше, и сейчас у нас стране и в других странах, прежде чем посадить постоянно совершающего правонарушения подростка в тюрьму, его многократно пытаются убедить в необходимости не совершать подобных действий. Нередко подросткам назначают условное наказание с отсрочкой исполнения. Их досрочно освобождают из мест лишения свободы, но, как ни печально, многие из них воспринимают это снисходительность, как признание, что ничего особенного они не совершили, и чуть ли ни как прощение и даже поощрение. При освобождении из мест лишения свободы зачастую имеют место грубые ошибки, например преступников освобождают от наказания только потому, что они в период его отбывания не нарушали режим. Так, X. 16 лет был осужден на 10 лет лишения свободы за изнасилование и убийство пятерых пожилых женщин, причем четверых он убил на кладбищах, куда они приходили на могилы своих близких. По прошествии семи лет X. был условно-досрочно освобожден. Через три месяца после освобождения он вновь стал насиловать и убивать пожилых женщин, причем опять на кладбищах. Судебно-психиатрическая экспертиза обнаружила у него шизофрению, он был признан невменяемым. Таким образом, в отношении X. была допущена грубая ошибка: несмотря на всю необычность его преступных и крайне опасных действий, он при освобождении не был освидетельствован психиатрами. На свободу вышел человек, которого следовало держать в строгой изоляции.

Здесь необходимо сказать и о другом. Многие подростки, побывавшие в местах лишения свободы, становятся «героями» в глазах ближайшего окружения. И даже просто посидевшие на скамье подсудимых тоже считают себя выдающимися людьми. И этот героизм надо развенчивать всегда и везде. Однажды, когда я еще преподавал в академии МВД, один бывший начальник колонии рассказал на семинаре, что освобождаемых из его колонии подростков провожали с цветами. А вот это чревато, поскольку они могут утвердиться в правильности содеянного ими и никогда не исправятся.

В воспитательных колониях, где отбывают наказание подростки, еще не сложилась действенная система исправления, при которой во избежание преступлений выявляют причины их совершения. Ведь это самое главное. Административный надзор в наше время фактически не осуществляется, поднадзорных контролируют от случая к случаю. В общем, они предоставлены сами себе, и последствия такого отношения к ним часто бывают самыми печальными.

Особого внимания заслуживают сироты и дети тех, кто лишен родительских прав. Здесь можно выделить несколько проблем, в том числе: постоянный надзор и контроль за такими подростками, шефство над ними; создание в учреждениях, где они живут, максимально теплой эмоциональной обстановки; оказание им медицинской, если нужно, психотерапевтической и психиатрической помощи; обеспечение образования и профессии; ограждение от антиобщественного влияния преступников; предупреждение побегов и бродяжничества.

В последние годы в России возникла относительно новая проблема - широкомасштабная детская беспризорность. Несмотря на принимаемые меры, вокзалы и рынки крупных городов остаются пристанищем тысяч беспризорников. При таком образе жизни эти дети и подростки обречены на негативные изменения психики, остановку в культурном и интеллектуальном развитии, утрату имеющихся знаний и навыков, дальнейшее отчуждение от позитивных социальных групп, в первую очередь от семьи и школы и их ценностей. Такие несовершеннолетние уже не стремятся к возвращению в семью, а формируют замкнутые сообщества, нацеленные на выживание в экстремальных социальных условиях. Ценой этого является их вовлечение в совершение преступлений, алкоголизация и наркотизация. В крупных городах проблема стоит особенно остро. Москве принадлежит печальный рекорд по количеству беспризорников, большая часть которых приезжает в столицу из других регионов.

Основная мера профилактики беспризорности - укрепление семьи и оздоровление ее нравственно-психологической обстановки, потому что дети бегут от психотравмирующих семейных условий, от семейных конфликтов, от нелюбящих и непонимающих родителей, от их жестокости или равнодушия. Однако необходимо учитывать, что некоторые семьи, особенно неполные, просто не способны обеспечить подростку необходимые условия. Кроме того, часто бегут из семьи и подростки, страдающие расстройствами психической деятельности и столь неадекватным способом реагирующие даже на мелкие семейные конфликты или школьные неудачи.

Важной задачей является учет беспризорных детей и подростков, сбор как можно более подробных сведений об их здоровье, и в том числе психическом, и здоровье их родственников. Такие сведения могут оказаться вопросом жизни и смерти для тех, кто серьезно болен. Сейчас учет беспризорников ведется только в регионах, да и то не во всех, а должен быть централизованным, не распыленным в органах внутренних дел, здравоохранения или социального обеспечения.

Специфика механизма действия детерминант преступности в отношении несовершеннолетних определяет содержание мер профилактики: они должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (в первую очередь, микросреды), включать в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению подростков либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности. Отнесение к предмету предупреждения преступности несовершеннолетних профилактики правонарушающего поведения непреступного характера, предупредительной деятельности в отношении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, в теоретическом плане спорно.

Практика же, исходя из общности целей, содержания мер, круга субъектов, нормативно предписанных им функций, идет по пути комплексной организации предупреждения правонарушающего поведения и преступности в отношении не достигших совершеннолетия лиц.

Рассматривая профилактику правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной деятельности в целом, правомерно использовать при анализе общекриминологические классификации мер профилактики. В соответствии с нашими задачами целесообразно обратиться к тем из них, которые позволяют определить последовательность реализации предупредительных мер, масштаб их действия, уяснить роль и место ОВД в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних.

Общесоциальные меры. К значимым для профилактики преступности несовершеннолетних относятся не только те экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые прямо ориентированы на применение к рассматриваемой возрастной группе (такие как льготные условия трудоустройства молодежи, установление всеобщности обязательного обучения детей и подростков), но и меры, опосредованно достигающие этого эффекта, создающие условия для формирования молодого поколения (например, меры, предусмотренные «Основными направлениями государственной семейной политики в РФ»). Выдвижение преступности в среде молодежи в число острейших общественных проблем обусловливает первоочередную необходимость прогноза криминологически значимых последствий общесоциальных мер различного содержания именно для этой возрастной группы.

Содержание специального (специально-криминологического) предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Они специально предназначены для воздействия на факторы, детерминирующие преступность, на субъектов, совершивших преступления либо способных совершить их в будущем в силу присущих им личностных особенностей. Поскольку практика часто поставляет примеры ограниченного понимания содержания профилактики, важно подчеркнуть, что мерами воздействия на личность они не исчерпываются. Например, неэффективность мер индивидуального предупреждения зачастую бывает предопределена исключением из сферы влияния микросреды формирования личности. Комплекс мер специально-предупредительного уровня предусматривают, например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К мерам ранней профилактики относятся меры, направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, выявление неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсация недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, обеспечение позитивной досуговой занятости.

Другую группу образуют меры собственно предупредительного характера (непосредственно предупреждение). Их комплекс составляют мероприятия по целенаправленному воспитательному и перевоспитывающему воздействию на несовершеннолетних, поведение которых уже свидетельствует об опасности совершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факторов, которые привели к нарушению несовершеннолетними моральных и правовых норм. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, отрицательно влияющим на детей или уклоняющимся от выполнения воспитательных обязанностей; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.

Третья группа - это меры, направленные на профилактику рецидива . Их цель - перевоспитывающее воздействие, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления. К таким мерам относятся воспитательная деятельность ВК, контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитывающее воздействие в отношении осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из момента начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоприменительными органами. При этом усилия субъектов предупреждения в ос­новном концентрируются на выявлении криминогенных факторов и их преодолении. Обращение к факторам антикриминогенного свойства, способным упреждать отклонения в поведении, остается существенным резервом ранней профилактики.

Классификация мер предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних по масштабу важна для уяснения их сущности и предназначения. Меры общего уровня призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений под­ростков в государстве в целом. Меры, реализуемые в регионах, учитывают местную специфику характеристик преступности несовершеннолетних, социально-экономического положения лиц молодежной возрастной группы, воспитательных условий. В настоящее время они начинают приобретать системный характер, реализуясь в рамках региональных программ по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи. Специфика механизма действия факторов, детерминирующих преступления несовершеннолетних, чрезвычайная зависимость их поведения от микросредовых воздействий обусловливают необходимость особого внимания к мерам, ориентированным на действие в отношении малых социальных групп, прежде всего криминогенных групп несовершеннолетних, семей подростков правонарушителей.

Меры индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного лица. Соответственно они должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику его жизненных обстоятельств. Успешность индивидуального предупреждения зависит от состояния профилактической деятельности в обществе в целом, регионе, коллективе, малых группах. Но не менее важно и другое: как бы ни были совершенны меры более высоких уровней, каких бы затрат они ни стоили обществу, не будучи опосредованы индивидуально-предупредительным звеном, они не дадут должного эффекта, так как могут просто не дойти до адресата, если специфические особенности личности, условий жизнедеятельности конкретного лица не будут учтены.

Предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних осуществляется широким кругом субъектов . По роли, месту профилактического направления в их деятельности выделяют:

1) субъектов, выполняющих функции предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве одного из направлений более широкой социальной деятельности;

2) субъектов, чья деятельность связана с воздействием на преступность, в том числе и преступность несовершеннолетних, включая и профилактическое направление;

3) специализированных субъектов, содержание деятельности которых образует именно предупреждение правонарушающего поведения лиц несовершеннолетнего возраста. Функцию профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних в ряду более широкой социальной деятельности на разных уровнях и в различных объемах выполняют органы власти и управления, учебно-воспитательные учреждения, учреждения культуры, трудовые коллективы. Среди множества субъектов такого рода особо следует выделить учебно-воспитательные учреждения (школы, ПТУ и т. д.), осуществляющие предупреждение в процессе воспитания и обучения детей и подростков. Выше отмечалось, что при бесспорной взаимосвязи профилактики с общим воспитанием проблем пока еще очень много. Отметим лишь отсутствие соответствующей нормативной базы, типичность слабого взаимодействия с другими, прежде всего со специализированным субъектами предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.

Ко второй группе следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел, согласно полномочиям участвующие в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних в различных формах и на разных уровнях. Приказ МВД России от 6 августа 1993 г. и прилагаемое к нему «Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений» предписывают прямое участие в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних практически каждому из подразделений-служб МВД. Подразделениям уголовного розыска - выявление подростков с устойчивым противоправным поведением, преступных группировок несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в преступную деятельность; милиции общественной безопасности - пресечение правонарушающего поведения подростков на улице (патрульно-постовая служба), установление вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность (участковые инспектора милиции); следствию и дознанию - обеспечение предварительного расследования по делам несовершеннолетних, выступление с соответствующей информацией в печати, перед трудовыми, учебными коллективами и т. д. Поскольку преступность несовершеннолетних является одним из существенных элементов преступности в целом, ее структура, динамика, уровень рассматриваются, согласно этому приказу, как один из критериев оценки деятельности органов внутренних дел.

В 3-ю группу - группу специализированных субъектов профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, входят такие как комиссии по делам несовершеннолетних, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних. Их участие в профилактике правонарушений подростков различно: если комиссии по делам несовершеннолетних, например, занимаются всеми ее направлениями, то ВТК призваны обеспечивать предупреждение рецидива.

Деятельность каждого из субъектов этой группы имеет общегосударственную нормативную основу, регулируется и ведомственными актами, однако большинство из них было принято по сути в другую историческую эпоху, не основывается на современных криминологических представлениях и объективно не может учитывать нынешние реалии: распространенность правонарушающего поведения, его общественную опасность, типичные особенности характеристики личности, поведения подростков. Так, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1967г.; позже изменялось и дополнялось. Они создавались прежде всего как территориальные органы координации профилактики и правового воспитания. Впоследствии основное содер­жание их деятельности по преимуществу стало сводиться к при­менению в отношении несовершеннолетних принудительных воспитательных мер; другие функции либо частично компенси­ровались иными субъектами, либо оставались нереализованными, причем преимущественно по объективным обстоятельствам. Однако и в современных условиях, когда очевидна неконституционность внесудебного применения мер, связанных с серьезными правоограничениями, без гарантии права на защиту, необходимость в обеспечении взаимодействия субъектов профилактики в регионах, помощи учебно-воспитательным учреждениям в организации предупреждения и ряд других функций комиссий значения не утрачивают. Переход профилактических функций к более широкому кругу государственных и негосударственных структур, к приоритету раннепрофилактических мер еще только начинается.

Права и обязанности подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (бывшие ИДН), выполняемые ими функции регламентируются Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних» от 15 февраля 1977 г. (с последующими изменениями). Ведомственную нормативную основу составляют Приказ МВД СССР № 180 от 18 августа 1988г. «О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних» и уже упоминавшийся Приказ № 390 от 6 августа 1993 г. Деятельность подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних строится по территориальному принципу, она связана прежде всего с предупреждением рецидива и собственно профилактическим направлением, включает в себя также раннее предупреждение, пресечение антиобщественных поступков, правонарушений и преступлений подростков и детей.

Ни одному из прочих субъектов профилактики, правонарушающего поведения несовершеннолетних не вменяется столь значительный объем, такое многообразие функций. Несмотря на общеизвестные недостатки, очевидность несовершенства «ведомственной» профилактики, на практике при ослаблении работы других субъектов, дублировании функций, их выполнение обычно становится задачей именно профессионалов, чрезвычайная многоплановость деятельности которых не может не отразиться на ее качественной стороне.

Таким образом, в качестве актуальных проблем совершенствования профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних могут быть выделены такие, как совершенствование нормативной базы, координации и взаимодействия субъектов профилактики, рационализация распределения функций между ними, кадровое обеспечение, криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности.

В этом параграфе я уделю внимание этапам профилактической деятельности с подростками-правонарушителями. Каждый этап уникален и представляет собой комплекс различных мер, применяемых к трудным подросткам. В общем, система профилактики преступности несовершеннолетних выглядит так:

1) ранняя профилактика (задачей является оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении таких лиц);

2) непосредственная профилактика (не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера);

3) профилактика предпреступного поведения (не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем);

4) профилактика рецидива (предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления, не допустить негативного влияние этих подростков на законопослушных несовершеннолетних).

Рассмотрим каждый из названных этапов подробнее. Этап ранней профилактики - один из наиболее важных этапов предотвращения преступности несовершеннолетних. На нем происходит предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних, устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних, корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп. Я рассмотрю раннюю профилактику преступности несовершеннолетних на уровне семьи и образовательного учреждения.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье должна осуществляться в следующей последовательности:

1. выявление неблагополучных семей;

2. диагностика семейного неблагополучия;

3. осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;

4. принятие административных и уголовно - правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Выявление семей, где не обеспечивают должного воспитания или надлежавшие условия жизни и развития подростков, представляет собой трудоемкий процесс сбора и анализа различной по содержанию информации из многочисленных источников. Среди таких источников можно выделить: письма, жалобы, заявления граждан, организаций и учреждений о правонарушающем поведении членов той или иной семьи; административные материалы в отношении взрослых, имеющих семью и детей (доставленных и помещенных в медицинский вытрезвитель, задержанных за мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.); материалы медицинских учреждений в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, о заболевании хроническим алкоголизмом, наркоманией; материалы бракоразводных процессов в судах, данные паспортных столов, отделов Загс, ЖКХ, служб социальной защиты населения об одиноких матерях, вдовах и вдовцах, воспитывающих несовершеннолетних детей, испытывающих сильные материальные затруднения; данные служб занятости о семьях, где родители, имеющие детей, являются безработными.

Для выявления семей с признаками неблагополучия, можно рекомендовать проведение в учебном заведении опросов, как для самих подростков, так и их родителей, близких родственников с помощью педагогов, воспитателей и других лиц, подготовленных для этих целей. К разработке вопросов необходимо привлекать специалистов: психологов, педагогов, юристов, социальных работников, социологов и др.

Для достижения указанной цели можно использовать опыт г. Санкт - Петербурга, где под руководством доктора медицинских наук, детского психотерапевта А.И. Захарова на базе детских садов проводится успешная коррекционно-реабилитационная работа с детьми дошкольного возраста. В частности, в детские сады введен штат специально подготовленных психологов, которые не только выявляют неблагоприятные условия воспитания, но и осуществляют тщательную психологическую диагностику детей, психологические консультации родителей и воспитателей, применяют коррекционно-развивающие игры и другие разнообразные формы детской и семейной психотерапии.

Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучной семье предполагают осуществление различных мероприятий социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семьям. Предупреждение неблагоприятного воздействия на подростка со стороны семьи должно носить комплексный характер, соединяя в себе меры убеждения, принуждения и помощи.

Планируя профилактические мероприятия, необходимо анализировать факторы, лежащие в основе семейного неблагополучия. Если неблагоприятная обстановка в семье создана в силу объективных причин, например, из-за длительной и тяжелой болезни родителей, их занятости, длительных командировок, плохих жилищных условий, то в подобных ситуациях помощь, в частности, может состоять в помещении подростков в школу-интернат, группу продленного дня, улучшении жилищных условий и т.п. Многодетным, неполным, а также иным семьям, испытывающим материальные затруднения, необходимо оказывать в первоочередном и безусловном порядке различную материальную помощь (продуктами питания, одеждой, в денежной форме), причем в размерах, действительно необходимых.

По мнению Ю.М. Антоняна, в социальную поддержку матерей - одиночек должна входить не только выплата им де6нежного пособия, но и предоставление возможности больше зарабатывать, поднять социальный престиж своего труда, получить более высокую квалификацию и т.д. Антонян Ю.М. «Преступность среди женщин» - М., 1992, с.221.

Исключительное значение имеет предупреждение отрицательного влияния на подростков со стороны родителей. Это, прежде всего, семьи, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускают жестокое обращение с ними, вовлекают детей в преступную и антиобщественную деятельность, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни. Очевидно, что подростки из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны. В таких случаях обоснованным будет решение о лишении родителей родительских прав и передаче подростков в детское учреждение или другим лицам при условии, что такие лица смогут обеспечить их надлежащее воспитание. Разумеется, такие меры должны применяться лишь тогда, когда окажутся безрезультативными беседы с родителями; оказанная помощь (педагогическая, материальная или иная); воздействие общественных организаций, трудовых коллективов или администраций по месту работы; применение административных мер; мер, направленных на лечение родителей от алкоголизма, наркомании; ограничение дееспособности и т.д.

Однако необходимо учесть, что оторванность от родителей делает некоторых несовершеннолетних еще более беспомощными. Может в такой ситуации более целесообразно будет применение ограничения родительских прав, предусмотренного ст. 73 Семейного кодекса РФ. Такая мера предоставляет широкие возможности для осуществления профилактического воздействия на родителей, а так же дает им шанс изменить свое поведение.

Следующий уровень ранней профилактики - уровень образовательного учреждения. Он был выбран мной с учетом того, что образовательное учреждение является для несовершеннолетнего одним из основных сфер жизнедеятельности, в котором на ровне с семьей происходит формирование личности подростка, его нравственно-психологических основ поведения.

Ранняя профилактика на уровне образовательного учреждения должна включать:

1. педагогику ненасилия. Педагогика ненасилия в качестве основного компонента ранней профилактики насильственных преступлений несовершеннолетних может быть включена не только в систему общего образования, но и дошкольного воспитания, так как основы агрессивного поведения личности закладываются в очень раннем возрасте. Ее основные идеи активно популяризируются во всем мире структурами ООН, и прежде всего, ЮНЕСКО (программы «культуры мира и демократии») заключаются в представлении, что межличностные отношения подростков должны строиться на принципах диалога, позитивного отношения к друг другу, отвержения насилия (психического, физического) как способа решения конфликтов.

2. педагогику здорового потребительства. Данный компонент социального воспитания ориентирован, как это можно предположить, на раннюю профилактику корыстных преступлений несовершеннолетних, составляющих абсолютное большинство в структуре этой преступности. Целью педагогики здорового потребительства являются формирование у учащегося способности ориентироваться и противостоять на личностном уровне деструктивным «искушениям» быстро утверждающейся в России идеологии потребительского общества, а также способности учащегося правильно организовывать свой досуг.

3. педагогику духовно-нравственных основ семьи. Эта составляющая ориентирована на профилактику половой распущенности детей. Я считаю это важным, так как согласно опросу несовершеннолетних преступниц, только 8.7% указали на отсутствие половых контактов в их жизни. Возраст же начала половой жизни опрошенных определялся следующими годами: до 14 лет - 37,3%; 14-15 лет - 55,4%; 16 лет - 7,3 %. Таким образом, 92,7 % из числа преступниц, имевших половые связи до момента осуждения, начали половую жизнь до наступления шестнадцатилетия. Сегодня, когда современная массовая культура пропагандирует моду на гиперсексуальность, когда все более ощутимое число подростков, и в частности, девочек хотят только «хорошо одеваться и кушать, заниматься сексом и спать», так важно, чтобы школа стала той средой, которая бы предлагала другие ценности подрастающему поколению.

4. педагогику правового воспитания. Под правовым воспитанием понимается деятельность, направленная на формирование правового сознания, правовой культуры учащейся молодежи, уважение к праву, его целям, убежденности в его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации действовать правомерно.

Вместо этого во многих современных школах, наоборот, создается отрицательная, нагнетающая атмосфера. Учителя нередко делят учеников на две группы. В первой группе те школьники, кто имеет достаточные умственные способности, на основе которых ими достигается академический успех с дальнейшей перспективой получения престижного высшего образования. Эта группа всегда признанна, имеет высокий социометрический статус в школе, и, как правило, для ее членов крайне редким является отклоняющееся (или преступное) поведение. Вторая же группа состоит из учащихся с менее выраженными умственными способностями, слабо развитым интеллектом и низкой учебной поддержкой семьи, - все это объективно мешает достичь академического успеха в школе. Но так как средняя школа ориентирована преимущественно на работу с первой группой учащихся и признания их высокого статуса и успеха, то вторая с самого начала учебного процесса начинает ощущать себя ущербной, неудовлетворенной своим положением и статусом. Нередко педагоги таких неуспевающих учащихся «стигматизируют» как лентяев, неудачников, второсортных, и в результате чего многие из них пытаются реализовать себя в девиантном поведении и неформальных объединениях, что автоматически переводит их в группу риска.

Перейдем к следующему этапу профилактики преступности несовершеннолетних - непосредственной профилактики. Она необходима, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям и он начал их совершать. На данной стадии также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем, существенно увеличивается воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости меры правового характера. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, которые я изложила выше; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям. Однако я считаю, что принудительные меры не являются самыми эффективными. Необходимо постараться привлечь интерес подростка, направить его энергию в нужное русло. Для наглядного примера приведу схему работы спортивно-оздоровительного центра «Ювеналист», созданного на базе Ювенального центра в Воронеже (ювенальный, от латинского juvenalis - юный, неполовозрелый). Он создан для различных категорий подростков, в том числе для тех кто имеет существенные отклонения в поведении (для них проводятся специальные отдельные смены). Основными задачами этого специализированного лагеря являются:

1) развитие позитивной социальной, в том числе и правовой ориентации несовершеннолетних;

2) нравственное воспитание участников лагерной смены;

3) физическая подготовка и обучение основам выживания участников лагерной смены;

4) медицинская профилактика и оздоровление участников;

5) психологическая коррекция детей, имеющих отклонения в поведении;

6) повышение уровня правовой культуры детей;

7) обучение несовершеннолетних основам ювенального права;

8) выявление талантливых детей среди подростков из малообеспеченных и социально незащищенных семей для их поддержки и направления для обучения в высшие учебные заведения.

Для достижения целей в спортивно-оздоровительном центре «Ювеналист» организуется творческая работа различных клубов, мастерских по интересам. Так же проводятся различные тренинги, деловые и правовые игры: «Детектив-шоу», «Процесс», «Я - следователь», «Ювеналисты, вперед!», а так же всеми любимый «КВН».

Важное место в работе лагеря занимает военно-патриотический день, в ходе которого организуется встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками афганских и чеченских событий, для которых каждый отряд готовит тематическое выступление на вечере песни «Жизнь, оборванная пулей». День завершается факельным шествием, линейкой с реквиемом и возложением венков к памятнику погибшим воинам, находящемуся недалеко от лагеря.

Каждый день работы «Ювеналиста» завершается проведением перед отбоем деловой игры «Психолого-педагогический анализ дня» у отрядного костра, где каждый рассказывает о тех событиях, которые с ним произошли за день, и дает оценку своего поведения и участия в общелагерных и отрядных мероприятиях.

Обязательным заключительным этапом работы лагерной смены является проведение итоговой правовой игры «Ювеналисты, вперед!», в ходе которой отряды стараются продемонстрировать все полученные знания, и концерта «Вспомним, ребята, прошедшие дни». По итогам игры вручаются ценные призы и подарки.

Результаты анкетирования и тестирования участников «Ювеналиста», а так же данные, предоставленные КДН Воронежской области, показали эффективность проводимых в ходе лагерной смены мероприятий в плане их профилактического воздействия на несовершеннолетних.

Следующий этап профилактики, а именно профилактика предпреступного поведения, образуют меры в отношении несовершеннолетних, которых можно рассматривать как находящихся в силу развития криминогенной мотивации на грани совершения преступления. Здесь используются меры, реализуемые в процессе каждодневного, интенсивного и демонстративного контроля за поведением, связями и времяпрепровождением несовершеннолетнего. Эти меры имеют задачу удержать от перехода на преступный путь.

В качестве примера к этому этапу профилактики хочу привести программу по введению в общеобразовательных учреждениях инспекторов по делам несовершеннолетних, которая успешно реализуется в Волгоградской области и Ставропольском крае. В школах этих районов в целях совершенствования и координации работы по профилактике правонарушений введены ставки заместителей директоров по правовому воспитанию. Центром профилактической работы являются кабинеты правового воспитания, в которых собраны материалы, отражающие совместную работу отделений органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, папки с документацией, планы работы, картотеки и т.д. За счет местного бюджета введены единицы школьных инспекторов. Их основная задача - активация деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних, а также пристальное внимание за подростками, которые уже зарекомендовали себя, как правонарушители, контроль за их поведением, связями и времяпрепровождением.

За каждым инспектором закреплена школа и прилегающая к ней территория. Присутствие в школе такого сотрудника позволяет своевременно оказывать необходимое правовое воздействие на несовершеннолетних, попавших под негативное влияние или склонных к совершению правонарушений. Анализ итогов их работы показал снижение противоправной активности со стороны учащихся школ. Наметились также тенденции к общему оздоровлению криминогенной обстановки и на территориях, прилегающих к школам.

Последний этап, который я рассмотрю - это этап профилактики рецидива. Очень важно понять, как следует воздействовать на подростка, который вопреки всем мерам профилактики все же совершил преступление. Следует ли применять к нему все меры наказания, или целесообразнее продолжать воспитательный процесс. Постараемся ответить на этот вопрос путем рассмотрения моделей правосудия по делам несовершеннолетних.

1. карательная модель - самая распространенная модель в мире. Под карательным правосудием подразумевается широкая идеологическая база, которая отдает предпочтение наказанию в виде лишения свободы и меньше уделяет внимания реабилитационным задачам. Помещение подростка в воспитательную колонию затрудняет и практически сводит к минимуму задачу его перевоспитания. По данным исследования «Особенности работы уголовно-исполнительных инспекций с несовершеннолетними осужденными» // материалы регионального учебного семинара с сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций, Томск 2004, с. 12., несовершеннолетние заключенные - самая беззащитная и бедствующая часть тюремного населения. Унижения, издевательства, избиения, изнасилования - повседневная реальность учреждений для «малолеток». Криминологам хорошо известно: чем в более раннем возрасте человек оказался в закрытом учреждении, тем больше вероятность того, что он станет рецидивистом, тюремным долгожителем, человеком, обреченным на «вечное» изгнание из нормального человеческого общества.

2. терапевтическая модель. Согласно этой модели преступное поведение рассматривается как симптом скрытых нарушений, при этом природа и серьезность преступления сравнительно менее важны, чем обеспечение терапевтических услуг для исцеления этих нарушений. Преступление не рассматривается само по себе, оно является знаком нарушения процесса социализации. Вмешательство компетентных органов должно исправить это социальное отклонение, применяя методы, адекватные личностным проблемам и нуждам молодого правонарушителя. Таким образом, терапевтическая модель не признает функцию наказания и даже как бы оправдывает правонарушителя, сводя до минимума его ответственность за правонарушение.

Оценивая эти две модели осуществления правосудия над несовершеннолетними можно мягко сказать, что они и в практическом и в концептуальном плане не совершенны.

3. модель восстановительного правосудия. Эта модель стремится бороться с преступностью, привлекая внимание к ущербу, возникающему при совершении конкретного преступления и придавая первостепенное значение компенсации в пользу жертвы. Восстановительное правосудие делает акцент на необходимости активного вовлечения жертвы, общества и правонарушителя в процесс, в центре внимания которого находится осуждение правонарушителя, принятие им ответственности и возмещение ущерба от преступления. Понятие «ответственности» здесь означает то, что вы понимаете, что совершили аморальный поступок и готовы сделать все необходимое, чтобы исправить это. При этом правонарушитель находится не на обочине процесса, а активно принимает участие в своей судьбе. Главная ценность, которой придерживается восстановительное правосудие, заключается в сбалансированном учете нужд правонарушителей, жертв и общества, как трех клиентов системы правосудия.

Восстановительное правосудие - это довольно эффективная, по моему мнению, модель, но все же она может быть применена не ко всем несовершеннолетним правонарушителям. Следовательно, встает следующая проблема: как предотвратить повторное попадание на преступный путь подростков, которые были лишены свободы.

По закону, условия содержания, питание, правовое положение для несовершеннолетних заключенных должно быть значительно лучше, чем в учреждениях для взрослых, но как я уже говорила выше, реальность этому не соответствует. Осужденный подросток живет в мире, где практически нет свободного личного времени, как нет и возможностей для проявления чувств, желаний и стремлений, которые были доступны детям на воле. В зоне все ограничено: ночь в общих комнатах на 15-30 человек, подъем и отбой по звонку, передвижение по территории колонии строем от одного здания к другому, работа и учеба, культурно-массовые мероприятия. Воспитательная колония - это полное отсутствие всякой приватности, даже естественные физиологические потребности заключенный вынужден, как правило, отправлять на виду у других воспитанников.

Но даже такие трудности не сломают заключенного, если он будет уверен, что его ждут, о нем помнят его родители и родственники. Однако по доле тех, кого ждут дома после освобождения, они сравнимы разве что с пенсионерами-рецидивистами: по данным исследователей Цымбал Е.И. «Восстановительное правосудие» - М, 2003, с. 196., после двух (в среднем) лет пребывания за решеткой, большая часть воспитанников утрачивают связь с родителями. Это зачастую происходит потому, что колония, где подросток отбывает наказание, находится далеко от его дома. В этой связи важно оказать помощь родственникам заключенного, чтобы они могли к нему приехать на свидание, прислать посылку, встретить. Еще бы хорошо помочь им понять душевное состояние освободившегося. Близкие заключенного, как правило, не имеют даже примерного представления о послетюремном синдроме и, соответственно, о том, как им надо себя вести с вернувшемся из мест лишения свободы и чем ему можно реально помочь в первых шагах к свободе. В некоторых учреждениях, для решения проблемы послетюремного синдрома, работают «Школы освобождающихся», где осужденным читают лекции об их правах после освобождения.

Из других реабилитационных мероприятий можно выделить рассылку информационных справок и запросов в службы занятости по выбранному месту жительства за шесть месяцев до освобождения, оформление документов (паспорт, трудовая книжка и др.), создание реабилитационных центров, оказание освободившимся гуманитарной и правовой помощи.

Все эти меры хоть и осуществляются, но профилактического эффекта от них мало. Необходима новая система, которая подразумевала бы работу с подростком с первого дня заключения, прививала бы ему положительные нравственные качества.

Предупреждение преступности несовершеннолетних.

Каждый год в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает свыше 600 тысяч подростоков – правонарушителей и более 100 тысяч родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей. Предметом предупреждения преступлений несовершеннолетних – является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на профилактику (превенцию) преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии.

Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.

Система предупреждения преступности несовершеннолетних имеет три уровня: общий (федеральный), субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних - это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.

Важным этапом на пути решения профилактических задач преступности несовершеннолетних явилось принятие Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. №1338 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В данном указе предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. В настоящее время правовую основу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляет:

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Российская газета" от 30 июня 1999 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., N 26, ст. 3177

Выделяется два вида предупреждения преступности:

1)общее предупреждение преступности – направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

2)индивидуальное предупреждение преступности – направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

Субъекты предупреждения преступности несовершеннолетних: 1.комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 2.органы управления социальной защитой населения; 3.органы управления образованием; 4.органы опеки и попечительства; 5.органы по делам молодежи; 6.органы управления здравоохранением; 7.органы службы занятости; 8.органы внутренних дел.

Объект предупреждения преступности (преступления) – представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления).

Объекты предупреждения преступности несовершеннолетних: -причины, условия и факторы преступности несовершеннолетних; -личность несовершеннолетнего преступника; -причины и условия конкретного преступления; -группы несовершеннолетних с антиобщественным образом жизни; -преступные группировки.

В отношении кого может проводиться индивидуальная профилактика:

1) безнадзорного - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

1) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

2) несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

В отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, проводится профилактическая работа, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

С согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может проводиться индивидуальная профилактическая работа с лицами неуказанными выше в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, предусмотренные выше, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы. Индивидуальная профилактическая работай проводится в следующие сроки: -необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним; -либо до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних; -или до достижения ими возраста восемнадцати лет; -или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют право на:

1.уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2.обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд;

3.гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

4.поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

5.получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

6.обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Наблюдается тенденция омоложения преступности несовершеннолетних, повышения криминальной активности детей младших возрастов, имеется значительный рост преступности несовершеннолетних женского пола. Отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними как мужского, так и женского пола на почве пьянства, токсикомании и наркомании. Налицо тенденция к омоложению «пьяной» преступности: каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Преступность несовершеннолетних характеризуется высокой степенью латентности. Более того, в силу особенностей правового и физического положения несовершеннолетних и их личностной характеристики статистические показатели преступности несовершеннолетних более «регулируемы» в следственной и судебной практике. Распространенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, реально в несколько раз превышает ее зарегистрированную часть. Особенно высокой латентностью отличаются кражи , грабежи и хулиганства .

Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников. В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности преступника. Успех профилактической деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того, насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника. Можно было бы избежать многих ошибок, если бы правоохранительные органы в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни или иные влияния на нее. Это в полной мере относится к несовершеннолетним преступникам.

Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника – возраст. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности.

Возрастное изменение личности не является причиной и не увязывается однозначно с динамикой основных жизненных отношений. Сохранность основных жизненных отношений сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств и т. д. Кроме хронологического возраста, различают возраст психологический, педагогический и физический, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Вообще, так называемого «среднестатистического возраста» реально не существует. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности.

Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы:

  • 14–15 лет – подростково-малолетняя группа;
  • 16–17 лет – несовершеннолетние.

Криминологические, социологические и психологические особенности поведения контингента в возрастном интервале 14–17 лет свидетельствуют, что на поведение подростков указанной возрастной группы оказывают влияние как условия их жизни и воспитания в предшествующие годы, так и «молодые взрослые». Отсюда следует вывод, что преступность несовершеннолетних нужно рассматривать в контексте с правонарушениями лиц в возрасте до 14 лет и лиц старше 17 лет.

Анализируя личности несовершеннолетних и взрослых преступников, можно говорить об их общности. Грань, которая определяет разницу между преступниками разных возрастов, по существу стирается, когда речь заходит о двух возрастных группах: 16–17 лет и 18–20 лет. В данном случае вполне допустимо говорить о единой возрастной группе, если использовать понятие неполного совершеннолетия.

Среди несовершеннолетних преступников преобладают лица мужского пола. Это объясняется прежде всего различием гендерных социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий нравственного формирования личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций. Преобладание среди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола связано с психическими и психологическими особенностями пола, исторически сложившимся различием поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерологическими свойствами мужчин.

В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у их сверстников, не совершавших преступления. Так, среди несовершеннолетних преступников часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ, а некоторые – во вспомогательных школах.

С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более двух третей несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого восьмого – десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители , старшие братья, близкие родственники. Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.

Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. Для них характерны глубокие дефекты правосознания , что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью (как населения в целом, так и несовершеннолетних) и негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего. Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права , нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов , «незаконном» осуждении.

Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном его составляют ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.

Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в два-три раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время, согласно результатам отдельных исследований, по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений.

Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения. Ее основные признаки:

  • преобладание «детских» мотивов – совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п.;
  • ситуативность мотивов;
  • деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж.

Причины и условия преступности несовершеннолетних. Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, сущности и способов решения основных противоречий.

Сложилось устойчивое мнение о том, что главными причинами преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества. Их уязвимость заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги » и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

Одно из негативных проявлений экономического кризиса – сокращение рабочих мест, что привело к уменьшению возможностей для трудоустройства подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях.

В ряду специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества выделяется и катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства . Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям. Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей – это во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их родителей – алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетания психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности их родителей. В этих семьях процветают насилие по отношению друг к другу и к своим детям и, как прямое следствие этого, – стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость.

Преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность. Некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания – важнейшее средство предупреждения преступного поведения.

Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важную роль в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика – система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами , в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.

Предупреждение преступности несовершеннолетних. В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако наряду с этим в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по таким направлениям, как:

  • ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
  • воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
  • непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
  • воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Большое значение придается предупредительному воздействию на личность несовершеннолетнего, т. е. индивидуальной профилактике. В отношении несовершеннолетних профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Успех в данном случае зависит от своевременной постановки «диагноза», обнаружения указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития.

Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую его среду. Основными элементами системы предупредительного воздействия являются:

  1. тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления;
  2. определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые на практике можно было бы добиться поставленных целей;
  3. выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Целями индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения. Для этого органы, занимающиеся профилактикой преступности несовершеннолетних, выполняют следующие функции:

  • выявляют несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;
  • изучают личность этих подростков;
  • определяют и устраняют источники отрицательного влияния на них;
  • исследуют возможности создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений;
  • осуществляют контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;
  • периодически анализируют полученные результаты и вносят соответствующие коррективы в свою работу.

Сотрудники органов внутренних дел выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных к совершению преступлений, из числа:

  • подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные напитки, наркотики, не занятых учебой и общественно полезным трудом);
  • несовершеннолетних, группирующихся на антиобщественной основе;
  • вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;
  • осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы , а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора : освобожденных из воспитательных колоний.

Личность несовершеннолетнего преступника формируется не сразу. Это весьма сложный процесс, охватывающий деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка. Предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих о его психической неполноценности. Все эти вопросы могут быть прояснены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника. Наиболее оптимальный и экономичный путь решения данной проблемы – создание психолого-педагогических центров, что позволит, с одной стороны, обеспечить психолого-педагогическую диагностику личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а с другой стороны, даст работникам милиции конкретные рекомендации по проведению профилактической работы с такими подростками.

Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, тяготеющего к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.

Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости.

В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для того чтобы профилактическая работа в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, имела успех, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.

Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Главным критерием здесь выступает своевременность: это позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность.

Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеют также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, правильное применение мер пресечения.

Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом – посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних, однако необходимость исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы.

В любом случае эффективность деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних в значительной степени зависит от того, насколько меры профилактики базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным, уголовно-исполнительным правом , психологией, педагогикой.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...