Методология Scrum для управления проектами. Scrum Master: кто он? Что делает Scrum мастер


Agile (эджайл, англ. “гибкий”) - это подход к управлению проектами по разработке ПО. Разработан в середине 2000х годов (или даже раньше). Подход Agile включает в себя несколько методик:

  • Scrum (подходит для организации взаимодействия между Бизнесом и ИТ);
  • Kanban (подходит для упорядочивания мультизадачности в работе сотрудника; хорошо сочетается со Scrum);
  • XP (принципы экстремального программирования);
  • Lean (принципы бережливой разработки).

Мы предлагаем Scrum, т.к. это отличный способ выстроить проект, который требует участия и Бизнеса и ИТ подразделения.

Scrum активно применяется в крупных компаниях и корпорациях.

Основная суть процесса следующая:

  • проект выполняется короткими итерациями (т.н. спринтами), каждая из которых длится от одной до 4 недель;
  • в проекте есть всего 3 роли: Product Owner, Scrum Master, Team. Роли эффективно взаимодействуют друг с другом и ориентированы на сотрудничество.
  • в Scrum есть всего 4 артефакта (документа): Product Backlog (требования к продукту), Sprint Backlog (требования, которые будут реализованы в спринте), Sprint Goal (цель спринта, итерации), BurnDown Diagram (диаграмма сжигания работ).
  • в Scrum есть всего 4 ритуала. Но читайте лучше об этом в соответствующей статье.

Команда проводит “ритуал” Daily Meeting

Преимущества Agile-подхода:

  • быстрая поставка наиболее приоритетной функциональности;
  • снижение неопределенности в требованиях с помощью прототипов и итераций;
  • стремление к уменьшению объема документации;
  • быстрая реакция на изменения;
  • ориентация на сотрудничество с заказчиком.

Услуга внедрения Scrum

Мы предлагаем услугу, результатом которой является появление Agile (гибких) процессов управления проектами в вашей компании. По завершению проекта вы получите:

  1. Обученных менеджеров вашей компании. Мы проведем обучение для всех сотрудников, которые принимают участие в проектах разработки ПО как со стороны Бизнеса, так и со стороны ИТ. Обучение будет проводиться несколько раз: Бизнес и ИТ, только ИТ, только Бизнес, только команда “пилотного” проекта и т.п. Всего пройдет не менее 5 сессий.
  2. Подготовленную Scrum команду. Мы поможем вам сформировать команду, которая будет первой трудиться над пилотным проектом и на примере которой мы покажем эффект. Мы оценим доступность (capacity) команды, предложим её фокус-фактор, подскажем как распределить ресурсы между разными проектами, учтем иные зависимости.
  3. Запуск “пилотного” проекта, на котором мы покажем как работает процесс “от и до”. Это самая ответственная часть нашей работы. На примере пилотного проекта выползают все скрытые проблемы, которые мешают вашему бизнесу развиваться (конфликты ресурсов, отсутствие аналитиков, невозможность быстро принимать решение и пр.). Мы подскажем вам как правильно уйти от возникших противоречий и недопустить подобных случаев в будущем.
  4. Инструкцию для команд и мастеров. Простой и доступный документ, в котором описаны основные действия, необходимые команде и её окружению, чтобы правильно выполнять все процессы в Scrum.
  5. ИТ-окружение. Если у вас есть программное обеспечение для управления проектами, то мы поможем правильно использовать его в проектах, выполняющихся по Scrum.

Как происходит проект внедрения?

Наш подход по внедрению основан на двухнедельных этапах. Мы готовы выполнить проект всего за 3 этапа:

  1. Обучение и подготовка к внедрению. Мы готовим ваших сотрудников, оцениваем ваши процессы, помогаем выбрать пилотный проект. Также мы рекомендуем подписать Устав проекта внедрения Scrum, чтобы у всего предприятия было одинаковое представление о границах внедрения.
  2. Внедрение Scrum на пилотном проекте. Мы помогаем запустить процесс на вашем пилотном проекте. Проводим дополнительное обучение для команды и владельцев продуктов. Учитываем реальную загрузку команды, влияние других проектов и пр. Также мы разрабатываем инструкцию для Scrum-команд.
  3. Сопровождение вашего пилотного проекта. Если требуется проводим повторный инструктаж для команды. Каждый день мы проверяем, правильно ли ваши сотрудники выполняют ритуалы Scrum? Выявленные ошибки корректируются на месте.

Перед началом нашей работы мы согласовываем детальный график работ на первый этап и рекомендуемый график на этапы 2 и 3.

Чем Agile отличается от Scrum?

Если кратко, то Scrum - это одна из Agile-методик.

Scrum подходит.

  • для продуктовых команд, которые хотят повысить скорость работы и увеличить бизнес-ценность создаваемого продукта;
  • для аутсорсинговых команд - если требование внедрения Agile/Scrum исходит от Заказчика, мы поможем понять как лучше отстроить процесс работы;
  • для организаций, которые хотят наладить взаимодействие между IT и бизнесом в рамках внутренних проектов автоматизации.

Цена и стоимость внедрения

Мы предлагаем типовое внедрение за 6 недель. Стоимость составит от 13 до 15 тысяч долларов. Стоимость типового внедрения зависит от сложности вашей организации и количестве человек, которые будут участвовать во внедрении. Также важную роль играет местонахождение вашего предприятия. Командировочные расходы оплачиваются дополнительно.

  • примите решение о том, какой пилотный проект будет первым переведен на Scrum-рельсы. Это должен быть важный проект для компании, но не самый критичный (риск остановить проект должен быть приемлемым).
  • выберите Scrum-мастера. Это должен быть тактичный и неконфликтный человек, который не будет “давить” на команду пилотного проекта. Мастер должен понимать специфику проекта, но не обязательно быть техническим человеком.
  • найдите Владельца продукта, который действительно заинтересован в результате проекта внедрения и получении эффекта. Не выбирайте топ-менеджеров, у которых есть куча дел, помимо самого проекта. Будет идеальным вариантом найти сотрудника, чья эффективность и бонус напрямую зависит от скорости появления продукта на рынке.
  • освободите для команды проекта место, где они могут работать без “одергиваний” со стороны других сотрудников. Пусть команда сосредоточится только на работе.
  • как заказчик проекта будьте постоянно рядом с командой, чтобы иметь возможность быстро решать проблемы.

Компания “Проектный офис” единственная компания в Беларуси, которая обучает и внедряет “гибкие” методики разработки ПО .

Мы помогаем:

  • выбрать наиболее оптимальный способ внедрения изменений;
  • подобрать людей - ключевых участников процесса (по согласованию с заказчиком);
  • достичь целей внедрения и выполняем поддержку заказчика после завершения проекта.

Вопрос сертификации Скрам-мастеров - самый распространенный вопрос тематики всех Scrum-сертификаций и тренингов. Чуть ли не каждый второй посетитель моих тренингов или долгосрочного Scrum-обучения планирует сертифицироваться в дальнейшем как Скрам Мастер.

Если разделить все сертификации по Скрам по временной шкале, то они бывают нескольких видов - краткосрочные (2-3 - дневные курсы) или долгосрочные, в которых нужно подтвердить свой опыт работы по Скрам, но не обязательно проходить длительное обучение.

Я и сам проходил тренинги и получал сертификаты от самых известных школ по Скрам. Сейчас я и хочу рассказать про самые известные сертификации для Скрам Мастеров, включая свое мнение по ним.

Мое отношение к краткосрочным сертификациям мы опустим в этой статье, и, хотя я и считаю долгосрочное обучение на несколько недель или месяцев с домашними заданиями и дальнейшим разбором вопросов со своей работы самым эффективным способом обучения Scrum, все же, количество поклонников краткосрочной сертификации огромно.
Спрос на долгосрочные сертификации по Скрам значительно меньше, но такие сертификации присутствуют во всех известных школах, сертифицирующих по Скрам и не имеют в своем названии слов "Скрам Мастер".
Тренинги и сертификации, которые имеют в своем названии слова Scrum Master, в основном, относятся к краткосрочным сертификациям. То есть, для того, чтобы получить сертификат Скрам Мастера, нужно или прослушать 2-х дневный курс, или сдать онлайн-тест без прохождения тренингов.
Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Без подготовки не обойтись.

В этой статье я рассмотрю сертификации двух школ - Scrum Alliance и Scrum.org. Почему только эти две? Я считаю эти организации самыми ценными, так как их или основали со-основатели Скрам, или они самые известные на рынке, или дают самое уверенное подтверждение знаний по Scrum. При этом, эти школы, в отличие от большинства онлайн-сертификаций, в вопросах своих тестов не противоречат официальному взгляду на Скрам, описанному в Scrum Guide - самому главному руководству по Скрам.

Итак, пройдемся по сертификациям по порядку.

1. Сертификации от ScrumAlliance

ScrumAlliance - самая большая школа по Скрам и самая распространенная в мире школа, которая является самой известной и узнаваемой организацией, занимающейся Scrum - сертификациями.
Конечно, это не школа, а самое большое объединение поклонников Скрам, менеджеров около-Agile направления, Scrum-тренеров, Scrum-коучей и организаций, занимающихся Scrum-обучением.
Среди основателей ScrumAlliance в 2001 году были основатели Скрам - Кен Швабер и Джефф Сазерленд, которые потом основали свои собственные сертификационные компании, также занимающиеся Scrum-сертификацией, о которых я расскажу ниже.

Сертификат Scrum Master данной школы невозможно получить без предварительного посещения оффлайн тренинга. Тренинги от Scrumalliance обычно довольно дорогие (редко видел дешевле 700 долл США за билет)

Сертификаты от ScrumAlliance бывают 3 видов для начального уровня: Certified Scrum Master, Certified Scrum Product Owner и Certified Scrum Developer, и продвинутый сертификат, который требует опыт работы в Скрам - Certified Scrum Professional.
Для корочки Скрам мастера нужна первая сертификация.

CSM (Certified Scrum Master)

Несмотря на то, что действующих Скрам-мастеров на нашем рынке относительно немного, это самая востребованная сертификация от ScrumAlliance. Многие считают нужным начать свой путь со Скрам именно с этой сертификации. Потому материалы курса часто напоминают общеобразовательный тренинг по Scrum (см требования к покрытию тем курса для тренеров). Но, это не значит, что тренинги плохие. Для того, чтобы иметь право читать тренинги от ScrumAlliance с последующей сертификацией, нужно пройти довольно сложный процесс собеседований, и, возможно поэтому, я пока еще не слышал о плохих тренингах от ScrumAlliance.

Тренинги CSM занимают 2 дня.
Для того, чтобы получить сертификат CSM, нужно поприсутствовать на 2-дневном тренинге от официального тренера ScrumAlliance и сдать официальный онлайн-тест, который высылает участникам тренер, обычно сразу же после тренинга. Сертификационный тест довольно простой, и я ни разу не видел кого-то, кто его не сдал. Тест рассчитан на базовые знания по Скрам и имеет несколько вопросов, относящихся к роли Scrum Master.
ScrumAlliance при этом аргументирует простоту теста тем, что своих тренеров они очень хорошо проверяют, и уверены в том, что знания будут донесены качественно.

После курса Вам создают профиль на сайте ScrumAlliance.
Вот пример профиля , который у Вас будет
Тем кто прослушал курс, выдается (или продлевается) членство в сообществе (и заодно, доступ к профилю)

Каждые два года членство нужно возобновлять за 50 долларов. Тест при этом сдавать не нужно.

Что нужно для сертификации CSM

    Чтобы уверенно сдать тест и получить сертификат, кроме обязательного посещения тренинга, я бы рекомендовал следующее:
  • прочитать Scrum Guide это базовое руководство по Скрам на 23 страницах, обновленное в 2016 году. Без понимания основ Скрам из Руководства по Скрам невозможно сдать даже самый простой экзамен по скрам, так как в разнообразных источниках по Скрам есть много противоречивой информации. Руководство по Скрам - самое первое место, где нужно черпать знания о Скрам, как о процессном каркасе.
  • читать блог посты от Scrum Alliance в их сообществе .
    ScrumAlliance имеет самые большие общественные группы, где можно пообщаться на тему Scrum.
    Поэтому, при подготовке к сертификации, я рекомендую заглянуть в их сообщество и почерпнуть знания оттуда.
    Здесь довольно много информации и от начинающих Скрам-тренеров. Поэтому, если вы научитесь отделять зерна от плевел в данном источнике, я могу утверждать, что Вы владеете Скрам на более чем достаточном уровне для сертификации.
  • прочитать книгу от основателя Скрам на русском . Эта книга дает понимание философии, которая кроется за процессным каркасом Скрам, описанным в Руководстве по Скрам и даст понимание не только "что делать" но и "почему". Больше усилий можно и не прилагать, если цель просто получить сертификат.

Сдача экзамена:

После того, как Вы получите зарегистрированный тренером профиль по Вашему email, к Вам будет прикреплен тест, который Вы сможете начать сдавать по высланным Вам тренером инструкциям. В тесте 35 вопросов с множественными вариантами ответов. Для успешной сдачи, правильно ответить нужно на 24.
Если Вы не сдадите тест, Вам покажут неправильные вопросы, но не покажут правильные ответы на эти вопросы. ScrumAlliance таким образом дает Вам возможность найти правильные ответы самостоятельно. После этого тест можно сдать еще раз бесплатно. На тест дается 1 час. Тест можно прервать и продолжить в любое время. Во время сдачи, вопросы можно пропускать, поставив на них закладки, чтобы вернуться к ним позже.

Итоги:

Цена вопроса - минимум 700 долл
Стоит ли сдавать? Да, если вы готовы выложить деньги за курс самой известной компании, сертифицирующей по Скрам.

2. Сертификации от Scrum.org

Это школа по Скрам, основанная со-основателем Скрам Кеном Швабером в 2009 году. Она еще не настолько распространенная во всем мире, как Scrum Alliance, но постоянно набирает обороты, и уже в некоторых странах стала более популярной из-за своего подхода к сертификации.
Кен Швабер основал эту школу, чтобы усовершенствовать обучение Скраму, которое, на его взгляд, на момент открытия Scrum.org было основано больше на зарабатывании, чем на качественном обучении. О причинах основания Scrum.org можно почитать в .
Для того, чтобы получить сертификат Scrum.org, совсем не обязательно ходить на тренинг (хотя рекомендуется). И достаточно всего лишь заплатить 150$ за код к онлайн-сертификации .
Удобно? да. Но не все так просто.

Сертификации от Scrum.org для Скрам-мастеров бывают 3 видов: Professional Scrum Master I, Professional Scrum Master II и III.
Это разные степени сертификаций, требующие разного уровня знаний.
Все базовые сертификации от Scrum.org изображены на картинке

Professional Scrum Master I (PSM I)

Самая первая из сертификаций для Скрам-мастеров от Scrum.org. И, пожалуй, самая сложная из известных сертификаций, если сравнивать с другими школами.
Я знаю мало людей, сдавших этот экзамен с первого раза. Даже с подготовкой. Потому, как опция, вы можете посетить официальный тренинг Scrum.org перед сертификацией. Но посещение тренинга Вам также не гарантирует получение сертификата. Сертификацию придется сдавать на равных с теми, кто не проходил тренинг. Вы будете сдавать тот же тест. Предварительный тренинг дает хорошие отчетливые знания по Scrum, но не обязан знакомить Вас с хитростями сдачи самого экзамена.

Более того, публиковать ответы на вопросы с экзамена запрещено даже официальным тренерам. Вопросы из экзамена, которые появляются в сети, безжалостно удаляются в короткие сроки.
Сам экзамен довольно сбалансирован. Он содержит вопросы как базового уровня, так и вопросы, на которые получится быстро ответить только имея опыт работы в Скрам или опыт настройки процессов в роли Скрам-мастера. Также в экзамене содержатся "хитрые" вопросы, ответы на которые вы сможете знать, хорошо запомнив терминологию Скрам, практически выучив наизусть Руководство по Скрам. Экзамен, кстати, сдается на английском, потому лучше всего читать англоязычную литературу. Идеальный вариант, конечно, иметь опыт работы в Скрам 3-5 лет. Это поможет лучше понимать суть некоторых вопросов, но не факт что будет достаточным для сдачи. На Sctum.org вы увидете множество постов, где люди с большим чем 5 лет опытом не сдали экзамен и жалуются;)

Подготовка к сдаче PSM I

    Опишу несколько трюков, которые помогут уменьшить затраты для подготовки к сдаче к данному экзамену.
  1. Хорошо прочитать Scrum Guide на английском. Еще раз прочитать, и опять, очень хорошо прочитать раз 10-15. Если у вас не идеальный английский, то рекомендую изучить основные формулировки, так как в экзамене содержатся хитрые вопросы.
  2. Прочитать книгу Gunther Verheyen "Scrum - A Pocket guide" .
    Большинство вопросов к экзамену составлялось или проверялось Гюнтером, поэтому его книги как нельзя лучше раскрывают взгляд Scrum.org на вопросы в сертификации.
    Вот краткий список источников Гюнтера, которые я также рекомендую для прочтения при подготовке:
  3. Читать посты в . В этом блоге нет прямых ответов на вопросы в экзамене, но есть очень похожие. Здесь можно почерпнуть хорошие разъяснения официальных представителей Scrum.org на вопросы о Скрам, которые затрагиваются в сертификационном тесте. Мне нравится читать этот блог, так как на форуме от Scrum.org сидят много подкованных тренеров.
  4. Читать от Scrum.org
    На самом деле, при достаточном опыте, пункта 1 может вполне хватить, но, при сдаче, Вас могут испугать некоторые вопросы.
  5. Пройти бесплатный тест от Scrum.org
    При успешной сдаче не сильно радуйтесь - этот тест не гарантирует сдачу сертификации. На экзамене будут вопросы гораздо сложнее открытого теста.
    Я бы рассматривал этот тест как лакмусовую бумажку, определяющую неготовность. Если вы набрали меньше 100%, то, скорее всего, сертификационный экзамен пройти не получится. Зато в этом тесте, в отличие от экзамена на сертификат, разбираются неправильные ответы на вопросы.

Как проходит сама сертификация

Резюме:

PSMI сложная сертификация для Скрам-мастеров из существующих. Требует основательной подготовки. Но результат стоит того. Всех, кто сдал тест PSM I, я могу назвать специалистами, разбирающимися в Scrum и уверенно владеющими базой Scrum. Сертификация не требует тренингов. Цена вопроса - 150 долл. Стоит ли сдавать? Конечно стоит! Это будет незабываемый опыт, о котором Вы не пожалеете.

PSM II и PSM III

Это еще более сложные сертификации от Scrum.org. Они воходят в обязательную программу подготовки тренеров от Scrum.org, поэтому уровень тренеров данной организации довольно высокий. Обычным Скрам-мастерам сдавать эти сертификаты можно, скорее, для собственного удовлетворения, так как они нигде не требуются. PSM II состоит также из вопросов с единичным и множественным выбором, а при прохождении PSM III нужно писать короткие сочинения-эссе при ответе на вопросы, которые проверяются вручную. Учитывая высокую цену и сложность этих экзаменов, я пока не встречал того, кто сдал эти экзамены просто так для себя, не участвуя при этом, в программе подготовки тренеров.

Выводы:

Сертификаций по Скрам существует множество. Все школы имеют свои плюсы и минусы. При условно одинаковом уровне значимости рассмотренных школ, при выборе сертифицирующей организации я рекомендовал бы смотреть на такие основные пункты

ScrumAlliance Scrum.org
Цена сертификации: 0 USD
только при прохождении тренинга
150 USD
при прохождении тренинга бесплатно
Необходимость проходить тренинг да, обязательно необязательно
Цена тренинга от 700 USD от 650 USD
Стоимость членства 50 USD 0 USD
Длительность членства 2 года нет понятия членства
Сложность экзамена Легкие и средние вопросы, 60 минут, 35 вопросов, 27 ответов для сдачи Легкие, средние, сложные и запутывающие вопросы, 60 минут, 80 вопросов, 68 ответов для сдачи
Количество усилий при подготовке к экзамену Пройти тренинг и прочитать Руководство по Скрам Необходимо затратить время и приложить усилия на подготовку
Количество попыток сдачи 2 1

Если же сертификация для Вас не такая значимая, то на моих тренингах по Скрам я даю знания, которые пригодятся Вам в опыте реализации Скрам на практике у Вас в компании.
Оставайтесь с нами. Scrum must go on!


На протяжении спринта должны выполняться все работы, которые нужны для получения рабочей версии продукта. Объем работ спринта должен быть фиксированным. Благодаря этому команда может взять ответственность за его реализацию. Исходя из этого, журнал спринта не может изменить никто, кроме команды.

В деталях обо всем этом вы можете узнать из книги «Scrum – революционный метод управления проектами» Джефа Сазерленда, а мы продолжим разговор на тему практик. Познакомившись с ними, вы сможете понять, как реализуется Scrum-проект.

Ежедневные Скрам-встречи

Ежедневные встречи проходят по утрам перед началом работы. Они необходимы, чтобы каждый член команды знал, кто и конкретно чем занимается в текущем проекте. Оптимальная продолжительность таких встреч составляет 15 минут. В процессе не решаются никакие проблемы, т.к. участники просто делятся информацией. Если есть вопросы, требующие разрешения, они выносятся за пределы встречи.

Проводит ежедневные встречи скрам-мастер. Поочередно каждому участнику он задает вопросы:

  • Что ты сделал вчера?
  • Что ты сделаешь сегодня?
  • С какими проблемами ты столкнулся?

Все открытые вопросы скрам-мастер заносит в список «Пункты действий». Здесь очень подходит формат «Что? Кто? Когда?». Вот простой пример такого списка:

  • Обсудить детали дизайна бэкграунда
  • Толя и Коля
  • Сразу после обеда

Участвовать в ежедневных встречах может любое заинтересованное лицо, однако все решения принимаются только членами команды разработчиков. Причиной этому служат обязательства участников по достижению цели спринта. Если кто-то иной будет вносить свою лепту в принятие решений, тем самым он снимет ответственность с членов команды.

Встречи по обзору спринта

По окончании каждого спринта принято проводить демонстрационную встречу, на которой происходит обзор спринта. Оптимальная продолжительность этих встреч – не более 4 часов.

В начале встречи команда разработчиков показывает владельцу продукта его рабочую версию (демонстрирует результаты проделанной работы). Встреча проходит под контролем самого владельца, причем он имеет право пригласить на нее всех заинтересованных людей и их представителей.

В процессе встречи владелец продукта оценивает, какие требования из журнала спринта выполнены, а также обсуждает результаты с командой и заказчиком, и вместе с ними планирует задачи для выполнения в новом спринте.

Во второй половине встречи скрам-мастер вместе с остальными участниками анализирует прошедший спринт. Команда разработчиков определяет , проводит их анализ, делает выводы и принимает решения, которые улучшат дальнейшую работу.

По окончании встречи резюмируются итоги, и планируется следующий спринт (это происходит по уже рассмотренному нами обычному алгоритму планирования спринта). Закончив второй спринт, проводится новая демонстрационная встреча, и так по кругу вплоть до полного завершения Scrum-проекта.

Аварийная остановка спринта

Аварийная остановка спринта необходима только для особых случаев. Команда может остановить спринт до наступления дедлайна (крайнего срока завершения спринта), если осознает, что добиться поставленных в этом спринте результатов не получается. Также спринт может остановить владелец продукта в случае, когда необходимости в достижении цели спринта больше нет.

Если спринт остановлен, все участники проекта собираются на общей встрече, обсуждают причины остановки и дальнейшие действия. После этого дается отмашка к началу нового спринта и его планированию, для чего используются все те же алгоритмы.

Несложно заметить, что скрам-практики достаточно просты. Но кроме ролей и практик в Scrum-управлении проектами существуют еще и важные документы, называемые артефактами. Вкратце мы о них уже упоминали, но будет лучше, если немного углубимся в эту тему.

Артефакты в Scrum

В любом Scrum-проекте есть три основных артефакта (документа):

  • Журнал продукта (Product Backlog)
  • Журнал спринта (Sprint Backlog)
  • График спринта (Burndown Chart)

У каждого из артефактов есть свои особенности.

Журнал продукта

Журнал продукта готовится еще в самом начале проекта. Он представляет собой перечень требований, отсортированных по значимости. Составляет его владелец продукта, а команда разработчиков дополняет его, включая оценки стоимости реализации каждого требования.

Журнал продукта должен включать в себя технические и функциональные требования, необходимые для его разработки. Эти требования необходимо приоритизировать, а самые приоритетные нужно детально прописать – так команда получает возможности их оценки и тестирования.

Своевременная и подготовленная детализация проектов, а также предоставление их в полном объеме и в нужное время – это задачи владельца продукта.

Журнал спринта

Журнал спринта отражает функциональность, которую выбрал владелец продукта из составленного ранее журнала продукта. Каждая из функций разбивается на задачи. Разбивка же делается так, чтобы на выполнение одной задачи не уходило более двух дней.

Благодаря качественной разбивке функций на задачи спринт может быть спланирован таким образом, чтобы к его окончанию не осталось ничего не выполненного, а значит, чтобы была достигнута цель итерации.

Как только детализация завершена, оценивается журнал спринта, и эта оценка сопоставляется с первичной оценкой журнала продукта. При выявлении существенных расхождений команда разработчиков вместе с владельцем продукта устанавливает объем работ, которые необходимо выполнить в течение конкретного спринта, а также объем, который можно перенести на следующую итерацию.

Из журнала спринта исключаются незначительные задачи, которые не оказывают особого влияния на достижение цели итерации.

График спринта

График спринта необходим для отображения ежедневного изменения общего объема работы, который остался до окончания спринта. С помощью него команда может анализировать текущую ситуацию и вовремя реагировать на изменения.

Ко всему прочему, с помощью графика спринта владелец продукта может отслеживать прогресс итерации. Поэтому ему очень легко установить: если объем работы не становится меньше с каждым днем, значит, в процессе есть какие-то отклонения и срочно нужно корректировать действия команды.

Таковы общие особенности Scrum-методологии. Если у вас возникло желание разобраться в этом методе более детально, то вам поможет в этом Джеф Сазерленд – познакомьтесь с уже упоминаемой книгой «Scrum – революционный метод управления проектами». А нам остается только подвести итоги этого краткого обзора Скрам.

Выводы о Scrum

Итак, относящийся к системе методов гибкого управления Agile, Scrum можно смело назвать настоящей находкой для людей, чья деятельность связана с проектами. Среди его достоинств выделяется, в первую очередь, ориентированность и адаптивность. Метод позволяет изменять требования к проекту в любое время (пусть и не дает гарантии того, что эти изменения будут реализованы). А такая возможность очень привлекает заказчиков.

Во-вторых, Скрам очень легко освоить. К тому же метод не отнимает огромного количества времени. А благодаря тому, что система работы построена по итерационному принципу (и у каждой итерации есть своя цель), с помощью Scrum-метода можно получать рабочие версии продукта по окончании каждого спринта.

В-третьих, упор в методе делается на многофункциональную и самоорганизующуюся команду, которая способна решать большинство задач с минимумом координации. Именно по этой причине Scrum-проекты подходят для стартапов и небольших компаний, избавляя их от необходимости обучать специализированный штат руководителей или нанимать профессионалов со стороны.

Но не стоит думать, что Scrum-методология – это решение всех проблем и гарантия успеха. У нее есть и несколько минусов. Например, ее минималистичность и простота обуславливают, пусть и немногие, но все же жесткие правила, в частности – правила взаимодействия внутри команды, которые в некоторых случаях могут доставлять заказчику определенные неудобства.

Еще один недостаток состоит в отсутствии плана , ведь все действия участниками проекта осуществляются в режиме реального времени. И, наконец, упор на команду тоже не всегда полезен. Несмотря на то, что в координации команды нет особой необходимости (а значит, и нет затрат на нее), могут увеличиться затраты на подбор персонала, его обучение и мотивацию. Если, например, на рынке труда не хватает подходящих специалистов, придется нанимать либо дорогостоящих профи, либо не нанимать вообще никого.

Однако преимущества Скрам-методологии не идут ни в какое сравнение с ее недостатками, и при определенной доле упорства овладеть ей не составит никакого труда. Использование же Scrum помогает компаниям реализовывать самые разные проекты и становиться более конкурентоспособными. Метод ориентирован на изменения и постоянное развитие, а его гибкость достигается посредством непрерывного взаимодействия участников проекта друг с другом.

Но все же напомним, что этот обзор носит чисто ознакомительный характер, поэтому для получения дополнительной информации вам в любом случае придется обращаться к сторонним источникам. И уже из них вы сможете узнать о других тонкостях Scrum-управления проектами и особенностях его применения. Начать вы можете с этого небольшого видео, а мы желаем удачи вам и успешного осуществления всем вашим проектам!

  • Управление проектами ,
  • Agile ,
  • Управление продуктом
  • Когда я прочитал: «Agile is much more than just Scrum» - в описании сертификационного курса Certified Agile Professional компании ScrumTrek, то первое, о чем я подумал: почему ScrumTrek, тогда уж нужно было назваться AgileTrek? После прохождения этого обучения я вернулся к этому утверждению с более серьезным настроем. Так что же я вынес с тренинга? Записи, раздаточный материал и сертификат Certified ICAgile Professional? А как же понимание, что такое Agile? В чем заключается концепция Agile-подхода? Что такое Agile mindset?

    В этой заметке я делюсь впечатлениями о тренинге. Это не столько пересказ содержания тренинга, сколько субъективная оценка пользы полученных на нем знаний. Надеюсь, что это поможет определить, нужно ли вам это обучение.

    История Agile

    Хорошо запомнилась история Agile, которую тренер представил в виде поступательного взросления всей отрасли разработки ПО.

    Code-and-Fix позволил стартовать отрасли написание кода относительно дешево без каких-либо планов, документации и специальных требований к квалификации разработчиков.

    Ему на смену в 1970 годах пришла водопадная модель (Waterfall), которая снизила риски, повысила прозрачность разработки ПО, а также устранила проблему высокой стоимости сопровождения ПО при сохранении низких требований к квалификации разработчиков. Модель начали использовать повсеместно, что быстро обнажило и ее проблемы. Водопад хорошо работает только в тех случаях, когда заранее все известно: какой продукт необходимо разработать, какие технологии реализации нужно использовать – и никаких изменений по ходу не возникает.

    Первые попытки исправить ситуацию связаны с появлением в 1990 годах итеративных подходов. С одной стороны, этому способствует удешевление компьютеров, когда машинное время перестает быть объективным ограничением, что позволяет производить многократные эксперименты по наращиванию функциональности продукта. С другой стороны, новые технологии ИТ все больше и больше усиливают конкуренцию, поэтому бизнесу приходится оперативно применять их в бизнесе. Кто внедрил новую технологию раньше остальных, то завоевал и клиентов, и рынок. С этого момента начинается активное развитие гибких процессов разработки, которые ставят своей целью предоставить бизнесу быстрые поставки функциональности. По сути происходит откат к «быстрому» методу Code-and-Fix, но его дополняют планированием и исключением рисков.

    Кстати, мне кажется, что и по сей день большинство корпоративных разработчиков применяет вовсе не Scrum, как им кажется, а именно итеративный водопад. Посмотрите на схему ниже, у вас ведь как-то так все работает?

    Или все же так, как в Scrum?

    В 1992 году появляется Crystal, который впервые фокусируется на частой поставке работающего кода конечным пользователям. Затем в 1994 представлен DSM (Dynamic Systems Development Method), который провозгласил ориентацию на потребности бизнеса и неснижаемый уровень качества ПО (примерно в эти же года появился термин Refactoring). Наконец в 1996 году представлен Scrum Framework, который стал стандартом де-факто для управления гибкой разработкой. В этом же году начинает впервые применяться парное программирование. А в 1999 появляется XP, который принес концепцию пользовательских историй (User Story), планирования релизов и непрерывной интеграции (Continuous Integration). Итогом всех этих частных инициатив стал разработанный в 2001 году Agile-манифест разработки программного обеспечения , в котором закреплены проверенные 10-летием ценности и принципы, позволяющие быстро поставлять функциональность бизнесу.

    Дальнейшее развитие Agile связано с попытками устранить все возможные потери (простои) в процессе разработки ПО, за счет чего еще больше повысить скорость доставки функциональности. В 2003 появляется Lean Software Development как адаптация концепции бережливого производства Toyota к отрасли разработки ПО. В 2006 движение продолжается за счет появления Kanban Software Development, в котором представлен готовый алгоритм устранения потерь в потоке поставки ценности (функциональности) бизнесу. Также в 2011 году в ответ на взрывной рост SAAS (ПО как сервис) появляется концепция DevOps, которая объединяет разработку и сопровождение для устранения потерь на их стыке.

    Итого, производство (разработка) перестало быть узким звеном, научившись максимально быстро удовлетворять потребности бизнеса. Тем не менее, развитие Agile продолжается. Во-первых, в области масштабирования Agile на крупных предприятиях (SAFe). Во-вторых, огромное количество провальных инвестиционных проектов поднимает вопрос в области разработки продуктов: как максимально дешево разработать максимально востребованный продукт? В 2009 году ответом на это ограничение становится Lean Startup.

    Ценности и принципы Agile

    Совместно с участниками тренер последовательно и глубоко разбирает каждую ценность и каждый принцип Agile-манифеста разработки программного обеспечения. Признаюсь, что до тренинга я искренне полагал, что отлично понимаю ценности и принципы. Оказалось, что это не совсем так.

    К примеру, вторая ценность Agile: «Работающий продукт важнее исчерпывающей документации». В свое время это было декларацией отрицания водопадной модели, в которой понимание прогресса во многом опирается на проектную документацию. Но во 2 версии Agile-манифеста формулировка изменилась: «Бизнес-ценность важнее работающего продукта» (Agile Manifesto 2.1 - «MoreAgile Manifesto»). Это пример эволюции Agile-ценностей связанный появлением Lean Startup: слишком много работающих продуктов оказывались никому не нужными.

    Scrum и Kanban

    Значительную часть тренинга занимает обзор Scrum Framework и Kanban. Пересказ этой части тренинга не входит в цели данной заметки. Отмечу только, что каждый нетривиальный момент тренер помогает прочувствовать на кончиках собственных пальцев посредством командной игры. А вот об этом стоит рассказать подробнее.

    Игры в Agile

    Все игры были простыми в освоении и веселыми в процессе. Во время одной игры на второй день тренинга один из участников воскликнул: «И чем мы раньше занимались? Вот оно!» Ниже я расскажу о том, чему мы научились в играх.

    Penny/Multitasking games вживую (на нас самих) и убедительно (обычным секундомером) продемонстрировали необходимость брать в работу малые порции и не выполнять в один и тот же момент времени несколько задач. Мы увидели, как это исключает потери из-за простоев в строго последовательном процессе работы (водопад), потери из-за накопления незавершенной работы (набитый рот дольше жует) и на переключения контекста (в водопадной модели работа сотрудника над несколькими проектами одновременно наиболее вероятна).

    Planning pocker настолько простая техника командой оценки, что даже в рамках недолгой игры позволяет прочувствовать свои достоинства. К примеру, все члены моей игровой команды согласились в итоге, что большую часть времени мы потратили вовсе не на оценку трудозатрат той или иной работы, а на обсуждение работ, которые мы понимали изначально по-разному. Иными словами, основная польза заключается вовсе не в цифре оценки, но в одинаковом понимании работы. С другой стороны, будучи ограничены по времени, мы избегали споров и обсуждений, если наши оценки сходились сразу же. Простые вещи, но как нелегко им следовать в работе! Не правда ли?

    Игровая постановка саботирования Daily Standup Meeting вернула нас к обсуждению ценностей Agile. К примеру, Scrum Master (процессный коуч) не должен быть менеджером для команды разработки или вести себя соответствующим образом, то есть раздавать задачи, включать эмоции и противопоставлять себя группе, превращая тем самым встречу в унылое отчетное собрание членов команды перед самим собой.

    Agile-Scrum Foundation 1

    Скрам (Agile) - популярная методология ведения проектов по разработке программного обеспечения. Как организовать взаимодействие команды разработчиков, чтобы проект разработки завершился успешно. Что и как документировать, как, с кем и как часто обсуждать детали проекта, как ставить задачи людям и как контролировать результат. Всё это и есть Скрам (Agile).

    В отличие от таких всеобъемлющих подходов к управлению проектами, как, например, стандарты Института Управления Проектами (PMI)® PMBOK® Guide, Скрам изначально предназначался для разработки программного обеспечения в условиях часто меняющихся требований. При этом Скрам (Agile) больше ориентирован на сам процесс разработки, чем на процесс управления. Эта технология хорошо дополняет любой из классических процессов управления и может быть с ним интегрирована при разработке даже очень больших IT проектов. В настоящий момент Agile практики стали частью PMBOK® Guide.

    На курсе «Agile - Scrum Foundation 1. Управление проектами с использованием гибких подходов» . Вы научитесь организовывать процесс разработки программного обеспечения и получать готовый продукт в жёстко фиксированные, а главное, небольшие сроки в часто меняющихся условиях. В течение курса с помощью Скрама (Agile) Вы будете разрабатывать новый «продукт». Вы, будучи Скрам-командой, приобретёте живой опыт и испытаете на себе преимущество работы по Скраму (Agile). Под руководством нашего тренера вы пройдёте через различные, близкие к реалиям, ситуации, для решения которых надо будет применять новые, инновационные подходы Скрама (Agile).

    Аудитория курса:

    • Разработчики программного обеспечения – члены команд разработки, тим-лиды (старшие групп разработки).
    • Специалисты, желающие освоить роль Product Owner или Scrum Master в Scrum-командах.
    • Менеджмент Scrum-команд, желающий познакомиться с особенностями работ внутри команды.

    Курс «Agile-Scrum Foundation 1. Управление проектами с использованием гибких подходов» дает для подготовки к и PDU для продления имеющихся у вас сертификаций :

    Technical Leadership Strategic Total
    PMI_RMP ® - -
    PMI_SP ® - -
    PMP(r) ® -
    PgMP(r) ® -
    PMI_ACP ® -
    PfMP ® - -
    PMI_PBA SM - -

    PMI является зарегистрированной маркой Института Управления Проектами.
    PMBoK является зарегистрированной маркой Института Управления Проектами.

    Выбор редакции
    Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

    У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

    © Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

    Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
    В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
    Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
    АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
    Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
    Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...