На что можно получить лицензию. Лицензия такси


Для субъектов, предоставляющих услуги в сфере обучения с привлечением преподавательского состава, государственная лицензия на образовательную деятельность является обязательной. Выдача этого разрешения осуществляется в строго установленном законодательном порядке. Рассмотрим далее, .

Кто обязан иметь разрешение?

Лицензия на право осуществления образовательной деятельности необходима:

  1. Дошкольным учреждениям.
  2. Школам.
  3. Учреждениям профобучения. К ним относят вузы, колледжи, училища и пр.
  4. Организации дополнительного образования. В эту категорию входят курсы, разные лингвистические центры для взрослых и детей.
  5. Учреждения прочих форм воспитания и обучения.

Исключения

Законодательство устанавливает перечень случаев, когда получать лицензию нет необходимости. К таким исключениям относят:

  1. Разовые семинары, лекции, после которых не осуществляется аттестация и не выдаются свидетельства на официальных бланках.
  2. Предпринимателей, лично дающих индивидуальные уроки без привлечения прочих преподавателей. В частности, имеются в виду частные логопеды, репетиторы и пр.

Сложности процесса

Перед тем , учреждению необходимо провести ряд подготовительных мероприятий. Положение, в котором регламентируется процесс выдачи разрешения, предусматривает определенные условия для заинтересованных субъектов. Необходимость их соблюдения делает всю процедуру достаточно трудоемкой и продолжительной. Стоит сказать, что с даты регистрации организации и до момента получения лицензии может пройти несколько месяцев. При этом сбор необходимых бумаг является далеко не самым сложным этапом.

Перед тем , следует внимательно изучить требования к помещению, преподавательскому составу, оборудованию, учебным программам. Их набор будет зависеть от типа организации, возраста учащихся, времени, которое они будут находиться на занятиях. Отдельное внимание нужно уделить санитарным и пожарным нормам, методическим рекомендациям по разработке программ. Обязательным этапом является формирование предварительного расписания.

Помещение

Учебному заведению недостаточно иметь только юридический адрес. Учреждению необходимо помещение, которое соответствует целям деятельности и всем установленным нормативам. В зависимости от типа заведения могут предъявляться требования к минимальному числу комнат, габаритам, наличию отдельных входов, состоянию территории и пр.

Заинтересованному субъекту придется самостоятельно изучить СНиПы и СанПиНы, выбрать соответствующие предписания для конкретного типа деятельности и подобрать помещение. Его нужно будет привести в надлежащий вид. Для этого следует сделать ремонт, используя рекомендуемые материалы, установить сигнализацию, обеспечить необходимый температурный режим и так далее.

После окончания всех работ приглашаются служащие Госпожнадзора и СЭС. Они проводят проверку и составляют заключение о безопасности. Не следует забывать о том, что оборудование, мебель, инвентарь также должны соответствовать установленным требованиям. Все товары, которые приобретаются, должны иметь сертификат. Если предполагается обеспечение учащихся питанием, необходимо отдельно оборудовать кухню и помещение для приема пищи. Соответствие их нормам проверяет Роспотребнадзор.

Программы и штат

Лицензия выдается учреждению только при соблюдении всех установленных требований. К ним, в числе прочего, относят наличие учебных программ. Для лица, которое никогда этим не занималось, достаточно сложно разработать их самостоятельно. Дело в том, что все программы должны соответствовать ФГОС. Их составление можно поручить преподавателям, принятым в штат. В крайнем случае можно взять в качестве образца планы других учреждений либо привлечь по договору опытного методиста.

Каждая программа должна быть утверждена подписью руководства организации. Прежде чем подать , необходимо сформировать преподавательский состав. Квалификация, стаж и прочие подтверждаются соответствующими бумагами. Дополнительно следует приобрести методическую и учебную литературу, технические средства.

Необходимые бумаги

Так может только зарегистрированный субъект, в уполномоченный орган следует предъявить:

  1. Нотариально заверенную копию Устава.
  2. Решение о формировании юрлица или о внесении изменений в учредительную документацию.
  3. Св-во ОГРН. Если были изменения в ЕГРЮЛ, то предъявляется выписка. Все эти бумаги нужно заверить у нотариуса.
  4. Св-во ИНН.

Дополнительно

К указанным выше бумагам прилагаются:

  1. Правоустанавливающая документация на сооружение/помещение и территорию (если учреждение занимает целое здание). Это может быть арендный договор, св-во о праве собственности и пр.
  2. Утвержденные директором учебные программы. При необходимости их согласовывают и заверяют с профильным учреждением.
  3. Учебные планы. В них указывается вид образования, название программы, время ее освоения, уровень, преподавательский состав.
  4. Информация о сотрудниках. В частности, предъявляются копии трудовых книжек и дипломов.
  5. Справка, удостоверяющая материально-техническую обеспеченность деятельности. Она составляется на бланке, утвержденном Минобрнауки, и подписывается руководителем.
  6. Санитарное заключение о пригодности помещения для обучения. Оно выдается Роспотребнадзором.
  7. Документ о наличии условий для предоставления питания, обеспечения охраны здоровья обучающихся (при необходимости).
  8. Акт Госпожнадзора.
  9. Копия квитанции, подтверждающая уплату пошлины.

Если осуществляется оформление лицензии для структурного подразделения, дополнительно прилагается решение о его создании, а также св-во о госрегистрации и Положение об организации его работы.

Куда обращаться?

Указанные выше бумаги сдаются в уполномоченный орган вместе с заявлением и копией паспорта руководителя. Материалы можно принести лично или отправить по почте. В качестве уполномоченного органа может выступать областное, республиканское, краевое министерство, комитет или департамент образования . Аналогичный порядок установлен для предпринимателей, предоставляющих услуги в сфере обучения с привлечением педагогов. Для них в списке бумаг будет отсутствовать учредительная документация. Все прочие мероприятия аналогичны тем которые осуществляет юрлицо. Следует, однако, отметить: регистраторы утверждают, что предпринимателю получить лицензию гораздо сложнее, чем организации.

Процедура

Департамент образования принимает бумаги по описи и поставляет отметку. Процесс выдачи разрешения проходит в несколько этапов:


В течение 60 дней принимается решение о предоставлении разрешения или об отказе в этом. Течение данного периода начинается с даты регистрации заявления. Если специалистами будет признана нецелесообразность выдачи разрешения по результатам проверки, заинтересованному лицу направляется соответствующий ответ. В нем должны быть указаны основания отказа. Стоит отметить, что неудовлетворение заявления допускается в случае, если сведения, которые были предоставлены, являются недостоверными, или условия, которые создал субъект, не подходят для ведения образовательной деятельности. Отказ уполномоченной структуры заинтересованный субъект может оспорить в суде. Срок действия лицензии на образовательную деятельность не ограничен. Однако органы Минобрнауки могут ее приостановить или отозвать в случае нарушения юрлицом или предпринимателем установленных предписаний.

Переоформление лицензии на образовательную деятельность

Оно может потребоваться при:

  1. Необходимости дополнить выданное ранее разрешение информацией об адресах оказания услуг в сфере обучения, о филиалах или учебных программах.
  2. Изменении местонахождения или наименования учреждения.
  3. Возникновении нового заведения при реорганизации юрлица.
  4. Прекращении реализации учебных программ.

Переоформление лицензии на образовательную деятельность потребует дополнительных бумаг от заинтересованного лица. Например, при реорганизации нужно будет предъявить соответствующее решение, выписки из ЕГРЮЛ, новый устав. В законодательстве также предусматривается временная лицензия на образовательную деятельность. Она выдается на год. Такое разрешение необходимо юрлицам, предоставляющим услуги в сфере обучения, возникшим в связи с реорганизацией учреждения в форме выделения или разделения.

В ряде случаев субъект может продлить лицензию. В законе установлены условия, при которых это допускается. В документы для продления лицензии нужно будет включить бумагу, подтверждающую наличие ранее выданного разрешения. На практике к такой процедуре прибегают достаточно редко. Как правило, заинтересованные лица осуществляют переоформление лицензии.

Ответственность

Трудоемкость процедуры получения лицензии зачастую становится причиной нарушения многими организациями и предпринимателями законодательных требований. Между тем работа без разрешающих документов предполагает:

  1. Административную ответственность в виде взыскания от 2 тыс. руб. (для физлиц) до 50 тыс. (для организаций).
  2. Наказание в форме штрафа до 300 тыс. руб., до 5 лет лишения свободы с взысканием до 500 тыс. руб.

Указанные виды ответственности предусматриваются для коммерческих организаций, предоставляющих образовательные услуги без лицензии. Что касается госучреждений, то у них нет иного выхода, кроме как работать при наличии разрешения Минобрнауки. Если же образовательное заведение допустило нарушение законодательства, КоАП (ст. 19.20, ч. 1) устанавливает штраф. Его величина - до 250 тыс. руб. Стоит сказать, что последствия, которые наступают при допущении нарушений, несоизмеримы с усилиями, которые необходимо приложить для получения лицензии.

Электронные услуги

Полное название услуги

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Государственная пошлина - 65000.0 руб.

    Уплачивается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, которая составляет 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии.

  • Перечень необходимых сведений:

    Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Запрос оформляется согласно приложению 1 к Административному регламенту. При подаче запроса в электронной форме с использованием Портала запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.

    Документ, удостоверяющий личность руководителя юридического лица или его представителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    Представляется в подлиннике в случае личного обращения при подаче запроса и документов. В случае подачи запроса представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

    Копии учредительных документов (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются копии с предъявлением оригинала или нотариально заверенные копии.

    Документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в размере, установленном Правительством Москвы (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    За исключением предприятий общественного питания.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений площадью не менее 50 квадратных метров в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции, в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Требования о наличии отдельных складских помещений не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости). Указанные документы представляются за исключением случаев, установленных пунктами 2.5.1.1.2.1.5 и 2.5.1.1.2.1.6 Административного регламента предоставления услуги.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на указанных транспортных средствах.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции при оказании услуг общественного питания на оптовых и розничных рынках и в нестационарных торговых объектах (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие у заявителя в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).
  • Сроки предоставления услуги

    30 календарных дней

    Основания для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрены.

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции (Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      Лицензия выдается лично заявителю или его уполномоченному представителю в форме документа на бумажном носителе при предъявлении подлинника документа, удостоверяющего личность руководителя юридического лица или его представителя. В случае получения лицензии представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя. Должностное лицо, ответственное за выдачу (направление) документов: 1. Сообщает заявителю или уполномоченному им представителю о готовности документов способом, указанным в запросе, и (или) через "личный кабинет" заявителя на Портале. 2. Проверяет полномочия лица, получающего готовые документы лично. 3. Передает заявителю или его представителю лицензию, передает (направляет) решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги.

    • Решение о предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      В случае если заявитель не явился за получением конечного результата предоставления государственной услуги, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги направляется заявителю по почте.

    Происходит:

    • Внесение сведений о конечном результате предоставления государственной услуги в Базовый регистр и Сводный реестр (Новая запись в регистрах, кадастрах, реестрах)
  • Формы получения

    Через законного представителя

    На WEB сайте

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Порядок обжалования

    Решение лицензирующего органа может быть обжаловано в лицензирующий орган и (или) в суд.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих

    1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

    2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП.

    3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

    3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

    3.2. Требования от заявителя:

    3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

    3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    3.4. Отказа заявителю:

    3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.

    5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    5.2. Почтовым отправлением.

    5.3. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    5.4. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    6. Жалоба должна содержать:

    6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

    6.3. Наименование, сведения о месте нахождения заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    6.7. Требования заявителя.

    6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    6.9. Дату составления жалобы.

    7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

    Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    9.1. Отказа в приеме документов.

    9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

    11. Решение должно содержать:

    11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    11.3. Наименование и сведения о месте нахождения заявителя.

    11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

    11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

    11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

    11.11. Порядок обжалования решения.

    11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

    12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

    13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

    14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    14.4. Наличия:

    14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    15.2. Если текст жалобы (его часть), почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    15.3. Если в жалобе не указаны наименование заявителя или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

    20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

    Основания для отказа в предоставлении услуги

    Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
    1. Выявление в представленных заявителем запросе и документах недостоверной, искаженной или неполной информации, в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям.
    2. Несоответствие заявителя требованиям статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25,26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
    Перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги, установленный является исчерпывающим.

    Основания для отказа в приеме документов

    Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для получения государственной услуги, являются:

    1.1. Представленные запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным Регламентом.
    1.2. Представленные документы утратили силу.
    1.3. Заявителем представлен неполный комплект документов, указанных в Административном Регламенте в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.
    1.4. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
    1.5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги.
    1.6. Запроси иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при направлении запроса в электронной форме с использованием Портала являются:
    2.1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.
    2.2. Наличие противоречивых сведений в интерактивном запросе и приложенных к нему документах.

    Не все предприниматели знают, нужна ли лицензия для их ООО. Поэтому следует сразу дать ответ: иногда нужна, но не всегда. Когда нужна, а когда нет? Давайте разберёмся. А перед этим следует обязательно чётко усвоить определение лицензии.

    Лицензия — это специальный разрешительный документ, который выдаётся предприятию и позволяет ему легально заниматься каким-либо особым видом деятельности. Наличие у ООО лицензии подразумевает также, что технические, профессиональные и прочие характеристики самого предприятия и его сотрудников соответствуют требуемому уровню.

    Лицензируемые виды деятельности

    На сегодня обязательному лицензированию подлежат всего несколько видов деятельности. Это:

    Столь лаконичный перечень существует не так давно — с 2002 года. До этого список был гораздо обширнее и постоянно менялся. Изменения сейчас происходят гораздо реже. Но всё же происходят, поэтому всегда есть смысл, прежде чем открывать ООО, ознакомиться с последними редакциями законов.

    Кто выдаёт лицензию?

    Этот документ выдаётся уполномоченной комиссией по лицензированию. Её состав в каждом случае утверждается отдельно. Причина такой вариативности в том, что в комиссию обязательно должны входить компетентные специалисты по тому или иному виду деятельности. Они могут оценить соответствие ООО необходимому уровню не только с формальной, но с профессионально-технической точки зрения.

    Для ООО всегда открыто больше полномочий, чем для ИП. Например, ООО могут заниматься ветеринарной деятельностью, в отличие от ИП, потому что некоторые лекарства для животных с 2008 года имеют статус наркосодержащих препаратов, и для работы с ними нужна особая лицензия, которая не может выдаваться ИП — только юридическим лицам. И таких примеров в законодательстве довольно много. ИП не имеют права заниматься даже таким востребованным видом деятельности, как продажа алкоголя. Лицензирование ООО гораздо более вариативно — но и разбираться с ним всегда приходится дольше.

    Ответственность обладателя лицензии

    ООО несёт полную ответственность перед контролирующими организациями. Во многих случаях это Роспотребнадзор, но действует на территории РФ и множество других надзорных органов. Любой из них вправе провести плановую или внеплановую проверку соответствия ООО требованиям лицензии. Если будут выявлены нарушения, то, в зависимости от их тяжести, может быть вынесено предупреждение, назначено взыскание в виде штрафа, или же (в особо «тяжких» случаях) предприятие могут лишить лицензии. А значит, и права заниматься указанной деятельностью на законных основаниях.

    Лучший способ избежать таких проблем — это вовсе не взятки, а строгое соответствие требованиям. Если удалось пройти процедуру лицензирования при открытии ООО, то потом задача руководства сводится к тому, чтобы поддерживать условия на предприятии такими же. В этом случае любая проверка будет не страшна, поскольку она лишь установит, что фирма по-прежнему соответствует требованиям.

    В одних случаях ответственность ограничивается отчётностью. В других случаях ООО ответственно и по другим параметрам. Например, если речь идёт о туристическом бизнесе, то занятое в нём ООО должно предоставить в Финансовую службу по гарантиям подтверждение того, что на счетах предприятия есть страховой депозит в размере не менее чем 10 миллионов рублей.

    Какие документы нужны для получения лицензии

    Когда ООО нужна лицензия, требуется собрать список документов согласно законодательному перечню. Список этот не менялся уже довольно давно, но всегда будет не лишним уточнить при оформлении. Итак, надо собрать следующие документы:

    • заявление на получение лицензии согласно установленной законом форме. В заявлении надо указать персональные данные: фамилию, имя и отчество; метрические данные: реквизиты удостоверяющего документа, место жительства. Само собой, надо указать, на какой вид деятельности потребуется лицензия;
    • заверенную нотариусом копию свидетельства ОГРН, то есть о государственной регистрации юридического лица. При подаче документов можно предъявить оригинал — тогда копию заверять не понадобится;
    • нотариально заверенную копию ИНН;
    • документы, подтверждающие специализацию и/или квалификацию сотрудников ООО. Это могут быть в каждом конкретном случае разные документы: различные сертификаты, дипломы, аттестаты. Официальный перечень таких документов не утверждён, поскольку есть слишком много форм получения профессионального образования. Главное — подтвердить, что работники фирмы обладают нужно квалификацией. Если они действительно они обладают, то они сами будут точно знать, какими документами это подтверждать;
    • квитанцию об оплате лицензионного сбора (специальной платы, вносимой в установленном законом порядке за работу комиссии).

    Процедура выдачи

    После того как вместе с прочими документами учредитель или учредители ООО подают документы на получение лицензии, назначается дата заседания. Формируется состав комиссии. Учредителей могут пригласить на заседание, чтобы задать интересующие членов комиссии вопросы. Поэтому надо заранее узнать, когда будет заседание, и по возможности ничего не планировать на этот день.

    Создателям ООО не нужно участвовать в работе комиссии. Если их и приглашают, то лишь чтобы задать вопросы, а также с просьбой представить дополнительные документальные подтверждения компетентности. Например, если требуется подтвердить квалификацию сотрудника конкретным документом, то его попросят принести и показать. Возможно, это будет также договор на аренду помещения, технический паспорт специального оборудования или любой другой документ, смотря по роду деятельности ООО.

    После того как комиссия принимает решение, о нём сообщают заявителю. Вариантов всего два. Первый — разрешение, после чего нужно будет в назначенный срок получить лицензию на руки. Второй вариант — отказ в получении лицензии. В этом случае отчаиваться не надо. Во-первых, отказ мотивируется (он не может быть дан «просто так», без объяснений). Во-вторых, не даётся никакого срока, в течение которого нельзя подавать заявление снова. Поэтому можно узнать о несоответствиях, устранить их и сразу же снова подать заявление.

    Лицензия - это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Для получения лицензии соискатель должен соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину.

    Кому нужно получать лицензию?

    В статье 12 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

    • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
    • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
    • производство лекарств и медтехники;
    • охранная и детективная деятельность;
    • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
    • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
    • образовательная деятельность;
    • фармацевтическая и медицинская деятельность;
    • перевозки водным и воздушным транспортом;
    • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
    • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

    Лицензионные требования

    Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

    Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

    • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
    • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
    • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
    • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

    С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

    Документы для получения лицензии

    В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с заявлением на получение лицензии для пассажирских автоперевозок.

    В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

    Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

    Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.

    Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

    Сколько стоит лицензия?

    Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением :

    • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
    • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
    • розничная продажа алкогольной продукции - 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
    • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - 30 тыс. рублей.

    Обращаем ваше внимание - госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии . В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.

    При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается . В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.

    Как получить лицензию?

    После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:

    • лично, при визите в лицензирующий орган;
    • заказным письмом с уведомлением о вручении;
    • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

    При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.

    Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней , а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.

    В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.

    Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.

    Действует лицензия на территории всей Российской федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.

    Как получить лицензию на алкоголь?

    Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво - это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

    Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия .

    С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя - его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

    Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя , т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

    Для получения лицензии соискатель должен:

    • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
    • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
    • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
    • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
    • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

    Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

    Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии

    Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

    • реорганизации юридического лица;
    • изменения личных данных и места жительства ИП;
    • смене юридического адреса и наименовании организации;
    • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

    Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

    Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.

    После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.

    Аннулирование и прекращение действия лицензии

    В случае невыполнения требований, из-за которых было вынесено предписание или приостановлена деятельность лицензии, она должна быть аннулирована по иску лицензирующего органа. Действие лицензии прекращается в течение 10 рабочих дней после такого судебного решения.

    Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:

    • подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
    • прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
    • прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).

    При прекращении деятельности ИП или юрлица сообщать об этом в лицензирующий орган не надо, это сделает налоговая инспекция.

    Ответственность за работу без лицензии

    За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

    • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
    • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП - от 3 до 4 тысяч рублей;
    • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

    Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ - штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

    Шарль де Голль, произнося «Всегда выбирайте самый трудный путь - там вы не встретите конкурентов», не имел в виду лицензируемую деятельность предпринимателя в РФ. Но возможно, эта фраза приободрит тех, кто вопреки всему решил связать свой бизнес с направлением, требующим лицензии .

    Любое разрешение можно получить двумя способами: самостоятельно или при помощи специально обученных людей. Материал этой статьи даст понять, что предстоит в первом случае, и за что платят во втором.

    Изучаем требования законодательства по получению лицензий

    Первый этап – теоретический и крайне необходимый. В результате можно оценить:

    • есть ли шансы;
    • насколько все сложно.

    По заведенной законодателями традиции, вопросы лицензирования каждого конкретного вида деятельности регламентируются не одним, а несколькими документами. И чтобы получить лицензию, придется отчасти их изучить.

    Самый удобный и верный способ найти актуальную информацию – это воспользоваться правовыми системами КонсультантПлюс (consultant.ru) либо Гарант (garant.ru). Мы для примера воспользовались системой Гарант.

    На главной странице сайта garant.ru в строке для поиска набираем: «административный регламент по лицензированию» и вид деятельности, как он указан в Статье 12 Закона о лицензировании. Например: «административный регламент по лицензированию частная охранная деятельность».

    В административном регламенте указан перечень всех нормативных документов по вопросу получения лицензии по конкретному направлению бизнеса. Именно поэтому стоит начать с данного документа.

    Воспользовавшись сайтом правовой системы, Вы получите актуальный документ, снабженный активными ссылками на всю прочую документацию .

    Итак, мы полностью вооружены нормативно-правовой базой, наибольший интерес при получении лицензии будут вызывать следующие документы:

    1. Закон о лицензировании №99-ФЗ – общие моменты и перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;
    2. Федеральный закон, касающийся конкретного направления бизнеса. Например, Закон об образовании, Закон о связи и т.д. – устанавливает дополнительные ограничения, введен не для всех направлений бизнеса;
    3. Положение о лицензировании конкретного вида деятельности – перечисляет требования: кто может получить лицензию, и каким критериям необходимо соответствовать (документ утверждается Правительством, и в перечне будет звучать как постановление Правительства... "Об утверждении Положения..");
    4. Административный регламент по лицензированию конкретного вида деятельности – описывает процессы: как все происходит, и в большинстве случаев содержит необходимые бланки;
    5. Приказы лицензирующего органа, утверждающие формы документов. Не все органы надзора решили вынести часть вопросов в отдельные приказы, но и такое, увы, встречается.

    По ходу выяснения вопросов, как получить лицензию, мы будем ссылаться на Положение о лицензировании, Административный регламент по лицензированию (далее – Регламент) и Приказы лицензирующего органа, имея в виду нормативные документы для конкретного вида деятельности.

    Лицензионные требования описаны в Положении о лицензировании (часто это пункт 4), – смотрим и оцениваем, какие условия надо выполнить для получения разрешения.

    Соответствовать лицензионным требованиям – это самое важное. Именно это определяет возможность успеха всей затеи по получению разрешения.

    Заполняем заявление и готовим документы на получение лицензии

    Форма заявления на получение лицензии утверждается на уровне лицензирующего органа. То есть для различных видов деятельности бланки будут отличаться.

    Бланк заявления , который необходимо заполнить, чтобы получить лицензию, можно найти:

    • в приложении к Регламенту (как правило, бланк утвержден Регламентом) или в отдельном Приказе лицензирующего органа (тогда в Регламенте будет ссылка на Приказ в разделе, где перечислена нормативная документация);
    • на сайте лицензирующего органа. Перечень территориальных подразделений, часто с указанием сайтов, приведен в Регламенте. На сайте иногда есть пример заполнения заявления;
    • в Положении о лицензировании (смотрим документ на сайте правовой системы, пункт с перечнем документов для получения лицензии) в большинстве случаев есть активная ссылка на форму заявления;
    • на стендах территориального отделения лицензирующего органа, если Вы решили туда зайти (в обязательном порядке там будет и образец заполнения формы). Наименование, адрес, телефоны и режим работы – есть в Регламенте.

    Перечень документов для получения лицензии указан в Положении о лицензировании и Регламенте. Также данную информацию можно получить в территориальном отделении лицензирующего органа: на сайте или при личном обращении (наименование отделения, адрес, телефоны – в Регламенте).

    В документы лучше включить копию документа об уплате государственной пошлины. Хотя его отсутствие не может быть причиной отказа в выдаче лицензии (главное - оплата), необходимость платежного документа все еще содержится в некоторых регламентах.

    Уплата госпошлины : чтобы получить лицензию, необходимо до подачи заявления оплатить госпошлину в размере 7500 рублей . Реквизиты для уплаты госпошлины берем на сайте лицензирующего органа, также данная информация размещена на информационных стендах в их помещениях. Напомним, наименование территориального отделения лицензирующего, адрес и контакты указаны в Регламенте.

    На весь пакет документов необходимо составить опись. На практике часто требуют опись в двух экземплярах. Форма описи, если она утверждена, будет приведена в Регламенте, либо Регламентом может быть установлено, какие реквизиты должна содержать опись.

    Направляем документы в лицензирующий орган

    Где получить лицензию? Ответ на этот вопрос зависит от выбранного вида деятельности. Короткий путь узнать - посмотреть в Положении о лицензировании либо в Регламенте. Если Вы воспользуетесь советом выше и найдете Регламент, в наименовании документа будет указан лицензирующий орган, а отдельным пунктом либо в приложении - все территориальные органы, куда обращаться, и их координаты.

    Второй вариант, переходим к . Практически каждый вид деятельности снабжен активной ссылкой на соответствующее Положение, в первых строках которого указан лицензирующий орган. Если не повезло, и ссылки нет - воспользуйтесь первым вариантом , он беспроигрышный, мы проверяли.

    По общему правилу получить лицензию можно, обратившись в территориальное отделение лицензирующего органа по месту регистрации ИП (то есть по месту прописки предпринимателя).

    Но в ряде случаев лицензия может выдаваться и по месту ведения бизнеса (лицензирующий орган вправе сам предусмотреть такой порядок). Если в Регламенте нет однозначной информации по этому вопросу – рекомендуем уточнить в самом лицензирующем органе.

    Документы могут быть поданы лично (возьмите паспорт), через представителя (необходима доверенность) и почтой. Документы принимаются по составленной предпринимателем описи, второй экземпляр которой с отметкой о приеме вернут ИП.

    Если комплект документов будет неполный либо заявление заполнено неверно, лицензирующий орган об этом сообщит, и у Вас будет время (как правило, это 30 дней) на исправление недочетов.

    Проходим проверку лицензирующего органа

    Лицензирующим органом после получения заявления на выдачу лицензии будет проведена проверка.

    Проверка может проводиться как документальная, так и выездная. Несмотря на необязательность внеплановой выездной проверки, на практике без ее проведения получить лицензию нельзя.

    При документальной – проверяется верность предоставленных документов и указанных в заявлении сведений. При выездной – подтверждается соответствие лицензионным требованиям (например, производится осмотр помещения и пр.).

    Получаем лицензию

    Решение по выдаче лицензии принимается в течение 45 рабочих дней . Если Вы устраняли замечания по предоставленным документам – нормативный срок идет с момента предоставления полного пакета документов.

    Получить лицензию в отведенные 45 рабочих дней не всегда возможно, лицензирующий орган часто запрашивает дополнительные уточнения по документам (и по некоторым мнениям, это иногда формальные исправления исключительно для увеличения нормативных сроков). Поэтому если Вы получили запрос на устранение неточностей в документах – считайте это "нормой" и просто оперативно исправьте.

    После принятия решения о выдаче лицензии, у лицензирующего органа есть еще три дня для вручения Вам лицензии (под подпись или заказным письмом).

    В выдаче лицензии могут отказать в основном в двух случаях:

    • в заявлении или документах есть недостоверная или искаженная информация;
    • в ходе проверки установлено несоответствие лицензионным требованиям.

    Обратите внимание, в случае отказа в выдаче лицензии государственная пошлина не возвращается.

    Решаем, нужно ли обращаться к специалистам

    Повторимся: во всем этом процессе получения лицензии наибольшую роль играет соответствие лицензионным требованиям.

    Все остальное – как заполнить заявление по образцу, сделать копии необходимых документов и передать в нужный орган – можно уточнить в Регламенте и Положении о лицензировании, а если остались вопросы – непосредственно в лицензирующем органе. При этом неурядицы с документами можно исправить.

    Но если вопрос касается соответствия лицензионным требованиям – это серьезнее. Неверная трактовка требований или просто несоответствие им – это причина для отказа в выдаче лицензии и потеря оплаченной государственной пошлины.

    Поэтому – при принятии вопроса «самостоятельно или нет» обратите внимание именно на лицензионные требования в Положении о лицензировании: насколько они для Вас понятны и просты.

    Это даст Вам возможность сравнить свои силы с затратами на юридические услуги. И решение вопроса, надо ли обращаться в специализированную организацию, придет само собой.

    Минусы в самостоятельном получении разрешения – это риск потери государственной пошлины при отказе и затраты личного времени. Плюсы – экономия денег и, что немаловажно, опыт (ведь лицензионные требования необходимо выполнять и после получения лицензии).

    Если Вы передаете решение вопроса по получению лицензии юристам – этот вариант поможет сэкономить время и снизить риск отказа. Но и в этом случае мы рекомендуем изучить лицензионные требования и на все вопросы получить комментарии (если платите деньги – получайте максимальную пользу).

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...