Непосредственная демократия в рф понятие формы. Формы прямой демократии


Понятие и характеристика прямой демократии

В современном мире и политике демократия выступает одним из наиболее часто употребляемых понятий, что, в том числе, объясняется сложностью и многоаспектностью соответствующей категории. При этом необходимо отметить, что одним из наиболее древних типов (форм) демократии по праву признается ее прямая (или непосредственная) разновидность.

В общем виде, понятие прямой демократии может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Прямая (непосредственная) демократия – форма политической организации и общественного устройства, сущностной характеристикой которой выступает то, что наиболее важные для развития и жизнедеятельности общества решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами.

Иными словами, прямая демократия характеризуется непосредственным осуществлением процедуры принятия решений самим населением, в том числе, в результате нормотворчества в соответствующей сфере.

При этом в современной литературе отмечается, что определенная универсальность непосредственной демократии, на протяжении исторического развития позволяла ей как выступать в качестве отдельной целостной системы (например, в древнегреческих государствах-полисах), так и в виде элемента более крупной социально-политической организации современных государств.

Признаки прямой демократии

Сущностные признаки прямой (непосредственной) демократии, в том числе те их них, которые могут быть сформулированы исходя из содержания приведенного выше определения рассматриваемой категории, оказывают непосредственное влияние на те формы, в которых она может воплощаться в общественной жизни. В этой связи, представляется целесообразным подробнее остановиться на выделяемых в специальной литературе признаках прямой (непосредственной) демократии. В частности, в числе таковых принято называть:

  • Основной – это народ, на который возлагается не только сам процесс разработки, принятия и реализации политически значимых решений, но и ответственность за соответствующую деятельность;
  • В рамках прямой демократии обнаруживаются различные варианты и направления для инициирования подлежащих решению вопросов, в том числе – от отдельных граждан, социальных групп, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий, и т.д.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что наряду с положительными сторонами прямой демократии, к которым, безусловно, можно отнести оперативность постановки и принятия конкретных решений на уровне относительно небольших социальных групп, рассматриваемая форма отличается наличием определенных недостатков.

Пример 1

Так, например, слабой стороной непосредственной демократии признается то, что исходя из содержания ее сущности, применение прямых демократических механизмов достаточно сложно на больших территориях, в том числе, в связи со сложностью формирования вопросов подлежащих разрешению, затягиванием соответствующих процессов, трудностью согласования несовпадающих (а нередко – и прямо противоположных) интересов больших социальных групп, и т.д.

Таким образом, рассмотрев приведенное понятие, признаки и сущностные особенности прямой (непосредственной) демократии, перейдем к рассмотрению тех форм, посредством которых возможно реализация соответствующих механизмов.

Формы непосредственной демократии

В наиболее общем виде определение форм прямой демократии может быть представлено следующим образом:

Определение 2

Формы прямой демократии – совокупность конкретных мероприятий и мер, посредством осуществления которых становится возможным реализация механизмов непосредственной демократии.

При этом, исходя из сложности демократии как политического режима в целом, и многоаспектности прямой демократии в частности, могут выделяться самые разнообразные формы ее непосредственного осуществления, наиболее распространенными из которых принято называть:

  • Народное голосование (референдум) – принятие общеобязательных нормативных актов в результате прямого голосования граждан, обладающих соответствующим правом. Как правило, круг вопросов по которым на референдуме могут применяться обязательные распоряжения, достаточно широк, и представлен вопросами, непосредственно затрагивающими стороны жизнедеятельности и направления развития общества. Однако, в настоящее время, в том числе в Российской Федерации наблюдается тенденция ограничения круга соответствующих вопросов. Так, например, в РФ граждане не могут в результате народного голосования принимать или отклонять бюджет, решать вопрос о введении или отмене общеобязательных налогов и сборов, и т.д.;
  • Народное обсуждение – форма прямой демократии, предполагающая право группы избирателей инициировать внесение предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов, разделов или глав уже принятых и действующих в государстве нормативных правовых актов;
  • Народная инициатива – процедура внесения группой граждан проектов нормативных актов при наличии обязанности законодательного органа его рассмотреть и принять решение либо о принятии (в том числе после изменения отдельных положений первоначального проекта), либо об отказе в принятии;
  • Императивный мандат – право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них.
  • Роль Президента рф в системе государственного управления
  • Федеральное Собрание рф
  • Судебная власть в России
  • Правительство рф и система федеральных органов исполнительной власти
  • Тема 4. Государственная политика: содержательный аспект
  • 4.1. Методология государственной политики
  • 4.2. Процесс реализации государственной политики
  • 4.3. Виды и направления государственной политики
  • 4.4. Реализация государственной политики в современной России
  • Тема 5. Административная реформа в Российской Федерации
  • 5.1. Сущность и основные составляющие административной реформы
  • Реформа функций и структуры исполнительной власти
  • Выявление и упразднение избыточных государственных функций
  • Упразднение избыточных функций
  • Защита от появления новых избыточных функций
  • Структура и система органов исполнительной власти
  • Обеспечение информационной открытости власти
  • Закрепление стандартов качества оказания государственных услуг
  • 5.2. Взаимосвязь реформ государственного управления Реформа государственной службы
  • Административные регламенты и стандарты
  • Бюджетная реформа
  • 1. Управление по результатам
  • 2. Стандартизация и регламентация
  • 3. Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции
  • 4. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества
  • 5. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти
  • 6. Обеспечение административной реформы
  • Тема 6. Тенденции развития федеративных отношений
  • 6.1. Территориальная организация власти и формы государственного устройства
  • 6.2. Современный федерализм: понятие, принципы, признаки, критерии
  • 6.3. Конституционно-правовые основы современного российского федерализма
  • 6.4. Особенности политико-территориальной организации Российской Федерации
  • 6.5. Этапы развития федеративных отношений
  • Тема 7. Организация власти в субъектах рф
  • 7.1. Система региональной государственной власти
  • 7.2 Законодательные органы власти субъектов рф
  • 7.3. Организация исполнительных органов государственной власти в субъектах рф
  • 7.4. Высшее должностное лицо субъекта рф
  • 7.5. Основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта рф
  • Тема 8. Эффективность государственного управления
  • 8.1. Теоретико-методологические подходы к определению эффективности
  • 8.2. Концептуальные модели эффективности
  • 8.3. Интегральные показатели оценки эффективности государственного управления
  • 8.4. Показатели эффективности и результативности деятельности органов власти
  • Тема 9. Отечественный и зарубежный опыт организации власти на местах
  • 9.1. Опыт становления местного самоуправления в России
  • 9.2. Сравнительный анализ зарубежного опыта местного самоуправления
  • Тема 10. Конституционно-правовые основы местного самоуправления
  • 10.1. Конституционные основы местного самоуправления
  • 10.2. Нормативные акты федеральных органов государственной власти в системе правовых основ местного самоуправления
  • 10.3. Региональное законодательство в системе правовых основ местного самоуправления
  • 10.4. Муниципальные правовые акты
  • Тема 11. Муниципальное образование как социально-экономическая система
  • Тема 12. Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления
  • 12.1.Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне
  • 12.2. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
  • Тема 13. Система органов местного самоуправления
  • 13.1. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика
  • 13.2. Компетенция органов местного самоуправления
  • 13.3. Организационная структура местной администрации: направления совершенствования
  • 13.4. Планирование деятельности местной администрации
  • Тема 14. Финансово-экономические основы местного самоуправления
  • Тема 15. Ассоциации муниципальных образований как форма осуществления межмуниципального сотрудничества
  • Тема 12. Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления

    12.1.Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне

    Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:

    1) формы прямого волеизъявления обязательного характера – это формы, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы);

    2) формы прямого волеизъявления рекомендательного характера – это формы, которые способствуют выявлению общественного мнения населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. д.

    Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум. Местный референдум – это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) устанавливает следующие принципы проведения местного референдума: 1) участие в референдуме является всеобщим и равным; 2) голосование осуществляется непосредственно и добровольно; 3) контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

    В соответствии Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

    Субъектами РФ приняты законы или положения о местном референдуме, в которых закрепляются требования к их проведению. Например, согласно Закону Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» на местный референдум в обязательном порядке выносятся определенные вопросы: о создании или разделении органов местного самоуправления на территории муниципальных образований, об изменении границ муниципальных образований и т. п. На местный референдум Саратовской области не могут выноситься вопросы: 1) о принятии и изменении бюджета муниципальных образований; 2) о введении, изменении, отмене налогов и сборов; 3) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности жизнедеятельности населения; 4) о продлении полномочий глав муниципальных образований, глав администраций и представительных органов муниципальных образований.

    В уставах муниципальных образований приобретают конкретное определение следующие вопросы: порядок сбора подписей жителей данного муниципального образования под требованием о проведении местного референдума; необходимое количество такого рода подписей; порядок создания, права и обязанности соответствующих инициативных групп населения; сроки назначения местного референдума и т. д.

    Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования подлежат официальному/опубликованию (обнародованию).

    Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Их значение определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои полномочия главы местной администрации. В ходе избирательной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

    Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяется процесс организации выборов органов местного самоуправления и выделяются следующие стадии: 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление списка избирателей; 3) выдвижение и регистрация кандидатов для избрания в органы местного самоуправления; 4) проведение предвыборной агитации; 5) голосование; 6) определение результатов выборов.

    Более подробную регламентацию указанные стадии и другие вопросы муниципальных выборов получают в законах субъектов РФ, например, в Законе Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

    Жители муниципальных образований имеют возможность отзыва избранных ранее депутатов и должностных лиц местного самоуправления, не оправдавших доверие избирателей. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 24), голосование жителей по отзыву депутата и выборного должностного лица местного самоуправления возможно при двух условиях: 1) в судебном порядке должны быть доказаны конкретные противоправные решения или действия (бездействия) депутата (причем депутату должна быть предоставлена возможность дать избирателям объяснения по поводу выдвигаемых обвинений); 2) за отзыв депутата должно проголосовать не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании.

    Сходы граждан – это традиционная для России форма управления местными делами. Сходы обеспечивают гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании и т. п. Сходы также служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г., в небольших городских и сельских поселениях – с числом избирателей менее 100 человек – сходы берут на себя роль и функции представительного органа, который в таких случаях не образуется. Порядок созыва и проведения сходов определяется на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Решения, принятые на сходе граждан, являются обязательными для исполнения.

    Территориальное общественное самоуправление, согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27), является формой самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. Следует отметить, что территориальное общественное самоуправление – добровольная форма самоорганизации граждан, т. е. оно может быть и не востребовано жителями.

    Народная правотворческая инициатива достаточно актуальная форма прямого волеизъявления граждан, позволяющая выявить общественное мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления. Граждане своими предложениями и проектами по вопросам местного значения могут помочь представительным органам в разработке местных нормативных актов.

    Закон о местном самоуправлении 2003 г. определяет и гарантирует реализацию населением муниципального образования своего права на народную правотворческую инициативу. Эти гарантии связываются, во-первых, с обязанностью органов местного самоуправления по рассмотрению на открытых заседаниях с участием представителей населения правовых актов по вопросам местного значения, внесенных населением, и, во-вторых, с официальным опубликованием результатов их рассмотрения.

    Для осуществления правотворческой инициативы Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает минимальную численность инициативной группы граждан: не более 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Волеизъявление граждан на принятие правового акта в порядке правотворческой инициативы не является обязательным для органов местного самоуправления. Мотивированный отказ органов местного самоуправления в принятии (издании) правового акта, проект которого вносился населением в порядке народной правотворческой инициативы, не влечет за собой никаких юридических последствий.

    Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Обращения граждан – важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Кроме того, это способ укрепления связей муниципального аппарата с населением и источник информации, необходимый для решения текущих вопросов общественной жизни.

    Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления как лично, так и направлять в них индивидуальные и коллективные обращения. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет Закон о местном самоуправлении 2003 г. Это обязанность органов местного самоуправления рассмотреть обращения граждан в течение месяца и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан.

    Опросы общественного мнения одна из форм прямого волеизъявления населения, позволяющая выявить общественное мнение по поводу осуществления местного самоуправления. Результаты опросов общественного мнения подвергаются анализу, социологическим исследованиям, а затем доводятся до населения через местные СМИ. Органы и должностные лица местного самоуправления заинтересованы в постоянном проведении мониторингов и публикации их результатов. Они позволяют узнать позицию, занимаемую населением муниципального образования по отношению к местной власти, и оперативно среагировать на нее; помогают выявить проблемы населения и принять решение с учетом мнения и интересов большинства; дают возможность разъяснить свои взгляды и позиции; а также получить и сообщить дополнительную информацию.

    Одной из новых форм непосредственной демократии стали публичные слушания, которые проводятся главой муниципального образования с участием жителей для обсуждения наиболее важных проектов местных нормативных актов. Так, на публичные слушания согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. должны выноситься: 1) проект устава муниципального образования, а также проекты о внесении изменений и дополнений в устав; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования; 5) вопросы градостроительства.

    Митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие массовые выступления являются одной из важных, хотя и противоречиво сказывающихся на социально-экономической жизни граждан формой прямой демократии. Эти акции в определенной степени выражают настроение жителей, поэтому игнорирование подобных форм волеизъявления граждан может привести к смене власти, к срыву принятия и выполнения эффективных программ развития и к дестабилизации жизнедеятельности всего муниципального образования.

    Данные формы также играют важную роль в привлечении внимания органов местного самоуправления к актуальным проблемам социально-экономического развития территории и другим вопросам, требующим срочного разрешения. В этой связи Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к проведению массовых выступлений предъявляет ряд требований: они не могут проводиться в запрещенных местах, должны проходить мирно и безоружно, без призывов к смене власти, не должны преследовать запрещенные законом цели и должны проводиться без участия детей.

    Наряду с предусмотренными федеральным законодательством формами непосредственной демократии граждане также вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

    "

    Виды (институты, формы, методы) непосредственной демократии -- это способы и средства непосредственного осуществления власти народом или его частью, коррекции осуществления властных функций органами власти, сопоставление воли народа с деятельностью властных органов.

    Формы непосредственной демократии должны соответствовать следующим требованиям: объединять волю, мнение большинства, имеющего право решать и участвовать в решении конкретного общественно значимого вопроса Айзатуллов М.М. Непосредственная демократия - как одна из форм осуществления народом своих избирательных прав // Юрист. - 2011. - N 10. - С. 43 - 46..

    Выделяют следующие институты непосредственной демократии: референдум (всероссийский, региональный, местный), выборы, общие собрания населения (сходы), митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, народную правотворческую инициативу, обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, деятельность политических партий, отзыв выборного народного представителя, народные петиции, опросы населения Бучакова М.А., Грязнова Т.Е. Институт непосредственной демократии в системе российской государственности // Вестник Омского Университета. - 2013. - № 2. - С. 12.

    К непосредственной демократии относятся и вопросы, решаемые на уровне местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 40. - ст. 3822. расширил и установил большой перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, в который включены:

    Отзыв населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;

    Сходы граждан, собрания граждан, конференции граждан;

    Обращения граждан, правотворческую инициативу;

    Территориальное общественное самоуправление;

    Публичные слушания, опросы граждан.

    Существуют различные основания классификации институтов непосредственной демократии.

    Ю. А. Дмитриев, выделяет три основные группы форм прямого волеизъявления граждан:

    1) референдум, выборы, общие собрания населения, характеризующие императивную функцию непосредственной демократии.

    2) митинги, шествия, демонстрации, пикетирования как инструмент сопоставления воли народа и формируемого им органа власти, выполняющие регулятивную функцию.

    3) народная инициатива, деятельность политических партий, отзыв депутата, сочетающие обе эти функции народного волеизъявления Дмитриев Ю. А. Можно ли повысить демократический потенциал действующей Конституции Российской Федерации? // Государство и право. - 2013. - № 12. - С. 45-53..

    По источнику правового регулирования институты непосредственной демократии можно подразделить на: 1) конституционные; 2) неконституционные (иные).

    В зависимости от наличия или отсутствия правовой регламентации институты непосредственной демократии делят на: 1) правовые; 2) фактические.

    В. Н. Руденко по предмету правового регулирования подразделяет институты прямой демократии на: 1) регулирующие отношения по принятию гражданами управленческих решений и правотворческую деятельность граждан, 2) регулирующие прямое участие граждан в формировании системы публичной власти Руденко И.П. Прямая демократия: модели правления, конституционно-право-вые институты. - Екатеринбург, 2003. - С. 111 -114..

    В зависимости от способа воздействия на общественные отношения институты непосредственной демократии могут быть: 1) правообразующие (референдум); 2) не образующие норм права (митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование).

    По отношению к кругу вынесенных на рассмотрение вопросов институты непосредственной демократии подразделяют на: 1) многоаспектные; 2) одноаспектные.

    По регулярности проведения институты непосредственной демократии делятся на: 1) определенно-периодического действия; 2) неопределенно-периодического действия.

    По роли граждан в процессе принятия публично-властных решений институты прямой демократии можно подразделить на:

    1) «чистые» институты прямой демократии. Здесь гражданам принадлежит решающая роль на всех стадиях реализации института прямой демократии. Они в любое время могут выступить с инициативой принятия решения, участвуют в выработке вариантов его проекта, при необходимости выдвигают петицию с соответствующей инициативой, обеспечивают ее поддержку, участвуют в обсуждении проекта будущего решения и в голосовании по существу вопроса (сходы, петиционный референдум, а также некоторые разновидности народной правотворческой инициативы) Руденко И.П. Прямая демократия: модели правления, конституционно-право-вые институты. - Екатеринбург, 2003. - С. 111 -114..

    2) смешанные институты прямой и представительной демократии. Здесь участие граждан в процессе принятия решения ограничено.

    У них может отсутствовать право инициативы принятия какого-либо решения (выборы, большинство разновидностей референдумов).

    Либо, наоборот, они могут быть наделены правом инициативы принятия решения, но право рассмотрения вопроса по существу и право принятия окончательного решения при этом может принадлежать представительному органу власти (некоторые виды народной правотворческой инициативы).

    референдум всероссийский депутат народовластие

    Конституционные основы политических общественных отношений в России определяют, кому принадлежит власть и властные полномо­чия, какие субъекты и в каком порядке их осуществляют. В соответствии с установленным в Конституции РФ принципом народного суверените­та (или народовластия) власть в стране принадлежит ее многонациональ­ному народу.

    Народный суверенитет реализуется посредством представительной и непосредственной демократии (народного правления, власти народа). Представительная демократия означает, что граждане участвуют в осу­ществлении власти через избранных народных представителей (депута­тов парламентов, иных представительных учреждений).

    Непосредственная демократия означает, что граждане напрямую участвуют в осуществлении власти. Посредством непосредственного волеизъявления каждый гражданин отдает свой голос по вопросу при­нятия того или иного публично-властного решения. Непосредствен­ная демократия может реализовываться в нескольких формах, основ­ными из которых в Российской Федерации являются: референдум, выборы, всенародное обсуждение, народная (правотворческая) ини­циатива, предложение (петиция), отзыв выборных должностных лиц, собрание граждан (собрание делегатов), сход граждан, публичные слушания.

    Референдум это голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам общественного и государствен­ного значения. Референдум в России может проводиться на трех уров­нях власти: федеральном, региональном и местном. Конституционно-правовые основы организации и проведения референдумов определяются в Конституции РФ и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации, а также в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации».

    Федеральный референдум организуется и проводится в соответствии с ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Предметом федераль­ного референдума не могут быть некоторые установленные названным законом вопросы: об изменении статуса субъекта РФ; о досрочном пре­кращении или продлении срока полномочий высших органов государ­ственной власти; о перенесении сроков проведения выборов; о персональ­ном составе федеральных государственных органов; о принятии и об из­менении федерального бюджета; о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов и другие вопросы ст. 6 ФКЗ. Каждый из названных вопросов должен быть решен в порядке, специально установ­ленном для его решения. В названном законе устанавливаются обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума, поря­док организации и сбора подписей в поддержку инициативы проведе­ния референдума.

    Инициатива проведения федерального референдума принадлежит Конституционному Собранию по вопросу принятия новой Конституции РФ (не менее, чем 2 млн. граждан РФ), а также федеральным органам государственной власти в случаях, предусмотренных международным договором и в соответствии с ФКЗ «О референдуме Российской Федера­ции» . Назначает федеральный референдум Президент РФ в соответствии со ст. 23 Закона, после того как Конституционный Суд РФ оценит ини­циативу проведения референдума по предложенному вопросу как соот­ветствующую Конституции РФ.

    Центральная избирательная комиссия РФ признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосо­вало более половины его участников, принявших участие в голосо­вании. Решение, принятое на федеральном референдуме, обладает высшей юридической силой. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном ут­верждении. Такое решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения та­кого решения.

    Свободные выборы, как и референдум, являются непосредствен­ным выражением власти народа (ч, 3 ст. 3 Конституции РФ). Выбо­ры это непосредственное волеизъявление граждан по вопросу за­мещения выборных должностей конкретными кандидатами. Выбо­ры в России проводятся на трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Конституционно-правовые основы органи­зации и проведения выборов определяются в Конституции РФ и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», а также в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Выборы таких федеральных органов власти как Президент РФ и Государственная Дума проводятся на основе соответственно ФЗ «О выбо­рах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Порядок организации и проведения выборов специально рассматрива­ется в лекции 9 настоящего учебного пособия.

    Всенародное обсуждение это непосредственное волеизъявле­ние граждан относительно содержания того или иного законопроек­та или конкретного вопроса общественного и государственного зна­чения. В отличие от референдума прямое волеизъявление граждан осуществляется не в форме голосования, а в форме направления за­мечаний и пожеланий по вопросу, вынесенному на всенародное об­суждение.

    Всенародные обсуждения могут проводиться в России на трех уров­нях власти: федеральном, региональном и местном. Конституционно-правовые основы организации и проведения всенародных обсуждений определяются в действующем до настоящего времени Законе СССР 30.06.1987 «О всенародном обсуждении важных вопросов государ­ственной жизни». Возможность проведения всенародных обсуждений в настоящее время предусмотрена Регламентом Государственной Думы РФ. В законодательстве некоторых субъектов РФ и нормативных пра­вовых актах муниципальных образований всенародные обсуждения также предусматриваются в качестве форм непосредственной демо­кратии.

    Народная (правотворческая) инициатива это разработка граж­данами проекта закона или иного правового акта и внесение его в упол­номоченный орган для рассмотрения и принятия при условии поддерж­ки реализации такой инициативы необходимым количеством голосов граждан, предусмотренным в соответствующей норме права. Внесенный гражданами проект правового акта подлежит обязательному рассмот­рению в соответствующем органе.

    На федеральном уровне российской власти граждане не обладают народной (правотворческой) инициативой. Названная форма непосредственной демократии предусматривается в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации «, встре­чается в законодательстве субъектов РФ и соответствующих положени­ях местных органов.

    Предложение (петиция) это направление гражданами в органы публичной власти обращений о принятии или отмене законов, дополнени­ях и изменениях действующего законодательства или проведении конкрет­ных социально-экономических реформ или государственных программ.

    Такая форма непосредственной демократии как предложение (петиция) предусматривается в Конституции РФ, Федеральном законе «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до сих пор действующем Указе Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. (в ред. 02.02.1988 г.) «О порядке рассмот­рения предложений, заявлений и жалоб граждан» и других норматив­ных правовых актах советского периода. В настоящее время готовится федеральный закон, учитывающей современные реалии института пред­ложений (петиции).

    Отзыв выборных должностныхлиц это форма непосредствен­ной демократии, при которой граждане имеют возможность досрочно прекратить полномочия избранного ими конкретного должностного лица (например, депутата путем прямого волеизъявления в порядке, предус­мотренном для проведения референдума, в связи с совершением отзы­ваемым лицом противоправных публично-властных актов, подтверж­денных в качестве таковых в судебном порядке).

    На федеральном уровне российской власти граждане не обладают правом на отзыв выборных должностных лиц.

    Собрание граждан (собрание делегатов) это форма непосред­ственной демократии, при которой граждане путем прямого волеизъяв­ления могут принимать обращения к соответствующим органам или из­бирать делегатов, призванных представлять интересы населения перед властными структурами.

    Сход граждан это форма непосредственной демократии, при ко­торой граждане путем прямого волеизъявления принимают решения публично-властного характера, имеющие соответствующую юридиче­скую силу и обязательное значение на соответствующей территории.

    Публичныеслушания это форма непосредственной демократии, при которой на заседании, организованном уполномоченными органа­ми местного самоуправления с участием населения, принимаются ре­шения, как правило, по проектам нормативных правовых актов, про­граммам развития территорий и т. д.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    демократия законодательство управление государственный

    Актуальность темы . Определение Российской Федерацией в Конституции 1993 года как демократического государства основывается, прежде всего, на признании народа в качестве источника власти (демократия в переводе с древнегреческого означает «народовластие»: от «демос» - народ, «кратос» - власть). Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, то есть демократическим государством. Признание народа в качестве верховного носителя государственной власти является выражением народного суверенитета, которое означает, прежде всего, то, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было сил. Носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ и, признавая за ним всю полноту верховной власти, устанавливает механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а его высшим проявлением являются референдум и свободные выборы. Это позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии. Непосредственное осуществление власти народа - высшее выражение народовластия, в то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации требует образования постоянно действующих органов государственной власти. Сформированные демократическим образом и находящиеся под контролем населения, эти органы служат важнейшими каналами осуществления народовластия в России.

    В отечественной правовой литературе нет единства в толковании понятия непосредственной демократии. Ученые определяют ее по-разному. Часть авторов понимают ее слишком широко. Так, например, по мнению Н.П. Фарберова «прямое народовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля». Схожие с ним определения дают и другие авторы. Существуют и другие определения непосредственной демократии. Так, Р.А. Сафаров рассматривает непосредственную демократию как прямое осуществление народом функций законодательства и управления; Г.Х. Шахназаров понимает под непосредственной демократией порядок, при котором решения принимаются на основе прямого волеизъявления всех граждан; по мнению В.Н. Руденко прямая демократия ведет к «тирании большинства». Все эти определения в известной степени дополняют друг друга, однако обладая достоинствами, имеют и недостатки. Представляется, что определение Н.П. Фарберова и схожие с ним определения других авторов носят слишком общий характер, а определения Р.А. Сафарова, Г.Х. Шахназарова и В.Н. Руденко, напротив, несколько ограничивают сферу распространения непосредственной демократии, по сравнению с действительным положением.

    В отличие от представительной демократии прямая демократия предполагает принятие публично-властных решений непосредственно самим народом. Поэтому широкое использование механизмов прямой демократии в системе организации власти и управления, по мнению сторонников прямой демократии, могло бы позволить решить проблему отчуждения власти от общества и вместо существующей системы представительства создать модель управления, соответствующую интересам и потребностям граждан

    Предметом исследования являются формы непосредственной демократии, их нормативное закрепление, механизм реализации.

    Цель исследования - разработка юридического содержания и механизма осуществления форм непосредственной демократии в РФ. При этом основное внимание будет уделено таким формам непосредственной демократии как выборам и референдуму, поскольку они являются по Конституции высшими формами народовластия, в том числе рассмотрим формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

    Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи :

    Сформулировать теоретические положения о непосредственной демократии;

    Определить понятие различных форм непосредственной демократии и уровней правового пространства, на которых они осуществляются;

    Изучить действующее законодательство о формах непосредственной демократии в России;

    Выявить пробелы в правовом регулировании осуществления непосредственной демократии в Российской Федерации, разработать предложения о путях его дальнейшего совершенствования;

    Методология и методы исследования . Теоретико-методологическую основу составляют диалектический метод познания общественных процессов и социально-правовых явлений, его категориальный аппарат, принципы научного познания. В процессе проведенного исследования применялись общенаучные, частные и специальные методы познания, проводился анализ российского законодательства, принимались во внимание данные исторической науки, философские воззрения.

    Степень научной разработанности проблемы. Теоретической базойкурсовой работы стали взгляды и концепции ученых М.В. Баглая, В.В. Комаровой, А.Е. Козлова, Н.А. Антонова, а так же работы других авторов.

    Структура курсовой работы построена с учетом целей и задач исследования.

    1 . Понятие демократии, формы демократии. ви ды институтов прямой демократии

    1.1 Понятие демократии

    Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нём представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан, независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов. Данный политический режим означает гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений.

    Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Его демократизм находит выражение, прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии, местном самоуправлении.

    В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие - «демократия» в переводе с древнегреческого).

    С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

    Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

    С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства.

    Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.

    Особое место в этой системе занимает государство. Государство-это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.

    Почему именно государство является основной формой реализации суверенитета народа? Во-первых, государство - это единственная полновластная организация в масштабе страны. Во-вторых, государство представляет весь многонациональный народ России, выражает его совокупную волю. В-третьих, государство является собственником значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью. В-четвертых, государство является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами.

    Для Российской Федерации как государства присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической формации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.

    В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

    Поэтому признание народа в качестве верховного носителя государственной власти является выражением народного суверенитета.

    Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ.

    Разделение властей - один из основных признаков демократии и принципов действующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 Конституции предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.

    Таким образом, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

    В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

    Демократия в Российской Федерации осуществляется и на основе принципа политического многообразия. Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

    Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения.

    Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

    Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. Это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

    Конституция определяет формы осуществления местного самоуправления в РФ. К ним относятся: референдумы местного значения, участие в выборах в органы местного самоуправления (непосредственная демократия), осуществление местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления (представительная демократия), другие формы прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).

    Местное самоуправление следует рассматривать в трех главных аспектах как:

    Одну из основ конституционного строя;

    Право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

    Одну из форм народовластия.

    Также в качестве важнейшего признака демократического государства можно выделить обеспечение прав и свобод человека и гражданина, поскольку, именно здесь, проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

    Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т.е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

    1.2 Формы демократии

    В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию.

    В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Прямая демократия используется в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Распространенность прямой демократии ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

    Плебисцитарная демократия (мандатная, партийная, теория плебисцитарной демократии) - такая модель демократии, в которой при непосредственном волеизъявлении народа, его политическое влияние на власть ограничивается схемой «одобрить или отвергнуть». Согласно этой теории любой гражданин, обязанный уважать законы, может их одобрять или отвергать, высказывая таким образом своё отношение к ним. Это отношение гражданин может высказывать в ходе демократических выборов, выбирая из числа предложенных партийных программ ту, которая наиболее отвечает его интересам. Поскольку партийную программу представляет партия, а она выдвигает своего кандидата на выборные посты в органы государственной власти, то побеждают те кандидаты, партийные программы которых наиболее отвечают интересам всего народа. Власть в данной модели формируется путём прямых выборов, а кандидаты на выборные посты выдвигаются от политических партий, представляющих интересы различных слоёв населения и социальных групп. Интересы меньшинства должны учитываться специально оговоренными процедурами и закрепляться законами.

    В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив «мандат доверия» от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.

    1.3 Непосредственная демократия и ее институты

    Непосредственная демократия - понятие, охватывающее совокупность форм и средств (институтов) непосредственного осуществления народом в РФ принадлежащей ему власти. Основу непосредственной демократии составляет Конституция РФ, ст. 3 которой гласит, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

    Помимо референдумов и выборов институтами непосредственная демократия являются также народные обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, петиции, народные инициативы, собрания (сходы) граждан по месту их жительства и работы.

    В науке конституционного права принято делить институты непосредственной демократии на две группы: императивного и консультативного характера.

    Особенность императивных форм непосредственной демократии состоит в том, что принимаемое народом решение является окончательным, обязательным, никакому последующему утверждению государственных органов или органов местного самоуправления не подлежит (только может официально провозглашаться ими как состоявшееся, принятое). Императивными формами непосредственной демократии являются императивный референдум и выборы депутатов и выборных должностных лиц населением.

    Особенность консультативных форм непосредственной демократии состоит в том, что выявленная с их помощью воля народа (населения) отражается в решении соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления (становится основой такого решения). Однако, хотя орган самостоятельно формулирует окончательный текст своего акта, он не может при этом изменить, исказить волю народа (населения). Консультативными формами непосредственной демократии принято считать консультативные референдумы (опросы), народные обсуждения, инициативы (в том числе и правотворческие), петиции.

    Решения собраний (сходов) граждан в одних случаях носят императивный (например, при выборах органов территориального общественного самоуправления, выдвижении кандидатов в депутаты), в других - консультативный характер (например, при выражении своего мнения по вопросам строительства в микрорайоне или населенном пункте нового объекта, обсуждении сообщения главы муниципального образования и др.).

    В том же значении, что и «непосредственная демократия» употребляются понятия «прямая демократия» и «непосредственное народовластие»

    2. основные Формы непосредственной демократии

    2.1 Понятие избирательной системы и избирательного права

    Понятие избирательная система и избирательное право во многом совпадают, а в обиходе часто употребляются как идентичные. Тем не менее, определенное различие между ними все же имеется.

    Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования.

    Избирательная система - способ распределения замещаемых выборным путем государственных должностей (мандатов).

    Существую следующие типы избирательной системы:

    1. Пропорциональная, получила распространение в 20-м веке. Используется при выборах коллегиального органа (например, парламент) в многомандатном избирательном округе, избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за список кандидатов (например, выдвинутой политической партией). При этом законом устанавливается «избирательный барьер», то есть минимальное количество голосов, которое надо получить избирательному объединению, чтобы участвовать в распределении мандатов. Количество полученных избирательным объединением (блоком) депутатских мандатов определяется путем деления общего количества поданных за него голосов на избирательную квоту (по разным методикам).

    Существуют варианты пропорциональной избирательной системы открытых списков (с разной степенью свободы выбора внутри списка: выбор 1 кандидата, выбор более 1 кандидата из одного списка и выбор любых кандидатов из любого списка - панаширование).

    2. Мажоритарная. Победитель получает все распределяемые по данному избирательному округу мандаты (обычно применяется в одномандатном избирательном округе). В России применяется при выборе Президента РФ, также может применяться при выборах не более половины состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, на муниципальных выборах.

    Могут существовать следующие варианты мажоритарной системы: с возможностью проведения второго тура (например, при выборах Президента РФ, причем, чтобы быть выбранном уже в первом туре, кандидат должен набрать либо абсолютное (более 50% - на выборах Президента РФ), либо квалифицированное (например, 75%; в России не применяется) большинство голосов избирателей); в один тур (применяется при выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти в ряде субъектов РФ).

    3. Различные виды смешанных (модифицированных) избирательных систем (например, система единственного непередаваемого голоса или система дораспределения мест на уровне страны при голосовании в регионах) - в России не применяются.

    Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле - нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право - это право избирать, а пассивное - право быть избранным.

    Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя по существу пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

    1) порядок избрания Президента РФ;

    2) порядок избрания депутатов Государственной Думы;

    3) порядок избрания глав администраций субъектов РФ;

    4) порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ;

    5) порядок избрания органов местного самоуправления.

    Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.

    Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, то есть без регулирования со стороны субъектов Федерации. Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Этим положение дел в России отличается, например, от такого федеративного государства, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента США, обеих палат Конгресса США) только в самых общих вопросах устанавливается Конституцией США, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).

    Особенностью России является и то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относительно новыми конституциями в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права - всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Между тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

    2.2 Выборы . Источники избирательного права

    Одна из глав книги юриста и политолога Андраша Шайо «Самоограничение власти» получила оригинальное наименование «Опасности дефиниций». Действительно, многие юридические явления не могут иметь однозначного, хрестоматийного определения. Понятие «выборы» из этого же ряда, о чем свидетельствует обилие разнообразных суждений о природе выборов.

    В литературе выборы признаются:

    Формой непосредственной демократии;

    Способом формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

    Порядком замещения выборных государственных и муниципальных должностей;

    Непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

    Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. (Легитимность - признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа). В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

    Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

    Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные «выборы», которые являли собой сплошной фарс. Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства.

    В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

    Коль скоро выборы это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах, поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

    Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

    Главное в выборах-то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

    Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право не просто человека, а гражданина.

    Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Правовой основой выборов являются федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

    Полная свобода воли в избирательной кампании является правовой основой демократических выборов, непременным условием правомерности депутатских мандатов, занятия теми или иными гражданами выборных должностей. Отсюда и задача федерального закона - закрепить основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. Многолетняя практика по формированию представительных органов государства показывает, что там, где нет реальных гарантий избирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация выборов, пассивность избирателей.

    Гарантированность избирательных прав граждан способствует формированию их правового менталитета, стимулирует активность в избирательной кампании, чувство ответственности за ее результаты.

    Но главное заключается в том, что закон обязывает должностных лиц строго руководствоваться его нормами и не прибегать к аппаратным играм в процессе подготовки и проведения выборов.

    Законодательство о выборах в Российской Федерации составляет отдельную отрасль - избирательное законодательство. Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и законодательство о выборах органов местного самоуправления. По субъекту принятия актов избирательное законодательство делится на федеральное и избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.

    Федеральное избирательное законодательство включает в себя Конституцию РФ, Федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

    Конституция Российской Федерации касается вопросов избирательного права в следующих моментах:

    1) в ст. 3 устанавливается, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа;

    2) Конституция РФ закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), а также определяет круг лиц, которые не имеют избирательных прав: это лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

    3) Конституция РФ определяет, что федеральными органами государственной власти, избираемыми непосредственно гражданами, являются Президент РФ и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Для выборов Президента РФ Конституция РФ определяет основные принципы: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция РФ устанавливает также условия обладания пассивным избирательным правом для возможности избрания Президентом РФ и депутатом Государственной Думы. Согласно ст. 81 Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Статья 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах;

    4) Конституция РФ устанавливает разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведению Российской Федерации отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав), а также формирование федеральных органов государственной власти. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации относится защита прав и свобод человека и гражданина, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. На основании этих общих принципов, а также в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации субъекты Федерации, согласно ст. 77 Конституции РФ, самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Центральное место в системе избирательного законодательства занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Такое положение определяется несколькими факторами;

    1) данный закон является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории Российской Федерации;

    2) федеральный закон раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;

    3) закон имеет «рамочный» характер. Это означает, что нормы, содержащиеся в нем, адресованы не только правоприменительным органам и гражданам, но и самому законодателю, прежде всего региональному. Статья 1 данного Закона устанавливает, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить федеральному закону об основных гарантиях. В случае же такого противоречия применяются нормы этого федерального закона;

    4) дополнением «рамочного» характера является принцип прямого действия федерального закона об основных гарантиях. Это означает, что в случае противоречия региональных законов федеральному закону либо в случае пробелов в региональном законодательстве должен применяться федеральный закон об основных гарантиях. Данное правило также означает, что избиратель и иные участники любого избирательного процесса (выборы в федеральные, региональные или местные органы власти) в Российской Федерации вправе обжаловать неправомерные действия должностных лиц, государственных органов, организаций, в том числе избирательных комиссий, основываясь на данном федеральном законе.

    Такой же «рамочный» характер имеет федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

    Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» детально регулируют порядок подготовки и проведения соответственно выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ.

    Отдельные аспекты избирательных отношений регулируются другими федеральными законами, среди которых федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О средствах массовой информации», «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и некоторые другие.

    К источникам избирательного права так же относятся конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, которые закрепляют права граждан на участие в выборах региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также устанавливают систему этих органов, принципы их избрания и требования к кандидатам в соответствующие органы.

    Избирательные законы субъектов Российской Федерации регулируют выборы законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливают основы деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. На региональном уровне действуют кодифицированные избирательные законы: например, Избирательные кодексы Воронежской и Свердловской области, Кодекс Республики Башкортостан о выборах.

    В том числе, источниками избирательного права являются акты избирательных комиссий - Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, муниципальных избирательных комиссий, изданные ими в рамках делегированного правотворчества. Это означает, что избирательные комиссии могут принимать акты нормативно-правового характера только на основании и во исполнение соответствующих законов. Кроме этого, постановления Конституционного Суда Российской Федерации включаются в состав источников избирательного права.

    2.3 Референдум

    Институт референдума в России был известен с давних времен, он имеет достаточно древние российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси - символом государственной самобытности Новгородской земли и ее основой было вече. На федеральном уровне было проведено три российских референдума. Референдум по вопросу о введении поста Президента Российской Федерации, который состоялся 17 марта 1991 года, проводившийся одновременно с референдумом СССР о будущем Союза, 25 апреля 1993 года на референдум были вынесены вопросы о доверии Президенту Российской Федерации и социально-экономической политике Президента и Правительства Российской Федерации, о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации и народных депутатов Российской Федерации и 12 декабря 1993 года проводился референдум о принятии новой Конституции Российской Федерации.

    Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

    Вопросы, выносимые на всенародное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов принято называть формулой референдума. Она предполагает положительный или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Принятым считается то решение, которое собрало наибольшее число голосов.

    Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст. 32 Конституции РФ, в которой это право рассматривается как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

    Согласно ст. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого института непосредственной демократии. Эта значимость подтверждается также положением ст. 92 Конституции РФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий их Председатель Правительства не может назначать референдум.

    Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права на участие в референдуме, избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления на всех уровнях проведения референдума и выборов.

    Федеральный закон закрепляет, что гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Такое участие является свободным и добровольным.

    Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участвовать в действиях по подготовке референдума.

    На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

    На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

    Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения

    На референдум Российской Федерации не могут выносится вопросы:

    Изменения статуса субъектов Российской Федерации;

    Досрочного прекращения или продления полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;

    Принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

    Введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

    Принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

    Амнистии и помилования;

    Статья 13 закона устанавливает обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума:

    1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

    2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

    3. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.

    При подготовке к проведению референдума используется русский язык и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

    Референдум Российской Федерации проводится по инициативе: не менее чем двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Федерации проживает не более 10 процентов из них; Конституционного Собрания, если им будет принято решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование.

    Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

    Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

    Подготовку и проведение референдума осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, которая действует в качестве Центральной комиссии референдума Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые действуют в качестве комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума; территориальные (районные, городские и др.) и участковые комиссии по проведению референдума. Комиссии действуют на основе коллегиальности, открытости, гласности.

    Для проведения голосования и подсчета голосов образуются участки референдума, составляются списки граждан. По вопросам, вынесенным на референдум, проводится агитация: через средства массовой информации; путем проведения собраний, встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, путем выпуска и распространения печатных и иных агитационных материалов и в иных не запрещенных законом формах. Референдум Российской Федерации признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым на референдуме, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

    Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

    Подобные документы

      курсовая работа , добавлен 15.02.2014

      История развития демократии. Понятие, сущность, функции, разновидности и модели демократии. Роль демократии в реальной жизни и её будущее. Сравнительная характеристика демократии на Западе и в Российской Федерации. Перспективы развития демократии.

      реферат , добавлен 09.01.2014

      Понятие, сущность и основные принципы демократии. Либеральные, плюралистические и коллективистские концепции демократии. Альтернативные направления формирования демократии как идеи и практики. Проблемы, достоинства и недостатки современной демократии.

      реферат , добавлен 10.04.2013

      Понятие демократии и выборов в ней. Парадоксы голосования. Классификация основных исторических форм и теорий демократии. Родовая и афинская демократия. Эволюционная теория демократии. Марксистская концепция демократии. Либеральная демократия.

      лекция , добавлен 13.11.2002

      Эволюция значения и термина "демократия". Основные трактовки демократии. Современные теории демократии. Теория рыночной демократии. Теория социалистической демократии. Теория прямой (или идентитарной) демократии.

      реферат , добавлен 28.06.2007

      Демократия: сущность, исторические формы. Вклад Лейпхарта в развитие теории демократии. Особенности демократического режима. Условия, необходимые для демократии. Последствия демократии по Р. Далю. Отличия российской демократии от классических образцов.

      контрольная работа , добавлен 04.10.2010

      Основные принципы демократии как формы правления государством, ее современные теории. Способы классификации моделей и концепций демократии. Характеристика, уникальные возможности, перспективы, критические факторы и барьеры развития электронной демократии.

      контрольная работа , добавлен 24.02.2012

      Определение сущности, принципов, функций и институтов демократии. Рассмотрение особенностей парламентской демократии. Оценка основных характеристик парламентской демократии в ФРГ, Италии и США; выделение общих и различных характеристик данного анализа.

      курсовая работа , добавлен 29.12.2014

      контрольная работа , добавлен 15.11.2013

      Характеристика этнически разделенных обществ и проблема демократии в них. Описание модели этнической и либеральной демократии, демократии согласия, их основополагающие принципы и возможности реализации в различных государствах, преимущества и недостатки.

    Выбор редакции
    12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

    Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

    У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

    © Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
    Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
    В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
    Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
    АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
    Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...