Новоторжский борисоглебский мужской монастырь епархиальный мужской монастырь. Тверская епархия


Религиозная организация Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь г. Торжка Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

172010, Россия, Тверская обл., г. Торжок, ул. Старицкая, д. 7

Контактная информация:

8-910-640-75-01, 8-910-843-65-53

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. " target="_blank"> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://www.новоторжский-борисоглебский-монастырь.рф/

группа ВКонтакте

Расписание богослужений:

История и описание:

Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другое место, а именно - устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.

Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей.

Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик прп.Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена вместе с братией монастыряи некоторыми людьми.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев).

Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.

Церкви монастыря:

1) Борисоглебский собор, построен в 1796 г., с двумя приделами Преподобного Ефрема Новоторжского и Аркадия
2) Над Святыми Вратами Нерукотворного Образа Спасителя, построена в 1811 г., над сей церковью устроена колокольня
3) Введенская церковь, построена в 1833 г., при сей церкви устроен придел в 1879 г. Святых Праведных Иоакима и Анны, под церковью находится трапезная, при церкви колокольня старой архитектуры
4) При настоятельских кельях Входоиерусалимская церковь

Игуменов - 3 (из них: 2 - приписных приходских игумена)
иеромонахов - 1
иноков - 1

Реквизиты :

Получатель:
Религиозная организация «Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь
Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)»
Банк получателя:
ОТДЕЛЕНИЕ N8607 СБЕРБАНКА РОССИИ Г. ТВЕРЬ
р/сч 40703810463320100228
ИНН 6915005051 КПП 691501001
корр/сч 30101810700000000679 БИК 042809679
Назначение платежа:
пожертвование на восстановление монастыря.

Фото. Сергея Павловича Носикова

Найти на карте:

В 1785-1796 гг. по проекту архитектора Н. А. Львова на его месте построили новый собор. Но фундаменты древнего собора можно видеть и сегодня. Первый камень при строительстве собора заложила Екатерина II .

Самая древняя постройка монастыря - Введенская церковь (XVII в.). В архитектурный ансамбль монастыря также входят: Надвратная церковь и Входо-Иерусалимская церковь.

Из монастыря отрывается прекрасный вид на реку Тверцу и Торжок.

На данный момент монастырь используется Православной Церковью и Всероссийским историко-этнографическим музеем.

Для паломников, желающих посетить обитель, работает благоустроенная монастырская гостиница.

Основал монастырь преподобный Ефрем Новоторжский , судьба которого весьма необычна.

Скорее всего, в начале XI века он с братьями Георгием и Моисеем пришёл из Венгрии на Русь, где все трое поступили на службу к сыну Великого Киевского князя Владимира - Борису . Они были конюшими, что являлось очень высоким чином в древнерусской иерархии. Служили угрины, так называли венгров на Руси, своему новому господину верой и правдой, пока не наступил 1015 год.

Возникает вполне законный вопрос, а зачем вообще пришли венгры на Русь? Как уже было сказано выше - ради карьеры. Но не только. И Киевская Русь, и Венгрия в то время представляли единое христианское пространство. Только после раскола христианства на православие и католичество в 1054 году Венгрия стала католической страной. До этого активную роль в христианизации Венгрии играли греческие священнослужители. Неслучайно, что 20 августа/2 сентября 2000 года Священный Синод Константинопольского Патриархата причислил к лику святых первого короля Венгрии Стефана , который правил и умер до разделения христианской церкви на православную и католическую, поэтому он почитается обеими концессиями, в том числе и верующими епархии Русской Православной Церкви в Венгрии.

Но вернёмся в Киевскую Русь, где в 1015 году трагически погибают Борис и его брат Глеб от рук своего же брата в борьбе за великокняжеский престол. Первым погибает Борис, а вместе с ним и брат Ефрема Георгий, который пытался защитить князя. Нападавшие не просто убивают Георгия , но отрезают ему голову, видимо, для того, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Поступок Георгия вполне понятен, дело в том, что русские дружинники в X-XI вв. получали шейную гривну в качестве награды, и довольно высокой. И Георгий, в отличие от своего брата Моисея , спасаться бегством не стал, а погиб в неравном бою как воин, защищая своего господина.

Мы не знаем, где был в это время Ефрем и, очевидно, никогда уже не узнаем. Но известно, что Ефрем вскоре пришёл на место трагедии, на берег реки Альты, и нашёл там отрубленную голову своего брата Георгия. Для этого у Ефрема было очень мало времени, если мы только представим, сколько диких зверей обитало в то время. Поэтому можно предположить, что он находился неподалёку от места трагедии. Охваченный ужасом, боясь разделить участь своего брата, Ефрем бежит на север в земли, которые в то время контролировал Новгород. Вскоре на берегу Тверцы он, как это написано в его Житии, «построил странноприимный дом и принял на себя подвиг стран-нолюбия».

Зачем же Ефрем взял с собой голову своего брата Георгия? Почему не захоронил её вместе с телом на месте его гибели? Ответ на этот вопрос находим тоже в его Житии: «...чтобы завещать потом положить с собою в одну гробницу». В 1572 году гробницу Ефрема вскрыли. «Честные мощи преподобного Ефрема были обретены 11 июня 1572 года. Новго-род-ский архиепископ Леонид, возвращаясь из Москвы в Новгород, посетил тогда для молитвы Борисоглебскую обитель. Настоятеля и братию он спраши-вал, где поло-жены мощи чудотворца. Когда показали гробницу святого, архи-епископ при-казал открыть и самый гроб. Тогда присутствующие увидели тело преподобного нетлен-ным и ощутили благоухание». Как видим, ничего в Житии не сказано о голове Георгия. И это тоже загадка.

Собор, построенный Ефремом, простоял почти 750 лет. В 1785-1796 годах на месте старого обветшалого собора был возведён новый с тем же названием по проекту тверского архитектора Николая Александровича Львова . Императрица Екатерина II во время своего путешествия по Вышневолоцкой водной системе торжественно заложила первый камень будущего собора, построенного в традициях палладианской архитектуры, ярым приверженцем которой был Львов. Но фундамент от древнего собора можно увидеть и сегодня.

Вслед за князем Борисом погибает и его брат Глеб . Многие историки считают, что за убийством князей стоит их брат Святополк , получивший прозвище Окаянный. Со временем Бориса и Глеба канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. А вот когда именно произошла канонизация, учёные спорят до сих пор. Называются самые различные даты - 1020, 1039, 1071 годы.

Для определения даты канонизации мы используем несколько подсказок, которые нам предоставила история. Дело в том, что, будучи человеком глубоко религиозным, Ефрем мог начать строительство собора, посвящённого Борису и Глебу, только после их канонизации. Из его же Жития мы знаем, что Ефрем сначала получил благословение архиепископа Новгородского, а уж потом, в 1038 году, начал строительство монастыря. Кроме этого, известно, что Борис под именем Роман Русский и Глеб под именем Давид Польский входят в список святых Римско-Католической церкви. Это могло стать возможным только при условии их канонизации до разделения Церквей в 1054 году. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что канонизация Бориса и Глеба произошла на рубеже 1037-1038 годов.

Есть сведения, что ещё до сначала строительства монастыря Ефрем ездил в Киев. Может быть, даже неоднократно. Это могло произойти только после 1019 года, когда к власти в Киеве пришёл Ярослав Мудрый . Возникает вопрос: зачем? По всей видимости, он ездил в Киев неслучайно. Ефрем лично знал и любил убитых князей и как мог способствовал их прославлению. А как только это произошло, сразу же приступил к строительству собора и монастыря в их честь. Скорее всего, на берега Тверцы он возвращался не с пустыми руками.

Дело в том, что в 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь, а в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским , бывшим князем Вышгородским, был вывезен меч Бориса, хранившийся в церкви в их честь, которая была построена в Вышгороде, недалеко от Киева, в 1115 году. Вполне возможно, что и в Борисоглебском монастыре могли оказаться реликвии, связанные с первыми русскими святыми.

Церковь в Вышгороде была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в разные годы, не дали результата. Очевидно, что такая же участь постигла и частицу их мощей, оказавшуюся в Чехии. А двумя годами раньше, в 1238 году, Торжок в течение двух недель - с 21 февраля по 5 марта - сдерживал осаду монголо-татарских войск. Торжок пал и был разграблен.

Мы не знаем точно, были некие артефакты, относящиеся к первым русским святым на Тверской земле в древнем Торжке, или нет. Мы может лишь надеяться, что они здесь были, а может быть, и есть до сих пор, пока под спудом.

Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России

Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.

Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей.

Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик преподобного Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. Но замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств пред государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех.

Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители - это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлению подверглись только Свечная башня да участок крепостной стены, окружающей монастырь.В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев).

Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.

Новоторжский Борисоглебский монастырь – это один из тех православных памятников архитектуры, которые вряд ли имеют себе равных, когда речь идет об истории родного края. Одна дата его основания говорит о многом – 1038 год. Первые упоминания о нем пришлись на середину двенадцатого века. В наши дни монастырь неизбежно пользуется огромной популярностью среди интересующихся историей родного края, и поток туристов к его стенам не прекращается круглогодично. А живописные виды береговой зоны реки Тверцы, близ которой расположен данный объект, являются дополнительным стимулом для его посещения.

История

Из житийных хроников литературы 17 века можно узнать, что монастырский комплекс был основан при боярине Ефреме, который числился конюхом князя Владимира. Причина, побудившая к основанию святой обители – расправа Святополка над Борисом и Глебом, поэтому храм и получил соответствующее название – Борисоглебский. Во времена властвования Ивана Грозного соборные стены сильно пострадали. Самой древней церковью на территории объекта является Введенская, построенная в замену сожженной поляками обители. Чуть позднее появился Иерусалимский храм.

Глобальное возрождение пришлось на вторую половину 18 века. Итогом стало возведение в 1780 году улучшенной копии Борисоглебского храма, который мы можем наблюдать сейчас. Она была выстроена с участием архитекторов Львова и Ананьина. После революции монастырь был закрыт и разорен, а на его территории пятьдесят лет располагалась тюрьма, затем – лечебница для алкоголиков, а сегодня – Этнографический музей.

Особенности

Руководством были приложены все усилия, чтобы вернуть историческому объекту вид, наиболее приближенный к первоначальному. Гостей восхищает надвратная колокольня старинного храма, его внешнее и внутренне убранство. Экспозиции музейного комплекса, располагающиеся ныне в его стенах, восхищают разнообразием и являются прекрасной научно-популярной базой для изучения истории родного края. Здание находится на Старицкой улице города Торжка – в пешей доступности ко многим объектам инфраструктуры и его посещение вызывает живой интерес, как у жителей города, так и у его многочисленных гостей.

Как добраться

Новоторжский Борисоглебский монастырь расположен на улице Старицкая, дом 7, в городе Торжок Тверской области. Расстояние до областного центра – Твери – 60 километров.

Он, наверное, по праву считается одним из красивейших городов Тверской области и здесь (во всяком случае, в старой его части) , на мой взгляд, воочию можно ощутить на себе обстановку той классической провинции русских уездных городов (XVIII - XIX веков) , так хорошо знакомых нам по произведениям А.Н. Островского, А.П.Чехова.

Этот город является настоящим «музеем под открытым небом» екатерининского классицизма и многочисленных храмовых сооружений, по количеству которых он мог бы, наверное, посоперничать с широко известным для туристов Суздалем… Хотя, нельзя и не отметить, что часть зданий и сооружений из сохранившегося почти полностью архитектурного ансамбля, к сожалению, покрывает уже определенный «налет» бесхозности и безденежья последних десятилетий…

А еще этот город подкупает своими восхитительными панорамами, которые так и просятся в объектив фотокамеры…

Сегодня же я расскажу только об одной из достопримечательностей этого города - Борисоглебском монастыре .


Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь является одним из древнейших в России (основан почти в одно время с Киево-Печерской лаврой и считается третьим монастырём со времени их появления в России) и иерархически подчинен Тверской епархии .

Обитель расположена на западном (высоком) берегу реки Тверца и была основана в 1038 году (в княжение великого князя Киевского Ярослава Мудрого) старцем Ефремом , братья которого погибли, защищая князя Бориса от людей Святополка Окаянного .

Построенный в тот же год храм, получивший название Борисоглебского (в честь Бориса и Глеба) и дал название всему монастырю.

Обитель со времени своего существования претерпел неоднократные опустошения и разорения:

● трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах;

● в 1237 году подвергся нападению монголо-татар;

● дважды пострадала обитель от Литвы и поляков.
Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию.
Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками, деревянная Введенская церковь была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми.

При всех гибельных разрешениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Этап от завершения Смутного времени и до революционных событий начала XX века стал для монастыря периодом его благоустройства, процветания и возвышения, когда он приобрел свой нынешний вид.

После 1917 года обитель разделила участь большинства других православных монастырей того времени.

Мероприятия по закрытию монастыря начались в 1927-1929 годах, когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза.

В начале июня 1931 года прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт.

Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу имени Молотова. В нем в 1931-1934 годах находилось сельскохозяйственное училище, с 1936 года располагалась воинская часть, в конце 1930-х годов - воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с 1944 года - тюрьма, а в 1985-1988 годах - лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) для алкоголиков.

И только в 1989 году, после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП, в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей , в связи с чем, начались системные исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, Свечной башни и участка монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло) , отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей.

В 1993 году по ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора и решению Священного Синода РПЦ на фондах бывшей обители вновь был воссоздан монастырь, инфраструктура которого стала использоваться совместно с музеем.

С приездом сюда первых пяти монахов (1995) сразу же начались работы по активному восстановлению сооружений монастыря, а в 1998 году, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского (24 июня) , во Введенском храме была совершена первая литургия и с тех пор непрестанные молитвы в обители не прерываются…

В настоящее время здесь проживают и несут службу под руководством игумена монастыря иеромонаха Арсения (Леонова) более 11 насельников.

Обитель имеет своё подворье - Иоанна Богослова (на одноименном кладбище г. Торжка) , расположенное на месте бывшего Иоанно-Богословского мужского монастыря, разоренного и сожженного в 1604 году во время литовского набега.

Кроме того к монастырю приписаны и часть городских храмов -
Воздвижения Креста Господня

и Климента, папы Римского .


Наиболее эффектно монастырь смотрится с противоположного берега реки Тверца, завораживая своей красотой, гармонично встроенной в местный ландшафт.

Причем сразу бросается в глаза, что в его архитектурном ансамбле сплелись воедино стили и веяния различных эпох, как срезы на стволе дерева… Очень часто разность стилей делает его аляповатым, но не в данном случае - всё здесь гармонично и оттеняя творения различных эпох, открывает человеческому взгляду их лучшие черты. В этом, пожалуй, и заключается мастерство и профессионализм зодчих, создававших это творение. А одним из главных архитекторов, сформировавших нынешний вид обители является Н.А. Львов .

И хотя реставрационные и восстановительные работы ведутся здесь уже в течение не одного десятилетия (обитель, несмотря на свою старину и красоту, не является ставропигией и поэтому темпы работ во многом зависят от пожертвований прихожан и паломников) , но всё равно тихим сапом (от одного объекта к другому) они идут по нарастающей и есть надежда, что будут успешно завершены.

Архитектурный ансамбль включает в себя:
собор Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) - главный храм обители, расположенный в ее центре и построенный Н.А. Львовым в 1785-1796 годы. На этом месте первоначально (с XI века) стояла небольшая белокаменная церковь, заложенная вместе с монастырем.

Фасады большого и величественного собора (построенного в стиле классицизма) обработаны дорическими портиками, а широкий, слегка приплюснутый восьмигранный барабан и четыре малые купола по углам придают храму некоторую грузность. Декоративные детали обработки нарядны и торжественны.

Данный храм, по мнению самого Н.А. Львова, является лучшим из построенных им культовых сооружений. По старой фотографии, размещенной выше, вы и сами можете оценить красоту храма.

В настоящее время храм закрыт и в нём проводятся восстановительные и реконструкционные работы;

Рядом с собором сохранились остатки фундамента предела преподобного Ефрема Новоторжского (XVI - XVII вв.) . Кто знает, может, со временем он будет вновь воссоздан?…;
храм во имя Спаса Нерукотворного (1811) , построенный по проекту всё того же Н.А.Львова местным архитектором Ананьиным, является композиционной основой не только самого монастыря, но и старой части города.

Сооружение представляет собой встроенную в монастырскую стену надвратную церковь с многоярусной колокольней , увенчанной шпилем, которая возвышается над всем городом, привлекая внимание легкостью и красотой своего силуэта.

В нижнем ярусе имеется арочный проём - Святые врата (главный вход в обитель) , во втором ярусе размещалась сама церковь, в третьем - расположены арки звона, а верхний ярус выполнен в виде круглой сквозной беседки.

В настоящее время храм закрыт - находится на полной реставрации, как и закрыт проход через Святые врата. Но при этом можно подняться на колокольню, откуда с высоты птичьего полета открывается красивый обзор

как на сам монастырь,
так и на весь город, где можно разглядеть близлежащие:
собор Преображения Господня ;

и церковь Михаила Архангела , с ослепительно-синими главами. Возведенный в 1742 году, храм был полностью перестроен в 1850 году, и представляет собой хрестоматийный образец русско-византийского стиля, близкий по архитектуре к Храму Христа Спасителя в Москве.

В монастыре имеется сложный ансамбль, состоящий из двух церквей:
церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы (1620) - образца московской архитектуры.

Несмотря на свою скромность, внутри Введенский храм светел и просторен. Он является постоянно действующим и здесь хранится главная святыня обители - рака, частью мощей прп. Ефрема, древний вышитый жемчугом покров с главы преп. Ефрема, власы (с главы) и часть параманного креста преп. Ефрема Новоторжского чудотворца.
В 1879 году здесь же был устроен придел Святых Праведных Иоакима и Анны , а под храмом находится трапезная ;
церкви во имя Входа Господня в Иерусалим (1717) , расположенной при настоятельских покоях (которые, как и она в настоящее время реконструируются) и являющейся образцом русского барокко. К настоятельскому корпусу примыкал одноэтажный каменный флигель , где помещались разные монастырские службы;

● а также шатровой восьмигранной колокольни , исполненной в традициях церковного зодчества XVI - XVII веков.

Все три постройки слились в одну, и не имеют четких границ между собой, однако Введенская церковь является самой старой в городе;
часовню Успения Пресвятой Богородицы (1811), расположенная в двухэтажном странноприимном доме , где в нижнем этаже размещались странники и приходящие богомольцы, а также находилось Духовное правление .

Кроме того в архитектурный ансамбль обители входят:
братский корпус (1818 -1819) ;
погреб-ледник , для хранения скоропортящихся монастырских продуктов, где в качества холода используют «ледяные кирпичи», вырезанные из зимнего льда реки Тверца, опоясывающий монастырь;
монастырские постройки , для хранения инвентаря и других продуктов.

По периметру обители окружают монастырские стены :

где - сохранившиеся полностью,

где - частично или полностью разрушенные.

По углам стен сооружены башни (всего их четыре) :

- Юго-западная ;

- Юго-восточная ;

- Восточная

и известная многим историкам Свечная (Библиотечная) башня (1809) - обращенная на север и названная так, поскольку к ней примыкал, когда имевшийся при монастыре, свечной завод.
Эта исключительно красивая, с множеством декоративных форм, башня знаменита прежде всего тем, что в ней располагалась обширная монастырская библиотека, где, по преданию, Н.М. Карамзин работал над своей «Историей государства Российского» (от того за ней закрепилось и второе название башни) .
Верхняя часть этого сооружения была восстановлена в ходе реставрации в 1970 - 1980-х годов и с тех пор башня больше не ремонтировалась.

Вблизи у стены, примыкающей к башне, сохранились остатки монастырского погоста , который был разрушен в богоборческие времена первой половины прошлого века…

С западной стороны обители (между странноприимным домом и стеной) расположены Входные (Экономические) ворота , которые нынче связывают монастырь с внешним миром.

Здесь же при входе имеется временная постройка - церковная лавка

и очень часто (в теплое время года) прихожан и посетителей обители встречают местные старожилы - монастырские коты…

Добраться до монастыря, если ехать туда на машине, совсем не сложно. Город Торжок расположен невдалеке от автодороги «Россия» (связывающей Москву и Санкт-Петербург) . Въехав в город (подъезжая к автомобильному мосту через Тверцу) , Ваш глаз обязательно «зацепится» за очертания обители (расположена она по адресу: г. Торжок, ул. Старицкая, д.7)

Начинать осмотр Борисоглебского монастыря лично я бы посоветовал вам с его панорамных видов, которые более живописно открываются с автомобильного моста или, как уже говорил, восточной набережной реки Тверца (от частных домов, что расположены напротив обители)

Впервые увидев монастырь на фотографии, он впечатлил меня своими формами, а посмотрев на него воочию - вместе с внешней красотой (которая на порядок привлекательнее, что называется «вживую») возникло щемящее чувство боли и стыда: как всё же варварски относились к нему Власть предержащие многие десятилетия советского периода нашей истории и как медленно, после этого, возрождается он к жизни - вдалеке от финансовых потоков меценатов и, создалось такое впечатление, от членов Священного Синода, которые могли бы, наверное, лично поспособствовать быстрейшему восстановлению одной из древнейших обителей Русского Православия и одной из «жемчужин», лежащей подле Золотого кольца России .

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...