Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия. Государственный контракт: способы обеспечения Внесение денежных средств обеспечение исполнения контракта


Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение составляют только некоторые виды контрактов, которые заключаются по результатам закупки у единственного поставщика.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

В качестве исполнения контракта участник может:

  • внести денежные средства на счет заказчика;
  • предоставить банковскую гарантию.

Контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Проверить предоставленное обеспечение необходимо до подписания контракта заказчиком (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Платежное поручение на перечисление средств

Платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения контракта заполняется по общим правилам (гл. 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, Приложение N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П). При этом в графе «Назначение платежа» необходимо указать «Обеспечение исполнения контракта», а также отразить информацию о закупке.

При предоставлении обеспечения таким способом необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на счет, указанный в документации о закупке, проекте контракта.

Ситуация

Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

В законодательстве о контрактной системе отсутствуют нормы, обязывающие участника закупки вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта лично. Если такая обязанность не установлена заказчиком в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

Имеется пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 N 09АП-52950/2015 по делу N А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 N 04-02/2548).

Минэкономразвития России придерживается противоположного подхода. По мнению ведомства, третье лицо не вправе предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника, с которым он заключается, поскольку такая возможность нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена (Письма от 09.07.2015 N Д28и-2060, от 19.09.2014 N Д28и-1893).

Поэтому во избежание спорных ситуаций, участнику рекомендуется лично перечислять денежные средства на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.

Оформление банковской гарантии

Второй способ обеспечения исполнения контракта является оформление банковской гарантии (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Для оформления банковской гарантии нужно:

1. Определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии.

Такой банк должен входить в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином России и размещен на его официальном сайте (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, ст. 74.1 НК РФ).

2. Уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, требуемых конкретным банком для оформления банковской гарантии.

По результатам оформления банковской гарантии участнику необходимо:

1. Получить от банка следующие документы:

  • экземпляр договора банковской гарантии;
  • банковскую гарантию в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа;
  • выписку из реестра банковских гарантий.

2. Убедиться, что выданная гарантия соответствует требованиям, установленным ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

Ситуация

Заказчик предусмотрел в документации о закупке требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств по контракту. Вправе ли он признать участника закупки, который не предоставил такое обеспечение, уклонившимся от заключения контракта?

По данному вопросу можно выделить два подхода.

Подход 1: Нет, не вправе. Закон № 44-ФЗ не регламентирует правоотношения по обеспечению гарантийных обязательств, возникших после исполнения основного обязательства по контракту. По этой причине заказчик, установивший требование обеспечить гарантийные обязательства, не вправе отказаться от заключения контракта, если обеспечение не предоставлено. Данного подхода придерживается Минфин России (Письмо от 02.07.2014 N 02-02-07/32132).

Подход 2: Да, вправе. Статья 96 Закона № 44-ФЗ, посвященная обеспечению исполнения контракта, не предусматривает деление обязательств по контракту на основные и гарантийные. Следовательно, требование обеспечить исполнение обязательств, указанное в документации о закупке и проекте контракта, может включать в том числе обязанность обеспечения гарантийных обязательств. Согласно ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления обеспечения исполнения контракта участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, если требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств установлено в документации о закупке, непредоставление такого обеспечения является основанием для того, чтобы признать участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

16 393 просмотра

Тем, кто на постоянной основе имеет дело с обеспечением муниципальных или государственных нужд посредством закупки товаров, услуг или работ, приходится основывать свою деятельность на конкретной части законодательства, а именно 44 ФЗ. Эта часть федерального законодательства посвящена условиям и принципам исполнения контракта.

Суть закона

Если внимательно изучить действующий закон, то можно будет узнать несколько актуальных критериев, согласно которым регулируется такой процесс, как обеспечение контракта.

Первое требование, которое необходимо выполнить - это оформление банковской гарантии. Получить ее можно в финансовом институте, являющемся частью перечня банков, обладающих соответствующими полномочиями. Возможны исключения, но о них есть смысл думать только в случае сотрудничества с гособоронзаказом.

Также стоит разобраться с тем, что из себя представляет гарантия. Обеспечение контракта без ее предоставления маловероятно.Фактически речь идет осоглашении, которое фиксируется в письменном виде и содержит четко прописанные обязательства финансовой организации: если со стороны принципала отсутствует выполнение условий контракта, то бенефициар получает денежные средства.

Именно таким образом банк и обеспечивает выполнение контракта, имеющего отношение к предоставлению конкретного товара или услуги. При этом нужно понимать, что кода дело касается обеспечения договора, заказчики будут отдавать предпочтение исключительно тем учреждениям, которые включены в реестр Минфина.

Основание для гарантии по 44 ФЗ

Вторая часть ст. 45 ФЗ-44 содержит информацию о том, что гарантия, как таковая, не может быть отозвана. И опираться она должна на следующие процессы и бумаги:

- Срок действия. Соглашение должно быть действительным на протяжении всего времени, пока контракт, который обеспечивает банк, остается актуальным.

- Комплект документов, предоставленных бенефициаром. В этом случае речь идет о тех бумагах, которые должна подготовить сторона, рассчитывающая на финансовую компенсацию со стороны банка (гарантийная сумма). Без этих документов требования не будут обоснованы.

- Обязательства сторон. Обеспечение контракта может быть реализовано при условии, что предварительно стороны зафиксировали все требования в письменной форме.

- Отлагательные условия. Когда в качестве залога исполнения контракта предоставляется банковская гарантия, то в большинстве случаев подписывается соглашение, касающееся ответственности принципала.

- Сумма документа. Речь идет о фиксации точной суммы гарантии, на которую может рассчитывать бенефициар, если поставщик не выполняет свои обязательства по контракту.

Особенности ФЗ-223

Рассматривая банковское обеспечение контракта, нужно учитывать иэту часть законодательства. Этот нормативный акт отличается тем, что позволяет самостоятельно устанавливать правила и его участникам, беря за основу Положения о закупках. Именно по этой причине некоторые заказчики и выбирают в качестве основания 223-ФЗ, хотя в нем не прописаны четкие требования к исполнению контракта.

В этом случае обеспечение договора осуществляется за счет средств, которые перечисляются на счет бенефициара. Таким образом, у заказчика есть возможность выбирать между описанным выше нормативным актом, позволяющим определять условия самостоятельно, и ФЗ-44, который четко регламентирует грани контракта.

К слову, есть определенные условия, которые не могут быть включены в банковскую гарантию. Речь идет о предоставлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих отсутствие выполнения обязательств принципалом, в качестве условия выплаты суммы обеспечения.

Как оформлять гарантийное соглашение

Логично, что обеспечение контракта должно иметь документальное отображение. При этом на данный момент нет конкретной формы, согласно которой можно составить такой документ. Но определенные распоряжения есть, в них и прописано, что именно нужно указывать в бланках.

Желающим получить представление о том, как выглядит образец банковской гарантии, есть смысл посетить сайт госзакупок, на котором эта информация находится в свободном доступе.

Тем, кто не знает где именно искать образец на упомянутом ресурсе, нужно зайти в раздел «Реестры», после чего остановить свой выбор на пункте «Реестр банковских гарантий». В центре экрана всплывет окно, в котором необходимо перейти по ссылке «Документы». В итоге откроется доступ к информации, касающейся банковских гарантий. Здесь нужно найти кнопку, предлагающую показать детальную информацию и нажать ее. В результате отобразится отсканированная копия соглашения.

Данный образец можно скачать, а на его основе оформить необходимую документацию.

Какие требования предъявляются банкам

Как и было написано выше, бюджетные учреждения смогут принять гарантии по обеспечению контракта только от тех финансовых структур, которые будут соответствовать определенным требованиям, описанным в Налоговом кодексе РФ. Эти требования выглядят следующим образом:

Банковская деятельность должна осуществляться более 5 лет;

Должны отсутствовать требования ЦБ РФ относительно мер финансового оздоровления;

Наличие лицензии, позволяющей вести банковскую деятельность;

Если банк намерен предоставлять такую услугу, как обеспечение контракта, ему необходимо иметь собственный капитал, размер которого будет равен 1 млрд рублей и более;

Еще одно требование - это соблюдение банком обязательных нормативов, которые предусмотрены 86-ФЗ, причем оцениваться будет соблюдение данного требования на протяжении последних двух кварталов.

При желании можно ознакомиться с перечнем банков, соответствующих описанным требованиям. Эта информация находится на сайте Минфина России.

Учет

Выяснив, какие требования обеспечении контракта должен учитывать банк, предоставляющий гарантию, равно как и сторона, имеющая отношение к закупкам, нужно разобраться с вопросом бухгалтерского учета.

Итак, когда участник закупки перечисляет средства на счет заказчика, они определяются как подтверждение обеспечения договора. При этом, как только сам контракт будет подписан, перечисленные деньги заказчик вернет обратно, что предполагает лишь временное владение средствами поставщика.

В связи с этим в рамках бухгалтерского учета поступившую от участника сумму нужно отображать в 19-23 разряде номеров счетов и при этом использовать код 3. Таким образом, средства участника аукциона будут определены, как находящиеся во временном распоряжении.

Что касается конкретного счета, актуального для данных операций, то выбирать нужно номер 304 01. Именно он предназначен для расчета по средствам, распоряжение которыми имеет временный характер. Данный вид учета необходимо вести в журнале безналичных операций.

Внесение денежных средств

В рамках темы «обеспечение цены контракта» есть смысл уделить внимание тому факту, как именно вносятся деньги для подтверждения того факта, что условия договора будут выполнены.

Изначально нужно определить следующее условия выбора финансовой структуры заказчиком: перед тем как подавать заявку на аукцион или конкурс, он должен внести денежные средства в необходимом размере.

В качестве альтернативного способа, позволяющего принять участие в аукционе, можно выбрать предоставление банковской гарантии. Если обратить внимание на п. 6 статьи 44 ФЗ, то нетрудно будет найти требование о возвращении денежных средств, выполняющих роль обеспечения заявки участника закупки, после окончательного выбора по итогам конкурса.

Возвратить эту сумму нужно в срок, не превышающий 5 рабочих дней. Если же речь идет об электронном аукционе, то для данной процедуры отводится один день.

Как могут выглядеть гарантии обеспечения исполнения контракта

Есть несколько видов исполнения договора, которые предусматривает действующее законодательство. Итак, вот несколько актуальных способов, посредством которых может быть обеспечено исполнение контракта:

- которая соответствует требованиям, изложенным в ст. 45 Закона о Это означает, что банк, предлагающий выдачу гарантии, должен состоять в списке Минфина. Также услуга гарантии может иметь только безотзывную форму.

- Денежный залог. В этом случае речь идет о сумме, которая перечисляется на счет заказчика и размер обеспечения при этом находится в рамках 5-30% от максимальной (начальной) цены лота или контракта.

Важно знать еще одну особенность процесса: если начальная стоимость контракта выше 50 млн рублей, то обеспечение исполнения последнего не может опускаться ниже отметки в 30%. Возможно, что контракт будет включать авансовый платеж, в этом случае сумма обеспечения не должна быть меньше этого платежа.

Сроки предоставления и возврата обеспечения

Здесь все очень просто: гарантия должна предоставляться в рамках того срока, который был определен в процессе составления контракта. Из этого следует очевидный вывод: если сторона, предлагающая услугу или товар, не способна предоставить обеспечение исполнения договора в определенные ранее сроки, то она будет считаться уклонившейся от заключения контракта.

Что касается банковской гарантии, то здесь есть один нюанс - ее длительность в обязательном порядке превышает сроки действия официального соглашения сторон на один месяц и более.

Условия обеспечения контрактавключают четкое определение сроков данной процедуры, в том числе и возврата гарантийной суммы. Если обратиться к законодательству, то можно обнаружить, что в нем не содержится строгих требований на этот счет. Как следствие, многие заказчики сами определяют промежуток времени, на протяжении которого они обязаны будут сделать возврат средств, заблокированных для обеспечения контракта. При этом данный срок в обязательном порядке необходимо отобразить в договоре.

Когда от гарантии можно отказаться

Помимо возврата гарантийных средств, есть еще возможность изначально отказа от такой услуги, как обеспечение контракта. ФЗ подобное решение не запрещает, но не всегда ясно при каких условиях это есть смысл делать.

Итак, оснований для такого решения может быть несколько:

Банковская гарантия не соответствует тем условиям, которые подразумевает обеспечение выполнения договора;

В реестре нет информации о банке, который предлагает гарантийные услуги;

Несоответствие гарантии, предлагаемой банком, тем требованиям, которые содержатся в документах, касающихся закупок, приглашения к участию в процессе определения поставщика, а также извещения об осуществлении сотрудничества.

Если заказчик обеспечение контракта не рассматривает, как необходимую меру, то он должен известить банк о своем отказе в письменной форме в течение трех рабочих дней.

Что стоит знать об антидемпинговых мерах

Для регулирования таких вопросов существует закон «О контрактной системе». И если обратить внимание на статью 37 этого закона, то можно узнать, что начинают действовать с того момента, когда максимальные цены контракта снижаются больше, чем на 25%. Речь идет о процессе выбора заказчиком подходящей ему финансовой структуры, который проходит в формате конкурса или аукциона.

Суть самих мер сводится к следующему: обеспечение договора, которое готов предоставить поставщик, определенный в процессе конкурсного отбора, увеличивается в 1,5 раза по сравнению с теми цифрами, которые были предоставлены изначально. Другими словами, если в аукционных документах зафиксирована сумма обеспечения, равная 10% от то при указанном выше снижении, составляющем более 25%, сумма гарантии будет увеличена до 15%. То есть за демпинг все равно придется заплатить, что делает последний не совсем выгодной стратегией.

Исключение из правил

Есть определенный вид банковских гарантий, которые в реестр не включаются. Под данное правило попадает которое производится на закрытых мероприятиях, созданных для определения поставщика, исполнителя или подрядчика. Фактически речь идет об организации закупок, имеющих отношение к государственной тайне. Сюда можно отнести и обеспечение контракта, содержащего сведения, разглашать которые нельзя.

Именно при таких обстоятельствах отсутствие информации в реестре о гарантии, предоставляемой конкретным банком, не является веской причиной для отказа.

Итоги

Обеспечение того факта, что контракт будет выполнен, является более чем актуальной мерой, поскольку делает сотрудничество надежным и стабильным. На данный момент законодательство достаточно четко регламентирует данный процесс и это дает возможность заказчикам (бюджетным организациям), продолжать активное сотрудничество с поставщиками, сводя риски к минимуму.

Одной из гарантий того, что поставщик выполнит свои обязательства перед заказчиком, служит обеспечение исполнения контракта. Это сумма, которую победитель закупочной процедуры предоставляет госучреждению до подписания контракта. Далее расскажем, кем определяется способ обеспечения исполнения контракта и какой размер может быть установлен заказчиком.

Когда заказчик обязан требовать обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения контакта - это залог, который участник оставляет заказчику, обязуясь добросовестно и в установленный срок исполнить свои обязательства. Размер обеспечения госзаказчик определяет исходя из НМЦК. При этом он должен использовать показатели, указанные в законе. А вот решить, какой способ обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ выбрать, вправе участник.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Заказчик обязан требовать оплаты обеспечения исполнения контракта при каждой закрытой процедуре. Это правило закреплено в 44-ФЗ. Требование необходимо прописать в извещении, проекте договора, документации о закупке, а также в приглашении принять участие.

Иногда это не обязанность, а право госучреждения. Заказчик вправе установить требование обеспечение исполнения контракта в случае, если проводится запрос котировок в бумажной или электронной форме и цена контракта не более 500 тыс. руб., если не предусмотрен авансовый платеж и т.д. Полный перечень ситуаций, когда может быть установлено обеспечение исполнения контракта, .

Контракт в этих случаях может быть заключен только после предоставления участником обеспечения. Если это условие не выполнено или нарушены сроки, участника считают уклонившимся от заключения контракта. За подобные нарушения его могут включить в реестр недобросовестных поставщиков .

Обеспечение исполнения государственного контракта не нужно, если участник закупки - государственное или муниципальное учреждение, закупаются услуги по предоставлению кредита или предметом контракта является выдача банковской гарантии.

Размер исполнения обеспечения контракта

О том, как рассчитывается размер обеспечения контракта, говорится в статье 96 44-ФЗ. Он должен составлять от 5 до 30% НМЦК. То есть для заказчика главное - уложиться в установленные пределы. Сумма может составлять как 5%, так и 30%, это зависит от воли госучреждения. Обращаем ваше внимание на то, что расчет размера обеспечения исполнения контракта производится от начальной максимальной цены контракта, которая указана в документации о закупке, а не от предложенной победителем процедуры.

Если НМЦК превышает 50 млн руб., размер должен составлять от 10 до 30% от нее. Быть меньше авансового платежа, уплаченного победителю закупки, он не может. В законе отдельно говорится о случаях, когда аванс больше трети НМЦК. В такой ситуации размер обеспечения исполнения контракта равен сумме предоплаты.

Имеет ли право подрядчик расходовать деньги, которые поступили в качестве аванса, по своему усмотрению? Или же мы обязаны расходовать их только на исполнение контракта?

Не нужно забывать о том, что в процессе закупки его величина может быть увеличена. Это так называемые антидемпинговые меры, направленные на борьбу с намеренным занижением цен поставщиками. Если стоимость контракта, предложенная победившим участником, на 25% ниже НМЦК и при этом начальная цена больше 15 млн руб., участник обязан предоставить обеспечение в полтора раза больше запланированного.

Как уменьшить размер обеспечения контракта

Сколько составляет размер обеспечения исполнения контракта, указано в контракте. Однако в ходе закупки поставщик вправе предоставить заказчику залог, уменьшенный на сумму обязательств, которые уже выполнены. Новый залог предоставляется взамен старого. Обратите внимание, что при этом закон разрешает менять способ обеспечения исполнения контракта.

Как определяется способ и форма обеспечения исполнения контракта

Вид обеспечения участник определяет сам. Исполнение контракта может гарантироваться следующими способами:

  • банковская гарантия;
  • перечисление денег на счет заказчика.

Во втором случае подтверждением внесения обеспечения служит платежное поручение.

Обеспечение исполнения контракта банковской гарантией

Если участнику сложно произвести оплату реальными деньгами, он вправе обратиться в банк за гарантией. Этим документом финансовая организация гарантирует, что возместит заказчику расходы в пределах обеспечения, если поставщик нарушит условия. Срок действия банковской гарантии должен на месяц превышать период исполнения обязательств поставщиком.

Получение банковской гарантии - не всегда простой процесс. Участнику целесообразно обращаться в банк, где у него открыт депозит. В таком случае заявку одобрят с большей долей вероятности. В иной ситуации учреждение будет проверять все риски: насколько вероятно то, что вы не выполните условия контракта? Специалисты изучат кредитную историю компании и в случае малейших сомнений откажут в предоставлении гарантии.

Если банк даст согласие, гарантию оформят на фирменном бланке кредитного учреждения. Обратите внимание, что участник вправе прикрепить как оригинал, так и скан к подписанному контракту. Заказчик не имеет права отказаться принимать копию гарантии. Подтверждением ее подлинности является наличие реквизитов в электронном реестре.

Вопрос из практики

Вправе ли победитель возложить обязанности предоставить обеспечение контракта на третье лицо?

Отвечает Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

Да, победитель вправе возложить обязательство уплатить обеспечение на третье лицо. При этом заключайте контракт, только если плательщик прописал в платежке, что обеспечение предоставил за участника, и указал наименование победителя, реестровый номер закупки или номер контракта, другие сведения, которые свидетельствуют, что обеспечение относится к конкретной закупке и победителю.
Вывод следует из пункта 1 статьи 313 Гражданского кодекса. Позиция подтверждена решением УФАС по Республике Коми от 27 марта 2014 года № 04-02/2548, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2016 года № А40-126679/2015.

Виды обеспечения исполнения контракта

Требование об обязательном предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон №44-ФЗ, закон о государственных закупках).

Необходимость предоставления обеспечения всегда зафиксировано в проекте контракта, закупочной документации, в извещении о закупке или приглашении принять участие в выборе определенного поставщика.

Когда не требуется обеспечение контракта

Существуют случаи, когда предоставление обеспечения не требуется . Таких случаев немного и все они регламентированы законом о государственных закупках. Так, требование о предоставлении обеспечения не действует в случае, если контракт подписывается между государственными или муниципальными организациями. Даже если в документации о закупке указана необходимость обеспечения, участник, являющийся государственной организацией вправе такое требование не исполнять и обеспечение не предоставлять. Не применимо также требование о предоставлении обеспечения в случае, если предметом контракта является оформление кредита, займа или выдача банковской гарантии. Требование о необходимости оформления обеспечения в таком контракте всегда отсутствует.

Кроме того, законом предусмотрен перечень случаев, в которых заказчик может самостоятельно определять, необходимо ли предоставление обеспечения или есть возможность предоставить исполнителю возможность осуществлять работу без предоставления какого-либо обеспечения. К таким исключительным случаям относятся некоторые контракты с единственным поставщиком, например на закупку товаров или услуг на незначительные суммы в размере менее 100 тысяч рублей или покупка учреждениями культуры различных ценностей культурного, исторического или художественного значения. Нет необходимости в обеспечении также при закупке у естественных монополий или производителей военного оборудования и техники, не имеющих аналогов, у российских поставщиков. Закупка услуг по защите интересов Российской Федерации в различных международных организациях и судах, а также контракты, обеспечивающие проведение переговоров на уровне официальных лиц иностранных государств и деятельности организаций государственной охраны при проведении мероприятий с участием высших должностных лиц Российской Федерации, тоже не требуют предоставления обеспечения.

Стоит отметить, что перечень подобных исключений, в которых установление требования о предоставлении обеспечения остается на усмотрение заказчика, достаточно обширен и полностью содержится в законе №44-ФЗ.

Кроме того, исключения из правила об обязательном предоставлении обеспечения могут устанавливаться Правительством РФ. Так, в 2015 году Постановлением от 06.03.2015 № 199 государственным заказчикам разрешено самостоятельно определять необходимость обеспечения в следующих случаях:

  • если участник закупки - субъект малого предпринимательства или некоммерческая социально ориентированная организация;
  • в проекте контракта указаны условия, регламентирующие банковское сопровождение контракта;
  • авансовые платежи по контракту перечисляются на счет, который открыт территориальному органу Федерального казначейства или финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Банка России;
  • размер аванса в соответствии с контрактом не более 15% в случае, если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд. Субъекты федерации и муниципальные образования вправе самостоятельно установить предельный размер авансового платежа, при выплате которого предоставление обеспечения не является обязательным при закупке с целью удовлетворения нужд субъекта федерации или муниципального образования соответственно;
  • в контракте предусмотрена оплата не более 70% стоимости поставки при закупке для федеральных нужд, а остаток оплаты предусмотрен только после полного выполнения услуг или поставки товаров. В данном случае субъект и муниципальное образование также вправе самостоятельно определять размер первоначальной оплаты при закупке для нужд обеспечения органов власти субъекта или муниципального образования;
  • участник закупки является бюджетным учреждением, предложившим низкую стоимость товаров или услуг, но не более 25% от первоначальной стоимости контракта.

Проект государственного контракта, заключение которого требует обязательного предоставления обеспечения, должен в обязательном порядке содержать все существенные условия обеспечения, а именно: размер, срок предоставления и порядок его возврата.

Выбор способа обеспечения государственного контракта

Существует только два способа обеспечения исполнения государственного контракта:

1. Предоставление банковской гарантии, удовлетворяющей всем необходимым требованиям, которые будут охарактеризованы ниже.

2. Перечисление денежных средств на счет заказчика.

Заказчик не вправе регламентировать в конкурсной документации, какой способ обеспечения должен использовать участник закупки. Исполнитель вправе самостоятельно определить наиболее приемлемый и удобный для него способ. Вместе с тем, можно использовать только один вид обеспечения - либо банковскую гарантию, либо депозит. Возможность частично использовать в качестве обеспечения банковскую гарантию, а на оставшуюся часть предоставить денежные средства в виде депозита законом не предусмотрена. Если участник закупки выбирает в качестве обеспечения банковскую гарантию, то должна быть выпущена банком и предоставлена заказчику только одна банковская гарантия на всю сумму. Предоставление нескольких гарантий в общей сумме, покрывающей необходимый размер обеспечения, не разрешается.

Размер обеспечения, которое должен предоставить участник закупки, варьируется от 5% до 30% от начальной (максимальной) цены контракта. Эта цена всегда указана в извещении о закупке. При высокой стоимости контракта, превышающей 50 млн рублей, заказчик вправе повысить минимальный размер обеспечения и установить его диапазон в размере от 10% до 30% от НМЦ. Но в любом случае размер обеспечения не должен быть ниже, чем размер аванса, перечисляемого исполнителю, если выплата такого аванса предусмотрена государственным контрактом. Это требование действует также в случае, если размер аванса более 30% всей стоимости контракта. Таким образом заказчик страхует риски невозврата аванса в случаях, если исполнитель после его получения прекратит исполнять свои обязательства по государственному контракту.

Особенности предоставления банковской гарантии

Банком, гарантию которого можно предъявить в качестве обеспечения по государственному контракту, может быть не любой банк по выбору участника закупки, а лишь тот, что включен в перечень банков , гарантии которых принимаются для целей налогообложения. Такой перечень ведется Министерством финансов совместно с Центральным банком РФ. Ознакомиться с ним можно в интернете на сайте Министерства финансов. В этом перечне фигурируют только банки с устойчивым финансовым положением, не требующие процедуры финансового оздоровления, соблюдающие все необходимые банковские нормативы, имеющие соответствующую лицензию на осуществление банковских операций, а также собственный капитал в размере не менее 1 млрд рублей.

Основные требования к банковской гарантии, которая может быть предоставлена в качестве обеспечения:

  • Банковская гарантия обязательно должна быть безотзывной. Это означает, что гарантия не может быть отозвана банком-гарантом ни при каких обстоятельствах и не должна содержать условий, позволяющих отозвать гарантию до истечения ее срока действия. Срок действия такой гарантии должен превышать срок заключаемого государственного контракта минимум на один месяц.
  • Гарантия должна содержать точное определение обязательств, в обеспечение которых она выдается, а также сумму, которую банк-гарант выплатит заказчику в случае, если исполнитель не выполнит свои обязательства по контракту, обеспечиваемые данной гарантией. Кроме того, в гарантии необходимо указать, что банк-гарант в случае задержки выплаты, обязуется выплатить заказчику неустойку. Размер такой неустойки составляет 0,1% в день. Исполнением обязательств по банковской гарантии считается дата фактического зачисления денежных средств на счет заказчика. Именно с этой даты обязательства гаранта могут считаться исполненными. Соответствующий пункт также должен обязательно содержаться в тексте гарантии. Кроме того, закон 44-ФЗ позволяет заказчику в случаях, если гарант не осуществляет выплату в течение 5 рабочих дней, осуществить бесспорное списание средств со счета гаранта. Однако действующее законодательство пока не содержит юридических механизмов, предоставляющих заказчику право реализовать такую возможность.
  • Банковская гарантия должна содержать полный необходимый и достаточный перечень документов, которые заказчик должен будет предоставить в банк при обращении за выплатой в случае, если участник закупки нарушит обязательства по контракту. Стоит отметить, что такой перечень не может противоречить требованиям Постановления Правительства, определяющим, какие документы должны быть предоставлены и являются достаточными для осуществления выплаты (Постановление Правительства №1005 от 08.11.2013). Заказчик не имеет обязанности доказывать нарушение исполнителем требований контракта в судебном порядке, поэтому предоставления для выплаты каких-либо судебных актов не требуется, и банковская гарантия не должна содержать подобных обязательств.

Для рассмотрения банковской гарантии и принятия решения о ее соответствии всем требованиям заказчику предоставляется не более 3 рабочих дней. Если заказчик принял решение, что банковская гарантия не может быть принята, он должен в обязательном порядке уведомить о данном факте исполнителя - в письменной форме и с указанием причины, по которой гарантия не может быть принята. Перечень таких причин регламентирован 44-ФЗ. Отказаться использовать предоставленную банковскую гарантию в качестве обеспечения заказчик может лишь в нескольких случаях:

1. После проверки гарантии выясняется, что она отсутствует в реестре банковских гарантий , который ведется Федеральным Казначейством на основании информации, предоставляемой банками-гарантами. Такой реестр размещен в интернете в свободном доступе и участник закупки сам может проверить, есть ли выданная гарантия в данном реестре. Мера по формированию реестра была принята в связи с возрастающим числом поддельных банковских гарантий, которые были предоставлены в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов, но не стояли на балансе выдавших их банков.

2. Гарантия выдана банком, который отсутствует в перечне Минфина РФ.

3. Предоставленная банковская гарантия не соответствует хотя бы одному требованию, предъявляемому к гарантиям законом №44-ФЗ.

4. Гарантия не соответствует документации о закупке. Стоит внимательно ознакомиться со всеми требованиями, предъявляемыми к обеспечению всеми конкурсными документами, чтобы избежать возврата банковской гарантии по данному основанию.

Обеспечение в виде перечисления денежных средств

Предоставление обеспечения в форме перечисления денежных средств является более простым в реализации способом, чем получение в банке банковской гарантии. При таком способе нет необходимости внимательного изучения всех требований и нормативов к банковским гарантиям, отсутствует риск, что гарантия не будет принята заказчиком по каким-либо основаниям и контракт не будет заключен. Для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнительно может либо использовать собственные средства, либо воспользоваться кредитными.

Обеспечение должно быть перечислено в срок, оговоренный в проекте контракта. Поступившие денежные средства до момента исполнения всех обязательств по контракту остаются в распоряжении заказчика. Следует зафиксировать срок возврата обеспечения при заключении контракта. Так как основной целью предоставления денежных средств является обеспечения исполнения всех обязательств по контракту, то возврат обеспечения должен быть осуществлен после подписания Акта выполненных работ между исполнителем и заказчиком.

Стоит обратить особое внимание, что если участник закупки не сможет предоставить обеспечение в срок, регламентируемый проектом контракта, то контракт с ним не будет заключен. Кроме того, такой участник рискует быть добавленным в реестр недобросовестных поставщиков и, таким образом, потерять возможность участвовать в каких-либо еще государственных закупках.

Обеспечение исполнения контракта — это своего рода заверение, что поставщик выполнит условия заключенного соглашения в полном объеме. Внести его можно в форме денежных средств или в виде банковской гарантии, а сделать это нужно при заключении соглашения

Не стоит путать обеспечение контракта по 44 ФЗ и заявки. Поручительство заявки — сумма, которую участник торгов вносит на лицевой счет, провозглашая свою добросовестность и намерение принять участие в закупочной процедуре.

Размер обеспечения контракта

Статья 96 Закона о контрактной системе гласит, что размер обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ составляет от 5 до 30% от цены контракта. Конечная величина устанавливается заказчиком самостоятельно в извещении, документации, а также проекте соглашения.

Необходимо иметь ввиду, что если начальная цена соглашения составляет более 50 млн. руб., то заказчик обязан установить требование о обеспечении в размере от 10 до 30% от максимальной цены. При этом данная сумма не должна превышать величину аванса (если такой установлен). Если же аванс составляет более 30% от начальной цены договора, то размер гарантии устанавливается равным авансу.

Еще один важный момент: если предложенный размер цены договора снижен более чем на 25%, участник торгов предоставляет поручительство с учетом требований об антидемпинговых мерах.

КБК обеспечение исполнения контракта 2019 изменился! Нужно указывать 00000000000000000510. При перечислении денежных средств внимательно проверьте 104-е поле платежного поручения.

Способы внесения

Существует несколько способов внесения поручительства победителем торгов. Можно выделить два вида:

  • банковская гарантия (разновидность независимой гарантии, которая выдается банками либо иными кредитными организациями);
  • внесение денежных средств на указанный заказчиком счет.

На вопрос, кем определяется способ обеспечения исполнения контракта, отвечаем, что, в соответствии с положениями ФЗ № 44, способ определяется участником, с которым предполагается заключить соглашение.

В процессе исполнения договора поставщик, выполнивший часть условий договора, вправе предоставить новое поручительство по договору, уменьшенное пропорционально размеру выполненных обязательств. При этом он также может изменить способ предоставления поручительства. Важно иметь ввиду, что контрагент по договору не вправе увеличить величину суммы этой гарантии.

Когда поручительство не применяется

Поручительство договора не предусмотрено в следующих случаях:

  • участником торгов выступает государственное или муниципальное казенное учреждение;
  • предмет закупочной процедуры — услуги по предоставлению кредита;
  • предмет торгов — выдача банковской гарантии, при этом заказчиком выступает бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Положениями Закона № 44 предусмотрено право заказчика на включение рассматриваемого условия в требования. К таким случаям относятся, к примеру, проведение закупочной процедуры путем запроса котировок, либо, когда участниками закупки являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, а в проектах договоров по этим закупкам не предусмотрена выплата аванса, либо, когда проект соглашения предусматривает банковское сопровождение.

Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...

12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....