Охрана водных объектов. Способы охраны водных объектов Основные направления правовой охраны водных объектов


Глава 6 Водного кодекса РФ, осуществляя специальное природоохранное правовое регулирование, непосредственно посвящена охране отдельных видов водных объектов.
Как установлено в ст. 55 ВК РФ, мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений должны осуществлять собственники водных объектов, находящихся в частной собственности, исполнительные органы государственной федеральной власти в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и органы местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Как указывалось выше, полномочия органов государственной федеральной власти в данной сфере переданы органам государственной власти субъектов РФ, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Перечень таких водоемов (обычно это водохранилища) утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р.
В порядке осуществления охраны водных объектов от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности человека Водный кодекс РФ устанавливает специальные охранные зоны:
- береговая полоса водных объектов общего пользования;
- водоохранные зоны;
- прибрежная полоса.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования и предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, ширина береговой полосы которых составляет 5 м.
Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, введенным Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Статья 65 Водного кодекса РФ устанавливает понятие водоохранных зон. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Водоохранные зоны были исключены из состава земель водного фонда, и сегодня могут относиться к другим категориям земель. При этом правовой режим водоохранных зон, установленный ВК РФ, ограничивает использование земель других категорий (например, сельскохозяйственных), прилегающих к водным объектам.
Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ за пределами территорий городов и других поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
Ширина водоохранной зоны на территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны измеряется от береговой линии.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до 10 км - в размере 50 м;
2) от 10 до 50 км - в размере 100 м;
3) от 50 км и более - в размере 200 м.
Для реки, ручья протяженностью менее 10 километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере 50 метров.
Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
В границах водоохранных зон запрещается:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Глава 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в РФ.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до трех градусов и 50 м для уклона три и более градуса. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.
Ширина прибрежной защитной полосы морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ за пределами территорий городов и других поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных.
На территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. При отсутствии набережной ширина прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
В границах прибрежных защитных полос наряду с ограничениями, предусмотренными для водоохранных зон, запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Лесной кодекс РФ леса, расположенные в водоохранных зонах, относит к защитным лесам. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов, определены Лесным кодексом РФ как особо защитные участки лесов. В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На особо защитных участках лесов, расположенных вдоль водных объектов, выполняющих берегозащитные функции, проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
В соответствии со ст. 64 Водного кодекса РФ в целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Округ санитарной (горно-санитарной) охраны определяется как особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории определяются Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения". В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлен запрет на захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Водным законодательством особым образом урегулирована охрана водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Для них устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 введены в действие санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02". Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью их создания и обеспечения режима является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Существенной особенностью правового регулирования водных отношений является тесная взаимосвязь водных объектов с другими компонентами природы - землей, недрами, лесами. Поэтому, помимо водного законодательства, правовые нормы, регулирующие использование и охрану водных объектов, содержатся в других отраслях законодательства: экологической, санитарно-эпидемиологической, лесной, земельной, градостроительной, о недрах, техническом регулировании и др.

В соответствии с Водным кодексом РФ (глава 6) все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

В ст. 55 "Основные требования к охране водных объектов" ВК РФ установлены общие требования к охране водных объектов: собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения; собственники водных объектов осуществляют меры по ликвидации последствий загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

Специальные требования к охране водных объектов содержатся в других статьях Водного кодекса, например, в ст. 56 "Охрана водных объектов от загрязнения и засорения" и др.

В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Водный кодекс РФ предусматривает меры правовой охраны водных объектов , в том числе запретительных и ограничительных. Так, запрещаются: захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ; сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты и др.

В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира на территориях, примыкающих к водным объектам, создаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы (ст. 65 ВК РФ). В их пределах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Водные объекты (или их части), имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами , ограничение или запрет использования которых устанавливаются федеральными законами.

Практическое задание:

а) Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга постановлением от 13 февраля 2007 г. предоставила девять земельных участков для строительства индивидуальных дач в водоохранной зоне р. Ижора.

б) Инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области Сметанин наложил штраф в размере 1000 руб. на гражданина Истомина за то, что он складировал бытовые отходы в водоохранной зоне р. Ижора.

Каков правовой режим водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос? Соответствуют ли этому режиму действия указанных в условиях задачи лиц? Оцените законность, принятых органами власти решений. Подлежит ли возмещению вред, причиненный водоохранной зоне? В каком порядке исчисляется его размер?

В ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 ВК РФ). Сущность указанного правового режима рассмотрена в теоретической части данной работы.

а) Действия Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга соответствуют специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне р. Ижора и являются законными; поскольку согласно ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды; а согласно ч. 16.1 ст. 65 ВК РФ в отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в п. 1 ч. 16 ст. 65 ВК РФ, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

б) Действия гражданина Истомина по складированию бытовых отходов в водоохранной зоне р. Ижора не соответствуют специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне р. Ижора и являются незаконными, поскольку согласно п. 2 ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается, в том числе и размещение объектов размещения отходов производства и потребления.

Действия инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области Сметанина, наложившего штраф на гражданина Истомина, соответствуют специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне р. Ижора и являются законными, поскольку согласно ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. № 256. 31.12.2001. использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

Вред, причиненный водоохранной зоне, подлежит возмещению на основании ч. 1 ст. 69 ВК РФ, поскольку лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Размер вреда, причиненного водоохранной зоне исчисляется на основании ч. 2 ст. 69 ВК РФ и п. 3 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (ред. от 31.01.2014) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" // Российская газета. № 113. 24.06.2009. за загрязнение, засорение, заиление водных объектов и истощение их вод вследствие нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории водоохранных зон водных объектов (ст. 65 ВК РФ). Исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения (п. 6).

Исчисление размера вреда водному объекту исходя из фактических затрат осуществляется на основании данных о стоимости основных видов работ и (или) фактически произведенных расходах (п. 8).

Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения.

Законодательством закреплены обязанности водопользователей.

Юридические лица и граждане, чья деятельность имеет прямое воздействие на состояние водных объектов, должны проводить обеспечивающие охрану водных объектов мероприятия.

При проектировании, строительстве и эксплуатации вновь создаваемых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении технологических процессов, влияющих на состояние вод, необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения. Не допускается проектирование и строительство прямоточных систем производственного водоснабжения.

Нарушение гражданами и юридическими лицами требований по охране и рациональному использованию вод влечет за собой ограничения, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, имеющих прямое воздействие на состояние водных объектов. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов воздействия на водные объекты. Эти нормативы устанавливаются исходя из предела антропогенного воздействия, которое не приведет к изменению экосистем водных объектов и предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить на водозаборную площадь.

Государственный контроль за уровнем загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами осуществляется системой специального мониторинга в рамках государственного мониторинга водных объектов уполномоченными государственными органами. Водоохранные зоны водных объектов, являющиеся источниками водоснабжения и местами нереста особо ценных рыб, относятся к категории охраняемых и особо охраняемых территорий.

Порядок, условия установления размеров и границ водоохранных зон устанавливаются Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации по представлению соответствующих органов.

В целях охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Законодательством предусмотрено также создание зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий на водных объектах , а также зон особо охраняемых водных объектов (государственных заповедников) – природных водных экосистем, имеющих особое экологическое, природоохранное, ресурсосберегающее значение. Статус этих зон, порядок деятельности в них определяется законодательством РФ.

По особо охраняемым водным объектам федерального значения издаются специальные законы. Водные объекты объявляются международными заповедниками, международными парками международного значения, участками всемирного культурного и природного наследия в соответствии с международными договорами, а их правовой режим использования и охраны определяется международными договорами и законодательством РФ.

Как было указано выше, водопользователи обязаны осуществлять меры по охране водных объектов. Поэтому использование водных объектов следует осуществлять с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. Чтобы степень воздействия человека на водную экосистему была не слишком высокой, водное законодательство предусматривает лимиты водопользования -- установленные на определенный срок предельно допустимые объемы изъятия вод или сброса сточных сточных вод нормативного качества.

Охрану водных объектов обеспечивают производственно-технические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные мероприятия, которые обязаны проводить физические и юридические лица. Следует отметить взаимную связь как собственно водоохранных мер, так и мер по предупреждению, пресечению и устранению последствий вредного воздействия вод (наводнения, затопления, подтопления, эрозии). При подобных явлениях также может происходить загрязнение или засорение вод: в разливающиеся весной реки и озера могут попадать вредные вещества, отходы производства. В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов. В состав бассейновых советов входят представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Порядок создания и деятельности бассейновых советов устанавливается Правительством РФ.

В соответствии со ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега.

Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок взимания платы за земельные участки, занимаемые организациями внутреннего водного транспорта, определяется законодательством РФ.

Виды вредного воздействия на воды

В водном законодательстве различают следующие виды вредного воздействия на водные объекты: загрязнение, засорение, истощение. Загрязнение понимается как сброс, иное поступление в водный объект или образование в нем веществ, ухудшающих качество вод и негативно воздействующих на состояние сопряженных с ним земель (дна и берегов), что приводит к ограничению использования. В отличие от загрязнения, засорение заключается в сбросе или ином поступлении в водный объект инородных предметов и взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих его использование. Ни с засорением, ни с загрязнением не следует смешивать истощение вод -- устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. В то же время в реальной жизни водотоки и водоемы испытывают на себе все три вида вредного воздействия, которые тесно связаны друг с другом. Примером может послужить следующая ситуация. Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу. Подобное засорение носит массовый характер и, из-за ржавления металла и гниения древесины, нередко влечет за собой загрязнение, в результате происходит устойчивое ухудшение качества вод -- признак истощения. Большую опасность представляет собой аварийное загрязнение, возникающее при залповых сбросах вредных веществ, наносящих вред или угрожающих здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной или иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию. Значительными полномочиями по предупреждению, пресечению и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов обладает МЧС России. Его деятельность регламентирует Федеральный закон от 2 1.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Направления правовой охраны

Правовую охрану вод осуществляют по разным направлениям и различными способами. Для обеспечения охраны вод осуществляют регулирование деятельности источников загрязнения -- объектов, с которых сбрасываются или иным образом поступают вредные вещества. Это могут быть промышленные и сельскохозяйственные предприятия, транспорт, коммунально-бытовое хозяйство и т.д. Они не должны вызывать загрязнение и засорение водных объектов сверх установленных нормативов. ВК запрещает применение ядохимикатов и других химических средств, если это влияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов. В свою очередь, взрывные работы с применением ядерных или иных технологий и выделением радиоактивных и токсичных веществ, а так же захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) воспрещены. В водном законодательстве предусмотрена защита водных объектов от засорения, поступление же взвешенных частиц в водный объект допускается в соответствии с требованиями водного законодательства. Водное законодательство предусматривает и некоторые особенности охраны подземных водных объектов. На их водосборных площадях запрещено размещение отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников, если сами подземные воды используются для питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещено и орошение земель сточными водами (если это влияет или может повлиять на подземные воды). В случае вскрытия водоносных горизонтов при использовании недр необходимо принять меры по охране этих водных объектов и сообщить о данном происшествии в уполномоченные органы. Водное законодательство содержит в себе и специальные правовые институты, без которых охрана водных объектов окажется декларативной и неполноценной. Речь идет о водоохранных зонах, округах санитарной и горно-санитарной охраны, особо охраняемых водных объектах.

Водоохранные зоны водных объектов

Большой вред поверхностным водотокам и водоемам наносит хозяйственная деятельность на их берегах, оказывающая особенно негативное воздействие на небольшие водотоки и водоемы. Чтобы защитить водные объекты от загрязнения, засорения, заиления и истощения, а также сохранить среду обитания биоресурсов, отечественное законодательство пошло по пути создания водоохранных зон с полосами разной степени жесткости правового режима. Водоохранные зоны находятся на землях разных категорий: землях водного фонда, поселений, особо охраняемых территорий и объектов. Но в любом случае названные зоны имеют свой специфический правовой режим, определенный водным законодательством. Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404, содержит жесткие ограничения хозяйственной деятельности на примыкающих к воде участках. Согласно нормам Положения в водоохранных зонах, запрещено складирование мусора, отходов производства, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов, размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3°. Запрещается проведение строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ без согласования с бассейновыми и другими органами управления. Прибрежные защитные полосы являются линией наиболее жесткого режима и, как правило, должны быть залужены или покрыты древесно-кустарниковой растительностью. На территории прибрежных защитных полос дополнительно к предусмотренным водоохранной зоной ограничениям запрещены распашка земель, применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство, движение автомобилей и тракторов. В тоже время разрешается при наличии лицензии на водопользование предоставление земельных участков в названных полосах для размещения объектов портовых и гидротехнических сооружений. Эффективность правовой защиты водосбора рек, озер, болот, каналов и водохранилищ зависит во многом от того, как отмеряются водоохранные зоны и их полосы. Согласно приведенному нами Положению они отсчитываются от уреза воды для рек, озер, стариц отсчет производят от средне-многолетнего уреза воды в летний период, для водохранилищ -- от уреза воды при нормальном подпоре уровня, для морей -- от максимального уровня прилива. Исходя из длины водотока и площади водоема для водотоков протяженностью 10--500 км и более отсчитывается ширина зоны в 50--500 м. Водоемы с площадью акватории до 2 км 2 имеют зону в 300 м, при площади акватории от 2 км 2 и выше -- более 500 м. Ширина прибрежной защитной полосы зависит от вида угодья и крутизны склонов. На пашнях (при разных уклонах) прибрежные защитные полосы отсчитываются от 15 до 100 м; на лугах и сенокосах- -- от 15 до 50 м; на лесистой и кустарниковой местности -- от 35 до 100 м. Это правило в какой-то степени учитывает такие факторы, как рельеф местности и т.д. Вышеуказанное Положение предусматривает проектирование водоохранных зон и их прибрежных защитных полос в соответствии с нормативно-методическими документами. Оно осуществляется по заказу органов территориального управления водным фондом МПР России или же водопользователей водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование. Проекты подлежат государственной экспертизе (в том числе и экологической), а также утверждению государственными органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению федеральных бассейновых органов управления. Минимальные размеры зон и полос наносят на генеральные планы застройки городов и прочих поселений, планы землепользования, прочие планово-картографические материалы. Водоохранные зоны и их полосы обязательно следует наносить на планы и земельные карты. На местности они должны сопровождаться специальными знаками. Правовые нормы о водоохранных зонах и их прибрежных защитных полосах нуждаются в неукоснительном исполнении. Нередко (например, в Московской области) не принимают или не реализуют решения о выделении водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, довольно часто их режимы нарушают. В настоящее время происходит возведение коттеджей прямо на берегах пригородных водоемов и водотоков и даже питьевых водохранилищ, а для некоторых хозяйственников распаханные вплоть до уреза воды сельскохозяйственные угодья являются чуть ли не предметом особой гордости. Подобные действия наносят экологический вред и действующим законодательством воспрещены. Поэтому обеспечение соблюдения режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос представляется одной из важнейших задач государственного водного контроля и важнейшей функцией государственного управления.

  • 6. Понятие и содержание экологических прав граждан и общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
  • 2. Граждане имеют право:
  • 3. Граждане обязаны:
  • 1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
  • 7. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду. Юридические гарантии реализации конституционных прав граждан.
  • 9. Право собственности на природные объекты: понятие, виды, объекты и субъекты, основания возникновения.
  • 10. Понятие права природопользования. Право общего природопользования.
  • 11. Право природопользования. Виды, основания возникновения и прекращения права природопользования.
  • 12. Понятие и виды экологического управления в Российской Федерации. Система и полномочия органов, осуществляющих государственное экологическое управление в Российской Федерации.
  • 1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
  • 15. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 17. Понятие и цель проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
  • 18. Государственная экологическая экспертиза.
  • 19. Общественная экологическая экспертиза.
  • 20. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
  • 24. Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.
  • 25. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
  • 6. Государственному учету подлежат следующие объекты негативного воздействия:
  • 7. В реестр вносятся следующие данные об объекте негативного воздействия;
  • 26. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности.
  • 27. Виды и правовой режим экологически неблагополучных территорий.
  • 28. Понятие, сущность и функции юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 30. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 1) Несоблюдение экологических требований:
  • 2) Нарушение правил:
  • 3) Нарушение требований;
  • 32. Порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
  • 35. Международные экологические организации. Международные конференции в области охраны окружающей среды.
  • 36. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
  • 37. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
  • 38. Водное законодательство. Общая характеристика.
  • 39. Законодательство рф о недрах. Общая характеристика.
  • 40. Лесное законодательство рф. Общая характеристика.
  • 41. Законодательство об охране и использовании животного мира. Общая характеристика.
  • 42. Правовые меры охраны водных объектов.
  • 43. Правовая охрана лесов.
  • 44. Правовая охрана земель.
  • 45. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 46. Правовая охрана памятников природы, редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.
  • 47. Право лесопользования. Объекты, субъекты, виды.
  • 48. Право недропользования. Объекты, субъекты, виды.
  • 49. Право водопользования. Объекты, субъекты, виды.
  • 50. Правовой режим государственных природных заповедников.
  • 51. Правовой режим национальных парков.
  • 52. Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Виды.
  • 53. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 54. Правовые меры охраны озонового слоя и климатической системы.
  • 42. Правовые меры охраны водных объектов.

    Охрана вод – меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий названных явлений.

    Охране вод и предупреждению их вредного воздействия посвящена гл. 6 ВК РФ «Охрана водных объектов». При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов и при внедрении новых технологических процессов в обязательном порядке учитывается их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.

    Для поддержания водных объектов в состоянии, которое соответствует экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

    В соответствии с Положением «О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденного постановлением Правительства от 23 ноября 1996 г. № 1404, водоохранная зона – это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

    Это положение устанавливает также размеры и границы водоохранных зон и их прибрежных защитных полос . Установление водоохранных зон не является основанием для изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками. Исключения составляют случаи, которые предусмотрены законом. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

    Законом также выделены особо охраняемые объекты, к которым относятся природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

    Государственный контроль за охраной вод – система мер, которые направлены на обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного законодательством порядка использования и охраны водных объектов, стандартов, нормативов правил в области использования и охраны водных объектов, режима использования территорий водоохранных зон и иных требований водного законодательства.

    Госконтроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

    43. Правовая охрана лесов.

    Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

    Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

    Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

    Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Проводятся мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах , возникшей вследствие лесных пожаров (ими являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации) и мероприятия по ликвидации ее последствий.

    Защита лесов

    Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию. Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О карантине растений".

    В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: - лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы); - лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг (сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов); - авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; - санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); - установление санитарных требований к использованию лесов.

    В целях охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами осуществляется радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного загрязнения.

    В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.

    Лесное браконьерство относится к числу так называемых классических экологических преступлений, входящих в группу наиболее часто регистрируемых . По статье 260 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за незаконную порубку или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников, лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп. Уголовная ответственность наступает при условии, если эти деяния совершены в значительном, крупном или особо крупном размере. Значительным размером, согласно примеча­нию к статье 260 УК, признается исчисленный по таксам ущерб, в двад­цать раз превышающий минимальный размер оплаты труда, уста­новленный законодательством Российской Федерации на момент со­вершения преступления; крупным размеромпризнается ущерб, в двести раз превышающий минимальный размер оплаты труда; особо крупным размером признается ущерб, в пятьсот раз превышающий минимальный размер оплаты труда. Также уголовная ответственность установлена за уничтожение или повреждение лесов (ст. 261). Наказание следует в виде штрафа, либо исправительных работ, либо лишения свободы.

    Выбор редакции
    12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

    Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

    У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

    © Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
    Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
    В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
    Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
    АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
    Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...