Определение функционально смысловых типов речи. Функционально-смысловой тип речи: описание, повествование, рассуждение


Лекция №83 Функционально-смысловые типы речи

В настоящей лекции рассматриваются вопросы, касающиеся нормативного построения предложений с обособленными членами.

Функционально-смысловые типы речи

В настоящей лекции рассматриваются вопросы, касающиеся нормативного построения предложений с обособленными членами.

План лекции

83.1. Описание.

83.2. Повествование.

83.3. Рассуждение.

83.1. Описание

Текст как единица прежде всего информативная и коммуникативная нуждается в характеристиках своего строения в плане функциональном и смысловом. Функция и смысл, а не синтаксические структуры создают характерологические признаки текста. Поэтому возникает необходимость обратить внимание на способы изложения материала в тексте, причем обязательно соотносительно с характером текстовой информации. Для обозначения речевых способов передачи информации существуют термины - функционально-смысловые типы речи, типы изложения, способы изложения.

Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) - коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся:

  • описание,
  • повествование,
  • рассуждение.

Описание - это ФСТР, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности.

Например:

«Кочановская усадьба стоит на речке, против деревни. Усадебка небогата - дом крыт щепой, с обеих сторон ворота соединяют его с флигелями, в левом флигеле кухня, в правом рига, коровник, сарай. Одно окно кухни выходит на речку, но речки не видать, старый жесткий малинник подпирает флигель…» (К. Федин. Пастух)

В зависимости от предмета речи, тексты описательного характера делятся на 1)пейзажные и 2)портретные .

Например:

1) Это было чистое, синее озеро с необыкновенным выражением воды. Посередине отражалось полностью большое облако. На той стороне, на холме, густо облепленном древесной зеленью (которая тем поэтичнее, чем темнее), высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня.

2) Это был человек среднего роста, на первый взгляд довольно некрасивый и даже нескладный, худощавый, со впалой грудью и понурой головою. Лицо он имел небольшое, бледно-красноватое, нос неправильный, как бы приплюснутый, рот слегка искривленный, особенно когда раскрывался, маленькие частые зубы; густые белокурые волосы падали клоком на белый прекрасный, хоть и низкий лоб.

В пейзажных описаниях часто используются конкретные слова, например, речка, деревня, дом, ворота, флигель, окно и др. и слова пространственного значения, например, на речке, против деревни, вдали, вблизи.

В портретных описаниях чаще других используются слова, характеризующие человека (его рост, возраст, внешность в целом, состояние и т.д.).

В содержании описательных текстов главное - предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Часто используется глаголы настоящего времени, выражающие длительное состояние предмета или «вневременное» состояние (стоит, соединяют, подпирает), глаголы несовершенного вида прошедшего времени, указывающие на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела).

Иногда смысловая нагрузка в описании падает на действие, в этом случае говорят о «динамическом описании» - типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое описание передает протекание действий с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве. Динамическое описание используется часто для показа внешних событий, являясь средством натуралистического отражения действительности (существует специальный термин для обозначения натуралистического метода очень подробного описания действия с большой точностью передачи деталей - «секундный стиль»). Кроме того, динамическое описание может служить средством острых, тонких психологических зарисовок - при изображении переживания, динамики внутреннего состояния героя.

Динамическое описание широко представлено и в научных текстах (наряду с описанием статическим и рассуждением), где используется для подробного, точного изображения действий, совершаемых в ходе проведения опыта, эксперимента. Задача автора при этом состоит не в рассказе о разворачивающихся в определенном времени событиях (что характерно для повествования), а в описании процесса, этапов этого процесса, обычно вне зависимости от конкретного времени.

Например:

«Берут призму исландского шпата… Призму распиливают перпендикулярно к плоскости… Затем обе половины склеивают канадским бальзамом… » (А.Г. Столетов. Введение в акустику и оптику).

Элементы описания присутствуют практически в любом тексте, при этом описание предмета, явления, лица зависит от функционального стиля речи, и от типа текста. В научно-технической, официально-деловой речи описание фактографическое, в художественной - образное.

83.2. Повествование

Повествование - ФСТР, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое.

Например:

«И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник - это было вознесение, - после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал… В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди…» (А.П. Чехов. Ионыч).

На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста - порядок протекания действия. Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. При этом события могут передаваться как в прямой, хронологической последовательности, так и в обратной - читатель может сначала узнать о развязке, а потом уже о самом действии.

В повествовании основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т. Д.), которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приема больных).

По использованию синтаксических построений и типов связи предложений повествование противопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем:

1) в различии видо-временных форм глаголов - описание строится в основном на использовании форм несовершенного вида, повествование - совершенного;

2) в преобладании цепной связи предложений в повествовании - для описания более характерна параллельная связь;

3) в употреблении односоставных предложений - для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах.

Повествование - тип речи, функционирующий прежде всего в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения.

Повествовательные тексты в чистом виде встречаются очень редко. В художественно-изобразительной речи (художественных произведениях, текстах некоторых жанров публицистики - репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок, текстах-рассказах в разговорном стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в повествование для наглядно-образного представления героев, места действия.

83.3. Рассуждение

Рассуждение - ФСТР, основная цель которого - изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Иными словами, рассуждение используется тогда, когда нужно придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее).

Рассуждение как текстовое явление сформировалось в научной речи, потому что научной речи свойственен логический, рациональный тип мышления. Именно благодаря научному стилю русский литературный язык в процессе своего развития обогатился рассуждением в его наиболее «чистом» виде.

Например:

«Под действием электромагнитной волны атом с равной вероятностью может перейти как в более высокое, так и в более низкое энергетическое состояние... В первом случае волна будет ослабляться, во втором - усиливаться. Если парамагнетик находится в тепловом равновесии, атомы распределяются по подуровням в соответствии с законом Больцмана... Следовательно, число атомов, находящихся в состоянии с меньшей энергией, превышает число атомов, находящихся в состоянии с большей энергией. Поэтому переходы, происходящие с увеличением энергии атомов, будут преобладать над переходами, происходящими с уменьшением энергии. В итоге интенсивность волны будет уменьшаться - парамагнетик поглощает электромагнитное излучение, в результате чего он нагревается. Из сказанного вытекает, что электронный парамагнитный резонанс представляет собой избирательное поглощение энергии радиочастотного поля в парамагнитных веществах, находящихся в постоянном магнитном поле» .

Особое место в научном стиле занимают подтипы рассуждения, которые служат для того, чтобы придать высказанным суждениям более аргументированный характер:

  • доказательство - коммуникативно-познавательная функция - установление истинности тезиса,
  • опровержение - разновидность доказательства, которая служит для установления ложности тезиса,
  • подтверждение - или эмпирическое доказательство, функция - установление достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами,
  • обоснование - установление целесообразности действия, мотивировка.

К особому подтипу рассуждения следует отнести объяснение. В отличие от названных подтипов рассуждения, объяснение служит прежде всего не целям подтверждения справедливости тезиса (или установления его ложности), а раскрытию причин реальных явлений.

Например:

«Интересно отметить, что резкие грани фасонных профилей отверстий становятся в волокне сглаженными, а если размер деталей профилированного отверстия не очень велик, то волокно получается круглого сечения, т. е. таким, как при круглом отверстии. Это происходит потому, что на жидкую струю действуют силы поверхностного натяжения…» (С.П. Папков. Полимерные волокнистые материалы).

В текстах других стилей обнаруживается приспособление рассуждения к специфике стиля.

Для художественных, публицистических, официально-деловых текстов не характерно строго логичное развернутое рассуждение.

В художественных текстах рассуждение предстает в виде его эмоционального варианта - свободного размышления. В художественных текстах не используется доказательство. Нестрогость формы речи, непринужденность размышления помогают создать обстановку интимного общения автора с читателем, характерную для художественной сферы. Кроме того, в художественном произведении рассуждение выполняет сугубо коммуникативную функцию - делает изображаемое более наглядным, психологически более достоверным, помогает читателю почувствовать внутреннее состояние героя.

Например:

«Он стоял, положив руки на спинку сидения, и, очевидно, очень волновался: лицо его было красно, и на щеке вздрагивал мускул …» (Л.Н. Толстой. Крейцерова соната).

В публицистических текстах рассуждение выполняет функцию подготовки, подведения читателя к определенному заключению, однако здесь, в отличие от научной речи, данный подтип рассуждения даже при большом его объеме, как правило, представляет собой не цепь логически вытекающих одно из другого суждений, а информацию с последующим выводом. Для публицистики, ориентированной на менталитет образованного, интеллигентного адресата, аргументативные типы речи принципиально важны, поскольку обеспечивают осуществление основной коммуникативной функции публицистики - убеждающего воздействия. Однако задача убеждения решается в публицистике не посредством собственно доказательства, т.е. не с помощью строгих логических процедур, как в научной речи. В публицистических текстах в целях убеждения читателя в правильности суждений автора используется подтверждение их фактами.

Например:

Куда делись “властители дум” и “инженеры человеческих душ”? Как бы кто ни относился к советскому прошлому, никто не может оспорить факта, что тогда литература была действительно трибуной общественного сознания, общественного мнения. И в те времена, уже достаточно далекие от нас, появление сколько-нибудь значительного произведения как в эстетическом, так и в общественно-политическом плане сразу вызывало определенный резонанс.

Иные произведения, оказываясь под негласным или гласным запретом, передавались из рук в руки, читались по ночам.

Но мы все хотели свободы. Получили ее — и вдруг сразу куда-то исчезла литература в том смысле, о котором я сейчас говорю. То есть литература есть, я знаю это. Есть талантливые писатели, появляются произведения, причем на разные вкусы. Но литература перестала быть явлением общественной жизни в глубоком и серьезном смысле этого слова. Массовый читатель увлечен сейчас Марининой, Акуниным, Дашковой и так далее… Но где у нас книги-события? Что произошло с литературой?

В официально-деловых текстах в целом частота употребления рассуждения незначительна. В силу специфики этого стиля, экстралингвистической его основы - назначения в обществе, регулирующей функции рассуждение не может быть системным признаком официально-деловой речи. В некоторых жанрах представлены те или иные разновидности рассуждения (например, для заявлений и претензий характерно обоснование), однако нет ни одного подтипа рассуждения, который использовался бы в деловых текстах всех жанров (хотя бы жанров в пределах одного подстиля). Кроме того, подтипы рассуждения функционируют здесь специфически, отражая особенности стиля.

Дата: 2010-05-22 10:56:04 Просмотров: 5993

Ораторская речь по своему составу неоднородна. В процессе мышления человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности, между объектами, событиями, отдельными суждениями. Это находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). При этом в различных видах ораторской речи будет разное соотношение указанных типов, ибо в реальности все они смешиваются, взаимодействуют, и вычленение их весьма условно.

Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Повествование передает сменяющиеся действия или состояния, развертывающиеся во времени. В повествовании оратор может говорить как участник событий; излагать события со слов третьего лица; моделировать событийный ряд, не указывая на источник информации. Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов , которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития.

Описание – это констатирующая речь, как правило, дающая статистическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент. Описания весьма разнообразны и по содержанию, и по форме. Они могут быть и образными, что сближает речь с описанием в художественной литературе. Описание может быть развернутым, подробным и сжатым, кратким; объективированным, например, описание опыта в академической речи, и субъективированным, в котором оратор выражает к объекту свое отношение, например, описание ситуации в политической речи. Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ, вызывают целый ряд ассоциаций.

Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.

Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Этот тип речи имеет специфическую языковую структуру, зависящую от логической основы рассуждения или от смысла высказывания, и характеризуется причинно-следственными отношениями. Рассуждения позволяют вовлекать в процесс речи слушателей, что приводит к активизации их внимания, вызывая интерес к тому, о чем сообщается.

Можно выделить собственно рассуждение – цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме, его цель – выведение нового знания; доказательство , цель которого обоснование истинности или ложности высказанных положений; объяснение , цель которого – раскрытие, конкретизация изложенного содержания, установление достоверности суждений относительно какого-либо неясного дела.

Частным случаем рассуждения являются общие места – отвлеченные рассуждения, навеянные темой речи, не закрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений. Эти рассуждения на общие темы, например, о благородстве и порядочности, справедливости и гуманности, об отношении к людям и т.д. Удачно выбранная общая мысль служит одним из основных элементов композиции и опорой для конкретного материала. Связь общих мест с конкретным материалом повышает содержательную направленность речи.

Все тексты делятся на три смысловых типа: описание, повествование, рассуждение.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека:

Наступила осень. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды (И. Бунин).

Цель описания – показать читателю или слушателю предмет описания, чтобы он наглядно представлял его в своем сознании.

Элементы композиции описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод, заключение.

Описание природы называется пейзажем, описание человека – портретом.

Описательный текс т может быть в форме любого стиля.

Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности:

Но вот стрельба стала стихать и затем совсем прекратилась. Черные тени метнулись в сторону, нарвались на наш огонь и исчезли за деревьями. Враг уходил! Закончился этот самый трудный и страшный ночной бой в лесу. (М. Фортус)

Повествовательный текст бывает в форме художественного и разговорного стилей.

Художественный повествовательный текст имеет определенное построение – композицию (от лат. composito – сочинение, составление, соединение). Принято выделять: экспозицию (обстановка, предшествующая началу действия), завязку (то, с чего действие начинается), развитие действия, кульминацию (наивысшая точка развития действия), развязку (конец события).

События могут развиваться в хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаем о развязке, а потом о развитии действия.

Повествование может идти от третьего лица, это авторское повествование, или от первого лица.

Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-либо явление, факт, понятие.

Рассуждение строится следующим образом: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод. Тезис должен быть четко сформулирован и доказуем, аргументы – убедительными. Важно, чтобы между тезисом и аргументами была установлена логическая, смысловая и грамматическая связь (нередко используются вводные слова: во-первых, итак, следовательно):

Русский язык – один из самых великих языков в мире.

Во-первых, он отличается богатством лексики, во-вторых, необыкновенной гибкостью и пластичностью языковых форм, в-третьих, разнообразием стилистических средств.

Итак, прав был А.С. Пушкин, утверждая, что наш язык не только не уступает европейским языкам, а имеет над ними превосходство.

(А. Дудников)

Рассуждение отличается от описания и повествования более сложным построением предложений (с причастными и деепричастными оборотами, различными типами союзной и бессоюзной связи), лексикой (слова, обозначающие отвлеченные понятия: добро, истина).

Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: письма, статьи, доклады, политические выступления.

В зависимости от содержания того, что мы говорим, нашу речь филологи разделяют на три типа функционально-смысловой речи: рассуждение, описание, повествование. Каждый из них имеет свои отличительные признаки.

В нашей внешней речевой оболочке, в ее уникальном строении многое зависит именно от задачи, которую мы ставим перед собой при изложении мыслей. Одно дело рассказать о чем-либо, совсем другое — описать какой-то предмет или местность, а третье — растолковать, объяснить что-нибудь. Конечно же, в каждом из вышеперечисленных случаев строй будет постоянно меняться. Уже далеко не первый век ученые пытаются развивать великий и могущественный язык матушки Руси. За все эти столетия были выработаны самые экспрессивные способы, схемы для определенных литературных задач, а также разнообразные словесные структуры.

Собственно, из-за этого «из толпы» выделяются такие функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их в области лингвистики называют функционально-смысловыми типами русской речи.

Лингвисты объясняют выделение всего лишь трех типов тем, что все изучения проводились сугубо для литературно-художественной речи. В том случае, если иметь в виду абсолютно все многообразные тексты, перечень таких функционально-смысловых типов может значительно увеличиться. Так сделал В. В. Одинцов, который добавил к повествованию, рассуждению, описанию также определение (проще говоря, объяснение). Его действия сложно назвать какими-то неправильными или еще что-то в таком духе, ведь он, по сути дела, прав. Но сейчас речь пойдет не об Одинцове, а о функционально-смысловых типах речи.

Описание

Описанием в лингвистике называется функционально-смысловой тип речи, описывающий какое-либо изображение, действие, предмет или внешний вид героя (лицо, глаза и т. д.). Возьмем, к примеру, случай, когда мы описываем портрет. Наше внимание сосредотачивается на следующих признаках: осанка и походка, рост, цвет глаз и волос, возраст, одежда, улыбка и прочее. Описывая помещение, мы указываем его размеры, внешний вид, оформление стен, мебельные особенности, количество дверей и окон, а также много другое. Если мы будем описывать пейзаж, основными признаками будут деревья, трава, реки, небо, озера и так далее. Общим и главным для всех типов описания, о которых подробнее речь зайдет немного позже, является одновременность всех признаков. Важно знать, роль описания, как функционально-смыслового типа речи, заключается в том, чтобы человек, читающий то или иное произведение, смог представить описывающийся в тексте предмет.

Как известно, описание используется во всех речевых стилях русского языка, но не все так просто. В научном стиле описание предмета должно быть предельно полным и конкретным, а вот в художественном тексте акцент делается на ярчайших деталях. Именно из-за этого языковые средства художественного и научного стилей сильно отличаются. В художественном тексте можно встретить не только существительные и прилагательные, но также наречия, глаголы, распространенные сравнения и слова, употребляемые в переносном значении.

Рассуждение

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи, — это словесное разъяснение или изложение, которое подтверждает или опровергает определенную мысль (догадку).

Композиция такого вида функционально-смысловой речи, как рассуждение, очень проста. В первой части текста идет какой-нибудь тезис — определенная мысль, к концу текста которую нужно доказать либо опровергнуть. Во второй части такого текста автор должен обосновать высказанную в первой части мысль, привести аргументы и доказательства, подтверждающиеся некоторыми примерами. В последней (третьей) части текста автор делает вывод и полностью завершает свою мысль.

Тезис такого типа текста должен быть четко доказан (чтобы не возникало каких-либо вопросов), понятно сформулирован, а аргументы и доказательства убедительны, чтоб опровергнуть или доказать выдвинутый ранее тезис. Тезис и его аргументы связываются как логически, так и грамматически. Для правильной грамматической связи между доказательством (аргументов) и главным тезисом чаще всего авторы используют вводные слова: наконец, следовательно, во-первых, во-вторых, в-третьих, таким образом и другие. В тексте-рассуждении частенько используются предложения, содержащие следующие союзы: несмотря на то что, хотя, однако, так как и другие.

Повествование

Повествование — функционально-смысловой тип речи, рассказ или сообщение о том или ином событии со всеми временными последовательностями. Повествование имеет свою особенность, которая заключается в том, что каждое следующие событие следует из предыдущего. Все повествовательные тексты (рассказы) объединены общей схемой: начало определенного события (проще говоря, завязка рассказа), развитие сюжета, концовка (развязка). Уникальность повествования в том, что оно может вестись как от первого, так и от третьего лица.

Чаще всего в повествовательных текстах автор употребляет разнообразные глаголы совершенного вида в прошедшем времени. Однако, для того чтобы придать тексту выразительности, вместе с теми глаголами употребляются другие. Глагол несовершенного вида также в прошедшем времени позволяет автору сделать выделение одного определенного действия, при этом обозначая его точную длительность. Глаголы в форме настоящего времени дают возможность представить все действия рассказа в виде, что все происходит в действительности (прямо на глазах у читателя). Формы глаголов с частицей "как" предают тексту особенной неожиданности определенного момента. Повествование, как функционально-смысловой тип речи, чаще всего используется в таких жанрах, как письма и воспоминания.

Примеры описания

Чтобы полностью понять, что такое описание, узнать, как распознать его в тексте, нужны примеры, которые мы сейчас приведем. Пример номер 1 (описание усадьбы):

«Кочановская усадьба расположена на реке, напротив небольшой деревни. Усадебка совершенно небогата, скорее, даже бедна — здание крыто щепой, ворота соединяют дом с несколькими флигелями. Кухня находится слева; сарай, рига и коровник — справа. Самое большое окошко выходит к реке, однако речку не видно. Рядом с домиком растут красивые деревья и кусты…»

Стоит отметить, что описание также может в себя включать последовательность так называемых эллиптических и номинативных конструкций. Это создает столь популярный в последнее время номинативный стиль подачи текста, в котором ярче всего представлены разнообразные сцены из кино, драматических произведений и записей, имеющих схожесть с дневником. В качестве примера можно привести следующий текст:

«Огромная комната, угол здания; здесь проживала наша героиня больше десяти лет, а сейчас проводит в этом месте большую часть своего дня. Немаленький стол для работы, перед ним находится легонькое креслице с невероятно жестким сидением. Очень большой шкаф, яркая карта и еще какой-то портрет находятся в левой части комнаты…»

Виды описания

Как уже было сказано выше, описание используется при подробном рассказе о каком-либо явлении, портрете, при необходимости дать определенную характеристику, чтобы показать целостный образ того или иного героя. Как вы уже знаете, функционально-смысловые типы речи (описание, рассуждение и повествование) являются неотъемлемой частью русского языка, а сейчас подробнее о видах типа речи описания.

Во всех текстах данного типа почти всегда авторы представляют читателям статичные картины, складывающиеся в нашей голове по небольшим кусочкам. Автор всегда перечисляет предметы, их некоторые признаки, подробное описание, за счет чего мы представляем ту или иную ситуацию (картину, пейзаж и прочее) в своей голове во время прочтения. Если немного подумать, можно понять, что в каждом следующем предложении текста уточняются некоторые признаки того, о чем речь шла в предыдущем — это, кстати, основной признак текста-описания. При их написании нужно строго придерживаться следующей структуры:

  1. Введение (первое впечатление).
  2. Описание всех деталей вокруг.
  3. Заключение (оценка событиям, конечный вывод).

Уже не первый год существует несколько конкретных видов текста-описания:

  • описание окружающей природы;
  • обстановки;
  • описание, характеризующее личность определенного человека;
  • портретное описание.

Такой тип используется в самых разных сферах нашей жизни, а его параметры зависят от точки зрения самого автора или же рассказчика, стиля написания, жанра текста и многого другого.

Пример рассуждения

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи в русском языке, играет не самую последнюю роль в столь популярном коммуникативно-познавательном процессе. Тип речи, о котором сейчас идет речь, является чистым выведением новейшего знания, а также попросту демонстрирует как авторский ход мыслей, так и путь решения появившейся проблемы. Если обратить свое внимание на структуру таковых текстов, можно понять, что рассказ является своего рода цепью последовательно связанных между собой предложений. Пример:

«Под влиянием разнообразных электромагнитных волн атом может перейти в уменьшенное энергетическое состояние или наоборот, причем вероятность того или другого исхода равна. Во втором случае сами магнитные волны начнут ослабляться, а в первой ситуации — усиливаться. В том случае, когда так называемый парамагнетик располагается в теплом равновесии, атомные частицы потихоньку начинают распределяться по определенным подуровням. Это происходит в соответствии с известнейшим в мире законом Больцмана. Из всего вышесказанного следует, что число атомных единиц, которые находятся там в меньшем количестве энергии, попросту значительно превышает количество тех атомов, которые имеют больше энергии».

Пример повествования

Повествовательные тексты раскрывают определенные события, которые связаны друг с другом. Предложения в повествовательных текстах повествуют о том или ином действии, явлении, мероприятии и прочем, но никак не описывают происходящее. Например:

«В Московской области не так давно стартовала специальная межведомственная операция, называющаяся «Помоги ребенку». По построенным планам можно понять, что создатели (организаторы) хотят оказать помощь детям, которые не могут получить свидетельство или паспорт граждана Российской Федерации. Помимо этого, специалисты из областей всего государства с большим удовольствием согласились помочь получить необходимые документы родителям детей…»

Если говорить кратко, то повествование считается конкретным рассказом о чем-то — это своего рода новость, представляемая в журнале или книге.

Немаловажно отметить то, что повествование считается основной (главной) частью всего текста. Многие философы утверждают, что повествование в литературе играет самую главную роль, повествование — душа всей русской литература. Писателем считается только тот человек, который способен захватывающе и интересно подать материал читателю, а при помощи повествовательного наклонения сделать это можно намного лучше.

В повествовательных текстах всегда точно указывается дата происходящего, а иногда еще и время, благодаря чему читать такие тексты намного интереснее, ведь кажется, что все именно так и происходило, как рассказывается в книге.

Триединство

Взяв совершенно любое произведение, а затем пролистав несколько десятков страниц, вы встретите всего три на данный момент известных типа русской речи. Особенно это касается романов. Никто не сможет написать такое произведение без таких функционально-смысловых типов речи, как повествование, рассуждение и, конечно же, описание. Так или иначе, в одной из своих форм каждый тип встречается в любом тексте. Однако некоторые авторы пытаются написать какое-либо произведение, используя только один функционально-смысловой тип речи, что у них, конечно, все-таки иногда получается, но текст читать в таком духе просто невозможно. Даже если подумать, кто захочет читать 200 страниц рассказа, в котором нет никакого смысла, а речь идет о каком-нибудь здании. Автор описывает одно здание на 200 страницах — это ужасно нудно. Такое захотят прочитать единицы, потому что большинство читателей любят динамичные рассказы с элементами описания героев, с определенными подозрениями, догадками, которые раскрываются только в конце произведения.

Произведения, основываясь лишь на описании, с легкостью можно назвать «буклетами», которые выдают на каждом углу вашего городка. Построить интересный и интригующий текст на описании чего-нибудь просто невозможно, а если что-то и получится, то это вряд ли кому-то понравится. Поэтому функционально-смысловые типы речи выделяются в русском литературном языке. Какие именно, мы рассмотрели в статье.

Функционально-смысловые типы речи - описание, повествование, рассуждение - используют авторы при написании произведений. Некоторые творцы считают описание самым «неудобным», ведь создать шедевр, используя только его, невозможно. А вот, например, написать интересный текст о чем-либо в стиле повествования или рассуждения можно, да и вполне вероятно, что многим это понравится. Функционально-смысловые типы речи выделяют по определенным критериям, речь о которых шла в статье.

Если вы все-таки хотите прочитать произведение в каком-то определенном стиле, вам этого запретить никто не может, но лучше не тратить на это время, а найти текст, в котором автор использовал все три типа речи, вот такое произведение действительно вам понравится.

Вывод

Стоит отметить, что проблема русского языка, которая была затронута в статье, имеет огромнейшее значение в жизни людей, разговаривающих на своем родном языке. Многие вообще не знают, что такое функционально-смысловые типы речи, а ведь это основа русского языка.

А теперь поговорим немного подробнее о развитии личности человека. Любой процесс, в том числе и развития личности человека, развитие умения общаться с другими людьми, попросту невозможен, когда человек не знает стили и функционально-смысловые типы речи. Если люди не умеют анализировать прочитанное, не могут определить тип того или иного текста, то о каком тогда развитии человечества может идти речь? Каждый должен уметь писать тексты, используя все три типа речи: описание, повествование и рассуждение.

Ну а теперь можно повторить, что функционально-смысловые типы монологической речи, выражающиеся некоторыми языковыми средствами, делятся на три вида: описание, повествование и рассуждение. Подробную информацию о каждом из видов вы можете найти в данной статье.

Выше были перечислены функционально-смысловые типы речи и их примеры, а также виды, на которые они подразделяются.

"Определите функционально-смысловой тип речи данного отрывка", - такое задание нередко присутствует в ЕГЭ по русскому языку. Данная статья будет полезна для подготовки к этому экзамену. Также в нескольких главах пойдет речь об отличии этой классификации текстов от некоторых других.

Основные функционально-смысловые типы речи

Как видно из названия, эта классификация текстов основана на предназначении их для тех или иных целей.

Главные функционально-смысловые рассуждение и повествование. Каждый из них имеет свои отличительные черты и в зависимости от стилистики текста может иметь определенные выразительные средства.

Это стоит запомнить!

Иногда в вариантах ответа на подобный вопрос в ЕГЭ присутствуют, наряду с действительно существующими функционально-смысловыми типами речи, и стили текстов. Поэтому нужно провести границу между двумя этими понятиями.

Типы речи характеризуют текст с точки зрения его функционального назначения, а стили являются системами определенных художественных языковых выразительных средств. К последним относятся такие разновидности речи, как научный, публицистический, художественный, разговорный и некоторые другие. Для большей ясности далее будет вкратце рассмотрен каждый из этих стилей речи.

Язык науки и документов

Как правило, такие тексты являются предельно зажатым, лаконичным выражением мысли автора. Например, в научных работах неприемлемы какие-либо субъективные суждения, а напротив, их авторы должны стремиться к абсолютной объективности, что проявляется в доказательстве каждого спорного утверждения. В подобных трудах обычно отсутствует эмоциональность. Поэтому читать их для человека, не принадлежащего к определенным кругам, является делом не вполне привычным.

К тому же научный стиль литературы предполагает наличие многочисленных терминов, чаще всего имеющих иностранное происхождение (большинство из таких слов пришли из греческого языка или латыни), каждый из которых требует отдельного рассмотрения и расшифровки. Это объясняется тем, что в Европе первые научные изыскания, как правило, предпринимались католическими монахами, а языком богослужения, который считался наиболее приемлемым также для всей официальной литературы, была латынь.

По этой причине и обучение в первых университетах, которые были основаны в период средневековья, велось на этом древнем языке. К тому же, основу учебного курса по любому предмету составляли труды древнегреческих и римских научных деятелей, которые читались студентами в оригинале.

Кроме этого стиля речи существует также и формальный, который предназначен для составления различных официальных документов. Он является еще более упорядоченной разновидностью научного стиля. Для таких текстов, как правило, характерны различные клише, соблюдение которых - обязательное условие составления деловых бумаг.

В таких документах также отсутствует любая эмоциональность, суждения авторов. Да и сами творцы этих текстов, как правило, не указываются. Такой стиль является самым обезличенным из всех существующих.

В газетах пишут...

Публицистический стиль можно назвать промежуточным звеном между художественным и научным. Здесь, так же как и в последнем, есть определенная четкость и логичность изложения мыслей, часто применяется лексика, характерная для академических работ. Тем не менее в журнальных и газетных статьях, а также в рекламных проспектах есть гораздо больше свободы для автора. Он может высказывать свое личное мнение по поводу тех или иных явлений, использовать лексические средства, характерные для разговорной речи, а также риторические вопросы.

Все это придает материалам прессы необходимую эмоциональность, которая способствует привлечению читательской аудитории.

Литературный и нелитературный язык

Для романов, рассказов, повестей и других жанров литературы характерен художественный стиль речи. Он является самым богатым с точки зрения лексического многообразия, а также наличия различных средств выразительности, которые часто употребляются авторами с целью сделать свои произведения более яркими.

В литературных произведениях могут также присутствовать элементы всех других стилей речи. Например, для придания высказываниям какого-либо персонажа большей жизненности и достоверности применяются слова, характерные для разговорного лексикона.

Эта разновидность речи является наименее структурированной и логически выстроенной. Здесь могут в одном предложении быть смешаны элементы других стилей.

Также в таких текстах нередко фраза бывает построена по схеме, не характерной и даже считающейся ошибочной в научной художественной литературе.

Назначение текстов

Рассмотрев различные стили, характерные для языка тех или иных произведений, нужно вернуться непосредственно к теме данной статьи и охарактеризовать каждый из функционально-смысловых типов речи. Поскольку теперь проблем по различению этих классификаций у читателей статьи возникать не должно.

Характеристика предмета

К функционально-смысловым типам речи, как уже было сказано, относятся повествование, описание и рассуждение. В данной главе будет рассмотрен первый из них. Описание как функционально-смысловой тип речи является самой статичной их разновидностью. В текстах, где требуется охарактеризовать тот или иной предмет или явление, используется именно описание.

Причем стиль такой литературы может быть любым: от научного до разговорного, ведь в каждой сфере жизнедеятельности человека может возникнуть ситуация, когда одно лицо должно передать сведения о чем-либо знакомым или незнакомым людям.

Для этого функционально-смыслового типа речи характерна следующая структура. В изложении материала обязательно должно присутствовать упоминание какого-либо предмета или явления с последующим раскрытием его характерных свойств. Если обратиться к формальному стилю речи, то описание может присутствовать, например, в инструкциях по эксплуатации бытовых приборов и другой техники.

Как правило, такие тексты не содержат информации об авторе, являются предельными обезличенными. Их структура довольно четкая. В такой литературе, а также в научной, описание включает в себя исключительно подтвержденную информацию, которая логически доказана. Свойства предметов и явлений, о которых упоминается, - это только существенные особенности.

В разговорном стиле речи описание может не содержать упоминаний о предмете беседы. Например, когда два человека общаются возле какого-либо здания, и один рассказывает другому о том, какие организации находятся внутри строения, то он не обязательно должен называть данный объект, а может использовать в качестве подлежащего местоимения, либо же просто указать жестом на дом, о котором в данный момент идет речь.

Чаще всего филологи причисляют описание к статичным функционально-смысловым типам речи, однако оно может быть произведено и в процессе развития. Например, когда автор описывает, как изменяется природа при смене времени суток.

В любом случае, чаще всего говоря о каком-либо действии, обычно употребляют несовершенные глаголы. Например, не "сделал", а "делал", и так далее. Как правило, определенный объект рассматривается как нечто, существующее в настоящий момент. Поэтому здесь нет указания на его изменение с течением времени, а значит употребление различных дополнений сведено к минимуму. Предложения обычно соединены между собой параллельной связью, то есть одно из них не является следствием другого. Все предметы описываются по принципу "снежного кома", то есть от начала рассказа и до его завершения читатель постепенно получает все новые и новые сведения об интересующей его теме. В итоге он должен получить достаточно полную картину.

В художественной литературе этот функционально-смысловой тип речи, как правило, встречается при описании внешности и внутреннего мира героев произведения. В произведениях, построенных по классическому принципу, такие фрагменты помещены в экспозиции.

Язык мемуаров и объяснительных записок

Функционально-смысловой тип речи повествование, в отличии от вида, описанного в предыдущей главе, является неотъемлемым атрибутом текстов, в которых необходимо отобразить какой-либо процесс. Например, жизнь человека - его взросление, изменение мировоззрения - часто отражается в мемуарах. Как правило, этот жанр художественной литературы изобилует глаголами. Они необходимы для описания многочисленных действий, которые совершил тот или иной персонаж. Глаголы здесь нередко применяются в совершенном виде, для того чтобы показать очередность происходящего. Однако возможно их употребление и в несовершенном виде для того, чтобы у читателя появилось ощущение присутствия. Он достигается благодаря тому, что такой глагол придает рассказу эффект продолжительности действия.

Кроме художественной литературы, так же как и описание, функционально-смысловой тип речи повествование может использоваться и в любых других стилях.

Например, в таком неприятном для всех служащих людей документе, как объяснительная записка, человек излагает причину своего неблаговидного поступка. Он перечисляет события, помешавшие ему исполнить свои обязанности.

Для этих целей используется повествование. Оно может быть как личностно окрашенным, так и обезличенным, в зависимости от характеристик текста, в рамках которого существует. Например, в исторических энциклопедиях описание тех или иных событий, как правило, не содержит их моральной и политической оценки. Повествование в них обычно ведется от третьего лица. А в художественной литературе, напротив, автор нередко выступает в роли рассказчика, помещая в произведение описание личностных переживаний и оценок.

Когда требуется сделать выводы

Функционально-смысловой тип речи рассуждение также заслуживает детального рассмотрения. Тексты этого вида невозможны без наличия в них субъективной составляющей. Такие литературные произведения, или образцы устной речи, всегда содержат мысли автора по поводу тех или иных обстоятельств или какого-либо предмета.

Функционально-смысловой тип речи рассуждение является одним из наиболее регламентированных и структурированных видов. Если рассмотреть его в классическом виде, то схема таких текстов обычно такова: введение, выдвижение тезиса, доказательство, выводы. Читатель может заметить, что этот принцип характерен для научных работ, содержащих в себе элементы исследования. И действительно, в таких трудах, как правило, сначала излагается актуальность описываемой проблемы, дается история ее изучения. Все это относится к введению. Затем происходит выдвижение тезиса. Что же он представляет собой?

Под этим понятием подразумевается постановка какого-либо вопроса. Когда проблема обозначена, то даются пути ее решения, то есть ответ. Все это и входит в понятие "тезис". Большую часть объема текста, написанного с применением такого функционально-смыслового типа речи, составляет часть, где происходит доказательство верности выбранного ответа. Стоит заметить, что вместо подтверждения тезис может быть и опровергнут.

За этой частью, как правило, следуют выводы.

Эта схема в классическом виде присутствует только в научных работах и иногда в художественной литературе. В разговорной речи обычно опускаются такие ее части, как введение и выводы, а иногда и постановка тезиса. Ведь участники разговора могут быть заранее осведомлены о сущности рассматриваемой проблемы.

В отличие от функционально-смысловых типов речи описания и повествования, рассуждение разделяется на несколько подвидов. В качестве основных из них можно назвать такие как разъяснение, доказательство и умозаключение.

Первое представляет собой подтверждение какого-либо положения. Как правило такой функционально-смысловой тип речи (повествование здесь неуместно) как раз и употребляется в научной литературе.

К разъяснению можно отнести такие фрагменты речи, в которых одно лицо вводит другого человека в курс дела.

Это может происходить в условии разговорной ситуации, поэтому все части, кроме доказательной, здесь могут быть опущены.

Умозаключение, как правило, содержит не один тезис, а несколько, употребленных в логической последовательности.

Заключение

В данной статье были рассмотрены такие функционально-смысловые типы речи, как рассуждение, описание и повествование. Существует мало произведений литературы, которые бы содержали только один-единственный вид. Но отдельные их отрывки можно охарактеризовать однозначно. Статья может быть полезна студентам и школьникам для подготовки к экзаменам. Известно, что одним из вопросов ЕГЭ по русскому языку часто бывает такой: "К функционально-смысловым типам речи относятся...". Нужно выбрать правильные из предложенных вариантов. Или, например, такое задание: "Какой функционально-смысловой тип речи у данного отрывка?". Вышеизложенный материал может помочь в выполнении этого теста.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...