Органы коллективного управления смежными правами. Коллективное управление правами: что это такое, и зачем оно нужно


Заинтересованные лица

К заинтересованным лицам в управлении правами относятся, прежде всего авторы (или их еще называют «создатели») оригинальных произведений: художественных и литературных, музыкальных и научных. Авторы обладают правом на созданные ими произведения, могут контролировать и решать их дальнейшую судьбу.

Входящие в авторское право группы прав - имущественные (исключительное право) и личные неимущественные - автор может осуществлять самостоятельно: указавать свое имя, использовать свое произведение, передавать право на использование его произведения кому-либо другому, запрещать использовать произведение.

В охране другой группы прав под названием смежные права заинтересованы иные лица: исполнители произведений и производители фонограммы, организации кабельного и эфирного вещания и публикаторы произведений. Это лица, фактически являются посредниками между авторами и обществом, в котором произведения распространяются тем или иным способом.

Коллективное управление правами

Однако защитить свое произведение и свое право на него авторы и обладатели смежных прав не всегда могут самостоятельно. Не могут эти лица иногда использовать свои права в полном объеме в силу отсутствия материальных, организационных или иных возможностей, а также не могут отследить все виды и случаи использования своих произведений. Нереально, например, представить себе контакты автора музыкального произведения с каждой радиостанцией или телевизионным каналом по поводу разрешения или запрета на использование своего произведения и по поводу оплаты вознаграждения автору за это использование. На основании Гражданского кодекса РФ предусмотрены случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

В таких случаях перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий , а перед правообладателями о создании специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах в интересах.

Организации коллективного управления, их часто называют авторские общества , создаются только по инициативе самих обладателей определенных прав и становятся звеном, связывающим авторов, издателей, исполнителей и владельцев фонограмм с пользователями создаваемых ими произведений, и действуют в первую очередь в интересах правообладателей, обеспечивая им вознаграждение за использование их прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами создаются в форме некоммерческих организаций, их деятельность регламентируется гражданским законодательством РФ ( ГК РФ), Положением о государственной аккредитации, вступившим в силу 01.01.2008г., другими нормативными актами.

Членство в организации коллективного управления

Членом организации коллективного управления может стать любой обладатель авторских и смежных прав: авторы, писатели, композиторы, художники, фотографы, издатели, музыканты и исполнители. Для вступления в организацию коллективного управления вступающий автор должен сообщить о себе личные данные и указать произведение, автором которого он является. Эти данные позволят организации коллективного управления в дальнейшем проводить связь между автором и произведением и обеспечивать плату за использование этого произведения.

Организация коллективного управления (в зависимости от наличия такого положения в ее уставе) может представлять интересы лиц, не являющихся членами организации. И с теми и с другими, как с правообладателями, она должна заключить в письменной форме договор о передаче полномочий на управление правами (за исключением случая, указанного в абзаце первом п. 3 статьи 1244 ГК РФ). Этот договор и будет являться основанием полномочий организации коллективного управления, на основании которых такая организация должна осуществлять сбор, распределение и выплату вознаграждения правообладателю.

Спектр услуг организаций коллективного управления правами

К правам, которые должны обеспечивать организации коллективного управления в случаях массового использования, целесообразно отнести, например, следующие:

Право на исполнение или воспроизведение музыкального произведения и фонограммы в общественных местах;

Право на вещание в эфире, в кабельных сетях и через спутник (радио и телевидение), а также при ретрасляции;

Право на фотокопирование произведений науки, литературы, искусства и музыки (репрографическое воспроизведение);

Право на воспроизведение музыкальных произведений и фонограмм механическими способами (на кассетах, компакт-дисках, пластинках, цифровых носителях и т.п.);

Право на использование в цифровых сетях, включая Интернет (право на доведение до всеобщего сведения)

Право на сбор вознаграждения с материальных носителей и оборудования для записи за использование авторских произведений и объектов смежных прав в личных целях.

Осуществляя управление правами, организация по коллективному управлению проводит работу по организации переговоров с пользователями, дает разрешение на использование того или иного охраняемого авторским и (или) смежным правом объекта, оговаривает условия такого использования и обязательную выплату вознаграждения. После чего, опираясь на свою документацию о членах организации и их произведениях, организация распределяет авторское вознаграждение между своими членами в соответствии с установленными правилами распределения.

В зависимости от того, к какой категории относятся произведения (музыкальные, драматические, художественные и т.п.), организации по управлению правами на коллективной основе имеют свои разновидности. Так называемые «традиционные» организации коллективного управления, действуя от имени правообладателей, наделены функциями согласования с пользователями ставок вознаграждения и условий использования произведений, предоставляют лицензии, согласно которым можно использовать, собирать или распределять вознаграждение.

В области произведений любых музыкальных направлений такие организации отвечают за оформление документации, лицензирование и распределение. Чаще всего они действуют в сфере публичного исполнения и эфирном вещании.

В «Полном спектре услуг», объединяющем, как правило, несколько организаций коллективного управления, пользователи могут в централизованном порядке получить разрешение на большой спектр наименований объектов авторских и смежных прав. Примером может служить «мультимедийная продукция», созданная из нескольких произведений и требующая большого количества разрешений (лицензий) одновременно.

Кроме того, организации коллективного управления, занимающиеся драматическими произведениями, могут выступать в качестве агентов, представляющих интересы авторов сценариев, балетов, пьес и т.п., и, в таком случае, заключают с театрами контракты на постановку произведения. После чего оформляется индивидуальный договор с автором, где оговариваются конкретные условия автора. Затем организация коллективного управления сообщает исполнителю о согласии автора и получает вознаграждение.

Осуществляя защиту переданных им в управление прав, организация по управлению правами на коллективной основе вправе обращаться в суды от своего имени или от имени правообладателей, а также осуществлять иные действия по охране авторских и смежных прав. Аккредитованная государством организация также вправе представлять в суде интересы неопределенного круга правообладателей ( ГК РФ).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Коллективное управление авторскими и смежными правами -- существующий в большинстве развитых стран мира порядок практической реализации авторских и смежных прав через систему организаций по управлению данными правами на коллективной основе.

Авторское право (в объективном смысле) -- институт гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Смежные права -- совокупность норм, предоставляемых для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности:

· исполнений артистов-исполнителей и дирижеров, постановок режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

· фонограмм, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

· сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

· базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

· произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав

В большинстве случаев авторы и владельцы смежных прав не сами реализуют свои правомочия, а передают права на использование произведений другим лицам. При этом возможны ситуации, когда автор или иной правообладатель не может реально проконтролировать, кто и как использует его произведение. В таких случаях Закон об авторском праве и смежных правах допускает создание специальных посредников - организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Такие организации не вправе заниматься коммерческой деятельностью и по отношению к ним применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. Создаются они непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных ими полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, предусмотренном законодательством. При этом допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами. Деятельность подобных организаций начинается с того, что они заключают с определенной группой авторов, иных правообладателей или субъектов смежных прав договор, по которому последние передают все свои исключительные права на использование произведений в той сфере, в которой действует организация. Однако, получив эти права, организация сама не может их использовать; ее целью является дальнейшая их передача потенциальным пользователям (радио и телевизионным станциям, ресторанам и т. д.).

Пользователи получают право на использование всех произведений, в отношении которых организация получила права от авторов и субъектов смежных прав. Они получают также права на использование тех произведений и объектов смежных прав, владельцы которых не заключили договоры с организацией о предоставлении ей своих прав.

В свою очередь, пользователь выплачивает организации вознаграждение за предоставленные ему права. При этом пользователь обязан регулярно сообщать организации, какие произведения или объекты смежных прав были им использованы.

Вместе с тем авторы вправе изъять свои произведения из лицензий, выдаваемых организацией, осуществляющей коллективное управление. Отказать без достаточных оснований выдаче лицензии на осуществление коллективного управления имущественными правами нельзя.

2. Коллективное управление имущественными правами авторов и других правообладателей при использовании произведений в цифровой среде

коллективное управление имущественный право

Осуществление авторами своих имущественных прав может производится в индивидуальном порядке либо с использованием системы коллективного управления имущественными правами. Законом о коллективном управлении имущественными правами авторов и других правообладателей при использовании произведений в цифровой среде установлено, что в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда их трудно практически осуществить в индивидуальном порядке, могут создаваться организации, осуществляющие и охраняющие права указанных лиц на коллективной основе.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2007 № 452 «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства» осуществление и охрана на коллективной основе имущественных прав указанных лиц при использовании их произведений физическими и юридическими лицами относится к исключительной компетенции Государственного комитета по науке и технологиям. Все юридические и физические лица, осуществляющие использование объектов авторских и смежных прав, обязаны заключить с авторами или иными правообладателями либо с Государственным комитетом по науке и технологиям и (или) подведомственными ему организациями договор на право использования произведений или объектов смежных прав.

Функции по обеспечению коллективного управления правами авторов и других правообладателей возложены Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь на Национальный центр интеллектуальной собственности. В соответствии с Положением о Национальном центре интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2004 № 641 и Уставом (зарегистрирован 10.05.2007 № 190310695) Центр обеспечивает функционирование коллективного управления в Республике Беларусь, в том числе в отношении использования произведений в цифровой среде.

В рамках осуществления данной деятельности Национальный центр интеллектуальной собственности, среди прочего:

Заключает с обладателями авторского права и/или смежных прав договоры об управлении принадлежащими им имущественными правами (такие договоры предусматривают, в частности, осуществление Национальным центром сбора авторского вознаграждения, а также защиты в необходимых случаях прав и законных интересов обладателя прав);

Заключает договоры с пользователями о праве на использование произведений (такие договоры предусматривают получение пользователями разрешения на использование произведений при условии осуществления ими выплаты авторского и иных видов вознаграждения за такое использование);

Обеспечивает сбор авторского вознаграждения за использование на территории Республики Беларусь произведений и иных объектов, охраняемых законодательством об авторском праве и смежных правах, его распределение и выплату правообладателям;

Осуществляет защиту прав и законных интересов правообладателей в установленных законом случаях.

2. Цели коллективного управления имущественными правами.

В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи), могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.

Такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством.

Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

3. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе

В соответствии с настоящим Законом,организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью.

По отношению к деятельности такой организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами. Такие договоры не являются авторскими, и на них не распространяются положения статей 30 - 34 настоящего Закона.

Любой автор, его наследник или иной обладатель авторских и смежных прав, охраняемых в соответствии с разделом III настоящего Закона, вправе передать по договору осуществление своих имущественных прав такой организации, а организация обязана принять на себя осуществление этих прав на коллективной основе, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации.

Указанные организации не вправе осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе.

На основе полномочий, полученных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, предоставляет лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Все возможные имущественные претензии обладателей авторских и смежных прав к пользователям, связанные с использованием их произведений и объектов смежных прав по таким лицензиям, должны быть урегулированы организацией, предоставляющей такие лицензии.

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, вправе сохранять невостребованное вознаграждение, включая его в распределяемые суммы или обращая на другие цели в интересах представляемых ею обладателей авторских и смежных прав по истечении трех лет с даты его поступления на счет организации.

3. Функции организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, должна выполнять от имени представляемых ею обладателей авторских и смежных прав и на основе полученных от них полномочий следующие функции:

1) согласовывать с пользователями размер вознаграждения и другие условия, на которых выдаются лицензии;

2) предоставлять лицензии пользователям на использование прав, управлением которых занимается такая организация;

3) согласовывать с пользователями размер вознаграждения в тех случаях, когда эта организация занимается сбором такого вознаграждения без выдачи лицензии (пункт 2 статьи 26, пункты 2 и 3 статьи 39 настоящего Закона);

4) собирать предусмотренное лицензиями вознаграждение и (или) вознаграждение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи;

5) распределять и выплачивать собранное в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи вознаграждение представляемым ею обладателям авторских и смежных прав;

6) совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которых занимается такая организация;

7) осуществлять иную деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав.

4. Обязанности организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

Деятельность организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, осуществляется в интересах обладателей авторских и смежных прав, представляемых такой организацией. В этих целях организация должна выполнять следующие обязанности:

1) одновременно с выплатой вознаграждения представлять обладателям авторских и смежных прав отчеты, содержащие сведения об использовании их прав;

2) использовать собранное в соответствии с положениями пункта 4 статьи 46 настоящего Закона вознаграждение исключительно для распределения и выплаты обладателям авторских и смежных прав. При этом организация вправе вычитать из собранного вознаграждения суммы на покрытие своих фактических расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею обладателей авторских и смежных прав;

3) распределять и регулярно выплачивать собранные суммы вознаграждения, за вычетом сумм, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, пропорционально фактическому использованию произведений и объектов смежных прав.

Обладатели авторских и смежных прав, не предоставившие полномочий организации в отношении сбора вознаграждения, предусмотренного в пункте 4 статьи 46 настоящего Закона, вправе потребовать от организации выплатить причитающееся им вознаграждение в соответствии с произведенным распределением, а также исключить свои произведения и объекты смежных прав из лицензий, предоставляемых этой организацией пользователям.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Музыкальные произведения, пользующиеся частичной правовой охраной и не охраняемые авторским правом. Содержание авторских прав. Правовое регулирование отношений по использованию музыкальных произведений. Коллективное управление авторскими правами.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2016

    Личные права авторов произведений науки, литературы и искусства как объект гражданско-правовой защиты. Международная защита прав авторов произведений. Содержание неимущественных прав авторов. Право на имя, защиту репутации, обнародование, опубликование.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2010

    Сущность и юридическое содержание интеллектуальной собственности. Понятие и признаки свободного использования произведений согласно законодательства Украины. Характеристика и особенности применения коллективного управления авторскими и смежными правами.

    контрольная работа , добавлен 24.07.2010

    Авторское право: объект, возникновение, предмет, соавторство. Регулирование правоотношений, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства; международные договоры. Свободное воспроизведение авторских работ, их охрана.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Исключительные права имущественного характера и личные неимущественные права. Нормативная основа правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием, использованием, гражданским оборотом и защитой произведений науки, литературы и искусства.

    реферат , добавлен 24.11.2013

    Понятие, субъекты и объекты авторского права и их защита. Авторский договор. Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности: объекты авторского права и смежных прав правообладателей. Регулирование правил правопреемства и передачи прав.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2008

    Закрепленные законом временные исключительные права на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства. История авторского права.

    реферат , добавлен 26.01.2011

    Изучение понятия, значения и источников авторского права: совокупности правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Объекты авторского права, условия охраноспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Основные положения международного частного права, регулирующие деятельность в сфере охраны прав авторов произведений науки, литературы и искусства. Международные договоры о защите авторских прав. Охрана прав иностранных авторов в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2013

    История становления авторского права в России. Понятие и правовая природа авторских и смежных прав, их источники. Законодательное регулирование правовых отношений, связанных с созданием и использованием произведений, охраняемых авторским правом.

Сегодня музыка и искусство не знают границ, благодаря непрерывному развитию технических средств. Так, использование произведений автора часто происходит одновременно во многих странах мира. Соответственно, у автора нет никакой физической возможности самостоятельно отследить где, когда и каким образом используется продукт его творческой деятельности. В то же время и лицу, изъявившему желание использовать произведение на легальных основаниях, практически невозможно установить прямой контакт с автором, например, зарубежного музыкального произведения, с целью получения необходимого разрешения на использование.

Показателен один пример, который приводится во многих научных публикациях. Так, при вещании радиостанции в «музыкальном формате»в час может использоваться более десяти песен, у каждой из которых есть как минимум один автор текста и один композитор. Получается, что для обеспечения правомерности хотя бы одного часа вещания необходимо заключение десятков договоров с авторами. Кроме того, не стоит забывать об исполнителях, производителях фонограмм, которым принадлежат смежные права на произведения. Очевидно, что выполнение требований об обязательном заключении договоров с каждым из правообладателей без участия посредника практически невозможно, поскольку «юридическая нагрузка»окажется непосильной даже для самых преуспевающих радиовещательных организаций.

Коллективное управление чрезвычайно полезно при различных способах использования произведений: публичное исполнение музыкальных недраматических произведений; механическое воспроизведение, сообщение до всеобщего сведения драматических, музыкально-драматических произведений; создание аудиовизуальных произведений; издание литературных произведений; воспроизведение художественных произведений и т.д. В этих случаях самим авторам крайне редко удается обсудить условия договора или следить за их надлежащим выполнением, в результате чего их имущественные права могут быть нарушены.

Коллективное управление подразумевает объединение правообладателей и создание ими специальной организации по управлению их имущественными правами. В рамках подобной организации правообладатели сами, коллективно определяют, каким образом будут осуществляться их имущественные права, на каких условиях будут выдаваться лицензии пользователям.

1) право ведения переговоров об условиях, в соответствии с которыми их произведения будут эксплуатироваться различными пользователями,

2) предоставление разрешений, а также контроль за их использованием,

3) сбор соответствующего вознаграждения,

4) его распределение между правообладателями.

Объем функций, выполняемых органами коллективного управления, зависит от категории и вида прав, которые переданы им в управление. Однако неизменными остаются два фундаментальных аспекта деятельности по коллективному управлению – сбор и распределение авторского вознаграждения.

Организации по коллективному управлению могут создаваться любыми заинтересованными в этом правообладателями для осуществления управления правами как в интересах только ограниченного круга лиц, предоставивших полномочия на коллективное управление соответствующей организации, так и в интересах неограниченного круга лиц, но с соблюдением следующих требований:

Только теми организациями по коллективному управлению, которые пройдут специальную государственную аккредитацию;

Только в тех сферах, которые указаны в ст.1244 ГК РФ.

нормативное регулирование в данной сфере осуществляется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. №992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 №219). Государственную аккредитацию организаций по коллективному управлению авторскими правами осуществляет Министерство культуры РФ. Однако до 2011г. данным полномочием обладала Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, которая была упразднена Указом Президента РФ от 08.02.2011 №155. В итоге её функции были переданы Министерству культуры РФ, которое на сегодняшний день является правопреемником Росохранкультуры, в том числе по его обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Итак, в соответствии с п.1 ст.1244 Гражданского кодекса, в российской Федерации выделено шесть сфер коллективного управления, четыре из которых касаются управления именно авторскими правами:

1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;

2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;

3) управление правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальны произведений;

Оставшиеся две сферы, получившие закрепление в Гражданском кодексе РФ, имеют отношение к управлению смежными правами.

На сегодняшний день, в Российской Федерации существует четыре организации по коллективному управлению авторскими правами, получившие государственную аккредитацию, а, следовательно, и возможность осуществления расширенного коллективного управления в соответствующих сферах. Так, управление правом следования в отношении произведений изобразительного искусства и авторских рукописей осуществляет Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС). Вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм собирает Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), а вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях – Российский Союз Правообладателей (РСП).

Одной из крупнейших и известнейших аккредитованных организаций по коллективному управлению авторскими правами в Российской Федерации является Российское авторское общество – РАО, созданное в форме общественной организации. Создание данного авторского общества на базе упраздненного Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС) было одобрено Указом президента РФ от 7.10.1993г. №1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав».В качестве создателей РАО выступили авторы, научная и творческая интеллигенция России, имевшие договоры с РАИС. Согласно Указу президента, данная организация культуры находится под покровительством Президента Российской Федерации. Кроме того, Российское авторское общество было признано правопреемником Российского агентства интеллектуальной собственности в отношении имущества и внебюджетных финансовых средств на всех рублевых и валютных счетах. Так, Министерству финансов РФ и Внешэкономбанку было поручено обеспечить через РАО погашение государственной задолженности перед российскими и зарубежными авторами и юридическими лицами. В свою очередь, правительству Москвы было рекомендовано передать РАО в аренду здание площадью не менее 2 тыс. кв.метров из числа памятников истории и культуры для организации культурного центра – Дома российских авторов.

Согласно п.п.9.2 Устава авторского общества, к числу источников формирования имущества относятся: вступительные взносы; отчисления на содержание Общества и ведение уставной деятельности, взимаемые с сумм собранного для правообладателей вознаграждения; имущество, переданное Обществу его членами; доходы, получаемые Обществом от деятельности, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; добровольные имущественные взносы и пожертвования; дивиденды (иные доходы), получаемые по акциям, облигациям, вкладам; другие поступления, не запрещенные законодательством РФ. При этом средства, собираемые РАО с пользователей и/или плательщиков в порядке осуществления деятельности по коллективному управлению правами авторов, в части, подлежащей распределению между правообладателями, в том числе не являющимися его членами, не являются собственностью РАО. Именно данное положение сыграло роль спасительного аргумента в нашумевшем судебном разбирательстве между Российским авторским обществом и Инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по г. Москве. Так, общероссийская общественная организация «РАО»обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС №3 по г. Москве от 03.08.2011 №12-28/92 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Суть дела заключалась в том, что ещё в августе 2011 года налоговая инспекция проводила выездную проверку деятельности РАО, в результате которой начислила обществу налоги за собранные, но не выплаченные авторам вознаграждения в размере 348 млн. рублей. По мнению налоговых инспекторов, по истечении срока исковой давности невостребованное авторское вознаграждение становится собственностью РАО, которое неправомерно не включило данные суммы в состав своих доходов. Со своей стороны РАО ссылалось на то, что собираемое им авторское вознаграждение не может являться его собственностью, поскольку принадлежит авторам. В течение нескольких лет суды различных инстанций принимали позицию то Инспекции ФНС, то Российского авторского общества. В итоге 19 ноября 2013г. Президиум ВАС РФ постановил, что изъятие средств РАО, принадлежащих другим лицам, является недопустимым. Президиум признал за РАО право на освобождение от обложения налогом на прибыль средств, причитающихся правообладателям и указал, что лишь нецелевое использование таких средств влечет обязанность РАО по их включению в налогооблагаемую базу. Однако подобных фактов нецелевого использования в ходе налоговой проверки выявлено не было. Таким образом, точка в споре между РАО и ФНС была поставлена постановлением суда надзорной инстанции. По мнению представителей Российского авторского общества, взыскание доначисленных налогов привело бы организацию к банкротству и неисполнению обязательств перед российскими и зарубежными правообладателями, а также перед собственными работниками.

РАО имеет 15 филиалов по всей территории Российской Федерации и 44 региональных представительства.

Надзор и контроль за деятельностью Общества по управлению правами авторов на коллективной основе осуществляет, прежде всего, Министерство культуры РФ, в которое Российское авторское общество ежегодно обязано предоставлять отчет о своей финансово-хозяйственной деятельности.

Непростым делом является распределение средств, полученных организациями по коллективному управлению за использование произведений, между правообладателями. Его суть заключается в том, что общую полученную сумму необходимо преобразовать в индивидуальные выплаты. Для этого нужно обладать определенными данными, а именно: знать, какие именно произведения использовались, кто является автором, правообладателем (так как не всегда это одни и те же лица), какой процент вознаграждения полагается каждому из них, какими организациями по коллективному управлению представлены данные лица.

Первичным источником информации для организаций по коллективному управлению авторскими правами являются сведения об использовании произведений, предоставляемые пользователями. Однако, помимо таких данных, авторские общества в процессе распределения вознаграждения полагаются и на техническую документацию. В состав этой документации входят, как правило, сведения о репертуаре организации, которым она управляет; заявления авторов; картотеки произведений; списка композиторов, авторов и издателей; всемирного списка произведений; международной картотеки; списков неидентифицированных произведений. Стоит обратить внимание на то, что последние четыре из перечисленных документов являются международными. Например, список композиторов, авторов и издателей (КАИ) содержит имена более 1 300 000 авторов и 250 000 издателей всего мира. В нем указано, членами каких организаций по коллективному управлению являются эти авторы, и на каких территориях осуществляется управление их исключительными правами. Каждому из авторов в списке присваивается индивидуальный номер. Список композиторов, авторов и издателей выходит четыре раза в год. Ежегодно в его содержание вносится более 100 тысяч изменений.

В апреле 2014 года в судебной практике, благодаря деятельности РАО, возник вопрос – в каком размере следует выплачивать компенсацию за неправомерное использование произведения, если у него несколько авторов. Российское авторское общество предъявило иск к мордовскому госучреждению «Ледовый дворец»о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. Причина этого заключалась в том, что в июне 2012 года в Ледовом дворце были публично исполнены пять музыкальных произведений, права на которые принадлежат сразу 18 авторам. К примеру, у прозвучавшей там песни «Onewayticket»два автора, а у песни «Lightsout»и вовсе семь авторов. РАО со ссылкой на постановление собственного Авторского совета от 20.02.2011г. рассчитало компенсацию по 15 тысяч рублей на каждого автора. Арбитражный суд Мордовии иск удовлетворил, но размер компенсации был рассчитан, исходя из количества произведений, а не авторов. Таким образом, размер компенсации был снижен до 75 тысяч рублей – по 15 тысяч за каждое из пяти произведений. Апелляционная инстанция, а затем и Суд по интеллектуальным правам, рассматривавший дело на уровне кассации, согласились с решением суда первой инстанции. При этом обеими инстанциями было подчеркнуто, что «исключительное право является единым, не расщепляясь на отдельные исключительные права по числу соавторов»,а, следовательно, за одно нарушение права должна взыскиваться одна компенсация. Однако коллегия ВАС РФ, рассмотрев надзорную жалобу РАО, обратила внимание на то, что единообразного подхода в судебной практике к решению данной проблемы нет. Более того, в ряде аналогичных дел суды приходили к выводу, что в случае неправомерного использования произведения, которое создано в соавторстве, компенсацию следует рассчитывать по каждому из авторов. Российское авторское общество возлагало надежды на решение Президиума ВАС РФ. Ведь в случае признания судом того факта, что размер компенсации зависит от количества авторов, то у РАО могли бы существенно увеличиться сборы. Но 15 апреля 2014 года Президиум ВАС РФ принял решение отклонить заявление РАО, тем самым подтвердив позицию предыдущих инстанций в том, что сумма компенсации за нарушение авторских прав не должна зависеть от количества авторов произведения.

Защищать интеллектуальные права достаточно трудно, особенно если брать во внимание уязвимость объектов интеллектуальной собственности. Правообладатель физически неспособен уследить за всеми нарушениями. Именно поэтому был создан институт коллективного управления авторскими и смежными правами.

Понятие и юридическая характеристика

Коллективное управление интеллектуальными правами – это деятельность специальных организаций, направленная на защиту интересов правообладателей. В п. 1 статьи 1242 Гражданского кодекса РФ содержится пояснение, что данный правовой механизм необходим в тех случаях, когда управление авторскими и смежными правами в индивидуальном порядке затруднено. Разберем, как это выглядит на практике.

Автор написал гениальную песню, которая приносит ему коммерческий успех: песня продается широким тиражом, за ротацию на радио автор получает дивиденды и т.д. Однако недобросовестные граждане выкладывают песню в Интернет, тем самым нарушив исключительное право автора. Он пытается бороться с пиратами, но это очень трудно, поскольку, даже если ему удастся устранить одно нарушение, взамен ему появятся еще десять. Именно здесь и целесообразен механизм коллективного управления.

С реализацией данного механизма у автора уже не «болит голова» за борьбу с пиратами. Представим, что он передает набор прав на музыкальное произведение соответствующей организации. В частности, наделает ее правами заключать от его имени лицензионные договоры, если кто-то захочет использовать его песню; также он, что наиболее важно, управомачивает организацию представлять его интересы в суде. Таким образом, организация по коллективному управлению становится неким посредником между правообладателем и пользователями. Теперь организация может вести переговоры по поводу использования песни, и, если будет достигнут консенсус, она вправе заключить лицензионный договор. И конечно, теперь именно на организацию будет возложена обязанность по предъявлению исков на нарушителей и пресечению нарушений авторских прав.

Правовое основание в данном случае – договор о передаче полномочий на соответствующий объект авторских (смежных) прав. Форма – письменная, существенные условия – предмет (необходимо конкретно охарактеризовать объект интеллектуальной собственности, указав его индивидуализирующие признаки); пределы полномочий, которые передаются правообладателем организации: по закону можно указать любые юридические действия, которые могут помочь правообладателю для защиты его интересов.

Следовательно, правообладатель сам решает, что он бы хотел получить от сотрудничества с организацией: ограничиться только передачей ей прав на предъявление исков или разрешить представлять его интересы в обычных гражданских правоотношениях (то есть заключать договоры от его имени).

Правовой статус организаций, осуществляющих коллективное управление интеллектуальными правам

В силу закона (п.1 ст. 1242 ГК РФ) только некоммерческая организация, основанная на членстве, может осуществлять такой вид деятельности. Фактическим монополистом в данной сфере является Российское авторское общество (РАО), о нем см. отдельную статью. Другие организации: УПРАВИС, Российский союз правообладателей (РСП).

Эти организации не могут сами использовать объекты интеллектуальной собственности, их функции по сути сводятся к посредничеству.

Очень важное значение имеет разделение организаций, коллективно управляющих авторскими (смежными) правами, на аккредитованные и неаккредитованные. Так, аккредитованные организации могут представлять интересы любых правообладателей, и им не требуется для этого заключать с ними договоры. То есть если, к примеру, РАО (является аккредитованной) зафиксировало нарушение, оно может обратиться к правообладателю и фактически вынудить его вступить с ним правоотношение., чтобы, например, разделить вознаграждение. Это нарушает общие принципы гражданского права, так как у правообладателя в данном случае не было воли на вступление в правовые отношения с РАО.
И соответственно, если аккредитация не пройдена, то организация уже не может представлять всех правообладателей.

Распределение денежных сумм

Кратко коснемся финансовой стороны вопроса. Представим, что организация по управлению выявила возможность незаконного использования произведения, и договорилась с потенциальным нарушителем, что он может использовать песню, однако только на возмездных условиях (то есть за плату). Гражданин уплачивает деньги в эту организацию, и организация затем уже перечисляет эти денежные средства правообладателю.

Однако вместе с тем закон устанавливает, что фирмы, управляющие интеллектуальными правами, удерживают из этой суммы расходы на сбор, распределение и выплату этих сумм. Каких-либо конкретных цифр, пределов этих расходов на сегодняшний день не установлено: следовательно, конкретная сумма устанавливается самой организацией без опоры на какие-либо нормативно-правовые акты.

Итоги

Таким образом, данный правовой механизм очень целесообразен, учитывая особую уязвимость объектов интеллектуальной собственности. Однако подходить к его применению надо осторожно, поскольку, как мы выяснили, в ряде случаев со стороны организаций имеется благоприятная почва для злоупотребления правом.

  • Дроздова Кристина Сергеевна , бакалавр, студент
  • Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ

Результаты интеллектуальной деятельности, имея свою определенную специфику,подлежат контролю и охране со стороны государства. Гражданское законодательство признает создание организаций по управлению правами на коллективной основе. Важно определить основания представительства организации, содержание прав данных организаций, куда входят полномочия, которые они получают от правообладателей, соответствующие обязанности, и соответственно виды деятельности на которые организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию.

  • Гарантии предоставляемые трудовым кодексом, при заключении трудового договора
  • Результаты оперативно-розыскной деятельности как иные документы в уголовном судопроизводстве России
  • Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
  • Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России
  • Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Ввиду немаловажной значимости результатов интеллектуальной деятельности для развития общества государство принимает активное участие в их правовой охране. Деятельность государства в указанной сфере осуществляется по нескольким направлениям. В частности, одним из таких направлений является государственный контроль, за деятельностью организаций по управлению правами на коллективной основе. Так, согласно ст. 1242 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), для осуществления коллективного управления авторскими и смежными правами авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. Правовое положение таких организаций определяется вышеупомянутым ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общественных объединениях», а также учредительными документами данных организаций (уставами).

ГК РФ устанавливает два требования в отношении данных организаций:

  • некоммерческий характер организации;
  • отношения членства.

Основания полномочий организации по управлению такими правами на коллективной основе претерпели некоторые изменения, и в сегодняшнем законодательстве предусмотрено разграничение представительства в силу договора и в силу закона (в случае, если данные организации прошли государственную аккредитацию). В частности, в п. 1 ст. 1244 ГК РФ указан перечень видов деятельности, на осуществление которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию. При этом, согласно п. 6 ст. 1244 ГК РФ, данные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Министерства культуры РФ). В частности, организация обязана ежегодно представлять отчет о своей деятельности и публиковать его в средствах массовой информации. Однако на сегодняшний день форма отчета не утверждена, что следует отметить как недостаток действующего законодательства.

В предмет договора с правообладателями по управлению правами на коллективной основе входит оказание правообладателям услуг по управлению исключительными правами, в том числе заключение лицензионных договоров и договоров о выплате вознаграждения, а также сбор, распределение и выплата вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав.

Сведения о деятельности любой организации по управлению правами на коллективной основе должны быть доступны для правообладателей, пользователей и общественности в целом. Одной из обязанностей рассматриваемых организаций, согласно п. 5 ст. 1243 ГК РФ, является информирование общественности о тех правах, которыми они управляют. Для этого организации формируют реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав. Наряду с ведением реестров организация должна размещать в общедоступной информационной системе информацию о переданных ей в управление правах, включая наименование объекта авторских прав, а также имя автора или иного правообладателя. В настоящее время такая информация размещается этими организациями на их сайтах в Интернете (например: http://rao.ru/; http://www.rosvois.ru/; http://www.rp-union.ru/).

Также необходимо отметить, что в силу п. 5 ст. 1242 ГК РФ организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Предусмотренные ГК РФ способы защиты интеллектуальных прав могут применяться не только правообладателями и организацией по управлению правами, но и другими лицами, предусмотренными законодательством. При этом указанная организация, независимо от того, от чьего имени она выступает в суде, действует в защиту прав лиц, передавших ей в силу п. 1 ст. 1242 ГК РФ право на управление соответствующими правами на коллективной основе. Организация по управлению правами на коллективной основе пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ, ч. 4 ст. 53 АПК РФ).

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015)//СПС «Консультант Плюс».
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О некоммерческих организациях»/
  3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях».
  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015)//СПС «Консультант Плюс».
  5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 01.05.2016)//СПС «Консультант Плюс».
Выбор редакции
Солдаты, одетые в костюмы химической защиты, пробираются через туннель в Кэмп Стенли, Южная Корея. В Корее угроза «туннельной войны» со...

Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...
Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...