Органы управления охраной труда в организации. Организация службы охраны труда Кто контролирует службу охраны труда


Новая редакция Ст. 217 ТК РФ

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 217 ТК РФ

Статья 217 Трудового кодекса РФ определяет вопросы создания службы по охране труда в организации. Часть первая указанной статьи обязывает работодателей, которые ведут производственную деятельность, создать такую службу или ввести штатную должность специалиста по охране труда. Обратите внимание: в названии статьи 217 Трудового кодекса РФ сказано, что такая службе только в организациях, однако в самом тексте статьи речь идет о работодателях. Получается, что ее нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей.

Создать службу по охране труда (ввести должность специалиста по охране труда) обязан каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек.

Приказ о создании службы выглядит так:

ООО "Стройремонт"

ПРИКАЗЫВАЮ:

1) Создать в организации (на предприятии) службу охраны труда.

2) Начальнику отдела кадров:

подготовить штатное расписание службы охраны труда как структурного подразделения организации;

подготовить "Положение о службе охраны труда".

Директор Иванов В.В.

Приказ о введении штатной должности может быть составлен так:

ООО "Аудит"

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:

ПРИКАЗЫВАЮ:

1) Ввести на предприятии (в организации) должность специалиста по охране труда.

2) Начальнику отдела кадров:

ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;

подготовить "Должностные обязанности специалиста по охране труда".

3) Указанные мероприятия провести до "___" ___________ _____ г.

Директор Васильева И.А.

Если у работодателя трудится меньше 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности. Если такого решения не принято, то функции по охране труда осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем сотрудник или работодатель - индивидуальный предприниматель. Допускается также заключение гражданско-правового договора с организацией или специалистом, оказывающим услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 Трудового кодекса РФ).

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, оказание которых подлежит аккредитации, и ее правила устанавливаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Последняя часть комментируемой статьи устанавливает, что структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть Минздравсоцразвития России. Правда, в настоящее время все еще действуют Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, которые утверждены Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Другой комментарий к Ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Минтруд России Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (БМТ РФ. 2000. N 2).

Структура службы и численность ее специалистов определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).

2. Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, ввели новые критерии в соотношение численности работников при создании службы охраны труда: вместо прежних 100 работников их численность установлена в 50 человек. Таким образом, если численность работников превышает 50 человек, то работодатель обязан создавать специализированное подразделение - службу охраны труда - или в соответствии со штатным расписанием принять на работу соответствующего специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) он (работодатель) или выполняет сам, или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.

3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.

Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).

В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников создаются бюро охраны труда с численностью 3 - 5 специалистов или отдел охраны труда с численностью от 6 единиц и более.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. К тому же данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.

4. Специалисты службы имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документацией по вопросам охраны труда. Они имеют право предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений правил охраны труда и контролировать их выполнение.

  • Вверх

Юридические лица с количеством рабочего персонала больше определенного законом числа обязаны учреждать так называемые службы по охране труда или же совершать ввод должности специалиста с квалификацией и опытом, позволяющими осуществлять заявленные функции.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что говорит закон?

Контроль за соблюдением правил и норм охраны трудовой деятельности на предприятиях уполномочены совершать:

  • Правительство РФ;
  • органы федеральной и региональной исполнительной власти.

Нормативная база

Основную регламентацию касательно вопросов, относящихся к созданию и деятельности данных служб на предприятиях, осуществляет ст. 217 ТК РФ.

Кроме этого, законодательную базу формируют Рекомендации, утвержденные Постановлением Минтруда № 14, а также Межотраслевые нормативы, которые закреплены Постановлением Минтруда № 10.

Документы можно скачать здесь:

Когда создают службу?

Ст. 217 ТК РФ регламентирует, в каких случаях создается данная служба.

Нормативные положения данной статьи гласят, что для целей соблюдения законодательных требований, а также для реализации задач по осуществлению контроля за исполнением требований у каждого конкретно взятого работодателя, численность персонала которого более 50 человек, в обязательном порядке:

  • либо создается специальная служба;
  • или же учреждается должность управомоченного лица (специалиста) с соответствующими квалификацией и уровнем подготовки, позволяющими осуществлять соответствующие функции.

Если же число рабочего персонала меньше 50 человек, решение о возникновении должности специалиста или об учреждении соответствующей службы руководитель принимает лично по собственному волеизъявлению, но с учетом специфики деятельности и необходимости.

Основные задачи

Служба на любом производственном предприятии реализует следующие задачи:

  • контролирует соблюдение рабочим персоналом основных требований по охране труда;
  • организует контроль за соблюдением персоналом законов и прочих правовых актов, в том числе , соглашений и др.;
  • производит профилактические работы, целью которых является предупреждение травм, заболеваний;
  • организует работу по улучшению трудовых условий;
  • совершает консультационную работу по информированию работников об охране труда;
  • изучает и распространяет информацию о передовом опыте, пропагандирует вопросы, связанные с охраной труда.

Основные функции

Служба реализует широкий круг функций.

Вот лишь некоторых из них:

  • учет и анализ факторов, вызывающих производственный травматизм и заболевания;
  • оказание поддержки подразделениям в проведении анализа вредных факторов на производстве;
  • организация специальной оценки условий трудовой деятельности;
  • участие в проверках, связанных с обследованием состояния производственных сооружений и оборудования;
  • участие в деятельности комиссий по приему в эксплуатацию объектов производственного назначения;
  • разработка мероприятий по улучшению условий трудовой деятельности;
  • участие в составлении разделов нормативной документации, касающихся аспектов охраны труда;
  • другие функции.

Служба охраны труда в организации

Рассмотрим, какой правовой статус имеет служба, кому подчиняется, какие специалисты могут быть в ее составе, и другие нюансы.

Особенности организации и формирования

Помимо службы, функции по охране труда могут также осуществлять:

  • ИП, являющийся работодателем;
  • сам лично руководитель предприятия;
  • управомоченный работодателем и специально обученный сотрудник;
  • юрлицо, аккредитованное на оказание соответствующих услуг по охране труда, привлеченное работодателем по гражданско-правовому договору.

Статус

Управление по охране труда на конкретно взятом предприятии осуществляется руководителем. За совершение соответствующей деятельности ответственна непосредственно служба, которая создается на основании приказа руководителя.

  • учреждение — в форме отдельного подразделения;
  • формирование штата — специалисты по охране трудовой деятельности;
  • высшее должностное лицо – руководитель службы.

Служба охраны труда в организации совершает деятельность, взаимодействуя при этом:

  • с прочими подразделениями юридического лица;
  • с комитетом по охране трудовой деятельности;
  • с управомоченными лицами представительных органов;
  • со службой по охране трудовой деятельности вышестоящей организации;
  • с органами, совершающими исполнительную власть.

Кому подчиняется?

По общему правилу, служба подчиняется руководителю всего предприятия. Однако из общего правила подчиненности могут быть исключения – в случаях, если руководитель издал соответствующее поручение о подчинении службы одному из его заместителей.

Какие специалисты включаются?

Круг специалистов, которые могут осуществлять деятельность в службе, определяет руководитель юридического лица, исходя из:

  • общей численности персонала;
  • специфики условий трудовой деятельности;
  • оценки степени вредности производства;
  • других факторов.

По общему правилу, специалистами могут быть:

  • граждане, которые имеют квалификацию инженера по охране трудовой деятельности;
  • физические лица, обладающие техническим образованием, полученным в высшем учебном заведении, без обязательного требования к стажу трудовой деятельности;
  • работники с техническим образованием, полученным в средне-специальном учебном заведении, но со стажем в должности техника 1-й категории не меньше 36 месяцев, или в прочих должностях, предусматриваемых к замещению лицами с таким образованием, не менее 60 месяцев.

Тем не менее, руководитель предприятия может назначить и иное лицо, не удовлетворяющее представленным требованиям, но только после соответствующего обучения.

Расчет нормативной численности

Расчет нормативной численности сотрудников службы определяется посредством суммирования численности по таблицам, содержащимся в п. 3.2.1. – 3.2.9. Постановления № 10.

Пример:

Среднесписочная численность работников на предприятии – 520 человек. Количество занятых на вредных условиях труда – 75 человек. Из таблицы № 1 п. 3.2.1. Постановления № 10 получаем значение нормативной численности – 0,14. Допустим, число самостоятельных подразделений в организации – 4. Воспользуемся таблицей № 2 и получаем значение – 0,15.

Получаем предварительный расчет:

Виды работ и номер таблицы Факторы Значения факторов Нормативная численность
По предупреждению травматизма и заболеваний (таблица № 1) Среднесписочная численность 520 0,14
Количество сотрудников на вредных условиях 75
Проведение спецоценки условий труда (таблица № 2) Среднесписочная численность 520 0,15
Число сотрудников на вредных условиях 75
Количество структурных подразделений 4

Итого получаем предварительное значение нормативной численности службы – 0,29 человек. Продолжаем расчет по вышеуказанному примеру для всех 9 таблиц и суммируем полученные значения для окончательного расчета.

Документальное оформление

При создании службы вместе с учреждением юридического лица и первичном формировании основных подразделений, специального распорядительного документа не требуется.

Если же служба создается уже после достижения установленного законом числа работников, или же при наличии сформированной структуры организации, необходим приказ руководителя о создании.

Пример приказа:

Пример приказа

Помимо приказа, утверждается положение, в котором прописываются:

  • общие нормы;
  • задачи и функции, исполняемые службой;
  • формирование и организация работы службы;
  • права и обязанности сотрудников службы;
  • особенности взаимодействия с другими структурными подразделениями и органами надзора;
  • контроль за исполнением и ответственность.

Скачать образец положения можно здесь:

Специалист, при выявлении соответствующих нарушений, издает особое предписание об их устранении в установленные сроки.

Скачать образец предписания можно здесь:

Нюансы управления структурой

Контроль за структурой и деятельностью службы совершают:

  • руководитель учреждения;
  • служба по охране трудовой деятельности вышестоящей инстанции;
  • органы исполнительной власти;
  • органы госнадзора.

Члены службы самостоятельно несут всю ответственность, связанную с ненадлежащим исполнением ими обязанностей, возложенных на них положением о службе и соответствующими должностными инструкциями.

ПОЛОЖЕНИЕ

о службе охраны труда

I. Общие положения

1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда.

3. Служба организовывается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда. органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля,

5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

II. Основные задачи службы охраны труда

1. Основными задачами Службы являются:

1.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.

1.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.

1.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

1.4. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

1.5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

III. Функции службы охраны труда

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:

1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.

2. Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.

3. Организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением.

4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.

5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.

6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.

7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно - методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.

8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.

9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и- работу с вредными или опасными условиями труда.

10. Организация расследования несчастных случаев на производстве.

11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.

12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.

13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) .

17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

18. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.

19. Организация совещаний по охране труда.

20. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.

21. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.

22. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

23. Осуществление контроля за:

Соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

Обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

Соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от II марта 1999 г. N 279;

Выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

Наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

Проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

Своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических.освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

Эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

Состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

Своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

Организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

Санитарно - гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

Организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

Правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

Своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно - профилактического питания, молока и других равноценных пищевые продуктов;

Использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

24. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

IV. Права работников службы охраны труда

1. Работники Службы имеют право:

1.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

1.2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма -приложение к настоящим Рекомендациям) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

1.3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а" также нарушающих требования законодательства об охране труда.

1.4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к. ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

1.5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

1.6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.

1.7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

1.8. Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

V. Организация работы службы охраны труда

1. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

2. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

4. Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

VI. Формирование службы охраны труда

1. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13.

VII. Контроль и ответственность

1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

Работа по охране труда в организации обеспечивается совместными действиями работодателя, соответствующих профсоюзных органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Обязанность, функции и права сторон, участвующих в работе по охране труда, определены законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
Для организации работы по охране труда работодатель с учетом специфики деятельности данной организации создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (статья 217 ТК РФ).
При отсутствии в организации службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
С помощью службы охраны труда и других структурных подразделений руководитель организации осуществляет управление охраной труда, заключающееся в разработке,
принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и трудоспособности работающих на предприятии.

Управление охраной труда - подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Объектом управления охраной труда является безопасность труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и в организации в целом, т.е. управление условиями и организацией труда, параметрами технологических процессов, рабочими режимами оборудования и средствами коллективной защиты в целях создания безопасных условий труда для работающих на предприятии.

Система управления охраной труда (СУОТ) - пакет документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации.
Управление охраной труда решает следующие основные задачи:
♦ обучение работников безопасности и охране труда и пропаганда вопросов охраны труда;
♦ обеспечение безопасности производственного оборудования и производственных процессов;
♦ обеспечение безопасности зданий и сооружений;
♦ создание оптимальных режимов труда и отдыха работающих;
♦ улучшение санитарно-гигиенических условий труда;
♦ организация лечебно-профилактического обслуживания работающих;
♦ санитарно-бытовое обслуживание работающих;
♦ профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям;
♦ обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
♦ эффективная эксплуатация средств коллективной
защиты.

Управление охраной труда осуществляется путем реализации ряда функций:
. организацией и координацией работы по охране труда и ее планированием;
. контролем за состоянием условий труда; обеспеченностью материально-техническим оснащением и санитарно-бытовым обслуживанием;
. стимулированием работников за эффективную работу по охране труда;
. учетом, анализом и оценкой показателей состояния безопасности и охраны труда.

Организация и координация работ в области охраны труда предусматривает:
- формирование органов управления охраной труда;
- установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении;
- принятие и реализацию управленческих решений.

Планирование работ по охране труда - это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда, и осуществляется на основе:
¦ перспективных комплексных планов улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;
¦ текущих планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда. Соглашение по охране труда - правовая форма планирования и
проведения мероприятий по охране труда с указанием сроков выполнения и ответственных лиц;
¦ оперативных планов по участкам и цехам.

Основными видами контроля за состоянием условий и охраны труда в организации являются:
. оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц;
. административно-общественный (трехступенчатый) контроль;
. контроль, осуществляемой службой охраны труда;
. ведомственный контроль вышестоящих органов;
. контроль, осуществляемый органами государственного надзора.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...