Основания и порядок прекращения гражданской службы. Российское административное право


  • Государственное управление
    • Понятие, содержание и виды управления
    • Социальное управление
    • Теория управления и теория административного права
    • Понятие государственного управления
    • Признаки государственного управления
    • Виды государственного управления
    • Функции государственного управления
    • Исполнительная власть и государственное управление
  • Исполнительная власть
    • Основные подходы к изучению административно-правовой теории
    • Принцип разделения властей
    • Признаки исполнительной власти
    • Функции исполнительной власти
    • Субъекты исполнительной власти
  • Административное право как отрасль права. Предмет и метод административного права
    • Публичное право и административное право
    • Административное право и частное право
    • Предмет административного права
    • Метод административно-правового регулирования
    • Система административного права
    • Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
  • Наука административного права
    • Наука об управлении
    • Административное право как наука
    • Административно-правовая политика
    • История развития административно-правовой науки
      • Полицейское право
      • Административно-правовая наука в конце XVIII - начале XIX в.
      • Административное право конца XIX - начала XX в.
      • Основные достижения науки административного права в XX в.
      • История развития российской науки административного права
  • Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права
    • Система административно-правового регулирования
    • Нормы административного права
    • Структура административно-правовых норм
    • Административно-правовые отношения
      • Содержание административно-правовых отношений
    • Источники административного права
  • Понятие, правоспособность и дееспособность субъектов административного права
    • Понятие субъекта административного права
    • Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
  • Индивидуальные субъекты административного права
    • Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов
    • Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
    • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
    • Паспортный режим в Российской Федерации
    • Способы защиты прав граждан
    • Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
    • Право гражданина на административную жалобу
    • Производство по административным жалобам граждан
    • Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц
    • Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления
  • Государственная администрация
    • Понятие и содержание деятельности государственной администрации
    • Линейная и функциональная власть
    • Организационная структура государственной администрации
    • Административное ведомство
  • Органы исполнительной власти
    • Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
    • Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    • Виды органов исполнительной власти
    • Правительство Российской Федерации
    • Федеральные органы исполнительной власти
      • Система федеральных органов исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Территориальные органы исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления в системе публичной власти
  • Государственная служба и государственные служащие
    • Государственная должность: понятие и основные черты
    • Должности государственной службы. Реестры должностей государственной службы
    • Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники
    • Муниципальная служба и муниципальная должность
    • Система (виды) государственной службы
    • Виды государственной гражданской службы
    • Управление государственной службой
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды
      • Конституционные принципы государственной службы
      • Организационно-функциональные принципы государственной службы
    • Государственный служащий: основы правового положения
      • Права государственного служащего
      • Обязанности государственного служащего
      • Поощрение (стимулирование) и ответственность государственных и муниципальных служащих
    • Классификация государственных служащих
    • Прохождение государственной службы
      • Аттестация государственного служащего
      • Квалификационный экзамен
  • Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права
    • Понятие и виды организаций
    • Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Особенности административно-правового положения профессиональных союзов
    • Основы административно-правового положения религиозных объединений
  • Понятие и виды управленческих действий
    • Понятие формы управленческих действий
    • Значение формы управленческих действий в административно-публичной сфере
    • Виды форм управленческих действий
  • Правовые акты управления
    • Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления
    • Функции правового акта управления
    • Действие правовых актов управления
    • Виды правовых актов управления
    • Правовые акты Президента Российской Федерации
    • Правовые акты Правительства Российской Федерации
    • Правовые акты федеральных органов исполнительной власти
      • Государственная регистрация нормативных правовых актов
    • Правовые акты управления субъектов Российской Федерации
    • Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления)
  • Административный договор
    • Понятие и публично-правовая природа административного договора
    • Признаки административного договора

Прекращение государственной службы

Прекращение государственной службы - это нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правовых отношений между государственным служащим и государственным органом, которые возникли при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего (например, при поступлении государственного служащего на государственную службу в другом государственном органе).

Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Можно выделить следующие три вида оснований прекращения государственной службы:

  1. смерть (гибель) государственного служащего;
  2. увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
  3. выход на пенсию.

Увольнение государственного служащего является самым распространенным основанием прекращения государственной службы.

Основания увольнения определяются в следующих законах:

  1. Трудовой кодекс РФ;
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; этот Закон, подобно ТК РФ для работников, устанавливает правовое регулирование государственно-служебных отношений при замещении гражданским служащим должности гражданской службы, при прохождении службы, а также при прекращении служебного контракта, освобождении служащего от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы;
  3. федеральные законы о видах государственной службы; специальные федеральные законы, регламентирующие государственно-служебные отношения в различных государственных органах и различные виды государственной службы (например, органы внутренних дел, налоговые органы, таможенные органы);
  4. законы субъектов РФ, регулирующие вопросы государственной гражданской службы;
  5. иные нормативные правовые акты РФ.

Законодательство о государственной службе и ее соответствующих видах предусматривает специальные дополнительные основания для увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа:

достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы . Законодательство о государственной гражданской службе устанавливает предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет;

прекращение гражданства РФ . Наличие гражданства Российской Федерации является принципиальным требованием при поступлении на государственную службу. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы. На указанных граждан распространяются положения Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», определяющие правовые основы государственной службы;

несоблюдение государственным служащим обязанностей и ограничений, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . Для увольнения государственного служащего по данным основаниям требуется установление факта виновного нарушения им установленных законодательством о государственной гражданской службе обязанностей и ограничений, а также необходимые доказательства такого нарушения. В каждом конкретном случае руководителю государственного органа необходимо детально разобраться с фактами несоблюдения служащими установленных правоограничений и запретов;

разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну ,

увольнение по другим основаниям . Государственный служащий может быть уволен и при возникновении других обстоятельств, которые предусматриваются федеральными законами о соответствующем виде государственной службы. Этими основаниями являются: признание государственного служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишение его права занимать должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной службы связано с использованием таких сведений.

В качестве общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы можно назвать следующие:

  1. соглашение сторон служебного контракта;
  2. истечение срока действия срочного служебного контракта;
  3. расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
  4. расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
  5. перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
  6. отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;
  7. отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;
  8. отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;
  9. отказ гражданского государственного служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
  10. обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;
  11. нарушение установленных законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;
  12. выход гражданского служащего из гражданства РФ;
  13. несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных для государственных гражданских служащих действующими федеральными законами;
  14. нарушение запретов, связанных с гражданской службой;
  15. отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает порядок расторжения служебного контракта, а также освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения со службы. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске.

При принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

Согласно статье 33 ФЗ «О ГГС» законодатель предусматривает перечень оснований прекращения гражданской службы (их 15).

    Расторжение служебного контракта по согласию сторон. Инициатива со стороны государственного служащего. Он пишет заявление « Прошу освободить от замещающей должности» Дата. Если руководитель соглашается, то государственный служащий должен получить расчет – деньги, подлинники документов. Руководитель издает приказ.

    Расторжение контракта по инициативе государственного служащего. Вступают в действие нормы трудового договора. Он находится на службе еще 14 дней. В течении которых вправе отозвать свое заявление. После 14 дней все прекращается, если в последний день не получил расчета и содержания, то может собрать документы и отправиться в суд.

    По инициативе представителя нанимателя. (Должна быть указана причина). Статья 37.

а) не соответствие служащего замещаемой должности

По состоянию здоровья

В следствие недостаточной квалификации, подтвержденной комиссией

Б) неоднократное не исполнение служебно-должностных обязанностей

Он должен иметь взыскания (2)

Не позднее 1 года – т.е. от 1 взыскания должно быть 1 год

В) неоднократное грубое нарушение служащим должностных обязанностей.

(прогулы более 4 часов подряд, всего 10 часов, отсутствие на служебном месте)

Г) Появление на службе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (Кто может определить, что он пьяный?) Нужно медицинское освидетельствование.

Д) Совершение по месту службы хищений, подтверждающих приговором суда.

Е) разглашение государственной тайны

Ж) Прекращение и приостановление контракта, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

С призванием на военную службу

С восстановлением служащего, ранее замещающего данную должность по решению суда

Избрание и назначение на государственную должность

С наступлением чрезвычайных обстоятельств (военные действия)

При поступлении на военную службу – прекращает служебный контракт, на значение или избрание- приостанавливает служебный контракт.

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должностигражданской службыи увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта

2) истечение срока действия срочного служебного контракта

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

7)отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17настоящего Федерального закона;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. Прекращение государственной службы может быть осуществлено в соответствии с личным заявлением государственного служащего об увольнении с государственной службы по основаниям, предусмотренным законами Российской Федерации, например: призыв (поступление) государственного служащего на военную службу или поступление его в учебное заведение; перевод государственного служащего в другой государственный орган; отказ служащего от перевода на службу в другую местность вместе с государственным органом, равно отказ от продолжения службы в данном государственном органе в связи с изменением условий службы. Таким образом, в рассмотренном аспекте для государственных служащих действует законодательство РФ о труде.

По собственной инициативе государственный служащий имеет право расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок в любое время, предупредив об этом руководителя государственного органа за две недели. Предупреждение должно быть сделано в письменной форме.

В случаях, когда заявление об увольнении по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжения службы (необходимость ухода за больным членом семьи и др.), руководитель государственного органа должен расторгнуть трудовой договор (контракт) с государственным служащим в срок о котором он просит. По истечении срока предупреждения об увольнении государственный служащий вправе прекратить работу, а кадровые органы соответствующего государственного органа обязаны выдать ему трудовую книжку и произвести с ним расчет.

По договоренности с между государственными служащими и руководителем государственного органа трудовой договор (контракт) может быть, расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

Трудовой договор (контракт), заключенный на определенный срок, т.е. срочный трудовой договор (контракт), в соответствии со ст. 32 КЗоТ подлежит расторжению досрочно по требованию государственного служащего лишь при наличии у государственного служащего уважительной на то причины (например, в случае его болезни, инвалидности, препятствующих продолжению службы, и д.р.). Закон не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин, по которым возможно досрочное прекращение трудового договора (контракта) по требованию работника. Поэтому в каждом конкретном случае этот вопрос решается руководителем государственного органа с учетом всех обстоятельств и условий.

Если государственный служащий сочтет необходимым решение руководителя государственного органа, признавшего причину досрочного увольнения неуважительной, он вправе обжаловать такое решение в соответствующий орган или в суд.

Основания, по которым руководитель государственного органа в праве по своей инициативе уволить государственного служащего, предусмотрены в ст. 33 и 254 КЗоТ. К ним относятся: ликвидация государственного органа, сокращение его штата (п. 1 ст. 33 КЗоТ); обнаружившееся несоответствие государственного служащего занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующих продолжению государственной службы (п. 2, ст. 33 КЗоТ); систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим без уважительной причины обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом), должностной инструкцией или правилами внутреннего трудового порядка, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания (п. 3, ст. 33 КЗоТ); прогул (в том числе отсутствие на службе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин) (п. 4, ст. 33 КЗоТ); неявка на службу более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, если законодательством не установлен более длинный срок сохранения должности при определенном заболевании (п. 5, ст. 33 КЗоТ); восстановление на службу (в должность) государственного служащего, ранее замещавшего эту должность (п. 6, ст. 33 КЗоТ); Появление на службу в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения (п. 7, ст. 33 КЗоТ); Совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) государственного имущества, установленного вступившим в силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (п. 8, ст. 33 КЗоТ); Совершение виновных действий государственным служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны руководителя государственного органа (п. 2, ст. 254 КЗоТ).

Увольнение по любому из оснований, предусмотренных КЗоТ, за исключением полной ликвидации государственного органа, является правом руководителя государственного органа, а не его обязанностью. Как общее правило, увольнение должно применяться лишь в тех случаях, когда другие меры дисциплинарного воздействия неэффективны или оставление на службе того или иного государственного служащего может отрицательно сказаться на деятельности государственного органа.

Увольнение в связи с ликвидацией государственного органа или сокращение его штата (п. 1, ст. 33 КЗоТ) осуществляется с соблюдением гарантий, установленных для государственных служащих Законом об основах государственной службы, а также ст. 40 КЗоТ, определяющей основания и порядок высвобождения работников. Однако увольнение государственного служащего может быть осуществлено помимо указанных оснований по инициативе руководителя государственного органа, согласно ст. 25 Закона об основах государственной службы, в случаях: достижением служащим предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; прекращения гражданства РФ; несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего законодательством о государственной службе; разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; возникновение других обстоятельств, при которых государственный служащий не может находиться на государственной службе.

Решение об увольнении государственного служащего в связи с неисполнением им обязанностей и ограничений, установленных законодательством о государственной службе, а также в связи с раз гашением им сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, может быть принято руководителем соответствующего государственного органа, исходя из конкретных обстоятельств и условий, при которых допущено такое несоблюдение и лишь при наличии вины государственного служащего. Руководитель государственного органа вправе вместо увольнения применить к государственному служащему в этих случаях другое дисциплинарное взыскание.

Разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны может быть основанием для увольнения государственного служащего при условии, если эта тайна была доверена ему в связи с выполнением им должностных обязанностей.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрен ст. 5 Закона «О государственной тайне» в редакции Федерального закона от 6 октября 1997 года.

Иной, охраняемой законом тайной являются сведения, отнесенные законом к сведениям конфиденциального характера. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 года. В указанный перечень включены: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни граждан, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих расположению в средствах массовой информации в установленных Федеральным законом случаях; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами служебная тайна; сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской федерации, федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и др.); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

К числу конфиденциальных сведений, если законодательством они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся, например, сведения, содержащиеся в декларации и справке о доходах и имуществе, представляемых государственными служащими в соответствии с Указом Президента РФ «О предоставлении лицами, занимающими государственные должности в органах местного самоуправления, сведений об имуществе» от 15 мая 1997 г.

Статья 16 Федерального Закона «Об основах государственной службы в РФ» устанавливает, что при ликвидации государственного органа или при сокращение его штата государственному служащему в случае невозможности представления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность в другом государственном органе с учетом профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.

При невозможности трудоустройства государственного служащего, заключившего трудовой договор на неограниченный срок, гарантируется переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.

Если государственный орган ликвидируется или сокращаются штаты, то государственному служащему при увольнении выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в «резерве») с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы

В некоторых государственных органах устанавливаются и другие основания для прекращения государственно - служебных отношений. Например, основаниями для прекращения службы в органах внутренних дел могут быть: увольнение из органов внутренних дел; прекращение гражданства РФ; признание сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвременно отсутствующим; смерть (гибель) сотрудника органов внутренних дел.

Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, которая назначается в соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после его увольнения с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, порядок назначения которой определяется федеральным законом. Соответствующие федеральные законы устанавливают условие и порядок выхода государственного служащего на пенсию. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы определен в 60 лет. Руководитель соответствующего государственного органа может продлить нахождение на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные, и ведущие государственные должности государственной службы и достигшие предельного для государственной службы возраста. Вместе с тем однократное продление срока продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на один год. Если государственный служащий достиг возраста 65 лет, то продление нахождения его на государственной службе не допускается. Однако возможно и при достижении этого возраста продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Гражданской службы

Законодатель устанавливает следующий порядок назначения классных чинов. Классный чин гражданской службы – действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом РФ. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ. В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Классные чины «советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса», «референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса» и «секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса» присваиваются представителем нанимателя. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом данного субъекта.

При решении вопроса о присвоении классного чина проводится квалификационный экзамен (не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года). Егоцелью является оценка знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Согласно ст. 49 Закона квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а в случаях, определяемых Президентом РФ, - должности гражданской службы категории «руководители». Порядок проведения аттестации утвержден Указом Президента РФ от 1 февраля 2005г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:



1) соглашение сторон служебного контракта;

2) истечение срока действия срочного служебного контракта;

3) расторжение служебного контракта по инициативе служащего;

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;

5) перевод служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гслужащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

7) отказ служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

8) отказ служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

9) отказ служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта (в том числе при достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе – 65 лет );

11) нарушение установленных данным Законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;

12) выход гражданского служащего из гражданства РФ;

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных данным Законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Тема 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций

Избиенова Т. А., Салишкина В. В.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Избиенова Татьяна Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

Салишкина Виктория Владимировна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

Статья посвящена соотношению специального служебного и трудового законодательства, вопросам несовершенства законодательства в сфере неурегулированности гарантий и положения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, основания прекращения служебного контракта, трудовое законодательство, инициатива нанимателя, гарантии, неопределенность правовых норм.

Согласно ст. 11 та; РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов о государственной гражданской службе.

Основным нормативно-правовым актом федерального уровня, регулирующим такие особенности, является Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который выделяет основания прекращения служебного контракта с государственным служащим по инициативе представителя нанимателя (ст. 33) .

Данный нормативно-правовой акт, а также Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» в статьях 5, 73 предполагают субсидиарное применение норм трудового права для урегулирования отношений по прохождению гражданской службы в целях восполнения правовых пробелов. Соответственно, основания прекращения служебного контракта с государственным служащим могут быть применены лишь по принципу субсидиар-ности, относительно ТК РФ. Такая правовая конструкция, как представляется, призванная придать целостность механизму правового регулирования служебной деятельности на стадии его формирования, не только не решает проблем, но и создает неясность с определением нормативной базы при регулировании отношений по прохождению службы.

Применение этих оснований на практике может вызвать достаточно большое количество проблем. Прекращение гражданства Российской Федерации,

прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на государственной службе, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на государственной службе, является ограничением, предусмотренным статьей 16 ФЗ «О государственной службе Российской Федерации». Соответственно в случае возникновения одного из указанных обстоятельств представитель нанимателя оказывается перед выбором: в соответствии с каким пунктом, 6 или 7 статьи 16 указанного закона должен быть уволен государственный служащий? .

Фактически Закон устанавливает два дополнительных основания прекращения служебных правоотношений: несоблюдение ограничений и нарушение запретов. Очевидно, что неизбежно возникновение конфликтов, связанных с соотношением специального служебного и трудового законодательства при регулировании служебных отношений, т. к. многие из указанных ограничений являются самостоятельными основаниями прекращения трудового договора, предусмотренными ТК РФ. Например, представление подложных документов при поступлении на государственную службу в соответствии с положениями ст. 81 ТК РФ является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. На-

Государственное и муниципальное управление

личие заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения, как основание прекращения трудового договора предусмотрено п. 8 ст. 77 ТК РФ .

В таких случаях возникает вопрос: на какую статью необходимо ссылаться при увольнении государственного служащего по данному основанию? Ссылку в трудовой книжке следует делать на п. п. 4 и 8 статьи 16 Закона о государственной службе соответственно, поскольку приведенная там норма является специальной по отношению к общим нормам трудового законодательства.

Помимо вопроса об утрате гражданства, представитель нанимателя в соответствии с Законом вправе решать - прекратить или нет служебные отношения со служащим, нарушившим любое из ограничений или запретов. Возникающая проблема, связанная с весьма широкими возможностями представителя нанимателя действовать по своему усмотрению, с нашей точки зрения, является одной из важнейших на гражданской службе. А именно, ст. ст. 16, 17 Закона прямо говорят о невозможности быть принятыми на государственную службу или состоять на ней для лиц, нарушивших запреты или допустивших несоблюдение ограничений, а также служащих, в отношении которых представитель нанимателя утратил доверие.

Кроме того, предложенный порядок привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения (ст. 59.3), ограничивающий сроки привлечения к ответственности, вряд ли может быть признан сообразующимся с целями правового регулирования служебной деятельности в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений для лиц, замещающих должности государственной службы. Это означает, что увольнение по основаниям, перечисленным в п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и ст. 59.2, за исключением случая непредотвращения конфликта интересов, не является элементом института дисциплинарной ответственности и не может выступать в качестве меры дисциплинарного воздействия.

Таким образом, неопределенность норм порождает широту дискреционных полномочий должностных лиц или государственного органа в целом. Можно сделать вывод о необходимости проведения комплексной работы по разграничению оснований прекращения служебного контракта, что будет способствовать снижению коррупциогенных факторов .

Возникает вопрос: а можно ли уволить беременную женщину, замещающую должность государственной гражданской службы, за совершение коррупционного проступка, например, за предоставление

заведомо недостоверных сведений о доходах? На данный момент в правовом поле этот вопрос не урегулирован и не имеет нормативного закрепления, что подталкивает соискателей находить возможные варианты регулирования на законодательном уровне.

Можно сделать вывод, что законодательство закрепляет общие положения государственной службы и регулирует правовое положение государственного служащего, ориентируясь на достижение наиболее эффективных результатов путем установления особого статуса. При всей логичности и легитимности такого подхода на практике наблюдается отсутствие системности в реализации общих принципов и целей государственной службы, что вызывает различные коллизии. Отдельные аспекты требуют уточнения и конкретизации. Ориентиром должны стать конституционные нормы, закрепляющие место и статус государственной службы в системе государственного управления.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: официальный от 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. (ред. от 03.04.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014 № 53-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; СПС «Консультант Плюс».

4. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228; СПС «Консультант Плюс».

5. По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. Е. Остаева: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 дек. 2011 г. № 28-П // Собрание законодательства РФ. 2011. № 52. Ст. 7639; СПС «Консультант Плюс».

6. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Н. И. Воробьев, В. А. Галкин, М. М. Мокеев, И. Н. Осипова, А. Б. Юдина. М.: АЙ ПИ ЭР МЕДИА, 2014.

7. Пресняков М. В., Чаянов С. Е. Расторжение служебного контракта: практическое применение // Справочник кадровика. 2012. № 8.

Петренко Н. И, Якимов В. А.

T. A. Izbienova, V. V. Salishkina PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE BASES OF TERMINATION OF STATE CIVIL SERVICE

The article is devoted to the special relationship of service and labor law issues imperfection of the legislation in the sphere of the unsettled situation of guarantees and persons holding positions of state civil service.

Key words: civil service, grounds for termination of the service contract, the labor legislation, the initiative of the employer, guarantees, uncertainty of legal rules.

IZBIENOVA Tatiana Alexandrovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Private Law Russia and foreign countries Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

SALISHKINA Viktoria Vladimirovna - Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Петренко Николай Иванович,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института АНО ОВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары. E-mail: [email protected]

Якимов Владимир Анатольевич,

магистрант ФГБОУВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: miketyson891 @gmail. com

В статье автором исследуется нормативно-правовая основа регулирования статуса депутатов представительных органов местного самоуправления. Кроме того, атвором исследуется вопрос правового регулирования статуса депутатов на уровне субъектов и муниципальном уровне. Автором отмечается, что рассмотрение вопросов компетенции субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления, как правило, связывают с исследованием проблем федерализма, а также проблем разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Ключевые слова: депутат, местное самоуправление, конституционно-правовой статус, статус депутата представительного органа местного самоуправления, права и свободы, стутус депутата.

Особое место в системе правового регулирования статуса депутата занимают общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, которые в ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поставлены на первое место в перечне актов, составляющих правовую основу местного самоуправления.

К общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам России в сфере местного самоуправлении относится, в частности, Европейская хартия местного самоуправления , которую Россия подписала 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ее 5 мая 1998 года. В ней закрепляются принципы, определяющие условия осуществле-

ния полномочий выборными представителями на муниципальном уровне.

Конституция РФ (статья 17) признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, указывает на особую роль принципов и норм международного права в правовом закреплении прав и свобод человека и гражданина.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ устанавливает, что, если международный договор содержит правила, требующие изменения положений Конституции РФ, решение на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Кон-

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...