Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции. Специфика подростковой наркомании


Подростковая наркомания не является обособленным явлением, она представляет собой проблему семьи, самого индивидуума и в целом социального окружения. Именно вследствие этого предупреждение такой страшной беды основывается на комплексном всестороннем подходе. Наркомания в подростковом возрасте характеризуется специфическими особенностями. Сегодня основополагающая проблема наркомании в социуме заключается не исключительно в пагубной привычке, а в моде на прием различных средств, вызывающих зависимость. Ведь, к сожалению, для нынешних подростков употребление наркотических препаратов стало своеобразной традицией. Статистика подростковой наркомании утверждает, что 20% девушек и 56% подростков принадлежащих к сильному полу, хотя бы раз употребляли вещества наркотического воздействия.

Детская наркомания характеризуется тесной взаимосвязью непосредственно с переходным этапом завершения периода детской беззаботности и вхождение во взрослое существование. Молодому неожиданно приходится самостоятельно принимать решения и возлагать за них ответственность на себя. Вследствие этого, если родители не смогли воспитать в подростке ответственность, то подростковая зависимость может оказаться гораздо ближе для них, чем хотелось бы. Установлено, что подростковый алкоголизм и наркомания являются итогом подросткового стремления казаться старше. К сожалению, наркомания в подростковой среде сегодня является своеобразной возможностью проявить собственную «крутость» и не отставать от товарищей.

Причины подростковой наркомании

Большинство нарушений в поведении несовершеннолетних (кроме случаев психических недугов) порождено неправильным родительским воспитанием. Нередко родители совершенно некритичны к собственным моделям воспитания. Зачастую они возлагают вину за эту пагубную привычку либо на самого подростка, либо его на товарищей, которые якобы пристрастили его.

Подростковый алкоголизм и наркомания давно уже стали социальными проблемами. Рост количества алкоголиков и наркозависимых в подростковой среде создает предпосылки к социальной угрозе мирового масштаба. Согласно информации всемирной организации здравоохранения, алкоголизм и наркомания являются третьими по частоте причинами смертности. Статистика подростковой наркомании и алкоголизма свидетельствует, что 80% взрослых лиц, страдающих алкоголизмом или наркозависимостью, начали свою пагубную «карьеру» именно в пубертатном периоде.

Факторов, провоцирующих подростков на эксперименты с приемом различных наркотических средств, существует множество, но в общем можно выделить две большие группы.

Личностные расстройства и заболевания психики подростка, вследствие которых он не в состоянии самореализоваться другим способом, кроме как прием спиртосодержащих напитков или употребление наркотиков, относят к первой группе. В пубертатном периоде подростки могут быть повержены множеству недугов, затрагивающих психику. Причем некоторые из таких недугов впервые обнаруживаются именно в переходном периоде, вследствие того, что происходит гормональное переустройство организма, провоцирующее обострение скрытых заболеваний и появление новых. Другие заболевания носят врожденный характер и в период переустройства организма могут стать более выраженными. Так, например, представляющая собой врожденное расстройство личности, от которого страдает сама личность и общество. Такие врожденные расстройства или приобретенные аномалии характера ведут к дисгармоничному формированию личности и расстраивают ее социальную адаптацию.

Большим значением для формирования расстройства поведения у подростка, страдающего вышеотмеченными аномалиями, обладает неблагоприятное воздействие среды, например, недостаток воспитания.

Если в семье коррекцией аномального поведения ребенка никто не занимается, вследствие того, что родителям интереснее пьянствовать или они озабочены только материальным обеспечением, если подросток воспитывается в атмосфере постоянных скандалов или в неполной семье, то акцентуации или психопатические аномалии характера только усиливаются. Акцентуацией характера называют индивидуальные ярко выраженные черты, которые еще не являются патологией. Акцентуации как бы являются границей между нормой и психопатией. В целом вариации акцентуаций характера аналогичны психопатическим чертам (возбудимость, истеричность, и др.), но при этом все особенности проявляются не столь резко. Также при акцентуации не наблюдается серьезное нарушение , как при психопатиях.

И пограничное умственное недоразвитие тоже могут способствовать ранней наркомании и употреблению спиртных напитков. Такие подростки не способны верно оценивать следствия собственных действий, легко внушаемы, вследствие чего попадают под влияние окружения и больше подвержены негативному воздействию, чем позитивному. Все это и формирует благодатную почву для подражания ровесникам, которые были замечены в злоупотреблении спиртными напитками и наркотиками.
Также подростки, склонные к приему наркотических препаратов, могут иметь и тяжелые психические недуги, такие как: или . Они выражаются в психических аномалиях, создающих фундамент для употребления спиртосодержащих напитков и наркотиков.

Специфические особенности поведения относят ко второй группе факторов, провоцирующих подростков на чрезмерное употребление алкоголя или наркотических препаратов. Подростковому возрасту присущи свои специфические поведенческие черты, вследствие наличия которых ребенку сложно противостоять отрицательному воздействию.

Пубертатному периоду характерны специфические реакции на внешние воздействия различной направленности и расстройства в поведенческой функции, которые могут наблюдаться у здоровых детей, а могут являться проявлением имеющегося психического недуга. Зачастую подобные нарушения присущи молодым людям с наличием различных акцентуаций характера или психопатии.

Подростковая наркомания и токсикомания, как правило, является следствием нарушения поведения. Большинство нынешних подростков являются акселератами в физическом развитии, но многие из них в поведенческих реакциях и эмоциональных проявлениях остаются инфантильными. Другими словами, внешне они выглядят вполне сформированными, взрослыми, но поведение их и эмоциональное реагирование остается на уровне детского. У них наблюдается превалирование детских интересов и изменчивость эмоциональных проявлений, незрелость функций психики, подверженность негативному воздействию, склонность к копированию поведения значимых лиц, беспечность, легкомысленность, неумение правильно оценивать плоды собственных деяний, незрелость чувства ответственности, наряду с высоким ростом и кажущейся «взрослостью».

Такие подростки не всегда могут критически оценить себя и собственные действия. Они стремятся к независимости, однако не могут самостоятельно себя финансово обеспечить, вследствие чего зависят от родственников. А в школьной среде им приходится подчиняться требованиям педагогов. Поэтому они стремятся компенсировать собственную зависимость вне школьных стен и домашней среды, в подростковых группировках, где каждый устремлен на демонстрацию товарищам собственной «крутости» и завоевание «авторитета» методами и средствами доступными ему. Такие методы обязательно будут популярными в данной конкретной группе, но существенно будут отличаться от требований, выдвигаемых школой и родителями.

Проблема подростковой наркомании

Сегодня наркомания в подростковой среде представляет собой серьезную проблему, которой нужно противостоять на всех стадиях ее возникновения, начиная с ликвидации незаконного оборота наркотических веществ и заканчивая работой профилактического характера в учебных учреждениях и семьях. К сожалению, профилактика подростковой наркомании на практике малоэффективна. Так как на определенном этапе подросткового развития среда сверстников оказывает большее воздействие, чем взрослое окружение. И пока для детей прием наркотических веществ будет олицетворять проявление самостоятельности и собственной «крутости», ситуация с наркоманией в мире не изменится.

Подростковая наркомания и токсикомания в обществе приобрела однозначно отрицательное и отвергающее отношение, которое связано с неведением и непониманием такого явления, как наркомания. перед неведомым, а потому и пугающим, тревога за детей, боязнь наркомафии, ужасающая статистика, сложившиеся стереотипы – все это вместе ведет к резким реакциям отторжения в социуме и изгнания наркоманов-подростков обществом. Подросток, отверженный в семье, коллективе ровесников и изгнанный обществом оказывается на вершине пропасти. И единственной средой, где его принимают без обвинений, и отторжения является среда, с доминирующей культурой, основывающейся на потреблении наркотических или иных психоактивных веществ. Выживание из так называемого «нормального» социума приговаривает подростка-наркомана к существованию в окружении, которое в психологическом плане разрушает интенсивнее, чем наркотические вещества, но вне которого он уже не в состоянии жить. Подобным образом, организовывается особая субкультура наркозависимых лиц с характерными принципами жизни, идеологией, системой ценностей, речью, атрибутикой, мифами.

Наркомания в подростковом возрасте сегодня стала трагедией, охватывающей весь мир. К сожалению, она является неотъемлемой частью бытия. Поэтому необходимо понимать, что последствия подростковой наркомании – это деградация социума, что в конечном итоге повлечет вымирание человечества. Порицание и общественное отторжение подростков-наркоманов не решит проблему наркотизации молодого поколения.

Профилактика наркомании в подростковой среде

За последние столетье наркомания перешла из явления, бывшего предметом изучения психиатрии, в разряд так называемых болезней общества и стала общесоциальной проблемой. Поэтому важнейшей задачей современного общества является профилактика подростковой наркомании. Однако, ошибочно полагать, что с подобным явлением должно бороться исключительно общество.

Профилактика подростковой наркотизации, помощь подросткам-наркоманам, противостояние этому страшному недугу является задачей каждого члена социума. Ведь последствия подростковой наркомании затрагивают не только исключительно семьи, которых постигла эта страшная беда, но и их окружение.

Основные задачи психологического подхода и педагогического воздействия в сфере профилактики наркозависимости лежат в формировании у молодежи адекватного уровня , выработке навыков коммуникативного взаимодействия и умений противостоять давлению сверстников, адаптации к изменяющимся обстоятельствам и формировании социальной гибкости.

Профилактика подростковой наркотизации заключается в проведение комплекса мероприятий политического и экономически-правового характера, социальной, медико-педагогической, культурной, физкультурно-оздоровительной направленности, которые целеустремленны на предупреждение зарождения и распространения такого страшного явления, как наркомания.

Лечение подростковой наркомании должно быть:

— индивидуализированным, учитывающим все особенности пациента, которые включают личностные характеристики, вид наркотика, социальные условия и др.;

— продолжительным и непрерывным;

— комплексным;

— ориентированным на всецелом воздержании от употребления любых веществ психоактивной направленности, включая алкоголь.

Лечение подростковой наркомании непосредственно зависит от времени выявления и оперативности начала терапии. Своевременность обнаружения является задачей взрослого окружения подростков, особенно педагогов и родителей.

Наркомания (от греч. «нарко» – помрачение сознания и «маниа» – страсть) – это пристрастие, привыкание к таким вредным веществам, как кокаин,опий, морфин, индийская конопля (гашиш, анаша, марихуана) и др.

Пристрастие, например, к опию и его препаратам (морфин, кокаин) возникает через неделю – месяц после начала регулярных приемов наркотиков. Постепенно организм требует нарастания доз, иногда в сотни раз превышающего смертельные для обычного человека.

Хроническое употребление наркотика приводит к физическому истощению, ослаблению или исчезновению половой потенции, нарушению менструального цикла, деградации личности с сужением круга интересов, падению энергии.

Если наркоман лишается привычной дозы, то через несколько часов возникают абстинентные явления: общее недомогание, учащение ритма сердца, дыхания, расширение зрачков, тошнота, рвота, понос, слюно- и слезотечение, бессонница, сильные боли в суставах, потливость, истерические реакции с агрессивностью либо, напротив, депрессия. Эти симптомы могут сохраняться в течение 5 – 10 дней.

Употребление наркотиков ведет к тяжелым правонарушениям, часто лежит в основе проституции.

Таковы тяжелые последствия наркомании. Известно, что на протяжении многих лет эта проблема нас мало волновала. Наркоманов в миллионных городах насчитывались единицы, и эта статистика являла картину благополучия. И лишь недавно мы были вынуждены признать, что наркомания превратилась в серьезную проблему.

Что же толкает людей, особенно молодежь, на добровольное сумасшествие? Неуверенность в завтрашнем дне, житейская неустроенность, чувство одиночества, промахи в воспитании? Вот факты: более половины наркоманов выросли во вполне благополучных семьях, в отнюдь не коммунальных квартирах, ни в чем не нуждались. Большинство молодых людей имели среднее и незаконченное высшее образование.

Ученые, врачи, социологи говорят о нескольких причинах распространения наркомании в современном обществе.

Первая – гедонизм, т. е. гипертрофированное желание получать удовольствия, душевный инфантилизм, тяга к запретному плоду и неумение вследствие невоспитанности (!) владеть своей волей, привычка безотказно получать в семье все, что заблагорассудится. Такая молодежь и думать не думает, что социальное благоденствие следует постоянно оплачивать собственным честным трудом. От бездействия к «балдению» – один шаг...



Вторая причина – невежество родителей и их детей: 90 % больных, впервые потянувшись к яду, не знали о пагубных последствиях наркомании – атрофии мозга, шизофрении и других психозах, импотенции, предраковых процессах в легких, поражении крови, деградации личности, которая наступает в 15 – 20 раз быстрее, чем при алкоголизме.

Подросток, раз попробовав наркотик, как правило, стремится к второй, третьей, четвертой дозе, теша себя иллюзией, что всегда успеет остановиться. Но поздно... В организме наркомана рано включаются тонкие химические и физические процессы, отказаться от очередного приема яда человек уже не может. Так за несколько недель возникает психологическая и физическая зависимость от наркотиков, начинается путь, в конце которого бездна.

Третья причина – неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей. Наркомания – это трагедия молодого человека, не сумевшего реализовать свои возможности, серьезный повод задуматься и об интересах молодежи, и о работе всевозможных клубов, спортивных секций и других учреждений, ответственных за организацию молодежного досуга.

Четвертая причина – отсутствие доверия, эмоциональных связей между взрослеющими детьми и их родителями, особенно отцами. Они часто не утруждают себя попытками всмотреться в душу своего ребенка, откровенно с ним поговорить, предостеречь, дать добрый совет, отвлечь от дурных мыслей. А дети в свою очередь уходят в себя, стремятся установить доверительные отношения прежде всего со сверстниками или старшими товарищами, поведение которых может быть далеко не всегда безупречным.

Следовательно, взаимопонимание между «отцами» и «детьми» – это такая семейная ценность, беречь которую надо, не жалея сил и времени.

49.социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними употребляющие наркотические вещества .

С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

Любая профилактическая программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:

Распространение информации о причинах, формах и последствиях потребления наркотических средств;

Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;

Предоставление альтернативы наркотизации;

Коррекция социально-психологических особенностей личности;

Целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам);

Тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:

1. Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

2. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

3. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

4. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.

5. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.

6. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).

7. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.

При организации профилактики в образовательном учреждении можно выделить два этапа: подготовительный этап и этап реализации программы профилактики.

Подготовительный этап дает возможность оценить проблему, определить стратегию профилактических мероприятий, выбрать наиболее эффективные методы, и самое главное – подготовить благоприятную среду для дальнейших действий. С этой целью администрации ОУ необходимо организовать проведение среди педагогического коллектива специальных семинаров по проблемам наркоманий. Кроме этого из числа специалистов, работающих в образовательном учреждении должна быть создана группа, активно действующая в рамках проводимой профилактической работы, координирующая ее и оценивающая эффективность проводимых мероприятий. Участники этой группы должны пройти специальную подготовку.

В чем заключаются основные причины роста наркомании среди подростков и детей? В нашей стране сейчас тенденция злоупотребления наркотиками среди подростков приобрела угрожающие размеры. Еще несколько лет назад наркомана 16-летнего возраста можно было редко встретить. Но сегодня 30% наркозависимых лиц, обращающихся за медпомощью, составляют подростки и дети.

Постепенно, прием наркотиков в подростковых компаниях у современной молодежи вошел в обыденность и, даже, в традицию. Нормальные дети воспринимаются такими компаниями как «белые» вороны. Подростковая наркомания приобрела масштаб эпидемии в России. По данным МВД России – молодежь и подростки составляют 70% из всех употребляющих наркотики. Мальчики употребляют наркотические вещества в 2 – 2,5 раза чаще, чем девочки.

Современная молодежная субкультура наркотическое опьянение начало рассматривать как разумеющийся атрибут времяпрепровождения. Некоторые подростки и юноши читают научные труды и художественные книги, в которых описывается опыт переживаний под влиянием дурманящих и психоактивных веществ. В этом уязвимом подростковом возрасте, любая информация о мистических духовных переживаниях и опытах с помощью ЛСД, пейота, псилобицина, мескалина старшеклассниками и подростками воспринимается как прямое руководство к действию. Но прием наркотических средств, ни в каких формах, не оправдан. Наркомании подвержены и старшекурсники из ВУЗов, несмотря на свою полную осведомленность о вреде наркотиков и опасности проведения наркотических опытов.

Статистикой наркомании среди подростков выделяется первая вспышка в мире проблемы наркотизации в 20-х годах XX века. В России тогда массово потреблялся кокаин беспризорниками. В конце XX века в наркотизацию вовлекались дети и из благополучных семей. А сегодня наркотические вещества очень доступны, распространяются даже и через интернет. В последнее время, хорошо, что нельзя стало в аптеках без рецепта купить сильнодействующие медицинские препараты.

Причины наркомании у подростков

Наркомания среди подростков распространена, потому что сам подросток еще не является сформированной личностью, эмоционально неустойчив, очень любопытен. Любому подростку хочется взрослости, самостоятельности, авторитета в глазах ровесников. И это создает уязвимость в подрастающем человеке.

Начало приема наркотиков у подростков, как правило, происходит в компании друзей, в клубе, на дискотеке. Любопытство и нежелание отставать от группы толкает ребенка на роковой шаг. Систематичность наркотического отравления переводит глупое любопытство и равнение на заядлых наркоманов в бездну наркотической зависимости и, как следствие – оступившийся подросток знакомится с явлением наркотической ломки, хрупкая эйфория и примитивный «кайф» проходит и происходит столкновение с суровой реальностью лоб в лоб.

В большинстве эпизодов наркомания в подростковом возрасте берет корни из личных проблем подростка, отсутствия стоящих жизненных целей и удовлетворения жизнью. Так происходит подмена стремления к наслаждению жизнью естественным путем на искусственное вызывание приятных переживаний, которые сменяются шквальными проявлениями побочных вредных эффектов.

Причина наркомании у подростков и у детей кроется в искусственном получении удовольствия. Испытав «кайф», подросток стремится к повторению приятных впечатлений. Не успев оглянуться, ребенок получает зависимость от наркотиков. И теперь уже прием наркотиков осуществляется не только для получения удовольствия, но и во избежание и подавления ломоты в суставах, мышцах – симптомов ломки. Дружба с имеющими наркотический опыт дает доступность наркотических веществ, заменяет друзей детства, семью, школу.

Причиной подростковой наркомании часто является попытка самоутверждения подростка среди нормальной компании сверстников. Стремление быть ее лидером или хотя бы признанным авторитетным лицом диктует подростку демонстрировать свои вредные привычки – курение, пьянство, прием наркотиков как символ взрослости.

Признаки наркомании у подростков

Предпосылки назревающей проблемы наркомании среди подростков кроются в раннем употреблении табака – даже с шестилетнего возраста. Если факт потребления никотина есть, значит, следует быть начеку, взрослея ребенка, будет неизбежно тянуть на прием более сильнодействующих средств.

Некоторые виды наркотиков вызывают наркотическую зависимость после однократного приема. Это на табак! Первые признаки употребления наркотических веществ у подростка появляются через неделю от начала их приема. Успеваемость в школе сразу сходит на нет, прогуливаются уроки, пропадают деньги и прочие ценные вещи. Подростка основное время нет дома, новые знакомые его совсем не внушают доверия ни родителям, ни соседям. Поведения юного наркомана изменяется: настроение крайне неустойчиво, вспышки раздражения сменяются веселостью, нарушается режим сна и бодрствования. Он уединяется. Из привычек питания – когда совсем не есть, а когда набрасывается на еду.

Физические признаки наркотического пристрастия у подростка:

  1. Узкие или широкие зрачки, вне зависимости от освещения.
  2. Речь медленная, невнятная.
  3. Расстройство координации движений.
  4. Выраженная бледность кожи.
  5. Подавленное настроение и сниженная память.

Эти изменения в поведении и состоянии у подростка настораживают! Остерегайтесь последствий подростковой наркомании!

Если что-то вы заметили у подростка, не спешите, не истерите, хорошо все продумайте и поговорите с ним серьезно. Серьезно поговорить – это не значит грубо и унижая ребенка. Серьезный разговор – это строго по теме, без увиливаний и отклонений. Узнайте, пробовал ли ребенок наркотики, какие, почему. Чего он хотел этим добиться? Расскажите о последствиях и вреде употребления наркотических веществ. Обратитесь к наркологу за советом и рекомендациями. Есть хорошие врачи, клиники, реабилитационные центры.

Профилактика наркомании среди подростков

Наркомания, алкоголизм и курение табака сегодня распространилось на более молодые возраста независимо от пола. Девушки и девочки стремятся также к самоутверждению и взрослости фальшивыми и вредными способами. Дети из благополучных семей также имеют риск к наркотизации.

Нужна целостная стратегия для того, чтобы подросток не подменял реальность искусственным наркотическим восприятием. Профилактика не только вредных, но и опасных привычек – наркомании у подростков начинается с личного родительского примера. Нежелательная модель поведения у ребенка формируется, когда родители пьют, курят. Он ее вольно или невольно будет копировать.

Большинством людей алкоголь и наркотики воспринимаются, как способ отключиться от внешних и внутренних стрессовых агентов. Но нужно заложить в восприятие подростка полезные методы расслабления и восстановления психических ресурсов и организма. Нужно доказать, что жизнь полна здорового энтузиазма, интереса, увлечений и жизненных перспектив. Наркотики – это опаснейшая иллюзия, способная бесследно проглотить миллионы человеческих жизней.

Огромную роль в профилактике подростковой наркомании играет влияние учителей, педагогов, СМИ. Обыкновенные лекции, конечно, не могут достаточно впечатлить современную молодежь. Но более эффективным воздействием обладает просмотр документального фильма, где наглядно представлены все ужасы из жизни наркоманов. Молодые люди должны прийти к пониманию того, что наркомания среди подростков – болезнь, несостоятельность, вымирание всего человечества. Наркоманию не допустить значительно легче, нежели от нее избавиться.

Уберечь ребенка от наркотиков возможно на отношениях, выстроенных на обоюдном доверии, открытости и совершенной искренности. Покажите ему перспективность жизни, в которой нет места наркотикам.

ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ

Аннотация
В данной статье речь идет о подростковой наркомании, о ее причинах употребления и профилактики. На сегодняшний день подростковая наркомания затрагивает более десятков семей. Она сказывается на здоровье, на отношениях в семье. К сожалению, многие подростки, употребляющие наркотики, не обращаются за помощью, которая в этот момент им необходима. Вместо того чтобы получить помощь, они остаются изолированными, погружаясь глубже и глубже в порочный круг наркозависимости.

PROBLEMS OF TEENAGE DRUG ADDICTION

Islamova Aysylu Aydarovna
Bashkir State University
4th year student


Abstract
In this article we are talking about teenage drug addiction, its causes and prevention of use. Today, teenage drug abuse affects more than dozen families. It affects health, family relationships. Unfortunately, many young people who use drugs, do not seek help, which at this point they need. Rather than get help, they remain isolated, sinking deeper and deeper into the vicious cycle of addiction.

На сегодняшний день все более актуальной становится проблема подростковой наркомании. Это заболевание или зависимость от психотропных веществ так называемыми наркотиками.

В настоящее время все больше и больше количества людей, страдающих наркоманией, особенно среди подростков и молодежи.

Подростковая наркомания начинается с простого прикуривания сигареты, принятия алкоголя, приема каких-либо лекарств, содержащих наркотики. Зачастую подростковая наркомания начинается с употребления так называемых наркотиков как спайс, марихуана, которые способствуют поднятию настроения. Именно последние – это наиболее опасные наркотические средства, которые вызывают сильную наркотическую зависимость и наносят непоправимый вред. Подростковая наркомания – это особый вид наркомании, человек еще не сформировался как личность, еще не понял, что собой представляет жизнь, не наметил цели и в этот момент его психику начинают атаковать наркотики, мотивация к жизни практически отсутствует .

Я считаю, что причины подростковой наркомании множество, основными из них являются:

  • Воспитание в семье. От воспитания зависит многое, если родители постоянно будут критиковать своего ребенка, ругать его, бить, то ребенок начнет искать утешения на стороне и зачастую утешителем может стать именно наркотики.
  • Заниженная самооценка. Подростки, которые имеют проблему самоуважения в школе: унижения, различные издевательства со стороны сверстников или других учащихся, чаще всего прибегают к наркотикам, в избегании от действительности в мир иллюзий.
  • Тесное общение с наркоманами. Друзья, члены семьи, которые употребляют наркотики, могут спровоцировать подростка к принятию наркотиков.
  • Любопытство, в поиске новых ощущений, другие считают, что это модно, употребляя наркотики, они становятся крутыми и т.д.

Также причинами наркомании могут быть незнания у подростков о вреде наркотиков, бытовые проблемы, хотение казаться независимыми и взрослыми. Молодые люди думают, что избавив себя ненадолго от печали, они наберутся сил, и могут справиться со всеми трудностями, но, к сожалению, приняв наркотики один раз, человек не сможет отказаться от них, и каждый раз, когда у него появится новая проблема, он будет прибегать к наркотикам. Видя в них своего спасителя, которая есть в его жизни. Наркомания среди подростков имеет тенденцию к быстрому распространению, дети делятся новыми ощущениями, даже не подозревая, что этим втягивают других в наркоманию, а когда сами осознают, что наркотики их убивают, то к этому времени уже дюжина сверстников втянута в наркотики.

Наркомания и преступность так же имеют общий характер. Ведь мало того, что сами по себе наркотики нелегальны, наркоманы пойдут на любые поступки, лишь бы их достать – крадут, могут пойти и на более радикальные меры.

Чаще всего это подростки, которые находятся в зависимости от родителей. Инциденты кражи обычно происходят в семье, и потому не разглашаются до тех пор, пока ситуация не станет совсем критичной. Для людей с зависимостью самая неприятная сторона наркомании – ломка. И потому они пойдут на всё, чтобы достать «дозу».

Для того чтобы предупредить наркоманию, нужно разработать технологии по профилактике наркомании.

ставит цель раскрыть тот страшный вред, который способны нанести наркотики.

Профилактика наркомании, по- моему, мнению, должна начинаться с родителей, именно им следует говорить своим детям о вреде наркотиков. Доверительные отношения, открытое общение между детьми и родителями – залог профилактики наркомании. Равнодушие, грубая и диктаторская практика в семейных отношениях делают ребенка незащищенным от плохих соблазнов, в том числе и от наркотиков. Если у подростка назревают проблемы в общении, замкнутость, действенную помощь ему могут оказать психологические тренинги. Не имеют права оставаться в стороне и учебные заведения, где профилактика наркомании должна проводиться в доступной форме, формировать у подростков твердую позицию отказа от наркотиков.

В школах и в других учебных заведениях должны проводиться классные часы, беседы, лекции, анкетирование, различные мероприятия, ролевые игры, чтобы у подростков и молодежи сформировался защитный барьер от наркотиков.

Однако не всегда учитывается свойственное подросткам легкомыслие по отношению своему здоровью. Более интересная и наглядная подача информации для подростка – это фильмы, показываемые по телевидению, специальные молодежные передачи о вреде наркотиков. Однако даже самая продуманная и действенная профилактика подростковой наркомании будет безрезультатна, если подростка будут окружать употребляющие наркотики взрослые (пьянство – это один из видов наркомании), особенно близкие или друзья. У подростка создается впечатление, что все передачи о вреде наркотиков сильно преувеличивают вред от наркотиков, создается ложное представление, будто если он захочет, то всегда может бросить и т.п.

Основными компонентами профилактической работы можно отнести: специальное обучение и воспитание детей и подростков; взаимодействие с правоохранительными органами, которые могут обеспечить молодым людям антинаркотическую безопасность; создание позитивных жизненных альтернатив применению несовершеннолетними наркогенных препаратов (во многом ориентируется молодежной политикой определенного государства).
Профилактика подростковой наркомании должна проводиться опытными специалистами, которые способны выявить подростков из группы риска. Необходимо учитывать, что рассказы о вреде наркотиков могут спровоцировать (у недостаточно устойчивых подростков) интерес к наркотикам. Профилактикой наркомании среди подростков должен заниматься врач нарколог с большим опытом работы в подростковой наркологии.

Таким образом, подростковая наркомания приобретает все более масштабный характер. Она считается важнейшей задачей, которую надо решать во всех этапах ее формирования, начиная с уничтожения нелегального оборота наркотических препаратов и заканчивая работой профилактической направленности во всех учебных заведениях и семьях. К огорчению, профилактика наркомании среди подростков на практике малоэффективна, поскольку на конкретной стадии подросткового становления среда сверстников оказывает большее влияние, чем зрелое окружение. Обстановка с наркоманией в стране и в мире не поменяется до тех пор, пока для детей прием наркотиков будет выражать проявление собственной самостоятельности и личной «крутости». Следовательно, государству, организациям по профилактике наркомании, педагогам следует создавать более эффективный комплекс мероприятий политического, экономическо-правовой направленности, социального, культурного, медико-педагогического, физкультурно-оздоровительного характера, которые целенаправленны на предупреждения возникновения и развития такого страшного явления, как наркомания.

Нет человека, который был бы застрахован от патологических зависимостей. В группу риска входят несовершеннолетние, люди с ослабленной психикой. Подростковая наркомания развивается из-за негативного влияния социальных, психологических и биологических факторов. У пациентов, которые не достигли совершеннолетия, при наркотической зависимости возникают сбои в работе жизненно важных органов.

Среди отличительных особенностей социального и медицинского недуга выделяют:

  • прогрессирование психопатологических нарушений;
  • серьезные проблемы с адаптацией к самостоятельной жизни;
  • резкое изменение личности.

По статистике больше половины мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет хотя бы раз принимали наркотические вещества. Среди девочек этот показатель ниже.

Необходимо отметить, что данные сведения были получены в ходе анализа информации, предоставленной специализированными учреждениями. Далеко не все больные обращаются к врачу, поэтому реальные цифры гораздо выше.

От подростковой наркомании страдает множество молодых людей. В результате они лишаются возможности построить нормальные отношения и закончить учебу. Наркомания представляет собой болезненное пристрастие к соединениям синтетического или натурального происхождения.

Большое значение имеет мода на вещества, вызывающие зависимость. Прием наркотиков стал способом, посредством которого подросток доказывает свою самостоятельность перед друзьями.

Особенности подростковой наркомании


Наркотики оказывают на организм возбуждающее действие. В головном мозге имеются зоны, которые отвечают за запоминание факторов, способных вызвать удовольствие. При продолжительном приеме вредных веществ развивается зависимость, из-за которой отказаться от новых привычек без помощи узкопрофильного врача практически невозможно.

Отсутствие очередной дозы ведет к появлению излишней раздраженности, опустошенности и апатии. Подростки наркоманы теряют способность получать удовольствие от удовлетворения естественных потребностей методами, которые не несут опасности.

Ощущение радости, которое возникало при употреблении привычной нормы, пропадает.

Больной вынужден увеличивать количество наркотика. О появлении зависимости свидетельствует тот факт, что тело не может нормально функционировать без ежедневной дозы.

Наркомания в подростковой среде – серьезная проблема, меры по избавлению от которой принимают сразу после обнаружения недуга. То же можно сказать про алкоголизм и токсикоманию. Все начинается с ликвидации источника наркотических веществ, последним этапом становится профилактика рецидива.

Осуждение взрослых контрастирует с одобрением сверстников. Подросток не обращает внимания на слова родителей, школьного психолога и преподавателей. Ребенок отстраняется от общества. Несмотря на видимую независимость у больного возникает страх перед одиночеством. Это провоцирует ухудшение самочувствия и усугубление развившегося недуга.

Наркоман ощущает дискомфорт, находясь дома и в образовательном учреждении. Положительные эмоции у подростка появляются только при его общении с друзьями, которые разделяют его интересы и пристрастия. В результате формируется отдельная субкультура, характеризующаяся своими принципами, ценностями, идеологией, мифами, речью и атрибутикой.

Наркомания является причиной, вызывающей деградацию социума. Это ведет к резкому снижению численности населения, потере перспективной молодежи.

Причины наркомании


Факторы, провоцирующие наркозависимость, причисляют к одной из трех категорий.

В перечне биологических причин присутствует:

  • компульсивное влечение;
  • психоз;
  • стремительное привыкание к наркотическому воздействию;
  • психическая травма;
  • психопатия;
  • биполярное расстройство;
  • повышенная интенсивность индивидуальных черт характера;
  • олигофрения.

К психологическим факторам относят тягу к опасным удовольствиям, незрелость нервной системы, слабую силу воли, отсутствие жизненных ориентиров, эмоциональные особенности переходного возраста. Процесс превращения ребенка во взрослого сопровождается необходимостью в острых впечатлениях, построением новых контактов.

Среди социальных причин выделяют:

  • желание быстрее повзрослеть;
  • отсутствие контроля со стороны взрослых;
  • общение с наркозависимыми;
  • сниженная самооценка.

Риск возникновения тяжелой подростковой зависимости повышается при одновременном воздействии нескольких факторов.

Иногда недуг развивается из-за любопытства. Весомым поводом для беспокойства может стать отсутствие открытого общения, наличие доступа к алкоголю, наркотикам и сигаретам. Одна пагубная зависимость может привести к другой. Организм каждого человека реагирует на принятые вещества по-разному. Один подросток может испытать удовольствие, другой – отвращение.

От характера реакции зависят последующие действия несовершеннолетнего.

Существует несколько разновидностей подростковой наркомании. Определяющим критерием является само наркотическое вещество. Чтобы получить удовольствие, часто используют опиаты (героин), марихуану и кокаин. В отдельную категорию относят аптечную наркоманию. Опасные лекарственные средства можно приобрести через интернет.

В списке популярных наркотиков находятся амфетамины, курительные смеси, барбитураты, галлюциногены, ингалянты. Его дополняют транквилизаторами, нитритами бутила и стероидами.

Стадии


Наркомания среди подростков развивается на протяжении четырех стадий.

После первого приема у несовершеннолетнего возникает желание вновь употребить наркотик. Это происходит «за компанию» со сверстниками или подростками более старшего возраста. Зависимость не выражена. На данной стадии снимается психологический барьер. Ребенок перестает считать наркотики чем-то запретным.

На втором этапе появляется эйфория. Подросток ощущает ее при токсическом поражении организма. Наркотическая зависимость не проявляется. Необходимость в принятии наркотика обусловлена потребностью в установлении социального контакта и возможностью получить удовольствие.

Во время третьей стадии формируется психическая зависимость. Подросток не способен расслабиться посредством безопасных способов, так как страдает от излишней раздражительности, необоснованного беспокойства и тревоги. Эйфория сменяется дискомфортом, для снятия которого требуется очередная доза.

При переходе в четвертую фазу развивается физическая зависимость. Отказ от приема наркотика провоцирует синдром отмены. Данное состояние называют ломкой. Характер клинических проявлений зависит от психоактивного состава.

Возможные симптомы


О наркотической зависимости свидетельствует появление следующих признаков:

  • снижение успеваемости;
  • резкое изменение поведенческих реакций;
  • ухудшение отношений с близкими людьми;
  • игнорирование прямых указаний;
  • нарушение координации;
  • приступы неадекватного веселья, сменяющие агрессией, заторможенностью, безразличием и пассивностью;
  • использование специфических форм;
  • неряшливый внешний вид.

Ухудшается общее самочувствие. Возникает отечность слизистых оболочек и кожных покровов, уменьшается масса тела, обостряются хронические заболевания.

Наркотики, как и алкоголь, доводят организм до критического состояния.

Вероятные последствия


Влияние наркотиков на организм подростка может быть только негативным. Нарушается процесс формирования репродуктивной системы. Это чревато сбоями в менструальном цикле (у наркозависимых девушек), бесплодием.

Фиксируют появление патологических изменений в опорно-двигательном аппарате, из-за дисбаланса белков и углеводов замедляется рост мышечной ткани. В клинической картине также присутствуют симптомы неврологических заболеваний, частичной дисфункции паренхиматозных органов.

При наркотической зависимости страдает эмоциональная и волевая сферы. Повышается криминогенная активность. Подросток уже не считает воровство, проституцию, торговлю наркотиками непозволительными действиями. Принципы, которые раньше удерживали его от опрометчивых поступков, исчезают. Асоциальный образ жизни оборачивается серьезными последствиями: инфекционными патологиями и нежелательной беременностью.

Меры диагностики


Проверить ребенка на наркозависимость можно посредством специфического тестирования. К вспомогательным диагностическим методикам причисляют сбор анамнеза и внешний осмотр.

При осуществлении последнего особое внимание обращают на те места, куда ставят инъекции, и слизистые оболочки носа. Сами подростки не всегда понимают и принимают то, что они зависимы. Поэтому их слова вполне обоснованно подвергают сомнению.

Методы лечения


Терапевтическую схему подбирают, учитывая разновидность наркотического вещества, тяжесть интоксикации и индивидуальные особенности пациента. Госпитализация необходима, если у пациента выявили третью или четвертую стадию болезни.

В домашних условиях остаются подростки, у которых наркотическая зависимость еще не развилась. Продолжительность курса лечения определяют, ориентируясь на самочувствие больного. Сначала проводят детоксикацию. После очищения организма назначают коррекционную и восстановительную терапию.

Прогноз зависит от стадии наркотической зависимости и характера психопатологических изменений.

Профилактика наркомании среди подростков


Наркомания – глобальная проблема общества. В перечне профилактических мер находятся мероприятия физкультурно-оздоровительной, политической, медико-педагогический и социальной направленности.

Подростки и наркотики несовместимы.

При своевременном выявлении пациентов, входящих в группу риска, можно предотвратить распространение вредных веществ среди молодежи. В борьбу вступают родители, педагоги и узкопрофильные специалисты.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...