Особенности содержания государственного или муниципального контракта. Подписание госконтрактов: нюансы


закупка конкурс государственный электронный

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Главной отличительной чертой государственного контракта является особая цель использования товаров (работ, услуг), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (работах, услугах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения организаций и учреждений, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика предмета видов государственного контракта, в свою очередь, обуславливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.

Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении контракта. Также проектом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

В отношении подряда для государственных и муниципальных нужд для контракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей и финансирующимися за счет государственных и муниципальных средств.

Важной особенностью государственных контрактов является порядок его заключения - государственный контракт или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Из приведенного в Законе о гос. закупках и Гражданского кодекса РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным.

В соответствии с Законом о гос. закупках государственный и муниципальный контракты являются одной из важнейших составляющих комплекта документации и любая ошибка, закравшаяся в этот документ, может привести к снижению эффективности использования выделенных для закупки бюджетных средств, а также к срыву исполнения самого контракта. Данные контракты заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений упомянутого Закона.

Договор (контракт) считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В современной практике для бюджетного учреждения важна своевременность исполнения контракта. В государственный и муниципальный контракты, как правило, включены условия конкурсной, аукционной или котировочной документации и содержание заявки участника. Минэкономразвития РФ в своей политике придерживается правила невозможности при подписании изменения какого-либо пункта контракта, состоящего из двух упомянутых частей. Это требование необходимо строго исполнять, если в документации был опубликован текст контракта целиком. Если же в документации были указаны только существенные условия контракта, то они вносятся в него без изменений, а в несущественной части (упаковка, маркировка и т.п.) он может быть дополнительно согласован сторонами. На эту процедуру действующее законодательство дает до 20 дней со дня подведения результатов торгов или запроса котировок.

Обычно контракт состоит из следующих разделов:

  • - вводная часть (преамбула);
  • - предмет контракта;
  • - характеристика товара (количество, качество, комплектность товара);
  • - права и обязанности сторон;
  • - цена контракта и порядок расчетов;
  • - порядок и сроки поставки товара;
  • - ответственность сторон;
  • - изменение, дополнение и досрочное расторжение договора;
  • - сроки действия договора;
  • - порядок рассмотрения споров;
  • - заключительные положения;
  • - реквизиты и юридические адреса, подписи сторон.

Вместе с тем, надо понимать, что при завершении размещения заказа договор между бюджетным учреждением и участником-победителем не трансформируется в государственный контракт, а именуется таковым, сохраняя при этом все присущие договору признаки и включая все необходимые (существенные и несущественные) условия, т. к. главной отличительной чертой является действие одной из сторон от имени Российской Федерации.

Важнейшим условием является то, что при разработке проекта контракта, который должен быть передан участнику размещения заказа, с которым заключается контракт, в обязательном порядке необходимо перенести в него требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной, аукционной, котировочной документации и предложения, указанные в заявке такого участника размещения заказа.

В контракте требования к качеству поставляемых товаров могут определяться путем их описания, которым должно соответствовать качество товара, либо показателей качества товара (количественных характеристик, характеристик надежности, безопасности, энергопотребления, эргономических, эстетических, экологических и др.) или путем отсылки к какому-либо документу в области стандартизации.

Несмотря на то, что по общему правилу заключенный контракт не подлежит каким-либо изменениям, некоторые положения Закона о гос. закупках всё же предусматривает определенную свободу действий при его реализации. В частности, возможность изменения количества поставляемых товаров и цены контракта не более чем на 10% цены контракта. В условиях строгого регулирования деятельности государственного заказчика и возможности возникновения определенных сложностей наличие таких положений, по мнению автора, существенно влияет самым положительным образом на взаимоотношения сторон по исполнению контракта. И такая законодательная позиция, несомненно, отличает государственный контракт от иных гражданско-правовых договоров, которые не обременены такими жесткими ограничениями.

Нельзя обойти вниманием такое важное условие как гарантия. Принимая во внимание, что потенциальные поставщики, пользуясь несовершенством законодательства о гос. закупках зачастую поставляют товары, работы, услуги, не самого лучшего качества особенно важным представляется четкое регулирование условий выполнения гарантийных обязательств контрагентами. Это, в свою очередь, должно способствовать формированию круга участников размещения заказа с преобладанием добросовестных лиц.

В отношении завершающего этапа заключения контракта, его подписания, можно напомнить, что подписи под контрактом должны ставить люди, указанные во вводной части контракта, эти подписи должны быть расшифрованы и заверены гербовой печатью организации.

Однако, в свете введения электронных аукционов, возникает некий дискуссионный момент. Формально, при проведении аукциона в электронном виде обычные подписи не требуются, т. к. для таких случаев предусмотрена процедура использования электронно-цифровой подписи, да и наличие самого контракта в бумажном виде не требуется. Но для наиболее удобного использования его в работе или, к примеру, если дело доходит до судебного разбирательства, стороны зачастую предпочитают иметь в наличии государственный контракт на бумажном носителе.

Кратко остановимся на приложениях к контракту. Существует ошибочное мнение, что итоговый протокол является неотъемлемым приложением. Хотя во вводном тексте (преамбуле) на него и делается ссылка, он является конечным основанием к заключению контракта, а не приложением, даже если стороны выбрали раздельное хранение этих документов. А вот техническое задание, которое являлось частью документации о размещении заказа, спецификация товара, график платежей и поставок, календарный план работ, перечень материалов и оборудования, перечень услуг, сметный расчет, несомненно, будут являться соответствующими приложениями к контракту.

Итак, при заключении государственного и муниципального контрактов:

  • - не должно нарушаться действующее законодательство, в противном случае в результате судебного разбирательства контракт может быть признан недействительным;
  • - в тексте контракта не должно быть взаимоисключающих действий, условий, событий, а также текстовых выражений, допускающих противоречивое толкование и, соответственно, исполнение;
  • - интересы заказчика в контракте должны быть юридически защищены, а обязанности контрагента строго обеспечены его ответственностью. Весь текст контракта, все его пункты, так или иначе, должны отвечать этому требованию.

Грубой ошибкой будет являться, если в контракт не будут включены штрафные санкции за просрочку в поставке товара, исполнении работ, оказание услуг.

В Законе о контрактной системе наряду с понятием государственного контракта употребляется термин «муниципальный контракт». У многих заказчиков и поставщиков возникают вопросы: отличаются ли чем-то эти виды документов? Далее расскажем об особенностях муниципального контракта по 44-ФЗ.

Что такое муниципальный контракт

Муниципальный контракт - это договор, заключенный заказчиком от лица муниципалитета для удовлетворения своих нужд. Муниципальным заказчиком может выступать орган власти, казенное учреждение или унитарное предприятие, которые уполномочены принимать бюджетные обязательства.

Отличия муниципального контракта от государственного

Основное отличие в типах заказчиков. В госконтракте это государственные учреждения и предприятия, а в случае с муниципальным контрактом - учреждения и предприятия, действующие от имени муниципалитета. К ним относятся городские администрации, управы и аналогичные органы.

Еще одно важное отличие - тип бюджета, из которого финансируется закупка. В настоящее время все торги по 44-ФЗ распределены между тремя уровнями бюджета. Нужды госзаказчиков удовлетворяются за счет денег из государственной казны.

Следующий уровень - региональный бюджет, третий - муниципальный. Муниципальный контракт оплачивается из казны муниципального района, городского округа или внутригородского образования - в зависимости от типа заказчика.

Между тем, все закупки - и муниципальные, и государственные - регулируются одним и тем же законом - 44-ФЗ. Никакого разделения он не содержит, поэтому муниципальные и государственные контракты заключаются и исполняются по одним правилам.

Таким образом, разница заключается лишь в типе заказчика и бюджете, из которого идет финансирование.

Муниципальный контракт: существенные условия и особенности

Заключение муниципального контракта по 44-ФЗ

Порядок заключения муниципального контракта ничем не отличается от государственного. В проект документа, который был включен в состав конкурсной документации, вносят условия, предложенные победителем.

Для бумажного конкурса порядок следующий:

  • заключить муниципальный контракт по 44-ФЗ можно не ранее чем через 10 дней после публикации протокола в ЕИС, но не позже 20 дней с этого момента;
  • победитель вместе с подписанным контрактом направляет подтверждение внесения обеспечения;
  • если победитель не исполнил эти условия, он считается уклонившимся от заключения контракта.

Процедура подписания муниципального контракта по итогам электронной процедуры другая:

  • в течение пяти дней после публикации протокола в ЕИС заказчик размещает в ЕИС и на сайте ЭТП проект контракта без своей подписи;
  • у победителя есть 5 дней на то, чтобы направить подписанный документ вместе с или составить протокол разногласий;
  • у заказчика есть три дня с момента размещения подписанного проекта контракт победителем на то, чтобы поставить свою подпись.

Данные о заключенных муниципальных контрактах передаются в Федеральное казначейство для внесения в реестр.

Банковское сопровождение муниципальных контрактов

Вложенные файлы

  • Муниципальный контракт на поставку периодических печатных изданий.doc

Здравствуйте, товарищи юристы. Наша организация (ООО) осуществляет продажу товаров в розницу, сидим на ЕНВД. Помимо этой деятельности мы также успешно участвуем в гос. тендерах, по результатам которых заключаем всевозможные контракты на поставку...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Заказчика требует внести на свой счет обеспечение договора, при этом не дает гарантии что будет приобретать продукцию

Наша компания была признана победителем в конкурсе, при подписании договора заказчик требует внесения обеспечительного взноса 30% от договора - 3 миллиона рублей на срок около 1,5 года. В случае нашего отказа угрожает внести в Реестр...

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Получите совет юриста за 15 минут!

Получить ответ

788 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Как расторгнуть контракт по 44 фз сразу после подписания контракта

заключили контракт с гос учреждением после подписание хотим расторгнуть контракт так заказчик настаивал на подписание мол подпишите если не получится работать то расторгнем но заказчик настаивает чтобы мы начили работу

289 стоимость
вопроса

вопрос решен

Все услуги юристов в Москве

Взыскание задолженности с Заказчика по муниципальному контракту на выполнение строительных работ

Добрый день! Подрядчик заключил муниципальный контракт на выполнение строительных работ в октябре 2015 г. Согласно п. 7.1 Контракта Подрядчик должен был начать работы при условии надлежащего выполнения Заказчиком п. 4.2.1 (в том числе получения...

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Отказ от принятии товара по 44 ФЗ

Добрый день! Был заключен контракт по 44ФЗ, после проведение экспертизы (своими силами-приемочная комиссия) заказчиком было выявлено не соответствии по одной из позиций, Заказчик направил Поставщику письмо об отказе принять поставленный товар....

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Муниципальный контракт и обращение в ФАС по 44-ФЗ

Здравствуйте! Мы признаны единственными участниками и соответственно победителями аукциона по 44-ФЗ. У администрации одного из районов прошли все сроки по подписанию муниципального контракта, но они его так и не подписали. Что нам делать?

Как распространяется действие 44-ФЗ, на муниципальное унитарное предприятие торговли, не получающее бюджетных средств?

Добрый день. наша компания это муниципальное унитарное предприятие торговли.Предприятие находится полностью на самообеспечении, бюджетные средства предприятию не выделяются вообще! занимаемся продажей продуктов питания. должны ли мы закупаемые...

30 Сентября 2016, 04:33, вопрос №1392826 Максим Юрьевич, г. Владивосток

Необходимо ли делать отчет об исполнении контракта по п.4,5 части 1 ст. 93 (44-ФЗ)

Здравствуйте! Необходимо ли делать отчет об исполнении контракта, не размещенного в сети Интернет, заключенного в соответствии с п.4 части 1 или п.5 части 1 ст. 93 (44-ФЗ). В бухгалтерии Управления образования требуют от у всех образовательных...

289 стоимость
вопроса

вопрос решен

Административная ответственность за размещение в ЕИС отчетов об исполнении контракта

Прошу Вас предоставить Ваше мнение по следующему вопросу. УФАС по Орловской области вынесло решение о привлечении к административной ответственности сотрудника администрации города Орла за нарушение сроков размещения в единой информационной системе...

19 Сентября 2016, 17:17, вопрос №1382163 Татьяна Юрьевна Дерябкина, г. Орел

Возможно ли продлить контракт на оказание услуг по 44 ФЗ?

возможно ли продлить контракт на оказание услуг по 44 ФЗ. каким образом это можно сделать? но чтобы сумма оказалось не изменой!!

19 Сентября 2016, 13:08, вопрос №1381863 Роман, г. Екатеринбург

На какие статьи и законы надо ссылаться чтобы доказать нарушение Заказчика по ФЗ-44?

Ru/question/1300985/ А так же все заявления и ответы находятся сдесь.... https://yadi.sk/d/aLiPL2VNuDJNY Это ответ ПРОКУРАТУРЫ........

1700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Заказчик не оплачивает товар, ссылаясь на отсутствие финансирования

Заключили контракт на поставку подателей сигнала для проведения ЕГЭ, поставили товар, заказчик его принял. По контракту оплата в течении 30 дней, уже 2 месяца прошло а оплаты так и нет. Заказчик ссылается на приостановку финансирования....

Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте?

Сегодня, как и ранее, для всех участников системы по-порежнему остаются актуальными вопросы: «Что такое госконтракт?», «Как правильно его составить?», « Какие положения он должен содержать?» , «Каков порядок его заключения и изменения?». На эти и другие вопросы лишь частично дает ответы ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). В данной статье попытаемся разобраться в правовых особенностях контракта и в специфике возникающих контрактных отношений.

Итак, по итогам проведения закупок заключается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор.

Существует несколько определений понятия государственного контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники.

Так, согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 94 п од государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

ГК РФ содержит несколько иное определение государственного или муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции. Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Определение контракта, содержащееся в ГК, несколько неполно отражает сущность понятия , поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 94 также выступают услуги и работы.

Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они формируют полноценное понятие.

Государственный контракт заключается на основе государственного заказа.

О тличительной чертойгосконтракта (договора) от иных видов договоров является его особая ориентированность (направленность) – закупка товаров (услуг, работ) для государственных или муниципальных нужд.

Государственными нуждами (федеральными, региональными, нуждами бюджетного учреждения) являются потребности РФ в товарах (услугах, работах), необходимых для решения основных государственных задач – жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ.


Особенности государственного и муниципального контракта

    Оказание услуг осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

    Заказчики формируют заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и размещают их на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru .

    Контракт (договор) заключается на основе заказа, формируемого в установленном ФЗ № 94 порядке.

    Порядок и сроки подписания проекта контракта установлены нормами ГК РФ, ФЗ № 94.

Еще одной важной особенностью контракта является его принудительная сила. Для заказчик а, разместившего заказ, заключение контракта (договора) является обязательным, поставщик (подрядчик, исполнитель) также не вправе отказаться от заключения контракта (договора), если он принял доведенный до него заказчиком заказ либо стал победителем закупки.

1. Преамбула содержит информацию о :

Месте и дате составления контракта (договора);

Сторонах по контракту (договору): наименование сторон, фамилии, имена, отчества и должности подписывающих контракт лиц, ссылка на их полномочия, представленные учредительными документами, приказами или доверенностью;

Номере и дате протокола о результатах проведения закупки.

2. Предмет контракта (договора) - это материальный или нематериальный объект (товары, работы, услуги), по поводу которого складывается гражданское правоотношение, т. е. заключается контракт.

3. Цена контракта (договора) и порядок расчетов:

В связи с тем, что заключаемый контракт (договор) является возмездным, важным элементом содержания такого контракта (договора) является наличие в нем цены и порядка расчетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Отсутствие сведений о цене может привести к признанию контракта (договора) недействительным.

В структуру цены контракта (договора) помимо стоимости непосредственно самих закупаемых товаров (работ, услуг), как правило, включаются расходы на доставку, разгрузку, налоги, сборы, пошлины и др. обязательные платежи.

Стоимость товаров, работ, услуг, иными словами, цена контракта определяется итоговым протоколом по закупке - протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколом подведения итогов по открытому аукциону в электронной форме и протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Согласно ч. 4.1 ст. 9 ФЗ № 94 цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 9 ФЗ № 94.

Порядок расчетов определяется заказчиком самостоятельно, в связи с этим может предусматривать предоплату, аванс, оплату поэтапно, по окончании срока действия контракта (договора) или иной порядок выплаты.

4. Права и обязанности сторон: контракт (договор) является двусторонним, соответственно, поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик имеют друг перед другом определенные права и обязательства по его исполнению.

5. Срок исполнения контракта (договора) и порядок приемки. Срок исполнения контракта - это срок, в который по согласованию сторон и в предусмотренные контрактом (договором) временные периоды поставщик (подрядчик, исполнитель) должен поставить заказчику товар (выполнить работу, оказать услугу).

Порядок осуществления приемки заказчиком поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в контракте (договоре).

6. Ответственность сторон - правила, в соответствии с которыми в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения своих обязательств каждая из сторон контракта (договора) несет ответственность в виде различного рода санкций.

7. Срок действия. Порядок изменения и расторжения контракта. В соответствии с ч. 8 ст. 9 ФЗ № 94 расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

8. Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон.

В зависимости от специфики закупаемых товаров, работ, услуг контракт (договор) наряду с перечисленными выше положениями может содержать дополнительно разделы:

- Гарантийные обязательства.

- Форс-мажорные обстоятельства.

- Прочие условия.

Также государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, как правило, содержит различные приложения:

    техническое задание (подробно излагается наименование работ, услуг, а также товар, с помощью которого эти работы должны быть выполнены, а услуги, соответственно, оказаны;

    спецификация (качественные и количественных характеристики товаров и т. д.);

    календарный план (график) исполнения контракта (договора);

    протокол соглашения о цене контракта (договора);

    график осуществления оплат (в случае необходимости);

    и другие необходимые приложения.

Техническое задание отражает содержание конечного результата разработки и сроки начала и окончания выполнения работ. Разбивка выполнения работ по этапам расписывается в календарном плане работ. В данном плане указывается время закрытия каждого отдельного этапа работ. Отклонения от выполнения работ могут стать основанием для предъявления заказчиком претензий к исполнителю, подрядчику.

Сроки заключения контракта (договора)

Сроки, отведенные для заключения контракта (договора), наряду с ФЗ № 94 регламентированы ч. 2 ГК РФ (параграф 4 гл. 30 и параграф 5 гл. 37). Участник, с которым заключается контракт (договор) по закупке, обязан подписать его в установленные документацией (извещением) сроки.

Форма размещения заказа

Не ранее

Не позднее

Открытый конкурс

чем через 10 дней после дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок

20 дней

Открытый аукцион

чем через 10 дней после дня подписания протокола аукциона

20 дней после подписания данного протокола

Запрос котировок

чем через 7 дней после дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

20 дней после подписания данного протокола

Открытый аукцион в электронной форме

чем через 10 дней со дня размещения на сайте электронной площадки протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме

13 дней после подписания данного протокола

Отказ от заключения контракта (договора)

На практике решение об отказе от заключения контракта (договора) может принять как заказчик, так и участник. Заказчик обязан отказаться от заключения контракта только на основаниях, предусмотренных в ч. 3 ст. 9 ФЗ № 94, а именно в случае установления факта:

    проведения ликвидации участников размещения заказов;

    приостановления деятельности участников размещения заказа;

    предоставления участникам размещения заказа заведомо ложных сведений;

    нахождения имущества участников размещения заказа под арестом, наложенным по решению суда, вступившему в силу, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 20 % балансовой стоимости активов участников;

Каких-либо иных законных причин отказа от заключения контракта (договора) у заказчика нет.

Участник, с которым должен быть заключен контракт (договор) по результатам проведения закупки, не вправе отказаться от его заключения. Однако зачастую потенциальные поставщики, исполнители, подрядчики, не всегда осознавая объем возлагаемой на них ответственности за подобный отказ, все же к нему прибегают. Отказ от заключения контракта (договора) по инициативе участника чаще всего происходит в двух формах:

- уклонение от заключения контракта (договора) без предварительного объяснения причины;

- письменный отказ от заключения контракта (договора). Участник незамедлительно уведомляет о принятом решении заказчика и оформляет письмо об отказе от заключения контракта (договора).

В обоих упомянутых выше случаях заказчик вправе принудить такого недобросовестного участника к заключению контракта (договора), обратившись с иском в арбитражный суд с данным требованием , а также может потребовать возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (договора).

В качестве санкции за отказ от заключения контракта сведения о таком уклонившемся от заключения контракта (договора) участнике, в соответствии с требованиями ч. 5. ст. 19 ФЗ № 94 и Постановлением Правительства № 292 от 15.05.2007 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков», должны быть в обязательном порядке направлены заказчиком в ФАС для включения их в реестр недобросовестных поставщиков.

После оформления протокола отказа от заключения контракта с победителем по закупке заказчик согласно положениям ФЗ № 94 обязан заключить контракт с участником, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта либо заявке которого присвоен второй номер, а в случае открытого аукциона в электронной форме - с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем аукциона условий.

Изменение условий контракта (договора)

Одной из важнейших составляющих контракта (договора) является цена . Законом предусмотрено, что цена контракта (договора) может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом (договором) количества поставляемых товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта (договора) (ч. 4.1 ст. 9 ФЗ № 94).

Ряд условий контракта не подлежит изменениям в связи с прямым запретом, указанным в ч. 5 ст. 9 ФЗ № 94, на изменение существенных условий контракта (договора) как на стадии его заключения, так и на стадии исполнения, причем не только в одностороннем порядке, но и по соглашению сторон.

ФЗ № 94 предусмотрена возможность внесения изменений в уже заключенный контракт (договор) по результатам проведения торгов или без их проведения в следующих случаях:

1. В ходе исполнения контракта (договора) заказчик по открытому конкурсу и открытому аукциону в электронной форме имеет право изменить объем поставляемых товаров, работ, услуг (см. ниже) в пределах 10 % от общего числа, если такая возможность была предусмотрена конкурсной или аукционной документацией (ч. 6 ст. 9 ФЗ № 94). К таким товарам, работам, услугам относятся:

    научно-исследовательские работы;

    опытно-конструкторские или технологические работы;

    аварийно-спасательные работы;

    реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;

    оказание медицинских услуг;

    аудиторские услуги.

При этом общая начальная (максимальная) цена контракта изменяется пропорционально объему таких товаров.

2. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее чем три года составляет более 10 млдр руб ., то выполнение данного контракта (договора) без изменения цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ. Такая цена может быть изменена решением Правительства РФ (ч. 6.2 ст. 9 ФЗ № 94).

3. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для нужд субъекта РФ составляет более 1 млрд руб . и срок исполнения указанного контракта составляет не менее чем три года, то цена такого контракта (договора) может быть изменена на основании закона субъекта РФ (ч. 6.3 ст. 9 ФЗ № 94).

4. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для муниципальных нужд составляет более 500 млн руб . и срок исполнения обязательств по данному контракту (договору) составляет не менее трех лет, цена такого контракта может быть изменена на основании решения представительного органа местного самоуправления.

5. При этом законом не допускается перемена поставщика, за исключением случаев, если новый поставщик является правопреемником исполнителя по такому контракту (договору) вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 6.1 ст. 9 ФЗ № 94).

6. В случае изменения, в соответствии с законодательством РФ, регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта, заключенного на основании ч. 1 или ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, обязан изменить цену такого контракта (договора) соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий.

7. При заключении контракта (договора) по результатам проведения открытого конкурса или открытого аукциона в электронной форме заказчик по согласованию с участником размещения заказа вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта (договора) , предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (договора), если данное требование предусмотрено конкурсной или аукционной документаией (ч. 6.5 ст. 9 ФЗ № 94).

8. По согласованию с поставщиком заказчик вправе изменить цену контракта (договора) пропорционально объему указанных дополнительных товаров (работ, услуг) или объему указанной части работ (услуг), но не более чем на 10 % (ч. 6-6.6 и 8.1 ст. 9 ФЗ № 94). При этом следует иметь в виду, что заказчик может изменить в пределах 10 % указанные в контракте объемы лишь при соблюдении в совокупности следующих условий:

    возможность таких изменений должна быть предусмотрена конкурсной или аукционной документацией;

    внесение таких изменений возможно лишь на этапе исполнения контракта, т. е. после его подписания обеими сторонами.

9. В случае перемены заказчика по контракту (договору) права и обязанности по такому контракту (договору) переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях (ч. 6.6 ст. 9 ФЗ № 94).

10. При расторжении контракта (договора) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по данному контракту, в соответствии с ч. 8.1 ст. 9 ФЗ № 94, заказчик вправе заключить контракт с участником, с которым в соответствии с законом заключается контракт при уклонении победителя торгов, при условии:

    с огласия участника размещения заказа, занявшего второе место;

    е сли обстоятельства заключения контракта соответствуют тем, которые были прописаны в аукционной, конкурсной документации или спецификации, приложенной к запросу котировок и заявке поставщика, которой присвоен второй номер, в том числе цена за единицу.

При этом объем контракта может быть уменьшен пропорционально объему, выполненному победителем, с соответствующей корректировкой цен.

Расторжение контракта (договора)

Под расторжением контракта понимается прекращение установленных контрактом обязательств в пределах срока действия контракта без создания между сторонами новых обязательств. Документом, подтверждающим прекращение действия контракта (договора), как правило, является с оглашение о расторжении.

В соответствии с ч. 8 ст. 9 ФЗ № 94 расторжение контракта (договора) допускается только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

1. Контракт (договор) на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг может быть расторгнут по соглашению обеих сторон системы размещения госзаказа. Предложение о расторжении контракта (договора) оформляется в форме официального письма, которое подписывается руководителем организации заказчика и направляется в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя). Обязательным условием при составлении данного предложения является указание оснований, которые легли в основу принятия такого решения. В случае получения согласия на расторжение контракта заказчиком составляется Соглашение о расторжении контракта (договора). Вследствие получения отказа на поступившее предложение или неполучения ответа в указанный срок требование о расторжении контракта (договора) может быть направлено в суд.

2.Контракт может быть расторгнут по решению суда, если одна из его сторон существенно нарушила требования контракта (договора). Вследствие указанных действий одна из сторон контракта (договора) несет существенный ущерб, в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении контракта (договора).

Принимая решение обратиться в суд, заказчику следует уточнить, требуется ли соблюдение претензионного порядка разрешения спора. Если стороне, изъявившей желание расторгнуть контракт (договор), необходимо соблюдение претензионного порядка, то ей нужно предварительно обратиться к другой стороне контракта (договора), направив ей соответствующую претензию в письменной форме, с предложением урегулировать спор или расторгнуть контракт (договор) в добровольном порядке. Поставщик (подрядчик, исполнитель), существенно нарушающий условия контракта, рискует получить от заказчика требование о расторжении контракта.

Обратим внимание, например, что согласно ст. 523 ГК для договора поставки к существенным нарушениям условий поставки со стороны поставщик а относятся:

    поставка товаров ненадлежащего качества (причем ответственность за поставку некачественных товаров поставщик несет даже при отсутствии его вины);

    несвоевременная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг (нарушение сроков поставки).

Для того чтобы заказчик на практике смог себя защитить от вышесказанного, з аконом предусмотрено право заказчика отказаться от принятия товаров, качество которых не соответствует требованиям, изложенным в извещении, а также от товаров, срок поставки которых неоднократно был нарушен поставщик ом.

Для заказчика к существенным условиям нарушения исполнения контракта относятся нарушения сроков оплаты поставляемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а в случае закупок, предметом которых является поставка товаров, - невыборка поставляемой продукции.

Если в качестве стороны-нарушителя условий контракта (договора) выступает поставщик , то заказчик , в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 94-ФЗ, в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта (договора) направляет в территориальный орган УФАС сведения о таком участнике для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщик ов.

В случае расторжения контракта (договора) по инициативе заказчика в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе заключить контракт (договор) с участником, с которым заключается контракт (договор) при уклонении победителя, с согласия такого участника.

Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

13.03.2012 г.

У вас остались вопросы по теме «Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте» ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Сегодня в обществе зачастую ведутся разговоры о государственном контракте, однако муниципальный контракт упоминается гораздо реже. Но ведь последних существенно больше в действительности. Большинство людей предполагает, что различия между этими контрактами сходятся лишь к заказчику. Возможно, вы тоже полагаете, что заказчиком в соответствии с государственным контрактом является государственное учреждение, а в соответствии с муниципальным - муниципальное. Тем не менее отличительные черты не ограничиваются столь банальным образом. Именно поэтому в данной статье рассматриваются государственные и муниципальные контракты, закупки, им соответствующие, а также многие другие вопросы, которым целесообразно уделить внимание.

Муниципальные и государственные контракты

Федеральный закон РФ под номером 94 обеспечивает регулирование отношений по поводу размещения заказов, связанных с поставкой товарной продукции, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Помимо этого, закон регулирует исполнение государственного, муниципального контракта; единый порядок в отношении размещения заказов; организацию прозрачности и гласности при этом. Предотвращение коррупции и злоупотреблений в области размещения заказов также предусматривается представленным законодательным актом.

Важно отметить, что потребности, свойственные муниципальным образованиям, муниципальным заказчикам в услугах, товарной продукции и работах, которые необходимы для решения вопросов местного значения так или иначе обеспечиваются за счет денежных средств из источников финансирования внебюджетного уровня, а также местных бюджетов. Как выяснилось, контракт для государственных и муниципальных нужд - это не одно и то же. Так, соответствующие нужды наделены следующими отличиями:

  • Нужды государства обеспечиваются по расходным обязательствам России и расходным обязательствам субъектов страны за счет денежных средств бюджетов последних, а также федерального бюджета. Обеспечение же потребностей в товарной продукции, работах и услугах производится из источников финансирования внебюджетной природы.
  • Исполнение муниципального контракта связано с нуждами, обеспечиваемыми за счет денежных средств бюджетов местного уровня непосредственно по расходным потребностям муниципальных формирований в товарной продукции, работах и услугах, в которых есть необходимость для устранения проблем местного значения и реализации отдельных полномочий государства, которые передаются органам местного самоуправления посредством всех федеральных законодательных актов и, помимо этого, законов субъектов РФ.

Как выяснилось, различия между государственными и муниципальными органами - налицо.

Муниципальные заказчики

Заключение муниципального контракта осуществляется лишь после соответствующего уведомления от заказчика. Муниципальные заказчики - органы государственной власти субъектов РФ и государственные местные органы, а также уполномоченные приведенными структурами на размещение заказов. Как правило, уполномоченные органы, в число которых входят федеральные исполнительные органы, исполнительные органы субъектов РФ и местные органы власти, реализуют собственные функции, связанные с размещением заказов для муниципальных заказчиков.

Исключение в данном случае составляет заключение муниципального контракта на поставку товарной продукции, выполнение работ, а также оказание услуг для муниципальных нужд. При этом контракт, так или иначе, утверждается посредством подписи муниципального заказчика. Важно отметить, что порядок взаимодействия государственного уполномоченного органа и муниципальных заказчиков организуется в процессе принятия решения по поводу формирования данного уполномоченного органа.

Необходимо обратить внимание на то, что особенности, свойственные размещению заказов на поставку ценностей материальной природы в резерв государства или государственного заказа оборонного характера, могут быть установлены посредством иных федеральных законов.

Законодательная основа

Посредством пункта второго статьи 72 российского Бюджетного кодекса муниципальным образованиям предписывается заполнять образец муниципального контракта строго в рамках ограничений бюджетных обязательств. Так, приведенная норма гарантирует наличие в местном (муниципальном) бюджете средств, которые необходимы для оплаты товарной продукции, работ или услуг в соответствии с муниципальным контрактом.

На базе данного норматива в случае заключения муниципального контракта можно хранить абсолютную уверенность в том, что государственные власти местного назначения не преминут обязательно оплатить собственный заказ. Однако подобный расклад уместен лишь в теории. На практике сроки муниципального контракта могут несколько сдвигаться. Так, зачастую случаются «опоздания» в плане оплаты муниципального заказа по причине несвоевременности в пополнении государственного местного бюджета.

Именно поэтому, прежде чем обратиться к тому или иному заказчику, необходимо изучить муниципальный законодательный акт, который предусматривает порядок реализации муниципального заказа. Важно отметить, что этот правовой акт должен быть утвержден в совершенно любом муниципальном формировании. Помимо того, он обязателен к публикации для всеобщего обозрения.

Размещение заказов

Характеризующее муниципальный контракт выполнение заказа, как правило, предусматривает существенные объемы реализации работ, поставок товарной продукции, а также оказания услуг. Данные условия, так или иначе, предполагают серьезный доход исполнителю муниципального контракта.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...