Открыть категорию на снегоход. Нужны ли права на снегоход в россии


Несмотря на то что снегоходы чаще всего используются в безлюдных зонах, регистрировать их и получать разрешение на вождение, придётся. Перемещение подобного транспорта по общим дорогам не запрещено, где без знания ПДД обойтись не получится. Автовладельцам мотосаней следует знать, как получить права на снегоход, из каких этапов состоит процесс регистрации ТС (транспортного средства), какие штрафы применяются к владельцам снегоходов и многое другое.

Снегоход представляет собой лыже-гусеничные сани, оснащённые двигателем, посадкой и рулём мотоцикла. Мотовнедорожник создан для перемещения по заснеженным труднопроходимым участкам и лыжным трассам. Этот вид техники относится к классу самоходных машин повышенной опасности, способным в определённых ситуациях и при неправильной эксплуатации нанести вред человеку и окружающей среде.

Ни одна из пяти основных категорий водительских прав, принятых для управления ТС, не даёт разрешения на вождение снегохода. Наиболее подходящей группой, к которой можно отнести снегоход, является категория самоходных средств, не имеющая права передвижения по обычным трассам и максимально разгоняющаяся до 50 км/ч.

Этот вид внедорожной мототранспортной техники определяется категорией А1 и включает в себя снегоходы, болотоходы, мотовездеходы, квадроциклы и иные мотомеханизмы повышенной проходимости. Подобные мотосредства имеют руль и сидение, как у обычного мотоцикла, но обладают различными опциями и назначением. Управлять такими механизмами разрешает удостоверение тракториста-машиниста (УТМ) с открытой категорией А1.

Процедура оформления УТМ несколько отличается от процесса получения водительского удостоверения (ВУ):

  1. Начать изучение азов хождения на самоходной технике разрешается подросткам с 14 лет. Но пройти квалификационный экзамен и получить удостоверение можно только по достижению 16 лет. Автомобильные права могут получать только граждане, достигшие 18 лет.
  2. Получить и обменять ВУ можно в любом регионе России. Для УТМ в этом плане существует ограничение, получившее применение с ноября 2015 года. Согласно нововведениям, оформить тракторное удостоверение можно в ведомстве по месту проживания либо по месту обучения кандидата.
  3. В регистрационно-экзаменационном органе процедуры оформления ВУ и УТМ отличаются. Но оформить тракторные права можно предварительно пройдя соответствующий курс в автошколе и выдержав экзаменационное испытание на открытие категории А1 - но не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.

Инспекция Гостехнадзора курирует вопросы выдачи и наличия соответствующих удостоверений у водителей, а также процесс постановки на госучёт самоходных машин.

Для оформления УТМ, кандидату следует предоставить в региональную инспекцию Гостехнадзора следующий состав документов:

  • паспорт РФ;
  • фото 3х4 – 2 шт.;
  • заявление по образцу;
  • УТМ (если выдавалось ранее);
  • квитанция об оплаченной госпошлине;
  • свидетельство о пройденном обучении в автошколе;
  • водительское удостоверение (если есть в наличии, без него необходимо будет сдавать ПДД);
  • медицинское заключение (с отметкой «годен к управлению самоходными машинами и тракторами»);

Успешно пройдя экзаменационное испытание, водитель получает удостоверение тракториста-машиниста категории А1 на 10 лет. Раздел «Особые отметки» в полученном УТМ заполняется сведениями ограничительного либо разрешительного характера. Обычно, в эту колонку вписывают данные, указывающие на вождение в очках, группу крови, общий стаж водителя, а также ограничения по здоровью, запрещающие открытие других категорий.

Важно знать, что водительское удостоверение с действующей категорией А на вождение мотоциклов, не имеет никакого отношения к категории А1 для управления самоходной техникой. По закону, водителю надлежит пройти обучение в автошколе и сдать экзамен в инспекции Гостехнадзора на оформление УТМ. Однако, в этой ситуации процесс аттестации упрощается - кандидат освобождается от сдачи теории на знание ПДД.

Исключения из общих правил касаются обладателей мотоциклов, получивших ВУ с открытой категорией А до 1 января 2000 года. Проходить экзаменационное испытание на оформление категории А1 им не нужно. Водителю надлежит обратиться в ближайшую к дому инспекцию Гостехнадзора с заявлением о выдаче УТМ категории А1 и предъявить необходимый комплект бумаг.

Приобретая снегоход, потенциальный хозяин должен осознавать, что покупает самоходную технику, требующую к себе особого внимания и ответственности. Мотоспецтехника с объёмом двигателя более 50 см 3 , неукоснительно должна быть поставлена на учёт в региональное подразделение Гостехнадзора. При этом, если ТС развивает скорость движения свыше 20 км/ч, то владельцу следует заняться обязательным в данной ситуации оформлением полиса ОСАГО.

Довольно часто люди, купившие снегоход для нечастых выездов в деревню либо в малолюдное место, не считают нужным тратить время и деньги на его регистрацию.

Эта позиция неверная и может принести проблемы счастливому обладателю мотовнедорожника:

Согласно ПП РФ от 12.08.1994, постановка самоходного транспорта на учёт в госорганы проводится владельцем в течение первых 10 дней после его покупки.

Снегоходы, имеющие рабочий объем двигателя более 50 см 3 , либо мощность электродвигателя - более 4 кВт, надлежит ставить на госучёт не позднее 10 дней после их приобретения.

Для этого владельцу ТС либо доверенному лицу, действующему от его имени, необходимо явиться в территориальный орган Гостехнадзора со следующими бумагами:

  • паспорт владельца ТС;
  • ПСМ (паспорт самоходной машины);
  • квитанция об уплаченной госпошлине;
  • заявление о регистрации ТС по образцу;
  • сертификат соответствия качества на технику;
  • полис ОСАГО (для моделей, развивающих скорость более 20 км/ч);
  • договор на покупку техники (с датой подписания не позднее 10 суток до обращения);
  • свидетельство о регистрации (в случае, если ТС уже состояло на госучёте).

Собственнику надлежит предоставить снегоход на смотровую площадку ведомства. Если мотосредство в исправном состоянии и не числится в угоне, хозяин обращается за выдачей свидетельства и госномеров. Номерные агрегаты - тип №3 крепятся на ТС согласно ГОСТу сзади таким образом, чтобы их просмотр не загораживал другие части снегохода.

Общая стоимость процедуры по постановке самоходной техники на госучёт составляет 2 350 рублей. Сюда входит выдача госзнаков – 1 500 рублей, оформление свидетельства ТС – 500 рублей, отметка о регистрации в ПСМ – 350 рублей. Кроме этого, по итогам госрегистрации собственник ТС получает талон о пройденном ТО, пошлина на который составляет 400 рублей.

В дальнейшем, собственник обязан проводить ТО своего снегохода 1 раз в год по правилам, регламентированным Постановлением от 13.11.2013 № 1013 «О техническом осмотре самоходных машин». В связи с этим ему ежегодно следует оплачивать госпошлину и подавать заявление в местные подразделения Гостехнадзора на осуществление осмотра.

Техосмотр может быть проведён по месту пребывания транспортного средства. По закону, инспектор Гостехнадзора не имеет права отказать в выездном техосмотре. Нужно только вместе с ним утвердить дату и время проведения процедуры.

В 2013 году КоАП РФ претерпел изменения благодаря внесению поправок, на основании которых увеличились размеры штрафных взысканий.

Наказания, которым могут быть подвержены владельцы самоходной спецтехники при неправильной её эксплуатации, идентичны тем, которые используются при нарушениях ПДД автомобилистами:

  1. Эксплуатация мотовнедорожника без прав. Правонарушение влечёт за собой наложение на владельца денежного взыскания в размере 2 500 рублей. Наличие в этот момент у водителя прав другой категории не избавляет его от наказания. Мототехнику могут отправить на штрафстоянку, откуда владелец может забрать её только по предъявлении УТМ с категорией А1.
  2. Отсутствие регистрации ТС. Нарушение правил государственной регистрации накладывает на водителя административную ответственность на основании ч.1 ст. 19.22 КоАП РФ. С хозяина нелегального внедорожного мотосредства взыскивается штраф в размере 1 500 – 2 000 рублей. Для должностных лиц сумма взыскания выше, и составляет 2 000 – 3 5000 рублей, для юрлиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
  3. Езда на снегоходе без госзнаков. Это правонарушение касается тех машин, которые должны проходить госрегистрацию. Даже если ТС стоит на госучёте, но эксплуатация его осуществляется без регистрационных знаков, водителя наказывают штрафным взысканием в сумме от 500 до 5 000 рублей, либо лишением права управлять любой техникой на срок от 1 до 3 месяцев.
  4. Отсутствие талона техосмотра. Если техника не проходит ежегодное ТО, владельца наказывают денежным штрафом в размере 800 рублей. Повторное нарушение влечёт изъятие прав на срок от 1 до 3 месяцев. Инспектор Гостехнадзора вправе изымать УТМ у правонарушителя согласно ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ.
  5. Езда в нетрезвом состоянии. Водитель, севший пьяным за руль своего снегохода, заплатит в бюджет государства 30 000 рублей. Кроме этого, его лишат прав на вождение всех видов транспорта на срок от 1,5 до 2 лет. При этом, его техника помещается на спецстоянку.

На особом контроле у инспектирующих госорганов стоит запрет на эксплуатацию снегоходов во время охоты. За это правонарушение водителя ожидает денежное взыскание и уголовная ответственность по ст. 258 УК РФ.

Охота на мотосанях разрешена исключительно при проведении мероприятий, сдерживающих количественный рост определённых хищников. Для этого выдаётся особое разрешение с указанием всех опознавательных параметров снегохода.

Обучение в автошколе

Вождение самоходной техники требует от водителя особых знаний и умений, приходящих во время обучения. Пройти обучающий курс можно в учебных заведениях, лицензированных на проведение подобной деятельности. Подготовка студентов ведётся по специальным программам профобразования либо дополнительного профобразования.

С ноября 2015 года самостоятельное образование граждан на оформление категории УТМ вне автошколы недопустимо.

Обучающий курс занимает в учебном центре 3 - 4 недели. Этого времени студентам достаточно для прослушивания лекций теоретического курса, включающего основы ПДД и правила эксплуатации снегохода. Обучающийся обязан знать нюансы устройства самоходной машины и перечень её неисправностей. Любая поломка либо авария, произошедшая вдали от населённого пункта либо при отсутствии связи, не должна стать для него в будущем серьёзной проблемой.

Пройдя внутреннее тестирование в учебном заведении, кандидат обязан подтвердить свои знания и сдать полноценный экзамен в Гостехнадзоре для получения УТМ с подкатегорией А1. Экзаменационное испытание содержит теоретическую и практическую части.

Если кандидат уверен, что сможет сдать экзамен без практических уроков, то допускается прохождение в автошколе только теории. Однако, целесообразно взять хотя бы одно занятие по вождению для понимания того, какие умения и навыки будут демонстрироваться на экзамене в Гостехнадзоре.

К теоретической ступени студенты готовятся по билетам, утверждённым Министерством сельского хозяйства РФ.

Этот этап экзамена представляет собой тест на:

  • знание основ ПДД;
  • понимание технического устройства снегохода;
  • знание правил безопасной эксплуатации ТС и способов оказания первой помощи при авариях.

Тем кандидатам, кто исправно посещает лекции и учит билеты, сдать тестирование не составляет большого труда. Приобрести экзаменационные билеты сложно, но они есть в открытом доступе в интернете. Успешная сдача теории даёт допуск к практической части экзамена, который действует на протяжении трёх месяцев. Если в этот период кандидат не проходит практическое испытание, то ему надлежит сдавать тестирование вторично.

Получение неудовлетворительной отметки за теоретическую часть даёт право кандидату пройти тест повторно спустя неделю. Троекратно получив «неуд» за экзамен по теории, горе-студент снова отправляется за парту автошколы.

Практическая часть испытания имеет две ступени: вождение снегохода на территории автодрома и на городских дорогах. Первая часть не сложная.

Она представляет собой демонстрацию умений кандидата выполнять элементарные упражнения на мототехнике в искусственных условиях закрытой площадке:

  1. Заезд в бокс задним ходом, ориентируясь по зеркалам.
  2. Управление снегоходом с прицепом.
  3. Разворот в ограниченном пространстве.
  4. Выполнение экстренного торможения и остановки за 15 см до стоп-линии во время движения на разных скоростях.
  5. Въезд на эстакаду.

Вторая часть практики выполняется на городских дорогах с соблюдением всех ПДД РФ и норм безопасной эксплуатации ТС. Экзаменатор оценивает умение кандидата маневрировать на самоходной машине в потоке движения, а также контролировать обстановку на дороге и безошибочно на неё реагировать.

В случае провала практического испытания кандидату назначается пересдача, не ранее 7 дней после неудачной сдачи. Трижды не сдавшему практическую составляющую экзамена необходимо будет получить дополнительные уроки в автошколе.

При этом, при последующей пересдаче экзамена слушателю надлежит предъявить справку из учебного заведения о вторичном прослушивании обучающего курса. Порядок прохождения экзамена в органах Гостехнадзора отражён в пунктах 20 и 21 постановлении Правительства РФ от 12.07.1999 №796.

Экзаменационную комиссию на выдачу УТМ возглавляет инженер-инспектор Гостехнадзора с профильной подготовкой.

К специалисту применяются определённые требования:

  • возраст – старше 23 лет;
  • наличие УТМ той категории, по которой принимается экзамен;
  • профильное высшее либо среднее техническое образование.

В случае некачественного предоставления услуги инспекцией Гостехнадзора: отказ в приёме документов, нарушение сроков, требование дополнительных документов либо оплаты, некорректном поведении сотрудников, кандидат имеет право обратиться с претензией в вышестоящие инстанции и в суд.

Жалобу можно доставить лично, разместить в специальном разделе портала Госуслуги либо направить по почте. Обращение рассматривается госорганами в течение 30 дней после его регистрации.

Стоимость обучения и оплата госпошлины

Стоимость обучения управлению снегоходом зависит от специальной подготовки конкретного кандидата.

В обучающих центрах предусмотрены различные варианты учебного процесса и его оплаты:

  1. Полный курс - теория и практика. Разброс цен за такой курс обширный. Можно найти комплексную программу за 7 000 – 10 000 рублей, которая включает в себя полный теоретический курс и 10 практических уроков с инструктором. Есть учебные центры, предлагающие пройти за эту сумму только теорию, а практику по вождению ТС оценивают в 700 рублей за занятие.
  2. Теоретический курс. Кандидат, отлично управляющий техникой, может обойтись без практических занятий, но обязан изучить техническое устройство самоходных машин и ПДД. Цена за курс обучения формируется в зависимости от региона и варьируется от 5 000 до 7 000 рублей. Длительность курса в среднем составляет 2 – 4 недели.
  3. Дистанционное обучение. Этот пакет касается бывалых водителей, имеющих ВУ. Автошкола освобождает таких слушателей от постоянного посещения уроков. Подготовка к экзамену у них происходит по онлайн-тестам. Стоимость курса также имеет различные расценки и зависит от наличия прав той или иной категории.

В среднем, дистанционное обучение может обойтись в 5 000 – 9 000 рублей. Не стоит путать такой вид обучения с самостоятельным изучением основ управления самоходной техникой, запрещённым в России с 2015 года.

До процедуры получения УТМ, кандидату следует уплатить госпошлину в бюджет регионального ведомства Гостехнадзора. За получение прав на бумажном носителе госпошлина составит 500 рублей, на пластике – 2 000 рублей.

Оплатить обязательный взнос кандидат может любым удобным способом: портал Госуслуги, Сбербанк Онлайн, терминал любого банка либо отделение Почта России. Реквизиты для оплаты доступны на официальном сайте Гостехнадзора либо в территориальном органе ведомства, где будет проходить экзамен.

Студент может сэкономить на аренде снегохода у автошколы, пройдя практические уроки и сдав экзамен на своём ТС. Для этого самоходную технику необходимо оборудовать зеркалом заднего вида и знаком учебной машины.

Нюансы получения УТМ на снегоход

Перед покупкой снегохода будущему владельцу целесообразно ознакомиться с особенностями получения УТМ:

  • обычные ВУ с открытой категорий А1, позволяют управлять только скутерами и лёгкими мотоциклами - к снегоходам и прочей самоходной технике они отношения не имеют;
  • открытые категории А II, A III, A IV - не дают права водителю управлять техникой, входящей в класс A1;
  • военнослужащие имеют право получить УТМ по месту нахождения части, к которой они приписаны;
  • моряки, граждане других стран, беженцы, обязаны сдавать экзамен на получение УТМ главному инспектору Гостехнадзора в определённом субъекте страны;
  • изъятые госорганами права водитель может вернуть, сдав теоретическую часть экзамена в инспекции Гостехнадзора по истечении не менее половины срока лишения удостоверения;
  • если права были изъяты по причине алкогольного опьянения водителя, то перед сдачей экзамена водитель обязан предоставить медзаключение в Гостехнадзор.

Некоторые граждане задаются вопросом о покупке незаконного удостоверения на снегоход. Подобный подход имеет две стороны. С одной стороны, быстрое получение удостоверения без временных затрат на подготовку и сдачу экзамена. С другой стороны, стоимость таких прав выйдет дороже цены за обучение с госпошлиной.

Нелегальные права не вносятся в Госреестр и единую базу данных, а это рано или поздно принесёт владельцу снегохода ряд проблем с госорганами. Инспекторы ГИБДД либо Гостехнадзора, обнаружив подделку, выписывают штраф и изымают дорогостоящее ТС, забрать которое собственник сможет только, пройдя обучение и получив УТМ нужной категории.

1265 25.06.2019 5 мин.

С наступлением устойчивой зимы многие горожане любят выезжать за город – провести выходные в активном отдыхе. Лыжи и санки конечно занимают свое традиционное место, но большинство молодых людей предпочитают катание на снегоходе – транспорте, который с каждым днем набирает популярность среди активной молодежи.

Многие могут подумать, что для этого технического средства не нужно специальное обучение вождению и управлению, ведь оно маломощное и с ним может справиться любой, и получать права на него вовсе необязательно.

Но это далеко не так – сотрудники Гостехнадзора могут остановить незадачливого владельца снегохода среди чистого поля и проверить наличие прав на его управление. А при их отсутствии могут конфисковать любимое средство увлечения быстрой езды по снегу – таковы положения Административного Кодекса.

Нужно ли водительское удостоверение, в каких случаях

Такое транспортное средство как снегоход относится к категории мототранспортных средств, не предназначенное для передвижения по автодорогам общего назначения и имеющее максимальную скорость до 50 км в час. А вот из данной статьи, станет ясно

Для управления мототранспортным средством необходимо получение прав вождения категории А1, то есть тракториста – машиниста, которое дает право на использование снегохода в соответствии с Законом.

В нем отсутствуют ограничения на мощность двигателя, также нет и других ограничительных мер, но есть некоторые отличия:

  • Получить права на вождение мототранспортным средством можно с 16 лет – нет необходимости ждать совершеннолетия;
  • Нет специального требования на прохождение очного обучения – сдать на права можно после прохождения школы экстерна.
  • После получения «корочек» можно управлять практически любым средством – от небольшого по мощности в 150 м 3 до мощного горного снегохода в 170 м 3 ;
  • Даже существует послабление для тех, у кого есть права на управление автомобилем любой категории – при получении прав тракториста-машиниста им сдавать экзамен не нужно. Например, если у вас есть права на управление мотоциклом, полученными до 2000 года, то получить права тракториста можно при предъявлении документов по прохождению обучения в автошколе.

На видео-нужны ли права на снегоход:

Конечно, обучение необходимо для начинающих водителей спецтехники – ведь по-другому снегоход можно назвать и так, но на данный момент нет в достаточном количестве государственных специальных школ, где смогли бы дать полноценное обучение.

Какая категория нужна

Для управления внедорожными транспортными средствами необходимо получение прав на УТМ, то есть категории А1 – на управление мототранспортным средством передвижения.

Какой штраф за управление без водительского

Проверять владельцев снегоходов могут сразу 2 организации – Гостехнадзор и ГБДД, и у той и другой есть законное право проверить наличие нарушений у владельца снегохода:

  1. Если частный владелец не поставил свое транспортное средство на учет, то сумма штрафа составит 2000 рублей, для юридических лиц – до 10 тысяч. За злостное нарушение, то есть неоднократное нарушение не постановки на учет, владельца могут оштрафовать на 10 тысяч рублей ;
  2. За управление снегоходом в алкогольном опьянении действуют общие положения КоАП – вплоть до лишения прав управления до 3 лет;
  3. При отсутствии прав на управление предусмотрены штрафные санкции до 2500 рублей;
  4. За отсутствие регистрации в органах ГБДД – сумма штрафа составит 800 рублей;
  5. За езду без государственных регистрационных знаков – лишение прав вождения до полугода;
  6. За управление без водительского удостоверения в нетрезвом виде – арест до 15 суток;
  7. При передвижении по дорогам общего назначения без наличия полиса ОСАГО – штрафные санкции до 800 рублей;
  8. За езду без защитного шлема предусмотрен штраф в 500 рублей.

За особо опасные для жизни и здоровья нарушения могут изъять снегоход у его владельца, и отправить его на штрафную стоянку.

На видео-штраф за езду без прав на снегоходе:

Как получить водительское удостоверение

Для этого нужна предварительная подготовка:

  • Пройти медицинское освидетельствование для определения пригодности к вождению снегохода;
  • Тщательно подготовиться к прохождению экзамена на получение прав категории А1.

Где получить

Выдачей водительских удостоверений на снегоход занимается Гостехнадзор – после удачной сдачи экзамена претендент сможет получить долгожданные «корочки». Сам экзамен традиционно состоит из двух частей – сдачи теоретической и практической части.

Под теоретической понимается успешное прохождение экзамена на знание правил ПДД, он действителен в течение 90 дней. После сдачи теории водитель допускается к сдаче практической части. Если практику сдать не удалось, а срок теоретического экзамена истек, то перед сдачей придется вновь сдать теорию, а только потом перейти к сдаче практических навыков. Со скольки лет можно обучиться на права расскажет .

Как происходит обучение

  1. Изучение теории. На занятии преподаватель предлагает изучить транспортное средство – где находится стартер, тормоз, как произвести запуск и остановку. Вопросы экзаменатора касаются в основном безопасного вождения, и трудностей не представляют. При желании можно пройти курс изучения правил тем, у кого вообще нет никаких водительских удостоверений. Если у владельца снегохода есть права на вождение мотоцикла или другого транспортного средства, то сдавать вновь экзамен на знание правил дорожного движения не нужно.
  2. Практические занятия предполагают освоение снегохода. Водитель этого транспорта должен знать где располагаются важные части – зажигание, тормоз, свечи, как и куда заливается масло, как управлять рычагом передачи. Правилами предусмотрен определенный порядок управления: вначале водитель берется двумя руками за руль управления, затем перебрасывает ногу, проверяет позицию на рычаге управления (должен стоять в нейтральном положении), состояние тормозов, и только затем можно завести снегоход и обязательно включить передние фары. Интересно будет узнать, каким образом происходит

Порядок начала движения:

  • Вначале включается рычаг передачи;
  • Рукой обозначить сторону поворота транспортного средства (при любом старте снегохода);
  • Проверка наличия препятствий позади ТС;
  • Снимается ручной тормоз;
  • Начать езду на снегоходе.

После начала движения при повороте следует указать на строну поворота той рукой, куда предполагается дальнейшее движение.

Затем остановиться, поставить рычаг в нейтральное положение и приступить ко второму этапу обучения:

  • Научиться без проблем проезжать змейку, не задевая проставленных конусов;
  • Получение навыков по заведению транспортного средства задним ходом в гараж;
  • Прохождение обучения при выезде из гаража, поворотов, торможения.

Цена обучения

Цена за прохождение обучающего курса езды на снегоходе может разниться от уровня подготовки и мастерства самого претендента – чтобы свободно владеть транспортным средством начинающему неопытному водителю, понадобиться больше времени, чем умелому водителю. Поэтому цена может достигать до 8 тысяч рублей, для тех, кто управляет автомобилем, но не умеет еще ездить на снегоходе – до 3 тысяч рублей.

Важно понимать, каким образом получить международные водительские права в России. Вся информация указана в данной

Из данной статьи можно узнать, как поменять водительские права, когда их срок закончился. подробно указано

Как происходит , можно узнать из данной статьи.

Стоимость получения, срок их действия

Для получения водительского удостоверения категории А1 нужно уплатить государственную пошлину в 500 рублей, те же правила действуют при смене прав по истечению срока их действия – 10 лет. Таким образом, права будут действительны в течение 10 лет, после этого срока они подлежат замене по общим правилам.

Мы много пишем о внедорожной технике: квадроциклах, снегоходах, да и сами эти машины давно перестали быть экзотикой и продаются в России десятками тысяч единиц в год. Однако один и тот же вопрос мне задают любопытные граждане, если встречают меня на снегоходе или квадрике – «а на него нужны «права»»?

Вопрос, действительно, не праздный. Понятно, что человек, не имеющий квадроцикла или снегохода, не обязан знать такие тонкости, пугает иное – зачастую те, в чьих гаражах стоит колесная или гусеничная внедорожная техника, даже не подозревают о том, что на их «коньков-горбунков» водительское удостоверение требуется и очень удивляются, когда в чистом поле их встречает сотрудник гостехнадзора и выписывает штраф, а то и забирает технику на штрафстоянку.

«Права» нужны!

Итак, для управления внедорожным мототранспортным средством, не предназначенным для использования на дорогах общего пользования либо имеющим максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, к коим и относятся снегоходы и квадроциклы, требуется удостоверение тракториста-машиниста, категории АI. Именно в эту категорию попадают абсолютно все квадроциклы и снегоходы. Никаких ограничений или послаблений по фактору мощности или рабочего объема двигателя нет. Зато есть несколько приятных моментов.

Во-первых, за правами на «маленький трактор» можно отправляться уже с 16 лет. Совершеннолетия ждать не нужно, и, получив заветную корочку, можно сразу садиться за руль хоть 150-кубового «китайского» квадрика, хоть за 170-сильный горный снегоход.

Во-вторых, в отличие от последних нововведений в епархии ГИБДД, совершенно необязательно учиться в специальной «тракторной школе». В органах Гостехнадзора до сих пор действует институт экстерната. Может быть, и хотели бы официальные лица сделать учебу обязательной, как это нынче заведено в автошколах, но ресурсов для организации «квадрошкол» у ведомства нет. К тому же пришлось бы растягивать обучение на полгода, ведь пришлось бы обучать езде и на квадроцикле, и на снегоходе, и если зимой можно ездить и на том и на другом, то летом возникает проблема. Либо же пришлось бы вводить отдельные категории на то и другое, что тоже не входит в интересы ведомства, ведь, признаться честно, персональная квадро- снеготехника вообще «пристегнута» Гостехнадзору постольку поскольку. У них и без того хватает забот, ведь в их епархии все – от детских аттракционов и тракторов до башенных подъемных кранов и комбайнов.


В-третьих, есть чудесный пункт правил, который гласит: «Лицам, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А», выданное до 1 января 2000г., удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с разрешающей отметкой в графе «АI» выдается без сдачи экзаменов». То есть, если вы получили «права» на мотоцикл в 1999 году или ранее, вам вообще не надо сдавать экзамен. Достаточно прийти в отделение гостехнадзора с пакетом документов (о котором чуть ниже) и вам выдадут «права» на квадрик автоматом.

Квадроцикл – не квадрицикл

Стоит обратить особое внимание вот на что: после недавней реформы в ГИБДД в автомобильных правах появилась категория BI, на управление «трициклами и квадрициклами». Так вот, квадроцикл и квадрицикл – это совсем не одно и то же. Первое – это мотовездеход или «мототранспортные внедорожные четырехколесные средства с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа (0,7 кгс/см2), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа…». Как раз то, о чем мы и говорим.

Квадрициклы же – это «четырехколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы аккумуляторных батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования».

Квадрициклы отнесены к категории L7 классификации комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и к категории «А» (подкатегории «ВI» с 06.11.2013 г.) транспортных средств по классификации конвенции о дорожном движении. Они сертифицируются с выдачей одобрения типа транспортного средства и регистрируются в органах ГИБДД.

Под эту категорию подпадают всевозможные легкие автомобильчики, которых в России вообще практически нет. Или то, что в СССР называлось «инвалидками». Словом, автомобильные права не подойдут для езды на мотовездеходах и снегоходах, как и наоборот.


Готовимся к экзамену

Итак, прежде чем идти на экзамен, стоит разузнать, где вообще в вашем регионе расположилось непонятное заведение с названием Гостехнадзор. В Москве место, где принимают экзамены на категорию АI всего одно и расположено на проспекте Вернадского, д. 50. В регионах же чаще всего отделение технического надзора можно отыскать в райцентрах или областных центрах. Поскольку желающих сдавать экзамены на квадрик, как правило, не очень много, серьезного потока экзаменуемых не наблюдается нигде. Поэтому и регулярных экзаменов, скорее всего, не проводится. Поэтому идем в «гости» в Гостехнадзор, узнаем, кто из инспекторов занимается «нашим» вопросом и выясняем дату ближайшего экзамена.

Пока готовимся к теоретическому экзамену и учимся ездить, готовим необходимые документы. Нам понадобится:

  • заявление (пишем на месте); — паспорт; — медицинская справка (обычная «автомобильная» справка, формы 083, но с вписанным восьмым пунктом «Особые отметки» в котором указано, что водитель годен к управлению тракторами и самоходными машинами).


  • документ о прохождении обучения (если вам удалось таковое пройти);
  • удостоверение тракториста-машиниста (если ранее выдавалось);
  • водительское удостоверение (если имеется);
  • две фотографии 3х4 см на матовой бумаге;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу удостоверения (это квиточек из банка; сумма госпошлины за выдачу удостоверения на данный момент составляет всего 500 рублей.

Найти в продаже книгу с экзаменационными билетами на категорию АI «тракториста-машиниста» очень непросто, но оно и не нужно. Все они в изрядном количестве есть в интернете, и найти их не составит труда. Сами вопросы довольно простые, многие из них посвящены вопросам эксплуатации и ремонта. Даже если вы никогда не полезете в дорогущий импортный снегоход, все равно придется подучить «будни механика». Как ни крути, квадроцикл – брат трактора, и требования в Гостехнадзоре схожие. Хотя, конечно, к будущим водителям квадроциклов и снегоходов инспекторы относятся более лояльно, нежели инспекторы ГИБДД на автомобильных экзаменах. Да, кстати, очень важно – если на момент сдачи экзамена в гостехнадзоре у вас нет автомобильных «прав», то вам придется сдавать и экзамен по ПДД! Если водительское удостоверение из ГИБДД уже есть, то придется сдавать только «тракторные» билеты.

Еще одна рекомендация: если есть такая возможность, возьмите одно практическое занятие с инструктором. Это поможет понять требования инспектора на экзамене и познакомиться с площадкой и техникой, на которой придется сдавать экзамены.

Экзамен

По сравнению с экзаменами в ГИБДД сдача на «тракторные» права обычно проходит в «теплой и дружественной обстановке». Как ни крути, но претенденты на звание водителей квадроциклов не являются будущими профессиональными трактористами, водителями карьерных самосвалов и операторами шагающих экскаваторов, поэтому отношение к ним соответствующее.

Тем не менее, если вы обладаете особой формой «альтернативной одаренности», и вам не удалось сдать теоретический экзамен с трех попыток (между попытками должно пройти не менее недели, но по факту – может и больше, причину смотри выше), вас не допустят до четвертой попытки без корочки о прохождении обучения. И если в Москве или Питере найти «квадрошколу» не составит труда, то где-нибудь в глубинке может возникнуть проблема. Не говоря уж о том, что это лишние, зачастую совершенно ненужные траты.

С практическим экзаменом тоже все весьма просто. Осмотр техники, запуск, езда передом, задом, змейка, старт на эстакаде… Словом, ничего сложного. Все это сопровождается размахиванием руками (у квадрика нет поворотников). Словом, если вы потратили час на одно занятие с инструктором, то сдадите площадку с закрытыми глазами.

После успешной сдачи экзамена вы получаете заветную корочку, очень похожую на автомобильные «права» старого «бумажного» образца, но серого цвета, и можете выезжать на бездорожье и удивлять друзей. Если вы живете в городе, а не в селе, скорее всего, большинство из ваших друзей будут впадать в ступор, видя в вашем портмоне странный «дубликат» привычной корочки. За этим очень весело наблюдать.


Кстати, гаишники весьма лояльно относятся к людям на квадроциклах, которые передвигаются по вроде бы запрещенным для них дорогам общего пользования при условии наличия у тех удостоверения тракториста-машиниста категории АI, регистрации и техосмотра. Особо ответственные могут даже приобрести полис ОСАГО на квадрик, но о тонкостях страхования внедорожной техники, а также о вопросах регистрации и прохождения техосмотра на внедорожную технику мы поговорим в отдельном материале.

Вождение транспортных средств с отсутствием прав считается незаконным. Но зачастую возникает вопрос – неужели для управления подобными нестандартными средствами, как, например, квадроцикл, снегоход, яхта в 2018 году тоже необходимо документальное подтверждение в виде водительских прав? Согласно закону, всё, считаемое транспортным средством, нуждается в освоении и последующем документальном подтверждении этого в виде соответствующих документов. Получение прав на снегоход становится особенно актуальным в 2018 году для жителей северных регионов.

Среди основных, принятых сегодня в России, пяти категорий прав, регламентирующих управление ТС, нет ни одной, которая напрямую гласила бы: управление снегоходом. Поэтому, прежде чем решиться на приобретение внедорожника и водительского удостоверения на снегоход, нужно узнать: какие именно права нужны в 2018 году, чтобы законно управлять этим ТС.

Наиболее подходящим описанием для снегохода является следующее: автомототранспортные средства, которые не предназначаются для движения по автодорогам общего пользования, или максимальная скорость которых составляет 50 километров в час. Такому описанию соответствует категория А1, это значит, что для управления снегоходом, как бы это комично ни звучало, необходимо получить такие же права, как для пользования трактором и другой сельскохозяйственной техникой.

Как получить водительское удостоверение в 2018

Для того, чтобы получить права на снегоход, как и на любое другое, транспортное средство, необходимо пройти специальное обучение – своего рода инструкцию по пользованию машиной, а потом выдержать заключительное испытание. Стоит обратить внимание на некоторые условия для получения прав категории А1: её могут освоить те, кому уже исполнилось 16 лет; для получения прав на сельскохозяйственную технику и мототранспортные средства необходимо проходить медкомиссию, как и при получении прав любой категории на остальные виды транспорта.


Наконец, с 2015 года подготовка в специальных автомобильных школах стала обязательной, самостоятельную индивидуальную подготовку отменили. В Москве можно получить права на снегоход в автошколах, которые предлагают обучение соответствующей категории, например, в учреждении по адресу: улица Стромынка, дом 21, корпус 2, подъезд 1, кабинет 5.

Чтобы стать обладателем водительского удостоверения на управление снегоходом, необходимо пройти испытание в гостехнадзоре. Этот экзамен несколько отличается от испытания в ГИБДД, хотя также включает в себя две части: теоретическую и практическую.

Практическая часть, в свою очередь, разделяется на две площадки – автодром и город. Первая – наименее сложная, предполагает умение выполнять элементарные действия на транспорте: поворот, задний ход, тормоз и другие. Вторая ступень под названием город предоставляет реальные условия с соблюдениями правил дорожного движения и безопасности. При троекратном неудачном прохождении практического испытания владельцу снегохода придётся проходить обучение заново, но уже за свой счёт. Нужно с осторожностью относится к нечестным способам получения документов – купить права на снегоход, несмотря на обилие подобных предложений в сети, практически невозможно. После обнаружения подпольной деятельности такого рода будет наказан в первую очередь покупатель, а не продавец документов.

Заключение

Снегоход – полезное приобретение, предназначенное для использования в морозных и снежных условиях. Для того, чтобы получить права на пользование снегоходом, необходимо пройти обучение водительской категории А1 – именно она в 2018 году соответствует этому виду транспорта – и успешно выдержать испытание, состоящее из двух ступеней. Важно знать, что права, полученные для управления снегоходом, можно использовать также при и других средств, установленной этой категорией прав. При этом повторное прохождение испытаний не требуется.

Снежные морозные денечки суровой русской зимы тоже могут быть по-своему прекрасными, особенно, если есть такое средство передвижения, как снегоход или квадроцикл.

С ними никакое бездорожье заметенных лесных дорог не проблема, скорость, драйв, масса ярких положительных эмоций – это только сотая часть того заряда энергии, который дает прогулка на этих внедорожниках. Среди народа бытует мнение, что на снегоходы, впрочем, как и на квадроциклы, не нужно водительских прав.

Но так ли это? Сегодня мы подробно разберем эту тему, дабы не попасть в нехорошую ситуацию, связанную с недоразумением в вопросе прав на транспортное средство. Итак, поехали!

Нужны ли права?

Что может быть лучше, чем возможность выбраться с друзьями в лес тихим погожим зимним утром, чтобы покататься на снегоходе? Сумасшедшая скорость заставляет сердце выбивать бешеный темп, окружающие ландшафты захватывают дух.

А, что, если съездить веселой компанией до соседнего леса, который еще больше и красивее? Правда, для этого, нужно проехать несколько километров по проезжей части… Ой! Что это там маячит впереди?.. Машина ГАИ? И сотрудник патрульной службы яростно машет палочкой, требуя немедленной остановки… Но почему?

Ведь говорят, что на снегоход прав не нужно …А теперь давайте остановимся на этой ситуации более подробно. Да, для езды в глухом лесу или полю права, конечно, не нужны. Но до этих отдаленных мест еще стоит добраться. А добираются по дорогам, где, безусловно, водитель натолкнется на сотрудника ГАИ.

В обязанности инспектора входит потребовать у вас водительские права, но особой категории АI, то есть, права тракториста, потому как снегоход приравнивается к аналогичному с трактором транспортному средству. Пока на него нет отдельной категории, распределение происходит по этой сетке.

Более подробно о сдаче на права А1 смотрите на видео:

Кроме того, водитель должен соблюдать правила вождения, правила техники безопасности и быть не младше 16 лет. Так гласит законодательство РФ, регламентирующее правила езды на снегоходе.

Кто-то сейчас возмутится: как же так? Ведь это всего лишь снегоход, почему столько требований! Но не будем критичны: снегоход – скоростное транспортное средство, которое не менее, а даже более, чем автомобиль, может навредить окружающим при несоблюдении правил вождения.

К тому же нужно потренироваться, чтобы управлять таким мощным железным конем, так как его главной особенностью является не самый легкий центр тяжести.

Садясь за руль снегохода, будь это Ямаха , Ермак , Викинг 540 , Динго 150 , БРП , Варяг 550 , Поларис или любой другой, без прав, стоит помнить, что существует система штрафов, применяемых к водителям незарегистрированного снегохода или не имеющих прав.

Как легковой или грузовой автомобиль, снегоход должен проходить техническое обслуживание в пунктах ГАИ.

Штраф езды без прав составляет 2500 руб. Очень даже немалая сумма, наводящая на мысль, что лучше быть ответственным, законопослушным водителем, дешевле выйдет.

Но, запомните: система штрафов действует только в том случае, если сотрудник патрульной службы поймал вас на проезжей части, где действуют правила вождения. Если по какой-то нелепой случайности, вы повстречали гаишника в лесу, то здесь он уже не имеет никаких полномочий штрафовать вас.

Хотя… встретить в лесу сотрудника ГАИ такая же плохая примета, как встретить перебегающего дорогу белого зайца. Но бывают и исключения из правил.

Но, если в лесу штрафы не актуальный вопрос, то, если вам вздумается поставить снегоход на стоянку или просто под окна своего жилого (в особенности, многоквартирного) дома, то оштрафовать за отсутствие прав вас может не только представитель ГИБДД, но и простой участковый.

Вот такие нюансы, которые следует помнить, дабы не попасть в нехорошую ситуацию. До 2015 года вопрос с правами на снегоход не был столь жестким. Прежде была возможность сдать права экстерном при наличии водительского удостоверения на легковой или грузовой автомобиль. Теперь экстернат невозможен.

Придется проходить полное обучение , с обязательной сдачей экзаменов, теоретической и практической части.

Но как получить права на снегоход и квадроцикл? Об этом мы расскажем далее.

Какие и как получить?

Итак, для того, чтобы пользоваться снегоходом легально, необходимо получить права категории АI, что значит, удостоверение машиниста тракториста.

Для получения прав необходимо наведаться в Гостехнадзор и собрать следующий пакет необходимых для данной процедуры документов:

  1. Заявление , в котором по представленной форме необходимо написать свое волеизъявление управлять транспортным средством снегоход. Заявление позже должно быть подписано представителем Гостехнадзора и заверено печатью, только тогда оно будет иметь юридическую силу.
  2. После посещения госструктуры и написания заявления, придется оплатить госпошлину. Обязательно сохраните квитанцию, так как ее нужно будет предъявить для прохождения следующего этапа получения удостоверения.
  3. После того, как будет заверено заявление и оплачен налог, необходимо пройти медицинское исследование для получения медсправки. Что туда входит? Стандартный набор медицинских кабинетов, который в обязательном порядке должен пройти каждый автомобилист и тракторист, а именно: невролог, окулист, лор.
  4. Если у вас уже есть водительское удостоверение на вождение легкового или грузового автомобиля, то процедура получения прав на снегоход значительно упрощается. Обязательно предъявите госструктуре свои права и минуйте теоретический экзамен по ПДД , который, что и говорить, сегодня платный.
  5. Также понадобится два фото 3х4 для удостоверения.

Но одного сбора документов недостаточно, необходимо пройти еще один обязательный этап, прежде чем заветное удостоверение окажется у вас в руках.

Нужно пройти обучение на тракториста машиниста со сдачей экзаменов на теорию и практику (наличие водительского удостоверения избавляет вас от сдачи экзамена на знание теоретических знаний).

Права можно получить только по достижению 16-летнего возраста (в отличие от водительских, где лимит – 18 лет).

Если человек не достиг 16 лет, придется подождать, так как законодательство РФ запрещает вождение снегоходом лицами младше установленного возраста.

Квадроцикл также как и снегоход причисляется к мотовездеходам, согласно ГОСТу от 2003 года, поэтому права на него оформляются аналогично. Необходимо обратиться с заявлением в Гостехнадзор и представить сотрудникам службы медсправку и квитанцию об уплаты налога.

Снегоход БРП весьма популярен среди любителей зимних путешествий. С кофрами для него вы возьмете весь необходимый багаж.

Зима – это не только путешествия и прогулки в лесу, но и уборка снега у себя на участке. В этом вам поможет снегоуборщик Патриот.

Nwindow.RESOURCE_O1B2L3 = "toato.info";n

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...